Традиционная японская живопись и гравюра. Хиросигэ андо картины


Художник Хиросигэ, Андо (1797 — 1858). : eva_k2

«Вишневый сад в Камеидо» (серия «Эдо»). Хиросигэ А.

Знаменитый художник Андо Хиросигэ родился в 1797 году в Эдо — древней столице Японии. Его отцом был самурай Андо Гэнэмон, занимавший должность бригадира городских пожарных. Первое имя, полученное Хиросигэ в детстве, было Токутаро. Согласно старинному японскому обычаю (чтобы уберечь ребенка от дурных предсказаний) его имя менялось несколько раз по мере взросления. После десяти лет Токутаро переименовали в Токубэя, в четырнадцать — в Дзюэмона, после пятнадцати — в Дзюбэя.Учить иероглифической письменности Токутаро начали, как было при­нято, довольно рано, благодаря чему уже c юности он начал разбираться в свойствах бумаги, кистей и туши. Первые уроки живопи­си Хиросигэ получил от одного из сослужив­цев отца, а свою первую картину «Гора Фудзи в снегу» написал в десять лет. Родители гор­дились успехами сына, однако увидеть рас­цвет его таланта им не довелось: и отец, и мать художника ушли из жизни в один год, и в тринадцать лет Хиросигэ стал сиротой.

«Сливовые сады, Камата» (серия «Эдо«). Хиросигэ А.

В соответствии с существовавшими порядками, Хиросигэ унаследовал от отца должность бри­гадира пожарных, но это занятие противоре­чило его интересам. В пятнад­цать лет он поступил учеником к Тоёхиро Утагаве, одному из крупнейших японских мастеров гра­вюры «укиё-э», который, главным образом, работал в жанре «бидзинга», специализи­руясь на изображениях красавиц. Как правило, процесс обучения длился четыре-пять лет. Обязанности ученика строго оговарива­лись. Помимо помощи мастеру в работе, ученик должен был выполнять и поручения по хозяйству. Этот пе­риод Хиросигэ миновал за один год, по окончании которого получил диплом мастера гравюры. Но в доме своего учителя Хиросигэ оставался еще несколько лет. Позднее становление харак­терно для большинства известных японских художни­ков того времени. Прежде чем приступить к самостоятель­ному творчеству, они долгие годы изучали законы классической живописи, по многу раз копировали работы своего учителя, постигали разнообразные методы работы кистью. Овладение всеми жанрами «укиё-э» было непременным условием начала самостоятельного творчества. Как правило, известные японские мастера приходили к вершинам искусства довольно поздно, а некоторые — даже в преклонном возрасте (так, Хокусай создал свои лучшие картины в шестьдесят лет). Стилистика Хиросигэ сформировалась к тридцати пяти годам.

 

«Камбара. Вечерний снег». Хиросигэ А.

Первая самостоятельная пейзажная серия Хиросигэ относится к 1825 году и носит название «Восемь видов Оми». Обращение молодого масте­ра к пейзажной гравюре произошло не без влияния пейзажных серий Хокусая, появившихся в книжных ма­газинах Эдо двумя годами ранее. В 1827 году Хиросигэ вновь обратился к пейзажу, на сей раз, избрав в качестве объекта свой родной город Эдо. Так родилась серия «Десять видов Восточной столицы» (Эдо расположен к востоку от Киото, где находилась резиденция императо­ра). Уже первые выпущенные серии пользова­лись определенной популярностью, но настоящая слава пришла к Хиросигэ после выхода в свет серии «Пятьде­сят три станции дороги Токайдо».Военное правительство, располагавшееся в Эдо, имело обычай каждый год посылать в Киото в подарок императору бело­го коня.Этот символический дар сопровождало множе­ство самураев. Процессия медленно двигалась из Эдо в Киото по восточно-приморской дороге — Токайдо. В 1832 году Хиросигэ  принял участие в этом шествии, делая пометки в дорожном дневнике на каждой стан­ции. В конце 1833 года он выпустил серию «Пятьдесят три станции дороги Токайдо». Первые двести ее экземпляров были раскуплены за считанные недели. Успех гравюр способствовал тому, что в 1834 году из­датель, с которым сотрудничал Хиросигэ, повторно выпустил эту се­рию уже в виде альбома. Таким образом, имя художника стало постепенно известно всему Эдо.Середина 1830-х годов стала самым плодотворным периодом в жизни Хироси­гэ. Но завершился он трагически: в 1839 году скончалась первая жена художника. Вскоре он женился вторично. Документальные свиде­тельства говорят о том, что мастером в 1840-е годы владело постоянное беспокойство, усугубив­шееся также смертью сына Тюдзиро. Он совершал длительные путешествия по стране, часто переез­жал с места на место и лишь в конце десятилетия, вернулся в собственный двухэтажный дом с са­дом. Здесь у него была обширная мастерская, ученики и помощники, но Хиросигэ тяготился преподаванием. Он не мог быть хорошим учителем, ибо превы­ше всего дорожил минутами созерца­тельного уединения. Тем не менее, в разное время у него обучалось около двух десятков учеников.

 

«Хаконэ. Горное озеро» (серия «Пятьдесят три станции Токайдо») Хиросигэ А.

В 1849 году после смерти Хокусая, Хиросигэ стал самым известным японским художником — пейзажистом. Множество заказов, выполнявшихся в это время, лишали его времени для сосредоточенного созер­цания и поиска точных выразительных средств. Гравюры Хиросигэ этих лет часто оставляют желать лучшего, и сам художник, вероятно, понимал, что пе­реживает не лучший творческий период. В эти годы он часто говорил о своем желании порвать с искусством, «прежде чем годы и усталость опозорят его былую славу».В 1856 году Хиросигэ принял постриг и стал монахом, живущим в миру. К этому решению он шел довольно дол­го, еще в 1847 году избрав себе участь послушника. Художник умер в 1858 году, вероятно, во время эпидемии холеры. Он был похоронен рядом с моги­лами родителей в храме Тогакудзи.

Гравюра «укиё-э»

В буддизме термин «укиё» понимал­ся как «бренный мир, юдоль скор­би». Совсем иное смысловое содержание несла в себе гравюра «укиё-э», последним мас­тером которой был Хиросигэ. Живопись «укиё-э» появилась приблизительно в XVII столетии. Ее основой стало переосмысленное в светском ключе буддийское учение о «бренном мире». «Жить лишь дарованным тебе мгно­вением, наслаждаться, любу­ясь луной, цветением вишен, осенними листьями кленов, петь песни, пить вино и раз­влекаться, просто отдаваясь течению, ничуть не заботясь о нищете, бездумно от­даваться потоку, подобно ты­кве, бесстрастно влекомой течением реки – такова была философия новой жизни и нового искусства. Буддийский «бренный из­менчивый мир» превратился в «мир земных радостей». Основным направлением в изобразительном искусстве «укиё-э» стал пейзаж, а главной формой, в которой выразились новые философские и эстетические идеалы, явилась гравюра на дереве. Мастерами гравюры «укиё-э» были такие художники, как Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусики Хокусай и Андо Хиросигэ.

 

Краткая характеристика работ Хиросигэ.

 

Белая цапля в ирисах. Хиросигэ А.1830 г. 37,8 х17 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон

«Белая цапля в ирисах» — традиционная по форме и совершенная по исполнению работа. Она относится к годам становления индивидуального художественного мастерства Хиросигэ. В начале 1830-х годов жанр катёга («цветы и птицы») особенно привлекал художника. В 1830 году он избрал для себя псевдоним «Сосредоточившийся на сокро­венном». Начиная с этого времени, он надолго оставил жанр «бидзиига», в котором так много работал в юные годы, и почти полностью отдался пей­зажным гравюрам и гравюрам с цветами и птицами. Очевидно, что цель творчества Хиросигэ в это время видел в постижении и выражении эстети­ческого идеала «югэн». Об этом говорит и вы­бранный псевдоним, и жанровые предпочтения. Жанр «катёга» существовал в японском искусстве как особая, разновидность пейзажной живописи. Он считался более приспособленным для поэтических обобщений и призрачных намеков на «несказанное», чем обычный пейзаж.

«Сёно. Ливень» (фрагмент). Хиросигэ А. 1833-34 гг. 24 х36,4 см. Музей Фитцуильяма, Кембридж

Гравюра Хиросигэ «Сёно. Ливень» входит в знаменитую серию «Пять­десят три станции дороги Токайдо».Работу отличает лаконич­ная, выразительная композиция. Диагональ дороги разделяет лист на две неравные части. При этом, действие в картине художника также происходит по диагонали. Лица людей скры­ты от зрителя, что больше способствует их единению с окружающей средой. Задний план картины художника отдан пейза­жу. Гнущимся под порывами ветра тонким деревьям противопоставлены статичные едва намеченные соломенные крыши домов. С точки зрения сочетания подвижных и статичных объектов, а также «разнонаправленных движений» композиция картины выполнена безукоризненно. Все это позволяет считать гравюру «Сёно. Ливень» одной из лучших в серии «Пятьдесят три станции дороги Токайдо».

 

Гравюры Хиросигэ из серии «Сто видов Эдо» (к этой серии относятся «Склады бамбука у моста Кёбаси») чем-то напоминают работы французских импрессионистов.

Здесь и внимание к будничной жизни города, и необычная точка зрения, при которой часть объектов оказывается смещенной к краю композиции, или даже выходящей за край листа. Французские художники высоко ценили творчество Хиросигэ, выделяя его среди других японских мастеров. После открытия в Париже одной из выставок японского искусства Камиль Писсарро отмечал: «Хиросигэ – пре­красный импрессионист. Моне, Роден и я совершенно им очарованы. Японские традиции вселяют в меня уверенность в нашем способе видения».

 

«Ливень у моста Охаси». Хиросигэ А. 1856-58 гг. 35.9×24,8см. Музей Фитцуильяма, Кембридж

Эдо – город мостов. Поэтому, нет ничего удивитель­ного в том, что они (как и сады) часто появляют­ся в серии «Сто видов Эдо». В работе «Ливень у моста Охаси» Хиросигэ изобразил мост с дальним берегом, получившим у жителей Эдо прозвище «Атака» (по названию одного из больших гребных судов, появившихся в XVI столетии, «Атикэ-мару»). Бе­рег скрыт пеленой дождя. Ливни, подобные изображенному на гравюре, случаются в Японии довольно часто. Жители называют их «юдати» («вечернее явление») и считают, что их приносит на землю бог грома Райдзин. И действительно, ливни «юдати» идут, как правило, вечером. Они начинаются внезапно, с сильных порывов ветра и редких тяжелых капель, и так же внезапно проходят, оставляя после себя чистое небо, сверкаю­щее звездами. Подобный ливень можно, например, видеть и на гравюре «Сёно. Ливень».

 

«Ёккаити. На реке Миэгава». Хиросигэ А. 1833-34 гг. 22,7×35 см. Городской музей, Лидс

«Ёккаити. На реке Миэгава» — самая известная гравюра Хиросигэ в серии «Пятьде­сят три станции дороги Токайдо».

В ней органич­но сочетаются черты жанровой сцены и пейза­жа. В «Ёккаити» выразилось умение Хиросигэ к тонкой передаче переходных состояний природы. Здесь, все выглядит почти осязаемо для зрителя, но этого эффекта Хиросигэ добился самыми скромными средствами.

 

Четыре разрезные гравюры из серии «Цветы и птицы «. Хиросигэ А.

Жанр «Цветы и птицы»

Жанр «цветы и птицы» получил широкое распростране­ние в Японии еще о XVI веке. До этого времени (примерно с IX века) он являлся составной частью жанра «Цветы, птицы, ветер и луна». Хиросигэ много работал в этом старинном жанре. Из дневниковых записей впоследствии рождались удивительные, проникнутые ощущением присутствия пей­зажные гравюры. В основе творчества художника было «созерцание природы». «Если имеешь дело с поэтическим сюжетом, не раскрывай его подробно, лучше оставь его зна­чение не высказанным до конца. Белая поверхность – также часть изображения. Оставляй белое пространство и заполняй его значительным молчанием».

 

Серия гравюр «Шестьдесят девять этапов дороги Кикосайдо»

«Сорок седьмой этап. Ом». Хиросигэ А.

Успех серии «Пятьдесят три станции дороги Токайдо», способствовал тому, что Хиросигэ уже в сле­дующем году принялся за новый «дорожный» цикл. Идея новой серии принадлежала издательству Хоэйдо. Гравю­ры «Шестидесяти девяти танов дороги Кико­сайдо» не столь известны как гравюры, посвященные дороге Токайдо. Причина этого в том, что большую части дороги Кикосайдо Хиросигэ не видел воочию, а изображал по описаниям путеводителей. Кроме того, пейзажи Кикосайдо менее живописны, чем окрестности тракта, соединявшего Эдо и Киото. Считается, что в гравюрах этого цик­ла сформировался будущий пейзажный стиль Хиросигэ.

 

«Асида». Хиросигэ А.

Во второй половине 1830-х годов художник создал множество графических серий, а также отдельных гравюр. Наиболее ценными работами этого периода стали пейзажные гравюры. В 1834 году увидели свет серии «Восемь видов Оми» и «Виды Киото». Цикл «Восемь видов Оми» уже появлялся однажды в творчестве Хиросигэ. Но тогда, в середине 1820-х годах, мастер еще не был в провин­ции Оми и не видел озера Бива. Теперь же он побывал там, и живые впечатления, полученные им в этих краях, сообщили его второй серии «Во­семь видов Оми» вдохновенность и очарование.

 

Серия гравюр «Более шестидесяти видов провинций»

«Мост Тогецу и гора Арасияма, провинция Ямаширо». Хиросигэ А.

Первую половину своей жизни Хиросигэ прожил, редко покидая Эдо. Единственное большое путешествие, предпринятое им в этот период – переход из Эдо в Киото и обратно по дороге Токайдо. Но в 1840-е годы художник начал путешествовать. К началу 1850-х годов у него накопился обширный запас впечатлений, позволивший ему в 1853 году приступить к серии «Более шестидесяти видов провинций». Эта серия пользовалась большой популярностью, несмотря на то, что мастер не всегда точно воспроизводил ландшафты той или иной местности. В них нашло отражение его внимательное и почтительное отношение к природе. У всех гравюр этой серии есть общая особенность: почти всегда это – панорамные виды, увиденные, как бы, с высоты птичьего полета.

 

«Лодки, деревня и замок в Уено, провинция Ийо». Хиросигэ А.

Хиросигэ часто вводил в свои композиции детали, которых не было в действительности, или, наоборот, изба­влялся от второстепенных подробностей, следуя старинному закону классической живописи: «Все хорошие произведения искусства подобны жизни не столько тем, что они копируют все внешние признаки видимой действительной, сколько тем, что в них соблюдены все внутренние законы природы. Художник может опустить внешние детали для того, чтобы подчеркнуть некий невидимый за­кон природы, придавая, тем самым, своему произведению большее сходство с действительностью. Но, современники не всегда понимали стремления мастера, и часто ему при­ходилось слышать упреки в «неточностях»: мол, зарослей бамбука в Сёно гораздо больше, чем он изобразил в своем пейзаже.

 

Жанр «Красавицы»

«Куртизанка пишущую письмо». Хиросигэ А. 1840-е г.

К жанру бидзинга («красавицы») Хиросигэ обращался два­жды. Впервые – во время работы под руководством своего наставника Тоёхиро, который на нем специализировался. Во второй раз, Хиротгэ обратился к этому жанру уже ближе к концу жизни, в конце 1840-х годов. Типичной гравюрой Хиротгэ в жанре «бидзинга» можно назвать «Куртизанку, пишущую письмо». В 1840-е годы, когда правительство издало эди­кты направленные против роскоши, работать в жанре «бидзинга» стало сложнее, чем прежде. Отныне гейши не мог­ли быть главными героинями гравюр, и мастерам, прихо­дилось идти на различные ухищрения (например, изображать женщин в различных бытовых ситуациях). Но это уже не был традиционный жанр «бидзинга». Попытки правительства «исправить нравственность своих подданных» привели к упадку искусства.Говоря о творчестве Хиросигэ, следует вспомнить о таком важном для японского искусства понятии, как «югэн». Под этим словом в Японии издавна понималось «обстоятельство такой значительности и глубины, что его настоящая сущность не может быть определима». «Югэн» можно почувствовать, писал в середине XV века монах Сётэцу, но нельзя выразить словами. В умении чувствовать и выражать сокровенное (или намекать на сокровенное) Хиросигэ не знал себе равных.

 

«Виды Киото»

«Квартал Симабара». Хиросигэ А.

«Виды Киото»«Квартал Симабара». Хиросигэ А.«Квартал Симабара». Хиросигэ А.Когда Хиросигэ впервые попал в Киото, он был восхищен строгим, величественным, и немного чопорным обликом древней столицы, японских императоров. После шумного Эдо, заполненного магазинами, чайными, цирюльнями, лавочками ме­нял, Киото производил впечатление тихой обители. Его прямые улицы, по которым от храма к храму смиренно шли паломники, глазу открывались прекрасные перспективы. Здесь все было наполнено историей и ароматом хра­мовых благовоний. Главной фигурой здесь был император, практически отстраненный от власти в остальной Японии. Здесь царствовали старинные тради­ции и придворные ритуалы, освященные веками. Серия «Виды Киото», родившаяся после посещения Хиросигэ «Западной столицы», относится к числу самых поэтичных циклов художника. Благоговейность звучат даже в тех гравюрах, где изображены самые обыденные сцены из жизни города.

 

«Виды Эдо»

«Ночи на улице Сарувака». Хиросигэ А.

Как бы ни восхищали Хиросигэ иные японские города, более всего он был привязан к Эдо. Он здесь родился, здесь познал первые успехи творчества и горечь утрат. Гравюры с видами Эдо он создавал ча­ще, чем какие-либо иные. Самой известной серией, посвященной Хиросигэ своему городу, является серия «Сто видов Эдо». Ее мастер закончил незадолго до кончины. Он словно торопился запечатлеть в ней дорогие его сердцу места и сооб­щить их очарование всем, кто был готов очаровываться. Жанровых сцен, столь частых в ранних гравюрах Хиросигэ, здесь почти нет. Город открывается зрителю через пейзаж, и даже когда в композиции присутствуют люди, они выполняют лишь роль статистов. Сюжеты картин художника – прекрасные сады и строения Эдо.

 

«Водоворот Наруто в АВА»

Водоворот Наруто в АВА. Хиросигэ А. 1853-56 гг.

Никогда еще Хиросигэ не глядел на природу такими встревоженными глазами. В этой гравюре (она относится к серии «Более шестидесяти видов провинций») стихия предстает во всей своей грозной силе. И только парящие над волнами птицы обещают покой и освобождение

 

Храм Кинрюдзан в Асакуса. Хиросигэ А. 1856-58 гг.

Эта гравюра – одна из самых примечательных в серии «Сто видов Эдо». Хиросигэ достиг здесь интересного композиционно – декоративного эффекта за счет сильного увеличения переднего плана большого Красного фонаря. Существует предположение, что подобные эффекты подсказало художнику знакомство с биноклем.

http://www.5arts.info/hiroshige-1797-1858/ 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

eva-k2.livejournal.com

Хиросиге Андо — Art-Salon

Хиросиге Андо

(1797 — 1858)

Хиросиге Андо (артистический псевдоним — Утагава Хиросиге) [1797 Эдо (Токио), — 12.10.1858, там же], японский график. Представитель школы Укийё-э. Часто путешествовал по стране и создал многочисленные серии цветных пейзажных гравюр на дереве [«10 видов Восточной столицы» (т. е. Токио), 1827; «53 станции дороги Токайдо», 1833-34; «Более 60 видов провинций», 1853-56; «36 видов горы Фудзи», 1854-58; «100 видов Эдо», 1856-58, и др.]. Для передачи пространства часто изображал на первом плане резко выступающую деталь, мягко трактуя при этом дальние планы; применял также линейную перспективу. Пейзажи Х., отмеченные изысканным лиризмом образов, обычно включают в себя изображения людей, погруженных в свои повседневные дела. Искусство Х. оказало важное воздействие на европейский пейзаж периода импрессионизма и постимпрессионизма.

Техника печати с деревянной доски, пришедшая из Китая одновременно с распространением буддизма, известна в Японии уже с VIII века, однако как самостоятельное искусство она появляется значительно позже — во второй половине XVII столетия.

В это время формируется особое направление в искусстве, получившее название «укиё-э». Термин «укиё-э» достаточно сложен и многозначен. Слово «укиё» в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный мир» или «юдоль скорби». Одновременно оно могло пониматься как «быстротекущий мир наслаждений». В конце XVII века «укиё» стало обозначать современный мир, мир земных радостей, единственно реальный мир земной любви и наслаждений, а далее просто «современный» и даже «модный». Японский литератор Асаи Рёи писал: «Жить только для момента, обращать внимание на красоту луны, снега, цветущих слив и кленовых листьев, распевать песни, наслаждаться вином, развлекаться, нисколько не заботясь о нищете, смотрящей нам в лицо; отвергать уныние … вот что мы называем «укиё». Слово «э» в термине «укиё-э» означает «картина». Таким образом, название искусства укиё-э указывает на то, что оно отражает повседневную жизнь периода Эдо (1615-1868) во всем ее многообразии. Живопись «укиё» явилась непосредственным предшественником гравюры «укиё».

Возникшая в XVII веке в среде набиравшего силу «третьего сословия» — горожан, ремесленников, торговцев, — ксилография отразила именно их взгляды на искусство. По содержанию гравюра была тесно связана с быстрописательной сатирической литературой «укиё-дзоси», пьесами театра Кабуки, новой поэзией. Ее стиль соответствовал новым тенденциям в живописи эпохи Эдо, в тематике которой важное место заняли жанровые сцены.

В первой половине — середине XIX века бурное развитие получает новый для укиё-э жанр — «фукэйга» (пейзаж).

Родоначальником пейзажной гравюры укиё-э признан Кацусика Хокусай (1760-1849) — один из наиболее известных художников Японии. В гравюрах Хокусая природа высту­пает как среда, в которой протекает активная, деятельная жизнь людей. Изображение природы не было самоценным, оно должно было подчеркивать значимость реальной, повседневной жизни человека. Серия «36 видов Фудзи» произвела огромное впечатление на современников Хокусая, и в их числе — на тридцатилетнего художника Андо Хиросигэ, до того не уделявшего пейзажу особого внимания. В 1830-е годы он работает почти исключительно в этом жанре.    В свою очередь, с середины того же десятилетия Хокусай, которому уже перевалило за семьдесят, создает все меньше пейзажных листов и все свои силы отдает так называемому историко-героическому жанру. Ведущим пейзажистом гравюры становится Хиросигэ. В его работах характерные черты пейзажа укиё-э получают наиболее яркое и совершенное воплощение.     Андо Хиросигэ — едва ли не самый известный художник гравюры за пределами Японии -родился в 1797 году в Эдо (ныне Токио), в семье самурая Андо Гэнъэмона, служившего в пожарной команде сегуна — военного правителя Японии. С детства у Хиросигэ проявились способности к рисованию, о чем свидетельствует свиток, написанный им в возрасте десяти лет. Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, умер его отец, и он вынужден был занять отцовский пост в пожарной команде, который являлся наследственной должностью. Однако Хиросигэ владело желание стать художником. Два года спустя мальчик поступил в ученики к одному из видных мастеров гравюры того времени — Утагава Тоёхиро. Первона­чально Хиросигэ хотел учиться у Тоёкуни I (1765-1825) — главы школы Утагава, но ему отказали. Тоёхиро не был столь знаменит, как его соученик по мастерской Утагава Тоёкуни I, однако то, что Хиросигэ не попал к нему, в конечном счете пошло ему на пользу. Тоёкуни обладал слишком сильной художественной индивидуальностью. При длительном сотрудничестве с ним оригинальность дарования Хиросигэ, скорее всего, оказалась бы подавленной, и неизвестно, как сложилась бы творческая судьба Хиросигэ, если бы он пошел по традиционному пути мастеров школы Утагава, специализировавшихся на театральной гравюре и бидзинга (изображении красавиц). В мастерской Тоёхиро Хиросигэ пробыл недолго: через год, в 1812-м, он получил аттестат, в котором признавался квалифицированным мастером школы Утагава. Ранние гравюры Хиросигэ малоинтересны и несамостоятельны. Выполненные в жанрах бидзинга и якуся-э (изображения актеров), они несут отпечаток сильного влияния крупных мастеров того времени: Тоёкуни I, Хокусая, Эйдзана (1787-1867). После смерти Тоёхиро Хиросигэ было предложено возглавить мастерскую, но он отказался — традиционная тематика школы Утагава его не привлекала. Начиная с рубежа 1820-1830-х годов все помыслы Хиросигэ были сосредоточены на пейзаже, и в дальнейшем этот жанр становится основ­ной темой его творчества. На протяжении двадцати с лишним лет художник выпустил несколько серий гравюр, в которых наиболее ярко проявился его талант пейзажиста. С самого начала в пейзажном творчестве мастера наметились две основные темы: дорога Токайдо и достопримечательности Восточной столицы — Эдо. Современники видели в работах Хиросигэ напоминание о посещении тех или иных мест Японии, знаменитых своей красотой. Однако нередко его упрекали в том, что он умышленно искажал реальный облик изображаемой местности. О причинах каждой из «неточностей» сложно спорить, но известно, что Хиросигэ вел путевые дневники, в которых фиксировал виды, привлекшие его внимание, как в случае с сериями, посвященными дороге Токайдо, а потому все от­ступления от их действительного облика продиктованы чисто художественными соображениями. И в его поздней серии «Сто знаменитых видов Эдо» немало листов с таким подходом к «портрету» конкретной местности. При всем том Хиросигэ не только изображал местность, но и стремился передать ее эмоциональную доминанту, настроение природы. Возможно, вторая задача была для него главной, чем и объясняется то, что он мог опускать или изменять отдельные детали или же добавлять несуществующие. Несколько ранее подобные искажения встречаются в городских пейзажах Хиросигэ, в подавляющем большинстве — в видах Эдо. Эдо, бывший в то время столицей Японии, занимает особое место и в жизни, и в творче­стве Хиросигэ. Там он родился, прожил всю жизнь, овладел мастерством живописца и прославился. Как пейзажист он сформировался, наблюдая природу и изучая виды горо­да. Тема Восточной столицы — естественный лейтмотив его творчества. Эдо нельзя считать городом в современном понимании. Районы плотной застройки чере­довались с обширными рисовыми полями, парками и фруктовыми садами. Ландшафт был разнообразен и живописен. Во всех сериях Хиросигэ, посвященных Эдо, мы встре­чаем не только «урбанистические» виды — улицы, площади, мосты, но и картины сельской природы — поля, речные заводи, водопады.

Городские пейзажи обычно более точны в топографическом отношении, чем, например, изображения станций дороги Токайдо. Но это не значит, что здесь эмоциональный настрой передаваемого не интересует художника, скорее, у Хиросигэ не было необходи­мости прибегать к добавлениям от себя.     Таким образом, именно эдоские пейзажи в большей степени, чем все остальное творчество художника, демонстрируют особенности того оригинального явления, которое мы называем «пейзажем Хиросигэ». В своих работах, посвященных Восточной столице, художник стремится понять душу природы, передать ее настроение, не отступая от конкретного облика города. Если считать, что пейзаж — это портрет местности, то пейзаж Хиросигэ — ее психологический портрет.     Уже в ранних пейзажных сериях Хиросигэ, таких, как «Тото мэйсё» («Знаменитые виды Восточной столицы», 1831 и 1832-1835), «Токайдо годзюсан цуги-но ути» («Пятьдесят три станции дороги Токайдо», 1833-1834) и других, ясно видно то новое, что внес Хиросигэ в пейзаж укиё-э в сравнении с его основоположником Хокусаем. По характеру своего дарования Хокусай — менее всего созерцатель. В своих работах он не довольствуется непосредственной передачей природного мотива, как его предшественники-перспективисты, но стилизует, обобщает пейзаж, достигая его символического звучания. Нередко изображение природы отступает на второй план перед стремлением создать эффектную, мастерски построенную композицию, обладающую философским подтекстом. Другими словами, многие пейзажи Хокусая представляют собой воплоще­ние умозрительных идей на основании комбинации стилизованных элементов изображаемой местности.     В отличие от пейзажа Хокусая, который носит характер философского размышления о природе и человеке, Хиросигэ — в первую очередь лирик. В его пейзажных листах 1830-1840-х годов отношение художника к природе непосредственно и эмоционально. Главное для него — создать такой образ природы, чтобы зритель мог почувствовать ее настроение. Мягкий лиризм, естественность и простота отличают пейзажи Хиросигэ этого времени. В 1850-е годы в творчестве Хиросигэ намечается перелом. Прежде всего, мастер все чаще использует вертикальный формат листа, а не горизонтальный, как раньше. Горизонтальный и вертикальный форматы обладают разными выразительными возможностями. Первый предполагает передачу плавного, безмятежного течения событий. Второй, таящий в себе зерно «конфликта», провоцирует на построение контрастной, напряженной, взрывчатой композиции, что хорошо видно при сравнении гравюр Хиросигэ 1850-1840-х годов, с его поздними работами, в первую очередь с серией «Сто знаменитых видов Эдо». В серии 1850-х годов, таких, как «Рокудзю ёсю мэйсё дзуэ» («Знаменитые виды более шестидесяти провинций»), прежняя плавная повествовательность сменяется резкими композиционными и цветовыми контрастами. Изображение порой причудливо фрагментируется, иногда в эмоциональной окраске листов проскальзывают драматические интонации.

По-разному объясняют перемену в стиле Хиросигэ 1840-1850-х годов. Возможно, она была связана с трагическими событиями в его личной жизни. 1830-е годы — время успе­хов, время спокойного творчества и семейного благополучия. Но в 1839 году умирает жена художника, а в 1845-м — сын Тюдзиро. Вполне естественно, что душевное состояние Хиросигэ отразилось и на его художественном видении мира. Но возможно и другое. К началу 1850-х годов Хиросигэ предстает перед нами как зрелый мастер, автор многих пейзажных серий, снискавших ему славу. К тому же после смерти Хокусая в 1849 году он становится ведущим пейзажистом укиё-э. Но это имело и свою негативную сторону. У Хиросигэ появляется много заказов, это заставляет его спешить, подчас работать небрежно. Кое-что он начинает поручать своим ученикам. Появляются и более или менее талантливые подражатели.

Кроме того, собственные работы Хиросигэ 1840-х годов не прибавляли ничего нового к тому, что им уже было сделано. По-видимому, Хиросигэ понял, что тема «лирического пейзажа», столь успешно разрабатываемая им на протяжении почти двух десятилетий, исчерпана. Следовало искать новые пути.

Эволюция живописца привела к расширению художественной интерпретации явлений. И вот, в сериях 1850-х годов на смену передаче природы в ее частных проявлениях прихо­дят попытки обобщить многочисленные наблюдения над ее жизнью. Однако это — не аналитические обобщения, как у Хокусая, но, скорее, — обобщения эмоциональные: лейтмо­тив творчества Хиросигэ остается прежним.

Как бы то ни было, в конце сороковых годов XIX века, и особенно в 1850-е годы, в творчестве Хиросигэ формируются новые тенденции. Наиболее ярко они проявляются в серии гравюр «Мэйсё Эдо хяккэй» («Сто знаменитых видов Эдо»), которую сам мастер считал своим лучшим творением и по завершении которой намеревался оставить карьеру художника гравюры.     «Мэйсё Эдо хяккэй» — самая большая серия гравюр не только в творчестве Хиросигэ, но и в истории укиё-э в целом. Она состоит из 118 листов и выпускалась с 1856 года в тече­ние нескольких лет издательством «Уоэй», возглавляемым Уоя Эйкити. Выпуск был за­вершен в 1858 году, и некоторые листы были напечатаны уже после смерти автора. В 1856 году (3 год эры Ансэй, год Дракона) вышло 37 листов, в 1857-м (4-й год эры Ансэй, год Змеи) — 71 лист, в 1858-м (5-й год эры Ансэй, год Лошади) — 10 листов. Не все из них принадлежат самому Хиросигэ, три были выполнены после смерти его учеником Сигэнобу (1826-1869), принявшим псевдоним Хиросигэ II .

Гравюры серии не были расположены в хронологическом порядке, но объединялись по сезонам: весна — 42 листа, лето — 30, осень — 26, зима — 20 листов. Неизвестно, был ли это замысел самого Хиросигэ, или это инициатива издателя. В дополнение к серии издатель Уоя Эйкити выпустил еще один лист, в котором гравюры были перечислены и сгруппированы.

В течение своей, почти тридцатилетней творческой деятельности Хиросигэ много раз обращался к теме Эдо, и со временем у него выработался определенный порядок изображения видов Восточной столицы, который, по крайней мере частично, используется и в «Ста знаменитых видах Эдо». Хиросигэ как бы приглашает зрителя совершить вместе с ним путешествие по реке Сумидагава, разнообразные виды которой, как подсчитали японские исследователи, встречаются в «эдоских сериях» мастера чаще, чем любые другие. Вместе с Хиросигэ мы спускаемся по Сумидагва, проходим под мостом Эйтайба-си, бросаем мимолетный взгляд на Сусаки, выходим в устье реки в районе Цукуда-дзима, затем, сойдя на берег, минуем район Сиба и, поднявшись на холм Касум-га сэки, оглядываемся на пройденный путь. Хотя последняя эдоская серия Хиросигэ и выходит за рамки этого маршрута, но, как и в более ранних, он является стержнем «художественного путешествия по Восточной столице».

Каждый лист из «Ста знаменитых видов Эдо» сопровождается однотипными текстами. В верхнем правом углу, в красном или розовом прямоугольнике, скорописными иероглифами обозначено название серии: «Мэйсё Эдо хяккэй»; рядом, в многоцветном квадратном картуше, описание места, изображенного в данном листе, краткое, но емкое. В нижней части гравюры, справа или слева (иногда в середине), помещен еще один красный, реже желтый, прямоугольник, по размеру совпадающий с тем, в котором стоит название се­рии. Это — подпись художника: «Хиросигэга» («Картина Хиросигэ») или «Хиросигэ хицу» («Картина (кисти) Хиросигэ»). Слева внизу, на полях, стоит печать издателя: «Ситая Уоэй» («Уоя Эйкити из района Ситая»). Рядом с издательской печатью или на верхних полях помещены две цензорские печати: «проверено» и печать с датой, в которой обозначен месяц и циклический знак года создания листа.

Следует отметить, что цветные картуши не только не мешают восприятию произведения, но, напротив, сознательно включаются в его декоративную колористическую и композиционную структуру. Именно поэтому Хиросигэ не фиксирует точно место расположения прямоугольника с подписью. Так, если ему необходимо подчеркнуть диагонально разви­вающееся действие, он располагает яркие красные прямоугольники картушей вдоль этой диагонали. В тех случаях, когда композиция развивается вертикально, картуши размещаются по одной оси. Использование картушей как цветовых и композиционных акцентов листа встречалось у Хиросигэ и раньше, но только в этой серии оно столь продуманно и совершенно.

Цветовые акценты, не связанные собственно с изображением, усиливают декоратив­ное звучание листов «Сто знаменитых видов Эдо». Это новое качество, развившееся в творчестве Хиросигэ только в 1850-е годы. Восприятию многих пейзажей серии как декоративных произведений способствуют и яркое многоцветье красок, и, нередко, необычная композиция.     Композиционная структура гравюр из «Ста знаменитых видов Эдо» не совсем характерна для творчества Хиросигэ. Среди листов этой серии мы сталкиваемся с двумя главными типами пейзажей: непосредственные зарисовки с натуры и виды, в которых преобладают декоративные черты.

Среди первых нередки пейзажи, изображенные с «естественной» точ­ки зрения. По мягкому лиричному настроению, господствующему в этих ли­стах, они напоминают работы 1830-х годов и порою выглядят даже как фрагменты горизонтальных композиций. Другие, «чисто пейзажные», листы решены иначе. На первый план в них выдвигается какой-либо один предмет: нос лодки, летящий журавль, часть кровли храма и так далее, а через эти предметы вдали показан пейзаж. Такая композиция необычна для пейзажа укиё-э, она построена таким образом, что создается эффект присутствия: зритель словно бы входит в пейзаж, нижняя кромка листа становится той точкой, с которой он рассматривает происходящее. Даже когда композиция не оживлена фигурами, присутствие человека ясно чувствуется, природа изображается в восприя­тии ее зрителем. С помощью противопоставления планов передается и глубина пространства, которая порой акцентируется гипертрофированной линейной перспективой в духе укиэ XVIII века.

Но, пожалуй, к наиболее удачным листам такого рода относятся так называемые энкэй -«виды издали», где контрастное противопоставление планов сочетается с точкой зрения сверху. Такие пейзажи оправдывают свое название: перед зрителем разворачиваются необозримые дали, пейзаж приобретает величественное звучание, смысловой и эмоциональной доминантой которого выступает изображение первого плана. Едва ли не лучшим образцом таких пейзажей является известнейший лист «Фукагава Сусаки Дзюман-цубо», в котором огромный орел на первом плане, показанный в динамичном и экспрессивном ракурсе на фоне заснеженного простора морского берега в районе Фукагава, воспринимается как дух стихии, бушующей над безлюдным пространством. Совершенно по-другому этот композиционный прием осмысливается в декоративных листах, например в известной гравюре «Хорикири-но ханасёбу» («Ирисы в Хорикири»). Здесь передний план также максимально приближен к зрителю, который как бы сквозь заросли цветов смотрит на противоположный берег, также поросший ирисами. Собствен­но пейзаж не играет большой роли в композиции произведения, он выступает только как довольно пассивный фон. По существу, все пространство листа занимает изображение цветов, в трактовке которых натуралистическая точность в деталях сочетается с обобщенностью, тонкой стилизацией целого. Такой подход к изображению растений характе­рен не столько для укиё-э, сколько для декоративной живописи Японии, в частности школ Маруяма-Сидзё и Римпа, или же для произведений декоративно-прикладного искусства. Трудно сказать, к какому жанру гравюры принадлежит этот лист: к пейзажу или катега -«живописи цветов и птиц», жанру, к которому Хиросигэ порой обращался. Если гравюры Хиросигэ 1830-1840-х годов выдержаны в жанре пейзажа, то многие листы «Ста знаменитых видов Эдо» невозможно отнести к какому-либо определенному жанру. Одним из лучших образцов смешения жанров может служить лист «Асакуса тамбо Ториномати маири» («Паломничество Ториномати в полях Асакуса»). Через зарешеченное окно верхнего этажа чайного дома в квартале Ёсивара открывается обширный вид на рисовые поля и гору Фудзи вдалеке. Пейзаж монохромен (цветом выделены только крыши домов и Фудзияма), процессия же паломников, о которой сообщается в названии, едва заметна.

Гораздо более детально проработан интерьер комнаты, из которой зритель смотрит на холодный зимний рассвет за окном. Комната безлюдна, но присутствие человека ясно чувствуется. Чашка и полотенце-гэнугуи на подоконнике, уголок рулона бумаги и шпильки для прически в специальном футляре в противоположном углу листа говорят о том, что из комнаты только что вышли. Кроме того, эти детали сами по себе являются тонко вы­полненными зарисовками, которые можно было бы назвать натюрмортом, если бы такой жанр существовал в японском искусстве. В сущности, именно этим частностям уделено наибольшее внимание, именно они создают эмоциональную атмосферу произведения. Необычный ракурс здесь, так же как и в других листах, помогает не просто изобразить определенную местность, но и передать атмосферу переживания человеком состояния природы, причем зритель становится соучастником происходящего, воспринимает изображенную сцену как бы изнутри. Все составные композиции направлены на то, чтобы создать определенный психологический настрой, который позволил бы почувствовать состояние природы. Эта цель была главной для Хиросигэ во всех «Ста знаменитых видах Эдо», за исключением, может быть, откровенно декоративных гравюр. Именно для ее осуществления соединяет Хиросигэ в одной картине элементы различных жанров: пейзажа, натюрморта и бытового жанра. Этот прием характерен и для многих других листов серии.

В «Ста знаменитых видах Эдо» Хиросигэ приходит к новому для японского искусства пониманию задач, стоящих перед пейзажем, пониманию, не свойственному даже для Хокусая. Не просто достоверное изображение местности и даже не возвышение конкретного топографического мотива до уровня символа (как было порой у Хокусая), но создание образа природы, преломленного через призму переживания ее человеком и в то же время воздействующего на души людей, создающего у них особое настроение, зависимое от состояния природы, — вот та неоднозначная и сложная цель, которую ставил перед собой Хиросигэ. Такие задачи новы для пейзажной гравюры укиё-э, но в то же время они совершенно соответствуют ее принципам, соответствуют в гораздо большей степени, чем монументальные и нередко отстраненные от человеческих эмоций пейзажи Хокусая, в кото­рых человек предстает как неодухотворенная деталь в извечных конструкциях природы. В соответствии с ориентацией укиё-э на мир повседневности, Хиросигэ не чуждается обыденности, для него не существует «вульгарных» предметов, в его работах любой пейзажный мотив, отраженный в восприятии человека, есть путь к постижению сущности природы, ее души.

Поздние пейзажи Хиросигэ не менее обобщенны и символичны, чем пейзажи Хокусая. Но, в отличие от них, они не порывают с одним из главных принципов укиё-э периода расцвета: передавать не только происходящее, но и его эмоциональную атмосферу. Конечно, пейзажи Хиросигэ не столь монументальны, как у Хокусая, они более камерны, но в то же время и значительно более эмоционально сложны и насыщенны. Пейзажи Хиросигэ — это новая и последняя ступень развития жанра пейзажа в гравюре укиё-э и шире — в традиционном искусстве Японии.

art.batato.ru

Андо Хиросигэ. «Сто видов Эдо»: philologist

Утагава Хиросигэ (1797—1858) — японский художник-график, представитель направления укиё-э, мастер цветной ксилографии. Автор не менее чем 5400 гравюр. В лирических камерных пейзажах с жанровыми мотивами (53 станции дороги Токайдо, 1833—1834) передавал зыбкие состояния природы, атмосферные эффекты снега и тумана. Работал под псевдонимом Андо Хиросигэ.

В последнее десятилетие своей жизни не расставался с любимыми темами пейзажей Токайдо и Эдо, изображая их на отдельных гравюрах, веерах, в книгах. В течение трех последних лет жизни Хиросигэ постепенно выходили гравюры его самой большой серии - «Сто видов Эдо». Пейзажи Хиросигэ наряду с произведениями Хокусая сделали гравюру укиё-э ведущим видом искусства первой половины ХIХ в. в Японии.

http://vk.com/teaspoon_of_painting

philologist.livejournal.com

Андо Хиросигэ ( Ando Hiroshige ) - Сто знаменитых видов Эдо- 54-63 - Лето

Я тут спохватился - лето-то почти прошло - а летний раздел "Видов Эдо" вывешен только на треть. В спешном порядке  исправляю это недоразумение!

japan-painting.livejournal.com

Андо Хиросигэ ( Ando Khirosige ) 1797 - 1858

Андо Хиросигэ - едва ли не самый известный художник гравюры за пределами Японии -родился в 1797 году в Эдо (ныне Токио), в семье самурая Андо Гэнъэмона, служившего в пожарной команде сегуна - военного правителя Японии. С детства у Хиросигэ проявились способности к рисованию, о чем свидетельствует свиток, написанный им в возрасте десяти лет. Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, умер его отец, и он вынужден был занять отцовский пост в пожарной команде, который являлся наследственной должностью. Однако Хиросигэ владело желание стать художником. Два года спустя мальчик поступил в ученики к одному из видных мастеров гравюры того времени - Утагава Тоёхиро. Первона­чально Хиросигэ хотел учиться у Тоёкуни I (1765-1825) - главы школы Утагава, но ему отказали. Тоёхиро не был столь знаменит, как его соученик по мастерской Утагава Тоёкуни I, однако то, что Хиросигэ не попал к нему, в конечном счете пошло ему на пользу. Тоёкуни обладал слишком сильной художественной индивидуальностью. При длительном сотрудничестве с ним оригинальность дарования Хиросигэ, скорее всего, оказалась бы подавленной, и неизвестно, как сложилась бы творческая судьба Хиросигэ, если бы он пошел по традиционному пути мастеров школы Утагава, специализировавшихся на театральной гравюре и бидзинга (изображении красавиц). В мастерской Тоёхиро Хиросигэ пробыл недолго: через год, в 1812-м, он получил аттестат, в котором признавался квалифицированным мастером школы Утагава. Ранние гравюры Хиросигэ малоинтересны и несамостоятельны. Выполненные в жанрах бидзинга и якуся-э (изображения актеров), они несут отпечаток сильного влияния крупных мастеров того времени: Тоёкуни I, Хокусая, Эйдзана (1787-1867). После смерти Тоёхиро Хиросигэ было предложено возглавить мастерскую, но он отказался - традиционная тематика школы Утагава его не привлекала. Начиная с рубежа 1820-1830-х годов все помыслы Хиросигэ были сосредоточены на пейзаже, и в дальнейшем этот жанр становится основ­ной темой его творчества. На протяжении двадцати с лишним лет художник выпустил несколько серий гравюр, в которых наиболее ярко проявился его талант пейзажиста. С самого начала в пейзажном творчестве мастера наметились две основные темы: дорога Токайдо и достопримечательности Восточной столицы - Эдо. Современники видели в работах Хиросигэ напоминание о посещении тех или иных мест Японии, знаменитых своей красотой. Однако нередко его упрекали в том, что он умышленно искажал реальный облик изображаемой местности. О причинах каждой из “неточностей” сложно спорить, но известно, что Хиросигэ вел путевые дневники, в которых фиксировал виды, привлекшие его внимание, как в случае с сериями, посвященными дороге Токайдо, а потому все от­ступления от их действительного облика продиктованы чисто художественными соображениями. И в его поздней серии “Сто знаменитых видов Эдо” немало листов с таким подходом к “портрету” конкретной местности.

Источник - http://www.exposter.ru/hirosige.html

При всем том Хиросигэ не только изображал местность, но и стремился передать ее эмоциональную доминанту, настроение природы. Возможно, вторая задача была для него главной, чем и объясняется то, что он мог опускать или изменять отдельные детали или же добавлять несуществующие.

Несколько ранее подобные искажения встречаются в городских пейзажах Хиросигэ, в подавляющем большинстве - в видах Эдо.

Эдо, бывший в то время столицей Японии, занимает особое место и в жизни, и в творче­стве Хиросигэ. Там он родился, прожил всю жизнь, овладел мастерством живописца и прославился. Как пейзажист он сформировался, наблюдая природу и изучая виды горо­да. Тема Восточной столицы - естественный лейтмотив его творчества.

Эдо нельзя считать городом в современном понимании. Районы плотной застройки чере­довались с обширными рисовыми полями, парками и фруктовыми садами. Ландшафт был разнообразен и живописен. Во всех сериях Хиросигэ, посвященных Эдо, мы встре­чаем не только “урбанистические” виды - улицы, площади, мосты, но и картины сельской природы - поля, речные заводи, водопады.

Городские пейзажи обычно более точны в топографическом отношении, чем, например, изображения станций дороги Токайдо. Но это не значит, что здесь эмоциональный настрой передаваемого не интересует художника, скорее, у Хиросигэ не было необходи­мости прибегать к добавлениям от себя.

Таким образом, именно эдоские пейзажи в большей степени, чем все остальное творчество художника, демонстрируют особенности того оригинального явления, которое мы называем “пейзажем Хиросигэ”. В своих работах, посвященных Восточной столице, художник стремится понять душу природы, передать ее настроение, не отступая от конкретного облика города. Если считать, что пейзаж - это портрет местности, то пейзаж Хиросигэ - ее психологический портрет.

Уже в ранних пейзажных сериях Хиросигэ, таких, как “Тото мэйсё” (“Знаменитые виды Восточной столицы”, 1831 и 1832-1835), “Токайдо годзюсан цуги-но ути” (“Пятьдесят три станции дороги Токайдо”, 1833-1834) и других, ясно видно то новое, что внес Хиросигэ в пейзаж укиё-э в сравнении с его основоположником Хокусаем. По характеру своего дарования Хокусай - менее всего созерцатель. В своих работах он не довольствуется непосредственной передачей природного мотива, как его предшественники-перспективисты, но стилизует, обобщает пейзаж, достигая его символического звучания. Нередко изображение природы отступает на второй план перед стремлением создать эффектную, мастерски построенную композицию, обладающую философским подтекстом. Другими словами, многие пейзажи Хокусая представляют собой воплоще­ние умозрительных идей на основании комбинации стилизованных элементов изображаемой местности.

В отличие от пейзажа Хокусая, который носит характер философского размышления о природе и человеке, Хиросигэ - в первую очередь лирик. В его пейзажных листах 1830-1840-х годов отношение художника к природе непосредственно и эмоционально. Главное для него - создать такой образ природы, чтобы зритель мог почувствовать ее настроение. Мягкий лиризм, естественность и простота отличают пейзажи Хиросигэ этого времени. В 1850-е годы в творчестве Хиросигэ намечается перелом. Прежде всего, мастер все чаще использует вертикальный формат листа, а не горизонтальный, как раньше. Горизонтальный и вертикальный форматы обладают разными выразительными возможностями. Первый предполагает передачу плавного, безмятежного течения событий. Второй, таящий в себе зерно “конфликта”, провоцирует на построение контрастной, напряженной, взрывчатой композиции, что хорошо видно при сравнении гравюр Хиросигэ 1850-1840-х годов, с его поздними работами, в первую очередь с серией “Сто знаменитых видов Эдо”. В серии 1850-х годов, таких, как “Рокудзю ёсю мэйсё дзуэ” (“Знаменитые виды более шестидесяти провинций”), прежняя плавная повествовательность сменяется резкими композиционными и цветовыми контрастами. Изображение порой причудливо фрагментируется, иногда в эмоциональной окраске листов проскальзывают драматические интонации.

По-разному объясняют перемену в стиле Хиросигэ 1840-1850-х годов. Возможно, она была связана с трагическими событиями в его личной жизни. 1830-е годы - время успе­хов, время спокойного творчества и семейного благополучия. Но в 1839 году умирает жена художника, а в 1845-м - сын Тюдзиро. Вполне естественно, что душевное состояние Хиросигэ отразилось и на его художественном видении мира. Но возможно и другое. К началу 1850-х годов Хиросигэ предстает перед нами как зрелый мастер, автор многих пейзажных серий, снискавших ему славу. К тому же после смерти Хокусая в 1849 году он становится ведущим пейзажистом укиё-э. Но это имело и свою негативную сторону. У Хиросигэ появляется много заказов, это заставляет его спешить, подчас работать небрежно. Кое-что он начинает поручать своим ученикам. Появляются и более или менее талантливые подражатели.

Кроме того, собственные работы Хиросигэ 1840-х годов не прибавляли ничего нового к тому, что им уже было сделано. По-видимому, Хиросигэ понял, что тема “лирического пейзажа”, столь успешно разрабатываемая им на протяжении почти двух десятилетий, исчерпана. Следовало искать новые пути.

Эволюция живописца привела к расширению художественной интерпретации явлений. И вот, в сериях 1850-х годов на смену передаче природы в ее частных проявлениях прихо­дят попытки обобщить многочисленные наблюдения над ее жизнью. Однако это - не аналитические обобщения, как у Хокусая, но, скорее, - обобщения эмоциональные: лейтмо­тив творчества Хиросигэ остается прежним.

Как бы то ни было, в конце сороковых годов XIX века, и особенно в 1850-е годы, в творчестве Хиросигэ формируются новые тенденции. Наиболее ярко они проявляются в серии гравюр “Мэйсё Эдо хяккэй” (“Сто знаменитых видов Эдо”), которую сам мастер считал своим лучшим творением и по завершении которой намеревался оставить карьеру художника гравюры.

“Мэйсё Эдо хяккэй” - самая большая серия гравюр не только в творчестве Хиросигэ, но и в истории укиё-э в целом. Она состоит из 118 листов и выпускалась с 1856 года в тече­ние нескольких лет издательством “Уоэй”, возглавляемым Уоя Эйкити. Выпуск был за­вершен в 1858 году, и некоторые листы были напечатаны уже после смерти автора. В 1856 году (3 год эры Ансэй, год Дракона) вышло 37 листов, в 1857-м (4-й год эры Ансэй, год Змеи) - 71 лист, в 1858-м (5-й год эры Ансэй, год Лошади) - 10 листов. Не все из них принадлежат самому Хиросигэ, три были выполнены после смерти его учеником Сигэнобу (1826-1869), принявшим псевдоним Хиросигэ II .

Гравюры серии не были расположены в хронологическом порядке, но объединялись по сезонам: весна - 42 листа, лето - 30, осень - 26, зима - 20 листов. Неизвестно, был ли это замысел самого Хиросигэ, или это инициатива издателя. В дополнение к серии издатель Уоя Эйкити выпустил еще один лист, в котором гравюры были перечислены и сгруппированы.

В течение своей, почти тридцатилетней творческой деятельности Хиросигэ много раз обращался к теме Эдо, и со временем у него выработался определенный порядок изображения видов Восточной столицы, который, по крайней мере частично, используется и в “Ста знаменитых видах Эдо”. Хиросигэ как бы приглашает зрителя совершить вместе с ним путешествие по реке Сумидагава, разнообразные виды которой, как подсчитали японские исследователи, встречаются в “эдоских сериях” мастера чаще, чем любые другие. Вместе с Хиросигэ мы спускаемся по Сумидагва, проходим под мостом Эйтайба-си, бросаем мимолетный взгляд на Сусаки, выходим в устье реки в районе Цукуда-дзима, затем, сойдя на берег, минуем район Сиба и, поднявшись на холм Касум-га сэки, оглядываемся на пройденный путь. Хотя последняя эдоская серия Хиросигэ и выходит за рамки этого маршрута, но, как и в более ранних, он является стержнем “художественного путешествия по Восточной столице”.

Каждый лист из “Ста знаменитых видов Эдо” сопровождается однотипными текстами. В верхнем правом углу, в красном или розовом прямоугольнике, скорописными иероглифами обозначено название серии: “Мэйсё Эдо хяккэй”; рядом, в многоцветном квадратном картуше, описание места, изображенного в данном листе, краткое, но емкое. В нижней части гравюры, справа или слева (иногда в середине), помещен еще один красный, реже желтый, прямоугольник, по размеру совпадающий с тем, в котором стоит название се­рии. Это - подпись художника: “Хиросигэга” (“Картина Хиросигэ”) или “Хиросигэ хицу” (“Картина (кисти) Хиросигэ”). Слева внизу, на полях, стоит печать издателя: “Ситая Уоэй” (“Уоя Эйкити из района Ситая”). Рядом с издательской печатью или на верхних полях помещены две цензорские печати: “проверено” и печать с датой, в которой обозначен месяц и циклический знак года создания листа.

Следует отметить, что цветные картуши не только не мешают восприятию произведения, но, напротив, сознательно включаются в его декоративную колористическую и композиционную структуру. Именно поэтому Хиросигэ не фиксирует точно место расположения прямоугольника с подписью. Так, если ему необходимо подчеркнуть диагонально разви­вающееся действие, он располагает яркие красные прямоугольники картушей вдоль этой диагонали. В тех случаях, когда композиция развивается вертикально, картуши размещаются по одной оси. Использование картушей как цветовых и композиционных акцентов листа встречалось у Хиросигэ и раньше, но только в этой серии оно столь продуманно и совершенно.

Цветовые акценты, не связанные собственно с изображением, усиливают декоратив­ное звучание листов “Сто знаменитых видов Эдо”. Это новое качество, развившееся в творчестве Хиросигэ только в 1850-е годы. Восприятию многих пейзажей серии как декоративных произведений способствуют и яркое многоцветье красок, и, нередко, необычная композиция.

Композиционная структура гравюр из “Ста знаменитых видов Эдо” не совсем характерна для творчества Хиросигэ. Среди листов этой серии мы сталкиваемся с двумя главными типами пейзажей: непосредственные зарисовки с натуры и виды, в которых преобладают декоративные черты.

Среди первых нередки пейзажи, изображенные с “естественной” точ­ки зрения. По мягкому лиричному настроению, господствующему в этих ли­стах, они напоминают работы 1830-х годов и порою выглядят даже как фрагменты горизонтальных композиций. Другие, “чисто пейзажные”, листы решены иначе. На первый план в них выдвигается какой-либо один предмет: нос лодки, летящий журавль, часть кровли храма и так далее, а через эти предметы вдали показан пейзаж. Такая композиция необычна для пейзажа укиё-э, она построена таким образом, что создается эффект присутствия: зритель словно бы входит в пейзаж, нижняя кромка листа становится той точкой, с которой он рассматривает происходящее. Даже когда композиция не оживлена фигурами, присутствие человека ясно чувствуется, природа изображается в восприя­тии ее зрителем. С помощью противопоставления планов передается и глубина пространства, которая порой акцентируется гипертрофированной линейной перспективой в духе укиэ XVIII века.

Но, пожалуй, к наиболее удачным листам такого рода относятся так называемые энкэй -“виды издали”, где контрастное противопоставление планов сочетается с точкой зрения сверху. Такие пейзажи оправдывают свое название: перед зрителем разворачиваются необозримые дали, пейзаж приобретает величественное звучание, смысловой и эмоциональной доминантой которого выступает изображение первого плана. Едва ли не лучшим образцом таких пейзажей является известнейший лист “Фукагава Сусаки Дзюман-цубо”, в котором огромный орел на первом плане, показанный в динамичном и экспрессивном ракурсе на фоне заснеженного простора морского берега в районе Фукагава, воспринимается как дух стихии, бушующей над безлюдным пространством. Совершенно по-другому этот композиционный прием осмысливается в декоративных листах, например в известной гравюре “Хорикири-но ханасёбу” (“Ирисы в Хорикири”). Здесь передний план также максимально приближен к зрителю, который как бы сквозь заросли цветов смотрит на противоположный берег, также поросший ирисами. Собствен­но пейзаж не играет большой роли в композиции произведения, он выступает только как довольно пассивный фон. По существу, все пространство листа занимает изображение цветов, в трактовке которых натуралистическая точность в деталях сочетается с обобщенностью, тонкой стилизацией целого. Такой подход к изображению растений характе­рен не столько для укиё-э, сколько для декоративной живописи Японии, в частности школ Маруяма-Сидзё и Римпа, или же для произведений декоративно-прикладного искусства. Трудно сказать, к какому жанру гравюры принадлежит этот лист: к пейзажу или катега -“живописи цветов и птиц”, жанру, к которому Хиросигэ порой обращался. Если гравюры Хиросигэ 1830-1840-х годов выдержаны в жанре пейзажа, то многие листы “Ста знаменитых видов Эдо” невозможно отнести к какому-либо определенному жанру. Одним из лучших образцов смешения жанров может служить лист “Асакуса тамбо Ториномати маири” (“Паломничество Ториномати в полях Асакуса”). Через зарешеченное окно верхнего этажа чайного дома в квартале Ёсивара открывается обширный вид на рисовые поля и гору Фудзи вдалеке. Пейзаж монохромен (цветом выделены только крыши домов и Фудзияма), процессия же паломников, о которой сообщается в названии, едва заметна.

Гораздо более детально проработан интерьер комнаты, из которой зритель смотрит на холодный зимний рассвет за окном. Комната безлюдна, но присутствие человека ясно чувствуется. Чашка и полотенце-гэнугуи на подоконнике, уголок рулона бумаги и шпильки для прически в специальном футляре в противоположном углу листа говорят о том, что из комнаты только что вышли. Кроме того, эти детали сами по себе являются тонко вы­полненными зарисовками, которые можно было бы назвать натюрмортом, если бы такой жанр существовал в японском искусстве. В сущности, именно этим частностям уделено наибольшее внимание, именно они создают эмоциональную атмосферу произведения. Необычный ракурс здесь, так же как и в других листах, помогает не просто изобразить определенную местность, но и передать атмосферу переживания человеком состояния природы, причем зритель становится соучастником происходящего, воспринимает изображенную сцену как бы изнутри. Все составные композиции направлены на то, чтобы создать определенный психологический настрой, который позволил бы почувствовать состояние природы. Эта цель была главной для Хиросигэ во всех “Ста знаменитых видах Эдо”, за исключением, может быть, откровенно декоративных гравюр. Именно для ее осуществления соединяет Хиросигэ в одной картине элементы различных жанров: пейзажа, натюрморта и бытового жанра. Этот прием характерен и для многих других листов серии.

В “Ста знаменитых видах Эдо” Хиросигэ приходит к новому для японского искусства пониманию задач, стоящих перед пейзажем, пониманию, не свойственному даже для Хокусая. Не просто достоверное изображение местности и даже не возвышение конкретного топографического мотива до уровня символа (как было порой у Хокусая), но создание образа природы, преломленного через призму переживания ее человеком и в то же время воздействующего на души людей, создающего у них особое настроение, зависимое от состояния природы, - вот та неоднозначная и сложная цель, которую ставил перед собой Хиросигэ. Такие задачи новы для пейзажной гравюры укиё-э, но в то же время они совершенно соответствуют ее принципам, соответствуют в гораздо большей степени, чем монументальные и нередко отстраненные от человеческих эмоций пейзажи Хокусая, в кото­рых человек предстает как неодухотворенная деталь в извечных конструкциях природы. В соответствии с ориентацией укиё-э на мир повседневности, Хиросигэ не чуждается обыденности, для него не существует “вульгарных” предметов, в его работах любой пейзажный мотив, отраженный в восприятии человека, есть путь к постижению сущности природы, ее души.

Поздние пейзажи Хиросигэ не менее обобщенны и символичны, чем пейзажи Хокусая. Но, в отличие от них, они не порывают с одним из главных принципов укиё-э периода расцвета: передавать не только происходящее, но и его эмоциональную атмосферу. Конечно, пейзажи Хиросигэ не столь монументальны, как у Хокусая, они более камерны, но в то же время и значительно более эмоционально сложны и насыщенны. Пейзажи Хиросигэ - это новая и последняя ступень развития жанра пейзажа в гравюре укиё-э и шире - в традиционном искусстве Японии.

japan-painting.livejournal.com

Андо Хиросигэ ( Ando Hiroshige ) - Сто знаменитых видов Эдо- 83-92 - Осень

Чайная Дзидзигатяя («Дедушкина лавка») в Мэгуро

От возвышенности, проходящей вдоль Мэгурогава, открывался вид на рисовые поля и гору Фудзи. Здесь располагался известный храм, посвященный Фудо-Мёо. Местность Мэгуро была знаменита еще и тем, что гора Фудзи хорошо просматривалась с любой ее точки. На склоне Тяядзака (Склон Чайной Лавки), среди японских красных сосен (акамаиу) находился чайный павильон, который назывался Фудзимитяя. От него открывался прекрасный вид на Фудзи, поэтому чайная получила такое название. С ней также связана история посещения чайной третьим сегуном Иэмицу во время его соколиной охоты. Иэмицу остановился здесь ненадолго и ему прислуживали супруги-старики. В память об этом посещении чайный домик стали называть «Дзидзигатяя» («Дедушкина лавка»). В гравюре она изображена справа. От нее открывался вид на заливные рисовые поля, которые пересекает путник с лошадью. На горизонте, у подножия Фудзи виден горный хребет Тандзава. Слева на переднем плане возвышается гора Ояма.Склон Кинокунидзака и дальний вид на пруд Тамэикэ в АкасакаВ гравюре изображена процессия самураев, которая движется вдоль Сотобори - Внешнего рва, окружавшего замок сегуна. Это было одно из грандиозных мероприятий Токугава Иэясу (1542-1616). Склон, по которому шествуют самураи, назывался Кинокунидзака, что означает: Склон вдоль восточного фасада особняка провинции Кии. В соответствии с названием на склоне находился особняк даймё провинции Кии. Слева видны крыши домов квартала Акасака. Вначале этот район назывался Аканэяма, потому что здесь в изобилии произрастала марена (аканэ), из которой изготавливали красную краску. «Аканэяма» в переводе означает «Мареновая Гора», но в народе за ней закрепилось название «Акасака» - «Красный склон». Пруд Тамэикэ, заявленный в названии, не изображен в гравюре непосредственно. Известно, что он возник в результате технической ошибки. На заднем плане, почти у линии горизонта видна пожарная вышка замка Эдо. Слева от группы самураев изображена табличка, японский исследователь Мияо Сигэо, что она гласит о запрете на рыбную ловлю в водах Внешнего рва.

Найто-Синдзюку в ЁцуяДальше от ворот Ёцуя, на тракте Косюкайдо находилась западная застава Эдо Ёцуя Окидо, еще дальше от заставы располагалась первая станция на этом тракте - Найто Синдзюку. Она была основана в 1698 году, когда правительство бакуфу заставило губернатора префектуры Синею Такато - Найто Вакаса-но ками вернуть часть земли, на которой стоял его особняк. Там были построены дома, почтовая станция для смены лошадей. Отсюда и название квартала - Найто Синдзюку (Синдзюку - Новое поселение, Найто - имя феодала). Необычна композиция этой гравюры: зритель оказывается на уровне крупа лошади, который занимает почти половину первого плана листа. На копытах лошадей - специальные сандалии из соломы, которые использовали в Японии вместо металлических подков. Ноги конюха, стоящего перед лошадьми не сразу замечаются, поскольку они обуты почти в такие же сандалии. Это шутка, своего рода розыгрыш художника. Слева - вереница чайных домов, гостиниц, лавок, увеселительных заведений. В глубине листа - роща, за которой находился причал на реке Тамагава.

Святилище Бэнтэн на пруду Инокасира-но икэПруд Инокасира (Глава источника) находился в районе Мусаси-но, где было много родников. Этот район значительно удален от центра Эдо, его трудно назвать даже пригородом столицы. История пруда связана с Токугава Иэясу, который по достоинству оценил прозрачность и вкус воды в пруде и приказал построить акведук для снабжения питьевой водой Эдо. Акведук Канда-дзёсэй начали строить в начале XVII века, вода в нем не пересыхала даже во время сильнейшей засухи. Пруд питали семь подземных ключей, другое его название - Нанаи-но икэ (Пруд семи источников). Он имел узкую и вытянутую форму, протяженностью около километра. От пруда открывался вид на гряду Никко, но Хиросигэ показывает ее с южной стороны, хотя сам пруд виден с северо-востока. Вероятно, это было не так уж и важно, главное, что всем жителям Эдо было известно, что от пруда открывался дальний вид на горы Никко. На острове посередине пруда находилось Святилище Бэнтэн-но ясиро, его Хиросигэ показывает, используя строго фронтальный ракурс, как и в изображении моста, ведущего к нему.

Местность Такиногава в ОдзиВозвышенность, тянущуюся от гор Уэно до Асукаяма, пересекала река Сякудзиигава. Перед зрителем открывается вид на участок реки, проходящей через местность Одзи. Из-за множества водопадов, существовавших здесь, местность получила название «Семь Водопадов». Один из них, водопад Фудонотаки, показан в правой части гравюры. Рядом с ним располагался навес для паломников, совершавших ритуальное омовение. Далее виден вход в грот, посвященный божеству Бэнтэн (Мацубаси Бэнтэн), он отмечен красными воротами тории. Само святилище располагалось на вершине холма. Рядом с ним находился монастырь Конгодзи, в просторечии называемый Момидзидэра (Монастырь алых листьев клена). Монастырь и прилегающая к нему территория славились своими момидзи - алыми листьями кленов, которые и показаны в гравюре. Слева виден мост Маиухаси (Сосновый мост), перекинутый через Сякудзиигава, он ведет к другому синтоистскому святилищу Одзи-гонгэн, его желтая крыша видна справа и находящемуся по близости монастырю Кин-риндзи.

Лунная сосна на территории монастыря в УэноВ гравюре показан пруд Синобадзуноикэ у храма Канъэйдзи в Уэно. Хиросигэ выдвигает на передний план сосну причудливой формы: ветви ее загибаются, образуя круг. За этой сосной закрепилось название Цуки-но мацу (Лунная сосна). Сквозь нее было принято со-церцать полную луну. В гравюре открывается вид на пруд Синобадзуноикэ (Нетерпеливый пруд), подобное название можно объяснить тем, что росла сосна на холме, который в древности назывался Синобу-га ока-Холм терпения. За веткой, как бы заключенные в раму, видны строения района Хонгодай, расположенного на противоположном берегу пруда Синобадзу-но икэ. Эта местность была занята особняками даймё. В центре круга изображен особняк Кагаясики, принадлежавший роду Маэда, правившему провинцией Kara. В правой части гравюры виден остров Накадзима, созданный почти в центре пруда Синобадзу-но икэ. Здесь располагалось святилище, в котором поклонялись Бэндзай-тэн - одной из семи богов счастья. Святилише в Уэно было принято посещать в первые дни Нового Года.

Ночной вид на квартал Сарувака-матиДо 1841 г. здания театра Кабуки располагались в квартале Гиндза. В 1841 г. Произошел пожар, сгорели все здания театра и часть квартала, прилегавшего к ним. Поэтому правительство бакуфу приказало перенести три главных театра столицы: Накамурадза, Итимурадза и Моритадза из центра города в район Асакуса, где находились «зеленые кварталы» Ёсивара. После переезда на новое место, квартал, где расположились труппы театра Кабуки, стал еще популярнее. Он получил название Сарувака-мати, в честь первого главы труппы Накамурадза - Сарувака Кандзабу-ро, которого считали создателем эдоского Кабуки. Театры располагались в одном ряду с западной стороны квартала, как и показано в гравюре. Первым в этом ряду было здание труппы Моритадза, оно ближе всех к зрителю, за ним Итимурадза, и следующее - Накамурадза. На крышах этих зданий сооружения - ягура, которые говорят о том, что театры официально разрешены правительством. Хиросигэ изобразил вечернее время, поэтому театры закрыты, спектакли проходили в них днем. Открыты только чайные, показанные в гравюре слева. Слуги с фонариками, вероятно, провожают гостей. В центре листа, у чайной паланкин ждет пассажира. Квартал освещает полная луна.

Территория святилища Акиба в УкэтиХиросигэ изобразил территорию святилища Акиба-дайгонгэнся в деревне Укэтимура. Оно было построено на пожертвования лаймё Хонда в 1702 г. Святилише посвяшено богу огня Акиба-дайгонгэну. В основном здании святилища - Синдэн - была установлена статуя этого божества, охраняющего от огня. К западу от Синдэн располагался живописный пруд, его и изобразил Хиросигэ. Эти места были популярным местом отдыха горожан. Во все времена года они были по-своему красивы. Весной здесь цвели сливы, летом азалии и ирисы. Осенью пестрели алые и желтые листья кленов. Перед воротами святилища находилось множество ресторанов, которые славились своими блюдами из карпа. Самыми знаменитыми были «Аайсити» и «Му-сасия». Один из таких ресторанов изображен в левом нижнем углу, на его веранде сидит бритоголовый монах, делающий наброски. Возможно, это автопортрет Хиросигэ. Известно, что за год до создания настоящей гравюры он принял монашество, также сохранилось много альбомов Хиросигэ с зарисовками, сделанными с натуры.

Монастырь Мокубодзи, река Утигава и поля ГодзэнсаихатаХиросигэ не изображает монастырь Мокубодзи, хотя он и заявлен в названии листа. Местность Годзэнсаихата лишь виднеется на горизонте. Главной достопримечательностью гравюры становится здание с верандой на переднем плане справа - это знаменитый ресторан «Уэхан», расположенный на территории монастыря Мокубодзи. Он был известен блюдами из батата и моллюсков. Местность Годзэнсаихата, к которой ведет мост, носит своеобразное название, связанное с отдыхом сегуна во время соколиной охоты и переводится как Поле «Закуска Его Светлости». Появление монастыря Мокубодзи связано с печальной историей о малолетнем сыне придворного из Киото, по имени Умэвакамура, который был отправлен в монастырь на горе Хиэйдзан, но сбежал оттуда. По дороге домой он был похищен торговцем живым товаром и вскоре умер. Жители деревни похоронили мальчика, а некий странствующий монах возвел на этом месте курган, рядом с которым позже возник монастырь Мокубодзи. Храм был объектом паломничества, сначала было принято посетить храм Сэнсодзи, затем проплыть по реке Сумидагава и посетить Мокубодзи.

Переправа Ниидзюку

В настоящей серии Хиросигэ часто изображает переправы через реки и каналы, но не часто показывает их пристани. Переправы играли большую роль как средства сообщения между различными районами столицы. На переднем плане в гравюре изображена переправа Ниидзюку-но ватаси, через реку Накагава. Она находилась недалеко от моста Сэндзюбаси и соединяла два населенных пункта: деревню Камэари-мура и деревню Ниидзюку, которая располагалась на правом, противоположном берегу, в гравюре видны два ее желтых домика. К пристани вел пологий спуск, слева от него видна причалившая лодка, справа - отплывающая с пассажирами на борту. По обеим сторонам от пристани располагались популярные среди жителей Эдо рестораны. В гравюре слева виден двухэтажный ресторан «Тибатая». Крыши ресторана «Фудзимия» лишь намечены справа. Вдали, на горизонте виднеется синяя гряда гор Никко. Источник комментариев: http://hirosige.ru/

japan-painting.livejournal.com

Андо Хиросигэ. Классический стиль школы Утагава. - Художники

Утагава Хиросигэ

Утагава Хиросигэ (1797 - 1858), которого иногда называют Андо Хиросигэ, был вторым из величайших мастеров традиционного японского жанра гравюры укио-э, обратившихся к искусству пейзажа после Кацусика Хокусай. В основном он известен своими гравюрами, где присутствует снег и дождь, которые стали неизменным композиционным компонентом многих из его лучших и самых известных гравюр. Именно из-за этих копмонентов мы знаем Утагава Хиросигэ как "художника дождя, снега и тумана".

Утагава Хиросигэ - художник снего и дождяХудожник дождя, снега и тумана Утагава Хиросигэ

При рождении его назвали Андо, Андо Токутаро. Родился он в Эдо в семье самурая и первоначально предполагалось, что Хиросигэ должен будет продолжить дело своего отца, т.е. пожарного сторожа. Но после смерти родителей Хиросигэ (тогда ему было 12 лет) стал более тяготеть к миру искусства. Эти склонности молодого Хиросигэ были привиты ему с детства отцом.

В 1811 году Утагава Хиросигэ поступил учеником к мастеру штучной гравюры Тоёхиро, который в свою очередь был учеником Тококуни школы Утагава. В 1812 году Хиросигэ был официально принят в школу Утагава под именем Утагава Хиросигэ. Правда он еще продолжал работать пожарным в это время.

Его ранние гравюры периода с 1818 по 1830 годы были по большей части иллюстрациями к книгам, и чуть позднее он стал делать портреты актеров Кабуки, делать гравюры жанра бидзин-га. И все в классическом стиле школы Утагава, который некогда создал мастер гравюры Тойокуни.

Портреты актеров кабука Утагава ХиросигэПортреты актеров кабуки

Бидзин-га или изображения красавиц Утагава ХиросигэБидзин-га, или портреты красавиц Утагава Хиросигэ

Пока это были пробные, во многом ученические работы. Но к началу 30-х годов Хиросигэ начал познавать себя уже как настоящий художник художник. Он начал с пейзажей, которые в последствии и принесли ему большую известность, которые он подписывал именем Ичиюсаи. Первую серию пейзажей Утагава Хиросигэ выпустил в 1829 году и называлась она "Восемь известных видов Оми". За первой серией последовала вторая серия из десяти гравюр - "Знаменитые места восточной столицы", в которых явно прослеживается влияние Хокусай, но вместе с тем ставших подлинным откровением гения Хиросигэ.

В 1832 году он предпринял свое первое путешествие по дороге Токайдо, в результате чего была создана серия гравюр "53 станции Токайдо", которая прямиком направила Хиросигэ к славе и успеху. Эта серия в настоящее время признается как одна из величайших творений японского искусства в жанре пейзажной гравюры, и одной из двух лучших серий гравюр, которые он когда-либо делал.

Из серии 53 станции ТокайдоИз серии ста остановок по дороге Токайдо

Все последующие 30 лет Утагава Хиросигэ продолжал производить большое количество пейзажных серий на большое количество различных тем. Основными среди них являются большое количество других серий Токайдо. Все по мотивам своей ранней серии, к которой он возвращался снова и снова, а в общей сложности серий гравюр, посвященных Токайдо, насчитывается около 16-ти или 19-ти.

Две самые лучшие серии на эту тему - это, так называемые, "Гьосо Токайдо" и "Рейсо Токайдо". Обе названы в честь калиграфии.

Другие знаменитые пейзажи Утагава Хиросигэ - большое количество различных серий, посвященные разным известным местечкам Эдо: "69 этапов Кисокайдо", "Известные места в 60-ти провинциях", "Восемь видов озера Бива" и "36 видов Фудзи".

Свою самую последнюю серию пейзажных гравюр Утагава Хиросигэ делал до самой своей смерти. Серия гравюр называлась "Сто видов Эдо".

Из серии 100 видов Эдо Утагава ХиросигэИз серии "100 видов Эдо"

Всю свою жизнь Утагава Хиросигэ прожил в Эдо. Умер от холеры в возрасте 62 лет в 1858 году.

Тэг:

zen-designer.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта