Многообразие жанров голландской живописи. Голландцы картины
Художники, которые умели впечатляться. Часть 3: Голландцы, вдохновлявшие импрессионистов
Ян Вермеер (1632 – 1675)
То, что сын торговца из Делфта в 23 года был принят в гильдию Святого Луки (цеховое объединение художников), означало, что он минимум 6 лет обучался живописи у мастеров. Известно, что он сильно впечатлился жанровыми сценами Питера де Хоха — внимательного к деталям, любившего струить ясный свет из окон или мягко окутывать им улочку, питавшего теплоту к своим объектам.Отец 15 детей, Вермеер кормил семью не только живописью: он помогал матери управлять трактиром. Картины же писал медленно, создавая всего по две работы в год. Однако они находили своих ценителей-меценатов. Дважды — тридцати и сорока лет — Вермеер побывал в должности выборного декана гильдии Святого Луки, также он выступал экспертом, участвуя в определении подлинности старинных полотен. Однако умер он в долгах (из-за войны с Францией цены на живопись резко упали), учеников не оставил и за два века был практически забыт. Лишь в середине XIX века Ян Вермеер был открыт заново благодаря восторженным статьям критика Теофиля Торе. Импрессионисты же прямо объявили его предтечей своего направления.
«Импрессионизм» Вермеера состоял прежде всего в уникальном даре передавать освещенный воздух — и воздушный свет. Люди и предметы на его картинах — преимущественно жанровых сценках в любовно выписанном интерьере — словно купаются в мягких солнечных лучах. По некоторым версиям, точности деталей художник обязан умению пользоваться камерой-обскурой, а лучезарности красок — специально подмешанным светящимся пигментам. Свет на его полотнах — полноценное действующее лицо. Он может оказаться нежным рассеянным освещением «Маленькой улочки в Делфте», или падающими из окна косыми лучами на портрете «Женщины, держащей весы», или льющимся сквозь цветным светом в «Стакане вина», или выхваченным из мрака ясным блеском девичьих глаз и украшения в «Девушке с жемчужной сережкой… Кажется, что сами цвета у Вермеера светятся изнутри. Этот эффект будут пытаться передать художники XIX—XX веков, ловя живое освещение на пленэре.
Малые голландцы — википедия фото
Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. Он не носит оценочного характера и никоим образом не характеризует роль и место художников в истории живописи, равно как и масштаб их таланта[3]. Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов; во-вторых, интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни[4]. В сущности, к малым голландцам можно отнести практически всех голландских художников XVII века, за исключением Рембрандта и Халса, создававших в числе прочего и монументальные произведения[3].
XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Этому в первую очередь способствовали два фактора: обретение Республикой Соединённых провинций политической и религиозной независимости, а также её экономическое процветание[5]. Наиболее образованный и влиятельный слой населения — бюргеры — желали видеть Голландию просвещённой страной, в которой активно развиваются наука и искусство, и именно в живописи наиболее ярко выразилось новое мироощущение голландского народа[5]. Картины украшали общественные здания, бюргерские и даже крестьянские дома[6]; были предметом коллекционирования, продавались на ярмарках и у специальных торговцев, а также шли на экспорт и даже использовались как предмет капиталовложения и средство платежа[7]. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников[8].
Малые голландцы продолжили традиции мастеров эпохи Возрождения. Сюжеты их картин были преимущественно светскими, хотя и содержали скрытые религиозные и философские символы[1]. Но в целом живопись была приземлённой, «домашней», и стремилась говорить понятным для зрителя языком[9].
Бо́льшая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. Это объяснялось необходимостью выдерживать жёсткую конкуренцию среди живописцев: работая исключительно в определённом жанре, было проще достичь в нём достаточно высокого мастерства[10]. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим» — бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Голландцы доказали, что большое искусство не обязательно должно черпать темы в Библии или античной мифологии и что окружающая действительность, несмотря на кажущуюся прозаичность и заурядность, таит в себе не менее достойные живописи сюжеты[11].
Бытовой жанр
Адриан ван Остаде. Крестьяне за выпивкой. После 1676Бытовой жанр, прежде считавшийся «низким», приобрёл в Голландии XVII века чрезвычайно широкую популярность. Он изображал сцены из жизни различных слоёв общества: бюргеров, крестьян, военных, врачей, учёных[8]. В бытовом жанре работали Герард Терборх, Габриель Метсю, Питер де Хох, Ян Стен, Адриан ван Остаде, Франц ван Мирис Старший, Паулюс Бор (некоторые искусствоведы считают, что за жанровыми сценами в его картинах скрываются малоизвестные мифологические сюжеты), Эмануэль де Витте и пр.[12]
Натюрморт
Натюрморт в голландской живописи XVII века был представлен множеством разновидностей: «цветочный», «фруктовый», «рыбный», «кухонный», «роскошный», «завтрак», «суета сует» и т. д. Его необычайная популярность объяснялась тем, что этот жанр как нельзя лучше отражал тот культ частного быта, который был присущ голландскому бюргерству[13]. В жанре натюрморта работали такие художники, как Виллем Калф, Виллем Клас Хеда, Питер Клас, А. ван Бейерен, Балтасар ван дер Аст, Ян Давидс де Хем, Ян ван Хёйсум и др.
Пейзаж
Якоб ван Рёйсдал. Пейзаж с мельницами близ Харлема. Ок. 1650-52В пейзаже отразилось стремление голландского бюргерства увековечить в искусстве облик родины, родного дома[13]. Среди его многочисленных разновидностей были марины; панорамные, лесные, зимние и городские виды; сцены при лунном свете и ночные пожары[10]. В числе наиболее значительных пейзажистов были Якоб ван Рёйсдал, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема, Адриан ван де Велде, Ян Порселлис, Филипс Конинк, Хендрик Аверкамп.
Прочее
Питер Санредам. Интерьер Ньиве керк в Харлеме. 1653Помимо трёх основных жанров, малые голландцы также писали картины в анималистическом жанре (Альберт Кёйп) и батальные сцены (Филипс Вауверман)[14]. Отдельным, самостоятельным жанром было изображение церковных, дворцовых и домашних интерьеров (Герард Хаукгест, Хенрик Корнелис ван дер Влит, Питер Санредам, Эмануэль де Витте)[4].
В Голландии XVII века не было принято относиться к картине как к уникальному произведению искусства. Многие из них неоднократно тиражировались для продажи; старые картины обновлялись и переписывались; широко практиковалась совместная работа нескольких художников над одной картиной[15]. Именно поэтому возможно говорить о малых голландцах как о некоем цельном явлении: зачастую в их произведениях важна не столько индивидуальность конкретного художника, сколько общие черты стиля. К их числу относятся обострённое чувство детали наряду с продуманностью и гармоничностью композиции в целом, ювелирная техника исполнения, сдержанность колорита.
Малые голландцы предпочитали простые, обыденные сюжеты, пристально вглядывались в окружавший их предметный мир. В их творчестве окружающие предметы впервые заняли место на картине не в силу присущего им символического смысла, а исключительно из-за своей красоты и живописности. По словам В. Г. Власова, несмотря на прагматичный подход к искусству, живопись малых голландцев «не теряла художественности и даже, напротив, достигала небывалой ранее точности письма, способной передавать тонкие движения души»[2].
org-wikipediya.ru
Малые голландцы — WiKi
Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. Он не носит оценочного характера и никоим образом не характеризует роль и место художников в истории живописи, равно как и масштаб их таланта[3]. Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов; во-вторых, интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни[4]. В сущности, к малым голландцам можно отнести практически всех голландских художников XVII века, за исключением Рембрандта и Халса, создававших в числе прочего и монументальные произведения[3].
XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Этому в первую очередь способствовали два фактора: обретение Республикой Соединённых провинций политической и религиозной независимости, а также её экономическое процветание[5]. Наиболее образованный и влиятельный слой населения — бюргеры — желали видеть Голландию просвещённой страной, в которой активно развиваются наука и искусство, и именно в живописи наиболее ярко выразилось новое мироощущение голландского народа[5]. Картины украшали общественные здания, бюргерские и даже крестьянские дома[6]; были предметом коллекционирования, продавались на ярмарках и у специальных торговцев, а также шли на экспорт и даже использовались как предмет капиталовложения и средство платежа[7]. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников[8].
Малые голландцы продолжили традиции мастеров эпохи Возрождения. Сюжеты их картин были преимущественно светскими, хотя и содержали скрытые религиозные и философские символы[1]. Но в целом живопись была приземлённой, «домашней», и стремилась говорить понятным для зрителя языком[9].
Бо́льшая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. Это объяснялось необходимостью выдерживать жёсткую конкуренцию среди живописцев: работая исключительно в определённом жанре, было проще достичь в нём достаточно высокого мастерства[10]. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим» — бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Голландцы доказали, что большое искусство не обязательно должно черпать темы в Библии или античной мифологии и что окружающая действительность, несмотря на кажущуюся прозаичность и заурядность, таит в себе не менее достойные живописи сюжеты[11].
Бытовой жанр
Бытовой жанр, прежде считавшийся «низким», приобрёл в Голландии XVII века чрезвычайно широкую популярность. Он изображал сцены из жизни различных слоёв общества: бюргеров, крестьян, военных, врачей, учёных[8]. В бытовом жанре работали Герард Терборх, Габриель Метсю, Питер де Хох, Ян Стен, Адриан ван Остаде, Франц ван Мирис Старший, Паулюс Бор (некоторые искусствоведы считают, что за жанровыми сценами в его картинах скрываются малоизвестные мифологические сюжеты), Эмануэль де Витте и пр.[12]
Натюрморт
Натюрморт в голландской живописи XVII века был представлен множеством разновидностей: «цветочный», «фруктовый», «рыбный», «кухонный», «роскошный», «завтрак», «суета сует» и т. д. Его необычайная популярность объяснялась тем, что этот жанр как нельзя лучше отражал тот культ частного быта, который был присущ голландскому бюргерству[13]. В жанре натюрморта работали такие художники, как Виллем Калф, Виллем Клас Хеда, Питер Клас, А. ван Бейерен, Балтасар ван дер Аст, Ян Давидс де Хем, Ян ван Хёйсум и др.
Пейзаж
В пейзаже отразилось стремление голландского бюргерства увековечить в искусстве облик родины, родного дома[13]. Среди его многочисленных разновидностей были марины; панорамные, лесные, зимние и городские виды; сцены при лунном свете и ночные пожары[10]. В числе наиболее значительных пейзажистов были Якоб ван Рёйсдал, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема, Адриан ван де Велде, Ян Порселлис, Филипс Конинк, Хендрик Аверкамп.
Прочее
Питер Санредам. Интерьер Ньиве керк в Харлеме. 1653Помимо трёх основных жанров, малые голландцы также писали картины в анималистическом жанре (Альберт Кёйп) и батальные сцены (Филипс Вауверман)[14]. Отдельным, самостоятельным жанром было изображение церковных, дворцовых и домашних интерьеров (Герард Хаукгест, Хенрик Корнелис ван дер Влит, Питер Санредам, Эмануэль де Витте)[4].
В Голландии XVII века не было принято относиться к картине как к уникальному произведению искусства. Многие из них неоднократно тиражировались для продажи; старые картины обновлялись и переписывались; широко практиковалась совместная работа нескольких художников над одной картиной[15]. Именно поэтому возможно говорить о малых голландцах как о некоем цельном явлении: зачастую в их произведениях важна не столько индивидуальность конкретного художника, сколько общие черты стиля. К их числу относятся обострённое чувство детали наряду с продуманностью и гармоничностью композиции в целом, ювелирная техника исполнения, сдержанность колорита.
Малые голландцы предпочитали простые, обыденные сюжеты, пристально вглядывались в окружавший их предметный мир. В их творчестве окружающие предметы впервые заняли место на картине не в силу присущего им символического смысла, а исключительно из-за своей красоты и живописности. По словам В. Г. Власова, несмотря на прагматичный подход к искусству, живопись малых голландцев «не теряла художественности и даже, напротив, достигала небывалой ранее точности письма, способной передавать тонкие движения души»[2].
ru-wiki.org
Искусство Голландии 17 века, бытовая живопись, пейзажный жанр, малые голландцы
Голландия тех годов вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших землях сумели создать молочное хозяйство, которое прославилось на европейском рынке. Одновременно Голландия — важнейший центр европейской культуры. Протестантизм вытеснивший полностью влияние католической церкви, привели к тому, что духовенство не имело такого влияния как во Фландрии. У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, магистрат, поэтому и картины в Голландии той поры не имеют таких размеров, как полотна Рубенса или Иорданса, и решают преимущественно не монументально-декоративные задачи. Главное достижение голландского искусства 17 века — в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили название "малые голландцы", то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за небольших размеров картин. Отсюда широкий диапазон живописи по отдельным темам: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
Одним из крупнейших портретистов Голландии был Франс Хальс. Работал в жанре группового портрета, изображая стрелковые гильдии — корпорации офицеров для обороны и охраны городов. Индивидуальные портреты иногда называют жанровыми в силу особой специфичности изображения.Пейзажный жанр особенно интересен. Это не природа вообще, некая общая картина мироздания, а национальный, именно голландский пейзаж, который мы узнаем и в современной Голландии: ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы со скользящими по ним лодками летом и с конькобежцами — зимой. Серое небо занимает в композициях большое место. Расцвет пейзажной живописи относится к середине 17 века, крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдаль (см.репродукции). Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма, изображает ли он лесные чащи, ландшафты с водопадами или романтический пейзаж с кладбищем. Природа Рейсдаля предстает в динамике, в вечном обновлении. Самые простые мотивы природы под кистью Яна ван Гойена и Саломона ван Рейсдаля прибретают монументальный характер. Только морским пейзажем занимался Ян Порселлис. В тесной связи с голландским пейзажем находится анималистический жанр. Излюбленный мотив Альберта Кейпа (см.статью) — коровы на водопое. Пауль Портер помимо общих планов любит изображать одно или несколько животных крупным планом на фоне пейзажа.
Блестящего развития достигает натюрморт. Голландский натюрморт в отличие от фламандского имеет скромные размеры и мотивы интимного характера. Питер Клас и Виллем Хеда чаще изображал так называемый "завтрак": блюда с окороком ил пирогом на относительно скромно сервированном столе. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей. Колорит сдержан и изыскан. С изменением жизни голландского общества изменяется и характер натюрмортов. "Завтраки" Хеды сменяются роскошными десертами Кальфа. На смену простой утвари приходят мраморные столы, ковровые скатерти, серебряные кубки, сосуды из перламутровых раковин, хрустальные бокалы. Кальф достигает поразительной виртуозности в передаче фактуры персиков, винограда, хрустальных поверхностей. Единый тон натюрмортов прежнего периода сменяется богатой градацией самых изысканных красочных оттенков. В кругу Франца Халса, где сложился Адриан Браувер, фламандский живописец, сформировался отчетливый интерес к темам бытовой живописи. Адриан ван Остаде изобржает обычно теневые стороны быта крестьянства. С 40-х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими. Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством. Особую поэтичность у "малых голландцев" приобретает интерьер. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох. Его комнаты с полуоткрытым окном, с брошенными ненароком туфлями или оставленной метлой, как правило, изображены без человеческой фигуры, но человек здесь незримо присутствует, между интерьером и людьми всегда есть связь. Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм, изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи.
Вершиной голландского реализма, итогом живописных достижений голландской культуры является творчество Рембрандта. Как истинный голландец не боится реалистических деталей, как большой художник он умеет избегнуть натурализма. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Наследие Рембрандта-графика, оставившего графюры и уникальные рисунки, не менее значительно, чем живописное наследие. На офортах в основном библейские и евангельские сюжеты, но в рисунке, как истинно голландский художник, он часто обращается и к бытовому жанру. Рембрандт имел огромное влияние на искусство, у него было много учеников, некоторые не пошли дальше внешнего подражания учителю, а большинство изменило ему, перейдя на позиции академизма и подражания фламандцам, а затем французам. В последней четверти 17 века начинается упадок голландской живописной школы, потеря ее национальной самобытности, а с начала 18 столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма.
‹‹ к списку статей
holsta.net
Голландская живопись — стиль, направление, искусство, черты, особенности, история, представители, вики — WikiWhat
Представители голландской живописи
Наиболее ярким представителем голландской живописи был Я. ван Эйк, ставший одним из основоположников современной европейской живописи.
Рубеж XV-XVI вв. отмечен расцветом творчества И. Босха, искусство которого было проникнуто мистикой и отличалось большим своеобразием по сравнению с господствующими художественными течениями.
П. Брейгель поднял нидерландское искусство на мировой уровень. Его творчество в полной мере отразило реализм национальных художественных традиций. Брейгель стал создателем великолепных жанровых полотен, исполненных глубокого смысла; с большим пониманием запечатлел он сцены народной жизни своего времени.
В период «Золотого века голландской живописи» творили Ф. Хальс, создатель жанра группового портрета; блестящий пейзажист С. ван Рейсдал и многие другие художники.
Вершиной голландской живописи является творчество Рембрандта X. ван Рейна. Он оставил более 60 автопортретов, демонстрирующих бесконечное разнообразие проявлений человеческой личности. Последним шедевром Рембрандта стало глубоко философское полотно «Возвращение блудного сына», написанное по известному библейскому сюжету.
Золотой век голландской живописи
Южные Нидерланды, остававшиеся под испанским господством, пережили в первой половине XVII в. кратковременный расцвет искусств. Этому способствовало наличие развитых художественных традиций, а также промежуточное положение страны между ведущими центрами искусства того времени — Испанией и Голландией. Наиболее заметное место в художественной жизни Испанских Нидерландов того времени занимала фламандская школа живописи, сформировавшаяся под влиянием испанского барокко. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
После достижения независимости Северные Нидерланды, наряду с Испанией и её нидерландскими владениями, заняли ведущее положение в художественной жизни Европы. Нидерландская культура XVII в. представляет собой уникальный феномен в истории. Это удивительное время породило непропорционально большое для такой маленькой страны количество великих художников и полотен, составивших славу мировой живописи. Объяснение этому феномену можно найти в многообразии условий, в которых развивались различные провинции и города Нидерландов. Как и в Италии, в Нидерландах появилось множество местных художественных школ, отличавшихся оригинальностью и своеобразной манерой.
Наибольшего расцвета достигла голландская школа живописи.
Картинки (фото, рисунки)
П. Брейгель. Крестьянская свадьба
Рембрандт. Автопортрет
Живопись в нидерландах 15 век кратко
История возникновения голландской живописи сообщение
Конспект по теме реолистическая живопись голландии
Реферат на тему вазникновение галанской живаписи
Патинар голландская живопись
Какие работы Рембрандта Х. ван Рейна вам известны?
wikiwhat.ru
МХК. 11 КЛАСС. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ГОЛЛАНДИИ Принципы реалистической живописи были сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом. Обращаясь к своим ученикам, он говорил: «Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдёшь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди — всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас». Тщательно следуя природе, голландские мастера сумели открыть красоту зримого мира в самых разнообразных его проявлениях. Их произведения до сих пор сохраняют живой трепет реальной жизни, передают красочное богатство окружающего мира.
Многообразие жанров голландской живописи В XVII в. в Голландии популярными становятся жанры портрета и натюрморта, бытовая и пейзажная живопись, картины, посвящённые мифологическим и библейским сюжетам. Каждый художник, как правило, специализировался в каком-нибудь одном жанре. Особенно популярна была портретная живопись — индивидуальные и групповые изображения. Голландские бюргеры — новые хозяева жизни — хотели запечатлеть себя в представительном облике, свидетельствующем о материальном достатке и высоком положении в обществе. Спрос на такие портреты был огромен. Традиции группового портрета, сложившиеся на севере страны, восходили ещё к XV в. Позднее стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных общин и объединений (стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин и учёных обществ). Подобные портреты украшали стены ведомственных контор или залы заседаний. Одним из лучших портретистов этого времени стал Франс Халс (между 1581/85—1666).
Франс Халс. Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия. 1616 г. Музей Франса Халса, Харлем «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» — одно из лучших произведений художника. Раз в три-четыре года в Харлеме, родном городе Халса, было принято набирать для охраны города стрелковые роты из местных жителей. Сам художник также служил рядовым в стрелковой роте Святого Георгия. По окончании службы в честь офицеров устраивали торжественный банкет, который мог продолжаться несколько дней. Столь важное событие нередко запечатлевалось на большом полотне. Офицеры стрелковой роты, занятые неторопливой беседой, чинно восседают вокруг большого стола. На них чёрные мундиры с яркими шарфами через плечо. Удивительно живописны сияющие белизной гофрированные воротники и манжеты, эффектно заломленные широкополые шляпы, драгоценные эфесы шпаг и длинные древки алебард. Перед художником стояла непростая задача: объединить в одной композиции, в максимально сжатом пространстве, двенадцать фигур! При этом необходимо было сохранить непринуждённость их поз, передать весёлую атмосферу праздничного застолья. Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом. В центре, на самом почётном месте, восседает дородный командир роты с бокалом в руке. Маленькому прапорщику за столом не хватило места, но он, подбоченившись, гордо стоит и смотрит прямо, приглашая зрителей полюбоваться его великолепным обмундированием. Замечательны и индивидуальные портреты Халса. В самом заурядном персонаже он умел видеть интересное и наиболее выразительное. Один из современников художника справедливо писал: «Халс, обладая... особой, необычной манерой письма, превосходит всех остальных, так как в его живописи заложена такая острота и жизненность, такая сила, что он во многих произведениях, кажется, самоё природу вызывает на соревнование». Стремительные мазки его кисти словно спешат за ускользающим мгновением, торопятся запечатлеть наиболее характерные моменты: внезапный взгляд и погружённость в собственные мысли, мимолётную улыбку и безудержный смех, искреннее переживание и душевный порыв... Твоею дивной волей живописца Подарен этим людям долгий век. Румяны щёки, не ослабли мышцы, Не изменились очертанья век. Стрелки пируют. Синдики решают, Каким налогом обложить товар, И уважение почти внушает Невозмутимый тучный пивовар. А эти бюргеры, купцы, старухи, Что выставлены Халсом напоказ, Они ведь притворяются, что глухи, И видят всё, глядя в упор на нас... В. Элснер. «Портреты Халса» Франс Халс. Портрет молодого человека с перчаткой. 1660-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр. С одной стороны, художники поэтизировали естественное течение повседневной жизни, а с другой — стремились к изображению гротескных, острых и живых ситуаций. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи. Часто в этих картинах символически передаются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяволом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб. «Заслуга голландцев состояла в том, что они первыми создали новый, более камерный тип жанровой композиции, выбрав для этого небольшой, так называемый кабинетный, формат. Такой формат, рассчитанный на особый принцип рассматривания и вживания в картину, оказался наиболее благоприятным и эффективным для сцен реального быта...» (Е.И. Ротенберг) Художников, писавших картины небольшого формата, называют малыми голландцами, в отличие от тех, кто работал в больших форматах, а также от Рембрандта и Ф. Халса. Это Ян Стен (1626— 1679), Питер де Хох (1629—1684), Герард Терборх (1617—1681), Биллем Хеда, Питер Клас и др. Питер де Хох. хозяйка и служанка. 1657 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Питер де Хох сумел глубоко постичь сущность домашней жизни голландского бюргера, её размеренный и неторопливый ритм, скромный уют семейного очага. Ему удалось сделать «будничное — поэтическим, тривиальное — возвышенным, самым незначительным деталям придать редкую одухотворённость» (В.Н. Лазарев). В его произведениях нет занимательных, остросюжетных рассказов или подробных характеристик действующих лиц. Офицеры, заботливые хозяйки и матери, домашняя челядь заняты привычными, повседневными делами. Прозаические детали быта (выбившаяся из матраца солома, горящий камин, открытые окна и двери) передают реальную атмосферу жизни человека. «Хозяйка и служанка» — одна из лучших картин художника. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом. Сюда не проникают шум и суета городской жизни. К хозяйке только что подошла её служанка. Она показывает принесённую с базара рыбу в начищенном до зеркального блеска латунном ведре. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку. Через несколько минут она отдаст необходимые распоряжения, и жизнь снова потечёт в привычном русле. Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха. Его картины отличают яркая выразительность запечатлённых ситуаций, умение передавать взаимоотношения героев с помощью красноречивых намёков и едва уловимых жестов. Особое место в его творчестве занимают женские образы: «...Пожалуй, никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, как Терборх, передавать специфику жеста женщины, когда она шьёт, держит бокал вина либо лютню или моет руки; и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд, направленный или на соответствующий предмет, или, так сказать, внутрь себя» (Б.Р. Виппер).
Герард Терборх. Бокал лимонада. 1660 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Один из шедевров художника — картина «Бокал лимонада». Юный кавалер готовит лимонад для красивой молодой дамы, которая испытывает явное недомогание. За всем происходящим зорко следит «почтенная маменька» (возможно, и участливая сводня). Всё изображённое вполне можно было бы принять за галантную сцену в благородном семействе, если бы не отдельные детали картины. Прежде всего, бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. В их говорящих взглядах и красноречивых жестах мастерски передан несомненный опыт в любовных делах. Жест правой руки стоящей за спиной «маменьки» явно намекает на скрытые прелести молодой дамы. Да и кажущийся новичком в этих делах кавалер не так уж неопытен и безгрешен. В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойдённые мастера натюрморта (фр. «мёртвая природа»). Этому жанру в голландском языке больше соответствует слово «стиллевен» — «неподвижная жизнь», что гораздо точнее передаёт сущность этого жанра. «Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Но если раньше изображение предметов реального мира имело чисто символический смысл и сводилось к их простому перечислению, то теперь оно являет зрителю единый ансамбль, обладающий скрытым назидательным смыслом. «Бесчисленные «Завтраки» с красными, как кумач, омарами, лоснящимися окороками, тучными ягодными пирогами, золотистыми лимонами... с бокалами, возвышающимися среди яств или опрокинутыми, с разлившимся вином, выдержанные в серебристо-розово-янтарной гамме, скомпонованные в единое органическое целое, изображают именно то, что требовалось от художника» (Л.Д. Любимов). Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров столовых, напоминая хозяевам дома о гастрономических радостях и прелестях сервировки. Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции. Со временем натюрморты превратились в зрелищные и многокрасочные картины, представляющие собой грандиозные пирамиды из изящной дорогой посуды и экзотических фруктов. Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра. Питер Клас сосредоточился на изображении предметов, окружающих человека в реальной, повседневной жизни. Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селёдка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Все предметы чинно расставлены на столе. Но присмотритесь, их порядок кажется слегка нарушенным. Он выдаёт недавнее присутствие здесь человека: косо поставлена восточная тарелка с перцем, откатилась небольшая виноградинка, расколот орех, недопито вино... Питер Клас. Завтрак. 1646 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва Кисть художника словно ощупывает предметы, бережно и любовно выделяя их фактуру и форму, оттеняя рассеянным светом их внутреннее взаимодействие, сходство и различие. Декор на ножке бокала напоминает сочные виноградины, но кисть винограда воспринимается живой, а стекло холодно и мёртво. Коричневый цвет сближает поджаристую булку, орехи и копчёную селёдку. Но как различны при этом их форма и фактура! На блестящей поверхности бокала видно отражение окна, холодно сверкает металл, витая ручка ножа переливается в светлых лучах. Виллем Хеда предпочитал писать «прерванные завтраки», в которых всё напоминает о недавнем присутствии человека (смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва прикоснулись). За кажущейся случайностью расположения предметов и вещей всегда скрывается тонкий расчёт и тщательная продуманность. Главное внимание художник сосредоточивает на их контрастности, особом освещении и передаче воздушного фона.
Виллем Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. Для изысканных вещей стол служит своеобразным пьедесталом, подчёркивающим богатство и роскошь сервировки. Невзначай опрокинутый кубок и догоревшая свеча напоминают о бренности земного бытия и быстро текущем времени. Пирамидальная композиция и вертикальный формат картины передают важность и значительность изображённого. Нежный серебристый тон, пронизывающий всё пространство картины, рождает у зрителей чувство восхищения. Популярнейшим жанром голландской живописи XVII в. становится пейзаж. Своеобразие этого жанра и его тематика определялись особенностью природы этой северной страны. Художники отказывались от изображения идеальных вселенских пейзажей. Их интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации. Пейзажи действительно становятся «зеркалом Природы». Маринисты специализировались на точном изображении кораблей прославленного морского флота Голландии. Они мастерски передавали буйство морской стихии и безбрежную гладь моря, влажный морской воздух, лёгкое дуновение ветерка и красоту высокого облачного неба. Дюны, просёлочные дороги, бедные крестьянские хижины, одинокие деревья, поваленные бурей, мельницы с широким взмахом крыльев, бурные водопады, каналы и пруды, скованные льдом, с бегущими фигурками конькобежцев становятся основными объектами изображения художников-пейзажистов. Лучшие художники-пейзажисты — Ян ван Гойен (1596—1656) и Якоб Рейсдал (1628—1682). Мир природы у Яна ван Гойена — это мир повседневного бытия, это естественная жизнь лугов и полей, водных просторов, очаровательных сельских видов. Особенно удавалось художнику изображение неярких пасмурных дней, влажного, туманного воздуха, окутывающего очертания домов и деревьев. Всё в них пронизано ощущением реального пространства, чувством потока будничной жизни. Якоб Рейсдал. болото. 1665 -1669 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Его природа исполнена внутренней жизни, пронизана вечным движением, борьбой стихийных сил, контрастами света и тени. Он изображал мрачное небо с густыми облаками, полуразрушенные замки, церковные колокольни или одинокие мельницы. Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, поваленные бурей деревья, опадающая осенняя листва и молодая поросль. Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об устройстве мироздания и о месте в нём человека.
|
stydopedia.ru