Феликс Валлоттон. Биография и картины. Феликс валлоттон картины


Феликс Валлоттон. Биография и картины. Художники импрессионисты

avalФеликс Валлоттон (Felix Vallotton) 1865-1925

Швейцарский художник, график, участник группы «Наби». Биография и картины.

Родился 28 декабря 1865 года в Швейцарии. Феликс обучался в кантональной гимназии Лозанны. Уже в это время юноша проявляет интерес к живописи. Он начинает заниматься у художника Гиньяра. Заметив способности сына, отец Феликса отвозит его в Париж. Здесь Валлоттон поступает в Академию Жюлиана. В этот период начинающий художник ищет свой творческий путь, он изучает произведения других мастеров, посещая музеи. Чтобы зарабатывать какие-то средства, Валлоттон работает в журналах, создавая для них иллюстрации.

Первая работа Валлоттона появилась на выставке 1885 года. Картина «Портрет старика» имела большой успех. В это же время художник осваивает технику создания офорта. Он делает репродукции картин Милле, Рембрандта и других мастеров. Однако впоследствии настоящую известность приносят ему не офорты, а ксилография. Валлоттон работал также над акварелями, гравюрами на дереве. Серия гравюр «Купальщицы» принесла ему известность. Во многом с этой работы началось увлечение художника черно-белыми контрастами, которое впоследствии стало его визитной карточкой.

С 1891 года Валлоттон активно принимает участие в выставках Салона Независимых, а позднее – группы «Наби». Несмотря на то, что Валлоттон тесно общался с представителями этой группы, его творчество разительно отличалось от их работ.

Характерная черта всех картин художника – некоторая язвительность, критическая оценка изображаемого. В своих работах Валлоттон не стремился к художественности, напротив, его картины часто напоминали карикатуры. Эта черта побудила многих критиков негативно относиться к творчеству этого художника.

В 1899 году Валлоттон женится на Габриеле Родригес-Хенрикс. Брак с дочерью известного торговца картинами обеспечил художнику безбедную жизнь. В галерее отца своей супруги Валлоттон неоднократно выставлял свои работы.

Творчество художника всегда отличалось разнообразием. Он создавал гравюры, картины, иллюстрации для книг. Валлоттон проявлял интерес к импрессионизму, однако стремился к изображению не отвлеченного мимолетного впечатления, а устоявшихся явлений и форм. В течение всей жизни Валлоттон работал в Париже, нередко путешествуя по Швейцарии, Франции и другим странам. В военные годы художник откликнулся на происходящее серией ксилографий «Такова война», позднее занимался в основном только живописью.

Феликс Валлоттон скончался 29 декабря 1925 года в Париже.

www.hudojnik-impressionist.ru

Феликс Валлоттон (Felix Vallotton) 1865-1925

Швейцарский художник, график, участник группы «Наби».

Родился 28 декабря 1865 года в Швейцарии. Феликс обучался в кантональной гимназии Лозанны. Он начинает заниматься у художника Гиньяра. Заметив способности сына, отец Феликса отвозит его в Париж. Здесь Валлоттон поступает в Академию Жюлиана. В этот период начинающий художник ищет свой творческий путь, он изучает произведения других мастеров, посещая музеи.

С 1891 года Валлоттон активно принимает участие в выставках Салона Независимых, а позднее – группы «Наби». Несмотря на то, что Валлоттон тесно общался с представителями этой группы, его творчество разительно отличалось от их работ.

Характерная черта всех картин художника – некоторая язвительность, критическая оценка изображаемого. Эта черта побудила многих критиков негативно относиться к творчеству этого художника.

В 1899 году Валлоттон женится на Габриеле Родригес-Хенрикс. Брак с дочерью известного торговца картинами обеспечил художнику безбедную жизнь. В галерее отца своей супруги Валлоттон неоднократно выставлял свои работы.

Творчество художника всегда отличалось разнообразием. Он создавал гравюры, картины, иллюстрации для книг. Валлоттон проявлял интерес к импрессионизму, однако стремился к изображению не отвлеченного мимолетного впечатления, а устоявшихся явлений и форм.

В течение всей жизни Валлоттон работал в Париже, нередко путешествуя по Швейцарии, Франции и другим странам.

В военные годы художник откликнулся на происходящее серией ксилографий «Такова война», позднее занимался в основном только живописью.

Феликс Валлоттон скончался 29 декабря 1925 года в Париже.

"Пять Художников":Боннар, Вюйар, Руссель, Cottet и Валлотон

Автопортрет

tanjand.livejournal.com

Валлоттон, Феликс ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. - veniamin1

Валлоттон, Феликс (1865— 1925) Vallotton Felix Часть первая: КСИЛОГРАФИЯ.

Автопортрет. 1897 Self PortraitЭтот швейцарец,(пост-импрессионист) который стал всемирно-знаменитым французским художником, интересен уже тем, что временами его возносили прямо на Олимп или очень рядом с этим.Но бывало и так, что  его били критическими и публичными ногами, и как раз туда где очень больно.

Жизнерадостный Латинский квартал. 1895 The cheerful Latin Quarter Валлоттон, Феликс (1865— 1925)Felix Vallotton Валлоттон был главным художником , ответственным за полноценное возрождении в конце 19 века--КСИЛОГРАФИИ. (классическая техника гравюры по дереву, хорошо забытая со времён Возрождения и Рембрандта)От Валлоттона есть огромное количество работ в очень многих и разных жанрах---от великолепных, притягательных натюрмортов и необычных пейзажей, до очень интересных НЮ. А между ними и портреты,и полно жанровых работ,  и  т.д.

Валлоттон. Оноре де Бальзак 1895 (1799-1850) Honorе de Balzac

Валлотон, как вы наверное догадались бывал разный. Иначе бы не били так сильно. Одни любят, а другие голубят!Так всегда в жизни с талантами.

Но его композиция и сюжет, очень часто созданы не просто талантливо, --- они созданы остроумно и изобретательно. От Валлотона есть, только работ маслом--1700. И 200, в основном портретов, плюс немного остроумных бытовых сцен,-----в ксилографии. (гравюра)И ещё два вагона рисунков и т.д.Все жанры вместе не поместишь. Пост будет немыслимо гигантский.

Валлоттон. Ричард Вагнер. 1891 г. Richard Wagner

Поэтому начнём с ксилографии.Вместе с гравюрами будет немного графики, сделанной в основном черными мелками и чернилами. Увидите.Это-- не скучно.Просто присмотритесь и вы почувствуете.

Валлоттон. Интимные детали: Триумф 1898

Искусство требует жертв. В том смысле, что нужно не только чувствовать гармонию и красоту, а нужно ещё сделать усилие и потратить время, чтобы научить себя смотреть, понимать и поэтому --- наслаждаться.У Валлоттона есть пару серий гравюр, про семейные и бытовые ситуации.Эта серия, про сложные  детали отношений в семье.

Недаром Валлоттон сделал такую классную гравюру Л.Толстого.

Как мы видим, всё действительно смешалось, и в доме, и в голове уфранцузского Облонского.Но мадам Облонская--ТОРЖЕСТВУЕТ! Она--другая. Где и с кем она его застукала?Может быть добрые люди, по-доброму ей настучали?

Валлоттон. Эдгар Алан По. 1895 Edgar Allan Poe (1809-1849)

Валлоттон. Модистка. Шляпница. 1894.Художники почему-то любили делать портреты модисток.Многие делали. Только неделю назад я поместил классную модистку в Тулуз-Лотреке.veniamin1.livejournal.com/29504.htmlЗдесь даже не портрет, а модистка на её рабочем месте в окружении клиентуры.Что их так притягивало в модистках?

Валлоттон. Интимные детали: Непоправимое. 1898Всё. Уже не склеишь. Ваза целая, а жизнь ---черепочки!Валлоттон. Герцен. А. 1895 (1812-1870)Не удивляйтесь русским портретам. В начале 20-го века , у знаменитого тогда Валлоттона,были успешные выставки почти во всех главных столицах на континенте и в Лондоне.И дважды он был в России. Одесса, Киев и обе столицы--Москва и Петербург. Но здесь другой случай.

Герцен, как и Бакунин были просто знамениты в Западной Европе

Валлоттон. Скандал. 1898

Дороговатое это хобби--ходить по магазинам и модисткам.

Валлоттон. Три купальщицы.1894Это только начало. К самому концу 90-х, Валлотон вышел из знаменитой авангардной группы "Наби", и стал как та кошка--сам по себе. Скорее всего он был один такой. Он стал художником только собственным идей.На него оказали большое влияние великие немцы 16-го века,---- Дюрер и Ганс Гольбейн Младший, и француз 19 века--знаменитый Энгр.С этим он и жил в 20-ом веке. В остальном он был самостоятельный и независимый.В то время, чтобы оставаться независимым, нужно было кроме таланта иметь твёрдость характера. Идеи авангарда летали в воздухе и давили.В 20-м веке, женщины на его НЮ стали выглядеть ещё более нестандартно чем здесь.Я расскажу потом, когда дойдём до НЮ.Женщины это понимали и принимали. Но не мужчины!

Валлоттон. Казнь.1894

Графические работы Валлоттона и особенно его ксилографии постоянно печатали в газетах, в периодических журналах и в книгах как в Европе так и в США. Он был  знаменит. Эти его работы оказали прямое и непосредственное влияние на таких гигантов авангарда как Эдвард Мунк и Эрнст Кирхнер. Потом я расскажу о связи Хоппера (знаменитый американец) и последующих работ Валлотона.Конечно, если бы эта "Казнь" была бы не гравюрой, а цветным маслом, такого впечатления наверное бы не было.Талант!  Аж мурашки...Валлоттон. Морис Метерлинк ок. 1898 (1862-1949)Это тот самый товарищ, пьесами которого, а больше всего его "Синей птицей", полагается восторгаться.Голливуд ставил "Синюю птицу" в звуковом кино, в первый раз на Ширли Темпл, когда ей уже было 12. Этот фильм прихлопнул её карьеру навсегда. Она ещё чуть-чуть снималась, но только по инерции.

Советско-американский фильм "Синяя птица" был ещё большим провалом.Джейн Фонда заявила чтобы даже не упоминали, что в её карьере был такой фильм.И она сыграла ужасно. Но все они сыграли ужасно! ВСЕ! И корова Тейлор, и Терехова, которой надо было сказать одну фразу, и Ава Гарднер, и даже Богданова-Чеснокова, которая исполняла привычную для неё роль.Я не буду конечно разбирать фильм. Это был самый большой провал всех времён и народов.И там был талантливый режиссёр. Обычно говорят, что ему было уже больше чем 75 лет и поэтому он провалился.

ЧУШЬ СОБАЧЬЯ!

Эта пьса просто абсолютно НЕСЦЕНИЧНА! Эта пьса состоит из ИДЕИ на 99 процентов.

Что может быть сценичного в идее добра и счастья, если в пьесе НИЧЕГО больше нет?Мало того что ничего больше нет, но в этой пьесе полностью отсутствует ДИНАМИКА.Когда Станиславский её ставил, в России в большой степени,--- как и отчасти в  Европе,-- было принято восхищаться ИДЕЯМИ.Поэтому делали вид, что восхищаются и самой пьесой. Обыкновенное лицемерие.

Валлоттон. Дешевизна 1893. Le bon marchéУ Валлоттона есть работа маслом повторяющая эту. Я не хотел,чтобы краски ударили по глазам.Может я помещу её потом. Здесь происходит то, что так классно описал Золя в его романе про наступление появившихся тогда огромных универмагов на лавки и магазины.

Пару дешёвых,  по- настоящему демпинговых распродаж, и соседние лавки и магазины вылетали в трубу. Они не могли себе позволить настолько  понизить  цены.И как у Золя в романе и здесь на картинке, тогда на эти дешёвые распродажи налетали примерно так же, как сегодня налетают на другой день после Рождества.(Boxing Day) Валлоттон. Отто фон Бисмарк 1895.

Валлоттон. Лицемерие. 1897г. .Наверное этот индивидуй, не читал Драйзера. Но Валлотон снова сделал работу об отношениях настолько убедительно и остро, что возможно что,муж уже задумывается,--- а не покататься ли с женой на лодочке в такую погоду когда--"...нельзя доверяться волнам!..."Валлоттон. Два Геркулеса.1894 Феллини долго уговаривал Энтони Куинна сыграть в "Дороге". Куинн не хотел ехатьв Европу на съёмки.Но когда Куинн согласился у Феллини не было денег, чтобы ему уплатить. На этот фильм у Феллини вообще почти не было денег.И Феллини дал ему , (я забыл) кажется  15 процентов или даже больше. У Куинна был плохой опыт с процентами. Поэтому когда фильм привезли на просмотр для тех кто купит право проката в Нью-Йорк, он, Куинн, позвонил своему агенту  из Голливуда и попросил его посмотреть, или он хоть что-нибудь получит из этих процентов.Проценты, между прочим, начинаются после того, что фильм сначала заработал в кассе.Агент посмотрел и перезвонил  Куинну, что нет никаких шансов.

Но есть джентльмен который предлагает за долю Куинна в фильме 15 тысяч чистоганом.В 1954 году за 15 тысяч можно купить штуки четыре-пять "Линкольнов".

--ПРОДАВАЙ!.-- Скомандовал Куинн.

И он, Куинн, так закончил рассказ об этом :--И я на этом потерял миллионы!-- 

Те миллионы, не сегодняшние.А потом алименты надо было платить. А детей было много!Ему бы очень пригодились те миллионы."Дорога" была одним из самых кассовых фильмов ВООБЩЕ.

Я недаром вспомнил. Посмотрите как эта гравюра напоминает то,--- что и какКуинн и Мазина делали на улицах в фильме.Такое же ощущение.  Точно такое же.Валлоттон. Проверка качества булавки для галстука.1898 Labelle Epingle (перевод: этикетка---Булавка для галстука. )Я засомневался. Поэтому дал дословный перевод. Похоже, что дама проверяетплатёжеспособность джентльмена.  То есть  она проверяет  или булавка с настоящим камнем, а может быть она вообще просто потихонечку снимает жемчужную или бриллиантовую булавку с галстука.Есть другие идеи?

Валлоттон. Верлен, Поль ок. 1898.(1844-1896)

Валлоттон. Артюр Рембо, ок.1898 (1854—1891)

Поль Верлен и Артюр Рембо--это основатели символизма.Рембомания во всём мире поэтов началась ещё до смерти Рембо, хотя его жизни было меньше чем у Пушкина.

"На этом рубеже легли и Байрон и Рембо, а нынешние как-то проскочили!" (с. ВСВ)

Еслибы не они, то не только Блок--крутой символист,-- но ещё многие русские поэты, включая Гумилёва, были бы другими.

Поль Верлен и Артюр Рембо---это самые знаменитые любовники в мире поэзии.Рембо был любовником Верлена, до 20 лет, а потом сказал что уходит. Это был человек,который всегда жил и поступал как хотел.

Верлен выстрелил и легко ранил Рембо в руку.На суде, когда присяжные узнали, что это гомосексуальное дело, ему дали два года.( Или чуть больше?)Когда Верлен отсидел, он приезжал к Рембо, они бурно объяснились, но тем ни менее, Рембо отдал ему те стихи, которых у Верлена ещё не было. Верлен был  единственный, кто тогда понимал и ценил стихи Верлена.

Больше Рембо не только не писал стихов, но и не интересовался стихами. Он торговал в Африке оружием, и нет сомнения--РАБАМИ,--- но его не интересовали стихи.Рембо успел незадолго до смерти узнать о его разгоравшейся славе, но его не интересовало.Это был человек без тщеславия. До того как Рембо попал в Африку, только благодаря тому, что его полностью обворовали в Вене,Рембо не попал в Россию. Чтобы он там делал? Он хотел заработать в России.

Дело в том, что на Валлотона оказал влияние символизм в живописи.Символизм в поэзии и в живописи были связаны.

Валлоттон. В зале суда. 1903 In the courtroomЭто не гравюра. Это рисунок.(Indian ink and blue pencil) Такие яркие и острые работы Валлотона помещали журналы всего мира.Валлоттон. Шесть музыкальных инструментов. Флейта. 1896г. Six musical instruments: the fluteИз шести, я помещаю один--самый классный.

Валлоттон.Крепкий Париж. 1894 Strong Paris

Валлоттон. Прекрасное воскресенье. 1895г. Чёрный мелок и чернила.

Конечно же даме хочется прокатиться в этот прекрасный день по улицам с её дитём.Но она не сдвинет мужа. Ему хорошо.Тепло и ничего не надо делать. А завтра снова на службу.Валлоттон всё изображал точно и талантливо.Посмотрите чуть ниже. Там в бытовых сценах всё ЯСНО, но сделано с талантом и остро, а не просто примитив морализаторства.Валлоттон. Стендаль 1897. (1783-1842)

Валлоттон. Деньги.1898.

Валлоттон. Королева Виктория. 1897

Валлоттон. Кайзер, Вильгельм II 1897

Валлоттон. Интимные детали:Последнее средство.1898г.

Валлоттон. Бакунин, Михаил.(1814-1876) Mikhail Bakunin

Валлоттон. Достоевский Ф.М.Достоевский не очень получился, не правда ли?

Валлоттон. Толстой Л.Н.1895(1828-1910)Leo Tolstoy

Валлоттон. Семья. 1899 г.En famille

Более ни менее, в таком же виде, я, и каждый советский, видел эту карикатуру в "Крокодиле" и в других газетах и журналах. Многие сюжеты Валлоттона повторял весь мир.Обратите внимание на третьего. Наверное это сынок. Уже ясно, что вырастет таким же как и мама с папой.Валлоттон, Феликс. автопортрет, 1895 Felix VallottonА это герой нашего романа, в его собственном видении.

Вениамин.

Конец первой части.ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

veniamin1.livejournal.com

Наивные картины Феликса Валлотона (Felix Vallotton)

ВАЛЛОТОН Феликс (1865-1925) – французский художник швейцарского происхождения. Учился в академии Жюлиана. Особенно его вдохновлял Энгр. В 1897 вступает в группу набидов. Создает гравюры на дереве, принесшие ему международный успех. Его вкус к наивному и чистому искусству сочетался с технической скованностью. Его произведения передают уродливое и смешное в человеке. Валлотон является автором ряда литературных сочинений, лучшим из которых является роман «Убийственная жизнь», служащий своеобразным комментарием к его творчеству.

Феликс Валлоттон

Феликса Эдуарда Валлоттона обычно считают французом, однако он родился в Швейцарии, в Лозанне, 28 декабря 1865 года в протестантской семье. Отец его Арман Адриен был нотариусом, а мать Луиза, урожденная Розенг, дочерью пекаря. От искусства и литературы семья была далека.

Первоначальное образование Феликс получил в кантональной гимназии в Лозанне. А в 1882 году его отец, заметив склонность 17­летнего юноши к рисованию, отвез его в Париж — тогдашнюю Мекку художнического сословия. Здесь Феликс первоначально обучался умению делать гипсовые статуэтки в одной из многочисленных в Париже частных школ­мастерских. 13 февраля 1882 года Феликс писал родителям: «Нас примерно 90 учеников, втиснутых в помещение, которое не больше, чем салон в нашем доме». Питался Феликс в соседней молочной, затрачивая на обед не более 13 су.

Его учителя Гюстав Буланже (Gustave Boulanger) и Жюль Лефебвр (Jules Lefebvre) исповедывали традиционный реализм. Кумиром юного Валлоттона был Густав Курбе (Gustave Courbet, 1819—1877). Но вскоре его симпатии стали склоняться в сторону импрессионизма. Повлияла на это большая выставка Эдуарда Мане (Edouard Manet, 1832—1883), проведенная в 1884 года в Школе изящных искусств в Париже.

На ежегодном Салоне работа Феликса Валлоттона впервые появилась в 1885 году. Это был «Портрет старика», который сейчас находится в музее в Цюрихе. К этому же времени относится и его первый автопортрет. Впоследствии он неоднократно служил сам себе моделью. Год спустя молодой художник получил свой первый гонорар — он выменял написанный им «Портрет покупателей крупного магазина» на два костюма.

В последующие годы молодой художник много времени проводил в Лувре, копируя работы старых мастеров. Среди его копий — прославленная «Мона Лиза» и «Портрет старика в красном берете» Альбрехта Дюрера.

Первой освоенной Валлоттоном ручной репродукционной техникой стала не принесшая ему впоследствии славу ксилография, а офорт. В этой технике он исполнил репродукции работ Рембрандта и Милле, а музей в Женеве заказал ему серию графических копий работ Веласкеса и других мастеров испанской школы.

Зимой 1888—1889 годов. Валлоттон вместе с кузиной путешествовал по Австрии и Италии. Однако жизнь его складывалась трудно: молодой художник подрабатывал рисованием, но часто у них с кузиной не было денег даже на обед. В 1890 году он вернулся в отчий дом. В тот период он освоил технику акварели и написал множество пейзажей.

В 1891 году Валлоттон снова в Париже. Симпатии его к импрессионизму росли, чему в немалой степени способствовала открывшаяся в марте выставка, на которой были представлены не принятые Салоном работы Тулуз­Лотрека, Ван Гога и Руссо. Валлоттон рассказал об этой выставке на страницах «Газетт де Лозанн» и впоследствии на протяжении нескольких лет посылал корреспонденции в эту газету.

Год спустя Валлоттон попробовал свои силы в гравюре на дереве. В этой технике им была исполнена серия из 10 небольших (40 x 60 мм) гравюр «Купальщицы». Женские фигурки, лишенные какой­либо выявляющей объем штриховки, помещены здесь на черном фоне. Так публике было впервые представлено ставшее впоследствии знаменитым черно­белое мастерство Феликса Валлоттона, которого Алексей Алексеевич Сидоров недаром называл мастером, «доведшим контрасты черно­белого до предела, вовсе не обязательно впадая в условность».

Начиная с этой серии штудии обнаженной натуры становятся одной из самых любимых тем Феликса Валлоттона как в графике, так и в живописи. Ему позировала натурщица Хелен Шатено, с которой он жил вместе на протяжении нескольких лет.

Осваивая ксилографию, Валлоттон не собирался отказываться от других техник. В 1893 году им был собран альбом литографированных портретов, выпущенный издательством Жоли под названием «Бессмертные сегодняшнего дня, прошлого и будущего». В число «бессмертных» были включены, в частности, Луи Пастер, Александр Дюма, Альфонс Доде. Это был первый тиражированный и пущенный в открытую продажу альбом Валлоттона.

Графический портрет, преимущественно ксилографический, и в дальнейшем привлекал внимание художника. Среди тех, кого он изображал, есть и наши соотечественники — Александр Иванович Герцен и Федор Михайлович Достоевский. Портрет последнего размером 145 x 113 мм был выгравирован Валлоттоном в 1895 году. Н.Н.Щекотихин утверждал, что «из всех, созданных Валлоттоном, портрет Достоевского бесспорно принадлежит к самым глубоким и острым в серии знаменитых людей».

Во втором альбоме, который был выпущен издательством Жоли в 1903 году и назывался «Портреты знаменитых людей», были собраны 10 портретов преимущественно политических деятелей.

В 1894 году вышел в свет альбом Валлоттона под названием «Истинный Париж» («Paris intime»). Техника здесь опять новая — гравюра на цинке. Внимание Валлоттона привлекают различные аспекты городского быта — как экстраординарные, так и вполне обычные. Названия гравюр он воспроизводит в нижнем левом или правом углу. Эти многофигурные композиции втиснуты в удлиненные по вертикали прямоугольники. Ограничивающие их прямые линии подчас беспощадно «режут» персонажей, оставляя «за кадром» части фигур. В беспорядочной, казалось бы, сутолоке людских фигур угадывается какая­то объединяющая их общая цель. Таков лист «Манифестация» («La manifestation»). В гравюре «Девочки» («Le petites filles») спокойный ритм идущих на прогулку детских фигурок нарушают изображенные на заднем фоне трое толстяков, о чем­то спорящих и бешено жестикулирующих. Спокоен ритм листа «Дешевка» («Le bon marche»), на котором изображена распродажа в универмаге. Гравюра «Выход» («La sortie») — это почти сплошная черная плашка, на которой белыми линиями намечены контуры кареты. Мрак прорезают неокрашенная фигура идущей к карете женщины и белые лица сопровождающих ее мужчин.

Изнанку городского быта трактует серия «История одного преступления», исполненная в том же 1894 году. В первой гравюре серии изображен преступник, убивающий лежащую на кровати жертву. Мы видим занесенную руку с ножом, а лицо преступника и сама жертва скрыты от нас спинкой кровати. Затем преступника постигает неизбежная кара, что показано на листе, названном «Казнь» («L'execution»). А на листе «Трудная ступень» («Le mauvais pas») изображен вынос гроба, который с трудом удерживают спускающиеся по лестнице могильщики.

В 1890­х годах Феликс Валлотон входит в состав группы «Nabis», что в переводе с еврейского означает «Пророки». Членами группы были французские художники Пьер Боннар, Морис Дени, Аристид Майоль и другие, а также некоторые из живших в то время в Париже иностранных мастеров. Члены группы активно занимались прикладным декоративным искусством, в частности проектировали мебель. Вместе с тем им был свойственен мистицизм, от которого Валлоттон всегда был далек.

Художник начинает работать и для периодики. В «Revue Blanche» («Ревю Бланш») — газете, близкой к левым кругам, — в 1894 году был опубликован его рисунок «Две купальщицы», иллюстрирующий стихотворение Поля Верлена (Paul Verlaine, 1844—1896). Сотрудничает Валлоттон и с газетой «Courrier Fran - ais» («Курьер Франсез»).

В том же году Валлоттон приступает к работе над театральными программами и над первой иллюстрированных им книг. Написал ее малоизвестный литератор Зо д'Акса (Zo d'Axa), а называлась она «От Мазаса до Иерусалима». Валлотон исполнил для нее заставки­иллюстрации, предварявшие отдельные главы. В книге были помещены также иллюстрации Теофиля Стейнлена и Люсьена Писсаро (Lucien Pissarro, 1863—1944). Она вышла в свет в 1895 году в парижском издательстве «Шамюель».

В 1894 году началось сотрудничество Валлоттона с близким к социалистам французским писателем Жюлем Ренаром (Jules Renard, 1864—1910). Художник делает обложку к самому известному произведению Ренара — повести «Рыжик» («Poil de Carotte»), рассказывающей о трудной судьбе мальчика из провинции. Для этой же повести в 1902 году им были сделаны 43 рисунка, оставшиеся неопубликованными. В 1896 году Валлоттон иллюстрирует повесть «Хозяйка» (« La Maitresse ») и создает эскиз переплета для этой книги. Сотрудничество с Ренаром было долгим и плодотворным, причем оно не закончилось и после смерти обоих. Так, в 1945 году в Лозанне был издан с иллюстрациями Валлоттона сборник рассказов Ренара «Наши свирепые братья», впервые увидевший свет в 1908 году. Рассказывалось в нем о крестьянском быте, вроде бы не близком для Валлоттона.

В 1896 году были сделаны 30 ксилографий для «Книги масок» — сборника полемических эссе Реми де Гурмона (R e my de Gourmont, 1858—1915). Немногими штрихами, порой даже обрывая контурные линии, художник портретирует французских и бельгийских писателей, среди которых Поль Верлен, Эмиль Верхарн, Морис Метерлинк, Анри Франсуа Жозеф де Ренье... Портреты порой условны и не всегда узнаваемы. Это не более чем графическая характеристика, впечатления читателя, хорошо владеющего резцом гравера. «”Маски”Валлоттона, — писал Н.Н.Щекотихин, — событие в истории современной литературы Франции не меньшее, чем в области графических исканий». По его словам, «символические физиономии» Валлоттона «в иных случаях убедительнее и ярче словесных фейерверков, их сопровождающих».

В том же 1896 году парижское издательство эстампов типографа Лемерсье выпускает альбом Валлоттона «Женские этюды», а в 1898 году появился его альбом «Сокровенное» («Intimit e s»), объединивший 10 ксилографий, первоначально печатавшихся на страницах «Ревю Бланш». Темы здесь разные: «Приготовление к визиту», «Непоправимое», «Ложь»... Н.Н.Щекотихин пишет об этой серии так: «Можно лишь изумляться той психологической остроте и той живой реалистичности изображаемого, которую дает Валлоттон при помощи столь минимальных средств. Его проникновенность поистине гениальна».

Отныне искусство Феликса Валлоттона становится модным. О неустройстве и трудном быте художник мог теперь позабыть. Французские и зарубежные издательства и журналы наперебой приглашают его сотрудничать.

Но были искусствоведы и граверы, которые искусство Ф.Валлоттона вообще не воспринимали. В их числе и Анна Петровна Остроумова­Лебедева, которая в самом конце XIX столетия посетила Францию. В ее дневнике есть следующая запись, относящаяся к 1899 году: «Видела я довольно много в Париже гравюр Валлоттона, который имеет сильный успех у публики. Но мне он не слишком понравился. Как человек он, должно быть, неглупый, наблюдательный, большой насмешник и даже остроумный. Но как художник — он мало художник. Большею частью гравюры его представляют композиции, состоящие из светотени, штрихов у него почти не бывает, исключая его портреты выдающихся современных людей, где манера его несколько другая. В композициях­гравюрах он берет цвет и тень широкими общими пятнами, не обращая внимания на то, где тень падающая и собственная, не обращая внимания на формы: иногда надо много догадки и остроумия, чтобы понять, что в таком­то черном пятне слито в общее тень руки, драпировка, сюртук, галстук и все лицо». И резюмирует: «Нет! Не гравер. Он точно так же мог бы рисовать пером. Да он и в самом деле пишет картины, которые не уступают его гравюрам и в которых он также остроумный человек, но мало художник».

Иллюстрации Валлотона начинают появляться в немецких журналах «Пан» и «Югенд» («Юность»). С последним журналом связывают первые шаги нового направления в искусстве, которое получило название «югенд­стиль» (у нас его обычно называют «модерн»). Очень плодотворным было сотрудничество, вскоре переросшее в дружбу, с немецким писателем Отто Юлиусом Бирбаумом (Otto Jullius Bierbaum, 1865—1910), стихи которого, как говорят, оказали сильное влияние на поэзию Бертольда Брехта. Именно он выпускал упомянутый выше журнал «Пан», а в 1899 году основал издательство, которое три года спустя получило название «Insel» («Остров»). Оно выпускало сначала одноименный альманах, а затем и журнал. Издающаяся и поныне «Библиотечка “Инзель”» стала всемирно известным серийным изданием.

В 1901 году в альманахе «Инзель» была опубликована серия рисунков Феликса Валлоттона, предметом которых служит обнаженная женская натура. Это контурные рисунки пером, воспроизведенные цинкографией — излюбленной техникой грядущего ХХ столетия, которой отдал дань и Обри Бердслей. Н.Н.Щекотихин назвал эти рисунки «антифеминистическим циклом», включив в него и станковые ксилографии «Лень» и «Ванна». Женщины здесь не позируют и не демонстрируют своих прелестей — они как бы застигнуты врасплох. Одна из них причесывается, другая, присев на корточки, играет с кошкой, третья принимает ванну. Распущенные волосы и отвислые груди не вызывают, однако, отрицательных эмоций. И вряд ли прав Н.Н.Щекотихин, утверждающий, что в этом цикле «в одну из уединенных минут вскрыта душа современной женщины, ленивая и сладострастная, — такая же неискренняя и фальшивая, как окружающая ее мишура банальной роскоши».

Феликс Валлотон иллюстрировал и книги Отто Юлиуса Вирбаума. Для первой из них, которая называлась «Дама­змея» и вышла в Берлине в 1896 году, он сделал 38 штриховых рисунков. За ней последовали изданные в том же году «Пестрые птицы», украшенные многими рисунками Ф.Валлоттона и популярного впоследствии, а тогда еще очень молодого художника книги и шрифтов Эмиля Рудольфа Вайса (Emil Rudolf Wei SS , 1875—1942). Впоследствии Вайс утверждал, что единства шрифта и художественного убранства в этой книге достичь не удалось. «Валлоттон, я и Беренс рисовали украшения для альманаха “Пестрые птицы”, — писал он, — прекрасная насыщенная фрактура которого погибла из­за наших еще более насыщенных орнаментов». Об орнаменте в данном случае можно говорить лишь условно — это небольшие иллюстрации, разбросанные в тексте, играющие роль заставок, виньеток и концовок. О характере их можно судить, например, по небольшой картинке, где изображено восемь сов различного размера, образующих некоторое подобие треугольника.

На страницах альманаха «Инзель» первоначально печаталась и повесть Пауля Шеербарта (Paul Scheerbart) «Раккокс­биллионер», также иллюстрированная ксилографиями Ф.Валлоттона. В 1900 году она вышла в Берлине и Лейпциге отдельным изданием. Говоря об иллюстрациях книги, в этом случае можно вспомнить приведенную выше характеристику, данную Александром Николаевичем Бенуа: они действительно похожи на карикатуры, героем которых является буржуа — примерно такой, каким его позднее было принято изображать в советских агитационных материалах.

Летом 1899 году Феликс Валлоттон женился. Избранницей его стала вдова Габриелла Родригес­Хенрикс. Она была дочерью Бернгайма­младшего, торговавшего произведениями искусства и владевшего галереей, где художник неоднократно выставлялся. Одна из таких выставок, на которой было представлено 75 произведений Валлоттона, состоялась с 27 апреля по 10 мая 1903 года.

Феликс Валлоттон всегда симпатизировал левым. О его политических убеждениях свидетельствуют, в частности, два специальных номера «Ревю Бланш», вышедшие 15 марта и 1 апреля 1897 года под названием «Исследования о Парижской коммуне 1871 г .». С другой стороны, он в том же самом году иллюстрировал «Поваренную книгу», выпущенную парижским издательством «Ашетт».

В начале 1913 года богатый купец из Санкт­Петербурга заказал Валлоттону портрет своей супруги. Чтобы выполнить его, художник поехал в Россию. Впечатления были разные и несколько парадоксальные. «Кремль, — писал художник, — ошеломляет. Он выглядит варварским, диким и немного комичным». Поездка эта никаких следов в творчестве художника не оставила — от русской темы он был бесконечно далек. Вернувшись в Париж, он тотчас же отправился путешествовать по Италии.

А летом следующего года началась война, которую Валлоттон принял близко к сердцу. В 1915 году он работал над альбомом ксилографий «Такова война», изданным год спустя. В 1917—1918 годах он посещал театр военных действий и исполнил несколько военных пейзажей. Рисовал портреты солдат и военачальников, причем не только французов и их союзников, например английского фельдмаршала Горацио Герберта Китченера (Horatio Herbert Kitchener, 1850—1916), но и врагов (конечно, не с натуры). Исполнил, например, портреты кайзера Вильгельма II и его сына, причем в этих портретах не было и намека на карикатуру. Не думаю, чтобы художник симпатизировал противнику, но такие настроения во французском обществе в то время были. Реми де Гурмон, «Книгу масок» которого Валлоттон в свое время иллюстрировал, писал прогерманские статьи в газете «Mercure de France», за что был изгнан из Национальной библиотеки, где работал.

В послевоенные годы жизни Феликс Валлоттон больше занимается живописью, чем графикой. Книгу он оформил всего одну. Любопытно, что это не произведение современного писателя, как раньше, а классика — «Три рассказа» Гюстава Флобера, изданные в Париже в 1924 году.

В этот период Валлоттон живет и работает не в столице Франции, а в Авиньоне или Каннах. Вроде бы, он еще не стар, но начинает болеть. Художник пишет в своем дневнике: «Целыми неделями сплошное одиночество с приступами нервной слабости и мыслями о самоубийстве. В моем окружении это вызывает недовольство. Я думаю, что мое исчезновение позволило бы моим близким спокойно вздохнуть». В 1921 году Валлоттон едет в Лозанну, чтобы поздравить родителей с бриллиантовой свадьбой. Это выглядит как прощание. В 1923 году художник пишет свой последний автопортрет. В 1925 году болезнь обостряется, и врачи настаивают на операции. 26 декабря он ложится в клинику, а за день до этого пишет снежный пейзаж. Во время операции выяснилось, что состояние больного безнадежно. 29 декабря 1925 года Феликс­Эдуард Валлоттон скончался.

Однако созданные им произведения искусства и литературы продолжают жить. С 15 января по 15 марта 1926 года журнал «Меркюр де Франс» печатает ранее не публиковавшийся роман Валлоттона «Убийственная жизнь». В 1930 году в Лозанне выходит отдельное издание этого романа, иллюстрированное семью рисунками автора. Новое издание романа появляется в Женеве и Париже в 1946 году. А за год до этого в Женеве был издан другой роман художника — «Стоны киприанина Моруса». Однако один роман Валлотона и четыре его пьесы остались неопубликованными.

В сентябре 1927 года на родине художника (где при жизни его не особенно жаловали) состоялись большие памятные выставки — в Лозанне и Берне. Выставки произведений Феликса Валлоттона организовывались и впоследствии — вплоть до наших дней. Назовем, в частности, выставку «Неизвестный Валлоттон», которая состоялась в Париже с 22 апреля по 3 мая 1929 года и на которой экспонировались 66 картин, выполненных с 1884­го по 1909 год. Большая выставка, приуроченная к 10­летию со дня смерти художника, проводилась в ноябре 1935 года в Париже. На выставке в Цюрихе в ноябре 1938 года было представлено 348 работ художника.

Издаются книги, рассказывающие о жизни и деятельности Феликса Валлоттона. Первая его биография, иллюстрированная репродукциями картин и графики, появилась еще при его жизни — в 1898 году. Написал ее Юлиус Майер­Греф. Биография эта первоначально печаталась на страницах журнала « La Volont e », а затем вышла отдельными изданиями на немецком — в берлинском издательстве Ю.А.Штаргардта (J.­A.Stargardt) и на французском языке — в парижском издательстве Эдмона Саго (Edmond Sagot).

Полная библиография гравюр Валлоттона, составленная Луи Годфроем, издана в 1932 году в Париже и Лозанне.

Из многочисленных исследований творчества Валлоттона назовем изданную в 1927—1928 годах двухтомную монографию Хеди Ханлозер, первый том которой называется «График», а второй — «Живописец». Работа эта была предложена в качестве новогоднего издания членам Цюрихского общества искусств. Монография была снабжена подробным каталогом и переиздана в 1936 году в Париже под названием «Феликс Валлоттон и его друзья». Этот труд считается, пожалуй, самым компетентным и подробным из всех работ, посвященных жизни и деятельности художника

Использованы материалы:

Статья Евгения Немировского "Черно-белое мастерство Феликса Валлоттона"

См. также

Графика Феликса Валлотона (статья с иллюстрациями)

 

 

Главная страница- - - - Феликс Валлоттон

 

©2007 Старатель.        E-mail: [email protected]

 

 

 

 

 

 

 

 

subscribe.ru

Черно-белое мастерство Феликса Валлоттона

9 - 2005

Евгений Немировский

«Графика — современнейшее из искусств, но, как всякое явление перетекающей современности, искусство наименее нам известное. Теории своей графика не имеет еще, и в истории ее только бегло намечены основные вехи. А между тем: не о графическом ли искусстве по преимуществу пишут, покупают, читают ныне книги, не о графике ли всего убедительнее наша художественная тоска?» — такими словами известный искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров (1891—1978) начал свою вступительную статью к изданной в 1918 году книге молодого (в ту пору 22­летнего исследователя Николая Николаевича Щекотихина (1896—1940)), рассказывающей о творчестве художника Феликса Валлоттона (Felix Vallotton). О теории и практике графического искусства с того времени написано немало. Но книга Н.Н.Щекотихина о Валлоттоне в русском искусствоведении так и осталась единственной. Книга эта, изданная первоначально очень небольшим тиражом, в 1920 году была переиздана. Эта допечатка пользовалась успехом, достать ее было трудно. Искусствовед П.Д.Эттингер 10 октября 1920 года писал художнику Дмитрию Исидоровичу Митрохину (1883­1973): «Хочу Вам сообщить, что уже достал для Вас Валлоттона на хорошей бумаге и при первой же оказии перешлю. Стоит 200 р.».

Феликс Валлоттон. Автопортрет. Гравюра на дереве, 1991.

И все же у нас Ф.Валлоттон фактически неизвестен. Между тем его вклад в книжно­журнальное оформление поистине бесценен. Правда, мирискусники Ф.Валлоттона знали и почитали, но нельзя сказать, что вполне понимали.

Первые в России репродукции работ художника появились в 1899 году на страницах № 3­4 журнала «Мир искусства». Позднее репродукции ксилографий Ф.Валлоттона публиковались и в 1910 году в № 7 журнала «Аполлон». А в № 9 Александр Николаевич Бенуа опубликовал статью о Валлоттоне, Теофиле Стейнлене и Ж.Л. Форэне, назвав этих мастеров «иллюстраторами­карикатуристами». Оценка, конечно, чересчур прямолинейная. Феликс Валлоттон, как и Теофиль Стейнлен (1859—1923), в жесткое ложе этой оценки не укладывается.

Ф.Валлоттон. Купальщицы. Серия гравюр на дереве. 1892

Феликса­Эдуарда Валлоттона обычно считают французом, однако он родился в Швейцарии, в Лозанне, 28 декабря 1865 года в протестантской семье. Отец его Арман­Адриен был нотариусом, а мать Луиза, урожденная Розенг, дочерью пекаря. От искусства и литературы семья была далека.

Первоначальное образование Феликс получил в кантональной гимназии в Лозанне. А в 1882 году его отец, заметив склонность 17­летнего юноши к рисованию, отвез его в Париж — тогдашнюю Мекку художнического сословия. Здесь Феликс первоначально обучался умению делать гипсовые статуэтки в одной из многочисленных в Париже частных школ­мастерских. 13 февраля 1882 года Феликс писал родителям: «Нас примерно 90 учеников, втиснутых в помещение, которое не больше, чем салон в нашем доме». Питался Феликс в соседней молочной, затрачивая на обед не более 13 су.

Ф.Валлоттон. Манифестация. Гравюра на цинке из серии «Истинный Париж». 1894

Его учителя Гюстав Буланже (Gustave Boulanger) и Жюль Лефебвр (Jules Lefebvre) исповедывали традиционный реализм. Кумиром юного Валлоттона был Густав Курбе (Gustave Courbet, 1819—1877). Но вскоре его симпатии стали склоняться в сторону импрессионизма. Повлияла на это большая выставка Эдуарда Мане (Edouard Manet, 1832—1883), проведенная в 1884 года в Школе изящных искусств в Париже.

На ежегодном Салоне работа Феликса Валлоттона впервые появилась в 1885 году. Это был «Портрет старика», который сейчас находится в музее в Цюрихе. К этому же времени относится и его первый автопортрет. Впоследствии он неоднократно служил сам себе моделью. Год спустя молодой художник получил свой первый гонорар — он выменял написанный им «Портрет покупателей крупного магазина» на два костюма.

В последующие годы молодой художник много времени проводил в Лувре, копируя работы старых мастеров. Среди его копий — прославленная «Мона Лиза» и «Портрет старика в красном берете» Альбрехта Дюрера.

Ф.Валлоттон. Гравюра на дереве из серии «История одного преступления». 1894.

Первой освоенной Валлоттоном ручной репродукционной техникой стала не принесшая ему впоследствии славу ксилография, а офорт. В этой технике он исполнил репродукции работ Рембрандта и Милле, а музей в Женеве заказал ему серию графических копий работ Веласкеса и других мастеров испанской школы.

Зимой 1888—1889 годов. Валлоттон вместе с кузиной путешествовал по Австрии и Италии. Однако жизнь его складывалась трудно: молодой художник подрабатывал рисованием, но часто у них с кузиной не было денег даже на обед. В 1890 году он вернулся в отчий дом. В тот период он освоил технику акварели и написал множество пейзажей.

В 1891 году Валлоттон снова в Париже. Симпатии его к импрессионизму росли, чему в немалой степени способствовала открывшаяся в марте выставка, на которой были представлены не принятые Салоном работы Тулуз­Лотрека, Ван Гога и Руссо. Валлоттон рассказал об этой выставке на страницах «Газетт де Лозанн» и впоследствии на протяжении нескольких лет посылал корреспонденции в эту газету.

Год спустя Валлоттон попробовал свои силы в гравюре на дереве. В этой технике им была исполнена серия из 10 небольших (40 x 60 мм) гравюр «Купальщицы». Женские фигурки, лишенные какой­либо выявляющей объем штриховки, помещены здесь на черном фоне. Так публике было впервые представлено ставшее впоследствии знаменитым черно­белое мастерство Феликса Валлоттона, которого Алексей Алексеевич Сидоров недаром называл мастером, «доведшим контрасты черно­белого до предела, вовсе не обязательно впадая в условность».

Начиная с этой серии штудии обнаженной натуры становятся одной из самых любимых тем Феликса Валлоттона как в графике, так и в живописи. Ему позировала натурщица Хелен Шатено, с которой он жил вместе на протяжении нескольких лет.

Осваивая ксилографию, Валлоттон не собирался отказываться от других техник. В 1893 году им был собран альбом литографированных портретов, выпущенный издательством Жоли под названием «Бессмертные сегодняшнего дня, прошлого и будущего». В число «бессмертных» были включены, в частности, Луи Пастер, Александр Дюма, Альфонс Доде. Это был первый тиражированный и пущенный в открытую продажу альбом Валлоттона.

Ф.Валлоттон. Портреты из «Книги масок» Реми де Гурмона. Гравюры на дереве. 1896

Графический портрет, преимущественно ксилографический, и в дальнейшем привлекал внимание художника. Среди тех, кого он изображал, есть и наши соотечественники — Александр Иванович Герцен и Федор Михайлович Достоевский. Портрет последнего размером 145 x 113 мм был выгравирован Валлоттоном в 1895 году. Н.Н.Щекотихин утверждал, что «из всех, созданных Валлоттоном, портрет Достоевского бесспорно принадлежит к самым глубоким и острым в серии знаменитых людей».

Во втором альбоме, который был выпущен издательством Жоли в 1903 году и назывался «Портреты знаменитых людей», были собраны 10 портретов преимущественно политических деятелей.

Ф.Валлоттон. Приготовление к визиту. Гравюра на дереве из серии «Сокровенное». 1898

В 1894 году вышел в свет альбом Валлоттона под названием «Истинный Париж» («Paris intime»). Техника здесь опять новая — гравюра на цинке. Внимание Валлоттона привлекают различные аспекты городского быта — как экстраординарные, так и вполне обычные. Названия гравюр он воспроизводит в нижнем левом или правом углу. Эти многофигурные композиции втиснуты в удлиненные по вертикали прямоугольники. Ограничивающие их прямые линии подчас беспощадно «режут» персонажей, оставляя «за кадром» части фигур. В беспорядочной, казалось бы, сутолоке людских фигур угадывается какая­то объединяющая их общая цель. Таков лист «Манифестация» («La manifestation»). В гравюре «Девочки» («Le petites filles») спокойный ритм идущих на прогулку детских фигурок нарушают изображенные на заднем фоне трое толстяков, о чем­то спорящих и бешено жестикулирующих. Спокоен ритм листа «Дешевка» («Le bon marche»), на котором изображена распродажа в универмаге. Гравюра «Выход» («La sortie») — это почти сплошная черная плашка, на которой белыми линиями намечены контуры кареты. Мрак прорезают неокрашенная фигура идущей к карете женщины и белые лица сопровождающих ее мужчин.

Изнанку городского быта трактует серия «История одного преступления», исполненная в том же 1894 году. В первой гравюре серии изображен преступник, убивающий лежащую на кровати жертву. Мы видим занесенную руку с ножом, а лицо преступника и сама жертва скрыты от нас спинкой кровати. Затем преступника постигает неизбежная кара, что показано на листе, названном «Казнь» («L'execution»). А на листе «Трудная ступень» («Le mauvais pas») изображен вынос гроба, который с трудом удерживают спускающиеся по лестнице могильщики.

Ф.Валлоттон. Рисунок для альманаха «Инзель». 1901

В 1890­х годах Феликс Валлотон входит в состав группы «Nabis», что в переводе с еврейского означает «Пророки». Членами группы были французские художники Пьер Боннар, Морис Дени, Аристид Майоль и другие, а также некоторые из живших в то время в Париже иностранных мастеров. Члены группы активно занимались прикладным декоративным искусством, в частности проектировали мебель. Вместе с тем им был свойственен мистицизм, от которого Валлоттон всегда был далек.

Художник начинает работать и для периодики. В «Revue Blanche» («Ревю Бланш») — газете, близкой к левым кругам, — в 1894 году был опубликован его рисунок «Две купальщицы», иллюстрирующий стихотворение Поля Верлена (Paul Verlaine, 1844—1896). Сотрудничает Валлоттон и с газетой «Courrier Fran - ais» («Курьер Франсез»).

В том же году Валлоттон приступает к работе над театральными программами и над первой иллюстрированных им книг. Написал ее малоизвестный литератор Зо д'Акса (Zo d'Axa), а называлась она «От Мазаса до Иерусалима». Валлотон исполнил для нее заставки­иллюстрации, предварявшие отдельные главы. В книге были помещены также иллюстрации Теофиля Стейнлена и Люсьена Писсаро (Lucien Pissarro, 1863—1944). Она вышла в свет в 1895 году в парижском издательстве «Шамюель».

Ф.Валлоттон. Ванна. Ксилография. 1894

В 1894 году началось сотрудничество Валлоттона с близким к социалистам французским писателем Жюлем Ренаром (Jules Renard, 1864—1910). Художник делает обложку к самому известному произведению Ренара — повести «Рыжик» («Poil de Carotte»), рассказывающей о трудной судьбе мальчика из провинции. Для этой же повести в 1902 году им были сделаны 43 рисунка, оставшиеся неопубликованными. В 1896 году Валлоттон иллюстрирует повесть «Хозяйка» (« La Maitresse ») и создает эскиз переплета для этой книги. Сотрудничество с Ренаром было долгим и плодотворным, причем оно не закончилось и после смерти обоих. Так, в 1945 году в Лозанне был издан с иллюстрациями Валлоттона сборник рассказов Ренара «Наши свирепые братья», впервые увидевший свет в 1908 году. Рассказывалось в нем о крестьянском быте, вроде бы не близком для Валлоттона.

Рисунок для журнала «Югенд». 1902

В 1896 году были сделаны 30 ксилографий для «Книги масок» — сборника полемических эссе Реми де Гурмона (R e my de Gourmont, 1858—1915). Немногими штрихами, порой даже обрывая контурные линии, художник портретирует французских и бельгийских писателей, среди которых Поль Верлен, Эмиль Верхарн, Морис Метерлинк, Анри Франсуа Жозеф де Ренье... Портреты порой условны и не всегда узнаваемы. Это не более чем графическая характеристика, впечатления читателя, хорошо владеющего резцом гравера. «”Маски”Валлоттона, — писал Н.Н.Щекотихин, — событие в истории современной литературы Франции не меньшее, чем в области графических исканий». По его словам, «символические физиономии» Валлоттона «в иных случаях убедительнее и ярче словесных фейерверков, их сопровождающих».

В том же 1896 году парижское издательство эстампов типографа Лемерсье выпускает альбом Валлоттона «Женские этюды», а в 1898 году появился его альбом «Сокровенное» («Intimit e s»), объединивший 10 ксилографий, первоначально печатавшихся на страницах «Ревю Бланш». Темы здесь разные: «Приготовление к визиту», «Непоправимое», «Ложь»... Н.Н.Щекотихин пишет об этой серии так: «Можно лишь изумляться той психологической остроте и той живой реалистичности изображаемого, которую дает Валлоттон при помощи столь минимальных средств. Его проникновенность поистине гениальна».

Ф.Валлоттон. Иллюстрация к повести Пауля Шеербарта «Раккокс-биллионер». 1900

Отныне искусство Феликса Валлоттона становится модным. О неустройстве и трудном быте художник мог теперь позабыть. Французские и зарубежные издательства и журналы наперебой приглашают его сотрудничать.

Но были искусствоведы и граверы, которые искусство Ф.Валлоттона вообще не воспринимали. В их числе и Анна Петровна Остроумова­Лебедева, которая в самом конце XIX столетия посетила Францию. В ее дневнике есть следующая запись, относящаяся к 1899 году: «Видела я довольно много в Париже гравюр Валлоттона, который имеет сильный успех у публики. Но мне он не слишком понравился. Как человек он, должно быть, неглупый, наблюдательный, большой насмешник и даже остроумный. Но как художник — он мало художник. Большею частью гравюры его представляют композиции, состоящие из светотени, штрихов у него почти не бывает, исключая его портреты выдающихся современных людей, где манера его несколько другая. В композициях­гравюрах он берет цвет и тень широкими общими пятнами, не обращая внимания на то, где тень падающая и собственная, не обращая внимания на формы: иногда надо много догадки и остроумия, чтобы понять, что в таком­то черном пятне слито в общее тень руки, драпировка, сюртук, галстук и все лицо». И резюмирует: «Нет! Не гравер. Он точно так же мог бы рисовать пером. Да он и в самом деле пишет картины, которые не уступают его гравюрам и в которых он также остроумный человек, но мало художник».

Иллюстрации Валлотона начинают появляться в немецких журналах «Пан» и «Югенд» («Юность»). С последним журналом связывают первые шаги нового направления в искусстве, которое получило название «югенд­стиль» (у нас его обычно называют «модерн»). Очень плодотворным было сотрудничество, вскоре переросшее в дружбу, с немецким писателем Отто Юлиусом Бирбаумом (Otto Jullius Bierbaum, 1865—1910), стихи которого, как говорят, оказали сильное влияние на поэзию Бертольда Брехта. Именно он выпускал упомянутый выше журнал «Пан», а в 1899 году основал издательство, которое три года спустя получило название «Insel» («Остров»). Оно выпускало сначала одноименный альманах, а затем и журнал. Издающаяся и поныне «Библиотечка “Инзель”» стала всемирно известным серийным изданием.

В 1901 году в альманахе «Инзель» была опубликована серия рисунков Феликса Валлоттона, предметом которых служит обнаженная женская натура. Это контурные рисунки пером, воспроизведенные цинкографией — излюбленной техникой грядущего ХХ столетия, которой отдал дань и Обри Бердслей. Н.Н.Щекотихин назвал эти рисунки «антифеминистическим циклом», включив в него и станковые ксилографии «Лень» и «Ванна». Женщины здесь не позируют и не демонстрируют своих прелестей — они как бы застигнуты врасплох. Одна из них причесывается, другая, присев на корточки, играет с кошкой, третья принимает ванну. Распущенные волосы и отвислые груди не вызывают, однако, отрицательных эмоций. И вряд ли прав Н.Н.Щекотихин, утверждающий, что в этом цикле «в одну из уединенных минут вскрыта душа современной женщины, ленивая и сладострастная, — такая же неискренняя и фальшивая, как окружающая ее мишура банальной роскоши».

Ф.Валлоттон. В траншее. Иллюстрация из альбома «Такова война». 1915

Феликс Валлотон иллюстрировал и книги Отто Юлиуса Вирбаума. Для первой из них, которая называлась «Дама­змея» и вышла в Берлине в 1896 году, он сделал 38 штриховых рисунков. За ней последовали изданные в том же году «Пестрые птицы», украшенные многими рисунками Ф.Валлоттона и популярного впоследствии, а тогда еще очень молодого художника книги и шрифтов Эмиля Рудольфа Вайса (Emil Rudolf Wei SS , 1875—1942). Впоследствии Вайс утверждал, что единства шрифта и художественного убранства в этой книге достичь не удалось. «Валлоттон, я и Беренс рисовали украшения для альманаха “Пестрые птицы”, — писал он, — прекрасная насыщенная фрактура которого погибла из­за наших еще более насыщенных орнаментов». Об орнаменте в данном случае можно говорить лишь условно — это небольшие иллюстрации, разбросанные в тексте, играющие роль заставок, виньеток и концовок. О характере их можно судить, например, по небольшой картинке, где изображено восемь сов различного размера, образующих некоторое подобие треугольника.

На страницах альманаха «Инзель» первоначально печаталась и повесть Пауля Шеербарта (Paul Scheerbart) «Раккокс­биллионер», также иллюстрированная ксилографиями Ф.Валлоттона. В 1900 году она вышла в Берлине и Лейпциге отдельным изданием. Говоря об иллюстрациях книги, в этом случае можно вспомнить приведенную выше характеристику, данную Александром Николаевичем Бенуа: они действительно похожи на карикатуры, героем которых является буржуа — примерно такой, каким его позднее было принято изображать в советских агитационных материалах.

Летом 1899 году Феликс Валлоттон женился. Избранницей его стала вдова Габриелла Родригес­Хенрикс. Она была дочерью Бернгайма­младшего, торговавшего произведениями искусства и владевшего галереей, где художник неоднократно выставлялся. Одна из таких выставок, на которой было представлено 75 произведений Валлоттона, состоялась с 27 апреля по 10 мая 1903 года.

Феликс Валлоттон всегда симпатизировал левым. О его политических убеждениях свидетельствуют, в частности, два специальных номера «Ревю Бланш», вышедшие 15 марта и 1 апреля 1897 года под названием «Исследования о Парижской коммуне 1871 г .». С другой стороны, он в том же самом году иллюстрировал «Поваренную книгу», выпущенную парижским издательством «Ашетт».

В начале 1913 года богатый купец из Санкт­Петербурга заказал Валлоттону портрет своей супруги. Чтобы выполнить его, художник поехал в Россию. Впечатления были разные и несколько парадоксальные. «Кремль, — писал художник, — ошеломляет. Он выглядит варварским, диким и немного комичным». Поездка эта никаких следов в творчестве художника не оставила — от русской темы он был бесконечно далек. Вернувшись в Париж, он тотчас же отправился путешествовать по Италии.

А летом следующего года началась война, которую Валлоттон принял близко к сердцу. В 1915 году он работал над альбомом ксилографий «Такова война», изданным год спустя. В 1917—1918 годах он посещал театр военных действий и исполнил несколько военных пейзажей. Рисовал портреты солдат и военачальников, причем не только французов и их союзников, например английского фельдмаршала Горацио Герберта Китченера (Horatio Herbert Kitchener, 1850—1916), но и врагов (конечно, не с натуры). Исполнил, например, портреты кайзера Вильгельма II и его сына, причем в этих портретах не было и намека на карикатуру. Не думаю, чтобы художник симпатизировал противнику, но такие настроения во французском обществе в то время были. Реми де Гурмон, «Книгу масок» которого Валлоттон в свое время иллюстрировал, писал прогерманские статьи в газете «Mercure de France», за что был изгнан из Национальной библиотеки, где работал.

В послевоенные годы жизни Феликс Валлоттон больше занимается живописью, чем графикой. Книгу он оформил всего одну. Любопытно, что это не произведение современного писателя, как раньше, а классика — «Три рассказа» Гюстава Флобера, изданные в Париже в 1924 году.

В этот период Валлоттон живет и работает не в столице Франции, а в Авиньоне или Каннах. Вроде бы, он еще не стар, но начинает болеть. Художник пишет в своем дневнике: «Целыми неделями сплошное одиночество с приступами нервной слабости и мыслями о самоубийстве. В моем окружении это вызывает недовольство. Я думаю, что мое исчезновение позволило бы моим близким спокойно вздохнуть». В 1921 году Валлоттон едет в Лозанну, чтобы поздравить родителей с бриллиантовой свадьбой. Это выглядит как прощание. В 1923 году художник пишет свой последний автопортрет. В 1925 году болезнь обостряется, и врачи настаивают на операции. 26 декабря он ложится в клинику, а за день до этого пишет снежный пейзаж. Во время операции выяснилось, что состояние больного безнадежно. 29 декабря 1925 года Феликс­Эдуард Валлоттон скончался.

Однако созданные им произведения искусства и литературы продолжают жить. С 15 января по 15 марта 1926 года журнал «Меркюр де Франс» печатает ранее не публиковавшийся роман Валлоттона «Убийственная жизнь». В 1930 году в Лозанне выходит отдельное издание этого романа, иллюстрированное семью рисунками автора. Новое издание романа появляется в Женеве и Париже в 1946 году. А за год до этого в Женеве был издан другой роман художника — «Стоны киприанина Моруса». Однако один роман Валлотона и четыре его пьесы остались неопубликованными.

В сентябре 1927 года на родине художника (где при жизни его не особенно жаловали) состоялись большие памятные выставки — в Лозанне и Берне. Выставки произведений Феликса Валлоттона организовывались и впоследствии — вплоть до наших дней. Назовем, в частности, выставку «Неизвестный Валлоттон», которая состоялась в Париже с 22 апреля по 3 мая 1929 года и на которой экспонировались 66 картин, выполненных с 1884­го по 1909 год. Большая выставка, приуроченная к 10­летию со дня смерти художника, проводилась в ноябре 1935 года в Париже. На выставке в Цюрихе в ноябре 1938 года было представлено 348 работ художника.

Издаются книги, рассказывающие о жизни и деятельности Феликса Валлоттона. Первая его биография, иллюстрированная репродукциями картин и графики, появилась еще при его жизни — в 1898 году. Написал ее Юлиус Майер­Греф. Биография эта первоначально печаталась на страницах журнала « La Volont e », а затем вышла отдельными изданиями на немецком — в берлинском издательстве Ю.А.Штаргардта (J.­A.Stargardt) и на французском языке — в парижском издательстве Эдмона Саго (Edmond Sagot).

Полная библиография гравюр Валлоттона, составленная Луи Годфроем, издана в 1932 году в Париже и Лозанне.

Из многочисленных исследований творчества Валлоттона назовем изданную в 1927—1928 годах двухтомную монографию Хеди Ханлозер, первый том которой называется «График», а второй — «Живописец». Работа эта была предложена в качестве новогоднего издания членам Цюрихского общества искусств. Монография была снабжена подробным каталогом и переиздана в 1936 году в Париже под названием «Феликс Валлоттон и его друзья». Этот труд считается, пожалуй, самым компетентным и подробным из всех работ, посвященных жизни и деятельности художника.

КомпьюАрт 9'2005

compuart.ru

Феликс Валлоттон - швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон родился 28 декабря 1865 года в Швейцарии. Феликс обучался в кантональной гимназии Лозанны. Уже в это время юноша проявляет интерес к живописи. Он начинает заниматься у художника Гиньяра. Заметив способности сына, отец Феликса отвозит его в Париж. В 17 лет поступает в Академию Жюлиана. Приобрел европейскую известность своими ксилографиями, образцы которых находил в работах Рембрандта и Милле. С 1899 года всё больше занимался живописью.

Первая работа Валлоттона появилась на выставке 1885 года. Картина «Портрет старика» имела большой успех. В это же время художник осваивает технику создания офорта.В последующие годы молодой художник много времени проводил в Лувре, копируя работы старых мастеров.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Среди его копий — прославленная «Мона Лиза» и «Портрет старика в красном берете» Альбрехта Дюрера.

Первой освоенной Валлоттоном ручной репродукционной техникой стала не принесшая ему впоследствии славу ксилография, а офорт. В этой технике он исполнил репродукции работ Рембрандта и Милле, а музей в Женеве заказал ему серию графических копий работ Веласкеса и других мастеров испанской школы.

В 1894 году вышел в свет альбом Валлоттона под названием «Истинный Париж» Изнанку городского быта трактует серия «История одного преступления», исполненная в том же 1894 году.

Характерная черта всех картин художника – некоторая язвительность, критическая оценка изображаемого. В своих работах Валлоттон не стремился к художественности, напротив, его картины часто напоминали карикатуры. Эта черта побудила многих критиков негативно относиться к творчеству этого художника.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

В 1890­х годах Феликс Валлотон входит в состав группы «Nabis», что в переводе с еврейского означает «Пророки». Членами группы были французские художники Пьер Боннар, Морис Дени, Аристид Майоль и другие, а также некоторые из живших в то время в Париже иностранных мастеров.

Члены группы активно занимались прикладным декоративным искусством, в частности проектировали мебель. Вместе с тем им был свойственен мистицизм, от которого Валлоттон всегда был далек.Летом 1899 году Феликс Валлоттон женился.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

 

Избранницей его стала вдова Габриелла Родригес­Хенрикс. Она была дочерью Бернгайма­младшего, торговавшего произведениями искусства и владевшего галереей, где художник неоднократно выставлялся. Одна из таких выставок, на которой было представлено 75 произведений Валлоттона, состоялась с 27 апреля по 10 мая 1903 года.

Творчество художника всегда отличалось разнообразием. Он создавал гравюры, картины, иллюстрации для книг. Валлоттон проявлял интерес к импрессионизму, однако стремился к изображению не отвлеченного мимолетного впечатления, а устоявшихся явлений и форм.

В течение всей жизни Валлоттон работал в Париже, нередко путешествуя по Швейцарии, Франции и другим странам. В военные годы художник откликнулся на происходящее серией ксилографий «Такова война», позднее занимался в основном только живописью.

Феликс Валлоттон скончался 29 декабря 1925 года в Париже.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Феликс Валлоттон — швейцарский художник и график.

Похожие записи

design-kmv.ru

Феликс Валлотон: жизнь и творчество художника

Феликс Валлоттон (28 декабря 1865, Лозанна — 29 декабря 1925, Париж) — швейцарский художник и график.

Содержание

Биография Феликса Валлотона

Творчество Валлотона

Работы художника

Картины Феликса Валлотона

Библиография

Биография Феликса Валлотона

Швейцарец по происхождению, Феликс Валлотон родился в Лозанне в мелкобуржуазной протестантской семье.

В 17 лет поступил в Академию Жюлиана.

Но основное образование художник получил в Лувре, где копировал произведения великих мастеров Возрождения.

Творчество Валлотона

Свой творческий путь Валлоттон начинал как гравёр.

Художник сыграл большую роль в возрождении техники гравюры: вначале сухой иглы и офорта, а позднее – ксилографии, завоевав известность как автор графических портретов, серий из жизни Парижа и книжных иллюстраций.

С 1891 г. выставлялся в Салоне Независимых, а с 1893 примкнул к группе Наби, став одним из активных её членов. Правда, отношение Валлоттона к группе можно считать формальным, настолько у художника был отличный от других стиль соединения реалистических и символистских тенденций, приближённый к абстракции.

Его интерьерные композиции, сцены из мещанской жизни, с холодной точностью воспроизводящие образы, лишены красивости, подчас нарочито грубоваты и язвительны (“Раздевающаяся натурщица”, 1904; “Улица”, 1895).

Следуя примеру импрессионистов, художник любил работать на пленэре, стремясь запечатлеть вневременную монументальность форм природы (“Перед грозой”, 1916).

Критики и коллеги неоднозначно относились к работам мастера, указывая на излишнюю сухость и скрупулёзность живописной манеры, но единодушно отмечая своеобразие и искренность его таланта.

Сегодня живопись Валлотона кажется вторичной по отношению к его графическому творчеству. Именно в графике зарождались и оформлялись первоначальные пластические идеи, которые затем воплощались в цвете.

В начале 20 века Валлотон почти оставляет гравюру в пользу живописи.

Его портреты, пейзажи и натюрморты соединяют фотографический иллюзионизм и академическую отточенность рисунка с резким уплощенным цветом.

Многочисленные изображения обнаженных воскрешают холодный эротизм произведений Энгра и предвещают живописные галлюцинации сюрреалистов.

Работы художника

  • Ванна летним вечером.
  • Похищение Европы.
  • Женщина, предлагающая молоко кошке.1919
  • Турецкая баня.1907
  • Женщина, причесывающаяся в ванной.1895
  • Обнаженная с белым полотенцем.1908
  • Обнаженные женщины с кошками

Библиография

  • Félix Vallotton; catalogue raisonné de l’oeuvre gravé et lithographié́. Genève: Éditions de Bonvent, 1972
  • Félix Vallotton: idyll on the edge/ Christoph Becker a.o., eds. Zürich: Scheidegger & Spiess, 2007
  • Бродская Н. Феликс Валлотон. СПб: Аврора, 1996

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, artdosug.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Феликс Валлотон: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Феликс Валлотон: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта