Фольклорные картины Русских художников ч1. Андеграунд картины художников
Фольклорные картины Русских художников ч1. / Андеграунд / WarNet.ws
Что такое андеграунд
Автор: Владимир МананниковРечь могла бы идти о станциях метро или старинных подземельях, однако, за последние десятилетия термин приобрел совсем иное значение, связанное с жизнью субкультур.
Что такое андеграунд – место, направление искусства или целый образ жизни?
В 60-х в образном подземелье, в недрах репетиционных подвалов, мини-студий и мастерских молодых живописцев, прятались все несогласные с массовой культурой.
И противопоставляли ей свою точку зрения – не радикально воинственную, а созидательную, музыкальную и художественную.
Во многом слово «андеграунд» обозначает альтернативное творчество, историю, противоположную массовому культурному сектору и прочей «попсе».
Андеграундное искусство
Оно не такое, как все остальное.
Оно не пытается польстить публике и заигрывать со зрителем, оно мнит себя настоящим и верным.
Это не только музыка с живописью, но и литература, и театр, и даже кинематограф.
Если есть массовый запрос на тот или иной жанр, то жители «подполья» сделают все наоборот.
Их творения на 100% не советуют общественным нормам и пожеланиям. Классические каноны отвергаются, идет поиск нового, неизведанного пути.
Правила андеграунда – никакой коммерции, никакой «попсы», никаких ограничений по стилю.
Это протест против государственной идеологии и контроля. Есть идея? Есть произведение! А между ними – ничего, кроме свободы творчества.
Андеграундное искусство – пристанище представителей молодежных субкультур, не согласных подчиняться общим идеям и модным веяниям.
К ярким примерам можно отнести панк и хип-хоп музыку, а также граффити на стенах в качестве живописи.
Можно понять, что это никак не массовое искусство, а творчество для себя и узкого круга почитателей.
Где возник андеграунд?
Сам термин появился в середине прошлого столетия.
Под него подпадали все музыкальные группы, игравшие свою неформальную музыку в подпольях, мини-студиях, подвалах и квартирах.
Те смелые и молодые музыканты не боялись экспериментов и сочетали в своем творчестве свежесть авангарда и желание эпатировать.
Это были, по сути, бунтари, протестовавшие против массовой культуры и мечтавшие о полной свободе самовыражения.
Однако, часто андеграундные направления, начинавшиеся как поиск собственного пути, становились достоянием масс и вполне модным явлением.
Так, импрессионизм, кубизм, постмодернизм и иные узко-специализированные стили тоже когда-то были достоянием подполья.
Сегодня андеграунд утратил былой нерв, за царями подземелий никто не охотится, публика не отрицает их искусство, а благодаря интернету их творчество становится популярным среди продвинутых масс.
Теперь не обязательно нелегально творить «в стол», можно выложить любые произведения на YouTube и взорвать общественность.
dobro.pw
Ленинградский андеграунд. 55 картин из коллекции Николая Кононихина.
13 сентября Матисс Клуб открывает выставку "Ленинградский андеграунд. 55 картин из коллекции Николая Кононихина". Известный коллекционер и подвижник Николай Кононихин полагает, что коллекционирование – это образ жизни, возможность выразить свое представление о прекрасном, материализовать свое восхищение и поделиться им с другими. В этом смысле, коллекционер сродни творцу, он интересен и ценен как раз своим частным взглядом на искусство, «лица не общим выраженьем». |
Николай признается, что никогда не собирал именно "Ленинградский андеграунд", да и сам термин этот в 1990-е годы – годы создания коллекции - только еще формировался, во многом благодаря подвижнической деятельности Любови Гуревич. Тогда для него было важно найти гениальных художников, а из их работ – выбрать шедевры. С Владимиром Шагиным коллекционера познакомил Николай Благодатов, встречи с художником в его мастерской на Кубинской улице произвели сильное впечатление. Там «андеграунд» был не просто фигурой речи, а образом жизни и философией художника, а шедевры лежали еще влажные на полу, стояли возле стен или были просто приколочены гвоздями к обоям. Ярко выраженная индивидуальность работ привела позже в мастерские Геннадия Устюгова, Валентина Громова, Леонида Борисова, Юлии Ивановой. Свой неповторимый уникальный мир создали Валентин Левитин, Владимир Яшке, Елена Фигурина – их работы пополнили коллекцию в последние годы. С Тимуром Новиковым Николай был хорошо знаком, и ряд графических работ получил в дар от лидера «неоакадемизма».
Николай так говорит об идее проекта: «Выставка предлагает проследить связь андеграунда с авангардом. Ведь наряду с христоматийными именами ленинградского андеграунда, о которых шла речь выше, в послевоенном Ленинграде в творческом «подполье» работали многие художники, в том числе, члены Союза художников, и, прежде всего, секции графики, где собрались прямые наследники русского авангарда. Владимир Стерлигов и Павел Кондратьев, ученики К.Малевича, П.Филонова, М.Матюшина, стали точками творческой «кристаллизации» для многих молодых художников. Один создал Школу, вокруг другого образовался Круг сподвижников. Среди них – Вера Матюх, ученица Василия Ермилова, лидера украинского авангарда. До войны она много общалась с Львом Юдиным и Константином Рождественским, ассистентами Казимира Малевича. На выставке представлен ее «Портрет Владимира Волкова» (1989), добровольно принявшего на себя «схиму» неучастия в выставках. Более 20-ти лет, до самой смерти, он работал «в стол». Линию духовного искусства, которое не имело шансов быть выставленным, развивали Елизавета Александрова, Сергей Спицын, Владимир Жуков – автор наборных абстрактных «икон», уникального явления во всем послевоенном искусстве.
Другой, уникальной в своем роде, точкой «кристаллизации» андеграунда стала Герта Неменова. Ученица К.Петрова-Водкина и Н.Альтмана, она в 1930-е годы стажировалась в Париже у Фернана Леже, «ходила в ученицах» у живших там Н.Гончаровой и М.Ларионова, встречалась с П.Пикассо... Всемирную известность ей принес портрет Гоголя, который в 1961 году был выставлен Эриком Эсториком в Grosvenor Gallery в Лондоне, затем попал на афишу выставки в Нью-Йорке и был приобретен МОМА. В 1960-е годы эта абсолютно неустроенная и не приспособленная для жизни женщина стала точкой интеллектуального притяжения неофициальных художников и поэтов, среди которых были ККК (Константин Кузьминский), Валенитин Левитин, Жанна Бровина (всех их с Неменовой познакомил Григорий Израилевич, ее коллега по Литографской мастерской) и др. Позже к Неменовой ходил Тимур Новиков.»
Выставка в Матисс Клубе будет проходить с 13 по 26 сентября 2014 г. по адресу: СПб, Никольская площадь, 6, с 11 до 19 часов ежедневно.
www.nikolaygallery.ru
Любовь Гуревич. Художники ленинградского андеграунда
- Художники ленинградского андеграунда. Библиографический словарь
- СПб.: Искусство—СПб, 2007 г.
- Переплет, 320 с.
- ISBN 978-5-21001-613-3
- 1000 экз.
Ленинградский андеграундвсегда был питерским
Искусствовед. Тот, кто ведает и ведет. В эпоху, которую затрагивает книга «Художники ленинградского андеграунда…», термин «искусствовед» был доминирующим. Позднее вошли в широкий обиход: историк искусства, теоретик искусства, философ искусства. Искусствоведы же остались искусствоведами. В советское время они восхваляли Курдова и Моисеенку, в наше — заведуют Отделом новейших течений в Русском музее.
Гуревич Любовь Юрьевна. Независимый искусствовед, историк ленинградского андеграунда, критик, литератор,— помечено на обратной стороне обложки. Но данную книгу только в некоторой степени можно отнести к искусствоведению или искусствознанию (знания действительно обширны), равно как и к другим вышеперечисленным категориям. Л. Гуревич сумела биографический словарь превратить в увлекательное литературно-художественное повествование. Это и справочные статьи, и краткие жизнеописания. Вазариевский размах она ужала до хронографии Пселла. Удивительно плотное письмо. Без разглагольствований (имеется в виду глагол, теснимый и подпираемый подлежащим и прочими членами предложения). В одной фразе зачастую умещается несколько смысловых ходов. У автора редкий талант прозаика. Тут бы что-то процитировать, но сделать это в краткой заметке трудно, следовало бы цитировать книгу полностью.
Остановимся на трех ключевых фигурах питерского андеграунда: Арефьеве, Новикове и Михнове. К творчеству Арефьева у Гуревич давняя предрасположенность, о нем выпущено отдельное исследование «Арефьевский круг». К Новикову, утратившему границы между ценностью искусства и его фальсификацией, отношение со знаком минус: в журнале «Сайгонская культура» (издавался в Сан-Франциско) Гуревич некогда опубликовала резкую антиновиковскую статью. Однако можно посмотреть на вещи и с другой точки зрения. И Арефьев, и Новиков стремились освободить местное искусство от доморощенности и посконности, включить в него свежие европейские веяния (раннесоветский авангард был скрыт в запасниках, и мало кто, кроме Е. Ковтуна, им занимался). Арефьевцы снимали каденции с Домье, Марке, постимпрессионистов; Новиков, принадлежавший к более позднему поколению, продолжил линию, оттолкнувшись от фовистов и «диких». Он, естественно, увлекся новомодными жанрами, инсталляцией и перформансом, арт-действом, в которых личность художника становится объектом и результатом творчества. А не совершил ли схожий по сути перформанс Арефьев — увидеть Париж и умереть,— вкусив винное изобилие, так и не раскрыв этюдник с красками? К чести автора, в биографическом справочнике в характеристике обоих художников эмоции уравнены. Арефьев и Новиков были фигурами действия, Михнов же занимался чистым искусством, вне общественной суеты и политики. Его живописный стиль сформировался под влиянием Де Кунинга и Поллока. В современном искусстве, где все перепробовано и перепахано, не так просто найти что-то свое. Альбер Скира, чьи альбомы были важным подспорьем для неофициальных художников, посетив СССР, сказал, что если бы кого-либо из наших художников он стал издавать, то в первую очередь — Михнова. Описывать живопись намного труднее, нежели описывать действия и поступки. Отказавшись от цитирования, все же включаю фрагмент: «…Поверх размытых, пересекающихся, взаимопроникающих пятен художник работает узкими мастихинами, оставляя с их помощью „запись“ своей жестикуляции. Эти „письмена“ образуют „передний план“ и воспринимаются не как формы, но скорее как „события“. Они создают шрамы, разрезы, окошечки-просветы, отрезки никуда не ведущих прямых, уходящие вглубь кривые. Самые тоненькие — как хоботки или щупальца насекомых — словно чувствилища, пронизывающие живую субстанцию…»
Питерский андеграунд (именно таковым числили себя художники, включая Шемякина, создавшего группу «Петербург») был антиподом официозного искусства, художников объединяло неприятие соцреализма. В дальнейшем, из-за отсутствия противостояния, он качественно видоизменился. Часть художников уехала на Запад, кто-то успешно реализовался здесь, став заслуженным, народным или лауреатом гос. и пр. премий. Кто-то канул в неизвестность, кто-то продолжает быть в андеграунде андеграунда.
Сейчас господа искусствоведы (возможно, для успокоения совести) стали практиковать концепт: устраивать ретроспективный показ, представляя вместе официальное искусство и андеграунд (пример — недавняя выставка Русского музея «Время перемен»).
Что было, то надо показывать. Но сколько цинизма в этой позиции. Всё, мол, «г», кроме «м». Официоз не брал андеграунд на свои выставки, и сейчас не стоит смешивать божий дар с безбожным идолопоклонством. Официоз нужно выставлять в историческом музее, там, где прежде был открыт музей подарков товарищу Сталину, преподнесенных этому большому ученому, знавшему толк в языкознании и искусствоведении.
prochtenie.org