Многообразие жанров голландской живописи. Голландцы картины


Художники, которые умели впечатляться. Часть 3: Голландцы, вдохновлявшие импрессионистов

Ян Вермеер (1632 – 1675)

То, что сын торговца из Делфта в 23 года был принят в гильдию Святого Луки (цеховое объединение художников), означало, что он минимум 6 лет обучался живописи у мастеров. Известно, что он сильно впечатлился жанровыми сценами Питера де Хоха — внимательного к деталям, любившего струить ясный свет из окон или мягко окутывать им улочку, питавшего теплоту к своим объектам.

Отец 15 детей, Вермеер кормил семью не только живописью: он помогал матери управлять трактиром. Картины же писал медленно, создавая всего по две работы в год. Однако они находили своих ценителей-меценатов. Дважды — тридцати и сорока лет — Вермеер побывал в должности выборного декана гильдии Святого Луки, также он выступал экспертом, участвуя в определении подлинности старинных полотен. Однако умер он в долгах (из-за войны с Францией цены на живопись резко упали), учеников не оставил и за два века был практически забыт. Лишь в середине XIX века Ян Вермеер был открыт заново благодаря восторженным статьям критика Теофиля Торе. Импрессионисты же прямо объявили его предтечей своего направления.

«Импрессионизм» Вермеера состоял прежде всего в уникальном даре передавать освещенный воздух — и воздушный свет. Люди и предметы на его картинах — преимущественно жанровых сценках в любовно выписанном интерьере — словно купаются в мягких солнечных лучах. По некоторым версиям, точности деталей художник обязан умению пользоваться камерой-обскурой, а лучезарности красок — специально подмешанным светящимся пигментам. Свет на его полотнах — полноценное действующее лицо. Он может оказаться нежным рассеянным освещением «Маленькой улочки в Делфте», или падающими из окна косыми лучами на портрете «Женщины, держащей весы», или льющимся сквозь цветным светом в «Стакане вина», или выхваченным из мрака ясным блеском девичьих глаз и украшения в «Девушке с жемчужной сережкой… Кажется, что сами цвета у Вермеера светятся изнутри. Этот эффект будут пытаться передать художники XIX—XX веков, ловя живое освещение на пленэре.

artchive.ru

Малые голландцы — википедия фото

Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. Он не носит оценочного характера и никоим образом не характеризует роль и место художников в истории живописи, равно как и масштаб их таланта[3]. Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов; во-вторых, интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни[4]. В сущности, к малым голландцам можно отнести практически всех голландских художников XVII века, за исключением Рембрандта и Халса, создававших в числе прочего и монументальные произведения[3].

XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Этому в первую очередь способствовали два фактора: обретение Республикой Соединённых провинций политической и религиозной независимости, а также её экономическое процветание[5]. Наиболее образованный и влиятельный слой населения — бюргеры — желали видеть Голландию просвещённой страной, в которой активно развиваются наука и искусство, и именно в живописи наиболее ярко выразилось новое мироощущение голландского народа[5]. Картины украшали общественные здания, бюргерские и даже крестьянские дома[6]; были предметом коллекционирования, продавались на ярмарках и у специальных торговцев, а также шли на экспорт и даже использовались как предмет капиталовложения и средство платежа[7]. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников[8].

Малые голландцы продолжили традиции мастеров эпохи Возрождения. Сюжеты их картин были преимущественно светскими, хотя и содержали скрытые религиозные и философские символы[1]. Но в целом живопись была приземлённой, «домашней», и стремилась говорить понятным для зрителя языком[9].

Бо́льшая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. Это объяснялось необходимостью выдерживать жёсткую конкуренцию среди живописцев: работая исключительно в определённом жанре, было проще достичь в нём достаточно высокого мастерства[10]. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим» — бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Голландцы доказали, что большое искусство не обязательно должно черпать темы в Библии или античной мифологии и что окружающая действительность, несмотря на кажущуюся прозаичность и заурядность, таит в себе не менее достойные живописи сюжеты[11].

Бытовой жанр

  Адриан ван Остаде. Крестьяне за выпивкой. После 1676

Бытовой жанр, прежде считавшийся «низким», приобрёл в Голландии XVII века чрезвычайно широкую популярность. Он изображал сцены из жизни различных слоёв общества: бюргеров, крестьян, военных, врачей, учёных[8]. В бытовом жанре работали Герард Терборх, Габриель Метсю, Питер де Хох, Ян Стен, Адриан ван Остаде, Франц ван Мирис Старший, Паулюс Бор (некоторые искусствоведы считают, что за жанровыми сценами в его картинах скрываются малоизвестные мифологические сюжеты), Эмануэль де Витте и пр.[12]

Натюрморт

Натюрморт в голландской живописи XVII века был представлен множеством разновидностей: «цветочный», «фруктовый», «рыбный», «кухонный», «роскошный», «завтрак», «суета сует» и т. д. Его необычайная популярность объяснялась тем, что этот жанр как нельзя лучше отражал тот культ частного быта, который был присущ голландскому бюргерству[13]. В жанре натюрморта работали такие художники, как Виллем Калф, Виллем Клас Хеда, Питер Клас, А. ван Бейерен, Балтасар ван дер Аст, Ян Давидс де Хем, Ян ван Хёйсум и др.

Пейзаж

  Якоб ван Рёйсдал. Пейзаж с мельницами близ Харлема. Ок. 1650-52

В пейзаже отразилось стремление голландского бюргерства увековечить в искусстве облик родины, родного дома[13]. Среди его многочисленных разновидностей были марины; панорамные, лесные, зимние и городские виды; сцены при лунном свете и ночные пожары[10]. В числе наиболее значительных пейзажистов были Якоб ван Рёйсдал, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема, Адриан ван де Велде, Ян Порселлис, Филипс Конинк, Хендрик Аверкамп.

Прочее

  Питер Санредам. Интерьер Ньиве керк в Харлеме. 1653

Помимо трёх основных жанров, малые голландцы также писали картины в анималистическом жанре (Альберт Кёйп) и батальные сцены (Филипс Вауверман)[14]. Отдельным, самостоятельным жанром было изображение церковных, дворцовых и домашних интерьеров (Герард Хаукгест, Хенрик Корнелис ван дер Влит, Питер Санредам, Эмануэль де Витте)[4].

В Голландии XVII века не было принято относиться к картине как к уникальному произведению искусства. Многие из них неоднократно тиражировались для продажи; старые картины обновлялись и переписывались; широко практиковалась совместная работа нескольких художников над одной картиной[15]. Именно поэтому возможно говорить о малых голландцах как о некоем цельном явлении: зачастую в их произведениях важна не столько индивидуальность конкретного художника, сколько общие черты стиля. К их числу относятся обострённое чувство детали наряду с продуманностью и гармоничностью композиции в целом, ювелирная техника исполнения, сдержанность колорита.

Малые голландцы предпочитали простые, обыденные сюжеты, пристально вглядывались в окружавший их предметный мир. В их творчестве окружающие предметы впервые заняли место на картине не в силу присущего им символического смысла, а исключительно из-за своей красоты и живописности. По словам В. Г. Власова, несмотря на прагматичный подход к искусству, живопись малых голландцев «не теряла художественности и даже, напротив, достигала небывалой ранее точности письма, способной передавать тонкие движения души»[2].

org-wikipediya.ru

Малые голландцы — WiKi

Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. Он не носит оценочного характера и никоим образом не характеризует роль и место художников в истории живописи, равно как и масштаб их таланта[3]. Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов; во-вторых, интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни[4]. В сущности, к малым голландцам можно отнести практически всех голландских художников XVII века, за исключением Рембрандта и Халса, создававших в числе прочего и монументальные произведения[3].

XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Этому в первую очередь способствовали два фактора: обретение Республикой Соединённых провинций политической и религиозной независимости, а также её экономическое процветание[5]. Наиболее образованный и влиятельный слой населения — бюргеры — желали видеть Голландию просвещённой страной, в которой активно развиваются наука и искусство, и именно в живописи наиболее ярко выразилось новое мироощущение голландского народа[5]. Картины украшали общественные здания, бюргерские и даже крестьянские дома[6]; были предметом коллекционирования, продавались на ярмарках и у специальных торговцев, а также шли на экспорт и даже использовались как предмет капиталовложения и средство платежа[7]. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников[8].

Малые голландцы продолжили традиции мастеров эпохи Возрождения. Сюжеты их картин были преимущественно светскими, хотя и содержали скрытые религиозные и философские символы[1]. Но в целом живопись была приземлённой, «домашней», и стремилась говорить понятным для зрителя языком[9].

Бо́льшая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. Это объяснялось необходимостью выдерживать жёсткую конкуренцию среди живописцев: работая исключительно в определённом жанре, было проще достичь в нём достаточно высокого мастерства[10]. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим» — бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Голландцы доказали, что большое искусство не обязательно должно черпать темы в Библии или античной мифологии и что окружающая действительность, несмотря на кажущуюся прозаичность и заурядность, таит в себе не менее достойные живописи сюжеты[11].

Бытовой жанр

  Адриан ван Остаде. Крестьяне за выпивкой. После 1676

Бытовой жанр, прежде считавшийся «низким», приобрёл в Голландии XVII века чрезвычайно широкую популярность. Он изображал сцены из жизни различных слоёв общества: бюргеров, крестьян, военных, врачей, учёных[8]. В бытовом жанре работали Герард Терборх, Габриель Метсю, Питер де Хох, Ян Стен, Адриан ван Остаде, Франц ван Мирис Старший, Паулюс Бор (некоторые искусствоведы считают, что за жанровыми сценами в его картинах скрываются малоизвестные мифологические сюжеты), Эмануэль де Витте и пр.[12]

Натюрморт

Натюрморт в голландской живописи XVII века был представлен множеством разновидностей: «цветочный», «фруктовый», «рыбный», «кухонный», «роскошный», «завтрак», «суета сует» и т. д. Его необычайная популярность объяснялась тем, что этот жанр как нельзя лучше отражал тот культ частного быта, который был присущ голландскому бюргерству[13]. В жанре натюрморта работали такие художники, как Виллем Калф, Виллем Клас Хеда, Питер Клас, А. ван Бейерен, Балтасар ван дер Аст, Ян Давидс де Хем, Ян ван Хёйсум и др.

Пейзаж

  Якоб ван Рёйсдал. Пейзаж с мельницами близ Харлема. Ок. 1650-52

В пейзаже отразилось стремление голландского бюргерства увековечить в искусстве облик родины, родного дома[13]. Среди его многочисленных разновидностей были марины; панорамные, лесные, зимние и городские виды; сцены при лунном свете и ночные пожары[10]. В числе наиболее значительных пейзажистов были Якоб ван Рёйсдал, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема, Адриан ван де Велде, Ян Порселлис, Филипс Конинк, Хендрик Аверкамп.

Прочее

  Питер Санредам. Интерьер Ньиве керк в Харлеме. 1653

Помимо трёх основных жанров, малые голландцы также писали картины в анималистическом жанре (Альберт Кёйп) и батальные сцены (Филипс Вауверман)[14]. Отдельным, самостоятельным жанром было изображение церковных, дворцовых и домашних интерьеров (Герард Хаукгест, Хенрик Корнелис ван дер Влит, Питер Санредам, Эмануэль де Витте)[4].

В Голландии XVII века не было принято относиться к картине как к уникальному произведению искусства. Многие из них неоднократно тиражировались для продажи; старые картины обновлялись и переписывались; широко практиковалась совместная работа нескольких художников над одной картиной[15]. Именно поэтому возможно говорить о малых голландцах как о некоем цельном явлении: зачастую в их произведениях важна не столько индивидуальность конкретного художника, сколько общие черты стиля. К их числу относятся обострённое чувство детали наряду с продуманностью и гармоничностью композиции в целом, ювелирная техника исполнения, сдержанность колорита.

Малые голландцы предпочитали простые, обыденные сюжеты, пристально вглядывались в окружавший их предметный мир. В их творчестве окружающие предметы впервые заняли место на картине не в силу присущего им символического смысла, а исключительно из-за своей красоты и живописности. По словам В. Г. Власова, несмотря на прагматичный подход к искусству, живопись малых голландцев «не теряла художественности и даже, напротив, достигала небывалой ранее точности письма, способной передавать тонкие движения души»[2].

ru-wiki.org

Искусство Голландии 17 века, бытовая живопись, пейзажный жанр, малые голландцы

Голландия тех годов вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших землях сумели создать молочное хозяйство, которое прославилось на европейском рынке. Одновременно Голландия — важнейший центр европейской культуры. Протестантизм вытеснивший полностью влияние католической церкви, привели к тому, что духовенство не имело такого влияния как во Фландрии. У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, магистрат, поэтому и картины в Голландии той поры не имеют таких размеров, как полотна Рубенса или Иорданса, и решают преимущественно не монументально-декоративные задачи. Главное достижение голландского искусства 17 века — в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили название "малые голландцы", то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за небольших размеров картин. Отсюда широкий диапазон живописи по отдельным темам: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Одним из крупнейших портретистов Голландии был Франс Хальс. Работал в жанре группового портрета, изображая стрелковые гильдии — корпорации офицеров для обороны и охраны городов. Индивидуальные портреты иногда называют жанровыми в силу особой специфичности изображения.Пейзажный жанр особенно интересен. Это не природа вообще, некая общая картина мироздания, а национальный, именно голландский пейзаж, который мы узнаем и в современной Голландии: ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы со скользящими по ним лодками летом и с конькобежцами — зимой. Серое небо занимает в композициях большое место. Расцвет пейзажной живописи относится к середине 17 века, крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдаль (см.репродукции). Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма, изображает ли он лесные чащи, ландшафты с водопадами или романтический пейзаж с кладбищем. Природа Рейсдаля предстает в динамике, в вечном обновлении. Самые простые мотивы природы под кистью Яна ван Гойена и Саломона ван Рейсдаля прибретают монументальный характер. Только морским пейзажем занимался Ян Порселлис. В тесной связи с голландским пейзажем находится анималистический жанр. Излюбленный мотив Альберта Кейпа (см.статью) — коровы на водопое. Пауль Портер помимо общих планов любит изображать одно или несколько животных крупным планом на фоне пейзажа.

Блестящего развития достигает натюрморт. Голландский натюрморт в отличие от фламандского имеет скромные размеры и мотивы интимного характера. Питер Клас и Виллем Хеда чаще изображал так называемый "завтрак": блюда с окороком ил пирогом на относительно скромно сервированном столе. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей. Колорит сдержан и изыскан. С изменением жизни голландского общества изменяется и характер натюрмортов. "Завтраки" Хеды сменяются роскошными десертами Кальфа. На смену простой утвари приходят мраморные столы, ковровые скатерти, серебряные кубки, сосуды из перламутровых раковин, хрустальные бокалы. Кальф достигает поразительной виртуозности в передаче фактуры персиков, винограда, хрустальных поверхностей. Единый тон натюрмортов прежнего периода сменяется богатой градацией самых изысканных красочных оттенков. В кругу Франца Халса, где сложился Адриан Браувер, фламандский живописец, сформировался отчетливый интерес к темам бытовой живописи. Адриан ван Остаде изобржает обычно теневые стороны быта крестьянства. С 40-х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими. Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством. Особую поэтичность у "малых голландцев" приобретает интерьер. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох. Его комнаты с полуоткрытым окном, с брошенными ненароком туфлями или оставленной метлой, как правило, изображены без человеческой фигуры, но человек здесь незримо присутствует, между интерьером и людьми всегда есть связь. Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм, изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи.

Вершиной голландского реализма, итогом живописных достижений голландской культуры является творчество Рембрандта. Как истинный голландец не боится реалистических деталей, как большой художник он умеет избегнуть натурализма. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Наследие Рембрандта-графика, оставившего графюры и уникальные рисунки, не менее значительно, чем живописное наследие. На офортах в основном библейские и евангельские сюжеты, но в рисунке, как истинно голландский художник, он часто обращается и к бытовому жанру. Рембрандт имел огромное влияние на искусство, у него было много учеников, некоторые не пошли дальше внешнего подражания учителю, а большинство изменило ему, перейдя на позиции академизма и подражания фламандцам, а затем французам. В последней четверти 17 века начинается упадок голландской живописной школы, потеря ее национальной самобытности, а с начала 18 столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма.

‹‹ к списку статей

holsta.net

Голландская живопись — стиль, направление, искусство, черты, особенности, история, представители, вики — WikiWhat

Представители голландской живописи

Наиболее ярким пред­ставителем голландской живописи был Я. ван Эйк, ставший одним из основоположников со­временной европейской живописи.

Рубеж XV-XVI вв. отмечен рас­цветом творчества И. Босха, искусство которого было проникнуто мистикой и отличалось большим своеобразием по сравнению с гос­подствующими художественными течениями.

П. Брейгель поднял нидерландское искусство на мировой уровень. Его творчество в полной мере отразило реализм национальных художественных тра­диций. Брейгель стал создателем великолепных жанровых полотен, исполненных глубокого смысла; с большим пониманием запечатлел он сцены народной жизни своего времени.

В пе­риод «Золотого века голландской живописи» творили Ф. Хальс, создатель жанра группового портрета; блестящий пейза­жист С. ван Рейсдал и многие другие ху­дожники.

Вершиной голландской живопи­си является творчество Рембрандта X. ван Рейна. Он оставил более 60 автопортретов, демонстрирующих бесконечное разнообразие проявлений че­ловеческой личности. Последним шедевром Рембрандта стало глу­боко философское полотно «Возвращение блудного сына», написан­ное по известному библейскому сюжету.

Золотой век голландской живописи

Южные Нидерланды, остававшиеся под испанским господ­ством, пережили в первой половине XVII в. кратковремен­ный расцвет искусств. Этому способствовало наличие развитых ху­дожественных традиций, а также промежуточное положение стра­ны между ведущими центрами искусства того времени — Испанией и Голландией. Наиболее заметное место в художественной жизни Испанских Нидерландов того времени занимала фламандская шко­ла живописи, сформировавшаяся под влиянием испанского барок­ко. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

После достижения независимости Северные Нидерланды, наря­ду с Испанией и её нидерландскими владениями, заняли ведущее по­ложение в художественной жизни Европы. Нидерландская культура XVII в. представляет собой уникальный феномен в истории. Это уди­вительное время породило непропорцио­нально большое для такой маленькой страны количество великих художников и полотен, составивших славу мировой жи­вописи. Объяснение этому феномену мож­но найти в многообразии условий, в кото­рых развивались различные провинции и города Нидерландов. Как и в Италии, в Нидерландах появилось множество ме­стных художественных школ, отличав­шихся оригинальностью и своеобразной манерой.

Наибольшего расцвета достигла голландская школа живописи.

Картинки (фото, рисунки)

  • П. Брейгель. Крестьянская свадьба
  • Рембрандт. Автопортрет
На этой странице материал по темам:
  • Живопись в нидерландах 15 век кратко

  • История возникновения голландской живописи сообщение

  • Конспект по теме реолистическая живопись голландии

  • Реферат на тему вазникновение галанской живаписи

  • Патинар голландская живопись

Вопросы к этой статье:
  • Какие работы Рембрандта Х. ван Рейна вам известны?

wikiwhat.ru

Многообразие жанров голландской живописи

МХК. 11 КЛАСС. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ГОЛЛАНДИИ

Принципы реалистической живописи были сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом. Обращаясь к своим ученикам, он говорил: «Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдёшь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди — всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рын­ки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и гово­рят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».

Тщательно следуя природе, голландские мастера сумели от­крыть красоту зримого мира в самых разнообразных его проявлени­ях. Их произведения до сих пор сохраняют живой трепет реальной жизни, передают красочное богатство окружающего мира.

 

Многообразие жанров голландской живописи

В XVII в. в Голландии популярными становятся жанры портре­та и натюрморта, бытовая и пейзажная живопись, картины, посвя­щённые мифологическим и библейским сюжетам. Каждый худож­ник, как правило, специализировался в каком-нибудь одном жанре.

Особенно популярна была портретная живопись — инди­видуальные и групповые изображения. Голландские бюргеры — новые хозяева жизни — хотели запечатлеть себя в представи­тельном облике, свидетельствующем о материальном достатке и высоком положении в обществе. Спрос на такие портреты был ог­ромен.

Традиции группового портрета, сложившиеся на севере страны, восходили ещё к XV в. Позднее стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных об­щин и объединений (стрелковых рот, попечителей больниц и богаде­лен, цеховых старшин и учёных обществ). Подобные портреты укра­шали стены ведомственных контор или залы заседаний. Одним из лучших портретистов этого времени стал Франс Халс (между 1581/85—1666).

 

Франс Халс. Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия. 1616 г. Музей Франса Халса, Харлем

«Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» — одно из лучших произведений художника. Раз в три-четыре года в Харлеме, родном городе Халса, было принято набирать для охраны города стрелковые роты из местных жителей. Сам художник также служил рядовым в стрелковой роте Святого Георгия. По окончании службы в честь офицеров устраивали торжественный банкет, кото­рый мог продолжаться несколько дней. Столь важное событие не­редко запечатлевалось на большом полотне.

Офицеры стрелковой роты, занятые неторопливой беседой, чинно восседают вокруг большого стола. На них чёрные мундиры с яркими шарфами через плечо. Удивительно живописны сияющие белизной гофрированные воротники и манжеты, эффектно заломленные широ­кополые шляпы, драгоценные эфесы шпаг и длинные древки алебард.

Перед художником стояла непростая задача: объединить в одной композиции, в максимально сжатом пространстве, двенадцать фи­гур! При этом необходимо было сохранить непринуждённость их поз, передать весёлую атмосферу праздничного застолья. Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом. В центре, на самом почётном месте, восседает дородный ко­мандир роты с бокалом в руке. Маленькому прапорщику за столом не хватило места, но он, подбоченившись, гордо стоит и смотрит прямо, приглашая зрителей полюбоваться его великолепным об­мундированием.

Замечательны и индивидуальные портреты Халса. В самом за­урядном персонаже он умел видеть интересное и наиболее вырази­тельное. Один из современников художника справедливо писал: «Халс, обладая... особой, необычной манерой письма, превосхо­дит всех остальных, так как в его живописи заложена такая ост­рота и жизненность, такая сила, что он во многих произведени­ях, кажется, самоё природу вызывает на соревнование».

Стремительные мазки его кисти словно спешат за ускользаю­щим мгновением, торопятся запечатлеть наиболее характерные мо­менты: внезапный взгляд и погружённость в собственные мысли, мимолётную улыбку и безудержный смех, искреннее переживание и душевный порыв...

Твоею дивной волей живописца

Подарен этим людям долгий век.

Румяны щёки, не ослабли мышцы,

Не изменились очертанья век.

Стрелки пируют. Синдики решают,

Каким налогом обложить товар,

И уважение почти внушает

Невозмутимый тучный пивовар.

А эти бюргеры, купцы, старухи,

Что выставлены Халсом напоказ,

Они ведь притворяются, что глухи,

И видят всё, глядя в упор на нас...

В. Элснер. «Портреты Халса»

Франс Халс. Портрет молодого человека с перчаткой. 1660-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Довольно успешно в живописи Голландии развивался и быто­вой жанр. С одной стороны, художники поэтизировали естествен­ное течение повседневной жизни, а с другой — стремились к изобра­жению гротескных, острых и живых ситуаций. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьян­ства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточ­ные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжета­ми бытовой живописи. Часто в этих картинах символически переда­ются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяво­лом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб.

«Заслуга голландцев состояла в том, что они первыми создали новый, более камерный тип жанровой композиции, выбрав для этого небольшой, так назы­ваемый кабинетный, формат. Такой формат, рассчитанный на особый прин­цип рассматривания и вживания в кар­тину, оказался наиболее благоприят­ным и эффективным для сцен реально­го быта...» (Е.И. Ротенберг) Художников, писавших картины не­большого формата, называют малыми голландцами, в отличие от тех, кто рабо­тал в больших форматах, а также от Ремб­рандта и Ф. Халса. Это Ян Стен (1626— 1679), Питер де Хох (1629—1684), Герард Терборх (1617—1681), Биллем Хеда, Питер Клас и др.

Питер де Хох. хозяйка и служанка. 1657 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Питер де Хох сумел глубоко постичь сущность домашней жизни голландского бюргера, её размеренный и неторопливый ритм, скромный уют семейного очага. Ему удалось сделать «будничное — поэтическим, тривиальное — возвышенным, самым незначительным де­талям придать редкую одухотворённость» (В.Н. Лазарев). В его про­изведениях нет занимательных, остросюжетных рассказов или под­робных характеристик действующих лиц. Офицеры, заботливые хозяйки и матери, домашняя челядь заняты привычными, повсе­дневными делами. Прозаические детали быта (выбившаяся из матра­ца солома, горящий камин, открытые окна и двери) передают реаль­ную атмосферу жизни человека. «Хозяйка и служанка» — одна из лучших картин художника. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый яр­ким солнечным светом. Сюда не проникают шум и суета городской жизни. К хозяйке только что подошла её служанка. Она показывает принесённую с базара рыбу в начищенном до зеркального блеска ла­тунном ведре. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка вни­мательно слушает и рассматривает покупку. Через несколько минут она отдаст необходимые распоряжения, и жизнь снова потечёт в привычном русле.

Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха. Его картины отличают яркая выразительность запечатлённых ситуаций, умение передавать взаимоотношения героев с помощью красноречивых намёков и едва уловимых жестов. Особое место в его творчестве занимают женские образы: «...Пожалуй, никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, как Терборх, передавать специфику жеста женщины, когда она шьёт, держит бокал вина либо лютню или моет руки; и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд, направленный или на соответствующий предмет, или, так сказать, внутрь себя» (Б.Р. Виппер).

 

Герард Терборх. Бокал лимонада. 1660 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Один из шедевров художника — картина «Бокал лимонада». Юный кавалер готовит лимонад для красивой молодой дамы, которая испытывает явное недомогание. За всем происходящим зорко следит «почтенная маменька» (возможно, и участливая сводня). Всё изображённое вполне можно было бы принять за галантную сцену в благородном семействе, если бы не отдельные детали картины. Прежде всего, бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. В их говорящих взглядах и красноречивых жестах мастерски передан несомненный опыт в любовных делах. Жест правой руки стоящей за спиной «маменьки» явно намекает на скрытые прелести молодой дамы. Да и кажущийся новичком в этих делах кавалер не так уж неопытен и безгрешен.

В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойдённые мастера натюрморта (фр. «мёртвая природа»). Этому жанру в голландском языке больше соответствует слово «стиллевен» — «неподвижная жизнь», что гораздо точнее передаёт сущность этого жанра.

«Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Но если раньше изображение предметов реального мира имело чисто символический смысл и сводилось к их простому перечислению, то теперь оно являет зрителю единый ансамбль, обладающий скрытым назидательным смыслом.

«Бесчисленные «Завтраки» с красными, как кумач, омарами, лоснящимися окороками, тучными ягодными пирогами, золотистыми лимонами... с бокалами, возвышающимися среди яств или опрокинутыми, с разлившимся вином, выдержанные в серебристо-розово-янтарной гамме, скомпонованные в единое органическое целое, изображают именно то, что требовалось от художника» (Л.Д. Любимов).

Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров столовых, напоминая хозяевам дома о гастрономических радостях и прелестях сервировки. Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции. Со временем натюрморты превратились в зрелищные и многокрасочные картины, представляющие собой грандиозные пирамиды из изящной дорогой посуды и экзотических фруктов. Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра.

Питер Клас сосредоточился на изображении предметов, окружающих человека в реальной, повседневной жизни. Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селёдка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Все предметы чинно расставлены на столе. Но присмотритесь, их порядок кажется слегка нарушенным. Он выдаёт недавнее присутствие здесь человека: косо поставлена восточная тарелка с перцем, откатилась небольшая виноградинка, расколот орех, недопито вино...

Питер Клас. Завтрак. 1646 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Кисть художника словно ощупывает предметы, бережно и любовно выделяя их фактуру и форму, оттеняя рассеянным светом их внутреннее взаимодействие, сходство и различие. Декор на ножке бокала напоминает сочные виноградины, но кисть винограда воспринимается живой, а стекло холодно и мёртво. Коричневый цвет сближает поджаристую булку, орехи и копчёную селёдку. Но как различны при этом их форма и фактура! На блестящей поверхности бокала видно отражение окна, холодно сверкает металл, витая ручка ножа переливается в светлых лучах.

Виллем Хеда предпочитал писать «прерванные завтраки», в которых всё напоминает о недавнем присутствии человека (смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва прикоснулись). За кажущейся случайностью расположения предметов и вещей всегда скрывается тонкий расчёт и тщательная продуманность. Главное внимание художник сосредоточивает на их контрастности, особом освещении и передаче воздушного фона.

 

Виллем Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. Для изысканных вещей стол служит своеобразным пьедесталом, подчёркивающим богатство и роскошь сервировки. Невзначай опрокинутый кубок и догоревшая свеча напоминают о бренности земного бытия и быстро текущем времени. Пирамидальная композиция и вертикальный формат картины передают важность и значительность изображённого. Нежный серебристый тон, пронизывающий всё пространство картины, рождает у зрителей чувство восхищения.

Популярнейшим жанром голландской живописи XVII в. становится пейзаж. Своеобразие этого жанра и его тематика определялись особенностью природы этой северной страны. Художники отказывались от изображения идеальных вселенских пейзажей. Их интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации. Пейзажи действительно становятся «зеркалом Природы».

Маринисты специализировались на точном изображении кораблей прославленного морского флота Голландии. Они мастерски передавали буйство морской стихии и безбрежную гладь моря, влажный морской воздух, лёгкое дуновение ветерка и красоту высокого облачного неба. Дюны, просёлочные дороги, бедные крестьянские хижины, одинокие деревья, поваленные бурей, мельницы с широким взмахом крыльев, бурные водопады, каналы и пруды, скованные льдом, с бегущими фигурками конькобежцев становятся основными объектами изображения художников-пейзажистов.

Лучшие художники-пейзажисты — Ян ван Гойен (1596—1656) и Якоб Рейсдал (1628—1682). Мир природы у Яна ван Гойена — это мир повседневного бытия, это естественная жизнь лугов и полей, водных просторов, очаровательных сельских видов. Особенно удавалось художнику изображение неярких пасмурных дней, влажного, туманного воздуха, окутывающего очертания домов и деревьев. Всё в них пронизано ощущением реального пространства, чувством потока будничной жизни.

Якоб Рейсдал. болото. 1665 -1669 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Его природа исполнена внутренней жизни, пронизана вечным движением, борьбой стихийных сил, контрастами света и тени. Он изображал мрачное небо с густыми облаками, полуразрушенные замки, церковные колокольни или одинокие мельницы. Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, поваленные бурей деревья, опадающая осенняя листва и молодая поросль. Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об устройстве мироздания и о месте в нём человека.

 

stydopedia.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта