Филиппино Липпи (1457/58—1505). Картины филиппино липпи


Филиппино Липпи. Портрет молодого человека. Часть 2. Собственно Филиппино и собственно портрет

Продолжение, начало - <<здесь>>

Итак, Филиппино Липпи. Родился в 1457 или 1458 году в Прато, где драматически встретились его родители))

Филиппино Липпи. Автопортрет. (Фрагмет фрески Диспут с Симоном-Волхвом и распятие Петра) Капелла Бранкаччи, Флоренция. 1481-1483. Источник

Основы ремесла ему передал отец. Подростком Филиппино поехал с ним в Сполето помогать работать над фресками тамошнего собора. После смерти отца он вернулся во Флоренцию и согласно отцовскому завещанию поступил учеником к Сандро Боттичелли. Художников разделяло чуть более 10 лет разницы в возрасте, а сам Боттичелли в начале 70-х еще недостаточно прочно стоял на ногах. Филиппино пробыл с Боттичелли до 1472 года и ушел в поисках практики в написании интересовавших его исторических картин, сюжетов из Библии и житий святых, у Сандро тогда таких заказов не было.Ученикам в то время полагалось не только помогать наставнику с созданием неосновных частей картин, но и копировать работы, в целях обучения или на заказ. Возможно эта практика, как и невероятная близость художественной манеры, впоследствии затруднили атрибуцию картин художников на раннем этапе их творчества. В Уффици некоторые ранние картины Липпи, как, например, «Поклонение младенцу», были подписаны «друг Сандро», это было все, что могли определить специалисты))

Филиппино Липпи. Поклонение младенцу. 1483. Галерея Уффици, Флоренция. Источник.

Обретая собственный стиль, Боттичелли двигался в сторону поэзии, глубины и драматизма своих творений, Филиппино же более сосредотачивался на деталях, на прихотливости и гротесковой переусложненности композиции, предвосхитившей приход маньеризма. О собственном стиле Филиппино Липпи начинают говорить с 1480-х годов

Еще в период ученичества у Боттичелли Филиппино не скрывал своей заветной мечты завершить фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи в Санта-Мария дель Кармине. Помните, мы в начале предыдущей части упоминали об этих фресках, которые вдохновили многих великих художников Ренессанса? Сандро вспоминал, как отец Филиппино считал непозволительной дерзостью прикоснуться к этому творению. Но удивительным было другое: спустя десять лет Филиппино действительно осуществил свой замысел.

Эта знаменитая капелла была семейной часовней чрезвычайно влиятельной во Флоренции фамилии Бранкаччи, которая, что важно для дальнейшей истории, находилась в оппозиции клану Козимо Медичи. Заказ на ее роспись сделал на основании завещаний предков Феличе Бранкаччи, один из наиболее могущественных людей во Флоренции, предположительно в 1422 году. Работа была поручена Мазолино и Мазаччо.

Мазаччо. Чудо со статиром. 1425. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине. Источник.

Я борюсь с желанием рассказать еще и про Мазаччо, но если это сделать, то пост будет безразмерным… Ладно, упомяну, что Мазаччо, проживший всего 27 лет, считается крупнейшим реформатором живописи кватроченто. Ученик и друг Брунеллески и Донателло, он привнес в свои картины линейную перспективу, открытую первым, реализм человеческих фигур, пропагандируемый вторым, а также свет и трехмерность. Вся его творческая деятельность уместилась в мимолетные семь лет – с 1421 по 1428 год, и роспись капеллы Бранкаччи, наряду с Троицей из Санта-Мария-Новеллы, о которой я писала <<здесь>> – его главное произведение, оказавшее колоссальное влияние на всю европейскую живопись.

Лучшие фрески капеллы были написаны во второй половине 1420-х, затем Мазаччо внезапно умер. Хотя работы еще продолжались, но после 1434 года чаша весов в борьбе за политическое влияние во Флоренции склонилась в сторону Козимо Медичи, и Феличе Бранкаччи на десять лет попал в тюрьму, а затем в длительную опалу. Часть фресок осталась незаконченными, кроме того, после падения семьи Бранкаччи их портреты на фресках были выскоблены. В таком виде капелла просуществовала полвека - до начала 1480-х годов, когда для завершения работ был приглашен Филиппино Липпи – сын одного из самых талантливых учеников и последователей Мазаччо. Круг замкнулся.

Мазаччо, Филиппино Липпи. Воскрешение сына Теофила. Капелла Бранкаччи в Санта-Мария-дель-Кармине, 1425-1483. Источник.

Фрески посвящены житию святого Петра. Филиппино пишет восемь фигур вместо выскобленных на фреске «Воскрешение сына Теофила» (на картине вверху – в центральной группе вправо от мальчика), две боковых фрески – «Павел навещает Петра в темнице» и «Освобождение Петра из темницы», и полностью - большую центральную фреску на правой стене «Диспут Симона с Волхвом и распятие Петра». Филиппино бережно подходит к живописной традиции Мазаччо и смиряет современные ему цвет и декоративность в угоду более лаконичному и строгому первоисточнику.

Филиппино Липпи. Диспут с Симоном Волхвом и распятие Петра. Капелла Бранкаччи в Санта-Мария дель Кармине, Флоренция. 1481-1483. Источник

На этой фреске самая крайняя фигура справа – автопортрет художника. Но нам больше интересен молодой человек в центре, под аркой, который смотрит на зрителя. Есть мнения, что здесь Филиппино изобразил друга и учителя Сандро Ботичелли. И не тот ли это портрет, про сходство с которым говорилось в заметке Национальной галереи искусств Вашингтона? Во всяком случае, наш исходный портрет относится или именно к этому периоду, или к еще более раннему, когда Филиппино называли «друг Сандро».

Филиппино Липпи. Диспут с Симоном Волхвом и распятие Петра. Фрагмент. Капелла Бранкаччи в Санта-Мария дель Кармине, Флоренция. 1481-1483. Источник

Прекрасно себя зарекомендовав, Филиппино входит в медицейскую школу (от фамилии Медичи) - круг самых блистательных художников Флоренции, которым покровительствует Лоренцо Великолепный. Вместе с Боттичелли, Перуджино и Гирландайо они расписывают виллу Медичи в Спедалетто.

Станковые картины Липпи, к сожалению, не столь многочисленны, как фрески. Примерно в это время – в середине 80-х - он пишет заинтересовавший нас портрет, а также одну из лучших его работ - изумительную по чистоте, сдержанности и глубине картину «Явление Богородицы святому Бернару» для церкви Бадиа во Флоренции. Картина наполнена мистикой; сдержанно-напряженной цветовой гаммой, искажением пространства, вытянутыми пропорциями фигур, гротескностью пейзажа в ней подчеркнута фантасмагоричность явления Девы посреди реалий жизни монаха.

Филиппино Липпи. Явление Богородицы к Святому Бернару. 1486. Церковь Бадиа, Флоренция. Источник

В конце 1480-х Филиппино по рекомендации Лоренцо едет в Рим, где пишет фрески в капелле Карафа в церкви Санта Мария сопра Минерва. Житие святого Фомы Аквинского для этой капеллы – еще одна этапная работа художника.

Филиппино Липпи. Роспись Капеллы Карафа, общий вид. 1489-1491. Церковь Санта Мария сопра Минерва, Рим. Источник

Из работ Филиппино Липпи, которые я видела лично, и которые произвели на меня неизгладимое впечатление, не могу упомянуть фрески в капелле Строцци в Санта-Мария-Новелла, о них я писала <<здесь>>; . Это уже зрелые работы, созданные на стыке веков, где талант и творческая манера Филиппино раскрыты во всей своей мощи.

Филиппино Липпи. Святой Филипп изгоняет чудовище из храма в Иераполисе. 1496-1502. Капелла Строцци, церковь Санта-Мария-Новелла. Источник

Филиппино был одним из наиболее ярких представителей флорентийского Ренессанса. Он создал целую галерею значимых работ и умер в 1504 году во Флоренции. В знак признания его заслуг в день его похорон были закрыты все мастерские в городе...

Ну и возвратимся к теме портрета, с которого начали.

Здесь я помещу подряд три версии, которые существуют в сети. Первая – совпадает с подтвержденной Национальной галереей искусств Вашингтона авторства Липпи и датировки 1483-84 года. Вторая в некоторых источниках как раз и названа «Портретом молодого человека (или философа) в красной шапочке» непонятной локации, приписывается Боттичелли и датируется 1477 годом, то есть тем самым периодом, когда работы Липпи и Боттичелли сильно путали. По мне, так она вообще больше похожа на фреску. И на Боттичелли. Что это – может быть просто гуляет в сети с того времени, когда этот портрет официально считался работы Боттичелли? Хотя портрет – явно другой… О третьей версии вообще ничего сказать нельзя, кроме того, что она тоже существует и подписывается и так и так. Такой вот «Код Липпи»)))

    

[Ну и на сладкое - про шоу-биз))]Ну и на сладкое, под спойлер, специально для сообщества. Ренессанс и шоу-биз. Еще два произведения «похождения красной шапочки». Первый вариант – образец фан-творчества, второй – кто ждет с нетерпением фотосессию Екатерины Рождественской? Она уже примеряла этот образ на Валерия Тодоровского.

Вот теперь – все. Любите искусство!

gela-guralia.livejournal.com

Филиппино Липпи. Портрет молодого человека. Часть 1. Влияние Фра Филиппо Липпи и Сандро Боттичелли.

На этот пост меня сподвигла одна работа, которая сейчас широко распространилась по фан-сообществу Гелы. Я не буду давать оценок, это дело вкуса, хотя, пожалуй, все же отдам должное ювелирной работе с фотошопом. Но, так как неизбежно возникает вопрос об оригинале, то о нем я и хочу поговорить. Вот он.

Филиппино Липпи. «Портрет молодого человека». 1485. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Источник.

Картина также приписывается кисти титана Возрождения Сандро Боттичелли, однако, здесь все не так просто. Художников многое связало. Это было единое временнОе и географическое пространство - Флоренция 1460-х – 1480-х годов, подъем Ренессанса, завершение знакового правления Козимо Старшего Медичи и последующий блеск Лоренцо Великолепного, одна из моих любимых эпох, о которой я писала ранее вот <<здесь>>. Сыграла роль и теснота человеческих и творческих связей, ученичество и преемственность художественной манеры и мышления Липпи-старшего, Боттичелли и Липпи-младшего – все это как способствовало появлению шедевров, так и ставило загадки искусствоведам, в том числе в отношении этой картины.На сайте Национальной галереи искусств Вашингтона, в которой сейчас находится картина, так пишут про ее атрибуцию:

«Филиппино Липпи был сыном художника Фра Филиппо Липпи, который являлся без сомнения первым наставником мальчика. После смерти отца в 1469 году, он становится учеником Боттичелли, который оказал глубокое влияние на его стиль. Действительно, вашингтонский портрет так близок стилю Боттичелли, что среди искусствоведов были значительные разногласия по поводу того, кто на самом деле его написал. И хотя, он чаще приписывался Боттичелли, чем Филиппино, в последнее время авторы сошлись во мнении, что это творение молодого художника. В 1483 или 1484 Филиппино получил заказ на завершение великих фресок Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции. Этот портрет имеет значительное сходство с молодым человеком, которого Филиппино изобразил там.»

Но это – выжимка. А мы теперь пойдем по порядку.

Филиппино Липпи был сыном одного из крупнейших мастеров раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи. Даже история его появления на свет, а точнее пикантная история любви его родителей, осталась увековеченной не только в исторических анекдотах, но и в величайшем полотне Фра Филиппо.

Фра Филиппо Липпи. Автопортрет. Фрагмент фрески в соборе Сполето. Источник.

Сам Филиппо Липпи (приставка «Фра» в его имени означает «брат» и говорит о его монашеском статусе) родился во Флоренции в 1406 году. Он рано потерял родителей, ребенком находился на попечении тетки, и в возрасте 15 лет был отдан в монастырь. Там он начинает рисовать, вдохновляясь работой великого Мазаччо, в том числе в церкви Санта-Мария дель Кармине, на фресках которой училась вся плеяда великих мастеров флорентийской школы и о которой мы еще упомянем особо. Филиппо идет дальше в стремлении к реализму, наполняет свои работы жизнью, естественной красотой и страстью. Его творения попадают в поле зрения Козимо Медичи Старшего, чьим покровительством Фра Филиппо пользуется всю дальнейшую жизнь.

Фра Филиппо Липпи. Благовещение. 1435-1440. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Источник

Судя по всему, монашеская жизнь мало подходила характеру художника. «Брат» Филиппо слыл неисправимым ловеласом, и черпал вдохновение в многочисленных романах с моделями для своих портретов. Разыскивая любопытные факты, я натолкнулась вот на такую цитату о Фра Филиппо из книги Кристофера Хибберта «Дом Медичи: Подъем и падение»:

«...его интерес к искусству казался священникам единственной добродетелью Фра Филиппо. Он был вруном, пьяницей, развратником и мошенником. Его старшие товарищи вздохнули с большим облегчением, когда он оставил монастырь, отрёкся от клятв и во время плавания с друзьями близ побережья Анконы угодил в плен к мусульманским пиратам. После освобождения он добрался до Неаполя, а потом вернулся во Флоренцию, где его замечательный запрестольный образ, выполненный для монахинь из Св. Амброзио, открыл его незаурядный талант самому Козимо де Медичи. Не обращая внимания на репутацию Филиппо как блудника и воришки, Козимо пригласил его к себе на работу.»

Фра Филиппо Липпи. Портрет мужчины и женщины у окна. 1440. Метрополитен Музей, Нью-Йорк. Источник.

Продолжаем цитату: «Во время написания запрестольного образа для монахинь из Св. Маргариты в Прато похотливый взгляд Фра Филиппо пал на одну из молодых послушниц, Лукрецию, дочь Франческо Бути из Флоренции. Он начал ухаживать за нею и уговорил монахинь разрешить ему использовать её как модель для Мадонны на его картине, после чего соблазнил её и выкрал. Она родила ему сына, Филиппино. Козимо, считая, что пора бы счастливому отцу остепениться, получил для Липпи разрешение на брак от Папы, которому тактично подарил несколько маленьких примеров работы Фра Филиппо...»

Надо заметить, что эта история случилась в 1456 году, то есть на тот момент Фра Филиппо было уже 50 лет. Правда, официально вступить в брак с Лукрецией им удалось лишь пять лет спустя, у них в итоге было двое детей, первым из которых и стал Филиппино. А чистый, утонченный и совершенный образ Лукреции увековечен Фра Филиппо на многих картинах, в том числе на волшебной «Мадонне с младенцем и двумя ангелами», которая открывает эпоху наивысшего подъема Ренессанса.

Фра Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1465. Галерея  Уффици, Флоренция. Источник.

Фра Филиппо оставил после себя не только станковые картины, но и дивные фрески, самыми выдающимися из которых признаются росписи в монастыре Прато, том самом, из которого он выкрал свою жену, и в соборе Сполето, которые стали последними в его жизни. Он умер в 1469 году в Сполето, куда уехал тремя годами ранее расписывать собор, но успел передать свое мастерство ученикам, одним из которых был великий Сандро Боттичелли.

Про Боттичелли писать между делом – кощунство, настолько это масштабная и значимая фигура в мировой культуре. Я лишь коснусь некоторый деталей, необходимых нам для предмета разговора.

Сандро Боттичелли. Автопортрет (Поклонение волхвов, фрагмент) 1465. Галерея Уффици, Флоренция. Источник.

Сандро Боттичелли родился в 1445 году. В 1462 году он начал учиться живописи в мастерской Фра Филиппо Липпи, где пробыл пять дет, до отъезда учителя в Сполето. В этот период он начинает создавать свои первые работы, которые проникнуты влиянием Мазаччо и Липпи.

Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем и ангелом (Мадонна Евхаристии). 1470. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон. Источник.

Его блистательный взлет еще впереди – он начнется в середине 1470-х, когда появятся «Святой Себастьян» и «Поклонение волхвов», и достигнет зенита в 1480-х, с росписью Сикстинской капеллы и созданием «Весны», «Рождения Венеры», «Мадонны дель Магнификат», «Мадонны с гранатом», «Благовещения»… Но также со второй половины 70-х о Боттичелли упоминают как о портретисте.

Во Флоренции в это время бушует мода на портреты, которые бросились заказывать все подряд. Раньше флорентийцы не были столь тщеславны, удовлетворяясь тем, что их изображения помещались на алтарях, написанных по их заказу. Но и там знатные купцы и их менее знатные домочадцы скромно жались где-нибудь в сторонке с выражением благочестивого смирения на лицах. Теперь же, когда город, как говорили, переживал падение нравов, когда скромность была не в почете, все стремились запечатлеть свой образ на века.

Сандро пишет портреты с охотой – он пытается добиться реализма в изображении людей и ищет типажи для будущих картин. Как раз тогда он создает ставший широко известным «Портрет мужчины с медалью Козимо Старшего»…

Сандро Боттичелли. Портрет мужчины с медалью Козимо Старшего. 1474. Галерея Уффици, Флоренция. Источник.

…а также портреты красавца Джулиано Медичи, жертвы политического заговора, и, предположительно, счастливого соперника художника в любви…

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1478. Берлинская картинная галерея. Источник

…и в первой половине 80-х - еще двух молодых людей в «красных шапочках»))

Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. 1480-1485. Национальная галерея, Лондон. Источник

Сандро Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Источник

Судя по источникам в сети, существует еще один портрет работы Боттичелли с красной шапочкой: «Портрет философа в красной шапочке» или просто «Портрет молодого человека в красной шапочке», который датируется 1477 годом. Странно в этом портрете то, что в источниках, в которых информация, скорее всего, проверена, этого портрета нет. А там, где он есть – нет упоминания, где, в какой галерее он сейчас находится. Единственное упоминание ведет на ту же Национальную галерею искусств в Вашингтоне, но сама галерея в этом не признается… Но о нем – после рассказа о Филиппино Липпи.

Продолжение - здесь

anna-g.livejournal.com

Художник Филиппино Липпи / Filippino Lippi

Предыдущие записи блогера :

Архив записей в блогах:

Безжжные знакомые и вот вот репатрианты спрашивают. Вот  их текст :"Я воспитатель по образованию, сейчас учусь в ВУЗе с еврейским уклоном, в 2013 году будет высшее образование, мне 42 года. Муж - 50 лет, инженер сварочного производства, работал на ...

Н овое даже в мелочах всегда открывать приятно. Года два назад я открыла для себя корицу, и не только как приправу к выпечке, но и стала добавлять в овсяную кашу и творог. И так мне этот эксперимент полюбился, что продолжаю так есть эти блюда до сих пор. А тут не так давно попалось ...

Кому: Наверх О чем: Срочно выключите дождь!!! Зачем: Хочу в бассейн!!!!! PS Мне еще работать вечером. Надо взбодриться. Что же мне теперь сидеть в ластах, резиновой шапочке и с полотенцем на ...

Cossack Ataman. Pavel Dremov - leader of rebel People's Donbass. ...

Что-то у меня на нервной почве пргрессирует агрессивность. Последние несколько лет я постоянно пребывала в белом и пушистом амплуа, что мне в общем-то несвойственно. Сечас начинается откат к истокам, если кого вдруг удивлю, не пугайтесь. И такая ...

yablor.ru

Именной указатель , Л , Липпи Филиппино , Александр Бенуа – История живописи

Именной указатель

Партнёрские ссылки:

Краткая справка из БСЭ:

Липпи, Филиппино (около 1457, Прато, Тоскана, — 18.4.1504, Флоренция), сын Фра Филиппо, учился у отца, затем у Боттичелли, влиянием которого проникнуты ранние лирически-одухотворенные произведения Филиппино ("Сцены из жизни Лукреции", около 1475—80, Галерея Питти, Флоренция). В 1481—83 он дописывал в капелле Бранкаччи (церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция) фрески, не законченные Мазаччо. В зрелом творчестве испытал влияния Леонардо да Винчи и нидерландской живописи. В его фресках и станковых композициях (росписи капеллы Караффа, около 1488—93, церковь Санта-Мария сопра Минерва, Рим; росписи капеллы Строцци, 1487—1502, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) постепенно усиливаются черты беспокойства и манерной напряжённости. Особую изысканность его произведениям придаёт изобилие архитектурно-декоративных мотивов, навеянных искусством античности. Филиппино был также замечательным рисовальщиком.

Цитаты:

Липпи до известной степени и в жизни, и в живописи представляет контраст истинно святому Беато Анджелико. Все его искусство пропитано чувственностью; но, разумеется, в первой половине XV века чувственность могла выразиться лишь в мистической нежности и в восхитительной, хотя и робкой "светскости". И естественно, что у "чувственника" сценарий должен был играть более значительную роль, нежели у более отвлеченных художников. Липпи считается даже родоначальником "лесного пейзажа".

Читать о Липпи в тексте книги

...лес на картинах Липпи является знаменательным показателем. В глухих средних веках лес был олицетворением всякого ужаса. Здесь таились и настоящие опасности: разбойники, мародеры, дикие звери и змеи; здесь же в представлении суеверных людей обитала всякая нечистая сила: чародеи, лешие, драконы. В голову тогда не приходило любоваться лесом, его опасной мглой, его предательски зазывающей далью. Но с XIII, XIV веков природа в целом становится, благодаря прогрессу культуры, менее опасной, и пребывание в лесу становится доступным не только для вооруженных воинов или бичующих себя анахоретов, но и для мирного, не чуждого радостей жизни горожанина. Прежде выходили погулять только у самых городских стен, под охраной военных башен; теперь зачитываются восхвалениями пустыни у Петрарки, заражаются его восторгом перед горами и лесами, радуются, что можно уйти в милую, душистую, здоровую, полную яркой жизни природу уже не только для замаливания грехов, но и для земного наслаждения. Вот эту перемену взглядов и отражают "лесные" картины Липпи.

Читать о Липпи в тексте книги

"Благовещение" в одной из фресок в Сполето, относящихся к последним годам творчества великого художника, рисует нам предельную ступень его эволюции и в то же время дает представление обо всем этапе, сделанном флорентийской живописью. Здесь уже появляется монументальность нового типа - вполне светского и роскошного.

Читать о Липпи в тексте книги

Картины:

 

Филиппино Липпи. Святой Филипп исцеляет бесноватого. Фреска в церкви Santa Maria Novella во Флоренции. Филиппино Липпи. Святой Филипп исцеляет бесноватого. Фреска в церкви Santa Maria Novella во Флоренции. Филиппино Липпи. Поклонение волхвов. Галлерея Уффици во Флоренции. Филиппино Липпи. Поклонение волхвов. Галлерея Уффици во Флоренции.

www.benua-history.ru

Филиппино Липпи 1457-1504 гг. - ИСКУССТВО и ВРЕМЯ

Итальянский живописец эпохи Возрождения . Мастер флорентийской школы. Сын художника фра Филиппо Липпи, ученик Боттичелли.

ОТЕЦ Фра Филиппо Липпи , Fra Filippo Lippi (1406–1469)

Fra_Filippo_Lippi_—_Autoportreto.jpgАвтопортрет Филиппо Липпи, деталь фрески в Сполетском соборе

Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.

Особенно стоит выделить картину «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», написанную художником уже в зрелом возрасте. Фактически это семейный портрет: для образа Мадонны ему позировала его жена, для младенца и ангела, которого мы видим на переднем плане, — его дети. Обращает на себя внимание и то, что волосы Мадонны у самого пробора выщипаны — как предписывала флорентийская мода того времени.7 (1).jpgФра Филиппо Липпи «Мадонна с двумя ангелами»Вторая треть 15 векаДерево 92 x 63 смФлоренция. Галерея Уффици

1 (2).jpgФра Филиппо Липпи «Коронование Марии»1441-1447Дерево 200 x 287 смФлоренция. Галерея Уффици

10 (1).jpgФра Филиппо Липпи «Поклонение младенцу со св. Бернардом»Около 1459Дерево 127 x 116 смБерлин. Картинная галерея

16 (1).jpgФра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и сцены из жизни Святой Анны»1452Масло на панели, диаметр 135 см.Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi (рус. тондо) и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Флорентийские галереи содержат много таких произведений Липпи.

11.jpgФра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем, св. Фредианус и св. Августин»1437-38Панель, 208 x 244 см.Лувр. Париж

19.jpgФра Филиппо Липпи «Поклонение ребенку со святыми»1460-65Панель, 146 x 157 см.Музей Чивико. Прато

8 (1).jpgФра Филиппо Липпи «Благовещение с донаторами»Около 1455Дерево, темпера 153 x 143 смРим. Палаццо Венеция

18.jpgФра Филиппо Липпи «Поклонение ребенку со святыми»ок. 1463Темпера, дерево, 140 x 130 см.Галерея Уффици. Флоренция

3.jpgФра Филиппо Липпи «Благовещение»После 1443Дерево 203 x 186 смМюнхен. Старая ПинакотекаПервоначально алтарный образ в монастырской церкви Суоре Мурате во Флоренции

6.jpgФра Филиппо Липпи «Мадонна на троне»Вторая треть 15 векаДерево, темпера 121,2 x 62,5 смНью-Йорк. Музей Метрополитен

2.jpgФра Филиппо Липпи «Св. Джон прощается с родителями»1452-65ФрескаКафедральный собор Святого Стефана (Дуомо ди Прато)

СЫН Филиппино Липпи , Filippino Lippi (1457-1504)

Lippi Filippino Self Portrait.jpgLippi Filippino Self Portrai

После смерти своего отца и первого учителя Филиппе Липпи, Филиппино,которому было тогда 12 лет, поступает в мастерскую Боттичелли, влиянием которого отмечены его первые работы, созданные в 1478-1482. Филиппино заимствовал у своего учителя удлиненные и утонченные фигуры, элегантные и патетичные.Он является самой яркой индивидуальностью среди мастеров круга Боттичелли; его искусство отмечено чертами изящества и прирожденного артистизма

4.jpgФилиппино Липпи «Мадонна»Последняя четверть 15 векаДерево, маслоРим. Национальная галерея античного искусства

1.jpgФилиппино Липпи «Поклонение младенцу Христу»1480-е гг.Медь, темпера, переведена с дерева. Круг, диам. 53 см.Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия.

Эрмитажное тондо со сценой Поклонение младенцу Христу» — превосходное произведение Филиппино Липпи, характерный образец искусства медицейской школы.

Группу переднего плана составляют фигуры мадонны и ангелов. Вытянутые пропорции, изящные формы резко отличают их от полнокровных, земных» образов в искусстве предшествующего времени. Впечатление нереальности события усиливает изображение двух парящих над землей ангелов, написанных легкими мазками белил и золота, отчего они кажутся бесплотными. Наряду с этим, в картине есть характерная для кватроченто конкретность обстановки и предметов: каменная балюстрада, украшенная вазонами, тщательно выписанные трава и цветы, мельчайшие детали одежды.

С условностью композиции первого плана контрастирует пейзаж, переданный вполне реалистично. Одиноко стоящее темное дерево помогает объединить передний и задний планы, уводя взгляд зрителя вдаль и подчеркивая глубину пространства. Предметы постепенно утрачивают четкость контуров и определенность колорита, у самого горизонта они как бы подернуты легкой дымкой. Филиппино использовал здесь воздушную перспективу, которая впоследствии была освоена практически и обоснована теоретически Леонардо да Винчи.

Известно, что картину купил в Ареццо князь В. Трубецкой и подарил ее сенатору Д. Мордвинову, который завещал тондо А. Муравьеву. У последнего Поклонение младенцу Христу» приобрел граф П. Строганов. Из его петербургского собрания по завещанию владельца картина поступила в Эрмитаж в 1911 году.

7.jpgФилиппино Липпи «Поклонение ребенку»ок. 1483Дерево, масло 96 x 71 см.Галерея Уффици. Флоренция

10.jpgФилиппино Липпи «Signoria Altarpiece (Pala degli Otto)»1486Темпера на дереве, 355 x 255 см.Галерея Уффици. Флоренция

9.jpgФилиппино Липпи «Дева с младенцем и ангелами»ДеревоПалаццо делла Касса ди Риспармио. Флоренция

17.jpgФилиппино Липпи «Брак святой Екатерины»1501Темпера, деревоБазилика Святого Доминика. Болонья

19 (1).jpgФилиппино Липпи «Вид часовни Карафа»1489-91FrescoБазилика Санта-Мария-сопра-Минерва. Рим

К числу лучших произведений позднего флорентийского кватроченто относится его алтарь «Видение св. Бернарда» (Флоренция, Бадия, ок. 1480), полный сдержанности, серьезности и той нежной, просветленной чистоты образов и изобразительного строя, которая будет утрачена искусством Высокого Возрождения.

11 (1).jpgФилиппино Липпи «Явление Богородицы к св. Бернару»1486Дерево, масло, 210 x 195 см.Церковь Бадиа, Флоренция

14.jpgФилиппино Липпи «Кающийся св. Джером»ок. 1485Темпера, дерево, 47 x 34 см.Музей Изобразительных искусств, Будапешт

15.jpgФилиппино Липпи «Св. Джером»1490sДерево, масло 136 x 71 см.Галерея Уффици. Флоренция

2.jpgФилиппино Липпи «Товия и ангел»Около 1472-1482Дерево 33 x 23 смВашингтон. Национальная картинная галерея

6.jpgФилиппино Липпи «Портрет молодого человека»ок. 1485Масло и темпера на дереве, 52 x 37 см.Национальная галерея искусств. Вашингтон

Около 1484-1485 он заканчивает фрески в капелле Бранкаччи ц. Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, прерванные за 50 лет до этого смертью Мазаччо. Здесь Филиппино "отрекся и от себя самого, и от Мазаччо" (по выражению Бранди), испугавшись, вероятно, впечатляющего величия росписей Мазаччо; он закончил их в формах более искусственных, лишенных той какую он продемонстрировал в своих первых произведениях.

5.jpgФилиппино Липпи «Пытки евангелиста Иоанна»1487-1502ФрескаЦерковь Санта Мария Новелла. Флоренции

Около 1483 он исполнил два тондо <Благовещение> (Сан-Джиминьяно, музей), которые отмечают эволюцию его стиля; линия становится более закрученной и нервозной, драпировки более цветистыми, а колорит более металлическим.

12.jpgФилиппино Липпи «Мадонна с младенцем и святыми»ок. 1488Дерево, маслоЦерковь Санто-Спирито. Флоренция

Около 1484 Филиппино Липпи завершил фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции; в 1486 написал Мадонну для городской коммуны Флоренции (Уффици). С 1487 по 1502 работал над украшением капеллы Строцци во флорентийской церкви Санта Мария Новелла, а в 1488–1493 украсил фресками капеллу Караффа в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме.

В 1496 Филиппино написал алтарный образ Поклонение волхвов для флорентийского монастыря Сан Донато а Скорпето (в настоящее время находится в галерее Уффици). Филиппино был одаренной поэтической натурой, искусным мастером с богатым воображением.

16.jpgФилиппино Липпи «Поклонение волхвов»1496Дерево, масло 258 x 243 см.Галерея Уффици. Флоренция

3.jpgФилиппино Липпи «Аллегория музыки»Последняя четверть 15 векаДерево 61 x 51 смБерлин. Картинная галерея

20.jpgФилиппино Липпи «Святое семейство»

8.jpgФилиппино Липпи «Вмешательство Христа и Марии»Дерево, масло 156,1 x 146,7 см.Старая Пинакотека. Мюнхен

Lippi Filippino Self Portrait Detail1.jpgLippi Filippino Self Portrait Detail1

Его лучшие произведения отличаются безмятежным спокойствием и совершенной красотой образов. Умер художник во Флоренции в 1504.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%EF%EF%E8,_%D4%E8%EB%E8%EF%EF%EEhttp://www.artita.ru/artist-lippihttp://www.artita.ru/artist-lippii</center>

Серия сообщений "Галерея шедевров":

Часть 1 - Мировая живопись - Библейские сюжеты (ч.1)Часть 2 - Мировая живопись - Библейские сюжеты (ч.2)...Часть 25 - Sir Peter Paul Rubens (Питер Пауль Рубенс, Flemish painter, 1577-1640) \5\ - Религиозная и мифологическая живопись \2\Часть 26 - Sir Peter Paul Rubens (Питер Пауль Рубенс, Flemish painter, 1577-1640) \4\ - Религиозная и мифологическая живопись \1\ Часть 27 - Филиппино Липпи (Filippino Lippi), 1457-1504 гг.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Оригинал взят у kolybanov в Филиппино Липпи (Filippino Lippi), 1457-1504 гг.

to-priz.livejournal.com

Филиппино Липпи (1457/58—1505). : lilac2012

1009.jpg

Две картины я вчера показала, а вот парная к одной из них:1044.jpg

Вот оно как1043.jpg

1033.jpg

1013.jpg

И фрагменты:1015.jpg

Тот, кто обернулся к нам - Боттичелли1016.jpg

1018.jpg

1019.jpg

1021.jpg

А здесь обернулся Филиппино1022.jpg

Вот он1023.jpg

1026.jpg

1028.jpg

1031.jpg

фрагмент1032.jpg

1010.jpg

1005.jpg

1045.jpg

1001.jpg

3 фрагмента1004.jpg

1002.jpg

1003.jpg

Автопортрет1039.jpg

Читать - http://lilac2012.livejournal.com/416493.html

Фра Филиппо Липпи - http://lilac2012.livejournal.com/414998.htmlhttp://lilac2012.livejournal.com/415463.htmlhttp://lilac2012.livejournal.com/416493.html

lilac2012.livejournal.com

Филиппино Липпи

Филиппино Липпи, настоящее имя Филиппо Липпи ( итал. Filippino Lippi , * Бл.1457, Прато - ? 18 апреля 1504, Флоренция) - известный художник эпохи итальянского Возрождения. Талантливый портретист.

1. Биография

Портрет Филиппино в книге Джорджо Вазари

Он - внебрачный ребенок, как и Леонардо да Винчи или папа римский Климент 7-й. Отец - художник и монах Филиппо Липпи, мать - Лукреция Бути. Имя получил в честь отца, который добился папы римского ради брака с любимой женщиной и разрешение на брак получил. Чтобы не путать отца и сына - последнего прозвали Филиппино. Отец умер в 1469 году, когда сыну было 12-14 лет. Родился в городке Прато, Тоскана. Точной даты рождения не сохранилось.

Первые художественные навыки получил от отца. Затем перебрался из Прато в Сполето, где работал на строительстве кафедрального собора. Считается, что учеником отца был Сандро Боттичелли, помощником которого и стал Филиппино. Близость стилистики Филиппино Липпи к стилю Боттичелли на утреннем этапе запутала атрибуцию работ обоих мастеров. Среди картин утреннего периода Филиппино-мадонны в збрках Берлина, Лондона и Вашингтона, "Товий и ангел" в галерее Сабауда в городе Турин, Италия. Как мастера фресок, Филиппино (вместе с Перуджино, Гирляндайо и Боттичелли) привлекли к стенописей на вилле Лоренцо Медичи в Сполето.

Именно Филиппино поручили завершить фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине Флоренции после преждевременной смерти гениального Мазаччо.

в 1487 Филиппины получил Заказы на стенописи капеллы Филиппо Строцци в церкви Санта Мария Новелла Флоренции и выполнил их.

Его слава достигла Рима. В 1488 г. он получил Заказы на стенописи в церкви Санта Мария сопра Минерва, которой в Риме занимались тосканци. Над фресками в Риме работал до 1493 года.

2. Фрески Филиппино Липпи

  • Фреска часовни Бранкаччи, Флоренция

  • Фреска часовни Филиппо Строцци, ц.Санта Мария Новелла, Флоренция

  • Благовещение (1489-1491). Фреска с. Санта Мария сопра Минерва, Рим

3. Филиппино Липпи и манера Боттичелли

Фипиппино Липпи. Аллегория музыки. ок. 1500) темпера, 61 ? 51 см. Берлин.

Их художественные манеры очень похожи. Хотя Филиппино больше любил детали и мелочи, которыми насыщены и его фрески, и его станковые картины. Художник позаимствует у Боттичелли и ветер, подхватывает одежда персонажей. А его ангелы удивляли смелыми ракурсами и грацией.

Но образам Боттичелли присущи или большая поэзия, или больше драматизм, переходит в настоящую трагедию, к которым Филиппино не дошел.

4. Портреты

Филиппино хороший мастер портрета. К сожалению, он мало выполнил станковых портретов, к которым мы привыкли. Но и среди них есть чрезвычайно талантливые (портрет неизвестного юноши, Вашингтон, Нац.галерея.) Гораздо больше портретов на фресках Филиппино, которые мало известны широкой публике. Среди них и автопортет молодого Филиппино в Капелли Бранкаччи.

  • Портрет неизвестного юноши. Вашингтон, Нац.галерея

  • Портреты фрески в ц. Санта Мария сопра Минерва.Рим

Источники

  • Antonio Paolucci Filippino Lippi Cantini Florenz 1992 (итал)

nado.znate.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта