Даосский триптих У Даоцзы. Картины у даоцзы
«Божественный художник» династии Тан. У Даоцзы
Художник У Даоцзы (Wu Daozi), творивший во времена династии Тан, был известен как "художник, писавший исключительно святых". Он создал изображения Будд и Даосов на стенах более 400 помещений храмов Чан-ань и Лоян, при этом у всех фигур было разное выражение лица. Эти картины передавали достоинство небожителей и великолепие Небес. Когда У Даоцзы писал в храме Чан-ань Синшань, жители Чан-аня приходили, чтобы посмотреть его произведения и воздать ему хвалу. Его картины отражали великолепие небожителей и действительно трогали человеческое сердце.
читать целиком
Содержание картин У Даоцзы весьма глубокое. То, как художнику удается передать доброту и красоту небожителей, говорит о его большом творческом потенциале, высоком вдохновении – его работы способствуют очищению сознания зрителя. Сердце человека, который смотрит работы этого мастера, остаётся глубоко затронутым, он также может познать принцип, что за хорошие и злые деяния последует кармическое воздаяние. А совершенствующийся может стать более усердным в своем совершенствовании после того, как посмотрит картины У Даоцзы.
В китайской живописи существовали три «модели» или, условно говоря, школы, которые связывались с именами трех мастеров в разное время. Цао Чжун-да, очевидно, был одним из первых, создавших модель для изображения Будды Амиды. О его искусстве мы знаем только то, что он изображал прилегающие к телу одежды и работал, накладывая один слой краски на другой. Можно только предположить, что Цао в силу своего происхождения и обучения заимствовал западные традиции и что Го Жо-сюй считает его представителем западного влияния в китайской живописи, которое продолжалось вплоть до танского времени.
У Даоцзы представляет китайскую традицию. К XI в. слава У Даоцзы стала легендой; его влияние сохранилось в живописи на буддийские сюжеты и в жанре «жэньу». В пейзаже оно было преодолено уже в X в. Ми Фэй, знаток искусства и художник, в своих картинах предпочитавший совсем другую технику. Ми Фэй, описывая икону с изображением Будды работы У Даоцзы, отмечает, что художник написал ее контуром, не добавляя туши. В другом месте Ми Фэй вновь возвращается к этой особенности У: «Даоцзы намечал тушью контур, потом он уходил, а его ученики закапчивали работу, накладывая краски. Возможно, он сам заканчивал работу, исправляя линии рисунка; он только опасался, что его ученики отступят от оригинала, поэтому он начинал с линий правильных и как будто вырезанных».
Отличительная особенность произведений «сильные и энергичные» удары кисти и «простой и светлый» цвет. На первый взгляд вызывают недоумение два замечания о скульптуре: «В скульптуре из глины, камня и металла тоже есть стили Цао и У» и «в скульптуре тоже есть подражатели У» «учжуан». Характеристика У Даоцзы раскрывает еще одну особенность мастера, имеющую отношение к скульптуре, — эффект движения фигур в трехмерном пространстве и иллюзию рельефа. «У Даоцзы писал фигуры как будто тени от фонаря на стеле. Они двигаются вперед и назад; если смотреть сбоку, кажется, что они выпуклые. Когда они размещены одна за другой, то образуют равные плоскости и при помощи относительного увеличения и уменьшения можно получить их естественную форму». Оценки знатоков живописи свидетельствуют не только о мастерстве, с которым У владел линией, каллиграфией, но и о том, что он изобрел определенные средства для передачи пространства и движения, так что его картины обладали удивлявшим всех свойством: иллюзией объема и движения, иллюзией трехмерности пространства, передававшегося, однако, не при помощи линейной перспективы, а при помощи планового построения в пейзажах или при помощи определенного расположения фигур. Произведения живописи или эстампажи с камней, которые и сейчас с некоторой степенью вероятности связываются с именем У Даоцзы, иногда дам возможность подтвердить оценку китайской средневековой критики. Таким образом, стиль У Даоцзы представляет собой стиль чисто китайский, с большой ролью линии, связанный с традицией искусства каллиграфии, со своеобразными способами передачи пространства и объема фигур. Цао Чжун-да, с его прилегающими к фигуре одеждами и наложением одного красочного слоя ил другой, выступает как представитель западных влияний в китайской живописи.
КИТАЙСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ЖИВОПИСЬ
Китайскую традиционную живопись иначе называют ?гуохуа? (国画), т.е. национальная живопись. Ее рисуют с помощью кистей, туши, красок и т.д. В качестве бумаги для живописи используют бумагу, легко впитывающую тушь, также принято рисовать на шелке. В Китае существует убеждение, что этот вид живописи является самым ярким выражением национального характера, сюда же можно отнести китайскую традиционную медицину и пекинскую оперу.
Китайскую живопись можно классифицировать по жанрам: бытовые сюжеты, пейзаж, натюрморт (главным образом цветы и птицы).
В эпоху Воюющих царств в Китае уже сложилось достаточно зрелое искусство изображения людей и бытовых сюжетов, но пика расцвета оно достигло лишь в Танскую династию. Самые известные художники этого жанра: Гу Кайчжи (顾恺之) и У Даоцзы (吴道子).
На пейзажных картинах чаще всего изображают виды гор. Этот жанр зародился в Циньскую империю, а в отдельный жанр он выделился в период Суэйской и Танской династии, наивысшего расцвета же достиг в Сунскую династию. Картины тщательно выписаны, содержание разнообразно. Лучшие художники этого жанра: Ли Сысюнь (李思训), Фань Куань (范宽), Тан Инь (唐寅).
На натюрмортах изображают цветы, птиц и зверей, рыб и насекомых. Натюрморты появились в период Южных и Северных царств и достигли совершенства в Сунскую династию. Самые известные художники этого жанра: Чжу Да (朱耷) (цветы и птицы), Чжэн Се (郑燮) (бамбуки), Ци Байши (齐白石) (рыбки и креветки).
Лошадь Сюй Бэйхуна | Лошади Сюй Бэйхуна | Лошади Сюй Бэйхуна | Цыплята Ци Байши |
Всю китайскую традиционную живопись можно поделить на два вида: гунби и сеи. Китайская живопись не настолько приближена к жизни, как европейская. В ней больше простора для домысла и отображения собственных представлений. Предполагается, что ?живопись – это поэзия?. Например, Сюй Бэйхун (徐悲鸿) рисовал лошадей, он прекрасно передавал их внешний облик, и на своих картинах он использовал небольшое количество скупых линий, однако, несмотря на это, лошади смотрятся как живые. Художник Ци Байши на одной из своих картин нарисовал двух цыплят, дерущихся из-за червяка. Надпись на картине гласит: ?Позже они будут взывать друг к другу?, что имеет следующий философский смысл – ?сейчас они маленькие и неразумные, потом они подрастут и подружатся, они начнут тянуться друг к другу?. Таким образом, в представлении самого Ци эти два цыпленка полностью одушевлены и подобны людям, посредством них передаются его размышления о человеческой жизни.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что китайской живописи присущи одухотворенность, импровизационная свобода линий, плавное развитие сюжета. Картины всегда насыщены богатым и разнообразным содержанием.
В картине традиционной китайской живописи кроме самого рисунка обычно присутствуют поэтическое произведение и печать автора. Вот почему китайская живопись имеет всеобъемлющий характер в отличие от простой живописи. Это искусство заслужило достойную оценку во многих странах мира. Картины гуохуа являются не только предметом декорации, но и могут давать пищу для размышлений, доставлять человеку истинное эстетическое удовольствие.
«Божественный художник» династии Тан. У Даоцзы
IMEXTRADE - Китайская традиционная живопись
alindomik.livejournal.com
Даосский триптих У Даоцзы Вики
Произведение представляет собой три картины (каждая размером 125,5×59 см) с изображением даосских божеств, написанных на шёлке тушью, водяными красками и золотом; композиционно оно объединено в триптих, и, по всей вероятности, ранее использовалось в качестве культового предмета в даосской литургии. Триптих в 1912 году приобрёл в Китае японский учёный и специалист по искусству Окакура Какудзо (1862—1913) для Музея Изящных Искусств Бостона, США, и с тех пор произведение хранится в собрании этого музея. Однако храм, для которого триптих был написан, остаётся неизвестным. Работа являет собой редкий пример средневековой даосской иконографии.
Сюжет[ | код]
На триптихе изображена троица, известная в даосской мифологии как Сань Гуань (три чиновника), или Сань Гуань Дали (трое великих государей-чиновников). Это Тянь Гуань (Чиновник небес), Ди Гуань (Чиновник земли, то есть земной стихии) и Шуй Гуань (Чиновник воды, то есть водной стихии). Согласно даосской мифологии, они управляют природными силами Неба, Земли и Воды и исполняют приказы Нефритового Императора, наказывая или поощряя людей, насылая на них долгожданный дождь или катастрофическое наводнение, желанное тепло или изнуряющую засуху, и т. д. Считается, что Чиновник земли в качестве наказания может вызвать даже землетрясение. В то же время они могли прощать проступки и злодеяния людей, и избавлять их от различных несчастий. С такими мольбами и обращались к изображённым на триптихе божествам последователи даосского вероучения.
Американская исследователница Сьюзан Ши-Шань Хуан, всесторонне исследовавшая это произведение, сообщает, что присутствие на картинах не только самих трёх чиновников, но и множества духов и призраков является свидетельством того, что в ритаульном смысле триптих представлял собой «лин сян» — набор существ который использовался в даосских заупокойных ритуалах «хуанлучжай», напоминавших буддийский «шуй-лу хуэй» (церемония подношения божествам вегетарианских угощений, которую, согласно древним текстам, учредил лянский правитель У-ди (464—549), взамен практиковавшегося до введения буддизма жертвоприношения животных). Согласно даосскому канону и этнографическим свидетельствам подобные картины вывешивались наряду с другими изображениями даосских божеств для совершения ритуалов отправки «писем к божествам» с просьбами об изгнании злых духов и спасении человеческих душ. Вмешательство космических сил должно было способствовать восстановлению естественного порядка во Вселенной, то есть способствовать движению по пути (дао). Важность Сань Гуань (трёх чиновников) для даосской литургии зафиксирована исследователями начиная со времён династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Сама структура небесной администрации впервые была описана в эпоху Шести династий (220—589 гг.) в трактате «Тайшан дунсюань линбао саньюань пиньцзе гуньдэ циньчжунь цзин» (Священный текст о великих и малых качествах и системе правил Трёх Начал).
В разных даосских сектах идея «трех чиновников стихий» часто соотносилась с представлениями о «Сань юань» (три начала), в соответствии с которыми священными считались пятнадцатые числа первой, седьмой и десятой луны, связанные в свою очередь соответственно с небом, землёй и водой. В эти дни проводились народные праздники; среди них самый известный «Праздник фонарей», связанный с «началом сезона», которое происходило под управлением Чиновника Небес.
Описание[ | код]
Приписывается У Даоцзы. Летающий демон. Копия рельефа из храма Дунъюэ в Цуяне, пров. Хэбэй, сделанная натиранием.На левой картине триптиха изображен Чиновник воды Шуй Гуань. Он обозревает свои владения, передвигаясь по облакам верхом на драконе в сопровождении охраны и двух служащих его канцелярии. Выезд Шуй Гуаня сопровождают также расположившиеся на туче спутники грозы — охранители молнии, а в нижней части — демоны грома.
Центральная картина триптиха посвящена Чиновнику небес Тянь Гуаню. Он сидит в своей Небесной канцелярии за внушительным столом, принимая просителей. Его окружает многочисленная свита, подтверждающая его высокий статус. За спиной Тянь Гуаня высится роскошный золотой экран-ширма, в сложный узор которого вплетено изображение дракона. Парадность и пышность сцены этого своеобразного «апофеоза бюрократа» в некоторой степени нивелируется выражением лица Тянь Гуаня, отражающего одновременно строгость, справедливость и участливость, которые должны быть присущи высшему чиновнику с честью служащему Нефритовому Императору. Вероятно, художник смог воплотить мысленный идеал всех администраторов так, как им хотелось бы выглядеть, или как они себя представляют.
На правой картине Чиновник земли Ди Гуань верхом на коне в сопровождении своей свиты появляется из скалы. Над его головой держат внушительных размеров зонт. Один из гвардейцев ведёт его коня под уздцы, направляя движение. Вся сцена происходит, по всей вероятности, осенней ночью. В нижней части картины изображён ловец злобных ночных духов Чжун Куй (в период Юань он был известен и как защитник Нового Года), которого, по обычаю, сопровождает компания экзотических демонов. Взгляд Ди Гуаня обращён к одному из демонов — тот показывает ручного сокола для охоты на злых духов.
Исследователи отмечают композиционную симметрию трёх сцен: Чиновник воды и Чиновник земли как бы движутся к центру триптиха, где расположился Чиновник небес: портрет Тянь Гуаня, вписанный в круг его свиты, является смысловым центром композиции (интересно, что в росписях зала Саньцин даосского храма Юнлэгун, XIV в., пров. Шаньси, фигура Чиновника небес также занимает особое положение). Фигурам Чжун Куя и демонов в правой нижней части триптиха соответствуют фигуры охранителей молнии в верхней части левой картины, а явление демонов и утопающие в тумане крыши зданий внизу на ней композиционно соответствуют пейзажу со скалой и деревьями в верхней части правой картины.
Проблема авторства и датировки[ | код]
Мастерская Ван Куя. Будда побеждает Мару. Деталь росписи «Житие Шакьямуни» из храма Яньшаньсы, Фаньшисянь, пров. Шаньси.Триптих традиционно приписывают кисти прославленного художника эпохи Тан (618—907) У Даоцзы (689—755), но до наших дней не дошло ни одного подлинного произведения этого мастера. После смерти У Даоцзы создавались каменные рельефы, копировавшие его произведения, но и эти рельефы в большинстве погибли. Сохранилась сделанная натиранием минская (1368—1644) копия (эстампаж) одного из таких рельефов с изображением «Летающего демона» (рельеф ранее находился в храме Дунъюэ, Цуян, пров. Хэбэй). Исследователи видят в нём близкое стилистическое родство с картинами триптиха. Американские искусствоведы Мэри Фонг (1989) и У Тун (1992) полагают, что стиль изображения фигур триптиха весьма близок манере У Даоцзы. Однако является ли триптих действительно копией с несохранившегося произведения прославленного танского художника — с абсолютной достоверностью ни подтвердить, ни опровергнуть сегодня невозможно.
Живший в государстве Цзинь (1115—1254) учёный Юань Хаовэнь (1190—1257) оставил сообщение о подобном триптихе, созданном танским художником Чжу Яо (10в.). Учёный также описал даосскую литургию, проводившуюся с участием этого произведения. Заметки Юань Хаовэня свидетельствуют о том, что данная даосская тематика была популярна в XII—XIII веках.
Современные исследователи отмечают стилистическую, техническую и иконографическую близость триптиха храмовым росписям со сценами «Жития Шакьямуни» из Зала Манчжушри в Яньшаньсы, цзиньском (1115—1254) буддийском храме на горе Утай (пров. Шаньси). Росписи стен этого храма были выполнены бригадой художников во главе с Ван Куем (завершены в 1167 году; в бригаду наряду с другими входил известный художник Ван Хуй, именно ему приписывают лучшую часть росписей). Основываясь на близости этих двух работ американский исследователь У Тун (1997) сделал заключение, что даосский триптих создан в XII веке предположительно профессиональными художниками с севера, специализировавшимися на религиозной живописи, как буддийской, так и даосской.
Марша Вейднер в работе, опубликованной в 1986 году, также настаивает на северном происхождении произведения, но считает, что оно было создано в период правления династии Юань (1271—1368), о чём, по её мнению, свидетельствует моделировка человеческих фигур, тяжёлых складок их одежд, и пейзаж в верхней части правой картины, написанный в манере Го Си (ок. 1020 — ок. 1090).
Ричард М. Барнхарт (1997) датирует произведение приблизительно 1150 годом и приписывает его неизвестной художественной мастерской, в которой были мастер и ассистенты, подтверждая своё мнение тем, что фигуры на картинах написаны одной рукой, а пейзаж определённо другой.
Стиль[ | код]
Вайшравана, летящий через водные пространства. Танка из Дуньхуана. сер. X в. Британский музей, Лондон.Более тщательное исследование триптиха привело к выводу, что первые две картины (Чиновник воды и Чиновник небес) совпадают в технике наложения туши и краски на шёлк, в более сложном украшательстве задника сцены, на которой разворачивается действо, в физиогномических особенностях лиц персонажей, и в их атрибутах, но отличаются от третьей картины (Чиновник земли), которая написана в ином стиле. Это различие, возможно, является результатом работы разных художников из одной мастерской, но не исключено, что третья картина была написана совсем в другое время. В пользу этого мнения может служить и тот факт, что на коронах чиновников воды и небес красуется иероглиф «ван» (то есть князь, владыка), в то время как на короне Чиновника земли этот иероглиф отсутствует.
Живопись всех трёх картин представляет собой комбинацию фигуративных художественных стилей севера Центральной Азии, которые начиная со времён династии Северная Вэй (386—534) оказывали влияние на развитие китайского искусства. Среди характерных черт северного стиля — изображение тяжёлых складок одежд и использование в живописи золота. Применение размывов туши для изображения пространственной глубины известно со времен ранних стеновых росписей в Китае и Центральной Азии.
Любопытна также очевидная параллель между буддийской и даосской живописью, которая следует из сопоставления двух, на первый взгляд далёких друг от друга произведений: «Чиновник Воды» своей иконографией напоминает танку с изображением Вайшраваны, найденную в пещере Дуньхуана, на которой это буддийское божество пересекает водные просторы на облаках сходным образом. Вероятно, это следует считать свидетельством того, что одни и те же иконографические схемы могли использоваться художниками и для изображения даосских, и для изображения буддийских божеств.
Библиография[ | код]
- Мифологический словарь. М. 1992. стр. 481.
- Духовная культура Китая. Энциклопедия. т. 2, стр. 558—559.
- Richard M. Barnhart «The Five Dynasties (907—960) and the Song Period (960—1279)» in «Three Thousand Years in Chinese Painting». Yale University Press 1997, pp 106, 108.
- The World of Khubilai Khan. Chinese Art of the Yuan Dynasty. The Metropolitan Museum of Art, N-Y, Yale University Press, New Haven and London, 2010, pp 131–135.
- Wu Tung. Tales from the Land of Dragoons; 1000 Years of Chinese Painting. Exh. cat. Boston, Museum of Fine Arts, 1997, p 135.
- Weidner, Marsha Smith. «Ho Ch’eng and Early Yuan Dynasty Painting in Northern China» Archives of Asian Art 39, 1986; pp 5–22.
- Huang, Shi-Shan Susan. «Summoning the Gods: Paintings of Three Officials of Heaven, Earth, and Water and Their Association with Daoist Ritual Performance in the Southern Song Period (1127—1279)» Artibus Asiae, no.1, 2001. pp 5–52.
- Huang, Shi-Shan Susan. «The Triptych of Daoist Deities of Heaven, Earth, and Water and the Making of Visual Culture in the Southern Song Period (1127—1279)». Ph.D. diss., Yale University, New Haven, 2002.
ru.wikibedia.ru
Даосский триптих У Даоцзы. Википедия
Произведение представляет собой три картины (каждая размером 125,5×59 см) с изображением даосских божеств, написанных на шёлке тушью, водяными красками и золотом; композиционно оно объединено в триптих, и, по всей вероятности, ранее использовалось в качестве культового предмета в даосской литургии. Триптих в 1912 году приобрёл в Китае японский учёный и специалист по искусству Окакура Какудзо (1862—1913) для Музея Изящных Искусств Бостона, США, и с тех пор произведение хранится в собрании этого музея. Однако храм, для которого триптих был написан, остаётся неизвестным. Работа являет собой редкий пример средневековой даосской иконографии.
Сюжет
На триптихе изображена троица, известная в даосской мифологии как Сань Гуань (три чиновника), или Сань Гуань Дали (трое великих государей-чиновников). Это Тянь Гуань (Чиновник небес), Ди Гуань (Чиновник земли, то есть земной стихии) и Шуй Гуань (Чиновник воды, то есть водной стихии). Согласно даосской мифологии, они управляют природными силами Неба, Земли и Воды и исполняют приказы Нефритового Императора, наказывая или поощряя людей, насылая на них долгожданный дождь или катастрофическое наводнение, желанное тепло или изнуряющую засуху, и т. д. Считается, что Чиновник земли в качестве наказания может вызвать даже землетрясение. В то же время они могли прощать проступки и злодеяния людей, и избавлять их от различных несчастий. С такими мольбами и обращались к изображённым на триптихе божествам последователи даосского вероучения.
Американская исследователница Сьюзан Ши-Шань Хуан, всесторонне исследовавшая это произведение, сообщает, что присутствие на картинах не только самих трёх чиновников, но и множества духов и призраков является свидетельством того, что в ритаульном смысле триптих представлял собой «лин сян» — набор существ который использовался в даосских заупокойных ритуалах «хуанлучжай», напоминавших буддийский «шуй-лу хуэй» (церемония подношения божествам вегетарианских угощений, которую, согласно древним текстам, учредил лянский правитель У-ди (464—549), взамен практиковавшегося до введения буддизма жертвоприношения животных). Согласно даосскому канону и этнографическим свидетельствам подобные картины вывешивались наряду с другими изображениями даосских божеств для совершения ритуалов отправки «писем к божествам» с просьбами об изгнании злых духов и спасении человеческих душ. Вмешательство космических сил должно было способствовать восстановлению естественного порядка во Вселенной, то есть способствовать движению по пути (дао). Важность Сань Гуань (трёх чиновников) для даосской литургии зафиксирована исследователями начиная со времён династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Сама структура небесной администрации впервые была описана в эпоху Шести династий (220—589 гг.) в трактате «Тайшан дунсюань линбао саньюань пиньцзе гуньдэ циньчжунь цзин» (Священный текст о великих и малых качествах и системе правил Трёх Начал).
В разных даосских сектах идея «трех чиновников стихий» часто соотносилась с представлениями о «Сань юань» (три начала), в соответствии с которыми священными считались пятнадцатые числа первой, седьмой и десятой луны, связанные в свою очередь соответственно с небом, землёй и водой. В эти дни проводились народные праздники; среди них самый известный «Праздник фонарей», связанный с «началом сезона», которое происходило под управлением Чиновника Небес.
Описание
Приписывается У Даоцзы. Летающий демон. Копия рельефа из храма Дунъюэ в Цуяне, пров. Хэбэй, сделанная натиранием.На левой картине триптиха изображен Чиновник воды Шуй Гуань. Он обозревает свои владения, передвигаясь по облакам верхом на драконе в сопровождении охраны и двух служащих его канцелярии. Выезд Шуй Гуаня сопровождают также расположившиеся на туче спутники грозы — охранители молнии, а в нижней части — демоны грома.
Центральная картина триптиха посвящена Чиновнику небес Тянь Гуаню. Он сидит в своей Небесной канцелярии за внушительным столом, принимая просителей. Его окружает многочисленная свита, подтверждающая его высокий статус. За спиной Тянь Гуаня высится роскошный золотой экран-ширма, в сложный узор которого вплетено изображение дракона. Парадность и пышность сцены этого своеобразного «апофеоза бюрократа» в некоторой степени нивелируется выражением лица Тянь Гуаня, отражающего одновременно строгость, справедливость и участливость, которые должны быть присущи высшему чиновнику с честью служащему Нефритовому Императору. Вероятно, художник смог воплотить мысленный идеал всех администраторов так, как им хотелось бы выглядеть, или как они себя представляют.
На правой картине Чиновник земли Ди Гуань верхом на коне в сопровождении своей свиты появляется из скалы. Над его головой держат внушительных размеров зонт. Один из гвардейцев ведёт его коня под уздцы, направляя движение. Вся сцена происходит, по всей вероятности, осенней ночью. В нижней части картины изображён ловец злобных ночных духов Чжун Куй (в период Юань он был известен и как защитник Нового Года), которого, по обычаю, сопровождает компания экзотических демонов. Взгляд Ди Гуаня обращён к одному из демонов — тот показывает ручного сокола для охоты на злых духов.
Исследователи отмечают композиционную симметрию трёх сцен: Чиновник воды и Чиновник земли как бы движутся к центру триптиха, где расположился Чиновник небес: портрет Тянь Гуаня, вписанный в круг его свиты, является смысловым центром композиции (интересно, что в росписях зала Саньцин даосского храма Юнлэгун, XIV в., пров. Шаньси, фигура Чиновника небес также занимает особое положение). Фигурам Чжун Куя и демонов в правой нижней части триптиха соответствуют фигуры охранителей молнии в верхней части левой картины, а явление демонов и утопающие в тумане крыши зданий внизу на ней композиционно соответствуют пейзажу со скалой и деревьями в верхней части правой картины.
Проблема авторства и датировки
Мастерская Ван Куя. Будда побеждает Мару. Деталь росписи «Житие Шакьямуни» из храма Яньшаньсы, Фаньшисянь, пров. Шаньси.Триптих традиционно приписывают кисти прославленного художника эпохи Тан (618—907) У Даоцзы (689—755), но до наших дней не дошло ни одного подлинного произведения этого мастера. После смерти У Даоцзы создавались каменные рельефы, копировавшие его произведения, но и эти рельефы в большинстве погибли. Сохранилась сделанная натиранием минская (1368—1644) копия (эстампаж) одного из таких рельефов с изображением «Летающего демона» (рельеф ранее находился в храме Дунъюэ, Цуян, пров. Хэбэй). Исследователи видят в нём близкое стилистическое родство с картинами триптиха. Американские искусствоведы Мэри Фонг (1989) и У Тун (1992) полагают, что стиль изображения фигур триптиха весьма близок манере У Даоцзы. Однако является ли триптих действительно копией с несохранившегося произведения прославленного танского художника — с абсолютной достоверностью ни подтвердить, ни опровергнуть сегодня невозможно.
Живший в государстве Цзинь (1115—1254) учёный Юань Хаовэнь (1190—1257) оставил сообщение о подобном триптихе, созданном танским художником Чжу Яо (10в.). Учёный также описал даосскую литургию, проводившуюся с участием этого произведения. Заметки Юань Хаовэня свидетельствуют о том, что данная даосская тематика была популярна в XII—XIII веках.
Современные исследователи отмечают стилистическую, техническую и иконографическую близость триптиха храмовым росписям со сценами «Жития Шакьямуни» из Зала Манчжушри в Яньшаньсы, цзиньском (1115—1254) буддийском храме на горе Утай (пров. Шаньси). Росписи стен этого храма были выполнены бригадой художников во главе с Ван Куем (завершены в 1167 году; в бригаду наряду с другими входил известный художник Ван Хуй, именно ему приписывают лучшую часть росписей). Основываясь на близости этих двух работ американский исследователь У Тун (1997) сделал заключение, что даосский триптих создан в XII веке предположительно профессиональными художниками с севера, специализировавшимися на религиозной живописи, как буддийской, так и даосской.
Марша Вейднер в работе, опубликованной в 1986 году, также настаивает на северном происхождении произведения, но считает, что оно было создано в период правления династии Юань (1271—1368), о чём, по её мнению, свидетельствует моделировка человеческих фигур, тяжёлых складок их одежд, и пейзаж в верхней части правой картины, написанный в манере Го Си (ок. 1020 — ок. 1090).
Ричард М. Барнхарт (1997) датирует произведение приблизительно 1150 годом и приписывает его неизвестной художественной мастерской, в которой были мастер и ассистенты, подтверждая своё мнение тем, что фигуры на картинах написаны одной рукой, а пейзаж определённо другой.
Стиль
Вайшравана, летящий через водные пространства. Танка из Дуньхуана. сер. X в. Британский музей, Лондон.Более тщательное исследование триптиха привело к выводу, что первые две картины (Чиновник воды и Чиновник небес) совпадают в технике наложения туши и краски на шёлк, в более сложном украшательстве задника сцены, на которой разворачивается действо, в физиогномических особенностях лиц персонажей, и в их атрибутах, но отличаются от третьей картины (Чиновник земли), которая написана в ином стиле. Это различие, возможно, является результатом работы разных художников из одной мастерской, но не исключено, что третья картина была написана совсем в другое время. В пользу этого мнения может служить и тот факт, что на коронах чиновников воды и небес красуется иероглиф «ван» (то есть князь, владыка), в то время как на короне Чиновника земли этот иероглиф отсутствует.
Живопись всех трёх картин представляет собой комбинацию фигуративных художественных стилей севера Центральной Азии, которые начиная со времён династии Северная Вэй (386—534) оказывали влияние на развитие китайского искусства. Среди характерных черт северного стиля — изображение тяжёлых складок одежд и использование в живописи золота. Применение размывов туши для изображения пространственной глубины известно со времен ранних стеновых росписей в Китае и Центральной Азии.
Любопытна также очевидная параллель между буддийской и даосской живописью, которая следует из сопоставления двух, на первый взгляд далёких друг от друга произведений: «Чиновник Воды» своей иконографией напоминает танку с изображением Вайшраваны, найденную в пещере Дуньхуана, на которой это буддийское божество пересекает водные просторы на облаках сходным образом. Вероятно, это следует считать свидетельством того, что одни и те же иконографические схемы могли использоваться художниками и для изображения даосских, и для изображения буддийских божеств.
Библиография
- Мифологический словарь. М. 1992. стр. 481.
- Духовная культура Китая. Энциклопедия. т. 2, стр. 558—559.
- Richard M. Barnhart «The Five Dynasties (907—960) and the Song Period (960—1279)» in «Three Thousand Years in Chinese Painting». Yale University Press 1997, pp 106, 108.
- The World of Khubilai Khan. Chinese Art of the Yuan Dynasty. The Metropolitan Museum of Art, N-Y, Yale University Press, New Haven and London, 2010, pp 131–135.
- Wu Tung. Tales from the Land of Dragoons; 1000 Years of Chinese Painting. Exh. cat. Boston, Museum of Fine Arts, 1997, p 135.
- Weidner, Marsha Smith. «Ho Ch’eng and Early Yuan Dynasty Painting in Northern China» Archives of Asian Art 39, 1986; pp 5–22.
- Huang, Shi-Shan Susan. «Summoning the Gods: Paintings of Three Officials of Heaven, Earth, and Water and Their Association with Daoist Ritual Performance in the Southern Song Period (1127—1279)» Artibus Asiae, no.1, 2001. pp 5–52.
- Huang, Shi-Shan Susan. «The Triptych of Daoist Deities of Heaven, Earth, and Water and the Making of Visual Culture in the Southern Song Period (1127—1279)». Ph.D. diss., Yale University, New Haven, 2002.
wikiredia.ru
Даосский триптих У Даоцзы Википедия
Произведение представляет собой три картины (каждая размером 125,5×59 см) с изображением даосских божеств, написанных на шёлке тушью, водяными красками и золотом; композиционно оно объединено в триптих, и, по всей вероятности, ранее использовалось в качестве культового предмета в даосской литургии. Триптих в 1912 году приобрёл в Китае японский учёный и специалист по искусству Окакура Какудзо (1862—1913) для Музея Изящных Искусств Бостона, США, и с тех пор произведение хранится в собрании этого музея. Однако храм, для которого триптих был написан, остаётся неизвестным. Работа являет собой редкий пример средневековой даосской иконографии.
Сюжет
На триптихе изображена троица, известная в даосской мифологии как Сань Гуань (три чиновника), или Сань Гуань Дали (трое великих государей-чиновников). Это Тянь Гуань (Чиновник небес), Ди Гуань (Чиновник земли, то есть земной стихии) и Шуй Гуань (Чиновник воды, то есть водной стихии). Согласно даосской мифологии, они управляют природными силами Неба, Земли и Воды и исполняют приказы Нефритового Императора, наказывая или поощряя людей, насылая на них долгожданный дождь или катастрофическое наводнение, желанное тепло или изнуряющую засуху, и т. д. Считается, что Чиновник земли в качестве наказания может вызвать даже землетрясение. В то же время они могли прощать проступки и злодеяния людей, и избавлять их от различных несчастий. С такими мольбами и обращались к изображённым на триптихе божествам последователи даосского вероучения.
Американская исследователница Сьюзан Ши-Шань Хуан, всесторонне исследовавшая это произведение, сообщает, что присутствие на картинах не только самих трёх чиновников, но и множества духов и призраков является свидетельством того, что в ритаульном смысле триптих представлял собой «лин сян» — набор существ который использовался в даосских заупокойных ритуалах «хуанлучжай», напоминавших буддийский «шуй-лу хуэй» (церемония подношения божествам вегетарианских угощений, которую, согласно древним текстам, учредил лянский правитель У-ди (464—549), взамен практиковавшегося до введения буддизма жертвоприношения животных). Согласно даосскому канону и этнографическим свидетельствам подобные картины вывешивались наряду с другими изображениями даосских божеств для совершения ритуалов отправки «писем к божествам» с просьбами об изгнании злых духов и спасении человеческих душ. Вмешательство космических сил должно было способствовать восстановлению естественного порядка во Вселенной, то есть способствовать движению по пути (дао). Важность Сань Гуань (трёх чиновников) для даосской литургии зафиксирована исследователями начиная со времён династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Сама структура небесной администрации впервые была описана в эпоху Шести династий (220—589 гг.) в трактате «Тайшан дунсюань линбао саньюань пиньцзе гуньдэ циньчжунь цзин» (Священный текст о великих и малых качествах и системе правил Трёх Начал).
В разных даосских сектах идея «трех чиновников стихий» часто соотносилась с представлениями о «Сань юань» (три начала), в соответствии с которыми священными считались пятнадцатые числа первой, седьмой и десятой луны, связанные в свою очередь соответственно с небом, землёй и водой. В эти дни проводились народные праздники; среди них самый известный «Праздник фонарей», связанный с «началом сезона», которое происходило под управлением Чиновника Небес.
Описание
Приписывается У Даоцзы. Летающий демон. Копия рельефа из храма Дунъюэ в Цуяне, пров. Хэбэй, сделанная натиранием.На левой картине триптиха изображен Чиновник воды Шуй Гуань. Он обозревает свои владения, передвигаясь по облакам верхом на драконе в сопровождении охраны и двух служащих его канцелярии. Выезд Шуй Гуаня сопровождают также расположившиеся на туче спутники грозы — охранители молнии, а в нижней части — демоны грома.
Центральная картина триптиха посвящена Чиновнику небес Тянь Гуаню. Он сидит в своей Небесной канцелярии за внушительным столом, принимая просителей. Его окружает многочисленная свита, подтверждающая его высокий статус. За спиной Тянь Гуаня высится роскошный золотой экран-ширма, в сложный узор которого вплетено изображение дракона. Парадность и пышность сцены этого своеобразного «апофеоза бюрократа» в некоторой степени нивелируется выражением лица Тянь Гуаня, отражающего одновременно строгость, справедливость и участливость, которые должны быть присущи высшему чиновнику с честью служащему Нефритовому Императору. Вероятно, художник смог воплотить мысленный идеал всех администраторов так, как им хотелось бы выглядеть, или как они себя представляют.
На правой картине Чиновник земли Ди Гуань верхом на коне в сопровождении своей свиты появляется из скалы. Над его головой держат внушительных размеров зонт. Один из гвардейцев ведёт его коня под уздцы, направляя движение. Вся сцена происходит, по всей вероятности, осенней ночью. В нижней части картины изображён ловец злобных ночных духов Чжун Куй (в период Юань он был известен и как защитник Нового Года), которого, по обычаю, сопровождает компания экзотических демонов. Взгляд Ди Гуаня обращён к одному из демонов — тот показывает ручного сокола для охоты на злых духов.
Исследователи отмечают композиционную симметрию трёх сцен: Чиновник воды и Чиновник земли как бы движутся к центру триптиха, где расположился Чиновник небес: портрет Тянь Гуаня, вписанный в круг его свиты, является смысловым центром композиции (интересно, что в росписях зала Саньцин даосского храма Юнлэгун, XIV в., пров. Шаньси, фигура Чиновника небес также занимает особое положение). Фигурам Чжун Куя и демонов в правой нижней части триптиха соответствуют фигуры охранителей молнии в верхней части левой картины, а явление демонов и утопающие в тумане крыши зданий внизу на ней композиционно соответствуют пейзажу со скалой и деревьями в верхней части правой картины.
Проблема авторства и датировки
Мастерская Ван Куя. Будда побеждает Мару. Деталь росписи «Житие Шакьямуни» из храма Яньшаньсы, Фаньшисянь, пров. Шаньси.Триптих традиционно приписывают кисти прославленного художника эпохи Тан (618—907) У Даоцзы (689—755), но до наших дней не дошло ни одного подлинного произведения этого мастера. После смерти У Даоцзы создавались каменные рельефы, копировавшие его произведения, но и эти рельефы в большинстве погибли. Сохранилась сделанная натиранием минская (1368—1644) копия (эстампаж) одного из таких рельефов с изображением «Летающего демона» (рельеф ранее находился в храме Дунъюэ, Цуян, пров. Хэбэй). Исследователи видят в нём близкое стилистическое родство с картинами триптиха. Американские искусствоведы Мэри Фонг (1989) и У Тун (1992) полагают, что стиль изображения фигур триптиха весьма близок манере У Даоцзы. Однако является ли триптих действительно копией с несохранившегося произведения прославленного танского художника — с абсолютной достоверностью ни подтвердить, ни опровергнуть сегодня невозможно.
Живший в государстве Цзинь (1115—1254) учёный Юань Хаовэнь (1190—1257) оставил сообщение о подобном триптихе, созданном танским художником Чжу Яо (10в.). Учёный также описал даосскую литургию, проводившуюся с участием этого произведения. Заметки Юань Хаовэня свидетельствуют о том, что данная даосская тематика была популярна в XII—XIII веках.
Современные исследователи отмечают стилистическую, техническую и иконографическую близость триптиха храмовым росписям со сценами «Жития Шакьямуни» из Зала Манчжушри в Яньшаньсы, цзиньском (1115—1254) буддийском храме на горе Утай (пров. Шаньси). Росписи стен этого храма были выполнены бригадой художников во главе с Ван Куем (завершены в 1167 году; в бригаду наряду с другими входил известный художник Ван Хуй, именно ему приписывают лучшую часть росписей). Основываясь на близости этих двух работ американский исследователь У Тун (1997) сделал заключение, что даосский триптих создан в XII веке предположительно профессиональными художниками с севера, специализировавшимися на религиозной живописи, как буддийской, так и даосской.
Марша Вейднер в работе, опубликованной в 1986 году, также настаивает на северном происхождении произведения, но считает, что оно было создано в период правления династии Юань (1271—1368), о чём, по её мнению, свидетельствует моделировка человеческих фигур, тяжёлых складок их одежд, и пейзаж в верхней части правой картины, написанный в манере Го Си (ок. 1020 — ок. 1090).
Ричард М. Барнхарт (1997) датирует произведение приблизительно 1150 годом и приписывает его неизвестной художественной мастерской, в которой были мастер и ассистенты, подтверждая своё мнение тем, что фигуры на картинах написаны одной рукой, а пейзаж определённо другой.
Стиль
Вайшравана, летящий через водные пространства. Танка из Дуньхуана. сер. X в. Британский музей, Лондон.Более тщательное исследование триптиха привело к выводу, что первые две картины (Чиновник воды и Чиновник небес) совпадают в технике наложения туши и краски на шёлк, в более сложном украшательстве задника сцены, на которой разворачивается действо, в физиогномических особенностях лиц персонажей, и в их атрибутах, но отличаются от третьей картины (Чиновник земли), которая написана в ином стиле. Это различие, возможно, является результатом работы разных художников из одной мастерской, но не исключено, что третья картина была написана совсем в другое время. В пользу этого мнения может служить и тот факт, что на коронах чиновников воды и небес красуется иероглиф «ван» (то есть князь, владыка), в то время как на короне Чиновника земли этот иероглиф отсутствует.
Живопись всех трёх картин представляет собой комбинацию фигуративных художественных стилей севера Центральной Азии, которые начиная со времён династии Северная Вэй (386—534) оказывали влияние на развитие китайского искусства. Среди характерных черт северного стиля — изображение тяжёлых складок одежд и использование в живописи золота. Применение размывов туши для изображения пространственной глубины известно со времен ранних стеновых росписей в Китае и Центральной Азии.
Любопытна также очевидная параллель между буддийской и даосской живописью, которая следует из сопоставления двух, на первый взгляд далёких друг от друга произведений: «Чиновник Воды» своей иконографией напоминает танку с изображением Вайшраваны, найденную в пещере Дуньхуана, на которой это буддийское божество пересекает водные просторы на облаках сходным образом. Вероятно, это следует считать свидетельством того, что одни и те же иконографические схемы могли использоваться художниками и для изображения даосских, и для изображения буддийских божеств.
Библиография
- Мифологический словарь. М. 1992. стр. 481.
- Духовная культура Китая. Энциклопедия. т. 2, стр. 558—559.
- Richard M. Barnhart «The Five Dynasties (907—960) and the Song Period (960—1279)» in «Three Thousand Years in Chinese Painting». Yale University Press 1997, pp 106, 108.
- The World of Khubilai Khan. Chinese Art of the Yuan Dynasty. The Metropolitan Museum of Art, N-Y, Yale University Press, New Haven and London, 2010, pp 131–135.
- Wu Tung. Tales from the Land of Dragoons; 1000 Years of Chinese Painting. Exh. cat. Boston, Museum of Fine Arts, 1997, p 135.
- Weidner, Marsha Smith. «Ho Ch’eng and Early Yuan Dynasty Painting in Northern China» Archives of Asian Art 39, 1986; pp 5–22.
- Huang, Shi-Shan Susan. «Summoning the Gods: Paintings of Three Officials of Heaven, Earth, and Water and Their Association with Daoist Ritual Performance in the Southern Song Period (1127—1279)» Artibus Asiae, no.1, 2001. pp 5–52.
- Huang, Shi-Shan Susan. «The Triptych of Daoist Deities of Heaven, Earth, and Water and the Making of Visual Culture in the Southern Song Period (1127—1279)». Ph.D. diss., Yale University, New Haven, 2002.
wikiredia.ru
Реферат Даосский триптих У Даоцзы
скачатьРеферат на тему:
План:
- Введение
- 1 Сюжет.
- 2 Описание.
- 3 Проблема авторства и датировки.
- 4 Стиль.
- 5 Библиография.
Введение
Произведение представляет собой три картины (каждая размером 125,5х59 см) с изображением даосских божеств, написанных на шёлке тушью, водяными красками и золотом; композиционно оно объединено в триптих, и, по всей вероятности, ранее использовалось в качестве культового предмета в даосской литургии. Триптих в 1912 году приобрёл в Китае японский учёный и специалист по искусству Окакура Какудзо (1862-1913) для Музея Изящных Искусств г. Бостон, США, и с тех пор произведение хранится в собрании этого музея. Однако храм, для которого триптих был написан, остаётся неизвестным. Работа являет собой редкий пример средневековой даосской иконографии.
1. Сюжет.
На триптихе изображена троица, известная в даосской мифологии как Сань Гуань (три чиновника), или Сань Гуань Дали (трое великих государей-чиновников). Это Тянь Гуань ( Чиновник небес), Ди Гуань (Чиновник земли, т.е. земной стихии) и Шуй Гуань (Чиновник воды, т.е. водной стихии). Согласно даосской мифологии, они управляют природными силами Неба, Земли и Воды и исполняют приказы Нефритового Императора, наказывая или поощряя людей, насылая на них долгожданный дождь или катастрофическое наводнение, желанное тепло или изнуряющую засуху, и т.д. Считается, что Чиновник земли в качестве наказания может вызвать даже землетрясение. В то же время они могли прощать проступки и злодеяния людей, и избавлять их от различных несчастий. С такими мольбами и обращались к изображённым на триптихе божествам последователи даосского вероучения.
Американская исследователница Сьюзан Ши-Шань Хуан, всесторонне исследовавшая это произведение, сообщает, что присутствие на картинах не только самих трёх чиновников, но и множества духов и призраков является свидетельством того, что в ритаульном смысле триптих представлял собой «лин сян» - набор существ который использовался в даосских заупокойных ритуалах «хуанлучжай», напоминавших буддийский «шуй-лу хуэй» (церемония подношения божествам вегетарианских угощений, которую, согласно древним текстам, учредил лянский правитель У-ди (464-549), взамен практиковавшегося до введения буддизма жертвоприношения животных). Согласно даосскому канону и этнографическим свидетельствам подобные картины вывешивались наряду с другими изображениями даосских божеств для совершения ритуалов отправки «писем к божествам» с просьбами об изгнании злых духов и спасении человеческих душ. Вмешательство космических сил должно было способствовать восстановлению естественного порядка во Вселенной, т.е. способствовать движению по пути (дао). Важность Сань Гуань (трёх чиновников) для даосской литургии зафиксирована исследователями начиная со времён династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Сама структура небесной администрации впервые была описана в эпоху Шести династий (220-589гг.) в трактате "Тайшан дунсюань линбао саньюань пиньцзе гуньдэ циньчжунь цзин" (Священный текст о великих и малых качествах и системе правил Трёх Начал).
В разных даосских сектах идея «трех чиновников стихий» часто соотносилась с представлениями о «Сань юань» (три начала), в соответствии с которыми священными считались пятнадцатые числа первой, седьмой и десятой луны, связанные в свою очередь соответственно с небом, землёй и водой. В эти дни проводились народные праздники; среди них самый известный «Праздник фонарей», связанный с «началом сезона», которое происходило под управлением Чиновника Небес.
-
Шуй Гуань (Чиновник воды). Бостон, Музей изящных искусств.
-
Тянь Гуань (Чиновник небес). Бостон, Музей изящных искусств.
-
Ди Гуань (Чиновник земли). Бостон, Музей изящных искусств.
2. Описание.
Приписывается У Даоцзы. Летающий демон. Копия рельефа из храма Дунъюэ в Цуяне, пров. Хэбэй, сделанная натиранием.
На левой картине триптиха изображен Чиновник воды Шуй Гуань. Он обозревает свои владения, передвигаясь по облакам верхом на драконе в сопровождении охраны и двух служащих его канцелярии. Выезд Шуй Гуаня сопровождают также расположившиеся на туче спутники грозы - охранители молнии, а в нижней части - демоны грома.
Центральная картина триптиха посвящена Чиновнику небес Тянь Гуаню. Он сидит в своей Небесной канцелярии за внушительным столом, принимая просителей. Его окружает многочисленная свита, подтверждающая его высокий статус. За спиной Тянь Гуаня высится роскошный золотой экран-ширма, в сложный узор которого вплетено изображение дракона. Парадность и пышность сцены этого своеобразного «апофеоза бюрократа» в некоторой степени нивелируется выражением лица Тянь Гуаня, отражающего одновременно строгость, справедливость и участливость, которые должны быть присущи высшему чиновнику с честью служащему Нефритовому Императору. Вероятно, художник смог воплотить мысленный идеал всех администраторов так, как им хотелось бы выглядеть, или как они себя представляют.
На правой картине Чиновник земли Ди Гуань верхом на коне в сопровождении своей свиты появляется из скалы. Над его головой держат внушительных размеров зонт. Один из гвардейцев ведёт его коня под уздцы, направляя движение. Вся сцена происходит, по всей вероятности, осенней ночью. В нижней части картины изображён ловец злобных ночных духов Чжун Куй (в период Юань он был известен и как защитник Нового Года), которого, по обычаю, сопровождает компания экзотических демонов. Взгляд Ди Гуаня обращён к одному из демонов - тот показывает ручного сокола для охоты на злых духов.
Исследователи отмечают композиционную симметрию трёх сцен: Чиновник воды и Чиновник земли как бы движутся к центру триптиха, где расположился Чиновник небес: портрет Тянь Гуаня, вписанный в круг его свиты, является смысловым центром композиции (интересно, что в росписях зала Саньцин даосского храма Юнлегун, XIV в., пров. Шаньси, фигура Чиновника небес также занимает особое положение). Фигурам Чжун Куя и демонов в правой нижней части триптиха соответствуют фигуры охранителей молнии в верхней части левой картины, а явление демонов и утопающие в тумане крыши зданий внизу на ней композиционно соответствуют пейзажу со скалой и деревьями в верхней части правой картины.
3. Проблема авторства и датировки.
Мастерская Ван Куя. Будда побеждает Мару. Деталь росписи "Житие Шакьямуни" из храма Яньшаньсы, Фаньшисянь, пров. Шаньси.
Триптих традиционно приписывают кисти прославленного художника эпохи Тан (618-907) У Даоцзы (689-755), но до наших дней не дошло ни одного подлинного произведения этого мастера. После смерти У Даоцзы создавались каменные рельефы, копировавшие его произведения, но и эти рельефы в большинстве погибли. Сохранилась сделанная натиранием минская (1368-1644) копия одного из таких рельефов с изображением «Летающего демона» (рельеф ранее находился в храме Дунъюэ, Цуян, пров. Хэбэй). Исследователи видят в нём близкое стилистическое родство с картинами триптиха. Американские искусствоведы Мэри Фонг (1989) и У Тун (1992) полагают, что стиль изображения фигур триптиха весьма близок манере У Даоцзы. Однако является ли триптих действительно копией с несохранившегося произведения прославленного танского художника - с абсолютной достоверностью ни подтвердить, ни опровергнуть сегодня невозможно.
Живший в государстве Цзинь (1115 – 1254) учёный Юань Хаовэнь (1190-1257) оставил сообщение о подобном триптихе, созданном танским художником Чжу Яо (10в.). Учёный также описал даосскую литургию, проводившуюся с участием этого произведения. Заметки Юань Хаовэня свидетельствуют о том, что данная даосская тематика была популярна в XII – XIII веках.
Современные исследователи отмечают стилистическую, техническую и иконографическую близость триптиха храмовым росписям со сценами «Жития Шакьямуни» из Зала Манчжушри в Яньшаньсы, цзиньском (1115-1254) буддийском храме на горе Утай (пров. Шаньси). Росписи стен этого храма были выполнены бригадой художников во главе с Ван Куем (завершены в 1167 году; в бригаду наряду с другими входил известный художник Ван Хуй, именно ему приписывают лучшую часть росписей). Основываясь на близости этих двух работ американский исследователь У Тун (1997) сделал заключение, что даосский триптих создан в XII веке предположительно профессиональными художниками с севера, специализировавшимися на религиозной живописи, как буддийской, так и даосской.
Марша Вейднер в работе, опубликованной в 1986 году, также настаивает на северном происхождении произведения, но считает, что оно было создано в период правления династии Юань (1271-1368), о чём, по её мнению, свидетельствует моделировка человеческих фигур, тяжёлых складок их одежд, и пейзаж в верхней части правой картины, написанный в манере Го Си (ок. 1020 - ок. 1090).
Ричард М. Барнхарт (1997) датирует произведение приблизительно 1150 годом и приписывает его неизвестной художественной мастерской, в которой были мастер и ассистенты, подтверждая своё мнение тем, что фигуры на картинах написаны одной рукой, а пейзаж определённо другой.
4. Стиль.
Вайшравана, летящий через водные пространства. Танка из Дуньхуана. сер. X в. Британский музей, Лондон.
Более тщательное исследование триптиха привело к выводу, что первые две картины (Чиновник воды и Чиновник небес) совпадают в технике наложения туши и краски на шёлк, в более сложном украшательстве задника сцены, на которой разворачивается действо, в физиогномических особенностях лиц персонажей, и в их атрибутах, но отличаются от третьей картины (Чиновник земли), которая написана в ином стиле. Это различие, возможно, является результатом работы разных художников из одной мастерской, но не исключено, что третья картина была написана совсем в другое время. В пользу этого мнения может служить и тот факт, что на коронах чиновников воды и небес красуется иероглиф «ван» (т.е. князь, владыка), в то время как на короне Чиновника земли этот иероглиф отсутствует.
Живопись всех трёх картин представляет собой комбинацию фигуративных художественных стилей севера Центральной Азии, которые начиная со времён династии Северная Вэй (386-534) оказывали влияние на развитие китайского искусства. Среди характерных черт северного стиля – изображение тяжёлых складок одежд и использование в живописи золота. Применение размывов туши для изображения пространственной глубины известно со времен ранних стеновых росписей в Китае и Центральной Азии.
Любопытна также очевидная параллель между буддийской и даосской живописью, которая следует из сопоставления двух, на первый взгляд далёких друг от друга произведений: «Чиновник Воды» своей иконографией напоминает танку с изображением Вайшраваны, найденную в пещере Дуньхуана, на которой это буддийское божество пересекает водные просторы на облаках сходным образом. Вероятно, это следует считать свидетельством того, что одни и те же иконографические схемы могли использоваться художниками и для изображения даосских, и для изображения буддийских божеств.
5. Библиография.
- Мифологический словарь. М. 1992. стр. 481.
- Духовная культура Китая. Энциклопедия. т. 2, стр. 558-559.
- Richard M. Barnhart “The Five Dynasties (907-960) and the Song Period (960-1279)” in “Three Thousand Years in Chinese Painting”. Yale University Press 1997, pp 106, 108.
- The World of Khubilai Khan. Chinese Art of the Yuan Dynasty. The Metropolitan Museum of Art, N-Y, Yale University Press, New Haven and London, 2010, pp 131 – 135.
- Wu Tung. Tales from the Land of Dragoons; 1000 Years of Chinese Painting. Exh. cat. Boston, Museum of Fine Arts, 1997, p 135.
- Weidner, Marsha Smith. “Ho Ch’eng and Early Yuan Dynasty Painting in Northern China” Archives of Asian Art 39, 1986; pp 5-22.
- Huang, Shi-Shan Susan. “Summoning the Gods: Paintings of Three Officials of Heaven, Earth, and Water and Their Association with Daoist Ritual Performance in the Southern Song Period (1127-1279)” Artibus Asiae, no.1, 2001. pp 5-52.
- Huang, Shi-Shan Susan. “The Triptych of Daoist Deities of Heaven, Earth, and Water and the Making of Visual Culture in the Southern Song Period (1127-1279)”. Ph.D. diss., Yale University, New Haven, 2002.
wreferat.baza-referat.ru
Даосский триптих У Даоцзы — википедия фото
Произведение представляет собой три картины (каждая размером 125,5×59 см) с изображением даосских божеств, написанных на шёлке тушью, водяными красками и золотом; композиционно оно объединено в триптих, и, по всей вероятности, ранее использовалось в качестве культового предмета в даосской литургии. Триптих в 1912 году приобрёл в Китае японский учёный и специалист по искусству Окакура Какудзо (1862—1913) для Музея Изящных Искусств Бостона, США, и с тех пор произведение хранится в собрании этого музея. Однако храм, для которого триптих был написан, остаётся неизвестным. Работа являет собой редкий пример средневековой даосской иконографии.
Сюжет
На триптихе изображена троица, известная в даосской мифологии как Сань Гуань (три чиновника), или Сань Гуань Дали (трое великих государей-чиновников). Это Тянь Гуань (Чиновник небес), Ди Гуань (Чиновник земли, то есть земной стихии) и Шуй Гуань (Чиновник воды, то есть водной стихии). Согласно даосской мифологии, они управляют природными силами Неба, Земли и Воды и исполняют приказы Нефритового Императора, наказывая или поощряя людей, насылая на них долгожданный дождь или катастрофическое наводнение, желанное тепло или изнуряющую засуху, и т. д. Считается, что Чиновник земли в качестве наказания может вызвать даже землетрясение. В то же время они могли прощать проступки и злодеяния людей, и избавлять их от различных несчастий. С такими мольбами и обращались к изображённым на триптихе божествам последователи даосского вероучения.
Американская исследователница Сьюзан Ши-Шань Хуан, всесторонне исследовавшая это произведение, сообщает, что присутствие на картинах не только самих трёх чиновников, но и множества духов и призраков является свидетельством того, что в ритаульном смысле триптих представлял собой «лин сян» — набор существ который использовался в даосских заупокойных ритуалах «хуанлучжай», напоминавших буддийский «шуй-лу хуэй» (церемония подношения божествам вегетарианских угощений, которую, согласно древним текстам, учредил лянский правитель У-ди (464—549), взамен практиковавшегося до введения буддизма жертвоприношения животных). Согласно даосскому канону и этнографическим свидетельствам подобные картины вывешивались наряду с другими изображениями даосских божеств для совершения ритуалов отправки «писем к божествам» с просьбами об изгнании злых духов и спасении человеческих душ. Вмешательство космических сил должно было способствовать восстановлению естественного порядка во Вселенной, то есть способствовать движению по пути (дао). Важность Сань Гуань (трёх чиновников) для даосской литургии зафиксирована исследователями начиная со времён династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Сама структура небесной администрации впервые была описана в эпоху Шести династий (220—589 гг.) в трактате «Тайшан дунсюань линбао саньюань пиньцзе гуньдэ циньчжунь цзин» (Священный текст о великих и малых качествах и системе правил Трёх Начал).
В разных даосских сектах идея «трех чиновников стихий» часто соотносилась с представлениями о «Сань юань» (три начала), в соответствии с которыми священными считались пятнадцатые числа первой, седьмой и десятой луны, связанные в свою очередь соответственно с небом, землёй и водой. В эти дни проводились народные праздники; среди них самый известный «Праздник фонарей», связанный с «началом сезона», которое происходило под управлением Чиновника Небес.
Описание
Приписывается У Даоцзы. Летающий демон. Копия рельефа из храма Дунъюэ в Цуяне, пров. Хэбэй, сделанная натиранием.На левой картине триптиха изображен Чиновник воды Шуй Гуань. Он обозревает свои владения, передвигаясь по облакам верхом на драконе в сопровождении охраны и двух служащих его канцелярии. Выезд Шуй Гуаня сопровождают также расположившиеся на туче спутники грозы — охранители молнии, а в нижней части — демоны грома.
Центральная картина триптиха посвящена Чиновнику небес Тянь Гуаню. Он сидит в своей Небесной канцелярии за внушительным столом, принимая просителей. Его окружает многочисленная свита, подтверждающая его высокий статус. За спиной Тянь Гуаня высится роскошный золотой экран-ширма, в сложный узор которого вплетено изображение дракона. Парадность и пышность сцены этого своеобразного «апофеоза бюрократа» в некоторой степени нивелируется выражением лица Тянь Гуаня, отражающего одновременно строгость, справедливость и участливость, которые должны быть присущи высшему чиновнику с честью служащему Нефритовому Императору. Вероятно, художник смог воплотить мысленный идеал всех администраторов так, как им хотелось бы выглядеть, или как они себя представляют.
На правой картине Чиновник земли Ди Гуань верхом на коне в сопровождении своей свиты появляется из скалы. Над его головой держат внушительных размеров зонт. Один из гвардейцев ведёт его коня под уздцы, направляя движение. Вся сцена происходит, по всей вероятности, осенней ночью. В нижней части картины изображён ловец злобных ночных духов Чжун Куй (в период Юань он был известен и как защитник Нового Года), которого, по обычаю, сопровождает компания экзотических демонов. Взгляд Ди Гуаня обращён к одному из демонов — тот показывает ручного сокола для охоты на злых духов.
Исследователи отмечают композиционную симметрию трёх сцен: Чиновник воды и Чиновник земли как бы движутся к центру триптиха, где расположился Чиновник небес: портрет Тянь Гуаня, вписанный в круг его свиты, является смысловым центром композиции (интересно, что в росписях зала Саньцин даосского храма Юнлэгун, XIV в., пров. Шаньси, фигура Чиновника небес также занимает особое положение). Фигурам Чжун Куя и демонов в правой нижней части триптиха соответствуют фигуры охранителей молнии в верхней части левой картины, а явление демонов и утопающие в тумане крыши зданий внизу на ней композиционно соответствуют пейзажу со скалой и деревьями в верхней части правой картины.
Проблема авторства и датировки
Мастерская Ван Куя. Будда побеждает Мару. Деталь росписи «Житие Шакьямуни» из храма Яньшаньсы, Фаньшисянь, пров. Шаньси.Триптих традиционно приписывают кисти прославленного художника эпохи Тан (618—907) У Даоцзы (689—755), но до наших дней не дошло ни одного подлинного произведения этого мастера. После смерти У Даоцзы создавались каменные рельефы, копировавшие его произведения, но и эти рельефы в большинстве погибли. Сохранилась сделанная натиранием минская (1368—1644) копия (эстампаж) одного из таких рельефов с изображением «Летающего демона» (рельеф ранее находился в храме Дунъюэ, Цуян, пров. Хэбэй). Исследователи видят в нём близкое стилистическое родство с картинами триптиха. Американские искусствоведы Мэри Фонг (1989) и У Тун (1992) полагают, что стиль изображения фигур триптиха весьма близок манере У Даоцзы. Однако является ли триптих действительно копией с несохранившегося произведения прославленного танского художника — с абсолютной достоверностью ни подтвердить, ни опровергнуть сегодня невозможно.
Живший в государстве Цзинь (1115—1254) учёный Юань Хаовэнь (1190—1257) оставил сообщение о подобном триптихе, созданном танским художником Чжу Яо (10в.). Учёный также описал даосскую литургию, проводившуюся с участием этого произведения. Заметки Юань Хаовэня свидетельствуют о том, что данная даосская тематика была популярна в XII—XIII веках.
Современные исследователи отмечают стилистическую, техническую и иконографическую близость триптиха храмовым росписям со сценами «Жития Шакьямуни» из Зала Манчжушри в Яньшаньсы, цзиньском (1115—1254) буддийском храме на горе Утай (пров. Шаньси). Росписи стен этого храма были выполнены бригадой художников во главе с Ван Куем (завершены в 1167 году; в бригаду наряду с другими входил известный художник Ван Хуй, именно ему приписывают лучшую часть росписей). Основываясь на близости этих двух работ американский исследователь У Тун (1997) сделал заключение, что даосский триптих создан в XII веке предположительно профессиональными художниками с севера, специализировавшимися на религиозной живописи, как буддийской, так и даосской.
Марша Вейднер в работе, опубликованной в 1986 году, также настаивает на северном происхождении произведения, но считает, что оно было создано в период правления династии Юань (1271—1368), о чём, по её мнению, свидетельствует моделировка человеческих фигур, тяжёлых складок их одежд, и пейзаж в верхней части правой картины, написанный в манере Го Си (ок. 1020 — ок. 1090).
Ричард М. Барнхарт (1997) датирует произведение приблизительно 1150 годом и приписывает его неизвестной художественной мастерской, в которой были мастер и ассистенты, подтверждая своё мнение тем, что фигуры на картинах написаны одной рукой, а пейзаж определённо другой.
Стиль
Вайшравана, летящий через водные пространства. Танка из Дуньхуана. сер. X в. Британский музей, Лондон.Более тщательное исследование триптиха привело к выводу, что первые две картины (Чиновник воды и Чиновник небес) совпадают в технике наложения туши и краски на шёлк, в более сложном украшательстве задника сцены, на которой разворачивается действо, в физиогномических особенностях лиц персонажей, и в их атрибутах, но отличаются от третьей картины (Чиновник земли), которая написана в ином стиле. Это различие, возможно, является результатом работы разных художников из одной мастерской, но не исключено, что третья картина была написана совсем в другое время. В пользу этого мнения может служить и тот факт, что на коронах чиновников воды и небес красуется иероглиф «ван» (то есть князь, владыка), в то время как на короне Чиновника земли этот иероглиф отсутствует.
Живопись всех трёх картин представляет собой комбинацию фигуративных художественных стилей севера Центральной Азии, которые начиная со времён династии Северная Вэй (386—534) оказывали влияние на развитие китайского искусства. Среди характерных черт северного стиля — изображение тяжёлых складок одежд и использование в живописи золота. Применение размывов туши для изображения пространственной глубины известно со времен ранних стеновых росписей в Китае и Центральной Азии.
Любопытна также очевидная параллель между буддийской и даосской живописью, которая следует из сопоставления двух, на первый взгляд далёких друг от друга произведений: «Чиновник Воды» своей иконографией напоминает танку с изображением Вайшраваны, найденную в пещере Дуньхуана, на которой это буддийское божество пересекает водные просторы на облаках сходным образом. Вероятно, это следует считать свидетельством того, что одни и те же иконографические схемы могли использоваться художниками и для изображения даосских, и для изображения буддийских божеств.
Библиография
- Мифологический словарь. М. 1992. стр. 481.
- Духовная культура Китая. Энциклопедия. т. 2, стр. 558—559.
- Richard M. Barnhart «The Five Dynasties (907—960) and the Song Period (960—1279)» in «Three Thousand Years in Chinese Painting». Yale University Press 1997, pp 106, 108.
- The World of Khubilai Khan. Chinese Art of the Yuan Dynasty. The Metropolitan Museum of Art, N-Y, Yale University Press, New Haven and London, 2010, pp 131–135.
- Wu Tung. Tales from the Land of Dragoons; 1000 Years of Chinese Painting. Exh. cat. Boston, Museum of Fine Arts, 1997, p 135.
- Weidner, Marsha Smith. «Ho Ch’eng and Early Yuan Dynasty Painting in Northern China» Archives of Asian Art 39, 1986; pp 5–22.
- Huang, Shi-Shan Susan. «Summoning the Gods: Paintings of Three Officials of Heaven, Earth, and Water and Their Association with Daoist Ritual Performance in the Southern Song Period (1127—1279)» Artibus Asiae, no.1, 2001. pp 5–52.
- Huang, Shi-Shan Susan. «The Triptych of Daoist Deities of Heaven, Earth, and Water and the Making of Visual Culture in the Southern Song Period (1127—1279)». Ph.D. diss., Yale University, New Haven, 2002.
org-wikipediya.ru
У Даоцзы — бог живописи Китая
У Даоцзы — «бог живописи» Китая. Иллюстрация: С.М. Ян/Великая Эпоха
В 7 веке в Китае родился У Даоцзы — лучший художник во времена династии Тан*. В своих картинах мастер изображал людей, божеств, Будд, птиц, цветы, вооружённую свиту чиновников, а также рисовал пейзажи, мосты и здания. Но особенно хороши были его портреты Будд, и потому уже более тысячи лет его почитают как бога живописи Китая.* Приблизительные года жизни художника: 686—760 гг. н.э.
У Даоцзы был очень открытым человеком, в своих картинах он всегда старался передать внутреннюю духовную силу, а не зацикливаться на мелких деталях, благодаря чему его картины, нарисованные плавными мазками, всегда выглядели великолепно. Большинство своих картин и фресок он старался завершить за один подход.
Согласно легенде, однажды, когда У Даоцзы должен был нарисовать ореол вокруг головы Будды, он сделал это безо всяких эскизов и замеров. А в другой раз император отправил художника к реке, чтобы тот посмотрел на красивые виды и затем воспроизвёл увиденное на холсте. Когда У вернулся, он попросил закрепить для него холст и без каких-либо черновиков в течение одного дня изобразил на шёлке величественную панораму, которая охватила весь горизонт — от края и до края. Другим художникам пришлось бы потратить более месяца, чтобы нарисовать такой пейзаж.
Ещё одна история рассказывает о том, как однажды он готовил приданое к свадьбе своей дочери. Хотя У и был очень известным художником, но многие картины отдавал даром, поэтому жил скромно. Тогда он принялся рисовать картины для дочки днями и ночами, а затем сложил их всех в подарочную упаковку и отдал в качестве приданого.
Его зять был жадным и заносчивым человеком. Обнаружив, что в приданом нет золота и драгоценностей, а только несколько картин, он сильно разгневался. Однажды, дождавшись когда дочь У Даоцзы уйдёт из дома, он, не глядя на картины, стал сжигать их одна за другой. Когда его жена пришла домой, творения уже пылали в огне — все, кроме одной картины, сделанной на шёлковой ткани. Сильно поссорившись с мужем, она уснула в постели одна, укрываясь спасённым полотном.
На следующее утро зять У Даоцзы увидел свою жену, укрытую новым покрывалом. Глядя, как аккуратно она сворачивает полотно в свиток, он потерял дар речи — рисунок настолько поразил его своей живостью и красотой, что он почувствовал глубокое раскаяние.
Все эти легенды говорят о высоком уровне художественного мастерства У Даоцзы. Его самые известные картины изображали буддийскую тематику, в которых особенно выделялись китайская традиционная одежда и черты характера — это было новинкой в Поднебесной, так как буддизм пришёл в страну из Индии. «Китаизация» религиозной темы оказала большое влияние на будущие поколения художников. В китайской истории по живости и глубине картин трудно найти другого художника, который смог бы сравниться с У Даоцзы.
Дэвид У, Великая Эпоха
www.epochtimes.com.ua