Картина Штурм аула Ахульго Франца Рубо. Картина ахульго
Лакский сайт - Картина "Штурм аула Ахульго"
Не меркнет слава героев Кавказской войны, о чьих подвигах написаны сотни книг, картин, созданы спектакли и музыкальные произведения. Но ни одно из произведений не может вызвать столь сильного и непосредственного ощущения этого события, как панорама «Штурм аула Ахульго», написанная Францем Алексеевичем Рубо в 1891 г.
Панорама была создана без официального заказа. Художник написал ее по собственному почину и на свои средства. Создавалась панорама в мастерской Франца Рубо в Мюнхене.
20 мая 1891 г. панорама «Штурм аула Ахульго» была открыта для обозрения в Мюнхене. Современники единодушно оценили ее как выдающееся произведение батальной живописи. За эту работу Баварская Академия художеств избрала Рубо своим профессором, а несколько лет спустя Совет Петербургской Академии художеств присвоил ему почетное звание академика. Немецкий принц-регент наградил художника орденом Св. Михаила. Далее панорама в 1892 г. демонстрировалась в Париже на Всемирной выставке и принесла Ф.А. Рубо заслуженную славу. Президент Французской республики С. Карно дважды посетил стенд с работой Ф. Рубо и дал ей высокую оценку, наградив художника орденом Почетного Легиона и премией Гран-при выставки. Художники предлагали показать панораму в Берлине и Вене, но он отказался, желая выставить её в России.
В центральном государственном историческом архиве в Ленинграде хранится письмо графа Остен-Сакена, адресованное великому князю Владимиру, президенту Петербургской Академии художеств, в котором он просит аудиенции для Ф.А. Рубо с целью получить разрешение выставить в Санкт-Петербурге панораму «Штурм аула Ахульго».
В 1896 г. панорама была показана в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке, где для нее был выстроен специальный павильон. Панорама воспроизводила действительное событие - взятие резиденции имама Шамиля аула Ахульго 22 августа/3 сентября/1839 г. Тринадцать тысяч русских солдат с 30 орудиями под командованием генерал-лейтенанта Граббе окружили 5 тысяч горцев кольцом. Аул Ахульго - непреступная твердыня Дагестанских гор, последний оплот отстаивавших свою свободу горцев, возглавляемых Шамилем, - защищался, как свидетельствуют о том рассказы участников штурма, долго и храбро. Шамиль, потеряв все свое войско, вынужден был скрыться из Ахульго по тайным тропам через горы в Чечню.
Панорама «Штурм аула Ахульго» демонстрировалась в Нижнем Новгороде почти полгода и имела самые восторженные отзывы. Посетил панораму и император Николай II, разъяснения по которой давал непосредственно Рубо. Присутствовавший во время осмотра генерал-лейтенант Н.Ф. Дубровин высказал царю мысль о приобретении панорамы для Кавказского военного округа. В 1898 г. Николай II приобрел у художника панораму за 65 тысяч рублей и подарил её Военно-историческому музею «Храм Славы» в г. Тифлисе, где она находилась до 1908 года.
В 1908 г. панораму свернули и увезли в Севастополь, где она временно экспонировалась в здании Севастопольской панорамы (та в свою очередь экспонировалась в Санкт-Петербурге на Марсовом поле).
В конце ноября 1908 г. панораму «Ахульго» вновь перевезли в Санкт-Петербург и поместили в деревянный павильон на Марсовом поле. С начала Первой мировой войны холст панорамы «Ахульго» был снят и накатан на 13-метровый вал диметром 1 м 20 см и помещен в складское помещение Павловских казарм на Марсовом поле в Петербурге.
Там панорама пролежала до весны 1922 г., а затем ее перевезли во двор Ленинградского Артиллерийского музея. Нашлись силы и средства, нашлись заботливые руки научных сотрудников Артиллерийского музея, которые оказали «первую помощь» израненному полотну. Панорама «Ахульго» в то время представляла 6 полотнищ каждая по 18 аршин длиною и 30 аршин шириною. Все эти 6 полотнищ были в очень плохом состоянии: на всех кусках налет грязи и пыли. Края кусков были неровными, с большими прорезями и отрезанными частями холста. Полотно испещрено сквозными прорывами. Фрагменты картины-панорамы очистили от загрязнений, выровняли их, а затем сгруппировали и накатали на 13-метровый вал. Так панорама хранилась в Артиллерийском музее до 1928 г.В 1928 г. по инициативе Дагестанского Наркомпроса панорама была передана Дагестанскому музею. 18 февраля 1928 г. вал с картиной прибыл на двух железнодорожных платформах в г. Махачкалу и размещен в специальное помещение Дагестанского краеведческого музея. Валу с накатанной картиной, общий вес которой составлял 3410 кг, опять предстояло пролежать свыше 2-х лет без движения - до 1930 г., когда ее раскатала и осмотрела специальная комиссия с участием опытного художника М. Христенко. В протоколе художественно-экспертной комиссии сказано, что «... Комиссия находит целесообразным остатки панорамы проф. Рубо ликвидировать из-за очень плохого состояния, лучшие места наиболее сохранившееся вырезать, прогнившие остатки сдать в утиль». Представитель Наркомпроса РСФСР, художник М. Христенко заявил, что «... о реставрации панорамы нечего и думать».
После 40 долгих лет, 2 октября 1971 г., по инициативе дирекции Дагестанского музея изобразительных искусств и лично его директора Патимат Саидовны Гамзатовой были осмотрены оставшиеся 3 полотнища панорамы «Штурм аула Ахульго» в присутствии старшего научного сотрудника Воронкиной Н. П., главного хранителя Идрисовой Н. К., художника - реставратора музея Черемушкина Н.П, панорамиста, автора научных трудов в области панорамно-диорамного искусства Петропавловского В.П.
Хроника событий
1880 - нач. 1890 гг. - создание Ф. А. Рубо серии работ (17) на тему Кавказской войны.1889-1891 гг. - годы создания первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго» Ф.Рубо в г.Мюнхене (общий размер полотна 120x12 м.)20 мая 1891 г. - панорама открыта для обозрения в Мюнхене.1892 г. - панорама экспонируется в Париже, на ежегодной Всемирной кустарной ярмарке.1896 г. - панорама экспонируется в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке.1898 г. - император Николай II приобрел у автора панораму и передал Военно-историческому музею «Храм славы» в г. Тифлисе.1899-1908 гг. - панорама находится в г.Тифлисе.1908 г. - панорама временно экспонировалась в здании павильона панорамы Ф. Рубо «Севастопольская битва» в г. Севастополе.1908 г., ноябрь - панорама перевезена в С.-Петербург и размещена в деревянном павильоне на Марсовом поле.1914-1922 гг. - холст панорамы был накатан на вал и сложен на хранение в подвалы Павловских казарм в Санкт-Петербурге.1922-1928 гг. - холст на валу был перевезен и далее хранился в Музее артиллерии, где была проведена частичная реставрация-осмотр.1924 г. - во время сильнейшего наводнения красочный слой холста панорамы сильно пострадал.1928 г. - по инициативе Дагестанского Наркомпроса и лично Алибека Тахо-Годи панорама была передана Дагестанскому краеведческому музею в г. Махачкале. 1928 г., 18 февраля - панорама на двух платформах по железной дороге прибыла в Махачкалу.1930 г. - по ходатайству А. Тахо-Годи панорама была представлена на осмотр специальной комиссии во главе с художником М. Христенко. По ее решению были вырезаны наиболее сохранившиеся части - фрагменты, а остальное было приказано «сдать в утиль».1964 г. - первые известия о каких-то сохранившихся фрагментах панорамы (по сообщению дагестанского скульптора X. Аскара-Сарыджи). Начало поиска.1970 г. - в дворовых фондах краеведческого музея под грудой хлама были обнаружены 3 фрагмента панорамы.1971 г. - по инициативе дирекции музея изобразительных искусств были осмотрены сохранившиеся фрагменты. Тогда же была составлена смета реставрации фрагментов и фотографирования.1981 г. - в архивах Государственного Эрмитажа обнаружена полная фотография панорамы, выполненная в Н. Новгороде фотографом Г. Григорьевым в 1911г.1989-1991 гг. - художественная реставрация 1 фрагмента и техническая - двух остальных «Росмонументискусством», г. С.-Петербург.С 1991 г. три фрагмента панорамы выставлены в постоянной экспозиции музея.1993 г. - подписан контракт со Студией Военных художников им. Грекова на написание эскиза - копии панорамы в цвете в масштабе 1:10.1997, 28 мая - прием работы в студии им. Грекова, г. Москва.1997 г., 20 октября - торжественная презентация эскиза - копии панорамы Ф. Рубо «Штурм аула Ахульго» в залах Дагестанского музея изобразительных искусств в дни празднования 200-летия со дня рождения имама Шамиля.
Все три полотнища представляют собой фрагменты панорамы «Штурм аула Ахульго» из той части, где изображен бой на улицах Нового Ахульго. Повреждений за 80 лет со времени написания панорамы образовалось множество - разрывы, трещины, изломы, бесконечные осыпи, а местами полная утрата красочного слоя, уже не говоря о том, что все краски потемнели от осевшей на них пыли. Рубо заказывал холст для панорамы «Ахульго» в Брюсселе и заплатил за него по тем временам огромную сумму денег - 4,5 тысячи рублей. Холст до сего времени достаточно прочен, и это обстоятельство во многом способствовало спасению уникальной живописи первой панорамы в России.
С трудом мы можем рассмотреть подлинные фрагменты панорамы «Ахульго» и увидеть в них яростную рукопашную схватку на улице Нового Ахульго. Слева штурмуют солдаты Кюринского и Апшеронских полков, которые сошлись врукопашную с отчаянно защищающимися дагестанскими горцами. В центре большого фрагмента наверху просматривается фигура женщины с детской люлькой. Около арбы грозно стоит женщина-горянка, в руках у неё кинжал и сабля, а рядом горянка с распущенными волосами швыряет камни в атакующих солдат. Художнику удалось передать высокий драматизм этой минуты, в которой как бы воплотился смысл всего сражения. Два остальных фрагмента изображают схватку конных горцев с солдатами и скачущих лезгин в конце Нового Ахульго.
Двадцать три года панорама «Штурм аула Ахульго» волновала умы и сердца, внушала людям уважение к простым русским солдатам и дагестанским горцам, заставляя восхищаться их мужеством, самоотверженностью и героизмом.
В панораме «Ахульго» виртуозно передано ощущение солнечного августовского дня, когда контуры предметов, погруженных в атмосферу, орудия, повозки, лошади, люди в черкесках по мере удаления в глубину теряют свою линейную четкость, смягчаются. Впечатления живого, бушующего людского потока в смертельной схватке за аул Ахульго художник добился благодаря великолепному рисунку и точно найденным тональным отношениям. Динамика боя усиливается яркими солнечными бликами, играющим и на фуражках, панталонах, перевязях, на штыках и саблях солдат и горцев.
В панораме «Ахульго» Франц Рубо ищет и находит новые выразительные средства, помогающие ему проникнуть в истинный смысл происходящих событий, вскрыть их противоречия. Художник, блестяще владеющий композиционным мастерством, в панораме постигает высокое искусство реалистической батальной живописи. Его живопись гуманна, его искусство - вне политики. Художник не воспевает и не осуждает воюющие стороны, он рассказывает о далеких днях нашей истории предельно честно и понятно каждому зрителю. И в этом сила и бессмертие его искусства.
lakskysite.ru
описание, история, фото, точный адрес
Гора Ахульго (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
У любителей истории при ее упоминании возникнет в памяти военная операция по штурму Ахульго — суровое, кровопролитное сражение за ставку Шамиля в горных аулах. Знатоки искусства могут вспомнить не очень известную в наши дни, но любимую современниками картину «Штурм аула Ахульго» Франца Рубо.
Но в чем же «соль» этого места, почему сюда ежегодно приезжают тысячи мусульманских паломников?
Могучие горные скалы
С севера подошва горы омывается рекой Андийское Койсу, образуя эдакий полуостров, рассеченный надвое речкой. Старый и построенный Шамилем Новый аулы стояли на двух гигантских утесах, под которыми в глубоком ущелье течет речка Ашильта. В одном месте утесы сильно сближаются — там горцы подвесили небольшой бревенчатый мостик.
Как местные жители, так и приезжие паломники ценят и знают свое историческое наследие. Они могут рассказать немало интересных историй об обороне крепости интересующимся туристам.
На скале Шулатлулго (что переводится с аварского как «Крепостная гора»), возвышающейся над основным горным массивом, есть плоская площадка около 100 кв. м. Там Сурхай, помощник Шамиля, построил несколько саклей (монументальные крестьянские дома из камня) — по сути, небольшой форт, да еще и на господствующей высоте.
История, пропитанная кровью
К 1839 г. Шамиля поддерживала большая часть чеченских и дагестанских горских общин — имам летом этого года использовал аулы на вершине Ахульго как свою ставку. Императору не нравилось усиление влияния мятежных горцев, так что атака позиций Шамиля была лишь вопросом времени.
Одолеть такие укрепления — очень заковыристая задача, но Отдельный Кавказский корпус под командованием генерал-лейтенанта Павла Граббе с ней справился.
После двух месяцев осады и тяжелейших боев, 22 августа 1839 г. крепость была взята — погибло около 1000 горцев (включая женщин и детей), а также примерно 600 русских солдат. Шамиля взять не удалось — он вместе с семьей смог уйти в горы и впоследствии принес еще немало хлопот Российской империи.
Зачем сюда приезжают?
Многие туристы отдают дань мужеству защитников Ахульго и храбрости русских войск, повязывая на ветки деревьев платки или любые другие куски ткани. У выхода из тоннеля под горой есть лестница, ведущая к ее вершине.
Указателей вы не найдете, но это не проблема — есть местные, которые всегда подскажут нужный путь. Особенно если узнают, что цель вашего визита — посещение святых мест.
Ахульго также популярна для совершения зиярата (паломничества к священным местам). Здесь погибало множество горцев, борясь за свою свободу, поэтому многие жители Дагестана почитают это место. На территории горы построено несколько мечетей и кладбище, где похоронен первый имам Дагестана и Чечни — Гази-Магомед.
Практическая информация
Путь к Ахульго непростой во всех смыслах — это и петляющие дороги, и плохое качество дорожного покрытия.
tonkosti.ru
история битвы, осады и взятие крепости
Многие люди, чья жизнь никак не связана с Кавказом, возможно, никогда не слышали об Ахульго. Однако любой дагестанец чувствует это звенящее слово всем сердцем. Некогда ничем не примечательное место в XIX веке приобрело историческое значение, которое не может быть девальвировано и сегодня.
Ахульго – аул на одноименной горе
Ахульго – название горы в горной цепи Дагестана. Она как бы окружена кольцом горных хребтов. На востоке и западе от нее расположены соответственно Гимринский и Андийский хребты, на севере можно увидеть Салатау. Сама вершина огибается шумной рекой Андийское Койсу, которая своим причудливым руслом превратила ее в свое время в подобие полуострова.
Аварцы дали этой возвышенности название Ахульго. В переводе оно означает «гора зова». Иногда ее называли «Набатной», что, в конце концов, и было оправдано самой историей. На фото Ахульго предстает цельной, однако не является конусовидной в полном смысле слова – центр ее пересекает небольшая река Ашильта, в результате чего возвышенность поделена на два отдельных утеса, между которыми проходит речная граница.
На западном утесе в давние времена был построен этот аул. Позднее, уже в 19 столетии, на восточном утесе был выстроен еще один аул с тем же названием. Чтобы не путаться, люди назвали их Старый и Новый Ахульго.
Между аулами в одном месте расстояние не слишком большое – здесь утесы приближены друг к другу. И, хотя от Старого до Нового Ахульго почти рукой подать, перепрыгнуть расщелину было все же невозможно. На этом месте построили мост, который и соединил оба утеса. Глубина расщелины под мостом составляет около 40 метров. Такова была панорама, на фоне которой в 1839 году разыгралась трагедия, позже названная битвой горцев с русскими при Ахульго.
Предпосылки штурма аула
Об этом сражении создано множество статей и книг. Кавказская война 1817—1864 годов тянулась около 50 лет с переменным успехом. До тех пор, пока горцы были разобщены, царским войскам удавалось подавлять мятежи и одерживать победы в столкновениях. Однако после того, как к власти пришел Шамиль и встал во главе Северо-Кавказского имамата, ситуация изменилась.
Он не только взял на себя общее руководство борьбой Дагестана и Чечни против власти Российской империи. Но и создал настоящее государство, где были свои госструктуры, армия, бюджет. После того как Россия несколько раз уступила в битвах горцам, ей пришлось увеличить численность войск и вооружения. Шамиль был вынужден постепенно отступать – он рассчитывал, что вскоре к нему придет подмога из соседних стран. Однако ожидания его оказались напрасными, а русские войска наступали со всех сторон.
В 1838—1839 годах оба аула Ахульго Имам назвал столицей своего государства. Ранее старый аул был разрушен, и именно Шамиль частично отстроил его и возвел рядом с ним новый. Русским военным руководством весной 1839 года было принято решение штурмовать гору, чтобы покончить с Шамилем и обезглавить сам имамат.
Однако горцы сдаваться не собирались. На их стороне было не только знание местности, но и наличие такого форпоста, как Сурхаева башня. Это название получила скала Шулатлулго, располагавшаяся над аулом. Она заканчивалась не пиком, а площадкой, где можно было с удобством расположиться. На скале выстроили ряд саклей, и с Сурхаевой башни отлично простреливалась большая территория вокруг. Таким образом, Шамиль удерживал практически все пространство вокруг Ахульго под контролем, и незаметно подойти с какой-либо стороны было невозможно.
Осада и взятие крепости
Русские войска, командовал которыми генерал-адъютант Павел Граббе, подошли к крепости в первых числах июня 1839 года. Шамиль хорошо подготовился к осаде – в новом ауле был выстроен бастион, а все подходы были изрыты траншеями. Сторонники имама могли довольно долго находиться здесь, не страдая от жажды, поскольку у них имелся выход к реке.
Общее количество людей, находившихся в ауле, доходило до 4000, там были не только вооруженные горцы, но и их семьи, а также отдельные представители окрестных племен, входивших в имамат. Число учеников-сподвижников Имама (мюридов) доходило до сотни.
Армия, руководимая Граббе, превышала количество осажденных в 2,5 раза и составляла 10 батальонов, 500 конных горцев, 500 казаков, 18 орудий. Кроме того, здесь присутствовала еще и рота саперного батальона.
Перед тем как начать осаду крепости, русские войска взяли оба побережья Андийского Койсу. Помимо того, что необходимо было занять удобные позиции, приходилось доставлять на расстояние прицельного выстрела еще и орудия. Батареи были установлены на востоке и юге от Сурхаевой башни, а также на берегах Ашильты. Граббе очень грамотно расположил не только артиллерию, но и подразделения.
Чтобы представить грандиозность этого воинского подвига обеих сторон, стоит увидеть картину Франца Рубо «Штурм аула Ахульго». Уже 12 июня русская армия провела пристрелку, а с 13 июня началось наступление. Первый его этап состоялся 29 июня. После того как батареи открыли по крепости стрельбу, батальоны под огнем горцев начали подниматься по склону. Вечер застал обе стороны обессиленными, после чего русское командование приняло решение вернуться на прежние позиции.
Граббе понимал, что до тех пор, пока не будет взята Сурхаева башня, перелома в осаде не произойдет. И 4 июля был предпринят очередной штурм, в результате которого скала была занята русскими, а Шамиль лишился выгодных позиций. Царские войска еще больше стянули кольцо осады. Генерал вызвал на помощь три дополнительных пехотных батальона.
Следующее наступление состоялось 16 июля. На этот раз направление штурма Ахульго развернулась на перешейке перед укреплениями горцев. Здесь состоялось главное сражение – Рубо именно его позднее запечатлел на своем знаменитом полотне.
Бой был ожесточенным, за крепость и свою свободу героически сражались все от мала до велика – старики, дети и женщины. Ахульго снова удалось отстоять. Русские понесли серьезные потери – около 200 убитых, свыше 600 тяжело раненных. Шамиль же лишился, по меньшей мере, трети своего войска.
Всего осада длилась 80 дней, было предпринято 5 штурмов. К концу августа силы защитников крепости были на исходе, в их лагере свирепствовала оспа, заканчивались припасы. Наконец, 22 августа русские снова пошли в наступление и после ожесточенного боя смогли занять сначала новый аул, а затем и старый. Во время штурма практически все горцы погибли. Сам Шамиль смог уйти с несколькими соратниками.
Генерал Граббе за взятие аула был награжден орденом св. Александра Невского. Эта победа стала серьезным достижением России, поскольку сильно пошатнула позиции всего имамата. Хотя Шамиль, уйдя из крепости, в течение еще двух десятков лет вел борьбу, но эта битва стала переломным моментом в его карьере.
Императором была учреждена медаль «За взятие штурмом Ахульго», которой наградили всех участников операции. А в январе 2017 года в Унцукульском районе Дагестана открыт мемориал, посвященный этой удивительной и ужасной странице Кавказской войны. Мемориал является памятником дружбы, объединяющим народы Кавказа и всей России, был создан по инициативе главы РД Рамазаном Абдулатиповым.
В 1992 году был снят художественный фильм про военную жизнь имама Шамиля, фильм вовлекает в атмосферу противоборства народов – одни боролись за свою свободу, а вторые хотели покорить свободный горский народ, большая часть эпизодов снята в Дербентской цитадели «Нарын-Кала».
tanci-kavkaza.ru
Ахульго - Дагестан
На горе Ахульго в Дагестане расположился одноимённый мемориал-музей, возведённый в память о событиях Кавказской войны, имевших здесь место летом 1839 года. Проходившую в Ахульго военную операцию, направленную на захват крепости имама Шамиля, называют одним из важнейших исторических событий, имеющим неоценимую значимость для исторической памяти жителей Северного Кавказа и всех россиян.
Несмотря на то, что с момента открытия мемориального комплекса прошло совсем немного времени, это место уже сегодня привлекает большое количество туристов со всей страны и соседних государств, желающих лично прикоснуться к историческим коллизиям периода Кавказской войны — одной из самых трагических страниц российской истории. Как утверждают создатели музея под открытым небом, буквально каждый камень мемориала Ахульго был заложен с горячей искренней молитвой о мире, единстве, дружбе и братстве народов, судьбы которых затронула война, продолжавшаяся на территории Кавказского региона в период с 1817 по 1864 гг.
Что представляет собой мемориал Ахульго
Мемориальный комплекс, открытый в начале 2017 года — это оригинальный ансамбль, включающий сигнальную башню высотой 17 метров, а также выставочный зал с экспозицией, в которой сегодня представлены артефакты времён Кавказской войны и тематические художественные полотна. Речь идёт преимущественно о портретах государственных деятелей, принимавших участие в событиях 1817-1864 годов и непосредственного штурма резиденции предводителя кавказских горцев. Центральное же место в картинной галерее по праву принадлежит репродукции «Штурм аула Ахульго» — работы выдающегося панорамиста Франца Алексеевича Рубо, знаменитого автора нескольких сотен монументальных картин-панорам.
Инициатором строительства мемориала стал глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов. Первые шаги по популяризации героических событий были сделаны в 2013 году, а уже в 2016-ом, во время чествования 145-летней годовщины смерти имама Шамиля, власти республики завили о своих планах по возведению мемориального комплекса-музея, расположенного на месте осады Ахульго. По заявлению Абдулатипова, открытие мемориала стало ещё одним шагом к народному единству. «Не просто очередная достопримечательность, но памятник дружбы, который объединит народы Кавказа и России» — именно так охарактеризовал собственный проект глава Дагестана.
Штурм Ахульго: краткая историческая справка
В 1834 году 37-летний Шамиль получил титул имама Северо-Кавказского имамата, став преемником Гази-Муххамада и Гамзат-бека. Уже очень скоро его могущество и популярность в народе растут не по дням, а по часам, и военное руководство Кавказской армии Российской империи, которую не устраивает такое положение дел, принимает решение о начале карательной операции. К слову, интерес представляет не только ход событий, но и само место, в котором они разворачивались. Гора Ахульго, что в переводе с аварского языка означает «тревожная гора», стала местом расположения сразу двух аулов — Старого и Нового Ахульго, между которыми раскинулось 40-метровое ущелье с узким деревянным мостиком.
Военная операция, которая в дальнейшем получит название штурма Ахульго, началась 12 июня 1839 года. Генерал российской кавалерии Павел Граббе принимает решение о штурме Сурхаевой башни — так называемой «Горки прочности», которая впоследствии была разрушена буквально до основания. Русские солдаты предприняли три попытки штурма, установив несколько батарей. Первый штурм не принёс желанных результатов — Сурхаева башня стойко перенесла его, а обе стороны понесли значительные потери в своих войсках.
Однако уже в ходе второго штурма, который начался 4 июля и сопровождался бомбардированием, башня пала, в буквальном смысле слова схоронив под завалами практически всех своих героических защитников. Этот момент стал по-настоящему переломным и решающим, позволив генералу Граббе бросить все силы на штурм аулов Ахульго и значительно продвинуть вперёд пушки и прочую артиллерию.
16 июля начался очередной этап операции — решающий третий штурм, для которого на помощь Граббе и его помощникам прибыли русские пехотинцы под командованием полковника Карла фон Врангеля. Нужно отдать должное горцам, которые сражались за свою землю до последнего, причём, активное участие в боях на этот раз принимали не только мужчины, но и женщины, облачённые в мужские костюмы-черкески. В какой-то момент положение русской армии стало критическим, поскольку мюридам удалось воспользоваться небольшой заминкой и обрушить на противника мощный град пуль из большого количества бойниц. Барон фон Врангель при этом был серьёзно ранен, а потери обеих армий в этот раз исчислялись сотнями человек.
После имевшего историческое значение перелома последовала длительная осада крепости, в которой скопилось огромное количество раненых и больных. В Ахульго вспыхнула эпидемия оспы, также унёсшая большое количество жертв. Обе стороны были буквально измотаны последними событиями, кроме того, армии в итоге остались практически без офицерского состава. В результате было принято решение о проведении переговоров, в ходе которых Граббе предложил имаму Шамилю капитулировать, предварительно сдав в заложники собственного сына и передав военачальникам русской армии весь оружейный арсенал. Естественно, такая перспектива не устроила предводителя кавказских горцев, и переговоры, сопровождавшиеся непрекращающейся стрельбой, не принесли практически никаких результатов.
Завершение штурма
После неудачных переговоров последовали четвёртая и пятая штурмовые операции, и 22 августа над аулами были вывешены русские знамёна. Продолжавшийся 80 дней штурм Ахульго был завершён, а большая часть населения бежала в ближайшие пещеры и ущелье Ашильты. Что касается героических защитников Ахульго, то уже к 12 часа дня 22 августа в живых не осталось ни единого человека. Незначительные столкновения продолжались ещё неделю, к 29 августа сопротивление горцев было полностью подавлено. Потери были, без преувеличения, огромными. Имам Шамиль, которому в будущем было суждено стать одной из ключевых фигур и национальным героем народов Северного Кавказа, чудом прорвался через осаждение на территорию Чечни вместе со своими подданными-мюридами.
Ахульго в культуре и искусстве
Как и следовало ожидать, имевшие в ходе штурма крепости Шамиля события оказали большое влияние на искусство, литературу, политику. Как уже было сказано, военная операция в Ахульго впечатлила живописца-панорамиста Франца Рубо, кисти которого принадлежат такие легендарные панорамы, как «Оборона Севастополя», и «Бородинская битва». Полотно «Штурм аула Ахульго» авторства Рубо вошло в цикл картин по мотивам Кавказской войны (заказчиком серии, которая изначально создавалась для военно-исторического музея «Храм славы» в Тифлисе, стало само правительство Александра III).
Работа продолжалась в Мюнхене более 10 лет (на протяжении 1880-1890 гг.) Оригинальные фрагменты монументальной панорамы успешно сохранились до наших дней и в настоящее время находятся на хранении в Дагестанском музее изобразительных искусств в Махачкале. Своё отражение осада крепости имама Шамиля нашла также и в литературном творчестве. В частности, в 2008 году вышел в свет исторический роман «Ахульго», авторство которого принадлежит перу известного уроженца Махачкалы Шапи Казиеву.
Хотите отправиться на увлекательную историческую экскурсию в Ахульго, посетив места боевой славы времён Кавказской войны? Туристическое агентство Caspian Travel всегда готово предложить самые интересные маршруты и лучшие цены на экскурсионный и активный отдых в Дагестане.
Экскурсия по Ахульго доступна в рамках тура Орлиное гнездо
caspian.travel
Лакский сайт - Картина "Штурм аула Ахульго"
Не меркнет слава героев Кавказской войны, о чьих подвигах написаны сотни книг, картин, созданы спектакли и музыкальные произведения. Но ни одно из произведений не может вызвать столь сильного и непосредственного ощущения этого события, как панорама «Штурм аула Ахульго», написанная Францем Алексеевичем Рубо в 1891 г.
Панорама была создана без официального заказа. Художник написал ее по собственному почину и на свои средства. Создавалась панорама в мастерской Франца Рубо в Мюнхене.
20 мая 1891 г. панорама «Штурм аула Ахульго» была открыта для обозрения в Мюнхене. Современники единодушно оценили ее как выдающееся произведение батальной живописи. За эту работу Баварская Академия художеств избрала Рубо своим профессором, а несколько лет спустя Совет Петербургской Академии художеств присвоил ему почетное звание академика. Немецкий принц-регент наградил художника орденом Св. Михаила. Далее панорама в 1892 г. демонстрировалась в Париже на Всемирной выставке и принесла Ф.А. Рубо заслуженную славу. Президент Французской республики С. Карно дважды посетил стенд с работой Ф. Рубо и дал ей высокую оценку, наградив художника орденом Почетного Легиона и премией Гран-при выставки. Художники предлагали показать панораму в Берлине и Вене, но он отказался, желая выставить её в России.
В центральном государственном историческом архиве в Ленинграде хранится письмо графа Остен-Сакена, адресованное великому князю Владимиру, президенту Петербургской Академии художеств, в котором он просит аудиенции для Ф.А. Рубо с целью получить разрешение выставить в Санкт-Петербурге панораму «Штурм аула Ахульго».
В 1896 г. панорама была показана в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке, где для нее был выстроен специальный павильон. Панорама воспроизводила действительное событие - взятие резиденции имама Шамиля аула Ахульго 22 августа/3 сентября/1839 г. Тринадцать тысяч русских солдат с 30 орудиями под командованием генерал-лейтенанта Граббе окружили 5 тысяч горцев кольцом. Аул Ахульго - непреступная твердыня Дагестанских гор, последний оплот отстаивавших свою свободу горцев, возглавляемых Шамилем, - защищался, как свидетельствуют о том рассказы участников штурма, долго и храбро. Шамиль, потеряв все свое войско, вынужден был скрыться из Ахульго по тайным тропам через горы в Чечню.
Панорама «Штурм аула Ахульго» демонстрировалась в Нижнем Новгороде почти полгода и имела самые восторженные отзывы. Посетил панораму и император Николай II, разъяснения по которой давал непосредственно Рубо. Присутствовавший во время осмотра генерал-лейтенант Н.Ф. Дубровин высказал царю мысль о приобретении панорамы для Кавказского военного округа. В 1898 г. Николай II приобрел у художника панораму за 65 тысяч рублей и подарил её Военно-историческому музею «Храм Славы» в г. Тифлисе, где она находилась до 1908 года.
В 1908 г. панораму свернули и увезли в Севастополь, где она временно экспонировалась в здании Севастопольской панорамы (та в свою очередь экспонировалась в Санкт-Петербурге на Марсовом поле).
В конце ноября 1908 г. панораму «Ахульго» вновь перевезли в Санкт-Петербург и поместили в деревянный павильон на Марсовом поле. С начала Первой мировой войны холст панорамы «Ахульго» был снят и накатан на 13-метровый вал диметром 1 м 20 см и помещен в складское помещение Павловских казарм на Марсовом поле в Петербурге.
Там панорама пролежала до весны 1922 г., а затем ее перевезли во двор Ленинградского Артиллерийского музея. Нашлись силы и средства, нашлись заботливые руки научных сотрудников Артиллерийского музея, которые оказали «первую помощь» израненному полотну. Панорама «Ахульго» в то время представляла 6 полотнищ каждая по 18 аршин длиною и 30 аршин шириною. Все эти 6 полотнищ были в очень плохом состоянии: на всех кусках налет грязи и пыли. Края кусков были неровными, с большими прорезями и отрезанными частями холста. Полотно испещрено сквозными прорывами. Фрагменты картины-панорамы очистили от загрязнений, выровняли их, а затем сгруппировали и накатали на 13-метровый вал. Так панорама хранилась в Артиллерийском музее до 1928 г.В 1928 г. по инициативе Дагестанского Наркомпроса панорама была передана Дагестанскому музею. 18 февраля 1928 г. вал с картиной прибыл на двух железнодорожных платформах в г. Махачкалу и размещен в специальное помещение Дагестанского краеведческого музея. Валу с накатанной картиной, общий вес которой составлял 3410 кг, опять предстояло пролежать свыше 2-х лет без движения - до 1930 г., когда ее раскатала и осмотрела специальная комиссия с участием опытного художника М. Христенко. В протоколе художественно-экспертной комиссии сказано, что «... Комиссия находит целесообразным остатки панорамы проф. Рубо ликвидировать из-за очень плохого состояния, лучшие места наиболее сохранившееся вырезать, прогнившие остатки сдать в утиль». Представитель Наркомпроса РСФСР, художник М. Христенко заявил, что «... о реставрации панорамы нечего и думать».
После 40 долгих лет, 2 октября 1971 г., по инициативе дирекции Дагестанского музея изобразительных искусств и лично его директора Патимат Саидовны Гамзатовой были осмотрены оставшиеся 3 полотнища панорамы «Штурм аула Ахульго» в присутствии старшего научного сотрудника Воронкиной Н. П., главного хранителя Идрисовой Н. К., художника - реставратора музея Черемушкина Н.П, панорамиста, автора научных трудов в области панорамно-диорамного искусства Петропавловского В.П.
Хроника событий
1880 - нач. 1890 гг. - создание Ф. А. Рубо серии работ (17) на тему Кавказской войны.1889-1891 гг. - годы создания первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго» Ф.Рубо в г.Мюнхене (общий размер полотна 120x12 м.)20 мая 1891 г. - панорама открыта для обозрения в Мюнхене.1892 г. - панорама экспонируется в Париже, на ежегодной Всемирной кустарной ярмарке.1896 г. - панорама экспонируется в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке.1898 г. - император Николай II приобрел у автора панораму и передал Военно-историческому музею «Храм славы» в г. Тифлисе.1899-1908 гг. - панорама находится в г.Тифлисе.1908 г. - панорама временно экспонировалась в здании павильона панорамы Ф. Рубо «Севастопольская битва» в г. Севастополе.1908 г., ноябрь - панорама перевезена в С.-Петербург и размещена в деревянном павильоне на Марсовом поле.1914-1922 гг. - холст панорамы был накатан на вал и сложен на хранение в подвалы Павловских казарм в Санкт-Петербурге.1922-1928 гг. - холст на валу был перевезен и далее хранился в Музее артиллерии, где была проведена частичная реставрация-осмотр.1924 г. - во время сильнейшего наводнения красочный слой холста панорамы сильно пострадал.1928 г. - по инициативе Дагестанского Наркомпроса и лично Алибека Тахо-Годи панорама была передана Дагестанскому краеведческому музею в г. Махачкале. 1928 г., 18 февраля - панорама на двух платформах по железной дороге прибыла в Махачкалу.1930 г. - по ходатайству А. Тахо-Годи панорама была представлена на осмотр специальной комиссии во главе с художником М. Христенко. По ее решению были вырезаны наиболее сохранившиеся части - фрагменты, а остальное было приказано «сдать в утиль».1964 г. - первые известия о каких-то сохранившихся фрагментах панорамы (по сообщению дагестанского скульптора X. Аскара-Сарыджи). Начало поиска.1970 г. - в дворовых фондах краеведческого музея под грудой хлама были обнаружены 3 фрагмента панорамы.1971 г. - по инициативе дирекции музея изобразительных искусств были осмотрены сохранившиеся фрагменты. Тогда же была составлена смета реставрации фрагментов и фотографирования.1981 г. - в архивах Государственного Эрмитажа обнаружена полная фотография панорамы, выполненная в Н. Новгороде фотографом Г. Григорьевым в 1911г.1989-1991 гг. - художественная реставрация 1 фрагмента и техническая - двух остальных «Росмонументискусством», г. С.-Петербург.С 1991 г. три фрагмента панорамы выставлены в постоянной экспозиции музея.1993 г. - подписан контракт со Студией Военных художников им. Грекова на написание эскиза - копии панорамы в цвете в масштабе 1:10.1997, 28 мая - прием работы в студии им. Грекова, г. Москва.1997 г., 20 октября - торжественная презентация эскиза - копии панорамы Ф. Рубо «Штурм аула Ахульго» в залах Дагестанского музея изобразительных искусств в дни празднования 200-летия со дня рождения имама Шамиля.
Все три полотнища представляют собой фрагменты панорамы «Штурм аула Ахульго» из той части, где изображен бой на улицах Нового Ахульго. Повреждений за 80 лет со времени написания панорамы образовалось множество - разрывы, трещины, изломы, бесконечные осыпи, а местами полная утрата красочного слоя, уже не говоря о том, что все краски потемнели от осевшей на них пыли. Рубо заказывал холст для панорамы «Ахульго» в Брюсселе и заплатил за него по тем временам огромную сумму денег - 4,5 тысячи рублей. Холст до сего времени достаточно прочен, и это обстоятельство во многом способствовало спасению уникальной живописи первой панорамы в России.
С трудом мы можем рассмотреть подлинные фрагменты панорамы «Ахульго» и увидеть в них яростную рукопашную схватку на улице Нового Ахульго. Слева штурмуют солдаты Кюринского и Апшеронских полков, которые сошлись врукопашную с отчаянно защищающимися дагестанскими горцами. В центре большого фрагмента наверху просматривается фигура женщины с детской люлькой. Около арбы грозно стоит женщина-горянка, в руках у неё кинжал и сабля, а рядом горянка с распущенными волосами швыряет камни в атакующих солдат. Художнику удалось передать высокий драматизм этой минуты, в которой как бы воплотился смысл всего сражения. Два остальных фрагмента изображают схватку конных горцев с солдатами и скачущих лезгин в конце Нового Ахульго.
Двадцать три года панорама «Штурм аула Ахульго» волновала умы и сердца, внушала людям уважение к простым русским солдатам и дагестанским горцам, заставляя восхищаться их мужеством, самоотверженностью и героизмом.
В панораме «Ахульго» виртуозно передано ощущение солнечного августовского дня, когда контуры предметов, погруженных в атмосферу, орудия, повозки, лошади, люди в черкесках по мере удаления в глубину теряют свою линейную четкость, смягчаются. Впечатления живого, бушующего людского потока в смертельной схватке за аул Ахульго художник добился благодаря великолепному рисунку и точно найденным тональным отношениям. Динамика боя усиливается яркими солнечными бликами, играющим и на фуражках, панталонах, перевязях, на штыках и саблях солдат и горцев.
В панораме «Ахульго» Франц Рубо ищет и находит новые выразительные средства, помогающие ему проникнуть в истинный смысл происходящих событий, вскрыть их противоречия. Художник, блестяще владеющий композиционным мастерством, в панораме постигает высокое искусство реалистической батальной живописи. Его живопись гуманна, его искусство - вне политики. Художник не воспевает и не осуждает воюющие стороны, он рассказывает о далеких днях нашей истории предельно честно и понятно каждому зрителю. И в этом сила и бессмертие его искусства.
lakskysite.ru
Русская живопись. Франц Рубо - КАВКАЗ : Панорама "Штурм аула Ахульго" и другие картины (58
Живой мостБитва при Рихтани
Далее я не стал возле каждой картины указывать название. Интересующиеся могут кликнуть по изображению и там прочитать в правом верхнем углу.
slavikap.livejournal.com
Репродукция картины "Штурм аула Ахульго" Франца Рубо
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Франца Рубо. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Франца Рубо натуральном холсте.
Франц Алексеевич Рубо родился в 1856 году в Одессе в семье французского книготорговца, переселившегося в Россию. Мать имела свой дом моделей.
Родители, заметив склонности сына к рисованию, в 9 лет определили его в Одесскую школу рисования и черчения.
В 22-летнем возрасте он поступил в Баварскую королевскую академию художеств. Учился у Йозефа Брандта.
Во время каникул ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Любимой темой его творчества стал Кавказ.
Выполняя правительственный заказ, он написал 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. На Кавказе художник создал целую галерею колоритных образов горцев.
В 1889 году в залах Императорского Общества поощрения художников открылась первая персональная выставка Рубо. К этому времени он стал известен как мастер станковой живописи.
Для осуществления своих дальнейших замыслов художник выбирает как вид изобразительного искусства панораму, дающую возможность создавать монументальные произведения. Рубо считается основоположником русской школы батальной панорамы.
В 1891 году за панораму на тему «Штурм аула Ахульго» Рубо получил почетное звание профессора. Для этой панорамы в 1896 году на Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке построили специальное здание.
Впоследствии эта панорама была приобретена Военным министерством.
В период работы над панорамой «Оборона Севастополя» по официальному заказу на создание панорамы, посвященной 50-летию героической обороны Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 годов, в 1903 году он был избран профессором петербургского художественного училища академии.
Рубо принадлежит и панорама «Бородинская битва», после открытия которой в 1913 году Рубо уехал в Германию и в Россию больше не возвращался.
Умер художник в Мюнхене в 1928 году.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Франца Рубо не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru