Крым в творчестве Карло Боссоли. Карло боссоли картины


Карло Боссоли и его Крым в 1840-1842 годах.

Итальянский художник Карло Боссоли объехал весь полуостров в 1840—1842 годах. Результатом его трудов стало издание в 1856 году альбома  литографий «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea»Литографии К.Боссоли отображают многие памятники Крыма, не дошедшие до наших дней.Идею поста я подсмотрел у ambidekstrus :). Все картинки кликабельны.Могила Митридата.

Генуэзская крепость в Судаке.

Кафа, Феодосия

Генуэзские укрепления Чуфут-Кале.

Раннехристианская церковь

Остатки генуэзских укреплений в Инкермане

Балаклава

Вид Балаклавы со стороны генуэзских укреплений.

Остатки античного Херсонеса в Севастополе.

Степь между Перекопом и Симферополем. Везде скифские курганы разбросаны..

Татары, кочующие в степи.

Караимское кладбище.

Татарский дом в Алупке.

Татарская школа для детей.

Татарский дом.

Татарский танец.

Бахчисарай.

Грот в Гурзуфе.

Севастополь

Форт Св.Николая.

Симферополь.

Евпатория

Ялта.

Алушта. Интересные там башни торчат посреди города)

Форт Арабат.

Керчь

Русское кладбище.

 Восток в изобразительном искусстве:Османская империя на литографиях 18-19 века.Древний Китай на картинах современных художников.Арабский мир на картинах художников-ориенталистов

maximus101.livejournal.com

Боссоли, Карло. Прекрасные пейзажи и достопримечательности Крыма.

Bossoli, Carlo. The beautiful scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea. London, Day&Sons, 1856. Типографские печатные обложки. With colored title page & 51/52 hand-finished colored or tinted plates on 29 sheets. In-Folio. 57х38,5 см.

 

 

 

 

Евпатория

Вход в Севастополь с моря

Река Альма

Остатки античного Херсонеса близ Севастополя

Река Кача

Вид форта Св. Николая

Севастополь Вид с северной стороны города

Общий вид Севастополя

Арсенальная гавань, Военный порт. Севастополь

Интерьер раннехристианской церкви

Короткая справка: Карло Боссоли (Carlo Bossoli) родился в 1815г. в швейцарском Лугано в семье ремесленника. Через пять лет семейство Боссоли переселилось в Одессу. С 1828г. он работал в мастерской театрального художника Одесской оперы Наннини. Успехи молодого итальянца были замечены губернатором Новороссийского края и Бессарабии графом М. С. Воронцовым, который заказал Карло Боссоли ряд работ с видами Одессы, чем вывел его семейство из бедственного положения, последовавшего за смертью отца. В 1837г. в одесской типографии Д. Кленова на основе этих рисунков был выпущен альбом черно-белых литографий — первое издание работ К. Босоли. В 1839-1840 гг. графиня Е.К. Воронцова пригласила Боссоли в путешествие по Италии, что позволило ему углубленно изучать классическую школу живописи, познакомиться с современными итальянскими художниками. Вернувшись из Рима, он приезжает в Крым, останавливается в Алупке. За два года (1840-1842) Карло Боссоли объездил практически весь Крым. Крымские впечатления выразились в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже), свидетельствующих о том, что именно к этому времени он стал блестящим рисовальщиком. Помимо декоративности и живописных достоинств, эти произведения интересны особой точностью передачи деталей, будь то виды центральных улиц Севастополя, Симферополя, торгового порта и части ялтинской набережной или детальное изображение военных кораблей и фортификационных сооружений севастопольской бухты. В 1843г., уступая желанию престарелой матери, мечтавшей вернуться на родину, художник покидает Россию, где прожил 23 года и где сформировался его талант. Несколько лет провел Карло Боссоли в путешествиях от Скандинавии до берегов Северной Африки. Его путевые рисунки — это своеобразная «изобразительная журналистика». Они популярны, печатаются многими известными изданиями, в частности «Таймс». В 1851г. он снова побывал на своей второй родине, в России, где создал новую серию работ, посвященных Москве и Петербургу. В 1856г. крупное лондонское издательство «Day and Son» выпустило большой альбом литографий наиболее примечательных мест в Крыму. В 1860-1861 годах Боссоли — в рядах пьемонтской армии участвует в борьбе за освобождение Италии от австрийского владычества. Более 150 работ, запечатлевших эти события, характеризуют художника как выдающегося баталиста, мастера панорамы. О последних годах жизни художника известно немногое. Он обосновался в Турине, выстроил дом, частично напоминавший эклектикой архитектуры Воронцовский дворец, столь поразивший воображение юноши. Не создав собственной семьи, воспитывал горячо любимого племянника. В 1884 году в возрасте 69 лет Карло Боссоли скончался и был похоронен в своем родном городе Лугано.

Устье реки Черной

Остатки генуэзских укреплений в Инкермане

Вид Инкерманской долины

Монастырь Св. Георгия

Общий вид побережья, простирающегося от мыса Фиолент до Севастополя

Вход в гавань Балаклавы

Общий вид Балаклавы со стороны генуэзских укреплений

Балаклава, вид с берега

Дворец князя Воронцова В Алупке

Татарский дом в деревне Алупка

Короткая справка: Боссоли, Карл (Bossoli Carlo) (1815 - 1884), итальянский художник. Творческое наследие Боссоли занимает достойное место в мировой культуре, включено во многие музейные собрания. В фондах библиотеки “Таврика” Крымского республиканского краеведческого музея находится альбом цветных литографий художника “Пейзажи и достопримечательности Крыма” (Лондон, 1856). 52 цветных литографии альбома представляют развернутую панораму наиболее значительных памятников природы и истории полуострова. Крымский период жизни Боссоли многое определил в его человеческой и творческой судьбе. Здесь сложилась своеобразная изобразительная манера художника. Родители Боссоли переселились в Одессу, когда ему исполнилось пять лет. В Одессе проявилось художественное дарование. Успехи молодого художника заметил губернатор Новороссийского края и Бесарабии граф М.С. Воронцов, который заказал Боссоли ряд работ с видами Одессы. На основании этих рисунков в 1837 был выпущен альбом черно-белых литографий. Предположительно, именно от М.С. Воронцова в дальнейшем Боссоли получил заказ на рисунки с природными и историческими ландшафтами Крыма. За два года (1840-42) он объездил практически весь полуостров. В 1843, уступая желанию престарелой матери, мечтавшей вернуться на родину, в 28 лет Боссоли покинул Россию.

Интерьер татарского дома

Татарская школа для детей

Вершины горы Св. Петра (Ай-Петри)

Мыс и маяк Св. Теодора (Ай-Тодор)

Вид Ялты

Татарский танец

Грот в Гурзуфе

Гора Чатыр-Даг

Алушта

Долина Демерджи

КАРЛО БОССОЛИ: КРЫМСКАЯ “TERRA INCOGNITA” РУССКОГО ИТАЛЬЯНЦА

Елена ДЕРЕМЕДВЕДЬ, к.ф.н.

Следуя по узкому длинному коридору, небольшая группа господ с дамами вошла в мрачную погребальную камеру древнего кургана. Здесь упокоился грозный царь — может, даже сам легендарный Митридат. Слуга зажег факел, который ярко осветил склеп, придав ему еще более зловещий вид. Но где же древние амфоры, украшения, оружие? Некогда устланное дорогими коврами, сейчас погребальное ложе было пустым… Именно таким представил Крым в своих литографиях итальянский пейзажист Карло Боссоли, надолго закрепив за Тавридой образ страны с божественной природой, романтическими руинами и таинственными народами. Античные и средневековые фантомы, восточные миражи и неземной красоты природа стали причиной массового увлечения Крымом в первой половине XIX века. Никто еще не ведал об этой удивительной земле. И кому, как не художникам, суждено было сделать первые «фотоснимки» Тавриды! Сразу после присоединения Крыма к России (1783 г.) на полуостров устремились мастера кисти. По заказу государя Александра I в 1825 году вышел живописный альбом Карла Кюгельхена. В 30-х годах художник Н.Г. Чернецов явил миру более 300 рисунков и акварелей. В середине XIX века около 50 литографий создал симферопольский художник Ф.И. Гросс. Среди этих имен не последнее место занимает и «русский итальянец» Карло Боссоли, посетивший Крым несколько раз — в период с 1828 по 1842 гг.

Судьбоносный переезд в Одессу

Карло Боссоли родился в 1815 году в швейцарском городке Лугано италоязычного кантона Тичино. Через пять лет его отец неожиданно перевозит семью в Одессу, надеясь найти там работу каменотеса. Под покровительством графа М.С. Воронцова всеми работами по строительству Одесского порта руководил выходец из Италии Де Рибас, при котором в городе сложилась целая община итальянцев: архитекторов, художников, торговцев и ремесленников. Представить только — 10% от местного населения! Маленький Карло сразу влюбился в лазоревое море, призывный крик чаек, многоголосый гомон портового люда. Он мог часами сидеть на берегу, наблюдая, как, надув тугие паруса, в порт входили и выходили корабли. Многие привыкли видеть, как мальчик что-то увлеченно рисовал карандашом на маленьких клочках бумаги. Уже тогда приятели отца говорили, что Карло станет большим художником… Карло исполнилось одиннадцать, когда император Николай І вдруг прекратил «инвестировать» одесское строительство. Боссоли-старший остался без работы, и деньги на то, чтобы содержать жену и двоих детей, вдруг исчезли. От переживаний отец Карло заболел и вскоре умер. Мальчику пришлось устроиться на работу в лавку древностей. Работа была не пыльная, и Карло убивал время тем, что копировал старинные эстампы, литографии и гравюры. Удивительно, но многие его копии были лучше оригиналов и, конечно, гораздо дешевле! Вскоре у юного художника появились постоянные клиенты. А в 1828 году Карло приняли на работу помощником Наннини — художника Одесской оперы.

Улыбка судьбы

Все в жизни талантливого живописца резко изменилось после того, как он был замечен и обласкан генерал-губернатором Новороссийского края и Бессарабии графом М.С.Воронцовым. Увидев в театре декорации Боссоли, мудрый вельможа решил заказать итальянцу живописные виды Одессы. Вскоре в 1837 году в одесской типографии Д. Кленова на основе этих рисунков был выпущен альбом черно-белых литографий — первое издание работ Карло Боссоли. Так он превратился в придворного живописца, а его семья получила от графа солидное содержание. Со всех сторон на Карло посыпались заказы. Безмятежная, праздно-текущая дворцовая жизнь быстро наскучила жизнерадостному итальянцу. В 1839 году супруга всесильного Воронцова — графиня Елизавета Ксаверьевна собиралась в путешествие по Италии и пригласила с собой Боссоли. Мечты сбываются! Увидеть Венецию, Неаполь и Рим, познакомиться с художниками Возрождения и изучить классическую школу живописи — что еще может желать начинающий пейзажист? Исколесив Италию, Карло вернулся в Одессу, неприятно пораженный убогостью своей настоящей родины, все еще томившейся под гнетом Австрийской империи. Можно сказать, что из заграничной поездки Боссоли вернулся с революционной мечтой о независимости и целостности Италии.

Татары, путешествующие по степи

Водопад Джу-Джур

Река Салгир

Долина реки Кокозка

Вид на Симферополь

Крымская командировка

Энергичному итальянцу не сиделось на месте, его манили новые места, новая «натура» для его прозрачно-воздушных пейзажей. Тут (как раз кстати) Боссоли и получает новое задание от графа Воронцова: он должен отправиться в Тавриду и создать серию романтических литографий о Крыме. Молодой итальянец не знал, что его крымские «каникулы» продляться около двух лет. Боссоли прибыл в Крым в 1840 году, остановившись в «феодальном» дворце М.С. Воронцова в Алупке. За два года (1840-1842) талантливый рисовальщик создал прекрасные акварели и гуаши: собирательный образ Тавриды. На его картинах оживали морская безбрежная гладь, заснеженные горы, очарование живописных долин, романтические развалины древнего Херсонеса, экзотика мусульманского Востока, грозные стены генуэзских крепостей и таинственные «пещерные города»... Идиллия, безмятежность, покой. Вот это и есть Таврида Карло Боссоли! Карло нравилось изображать повседневные сцены: морские купания в Севастополе и Евпатории, путешествие на верблюдах по степи, зажигательный татарский праздник. Боссоли считал пейзаж незаконченным, если на его фоне не появлялась одинокая фигура или группа персонажей. Уподобляясь мастерам прошлого, итальянец нередко «вписывал» собственную персону в сюжет своих рисунков. Полагают, что на литографии «Могила Митридата» изображена чета Воронцовых. А вот за танцующими участниками татарского праздника в Массандровском имении Воронцова наблюдают мужчины в европейской одежде. Карло иногда намекал, что это — он вместе со своим высоким покровителем. Странствуя по полуострову, Карло и не заметил, как быстро пролетело время: он должен был покинуть «полуденную страну». Работами Боссоли Воронцов остался доволен. Листая представленные ему рисунки, граф думал о том, что это послужит делу процветания полуострова. Ведь это была стопроцентная реклама доселе неизвестного, безлюдного и мало посещаемого края. По его приказанию в 1842 г. в одесской литографии Д. Кленова был издан альбом Боссоли «24 вида Крыма». «Алупкинские» же литографии торжественно воцарились в парадных залах одесского дворца Воронцовых.

Исток реки Биюк-Узенбаш

Остатки генуэзких укреплений на Чуфут-Кале

Бахчисарай

Караимское кладбище

Караимское кладбище сегодня

Остатки большой генуэзской крепости в Судаке

Пейзажист, баталист и… монах?

Художнику исполнилось 28 лет, когда его мать настойчиво стала просить сына отвезти ее на родину, в швейцарские Альпы. Однако поговаривали и о другой причине отъезда: мол, увлечение художника свободолюбивыми идеями отвратило от него могущественного генерал-губернатора. Поэтому, воспользовавшись семейным предлогом, в 1843 году художник покинул Одессу, где прожил 23 года, и отправился в Швейцарию. Похоронив мать, Боссоли вместе с сестрой решил устроить себе «гранд-вояж» по странам Европы и Северной Африки. Средства, полученные от Воронцова, позволили им безбедно жить в течение нескольких лет. Карло увлеченно работал над пейзажами-зарисовками и даже писал путевые заметки, которые охотно брали престижные газеты. В 1845 году наш герой возвратился в Милан, а в 1851 году — вновь уехал в Россию, где запечатлел виды Москвы и Петербурга. Боссоли называли одним из лучших «изобразительных репортеров» и «журналистом с кистью». Он путешествовал по Марокко, делая пейзажи для королевы Виктории, затем по Испании, выполняя заказы императрицы Евгении, жены Наполеона III. В 1853 году маэстро обосновался в Пьемонте, однако, зная о революционных настроениях художника, правительство высылает его из Италии. Боссоли переезжает в Лондон и устраивается главой рисовальщиков «Таймс». Его карикатуры и парламентские зарисовки пользовались большой популярностью. Именно в Лондоне к Боссоли пришла настоящая слава и признание.

Общий вид Карасубазара

Мыс Такыл в Керченском заливе

Могила Митридата, близ керченского лазарета

Керчь со стороны верхней дорогои в Ени-Кале

Общий вид Керченского залива с горы Митридат

…Шла Крымская война (1853-1856). Чувствуя общественное настроение, в 1856 году предприимчивый итальянец публикует в крупном лондонском издательстве «Day and Son» свой альбом цветных литографий «Прекрасные пейзажи и достопримечательности Крыма» («The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea»), который стал настоящим бестселлером. Любопытным британцам не терпелось увидеть места, где по воле судьбы (и парламента!) воевали и умирали английские солдаты. Они хотели знать, как выглядят Севастополь и Балаклава, ставшие эпицентром кровавого конфликта. Пейзажи Боссоли тиражировались тысячами! Конкуренцию его альбому могли составить лишь только недавно появившиеся фотографии Роджера Фентона. Нелишенный тщеславия, Карло наслаждался успехом. Его картины покупал весь лондонский свет, включая баронессу Ротшильд и герцога Веллингтона. Сама королева Виктория была очарована талантом Боссоли, пожелав приобрести для себя несколько его крымских пейзажей…

Форт Арабат

Степь между Перекопом и Симферополем

Кафа (Феодосия)

Боспор

Перекоп

Русское кладбище

Остров Змеиный

В Италии разразилась война за независимость: доведенные до отчаяния итальянцы восстали против габсбурского гнета. Когда-то изгнанный из этой страны, Боссоли решительно покинул сытый Лондон и на протяжении 1860-1861гг. воевал в рядах Пьемонтской армии. Художник сражался в коннице, в пехоте, не обходил стороной и рукопашные бои. И как результат — более 150 работ, запечатлевших эти события. Все смогли оценить Боссоли не только как пейзажиста, но и как баталиста. К восторгу художника, Италия, наконец, обрела независимость, и Карло поселился в Турине. Там он построил дом — такой себе Алупкинский дворец Воронцова в миниатюре. Несомненно, он скучал по родной Одессе, по Крыму, по далекой России, где провел более двадцати лет. Не создав собственной семьи, Карло сосредоточился на воспитании племянника, сына рано умершей сестры. В 1884 году в возрасте 69 лет Карло Боссоли тихо отошёл, завещав похоронить себя в родном Лугано. Последние 25 лет жизни Боссоли окутаны завесой тайны. Художник почти перестал рисовать. Поговаривали, что он тайно принял монашеский обет. Правда это или нет — доподлинно не известно…

www.raruss.ru

Руины античного Крыма в литографиях Карло Боссоли

В последнее время в интернете появилось множество оцифрованных картин, гравюр, литографий  картин художников 18 века Джованни Баттиста Пиранези, Юбера Робера, Паоло Панини, Гварди Франческо Лацарри и других, написанные в стиле так называемой  "руинной живописи".

Джовани Баттиста ПиранезиЮбер РоберГварди Франческо ЛацарроКарло Боссоли

На этих картинах художники рисовали разрушенные античные дворцы, храмы, акведуки, все заросшие многолетними деревьями,  причем, таких картин превеликое множество.  Все они свидетельствуют о том, что по Европе пронеслась гигантская волна и смыла античную цивилизацию, которая была всего лишь триста лет назад, а не в заоблачные 2 тысячи лет назад. Но, как мы знаем, волна сначала прокатилась по территории Урала, Сибири, России, и затем вылилась в Черное море.

Следы разрушений на берегах Черного моря и, в частности Крыма, запечатлел  итальянский художник Карло Боссоли, который объехал весь полуостров с 1840-й по 1842-й годы. Результатом его трудов стало издание в 1856 году альбома литографий «Пейзажи и достопримечательности Крыма».

Обложка к альбому Карло Боссоли "Пейзажи и достопримечательности Крыма"

Литографии Боссоли отображают многие памятники Крыма, не дошедшие до наших дней. Его творчество, пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем земли Тавриды, овеянной древними преданиями. Давайте рассмотрим некоторые картины из вышеназванного сборника.

Вид Феодосии Кафы

Итак, перед вами картина «Вид Феодосии Кафы». И сразу,  справа на первом плане, мы видим руины какой то башни, которая находится на уровне морского прибоя, возможна она была частью стены, опоясывающая Кафу.  Первый этаж башни погружен в песок, что говорит о поднятии уровня моря. Если рассматривать башню в архитектурном плане, то видно, что она исполнена на высоком уровне, все блоки-кирпичи одного размера, между ними нет зазоров, башня украшена резным орнаментом, выполненным из того же материала, что и блоки, на фасадах еще остались металлический скобы, возможно для крепления флагов. Рядом с башней мы видим группу крымских татар, причем люди, стоящие по центру значительно выше ростом, чем те, кто ловит рыбу. Всюду на берегу разбросаны  якоря, закиданные песком, видимо, здесь часто бывают кораблекрушения.

Сразу заметно, что люди    давно привыкли к виду развалин на берегу, т.е. они давно стали неотъемлемой частью пейзажа. На заднем плане видны парусные корабли, стоящие у причала, на сверхдальнем плане видны еще одни  руины, такие же, как и стоящие  в прибойной зоне, и рядом какие то непонятные объекты,  а  на берегу множество зданий, исполненных в разных архитектурных стилях.

Феодосия

Интересная деталь, присущая Боссоли: он рисовал одни и те же объекты с разных ракурсов. Поэтому мы можем увидеть Феодосию с другой стороны, т.е. со склона, где расположены еще одни развалины башен и зданий.

Следующая картина называется просто: «Феодосия». Здесь также, как и на предыдущей картине, на первом плане  изображены   руины башни и, по всей видимости, эта башня идентична со стоящей на берегу, чуть ниже расположены развалины еще одного строения. Рядом с руинами  видна праздно гуляющая публика. Ну, и, конечно, стало понятным, что за странные объекты были изображены с противоположной стороны бухты: это ветряные мельницы. На дальнем плане видна башня с предыдущей картины.

Но какая же сила разрушила эти древние строения? Ведь обе башни и другие здания разрушены одинаково.  Кто - то скажет, что это военные действия, но я не соглашусь, на фасадах древних строений нет характерных следов  ударов ядер. Ну что же, будем разбираться. И, в принципе, строения можно было бы восстановить, но, скорее всего, это просто некому было сделать. Город Феодосия, который мы видим, имеет уже другую архитектуру и другой состав населения. А генуэзский город-столица Кафа остался лишь в виде  развалин на картинах художника Боссоли.

Феодосия современная

А вот так сейчас выглядит Феодосия, правда, идентичного ракурса найти не удалось, но город выглядит очень даже узнаваемо, и даже на скалах видны древние развалины.

Балаклава. Общий вид генуэзских развалины

Оценить уровень катастрофы в виде потопной волны можно на следующей картине «Балаклава, общий вид генуэзских развалин».

Балаклава вид со стороны бухты

И опять перед нами уже целый ансамбль из руин крепостных укреплений. Среди развалин гуляют зеваки, обсуждают, видимо, какое здесь раньше было житье - бытье, рядом пасутся козы, овцы, на дальнем плане видна бухта Балаклава и стоящие на рейде корабли. В общем идиллическая пасторальная картина. Но вот только сердце сжимается, когда представляешь себе уровень той волны, ведь руины генуэзской крепости находятся на высоте около сорока метров над уровнем моря. Вот такая примерно была волна, да, и вода на таком же уровне держалась довольно долго. Карло Боссоли нарисовал бухту Балаклава также и с противоположной стороны. Корабли, входящие в бухту, встречают живописные руины генуэзской крепости.

Балаклава, фото Крымской войны, развалины крепости Чембало

Далее можно видеть, как выглядела бухта во время Крымской войны, на первых фотографиях. На одном из снимков можно детально рассмотреть бастионы крепости, даже видны отдельные каменные блоки, из которых сложены стены. В основном это окатанные валуны, но видно, что присутствуют и фасонные блоки.

В 1840—1842 годах художник объездил весь полуостров как путешественник, исследователь, живописец, он выразил свои впечатления в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже). Некоторое время Боссоли жил у графа Михаила Воронцова в Алупке, вместе с супружеской парой Воронцовых художник путешествует по старинным местам Крыма.

Карло Боссоли и граф Михаил Воронцов

Одно из таких мест, это «Царская могила Митридата», на ней художник изобразил графа Михаила Воронцова с супругой, и себя, на дальнем плане.

Царская могила Митридата

Плиты пола взломаны, и экскурсовод, очевидно рассказывает, что там, в глубине, спрятаны сокровища.

Могила Митридата, Царский-курган, круглый свод

Хорошо заметно, что каменные блоки сделаны однообразно, а у блоков в при входе еще и выбрана фаска. Это говорит о том, что блоки или отливались или вырезались быстро вращающейся фрезой, что является фактором опережающих технологий. Похоже, что материал, из которого сделаны блоки, это ракушечник.

Могила Митридата, Царский-курган, вход

Данное  сооружение ученые относят к 4 веку до н.э. Но простоят блоки из ракушечника столь долго? Мне кажется - нет.

Следующая картина называется «Русское кладбище».

Крым русское кладбище

Очень странное кладбище, находящееся  практически в полосе морского прибоя. Наверное, изначально кладбище обустраивали подальше от моря, и хоть на какой-то возвышенности, а на картине видно, что небольшой шторм уже захлестывает старые могилы.  Многие кресты уже попадали и их занесло песком. Кресты явно не канонической для православия формы и больше они похожи на форму орденов.

Автор не оставляет тему руин. На картине «Развалины античного Херсонеса» на первом плане изображены останки уже гражданского сооружения, система повторяющихся арок в виде выложенных узоров, сводов, делает здание очень изящным и воздушным. И это, несмотря на то, что от него осталась лишь небольшая стенка.  На всех схожих картинах я заметила одну немаловажную деталь. У подножья разрушенных зданий нет обломочного материала. Они стоят на голых скалах и под ними лишь чахлая трава. Все смыло мощным потоком воды. Возле берега стоят руины крепости. А в правом углу картины видны бастионы Севастополя, да… таким он был до Крымской войны.

Останки генуэзской крепости в Инкермане

На картине «Останки генуэзской крепости в Инкермане» центральная башня живописно  покрыта буйной зеленью. Под башней видно сооружение, напоминающие пандус или занесенный грязью мост. На ближайших горах нет крупных деревьев, лишь у подножья заметен небольшой кустарник. Вдалеке просматриваются корабли, стоящие в Севастопольской бухте. И сегодня в Инкермане еще стоят развалины генуэзских крепостей.

Инкерман-крепостьРазвалины генуэзских крепостей в СудакеСудак-крепость

На следующей картине «Развалины генуэзской крепости в Судаке» видны два ряда укреплений, расположенных на соседних хребтах, а еще выше, на отдельной горе, расположена башня. С первого взгляда эти крепостные стены  выглядят практически целыми, только в двух местах видны небольшие проломы. Наверное, поэтому крепость впоследствии удалось реставрировать, и сейчас множество туристов могут увидеть древние стены, башни, и посмотреть сквозь бойницы на морскую гладь.

От стихии пострадали не только крепости, но и социальные объекты, на картине «Караимское кладбище» видно много разрушенных могил,

Караимское кладбище

плиты от саркофагов хаотично разбросаны по земле, лишь некоторые из них не пострадали. А вдали видны остовы крепости, возможно, это крепость Чуфут-кале.   Похоронены здесь в основном караимы – представители весьма загадочного народа. Основная их масса называет своей родиной Крым, но они также есть и в Западной Европе, и в Египте. Национальность эта тюркская по происхождению, но исповедует иудаизм в весьма древней его форме. Одна из версий  гласит, что они – потомки хазар, тех самых, с которыми враждовал вещий Олег. На Караимском кладбище можно убедиться, что традиции этой народности отличаются от еврейских.

Много разрушенных зданий можно было увидеть и на равнинной местности. На дальнем плане картины «Степь между Перекопом и Симферополем»

Степь между Симферополем и Перекопом

видны развалины какого-то купольного сооружения. На переднем плане по дороге движется караван кочующих татар, характерная деталь: в телеги запряжены  верблюды,  а не лошади. На сверхдальнем плане можно разглядеть скифские курганы. И, что характерно, здание еще можно было бы использовать, но уклад жизни тогдашних обитателей Крыма оказался совсем другим.

На картине «Развалины раннехристианской церкви» можно видеть остов когда-то

Развалины раннехристианской церкви

большого храма, а теперь лишь редкие  заезжие люди заходят сюда, чтобы полюбоваться былым величием. Здание было очень монументальным, выполненным на высоком архитектурном уровне.  Своды храма держались на высоких арочных основаниях, религиозных фресок нигде не видно, остались, лишь голые стены.

На обложке самого альбома «Пейзажи и достопримечательности Крыма» изображена картина «Перекоп».

Титульный лист альбома "Пейзажи и достопримечательности Крыма"

Сначала я даже не обратила на нее внимание, мне она показалась просто обычной, проходной картиной, но она оказалась самой загадочной из всех в данном сборнике.

Перекоп

На центральном плане видны ворота, представляющие собой массивную каменную арку.  Сразу обращает на себя внимание интересная деталь: ворота были закиданы на половину грязью, глиной, песком. Сам арочный проход откопали, а вот по бокам спрессованная грязь осталась, и высота холмика с левой стороны арки составляет более четырех метров. На дальнем плане виден пропускной пункт: часовой возле будки, четыре вооруженных всадника, хлипкий деревянный мостик на жалких подпорках, который никак не согласуется с массивными воротами.

Перекоп, Боссоли, дальний план

На сверхдальнем плане расположен какой-то крупный город с высокими куполами  храмов, с башнями, на многих зданиях виды высокие шпили, которые упираются в свинцовые тучи, а самый высокий располагается в левой части картины, возможно в крепости. На зданиях, где нет шпилей, видны печные трубы.  Время года - конечно же, зима, и зима очень суровая, что нехарактерно для Крыма. Честно  говоря,  я не сразу смогла определить, на какой местности стоит город и, тем более, что его нет на современных картах.

Но, все же сообразив, что если это название «Перекоп», а из истории мы знаем, что через самое узкое место Крымского полуострова был прорыт глубокий ров, и со стороны Крыма насыпан высокий вал,  из этого следует, что город стоял на валу. И мы видим, что мостик перекинут не через реку, а через глубокий ров. Непосредственно к мосту подходит искусственная насыпь со стороны вала.

Карта Перекоп гугл

Самое интересное, что в Google Earth на месте этого города не видно даже остатков фундаментов, а вот остатки крепости-звезды просматриваются хорошо. Возможно город был разрушен в Крымскую войну, но,  по официальным данным, город Перекоп был разрушен в 1920 году наступающей Красной армией и больше не восстанавливался.

Такое впечатление, что город с воротам-аркой  есть вымысел художника, либо здесь заключено какое-то тайное послание, не зря же он поместил его на заглавный лист.  Вот такую загадку подбросил нам Карло Боссоли. А если кто-то, что-либо знает по вышеописанному городу, предложите свой комментарий.

Альбом цветных литографий «Пейзажи и достопримечательности Крыма» увидел свет в 1856 году. Как известно, в то время Европа переживала Восточную (Крымскую) военную кампанию. В том же году К.Боссоли получил заказ от крупного лондонского издательства «Day&Son» на большой альбом с видами Крыма,

Керчь со стороны Ени-Кале

который явился своеобразным «гид де вуайяж» — путеводителем по Крыму для офицеров и солдат союзных армий. Учитывая особое чувство благоговения к крымской земле, а также антимилитаристские настроения Боссоли, можно предположить, что издание альбома было попыткой художника убедить, сколь прекрасна эта земля, уникальны ее памятники, которые необходимо сберечь даже в жестоких баталиях.

Симферополь

На видео представлены дополнительные материалы к статье.

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Эта статья также доступна на следующих языках:

www.tart-aria.info

Крым на картинах Карло Боссоли | Блогер elleni на сайте SPLETNIK.RU 9 октября 2014

Опубликовано пользователем сайта

Вокруг света elleni 9 октября 2014, 14:31 Крым на картинах Карло Боссоли

Дворец князя Воронцова в Алупке

Карло Боссоли — художник-маринист. Большая часть его творчества посвящена Крыму.

Кафа, Феодосия

Балаклава

За два года (1840-1842) Карло Боссоли объездил практически весь Крым. Крымские впечатления выразились в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже), свидетельствующих о том, что именно к этому времени он стал блестящим рисовальщиком.

Общий вид Севастополя

Караимское кладбище

Помимо декоративности и живописных достоинств, эти произведения интересны особой точностью передачи деталей, будь то виды центральных улиц Севастополя, Симферополя, торгового порта и части ялтинской набережной или детальное изображение военных кораблей и фортификационных сооружений севастопольской бухты.

Татарская школа для детей

Татарский танец

Симферополь

В 1843 г., уступая желанию престарелой матери, мечтавшей вернуться на родину, художник покидает Россию, где прожил 23 года и где сформировался его талант.

 Керчь

 Ялта

Бахчисарай

Генуэзская крепость

Херсонес

Оставьте свой голос:

www.spletnik.ru

Забытая реальность — Руины античного Крыма в литографиях Карло Боссоли

В последнее время в интернете появилось множество оцифрованных картин, гравюр, литографий  картин художников 18 века Джованни Баттиста Пиранези, Юбера Робера, Паоло Панини, Гварди Франческо Лацарри и других, написанные в стиле так называемой  «руинной живописи».

Джовани Баттиста ПиранезиЮбер РоберГварди Франческо ЛацарроКарло Боссоли

На этих картинах художники рисовали разрушенные античные дворцы, храмы, акведуки, все заросшие многолетними деревьями,  причем, таких картин превеликое множество.  Все они свидетельствуют о том, что по Европе пронеслась гигантская волна и смыла античную цивилизацию, которая была всего лишь триста лет назад, а не в заоблачные 2 тысячи лет назад. Но, как мы знаем, волна сначала прокатилась по территории Урала, Сибири, России, и затем вылилась в Черное море.

Следы разрушений на берегах Черного моря и, в частности Крыма, запечатлел  итальянский художник Карло Боссоли, который объехал весь полуостров с 1840-й по 1842-й годы. Результатом его трудов стало издание в 1856 году альбома литографий «Пейзажи и достопримечательности Крыма».

Обложка к альбому Карло Боссоли «Пейзажи и достопримечательности Крыма»

Литографии Боссоли отображают многие памятники Крыма, не дошедшие до наших дней. Его творчество, пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем земли Тавриды, овеянной древними преданиями. Давайте рассмотрим некоторые картины из вышеназванного сборника.

Вид Феодосии Кафы

Итак, перед вами картина «Вид Феодосии Кафы». И сразу,  справа на первом плане, мы видим руины какой то башни, которая находится на уровне морского прибоя, возможна она была частью стены, опоясывающая Кафу.  Первый этаж башни погружен в песок, что говорит о поднятии уровня моря. Если рассматривать башню в архитектурном плане, то видно, что она исполнена на высоком уровне, все блоки-кирпичи одного размера, между ними нет зазоров, башня украшена резным орнаментом, выполненным из того же материала, что и блоки, на фасадах еще остались металлический скобы, возможно для крепления флагов. Рядом с башней мы видим группу крымских татар, причем люди, стоящие по центру значительно выше ростом, чем те, кто ловит рыбу. Всюду на берегу разбросаны  якоря, закиданные песком, видимо, здесь часто бывают кораблекрушения.

Сразу заметно, что люди    давно привыкли к виду развалин на берегу, т.е. они давно стали неотъемлемой частью пейзажа. На заднем плане видны парусные корабли, стоящие у причала, на сверхдальнем плане видны еще одни  руины, такие же, как и стоящие  в прибойной зоне, и рядом какие то непонятные объекты,  а  на берегу множество зданий, исполненных в разных архитектурных стилях.

Феодосия

Интересная деталь, присущая Боссоли: он рисовал одни и те же объекты с разных ракурсов. Поэтому мы можем увидеть Феодосию с другой стороны, т.е. со склона, где расположены еще одни развалины башен и зданий.

Следующая картина называется просто: «Феодосия». Здесь также, как и на предыдущей картине, на первом плане  изображены   руины башни и, по всей видимости, эта башня идентична со стоящей на берегу, чуть ниже расположены развалины еще одного строения. Рядом с руинами  видна праздно гуляющая публика. Ну, и, конечно, стало понятным, что за странные объекты были изображены с противоположной стороны бухты: это ветряные мельницы. На дальнем плане видна башня с предыдущей картины.

Но какая же сила разрушила эти древние строения? Ведь обе башни и другие здания разрушены одинаково.  Кто — то скажет, что это военные действия, но я не соглашусь, на фасадах древних строений нет характерных следов  ударов ядер. Ну что же, будем разбираться. И, в принципе, строения можно было бы восстановить, но, скорее всего, это просто некому было сделать. Город Феодосия, который мы видим, имеет уже другую архитектуру и другой состав населения. А генуэзский город-столица Кафа остался лишь в виде  развалин на картинах художника Боссоли.

Феодосия современная

А вот так сейчас выглядит Феодосия, правда, идентичного ракурса найти не удалось, но город выглядит очень даже узнаваемо, и даже на скалах видны древние развалины.

Балаклава. Общий вид генуэзских развалины

Оценить уровень катастрофы в виде потопной волны можно на следующей картине «Балаклава, общий вид генуэзских развалин».

Балаклава вид со стороны бухты

И опять перед нами уже целый ансамбль из руин крепостных укреплений. Среди развалин гуляют зеваки, обсуждают, видимо, какое здесь раньше было житье — бытье, рядом пасутся козы, овцы, на дальнем плане видна бухта Балаклава и стоящие на рейде корабли. В общем идиллическая пасторальная картина. Но вот только сердце сжимается, когда представляешь себе уровень той волны, ведь руины генуэзской крепости находятся на высоте около сорока метров над уровнем моря. Вот такая примерно была волна, да, и вода на таком же уровне держалась довольно долго. Карло Боссоли нарисовал бухту Балаклава также и с противоположной стороны. Корабли, входящие в бухту, встречают живописные руины генуэзской крепости.

Балаклава, фото Крымской войны, развалины крепости Чембало

Далее можно видеть, как выглядела бухта во время Крымской войны, на первых фотографиях. На одном из снимков можно детально рассмотреть бастионы крепости, даже видны отдельные каменные блоки, из которых сложены стены. В основном это окатанные валуны, но видно, что присутствуют и фасонные блоки.

В 1840—1842 годах художник объездил весь полуостров как путешественник, исследователь, живописец, он выразил свои впечатления в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже). Некоторое время Боссоли жил у графа Михаила Воронцова в Алупке, вместе с супружеской парой Воронцовых художник путешествует по старинным местам Крыма.

Карло Боссоли и граф Михаил Воронцов

Одно из таких мест, это «Царская могила Митридата», на ней художник изобразил графа Михаила Воронцова с супругой, и себя, на дальнем плане.

Царская могила Митридата

Плиты пола взломаны, и экскурсовод, очевидно рассказывает, что там, в глубине, спрятаны сокровища.

Могила Митридата, Царский-курган, круглый свод

Хорошо заметно, что каменные блоки сделаны однообразно, а у блоков в при входе еще и выбрана фаска. Это говорит о том, что блоки или отливались или вырезались быстро вращающейся фрезой, что является фактором опережающих технологий. Похоже, что материал, из которого сделаны блоки, это ракушечник.

Могила Митридата, Царский-курган, вход

Данное  сооружение ученые относят к 4 веку до н.э. Но простоят блоки из ракушечника столь долго? Мне кажется — нет.

Следующая картина называется «Русское кладбище».

Крым русское кладбище

Очень странное кладбище, находящееся  практически в полосе морского прибоя. Наверное, изначально кладбище обустраивали подальше от моря, и хоть на какой-то возвышенности, а на картине видно, что небольшой шторм уже захлестывает старые могилы.  Многие кресты уже попадали и их занесло песком. Кресты явно не канонической для православия формы и больше они похожи на форму орденов.

Автор не оставляет тему руин. На картине «Развалины античного Херсонеса» на первом плане изображены останки уже гражданского сооружения, система повторяющихся арок в виде выложенных узоров, сводов, делает здание очень изящным и воздушным. И это, несмотря на то, что от него осталась лишь небольшая стенка.  На всех схожих картинах я заметила одну немаловажную деталь. У подножья разрушенных зданий нет обломочного материала. Они стоят на голых скалах и под ними лишь чахлая трава. Все смыло мощным потоком воды. Возле берега стоят руины крепости. А в правом углу картины видны бастионы Севастополя, да… таким он был до Крымской войны.

Останки генуэзской крепости в Инкермане

На картине «Останки генуэзской крепости в Инкермане» центральная башня живописно  покрыта буйной зеленью. Под башней видно сооружение, напоминающие пандус или занесенный грязью мост. На ближайших горах нет крупных деревьев, лишь у подножья заметен небольшой кустарник. Вдалеке просматриваются корабли, стоящие в Севастопольской бухте. И сегодня в Инкермане еще стоят развалины генуэзских крепостей.

Инкерман-крепостьРазвалины генуэзских крепостей в СудакеСудак-крепость

На следующей картине «Развалины генуэзской крепости в Судаке» видны два ряда укреплений, расположенных на соседних хребтах, а еще выше, на отдельной горе, расположена башня. С первого взгляда эти крепостные стены  выглядят практически целыми, только в двух местах видны небольшие проломы. Наверное, поэтому крепость впоследствии удалось реставрировать, и сейчас множество туристов могут увидеть древние стены, башни, и посмотреть сквозь бойницы на морскую гладь.

От стихии пострадали не только крепости, но и социальные объекты, на картине «Караимское кладбище» видно много разрушенных могил,

Караимское кладбище

плиты от саркофагов хаотично разбросаны по земле, лишь некоторые из них не пострадали. А вдали видны остовы крепости, возможно, это крепость Чуфут-кале.   Похоронены здесь в основном караимы – представители весьма загадочного народа. Основная их масса называет своей родиной Крым, но они также есть и в Западной Европе, и в Египте. Национальность эта тюркская по происхождению, но исповедует иудаизм в весьма древней его форме. Одна из версий  гласит, что они – потомки хазар, тех самых, с которыми враждовал вещий Олег. На Караимском кладбище можно убедиться, что традиции этой народности отличаются от еврейских.

Много разрушенных зданий можно было увидеть и на равнинной местности. На дальнем плане картины «Степь между Перекопом и Симферополем»

Степь между Симферополем и Перекопом

видны развалины какого-то купольного сооружения. На переднем плане по дороге движется караван кочующих татар, характерная деталь: в телеги запряжены  верблюды,  а не лошади. На сверхдальнем плане можно разглядеть скифские курганы. И, что характерно, здание еще можно было бы использовать, но уклад жизни тогдашних обитателей Крыма оказался совсем другим.

На картине «Развалины раннехристианской церкви» можно видеть остов когда-то

Развалины раннехристианской церкви

большого храма, а теперь лишь редкие  заезжие люди заходят сюда, чтобы полюбоваться былым величием. Здание было очень монументальным, выполненным на высоком архитектурном уровне.  Своды храма держались на высоких арочных основаниях, религиозных фресок нигде не видно, остались, лишь голые стены.

На обложке самого альбома «Пейзажи и достопримечательности Крыма» изображена картина «Перекоп».

Титульный лист альбома «Пейзажи и достопримечательности Крыма»

Сначала я даже не обратила на нее внимание, мне она показалась просто обычной, проходной картиной, но она оказалась самой загадочной из всех в данном сборнике.

Перекоп

На центральном плане видны ворота, представляющие собой массивную каменную арку.  Сразу обращает на себя внимание интересная деталь: ворота были закиданы на половину грязью, глиной, песком. Сам арочный проход откопали, а вот по бокам спрессованная грязь осталась, и высота холмика с левой стороны арки составляет более четырех метров. На дальнем плане виден пропускной пункт: часовой возле будки, четыре вооруженных всадника, хлипкий деревянный мостик на жалких подпорках, который никак не согласуется с массивными воротами.

Перекоп, Боссоли, дальний план

На сверхдальнем плане расположен какой-то крупный город с высокими куполами  храмов, с башнями, на многих зданиях виды высокие шпили, которые упираются в свинцовые тучи, а самый высокий располагается в левой части картины, возможно в крепости. На зданиях, где нет шпилей, видны печные трубы.  Время года — конечно же, зима, и зима очень суровая, что нехарактерно для Крыма. Честно  говоря,  я не сразу смогла определить, на какой местности стоит город и, тем более, что его нет на современных картах.

Но, все же сообразив, что если это название «Перекоп», а из истории мы знаем, что через самое узкое место Крымского полуострова был прорыт глубокий ров, и со стороны Крыма насыпан высокий вал,  из этого следует, что город стоял на валу. И мы видим, что мостик перекинут не через реку, а через глубокий ров. Непосредственно к мосту подходит искусственная насыпь со стороны вала.

Карта Перекоп гугл

Самое интересное, что в Google Earth на месте этого города не видно даже остатков фундаментов, а вот остатки крепости-звезды просматриваются хорошо. Возможно город был разрушен в Крымскую войну, но,  по официальным данным, город Перекоп был разрушен в 1920 году наступающей Красной армией и больше не восстанавливался.

Такое впечатление, что город с воротам-аркой  есть вымысел художника, либо здесь заключено какое-то тайное послание, не зря же он поместил его на заглавный лист.  Вот такую загадку подбросил нам Карло Боссоли. А если кто-то, что-либо знает по вышеописанному городу, предложите свой комментарий.

Альбом цветных литографий «Пейзажи и достопримечательности Крыма» увидел свет в 1856 году. Как известно, в то время Европа переживала Восточную (Крымскую) военную кампанию. В том же году К.Боссоли получил заказ от крупного лондонского издательства «Day&Son» на большой альбом с видами Крыма,

Керчь со стороны Ени-Кале

который явился своеобразным «гид де вуайяж» — путеводителем по Крыму для офицеров и солдат союзных армий. Учитывая особое чувство благоговения к крымской земле, а также антимилитаристские настроения Боссоли, можно предположить, что издание альбома было попыткой художника убедить, сколь прекрасна эта земля, уникальны ее памятники, которые необходимо сберечь даже в жестоких баталиях.

Симферополь

На видео представлены дополнительные материалы к статье.

При использовании материаллов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: www.tart-aria.info

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Крым в творчестве Карло Боссоли

опубликовано: февраль 2016

Карло Боссоли не напрасно причисляют к основоположникам «изожурналистики». Еще при жизни итальянский художник, более 20 лет проживший в России, снискал славу виртуозного рисовальщика и неутомимого путешественника, чьи путевые зарисовки были не только своеобразными репортажами документалиста, но и настоящими произведениями искусства. 

Боссоли, появившийся на свет в швейцарском Лугано в 1815 году, в пятилетнем возрасте вместе со своей семьей поселяется в Одессе, где к тому времени проживала уже целая колония «русских итальянцев». Мальчик с детства проявлял творческие способности, а работа в антикварной лавке, где он с 11 лет продавал эстампы, а в свободное время рисовал и копировал картины, во многом повлияла на его дальнейшую жизнь. Известно, что некоторое время он работал в мастерской художника Одесской оперы Ринальдо Наннини, а чуть позже сам граф М. С. Воронцов (генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии), узнав о молодом таланте, сделал ему заказ на серию работ с видами Одессы. 

С весны 1839 года по лето 1840-го Карло Боссоли при содействии графини Е. К. Воронцовой изучает живопись в Италии, а вернувшись в Россию, получает приглашение от Воронцова и отправляется в Крым, в Алупку. Следующие два года Карло Боссоли путешествует по полуострову, изучая овеянные преданиями и легендами земли благословенной Тавриды. Впечатления молодого художника воплотились во множество изящных, наполненных светом акварелей и гуашей, благодаря чему не только современники, но и потомки рисовальщика получили возможность увидеть «terra incognita» его восторженными и внимательными глазами. В романтическом Крыму творческое своеобразие К. Боссоли проявляется в полной мере. По работам художника можно оценить и его мастерскую технику рисунка, и владение перспективой, и сочетание декоративности и стремления к реалистической передаче деталей.

В 1843 году рисовальщик покидает Россию. Впоследствии он много путешествует, и его изобразительные репортажи появляются в известных изданиях мира. Боссоли успеет побывать даже живописцем при английском дворе, но Таврида навсегда останется его первой любовью. 

 

Альбом Карло Боссоли«Пейзажи и достопримечательности Крыма»

В 1856 году в свет выходит альбом Карло Боссоли «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea» («Пейзажи и достопримечательности Крыма») с цветными литографиями художника. Известно, что в 1855-м году Карло Боссоли снова побывал в Крыму, и результатом его путешествия стало появление нескольких драматических картин, запечатлевших военные действия на полуострове, развернувшиеся во время Крымской войны (1853-1856 гг.). 

Однако лондонское издательство «Day&Son», заказавшее художнику альбом с видами Крыма, очевидно, решило не нагнетать обстановку и выбрало для печати рисунки его «мирной» крымской серии 1840-42 годов. Боссоли сам отобрал 52 работы для издания и определил порядок их расположения, стремясь создать единое произведение, воплощающее наиболее полный образ Тавриды, охватывающее и богатство крымской природы, и разнообразие культурного наследия народов, населявших полуостров. 

В альбом вошли и пейзажи, так или иначе связанные со сражениями, проходившими позже на крымской земле в ходе Крымской войны. Благодаря художнику можно увидеть, как они выглядели до войны. Особую ценность представляет авторский лист с точными названиями литографий и аннотациями к ним, содержащими исторические факты, личные впечатления, а иногда и ошибочные суждения.

«Пейзажи и достопримечательности Крыма» Карло Боссоли стали уникальным художественным документом, отобразившим историю и жизнь полуострова первой половины 19-го века и запечатлевшим следы давно ушедших эпох. Издание, выполненное в трудоемкой технике цветной литографии, было выпущено ограниченным тиражом и практически сразу стало библиографической редкостью. 

На картинах Карло Боссоли запечатлены Крымские горы, виды Южного берега Крыма, морские пейзажи. Здесь есть и тихие долины, и стены древних генуэзских крепостей, и загадочные пещерные города, и развалины Херсонеса, и окрестности Бахчисарая, и зарисовки из жизни крымских татар. Художник детально прорисовывает улицы Севастополя, Симферополя, Керчи, Ялты, изображает фортификационные сооружения, корабли на севастопольском рейде и даже жанровые сцены с тщательно выписанными персонажами. На многих работах Боссоли рисует фигуру путешественника, вероятно, таким образом пожелав «остаться» на столь любимой им благодатной земле.

Литографии художника охватывают обширное географическое пространство полуострова – от Евпатории до Керчи и Перекопа. 

История Евпатории уходит в самую глубь веков. Тысячелетия назад, в эпоху меди и бронзы, пришли люди на эти земли. Здесь обитали тавры, киммерийцы, греки, завоеватели-скифы. По свидетельству античных историков, в частности, Геродота и Гекатея Милетского, между VI и V веками до н. э. греки из Малой Азии основали в гавани Каламитского залива поселение, ставшее позже процветающим городом-государством Керкинитида. 

С 1475 года на побережье установилось турецкое владычество, а на месте окончательно разрушенной в IV веке н. э. гуннами Керкинитиды появилась мощная крепость, которую турки назвали Гезлев. После Бахчисарая город был одним из крупнейших в Крымском ханстве и к тому же долгое время оставался его единственным портом. После вхождения Крыма в состав Российского государства в конце XVIII века Гезлев был переименован в Евпаторию в честь не раз спасавшего Керкинитиду от нападений скифов понтийского царя Митридата VI Евпатора.

Именно отсюда в начале сентября 1854 года начали свое движение к Севастополю англо-франко-турецкие войска. В десант, высадившийся близ Евпатории, вошли 62 тысячи человек и более двухсот орудий. 

Картиной, посвящённой Евпатории, Карло Боссоли открывает свой крымский альбом.     

К. Боссоли. Евпатория 

Река Альма, берущая начало на северном склоне Крымских гор и впадающая в Каламитский залив в Черном море у мыса Керменчик, на полпути между Евпаторией и Севастополем, тоже вошла в историю Крымской войны. На ее берегах состоялось первое сражение русской армии с союзными войсками, идущими на Севастополь. Узнав о высадке союзной армии у Евпатории, князь Меньшиков направил войска к Альме, чтобы перехватить неприятеля на подступах к Севастополю. Однако силы были неравными, и русским пришлось отступить. Этим местам Карло Боссоли посвятил следующую картину:

К. Боссоли. Река Альма 

Близ Севастополя, в 10 километрах от северного района города, впадает в Черное море река Кача, начинающаяся на северных склонах Главной гряды Крымских гор. Река, принимающая в свои воды горные притоки, обычно спокойная, но сильно разливающаяся во время дождей, привлекла художника своими живописными берегами. В ее верховьях в древности строились пещерные города и монастыри.

К. Боссоли. Река Кача 

Значительная часть альбома Карло Боссоли посвящена Севастополю, городу, чья история неразрывно связана с историей Черноморского флота. 

С древности привлекали людей удобные бухты на юго-западном побережье Крыма, защищенные скалистыми мысами. Еще в VI веке до н. э. на Гераклейском полуострове появились первые поселения. Здесь на берегу нынешней Карантинной бухты выходцы из Гераклеи Понтийской основали город, получивший название Херсонес Таврический.  

После присоединения Крымского ханства к России начался новый этап освоения земель юго-западного Крыма. Российской империи предстояло создать сильный флот на Черном море, чтобы обезопасить южные рубежи. Для этой цели генерал-поручик А. В. Суворов, командующий в Крыму русскими войсками, предложил использовать Ахтиарскую бухту. В 1783 году Крым стал частью России. А между Южной и Артиллерийской бухтой началось возведение первых каменных зданий нового города, названного чуть позже Севастополем, что в переводе с греческого означало «достойный славы и поклонения». Построенный по указу Екатерины II город стал крупнейшим на полуострове. Он быстро рос и к середине XIX века насчитывал уже около 3-х тысяч домов. 

Благодаря творчеству Боссоли можно увидеть, как выглядели Севастополь и его окрестности до того, как были разрушены в результате военных действий 1854-1855 годов во время Крымской войны. 

К. Боссоли. Вход в Севастополь с моря К. Боссоли. Вид форта Св. Николая К. Боссоли. Севастополь, видимый со стороны Северных фортов 

К. Боссоли. Общий вид Севастополя с наблюдательной башни в центре города

К. Боссоли. Арсенальная гавань, или Военный порт, Севастополь 

К. Боссоли. Общий вид побережья, простирающегося от мыса Фиолент до Севастополя 

На небольшом скалистом полуострове между Песочной и Карантинной бухтами Севастополя высятся руины некогда могущественного Херсонеса. Греки-дорийцы основали город на юго-западном побережье Крыма во второй половине V века до н. э. 

Херсонес, стоявший на пересечении морских путей, на протяжении двух тысячелетий оставался крупным полисом, военно-политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья. Неразрывно связан город и с отечественной историей. В 988 году в Херсонесе состоялось крещение киевского князя Владимира. Когда-то здесь шумели рынки, горожане собирались на площадях, посещали богослужения в богато украшенных храмах и представления в театрах. Однако к середине XV века жизнь в городе угасла. В 1827 году на месте древних развалин начались археологические раскопки.

Карло Боссоли запечатлел вид знаменитого памятника античной эпохи в следующей картине.

К. Боссоли. Руины античного Херсонеса близ Севастополя 

Карло Боссоли не оставил без внимания и живописную Инкерманскую долину, раскинувшуюся при впадении реки Черной в Севастопольскую бухту. Со времен Римской империи здесь действовал карьер, в котором добывали белый известняк – прочный камень, служивший для строительства и отделки. Первые укрепления в этих местах появились еще VI веке для защиты подступов к Херсонесу. Инкерман, в XIV - XV веках носивший имя Каламита, был важной крепостью княжества Феодоро, а затем и его основным торговым портом. После захвата турками 1475 году Каламита, переименованная в Инкерман, не потеряла своего значения. Через город проходила торговля с черноморским южным берегом. Одна из инкерманских достопримечательностей – древние пещерные монастыри, вырубленные в скалах первыми в этих местах монахами-христианами.  

К. Боссоли.  Интерьер раннехристианской церкви К. Боссоли. Устье реки Черной при впадении в Инкерманскую бухту и Севастопольскую гавань

К. Боссоли. Остатки генуэзских укреплений в Инкермане К. Боссоли. Вид Инкерманской долины 

В юго-восточной части Гераклейского полуострова, южнее Севастополя, находится живописная Балаклавская бухта, на берегах которой издавна селились люди. Первым поселениям, обнаруженным на этих землях, насчитывается порядка двух с половиной тысяч лет. С открытым морем гавань соединяется извилистым узким проходом между скалистыми берегами, защищающими залив от ветров. Балаклава – это живописные пейзажи в окрестностях мысов Фиолент и Айя, овеянные легендами древние храмы и романтические развалины генуэзского укрепления Чембало. Это память об исторических сражениях, не раз разворачивавшихся на этих берегах, в которых решались судьбы целых государств. Немало сохранилось здесь исторических памятников, свидетелей множества событий. Несколько литографий в альбоме Карло Боссоли посвящены Балаклаве.

К. Боссоли. Монастырь Св. ГеоргияК. Боссоли. Вход в гавань Балаклавы 

К. Боссоли. Общий вид Балаклавы со стороны генуэзских укреплений

К. Боссоли. Балаклава, вид с берега

На южном берегу Крыма, у подножия Ай-Петри, в 17 километрах от Ялты расположилась живописная Алупка. Первое упоминание о поселении Алубика относится к временам владычества на крымских землях хазар. В XIII веке оно вошло в состав христианского княжества Феодоро. В XIV—XV веках сюда пришли генуэзцы, называвшие свой опорный пункт Лупико, а с 1475 по 1774 годы Алупка находилась под властью Османских султанов. С 1783 года, после того, как Крым вошел в состав Российской империи, эти земли были переданы князю Григорию Потемкину, а с 1823 года стали принадлежать Михаилу Воронцову, построившему здесь великолепный дворец с прекрасным парком. Благодаря Воронцову, приглашавшего художников для изображения видов полюбившегося ему полуострова, Крым в то время был зарисован и описан намного подробнее многих российских районов. Приложил к этому свою руку и Карло Боссоли, дважды упоминая Алупку в названиях своих литографий.

К. Боссоли. Дворец князя Воронцова в Алупке К. Боссоли. Татарский дом в деревне Алупка

Несколько картин в альбоме талантливого рисовальщика Карло Боссоли посвящены жизни и быту местных жителей Крыма – татар. Крымские татары еще в конце XVIII века численно преобладали на полуострове, но в начале XIX века после волны миграции их оставалось не так уж и много. Ареал татарского населения был компактен, он сохранялся на Южнобережье и в горной части Крыма. Татары проживали от Балаклавы до Судака, от Карасубазара до Ялты, в районе Евпатории и Сиваша, на Керченском и Тарханкутском полуостровах. Свое значение долго сохраняли такие крымско-татарские центры, как Карасубазар и Бахчисарай. Здесь производились национальная посуда и одежда, действовали мечети и медресе.   

По рисункам художника можно представить, как выглядели в начале XIX века маленькие сакли с плоскими крышами, разбросанные по склонам гор среди густой зелени, каким был интерьер татарских домов, каковы были быт и праздники местных жителей.    

К. Боссоли. Интерьер татарского дома К. Боссоли. Татарская школа для детей К. Боссоли. Татарский танец К. Боссоли. Татары, путешествующие по степи 

Ай-Петринское плато величаво возвышается над Алупкой и Кореизом. Горный амфитеатр, берущий начало от мыса Ай-Тодор у моря, поднимается ввысь и завершается короной горы Ай-Петри, названной по имени Святого Петра, храм которого некогда был построен на самой вершине. Зубцы Ай-Петри издавна вдохновляли поэтов и художников. Не раз рисовал их и Карло Боссоли. 

 К. Боссоли. Вершины горы Св. Петра

Расположенный на юге Крымского полуострова мыс Ай-Тодор ограничивает с запада Ялтинский залив. Боссоли не мог не отобразить живописные, вдающиеся в море скалистые отроги, практически неприступные с воды. На центральной скале Монастыр-бурун в средневековье был построен монастырь святого Федора. А в первой половине XIX века на вершине мыса появился маяк.     

К. Боссоли. Мыс и маяк Св. Теодора  

По преданию, в древние времена мореплаватели-греки из Константинополя, чей корабль попал в бурю и долго блуждал по морю, увидев зеленый берег, радостно закричали: «Ялос! Берег!» Причалив к побережью Тавриды, на ее благодатной земле они основали поселение. Чуть позже оно получило название Ялита. Красавице Ялте, в 1838 году получившей статус города в составе Российской империи, Карло Боссоли посвятил одну из лучших своих работ.

К. Боссоли. Вид Ялты

К северо-востоку от Ялты, у подножия знаменитой горы Аю-Даг, разместился живописный Гурзуф. Между Гурзуфом и Медведь-горой выступает в море небольшой мыс Суук-Су. В основании скалистого мыса расположен известный многим Пушкинский грот, привлекший внимание и Карло Боссоли.

К. Боссоли. Грот в Гурзуфе

Плато Чатыр-Даг, поднимающееся над волнистыми силуэтами крымских гор, напоминает старинный военный шатер. Его видно за много километров - и с востока, и с запада, и из южнобережной Алушты. На востоке Чатыр-Даг отделен от горного массива Демерджи Ангарским перевалом. От Бабуган-яйлы на западе плоскогорье обособлено Кебитским перевалом.

К. Боссоли. Гора Чатыр-Даг

Алушта обосновалась в широкой долине, по которой протекают горные реки Демерджи и Улу-Узень. На севере над нею возвышается плато Чатыр-Даг, на западе – Бабуган-яйла, на востоке – гора Демерджи. В центре города сохранились остатки древней крепости, построенной во времена правления византийского императора Юстиниана I.  Одна из литографий Карло Боссоли посвящена этому замечательному городу.

К. Боссоли. Алушта 

Истоки реки Демерджи находятся на юго-западной стороне горного массива Демерджи, у подножия горы Пахкал-Кая. В верховье долина реки безлесна и имеет сильный уклон, в низовье же она сливается с Улу-Узеньской долиной. Река, протекая через Алушту, в восточной части города впадает в Черное море.

К. Боссоли. Долина Демерджи

Воды реки Улу-Узень, пробившие в горах глубокое ущелье Хапхал, несутся по каменным уступам, образуя живописные каскады и водопады. Самый полноводный и мощный крымский водопад Джур-Джур, являющийся одной из главных природных достопримечательностей, расположенных близ Алушты, не оставил равнодушным и К. Боссоли.    

К. Боссоли. Водопад Джур-Джур

Салгир – самая длинная река в Крыму. Ее русло, протяженностью 232 километра, берет начало на вершине Главной гряды Крымских гор, проходит по северному склону и струится в низовьях по степной части полуострова в сторону Азовского моря, к заливу Сиваш. Полноводный вид на Салгир запечатлен и на картине, принадлежащей кисти итальянца Карло Боссоли.

К. Боссоли. Река Салгир

Коккозка, образуемая от слияния речек Аузун-Узень и Сары-Су и являющаяся основным левым приток реки Бельбек, - самая сильная крымская река. Ее узкое русло, проходящее по живописной V-образной долине, имеет множество перекатов, порогов и отмелей. Боссоли упомянул, что долина реки – одна из красивейших в Крыму.

К. Боссоли. Долина Кокоз 

Первые поселения на месте основанного в конце XVIII века Симферополя относят к доисторической эпохе, они насчитывают 40-50 тыс. лет. С III века до н. э. на этой территории находилась столица позднескифского государства Неаполь Скифский, разоренная в III веке гуннами. После этого неподалеку от Неаполя возникло поселение крымских греков Керменчик, а в конце XV - начале XVI века – город Ак-Мечеть. В 1777 году в Ак-Мечеть вошли русские войска под предводительством А. В. Суворова, а у Салгира был возведен редут, ставший первым сооружением будущего города. В 1784 году по повелению императрицы Екатерины II вдоль долины Салгира рядом с Ак-Мечетью началось строительство административного центра полуострова – Симферополя, города, находящегося на пересечении основных дорог, соединяющих юг, север, запад и восток Крыма. Естественно, что изображение Симферополя не могло не войти в крымский альбом К. Боссоли.

К. Боссоли. Симферополь 

Биюк-Узенбаш – река, стекающая со склона Главной Крымской гряды и впадающая в полноводный Бельбек. Одна из самых живописных природных достопримечательностей Крыма – небольшой каньон Биюк-Узенбаш, расположенный к северу от Ялтинской яйлы, у подножия Ай-Петри. Карло Боссоли запечатлел горную реку на литографии, названной им «Долина Узембаш».

К. Боссоли.  Долина Узембаш

Дата возникновения города-крепости Чуфут-Кале точно не определена. На расположенном к востоку от Бахчисарая обширном горном плато, с трех сторон окруженном высокими обрывами, люди селились еще со времен неолита. Но само укрепление на границе византийских владений, предположительно, было построено в V—VI веках. В XV веке в цитадели была устроена резиденция первого крымского хана, а с середины XVII века город был предоставлен караимам и получил название Чуфут-Кале - Еврейская крепость. В полукилометре от «пещерного города», в верховьях балки Марьям-Дере, расположился крупнейший крымский караимский некрополь, названный Иосафатовой долиной. После того, как Крым вошел в состав России, караимы и крымчаки получили возможность переселяться в другие города. К концу XIX века в древнем городе оставалась жить только семья смотрителя. Этому средневековому памятнику посвящены две литографии в альбоме К. Боссоли.

К. Боссоли. Остатки генуэзских укреплений на Чуфут-Кале К. Боссоли. Кладбище караимских евреев 

В первой половине XVI века к юго-западу от Симферополя, в 2-х километрах от Салачика, была основана новая ханская резиденция, получившая название Бахчисарай – «Сад-дворец». Позже вокруг разросся город, до конца XVIII века остававшийся столицей Крымского ханства. Главной достопримечательностью города стал изображенный Карло Боссоли Ханский дворец, а в нем – воспетый Пушкиным Фонтан слез. В Крымскую войну неподалеку от Бахчисарая, на реке Альме, произошло первое крупное сражение, закончившееся поражением русских войск. Во время обороны Севастополя в город приходили обозы со снаряжением и провиантом, а в Успенском монастыре и Ханском дворце разместились госпитали для раненых.   

К. Боссоли. Бахчи-Сарай 

Приморский город, основанный аланами в III веке н. э. на юго-восточном побережье Крымского полуострова, сменил за столетия немало названий. В средние века византийцы и греки называли его Сидагиос и Сугдея, генуэзцы – Солдайя, русичи – Сурож. А от османов до нынешних дней дошло название Судак. Символом города стали зубчатые башни Генуэзской крепости, возведенной на горе, получившей название Крепостная или Дженевез-Кая. Вековые башни на обрывистой скале, соединенные между собой мощными стенами, запечатлел на своих картинах и Карло Боссоли.  

К. Боссоли. Остатки большой генуэзской крепости в Судаке

Впервые о Карасубазаре, расположенном  в живописной долине на реке Карасу, в пяти километрах от Белой Скалы, упоминается в XIII веке. К концу XV века город, находящийся на перекрестке караванных путей был уже одним из крупнейших экономических центров Крыма. Даже название он получил «говорящее» - «Базар у Черной речки». В Карасубазаре находилась и резиденция крымских ханов.  

К. Боссоли. Общий вид Кара-су-Базара 

Феодосия, основанная в VI веке до н. э. выходцами из Милета, за сотни лет пережила множество расцветов и падений. Город не раз менял названия, отстраивался и разрушался, но, расположенный на пересечении торговых путей, ведущих на Восток и Запад, в разные периоды он снова возрождался как порт и центр торговли. С IV в. до н. э. Феодосия входила в состав Боспорского царства, а в IV веке н. э. была превращена в руины гуннами. Здесь жили аланы и хозяйничали хазары. Эти земли находились под влиянием Византии и Золотой Орды. В XIII веке их выкупили генуэзцы, создавшие на побережье процветающий торговый портовый город Кафу и построившие в его южной части мощную крепость для защиты своих владений. В XV веке город завоевали турки, а в конце XVIII столетия он перешел к Российской империи. В конце XVIII – начале XIX века Феодосия переживала непростой период, но позже город постепенно начал оживать.     

К. Боссоли. Кафа, или Феодосия

История Керчи, города двух морей – Азовского и Черного, насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Это один из самых древних городов мира, основанный в конце VII века до н. э. на востоке Крымского полуострова греческими колонистами из Милета и названный тогда Пантикапеем. На его территории люди селились десятки тысяч лет назад. До эллинов на этих землях жили скифы и киммерийцы. Позже город попадал под власть Византии, Хазарского каганата, Тмутараканского княжества, Генуэзских колоний, Османской империи. По Кучук-Кайнарджийскому договору по итогам Русско-турецкой войны в 1774 году он был передан Российской империи. Здесь сохранилось множество исторических и архитектурных памятников разных культур и эпох. Древней Керчи, ее окрестностям, природным и архитектурным достопримечательностям Карло Боссоли посвятил сразу несколько своих работ.

К. Боссоли. Мыс Токли в Керченском заливе К. Боссоли. Могила Митридата, близ керченского лазарета К. Боссоли. Керчь со стороны верхней дороги к Еникале К. Боссоли. Общий вид Керченского залива с горы МитридатК. Боссоли. Босфор

Продуваемая ветрами и прогретая крымским солнцем Арабатская стрелка отделяет Сиваш от Азовского моря. Узкая коса протянулась на десятки километров. Охраняет морскую тишину Арабатская крепость, стены которой еще хранят память о происходивших здесь яростных сражениях.

К. Боссоли. Форт Арабат

Перекопский перешеек или Перекоп – сравнительно небольшой участок суши на Северо-Крымской низменной равнине, соединяющий полуостров с материковой частью. С востока к нему подходит залив Азовского моря Сиваш, а с запада - мелководный черноморский Каркинитский залив. Единственный сухопутный переход, с которого начинается дорога на Крымский полуостров, пересекают ров и вал, появившиеся здесь в древние времена.

К. Боссоли. Степь между Перекопом и Симферополем К. Боссоли. Перекоп 

Сиваш, отделяющий Крым от материка, представляет собой залив на западе Азовского моря с пологими, а местами крутыми и обрывистыми глинистыми берегами. Еще одно его название – Гнилое море. От Азовского моря лиман огражден длинной песчаной косой Арабатской стрелки. Между Сивашем и Черным морем располагается узкий Перекопский перешеек. 

К. Боссоли. Русское кладбище 

irmasirin

krymkrymkrym.ru

Карло Боссоли.Пейзажи и достопримечательности Крыма

Увлечение Крымом, особенно в 20-30-е годы XIX века, в значительной мере связано с романтической идеализацией и совпадает с эпохой ретроспективных настроений в культуре. Романтический век пробудил интерес к далекому минувшему, к суровому средневековью.Эта духовная атмосфера проявляется в восприятии Крыма: осколок Древней Эллады, уголок экзотического Востока, первозданный рай, «terra incognita»...Интерьер раннехристианской церквиНужно ли удивляться, что романтическая Таврида оказалась столь привлекательной для художников, которые донесли до нас зрительные образы, созвучные, а подчас и более яркие, нежели литературные описания. Достойное место в блестящей плеяде прославленных имен занимает итальянец Карло Боссоли (1815—1884). Его творчество, пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем овеянной преданиями земли Тавриды.Остатки генуэзских укреплений в ИнкерманеАльбом цветных литографий «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea» увидел свет в 1856 году.К настоящему времени издание стало редкостью чрезвычайной.Техника литографирования в цвете трудоемка, количество оттисков с одной матрицы ограниченно. Невозможно установить, сколько альбомов К.Боссоли 1856 года сохранилось. Грот в ГурзуфеДостаточно сказать, что когда в 1974—1975 годах в Италии готовилась юбилейная выставка «50 лет европейской жизни в рисунках и картинах художника из Тичино», ни в музее города Лугано (кантон Тичино), где родился К.Боссоли, ни в музее г.Турина, с которым связаны последние годы его жизни, подобного издания не нашлось. Устроители выставки отыскали его в частном собрании.Интерьер татарского домаВодопад Джу-ДжурПорядок расположения литографий также определен самим художником. Особо ценны аннотации, коими К.Боссоли сопроводил рисунки. Это сведения о численности и характере населения, исторические факты и любопытные подробности, личные впечатления, даже лингвистические курьезы, когда одна и та же географическая местность именуется по-разному (вероятно, как слышал художник от местных жителей или проводников).Остатки большой генуэзской крепости в СудакеКараимское кладбищеБахчисарайОстатки античного Херсонеса близ СевастополяМонастырь Св. ГеоргияОбщий вид Балаклавы со стороны генуэзских укрепленийДворец князя Воронцова В АлупкеВершины горы Св. Петра (Ай-Петри)Мыс и маяк Св. Теодора (Ай-Тодор)Альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» являет развернутую панораму бытия по-среди роскошной природы: великолепные виды Южнобережья и морские перспективы, пейзажи Крымских гор и тихая прелесть уютных долин, романтические руины древнего Херсонеса и суровые стены генуэзских крепостей, таинственные «пещерные города», заброшенные старые кладбища и экзотика мусульманского Востока... Следы ушедших цивилизаций — от античности до нового времени.Вид ЯлтыАлуштаИсток реки Биюк-УзенбашОстатки генуэзких укреплений на Чуфут-КалеЕвпаторияМогила Митридата, близ керченского лазаретаЛитографии К.Боссоли являются уникальным источником, отражающим целую эпоху истории Тавриды первой половины XIX в. В этом мнении сходятся историки и краеведы, этнографы, художники, ландшафтные архитекторы.viaНаписано -KRASOTA- Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

nikole-t.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта