Натан Альтман: жизнь и творчество художника. Альтман картины


Художник Натан Альтман. Биография. Картины

Художнику Натану Альтману, посетившему в двадцатилетнем возрасте Париж, достаточно было одиннадцати месяцев проведенных там, чтобы определиться с выбором творческого пути, а также завершить свое профессиональное становление.

   Жизнь и путь в искусстве для русского живописца Натана Исаевича Альтмана поначалу складывались непросто. Родился он 10 (22) декабря 1889 в Виннице, в довольно обеспеченной семье торговца, но в четырехлетнем возрасте остался без отца, умершего от туберкулеза, а затем и без матери, сбежавшей за границу от нужды и страха погромов. Все заботы о воспитании мальчика легли на плечи бабушки. Уже в юности ощутив, что без живописи его жизнь может превратиться в бесцельное существование, Натан не спасовал перед окружившими его неурядицами, и в 1902 поступил в Одесское художественное училище, где одновременно начал заниматься на двух отделениях: живописном и скульптурном.

   Не сумев совладать с внутренними противоречиями, «восставшими» против системы преподавания в учебном заведении, Альтман в 1907 прекращает учебу, не теряя веры в свои силы.

   В конце 1910 осуществилась заветная мечта художника – поездка в Париж, позволившая Альтману не только продолжить художественное образование, но и встретиться с такими же как и он, энергичными экспериментаторами от искусства, чуть ли не ежедневно открывающими новые направления в живописи. Молодые авангардисты, в числе которых Марк Шагал, Давид Штеренберг, Хаим Сутин, во многом способствовали тому, что Альтман, увлекся модернизмом. Также в этот сложный период творческих поисков, художник не мог не попасть под очарование импрессионизма, а затем и фовизма. Нет подтверждения, состоялось ли в эти годы знакомство Альтмана с Ахматовой, но знаменитый портрет поэтессы появился позже.

   За время недолгого пребывания в Париже, трудолюбивый живописец много работает, отдавая предпочтение портретам и пейзажам. Кроме обучения в «Свободной русской Академии», Альтман много времени проводил в музеях, занимаясь копированием работ великих мастеров (Веласкес, Эль-Греко).

   После Парижа, который художник покинул в 1911, он снова вынужден обосноваться в Виннице, продолжая плодотворно трудиться, а палитра его работ довольно разноплановая: печальное произведение «Еврейские похороны», сюжет которого связан со смертью его деда; «Винница в карикатурах» – едкое высмеивание своих земляков.

   В 1912 Альтман становится владельцем диплома ремесленника, что позволяет ему поселиться в Петербурге, городе с бурлящей, и так обожаемой им богемной жизнью, «пропуск» в которую для обычного провинциального еврея добывается с трудом. Этот город он будет покидать довольно часто, иногда надолго, но именно здесь он состоялся как художник с индивидуальным почерком.

   Использование приемов кубизма, совершенно нового для России стиля, да и для самой его родоначальницы – Франции, позволили Альтману быстро стать знаменитым в поэтических салонах и заведениях, наполненных богемной публикой. В 1913 в «Бродячей собаке» – одном из таких артистических подвалов, художник встретил Анну Ахматову, в результате чего появился дружеский шарж, выполненный одним росчерком; знаменитый портрет поэтессы будет написан Альтманом в 1914, и на нем Ахматова запечатлена в несвойственном ей образе, но так положительно всеми воспринятом.

   Участие в основании «Еврейского общества поощрения художеств», а также во всевозможных выставках, где экспонировались произведения авангардистов, заказы от известных поэтов на оформление книг, работа над театральными декорациями, – Натан Альтман везде востребован, ему кругом рады.

   Революция 1917 принесла художнику не только долгожданную радость, связанную с его мечтами о свободной России, но и участие в новых проектах, где воспевалась большевистская власть и ее вожди. Альтман выполняет скульптурный проект Ленина; создает эскиз флага РСФСР; ему доверяют писать портреты видных партийных деятелей.

   В 1928 художник в составе Еврейского театра уезжает за границу, но после окончания гастролей принимает решение остаться в Париже. Здесь он не изменяет своему принципу – постоянная и напряженная работа. «Вспомнил» и про живопись, создавая пейзажи и натюрморты в традициях импрессионизма, но в своеобразной манере.

   Возвращение на родину в 1935 принесло чувство тревоги и внутреннего молчаливого протеста, что было вызвано гнетущей атмосферой в стране, поэтому с живописью пришлось расстаться из-за ее крайнего несоответствия идеалам рабоче-крестьянского искусства.

   После войны Альтман возвращается из эвакуации в Ленинград, и занимается книжными иллюстрациями, а также оформляя спектакли.

   Во время хрущевской «оттепели» у художника состоялась персональная выставка (1969), имевшая небывалый успех, но период «послабления» был коротким. Все же публика не забывала талантливого мастера, и не утратила интереса к его работам, – в 1977 в Москве прошла его следующая выставка, но уже посмертная.

   Умер Натан Альтман 12 декабря 1970 в Ленинграде, похоронен в Комаровском Некрополе; рядом с могилой художника находится могила Анны Ахматовой, почившей четырьмя годами ранее.

Картины художника Альтмана Н.И.

www.avangardism.ru

Натан Альтман: картины, биография художника

Натан Альтман (1889-1970)

Натан Альтман

 

Творчество Натана Альтмана — значительное явление в ис­тории русского и советского искусства. Живописец, график, скульптор, книжный иллюстратор, театральный художник, оформитель города, он умел сочетать в своих произведениях классические традиции и веянья нового, отделанность фор­мы и образную содержательность. Недаром портрет А.Ах­матовой 1914 года, с которым в первую очередь связывается в нашем представлении имя Альтмана, остался одним из луч­ших ахматовских портретов, передающих (вернее, предска­зывающих) величие и драматизм ее поэзии и судьбы.

портрет Ахматовой

Уроженец Винницы, Альтман проучился четыре года в Одесском художественном училище, но решающее влияние на формирование его стиля имело пребывание в 1911 году в Париже. Из глубокой провинции молодой художник сра­зу попал в мировую столицу, где рождались новые, поры­вавшие с вековой традицией направления в искусстве XX ве ка. Альтман поселился в мастерской своего соученика по Одесскому училищу и первого русского кубофутуриста Баранова-Россинэ, а затем в знаменитом «Улье» по соседству с Шагалом, Штеренбергом, Сутиным, Цадкиным и посещал студию Марии Васильевой. Подобно многим русским ху­дожникам, он воспринял кубизм не как принципиально но­вое видение, а как средство обобщения натуры и воплощения в конкретных образах ритмов нового века.

Обосновавшись в 1912 году в Петербурге — городе, с ко­торым отныне будет связано почти все его творчество, — Альтман вскоре приобретает известность как блестящий рисовальщик и одаренный живописец. И в рисунках, и в живописи он сохраняет целостное визуальное восприятие натуры, но строит форму из обобщенных плоскостей и пя­тен, Абстрагированность «строительного материала» сооб­щала конкретному мотиву более универсальный и монумен­тально-устойчивый характер, а резкие контрасты света и тени на пересечениях плоскостей, сгущения и разрежения крас­ки придавали изображению объемность и динамичность.

На протяжении 1910-х годов Альтман создает такие гра­фические серии, как «Еврейская графика», явившаяся как бы переводом на язык графики народных скульптурных над­гробий (их образы приобретали при этом рациональную, чис­то декоративную упорядоченность), и «Картинки Натана Альтмана» — рисунки для детей с изображениями живот­ных, которые станут отправной точкой для последующей ра­боты художника как иллюстратора детской книги. Эти се­рии, как и отдельные графические пейзажи и портреты (такие как «Деревья», «Портрет Дзюбинской-Адамовой») впечатляют отточенной линейной красотой и стилевой энер­гией.

Если в графике Альтман строил образ на градациях черно­го и белого, то в его живописи 1910-х годов преобладали контрастные и декоративные сочетания ярких тонов. Как и графика, живопись Альтмана была насыщена светом и на­поминала своей светоносностью — а также гладкостью фак­туры и невесомостью изображенных предметов — витраж. Художник порой подчеркивал «зеркальность» создаваемого им мира с помощью мотива отражения — так, в «Пейзаже» 1914 года кубизированным деревьям соответствует их отра­жение в глади озера. Но главное место в живописи Альтма­на тех лет занимал портрет, в котором он как бы продолжал новыми средствами традицию репрезентативных портретов В.Серова. Таковы его «Дама у рояля (Портрет Власьевой)» 1913 года и знаменитый портрет Ахматовой. Поэтесса одета в платье интенсивно-синего цвета, контрастирующее с ярко- желтой шалью, и как бы обрамлена зелеными кристаллами пейзажа, причем угловатость ее фигуры соответствует гра­нениям пейзажного фона и уравновешивает их. И несмотря на оттенок салонности, присущий этому полотну (как и дру­гим произведениям Альтмана), перед нами — подлинный портрет Ахматовой и в какой-то мере той эпохи. В нем про­читываются духовная глубина, спокойная сила, тревожное предчувствие драматических событий и стоическое проти­востояние судьбе. Недаром Ахматова вспоминала впослед­ствии в своих стихах: «...и с каждою неделей все горше и страннее было сходство мое с моим изображеньем новым».

Особый интерес к пластическому объему обусловил об­ращение Альтмана к скульптуре, плодом которого стал выполненный из бронзы, кованой меди и дерева «Автопорт­рет» 1916 года. Печальный восточный лик, динамичная асим­метрия композиции в сочетании с общим равновесием масс, утонченность линейных контуров, гладкие блестящие по­верхности, аксессуар (спинка кресла), напоминающий кры­ло, — все это способствовало созданию достоверного обра­за Альтмана—художника и человека, светски-элегантного и внешне эффектного, и при этом одухотворенного и «окры­ленного».

Характерной особенностью Альтмана было умение про­никаться духом времени. После Октябрьской революции он как бы выводит свою музу из салонов на улицы и площади, намного расширяет диапазон своей творческой деятель­ности — преподает, организует выставки и новые музеи (им был создан в 1919 году в Петрограде первый в мире Му­зей художественной культуры, где экспонировались произведения Татлина, Петрова-Водкина, Малевича, Кандин­ского, Филонова), а также активно включается в работу по декорированию города во время праздников, которые отме­чала молодая Республика.

Самая значительная его работа в этой сфере — оформле­ние площади Урицкого (Дворцовой) в Петрограде к первой годовщине Октябрьской революции. С помощью панно с изображениями, лозунгами, декоративных щитов Альтман связал в одно целое барочную и ампирную архитектуру площади и внес в нее современные краски и ритмы. Харак­терно, что пафос переустройства мира, присущий всему ис­кусству 20-х годов, сказался здесь в том, что оформление пло­щади включало в себя и живую природу — аллея осенних деревьев была одета в красочные щиты, как бы превратив­шись в живописный кубизированный пейзаж.

Графика Альтмана приобретает в эти годы прикладной характер, а живопись становится плакатной и идеографич- ной. В таких картинах, как «Россия — Труд», «Петрокоммуна», игра геометрических форм, цвета и фактуры была призвана создавать отвлеченные поэтические образы, содер­жание которых расшифровывалось надписями, причем бук­вы текста, в свою очередь, включались в композицию. Сход­ные принципы лежали и в основе решения художником об­ложек книг, плакатов для кинофильмов, почтовых марок и агитационного фарфора. В этот период расцветает также талант Альтмана — театрального декоратора. Перебрав­шись в начале 20-х годов в Москву, он сотрудничает с Е.Вахтанговым и А.Грановским, сочетая конструктивистские и живописные приемы оформления сцены и стремясь в пер­вую очередь к воплощению образной сути спектакля. Осо­бенно удачными были декорации к драме «Уриэль Акоста>> (поставленной в Государственном еврейском камерном теат­ре), в которых лаконичные и изящные по рисунку конструк­ции, «обозначавшие» архитектуру, были дополнены красочны­ми предметами быта.

Фильм об Альтмане

Хотя в творчестве Альтмана в 20-е годы преобладало стремление к образному обобщению, он не переставал быть портретистом, полным интереса к конкретной человеческой личности. Этот интерес проявился и в карандашных портре­тах М. Горького, С.Есенина, И.Бабеля, В.Вересаева, А.Тол­стого и других деятелей культуры и в скульптурных портре­тах (бюстах и рельефах А.Луначарского, С.Халтурина, В.Рентгена, выполненных в соответствии с ленинским пла­ном монументальной пропаганды. В 1920 году Альтман создал также бронзовый бюст Ленина, положивший начало по­следующей Лениниане и один из лучших в ней. Работая над бюстом, он выполнил ряд беглых зарисовок вождя, высту­пающего с трибуны, беседующего, говорящего по телефону. Точные и острые штрихи строили образ, полный энергии и внутренней силы, — недаром Ромен Роллан писал в связи с этими рисунками о «мощном облике, созданном смелым карандашом... облике старого льва на отдыхе, до или после битвы».

С 1928 по 1935 год художник жил в Париже. Если в его живописных работах конца 20-х годов проявились неоклас­сические тенденции с характерным для них скульптурным пониманием формы, то парижский период творчества Альт­мана проходит под знаком «живописности». «Я увидел, — писал он, — что живопись — трудное искусство, которому надо учиться всю жизнь». Вместо просвеченных светом объемов, где цвет обозначал оболочку вещей, в картинах Альтмана появляется пластичная лепка цветом, утверждаю­щая материальное бытие краски, а образы становятся менее рационалистичными и более интуитивно-целостными. Та­кова одна из лучших парижских картин — «Городок на юге Франции» (1928—1935). Строгая архитектоничность композиции, подчеркнутая мощными стволами деревьев в центре картины, сочетается здесь с переданным цветом ощу­щением органического единства и праздничного богатства жизни.

После возвращения из Парижа Альтман обосновывается в Ленинграде, где протекает последний период его творче­ства, связанный в основном с работой для театра (наиболее значительными были театральные эскизы к трем шекспи­ровским трагедиям «Королю Лиру», «Отелло», «Гамлету») и в книжной иллюстрации. В 1960-е годы, уже незадолго до смерти, художник возвращается к станковой живописи и создает серию «театральных картин», посвященных вос­поминаниям об оформленных спектаклях.

Н.АПЧИНСКАЯ

Картины Альтмана

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

НАТАН АЛЬТМАН - мир прекрасен и удивителен

Натан Исаевич Альтман – (1889 — 1970), советский театральный художник, график и живописец, художник-авангардист (кубист), скульптор, заслуженный художник РСФСР (1968), портретист.

Учился в Одесском художественном училище и в Париже. Образец его раннего творчества, созданный под влиянием кубизма - портрет Анны Ахматовой (1914), ставший сенсацией на выставке "Мира искусства" в 1915 г. Участвовал в оформлении революционных праздников в Петрограде и Москве, создавал образцы агитфарфора. Много работал как портретист (портреты В.Ленина, С.Михоэлса, И.Эренбурга и др.). В 1924-1928 являлся главным художников Московского государственного еврейского камерного театра. В 1920-м занялся книжной графикой, создал обложки к книгам И.Эренбурга, Ю.Олеши, И.Бабеля и др.

Биография художника

"Петербургские повести", Н. В. Гоголь. 1937г. Москва - Ленинград.

Тройка. Фронтиспис к Петербургским повестям Н.Гоголя

Страх перед николаевской полицией.Иллюстрация к повести Н.Гоголя "Нос" (1937).

Бал, который снится художнику.Иллюстрация к повести Н.Гоголя "Невский проспект" (1937).

А в это время Нос гуляет в виде генерала.Иллюстрация к повести Н.Гоголя "Нос" (1937).

Иллюстрация к повести Н.Гоголя (1937).

Выбор имени Акакию Акакиевичу.Иллюстрация к повести Н.Гоголя "Шинель" (1937).

Визит врача.Иллюстрация к повести Н.Гоголя "Нос" (1937).

Акакий Акакиевич и труд его жизни.Иллюстрацияя к аовести Н.Гоголя "Шинель" (1937).

Вывеска парикмахера.Иллюстрация к повести Н.Гоголя "Нос" (1937).

Иллюстрация к повести Н.Гоголя (1937).

Иллюстрация к повести Н.Гоголя (1937).

Иллюстрировал книги: Зощенко М. М. - «Умные животные»; Маяковский В. В. - «Детям».

fleur-marie.livejournal.com

Натан Альтман: жизнь и творчество художника

Натан Альтман (1889—1970) — русский и советский живописец, художник-авангардист (кубист), скульптор и театральный художник, заслуженный художник РСФСР (1968), мастер портрета.

Содержание

Биография Натана Альтмана

Творчество Альтмана

Известные работы художника

Картины Натана Альтмана

Библиография

Биография Натана Альтмана

Натан Альтман родился 10 (22) декабря 1889 года в Виннице, в бедной еврейской семье: отец занимался мелкой торговлей, мать служила кастеляншей в больнице. В четырёхлетнем возрасте остался без отца, который умер от скоротечной чахотки; жил с бабушкой.

С 1902 по 1907 г. учился изобразительному искусству в Одесском художественном училище, затем продолжил учёбу в парижской частной студии (1910—1911). В этот период испытал влияние модернизма, в частности кубизма.

С 1912 г. жил в Петербурге (после переименования города — соответственно в Петрограде, затем Ленинграде).

В 1935 году женится на Ирине Валентиновне Щеголевой дочери В. А. Тернавцева.

Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970 года, похоронен в Комаровском Некрополе, (посёлок Комарово).

Творчество Альтмана

Участвовал в основании «Еврейского общества поощрения художеств».

После революции 1917 г. участвовал в оформлении революционных празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921—1928).

Проявил себя и как «придворный художник», изваляв с натуры реалистический скульптурный портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина), а также создав серию карандашных зарисовок Ленина.

Наиболее известен его живописный портрет А. А. Ахматовой (1914, Русский музей).

9 апреля 1922 года в Московском государственном еврейском театре была показана премьера «Уриэля Акосты» (вторая редакция; первую в 1919 году оформлял М.Добужинский) с декорациями Н. Альтмана, который как художник сменил в театре Марка Шагала. В этом же 1922 году состоялась ещё одна премьера, оформленная Н.Альтманом, — «Гадибук» С. А. Ан-ского в театре-студии «Габима» в постановке Е. Вахтангова. Оба спектакля имели большой резонанс.

В этом же году Альтман вместе с Александрой Экстер, Вадимом Меллером, Соней Терк и другими художниками из СССР участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже.

Весной 1928 Альтман выехал с Московским государственным еврейским театром (ГОСЕТ) на гастроли в Европу, после окончания которых остался в Париже до 1935 года.

Вернувшись в СССР, попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошёл от станковой живописи, занявшись дизайном (эскизы почтовых марок) и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя, изд. в 1937).

Значительное место в творчестве Альтмана занимает театр: художник оформил спектакли «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского (1921, Московской цирк), «Гамлет» У. Шекспира (1954, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина).

Известные работы художника

  • Портрет А. А. Ахматовой, 1914, Русский музей, Санкт-Петербург
  • Автопортрет, скульптура, 1916
  • цикл «Еврейская графика», 1914
  • Портрет А. В. Луначарского, гипс, 1920, Третьяковская галерея, Москва
  • Бюст Вильгельму Рентгену, 1920, дерево, Санкт-Петербург, Улица Рентгена, д. 6 (не сохранился, в 1928 году заменён памятником работы В. А. Синайского)
  • Петрокоммуна,
  • Материальный подбор,
  • Россия. Труд

Библиография

  • Натан Альтман к ретроспективной выставке произведений. Живопись, Графика, Скульптура, Прикладное искусство, Театр, кино,
  • Оформление улиц и массовых зрелищ. Составитель Э.Д.Кузнецов. Л.Изд-во Художник РСФСР, 1968
  • Петров В. Разносторонний художник. «Творчество», 1969, № 10.
  • Эткинд М. Н. Альтман. М., 1971

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Натан Альтман: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Натан Альтман: жизнь и творчество художника

4 (80%) 3 голос(ов)

allpainters.ru

Натан Альтман - Биография художника, известные произведения, выставки

В 1907 окончил Одесское худ. училище, в 1918—1921 член коллегии отдела изобразительного искусства наркомпроса, один из организаторов пролеткульта и активный осуществитель ленинского плана монументальной пропаганды. Слепил серию портретных бюстов вождей революции, нарисовал эскизы герба и флага РСФСР. Заслуженный художник РСФСР.

Родившийся в провинции и рано лишившийся отца, Н. И. Альтман всего достиг собственными силами и благодаря таланту. Учился он в Одесском художественном училище (1902−07), но оставил его, не удовлетворенный преподаванием, и вернулся в Винницу, где начал работать самостоятельно.

В конце 1910 г. он сумел съездить в Париж и пробыл там всего одиннадцать месяцев, но полученных впечатлений ему оказалось достаточно, чтобы завершить профессиональное становление и определить свой путь в искусстве. Феноменальная природная чуткость позволяла Альтману быстро подхватывать и органично усваивать актуальные художественные идеи своего времени, а редко встречающийся врожденный профессионализм — тотчас воплощать эти идеи в безукоризненно артистичной и элегантной, легко воспринимаемой форме, к какой бы области творчества он ни обращался.

В конце 1912 г. молодой художник перебрался в Петербург, где, своеобразно применяя приемы недавно зародившегося во Франции кубизма, за короткое время стал одним из наиболее заметных живописцев. Знаменитый «Портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой» (1914) упрочил его известность. Столь же успешными были его опыты в скульптуре («Автопортрет», 1916), графике (цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии (пьеса «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе «Привал комедиантов», 1916).

После Октябрьской революции Альтман, как большинство художников «левого» направления, развил кипучую общественную деятельность и сам продуктивно трудился: исполнил ряд скульптурных работ, занимался промышленной графикой (эскизы почтовых марок), создал получивший известность проект праздничного оформления площади Урицкого (Дворцовой) в Петрограде к 7 ноября 1918 г., сделал серию выразительных портретных зарисовок В. И. Ленина, изданных тогда же альбомом и ставших популярными.

Приемы внимательно изученного и мастерски примененного супрематизма он использовал в цикле беспредметных картин: «Петрокоммуна», «Материальный подбор», «Россия. Труд» и др. (1919−21). Но в последующие годы он сосредоточил свои усилия на графике — станковой (серия портретов современных писателей, 1926−27) и книжной, в которой быстро сумел выработать собственный острый, запоминающийся стиль.

Особенно же плодотворной была его деятельность в театре. Работа с выдающимся режиссером Е. Б. Вахтанговым над историческим спектаклем по пьесе Ан-ского «Гадибук» (театр-студия «Габима», 1921) и затем сотрудничество с ГОСЕТом («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1922; «Женитьба Труадека» по пьесе Ж. Ромена, 1927, и др.) создали ему репутацию крупного театрального художника.

Весной 1928 г. Альтман выехал с театром на гастроли в Европу и после окончания гастролей остался во Франции. Ознакомление с процессами, происходившими в современном французском искусстве, побудило его вернуться к живописи. Художник написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых он тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма. При этом Альтман по-прежнему был мастером на все руки: отлично оформил несколько детских книг, подготовил очень интересные иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя (1933−34, изданы в 1937) и серию литографий на темы Ветхого Завета, а также занимался дизайном и оформлением интерьеров.

Вернувшись на родину в 1935 г., Альтман попал в тяжелую политическую обстановку идеологического давления и разворачивающегося террора. Его живопись настолько не отвечала критериям внедряемого социалистического реализма, что он был вынужден вообще оставить ее и заниматься только сценографией и книжной графикой, где определенная специфика работы в какой-то мере позволяла избегать идеологических придирок и быть менее заметным. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами (ГБДТ — «Король Лир», 1941; Театр драмы им. А. С. Пушкина — «Отелло», 1944, «Гамлет», 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1955), иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. В последние годы жизни Альтман создал несколько станковых живописных композиций по мотивам прежних театральных эскизов.

artchive.ru

Картины, описание картин — Альтман, Натан Исаевич

Опи сание картины Натана Альтмана: Анна Ахматова.

Альтман – советский художник-аванга рдист, из тех, что не признавали никакие каноны, использовали дикое смешение жанров, ради цели – передачи настроение, ощущения, события – пренебрегали всем остальным.«Анна Ахматова» его кисти, не смотря на то, что признавалась всеми самым неприятным из её портретов, между тем находила безошибочное узнавание и у родных, и у друзей. Дочь Ахматовой пишет, что хотя ей куда больше нравится другой портрет матери, где она выглядит более нежной и лиричной, а от кубизма нет и следа, портрет Альтмана лучше передает то, чем она была в те годы.В портрете много острых углов, нарушенной перспективы. Ахматова сидит в кресле, закинув ногу за ногу, выпирает острое колено, жесткими складками спускается к туфлям темно-синие платье, руки сложены на животе, спадает с локтей желтая шаль. Фон – предельно обобщенный, какие-то острые грани, парадоксальным образом напоминающие о цветах, серый пол, деревянная скамеечка под ногами. По всей позе, по манере письма вырисовывается жесткая, непримиримая женщина с горящим пламенем внутри.Вся она выпирает острыми углами – не потому что так велит кубизм (другие работы Альтмана не столь угловаты) – а потому что в этом её суть. Вечно репрессированна я, вечно не издаваемая, потерявшая двух мужей, Ахматова готова колоться острыми углами, отражая любое нападение, огрызаясь на любого врага.Однако если в позе её чувствуется настороженность , почти враждебность, лицо вовсе разбивает это ощущение. Ахматова смотрит чуть в сторону, и на губах у неё – странно нежная для такого угловатого, строгого лица улыбка. Словно выглянуло изнутри тщательно охраняемое пламя, словно проглянуло сквозь тучи солнце, словно нечто, лелеемое, оберегаемое, сочло возможным показаться на мгновение и мгновение это было тотчас же мастерски поймано и перенесено на бумагу.

www.art-drawing.ru

Альтман Н.И. «Автопортрет» 1912 г.

Альтман Н.И. «Автопортрет» 1912 г.

 

Картины художника Альтмана Н.И.

Пред. стр.: Художник Натан Альтман. Биография. Картины След. стр.: Художник Юрий Анненков. Картины и биография.

www.avangardism.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта