Фердинанд Ходлер, «Отступление при Мариньяно». Ходлер фердинанд картины
Фердинанд Ходлер (1853–1918). Мастера исторической живописи
Фердинанд Ходлер
(1853–1918)
Композиция «Выступление Йенских студентов в 1813 году», украшающая стены университета в Йене, принесла Ходлеру всеобщее признание. В годы Первой мировой войны художник поставил свою подпись на документе, выражающем протест против бомбежек немецкой авиацией Реймсского собора. Из-за этого вокруг его имени поднялась шумиха, и преподаватели университета приняли решение закрыть композицию досками. Только в 1919 году доски были убраны и работа снова стала открыта для обозрения.
Швейцарский художник Фердинанд Ходлер родился в Берне. Его детство и юность были трудными: он рано потерял отца. Его первым учителем стал отчим Г. Шюнбах, художник-декоратор. В возрасте четырнадцати лет Фердинанд переехал в Тун и два года учился у Ф. Зоммер-Колье. В 1870 году Фердинанд переселился в Шеффесбург, оттуда в Лангеталь и, наконец, в Женеву.
Первыми работами Ходлера были пейзажи, которые в 1871 году увидел Бартелеми Менн, бывший ученик Энгра, к тому времени уже организовавший собственную художественную школу. Изучив работы Фердинанда, Менн пришел к выводу, что у юноши есть талант, и принял его в свою школу. Под его руководством Ходлер изучил технику рисунка.
Через несколько лет Ходлер покинул своего учителя и вернулся в Лангеталь. Примерно в это же время он начал регулярно принимать участие в выставках, причем его картины неоднократно удостаивались премий. В 1879 году художник совершил поездку в Испанию, где изучал творчество знаменитых мастеров прошлого. Их влияние можно заметить в ранних работах Ходлера — «Часовщики в Мадриде» (1879, Художественный музей, Люцерн), «Молитва в кантоне Берн» (1881, Художественный музей, Берн). После возвращения из Испании он обосновался в Женеве и больше никуда не выезжал.
В 80-х годах XIX века Ходлер выполнил несколько портретов, для которых было характерно обобщение образа. Например, автопортрет он показывал зрителям под названием «Студент», а портрет своего брата — с подписью «Ученик». К этому же времени относятся произведения «Философствующий рабочий» (1884, Музей искусства и истории, Женева), «Утомленные жизнью» (1887, собрание О. Рейнхарт, Винтертур).
Ф. Ходлер. «Выступление Йенских студентов в 1813 году», 1909, университет, Йена
Произведения 90-х годов реалистичны («Ночь», 1890, Художественный музей, Берн). В них еще не наблюдается стилизованного монументализма, присущего его поздним работам и сделавшего его популярным. Работая в Женеве, художник регулярно посылал свои картины для участия в выставках «Сецессиона» в Берлине и в салоне символистов «Роза и крест» в Париже.
В 1896 году Ходлер получил заказ на создание декоративных панно, предназначавшихся для Национального музея в Цюрихе.
Среди них самым удачным считается триптих «Отступление при Мариньяно», основой для которого послужило событие, произошедшее в 1526 году: артиллерия французского короля Франциска I смогла одержать победу над швейцарскими пехотинцами, завоевавшими в предыдущих боях славу «непобедимых».
В начале XX столетия Ходлер выполнил множество символических произведений («Юноша, которым любуются женщины», 1903, «Священный час» и «Любовь», 1907). Однако из-за того, что большинство картин он продолжал отсылать на выставки в Берлин и Париж, имя художника было более популярным за границей, чем на родине. Он даже был награжден золотой медалью в Париже в 1900 году. Возможно, именно поэтому очередной заказ на создание большой композиции на исторический сюжет он получил из-за границы, от Йенского университета.
В 1909 году Ходлер закончил эту работу для Йенского университета. Она получила название «Выступление Йенских студентов в 1813 году» (университет, Йена). Ее композиция довольно необычна: картина как бы поделена на два яруса — верхний и нижний. В нижней части художник показал одевающихся и садящихся на коней студентов, в верхней — вооруженный отряд, разделенный на ровные шеренги и марширующий по засыпанной снегом местности.
Среди поздних работ Ходлера можно отметить пейзажи «Юнгфрау» (1911, собрание О. Рейнхарт, Винтертур), «Вид на Монблан с Женевского озера» (1918, Музей искусства и истории, Женева), а также портреты «Е. Шмидт-Мюллер» (1915, частное собрание, Золотурн), «А. Лашеналь» (1916, Музей искусства и истории, Женева).
Фердинанд Ходлер умер в Женеве. Его работы оказали влияние на творчество художников XX века.
Поделитесь на страничкеdesign.wikireading.ru
Живопись Ходлер Фердинанд, «Отступление при Мариньяно», описание картины
Живопись XIX в.
Швейцарский художник-постимрессионист Фердинанд Ходлер работал в русле символистского «стиля модерн». Он являлся одним из основоположников национальной романтики и оказал большое влияние на формирование экспрессионизма.
Путь Ходлера к искусству был непрост. Тяжелое детство (он рано потерял родителей), постоянная нужда, упорный труд и неприятие его творчества публикой не сломили художника, поэтому все его зрелые работы наполнены несгибаемой волей и мужеством.
Встреча со швейцарским живописцем Бартелеми МенноМ предопределила путь Ходлера в искусстве. Взяв талантливого мальчика к себе в мастерскую, Менн привил ему не только навык рисунка, но и общую художественную культуру, не ограничивая при этом самобытности и новаторства раскрывающегося таланта. Расцвет же мастерства молодого живописца пришелся на средний период жизни Ходлера – годы перехода эпох.
Манера работы Ходлера в первые годы сознательного творчества являла собой точное и образное отображение реалий, острота видения художника часто переходила за рамки настоящего, становясь своего рода предвестником событий грядущего. Тягостное впечатление от его картин не случайно, поскольку основные темы его творчества – поиск себя, отрешенность, непонимание, усталость; все это отражалось на его подчеркнуто стилизованных полотнах. Постепенно Ходлер становился известным и востребованным живописцем и даже получал премии, однако только следующий этап его творчества по-настоящему реализовал его человеческий и живописный потенциал.
Взрослеющий Ходлер несколько поменял стилистику живописи – у него появился собственный пластический стиль с элементами символизма. Стилизованный монументализм его новых работ выражает общечеловеческие темы, поэтому сразу вызывает отклик у зрителя. Несколько упрощенные и лаконичные образы, наполненные в то же время внутренней напряженностью, выстраиваются на картинах швейцарского живописца в композиционное единство при помощи применяемого Ходлером принципа «параллелизма» форм и чистых цветов.
Суть этого принципа заключается в том, что во фронтальной плоскости живописного полотна компонуются с тщательно продуманной ритмикой крупные, четко очерченные образы, заполняющие практически все пространство картины. Достигаемое при этом «зримое воплощение идеи» и являлось задачей живописца. Его большие символические полотна- «Истина», «Любовь», «Взгляд в бесконечность» -выполнены в манере, которую сам художник назвал «параллелизмом». Она предполагает фронтальную, уравновешенную компоновку крупных фигур; тщательно разработанная ритмика поз и движений одухотворяет эти фигуры, приобщая их к возвышенности замысла. Монументализм Ходлера обретает опору не в сфере чистых идей, а в образах национальной истории. В батальных композициях художник находит свою меру соотношения ожесточенной реальности битв и благозвучно-величавого движения истории.
Работы зрелого Ходлера еще более выразительны, в них исчезает символическая мягкость. Так, «Отступление при Мариньяно» характеризуют ритм, неуемная энергетика людей, объединенных общей целью. Каждый образ выписан в четком объеме, строгие контурные линии, выделяют «кричащее» движение людей. Общая мажорная композиция у Ходлера теперь очень далека от глубокого пессимизма ранних работ.
Полотно передает реальное историческое событие – победу артиллерии Франциска I над швейцарскими пехотинцами, несломленность и безотчетное мужество которых выражены очень отчетливо. Вся композиция разделена художником на верхний и нижний ярусы, в первом изображены шеренги марширующих по занесенной снегом насыпи и унифицированных по полной форме солдат, на втором же – студенты, в спешке снаряжающиеся и вскакивающие на коней. Картина решена языком современных жестов, динамика отображена силуэтами, противопоставляемыми друг другу. Именно эта работа сделала Ходлера знаменитым на весь мир.
Последние годы жизни художника были омрачены тяжелой болезнью его жены, поэтому боль и жизненная драма наполняют полотна этого периода. Однако, несмотря на удары судьбы, основным значимым началом его жизни и творчества была несломленная человеческая воля. Не случайно им был выбран девиз: «То, что объединяет людей, сильнее того, что их разъединяет».
Модернизировав все швейцарское искусство, предопределив дальнейшие пути его развития, Ходлер получил больше признания на чужбине, чем на родине. Так, в 1900 г. ему была вручена золотая медаль в Париже. Ходлер развивает национальные идеи своего творчества главным образом в пейзажах, мажорно-романтический тон которых обуславливается выразительностью природных форм, величественностью пространства, ярких красок, движения жизни.
Творчество Ходлера было необходимым этапом в восстановлении ускользающих взаимоотношений зрителей и художников. В его картинах необходимость в получении универсальных мировоззренческих толчков, даваемых искусством, достигала наивысшей степени. Именно в это время Ходлер был наконец воспринят и понят. Жизнь и творчество Ходлера привнесли в швейцарскую живопись грандиозный по своим масштабам размах воплощения национальных и демократических идей, не достигаемых более никогда.
Наиболее известные работы Ходлера: «Студент», «Ученик», «Ночь», «Эвритмия», «Выступлениейенскихстудентов 1811 года», «Реформация в Ганновере», «Косец», «Дровосек».
jivopis.org
Ходлер Фердинанд. Картины и биография. Hodler Ferdinand. Ассортимент литературы
Ходлер Фердинанд Картины и биография Фердинанда Ходлера
Вернувшись на родину, Ходлер поселился в Женеве, где и прошла вся его жизнь. С 1892 регулярно выставлял свои работы в парижском салоне символистов "Роза и крест".
Один из крупнейших мастеров европейского модерна, Ходлер тяготел к национально-романтическим идеям, к философски наполненному символизму. Аллегорическим композициям Ходлера ("Ночь", 1890, "День", 1900, - обе картины в Художественном музее, Берн), произведениям на темы истории Швейцарии и Германии ("Вильгельм Телль", коллекция Кетман, Золотурн; фреска "Выступление йенских студентов в 1813", университет в Йене, 1908), пейзажам ("Женевское озеро", Базель), портретам (автопортрет, 1900, галерея, Штутгарт, "Выздоравливающая", 1879, Фонд Оскара Рейнхарта, Винтерфур) присущи монументальность и суровый лаконизм образного строя, напряженность динамичной композиции, острота четких линейных ритмов. Умер Ходлер в мае 1918 года в Женеве.
Волнение, 1901-1902 Частная коллекция, ШвейцарияЗолотой луг, 1910-е Фонд Оскара Рейнхарта, Винтерфур Избранная, 1893-1994 Музей изящных искусств, БернЖеневское озеро, 1905 Художественный музей, Базель Ночь 1890День 1900Взгляд в бесконечность 1916
www.nitpa.org