Новости. Кино. Молчание картина
Описание картины Михаила Нестерова «Молчание» Картины художников
1903 – год написания «Молчания». Год, когда Нестеров, долго искавший вдохновения и образов для новой картины, которая должна была называться «Святая Русь», наконец, нашел то, что искал. Его находкой оказался маленький монастырь в сибирской глуши – Соловецкий монастырь.
Жизнь в нем была простая и зачастую тяжелая – весь день посвятить службам не вышло бы даже на большой праздник. «Молимся Богу в лесу, с топором да пилой» — говорили о себе монахи, и смеялись. Весь мир вокруг был для них храмом в отсутствие возможности закрыться от мира в храме настоящем.
Рассвет, тишина над рекой, звери и птицы – все приводило их к мыслям о Боге, о том, как просто и разумно он все устроил, о том, насколько он благ. Молились утром и вечером, за работой и после работы. Уклад их жизни так впечатлил художника, привыкшего к суете городов и совсем другому подходу,
что картина родилась быстро.
На ней – белая ночь, потому не видно солнца. Оно прячется за горизонтом, готовое вынырнуть оттуда совсем скоро, и свет его, близкий и рассеянный, заливает склон горы, поросшей лесами. Освещает монастырь, двух монахов в лодках. Их образ повторен, словно репризой – как эхо в лесу они подобны друг другу. Одинаковая поза, черные рясы. Удочки в руках. Не смотря на то, что слева старец, а справа юноша, они похожи друг на друга, ведь наблюдатель лишен возможности заглянуть в их лица.
Это и не нужно. Ведь картина не про людей, а про природу, про храм божий, которым становится целый мир, и в который человек может войти, если будет благоговейно молчать и не рушить то, что досталось ему от Бога. Крупные планы, легкость линий, кажущаяся непроработанность деталей – все служит для того, чтобы создать впечатление умиротворяющей тишины, в которой спрятаны ответы на все вопросы.
Молчание – ключ к ним. Молчи – и услышишь.
Прислал: Миронова Алина . 2017-10-08 21:53:22
«Молчание» Мартина Скорсезе: путь создания картины, длиною в 28 лет
Работу над картиной «Молчание» Мартин Скорсезе начал более 25 лет назад. В далеком 1988 году в Нью-Йорке состоялся показ его фильма «Последнее искушение Христа». Среди обычных гостей были и религиозные деятели. Один из них, архиепископ Пол Мур, подарил режиссеру исторический роман японского писателя, Сюсаку Эндо, о двух христианинах, которые отправились в страну восходящего солнца на поиски своего учителя. Книга называлась «Молчание».
Скорсезе прочел книгу, и она произвела на него сильное впечатление: «Вопросы, которые задает читателю Эндо, не давали мне покоя с раннего детства, – признается режиссер. – Я вырос в семье ревностных католиков, поэтому религия играла в моем воспитании далеко не последнюю роль. Восприятие теологических догм Римско-католической церкви глубоко въелось в детское подсознание и сформировало основы того, что мы называем верой. Я нахожусь в том возрасте, когда невольно начинаешь задумываться о противостоянии веры и сомнения, о человеческих пороках, о бренности человеческого тела и бессмертии души, – объясняет режиссер. – Эти темы стали своеобразными струнами, на которых Эндо виртуозно сыграл музыку своей книги». Режиссер закончил чтение книги в твердом убеждении, что он обязательно ее экранизирует.
Кадр из фильма «Молчание»
РОМАН
Роман Сюсаку Энду, «Молчание», вышел в Японии в 1966 году и удостоился престижной японской премии имени Дзюнъитиро Танидзаки. Через три года он был выпущен на английском языке. Критиками произведение было встречено очень хорошо, но в теологических кругах оно вызвало множество споров.
Действие книги происходит в Стране восходящего солнца в период эпохи скрывающихся христиан («какурэ-кириситан»). Роман вызвал мощнейший общественный резонанс, став поводом для исторического скандала. Дело в том, что иезуитский падре Кристован Феррейра – вполне реальный персонаж, который прибыл в Японию в качестве миссионера. В 1635 году он был отлучен от католической церкви, принял буддизм и женился на японке.
Кадр из фильма «Молчание»
СЦЕНАРИЙ
Скорсезе приступил к написанию сценария в конце 1980-х. К этой работе он привлек и Джея Кокса, с которым работал над «Бандами Нью-Йорка» и «Эпохой невинности». Режиссер надеялся, что эта экранизация станет его следующим фильмом. Однако процесс воплощения идеи пошел не так быстро, как на это рассчитывал мастер. Во-первых, его не устраивал написанный сценарий. Во-вторых, лента получалась слишком амбициозной и дорогой в финансовом плане. Скорсезе понимал, что найти деньги на съемки такого фильма будет непросто, поэтому решил на время отложить эту идею.
Но ничего не бывает зря. Мартин в течение последующих лет постоянно думал об этом проекте, дорабатывая персонажей книги, размышляя над вопросами, поднимаемыми Эндо. Он и Кокс продолжали оттачивать сценарий. И вот 15 лет спустя у них получился история, наполненная душевными переживаниями героев, играющая многочисленными гранями. Сценаристы были довольны проделанной работой.
Однако после написания сценария наступает процесс его реализации. Чтобы в точности воссоздать Японию 17 века, Скорсезе пригласил в качестве консультанта архивариуса и исследователя — Марианну Бауэр, которая присутствовала на съемочной площадке каждый день. Она начала работать над фильмом в 2003 году. Вместе они прочли едва ли не все книги об истории христианства. Этот вопрос вызывал у режиссера особый интерес, поэтому Скорсезе привлекал для консультаций самых именитых специалистов.
Кадр из фильма «Молчание»
События фильма происходят в начале эпохи Эдо (прим. редакции — Эдо — древнее название японской столицы Токио. Так же называется исторический период с 1603 по 1868 годы, время правления клана Токугава). На протяжении десятилетий к представителям разных религий в Японии относились не только терпимо, но даже радушно. К концу XVI века более 200 тысяч японцев приняли христианство. Однако в то время Японию раздирали войны различных кланов, боровшихся за власть. В 1580-х сёгуны Ода Нобунаги и Тоётоми Хидэёси озаботились сосредоточением власти в одних руках и объединением всей Японии. Европейские миссионеры стали представлять угрозу власти сёгуната, и в 1587 году была выпущена первая серия приказов об изгнании христиан. Однако миссионерская деятельность продолжилась вплоть до 1614 года, когда вышел «Эдикт об изгнании». Христианские проповедники были вынуждены вести свою детельность тайно. Так начался период гонений. Падре Феррейра был реальным персонажем, которому Иезуитский корпус доверил просветительскую миссию в Японии. В 1633 году иезуиты получили тревожные вести о том, что падре Феррейра принял буддизм и активно сотрудничает с японским правительством. Роман Сюсаку Эндо рассказывает об этом историческом инциденте. После периода гонения японцы закрыли свои границы и полная изоляция от европейского мира сохранялась около двухсот лет.
Кадр из фильма «Молчание»
ПОДГОТОВКА К СЪЕМКАМ
Все съемки начинаются с поиска источника финансирования. Поиск денег начался в 2008-2009-м годах. После ряда отказов Мартин Скорсезе все же нашел единомышленников. Благодаря отличному прокату «Волка с Уолл-стрит» интерес к проекту проявили компании Fabrica de Cine и AI Films Лена Блаватника («По соображениям совести», «Мистер Холмс», «Дворецкий»), а также SharpSword Films и IM Global.
ПОИСК ЛОКАЦИЙ
Понимая, что съемки в Японии обойдутся очень дорого, продюсеры акцентировали свое внимание на странах, где кинематографистам предоставляются льготные условия. После длительных поисков натуры места локации были найдены на Тайване. Превосходный ландшафт, красивая природа и отличные производственные мощности местных студий Тайбэя сыграли в пользу съемок на этом острове. Было решено воссоздать именно здесь Японию XVII века.
Мартин Скорсезе, режиссер: «Мы искали интересные локации по всему свету и, наконец, остановили свой выбор на Тайване. Два острова очень схожи и по ландшафту, и по климату, и по линии гор. Кроме того, у нас был выход к морю, столь необходимый по сюжету».
КАСТИНГ
Мартин Скорсезе всегда тщательно подходит к выбору актеров. Прежде чем утвердить на главную роль Эндрю Гарфилда, режиссер прослушал множество талантливых артистов, однако именно в Эндрю он увидел пастора Родригеса. Молодой актер с великой радостью принял предложение Скорсезе: «Шанс поработать с этим режиссером выпадает настолько редко, я просто не мог его упустить. Столь эпические, загадочные и сложные во всех отношениях фильмы нечасто встретишь в наше время. Редко на глаза попадаются истории не черно-белые, не о добре и зле, но по-настоящему живые, играющие всеми цветами радуги, сложные, как сам этот мир. Тому, что этот фильм в итоге был снят, мы все по большей части обязаны целеустремленности и режиссерскому чутью Марти».
Кадр из фильма «Молчание»
На вторую главную роль (отец Гаррпе) режиссер пригласил восходящую звезду Голливуда — Адама Драйвера. (Совсем скоро мы сможем увидеть его в картине Джима Джармуша — «Патерсон»)
По сюжету герои Драйвера и Гарфилда отправляются в Японию, чтобы отыскать там падре Феррейро, который отрекся от христианской веры под давлением и угрозой смерти. Сыграть такого персонажа должен харизматичный актер, которому зритель уже доверяет, тем более, что в фильме ему отведены лишь 15 минут. Эту миссию Скорсезе доверил Лиаму Нисону, с которым работал во время съемок фильма «Банды Нью-Йорка».
Однако весь колорит картины создавали японские актеры. Роль коварного переводчика исполнил Таданобу Асано. Он известен по таким фильмам, как «Монгол» (роль Чингиз-Хана), «Тор» и «Морской бой».
Старшего инквизитора, Иноуэ, сыграл актер театра и кино — Иссэй Огате. Российскому зрителю он знаком по роли императора Хирохито в фильме Александра Сокурова — «Солнце».
Кадр из фильма «Молчание»
Звезда японского кинематографа, Ёсукэ Кубодзука, принял предложение Скорсезе сыграть проводника Китидзиро — сложного и многогранного персонажа.
Старейшину деревни, старца Итидзо, который вдохновлял главных героев, сыграл 83-летний актер — Ёси Оида. Он является уважаемым преподавателем актерского мастерства и автором трех книг по этой теме. Но на съемочной площадке фильма «Молчание» Оида из сенсэя превратился в обычного рядового актера, который работал над своей ролью самозабвенно и увлеченно.
Актера и режиссера, Синью Цукамото, пригласили на роль Мокити, одного из верующих крестьян в деревне Томоги. Этот факт сильно поразил Мартина. Он не мог поверить, что великий режиссер приедет на пробы: «Синья – настоящий творец. Меня воодушевляли такие его фильмы, как «Тэцуо», «Июньский змей» и «Железный человек». В свою очередь великий Синья признался, что «был бы согласен играть в массовке у господина Скорсезе».
Кадр из фильма «Молчание»
СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА
Над созданием фильма трудится огромное количество людей, каждый из них вносит свою лепту в проект. Чем талантливее эти люди, тем профессиональней будет картина. Мартин Скорсезе умеет собирать команду асов. Ответственным за картинку стал Родриго Прието, с которым Скорсезе работал на «Волке с Уолл-Стрит».
Сам Данте Ферретти выступил в качестве художника-постановщика. Известный дизайнер работал с самыми именитыми мировыми режиссерами. На его счету три премии «Оскар». С Мартином он работал над картиной «Остров проклятых». На этот раз Феррети досталась роль не только художника, но и дизайнера костюмов.
Данте Феррети, художник-постановщик: «Когда я работал на съемках фильма Федерико Феллини, «Голос луны», один из продюсеров спросил, не хочу ли я поработать над следующим фильмом Мартина Скорсезе, – вспоминает художник. – Тогда я впервые услышал слово «Молчание». На тот момент у меня были незаконченные контракты, и наше потенциальное сотрудничество пришлось отложить. Первым совместным проектом стал фильм «Эпоха невинности» 1993 года. Но уже тогда «Молчание» меня заинтересовало».
За монтажным столом трудилась Тельма Шунмейкер. Она работает со Скорсезе уже более 40 лет. Она монтировала все его фильмы, начиная с «Бешеного быка».
Кадр из фильма «Молчание»
СЪЕМКИ
Строительство декораций началось 31 января 2015 года на студии CMPC в Тайбэе, где художник-постановщик, Данте Ферретти, создал почти правдоподобные копии Иезуитского университета и португальской колонии в Макао. Режиссер планировать снимать большую часть сцен в хронологическом порядке. Деревню Томоги, жители которой чтили христианские заповеди, Команда Феррети выстроил в районе Ценгуанляо. Здесь съемочная группа столкнулась с трудностями. Из-за большого обилия грязи и отсутствия нормальных дорог было сложно передвигать габаритное оборудование. К тому же дожди и туман вносили свои коррективы в съемки.
Адам Драйвер, актер: «Скорсезе очень щедр в распоряжении временем. Какая бы сцена ни снималась, какой бы вопрос у тебя ни возник, он с готовностью его выслушает и ответит. Он шел к этому фильму 28 лет, однако не был диктатором.
Съемочный период закончился поздно вечером 15 мая 2015 года. В общей сложности съемки заняли около пятнадцати недель.
cultofcinema.com
Страстное молчание картин Петра Дика
Его называют грустным художником, а в его работах нет случайных деталей, но рассматривать их можно бесконечно. В Суздале открылась выставка пастелей Петра Дика. Экспозицию художника с непростой и интересной судьбой увидела Екатерина Гаврилова.
Он был невероятно работоспособным и, как многие мастера, любил работать в одиночестве. Кто-то называет Петра Дика грустным художником, и образы его картин могут показаться печальными. Он родился на Алтае в 1939 году. Родителей будущего художника репрессировали, и он остался жить вдвоём с бабушкой. Картина «На качелях» — словно отголосок детства Петра Дика. Союз двух людей, будь то влюблённые или мама и ребёнок, станет одной из ключевых тем в творчестве мастера.
СВЕТЛАНА МЕЛЬНИКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКАЛиния рисунка — бабушка и ребёнок — даёт ощущение, что бабушка хочет отчего-то его защитить. Такая щемящая боль, и такое чувство бесконечной любви, когда смотришь на эту работу.
Непрописанные лица, небольшой набор цветов создают ощущение, которое искусствоведы назвали страстным молчанием картин Петра Дика. Достичь этого художнику помогала пастель. Многие работы написаны на наждачной бумаге.
КИРА ЛИМОНОВА, ВДОВА ПЕТРА ДИКАОбычно пастель закрепляют, она же сыпется, как мелки, а когда на наждаке, то это не надо закреплять. Со временем появилась французская бумага для пастели, и поэтому всё, что он рисует, он не закрепляет на пастели. Труднее это везти, чтобы это не осыпалось. но мы это делаем.
Картины Петра Дика есть в Эрмитаже и Третьяковской галерее. Он выставлялся во многих городах страны и за рубежом и, конечно же, во Владимире, где жил с середины 70-х. Умер Пётр Дик в 2002-м. Близкие вспоминают — рассказывать о своих работах он не любил. Их просто надо смотреть, и каждому откроется своё.
АЛЁНА ВОЛКОВА, ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА ВЫСТАВКИВсемирная печаль, тоска, одиночество, которые заставляют лично меня и людей задумываться о том, что в жизни нужно делать всё, чтобы тебя окружали семья, любовь. Человек не может быть один.
Выставку Петра Дика можно увидеть в палатах суздальского кремля до 9 марта. В мае несколько картин отправятся в Барнаул, поближе к родине художника. В одном из барнаульских музеев из работ соберут постоянную экспозицию.
Екатерина Гаврилова, Вячеслав Паршиков.
prizyv.tv