Ходлер ФердинандКартины и биография. Фердинанд ходлер картины


Фердинанд Ходлер: жизнь и творчество художника

Фердинанд Ходлер (Годлер) (нем. Ferdinand Hodler; 14 марта 1853, Берн — 19 мая 1918, Женева) — швейцарский художник. Один из крупнейших представителей «модерна».

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни Фердинанда Ходлера

Картины Фердинанда Ходлера

Библиография и фильмография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в небогатой семье. Отец Жан Ходлер работал плотником, мать Маргарет (урождённая Нойкомм, Neukomm) родом из крестьянской семьи. В возрасте 8 лет потерял отца и двух младших братьев, умерших от туберкулёза. Мать вышла замуж за художника-декоратора, но в 1867 году тоже скончалась от туберкулёза. До 10 лет отчим учил Ходлера декоративной живописи, затем он был отправлен в Тун, где обучался у местного художника Фердинанда Зоммера. Ранние работы Ходлера представлены пейзажами, которые он продавал туристам. В 1871 году пешком добрался до Женевы, став учеником Бартелеми Менна.

Затем покинул Женеву и переехал в Лангеталь. В 1876 г. Ходлер впервые выставляет шесть своих работ в швейцарском Обществе изящных искусств. В 1878—79 гг. начинающий художник работает на пленэре — пишет пейзажи окрестностей Женевы и Мадрида, который посетил в 1879 г. («Берега Манзанареса»).В 1879 посетил Испанию, впоследствии постоянно жил в Женеве. Писал пейзажи, портреты, картины аллегорического и символического содержания, сцены из швейцарской народной жизни.

Переломным моментом для Ходлера стало создание в 1884 г. картины «Процессия швейцарских героев-знаменосцев». После нескольких лет кризиса (мастер думал оставить живопись) он наконец нашёл свой путь в искусстве. Действие картины относится к XVI в., когда жители швейцарских кантонов радостно праздновали с трудом полученную независимость. На полотне изображено триумфальное шествие воинов со знамёнами. Здесь оригинально соединились праздничный, эффектный колорит и жёсткий, чуть упрощённый рисунок, улыбки на лицах героев и мужественная суровость общего настроения. Подчёркнуто объёмные фигуры людей напоминают скульптурный рельеф, создавая ощущение глубины пространства. Картина проникнута патриотическим духом, есть в ней и обобщённость, присущая символу. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже работа получила высокую оценку лидера французского символизма Пюви де Шаванна.

С 1892 г. Ходлер участвует в выставках Салона символистов «Роза и Крест», в дальнейшем, с 1901 по 1905 гг., принимает участие в выставках «Венского Сецессиона», а позднее — мюнхенского и берлинского. В 1913 г. мастер был удостоен ордена Почетного легиона. В 1914 г. в числе ста двадцати женевских художников Ходлер подписал протест против бомбардировки немецкой артиллерией Реймского собора, после чего был исключен из всех немецких художественных организаций, в которых состоял. В 1917 г. в Цюрихе состоялась большая ретроспективная выставка картин Ходлера, включавшая свыше шестисот его произведений.

Умер Ходлер в мае 1918 года в Женеве.

ТВОРЧЕСТВО

В колорите произведений 1870 — нач. 1880-х на современные бытовые сюжеты Часовщики в Мадриде (1879, Люцерн, Художественный музей), Молитва в кантоне Берн (1881, Берн, Художественный музей) сказалось влияние манеры старых мастеров, которых Ходлер изучал во время поездки в Испанию.

В жанре реалистического «портрета-типа» решены картины Школьник (1875, Базель, Художественный музей), Философствующий рабочий (1884, Женева, Музей искусства и истории), Утомленные жизнью (1887, Винтертур, собрание О. Рейнхардта). Резко очерченный темный контур, свидетельствующий об увлечении живописью Гольбейна, придает пластике фигур строгость и четкость. В 1870—1880-е художник часто изображает модели в интерьерах, придавая портретам сходство с бытовыми сценами (Сапожник Ф. Нуком, 1878, Винтертур, собрание О. Рейнхардта; Мать и дитя, 1888, Нюрнберг, Германский нац. музей).

«Утомленные жизнью» 1892 «Мать и дитя» 1888 «Сапожник за работой» 1878

С сер. 1880-х Ходлер резко меняет живописную манеру и обращается к новым для него сюжетам символического содержания. В картинах Взгляд в бесконечность (1885, не сохранилась), Ночь (1890), Эвритмия (1895), День (1899, все — Берн, Художественный музей), Весна (1901, Хаген, Музей К. Э. Остхауза), Истина (1903, Цюрих, Кунстхалле) появился поиск выразительных возможностей цвета и декоративно-плоскостного построения композиции. Ритму расположения женских фигур в пейзаже (Ночь, День, Истина, Весна) или процессии старцев в белых мантиях (Эвритмия) отвечает строгая горизонтальная симметрия цветовых плоскостей, контуров, повторяющихся движений и жестов. Вторящие параллелизму линий цветовые зоны усиливают живописную экспрессию полотен. Цвет и линия становятся в картине-панно Ходлера главными выразителями определенного эмоционального состояния — экстатического порыва, чувства томления, погруженности в сон. Этот прием, характеризующий поиски живописи европейского модерна, Ходлер переносит и в монументальную живопись. Ритм больших пятен оранжевых, зеленых, голубых цветов строго вторит горизонтальной читаемости сюжета из истории швейцарского национально-освободительного движения (Отступление при Мариньяно, 1900, Цюрих, Нац. музей истории Швейцарии). mariago

В пейзажах Ходлера с видами величественных заснеженных вершин Альп, живописных швейцарских озер и горных рек (Эйгер, Менх и Юнгфрау при лунном освещении, 1908, Женева, галерея Мооса; Дубы в Штокгорне в Бернском кантоне, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Юнгфрау, 1911, Винтертур, собрание О. Рейнхардта; Вид на Монблан с Женевского озера, 1918, Женева, Музей искусства и истории) динамика цвета и экспрессивный мазок предвосхищают живопись экспрессионистов. В них проявился научный интерес художника к оптическому смещению цветов, изменению цвета под воздействием света.

  Творчество Ходлера во многом предвосхитило художественные искания XX столетия.

 Фрески Ходлера в полной мере отразили масштаб его дарования. Наиболее ранняя — «Отступление при Мариньяно» (1896—1900) — написана на исторический сюжет и по стилю во многом похожа на «Процессию швейцарских героев-знаменосцев» (те же яркость цвета и неподвижность поз, чеканный рисунок и мужественное благородство настроения). Ещё более строго выполнена фреска «Выступление йенских студентов в 1813 г.» (1908). Здесь действующие лица расположены в два яруса, что позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по принципу параллелизма. Страстная суровость и огромный энергетический заряд делают все монументальные композиции мастера необычайно притягательными.

«Ночь» 1890 «Дровосек» 1910 «Выступление йенских студентов в 1813» 1908-1909

Ходлер тяготел к национально-романтическим идеям и символизму. Зрелым произведениям Ходлера (композиции на темы национальной истории и фольклора, портреты, пейзажи и др.) присущи монументальность, напряжённость динамичной композиции, острота чётких линейных ритмов, лаконизм, ощущение нерасторжимости человека и окружающей его природной среды.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ФЕРДИНАНДА ХОДЛЕРА

 Фреска Университета в Иене «Восстание студентов» (1908) была в годы Первой мировой войны забита досками до 1919 из-за шумихи, поднятой вокруг имени художника, подписавшего протест против бомбежек немецкой авиацией Реймсского собора.

 Картина «Дровосек» была отпечатана на купюрах номиналом 50 швейцарских франков, выпущенных в 1911 году.

БИБЛИОГРАФИЯ И ФИЛЬМОГРАФИЯ

  • «Hodler, Ferdinand». Encyclopædia Britannica from Encyclopædia Britannica 2007 Ultimate Reference Suite.
  • «Ходлер Фердинанд». БСЭ, 3-е издание.
  • Hauptman, William, & Hodler, Ferdinand (2007). Hodler. Milan: 5 continents. ISBN
  • Л. Р. Варшавский, Ф. Ходлер, М., 1980; F. Hodler. (Katalog der Ausstellung), Z.,1983.
  • «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.
  • «Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия». — М.: Белый город. Редактор Л. П. Анурова. 2006.
  • Документальный фильм Хайнца Бютлера нем. Ferdinand Hodler — Das Herz ist mein Auge; 2007

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, smallbay.ru, dic.academic.ru, evropeyskoe_iskusstvo.academic.ru, artclassic.edu.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Фердинанд Ходлер: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Фердинанд Ходлер: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

allpainters.ru

Ходлер Фердинанд Картины биография Hodler Ferdinand

Ходлер Портрет

Ходлер Фердинанд (Hodler Ferdinand) (1853–1918), швейцарский живописец и график, яркий представитель модерна и символизма. Фердинанд Макс Ходлер родился в Берне. Это был действительно большой мастер, живописец и график, чье творчество в основном лежало в русле такого влиятельного в конце XIX века течения как модерн (Jugendstil, Secessia). В 1870-е годы Ходлер учился живописи в Женеве у Бернарда Менна, затем путешествовал по Европе: побывал в Италии, в Испании, целый год работал в Париже. Вернувшись на родину, Ходлер поселился в Женеве, где и прошла вся его жизнь.

Ходлер Избранный
Избранный, 1893-1994Музей изящных искусств, Берн Ходлер Волнение Волнение, 1901-1902Частная коллекция, Швейцария Ходлер Женевское озеро Женевское озеро, 1905Художественный музей, Базель Ходлер Ночь Ночь, 1890Художественный музей, Берн Ходлер День День, 1900Художественный музей, Берн Ходлер Взгляд в бесконечность Взгляд в бесконечность1916

С 1892 регулярно выставлял свои работы в парижском салоне символистов “Роза и крест”. Один из крупнейших мастеров европейского модерна, Фердинанд Ходлер тяготел к национально-романтическим идеям, к философски наполненному символизму. Аллегорическим композициям Ходлера (“Ночь”, 1890, “День”, 1900, - обе картины в Художественном музее, Берн), произведениям на темы истории Швейцарии и Германии (“Вильгельм Телль”, коллекция Кетман, Золотурн; фреска “Выступление йенских студентов в 1813”, университет в Йене, 1908), пейзажам (“Женевское озеро”, Базель) присущи монументальность и суровый лаконизм образного строя, напряженность динамичной композиции.

Ходлер Луг Золотой луг, 1901Художественный музй, Базель Ходлер Утро Утренний ландшафт(Овцы в Сентье Сайлес), 1878 Ходлер Иенские студенты Выступление йенскихстудентов в 1813 году, 1908 Ходлер Озеро Озеро Тун1905 Ходлер Маригнано Отступление Маригнано1898 Ходлер Жена художника Берта Жак, жена художника,1894

Портретам художника (автопортрет, 1900, галерея, Штутгарт; “Выздоравливающая”, 1879, Фонд Оскара Рейнхарта, Винтерфур; “Луиза-Дельфина Дюшозаль”, 1885, Художественный музей, Берн) присущи острота четких линейных ритмов. Умер Фердинанд Ходлер в мае 1918 года в Женеве.

Ходлер Шторм Захваченные штормом,1886-1887 Ходлер Луиза-Дельфина Дюшозаль Луиза-Дельфина Дюшозаль,1885 Ходлер Весна Весна,1901 Ходлер Выздоравливающая Выздоравливающая, 1879, ФондОскара Рейнхарта, Винтерфур Ходлер Причастие Причастие с Бесконечностью, 1892Художественный музй, Базель Ходлер Ощущение Ощущение, 1907Частное собрание Ходлер Истина Истина, 1896-1898Коллекция Джозефа Винтерботэма Ходлер Женщина в экстазе Женщина в экстазе, 1911Частное собрание Ходлер Женщина с красным цветком Женщина с красным цветком1891, Частная коллекция Ходлер Пьяницы Пьяницы, 1886 Частное собрание Ходлер Читатель Читатель, 1885, МузейТиссен-Борнемисца, Мадрид Ходлер Мельник и деревенские жители Мельник и деревенские жители, 1888Музей искусства и истории, Женева

smallbay.ru

ФЕРДИНАНД ХОДЛЕР/ FERDINAND HODLER: VIEW TO INFINITY / ВЗГЛЯД В БЕСКОНЕЧНОСТЬ

"Синее с желтым 

и за горизонтом -

плещется светлых небес бесконечность.

Жест хоровода - 

звук "д" - земли, дома,

силы защиты, основ человечность.

Синие платья - 

для тела объятья -

в музыке хора сихронных движений.

Ритм эвритмии -

пульсация мира -

дух без границ горизонта в стремленьях."

"Д-эвритмия"  Улекса фон Лу

"Взгляд в бесконечность/View to Infinity", 1916

Мои заметки о Фердинанде Ходлере, швейцарском художнике, одном из из крупнейших мастеров европейского модерна, возникли на основе впечатлений от картин и размышлений от прочитанного о нем в нескольких статьях и арт-блогах. Здесь я буду цитировать без кавычек, поскольку перевод мой вольный, после осмысления, - мне важно сформулировать более четко то, что осталось неоднозначным впечатлением от выставки "Фердинанд Ходлер. Взгляд в бесконечность" в "Новой галерее"-музее австрийского и немецкого искусства в НЙ.

Выставка посвящена позднему периоду творчества Ходлера, начиная с 1890г. и вплоть до его смерти в 1918г.

Ходлер был художником, тяготеющим к национально-романтическим идеям, к философски наполненному символизму и

стремился к воплощению масштабных, «общечеловеческих» тем, позволяющих выразить идею о нерасторжимой слитности человеческого и космического бытия (или человека и истории). 

Его творчество высоко ценили такие корифеи стиля модерн, как Густав Климт и Эгон Шиле.

Климт  пригласил его выставить свои картины в качестве почетного гостя на выставке Сецессиона в Вене в 1904 г..

До начала Первой мировой войны Ходлер уже был широко известен и востребован сначала в Париже, затем в Германии и Австрии, но будучи пацифистом подверг публичной критике бомбежку собора в Реймсе, назвав ее варварством, после чего оказался в изоляции и доживал оставшиеся годы в Женеве, в своей мастерской с видом на Женевское озеро и Швейцарские Альпы.

Изоляция вскоре усугубилось болезнью легких, которая началась у него в 1915г. и смертью его музы и возлюбленной Валентины Годе-Дарель в этом же году. Все эти события очень повлияли на Ходлера и усилили философское содержание его последующих картин. В последние годы он написал очень большое количество прекрасных пейзажей с Женевским озером и Альпами, запечатлел угасание и смерть любимой в реалистичной серии картин, подобной которой не встречалось ранее, создал серию автопортретов и закончил фриз "Взгляд в бесконечность" в стиле неоклассицизма для лестницы Художественного музея в Цюрихе.

Организаторы выставки в НЙ хотели сделать акцент на его духовных поисках и включили в экспозицию преимущественно работы близкие этой теме. Впечатление, в целом, осталось сильным, в немалой степени на это повлияла история его жизни, о которой я узнала на выставке. Вопросов, тем не менее, возникло очень много и я была рада, когда смогла разыскать на Интернете статьи, которые помогли мне разобраться, хотя считать, что в творчестве такого большого художника, каким был Ходлер, можно разобраться после десятка статей, будет самонадеянностью. Пейзажи мне очень понравились, хотя нужна некоторая работа души, чтобы  в них вчувствоваться. По автопортретам интересно проследить, как менялся этот сильный человек по мере того, как разворачивались события его жизни.

В последние годы, несмотря, на опустошение, обрушившееся на него, Ходлер с энергией работал над фреской "Взгляд в бесконечность", которая для него воплощала жизненную энергию женственности и веру в жизненную силу женщины, с помощью которой человечество сможет вновь обрести чувство гармонии с природой. Ходлер полагал, что роль женщины в цикле рождения и смерти буквально делает ее живым символом бесконечности. 

Из всех художников-символистов, его можно считать самым тонким и увлекательным. В своих аллегориях, Ходлер использовал теорию "параллелизма"- он разработал стиль, характеризующийся симметричным/параллельным расположением фигур в танцевальных или ритуальных позах, в котором он повторял и рекомбинировал человеческие фигуры, цветовые и световые зоны на протяжении многих работ, чтобы придать им большую цельность и выразительность.Цвет и линия становятся в картинах-панно Ходлера главными выразителями определенного эмоционального состояния — экстатического порыва, чувства томления, погруженности в сон. Этот прием, характерный для живописи европейского модерна, Ходлер переносит и в монументальную живопись.

Night, 1890

 В картине "Ночь" 1889-1890, Ходлер пишет самого себя, проснувшегся от зловещей темной фигуры, которая персонифицирует ночь или смерть. Другие люди, спящие вокруг центральной фигуры, являются автопортретами, два из которых переплетены с обнаженными телами двух женщин, с которыми у Ходлера были в то время романтические отношения. Вся жизнь Ходлера буквально обнажена здесь, особенно его сложные любовные взаимоотношения, сплетенные в мертвый узел. Любовь и секс на картине представляют жизнь, как вызов самой смерти. Возможно, Ходлер чувствовал, конечность отпущенного ему жизненного срока, который делал желание контакта с человеком все более актуальным. К сожалению, реалистическое изображение обнаженной натуры в этой нереальной сцене привело к тому, что в Женеве, запретили картину как непристойную. Ходлер позже выставил "Ночь" в Париже, где Пюви-де-Шаван и Роден восхищались его работой и признали в Ходлере родственную душу. "Ночь" помогла увидеть Ходлера как нового и совершенно иного художника и принесла ему признание. Он начал выставляться в Париже.

Emotions VI, 1911-12Красный цвет на картинах у Ходлера символизирует страсть 

Emotions III, 1905Синий цвет на картине подразумевает духовное познание. Ходлер изучал влияние света на восприятие цвета и разработал свою теорию, которую использовал в картинах.

Splendor of lines, 1908

1901

Portrait of Berthe Jacques, wife of the artist, 1894

     Автопортреты, 1873 г.                                                

Ходлер родился в 1853 г. в Берне в семье столяра и был старшим из шести детей. Художник родился в здании тюрьмы, где его мать работала кухаркой. Когда мальчику исполнилось семь лет, отец и два брата умерли от туберкулеза. Мать Фердинанда вышла замуж вторично, ее мужем стал вдовец с пятью детьми. В 1867 от туберкулеза умерла и мать, Фердинанд остался единственным из выживших в семье. 

Первые уроки живописи Ходлер получил в мастерской отчима, художника-декоратора Г. Шюпбаха, затем продолжает учебу у живописца, рисовавшего пейзажи гор и озер для туристов. В 19 лет Ходлер  приезжает в Лозанну и занимается копированием романтических пейзажей, затем переезжает в Женеву, чтобы посещать лекции по естествознанию в Колледже Женевы и копировать картины в местном музее. Во время посещения одного из музеев он познакомился с художником Бартелеми Менном, учеником Коро, который взял его в свой класс рисования в Художественном училище в Женеве. По окончании учебы в 1877 году Ходлер уехал в путешествие по Франции и Испании, где был очарован работами Андреа Мантеньи, Рафаэля и Веласкеса. В 1878 он приезжает в Мадрид, проведя там почти год. Большое влияние оказали на художника испанские пейзажи и работы Велакруза, Пуссена, Гойи в Музее Прадо. 

С 1892 г. Ходлер участвует в выставках Салона символистов «Роза и Крест» в Париже, в дальнейшем, с 1901 по 1905 гг., принимает участие в выставках венского Сецессиона, а позднее — мюнхенского и берлинского. В 1913 г. мастер был удостоен ордена Почетного легиона.  В 1914 г. в числе ста двадцати женевских художников Ходлер подписал протест против бомбардировки немецкой артиллерией Реймского собора, после чего был исключен из всех немецких художественных организаций, в которых состоял.     

В 1917 г. в Цюрихе состоялась большая ретроспективная выставка картин Ходлера, включавшая свыше шестисот его работ. 

The student (Self-portrait), 1874

Self-portrait with stand, 1879 - автопортрет в стиле романтизма

Self-portrait in Paris, 1891

Self-portrait, 1900

Йенский университет заказал Ходлеру большую настенную роспись в честь памяти студентов-добровольцев из Йены, погибших  в борьбе с Наполеоном в 1813 году. Картина "Студенты Йены идут на войну", 1908-1909, безо всякого романтизма показывает, как молодые люди собираются на войну, признавая необходимость умереть для того, чтобы их земли были бы свободны от угнетения. Как и многие другие произведения символистов, картина помогала создать образ идеального арийца, который нацисты позже использовали для своего прихода к власти.Фреска в годы Первой мировой войны была забита досками до 1919 из-за шумихи, поднятой вокруг имени художника, подписавшего в 1914 году протест против бомбежек немецкой авиацией Реймсского собора.К сожалению,последствия этой работы, а также других работ, восхваляющих сильную личность, вышли из под контроля, за тем какой смысл в них вкладывали другие в соответствии с их целями, особенно после смерти Ходлера в 1918 году. Картина "Студенты из Йены идут на войну" в конечном итоге, стала для многих символом борьбы против тирании, в том числе нацистской тирании, и была изъята нацистами во время Второй мировой войны и томилась в хранении, по мнению многих, потерянная навсегда, пока она не была  возвращена к жизни в 1960 году.

Self-portrait, 1912

Self-portrait, 1914

Self-portrait, 1916

Self-portrait, 1916

Portrait of the Dancer, Giulia Leonardi, 1910 - портрет танцовщицы Джулии Леонарди, которая стала моделью в двух прекрасных картинах с названием "Женщина в экстазе"

"Woman in Ecstasy", 1911

"Веселящаяся женщина",1910 - модель - Валентина Годе-Дарель

 Моя любимая серия:"Женщина в Экстазе", (две картины), 1911, в центре "Веселящаяся женщина",1910

Portrait of Gertrud Muller 1911

Гертруда Дюби-Мюллер - еще одна муза и модель художника. На выставке ее портрет находится рядом с картиной Климта "Портрет Адели Блох-Бауэр".

По сравнению со сверкающей золотым Аделью на картине, (Адель, следуя условностям еврейской среды, не могла иметь высшего образования и права на свое наследство), в своей жизни Гертруда Дюби- Мюллер была гораздо более независима и харизматична. Прекрасный фотограф, горнолыжница и водитель авто, она позировала Ходлеру для нескольких картин и в том числе была моделью для двух фигур знаменитого фриза "Взгляд в вечность" 1916г. На выставке можно увидеть 45 фотографий, которые Адель сделала в его мастерской, в доме с близкими и в различных ситуациях в последние годы жизни Ходлера, и по капризу судьбы она сыграла ту же роль, что и Ходлер по отношению к умирающей Валентине Годе-Дарель. Она снимала его до последнего дня и ей принадлежит серия фотографий сделанных накануне его смерти, где Ходлер гуляет с своей дочкой Полеттой и женой в парке. Ей же принадлежит и его посмертная фотография. Что обратило моё внимание - отсутствие трагедии на лице Ходлера, который страдал от болезни и даже помышлял о самоубийстве. На фотографиях он охотно и с удовольствием позирует и принимает разные комические позы. Оптимизм был сутью его мировозрения, несмотря на все, что ему выдала судьба.

    The Red Portrait of Valentine Godé-Darel, 1910          Valentine Godé-Darel with her Hair Disheveled, 1913   В 1908 году Фердинанд Ходлер встретил Валентину Годе-Daрeль, оперную певицу и художницу по фарфору из Парижа, которая стала его моделью и возлюбленной. В богемной среде на исходе 19 и в начале 20вв. взгляды на отношения  были довольно свободными и Ходлер не был исключением. Он написал эти картины Валентины до, во время и после болезни. В январе 1914 года, спустя всего только три месяца после рождения их дочери Полетты, Годе-Дарель была сделана операция на предмет рака, от которого она умерла через 1 год. Между 1912 и 1915гг. Ходлер нарисовал ее множество раз. Он документировал ее постепенный уход из жизни без милосердия, и одновременно с большим состраданием и создал серию картин, сделав зрителей свидетелями процесса умирания. Полетта не знала свою настоящюю мать, так как семья Ходлера сразу забрала ее к себе, как только стало известно, что Валентина больна. Ходлер очень был привязан к дочери, а после его смерти через три года, Берт, его жена, удочерила девочку. 

    

     

   The Dying Valentine Godé-Darel, 1915                              Умирающая Валентина Годе-Daрeль, за один день до ее смерти,    

   

The Dead Valentine Godé-Darel, painted the day after her death on January 26th, 1915 - Ходлер выбрал горизонтальную композицию под влиянием картины «Мертвый Христос» Ганса Гольбейна Младшего, которую он увидел, посетив Базель.

В этих поздних пейзажах Ходлер стремится создать то, что он назвал Paysages planétaires, планетарные или космические пейзажи. Он закончил, также, как начал: в трепете перед величием творения, и благословляя его. Таким образом, он во многом предшественник сегодняшнего "духовного, но не религиозного" человека. Тем не менее, религиозные вопросы остаются: как прочна любовь между человеческими существами? Как окончательно определить, что такое смерть? Это бесконечная временная концепция или вечность за пределами времени?

The Dents Blanches in Champéry at the morning sun, 1916

The Grammont in the morning sun, 1917

Lake Geneva with Mont Blanc at dawn, 1918

Lake Geneva with Mont Blanc at dawn, 1918

Lake Geneva with six swans, 1914

Grand Muveran, 1912

From Le Grand Muveran Villars, 1912

Lake Geneva with Mont Blanc in the Early Morning, 1918

Dents du Midi From Champéry

Дан-дю-Миди, 1912

Его самая известная картина может быть "Woodcutter /Дровосек", 1908., которая была использована в качестве иллюстрации для швейцарской 50-ти франковой банкноты. "Лесоруб" является смесью экспрессионизма - предмет изображен посередине  энергичными мазками кисти - и символизма, с призрачным пейзажем за фигурой, содержащим странный, ярко-синий, шар-облако.

Ходлер  в котелке во дворе перед своей студией играет на барабане. 1916

Ходлер умер 19 мая 1918 года в Женеве. 

«Новая галерея» была задумана двумя ценителями изобразительного искусства, арт-дилером и организатором выставок Сержом Забарски и бизнесменом и коллекционером Рональдом Лаудером. Их объединяла горячая любовь к немецкой и австрийской школе модерна, к таким художникам, как Климт, Шиле, Оскар Кокошка и Альфред Кубин. Когда Забарски умер в 1996 году, Лаудер решил увековечить его память, создав «Новую галерею». Здание, приобретенное им для этих целей, построено в 1914 году архитекторами Каррери и Хастингсом, известными по проекту Нью-Йоркской публичной библиотеки. В нем жила филантроп, наследница многомиллионного состояния госпожа Корнелиус Вандербильт III, а поздее располагался Институт еврейских исследований YIVO."

,

drakosh-a.livejournal.com

ХУДОЖНИК ФЕРДИНАНД ХОДЛЕР - АПОФЕОЗ ШВЕЙЦАРСКОГО МОДЕРНА

14 марта 1853 Гюрцелен (кантон Берн) - 20 мая 1918 Женева

 (414x551, 66Kb) (342x539, 32Kb)

Фердинанд Ходлер Автопортрет 1912 г. Музей в БазелеФердинанд Ходлер (фото)

Швейцарский живописец и график. Писал пейзажи, портреты, картины аллегорического и символического содержания, сцены из швейцарской народной жизни.Ходлер родился в Берне в семье столяра и был старшим из шести детей. Художник родился в здании тюрьмы, где его мать работала кухаркой. Когда мальчику исполнилось пять лет, отец умер от туберкулеза. Мать Фердинанда вышла замуж вторично, ее мужем стал вдовец с пятью детьми. В 1867 умерла и мать.Первые уроки живописи Ходлер получил в мастерской отчима, художника-декоратора Г. Шюпбаха, затем в 1867—1868 годах учился в Туне у Фердинанда Зоммер-Колье (1822-1901), живописца, рисовавшего пейзажи гор и озер для туристов. В 1870 уехал из Туна в селения Шеффесбург и Лангеталь, где писал альпийские ландшафты для туристов.

Пережив трудное детство и смерть родителей и братьев в раннем возрасте, Ходлер в 19 лет приезжает в Лозанну и занимается копированием романтических пейзажей Калама.В период шестилетнего обучения Ходлер познакомился с произведениями французского реализма. Его картина "Столяр", завершенная в 1875, была первым тематическим отражением жизни рабочего класса в Швейцарии.В 1871 году Ходлер переезжает в Женеву, чтобы посещать лекции по естествознанию в Колледже Женевы и копировать картины Александра Каламэ и Франсуа Диду в местном музее. Во время посещения одного из музеев он познакомился с художником Бартелеми Менном, учеником Коро, который взял его в свой класс рисования. В 1873 он стал учеником Менна в Художественном училище в Женеве и учился у него до 1876 года.

 (362x462, 14Kb) (350x462, 22Kb)

Фердинанд Ходлер Автопортрет 1873 г. Музей ЦюрихаФердинанд Ходлер Автопортрет 1873 г. Музей Цюриха

В 1876 году Ходлер покинул Женеву и переехал в Лангеталь.С середины 1870-х начал выставляться. Художник прожил большую часть жизни в нужде, постоянно борясь с необъективной критикой и непониманием (широкая известность на родине пришла к Ходлеру только в конце 90-х гг.).По окончании учебы в 1877 Ходлер уехал в путешествие по Франции и Испании, где был очарован работами Андреа Мантеньи, Рафаэля и Веласкеса. В 1878 он приезжает в Мадрид, проведя там почти год, большое влияние оказали на художника испанские пейзажи и работы Велакруза, Пуссена, Гойи в Музее Прадо.Он возвращается в Швейцарию в 1879, снимает в Старом городе помещение под мастерскую и много работает над светотенями и цветовой гаммой своих картин. В картинах этого периода чувствуется влияние французского реалистичного живописца Гюстава Курбе.

На первый взгляд ранние картины Ходлера следуют реалистической традиции. Они представляют собой, как правило, незатейливые сцены из жизни простых людей, однако манера письма художника далека от дотошного натурализма.

 (336x528, 60Kb)

Фердинанд Ходлер Студент. Автопортрет. 1874 г.

Достаточно взглянуть на автопортрет 1875 г. — «Студент», чтобы почувствовать желание мастера создать обобщённый образ, присущий любой эпохе и стране. Лицо молодого человека значительно и серьёзно, в нем чувствуется большая сила характера. Эта работа обладает некоторым сходством с портретами мастеров немецкого Возрождения.

В колорите произведений начала 1880-х на современные бытовые сюжеты сказывается и влияние манеры старых мастеров, которых Ходлер изучал во время поездки в Испанию.

 (623x407, 96Kb)

Фердинанд Ходлер Мельник и сын с ослом

 (616x466, 77Kb)

Фердинанд Ходлер Борьба со стихией. Шторм. 1886-87 г.г.

 (513x462, 80Kb)

Фердинанд Ходлер Милосердный самаритянин 1875 г. Музей Кунстхауз, Цюрих

В жанре реалистического "портрета-типа" решены многие картины этого периода. Резко очерченный темный контур, свидетельствующий об увлечении живописью Гольбейна, придает пластике фигур строгость и четкость.

 (334x462, 22Kb) (327x465, 25Kb)

Фердинанд Ходлер Гнев 1881 г.Фердинанд Ходлер Философствующий рабочий 1884, Музей искусства и истории, Женева

 (463x356, 30Kb)

Фердинанд Ходлер Обеспокоенная душа

В 80-х гг. Ходлер создал так называемую теорию параллелизма, позднее ставшую одной из основных в стиле модерн. Согласно этой теории, контуры фигур в композиции должны сводиться к ритмическим повторениям немногих почти параллельных линий, что, по мнению художника, является главным источником выразительности. Повторения замедляют движение и тем самым помогают глубже погрузиться в созерцание.В 1887 во время отдыха на Тунском озере художник познакомился с Бертой Штуки, на которой женился два года спустя (второй брак - с Берт Жак).

В 1889 появилась "Ночь", ставшая первым образцом, так называемого параллелизма Ходлера: за счет симметричного повтора одних и тех же цветов и форм художник хотел добиться большей содержательности и символичности картин.

 (699x268, 37Kb)

Фердинанд Ходлер Ночь 1890 г. Музей искусств Берна

Искусствоведы считают, что в центральном персонаже картины художник изобразил себя. После первого же показа этой работы в 1891 в "Осеннем салоне" в Женеве полиция потребовала убрать ее из выставочного зала как "оскорбляющую нравственность" (что и было сделано).

На следующий год Ходлер праздновал триумф в Париже, представив на суд зрителей картину, на которой люди изображались в прежней свободной манере. В Париже он примкнул к розенкрейцерам (группировке "Розового Креста", представители которой выступали против реализма) и принял участие в первом "Салоне Розового Креста" в 1892, выставив созданную в том же году картину "Разочарованные".

 (698x351, 55Kb)

Фердинанд Ходлер Разочарованные 1892 г.

Влияние мистического учения розенкрейцеров ощущается и в дальнейших работах Ходлера - "Исход во Вселенную" (1892), "Избранный" (1893/94) и других.

 (616x466, 67Kb)

Фердинанд Ходлер Избранный 1893-94 г.г.

 (673x310, 41Kb)

Фердинанд Ходлер Убегающие женщины 1895 г.

 (559x419, 67Kb)

Фердинанд Ходлер Женщины, восхищенные юношей. (Youth Admired By Women)

 (599x429, 70Kb)

Фердинанд Ходлер Правда

В полном соответствии с теорией Ходлера написана его композиция «Эвритмия» (1895 г.). Название картины в переводе с греческого языка означает «соразмерность», «слаженность», «ритмичность».

 (599x400, 43Kb)

Фердинанд Ходлер Эвритмия 1895 г. Музей искусств Берна

Абстрактная идея ритмической гармонии выражена через изображение процессии старцев в белых одеждах. Их окружает пейзаж, написанный нежными жёлтыми и бледно-зелёными красками. Лица старцев горестны, вся картина пронизана умиротворённостью и светом. По остроте, с которой передано состояние просветлённой скорби, эта работа Ходлера стоит в одном ряду с шедеврами символистской поэзии и драматургии. Не случайно некоторые исследователи говорят о воплощении в «Эвритмии» идей бельгийского драматурга-символиста Мориса Метерлинка, считавшего, что таинственное для души человека важнее реального.

С середины 1880-х Ходлер резко меняет живописную манеру и обращается к новым для него сюжетам символического содержания. В картинах Взгляд в бесконечность (1885, не сохранилась), Весна (1901, Хаген, Музей К. Э. Остхауза), Истина (1903, Цюрих, Кунстхалле) и др. появился поиск выразительных возможностей цвета и декоративно-плоскостного построения композиции.

 (615x478, 89Kb)

Фердинанд Ходлер Весна 1901 г. Музей г.Ессен

 (264x610, 50Kb) (351x506, 57Kb)

Фердинанд Ходлер ОбожаниеФердинанд Ходлер Мечта

 (699x317, 68Kb)

Фердинанд Ходлер День 1899 г. Музей искусств Берна

 (552x425, 67Kb)

Фердинанд Ходлер Цветение

Ритму расположения женских фигур в пейзаже (Ночь, День, Истина, Весна) или процессии старцев в белых мантиях (Эвритмия) отвечает строгая горизонтальная симметрия цветовых плоскостей, контуров, повторяющихся движений и жестов. Вторящие параллелизму линий цветовые зоны усиливают живописную экспрессию полотен. Цвет и линия становятся в картинах-панно Ходлера главными выразителями определенного эмоционального состояния — экстатического порыва, чувства томления, погруженности в сон. Этот прием, характеризующий поиски живописи европейского модерна, Ходлер переносит и в монументальную живопись.

В 1897 он выиграл конкурс на оформление Оружейного зала в Цюрихском музее - были выбраны его сцены из истории швейцарского национально-освободительного движения. Эта работа, а также выполненное в дальнейшем "Отступление из Мариньяно" ((1896—1900 гг.), Цюрих, Нац. музей истории Швейцарии) внесли новую струю в историческую живопись того времени.

 (669x462, 71Kb)

Фердинанд Ходлер Отступление из Мариньяно 1896—1900 гг. Нац. музей истории Швейцарии, Цюрих

Для усиления зрелищности Ходлер прибегал к орнаментальной структуре линий, что несколько выходило за рамки модернового стиля. Ритм больших пятен оранжевых, зеленых, голубых цветов строго вторит горизонтальной читаемости сюжета.

В 1907 он выполнил еще одну настенную фреску на историческую тему: по заказу Йенского университета создал картину "Уход йенских студентов на освободительную войну против Наполеона в 1813 году" (1908-09).

 (699x459, 74Kb)

Фердинанд Ходлер Уход йенских студентов на освободительную войну против Наполеона в 1813 году 1908-09 г.г. Йенский университет

Действующие лица расположены в два яруса. Это позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по принципу параллелизма.Фреска в годы Первой мировой войны была забита досками до 1919 из-за шумихи, поднятой вокруг имени художника, подписавшего в 1914 году протест Швейцарии против бомбежек немецкой авиацией Реймсского собора.

В 1897 Ходлер сделал в Обществе друзей изобразительных искусств доклад на тему оптического смещения цветов, изменения цвета под воздействием света. В пейзажах Ходлера с видами величественных заснеженных вершин Альп, живописных швейцарских озер и горных рек динамика цвета и экспрессивный мазок предвосхищают живопись экспрессионистов.

Новые приемы своей декоративно-плоскостной живописи Ходлер привнес и в портрет. Его портреты и автопортреты строятся на гармонии больших цветовых плоскостей, выразительном темном контуре.

 (385x485, 42Kb) (301x528, 28Kb)

Фердинанд Ходлер Лесоруб 1908-10 г.г.Фердинанд Ходлер Оратор 1912 г.

 (373x440, 24Kb) (420x551, 43Kb)

Фердинанд Ходлер Портрет девушки 1884-90 г.г.Фердинанд Ходлер Портрет Гертруды Мюллер

 (440x391, 38Kb) (373x465, 68Kb)

Фердинанд Ходлер Портрет танцовщицы Джулии Леонарди 1910 г. КельнФердинанд Ходлер Итальянка 1911 г.

 (548x462, 90Kb)

Фердинанд Ходлер Восхищенная женщина 1911 г.

 (401x522, 62Kb) (379x462, 57Kb)

Фердинанд Ходлер Портрет Хелены ВайльФердинанд Ходлер Портрет второй жены художника Берты

Кроме этого в течение всей своей творческой жизни Ходлер создал целую серию своих автопортретов, пик которых пришелся на начало ХХ века.

 (284x363, 25Kb) (317x465, 60Kb)

Фердинанд Ходлер Автопортрет 1891 г.Фердинанд Ходлер Автопортрет 1900 г.

 (410x462, 37Kb) (403x462, 32Kb)

Фердинанд Ходлер Автопортрет 1914 г.Фердинанд Ходлер Автопортрет 1915 г.

В последние два десятилетия жизни Ходлеру наконец удалось создать образы, особенно близкие его творческому темпераменту. Прежде всего к ним относится композиция «Женщина в экстазе» (1911 г.) — этюд к большой картине «Эмоция».

 (616x425, 84Kb)

Фердинанд Ходлер Эмоция 1911-12 г.г.

 (320x640, 45Kb)

Фердинанд Ходлер Женщина в экстазе 1911 г.

Крупная и сильная фигура молодой женщины напоминает работы итальянского мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти; насыщенные красные и синие тона одежд, жёлтый цвет фона завораживают взгляд. Экстаз — достаточно условное определение состояния героини: её лицо выдаёт холодную ясность ума и одухотворённость. Живописец стремился показать созидательную энергию жизни, творческое озарение.

Ходлер считается одним из выдающихся швейцарских художников стиля «модерн». Художник стремился к воплощению масштабных, «общечеловеческих» тем, позволяющих выразить идею о нерасторжимой слитности человеческого и космического бытия (или человека и истории).

 (700x381, 123Kb)

Фердинанд Ходлер Взгляд в бесконечность 1916 г.

Для картин Ходлера характерны монументальность и лаконизм образного строя, ритмическое решение композиции, акцентированные контуры, плавные текучие линии пейзажа.

Последний значительный цикл работ Ходлера был посвящен смерти его возлюбленной, Валентины Годе-Дарель. В картинах этого цикла Ходлер увязывал элементы реальности и психологизирования.

 (382x451, 44Kb) (251x360, 25Kb)

Фердинанд Ходлер Портрет Валентины Годе-Дарель 1914 г.Фердинанд Ходлер (фото 1916 г.)

 (635x477, 51Kb)

Фердинанд Ходлер Валентина Годе-Дарель 1914 г.

 (558x389, 52Kb)

Фердинанд Ходлер Умирающая Валентина Годе-Дарель 1915 г.

Умер 65-летний художник в Женеве от отека легких 20 мая 1918.

Материалы с сайтов:http://www.bibliotekar.ru/avanta/126.htmhttp://www.ikleiner.info/lib/xxcentury/xxcentury-0099.shtmlhttp://smallbay.ru/hodler.html

maxpark.com

Фердинанд Ходлер (1853-1918): ziggyibruni

Творчество швейцарского художника Фердинанда Ходлера принадлежит в основном XIX веку, но своей монументальностью, оно, во многом, предвосхитило искания XX столетия. B истории европейского искусства Фердинанд Ходлер занимает прочное место в общей эволюции стиля модерн. От позднего романтизма и культивируемого им возрождения национальных традиций он органично перешел к символизму. В то же время лаконизм и рациональность объемно-пространственного мышления художника, с органичным включением человека в окружающую природную среду, четкость линейных ритмов и динамичная целостность композиций во многом обусловлены тем, что он активно изучал труды Витрувия, Дюрера и Леонардо да Винчи, а также творчество Ханса Хольбейна Младшего. В монументальном строе ходлеровских работ – композиций на темы национального фольклора и истории, образов-аллегорий, портретов и пейзажей – постоянно, неким внутренним отзвуком, присутствует глубокая ренессансная составляющая его искусства. Начиная с 1890 года, после появления картины Ночь, основным композиционным принципом в работах швейцарского мастера стало ритмичное повторение однородных элементов, и это слияние архитектонического и декоративного начал отвечало формировавшимся в то время принципам стиля модерн. Ходлер являлся активным участником Сецессионов – венского, мюнхенского и берлинского. Суровость и сила пластического языка связывают его искусство, с одной стороны, с выразительной, мощной манерой Курбе, а с другой – с динамичной стилистикой экспрессионизма (в поздний период Ходлер обратился также к скульптуре). Обилие фантастико-символических тем и идеальных, подчас патетических образов, а также значительное место исторических сюжетов в наследии художника делают его творчество ярким примером глубокой внутренней связи стиля модерн с символизмом и романтизмом.

Студент (автопортрет). 1874

Уставшие от жизни. 1874

Дочь Ларде. 1878

Сапожник. 1878

Выздоравливающая. 1879

На берегах Мансанареса. 1879

Портрет Луизы-Дельфины Дюшосаль. 1885

Захваченные штормом. 1886-1887

Современные грютлинцы. 1887

Ночь. 1889-1890

Избранный. 1893-1894

Портрет Берты Жак, жены художника. 1894

Автопортрет. 1900

День. 1900

Весна. 1901

Волнение. 1901-1902

Вид Женевского озера из Шексбре. 1905

Молодой борец за свободу. 1908

Озеро. 1910-1912

Портрет генерала Ульриха Вилле. 1916

Айгер, Монк и Юнгфрау в лунном свете

Анютины глазки

Валентин Год-Дарел на смертном одре

Вечерняя тишина

Горный поток в Шампери

Дент ду Миди в облаках

Добрый самаритянин

Женщина в экстазе

Косарь

Лесное русло

Мать и дитя

Молодость, восхищающая женщин (I)

Правда (II)

Поклонение (III)

Пейзаж

Пейзаж Ко с поднимающимися облаками

Пейзаж озера Тун

Портрет Гертруды Мюллер

Портрет Хелены Вайгле

Радостная женщина

Смятение

Соединение с вечностью

Сон

У подножья горы Салеве

Читающий мужчина

Юнгфрау и Зильберхорн, вид из Мюррена

ziggyibruni.livejournal.com

Фердинанд Макс Ходлер (Ferdinand Max Hodler)

Пережив трудное детство и смерть родителей и братьев в раннем возрасте, Ходлер в 19 лет приезжает в Лозанну и занимается копированием романтических пейзажей Калама.В период шестилетнего обучения Ходлер познакомился с произведениями французского реализма. Его картина "Столяр", завершенная в 1875, была первым тематическим отражением жизни рабочего класса в Швейцарии.В 1871 году Ходлер переезжает в Женеву, чтобы посещать лекции по естествознанию в Колледже Женевы и копировать картины Александра Каламэ и Франсуа Диду в местном музее. Во время посещения одного из музеев он познакомился с художником Бартелеми Менном, учеником Коро, который взял его в свой класс рисования. В 1873 он стал учеником Менна в Художественном училище в Женеве и учился у него до 1876 года.

Фердинанд Ходлер Автопортрет 1873 г. Музей ЦюрихаФердинанд Ходлер Автопортрет 1873 г. Музей Цюриха

В 1876 году Ходлер покинул Женеву и переехал в Лангеталь.С середины 1870-х начал выставляться. Художник прожил большую часть жизни в нужде, постоянно борясь с необъективной критикой и непониманием (широкая известность на родине пришла к Ходлеру только в конце 90-х гг.).По окончании учебы в 1877 Ходлер уехал в путешествие по Франции и Испании, где был очарован работами Андреа Мантеньи, Рафаэля и Веласкеса. В 1878 он приезжает в Мадрид, проведя там почти год, большое влияние оказали на художника испанские пейзажи и работы Велакруза, Пуссена, Гойи в Музее Прадо.Он возвращается в Швейцарию в 1879, снимает в Старом городе помещение под мастерскую и много работает над светотенями и цветовой гаммой своих картин. В картинах этого периода чувствуется влияние французского реалистичного живописца Гюстава Курбе.

На первый взгляд ранние картины Ходлера следуют реалистической традиции. Они представляют собой, как правило, незатейливые сцены из жизни простых людей, однако манера письма художника далека от дотошного натурализма.

Фердинанд Ходлер Студент. Автопортрет. 1874 г.

Достаточно взглянуть на автопортрет 1875 г. — «Студент», чтобы почувствовать желание мастера создать обобщённый образ, присущий любой эпохе и стране. Лицо молодого человека значительно и серьёзно, в нем чувствуется большая сила характера. Эта работа обладает некоторым сходством с портретами мастеров немецкого Возрождения.

В колорите произведений начала 1880-х на современные бытовые сюжеты сказывается и влияние манеры старых мастеров, которых Ходлер изучал во время поездки в Испанию.

Фердинанд Ходлер Мельник и сын с ослом

Фердинанд Ходлер Борьба со стихией. Шторм. 1886-87 г.г.

Фердинанд Ходлер Милосердный самаритянин 1875 г. Музей Кунстхауз, Цюрих

В жанре реалистического "портрета-типа" решены многие картины этого периода. Резко очерченный темный контур, свидетельствующий об увлечении живописью Гольбейна, придает пластике фигур строгость и четкость.

Фердинанд Ходлер Гнев 1881 г.Фердинанд Ходлер Философствующий рабочий 1884, Музей искусства и истории, Женева

Фердинанд Ходлер Обеспокоенная душа

В 80-х гг. Ходлер создал так называемую теорию параллелизма, позднее ставшую одной из основных в стиле модерн. Согласно этой теории, контуры фигур в композиции должны сводиться к ритмическим повторениям немногих почти параллельных линий, что, по мнению художника, является главным источником выразительности. Повторения замедляют движение и тем самым помогают глубже погрузиться в созерцание.В 1887 во время отдыха на Тунском озере художник познакомился с Бертой Штуки, на которой женился два года спустя (второй брак - с Берт Жак).

В 1889 появилась "Ночь", ставшая первым образцом, так называемого параллелизма Ходлера: за счет симметричного повтора одних и тех же цветов и форм художник хотел добиться большей содержательности и символичности картин.

Фердинанд Ходлер Ночь 1890 г. Музей искусств Берна

Искусствоведы считают, что в центральном персонаже картины художник изобразил себя. После первого же показа этой работы в 1891 в "Осеннем салоне" в Женеве полиция потребовала убрать ее из выставочного зала как "оскорбляющую нравственность" (что и было сделано).

На следующий год Ходлер праздновал триумф в Париже, представив на суд зрителей картину, на которой люди изображались в прежней свободной манере. В Париже он примкнул к розенкрейцерам (группировке "Розового Креста", представители которой выступали против реализма) и принял участие в первом "Салоне Розового Креста" в 1892, выставив созданную в том же году картину "Разочарованные".

Фердинанд Ходлер Разочарованные 1892 г.

Влияние мистического учения розенкрейцеров ощущается и в дальнейших работах Ходлера - "Исход во Вселенную" (1892), "Избранный" (1893/94) и других.

Фердинанд Ходлер Избранный 1893-94 г.г.

Фердинанд Ходлер Убегающие женщины 1895 г.

Фердинанд Ходлер Женщины, восхищенные юношей. (Youth Admired By Women)

Фердинанд Ходлер Правда

В полном соответствии с теорией Ходлера написана его композиция «Эвритмия» (1895 г.). Название картины в переводе с греческого языка означает «соразмерность», «слаженность», «ритмичность».

Фердинанд Ходлер Эвритмия 1895 г. Музей искусств Берна

Абстрактная идея ритмической гармонии выражена через изображение процессии старцев в белых одеждах. Их окружает пейзаж, написанный нежными жёлтыми и бледно-зелёными красками. Лица старцев горестны, вся картина пронизана умиротворённостью и светом. По остроте, с которой передано состояние просветлённой скорби, эта работа Ходлера стоит в одном ряду с шедеврами символистской поэзии и драматургии. Не случайно некоторые исследователи говорят о воплощении в «Эвритмии» идей бельгийского драматурга-символиста Мориса Метерлинка, считавшего, что таинственное для души человека важнее реального.

С середины 1880-х Ходлер резко меняет живописную манеру и обращается к новым для него сюжетам символического содержания. В картинах Взгляд в бесконечность (1885, не сохранилась), Весна (1901, Хаген, Музей К. Э. Остхауза), Истина (1903, Цюрих, Кунстхалле) и др. появился поиск выразительных возможностей цвета и декоративно-плоскостного построения композиции.

Фердинанд Ходлер Весна 1901 г. Музей г.Ессен

Фердинанд Ходлер ОбожаниеФердинанд Ходлер Мечта

Фердинанд Ходлер День 1899 г. Музей искусств Берна

Фердинанд Ходлер Цветение

Ритму расположения женских фигур в пейзаже (Ночь, День, Истина, Весна) или процессии старцев в белых мантиях (Эвритмия) отвечает строгая горизонтальная симметрия цветовых плоскостей, контуров, повторяющихся движений и жестов. Вторящие параллелизму линий цветовые зоны усиливают живописную экспрессию полотен. Цвет и линия становятся в картинах-панно Ходлера главными выразителями определенного эмоционального состояния — экстатического порыва, чувства томления, погруженности в сон. Этот прием, характеризующий поиски живописи европейского модерна, Ходлер переносит и в монументальную живопись.

В 1897 он выиграл конкурс на оформление Оружейного зала в Цюрихском музее - были выбраны его сцены из истории швейцарского национально-освободительного движения. Эта работа, а также выполненное в дальнейшем "Отступление из Мариньяно" ((1896—1900 гг.), Цюрих, Нац. музей истории Швейцарии) внесли новую струю в историческую живопись того времени.

Фердинанд Ходлер Отступление из Мариньяно 1896—1900 гг. Нац. музей истории Швейцарии, Цюрих

Для усиления зрелищности Ходлер прибегал к орнаментальной структуре линий, что несколько выходило за рамки модернового стиля. Ритм больших пятен оранжевых, зеленых, голубых цветов строго вторит горизонтальной читаемости сюжета.

В 1907 он выполнил еще одну настенную фреску на историческую тему: по заказу Йенского университета создал картину "Уход йенских студентов на освободительную войну против Наполеона в 1813 году" (1908-09).

Фердинанд Ходлер Уход йенских студентов на освободительную войну против Наполеона в 1813 году 1908-09 г.г. Йенский университет

Действующие лица расположены в два яруса. Это позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по принципу параллелизма.Фреска в годы Первой мировой войны была забита досками до 1919 из-за шумихи, поднятой вокруг имени художника, подписавшего в 1914 году протест Швейцарии против бомбежек немецкой авиацией Реймсского собора.

В 1897 Ходлер сделал в Обществе друзей изобразительных искусств доклад на тему оптического смещения цветов, изменения цвета под воздействием света. В пейзажах Ходлера с видами величественных заснеженных вершин Альп, живописных швейцарских озер и горных рек динамика цвета и экспрессивный мазок предвосхищают живопись экспрессионистов.

Новые приемы своей декоративно-плоскостной живописи Ходлер привнес и в портрет. Его портреты и автопортреты строятся на гармонии больших цветовых плоскостей, выразительном темном контуре.

Фердинанд Ходлер Лесоруб 1908-10 г.г.Фердинанд Ходлер Оратор 1912 г.

Фердинанд Ходлер Портрет девушки 1884-90 г.г.Фердинанд Ходлер Портрет Гертруды Мюллер

Фердинанд Ходлер Портрет танцовщицы Джулии Леонарди 1910 г. КельнФердинанд Ходлер Итальянка 1911 г.

Фердинанд Ходлер Восхищенная женщина 1911 г.

Фердинанд Ходлер Портрет Хелены ВайльФердинанд Ходлер Портрет второй жены художника Берты

Кроме этого в течение всей своей творческой жизни Ходлер создал целую серию своих автопортретов, пик которых пришелся на начало ХХ века.

Фердинанд Ходлер Автопортрет 1891 г.Фердинанд Ходлер Автопортрет 1900 г.

Фердинанд Ходлер Автопортрет 1914 г.Фердинанд Ходлер Автопортрет 1915 г.

В последние два десятилетия жизни Ходлеру наконец удалось создать образы, особенно близкие его творческому темпераменту. Прежде всего к ним относится композиция «Женщина в экстазе» (1911 г.) — этюд к большой картине «Эмоция».

Фердинанд Ходлер Эмоция 1911-12 г.г.

Фердинанд Ходлер Женщина в экстазе 1911 г.

Крупная и сильная фигура молодой женщины напоминает работы итальянского мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти; насыщенные красные и синие тона одежд, жёлтый цвет фона завораживают взгляд. Экстаз — достаточно условное определение состояния героини: её лицо выдаёт холодную ясность ума и одухотворённость. Живописец стремился показать созидательную энергию жизни, творческое озарение.

Ходлер считается одним из выдающихся швейцарских художников стиля «модерн». Художник стремился к воплощению масштабных, «общечеловеческих» тем, позволяющих выразить идею о нерасторжимой слитности человеческого и космического бытия (или человека и истории).

Фердинанд Ходлер Взгляд в бесконечность 1916 г.

Для картин Ходлера характерны монументальность и лаконизм образного строя, ритмическое решение композиции, акцентированные контуры, плавные текучие линии пейзажа.

Последний значительный цикл работ Ходлера был посвящен смерти его возлюбленной, Валентины Годе-Дарель. В картинах этого цикла Ходлер увязывал элементы реальности и психологизирования.

Фердинанд Ходлер Портрет Валентины Годе-Дарель 1914 г.Фердинанд Ходлер (фото 1916 г.)

Фердинанд Ходлер Валентина Годе-Дарель 1914 г.

Фердинанд Ходлер Умирающая Валентина Годе-Дарель 1915 г.

Умер 65-летний художник в Женеве от отека легких 20 мая 1918.

Материалы с сайтов:http://www.bibliotekar.ru/avanta/126.htmhttp://www.ikleiner.info/lib/xxcent...tury-0099.shtmlhttp://smallbay.ru/hodler.html

http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post75219189/

http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post268250195/

alindomik.livejournal.com

Фердинанд Ходлер (Ferdinand Hodler) (1853-1918)

Фердинанд Ходлер (1853-1918) родился в швейцарском городе Берн в семье плотника. В 1861 г. его отец умер от туберкулеза, а мать вскоре вышла замуж за художника-декоратора, который и стал первым учителем живописи Фердинанда.Дальнейшее обучение мальчик проходил в городе Тун у местного живописца Фердинанда Зоммера (Ferdinand Sommer) и его ранние работы представляли собой местные пейзажи, предназначенные для туристов.Фердинанд Ходлер Автопортрет 1914 г.Фердинанд Ходлер Автопортрет 1915 г.

В 1871 г. Ходлер отправляется в Женеву и становится учеником художника Бартелеми Мена (Barthélemy Menn) и пишет пейзажи, композиции фигур и портреты в реалистической манере.В 1875 г. Фердинанд Ходлер совершил поездку в Базель, где изучал картины старых мастеров. Огромное впечатление на него произвело полотно Ганса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу» (Dead Christ in the Tomb).В последнее десятилетие прошлого века в работах живописца заметно ощущалось влияние нескольких жанров, и особенно, символизма и модерна. Фердинанд Ходлер разработал собственный стиль, который назвал «параллелизмом» (parallelism). Характерной особенностью стиля являлось симметричное расположение фигур в танцевальных или ритуальных позах, причем важнейшим элементом композиции становилось и симметричное расположение цветовых зон, усиливающих 'эмоциональное воздействие.В 1896 г. художник выигрывает конкурс на создание большого декоративного панно для Национального музея в Цюрихе, а в 1900 г. награждается золотой медалью Всемирной выставки в Париже.Фердинанд Ходлер умер 19 мая 1918 г.

Студенты Йены отправляются на войну за Освобождение. 18131908масло, холст

Ночь1889-1890масло, холст

Разочарованные1981-1892масло, холст

Любовь1907-1908масло, холст

Разочарованная душа1889масло, холст

Отец и ребенок1883

Маленькая девочка собирает цветы1887

масло, холст

Швейцарская сосна в Буа-де-ла Бати1880

масло, холст

Добрый самаритянин1885масло, холст

Портрет Луизы-Дельфины Дюшозаль1885масло, холст

Дровосек1910

Портрет Валентины Годе-Дарел, 1909
Сон пастуха, 1896
Фердинанд Ходлер День 1899 г. Музей искусств Берна

Женский портрет1907масло, холст

Горный пейзаж, 1915
Женевское озеро.Вид со стороны Шебра
Фердинанд Ходлер Отступление из Мариньяно 1896—1900 гг. Нац. музей истории Швейцарии, Цюрих

Фердинанд Ходлер Портрет второй жены художника Берты

Фердинанд Ходлер Портрет Хелены Вайль

Фердинанд Ходлер Умирающая Валентина Годе-Дарель 1915 г.

mixail-shagurin.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта