Зиновьев, Александр Александрович. Зиновьев александр картины


Зиновьев, Александр Александрович - это... Что такое Зиновьев, Александр Александрович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зиновьев.

Алекса́ндр Алекса́ндрович Зино́вьев (29 октября 1922 года — 10 мая 2006 года) — российский советский логик, социальный философ, выдающийся социолог; писатель.

В последние годы жизни в СССР и в эмиграции А.

Зиновьев считался «известным советским диссидентом».[1].

После ре-эмиграции в Россию А.Зиновьев утверждал, что «не был никаким диссидентом»[2].

Член КПСС в 1953—1976 годах.

В последние годы жизни — критик глобального капитализма.

Биография

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Апполинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже — столичной школе Александр выделялся большими способностями.

В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории. О его тайных выступлениях, критикующих тоталитарный режим, донесли, за что он был исключён из МИФЛИ, затем арестован и подвергнут психиатрической экспертизе. Перед повторным арестом он сбежал, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, избавившись таким образом от преследований.[источник не указан 537 дней]

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал истребительную специальность. Школу закончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как летчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в звании капитана.

«В годы войны негативные явления советского коммунизма не только не ослабли, а, наоборот, усилились и обнажились. Я относился к ним не как антикоммунист, я таковым никогда не был и не являюсь, — а как „настоящий“ (романтический) коммунист, считавший сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма»[3].

Послевоенное время

В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет Московского Государственного Университета. В 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев — один из основателей Московского логического кружка (с 1952 г.; в Кружок также входили Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицкий; позднее — Московский методологический кружок). В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (диссертация издана в 2002 г. Институтом философии РАН). В 1955 году стал научным сотрудником Института Философии Академии Наук СССР. В 1960 году защитил докторскую диссертацию и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.

Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой, очевидно, за отказ уволить двух преподавателей, а затем и лишён профессуры. После этого он стал писать «ненаучные» произведения, и пересылать их на Запад.

В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической и юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд.

6 августа 1978 года А. Зиновьев с семьей был выслан из СССР в ФРГ[4].

По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета[5].

С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом.

В 1999 г. выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.

Памятник философу А.А. Зиновьеву на Новодевичьем кладбище

До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. В поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.

Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от рака мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев[источник не указан 66 дней]. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву. В Костроме в сквере Костромского государственного университета установлен памятник А. А. Зиновьеву работы скульптора А. Н. Ковальчука.

С 2007 года в память А. А. Зиновьева выходит общественно-политический онлайн журнал «Зиновьев»[6], посвящённый злободневным проблемам общества и человеческого мировоззрения, авторами которого являются известные российские и мировые политики и мыслители.

С 1999 года работает Российско-Баварский исследовательский центр имени А. А. Зиновьева.

Семья

А. А. Зиновьев был трижды женат. От первого брака у Зиновьева остался сын Валерий, от второго — дочь Тамара, от третьего брака две дочери — Полина и Ксения.

Общая характеристика творчества

Творчество А.Зиновьева разделяется на три основных периода:

  • 1-й, «академический» — до публикации «Зияющих высот» (1976) и высылки из Советского Союза. Основная сфера его занятий — логика и методология науки. Труды этого периода: «Философские проблемы многозначной логики» (1960), «Логика высказываний и теория вывода» (1962), «Основы логической теории научных знаний» (1967), «Комплексная логика» (1970), «Логика науки» (1972), «Логическая физика» (1972) и др.;
  • 2-й: 1978—1985 годы — исследование, описание и критика реального коммунизма в различных литературных жанрах: в публицистике, социальной сатире и социологическом эссе. В этот период 3иновьевым написаны следующие работы: «Светлое будущее» (1978), «В преддверии рая» (1979), «Жёлтый дом» (1980), «Коммунизм как реальность» (1981), «Гомо советикус» (1982), «Мой дом — моя чужбина» (1982), «Пара беллум» (1982), «Ни свободы, ни равенства, ни братства» (1983), «Иди на Голгофу» (в основном написана в 1982, обнародована в 1985) и др.;
  • 3-й: после начала перестройки в СССР — критика распада советской системы, поворот к критике современного западного общества[7]

Александр Зиновьев являлся одним из наиболее известных и плодотворных авторов в жанре социологического эссе. В такой повести в художественном стиле описываются социально значимые аспекты жизни людей в данном обществе, иллюстрируемые характерными для него событиями и описаниями типичных явлений. Вымышленные действующие лица служат для описания качеств социальных типов людей и высказывают различные мнения. В таком жанре и была написана его книга «Зияющие высоты» и другие: «Светлое будущее», «В преддверии рая», «Записки ночного сторожа», «Жёлтый дом» в 2-х томах (1980), «Иди на Голгофу» (1985), «Живи» (1989), «Глобальный человейник» (1997), «Катастройка» (1988), «Искушение» (1991), «Русская трагедия (Гибель утопии)» (2002).

Кроме философских произведений, Зиновьев много времени уделял поэзии и живописи. Картины Зиновьева выполнены в экспрессионистской и сюрреалистической манере, несут сильный заряд эмоций, символизируют противостояние автора враждебному миру, одиночество. Даже в лирических стихотворениях чувствуется резкая, задиристая манера Зиновьева общаться с окружающим миром.

Критика

Известный немецкий славист и литературовед-русист Вольфганг Казак следующим образом охарактеризовал литературное творчество А.Зиновьева:

— 3иновьев… преследует в своих довольно однообразных произведениях единственную цель: в сатирической форме, используя социологический анализ, разоблачать коммунистический строй и общество. Книга «Зияющие высоты» состоит, как и большинство других произведений, из нескольких сотен отдельных эпизодов, в которых изображены всевозможные аспекты жизни советской интеллигенции. В абстрактно обрисованных, совершенно схематичных персонажах порой легко узнаются фигуры современников, послуживших прообразами. Сквозного действия нет. Многочисленные непристойности в тексте действуют отталкивающе.[8]

Зиновьев и «Новая хронология»

Александр Зиновьев высоко оценивал «Новую хронологию» Анатолия Фоменко и Глеба Носовского, с которыми познакомился около 1999 года.[9] В статье «Когда жил Аристотель» (2004) Зиновьев назвал «Новую хронологию» «одним из самых выдающихся открытий в науке двадцатого столетия»[10].

Со школьных и студенческих лет Зиновьев был убеждён, что «человеческая история систематически фальсифицируется буквально на наших глазах, а описания прошлой истории в учебниках и учёных трудах не заслуживают безусловного доверия». С работами Н. А. Морозова, предшественника Фоменко и Носовского, он познакомился в 1930-х годах.[9]

Крылатая фраза

Целились в коммунизм, а попали в Россию!

Международное признание

Международные премии

Членство в академиях

  • Действительный член Финской академии наук (1974)
  • Действительный член Итальянской академии наук (1978)
  • Действительный член Баварской академии изящных искусств (1984)
  • Член Российской академии социальных наук
  • Вице-президент Академии российской словесности
  • Член Международной академии наук Евразии

Почётные звания

Учёные степени и звания

  • Доктор философских наук (1960 г.)
  • Профессор философского факультета МГУ
  • Профессор Литературного института им. М. Горького

Государственные награды

Общественные награды

  • «Звезда Московского Университета» («За служение Истине», 2005 г.)
  • Медаль «250 лет МГУ» (2005 г.)
  • Медаль «Никиты Моисеева» (Московский гуманитарный университет, 2002 г.)
  • Медаль «Пушкина» («Ревнителю Просвещения», Академия российской словесности)
  • Медаль «Виктора Розова» («За вклад в отечественную культуру», 2001 г.)
  • Медали «65 лет обороны Москвы»
  • Медали «65 разгрома немецко-фашистских войск под Москвой» (ЦК КПРФ)
  • Медали «60 лет взятия Берлина» (Межрегионального общественного фонда «Памяти народа»)
  • Медаль «50-летия „За нашу Советскую Родину“»
  • Орден Академии безопасности и правопорядка
  • Медаль «850 лет Костромы»

Память

Памятник Александру Зиновьеву (скульптор А. Ковальчук) установлен в Костроме на территории Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая, 14[14]. На историческом факультете университета открыта мемориальная аудитория Александра Зиновьева (фотоэкспозиция и выставка работ).

Основные работы

Научные труды

  • Зиновьев А. А. Логическое строение знаний о связях // Логические исследования. — М., 1959.
  • Зиновьев А. А. Следование как свойство высказываний о связях // Научные доклады высшей школы. Философские науки. — 1959. — № 3.
  • Зиновьев А. А. Об одной программе исследования мышления // Доклады АПН РСФСР. — 1959. — № 2.
  • Зиновьев А. А. О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному // Философская энциклопедия. — 1960. — Т. 1.
  • Зиновьев А. А. К вопросу о методе исследования знаний (высказывания о связях) // Доклады АПН РСФСР. — 1960. — № 3.
  • Зиновьев А. А., Ревзин И. И. К определению понятия связи // Вопросы философии. — 1960. — № 1.
  • Зиновьев А. А. К определению понятия связи // Вопросы философии. — 1960. — № 8.
  • Зиновьев А. А. Об основных понятиях и принципах логики науки // Логическая структура научного знания. — М., 1965.
  • Зиновьев А. А. Философские проблемы многозначной логики. — М., 1960.
  • Зиновьев А. А. Логика высказываний и теория вывода. — М., 1962.
  • Зиновьев А. А. Основы логической теории научных знаний. — М., 1967.
  • Зиновьев А. А. Очерк многозначной логики. — М., 1968.
  • Зиновьев А. А. Логическое следование. — М., 1970.
  • Зиновьев А. А. Комплексная логика. — М., 1970.
  • Зиновьев А. А. Логика науки. — М., 1971.
  • Зиновьев А. А. Логическая физика. — М., 1972.
  • Зиновьев А. А. Нетрадиционная теория кванторов. — М., 1973.
  • Зиновьев А. А. Логика классов (множеств). — М., 1973.
  • Зиновьев А. А. Очерк эмпирической геометрии. — М., 1975.
  • Зиновьев А. А. Полная индукция и Последняя теорема Ферма. — 1979.
  • Зиновьев А. А. Очерки комплексной логики. — М., 2000. — 560 с. — ISBN 5-8360-0125-1
  • Зиновьев А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале Капитала К. Маркса). — М., 2002. — 312 с. — ISBN 5-201-02089-5
  • Зиновьев А. А. Логическая социология. — М.: Социум, 2006. — 260 с.

Социологические романы и повести

Цикл «Искушение»

Литература

  • Л. В. Давыдова. А. А. Зиновьев о вкладе Советского Союза в социальную эволюцию человечества. М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2011. 352 с., 1000 экз., ISBN 978-5-9770-0641-5, ISBN 978-5-9936-0068-0

Лекции, выступления, интервью

  • «Постсоветизм» — Лекция в клубе «Улица ОГИ», «Полит.ру» — 16.09.2005
  • А.Зиновьев и В.Межуев: Диалог об образовании. — из выступлений на заседаниях Русского интеллектуального клуба и научной конференции в МосГУ
  • «Советская государственность была вершиной эволюции русской идеи» — интервью Роману Манекину, km.ru — 24.11.2003
  • Реальный коммунизм. — Интервью для альманаха «Восток», ч.1 — Вып.№ 5, август-2003, Часть 2
  • Интервью Антонио Фернандесу. — «Восток», Вып.№ 3, июнь-2003
  • «Мне за себя не стыдно» — интервью Сергею Казначееву, газ. «Труд», № 195, 29.10.2002
  • Два интервью Надежде Гарифуллиной, газ. «Завтра», 22.06. и 20.07.1999
  • Подкаст «Пьянство» (Александр Зиновьев читает свою неопубликованную книгу) (графика А.Зиновьева)
  • Все интервью Александра Зиновьева на радио «Эхо Москвы»

Внешние ссылки, списки работ

Публикации, посвящённые А. А. Зиновьеву

  • Александр Александрович Зиновьев. — М.: РОССПЭН, 2008. — 375 с. — ISBN 978-5-8243-1073-3
  • АПН: Феномен Александра Зиновьева: Блицопрос, 31.10.2007
  • Гусейнов А. А. О социологической публицистике Александра Зиновьева. — «Знание. Понимание. Умение», 2005, № 2, с.217-219
  • Ильинский И. М. А. А. Зиновьев: «Человек — нормальный». — Зиновьевские чтения. М-лы междунар. науч. конф., 15-16.05.2007
  • Даргын-оол Ч. К. Александр Александрович Зиновьев: «Война длиною в жизнь». — Знание. Понимание. Умение: № 2,2005, с.69-76
  • «Интеллектология — Зиновьевские чтения», сообщество в «Живом Журнале»
  • Материалы I Международной научной конференции «Зиновьевские чтения»
  • Памяти Александра Зиновьева (интервью с вдовой О. М. Зиновьевой) // «Солидарность». — 2007. — № 16.
  • Дмитрий Чёрный. ЗИЯЮЩИЙ ЗИНОВЬЕВ. газ."Дуэль", № 49(294) 3.12.1998
  • Записка КГБ СССР в ЦК КПСС «О мерах по пресечению антисоветской деятельности Зиновьева А. А.»
  • Зиновьева Ольга. Опала продолжается. Кто принуждает семью философа ко второй эмиграции // Литературная Россия. — № 44. — 2012. — 2 ноября.

Примечания

dik.academic.ru

Зиновьев, Александр Александрович - это... Что такое Зиновьев, Александр Александрович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зиновьев.

Алекса́ндр Алекса́ндрович Зино́вьев (29 октября 1922 года — 10 мая 2006 года) — российский советский логик, социальный философ, выдающийся социолог; писатель.

В последние годы жизни в СССР и в эмиграции А.

Зиновьев считался «известным советским диссидентом».[1].

После ре-эмиграции в Россию А.Зиновьев утверждал, что «не был никаким диссидентом»[2].

Член КПСС в 1953—1976 годах.

В последние годы жизни — критик глобального капитализма.

Биография

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Апполинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже — столичной школе Александр выделялся большими способностями.

В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории. О его тайных выступлениях, критикующих тоталитарный режим, донесли, за что он был исключён из МИФЛИ, затем арестован и подвергнут психиатрической экспертизе. Перед повторным арестом он сбежал, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, избавившись таким образом от преследований.[источник не указан 537 дней]

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал истребительную специальность. Школу закончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как летчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в звании капитана.

«В годы войны негативные явления советского коммунизма не только не ослабли, а, наоборот, усилились и обнажились. Я относился к ним не как антикоммунист, я таковым никогда не был и не являюсь, — а как „настоящий“ (романтический) коммунист, считавший сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма»[3].

Послевоенное время

В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет Московского Государственного Университета. В 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев — один из основателей Московского логического кружка (с 1952 г.; в Кружок также входили Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицкий; позднее — Московский методологический кружок). В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (диссертация издана в 2002 г. Институтом философии РАН). В 1955 году стал научным сотрудником Института Философии Академии Наук СССР. В 1960 году защитил докторскую диссертацию и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.

Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой, очевидно, за отказ уволить двух преподавателей, а затем и лишён профессуры. После этого он стал писать «ненаучные» произведения, и пересылать их на Запад.

В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической и юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд.

6 августа 1978 года А. Зиновьев с семьей был выслан из СССР в ФРГ[4].

По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета[5].

С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом.

В 1999 г. выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.

Памятник философу А.А. Зиновьеву на Новодевичьем кладбище

До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. В поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.

Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от рака мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев[источник не указан 66 дней]. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву. В Костроме в сквере Костромского государственного университета установлен памятник А. А. Зиновьеву работы скульптора А. Н. Ковальчука.

С 2007 года в память А. А. Зиновьева выходит общественно-политический онлайн журнал «Зиновьев»[6], посвящённый злободневным проблемам общества и человеческого мировоззрения, авторами которого являются известные российские и мировые политики и мыслители.

С 1999 года работает Российско-Баварский исследовательский центр имени А. А. Зиновьева.

Семья

А. А. Зиновьев был трижды женат. От первого брака у Зиновьева остался сын Валерий, от второго — дочь Тамара, от третьего брака две дочери — Полина и Ксения.

Общая характеристика творчества

Творчество А.Зиновьева разделяется на три основных периода:

  • 1-й, «академический» — до публикации «Зияющих высот» (1976) и высылки из Советского Союза. Основная сфера его занятий — логика и методология науки. Труды этого периода: «Философские проблемы многозначной логики» (1960), «Логика высказываний и теория вывода» (1962), «Основы логической теории научных знаний» (1967), «Комплексная логика» (1970), «Логика науки» (1972), «Логическая физика» (1972) и др.;
  • 2-й: 1978—1985 годы — исследование, описание и критика реального коммунизма в различных литературных жанрах: в публицистике, социальной сатире и социологическом эссе. В этот период 3иновьевым написаны следующие работы: «Светлое будущее» (1978), «В преддверии рая» (1979), «Жёлтый дом» (1980), «Коммунизм как реальность» (1981), «Гомо советикус» (1982), «Мой дом — моя чужбина» (1982), «Пара беллум» (1982), «Ни свободы, ни равенства, ни братства» (1983), «Иди на Голгофу» (в основном написана в 1982, обнародована в 1985) и др.;
  • 3-й: после начала перестройки в СССР — критика распада советской системы, поворот к критике современного западного общества[7]

Александр Зиновьев являлся одним из наиболее известных и плодотворных авторов в жанре социологического эссе. В такой повести в художественном стиле описываются социально значимые аспекты жизни людей в данном обществе, иллюстрируемые характерными для него событиями и описаниями типичных явлений. Вымышленные действующие лица служат для описания качеств социальных типов людей и высказывают различные мнения. В таком жанре и была написана его книга «Зияющие высоты» и другие: «Светлое будущее», «В преддверии рая», «Записки ночного сторожа», «Жёлтый дом» в 2-х томах (1980), «Иди на Голгофу» (1985), «Живи» (1989), «Глобальный человейник» (1997), «Катастройка» (1988), «Искушение» (1991), «Русская трагедия (Гибель утопии)» (2002).

Кроме философских произведений, Зиновьев много времени уделял поэзии и живописи. Картины Зиновьева выполнены в экспрессионистской и сюрреалистической манере, несут сильный заряд эмоций, символизируют противостояние автора враждебному миру, одиночество. Даже в лирических стихотворениях чувствуется резкая, задиристая манера Зиновьева общаться с окружающим миром.

Критика

Известный немецкий славист и литературовед-русист Вольфганг Казак следующим образом охарактеризовал литературное творчество А.Зиновьева:

— 3иновьев… преследует в своих довольно однообразных произведениях единственную цель: в сатирической форме, используя социологический анализ, разоблачать коммунистический строй и общество. Книга «Зияющие высоты» состоит, как и большинство других произведений, из нескольких сотен отдельных эпизодов, в которых изображены всевозможные аспекты жизни советской интеллигенции. В абстрактно обрисованных, совершенно схематичных персонажах порой легко узнаются фигуры современников, послуживших прообразами. Сквозного действия нет. Многочисленные непристойности в тексте действуют отталкивающе.[8]

Зиновьев и «Новая хронология»

Александр Зиновьев высоко оценивал «Новую хронологию» Анатолия Фоменко и Глеба Носовского, с которыми познакомился около 1999 года.[9] В статье «Когда жил Аристотель» (2004) Зиновьев назвал «Новую хронологию» «одним из самых выдающихся открытий в науке двадцатого столетия»[10].

Со школьных и студенческих лет Зиновьев был убеждён, что «человеческая история систематически фальсифицируется буквально на наших глазах, а описания прошлой истории в учебниках и учёных трудах не заслуживают безусловного доверия». С работами Н. А. Морозова, предшественника Фоменко и Носовского, он познакомился в 1930-х годах.[9]

Крылатая фраза

Целились в коммунизм, а попали в Россию!

Международное признание

Международные премии

Членство в академиях

  • Действительный член Финской академии наук (1974)
  • Действительный член Итальянской академии наук (1978)
  • Действительный член Баварской академии изящных искусств (1984)
  • Член Российской академии социальных наук
  • Вице-президент Академии российской словесности
  • Член Международной академии наук Евразии

Почётные звания

Учёные степени и звания

  • Доктор философских наук (1960 г.)
  • Профессор философского факультета МГУ
  • Профессор Литературного института им. М. Горького

Государственные награды

Общественные награды

  • «Звезда Московского Университета» («За служение Истине», 2005 г.)
  • Медаль «250 лет МГУ» (2005 г.)
  • Медаль «Никиты Моисеева» (Московский гуманитарный университет, 2002 г.)
  • Медаль «Пушкина» («Ревнителю Просвещения», Академия российской словесности)
  • Медаль «Виктора Розова» («За вклад в отечественную культуру», 2001 г.)
  • Медали «65 лет обороны Москвы»
  • Медали «65 разгрома немецко-фашистских войск под Москвой» (ЦК КПРФ)
  • Медали «60 лет взятия Берлина» (Межрегионального общественного фонда «Памяти народа»)
  • Медаль «50-летия „За нашу Советскую Родину“»
  • Орден Академии безопасности и правопорядка
  • Медаль «850 лет Костромы»

Память

Памятник Александру Зиновьеву (скульптор А. Ковальчук) установлен в Костроме на территории Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая, 14[14]. На историческом факультете университета открыта мемориальная аудитория Александра Зиновьева (фотоэкспозиция и выставка работ).

Основные работы

Научные труды

  • Зиновьев А. А. Логическое строение знаний о связях // Логические исследования. — М., 1959.
  • Зиновьев А. А. Следование как свойство высказываний о связях // Научные доклады высшей школы. Философские науки. — 1959. — № 3.
  • Зиновьев А. А. Об одной программе исследования мышления // Доклады АПН РСФСР. — 1959. — № 2.
  • Зиновьев А. А. О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному // Философская энциклопедия. — 1960. — Т. 1.
  • Зиновьев А. А. К вопросу о методе исследования знаний (высказывания о связях) // Доклады АПН РСФСР. — 1960. — № 3.
  • Зиновьев А. А., Ревзин И. И. К определению понятия связи // Вопросы философии. — 1960. — № 1.
  • Зиновьев А. А. К определению понятия связи // Вопросы философии. — 1960. — № 8.
  • Зиновьев А. А. Об основных понятиях и принципах логики науки // Логическая структура научного знания. — М., 1965.
  • Зиновьев А. А. Философские проблемы многозначной логики. — М., 1960.
  • Зиновьев А. А. Логика высказываний и теория вывода. — М., 1962.
  • Зиновьев А. А. Основы логической теории научных знаний. — М., 1967.
  • Зиновьев А. А. Очерк многозначной логики. — М., 1968.
  • Зиновьев А. А. Логическое следование. — М., 1970.
  • Зиновьев А. А. Комплексная логика. — М., 1970.
  • Зиновьев А. А. Логика науки. — М., 1971.
  • Зиновьев А. А. Логическая физика. — М., 1972.
  • Зиновьев А. А. Нетрадиционная теория кванторов. — М., 1973.
  • Зиновьев А. А. Логика классов (множеств). — М., 1973.
  • Зиновьев А. А. Очерк эмпирической геометрии. — М., 1975.
  • Зиновьев А. А. Полная индукция и Последняя теорема Ферма. — 1979.
  • Зиновьев А. А. Очерки комплексной логики. — М., 2000. — 560 с. — ISBN 5-8360-0125-1
  • Зиновьев А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале Капитала К. Маркса). — М., 2002. — 312 с. — ISBN 5-201-02089-5
  • Зиновьев А. А. Логическая социология. — М.: Социум, 2006. — 260 с.

Социологические романы и повести

Цикл «Искушение»

Литература

  • Л. В. Давыдова. А. А. Зиновьев о вкладе Советского Союза в социальную эволюцию человечества. М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2011. 352 с., 1000 экз., ISBN 978-5-9770-0641-5, ISBN 978-5-9936-0068-0

Лекции, выступления, интервью

  • «Постсоветизм» — Лекция в клубе «Улица ОГИ», «Полит.ру» — 16.09.2005
  • А.Зиновьев и В.Межуев: Диалог об образовании. — из выступлений на заседаниях Русского интеллектуального клуба и научной конференции в МосГУ
  • «Советская государственность была вершиной эволюции русской идеи» — интервью Роману Манекину, km.ru — 24.11.2003
  • Реальный коммунизм. — Интервью для альманаха «Восток», ч.1 — Вып.№ 5, август-2003, Часть 2
  • Интервью Антонио Фернандесу. — «Восток», Вып.№ 3, июнь-2003
  • «Мне за себя не стыдно» — интервью Сергею Казначееву, газ. «Труд», № 195, 29.10.2002
  • Два интервью Надежде Гарифуллиной, газ. «Завтра», 22.06. и 20.07.1999
  • Подкаст «Пьянство» (Александр Зиновьев читает свою неопубликованную книгу) (графика А.Зиновьева)
  • Все интервью Александра Зиновьева на радио «Эхо Москвы»

Внешние ссылки, списки работ

Публикации, посвящённые А. А. Зиновьеву

  • Александр Александрович Зиновьев. — М.: РОССПЭН, 2008. — 375 с. — ISBN 978-5-8243-1073-3
  • АПН: Феномен Александра Зиновьева: Блицопрос, 31.10.2007
  • Гусейнов А. А. О социологической публицистике Александра Зиновьева. — «Знание. Понимание. Умение», 2005, № 2, с.217-219
  • Ильинский И. М. А. А. Зиновьев: «Человек — нормальный». — Зиновьевские чтения. М-лы междунар. науч. конф., 15-16.05.2007
  • Даргын-оол Ч. К. Александр Александрович Зиновьев: «Война длиною в жизнь». — Знание. Понимание. Умение: № 2,2005, с.69-76
  • «Интеллектология — Зиновьевские чтения», сообщество в «Живом Журнале»
  • Материалы I Международной научной конференции «Зиновьевские чтения»
  • Памяти Александра Зиновьева (интервью с вдовой О. М. Зиновьевой) // «Солидарность». — 2007. — № 16.
  • Дмитрий Чёрный. ЗИЯЮЩИЙ ЗИНОВЬЕВ. газ."Дуэль", № 49(294) 3.12.1998
  • Записка КГБ СССР в ЦК КПСС «О мерах по пресечению антисоветской деятельности Зиновьева А. А.»
  • Зиновьева Ольга. Опала продолжается. Кто принуждает семью философа ко второй эмиграции // Литературная Россия. — № 44. — 2012. — 2 ноября.

Примечания

biograf.academic.ru

Зиновьев, Александр Александрович - Gpedia, Your Encyclopedia

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Зиновьев. Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Страна Учёная степень Учёное звание Альма-матер Направление Период Основные интересы Значительные идеи Оказавшие влияние Испытавшие влияние Награды Подпись
Александр Зиновьев
29 октября 1922(1922-10-29)
деревня Пахтино, Костромская губерния, РСФСР, СССР
10 мая 2006(2006-05-10) (83 года)
Москва, Российская Федерация
СССРFlag of the Soviet Union.svg СССР→РоссияFlag of Russia.svg Россия
доктор философских наук (1962)
профессор
МГУ (1951)
европейская философия
философия XX века
социология, социальная философия, политическая философия, этика, логика
законы социальности, коммунальность, человейник, сверхобщество, комплексная логика
Гегель, Токвиль, Маркс, Гюго, Лермонтов, Герцен, Чернышевский
Георгий Щедровицкий, Борис Грушин, Александр Ивин, Юрий Левада, Юн Эльстер, Вадим Цымбурский, Абдусалам Гусейнов, Андрей Фурсов
Логотип Викицитатника Александр Александрович Зиновьев в Викицитатнике
Commons-logo.svg Александр Александрович Зиновьев на Викискладе

Алекса́ндр Алекса́ндрович Зино́вьев (1922—2006) — русский философ, писатель, социолог, публицист.

Выходец из бедной крестьянской семьи, участник войны, Александр Зиновьев в 1950-е и 1960-е годы был одним из символов возрождения философской мысли в СССР. После публикации на Западе остросатирической книги «Зияющие высоты», принёсшей Зиновьеву мировую известность[1], в 1978 году был выслан из страны и лишён советского гражданства. Вернулся в Россию в 1999 году.

Творческое наследие Зиновьева включает около 40 книг, охватывает ряд областей социогуманитарного знания: социологию, логику, этику, политическую мысль. Его работы трудно отнести к какому-либо направлению, поместить в какие-либо рамки, включая академические. Произведения в оригинальном жанре «социологического романа» принесли Зиновьеву международное признание. Зачастую его характеризуют как независимого русского мыслителя, одну из наиболее крупных, оригинальных и противоречивых фигур русской социальной мысли второй половины XX века.

Антисталинист в юности, Зиновьев всю жизнь занимал активную гражданскую позицию, подвергнув в своих работах острой критике вначале советский строй, затем — российский и западный и в конце жизни — процессы глобализации. Мировоззрение Зиновьева отличали трагизм и пессимизм. На Западе, как и в России, его нонконформистские взгляды подвергались резкой критике.

Биография

Детство и юность

Александр Александрович Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком в семье мастерового Александра Яковлевича и крестьянки Аполлинарии Васильевны (урождённой Смирновой). Предки Зиновьева, впервые упомянутые в документах в середине XVIII века, принадлежали к сословию государственных крестьян. Отец Зиновьева большую часть времени проводил на заработках в Москве, с юности жил между деревней и столицей, имел московскую прописку, что, вероятно, спасло семью от репрессий во время раскулачивания. До революции Александр Яковлевич расписывал храмы, был богомазом, а впоследствии занимался отделочными работами, делал трафареты. В анкетах Зиновьев называл профессию отца несколько пренебрежительно — «маляр». Александр Яковлевич интересовался искусством, привозил детям принадлежности для рисования, иллюстрированные журналы, книги. Мать происходила из зажиточной семьи, имевшей недвижимость в Петербурге. Зиновьевых, чей дом стоял в центре деревни, в округе уважали, у них часто бывали гости. Биографы выделяют роль матери в формировании личности Александра: Зиновьев с любовью и уважением вспоминал её житейскую мудрость и религиозные убеждения, которые определяли правила поведения в доме[2][3]. Семья, однако, не была набожной: отец был неверующим, мать, хотя и была верующей, к обрядам относилась с безразличием. Александр с детства стал убеждённым атеистом, а православие, церковь и «попов» всю жизнь воспринимал с отвращением, считая атеизм единственной научной составляющей советского марксизма[4].

Александр с раннего детства выделялся своими способностями, его сразу перевели во второй класс. По мере взросления детей отец забирал их в столицу. В 1933 году, после окончания начальной школы Александра, по совету учителя математики, отправили в Москву. Жил с родственниками в подвальной десятиметровой комнате на Большой Спасской улице. Из-за непрактичности отца ему пришлось заниматься хозяйственными вопросами[5]. Нищенские условия жизни сочетались с интересными занятиями; в те годы советское государство активно модернизировало школьное образование, реформы сопровождались пропагандой его социальной значимости. Александр учился успешно, больше всего ему нравились математика и литература. Участие в кружке рисования не сложилось — его рисунки обнаруживали черты карикатур, конфуз случился с перерисовкой портрета Сталина для Сталинской комнаты; неудачным был и опыт в драмкружке (у Александра не было слуха и голоса). Много читал дополнительно, был завсегдатаем библиотек; читал классику, как отечественную, так и зарубежную. В старших классах уже был знаком с большим количеством философских произведений — от Вольтера, Дидро и Руссо до Маркса, Энгельса и Герцена. Из русской классики Зиновьев особенно выделял Лермонтова, знал наизусть множество его стихов; из современных авторов — Маяковского. Наиболее понятным и близким зарубежным писателем был Гамсун («Голод»). По замечанию биографа Зиновьева Павла Фокина, Зиновьева привлекали одиночество и гордость индивидуалистических характеров, что способствовало формированию чувства собственной исключительности. Эту позицию крайнего индивидуализма он рано начал осознанно культивировать, хотя впоследствии всегда её отрицал, называя себя «идеальным коллективистом»[6][7][8].

Как отмечали биографы, в юности Зиновьев был охвачен желанием «строительства нового мира» и верой в «светлое будущее», его завораживали мечты о социальной справедливости, идеи равенства и коллективизма, материального аскетизма; его кумирами были Спартак, Робеспьер, декабристы и народники. Как писал Константин Крылов, идеи соответствовали его личному опыту: Зиновьев вспоминал, что «был нищим среди нищих», подчёркивая, что коммунистическая утопия является идеей нищих. С одной стороны, происходившие в 1930-е годы социальные, культурные и экономические изменения способствовали оптимизму; с другой стороны, Александр замечал и возрастающее неравенство, видел, как живут семьи партийных и государственных чиновников; обращал внимание на то, что в продвижении по социальной лестнице наиболее успешны были активисты-демагоги, болтуны и доносчики; наблюдал дискриминацию крестьян по сравнению с рабочим классом, деградацию деревни и формирование нового «крепостного права» колхозов, чему был свидетелем, когда приезжал на каникулы в Пахтино[9][10]. Под впечатлением от известной книги Радищева хотел написать обличительное «Путешествие из Чухломы в Москву»; в 1935 году, после обнародования проекта сталинской конституции, с другом в шутку составил вымышленную конституцию, в которой «лодыри и тупицы» имели «право на такие же отметки, как и отличники» (история вызвала школьный скандал, но дело замяли). Как пишет Павел Фокин, «подвиги и подлости» советского общества, противоречия и проблемы повседневной жизни провоцировали «душевный бунт»[11]. Согласно интерпретации Константина Крылова, разочарование в практическом воплощении идеалов коммунизма не подтолкнуло юного Зиновьева ни к отрицанию самой идеи коммунизма, ни к поиску других идеалов. Он выбрал третий путь, сделав вывод, что социальному миру неизбежно присуще зло, и что этот мир в сущности и является злом. Эта позиция позднее повлияла на его социологию[12].

В комсомоле Зиновьев был членом школьного комитета, отвечал за выпуск сатирической газеты. На выбор философии в качестве будущей специальности повлиял учитель общественных дисциплин, аспирант Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ) — главного гуманитарного вуза тех лет в СССР. Вместе с учителем Александр начал изучать работы Маркса и Энгельса, увлёкся диалектикой. С отличием окончив в 1939 году школу, поступил в МИФЛИ (другими вариантами были математика и архитектура)[13]. Среди его сокурсников были впоследствии известные философы Арсений Гулыга, Игорь Нарский, Дмитрий Горский, Павел Копнин. Атмосфера в институте, кузнице «бойцов идеологического фронта», была тяжёлой. Зиновьев был почти без средств, мизерной стипендии не хватало, отец перестал ему помогать. Как пишет Павел Фокин, Зиновьев находился в состоянии физического и нервного истощения. В поисках ответа на вопрос, почему провозглашаемые светлые идеалы коммунизма расходились с реальностью, Зиновьев пришёл в размышлениях к фигуре Сталина: «Отец народов» стал причиной извращения коммунистических идеалов[14].

Ранний антисталинизм. Военные годы

По воспоминаниям Зиновьева, ещё в школе ему пришла мысль убить Сталина, что он не раз обсуждал с близкими друзьями; «план» провалился, поскольку они не нашли оружие. В МИФЛИ на очередном комсомольском собрании в конце 1939 года Зиновьев эмоционально выступил, рассказав о бедах и несправедливостях, происходивших в деревне, открыто критиковал культ личности Сталина. Зиновьева направили на психиатрическую экспертизу, а затем исключили из комсомола и МИФЛИ. Согласно его воспоминаниям, он был арестован и допрошен на Лубянке. Зиновьев вспоминал, что следователи были уверены, что кто-то внушил ему его взгляды, поэтому его планировали отпустить, чтобы раскрыть всю антисоветскую группу. При переводе на одну из квартир НКВД Зиновьев сумел сбежать. Скрывался в разных местах: на время уехал в Пахтино, затем бродяжничал, позднее вернулся в Москву. В конце 1940 года вступил в РККА, чтобы избежать преследований. В военкомате назвался «Зеновьевым», сказав, что потерял паспорт[15][16][17].

Впоследствии Зиновьев часто возвращался к этой истории, в том числе в мемуарах «Исповедь отщепенца», называя тот год «годом ужаса». Этот эпизод биографии в общих чертах упоминается в энциклопедических изданиях, его достоверность в целом не подвергается сомнению биографами и комментаторами. П. Фокин указывал, что не сохранилось документов об аресте и объявлении в розыск, поэтому трудно установить точную хронологию событий[К 1][18]. К. Крылов отмечал, что искренность и отсутствие героизма в описаниях событий свидетельствует в пользу их достоверности[19]. Швейцарский комментатор литературовед Жорж Нива полагал, что Зиновьев в дальнейшем сконструировал свою биографию вокруг комплекса террориста, чей бунт остался воображаемым. Как следствие, вся его жизнь стала яростным сопротивлением ходу истории, в этом контексте не имеет значения, планировалось ли в реальности убийство Сталина[20].

Большую часть войны Зиновьев провёл в Ульяновской авиашколе. Вначале служил в Приморском крае в составе кавалерийской дивизии. Весной 1941 года войска перебросили на запад, его зачислили башенным стрелком в танковый полк. Накануне 22 июня из передовой части направили в лётную школу в Орше, вскоре эвакуированную в Горький, а в начале 1942 года — в Ульяновскую военную авиационную школу пилотов. В авиашколе Зиновьев провёл почти три года, в основном находился в резерве. Учился летать на биплане, позднее — на Ил-2. В Ульяновске у него родился сын, названный Валерием (1944). Окончил авиашколу в конце 1944 года и получил звание «младший лейтенант»[21]. Воевал в составе 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса, первый боевой вылет на Ил-2 состоялся в марте 1945 года во время взятия Глогау. Участвовал в боях на территории Польши и Германии, был награждён орденом Красной Звезды. Войну завершил в Грассау 8 мая. Зиновьев вспоминал, что полёты доставляли удовольствие: нравилось чувствовать себя хозяином боевой машины, сбрасывать бомбы, стрелять из пушек и пулемётов; страх погибнуть облегчался осознанием того, что «это только раз». После войны год прослужил на территории Чехословакии, Венгрии, Австрии. Зиновьев тяготился бессмысленностью военной службы, неоднократно пытался уволиться, но неудачно. Шесть лет в армии дали Зиновьеву богатый материал для осмысления советского общества, наблюдения за социальными отношениями и динамикой, армия представляла масштабную социальную лабораторию, в которой рельефно или даже карикатурно проявлялись особенности социальных процессов[22].

МГУ и аспирантура (1946—1954)

После увольнения из армии в 1946 году Зиновьев забрал мать и младших братьев из деревни в Москву. Ему удалось восстановиться на философском факультете МГУ, с которым объединили МИФЛИ. Приходилось искать случайные заработки — стипендии не хватало. За время учёбы Зиновьев успел поработать грузчиком, землекопом, сторожем, занимался изготовлением фальшивых хлебных карточек и сдавал кровь. В 1950—1952 годах преподавал в школе логику и психологию[23][24]. Первоначально не планировал философскую карьеру, думал стать писателем. Написал «Повесть о долге» (или «Повесть о предательстве»), главным героем которой стал осведомитель — «разоблачитель врагов». Зиновьев отнёс рукопись в журнал «Октябрь», где работал Василий Ильенков, отец Эвальда Ильенкова, и в «Новый мир», возглавляемый Константином Симоновым. Отзывы рецензентов были негативными, и Зиновьев уничтожил рукопись по совету Симонова. Как пишет П. Фокин, неудача сильно подействовала на Зиновьева, он вёл разнузданный образ жизни: пьянствовал, не следил за здоровьем. Преодолеть ситуацию и сосредоточиться на философии помогла работа в стенгазете, где он начал писать эпиграммы, пародии, юмористические стихи, сочинял красочные истории «из жизни», которые, отмечал П. Фокин, казались такими правдоподобными, что даже сам автор иногда в них верил[25].

Философский факультет в послевоенные годы находился «на передовой» идеологического фронта — «крупнейшим событием» была речь секретаря ЦК Андрея Жданова (1947), за которой последовало усиление роли партии в философском образовании. Проводились конференции по изучению работ Сталина, в 1948 году широко отмечался десятилетний юбилей «гениального сталинского труда» — «Краткого курса истории ВКП (б)». Зиновьев учился в основном на «отлично», освоение марксистских текстов не составляло большого труда; Канта, Маркса и Гегеля он изучил ещё до войны. Преподаватели были предметом его насмешек и сатирических карикатур, популярных среди студентов, его афоризмы входили в философский фольклор; он был склонен и к самоиронии. По воспоминаниям Вадима Межуева, Зиновьев выиграл конкурс на лучшее определение материи: «материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях богом». Зиновьев иронически вспоминал, как «косноязычный маразматик Бугаев» с первых занятий внушал студентам превосходство над всей предшествующей философией; другой предмет насмешек, Белецкий, через окно указывал на «объективную истину» — Кремль. Исключением был историк философии Валентин Асмус, с ним у Зиновьева на всю жизнь сложились тёплые отношения[26][27][28].

Наиболее близким другом не слишком сентиментального Зиновьева стал Карл Кантор. Дружеские отношения с Эвальдом Ильенковым, который учился на курс старше, скорее представляли соперничество: оба были интеллектуальными лидерами студенческих компаний (теоретические разговоры зачастую проходили в забегаловках), куда позднее добавились Борис Грушин, Мераб Мамардашвили, Георгий Щедровицкий, Александр Пятигорский, Лен Карпинский, Юрий Карякин, Юрий Левада. По воспоминаниям Пятигорского, Зиновьев «стал для меня на факультете всем». Как писал К. Кантор, у Зиновьева не было конкретного предмета, он учил критическому взгляду на догматизм марксистско-ленинской учебной программы, рассматривал привычные темы под новым, часто неожиданным углом. Его склонность к самостоятельному мышлению привлекала и студентов, и аспирантов, иногда даже преподавателей, включая Асмуса. К. Кантор вспоминал[29]:

…он говорил мне в 48-м, примерно, году, что первым вульгаризатором марксизма был Энгельс. Я отвечал: «Саша, побойся Бога, как так? Вот Энгельс сделал то-то, то-то…» «Всё это правильно, продолжал он, но ты почитай его „Диалектику природы“, — ведь это совершенный бред, вся диалектика природы надуманна, ты что-нибудь подобное у Маркса найдёшь?». Это воспоминание об одном моменте такого критического удара по сознанию в противовес тому, что говорилось. Презирал работу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», иначе её не называл как «Мцизм-мцизм». «Ты пробовал, — он меня спрашивает, — когда-нибудь читать Маха и Авенариуса?» Я говорю — «не пробовал». Он говорит: «Попробуй. Они на десять голов выше Ленина, который их критикует. Критикует он Богданова. Ты читал Богданова?» и т. д.

В повседневной жизни Зиновьев не скрывал антисталинских воззрений, открыто и последовательно осуждая, например, антисемитскую кампанию[30]. Как вспоминал А. Пятигорский, Зиновьев «ничего не боялся»; он был одним из немногих, кто продолжал общаться с К. Кантором в разгар борьбы с космополитизмом, демонстративно отпуская в отношении друга «антисемитские» шутки. Г. Щедровицкий вспоминал, что Зиновьев ненавидел советский социализм, в котором социалистические принципы накладывались на архаичные социальные структуры (массовый подневольный труд и лагеря), но который соответствовал национальному характеру и культурным традициям. Пессимизм усиливался тем обстоятельством, что социализм рассматривался как неизбежное и безальтернативное будущее человечества. В будущем обществе Зиновьев не видел для себя места, поскольку не относил себя к какому-либо классу и считал, что уцелел чудом. К. Крылов, комментируя воспоминания Щедровицкого, относил Зиновьева к жертвам Русской революции и противопоставлял его в этом смысле Щедровицкому, который признавал, что его личные перспективы в силу социального положения были более оптимистичными[31][32].

На третьем курсе Зиновьев заинтересовался логикой «Капитала», работе Маркса был посвящён его диплом. Окончив в 1951 году с отличием университет, поступил в аспирантуру. В «Капитале» Зиновьева интересовала логическая структура, а не экономическое или политическое описание капитализма, диссертация рассматривала логические приёмы, использованные Марксом. В советской догматике предмет изысканий Зиновьева, как и аналогичных исследований Ильенкова, назывался «диалектической логикой». Владислав Лекторский связывает поворот Зиновьева и Ильенкова к исследованиям теоретического мышления и методологии с убеждениями, что строгое знание способно повлиять на бюрократический «реальный социализм», реформировать советскую систему. По мнению П. Фокина, обращение к логике было актом самосохранения в условиях советской действительности, нежелание заниматься идеологической пропагандой в рамках исторического материализма — логика находилась за пределами партийных или классовых интересов[33].

В 1952 году Зиновьев и его ученики Грушин, Мамардашвили и Щедровицкий учредили Московский логический кружок. Участники пытались выработать так называемую «генетически-содержательную» логику — альтернативу как официозной диалектической логике, так и логике формальной. Деятельность кружка проходила на фоне оживления атмосферы на философском факультете после смерти Сталина. В начале 1954 года состоялась дискуссия «О разногласиях по вопросам логики», разделившая «диалектиков», формальных логиков и «еретиков» из кружка — т. н. «станковистов». На другой дискуссии Зиновьев произнёс известную фразу о том, что «раньше буржуазные философы объясняли мир, а теперь советские философы этого не делают», вызвавшую аплодисменты зала. После дискуссий участников кружка вызвали в КГБ, но репрессий не последовало[34]. Кандидатскую диссертацию Зиновьева «Метод восхождения от абстрактного к конкретному (на материале „Капитала“ К. Маркса)» дважды «заваливали» на Ученом совете факультета, защититься удалось с третьего раза, уже в ВАКе[35][36], в сентябре 1954 года. Противодействие «стариков» уравновешивалось поддержкой министра культуры академика Г. Александрова, которую удалось получить через К. Кантора. Оппонентами были Теодор Ойзерман и Павел Копнин, на защите Зиновьева поддержали аспиранты Мамардашвили и Грушин, а также Щедровицкий. Текст диссертации позднее распространялся в многочисленных перепечатках в самиздате и был издан лишь в 2002 году. Перипетии тех событий Зиновьев гротескно описал в романе «В преддверии рая»[37][38].

В 1951 году Зиновьев женился, в 1954 году родилась дочь Тамара, через год супруги получили небольшую комнату в коммуналке. Брак был отчасти по расчёту (Тамара Филатьева была дочерью работника НКВД), отчасти по любви, но семейная жизнь не сложилась — у каждого были свои профессиональные интересы, усиливалось непонимание. Положение усугублялось продолжавшимся пьянством Зиновьева[39].

Карьерный взлёт: наука и преподавание (1955—1968)

Зиновьев постепенно охладел к логическому кружку, где на роль лидера выдвинулся Щедровицкий. У Зиновьева были собственные амбиции, его не устраивала «колхозная» и «партийная» модель кружка (П. Фокин). В 1955 году он получил должность младшего научного сотрудника в Институте философии Академии наук СССР (сектор диалектического материализма), где чувствовал себя комфортно[40]. Институт был в первую очередь идеологическим учреждением с жёсткими порядками, но некоторое возрождение (по характеристике В. Лекторского) философской мысли в 1950-е годы давало возможность заниматься наукой, в том числе и в области логики, что признавал и Зиновьев. Во второй половине 1950-х годов происходило становление логической науки[К 2], выходили учебники, сборники, коллективные монографии, проходили методологические семинары[41][42]. Зиновьев активно включился в научную работу, но первые статьи отклонили на заседаниях сектора, что, по предположению П. Фокина, было отголоском истории с Ильенковым, который тогда подвергался гонениям. Соратники по кружку (Мамардашвили и др.) считали выбор математической логики в качестве академической карьеры уходом от борьбы в сторону защищённости и благополучия; ученик Зиновьева Юрий Солодухин обращал внимание на его разочарование в спекулятивном характере марксизма[43].

Первые публикации состоялись в 1957 году, год спустя одна из статей вышла на чешском языке. За пятнадцать лет (1960—1975) Зиновьев опубликовал ряд монографий и множество статей по неклассической логике. Академическая карьера стремительно развивалась: в 1960 году Зиновьев стал старшим научным сотрудником, в ноябре 1962 года единогласным решением Учёного совета ИФ РАН получил степень доктора наук за исследование «Логика высказываний и теория вывода», оппонентами на защите были В. Асмус, Софья Яновская и И. Нарский. В 1958—1960 годах читал спецкурс «Философские проблемы естествознания» в МФТИ, с 1961 года — спецкурс в МГУ (факультет философии). В 1966 году получил звание профессора, в 1967—1968 годах по совместительству заведовал кафедрой логики философского факультета МГУ. В 1968 году вошёл в редколлегию журнала «Вопросы философии», год спустя — в состав Учёного совета по проблемам диалектического материализма ИФ АН СССР. К середине 1970-х годов его работы были изданы на английском, немецком, итальянском и польском языках. Зиновьев занимался логикой не просто как научной дисциплиной, а пересматривал её основания в рамках создания новой области интеллектуальной деятельности[44]. По мнению К. Крылова, он переживал временную стадию создания «общей теории всего», которая, впрочем, у него быстро прошла. Отмечается, что в логических исследованиях Зиновьев явно был тщеславен, что приводило к неосмотрительным шагам и конфузам: он, например, настойчиво публиковал доказательство недоказуемости теоремы Ферма в рамках выстроенной им логической системы[45].

В МГУ у Зиновьева сложилась группа последователей из отечественных и зарубежных студентов и аспирантов. Слушатели вспоминали, что Зиновьев впечатлял эрудицией, его занятия были не «лекциями по бумажке», а импровизациями на заданную тему, предлагавшими системное видение проблемы, динамичным творческим поиском. По воспоминаниям обучавшегося в МФТИ физика Петра Барашева, Зиновьев заставлял читать оригиналы первоисточников, оценивать каждый использованный текст, искать не только сильные, но и слабые стороны научных работ. Он довольно резко и эмоционально критиковал предшественников и оппонентов, но тепло относился к студентам, рассматривая их как единомышленников, общался неформально, водил их на выставки, в кино, в кафе[46]. Слушатель Зиновьева Валерий Родос вспоминал[47]:

Он не договаривал до точки практически ни одной фразы. Его мысль неслась с такой скоростью, что слова не поспевали… Для лектора это недопустимо… Слово в слово записал лекцию, домой пришёл — никогда сам не разберёшься. Предикатов нет. Того, что говорится, что об этом сказывается.

Успешная карьера омрачалась тем обстоятельством, что Зиновьев по факту был «невыездным», хотя учёного неоднократно приглашали на зарубежные мероприятия[48]. Его кандидатуру для международных поездок обычно заворачивали на разных стадиях, начиная с 1961 года, когда ему не дали визу в Польшу. Научная работа не мешала наблюдать и анализировать социальную действительность, прежде всего на примере Института философии, а также заниматься этическими поисками, самоанализом и саморефлексией. В первой половине 1960-х годов он сформулировал этическую позицию о полной независимости своей личности от социума. Примерно к 1963 году удалось преодолеть алкогольную зависимость, которая продолжалась все послевоенные годы; в том же году развёлся. В 1965 году познакомился со l

www.gpedia.com

Страну отдали мародерам — Зиновьев.Инфо / Zinoviev.Info

Александр Зиновьев

Газета «Новый вторник», выпуск № 33 (850), 23 октября 2012 г. 

Имя в истории

 

≪Страну отдали мародерам≫

 

29 октября выдающемуся советскому логику, социологу, философу и писателю Александру ЗИНОВЬЕВУ исполнилось бы 90 лет 

Мы встретились с ним в 2004 году на открытии выставки его карикатур под названием «Поддатые семидесятые». Договориться с известным философом и писателем об интервью оказалось делом, на удивление, простым. Сан Саныч легко пошел на контакт, помог мне собрать богатый материал, на базе которого я написал сценарий для документального фильма «Парадоксы Александра Зиновьева», утвержденный Агентством по кинематографии при Министерстве культуры РФ.

В конце 2005 года фильм был сдан, после чего… положен на полку. Формально лента не была запрещена, но ни один телеканал не отважился ее показать. Да и «владельцы» прав не настаивали на этом. Через полгода Александра Александровича не стало.

Зато остались диктофонные записи с высказываниями этого удивительно мудрого человека и мыслителя ХХ века, которые не потеряли своей актуальности и сегодня. С фрагментами этих бесед я и хочу познакомить читателей «НВ».

 

— Александр Александрович, карикатуры, составившие выставку «Поддатые семидесятые», вы создавали еще в «застойные» годы. Как же вам удалось сохранить столь уникальный документ эпохи? 

— Это заслуга моей супруги — Ольги Мироновны. Она бережно собирала и хранила мои опусы, которые я рисовал на салфетках и клочках бумаги всю жизнь. Так что, отправляясь в эмиграцию, в одном из двух чемоданов, разрешенных взять с собой, мы везли игрушки дочери Полины, а во втором — мои рисунки, которые и легли в основу выставки. 

— Вы где-нибудь учились рисованию? 

— Никогда. Я начал рисовать с детства, как и все малыши. Вспомните, как они любят разрисовывать тетрадки, книжки и все, что подвернется под руку. Со временем эта привычка к художественному творчеству у большинства пропадает, а у меня она растянулась на всю жизнь. Кстати, во время войны, в 1945 году за свое художественное творчество я чуть не поплатился жизнью. Два месяца особый отдел разыскивал автора стихов и рисунка, посвященных Сталину. Меня спасло только то, что текст был написан печатными буквами. 

— Почему местом эмиграции вы выбрали именно Германию? 

— Просто за меня похлопотали и тогдашний канцлер ФРГ Шмидт, и министр иностранных дел Геншер, и президент Баварии Штраус. Последний, как и я, был летчиком во время войны, к тому же я знал немецкий язык — это тоже сыграло определенную роль. С другой стороны, эта страна устраивала и КГБ, поскольку она в то время была наводнена ее агентами.

 

— Как из скромного костромского паренька вырос человек с мировым именем? 

— Мне посчастливилось жить в России в период, когда в интеллигентских кругах создалась уникальная среда. Это были порядочные, образованные и талантливые люди. Они не стремились к власти, деньгам или карьере. Не будь этой среды — не было бы и меня. 

— А не повлияла ли на вашу судьбу вынужденная эмиграция, общение с тамошними интеллектуалами? 

— На Западе как не было, так нет и сейчас ничего подобного. Да и в России эта среда исчезла. И я сомневаюсь, что когда-нибудь возродится. 

— Кем вы себя больше считаете, Александр Александрович: ученым, писателем или художником? 

— Логика — моя основная профессия. Пожалуй, в этой научной сфере мои заслуги наиболее весомые. На втором месте — социология. На третьем — литература. И на последнем — рисование. 

— Остановимся на самой первой профессии. Говорят, что для написания своей кандидатской диссертации, вы 16 раз прочли «Капитал» Маркса. 

— Работа называлась «Восхождение от абстрактного к конкретному» и строилась на анализе основного труда Маркса. Диссертация замалчивалась вплоть до 2002 года, когда была наконец издана отдельной книгой к моему 80-летию. 

— Чем, на ваш взгляд, характеризуется экономическая ситуация в России? 

— Сегодня мы имеем гибридную, а не чистую форму социальной организации людей. Она сложилась искусственно в результате разрушения Советского Союза как классической структуры реального (а не умозрительного) коммунизма. До основания было разрушено также уважение к частной собственности. Такие понятия, как предприниматель, бизнесмен стали неопределенными с научной точки зрения. По классической формуле, частный предприниматель — это человек, использующий заработанный капитал на приобретение средств производства и рабочую силу. В результате создается прибавочная стоимость. Даже на Западе в нынешней ситуации большинство людей, занимающихся частным предпринимательством, не отвечают этому понятию, так как они берут кредиты в банках. Отсюда — и главная забота этих людей: выплатить проценты. Как правило, три четверти таких предпринимателей разоряется.

Когда наши реформаторы, разрушив прежнюю социальную систему, стали создавать новую по западному образцу, они понятия не имели, что представляет собой реальная экономика развитых стран. Они получили лишь пропагандистские представления, которые Запад навязывал с одной целью — чтобы удобнее было использовать их в своих интересах. 

— Ход мыслей наших реформаторов можно понять: на Западе люди живут богато, потому что там капитализм, значит, чтобы и нам жить богато, надо и у нас создавать этот строй. 

— А в итоге получился социальный уродец. На Западе таких явлений как «олигархи» или «новые русские» — не было и нет. У них капитализм складывался поэтапно, в процессе эволюции. В России же никаких предпосылок для этого не было. Никаких. Просто страну отдали на разграбление. И то, что у нас называют явлением капитализма, есть результат не производственной деятельности, а грабежа. Грабежа группой лиц того, что им не принадлежало. Это мародерство. И ошибочно ждать от этих людей дел, направленных на пользу стране, народу. Они думают только о себе, как побольше урвать. 

— А что вы скажете о тех, кто даже при отсутствии благоприятных условий, без поддержки государства, умудряется что-то производить? Их, право же, не так много, но они есть — и честь им и хвала. К тому же эти люди создают фундамент так называемого «среднего» класса — стабилизатора общества. 

— Не обольщайтесь. Нет у нас этого среднего класса. Классификация общества по доходам искусственна. Она не отражает реальное положение дел. 

— Почему же нельзя классифицировать граждан по доходам? 

— Проведем аналогию. Если бы антропологи утверждали, что человек состоит из головы, туловища и конечностей, то были бы, в общем-то, правы. Но только на первый взгляд! Ибо они не учли общие для всех трех названных частей нервную, кровеносную и пищеварительную системы… 

— То есть, если я вас правильно понял, прежде чем начинать реформы, нужно разобраться во взаимосвязях внутри общества, что до сих пор не сделано. 

— Совершенно верно. Если мы хотим правильно организовать страну, мы должны знать, что с ней происходит. И делать собственные выводы, а не искать западные образцы. Прежде всего нужна стройная теория, базирующаяся на новой системе понятий, описывающая современное состояние экономики. В принципе, это не так уж и сложно. 

— И что же этому препятствует? 

— Кому-то просто не выгодно. Ведь в таком случае придется раскрывать карты, лишаться своих сверхприбылей. А главное, считаться с объективными законами экономики.

 

 

Беседовал

Владимир КРАСОВСКИЙ

 

 

ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович — профессор, доктор философских наук, родился 29 октября 1922 года в Костромской области. В 1939 году поступил в Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ), но в том же году за выступление против Сталина был исключен из комсомола и из Института. С 1940 по 1946 годы — в армии. Сражался на фронтах Великой Отечественной войны, офицер штурмовой авиации, летчик. Награжден боевыми наградами. В 1946-1954 годы студент и аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1955-1976 годы сотрудник Института философии АН СССР, одновременно профессор МГУ, заведующий кафедрой логики, опубликовал шесть книг и более 100 статей по логике, многие из которых изданы на Западе.

С 1976 года начал публиковать на Западе литературные и социологические произведения, за одно из которых — роман «Зияющие высоты» — был отовсюду уволен и лишен всех степеней, званий и даже военных правительственных наград. В 1978 году был выслан из СССР вместе с женой Ольгой и дочерью Полиной и лишен советского гражданства. До июля 1999 года жил в эмиграции, в Германии, читал лекции в университетах Европы и Америки. За время эмиграции опубликовал свыше 30 книг, которые изданы более чем на 20 языках мира. Награжден многими престижными литературными и социологическими премиями — Европейская премия за лучшее эссе 1978 года, Премия Медичи за лучший зарубежный роман 1979 года, Европейская премия Алексиса де Токвиля за социологические исследования 1982 года, Международная литературная премия Тевере 1992 года.

В июне 1999 года, после официального извинения со стороны советского правительства и восстановления его в гражданстве России, Александр Александрович Зиновьев вместе с женой и дочерью вернулся после 21-летней вынужденной эмиграции в Россию. Умер 10 мая 2006 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

29 октября выдающемуся советскому логику, социологу, философу и писателю Александру ЗИНОВЬЕВУ исполнилось бы 90 лет  

См. статью в большом разрешении. 

Газета «Новый вторник», выпуск № 33 (850), 23 октября 2012 г.

zinoviev.info


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта