Мариано Фортуни. Стиль вне времени. Картины фортуни мариано
Фортуни Мариано - это... Что такое Фортуни Мариано?
Besuchstag im Pfarrhaus, Detail
Idyll
Moroccan Man.
The Cafe of the Swallows
Viejo desnudo al sol
Литература: Folch у Torres J., Fortuny, Reus, 1962.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.
- Фонтенбло
- Форум
Смотреть что такое "Фортуни Мариано" в других словарях:
Фортуни Мариано — Фортуни и Карбо (Fortuny y Carbó) (1838 1874), испанский живописец, график. Европейскую известность приобрёл эффектными, изощрёнными по живописной технике жанровыми картинами, воссоздающими экзотику Магриба, красочный быт старой Испании… … Энциклопедический словарь
Фортуни Мариано — Мариано Фортуни Имя при рождении: Мариано Жозе Мария Бернардо Фортуни е Марсель Дата рождения: 11 июня 1838 Место рождения: Реус, Каталония Дата смерти: 21 ноября 1874 … Википедия
Фортуни, Мариано — Мариано Фортуни Имя при рождении … Википедия
Фортуни Мариано — Фортуни, Фортуни и Карбо (Fortuny у Carbo) Мариано (11.6.1838, Реус, Каталония, √ 21.11.1874, Рим), испанский живописец и график. Учился в Академии изящных искусств Сан Хорхе в Барселоне (с 1853) и в Риме (с 1858) Жил в Париже (1860, 1866√67).… … Большая советская энциклопедия
Фортуни Мариано — (Fortuny y Carló) значительнейший из испанских живописцев XIX стол., род. в Реусе (в Каталонии) 11 июня 1839 г. Поступив очень юным в Барселонскую академию худ., он учился в ней под руководством Палау и, кроме того, посещал частную школу, которую … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Фортуни — Фортуни, Мариано Мариано Фортуни Имя при рождении: Мариано Жозе Мария Бернардо Фортуни е Марсель Дата рождения … Википедия
Фортуни-и-Мадрасо — Фортуни и Мадрасо, Мариано Модель Конде Наст позирует в шелковом платье, созданном Мариано Фортуни Мариано Фортуни и Мадрасо (исп. Mariano Fortuny y Madrazo; 11 мая 1871 3 мая 1949) испанский дизайнер одежды, вла … Википедия
Фортуни-и-Мадрасо, Мариано — Модель Конде Наст позирует в шелковом платье, созданном Мариано Фортуни Мариано Фортуни и Мадрасо (исп. Mariano Fortuny y Madrazo; … Википедия
Мариано Фортуни-и-Мадрасо — Модель Конде Наст позирует в шелковом платье, созданном Мариано Фортуни Мариано Фортуни и Мадрасо (исп. Mariano Fortuny y Madrazo; 11 мая 1871 3 мая 1949) испанский дизайнер одежды, владелец собственного модельного дома (1906 1946). Биография Сын … Википедия
Мариано Фортуни и Мадразо — Модель Конде Наст позирует в шелковом платье, созданном Мариано Фортуни Мариано Фортуни и Мадрасо (исп. Mariano Fortuny y Madrazo; 11 мая 1871 3 мая 1949) испанский дизайнер одежды, владелец собственного модельного дома (1906 1946). Биография Сын … Википедия
dic.academic.ru
Мариано Фортуни. Платья и биография
Мариано Фортуни-и-Мадрасо (исп. Mariano Fortuny y Madrazo) – 11.05.1871 – 03.05.1949 – выдающийся изобретатель и декоратор, великолепный художник и фотограф.
Мариано Фортуни родился 11 мая в 1871 в испанской провинции Гранаде. В семье, где все были связаны с искусством, и Мариано тоже мечтал стать художником. Его отец, Мариано Фортуни-и-Марсель, был известным живописцем, мать – дочерью известного испанского художника Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета. Когда Мариано ещё не исполнилось четыре года, умер отец, и семья переехала во Францию, в Париж. С раннего детства уже было видно, что мальчик унаследовал талант своего знаменитого отца. Вскоре он начинает обучаться живописи.
Когда ему исполнилось 18 лет, семья покинула Париж и поселилась в Венеции. В дальнейшем оказалось, что Мариано обладал не только талантом живописца, но и другими разносторонними способностями: он преуспел в области фотографии, скульптуры и архитектуры. Помимо этого, Мариано заинтересовался тканями и красками, новыми способами нанесения рисунка на ткань. Это заставляет его экспериментировать с различными тканями – бархатом, шёлком и другими материалами.
Интерес ко многим видам искусства вызывает в нём желание путешествовать. Он ищет выдающихся творцов искусства. В Париже он знакомится с Рихардом Вагнером, немецким композитором, и едет в Германию, в город Байройт. Именно здесь, в Байройте, Вагнер построил театр для постановок своих опер. Как завороженный, смотрел Мариано на театр и всё, что в нём происходило.
Он загорелся возможностью вложить свой труд в жизнь театра и начал с правильного решения – чтобы добиться значительных успехов и результатов в задуманном, необходимо сначала изучить весь процесс, начиная от рождения идеи до её реализации. По возвращении в Венецию, он решает нарисовать для Вагнера несколько сцен.
В театральных постановках Вагнера всё было взаимосвязано между собой – декорации, песни, танцы, музыка, архитектура, поэзия. Здесь царила особая атмосфера, где было место развернуться талантам Мариано.
Фортуни постарался вникнуть во все детали, связанные с постановками в театре. Он побывал в каждой театральной должности, начиная от осветителя, архитектора, художника-декоратора и заканчивая деятельностью изобретателя, а затем и директора театра.
Одним из самых выдающихся изобретений для театра явились его эксперименты со светом. Экспериментируя, Фортуни выяснил, что свет может изменять оттенок, отражаясь от разных поверхностей, а также интенсивность и некоторые другие свои свойства. Он сумел при помощи света и своих изобретений создать в театральной постановке любое «небо» – от заката до рассвета.
Его театральные изобретения позволили создать многое в мировой драматургии, однако имя Мариано Фортуни осталось в памяти потомков, благодаря его дизайнерским изысканиям.
Именно живопись помогла Фортуни научиться тонко чувствовать цвет. И это помогло ему в моделировании одежды и создании тканей. В какой-то мере этим занятиям способствовала и его жена, Генриетта Негрин, которая имела большой опыт в портняжном деле. Фортуни был увлечён древнегреческим и венецианским стилем, а унаследованная им от отца любовь ко всему азиатскому подвигла его на большие открытия в дизайнерском искусстве.
В начале 20-го века модернизм главенствовал во всех областях искусства. Семейная пара жила в собственном палаццо в Венеции. Почти все помещения были заполнены картинами: здесь были не только работы отца Мариано, но и работы многих других художников, которые коллекционировал его отец. А позже к ним присоединились картины, собранные самим Мариано Фортуни.
Мода совсем не интересовала Мариано. Почему же появились платья-шедевры? Он их шил ради искусства. Его убеждали основать собственный Дом моды, но не для него была эта затея – Мариано и в моде пытался изобрести что-то новое. Он был не только художником и фотографом, печатником и коллекционером, но и инженером-изобретателем, что заставляло его искать и экспериментировать.
Одним из первых экспериментов в 1906 году были, так называемые, «Кносские шарфы», или «кносские шали» – покрывало типа сари, которым в своих танцах прикрывала своё грациозное тело Мата Хари. Это было прямоугольное полотно с геометрическим узором, которое можно было обернуть вокруг тела, создавая при этом самые различные комбинации, не стесняющие движений. Простой шарф мог превратиться и в жакет, и в юбку, и в тунику. При создании всех своих вещей Фортуни, как настоящий художник, стремился подчеркнуть изгибы и формы женского тела. Поэтому он всегда был противником излишних украшательств, которые отвлекали взгляд от настоящей красоты.
В 1907 году дизайнер создаёт платье Delphos – «Дельфос», платье-тунику из плиссированного шёлка, ставшее бессмертным. Оно было признано произведением искусства и стало настоящим событием для затянутых в корсет женщин. Подобно платью античной статуи, подол платья тяжёлыми складками ложится на пол, создавая колоннообразный силуэт. Платье простого покроя, которое «…ничего не показывает, и ничего не скрывает…», свободно ниспадает с плеч, оно без вытачек и подкладок, мягко облегает фигуру и подчёркивает естественные линии женского тела.
Платье-туника становится платьем современных танцовщиц. Это было изобретение, на которое в 1909 году Фортуни получает патент. Вдохновлённый греческим платьем и эротизмом, Мариано Фортуни создал целую серию платьев Delphos. Платье соответствовало духу эпохи модерн, на него ориентировались многие дизайнеры, особенно его друг Поль Пуаре, а затем и японец Иссей Мияке. Появляется множество различных вариантов платья-туники: с длинными рукавами, с короткими, широкими рукавами или вовсе без рукавов.
Платья «Дельфос» имели рукава, которые напоминали крылья летучей мыши, широкий вырез горловины – «лодочкой» и шнурок, позволяющий регулировать плечи. Были платья по подолу украшавшиеся мелким венецианским стеклярусом, что являлось не только великолепным украшением, но в то же время и технической идеей – под тяжестью бусинок плиссированный шёлк мягко струился вдоль тела и ниспадал, облегая фигуру, а не лежал, как попало.
Долгое время это платье женщины не могли отважиться надеть в качестве повседневного наряда. Это платье считалось «чайным» платьем, или домашним, в котором принимали гостей, причём в узком кругу. И только в 20-е годы, когда наряды обнажили женское тело «донельзя», дамы осмелились носить его вне дома. Платье приобрело статус вечернего наряда. Это был наряд необыкновенной красоты – плиссированный шёлк мерцал и струился, а его серебристый цвет менял свой оттенок в зависимости от освещения. Ведь никому другому так не было достаточно известно о свойствах освещения, как это было известно Мариано Фортуни.
Фортуни изобрёл метод плиссировки шёлка, который оказался весьма эффективным. Платья, созданные по этой технологии, секрет которой до сих пор остаётся нераскрытым, надолго сохраняют свою свежесть. Кроме того, эти платья не нуждаются в глажении, а в сложенном виде их можно поместить в маленькую коробку, что создаёт удобство во время поездки.
Мариано Фортуни экспериментировал не только с шёлком, но и бархатом. Он увлёкся набивкой рисунка на бархате, из которого шились платья, жакеты, накидки. Мариано сам лично изготавливал краски по старинным рецептам, изобрёл устройство для набивания рисунков, за что получил патент.
С 1909 года, открыв в Венеции демонстрационный зал, он продаёт свой текстиль и одежду. С 1920 года открываются магазины в Париже и Милане. Для Мариано Фортуни мода являлась частью искусства, не подвластной законам коммерческого рынка. В то время как многие современники Фортуни предлагали миру моды проекты, рассчитанные на определённый момент жизни и обречённые на постепенное угасание, изобретения Фортуни отличаются тем, что они вне времени, они не стареют. Элегантная простота, совершенный крой и необычный цвет – все эти элементы делают его изделия не просто предметом одежды, но и предметом искусства, в том числе и платье – Delphos.
До сих пор различные музеи мира и частные коллекционеры стремятся приобрести себе хотя бы одно такое платье и готовы отдать за него практически любые деньги. К слову сказать, на аукционах сумма может доходить до 40 тысяч долларов. Все модели Фортуни можно считать музейными экспонатами, настолько они ценны.
Сегодня в Венеции, в доме выдающегося человека, располагается музей. Этот дом Фортуни приобрёл в начале 20-го века. Именно здесь он прожил большую часть своей жизни и сделал многие свои открытия. Этот дом он называл своим «мозговым центром». Теперь здесь часто проходят различные выставки.
С 1901 по 1933 год Мариано Фортуни получил 18 патентов на свои изобретения, причём в самых разных областях.
Читайте также
izuminki.com
Мариано Фортуни. Стиль вне времени
Многие убеждены, что 1920-е – это прямой силуэт, стрижка «Боб» и туфельки с перемычкой. Но, на самом деле, тогда работало большое количество дизайнеров предлагавших интересные модели, стилизованные под разные эпохи. Перед вами рассказ об известном модельере Мариано Фортуни, чьи работы стали для многих хрестоматийными.
Имя Фортуни, конечно, связано не только с 20-ми годами, но на то время пришёлся самый пик его популярности.Очень не хочется повторять здесь всем известную информацию о Фортуни, но вдруг, кто не знает? Поэтому, копирую из Википедии:
«Сын известного художника-ориенталиста Мариано Фортуни-е-Марселя (1838—1874). Остался без отца в трёхлетнем возрасте, в детстве жил с матерью в Париже и Венеции, много путешествовал по Европе, был подающим надежды художником, скульптором, архитектором, фотографом, но предпочёл стать дизайнером. В 1897 году женился на Анриэтте Негрин.
В конце 1890-х Фортуни увлёкся набойкой тканей и создал коллекции парчи, бархата и гобеленов в венецианской технике XIV—XV веков, а в 1901 году представил сшитые из этих материалов модели в Париже.
Немного позднее он запатентовал способ плиссировки шёлка, которая с тех пор носит название «плиссировка Фортуни»».
Википедия правильно указывает на две важные вещи в творчестве Фортуни, как дизайнера одежды: плиссированные платья «Delphos» (платья — хитоны в греческом стиле) и набивной бархат.
Плиссированные платья были придуманы им в 1907 году, а в 1909 — запатентованы. Художник не считал себя модным дизайнером, ему было интересно работать с тканью, формой, цветом и фактурами. Тем не менее, его платья были невероятно популярными.
Изначально, «дельфосы» носили дома – в качестве чайного платья. Напомню, что начало ХХ века – это корсеты и сложные силуэты, а модели Фортуни категорически исключают корсет. Но как раз чайное платье позволяло дома ходить в удобном и красивом наряде.
Разумеется, первым популяризатором этого платья была жена и муза дизайнера.
Но потом, его полюбили многие женщины. Самые известные клиентки Фортуни — актрисы: Сара Бернар, Айседора Дункан и Наташа Рамбова. Они стали появляться в подобных нарядах на публике и с тех пор платье-дельфос от Фортуни стало ассоциироваться с артистичной женщиной, независящей от чужого мнения. А ещё позже стало модно и престижно обязательно иметь в гардеробе подобное платье.
Айседора Дункан и Сергей Есенин
Наташа Рамбова
Лилиан Гиш
Метод его плиссировки с одной стороны – понятен, но, с другой стороны, неповторим. Вручную шёлк сметывали в мелкие складочки, обрабатывали специальным составом, а потом прогоняли через горячие фарфоровые валики. Но добиться такого же результата, как у Фортуни, в наше время не смог никто.
Для подобного платья брали в 5 раз больше шёлка, ведь плиссировка сжимает объём ткани. Для утяжеления края и подола Фортуни нашивал бусины из муранского стекла
Помимо плиссировки и подражания античным образцам меня в этих платьях восхищает их цвет.
В то время уже использовались анилиновые красители. Фортуни же красил свои шелка вручную и только с помощью натуральных красок.
На первый взгляд кажется, что такие платья сделать просто. Но на самом деле, качество работы Фортуни заключается в неповторимости: для каждой клиентки специально создавался новый оттенок. Учитывалось и то, как движение и свет влияют на цвет.
Одним из его источников вдохновения был венецианский художник Карпаччо.
Вертикальная плиссировка делала ткани похожими на современный трикотаж: они становились эластичными и легко, словно струи водопада, стекали по женской фигуре, повторяя все её изгибы.
Как всё просто и вместе с тем – восхитительно красиво! Такие платья хранились и продавались в скрученном состоянии в коробке, напоминающей шляпную.
«Дельфосы» не стирали, а если нужно было почистить – возвращали в мастерскую Фортуни, где их приводили в порядок и даже реставрировали складки.
Именно такой вариант одежды «от Фортуни» использовали художники по костюмам в фильмах «Крылья голубки» и «Возвращение в Брайдсхед», чтобы подчеркнуть в них независимость и артистическую склонность.
«Крылья голубки»
«Возвращение в Брайдсхед»
Платья Фортуни вне времени, потому что имеют свой стиль.
Наталья Водянова на вечеринке
Известная модель и коллекционер винтажной одежды от кутюр Татьяна Сорокко
«Я помню, как впервые увидела платья (Фортуни) на Мэдисон-авеню у Miss McNeill’s shop, прежде чем они перестали делать их … Во всю стену от пола до потолка стояли коробки, наполненные разноцветными платьями … Целая радуга оттенков от глубокого тона к бледному, красного, зелёного, синего, фиолетовых цветов … Это было красиво … Просто абсолютно красиво … Они не висели, а просто лежали, нежно скрученные в свободные завитки и завихрения, словно икринки «.Глория Вандербильт
Отец и мать Фортуни были известны как коллекционеры редкой испано-мавританской керамики, персидских ковров, исламской чеканки и старинного оружия, а также древних восточных тканей. Поэтому неудивительно, что в начале 1900-х годов дизайнер изобрел методы текстильного крашения и печати по ткани, где воспроизводил глубину, цвет и красоту старинных: парчи, бархата и гобелена.
Модель Фортуни
Сначала он окрашивал бархат в нужный цвет, а потом печатал по нему рисунок. Часто использовались металлизированные краски, для придания ткани ренессансной фактуры.
Один из способов набивки по трафарету
Марсель Пруст, большой поклонник художника, дал такое поэтичное описание бархатной ткани Фортуни: «это был тот интенсивный синий цвет, который переливался расплавленным золотом — всё те же изменения, которые происходят под носом гондолы, рассекающей лазурь Гранд канала и превращающей её в пылающий металл «.
Художник наносил металлические пигменты на ткани таким способом, что они выглядели не напечатанными, а сотканными.
Фортуни постоянно совершенствовался, изучал японские и восточные методы ручной печати для точной передачи цвета на ткани.
Формы для набойки Фортуни (Музей Фортуни, Венеция)
За свою жизнь он создал тысячи орнаментов для своих тканей. При этом он никогда не повторял рисунок или цветную комбинацию.
Рассказывают, что орнаментам и цветовым сочетаниям он учился в картинных галереях Венеции, где на старых полотнах Тинторетто, Карпаччо и других мастеров эпохи Возрождения на платьях были тщательно прорисованы узоры.
Но он не просто копировал старые образцы, он переосмыслил их для достижения своего эстетического идеала.
Что касается стилей одежды, сшитой из прекрасных бархатов Фортуни – то тут можно выделить два: ренессансный и этнический.
Ренессансная модель Фортуни и картина В. Карпаччо «Две венецианки»
Ещё одна модель Фортуни в стиле эпохи Возрождения и фреска Д. Гирландайо
Кафтан от Фортуни
Djellaba и модель Фортуни
Кимоно и модель Фортуни
Часто накидка из бархата, расписанная по трафарету, дополняла платье — дельфос. Это, кстати, был вариант для женщин с неидеальной фигурой.
Похожий ансамбль мы видим и на принцессе Амидале в фильме «Звёздные войны».
Более того, платье – дельфос не могло иметь карманов, поэтому у Фортуни можно было купить прелестную сумочку – кисет из набивного бархата. Кстати, в течение многих лет Фортуни продавал свои платья и ткани только в своем магазине в Венеции.
Музей Фортуни, Венеция
В конце концов, он разрешил некоторым фирмам продавать их в Париже и Лондоне.
Музей Фортуни, Венеция
В первое время в мастерской в Палаццо дельи Орфеи на него работало 100 рабочих, но в 1919 году, с ростом популярности, потребовались большие площади.
Он создаёт фабрику «Societa Anonima Fortuny» по производству набивных тканей и переносит свою текстильную мастерскую в бывший женский монастырь на острове Джудекка.
Фабрика «Фортуни» на острове Джудекка
В 1927 году графиня Элси Ли Гоцци (позже Элси Макнэйл), американский декоратор, стала единственным дистрибьютором его платьев и тканей в Соединённых Штатах. Она поняла, что текстиль Фортуни прекрасно подходит не только для пошива одежды, но и для оформления помещений. С тех пор, дизайнеры всего мира с удовольствием покупают ткани от Фортуни для обивки мебели, пошива портьер, подушек.
Современные подушки и ткань изготовленные по эскизам и технологии художника
После смерти Фортуни, его супруга Генриетта, уговорила графиню Элси выкупить фирму, потому что та была единственным человеком, желающим приобрести фабрику, который понимал и в бизнесе, и в технологии, и в дизайне. Графиня продолжала производить одежду и ткани от Фортуни до начала 1980-х. А в 1988 году компанию у графини выкупил некий мистер Riad . Графиня продала её с условием, что если качество или традиции тканей от Фортуни ухудшится, то компания и её станки должны быть уничтожены. Сегодня фирмой владеют сыновья Riad, причем, ткани изготавливаются с использованием тех же машин и методов, придуманных ещё Мариано Фортуни почти сто лет назад, которые держатся братьями в секрете.
Но это касается только набивных тканей, технология изготовления плиссировки утеряна. В архивах нашёлся только маленький рисунок машины для плиссировки, нарисованный на заявке на патент, вот по нему и строятся предположения, как это было. На эту фабрику можно попасть сегодня с туристической группой, там есть музей и магазин сувениров. Кстати, только там и можно приобрести настоящие ткани и изделия от Фортуни, всё остальное, что предлагают в Венеции (и сети) «от Фортуни» — подделки.
Фирма на венецианском острове Джудекка процветает, поскольку и сегодня Фортуни не выходит из моды.
Сайт Фортуни: www.fortuny.com
Музей Фортуни в Венеции: fortuny.visitmuve.it
Читайте также
izuminki.com
Художник и модельер Мариано Фортуни (сын).
Известный испанский театральный художник, Мариано Фортуни и Мадрасе появился на свет в 1871 году в Гранада. Его отец Мариано Фортуни и Марсал был каталонским художником.Мальчик поначалу решил пойти по стопам своего отца и стать художником. Он даже учился живописи во Франции. А потом в 1889 году Мариано Фортуни решил обосноваться в Венеции, где занимался живописью. Еще одним его увлечением стала фотография.Где-то в конце 1890-х годов Mariano Fortuny y Madrazo увлекло новое занятие. Он стал создавать изысканные потрясающие, неповторимые в своей красоте ткани. Эти ткани чем-то напоминали венецианскую парчу и бархат, которую изготовляли в XIV—XVI веках.В 1901 году Мариано Фортуни и Мадрасе в Париже представил свою первую коллекцию, которая состояла из неповторимых набивных тканей.А через пять лет этот мастер запатентовал новый способ плиссировки шелковых тканей. Его так и назвали «плиссировка Фортуни».Из этой ткани мастер создавал потрясающие длинные платья, которые так подчеркивали естественные линии женского тела и индивидуальность каждой женщины в частности. Этот эффект он назвал «дельфос».В 1907 году в своем палаццо в Венеции открыл мастерскую, где вручную изготавливали набивные и плиссированные ткани. Фортуни рассматривал моделирование одежды как одно из направлений художественного творчества, его модели намного опередили свое время, действительно являясь настоящими произведениями искусства.
Увлечение античностью в 1910-е гг. способствовало популярности платьев испанского художника Мариано Фортуни, однако его подход к созданию женского костюма существенно отличался от концепции моды П.Пу-аре.Пуаре стремился поражать новыми стилями и образами, а М.Фортуни создал костюмы, которые оказались неподвластны времени. Для Фортуни образцами служили произведения высокого искусства, ценность которых с годами только растет.Его мастерская в Риме была заполнена старинными тканями, восточными коврами, оружием и другими предметами прикладного искусства многих стран Востока — от Марокко до Китая и Японии.После смерти отца Мариано Фортуни младший вместе с сестрой и матерью в 1880г. уехал в Париж, где прошли его детство и юность. Мариано был разносторонней, увлекающейся личностью — его интересы простирались от живописи и скульптуры (в Париже он посещал мастерскую О.Родена, на него оказали влияние Б.Констан и Дж.Больдини) до оптики и электротехники. В Музее М. Фортуни в Венеции хранятся созданные им напольные и настольные светильники (он сотрудничал с германским концерном АЭГ).Но настоящей его страстью был театр — особенно театр Р. Вагнера с его идеей синтеза искусств. На протяжении нескольких десятилетий он работал над «Вагнерианским циклом» — серией живописных полотен, одно из которых («Парсифаль») было выставлено в 1896г. на VII Международной выставке в Монако.Фортуни работал в театре как декоратор. Например, в 1900г. в миланском театре «Ла Скала» была осуществлена постановка «Тристан и Изольда» с его декорациями. Эксперименты с электричеством привели к изобретению особой системы сценического освещения — «купола Фортуни», которая позволяла создавать различные эффекты меняющегося освещения сцены.
В Италии он познакомился с деятелями искусства эпохи модерна — испанским театральным художником Хосе Мария Сертом, портретистом Игнасио Зулоага, поэтом Габриэлем Д'Анунцио.В Венеции он увлекся фотографией. В конце 1890-х гг. М.Фортуни в мастерской своего палаццо «Pesaro degli Orfei» вместе со своей будущей женой Генриеттой Нигрин занялся созданием тканей в технике набойки и тиснения золотом и серебром, стараясь воссоздать роскошные образцы Итальянского Возрождения.Ткани Фортуни напоминали парчу и бархаты XV—XVII вв., их рисунки он заимствова с подлинников, изучая росписи в венецианских церквах и картины в музеях.В 1900-е гг. он увлекся античным искусством, интерес к которому тогда вспыхнул с новой силой благодаря раскопкам А. Эванса на Крите.
В 1906 г. Фортуни создал первые модели плиссированных платьев-туник из шелка, напоминавших ионические хитоны и пеплосы. В Париже 24 ноября 1907г. он представил «Кноссос» — покрывало, в которое надо было закутываться, как в сари; 10 июня 1909г. запатентовал технологию получения плиссировки шелковых тканей с помощью пара, а 4 ноября 1909 г. — платье из плиссированного шелка «дельфос».В 1907г. в своем палаццо Фортуни открыл мастерскую, где вручную изготавливали ткани в технике набойки и плиссированные платья-«дельфос». Эти платья также украшали набивным орнаментом, дополняли накидками, туниками. Платья-«дельфос» были разнообразных цветов: от белых до оранжевых, красных, жемчужно-серых и фиолетовых.Эти гениальные в своей простоте платья соответствовали естественным линиям тела, подчеркивали индивидуальность женщины и воспринимались как изысканная альтернатива женской моде.Конструирование одежды для Фортуни было одним из направлений художественного творчества, и ему действительно удалось создать настоящие произведения искусства. Его платья до сих пор воспринимаются как абсолютно современные.
Ткани, платья и светильники с абажурами из набивных тканей М. Фортуни представил публике в 1911г. на Выставке декоративного искусства вПариже, где они имели большой успех.Клиентками Фортуни стали многие дамы высшего света и знаменитые актрисы (Лилиан Диана Гиш, Габриэль Режан, Сара Бернар, Элеонора Дузе).Айседора Дункан не только носила платья-«дельфос» в жизни, но и выступала в них на сцене. Эти платья стали знаком высокого статуса и интеллектуального подхода к моде, а декоративные ткани, напоминавшие старинные бархаты и парчу, были модными для украшения интерьеров.М. Фортуни выполнил заказы для оформления интерьеров дома Консуэ-ло Вандербилъд и принцессы де Ноай, отеля «Excelsior» в Венеции и Музея изобразительных искусств в Неаполе.
Кроме плиссированных платьев Фортуни выпускал платья-туники из набивных тканей, пальто-халаты, жакеты и накидки. Их простые конструкции напоминали то древние одежды, то восточные халаты и кафтаны.В 1913г. в Париже и Лондоне были открыты бутики, продававшие платья и ткани Фортуни.В 1914г. была устроена выставка в Нью-Йорке.В 1920-е гг. модели Фортуни по-прежнему пользовались успехом у изысканной публики.В 1919г. он наладил производство эксклюзивных набивных тканей на мануфактуре на острове Джудекка в Венеции и создал общество Societe Anonyme Fortuni для привлечения капиталов.В начале 1930-х гг. из-за финансовых трудностей, вызванных экономическим кризисом, и сложностями с властями фашистской Италии, М.Фортуни был вынужден закрыть фабрику; после 1934г. он работал в основном как театральный художник, перестав заниматься созданием одежды.
Светильники Фортуни
pikovaja-dama.livejournal.com
Мариано Фортуни Картины
Европейскую известность приобрёл эффектными изощрёнными по живописной технике жанровыми картинами, воссоздающими экзотику Магриба, красочный быт старой Испании8230 Энциклопедический словарь — Фортуни, Фортуни и Карбо (Fortuny у Carbo) Мариано (11. 6. 1838, Реус, Каталония, 21. 11. 1874, Рим) испанский живописец и график.
Репродукции картин Мариано Фортуни
Мастер с энтузиазмом соглашается. Уезжает в Неаполь, снимает виллу на берегу моря. На следующий день после показа «Испанской свадьбы» Фортуни проснулся знаменитым. Многие визитеры удивлялись, как можно вообще трудиться в такой обстановке. Платье приобрело статус вечернего наряда. Зная свои слабые стороны — в первую очередь недостаточную строгость рисунка, не всегда четкую моделировку формы, — посещает студии французских художников Э. Мейссонье и Ж. Л. Жерома.
С 1909 года, открыв в Венеции демонстрационный зал, он продаёт свой текстиль и одежду. И все же приравнять картины Фортуни к пустому, холодному искусству нельзя. Фортуни принадлежал к другому поколению художников-ориенталистов.
Тематически творчество Мариано Фортуни можно разделить на две части160— «марокканскую» и «испанскую».
И пусть оригинал произведения приобрел какой-то богач. А ведь было время (правда было это в 19 веке), когда коллекционеры предлагали за его работы несколько тысяч франков (за каждую). И опять неудача. Открывшийся перед художником необычный мир природы Марокко, старых городов, восточного уклада, обычаев, народных типов воплотился в картинах, акварелях и рисунках, среди них Арабская фантазия (1867, Балтимор, галерея искусств Уолтерс), Заклинатели змей (1870, Москва, Музей частных коллекций, Гос. Как знать.
С 1920 года открываются магазины в Париже и Милане. Он схватывал остро, мгновенно, но неглубоко. Произведения мастера скорее поражают, чем трогают. Надставляет полотно, но этим портит еще больше. Картина «Взятие Тетуана» была задумана колоссальной по размерам. Прекрасными памятниками литературы XIX века стали «Восточные мотивы» В. Гюго и «Путешествий на Восток» Ж. де Нерваля, «Роман мумии» Т. Готье и «Саламбо» Г. Флобера.
Постеры и картины автора Фортуни Мариано (1)
Предлагаем вам поразмышлять об этом. Его мастерская напоминала скорее кабинет коллекционера. Пребывание в стране длилось полгода, но Восток отныне прочно вошел в творчество Фортуни.
Подскажите, Друзья, вам до этого дня встречалось имя Мариано Фортуни. Недаром избрав примером для подражания великого соотечественника Гойю, Фортуни восхищался его творчеством бесконечно, особенно офортами.
, ставшее настоящим революционным событием для затянутых в корсет женщин того времени. Взяв все эти особенности на заметку, он изобрел специальное устройство, позволяющее при помощи света создать в постановке совершенно любое «небо» 8212 от заката до рассвета. Лишь необыкновенная собранность позволяла ему регулярно заниматься живописью. Он мастерил для продажи фигурки из воска, внук их наряжал, раскрашивал. К восточным темам обратили взор крупнейшие художники: Делакруа, Энгр.
- Картины автора Фортуни Мариано (1)
- Картины – Фортуни-и-Карбо, Мариано
- Словари и энциклопедии на Академике
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Превыше всего он ценил в живописи внешний блеск. Работает на цветном картоне и, давая себе полную свободу, пишет чистым цветом, подбирая краски, словно цветы в букете. Он прожил всего 36 лет. Простой шарф мог превратиться и в жакет и в юбку и в тунику. Так в 1982 году в Париже он впервые знакомится с Рихардом Вагнером (Richard Wagner).
В пору становления импрессионизма смог, например, по достоинству оценить О. Ренуара: «По отношению к нему были очень несправедливы и, по моему мнению, в 8230Салоне он скорее заслуживает медали, чем того, чтобы быть отвергнутым». В 1907 году дизайнер создаёт платье Delphos – «Дельфос», платье-тунику из плиссированного шёлка, ставшее бессмертным. Началась война между Испанией и Марокко и по настоянию барселонских властей Фортуни на борту корабля отправляется в Африку с заданием запечатлеть эпизоды военных действий. Платье простого покроя, которое «ничего не показывает и ничего не скрывает», свободно ниспадает с плеч, оно без вытачек и подкладок, мягко облегает фигуру и подчёркивает естественные линии женского тела. Ателье Фортуни постоянно полно посетителей.
- Волшебник из Венеции Мариано Фортуни
Может быть дело в его фамилии, которая созвучна со словом фортуна. Оригинальные платья «Дельфос» имели рукава, напоминающие крылья летучей мыши, широкий вырез «лодочкой» и всегда, независимо от формы, шнурок, позволяющий регулировать плечи.
Что же говорят се годня критики о холстах маслом Мариано Фортуни. Наконец в 1868 году приезжает в Париж. Вы согласны с ними. музей изобразительных искусств им.
Восток впервые по-настоящему открылся европейцу именно в XIX столетии. Крупный издатель, торговец произведениями искусства Гупиль заказывает ему серию акварелей. Последние годы жизни художник много путешествует. Непринужденно решена композиция, живо сопоставлены группы, лица героев отмечены характерностью. Вскоре он сам начинает лепить, вырезать фигурки из дерева.
Наверное, тогда подростку была привита любовь к ремеслу. Стипендия была скудной, но достаточной, чтобы Отныне Фортуни постоянно сопутствует успех. Луки». Работы понравились скульптору Таларну и тот добился для юноши материальной помощи. В Риме имя Фортуни произносят с восхищением.
Едет на родину, в Севилью и Гранаду, возвращается в Рим. В качестве интерьера выбран зал для приемов австрийского посольства в Риме. Слава испанского художника достигает Парижа. Работа превратилась для живописца в подлинную муку.
Наконец в 1870 году он выставил картину «Испанская свадьба». К «марокканской», обеспечившей ему лидерство среди художников-ориенталистов, можно отнести такие работы, как «Арабская фантазия» (1867, Галерея искусств Уолтерс, Балтимор) и «Заклинатели змей» (1870, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва) к «испанской» изображающей сцены национального быта, 160— «Викарий» (1870, Музей современного искусства, Барселона). Картины ценятся теперь высоко и он получает возможность погрузиться в коллекционирование. Однако «Смерть Сарданапала» Делакруа создана до поездки великого романтика на Восток, Энгр писал «Одалисок», живя в Италии, Франции. В 1909 году Фортуни получает на свое изобретение патент.
Вообще художник был наделен недоступной салонным мастерам широтой взглядов. И только в 20-е годы, когда наряды обнажили женское тело «донельзя», дамы осмелились носить его вне дома. Велика вероятность, что услышали вы его впервые. Немедленно задумывает второе жанровое полотно — «Выбор натурщицы членами Академии св. Когда Фортуни исполнилось четырнадцать лет, дед взял его с собой в Барселону. Нежные желтые, розовые тона платьев эффектно звучат на фоне нейтральных по цвету стен.
Это платье считалось «чайным» платьем или домашним, в котором принимали гостей, причём в узком кругу. Там, как и всюду, вокруг Фортуни образуется кружок единомышленников — местных живописцев. Сконцентрированные в этой совсем небольшой (60times93, 5) жизнерадостной картине особенности изысканной и виртуозной живописи Фортуни, как бы сотканной из мерцающей, пронизанной светом драгоценной массы мелких подвижных мазков, пользовались шумным успехом.
: с 1906 года выпускает знаменитые Кносские шарфы с 1907 года – платья «Дельфос» в 1909 году получает патент на свою одежду, на изобретенный им способ производства плиссированной ткани, а также патент на метод изготовления набивной ткани всего с 1901 по 1933 год Фортуни получает еще 18 патентов на свои изобретения в самых различных областях в 1909 году в Венеции открывает демонстрационный зал, в котором продает свой текстиль и одежду в 1920 году открываются магазины в Париже и Милане. Он фиксировал все: людей, обычаи, диковинных животных, природу, цвет неба. За внешней сдержанностью молодого живописца таился природный темперамент, задатки лидера. Родился в бедности, рисовать учился сам, по природной склонности.
Одежда Фортуни отличается своей «вневременностью» и именно вот таким образом она не стареет. Пытается начать сначала, заказывает новый холст. Но проходят два года и случилось событие, круто изменившее его жизнь.
А. С. Пушкина), Араб (Санкт-Петербург, Гос. Творчество Мариано Фортуни оказало значительное влияние на зарождение модерна. музей изобразительных искусств им. Это позволило Фортуни использовать палитру, характерную для раннего творчества Гойи. Одним из первых экспериментов в 1906 году были, так называемые, «Кносские шарфы» или «кносские шали» – покрывало типа сари, которым в своих танцах прикрывала своё грациозное тело Мата Хари.
Эрмитаж), Марокканский кузнец (1863, Барселона, Музей современного искусства), Марокканцы (1860, Мадрид, Прадо) и другие произведения, включившие Фортуни в число выдающихся европейских художников-ориенталистов.
gorod-el.ru