Галерея Дмитрия Шувалова. Художник шувалов картины
Галерея Дмитрия Шувалова
1959
VII Всесоюзная выставка дипломных работ учащихся художественных вузов. АХ СССР, Москва.
1960
Первая Республиканская художественная выставка „Советская Россия“. Манеж, Москва.
1962
Молодежная выставка. ЛОСХ, Ленинград.
1968
Выставка „50 лет ВЛКСМ“. ЛОСХ, Ленинград.
Осенняя выставка ленинградских художников. ЛОСХ, Ленинград.
1969
Весенняя выставка ленинградских художников. ЛОСХ, Ленинград.
Осенняя выставка ленинградских художников. ЛОСХ, Ленинград.
Выставка работ преподавателей ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. ЛВХПУ, Ленинград.
1970
Осенняя выставка ленинградских художников. ЛОСХ, Ленинград.
1971
Выставка „Наш современник“. ЛОСХ, Ленинград.
Весенняя выставка ленинградских художников. ЛОСХ, Ленинград.
1972
1973
Весенняя выставка ленинградских художников. ЛОСХ, Ленинград.
Осенняя выставка ленинградских художников. ЛОСХ, Ленинград.
1974
Осенняя выставка ленинградских художников. ЛОСХ, Ленинград.
1975
Выставка работ преподавателей ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. ЛВХПУ, Ленинград.
1976
Выставка ленинградских художников к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне ГРМ, Ленинград.
Всероссийская выставка рисунка и акварели. ЛОСХ, Ленинград.
Весенняя выставка ленинградских художников. ЛОСХ, Ленинград.
1977
Выставка работ преподавателей ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Тосно, Ленинградская область.
Весенняя выставка ленинградских художников. ЦВЗ „Манеж“, Ленинград.
1978
Выставка работ преподавателей ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. ЛВХПУ, Ленинград.
Весенняя выставка ленинградских художников. ЦВЗ „Манеж“, Ленинград.
Выставка ко дню Победы. ЦВЗ „Манеж“, Ленинград.
Осенняя выставка ленинградских художников. ЦВЗ „Манеж“, Ленинград.
Выставка работ преподавателей ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. ЛВХПУ, Ленинград.
1979
Весенняя выставка ленинградских художников. ЦВЗ „Манеж“, Ленинград.
Осенняя выставка ленинградских художников. ЦВЗ „Манеж“, Ленинград.
1980
Зональная выставка ленинградских художников. ЦВЗ „Манеж“, Ленинград.
1981
Весенняя выставка ленинградских художников. ЛОСХ, Ленинград.
1982
Выставка „50 лет Ленинградского отделения Союза художников“. ЦВЗ „Манеж“, Ленинград.
1983
Осенняя выставка ленинградских художников. ЦВЗ „Манеж“, Ленинград.
1984
Выставка „Мой Ленинград“. ЦВЗ „Манеж“, Ленинград.
1985
Осенняя выставка ленинградских художников. ЦВЗ „Манеж“, Ленинград.
1986
Выставка работ ленинградских художников. Выставочный зал на Охте, Ленинград.
1987
Весенняя выставка ленинградских художников. Выставочный зал на Охте, Ленинград.
1988
Выставка к 1000-летию Крещения Руси. ЛОСХ, Ленинград.
1989
Весенняя выставка ленинградских художников. Выставочный зал на Охте, Ленинград.
1991
Осенняя выставка ленинградских художников. ЦВЗ „Манеж“, СПб.
1992
Весенняя выставка художников Санкт-Петербурга. Выставочный зал на Охте, СПб.
Персональная выставка. Галерея „Керстин Хейне-Моргенштерн“, Хемниц, Германия.
Весенняя выставка петербургских художников. Тосно, Ленинградская область.
Персональная выставка. СПбВХПУ, СПб.
Совместная советско-бельгийская выставка. СПбВХПУ, СПб.
1993
Выставка акварелей. „Манеж“, Москва.
1995
Выставка работ преподавателей СПГХПА. Покровская больница, СПб.
1996
Персональная выставка. „Текстиль Центр“, Хемниц, Германия.
Выставка работ петербургских художников к 60-летию СПбСХ. Выставочный зал на Охте, СПб.
1998
Выставка работ преподавателей СПбВХПУ. ГРМ, СПб.
2000
Выставка работ преподавателей СПбВХПУ. СПбВПХУ, СПб.
2001
Персональная выставка. Галерея „Ликон“, Хемниц, Германия.
Персональная выставка. Гольф-клуб „Айфель“, Кельн, Германия.
2002
Персональная выставка. Замок Вассершлос, Клаффенбах, Германия.
Выставка работ к 70-летию Союза художников. СПбСХ, СПб.
2003
Персональная выставка. Центральная библиотека, Хемниц, Германия.
Выставка к 300-летию Санкт-Петербурга „Художники Петербургу“. ЦВЗ „Манеж“, СПб.
2004
Персональная выставка. Хемниц, Германия.
2005
Выставка работ преподавателей СПГХПА. СПГХПА, СПб.
2006
Инвалидам Санкт-Петербурга посвящается… Галерея „Академия художеств“, СПб.
2007
Инвалидам Санкт-Петербурга посвящается… ЦВЗ „Манеж“, СПб.
Персональная выставка. Галерея „Абрахамс Гарден“, Норберг, Швеция.
Персональная выставка. Бад Маленте, Германия.
Персональная выставка. Ганновер, Германия.
2008
Персональная выставка. Центральная библиотека, Хемниц, Германия.
Инвалидам Санкт-Петербурга посвящается… Галерея „Либерти“, СПб.
Художники-василеостровцы, ветераны Великой Отечественной войны. Библиотека им. Л. Н. Толcтого, СПб.
Выставка работ к 130-летию Императорского общества поощрения художников и 75-летию Союза художников. ЦВЗ „Манеж“, СПб.
2009
Инвалидам Санкт-Петербурга посвящается… Государственная академическая капелла, СПб.
Выставка работ Общества художников-акварелистов. СПГХПА им. А. Л. Штиглица, СПб.
2010
Выставка к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Государственная академическая капелла, СПб.
2011
Инвалидам Санкт-Петербурга посвящается… СПбСХ, СПб.
2012
Выставка ленинградских художников-ветеранов. Военная академия тыла и транспорта, СПб.
2013
Выставка художников-ветеранов — ветеранам Великой Отечественной войны. К 68-летию Победы Государственная академическая капелла, СПб.
2014
Персональная выставка. Михайловский замок. Государственный Русский музей, СПб.
2015
Персональная выставка. "Музей прикладного искусства". СПГХПА им А.Л. Штиглица, СПб.
"Учитель". Персональная выставка. Государственный музей-заповедник "Петергоф", Петергоф.
2016
"Наследие Мастера". Персональная выставка. Выставочный центр "Эрмитаж-Выборг"
www.shuvalov-art.com
Кострома - Николай Шувалов
Творческое наследие Николая Шувалова составляет более тысячи произведений: картины, графические листы, эскизы.Николай Шувалов ушел из жизни в зените своего творческого пути. Закончив очередную работу из цикла "Паганини", сказал жене: "Наконец-то я достиг настоящего мастерства. Да, и после меня кое-что останется..."
От мальчишки, в бессильной ярости ломавшего карандаши, если точность не давалась, до этой фразы осознающего свою зрелость художника - целая жизнь, отданная искусству. Причем, жизнь полная драматизма, устремления к истине, поиска новой художественной реальности.
Природа его творчества полифункциональна. "Есть художники многих тем, какой-то одержимой жадности к новому, неиспытанному - и к им, возможно, принадлежу я", - приходит к выводу Николай Васильевич.
Конечно, это его свойство во времена победившего соцреализма обеспечивало и драматические коллизии судьбы - человеческой и художественной. От непризнания - десять лет "ходил" Николай Васильевич в кандидатах в члены Союза художников, до массированных военных действий в виде снятия картин с выставки, "освобождения" от работы в Худфонде, публичного, запротоколированного осуждения его как "приверженца антинародного искусства" и прочая, прочая...
"Если Кострома не могла убрать, вытолкнуть талантливого человека со своего пространства, - говорит создатель Костромского художественного музея искусствовед Виктор Игнатьев, - применялся другой метод: замалчивание успехов, непризнание достоинств. Никто иной, как сам Николай Шувалов десять лет ходит в кандидатах в члены союза художников, тогда как мальчишек, только начинавших свой творческий путь, принимали. А его - нет!.."
Первая выставка его работ открылась в областном драматическом театре в 1958 году. Вернувшись однажды после купания с Волги, обнаружил в мастерских художественного училища сваленные в кучу картины - секретарь обкома по идеологии приказал снять.
Выставка работ в областной библиотеке в 1970 году закончилась жестоким наказанием библиотекаря Р.А. Апатовой, которая организовала ее в отделе искусств. Она и создала отдел - один из первых отделов искусств в российских библиотеках. Да мало ли было подобных действий с позиции силы. Николай бывал подавлен, но внутренне оставался тверд. Вот эпизод, показательный для костромского художественного бытования тех лет, самостояния Шувалова в нем.
Сегодня плоскоглазие выдвиженцев субкультуры очевидно. Сегодня понятно, как велик труд, не снискавший одобрения, как велико достоинство прямоты и постоянства, как прекрасна внутренняя свобода - именная шуваловская свобода, полученная как дар - взамен благополучия и почестей от людей, правивших искусством от имени государства.
Еще в годы учебы в Высшем художественном училище им. Мухиной он начал разочаровываться в списывании с натуры. Уже тогда понял: каждому художнику нужно "угадать себя" - в какой форме он способен наиболее выразиться. Раздумья о предмете искусства привели к выводу: подменять искусство служением идее - извращение; идеи меняются. "Никакая власть несовместима с искусством... кроме власти самого искусства, - решит Николай Шувалов. - "Требование "ты должен" есть насилие над искусством, закрывающее путь к совершенству, это требование бюрократа, наглеющего от сознания безнаказанности и тупости".
Форма и цвет стали целью его художественных поисков. Главные искания пошли в области живописи. В рисунке Шувалов оставался строг и академичен. Его творчество - сплав разнородных стилевых манер и приемов письма - от реализма до символики, от утонченности до гротеска и сатиры, смешение разных техник... Оно вобрало в себя широкий спектр художественных исканий ХХ века.
Что касается значения его творчества, Виктор Игнатьев безошибочно отнес Шувалова "к числу российских художников, творчество которых составляло содержание эпохи".
Также в этом разделе:
www.kostromag.ru
Виктор Елманов "Автопортрет с бабочкой на плече"
Автопортрет художника Николая Шувалова. 3 декабря 1983 года Николай Шувалов рисует тушью автопортрет с загадочной для всех подписью: «Моему другу дорогому час пробил!». 24 января 1984 года в канун Татьянина дня художник трагически погиб.
Виктор ЕЛМАНОВ АВТОПОРТРЕТ С БАБОЧКОЙ НА ПЛЕЧЕ сценарий документального фильма
1.
Фрагмент цветной любительской киносъемки с обсуждения выставки Николая Шувалова 22 марта 1980 года. На первых кадрах, кроме шума кинопроектора, ни единого звука. Но вот торжественно и печально зазвучала музыка, начало 8 сонаты Бетховена.Голос за кадром: - Любительские кадры, которые вы сейчас видите, сняты 22 марта 1980 года на обсуждении юбилейной выставки Николая Шувалова.
Из потока кинохроники этого события появляются и исчезают крупные планы И. Дедкова, Т. Шуваловой, В. Бочкова, Н. Шувалова.
Голос за кадром: - Игорь Дедков, литературный критик… Татьяна Шувалова, художник… Виктор Бочков, краевед… Николай Шувалов, художник… Этих людей уже нет с нами… Нет… Зачем же тогда возвращаемся к тем, кого нет? Что в этих возвращениях? Неужто останутся еще надолго провидческими слова Пушкина, что мы «любить умеем только мертвых»?.. Но ведь что-то значил их уход для нас! Может, не что иное, как самый последний довод, после которого мы, отбросив равнодушие и предрассудки, сможем, наконец, увидеть «глазами душ» их души, услышать их голоса?..
Крупный план Н.Шувалова в контражуре.
Голос за кадром: - Что хотел сказать нам Николай Шувалов? Какие тайны открыть? От чего предостеречь и над чем задуматься? Что значат сегодня его картины? Эта, эта или вот эта…
Картины Н. Шувалова: «Предки»; абстракция в черно-сине-голубых тонах; натюрморт с парящими в пространстве яблоками и стеклянной вазой из цикла «Невесомости».
Голос за кадром: - Николаем Шуваловым написаны портреты писателей, композиторов, музыкантов, иллюстрации к литературным произведениям. Зачем он это делал? Хотел так же, как они, заглянуть в бездонные пропасти бытия, постичь то, что постигли они?..
Портреты Н.Шувалова: Гоголь и персонажи его произведений; Бетховен с огненно-красной шевелюрой; Скрябин на фоне цветных кругов-сфер; Паганини с занесенной над скрипкой рукой без смычка; иллюстрация к «Мастеру и Маргарите» (Воланд с черепом в руках в окружении своей свиты).
Голос за кадром: - Всю жизнь Николай Шувалов писал с какой-то настойчивой регуляр-ностью свои автопортреты. Автопортрет, как форма самопознания, исповеди или предчувствия своего будущего?
Автопортреты Н. Шувалова: от самых ранних (акварель, карандаш) до более поздних, написанных маслом.
Голос за кадром: - Вероятно, еще одно определение большого таланта – это предчувствие им своего будущего. Первый «Автопортрет с бабочкой на плече».
Голос за кадром: - В 1977 Шуваловым был написан «Автопортрет с бабочкой на плече». По одному из восточных преданий бабочка, севшая на плечо, вестник смерти.
Второй «Автопортрет с бабочкой на плече».Голос за кадром: - Позднее появится еще один «Автопортрет». И эта бабочка на плече была уже не из области преданий.
Под этим портретом в полной тишине название фильма: «Автопортрет с бабочкой на плече».
2.
Звуки сильных порывов ветра и тяжелая, почти траурная музыка. На черном фоне белыми буквами надпись:«Его нашли замерзшим на лыжне холодным, ветреным январским утром…»
Наезд на табличку, которая висит на столбе: «Остановка Пантусовская».
Далее в черно-белом негативе:
нижние ветви дерева с трепещущими листьями;
качающееся, словно палуба корабля, поле;
«перечеркивающие» друг друга стебли травы;
одинокие стебельки на фоне неба.
Лицо Николая Шувалова со второго «Автопортрета с бабочкой на плече». Раздваиваясь, уменьшаясь, оно уносится вверх, в черноту неба.3.
На музыку Бетховена (8 соната) медленный наезд на автопортрет Шувалова, написанный на фоне цветных сфер.Голос за кадром: - Николай Васильевич Шувалов родился в 1929 году в Костроме.
Полумиксом сквозь портрет: Кострома, «Сковородка» (центр), съемка с дельтаплана. Медленный наезд на автопортрет Шувалова продолжается.
Голос за кадром: - В августе 43-го, преодолевая страшную робость и, одновременно, подстегиваемый не менее страстным желанием, он решается и поступает в Костромское художественное училище Шлеина.
Лицо Шувалова на автопортрете все ближе и ближе.
Голос за кадром: - После окончания училища Шувалов едет в Москву, где с 49 по 52-ой годы учится в институте декоративно-прикладного искусства.
Полумиксом сквозь портрет: памятник Минину и Пожарскому в Москве; набережная Петербурга со стороны Васильевского острова.
Голос за кадром: - В 52 году институт переводят в Ленинград в высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. Однако это училище Шувалову так и не удалось закончить. Проучившись год с небольшим, он заболел и вынужден был вернуться домой.
Крупный план лица Шувалова с автопортрета. Сквозь него, полумиксом, двухэтажный деревянный дом с окном на втором этаже, которое в два раза больше остальных, калитка, двор.
4.
Напечатанный на пишущей машинке текст протокола №11 от 13 декабря 1954 года. Медленный проезд по нему.Голос за кадром: - А вот любопытный документ. Приблизительно через год после возвращения Николая Шувалова в недрах правления Союза художников и худфонда Костромской области организовывается осуждающее творчество Козлова, Муравьева и Шувалова заседание.
На тексте протокола цитаты из него: «…формалистические убеждения…» «… гнилость антинародных взглядов…» «…Шувалов сказал, что партия лишает «свободы в творчестве…» «…Предложить… освободить от работы в отделении фонда…»
Голос за кадром: - К счастью шел не 37-ой, а 54-ый год. Протокол не стал приговором. Но это неприязненное отношение ревностных блюстителей соцреализма Николаю Шувалову придется почувствовать еще не раз.
В мастерской художника Сергея Румянцева.
Сергей Румянцев: - Однажды я прихожу в организацию, идет собрание. Прорабатывают Шуваловых. Я еще с ними не встречался, ну, я только недавно приступил… Прорабатывают Шуваловых. Она, такая приятная женщина, красивая, и он такой Коля сидит, молодой человек, такой сбитый, в костюмчике. И их прорабатывают за то, что они в церквях работают в Костромском районе. Реставрируют, подновляют, где-то что-то и распишут…
В музее.
Виктор Игнатьев, директор музея: - Здесь была его первая персональная выставка, именно в музее. Так-то были выставки персональные до этого, но в театре была, которую сняли тут же, буквально на второй, третий день, потом была выставка-отчет Муравьева, Козлова и Шувалова в худфонде, бурно обсуждавшаяся до хулиганских выходок со стороны так называемых художников-реалистов…
Картины Н.Шувалова разных лет, выполненных в разной стилисти-ческой манере: лица-рожи; орденоносец со сплющенным лицом; Андрей Рублев; портрет Бетховена в мертвенно-синих тонах.
Голос за кадром: - Снимали выставки, обвиняли в формализме, злорадствовали, что Шувалов не самостоятелен, слепо копирует разные течения и направления в живописи. Злорадствовали и не желали видеть, что он использует разные направления и течения, чтобы выразить свое, только свое… Но вернемся к тому роковому дню 24 января 1984 года.
Звук: сильные порывы ветра и музыка. На черном фоне белыми буквами надпись:
«Он лежал на спине, чуть повернув голову к левому плечу. Дул колкий, порывистый ветер, наметая сугробы, обнажая промерзлую землю…»
Лицо Николая Шувалова со второго «Автопортрета с бабочкой на плече». Раздваиваясь, уменьшаясь, оно уносится вверх, в черноту неба.
В музее.
Виктор Игнатьев, директор музея: - Удивительно холодной была зима, удивительно холодным был январь. Двадцать четвертого числа вот в этом здании на третьем этаже проходило обсуждение выставки Виктора Каткова, к которому Николай Шувалов относился внимательно и бережно. Он видел в его творчестве некое продолжение своего творчества. Одним словом, он ценил его. На обсуждение выставки Николай опоздал. Отговорили первые ораторы дежурные и вдруг, в зале, появился, из бокового входа в зал, Николай. Он был в пальто и, что было для него нехарактерно, без галстука, в одном свитере. Рядом со мной было свободное место, он подсел ко мне, мы с ним поздоровались. Рядом сидела жена моя, Наташа. Мы, не перерывая говоруна, обмолвились очень короткими фразами, а потом, когда удалась пауза, я спросил: «Николай, что ты не разделся? Там гардероб ведь работает в музее». И: «Что с тобой?» На его лице была какая-то маска немножко для меня, хорошо знающего его мимику, хорошо знающего, как светятся и что могут выражать его серые, добрые глаза, мне показалось какая-то маска отсутствия. И он, поежившись, сказал: «Мне что-то зябко сегодня».
В мастерской художника Сергея Румянцева.
Сергей Румянцев: - Была выставка Каткова Евгения. То есть Виктора. Он там был, пришел, какой-то такой довольно печальный. Я запомнил.
В мастерской художника Виктора Каткова.
Виктор Катков: - Я помню… Как это обычно открытие моей выставки было… Пришел пораньше… Ожидал, кто придет… Смотрю, идет Николай Васильевич. А погода в этот день была такая ледяная. Не в смысле там такой сильный мороз – 30-35, а вот сильный ветер и очень ледяной, очевидно перед морозом такое состояние погоды было. Я сразу обратил внимание, - он так поднимался в музее по лестнице, - легкие ботинки, пальто очень легкое. Я говорю: «Николай Васильевич, ты что это так легко вырядился? На улице свистит». «Да вот, понимаешь,- говорит,- промерз совсем».
В музее.
Виктор Игнатьев, директор музея: - Вдруг произошла такая достаточно длительная пауза. Ну, она часто бывает во время обсуждений, когда ведущий обсуждения говорит: «Товарищи, ну, кто еще что-то скажет?» И вдруг попросил слово Николай. Откровенно говоря, я не помню дословно, чего он говорил. Но я помню, что он больше говорил о смысле творчества вообще. Не конкретно о творчестве Виктора Каткова, а как-то вообще говорил. О назначении художника, предназначении его в жизни, что художник - это над обществом, что его чувствования, его мироощущения, - они выходят за рамки бытовой жизни, что все это и диктует художественную форму. И это как-то очень хорошо его мысль иллюстрировало творчество Виктора Каткова. Резонанса его выступление в общем-то никакого. Не произошло ответной реакции. Потому что и публики было не очень много. В основном были художники, которые, ну, прямо я скажу из опыта своей вот такой музейно-выставочной жизни, часто собиралось много людей, которые так: посидели, послушали, а потом… сидели в предвкушении, так скажем, заключительного акта, т.е. маленького банкета. Ну, а потом мы спускаемся по лестнице, я спрашиваю: «Ну, как у тебя дела, жизнь?» Он: «Да, Виктор, трудно». Его беспокоила в это время, очень беспокоила судьба, жизнь сына. Я говорю: «Николай, а в творческом плане?» Он говорит: «Ты знаешь, помнишь у меня стоял большой холст, на котором только прописан фон? Я все-таки хочу сделать огромный групповой портрет нашей костромской интеллигенции, где и уже ушедшие люди, и живущие люди, и мне нужно, чтобы ты пришел в мастерскую попозировать». И вот уже здесь, в этом месте, выходя, он говорит, вдруг выпадая совершенно из контекста предыдущего, так скажем, разговора нашего, вдруг он сказал: «Ты знаешь, завтра Татьянин день, а она мне все время грезится». Слово-то какое употребил – грезится! Не видится, не там – снится, а именно грезится!
Автопортрет Татьяны Шуваловой.Голос за кадром: - Татьяна Владимировна – первая жена Николая Шувалова.
Работа Н.Шувалова «Двое» - совсем еще молодые Таня и Николай. Фотография: Николай и Татьяна сидят за столом и что-то рассматривают.
Голос за кадром: - Они родились в один год, в один месяц. По свидетельству очевидцев Татьяна и Николай воспринимались, как единое целое. И хотя они были разными по масштабу дарований, но что-то большее, чем совместная жизнь и творчество объединяло их.
В мастерской художника Сергея Румянцева.
Сергей Румянцев: - Потом мы оттуда поехали на поезде в Бухару. Поезд грязный такой, замызганный, пыльный. В Бухару приехали в гостиницу, у нас там не получается ничего. Но вот нам дали в гостинице центральной местечко: домик хрущевского типа, а там трехкомнатная квартира. Это как гостиница. Мы как зашли, а там на полу сидят узбеки семьями. И она (хозяйка) говорит: «Пусть она (Татьяна Шувалова) здесь останется с женщинами, а вам на двоих тут комнатка небольшая». Я смотрю, Коля помрачнел. Они ведь никогда не расставались!
Портрет Т.Шуваловой (работа Н.Шувалова). Фотографии: Николай и Татьяна у реки; Игнатьев, Шувалова и Шувалов; Шувалов и Шувалова с букетом цветов на выставке; Шувалов и Шувалова на выставке у картин Николая. Портрет Т.Шуваловой в индийском стиле (работа Н.Шувалова).Голос за кадром: - Татьяна Шувалова умерла в 80-ом году.
Табличка: «Онкологический диспансер». Стена с полуобвалившейся лепниной. Здание диспансера.
В музее.
Виктор Игнатьев, директор музея: - Я видел его лицо на могиле Тани в момент ее погребения. Вдруг, и это зафиксировано даже фотоаппаратом, вдруг плачущее лицо Николая затормозилось, в какое-то мгновение просветлело, как будто бы он, образно говоря, принял ее зов уйти… Потом опять это все, опять его лицо исказилось гримасой плача… Он плакал, как плачут мужчины. Он не всхлипывал, он не вытирал нос рукавом, не лились слезы ручьем, что носовой платок становился мокрым, не было навзрыд выкриков. Он плакал весь. Глаза отяжелевшие были, отяжелевшие. Маска была, как вырезанная какая-то. Но это не была маска скорби, пиета. Это было горе, огромное горе человека.
Панорама зимнего кладбища. Заснеженные могилы, кресты, памятники. На одном из них сидит, нахохлившись, голубь. Портрет Т.Шуваловой (работа Н.Шувалова), уменьшаясь, уносится вверх, в черноту неба. Черно-белый крупный план Н.Шувалова (съемка с обсуждения выставки в 1980 году).
Голос за кадром: - Как бы ни была горька утрата, но после смерти Тани Шувалов все же пытается вновь обрести жизненное равновесие, необходимое для творчества.
Квартира Татьяны Мирошниковой.
Голос за кадром: - Его второй брак на Татьяне Васильевне Мирошниковой не был случайным. Многое здесь совпало: давнее знакомство двух Татьян…
Как бы сравниваются: портрет Т.Шуваловой и портрет Т.Мирошниковой (работы Н.Шувалова).
Голос за кадром: - Какое–то внешнее сходство, внутренняя сила и магнетизм Татьяны Васильевны…
Татьяна Мирошникова: - Николай Васильевич у нас жил три последних года. Он попал в то трагическое время, когда Татьяна Владимировна умерла и по силе обстоятельств, что он был дружен с братом, нас знал, я, как психиатр, он ко мне обращался, и так он остался у нас жить. За это время он как бы тихонько, тихонько как бы возрождался. Первые работы я его помню в такой в темной со светлой подсветкой такой лунной укроп, который любила Татьяна Владимировна. Потом портрет к године ее смерти. Затем портрет Николая Васильевича в черном. И потихоньку он как-то вошел в жизнь, появилась серия «Невесомости», серия «Паганини».
Три яблока, парящих в пространстве из серии «Невесомости», два портрета (акварель) Паганини.
Татьяна Мирошникова: - На природу стали выезжать. Раньше, он говорил, связи с природой не имел. А здесь ему очень нравилось. Он искупался, как мальчик лежал на берегу, улыбался. Рад жизни был… И, действительно, Николай Васильевич раз жил, он работал, безусловно. Вставал очень рано и сразу брался за дело, что-нибудь в уголочке рисовал, писал.
На слова «раз жил, он работал» иллюстрация Н.Шувалова к «Мастеру и Маргарите» (бал Воланда).
Татьяна Мирошникова: - И так у него легко, мы были свидетелями, как у него это все легко и здорово получалось.
Два портрета Т. Мирошниковой.Татьяна Мирошникова: - Действительно, не смею так сказать, но по нашему мнению это был большой мастер. И он был человеком скромным, но все говорил, что и после меня кое что останется… Портрет Паганини с занесенной над скрипкой рукой без смычка.
Татьяна Мирошникова: - Поразило меня, как он «Паганини» работу делал. Смело все стирал тряпками, мастихином все соскабливал, менял тона, сначала хотел светлыми, потом превращал в темные. Как он астры прекрасные, которые в музее находятся, тоже… Но почему-то у него не получались светлые тона, все равно у него все больше темная тональность такая в его работах.
Работы Н.Шувалова: «Моцарт и Сальери», иллюстрация к «Братьям Карамазовым», портрет «Иван Грозный».Голос за кадром: - В эти последние годы жизни талант Николая Шувалова прорывается в новые художественные пространства. Казалось, трагедия утраты близкого друга преодолена.
Второй «Автопортрет с бабочкой на плече». Наезд на бабочку.Голос за кадром: Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти.
Автопортрет Н.Шувалова «Час пробил!».
Голос за кадром: - 3 декабря 1983 года Шувалов рисует тушью автопортрет с загадочной для всех подписью: «Моему другу дорогому час пробил!». Чуть меньше двух месяцев оставалось до этого часа. 24 января, в канун Татьянина дня этот час пробил.
5.
Ступеньки лестницы в музее.Голос за кадром: - После обсуждения выставки Виктора Каткова художники, в их числе и Николай Шувалов, отправились в худфонд.
Здание худфонда. Табличка «Костромская организация Союза художников». Дверь, узкий коридор, деревянная лестница на второй этаж, коридор, небольшой кабинет, стол, стулья вокруг него.
Сергей Румянцев (на полумиксе): - Мы с супругой посидели примерно час…
Виктор Катков (на полумиксе): - Я помню, он, значит, засобирался… Вечером было, семь-восемь вечера… Он был нормальный. Я: «Может вас проводить?» Он: «Нет, нет, я один. Тут рядом»… Тем более он был совершенно нормальный… Такой какой-то очень молчаливый был…
Виктор Игнатьев (на полумиксе): - Николай вышел из троллейбуса, перешел дорогу, зашел в «Океан», взял вина и почему-то поехал автобусом за Волгу. Не троллейбусом, а автобусом. И вышел тут же сразу на остановке, которая первая у моста. И почему-то оказался внизу, у Волги, где-то там строения, где рабочие, тем более зимой рабочих и не могло быть. Он там распил с кем-то одну из бутылок, вторую он оставил этим рабочим...
Сергей Румянцев: - Звонит мне Смирнов Герольд Васильевич, брат Мирошниковой: «Сережа, ты знаешь, беда…» Я спрашиваю: «Какая?» «Коля-то замерз Шувалов…» Вот…
Автопортрет «Час пробил!». Голубь на перилах балкона мастерской Сергея Румянцева.
Сергей Румянцев: - И у меня дочка, Марина: « Папа, я его видела вчера, в часов десять вечера. Он выходил из троллейбуса, у моста, пьяный, что-то с кем-то спорил…» Она даже запомнила фразу: «Вы не компетентны». Вот все… Виктор Игнатьев: - На утро, двадцать пятого января, в Татьянин день, на лыжне его нашел лыжник. Он лежал на спине уже совершенно замерзший...
Текст сначала на черном фоне, потом на фоне лилово-красной полосы заката морозного дня и сиренево-серых облаков.
«Лыжню во многих местах перемело снегом. Сугробы были жесткими, плотными. Ветер не утихал. Причудливые сиреневые облака неслись по краю неба…»
6.
Съемка с обсуждения выставки 1980 года. Шувалов что-то говорит.Голос за кадром: - Для многих такой вот трагический исход Шувалова был полной неожиданностью. Но для него самого смерть, скорее всего, была предрешена.
Худфонд. Художник Николай Смирнов.
Николай Смирнов: - «Я,- говорит,- жить не хочу». Я говорю: «Чего, чего ты придумал? Ты большой человек, нужен Костроме, нужен России». В таком смысле был разговор. То, что он решил, это уже было предопределено. А потом, он искал повод, а повод всегда находится…
Кадры с обсуждения выставки в 1980 году. Шувалов что-то говорит.
Голос за кадром: - Сам Николай Шувалов, если в беседах затрагивалась тема исхода, был убежден, что смерть – это переход из одного состояния в другое.
Работа Н.Шувалова «Портрет матери».Голос за кадром: - Он не признавал бесследного исчезновения человека, его внутреннего мира или, как принято говорить, души. И, возможно, в ту январскую ночь он решил сам, не дожидаясь срока истечения своей жизни, переступить черту, разделяющую две стороны бытия.
Автопортрет «Моему другу…» Первый «Автопортрет с бабочкой на плече». Наезд на бабочку.Голос за кадром: - Что ему снилось в том последнем сне? Лица людей, замыслы новых работ, звуки музыки? Никто и никогда этого не узнает.
Бабочка словно срывается с плеча и уносится вверх, в черное пространство.
Голос за кадром: - Разве что бабочка, которая, вспорхнув с плеча в пространство космоса, унесла на своих крыльях его тайну.
Текст на черном фоне:
«Его нашли замерзшим на лыжне холодным, ветреным январским утром…»
Табличка на столбе: «Остановка Пантусовская». В черно-белом негативе: нижние ветви дерева с трепещущими листьями; качающееся, словно палуба корабля, поле; «перечеркивающие» друг друга стебли травы; одинокие стебельки на фоне неба.
vs-elmanov.livejournal.com
Художник Шувалова Наталия Николаевна
Страна проживания: РоссияГород: Санкт-Петербург
Родилась в Санкт-Петербурге в 1969 году. Увлекаюсь различными видами рукоделия – шитьем, вязанием, макраме, вышивкой, бисероплетением. Вышиванием картин занимаюсь с 2002 года, это занимает все свободное время. Люблю работать над разноплановыми сюжетами – пейзажами, портретами, натюрмортами. Привлекают как работы с яркими насыщенными красками, так и работы в пастельных нежных тонах. В работе использую высококачественные материалы французского и немецкого производства. В каждую работу вкладываю частичку своей души и фантазии.
2008 г. / 37x41 см
17 000 Руб
2008 г. / 21x27 см
9 500 Руб
2009 г. / 32x32 см
11 500 Руб
2008 г. / 31x41 см
14 000 Руб
2008 г. / 41x31 см
14 000 Руб
2016 г. / 39x32 см
17 000 Руб
2015 г. / 35x34 см
12 000 Руб
2015 г. / 38x30 см
15 000 Руб
2010 г. / 50x90 см
35 000 Руб
2011 г. / 27x25 см
10 000 Руб
2012 г. / 37x27 см
11 500 Руб
2010 г. / 44x58 см
25 000 Руб
2010 г. / 15x30 см
5 500 Руб
2010 г. / 45x50 см
18 000 Руб
2010 г. / 34x28 см
5 000 Руб
2009 г. / 12x32 см
4 600 Руб
2009 г. / 28x32 см
9 200 Руб
2009 г. / 21x45 см
9 200 Руб
2009 г. / 31x31 см
9 200 Руб
2008 г. / 31x22 см
9 200 Руб
2008 г. / 38x25 см
10 500 Руб
2009 г. / 34x34 см
10 500 Руб
2010 г. / 37x46 см
16 000 Руб
2009 г. / 53x45 см
18 000 Руб
2010 г. / 36x50 см
16 000 Руб
2009 г. / 30x45 см
16 000 Руб
2008 г. / 35x45 см
18 000 Руб
2009 г. / 44x62 см
18 000 Руб
www.picture-russia.ru
Художники Узбекистана. Маргарита Шувалова - ЖИВОПИСЬ и ПОЭЗИЯ
Художник Маргарита Шувалова. Это имя известно в Ташкенте многим ценителям живописи.До сих пор все помнят её персональную выставку под названием "Лики времени", которая прошла в представительстве Россотрудничества в Узбекистане два года назад.Будучи представлена Маргарите на одной из последних выставок, я не упустила возможности побывать в её мастерской.Любимый жанр ее творчества – портрет.Но я увидела и графику, и натюрморты, только пожалуй пейзажи не её конёк - видимо это компенсируется тем, что Маргарита заядлая путешественница: она может часами говорить о тех местах,где побывала.И в этих поездках она находит лица,изумившие её своей неповторимостью,которые может увидеть только художник.Вспомнилось филатовское "из тысяч лиц – не тот..., не тот..., не тот...Отдельные выхватывая лица". Маргарита Дмитриевна Шувалова училась в 47-ой школе, и сколько себя помнит, на уроках занималась тем, что вырисовывала лица учителей и одноклассников.Мама всячески поощряла её увлечение, потому что и сама была художницей, она три года проучилась в художественном училище, и на профессиональном уровне занималась куклами. Маргарита поступила в Ташкентское художественное училище имени П.Бенькова, после окончания которого один учебный год проработала в школе преподавателем черчения и рисования.Вскоре она получила место художника в издательстве газеты "Пионер Востока", где и проработала 10 лет до 1984 года.С 1980 года активно участвовала в выставках. Неоднократно её работы были отмечены наградами, в том числе, серебряной медалью.Вышла замуж за талантливого фотохудожника Никонова.Родилась дочь Настя. Маргарита Шувалова – член Академии художеств Узбекистана.Её учителем в училище был мэтр узбекской художественной школы Владимир Бурмакин.С любовью и уважением художница вспоминала о тех преподавателях, которым обязана, как она считает, своей профессиональностью.Это Петров,Мельников, Такмин, Мортаков.С особой благодарностью относится к Народному художнику Узбекистана Рузы Чарыеву: Это он помог организовать в 1989 году выставку в театре ИЛЬХОМ.Уходя, я пожелала художнице творческих успехов, новой выставки, и взяла с неё обещание чаще видеться.В ответ Маргарита дала мне почитать стихи своей подруги поэтессы Маргариты Тарсиной с её рисунками.Значит встреча обязательно состоится - ведь сборник надо возвращать.a target="_blank" href="http://www.radikal.ru"></a>
http://danko-svetla.blogspot.com/2012/03/blog-post.html
Tags: Ташкент, художники Узбекистана
krapan-5.livejournal.com
Мастера портретного жанра Узбекистана — ч 9. Маргарита Шувалова
Мастера портретного жанра Узбекистана — ч 9. Маргарита Шувалова
15.08.2014 Рубрики: Портрет, Современное искусство Узбекистана, Художники Узбекистана Метки: Живопись Мастера портретного жанра Узбекистана Портрет Художники Шувалова Маргарита 953 просм. 1 комментарий
Продолжаю тему Мастера портретного жанра Узбекистана.В последнее время с уходом мастеров старой школы (П.П.Беньков, Р.Ахмедов, А.Абдуллаев, И.Рубин) портретный жанр в живописи Узбекистана стал уходить в историю. Возможно, это связано с развитием современной фототехники, которая упрощает и ускоряет фиксацию образа человека. А портретный жанр, кроме мастерства портретиста, требует затраты времени на позирование самой модели и доведение до состояния законченности портрета самим мастером.
Тем не менее, среди многих мастеров живописи Узбекистана, пишущих картины в других жанрах, встречаются мастера портретного жанра. Так, среди современных мастеров портрета яркой звездой выделяется художница-портретист Маргарита Шувалова. Её портреты, выполненные в реалистической манере, полны жизненной энергии и притягательной силы. Её герои на холстах продолжают жить и переживать. Они, герои кисти Маргариты Шуваловой – наши современники, живущие, где-то рядом с нами.
ШУВАЛОВА Маргарита Дмитриевна (род. в 1949 г.)
Живописец. Родилась в 1949 г. в Ташкенте. В 1966-1970 гг. училась в РХУ им. П. Бенькова на живописно-педагогическом отделении. По окончании училища работала преподавателем в школе, в 1976-85 гг. — художник газеты «Пионер Востока». С 1984 г. — участник выставок в республике и за рубежом. Член СХУз. Помимо газетой и журнальной графики, успешно работает в жанре портрета, легко и увлеченно раскрывает индивидуальность портретируемого. Великолепно владея рисунком, художница не менее изысканна в колористических решениях.
Первые её работы, которые мне довелось увидеть были 2 полотна из триптиха «Российский синдром» 1990года на одной из выставок в ЦВЗ Академии художеств Узбекистана. Тогда меня эти портреты очень впечатлили, т.к. выпадали из общей канвы работ на выставке, своей реалистичностью. Выкладываю все три полотна этого триптиха.
Шувалова Маргарита. Триптих «Российский синдром» 95х72 1990 хм 01
Шувалова Маргарита. Триптих «Российский синдром» 72х80 1990 хм 02
Шувалова Маргарита Триптих «Российский синдром» 95х72 1990 хм 03
Шувалова Маргарита «Южанин» 70х50 1975 хм (2)
Шувалова Маргарита. «Лесник» 66х47 2010 хм
Шувалова Маргарита. «Лесник Валиджон » хм
Шувалова Маргарита. «Хивинка» 50х55 2013 хм
Шувалова Маргарита. «Дети Сукока» 50х70 2013 хм
Шувалова Маргарита. «Белый учитель» 57х70 2006 хм
Шувалова Маргарита. «Иисус» 54х58 2013 хм
Шувалова Маргарита. «Молитва» 110х59 2012 хм
Фотографии холстов сделаны профессиональным фотографом Владимиром Жирновым.
art-blog.uz