Поэма Гомера «Илиада». Илиада картины


Гомер «Илиада» - Литературно-художественный LivejournaL

Приходилось ли Вам читать "Илиаду"?

Племенагреков-ахейцев появились на Балканском полуострове во II тысячелетии дон.э. С завоеванием острова Крит, где процветала развитая цивилизация сутонченной культурой, ахейцы приобрели то, чем всегда будут отличатьсягреки, - любознательность и восприимчивость к красоте. Недаром основнымсобытием, легшим в основу мифов и сказаний, стала Троянская война, когдагреки вступились, как и сказать иначе, за красоту Елены. Этагероическая эпоха тем еще и примечательна, что она явилась кануномкрушения мощи ахейских государств под натиском других греческих племен -дорийцев, таких же варваров, какими были ахейцы тысячу лет назад.История повернула вспять:  вместо государств, вновь родовая община,заброшена морская торговля, забыты ремесла, искусства, письменность, чтовпоследствии назовут крито-микенской культурой. Но сохранялась в чередестолетий память племен о героической эпохе - в мифах и сказаниях.

И вот на новом витке развития греческой цивилизации, как предполагают, вИонии - на западном побережье Малой Азии или на одном из близлежащихостровов - родился, по тем временам, рапсод, о котором известно толькоимя и то, что древние связывали с его именем поэмы «Илиада» и «Одиссея».Гомер. Известно также, что он был слеп, очевидно, в старости, ибо егоузнали и запомнили лишь в его старости. Он жил в VIII или в начале VIIвека до н.э. Это было время, когда эпос был востребован, уже зарождаласьна основе народных песен лирика, эпоха архаики, нечто вродепроторенессанса, с явлением «Илиады» в письменном виде и с началомизучения Гомера в школах, что ляжет в основу греческого образования икультуры.

Посколькуо Гомере мало что известно, вчитаемся в «Илиаду», и образ поэта, уверяювас, проступит из глубин тысячелетий, простой и величавый, как герои ибоги, воистину равный его персонажам как в отдельности, так и вместевзятым. Сверх всего, поэт, всеобъемлющий гений. Он не просто автор поэм«Илиада» и «Одиссея», он автор античной культуры.

Понятно, вчитаться в поэмы Гомера не так просто; помимо всего,существует громадная временная дистанция, язык и форма стиха - гекзаметр- все кажется архаичным... Я не один раз брал в руки Гомера, да в товремя, когда уже после университета, с увлечением открывал классическуюпрозу и поэзию всех времен и народов, но чтение не шло, как вдруг, посчастливому случаю, зачитался, а в окна светило солнце, то же самое, чтосияло в благословенных небесах Эллады, солнце Гомера, как увидел егооднажды и Шиллер и воскликнул: «Видишь - сияет светло солнце Гомера инам!»

Я унесся в синие дали над морем, где на берегу и в небесахразворачивались сцены из жизни людей, вовлеченных в распри, и богов,принимающих самое активное участие в них. Здесь все удивительно, ностоль естественно, что все принимаешь за поэзию и правду. Это не миф ине предания, отголоски народного творчества в тысячелетиях, апоэтическое создание искусства, первое и высшее.

«Илиада» не эпос, героическая история народа, а скорее драматическаяпоэма, даже трагедия, в основе сюжета которой отнюдь не Троянская война,а гнев одного из героев Троянской войны Ахиллеса на царя Агамемнона,предводителя войска ахеян, что повлекло ряд трагических событий войны.Сюжет поэмы разработан предельно лаконично и драматично, как усовременного романа. При этом в перипетиях сюжета принимают прямоеучастие олимпийские боги. Действие строится, как в драме, через диалоги,казалось бы, длинные, но бесконечно выразительные и всегда оправданныепо смыслу, что отдает то мудростью, то глубиной психологизма, то высокимлиризмом.

Завязка действия и сюжета обозначена в первых же строках поэмы: в лагереахеян случился мор, ниспосланный, как выяснится, Аполлоном за обиду,нанесенную жрецу Хрису, который явился за дочерью, пленницей, ставшейналожницей царя Агамемнона, «принесши бесчисленный выкуп», но «пастырьнародов Атрид» оскорбил жреца и пригрозил смертью. Калхас, провидец,прознав о причине мора, боясь гнева царя, попросил защиты у Ахиллеса.Агамемнон, вынужденный отдать Хрисеиду, решил взять взамен наложницуАхиллеса Брисеиду, чем обидел и разгневал героя, и тот отказалсяучаствовать в битвах. Первопричина войны - похищение Елены -обыгрывается на уровне взаимоотношений главных среди греков героев.Вообще характер царя Агамемнона обозначен столь ясно у Гомера, как,впрочем, и других героев и богов и богинь, что судьба его, ставшаясюжетом трагедий, быть убитым женой в день возвращения с Трои, заключаетв себе глубочайший смысл. Ведь он, помимо всего, принес свою дочьИфигению в жертвоприношение богам, чтобы только достичь целей похода -разрушения Трои.

Ахиллесвзывает к матери Фетиде, и та поднимается на Олимп, и сам Зевс посылаетСон Агамемнону, пусть поведет войска на битву, он ныне победит, мол, ибез участия Ахиллеса, сон, конечно, обманный, чтобы греки понесли урон ипризвали вновь Ахиллеса.

Войска собираются сразиться, и тут Парис, уязвленный Гектором, мол, ониспугался Менелая, жену которого тайно увез, предлагает весьма разумноерешение: поединок его с Менелаем между двух войск, - Елена достанетсяпобедителю, и войне конец. Это всех радует и даются клятвы.

Услышав о поединке Менелая и Париса, Елена выходит к воротам, с вышиныкоторых старцы смотрели на поле битвы. Мы видим ее впервые.

Старцы, лишь только узрели идущую к башне Елену,

Тихие между собой говорили крылатые речи:

«Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы

Брань за такую жену и беды столь долгие терпят:

Истинно, вечным богиням она красотою подобна!

Но, и столько прекрасная, пусть возвратится в Элладу;

Пусть удалится от нас и от чад нам любезных погибель!»

В поединок Менелая и Париса, которому грозит гибель, успевает вмешатьсяАфродита и уводит невидимым своего любимца в его дом; мало этого, богиняпризывает Елену приласкать мужа и сердится, что та ни ею, ни Парисомнедовольна, грозится возненавидеть ее, «как прежде безмерно любила».Елена обращается с упреками и к Парису, а тот говорит, что «пламя такое вгруди» у него никогда не горело, даже тогда, когда он ее увозил и«сочетался любовью и ложем» с нею, и она смиряется.

Однако клятвы нарушены, и возобновляются сражения, в которых отличаютсято Диомед, то Гектор и Аякс, вступившие в единоборство, то Агамемнон, -идут битвы за стену, при кораблях, - ахеянам пришлось отступить, - и всеэто при постоянном вмешательстве богов то на стороне ахеян, то троян...Боги даже собираются на Совет, а Гера обращается к Афродите за еепоясом, чтобы обольстить супруга своего верховного владыку Зевса иотвлечь его, тем самым помочь одной из сторон... И само обольщение внебесах мы видим... Выходит, Гомер воспринимает и богов, как людей,чисто поэтически, без священного трепета, что не позволяет верующим таквольно обходиться с небожителями?

Без участия в битвах Ахиллеса греки несут урон, наконец, он позволяетвыйти на поле своему другу Патроклу, который весьма отличается, ногибнет от рук Гектора. Ахиллес безутешен, снова жалуется матери, и попросьбе Фетиды бог Гефест кует щит для героя, который отрекается отгнева, и сражения на земле вспыхивают с новой силой, и боги от отдельныхкозней переходят к прямому участию в битве ахеян и троян... Зевс грянулгромами, Посейдон потряс землю и море... Против Посейдона, седовласогостарца, выступил юный Апполон, против Арея - «с очами лазурными деваПаллада», против Геры - Артемида, против Гефеста - Скамандр...

Ахиллесищет Гектора, а боги устремляются друг на друга совершенно, как герои;на Арея, бога войны, Афина бросила камень, и тот свалился наземь; к немуна помощь пришла Афродита, что увидела Гера и показала Афине, призываяскорей ее преследовать.

Так изрекла, - и Афина бросилась с радостью в сердце;

Быстро напав на Киприду, могучей рукой поразила

В грудь; и мгновенно у ней обомлело и сердце и ноги.

Оба они пред Афиною пали на злачную землю.

Между тем Посейдон и Аполлон стояли друг против друга, не вступая вединоборство, но, обменявшись речами, расходятся. Вот что сказалАполлон, кажется, из всех богов самый близкий к людям:

«Энносигей! Не почел бы и сам ты меня здравоумным,

Если б противу тебя ополчался я ради сих смертных,

Бедных созданий, которые, листьям древесным подобно,

То появляются пышные, пищей земною питаясь,

То погибают, лишаясь дыхания. Нет, Посейдон,

Распри с тобой не начну я; пускай человеки раздорят!»

Умерщвлением Гектора, погребением Патрокла затихает гнев Ахиллеса, и тутв ночи у него в палатке тайно, не без помощи богов, является старецПриам, пришедший за телом Гектора с выкупом. Между Ахиллесом и Приамомпроисходит знаменательный диалог, когда устанавливается взаимопонимание исочувствие между врагами - под спудом горестных событий и неминуемыхновых бедствий.

Пятьдесят сыновей было у Приама, девятнадцать братьев от одной матери Гекубы, все погибли, один остался...

«Сын оставался один, защищал он и град наш и граждан;

Ты умертвил и его, за отчизну сражавшегося храбро,

Гектора! Я для него прихожу к кораблям мирмидонским,

Выкупить тело его приношу драгоценный и выкуп.

Храбрый! Почти ты богов! Над моим злополучием сжалься,

Вспомнив Пелея отца: несравненно я жалче Пелея!

Я испытую, чего на земле не испытывал смертный:

Мужа, убийцы детей моих, руки к устам прижимаю!»

На этой трагической ноте и завершается «Илиада», с последнею строкою:

Так погребали они конеборного Гектора тело.

Падение и разорение Трои - за кадром. Продолжение еще было возможно иестественно у аэдов и рапсодов, распевающих или декламирующих сказанияиз Троянского цикла. Гомер воспроизвел эпизоды войны как трагическийпоэт, но не в театре, а на вселенской сцене бытия, вот почему участиебогов в делах смертных столь естественно, хотя нередко вызывает досаду. Перед нами море и небо Эллады, все поэтическое пространствомировосприятия, миросозерцания греков с их героями и богами, блещущих,если не мудростью, то красотой. Это уже не мифология, в которой всегда, увсех народов, много ужасного, а поэзия, солнце Гомера.

В «Илиаде», несмотря на присутствие в ней богов, нет ничегорелигиозного; скорее довлеет чисто светское отношение к богам, какоеустановилось было ненадолго в эпоху Возрождения. А ведь древние былиглубоко верующие люди. И таков Гесиод.

Гомер - откуда он только взялся - поэт Возрождения, зачинательРенессанса в Афинах, первоисточник классического стиля и античнойкультуры. Это становится особенно ясно из его отношения к богам, как клюдям, со всеми их достоинствами и недостатками, а к людям - как кбогам. Это сугубо ренессансное, высокое отношение к человеку,богоравному в его достоинстве, пусть он смертен в отличие от богов, чтоделает его участь заведомо трагической, то есть опять-таки высокой.

«Илиада» - сама по содержанию и форме классическое произведениеискусства, первое и высшее в своем роде. В ней источник миросозерцаниядревних греков, что станет основой зарождения и расцвета всех видовискусства и мысли уже в V веке до н.э. и в последующие тысячелетия.

©  Петр Киле

http://renclassic.ru/Ru/33/1131/37/

peter-kiele.livejournal.com

Сирены в живописи в античном эпосе «Одиссея», авторства Гомера

Все, что касается мифологии — зыбко и не имеет под собой твердой почвы. Это касается и сирен, которые по разным версиям являются порождениями любовного союза морских и речных божеств с музами или другими женскими персонажами божественного происхождения.

Впервые, сирены были описаны Гомером эпосе «Одиссея», повествующем о десятилетнем путешествии домой правителя острова Итака — Одиссея, возвращавшегося после осады Трои, описанной в другом эпосе Гомера — «Илиаде». В ходе своего путешествия Одисей встречал многих мифических существ, в том числе и сирен.

Образ сирен в поэме Гомера — кровожадные существа, бывающие двух видов: русалки и гарпии. Оба вида пылали ненавистью к мужчинам и заманивали моряков на отмели и острые утесы. По другой версии, сирены усыпляли морских путников своими прекрасными голосами, после чего жестоко их убивали.

John William Waterhouse, «Одиссей и Сирены», 1891 г.

Существует расхожее мнение, что сирены — это олицетворение самой водной стихии, которая в спокойном состоянии — прекрасна, но таит в себе множество опасностей.

В античной мифологии, образы сирен эволюционировали от диких и жестоких существ, в сладкоголосых гетер, приносящих удачу и хранящих гармонию.

Популярность сирен среди художников обусловлена общим интересом к античным сюжетам и содержательностью образов данных мифологических существ, изображая которых, каждый художник имел цель выразить нечто свое.

Вашему вниманию несколько наиболее заслуживающих внимание картин, с участием сирен.

Victor Karlovich Shtemberg

 

Эдмунд Дюлак  

 

Howard Pyle

Hans Thoma

 

Charles Murray Padday

Viktor Mikhailovich Vasnetsov

The Sea Maiden by Arthur Hacker, 1897

 

Otto Greiner

Paul Thumann

James Herbert Draper

estetico.me

Презентация - Поэма Гомера «Илиада»

Слайд №2
ПовторениеЧто изображено на картинке?

Как это связано с древним городом Микены?

Слайд №3
Гера – Афродита – Афина – старшая богинябогиня-воительницабогиня любви
Слайд №4
Кому Парис должен отдать яблоко?
Слайд №5
План урокаГомер и две его поэмыГнев АхиллесаПоединок Ахиллеса с ГекторомПохороны ГектораТроянский конь
Слайд №6
Гомер и две его поэмы«Илиада» — ее название произошло от слова Илион – другое название города Троя«Одиссея» – ее название произошло от имени главного героя поэмы – Одиссея.Поэмы были созданы в 8-м веке до н.э.
Слайд №7
«Илиада» повествует о Троянской войне.В каком году произошла Троянская война?1200 до н.э.
Слайд №8
Ахиллес – грек, герой Троянской войныАхиллесовапятаСтр. 37Фетида – морская богиня, мать Ахиллеса
Слайд №9
Гектор – военный вождь троянцевПриам – отец Гетора, царь ТроиАндромаха – жена Гектора
Слайд №10
Агамемнон – царь Микен Патрокл – друг Ахиллеса
Слайд №11
Одиссей – царь острова Итака
Слайд №12
Гефест – бог-кузнец
Слайд №13
Поединок Ахиллеса с Гектором
Слайд №14
Похороны Гектора
Слайд №15
Троянский конь
Слайд №16
Слайд №17
Оцените поступки героев «Илиады».Что вас в них привлекает?Что вы осуждаете?
Слайд №18
Домашнее задание: § 26, стр. 40 – вопрос 2 устно

volna.org

Илиада — википедия фото

Предыстория

Существует целый цикл сказаний о Троянской войне. Все их обычно объединяют в общее название «Троянский цикл», или «Эпический цикл». Часть из них дошла до нас во фрагментах, как «Киприи», остальные только в синопсисах, пересказах более поздних авторов, и лишь гомеровские «Илиада» и «Одиссея» сохранились целиком.

Как отмечает БСЭ, считается, что «Илиада» возникла в IX—VIII вв. до н. э. в греческих ионийских городах Малой Азии на основе преданий крито-микенской эпохи. Она написана гекзаметром (около 15 700 стихов), а александрийскими филологами поделена на 24 песни.

Именование «Илиада» дано по названию столицы Троянского царства Илиона (другое название Трои).

Действие «Илиады» относится к последним месяцам десятилетней осады Трои ахейцами, описывая эпизод из истории, который охватывает незначительный промежуток времени.

Содержание

«Илиада» начинается с конфликта в стане осаждающих Трою ахейцев (называемых также данайцами). Царь Агамемнон похитил дочь жреца Аполлона, Хриса. Хрис приходит в греческий стан выкупить взятую в плен и доставшуюся в рабыни Агамемнону дочь Хрисеиду.

Получив грубый отказ, он обращается с мольбой об отмщении к Аполлону, который насылает на войско моровую язву. В собрании греков, созванном Ахиллом, Калхант объявляет, что единственное средство умилостивить бога состоит в выдаче Хрисеиды её отцу без выкупа. Агамемнон уступает всеобщему требованию, но, чтобы вознаградить себя за эту потерю, отнимает у Ахилла, которого считает инициатором всей интриги, его любимую рабыню Брисеиду.

В гневе Ахилл удаляется в палатку и просит свою мать Фетиду умолить Зевса, чтобы греки до тех пор терпели поражения от троянцев, пока Агамемнон не даст ему, Ахиллу, полного удовлетворения. Девятилетняя осада на грани срыва, но ситуацию исправляет Одиссей.

Во второй песне Гомер описывает силы противоборствующих сторон. Под предводительством Агамемнона к стенам Трои приплыло 1186 кораблей, а само войско насчитывало свыше 130 тыс. солдат. Свои отряды прислали различные области Эллады:

  • Инес (под началом Диомеда),
  • Валерия (под началом Агапенора),
  • Афины и Локрида (под предводительством Аякса Великого),
  • Итака и Эпир (под началом Одиссея),
  • Ингрид (под началом Идоменея),
  • Лакедемон (спартанцы Менелая),
  • Микены, Родос (под началом Тлеполема),
  • Фессалия (мирмидоняне Ахилла),
  • Фокида, Эвбея, Элида, Этолия и пр.

На стороне троянцев под предводительством Гектора сражались ополчения

Поскольку Троянская война началась с похищения Елены, то в третьей песне в единоборство вступают её юридический муж Менелай с фактическим — Парисом.

В поединке побеждает Менелай, однако богиня Афродита спасает Париса от смерти и раненого уносит с поля боя. Из-за того, что поединок не закончился смертью одного из соперников, он считается недействительным.

Агамемнон настаивает на исполнении заключенного договора, но троянец Пандар нарушает перемирие, пуская стрелу в Менелая, после чего завязывается первое открытое сражение (четвёртая песнь), Элефенор убит Агенором.

Война продолжается. Однако ни ахейцы, ни троянцы не могут одержать верх. Смертным помогают бессмертные боги. Ахейцам покровительствует Афина Паллада, Гера и Посейдон, троянцам — Аполлон, Арес и Афродита.

Пятая песнь рассказывает о том, как в жестокой битве даже бессмертные Арес и Афродита получают ранения от руки ахейца Диомеда, руководимого Афиной. Видя силу Афины Паллады, предводитель троянцев Гектор возвращается в Трою и требует принести богине богатые жертвы. Заодно Гектор стыдит скрывшегося в тылу Париса и обнадеживает свою жену Андромаху.

Менелай убивает Пилемена, но Сарпедон сражает царя Родоса Тлеполема.

Возвратившись на поле боя, Гектор вызывает на поединок сильнейшего из ахеян и его вызов в седьмой песне принимает Аякс Великий. Герои бьются до поздней ночи, но никто из них не может одержать верха. Тогда они братаются, обмениваются дарами и расходятся.

Тем временем воля Зевса склоняется на сторону троянцев и лишь Посейдон остается верен ахейцам.

Ахейское посольство отправляется к Ахиллу, чье войско бездействует из-за ссоры их предводителя с Агамемноном. Однако рассказ о бедствиях ахейцев, прижатых троянцами к морю, трогает лишь Патрокла — друга Ахилла.

Троянцы атакуют: Агенор убивает Клония, а Медонт сражен Энеем.

  Ахилл тянет за колесницей тело сражённого Гектора

Атакуя, троянцы едва не сжигают ахейский флот, но благосклонная к ахейцам богиня Гера обольщает и усыпляет своего мужа бога Зевса, чтобы спасти своих фаворитов. Видя подожженный троянцами ахейский корабль, Ахилл отправляет в бой своих солдат под командованием Патрокла, одетого в доспехи Ахилла, однако сам уклоняется от сражения, держа гнев на Агамемнона. Однако Патрокл гибнет в битве. Сначала его в спину поражает Аполлон, потом бьёт копьём Эвфорб, а затем Гектор наносит ему смертельный удар пикой в пах.

В борьбе за тело Патрокла Аякс Теламонид убивает Гиппофоя и Форкия, а Менелай поражает Евфорба. Ахеец Схедий гибнет от руки Гектора.

Желание отомстить за друга возвращает в игру Ахилла, который, в свою очередь, убивает Гектора, поразив его копьем в шею. В конце «Илиады» разворачивается тяжба за тело Гектора, которое Ахилл первоначально отказывался выдавать отцу погибшего для погребения.

Для погребения Гектора и Патрокла устанавливается одиннадцатидневное перемирие, устраиваются похоронные игры.

Герои «Илиады»

Песнь вторая «Илиады» содержит список кораблей греков, где указываются имена многих греков, принявших участие в войне, а также указываются местности, откуда они родом. Там же даётся и список троянцев, но он сильно уступает перечню греков, в нём указаны лишь некоторые герои «Илиады».

Ахейцы

Ахейцы (Ἀχαιοί), также данайцы (Δαναοί) и аргивяне (Ἀργεĩοι), также один раз названы эллинами[1] — коллективное название греков у Гомера.

Ахилл и Патрокл

Взаимоотношения между Ахиллом и Патроклом являются важной составляющей «Илиады». Между героями существует глубокая серьёзная дружба. Ахилл внимателен к Патроклу, будучи чёрствым и полным презрения к остальным. Одни античные исследователи считали их дружбу гомоэротической,[2] тогда как другие считали её платоническим союзом воинов.[3]

Троянцы

  «Прощание Гектора с Андромахой», Сергей Постников, 1863
  • Мужчины
  • Женщины
    • Гекаба (Ἑκάβη) — жена Приама, мать Гектора, Кассандры, Париса и др.
    • Елена (Ἑλένη) — дочь Зевса, жена Менелая, похищена Парисом, затем стала женой Деифоба. Её похищение стало причиной Троянской войны.
    • Андромаха — жена Гектора, мать Астианакта.
    • Кассандра — дочь Приама. Её пытался соблазнить Аполлон, подарив ей дар пророчества, но будучи отвергнут ею, сделал так, что её предсказаниям никто не верит.
    • Брисеида — троянская женщина, захваченная греками, досталась Ахиллу в качестве трофея.

По некоторой трактовке, в образах Гектора и Ахилла отражена борьба разумного и импульсивного начал[4].

Боги «Илиады»

Сакральным значением в «Илиаде» обладает гора Олимп, на которой восседает Зевс, сын Кроноса. Его чтут как ахейцы, так и троянцы. Он возвышается над противоборствующими сторонами. В повествование вовлечены многие олимпийские и другие боги, одни помогают ахейцам, другие троянцам. Многие из событий, описанных в «Илиаде», вызываются, направляются богами, боги также часто влияют на ход событий, выступая на стороне одной из противоборствующих сторон.

  • Олимпийцы:
  • Остальные:

Исследования

Поэма датируется архаическим периодом истории античности. Большинство исследователей датируют её восьмым веком до н. э., некоторые — седьмым. Геродот утверждал, что Гомер жил за 400 лет до его времени, что соответствует 850-м годам до н. э.

Поэма описывает события, происходившие во время Катастрофы бронзового века, начала 12 века до н. э. Таким образом, Гомера отделяет от описываемых событий порядка 400 лет, Греческие Тёмные века. Серьёзные дебаты ведутся исследователями по поводу того, насколько правдиво описаны в поэме реальные традиции микенской цивилизации. В перечне кораблей есть свидетельства того, что «Илиада» описывает не географию Греции железного века времён Гомера, а ту, которая существовала до дорийского вторжения.

Название Ἰλιάς «Илиада» буквально обозначает «Троянская поэма», в соответствии со вторым названием Трои — «Илион».

Долгое время исследователи спорили о том, описывает ли поэма реальные события, или Троянская война была лишь вымыслом. Раскопки Шлимана в Трое обнаружили культуру, соответствующую описаниям в «Илиаде» и относящуюся к концу II тысячелетия до н. э. Недавно дешифрованные хеттские надписи также свидетельствуют о наличии могущественной ахейской державы в XIII веке до н. э. и даже содержат ряд имен, до сих пор известных лишь из греческой поэмы.

Литературная судьба «Илиады»

В Амброзианской библиотеке хранится иллюминированная рукопись Илиады конца 5 — начала 6 века из Византии, которую называют Амброзианская Илиада (англ.)русск.[5]. Самым старым манускриптом, содержащим полный текст Илиады на древнегреческом языке является Venetus A (англ.)русск. из библиотеки святого Марка, написанный в 10 веке[6]. В этом же манускрипте содержатся схолии к Илиаде. В них содержатся фрагменты из сочинений четырёх античных грамматиков Дидима, Аристоника, Геродиана и Никанора, а также объяснения смысла слов и другие пояснения к тексту.

Первое печатное издание осуществлено в 1488 году Дмитрием Халкокондилом во Флоренции.

  Рукопись «Илиады» V века

«Илиада» в России

Впервые переводы фрагментов из «Илиады» Гомера появились в том числе из-под пера М. Ломоносова[7].

В XVIII веке появляются первые опыты переводов «Илиады»: П. Е. Екимов[8] осуществил прозаический перевод (1776, 1778), а Е. И. Костров — александрийским стихом (п. I—VI, 1787; п. VII—IX, «Вестник Европы», 1811).

В 20-х годах XIX в. новый прозаический перевод обеих поэм Гомера сделал И. И. Мартынов. Разбор всех песен «Илиады» в 1826 г. опубликовал И. Я. Кронеберг.

Начавший переводить «Илиаду» александрийским стихом Н. И. Гнедич затем отказался от этого замысла и перевёл всю поэму гекзаметром (1829). Перевод был горячо приветствуем лучшими писателями, в особенности Пушкиным. Впоследствии В. Г. Белинский писал, что «постигнуть дух, божественную простоту и пластическую красоту древних греков было суждено на Руси пока только одному Гнедичу»[9]. «Илиада» в переводе Гнедича, изобилующем архаизмами, в точности передает ощущение подлинника по силе и яркой образности языка и считается классическим русским переводом[10].

Существует также перевод Минского (Москва, 1896)[11], впоследствии неоднократно подвергавшийся критике. В частности, В. В. Вересаев писал, что этот перевод «чрезвычайно сер и совершенно не передаёт духа подлинника. Минскому более или менее удаются ещё чисто описательные места, но где у Гомера огненный пафос или мягкая лирика, там Минский вял и прозаичен»[12]

В XX веке перевод «Илиады» выполнили В. В. Вересаев (Москва — Ленинград, 1949) и П. А. Шуйский (работа последнего до сих пор не издана, пока из неё оцифрована только Песнь I (с комментариями)).

В XXI веке «Илиаду» перевёл на русский язык классическим гекзаметром Александр Аркадьевич Сальников, в 2011 году[источник не указан 540 дней].

Библиография

Издания

  • Homeri Ilias. Volumen prius rhapsodias I—XII continens, recensuit Martin L. West (Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana), Stuttgart & Leipzig: B.G. Teubner 1998, lxii + 372 pp. ISBN 3-519-01431-9
  • Homeri Ilias. Volumen alterum rhapsodias XIII—XXIV continens, recensuit Martin L. West (Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana), K. G. Saur: Leipzig & Munich 2000, vii + 396 pp.

Переводы

Русские переводы:

  • Омировых творений часть 1, содержащая в себе двенадцать песен Илиады. Перевел с греческого коллежский секретарь Петр Екимов. СПб., 1776. 406 стр.
  • Омировой Илиады часть 2, содержащая в себе последния двенадцать песен. / [Пер. П. Е. Екимова]. СПб., 1778. 433 стр.
  • Илиада. / Пер. прозой и примеч. И. Мартынова. В 4 ч. СПб., 1823—1825. (параллельный текст на греч. и рус. яз.)
  • Илиада Гомера, переведенная Николаем Гнедичем… СПб., 1829. (неоднократно переиздавался)
  • Илиада Гомера. / Пер. Н. И. Гнедича, редижированный С. И. Пономаревым. 2-е изд. СПб.: А. С. Суворин, 1892. LXXXVI, 440 стр.
  • Илиада Гомера. / Пер. Н. М. Минского. М., 1896. 416 стр.
    • / Пер. Н. М. Минского, вступ. ст. П. Ф. Преображенского. М.: Гослитиздат, 1935. 353 стр. 10000 экз.
  • Гомер. Илиада. / Пер. В. Вересаева. М.-Л.: Гослитиздат, 1949. 551 стр. 10000 экз.
    • переиздания «Илиады» и «Одиссеи» в его переводе: М.: Просвещение, 1987. 398 стр. 263000 экз.

Самый подробный из имеющихся на русском языке комментарий помещен в издании:

  • Гомер. Илиада. / Пер. Н. И. Гнедича. Ст. и прим. А. И. Зайцева. Отв. ред. Я. М. Боровский. (Серия «Литературные памятники»). Л.: Наука, 1990. 576 стр. 50000 экз.
    • переизд.: СПб.: Наука, 2008.

Исследования

см. также библиографию в статье Гомер

  • Панченко Д. В. Гомер. «Илиада». Троя. СПб., Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 2016.
  • Шестаков С. П. О происхождении поэм Гомера. Вып. 2. О происхождении Илиады. — Казань, 1898. — 547 с.
  • Сахарный Н. Л. Илиада: Разыскания в области смысла и стиля гомеровской поэмы. — Архангельск, 1957. — 379 с. — 800 экз.
  • Шталь И. В. Гомеровский эпос: Опыт текстологического анализа «Илиады». — М.: Высш. шк., 1975. — 246 с. — 15000 экз.
  • Клейн Л. С. Бесплотные герои. Происхождение образов «Илиады». — СПб.: Фарн, Художественная литература, 1994. — 192 с. — 1000 экз. — ISBN 5-280-02015-x.
  • Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998. — 560 с. — 1000 экз. — ISBN 5-288-01823-5.
  • Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. — М.: Восточная литература, 1996. — 328 с. 2000 экз.
  • Page D. History and the Homeric Iliad. Berkeley, Univ. of California Press, 1959.
  • Reinhardt K. Die Ilias und inr Dichter. Göttingen, 1961.
  • Edwards, Mark W.; Kirk, Geoffrey Stephen; et al. (editors), The Iliad: A Commentary: Volume 5, Books 17-20, Cambridge University Press, 1993
  • West, Martin L., Studies in the text and transmission of the Iliad, München : K.G. Saur, 2001. ISBN 3-598-73005-5
  • Зелинский, ф. ф. «Закон хронологической несовместимости и композиция Илиады» (сборник «Χαριστήρια», Санкт-Петербург, 1897),
  • Зелинский, ф. ф. «Die Behandlung gleichzeitiger Ereignisse im antiken Epos» (Лейпциг, 1901; Suppl. к «Philologus»)
  • Зелинский, ф. ф. «Старые и новые пути в гомеровском вопросе» (ЖМНП, май, 1900).

Античные схолии к Илиаде

Схолии к «Илиаде» по изданию Диндорфа (1875) занимают 6 томов:

  • Древние схолии:
  • Схолии из «Codex Veneti Marcianus 453»:
  • Схолии «Townleyana»:
  • Женевские схолии к Илиаде Том II (1891)
  • Новое издание схолий: Erbse, Hartmut, Scholia graeca in Homeri Iliadem (scholia vetera). 7 vol. Berlin: de Gruyter. 1969—1988.

Экранизация

Примечания

Литература

Ссылки

org-wikipediya.ru

Живописная «Илиада» современности: новый старый Евгений Равский

— Павел Гудимов рассказал мне, что вы отказались показывать свой проект раньше, в марте, чтобы это не выглядело конъюнктурой. Это так? — В этой ситуации есть определенный трагизм. Проект задумывался и частично был реализован в 2012 году. В 2013 большую его часть мы показали во Львове. В марте 2014 были планы на Киев, но в стране происходили известные события… И я попросил перенести сроки. Надолго. У Павла я ничего не делаю вот уже три года. И он в ответ сказал: «Уже некуда оттягивать!» Так и стартовали сейчас. — Почему именно «Илиада»? — Потому, что это истоки! Литература имела решающее влияние на западноевропейское искусство. Живопись изначально строилась на литературе — были или мифологические, или исторические сюжеты. Кроме того… Гомер писал о героях. А, по моему мнению, современной Украине как раз жизненно необходимы герои. Если нет настоящих, то их надо придумывать — вроде Рембо, который спасает весь мир. (Впрочем, сейчас мы видим, что выдумывать ничего и не нужно). — Картины проекта написаны вами без иронии? У меня сложилось двойственное впечатление — что одновременно они и героические, и смешные. — В моем случае двойного смысла не было. Это — моя трактовка, мой взгляд на «Илиаду» с позиций ХХ1 века. Кто именно изображен на картинах, — не важно. Я уверен, что Ахилла или Гектора мы тоже не узнали бы в массе лиц военных под Троей … — Вашими моделями стали львовские художники и другие творческие люди. Считаете, сейчас «творцы» — герои времени? — Я рисовал своих друзей, потому что так делали художники в старые времена. Находили среди знакомых нужные архетипы. Это делалось без иронии — были настоящие театральные постановки, режиссура … Ну, а если изображения напомнили вам «Бойцовский клуб» … Если убрать исторический фон, вероятно, так оно и есть! — Старые мастера имели свои секреты красок, и другие «секретные технологии». Вы пытались их повторить? — Я стараюсь придерживаться, насколько это можно в наше время, старой технологии рисования — с вкладышами, прорисовыванием. У меня та же ограниченная палитра красок: минимум средств и максимум — выразительности. — Сейчас в Киеве — настоящая мода среди художников на «переосмысление» творчества великих предшественников. Ваш давний интерес к Караваджо с чем связан? — Я как художник в свое время пробовал себя в разных направлениях и стилях. Одним из основных был «новые дикие» (он возник в 1970-х гг в Америке). Пытался замиксовать его с Эгоном Шиле, Климтом. Ну, вы понимаете… Делал даже перформансы. В общем, единственное, чем не занимался, так это видео. Наконец, понял, что все это очень ограниченно: дальше пути нет, это очень короткая речь — если сравнивать с языком. А вот традиция старой школы шире, сложнее, интереснее. Средства, вроде, те же, но пределов совершенствованию нет. И я начал совершенствоваться… В 2004 году философ и критик искусства Дональд Куспит написал свою знаменитую монографию «Конец искусства». Я читал ее в польском переводе. Он очертил понятие «новых старых». (В 2008 Куспит делал соответствующую выставку в Гданьске). К счастью, Дональд не написал никаких манифестов — ведь, «новые старые» в них не нуждаются … В рамках этого направления я, наконец, и почувствовал себя вполне комфортно. А Караваджо интересуюсь давно. Даже специально ездил по Европе, изучал его оригиналы. — Любые картины надо продавать. Друзей, то есть, «Илиаду», вы продаете — или создавали портреты «для души»? — Продаю, разумеется. Хотя сейчас живопись, вообще, не очень хорошо продается. Но еще недавно я жил с живописи. Вместе с женой и двумя детьми. Теперь приходится зарабатывать другими другими доступными способами. Так, вместе с Костырко — это был не худший проект, можно признаться, что это делали именно мы! — мы, например, оформляли львовский ресторан на площади Рынок. Делали «Стены героев» — 48 портретов персонажей, которые записаны в истории Галичины. Образы пробовали «слепить» по историческим текстам.

artchive.ru

Про живопись. Часть 9 - Рабочая лошадка

Продолжение книжки с картинками про живопись. Часть 9 (исторический жанр, портрет).

Портреты трудны, они требуют великого ума. Ж.-Б. Мольер

Сандро Боттичелли. Женский портрет. Около 1475. Дерево, темпера. 61х40. Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция

ЧТО ТАКОЕ ЖАНР? Французское слово «жанр» означает «вид, разновидность». Этим словом обычно определяют предмет или сюжет изображения в станковой картине или скульптуре. Портрет – изображение конкретного человека, пейзаж – вид местности, бытовой жанр рассказывает о повседневной жизни, в натюрморте изображаются вещи, окружающие человека в быту. Существуют жанры, в которых представлены целые события – исторические, мифологические или описанные в Библии. Между этими «событийными» жанрами трудно провести границу. Например, существует исторический жанр. Ясно, что он посвящен изображению исторических событий. Например, в картине Брюллова «Последний день Помпеи» представлена сцена гибели античного города в I веке нашей эры. Но что считать подлинным историческим событием? В поэме Гомера «Илиада», созданной в VIII веке до нашей эры, описываются эпизоды Троянской войны, в которой участвовали древнегреческие боги и могучие герои. Одним из главных героев «Илиады» был Ахилл, или Ахиллес – самый сильный и храбрый из ахейских воинов. Когда Ахилл был младенцем, его мать, морская богиня Фетида искупала его в водах подземной реки Стикс, и он стал неуязвимым. Сюжеты «Илиады» были издавна любимы живописцами. В картине Александра Иванова «Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора» изображен эпизод встречи Ахилла с троянским царем Приамом. Ахилл убил на поединке сына Приама – Гектора, и старый царь умоляет героя-победителя отдать ему тело сына, чтобы устроить достойное погребение.

Александр Иванов. Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора. 1824. Холст, масло. 119х124,7. Государственная Третьяковская галерея

Что это – реальная история или миф? «Конечно, миф, – скажешь ты. – Неуязвимые герои и покровительствующие им боги бывают только в мифах». Но Троя – реально существовавший город, и Троянская война тоже была на самом деле, только очень давно, за пятьсот лет до создания «Илиады», так что даже во времена Гомера она уже была легендой. И, наверное, на этой войне были герои, которые совершали такие чудеса храбрости, что и в самом деле казались неуязвимыми.Как же, в таком случае, следует назвать жанр живописи, изображающий подобные события, – историческим или мифологическим?Для художников эпохи Возрождения, да и более поздних эпох то, что описано в Библии и Евангелии, было подлинной историей, такой же реальной, как для нас Ледовое побоище или Куликовская битва.Вот почему историческим жанром часто называют не только картины, посвященные событиям истории, но и религиозные, и мифологические картины.Исторический жанр в живописи всегда был и остается самым важным и серьезным – потому что он посвящен важным и серьезным вещам: истории человечества, представлениям о мире, о красоте, о жизни и смерти, о добре и зле.

Диего Веласкес. Сдача Бреды (Копья). 1634-1635. Холст, масло. 307х267. Музей Прадо, Мадрид

Живописцы Возрождения представляли мир гармоничным и совершенным. Вот почему они любили обращаться к античным мифам, рассказывающим о прекрасных богах, воплощающих красоту, любовь, мудрость. Одна из самых знаменитых картин эпохи Возрождения – «Весна», написанная Сандро Боттичелли. Здесь изображен волшебный сад с фантастическими деревьями, на которых растут сказочные цветы и золотые плоды. В центре картины – задумчивая Венера, римская богиня любви, над ней парит амур, держащий в руках лук и стрелу. Справа – Флора, богиня цветов и садов, в венке и платье, усыпанном цветами. Рядом – лесной бог фавн, обнимающий нимфу. Слева три грации в прозрачных нарядах – это богини вечной юности (тебе, конечно, знакомо слово «грация» – оно латинское и означает изящество, прелесть), а рядом с ними – мечтательный Меркурий.

Сандро Боттиччелли. Весна. 1477-1478. Дерево, темпера. 203х314. Галерея Уффици, Флоренция

«А где же Весна?» – спросишь ты. Весна – это сама картина, подобно весеннему миру, пробуждающая поэтическую фантазию.Вместе с религиозной и мифологической картиной одним из главных жанров живописи вскоре стал портрет.

КАКИЕ БЫВАЮТ ПОРТРЕТЫ?Портрет был одним из первых жанров, появившихся в живописи. Еще в Средние века в религиозных композициях рядом со святыми изображались поклоняющиеся им реальные люди. Это были портреты донаторов (дарителей): донаторы заказывали художнику алтарный образ, а потом дарили картину церкви, и так увековечивали свое имя.

Ян Ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 1435. Дерево, масло. 66х62. Лувр, Париж

Человек, который позирует художнику для портрета, в науке об искусстве называется «модель». Первыми моделями живописцев стали короли, герцоги и другие знатные люди.

Тициан. Карл V в битве при Мюльбурге. 1548. Холст, масло. 332х279. Музей Прадо, Мадрид

Главной задачей портретиста было не только передать внешнее сходство, но и подчеркнуть величие, достоинство, благородство модели – художники Возрождения всегда стремились к идеалу. Взгляни на прославленный портрет герцога Федериго да Монтефельтро, написанный художником Пьеро делла Франческой.

Пьеро делла Франческа. Портрет герцога Федериго да Монтефельтро. 1465-1466. Дерево, темпера. 47х33. Галерея Уффици, Флоренция

«Разве это идеал? – скажешь ты. – Это герцог уродлив, у него нос похож на орлиный клюв, тонкие губы, бородавки на лице». А еще, кстати, у него не было одного глаза (его выкололи копьем на поединке). Все это так, но именно благодаря тому, что художник столь решительно подчеркнул суровые черты лица герцога, это лицо производит очень сильное впечатление и запоминается надолго. А это свойственно не всякому портрету. Герцог Федериго изображен на фоне пейзажа. Этот пейзаж (написанный по законам перспективы!) кажется расположенным очень далеко, тогда как фигура герцога словно прочеканена на плоскости картины. На фоне крошечных гор, рек, кораблей она кажется огромной, словно царит над окружающим миром. Так художник передает величие модели. Жанр портрета, как и многие другие жанры, имеет разновидности. Можно написать большую по размерам картину, изобразить модель в полный рост, в нарядной одежде с разными украшениями – лентами, орденами и драгоценностями, на фоне пейзаже или пышного интерьера. Это – парадный портрет, на нем человек предстает «как на параде».Одним из блистательных мастеров парадного портрета был Диего Веласкес, придворный художник испанского императора Филиппа IV. Испанский двор славился богатством и роскошью, придворные, как и сами король и королева, носили наряды, украшенные драгоценными камнями, и эти наряды весили несколько килограммов, особенно женские платья. Любимицей двора была принцесса (инфанта) Маргарита. Веласкес написал несколько ее портретов. На одном из них восьмилетняя девочка изображена в атласном платье с серебристой отделкой. Инфанта кажется старше своих лет – испанский придворный этикет и мода были беспощадны, и девочка одета в тяжелое платье с огромной юбкой на специальных обручах. Даже двигаться, даже опустить руки в таком платье сложно, и Маргарита застыла в торжественной позе – гордая наследница испанского престола с печальными глазами.

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. Около 1660. Холст, масло. 121х107. Музей изящных искусств, Будапешт

Инфанта Маргарита изображена и на другой картине Веласкеса. Это – «Менины», один из шедевров мировой живописи. Менины – это фрейлины, они опекают девочку, одна из них подносит инфанте питье в крошечном кувшинчике. Здесь и придворные, и шуты – карлик и карлица. А слева – автопортрет самого Веласкеса у огромного мольберта. Художник пишет короля и королеву, которых мы не видим (они отражаются в далеком зеркале на стене). «Менины» – тоже портрет, только не одного, а нескольких человек – групповой портрет.

Диего Веласкес. Менины. 1656-1657. Холст, масло. 318х276. Музей Прадо, Мадрид

Бывают и камерные портреты. Слово «камерный» (от латинского «камера» – комната) означает «небольшой», «скромный», «домашний» – например, камерная музыка. Камерные портреты – обычно небольшие по размеру, неяркие по колориту, и предназначены для людей близких, домашних. Твои друзья или родные вряд ли хотели бы тебя видеть величественным и горделивым, как на парадном портрете, а скорее – ласковым, внимательным, деликатным.Прекрасный пример камерного портрета – портрет Александры Струйской, написанный Рокотовым, русским мастером XVIII века.

Федор Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской. 1772. Холст, масло. 59,8х47,5. Государственная Третьяковская галерея

Поэт Заболоцкий посвятил этому портрету стихотворение, которое начинается так:

Любите живопись, поэты!Ведь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно. Души изменчивой приметы… Это значит, что портретист должен уметь изобразить не только лицо, но и душу, внутренний мир. А это очень трудная задача. Художник должен быть особенно чутким и внимательным, чтобы передать характер, темперамент, манеру поведения модели. Не всякий даже очень хороший художник к этому способен, – впрочем, не во всяком портрете это допустимо. Например, человек эпохи Возрождения был бы весьма удивлен, если бы какой-нибудь живописец попытался «влезть к нему в душу». Рассказывают, что когда римский папа Иннокентий Х увидел свой портрет, написанный Веласкесом, то с неудовольствием сказал: «Слишком правдиво». Это значит, что художник подметил в характере модели такие черты, которые желательно было скрыть.

Диего Веласкес. Портрет папы Иннокентия Х. Окло 1650. Холст, масло. 141х119. Галерея Дориа-Памфили, Рим

Когда в XVII веке по всей Европе возникли Академии художеств, где живописцев обучали по строгой системе (образцами для учеников служили картины Возрождения), то там портрет считался «низшим жанром». Тогда казалось, будто портреты писать легко и для этого не нужно особого мастерства (а высшим достижением считалось создание сложной мифологической или религиозной композиции, с глубоким пространством, с множеством фигур). На самом же деле портрет – один из самых сложных жанров. Недаром знаменитый драматург Мольер говорил: «Портреты трудны, они требуют великого ума».

ofena.livejournal.com

Илиада

ГОМЕРИЛИАДА

Произведение Гомера не эпос, героическая история народа, а скорее драматическая поэма, даже трагедия, в основе сюжета которой отнюдь не Троянская война, а гнев одного из героев Троянской войны Ахиллеса на царя Агамемнона, предводителя войска ахеян, что повлекло ряд трагических событий войны. Сюжет поэмы разработан предельно лаконично и драматично, как у современного романа. При этом в перипетиях сюжета принимают прямое участие олимпийские боги. Действие строится, как в драме, через диалоги, казалось бы, длинные, но бесконечно выразительные и всегда оправданные по смыслу, что отдает то мудростью, то глубиной психологизма, то высоким лиризмом.

Гомер воспроизвел эпизоды войны как трагический поэт, но не в театре, а на вселенской сцене бытия, вот почему участие богов в делах смертных столь естественно, хотя нередко вызывает досаду. Перед нами море и небо Эллады, все поэтическое пространство мировосприятия, миросозерцания греков с их героями и богами, блещущих, если не мудростью, то красотой. Это уже не мифология, в которой всегда, у всех народов, много ужасного, а поэзия, солнце Гомера. В «Илиаде», несмотря на присутствие в ней богов, нет ничего религиозного; скорее довлеет чисто светское отношение к богам, какое установилось было ненадолго в эпоху Возрождения. А ведь древние были глубоко верующие люди.

Гомер - откуда он только взялся - поэт Возрождения, зачинатель Ренессанса в Афинах, первоисточник классического стиля и античной культуры. Это становится особенно ясно из его отношения к богам, как к людям, со всеми их достоинствами и недостатками, а к людям - как к богам. Это сугубо ренессансное, высокое отношение к человеку, богоравному в его достоинстве, пусть он смертен в отличие от богов, что делает его участь заведомо трагической, то есть опять - таки высокой. «Илиада» - сама по содержанию и форме классическое произведение искусства, первое и высшее в своем роде. В ней источник миросозерцания древних греков, что станет основой зарождения и расцвета всех видов искусства и мысли уже в V веке до нашей эры и в последующие тысячелетия.

Читает - Вадим Максимов. Продолжительность - 22:00:29.

ПРИЯТНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ!

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПОЭМЕ «ИЛИАДА» МИХАИЛА ПИКОВА

movos.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта