Александр Родченко — мастер фотоискусства. Художник родченко картины
Творчество Александра Михайловича Родченко (1891—1956)Александр Михайлович Родченко — художник из замечательной плеяды разносторонних мастеров советского искусства, ярко проявивших себя в 1920-30-е годы. Он оставил след практически во всех областях современной визуальной культуры. Его имя известно архитекторам и дизайнерам, модельерам одежды и театральным художникам, фотографам и кинорежиссерам многих стран мира. Родченко — художник универсального типа: его наследие включает живопись и графику, плакат и искусство книги, дизайнерские и архитектурные проекты. Родченко — основатель первой советской дизайнерской школы Вхутемаса-Вхутеина, сотрудник журналов "ЛЕФ", "Новый ЛЕФ", "Советское фото", член художественного объединения "Октябрь", в которое входили С. Эйзенштейн, А. Дейнека, Д. Моор и другие. "Он родился над сценой", — так писал о себе Родченко в 1939 году в автобиографической сказке "Черное и белое". Отец — бутафор в театре на Невском в Петербурге, мать — прачка. Условности и иллюзии театра казались естественными, привычными и знакомыми. Семья переехала в Казань, и в 1910 году Родченко поступил вольнослушателем в Казанскую художественную школу, которую успешно окончил. Но как было написано в выданном Родченко, "сыну крестьянина", удостоверении, он "не может воспользоваться правами, предоставленными окончившим курс упомянутой школы так как не проходил общеобразовательного курса и не имеет свидетельства об окончании какого-либо другого среднего общеобразовательного учебного заведения". В Казани он познакомился с художницей Варварой Степановой, своей будущей женой. Родченко дебютировал как живописец и график в Москве, в 1916 году на выставке "Магазин", организованной Владимиром Татлиным, где выставил несколько кубофутуристических живописных работ, серию театральных костюмов и ряд графических композиций, выполненных с помощью чертежных инструментов. Молодые художники-новаторы, в круг которых вошел Родченко, приняли революцию без колебаний. "Мы пошли работать с большевиками", — писал Родченко позднее в своих воспоминаниях "Работа с Маяковским". Он занимался праздничным оформлением города, устраивал выставки, участвовал в первых конкурсах молодой республики на эмблемы для профсоюзов и газетные киоски. В 1917- 19 годы Родченко от живописно-графического изображения переходит к проектированию воображаемых пространственных структур. "Динамизм плоскости" — называется одна из серий холстов, в которых геометрические формы парят, пересекаются, стремительно двигаются в глубину поля картины. Художник внимательно исследует проблемы цвета, фактуры и конструкции в живописи. В 1921 году вместе с группой художников-конструктивистов (пионерами советского дизайна: А.Весниным, Л.Поповой, А.Экстер) Родченко и Степанова подводят итоги своему станковому аналитическому творчеству (выставка "5x5=25", где Родченко выставил три монохромных холста: красный, желтый и синий) и обращаются к совершенно новой для себя области — проектированию вещей, книг, плакатов. Родченко становится "конструктором", он ищет рациональную форму для одежды, посуды, книжной обложки. Титры Родченко к "Кино-правде" Д.Вертова своей броскостью, динамичностью "озвучивали" зрительно немую кинохронику. Тот же призывный характер сохранялся и в первых образцах яркой, демократичной советской рекламы, созданной Родченко совместно с Маяковским. Они называли себя "реклам-конструкторами". По предложению Маяковского, Родченко было поручено оформление советского раздела Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. Оборудование для показательного Рабочего клуба (1925) — одно из основных произведений Родченко-дизайнера. В павильоне стоял продолговатый стол с откидными поверхностями для чтения, шахматный столик для двух игроков, книжная полка-витрина, трансформируемая трибуна, превращавшаяся в стенд для выставок и экран для показа фильмов. Все оборудование было задумано с учетом многофункционального использования помещения. Открытые цвета: черный, серый, красный, белый — подчеркивали конструктивность мебели. Не случайно этот комплект оборудования в 1970-80-е годы неоднократно реконструировался для выставок, посвященных искусству революции. В нем сконцентрированы художественные и гуманистические идеи дизайна двадцатых годов. Творчество Александра Родченко неразрывно связано с идеями научно-технического прогресса. Наука и техника входят в искусство не только прямо, изобразительно. Они меняют мышление, средства и области работы художника. Наиболее часто употреблявшиеся Родченко слова: изобретение, эксперимент, открытие, индустрия. Его библиотека свидетельствует о постоянном интересе к науке. Здесь есть книги не только по истории искусства, но и по астрономии, физике, радиотехнике, дневники путешественников. Родченко жил в то время, когда перемены в жизни, связанные с наукой и техникой, еще только намечались. Но люди искусства уже предчувствовали будущее. О стеклянных небоскребах писал В. Хлебников. "Город-сад" — метафора Маяковского. Здание-памятник придумал В. Татлин. Родченко тоже набрасывал контуры небывалых зданий с мачтами, воздушными переходами, экранами. Его пространственная конструкция "Круг в круге" напоминает во много раз увеличенную модель атома, хотя она выполнена в 1920 году, когда в физике еще только начиналось исследование структуры материи. В пространственных моделях и дизайнерских проектах Родченко угадываются математические алгоритмы и программы построения структуры. Интерес к науке, к познанию объективных законов искусства привел Родченко и Степанову в 1920 году в Институт художественной культуры, созданный по инициативе В.Кандинского при Отделе ИЗО Наркомпроса. Здесь художники обсуждали особенности зрительного восприятия, секреты творческих технологий и приемов, фундаментальные основы структуры произведений искусства, вопросы влияния техники на искусство. При активном участии Родченко подготавливался теоретический и творческий переход к конструктивизму, производственному искусству. Идеи, высказанные в эти годы, нашли применение и в учебных программах Вхутемаса-Вхутеина. "Искусство будущего не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и проч.", — писал Родченко. Он учил своих студентов быть не рисовальщиками и прожектерами, а учеными, изобретателями, конструкторами. Он учил их обращаться с техникой и технологией как инструментами художника. Его выпускники работали на Метрострое, в ЦАГИ, создавали новые транспортные средства, разрабатывали массовую мебель. Александр Родченко не мог не обратиться к фотографии. Фотография — детище науки и техники. Художник превратил это техническое средство в способ культурной коммуникации. Он снимал своих современников, Москву, спорт, новостройки, первую советскую технику. Он отстаивал своими статьями о фотографии и снимками необходимость подвижности фотоаппарата, показывал разнообразие точек зрения. Родченко агитировал фотографией за новый мир, новый быт, новую визуальную культуру. Его плакаты и книжные обложки насыщены фотоизображениями, фотомонтажами. Родченко раскрывал творческие возможности фотографии, ее социальность, документальность, техническую совершенность, современность. С начала 1930-х годов Родченко и Степанова работали над оформлением фотокниг и фотоальбомов: "Первая Конная", "Красная Армия", "10 лет Узбекистана", "Москва" и многих других. В этих книгах был минимум текста, и вся нагрузка восприятия содержания целиком ложилась на документальный фотоматериал. Родченко и Степанова становились как бы режиссерами визуальных книг, подробно разрабатывая каждый разворот, подбирая снимки и образы, как слова в предложениях. Эти фотоальбомы, так же как и номер журнала "СССР на стройке", оформленные художниками, стали этапными в развитии советского полиграфического искусства. В 1941-42 годах Родченко был в эвакуации в г. Очер (Пермская обл.), состоял внештатным фотокорреспондентом, оформлял "Окна ТАСС". В послевоенные годы продолжал занятия фотографией и живописью. В отличие от композиции 1920-х годов, живопись Родченко, выполненная в 1930-40-е годы — фигуративна. Он изображал цирк, таинственный мерцающий огнями зрительный зал, на фоне которого раскачиваются гимнасты, скачут лошади, летают шары жонглеров. Другая поздняя живописная серия — портреты-впечатления, совсем крошечные по формату, но виртуозно написанные. Они тоже напоминают театр, впечатления детства... В какой бы области творчества не работал Родченко — всюду он стремился найти новое, оригинальное решение, созвучное настроениям времени. Родченко считал, что творческим материалом художника может стать весь мир. Нужно лишь мечтать и не бояться нового. По его представлению, в сферу искусства попадает не только наука и техника, но и вся повседневная жизнь человека. В его творческой судьбе как бы постоянно слышен один из лозунгов, придуманных Родченко для студентов еще в 1920 году: "Человек, организовавший свою жизнь, работу и самого себя — есть современный художник". А.Лаврентьев Галерея работ Александра Михайловича РодченкоКем был Александр Михайлович Родченко? Художником книги, мастером плаката и рекламы, изобретателем небывалых пространственных конструкций и архитектором-утопистом, агитатором, экспериментатором в живописи, промышленном искусстве? Все эти грани его творчества как-то не спорили друг с другом, не были обособлены друг от друга и возникли в результате потребности художника участвовать в самом процессе строительства нового. Как писал сам Родченко в одном из стихотворений: «сдвигаем тишину с упрямством ярости... Искатели! смелые бунтари! Прочь гоните отживших мумий, влюбленных в романтические сумерки исписанных старух со сгнившим развалившимся великолепием... Дерзание дерзостных настоящее наше «вперед»!» И в одной из своих статей, заявляя о том, что лично он видит призвание художника в том, чтобы новое, не бывшее прежде вносить в жизнь, писал: «Христофор Колумб был открывателем новых материков и только. Художник не пассивно отражает эпоху, а рядом со всеми строит ее. Отсюда самые широкие сферы приложения творческих сил». В живописи Родченко отражает мир динамичных, острых контрастов. В ней ощущается ясное, мажорное восприятие самого искусства как радостного активного действия. От его проектов конструкций тянутся нити к новым архитектурным решениям, к широко вошедшим в практику приемам оформления городских пространств и опытам по изучению движения в искусстве, исследованиям роли фактора времени. В полиграфии Родченко ясная устойчивость геометрических элементов составляет, как в здании, каркас книги. Он вводит в ее структуру фотографию как самый подлинный, реальный документ. Плакатная агитационная направленность, свойственная монтажу его книг, была особенно уместна в книге массовой, политической, в оформлении книг Маяковского. Родченко оформил 13 книг поэта, в том числе поэму «Про это» (1923). Проекты мебели, разрабатываемые с учениками во Вхутемасе. Проект оформления рабочего клуба для Всемирной выставки декоративных искусств в Париже в 1925 году. Работа для театра и кино... Что все это — самоуничижительное растворение в утилитарности? Иные стулья и обложки устаревают (неизбежно!), но остается ценной сама демонстрация возможностей искусства в решении простых житейских задач. В лучших проектах Родченко мы чувствуем не только четкость функционального решения (удобно сидеть, читать). В них есть пафос, эмоциональность пластики, строго рассчитанной в своем действии. Например, сила воздействия оформления рабочего клуба определялась, в частности, продуманной артистической «аранжировкой» цвета. Сочетание белого, красного и серого создавало ощущение спокойствия и ясности. В фотомонтажных обложках, книгах, плакатах мы часто видим неожиданные сопоставления различных мотивов, контрасты масштабов, создающие впечатление увлекательной фантастической композиции. Было логично, что именно Родченко, художник, настойчиво искавший в своем искусстве наиболее активные методы воздействия на зрителя, так решительно преобразовал фотографию, сделав ее ветвью изобразительного искусства. Его работа в этой области приучала фотографов к особому динамичному взгляду на действительность и смелым композиционным сопоставлениям, вскрывающим самую суть явления, отучала от подражания живописи, картине в построении кадра. Художник, агитировавший своим творчеством за новые формы жизни, не упускавший для этого никогда никаких возможностей, Родченко особое значение придавал точности пластики вещи. Сталкивая рациональное и фантастическое, статичное и динамичное, изысканное и «грубое», он всегда давал себе ясный отчет о цели каждой практической и экспериментальной работы. Интуиция не исключала контроля, и в этом эстетика Родченко сродни Брехту. Без Родченко двадцатых годов нельзя представить художественную культуру эпохи. Он среди тех, кто формировал ее, талантливо ошибался и талантливо находил. Простое, энергичное искусство Родченко могло показаться почти схематическим в сравнении со сложно выстроенными художественными мирами иных его современников. Или даже в сравнении с его собственной виртуозной динамикой живописных холстов. Он доводил форму своих работ до «сгущенности» и выразительности знака, знака пространства, знака социального понятия. Это сознательный аскетизм, вобравший в себя богатство и энергию пластической культуры. Искусство должно действовать сразу и эффективно, как изобразительный фольклор, обращаться к массе, понятой не как сумма индивидуальных восприятий, а как некое единство чувств, мыслей, восприятий. Это сознательная концентрация художественной воли — закономерный, почти запрограммированный вывод из личного понимания активности социальной функции искусства и напряженных аналитических исканий, В 1930 и 1940-е годы внимание Родченко все больше сосредоточивалось на фотографии в книге. Вместе с В. Степановой он оформляет журналы и проектирует интереснейшие документальные альбомы. И снова в его жизни важное место занимает живопись. Таковы небольшие, артистичные вариации на темы цирка, поразительные, фантастически напряженные по ощущению холсты 1942—1943 годов. Он и теперь не повторял в новых вещах старых опытов. Во всем, что ни делал Родченко, чувствуешь единство отношения к миру, единство пластики. Это не манера, а метод решения пластических задач, философия творчества. Он не был настолько универсален, как это представлялось самому мастеру, но, пожалуй, в наш век ни один метод и не может претендовать на всеобщность. Во всяком случае, вклад Родченко в развитие художественной культуры значителен и бесспорен. Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Биография художника Родченко Александр Михайлович
5 декабря 1891 (Санкт-Петербург) — 3 ноября 1956 (Москва)
Живописец, график, дизайнер, сценограф, фотограф
Родился в семье театрального бутафора. В 1910–1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина. В 1914 переехал в Москву. Женился на В. Ф. Степановой. Продолжил обучение в Строгановском художественно-промышленном училище. В эти годы увлекся стилистикой модерна, придумывал декоративные виньетки. Однако уже в 1915 создавал графические композиции при помощи чертежных инструментов — циркуля и линейки. Увлекся коллажем. В 1916 вместе с Л. С. Поповой, В. Е. Татлиным, А. А. Экстер принял участие в футуристической выставке «Магазин» в Москве. В 1917 совместно с Татлиным и Г. Б. Якуловым оформил кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту: создал проекты осветительных приборов.
В 1918–1920 работал над пространственными конструкциями. С 1918 работал в отделе ИЗО Наркомпроса, в 1918–1926 преподавал в школе московского Пролеткульта. С 1920 — член президиума Инхука. Родченко — один из организаторов производственного факультета ВХУТЕМАСа, а затем ВХУТЕИНа. Был в этих институтах деканом металлообрабатывающего отделения.
В 1920-е работал вместе с В. В. Маяковским в области плаката и книги. В 1921 экспонировал свои работы на выставке «5 х 5 = 25». В 1925 участвовал в международной выставке декоративного искусства в Париже, где экспонировал оборудование рабочего клуба и был удостоен четырех серебряных медалей.
С начала 1920-х работал для театра. В 1920 создал эскизы костюмов для неосуществленной постановки А. М. Гана «Мы». В 1929 оформил спектакль «Клоп» по пьесе В. В. Маяковского в театре В. Мейерхольда. В 1931 — спектакль «Шестая мира» для Московского мюзик-холла. Сотрудничал в журналах «Леф» (1923–1925) и «Новый Леф» (1927–1928), где публиковались некоторые его статьи и фотографии. Активно заниматься фотографией Родченко стал с конца 1920-х.
В 1930 вступил в группу «Октябрь», куда входили Г. Г. Клуцис и Эль Лисицкий. В 1930-х — 1940-х, в период гегемонии социалистического реализма, неоднократно подвергался нападкам. С 1935 вместе со Степановой оформлял фотоальбомы и журналы в издательстве «Изогиз». В начале 1940-х писал картины в духе абстрактного экспрессионизма.
В 1962 в Литературном музее в Москве состоялась ретроспективная выставка работ художника.
Родченко принадлежит к блистательным представителям новаторского направления 1920-х. В своем творчестве он стремился соединить технические задачи с художественными, по-новому осмыслить роль плаката и рекламы. Художественная эволюция Родченко была многогранной и вобрала в себя ранние символистские работы 1913, графические работы, выполненные в 1915 при помощи циркуля и линейки, абстрактную живопись второй половины 1910-х — начала 1920-х, подвешенные конструкции 1918–1921, фотографические работы 1920-х — 1930-х. Живопись Родченко, несмотря на ее несомненное новаторство, все же опиралась на различные источники: супрематизм К. С. Малевича и архитектоническую живопись Л. С. Поповой. Подлинной кульминацией творчества художника стали эксперименты с тремя измерениями — подвешенные конструкции. Вообще живопись, графика и пространственные объекты Родченко всегда были очень технологичны по методу. Любое его произведение — это своего рода лаборатория для художественного эксперимента.
Значительное место в творчестве Родченко занимает фотография, в которой он также выступил в роли новатора. Хотя первые фотоопыты были традиционны, именно благодаря им зритель знает лица многих знаменитых людей того времени: Маяковского, Осипа и Лили Брик, Кудешова, Асеева. В дальнейшем он первым в фотографии отказался от фронтального изображения и начал «играть» ракурсами фотокадра, заставляя зрителя по-иному взглянуть на привычный обыденный мир. Однако эти поиски самостоятельного изобразительного языка фотографии не мешали Родченко фиксировать помпезность физкультурных парадов и исчезающую прелесть старых московских площадей, позволяя в каждом кадре воплощать подлинный дух времени.
Работы Родченко находятся во многих музеях: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Художественном институте Чикаго, Музее Людвига в Кельне и других.
Показать цены на работы художника
artinvestment.ru
Александр Родченко: жизнь и творчество
Александр Михалович Родченко, конструктивист и дизайнер, провел всю сознательную жизнь в творческих исканиях. Он не всегда находил понимание у государства, и тогда в работе наступал застой, а в душе - тоска. Особенно этим отмечены последние годы жизни.
Детство и юность
В семье театрального бутафора и прачки в 1891 году родился сын Александр. Через одиннадцать лет они переехали в Казань. Там Родченко в 1905 году окончил начальное приходское училище. Родители мечтали, что сын выучится и станет зубным техником – специальность обеспеченного человека, а подростку хочется рисовать. С 20 лет и до начала Первой мировой войны он четыре года занимается в Казани, в художественной школе, где и познакомится с Варей Степановой, которая станет потом подругой и соратником на всю жизнь. Но в 1914 году его забирают в армию и направляют в Московское земство, где он заведует хозяйством санитарного поезда.
Москва
С 1916 года Александр Родченко начинает проводить эксперименты с живописью и участвовать в выставках В. Татлина, на которых он выставляет свои авангардистские картины. Можно по-разному относиться к авангарду. В этих произведениях кто-то найдет глубокий смысл в изобретенных новых формах, ведь о чем-то думал художник, создавая картины. Александр Родченко рассматривал свои творческие поиски как метод исследования. Ведь он писал программы, в которых фиксировал свои убеждения. А в картинах, составленных из геометрических форм, пытался выявить глубину пространства и форму элементов.
Организаторская деятельность в Москве
В 1917 году художники создают профессиональный союз. Александр Родченко – вполне сформировавшийся человек, ему 26 лет, он полон энергии и, будучи секретарем профсоюза, берется за организацию быта молодых художников. Помимо этого он участвует в оформлении кафе «Питтореск», а также служит в Наркомпросе.
Творчество
В 1923 году вышла книга Маяковского «Про это». К ней Родченко создал блестящие иллюстрации. Фотоколлажи включали портреты самого создателя и его возлюбленной Лили Брик. Книга была неоднозначно воспринята современниками. Оформление усилило откровенность драмы. Например, Луначарский был в восторге от поэмы, но к ее оформлению отнесся скептически, слишком новаторской была работа Родченко. Эта книга явилась продолжением их совместной дизайнерской работы над плакатами. В 20-х годах язык плаката резко изменился – стал крайне броским, лаконичным, информативным. От западноевропейского он резко отличался своими новаторскими формами. Маяковский и Родченко в тандеме создавали в 23-25 годах в рамках конструктивизма политические агитационные плакаты. За этот короткий период были созданы несколько призывов обращаться в Моссельпром, среди которых наиболее яркими являются «Дешевый хлеб» и «Нигде кроме…», а также сóски Резинотреста, реклама ГУМа. Кроме броских текстов они выделяются визуальными способами воздействия: простые контрастные яркие цвета, странные ракурсы. А также использовались наклонные, вертикальные и горизонтальные линии, шрифт разного размера. Все вместе взятое не могло не привлечь внимания и не убедить.
Новый вид искусства
Случайно раскрылась следующая грань таланта этого необыкновенного человека – фотоискусство. Александр Родченко был поставлен перед необходимостью фотографировать свои театральные работы. Что поразительно, идеи просто фонтанируют в 20-е годы. Возникает вопрос: когда он успевал их все реализовывать? Работал, что ли, по 24 часа? Открыв для себя новый вид искусства, он со всем пылом отдавался ему. Он ловил моменты жизни везде и создавал шедевры. Он снимал людей и предметы с необычных точек, брал ракурсы под углом, фотографировал снизу и сверху, создавал портреты. Это были и павильонные съемки, и на улицах города, и на природе.
В 30-х годах Родченко обвинили в буржуазности за съемку пионера, который трубит в трубу. Но он продолжал работать, не подстраиваясь под требования власти. Дело закончилось тем, что в 51 году его исключили из Союза художников. Это был мрачный период в его жизни и в жизни его жены Варвары Степановой. Но все утряслось после смерти Сталина, и в 54 году Родченко был восстановлен в рядах художников. Спустя два года, в 1956-м, Родченко ушел из жизни. Ему было 64 года.
Но он сделал столько, что его архивы надо продолжать исследовать и делать фотовыставки его работ, поскольку они отражают время и не потеряли художественной выразительности.
fb.ru
«Будущее — единственная наша цель». Художник-авангардист Родченко
«Будущее — единственная наша цель». Художник-авангардист Родченко
2013-12-06 Анастасия Пугач Версия для печати
«Будущее — единственная наша цель»
А. Родченко, газета «Искусство Коммуны», 1918 г.
ХХ век в искусстве проходил под знаменем авангарда. Он разрывает любые связи с видимой действительностью и оперирует только красками, цветом, формой и линией. Побуждает зрителя, прежде всего, смотреть вперед, искать новое, прежде неведомое, открывать, изобретать, думать и переделывать...
5 декабря исполняется 123 года со дня рождения Александра Михайловича Родченко — новатора и авангардиста, художника и фотографа, мастера всевозможных «измов» начала ХХ века. Главным из них для Родченко стал конструктивизм.
Александр Родченко родился 5 декабря 1891 года в семье театрального бутафора. Учился в Казанской художественной школе, затем служил в армии. В 1916 году обосновался в Москве, где и познакомился с Варварой Степановой, ставшей его супругой, музой и соратницей до конца жизни. Можно сказать, что вместе они изобрели конструктивизм, ставший логическим выводом из предшествующих ему художественных течений — кубизма и супрематизма. Впервые Родченко и его соратники представили конструктивизм на выставке 5х5=25. Пять художников презентовали свое новое видение мира, каждый из участников создал по 5 авторских каталогов со своими иллюстрациями, отсюда и название всей выставки.
На первый взгляд кажется, что конструктивизм — это заумная, чуждая простым людям штука. Это абсолютно не так — конструктивисты работали для людей, простых советских людей. Рисовали, разрабатывали и проектировали модели рабочей одежды, посуду, мебель, светильники, театральные костюмы, плакаты и, конечно же, здания. Конструктивисты призывали к отказу от «Искусства ради искусства», к отказу от «украшательств». Отныне искусство и промышленность шли рука об руку, служили народу. Конструктивисты ставили перед собой задачу перевернуть быт человека — сделать его проще, а вещи — многозначительнее и функциональнее. Они хотели, чтобы у советского человека появилось время думать и развиваться. Хотели освободить женщин от домашнего труда, чтобы те могли обучиться грамоте и участвовать в собраниях. В конце концов, когда европейские женщины еще только доказывали то, что «женщина — тоже человек», в советской России Ленин говорил о том, что любая домохозяйка должна уметь управлять государством. И женщин действительно допускали к управлению, вспомните хотя бы народного комиссара Коллонтай.
Архитектон Родченко
Произведения конструктивизма освобождены как от предметного содержания, так, в еще большей степени, от объективной реальности. Художник ограничивает себя первичными основными цветами, важную роль играют графические элементы. Большой популярностью среди конструктивистов пользовался архитектон — не живопись, не макет, а конструктивно обозначенная идея.
Родченко и живопись
Начиная с 1916 г., Родченко постоянно участвует в выставках художников-авангардистов. В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев. Родченко сразу становится его секретарем, ведет активную деятельность, направленную на улучшение нормальных условий жизни и работы художников. В то нелегкое время, у художников не было даже самого необходимого — холстов и красок. Нередки бывали случаи, когда картины писали на картонках, на досках или заново грунтовали холсты с менее удачными полотнами для повторного использования. Родченко всегда считал себя, прежде всего, живописцем, воспринимал живопись, как плоскость для эксперимента. До начала 1920-х испытывал сильное влияние Малевича, писал в стиле супрематизма.
А. Родченко. «Красное и желтое». Русский музей, Санкт-Петербург.
На упомянутой выше выставке 5х5=25, Родченко представил триптих из трех полотен «Чистый желтый», «Чистый красный» и «Чистый синий». В подражание Малевичу написал «Черное на черном».
Одной из отличительных черт абстрактного искусства является ведущая роль цвета. Именно цвет, а не сюжет в картине выходит на передний план, ибо сюжет убивает цвет, а там, где нет цвета, нет и живописи. Цвет словно высвободился из оков традиционной живописи и рвется на волю. Цвет, повсюду цвет, он лезет в уши, бьет в глаза, он заполняет полностью все естество, не дает дышать. Краска свободна, да здравствует краска!
Абстракционизм и беспредметность — таково конкретное пиковое достижение авангардизма. Это реализация мечты романтиков о создании творения искусства, не отображающего внешний мир, но отображающей его лишь духовное тело. Конструктивизм, хронологически, явился последним «измом» в России XX века. Так сказать, сделал выводы.
Родченко и киноафиши
Александр Родченко создавал киноафиши практически ко всем фильмам знаменитейшего советского документалиста Дзиги Вертова. Создал первый малоизвестный вариант афиши для легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».
Коляску с кричащим на ступеньках ребенком посчитали не обозначающими основную идею фильма. Эту афишу заменили на более прямолинейную, и в то же время, банальную — с изображением красноармейца и корабельной пушки-пулемета.
По этим мотивам Родченко создаст потрясающий фотоснимок лестницы, по которой поднимаются мать и ребенок.
Родченко и реклама
Родченко развил до уровня живописного искусства мастерство создания плакатов. Мне кажется, именно в плакатах Родченко заключена та самая вера в торжество революции, в светлое будущее для всех советских людей. Родченко, в тандеме с великим Владимиром Маяковским, создавал рекламные агит-плакаты товаров народного потребления.
Рекламный плакат А. Родченко. Хранится в Москве, в музее В. Маяковского
«Нигде, кроме как в Моссельпроме», «Лучших сосок не было и нет» — короткие и емкие лозунги, придуманные Маяковским, надолго врезаются в память. Строгие лаконичные двух- или трех-цветные плакаты Родченко не содержали ничего лишнего. Стрелки, вопросительные и восклицательные знаки лишь усиливали эффект.
Рекламный плакат А. Родченко. Хранится в Москве, в музее В. Маяковского
Зачем такие, не побоюсь этого слова, гении, создавали рекламные плакаты? Да все очень просто! Во время НЭПА советская промышленность развивалась, выпускалось много новых товаров, и общество необходимо было о них информировать. Можно даже сказать, что Родченко и Маяковский своими работами пропагандировали в обществе политику «осознанного потребления» — то, что сегодня (увы, не особо, пока что, результативно) пытаются пропагандировать в мире экологические активисты.
Прямо в центре Москвы построили огромный, как сейчас бы сказали, супер-маркет, — «Моссельпром». Родченко расписал весь магазин рекламными лозунгами Маяковского. Затем художник сделал много прекрасных фотографий этого конструктивистского архитектурного шедевра.
К счастью, этот дом жив и поныне, и по прежнему возвышается над центром Москвы. В конце 1997 г. мэр Москвы Лужков провел глобальную реконструкцию дома, однако к сегодняшнему дню, зданию вновь необходим ремонт. Вот, как оно выглядит сегодня:
«Всем...всем...всем... Тот не гражданин СССР, кто Добролета не акционер».
Эта самая, в прямом и переносном смысле слова, возвышенная агитка Маяковского и Родченко, посвящена «самолету-добролету». В те годы молодое советское государство формировало молодой торговый воздушный флот из «добролетов». Назывались они так, потому что правительство призывало граждан добровольно вкладывать в его строительство свои деньги — ради общего благого дела.
Родченко и фотография
Фотоэксперименты Родченко начались в 1924 году. Сразу же его фотоработы стали новым словом в фотоискусстве, причем, не только в СССР, но и в мире. Необычные ракурсы, нестандартный выбор кадра, точек съемки снискали ему славу новатора. К тому же, Родченко первым в Союзе использовал новейшую технику фотомонтажа. В последствии, после 1920-х, именно фотография займет главное место в его творческой деятельности.
Родченко позаботился и о том, чтобы сохранить наследие конструктивистов и авангардистов для потомков. А. В. Луначарский, нарком просвещения, в 1918 году создал комиссию при отделе ИЗО Наркомпроса (для создания «сети музеев»), затем Министерство и другие Благодарящие, а, значит, и руководящие органы. С 1918 г. новоиспеченные чины отдела ИЗО начали организацию музеев нового типа — «музеев художественной культуры». Всего насчитывалось 36 музеев и было запланировано ещё 26, и именно им мы обязаны сохранением авангардных работ (вплоть до сегодняшнего дня). Организацией музейного дела занимались ведущие художники-авангардисты того времени Кандинский, Малевич, Татлин и, конечно же, Родченко. Была сформирована закупочная комиссия, с целью приобретения самых интересных картин передовых советских мастеров кисти, и размещения их в музеях по всей стране. Таким образом, художникам-авангардистам помогали развиваться и получать средства к существованию в непростой для страны период. А народ, в широкой своей массе, получил доступ к революционному искусству.
Вместо послесловия
Как ошибались искусствоведы, и критики в начале прошлого столетия, когда утверждали, что период «кризиса искусства» будет не долгим. Весь XX век прошел в поисках новых приемов, течений и философий.
В 2009 году в знаменитой лондонской галерее Tate Modern прошла ретроспективная выставка «Родченко и Попова: определяя конструктивизм».
Большую часть этих работ англичане, да и вообще, многие европейцы, видели впервые. Ведь основной массив творческого наследия Родченко находится в российских музеях. Помимо территории бывшего СССР отличной коллекцией работ Родченко может похвастаться лишь музей современного искусства в Салониках. Кстати, в 2010 г. выставку показали и в этом музее. В каталоге-путеводителе по выставке сказано, что выставка собрана и представлена зрителю «в атмосфере глобального кризиса капиталистической экономики, при звучащих призывах к социально-политическим изменениям».
Галерея Тейт известна своими новаторскими и авангардными подходами к выбору тем и авторов своих выставок. Неслучайно выставка проходила именно в период острейшего экономического кризиса, из которого мир не вышел до сих пор. Именно сегодня ведущие деятели искусства предлагают нам, и всем европейцам, вдохновиться искренними и гениально-простыми идеями конструктивизма — практичного искусства для народа.
www.guernica.dn.ua
история культура общество
propaganda-journal.net
выставка Александра Родченко в МАММ « THE WALL
24 сентября в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) открылась выставка одного из ключевых представителей советского авангарда – художника, фотографа, скульптора, родоначальника рекламы и дизайна Александра Родченко. «Я создал сегодня затем, чтобы завтра искать новое…» – слова, которые легли в основу названия выставки, навсегда останутся творческим кредо мастера: на протяжении всей своей жизни Родченко стремился создать и воплотить в своем творчестве «новое искусство», где нет ограничений в выразительных средствах и формах. Искусство, ставшее памятником советской культуры. Вне времени, пространства и границ.
В этот раз масштаб выставки Александра Родченко в МАММ поистине грандиозный: в стенах музея представлены более 200 работ художника, занимающих 3 этажа экспозиции, каждый из которых становится своеобразной ступенью на пути к пониманию его творчества: со времен художника-живописца и фотомонтажера до становления ключевой фигурой в области фото индустрии.
«Чёрное на чёрном»
Первый этаж экспозиции открывает эпоху 1920-х годов – значимого периода в жизни Родченко. Именно в это время происходит становление его как художника-абстракциониста: творчество приобретает особый смысл, декларируя новые подходы к искусству: отказ от привычных норм, изобретение особых форм и граней. Родченко активно экспериментирует с цветом, работает с плоскостью, фактурой, использует линии и точки как самостоятельный живописный элемент. Ряд работ, созданных в этот период времени («Чёрное на чёрном», «Необъективная композиция» и другие), можно назвать своеобразной данью родоначальникам абстракционизма – Кандинскому, Малевичу и Татлину.
«Необъективная композиция»
Увлечение абстракционизмом приводит Родченко к созданию нового направления в архитектуре и фотографии – конструктивизму или прикладному искусству, в котором каждый художественный элемент приобретает свою форму. Данное направление становится важнейшей вехой в искусстве, открывая новые грани воздействия «картинки» на зрителя.
В 1921 году Родченко на время оставляет живопись и начинает активно работать во благо революции. «Пионер советской культуры» – прозвище, данное Александру Родченко ещё при жизни, во многом раскрывает суть его творчества. Живопись, фотографии, многочисленные фотомонтажи и иллюстрации – все насквозь пропитано духом советской революции. Вот почему так важно рассматривать творчество Родченко на фоне культурно-исторического контекста.
Иллюстрация к журналу «ЛЕФ»
В 1922 году художник присоединяется к творческому объединению «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), известному благодаря своим знаменитым участникам Владимиру Маяковскому, Осипу Брику, Алексею Крученых. В это время он активно занимается фотомонтажом, создаёт революционные плакаты и коллажи, а также обложки и иллюстрации для книг («Про это» Владимира Маяковского) и журналов (преимущественно для «Молодой гвардии» и «ЛЕФа»). Яркие цвета, геометрические фигуры, «кричащие» лозунги – революционное, новаторское искусство, воплощенное Родченко, дарует художнику поистине значимый статус – статус основоположника графического дизайна.
«Беспредметная живопись ушла из музеев, это – улица, площадь, город и весь мир…», – слова, произнесённые Родченко в период 30–50-х годов, во многом определяют заключительный этап в жизни мастера. Живопись у Родченко приобретает новую форму – перевоплощается в фотографию, а источником вдохновения становится город – места, где «кипит» жизнь.
«Скачки» (1935)
«Москва река» (1926)
Движение – одна из неотъемлемых частей снимков Родченко. Он один из первых воплотил, а главное оценил эстетику подобных фотографий: камера позволяет «сохранить» миг одним щелчком затвора. Мчащиеся на лошадях спортсмены, переливающееся яркими огоньками здание Большого театра, купающиеся в Москве реке рабочие и улыбающиеся дети-пионеры – здесь всё: свет, движение, улыбки, всплеск воды приобретает своё значение, становится целой симфонией жизни и предельного достижения момента в фотографии.
Однако настоящей «визитной карточкой» фотографа приянято считать ракурсные снимки. Отбросив каноны портретной и павильонной съёмки, Родченко проявил себя как новатор и на этом поприще: на его снимках нет выстроенной композиции, фотографии сделаны под непривычным углом, порой и в самом неожиданном ракурсе. Ярким примером подобной съёмки является знаменитая фотография «Пионер-трубач», за которую в 1932 Родченко был обвинен в противоречии пролетарскому режиму: высказывалось мнение, что снятый в таком ракурсе пионер похож на «откормленного буржуа».
«Пионер»
«Пионерка»
«Пионер-трубач» (1930)
«Мясницкая улица»
Тема динамики приводит фотографа в театр. Средоточие постоянного движения, игра актёров, сменяемые чередой события, жесты, эмоции – вечная жизнь на сцене, жизнь, которой долгое время посвятил себя Родченко в качестве фоторепортера, сотрудничая с такими режиссёрами, как Лев Кулешов и Сергей Комаров. Для наиболее полного погружения в атмосферу театра текущая выставка сопровождается звуковыми и видео материалами – фрагментами из кинолент и театральных постановок.
«Постановки театра ГИТИС»
Весь третий этаж экспозиции посвящён масштабному собранию снимков, сделанных Родченко во время строительства Беломорканала в 1933 году, где, по словам фотографа, ему удалось создать более 2000 снимков, из которых 30 ныне нам известных представлены в МАММ. Тема СССР становится одной из центральных в творчестве Александра Родченко. Его фотографии – это история советского общества, его культуры.
«Творить надо новыми средствами выражения!», – слова Александра Родченко, ставшие поистине лозунгом советской культуры 30-х годов. Яркий и импульсивный, яро отстаивающий всё новое, он никогда не делал различий между жанрами визуального искусства. Художник, дизайнер, фотограф? Невозможно определиться с творческим статусом Родченко, как и невозможно дать ему точную оценку. Его инструменты – кисть и затвор фотоаппарата – сочетать «несочетаемое» – вот цель его искусства. Видеть больше и обширнее, не зацикливаться на чем-то одном. Его феномен – художник-изобретатель, чье творчество – один сплошной эксперимент, важный не только для настоящего, но будущего.
Выставка продлится в МАММ до 13 ноября 2016 года.
Автор: Дарья Зарубина
Социальные сети
thewallmagazine.ru
Александр Родченко — мастер фотоискусства
Советский мастер фотоискусства Александр Родченко известен как один из основоположников конструктивизма и создания совершенного нового направления – дизайна. В течение многих лет он работал вместе со своей женой художником Варварой Степановой, занимаясь одновременно фотографией, живописью, графикой, оформлением книг, скульптурой и рекламным дизайном.
В фотографии Родченко на первое место ставил документальность и реалистичность создаваемых изображений. Ему принадлежит новаторство в области экспериментов с ракурсной композицией кадра и точками фотосъемки.
Александр Михайлович Родченко родился в 1891 году, его отец работал театральным бутафором. Поначалу он учился на зубоврачебного техника, но страстное увлечение живописью, в конечном счете, пересилило, и Родченко поступил в Казанскую художественную школу. Именно там он познакомился со своей будущей женой Варварой Степановой, с которой впоследствии он сделал множество совместных художественных проектов.
Александр Родченко и Варвара СтепановаРодченко активно интересовался живописью и работал над созданием абстрактных композиций. Некоторое время он посвятил себя так называемому производственному искусству, которое предполагало создание утилитарных предметов без какого-либо художественного наполнения.
После революции 1917 года Родченко становится одним из секретарей профсоюза художников-живописцев в Москве, организуя необходимые условия для творчества молодых художников. В этот период он пробует свои силы в оформлении кафе «Питтореск» в Москве и одновременно заведует Музейным бюро. Его жизнь в искусстве – это постоянные эксперименты, связанные с созданием совершенно новых графических, живописных и пространственных проектов.
В живописи Родченко ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в области создания пространственных форм – складывающиеся и разбирающиеся конструкции из плоских картонных элементов. В начале 20-х годов он занимался преподавательской деятельностью, уча своих студентов основам создания многофункциональных предметов для повседневной жизни и общественных зданий.
Творческие эксперименты постепенно привели Родченко к фотографии, которую он посчитал совершенно необходимым средством выражения для любого современного художника. Его портретные и репортажные снимки, а также интересные коллажи с использованием, как собственных фотографий, так и вырезок из журналов, сразу же привлекли к нему внимание.
Фотоснимки Родченко начали печатать в таких изданиях, как «Вечерняя Москва», «Советское фото», «Даешь», «Пионер» и «Огонек». С репутацией новатора в фотоискусстве Александр Родченко вскоре получил предложение от Владимира Маяковского об иллюстрации его книг. Родченко сделал несколько фотомонтажей для оформления издания поэмы Маяковского «Про это» в 1923 году, что даже послужило началом возникновения нового направления современного искусства – иллюстрации книг и дизайна.
Фотография Владимира МаяковскогоСпустя два года на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже рекламные плакаты Родченко были удостоены серебряной медали. В это же время он обращается к классической портретной съемке в фотографии – портреты Маяковского, Асеева, Третьякова, Мельникова и других представителей искусства. В журнале «Советское кино» в 1926 году были также опубликованы его первые ракурсные снимки зданий, включая серии фотографий «Дом на Мясницкой» и «Дом Моссельпрома».
Что же отличало Александра Родченко от других фотографов 20-х годов? Дело в том, что для фотографии того времени было характерно создание изображений с горизонтальной композицией и прямолинейным ракурсом. На фотоснимках господствовали, главным образом, статичные скульптурные композиции, которые не вызывали у зрителя больших эмоций.
Родченко же первым в советской фотографии призвал отказаться от подобных догм в пользу изображений, максимально реалистично описывающих жизнь. Именно поэтому он постоянно экспериментировал с ракурсом и точками съемки, чтобы поймать тот или иной объект в тех моментах, которые бы составляли его суть, движение.
В фотографии Родченко стремился раскрыть содержание предмета или целого явления. Для этого он умело «играл» с ракурсами фотосъемки, использовал контрастные светотени и работал над оригинальным композиционным построением кадра.
Александр Родченко вошел в историю отечественной и мировой фотографии как автор уникальных снимков, сделанных под самыми различными углами, в необычном и непривычном для человеческого глаза ракурсе. Он считал, что каждый фотограф должен «снять с глаз пелену, называемую — «с пупа»… и снимать «со всех точек, кроме «пупа», пока не будут признаны все точки».
В 30-е годы Александр Родченко работал фотокорреспондентом издательства Изогиз и художником-оформителем журнала «СССР на стройке», что позволило ему поучаствовать в поездке на Беломоро-Балтийский канал, где он сделал серию репортажных снимков. После ряда государственных пропагандистских проектов, навеянных духом времени и революционным романтизмом, Родченко заинтересовался спортивными съемками и фотографией необычного мира цирка.
В послевоенные годы от фотографии он вернулся к живописи и художественному оформлению. Однако его оригинальное творчество вскоре вошло в конфликт с позицией официальных властей и в 1951 году Родченко исключили из Союза художников.
Александр Родченко скончался в декабре 1956 года в Москве и был похоронен на Донском кладбище. В фотографии его нередко сравнивают с Эдвардом Вестоном и Тиной Модотти. Во многом созданная при его участии школа советской фотографии открыла множество новых выдающихся имен — Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Борис Игнатович и других.
В 1998 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная выставка работ Александра Родченко, вобравшая в себя все его лучшие проекты в области живописи, графики и фотографии.
www.fotokomok.ru