Художник Гаянэ Левоновна Хачатурян. Гаянэ хачатурян картины


Художник Гаянэ Левоновна Хачатурян: vakin

Выдающаяся художница, мастер цветов грез и сказочных образов Гаяне Хачатурян, чье имя давно вышло за пределы страны и национальной принадлежности. Искусство Гаянэ поистине направляет и ведет нас к чистым горизонтам оптимизма.

Сама художница описывала свои картины как отображение сказок и историй рассказанных бабушкой, по этой причине они получались театральными. Предки Гаянэ Хачатурян из Агулиса. Бабушка по матери была из богатой купеческой семьи зоков - армян, произошедших от евреев. Гаянэ Хачатурян в знак уважения к передкам работала только в еврейском мужском головном уборе.

Карусельный спуск в ночи. Летящее утроКликабельноГаянэ Левоновна Хачатурян родилась 9 мая 1942 года в Тбилиси, Грузия.

"Я родилась в доме, где пребывал дух колеблющейся прялки жизни и смерти, впервые уснула в сорок втором году в ночь на 9 мая в круглой комнате с луной в руках. В окне плавало красное солнце... Меня везли к дому, где жили львы, через мост из стеклянных веток вишни, от дома слышалось пение жонглерессы, голос переходил в звук скрипки."

В 1960-ые годы стала серьезно заниматься творческой работой. Познакомилась с художником Александром Бажбеук-Меликяном, который первым открыл в ней яркую художественную личность, во многом помог её становлению и первым шагам в живописи.

Она самостоятельно изучала армянскую средневековую миниатюру, грузинские фрески, каноны классической европейской живописи, увлекалась литературой, философией, писала поэтические новеллы, эссе, прекрасно пела. Огромное влияние на неё оказала великий художник и педагог Елена Дмитриевна Ахвледиани. В течение 10 лет Гаянэ периодически показывала свои работы и получала консультации у неё.

Встреча с Сергеем Параджановым имела огромное значение в дальнейшей жизни Гаянэ. В начале 1967 года по инициативе Параджанова в Ереване состоялась первая персональная (не официальная) выставка Гаянэ в Армянском Доме Работников Искусств. Мартирос Сарьян был потрясён картинами Гаянэ: "Искусство – зов природы, доносящийся до нас через людей. Чем большую верность сохраняет человек своей природе, тем более убедительным и волнующим будет её искусство. Именно благодаря этим особым качествам пленяют зрителя произведения Гаянэ Хачатурян, которые приобщают нас к самобытному, волнующему и поэтическому миру". Именно Параджанов познакомил Гаянэ с Андреем Тарковским. Тарковского поразили не только картины, но и незаурядная личность Гаянэ. С этого времени началось творческое общение и дружба. "Тарковский поразил меня глубоким знанием живописи, он чувствовал и понимал меня, как никто другой".

Гаянэ считала, что художник – это не профессия, это образ жизни. Гаянэ никогда не работала над одной картиной, она всегда начинала работать сразу над 5-6 картинами и писала их на протяжении длительного времени, иногда до десяти-пятнадцати лет, и только, когда чувствовала, что одна из них готова к завершению – полностью переключалась на неё.

Размышляя над своим творчеством, Гаянэ скажет, что она станет настоящим художником только тогда, когда будет больше писать нутром, достигнув слияния разума и прочувствованного.

У Гаянэ Хачатурян никогда не было учеников и все свои тайны живописи она унесла с собой. Гаянэ Хачатурян скончалась 1 мая 2009 года в Тбилиси после тяжелой болезни. Она похоронена в Пантеоне великих армянских деятелей культуры в Тбилиси. У Гаянэ никогда не было учеников, свои тайны в живописи она унесла с собой. "Изменить окружающий мир нельзя, нужно изменить себя."

Её картины находятся в постоянной экспозиции в Национальной галерее Армении, в Музее современного искусства Армении. Полотна Гаянэ хранятся во многих частных коллекциях по всему миру.

Ночная песня сказочной птицы Агулис

Красная вуаль

Танцовщица и белый ветер

Армен и его лошадь

Шествие с белым ветром и синей луной

Городская прялка

Карнавал

Ночь на карусели

Посиделки

Визуальные игры шума,шепота и смеха

Актеры

На карнавале

Женщина с птицей

Зеркальная цветочница

Актёр, бабочка и шёпот - портрет Романа Ханукаева

Летающий жонглер

4- Гаянэ Левоновна Хачатурян- встреча ангела с всаднецей.jpgВстреча Ангела с всадницей

Красная скрипка. Альт

Старый актер

Странствующая фокусница

Красный двор со стеклянным солнцем

Красноволосые жонглерессы и танцующая кукла

Серебристые лютики к взлетающему утру

Черный барс

Шарманщица и летящая ночь

Багровая акация

Луна - камень

Официальный сайт www.gayanefoundation.comИсточник - Live Memory

vakin.livejournal.com

Гаянэ - любимица Сарьяна и подруга Параджанова

Гаянэ Хачатурян родилась 9 мая 1942 года в Тбилиси. Ее родители, Левон Хачатурян и Асмик Калантарова переехали в 1921 году из Еревана в Тбилиси . Отец - из семьи ремесленника , изготавливал ажурные решетки, карнизы, навесы. А мать, происходила из древнего аристократического рода и преподавала музыку.

Образование Гаянэ получила в семилетней общеобразовательной женской школе. С самого детства девочка обладала необычным талантом и воображением. Она часами сидела за своим столом и передавала на бумаге «магическое» видение. Практикуясь на бумаге, у девочки выработался навык, который помог ей в дальнейшем поступить в художественную школу им. Якоба Николадзе, где она изучала искусство.

«В своей мастерской я одновременно писала несколько работ (5-6). Когда чувствовала, что работа близка к завершению, то спустя несколько лет возвращалась к ней снова, чтобы завершить. Благодаря матери я нашла свое место в жизни», -говорила художница.

Картины Хачатурян было сложно с кем-либо спутать. Ее «волшебный» мир таил в себе много иллюзий, которых так не хватало в те годы. На начальном этапе творчества, Гаянэ заявила о себе оригинальными работами, которые не оставили равнодушным никого . Ее поддерживали выдающиеся деятели тифлисской школы, выдающийся колорист Александр Бажбеук-Меликян и создательница живописного облика старого Тбилиси Елена Ахвледиани. Тогда художнице было 20 лет и самую высокую оценку, в столь юном возрасте на пути своего творчества, она получила от самого Мартироса Сарьяна :

«Искусство – голос природы, который передается через человека. Если человек будет жить в согласии с самим собой, его искусство будет убедительным и чувственным. Благодаря этому качеству полотна Гаянэ Хачатурян пленяют зрителей, передавая нам ее индивидуальный внутренний поэтический мир».

По словам Сарьяна, картины Гаянэ несут удивительный мир, в котором она живет. Но больше всего, его заинтриговали названия ее работ - «Вуаль вино», «Шествие апельсинового дня», «Прялка шествующих горожан», «Слон - пурпурный смычок» и другие.

С 1963 года, после столь высоких оценок и похвал, картины Гаянэ начали выставляться в Тбилиси и принесли ей узнаваемость в небольшом кругу друзей и единомышленников. Следующие четыре года, Гаянэ Хачатурян усердно работала и оттачивала свое мастерство, пока не познакомилась с Сергеем Параджановым. Они стали близкими друзьями и Параджанов частенько помогал Гаянэ организовывать выставки.

«Гаянэ -шаманка, оракул, глашатай непознанных стыков цвета и пластики, она сама — колдовство», - говорил Параджанов.

Он считал ее гениальной художницей 20 века, и в начале 1967 года по его инициативе , в Ереване состоялась ее первая персональная выставка - в Армянском Доме Работников Искусств. Немного позже , работы Гаянэ были представлены в Киеве и Москве. Однако времена были советские и «магическому реализму» предпочитали «социалистический», поначалу задевавших чувства художницы.

«Очень трудно быть художником. Но у тебя столько сил творить и созидать. Я в тебя верю», - утешал Параджанов.

Поначалу Гаянэ трудно было принимать критику в свой адрес, но благодаря поддержке Сергея Параджанова, она нашла в себе силы побороть сиюминутную слабость. Гаянэ считала, что художник – это не профессия, а образ жизни.

«Живопись неотделима от меня, это моя кожа, мой скелет. Я просто умру без кисти, палитры, красок…», - говорила Гаянэ.

С годами, работы Гаянэ обрели популярность среди российских и зарубежных ценителей искусства. Их стали коллекционировать известные люди прошлого века, которые стали не просто коллекционерами, но и ее друзьями - Мераб Мамардашвили, Тонино Гуэрра, Владимир Спиваков, Алла Демидова, Франсуаза Саган, Ив Сен-Лоран, Михаил Туманишвили, Отар Иоселиани, Ллойд Вебер, Чарли Чаплин, Нино Рота, Гия Канчели, Евгений Примаков, Йоко Оно и другие.

«Вся Гаянэ здесь, в своих картинах. В ее жизни не было того, что могло бы отобразиться на холсте. Мало кому удается с такой полнотой реализоваться. Глядите – все здесь, на ее картинах», - говорила Людмила Улицкая.

Картины Гаянэ можно рассматривать часами. Можно сразу и быстро, кто как может, но отделиться от них и забыть - невозможно. Уж сильно манят они зрителя и не сразу отпускают. Если внимательно всматриваться в картины, то вы увидите, что герои на полотнах - вечные странники, странствующие жонглеры, танцовщицы, клоуны, актеры, сказочные животные, живущие в мире цветов и плодов. Художница жила, как умела. Единственной сутью, смыслом и способом ее существования, по словам Гаянэ, было творчество.

«Стремлюсь, чтобы моя живопись была жизнеутверждающей, не люблю бескровного, наносного. Хочется, чтобы везде была жизнь, пусть порою изведанная лишь мною, но всегда – жизнь», - писала Гаянэ.

Гаянэ Хачатурян долгое время болела и лечилась в онкологической больнице Метула, в Тбилиси. Болезнь, поедавшая ее изнутри, не давала больше творить очередные шедевры, которые так полюбились миру.

«Я всегда стремилась показать мир магического реализма, но болезни и нервы, истощили мои силы и здоровье. Скоро Венецианское Биеннале и я знаю, что когда выставят мои холсты и графики, они принесут мне большой успех, тот незаслуженный успех, который выпал мне перед моей смертью. Но мне это всё уже безразлично, поскольку я не считаю свои картины, шедеврами…»,- говорила Гаянэ месяцем ранее, перед смертью.

После длительной болезни, Гаянэ Хачатурян скончалась 1 мая 2009 года в Тбилиси. Ее похоронили в Пантеоне Великих армянских писателей, культурных и общественных деятелей «Ходживанк» в столице Грузии. У Гаянэ, к сожалению, никогда не было учеников, и свои тайны живописи она унесла с собой, так их никому и не передав.

Подготовила Лилит Мкртчян

barev.today

Хачатурян Гаянэ Левоновна — Энциклопедия фонда «Хайазг»

Дополните информацию о персоне

Хачатурян Гаянэ Левоновна
Khatchaturyan Gayane
Другие имена: Хачатурян Гаяне Левоновна,Хачатурова Гаянэ Левоновна,Хачатурьян Гаянэ,Хачатрян Гаяне Левоновна
На английском: Khatchaturyan Gayane
Дата рождения: 09.05.1942
Место рождения: Тбилиси, Грузия
Дата смерти: 01.05.2009
Место смерти: Тбилиси, Грузия
Краткая информация:Художница

Родилась в Тбилиси 9 мая 1942 года.

1954-1957 - училась в детской художественной школе в Тбилиси.

1959-1960 - училась в Республиканской заочной средней школе рабочей молодежи, после окончания которой, стала серьезно заниматься творческой работой.

Выставки

С 1963 - выставляется на различных выставках Тбилиси и Еревана.

1978 - участвует в выставке армянских художников в Лиссабоне (также в Марселе и Лионе).

1995 - персональная выставка в Париже, Эксе, Поптиви, Пуатье, Ниме.

Её работы имеются в ГКГА, музее Современного искусства в Ереване, музее Басманджяна в Париже, а также в частных коллекциях Тбилиси, Еревана, Москвы, США, Франции, Канады, Италии и др.

Работы

  • «Акробатка на белом льве», б/к, 39х29, 1999
  • «Ангел над городом», б/к, 37х27, 1999
  • «Летящая жонглересса», х/м, 38х40, 1994
  • «Кинто туфельки скрип», х/м, 30х42, 1998
  • «Вечер льва», х/м, 40х50, 1999
  • «Армения» (фреcка), б/к, 33х27, 1997
  • «Летящая шарманщица», б/к, 33х24, 1997

Изображения

Картины

  • Красноволосые жонглерессы и танцующая кукла. 1976

  • Армен и его лошадь. 1978

  • Актёр, бабочка и шёпот. 1993

  • Городская прялка. 2004

Работы из личного архива Валерия Ханукаева

  • Луна-камень.1967

  • Актеры-комедионеры. 1986

  • Багровая акация.1979

  • Зеркальная цветочница. 1992

  • Копия Серебристые лютнистки к взлетающему утру. 1990

  • Красная скрипка альт.2000

  • Старый актер.2002

  • Танцовщица с маской и голубой птицой.1994

Автопортрет и фотографии Гаянэ

  • Гаянэ Хачатурян в Святом Эчмиадзине

  • Гаянэ Хачатурян и Сергей Параджанов

  • 9797 3.png
  • 4138 1.png
  • Гаянэ Хачатурян в мастерской

  • Гаянэ Хачатурян в мастерской

  • 4138 2.png
  • 9797 1.png
  • 9797 2.png
Из личного фото архива Валерия Ханукаева
  • Фото Виктора Баженова

  • Фото Завена Саркисяна

  • Гаянэ Хачатурян и портрет матери

  • Фото Виктора Баженова.

  • Фото Завена Саркисяна- Гаянэ и Шаэн Хачатрян

О Гаянэ и её творчестве

  • С первых своих шагов в искусстве, художница заявила о себе столь оригинальными и совершенными работами, что можно говорить об особом даре. Ее с самого начала поддержали корифеи тифлисской школы, выдающийся колорист Александр Бажбеук-Меликов и создательница живописного облика старого Тбилиси Елена Ахвледиани. Высокую оценку творчества Гаянэ (художнице было тогда 20 лет) дал Мартирос Сарьян: «Искусство – голос природы, который передается через человека. Насколько человек будет жить в согласии с самим собой, настолько его искусство будет убедительным и чувственным. Благодаря этому качеству полотна Гаянэ Хачатрян пленяют зрителей, передавая нам ее индивидуальный внутренний поэтический мир».
  • Описывать картины Гаянэ считаю делом бесполезным, лучше обратиться к их названиям, подобным картинам: "Вуаль вино", "Утром: шорох фиалки. Вечером: арфовая ночь синего ореха", "Шествие апельсинового дня", "Прялка шествующих горожан", "Слон - пурпурный смычок".
  • Художница существует в ином мире, входя в который, следя за ее танцующей мыслью и снами, страшно возвращаться обратно. "Оттуда" она радуется земному великолепию. Здесь ей неинтересно. Так же, как неинтересны собственные выставки.
  • Сергей Параджанов, один из самых близких друзей Гаянэ, считал ее самой гениальной художницей последней четверти ХХ века. Среди ее друзей и поклонников – Мераб Мамардашвили, Тонино Гуэрра, Владимир Спиваков, Алла Демидова, Франсуаза Саган, Ив Сен-Лоран, Михаил Туманишвили, Отар Иоселиани, Гия Канчели, Евгений Примаков... Гениальные люди обладают способностью выделять себе подобных из общей массы. Картины Гаянэ имеются в коллекциях всех вышеназванных личностей.
  • В нее буквально влюбился Андрей Тарковский, который неоднократно приезжал к Гаянэ, чтобы побеседовать и насладиться ее живописью. Каждый раз Гаянэ дарила ему несколько своих работ. К ней в Тбилиси совершали паломничество поэты, писатели, художники, актеры, общественные деятели. Картины Гаянэ не просто красивы. Они настолько необычны, что при первом же знакомстве с ними завораживают.
  • Йоко Оно, посетив дом Стаса Намина, была в восторге от работ Гаянэ. «Неужели в России есть такие художники!» – воскликнула она. Йоко Оно так заинтересовалась творчеством Гаянэ, что прислала своих операторов, чтобы они отсняли для нее картины. Тонино Гуэрра, восхищенный творчеством Гаянэ, снял о ней фильм. Одну из работ подарил Федерико Феллини. Это была любимая картина в коллекции великого режиссера...
  • Похоронен в пантеоне Ходживанк.
  • Гаянэ – интереснейшая личность. Круг ее увлечений был необычайно обширен: от древнекитайской поэзии и Лукиана – до Монтеня, Кафки, Эдгара По, от Ментеверди, Люлли и Баха – до джаза и музыки Нино Рота и Ллойда Вебера, от Чарли Чаплина – до Феллини и Тарковского.
  • «Вся Гаянэ – здесь. Потому что в жизни ее не было ничего, что не воплотилось бы столь причудливым и ненадежным способом, что не отразилось бы на холсте и на бумаге. Мало кому удается с такой полнотой реализоваться. Глядите – все здесь, на ее картинах» (Людмила Улицкая).

Разное

  • В апреле 2008 года, при жизни Гаянэ Хачатурян и с её согласия был создан Международный Фонд её имени. Президентом фонда является В.Б. Ханукаев.
  • Часть фото прислано Арманом Акопяном, координатором фонда Гаянэ Хачатурян.

Документальные фильмы

  • Гаяне 1971г., студия т/ф “Ереван”, 9мин. (250м), цвет. Авт.сцен./реж. Ю.Ерзинкянян, опер. С.Исраелян, текст читает Сос Саркисян (Киноэссе об армянской художнице Гаяне Хачатрян, проживающей в Тбилиси, об ее удивительнейших полотнах).
  • Голубой ветер и запах миндаля 1978г., АСДФ, 10мин. (270м), цвет. Авт.сцен. С.Кеворков, реж. Р.Геворкянц, опер. Ю.Бабаханян (Фильм рассказывает об армянской художнице из Тифлиса Гаяне Хачатрян и ее самобытном творчестве).

ru.hayazg.info

Хачатурян, Гаянэ Левоновна - это... Что такое Хачатурян, Гаянэ Левоновна?

Род деятельности: Дата рождения: Место рождения: Гражданство: Дата смерти: Место смерти: Отец: Мать: Сайт:
Хачатурян Гаянэ Левоновна

Художница

9 мая 1942(1942-05-09)

Тбилиси, Грузия

Грузия

1 мая 2009(2009-05-01) (66 лет)

Тбилиси, Грузия, Похоронена в Пантеоне великих армянских деятелей культуры в Тбилиси.

Левон Хачатурян

Асмик Калантарова

http://www.gayanefoundation.com/

Хачатуря́н Гаянэ́ Лево́новна (9 мая 1942, Тбилиси — 1 мая 2009, Тбилиси) — известная армянская художница, отличавшаяся самобытным творческим почерком.

Автор около 700 живописных и графических работ.

Биография

Гаянэ Левоновна Хачатурян родилась 9 мая 1942 года в городе Тбилиси.

В 1949—1955 Гаянэ обучалась в 14-й женской общеобразовательной семилетней школе. Затем продолжила учёбу в 101 средней школе и параллельно поступила в художественную школу при Художественном училище им. Якоба Николадзе в класс педагога Гугули Курдиани, где училась четыре года — с 12 до 16 лет.

В 1962 году познакомилась с художником Александром Бажбеук-Меликяном, который распознал в ней яркий художественный талант, во многом помогал и поддерживал Гаянэ на начальном этапе художественной жизни.

В 1967 г. познакомилась с режиссером Сергеем Параджановым, встреча с которым имела огромное значение на протяжении всей дальнейшей жизни Гаянэ. В начале 1967 г. по инициативе Параджанова в Ереване состоялась первая персональная неофициальная выставка в Армянском Доме Работников Искусств.

Сергей Параджанов считал Гаянэ Хачатурян самой значимой художницей второй половины 20 века, чьи персональные выставки пытался организовать в Москве, Киеве ,Ереване, но чиновники от искусства встречали её картины в штыки. Параджанов утешал её: «Гаянэ, очень трудно быть художником, но у тебя столько удивительных сил. Я в тебя верю».

Андрей Тарковский дорожил дружбой с Гаянэ, он восхищался ее полотнами, самобытным талантом, её миром магического реализма. Андрей Тарковский, прилетая в Тбилиси, часто общался с Гаянэ.

Одним из первых открыл Гаянэ как художницу Тельман Зурабян. Он написал о ней в своей книге «Несмолкаемое эхо», вышедшей в 1976 году. В своём эссе «Гаянэ», посвящённом художнице, он писал[1]:

«Блистательная! Именно блистательная! Иначе не назвать художницу, сотворившую это чудо — мир озарений, блеска. Где все необычно и в то же время — обычно. И блистательность не в сюжете изображаемого — роскошь и мишура претят ей, а в самом ее таланте, умение превратить самое обычное, повседневное в зрелище, театр. И даже в картинах, связанных с воспоминаниями о тяжелой болезни, овеянных грустью, выраженной в приглушенной гамме, нет-нет да и вспыхнет искорка этого блистательного. Люди, пейзажи и вообще сама жизнь во всех проявлениях, пусть даже в самых тяжелых, должны быть преображены красотой и изяществом. И нет ничего такого, что может вытравить в ней эту искорку».

Гаянэ Хачатурян принадлежит к поколению художников, исповедовавших свободу творчества предопределивших в 1960-е годы новый подъём армянского искусства. Внутренняя свобода побуждала Гаянэ следовать голосу души и создавать свои подобные видениям образы. Тифлис, где родилась художница, с его похожими на театральные подмостки двориками и улочками, увлекательные рассказы матери о красоте Агулиса (города, находившегося в Нахичеванской области,Восточной Армении), — все это стало почвой, питавшей воображение Гаянэ; особое место занимала в этих рассказах-воспоминаниях бабушка Гаянэ, добросердечие которой почитал весь Гохтан.

Все свои картины Гаянэ подписывала по-армянски, а их названия писала на обороте по-русски. Как-то Гаянэ призналась мне, что на небольшие деньги, получаемые ею за картины, она всегда помогала бедным семьям. Среди лучших ее полотен выделяется картина «Реквием» — она воспринимается ныне как волнующий символ безвременного ухода из жизни самой Гаянэ… (Шаэн Хачатрян)

Гаянэ относится к редчайшему количеству художников, исповедующих в своей живописи художественное направление: Магический Реализм, последователей, которых очень мало. Вот это яркое созвездие: Хорхе Луис Борхес , Рене Магритт, Марк Шагал, Питер Дойг , Фрида Кало, Гаянэ Хачатурян (Валерий Ханукаев). Я всегда стремилась показать свой мир, мир магического реализма, но болезни и нервы, истощили мои силы, моё здоровье. Скоро Венецианское Биеннале, я знаю, что когда выставят мои холсты и графики, они принесут мне большой успех, тот незаслуженный успех, который выпал мне перед моей смертью, но мне это всё уже безразлично, поскольку я сама считаю свои картины, не шедеврами… (Тбилиси 14 апреля 2009 онкологическая больница Метула, отрывок беседы Гаянэ Хачатурян и Валерий Ханукаев).

C согласия Гаянэ Хачатурян и под ее личным руководством в 2008 г. коллекционер Валерий Ханукаев основал Международный Фонд Гаянэ Хачатурян, президентом которого он и является. Фонд Гаянэ Хачатурян занимается проведением выставок, сбором художественных материалов, созданием архива, изучением творчества и художественного наследия художницы.

У Гаянэ Хачатурян никогда не было учеников. Она скончалась 1 мая 2009 г. в Тбилиси. Похоронена в Пантеоне Великих армянских писателей, культурных и общественных деятелей «Ходживанк» в Тбилиси.

[2]

Творческий путь

В начале 1967 года при поддержке Параджанова в Ереване состоялась первая персональная (неофициальная) выставка Гаянэ Хачатурян. Ниже представлены официальные выставки[2]:

  • 1968 — редакция журнала «Декоративное искусство», Москва.
  • 1970 — Государственная картинная галерея Грузии — выставка самодеятельных художников и народных умельцев Грузии.
  • 1971 — «Дом Художников», Ереван.
  • 1972 — «Дом актёров Грузии им. А. Хорава», Тбилиси.
  • 1978 — Музей современного искусства, Ереван — Гаянэ стала постоянным экспонентом музея.
  • 1978 — «Фонд Галуста Гюльбекяна», Лиссабон, Португалия.
  • 1979 — «Фонд Галуста Гюльбекяна», Париж — Лион — Марсель, Франция.
  • 1979 — «Фонд Галуста Гюльбекяна», Бейрут, Ливан.
  • 1987 — «Дни культуры Армении в Венеции», Венеция, Италия.
  • 1995 — «Современное искусство Армении во Франции», Париж — Мец — Пуатье — Понтиви, Франция — персональная выставка.
  • 1995 — Дворец юстиции, Париж, Франция — «Пути Армении», ассоциация «Пути искусства».
  • 1996 — Национальная галерея Армении, Ереван — выставка художников Грузии в Армении.
  • 2001 — Галерея «Дом Нащокина», Москва — «Я — Гаянэ из Тифлиса» (персональная выставка).
  • 2009 — Государственный центр современного искусства, Москва — «Живопись — кино» Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Гаянэ Хачатурян.
  • 2009 — 53-ая Всемирная Венецианская художественная биеннале, Венеция, Италия — Организаторами выставки выступили Международный фонда Гаянэ Хачатурян и Министерство культуры Республики Армения.
  • 2010 — Национальная галерея Армении и Международный фонда Гаянэ Хачатурян— «Выставка посвященная памяти Гаянэ».

Картины Гаянэ находятся в постоянной экспозиции в Национальной галереи Армении, в музее современного искусства Армении. Незаурядный, самобытный талант Гаянэ по достоинству оценен многими известнейшими людьми. Полотна Гаянэ хранятся во многих частных коллекциях по всему миру. Среди ее друзей и поклонников : Тонино Гуэрра, Владимир Спиваков, Юрий Любимов, Эльдар Рязанов, Алла Демидова, Франсуаза Саган, Ив Сен-Лоран, Отар Иоселиани, Гия Канчели, Евгений Примаков,Михаил Туманишвили,Андрей Тарковский,Мартирос Сарьян.

Гаянэ Хачатурян в кино

Про художницу снято три фильма:

  • 1971 — «Гаянэ» — режиссер Юрий Ерзнкян, с предисловием народного художника СССР Мартироса Сарьяна.
  • 1978 — «Голубой ветер, запах миндаля» — режиссер Рубен Геворкянц.
  • 2006 — «Я — Гаянэ из Тифлиса»-режиссер Левон Григорян.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Художник Гаянэ Хачатурян: geronian

geronian (geronian) wrote, 2013-02-12 17:56:00 geroniangeronian 2013-02-12 17:56:00 Ее называли Гаянэ из Тифлиса (армяне до сих пор так, по-старинке, именуют грузинскую столицу, которая когда-то была культурным центром нации). Гаянэ Хачатурян  создала свой неповторимый мир. На ее полотнах у деревьев синие стволы, кони - с крыльями, а дамы с  дивными шляпками. Ее картины напоминают карнавал, сценки из уличных спектаклей, вечный праздник...А в жизни Гаянэ Хачатурян, которую ее друг, такой же чудаковатый тбилисский гений  Сергей Параджанов назвал самой значимой художницей второй половины ХХ века, была совсем другой. Далеко не праздничной. Жила аскетично. Вся квартира была заставлена картинами и книгами. Ее мастерская вечно была наполнена звуками  классической  музыки. Она была удивительным человеком, преданным другом и гениальным живописцем. Ее творчеством восторгались Феллини, Саган, Тарковский, Шагал, Ахмадулина...Однако Гаянэ Хачатурян,  со своим вымышленным миром, своим шаманством и мистикой в искусстве, не укладывалась в железобетонные рамки соцреализма. А посему государство ее почти не замечало. У талантливой художницы не было никаких наград - даже грамоты минкульта. Она практически нигде не выставлялась. А другой быть не могла и не хотела. Впрочем, обычная история для того времени.Сегодня ее полотна просто бесценны. Почитатель таланта художницы, коллекционер Валерий Ханукаев (на фото - на фоне гранатового дерева)  создал Международный фонд Гаянэ Хачатурян. Он организует выставки ее работ, выпускает ее альбомы, всячески пропагандирует ее искусство.Творческое наследие Гаянэ из Тифлиса  бесценно...Гаянэ_ХачатурянГаянэ Хачатурян-2Гаянэ Хачатурян-3Гаянэ Хачатурян-4Гаянэ Хачатурян-5Гаянэ Хачатурян-6Гаянэ Хачатурян-7Гаянэ Хачатурян-8Гаянэ Хачатурян-1

PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

geronian.livejournal.com

Валерий Ханукаев, Гаянэ Хачатурян и магический реализм в моей жизни

В прошедшую субботу у меня случилось знаменательное. В субботу Стася вытащила меня прочь от болота быта и трясины макроэкономики на юбилейную выставку картин Гаянэ Хачатурян — в этом году армянской художнице исполнилось бы семьдесят лет.- Знакомься, Лиля. Это – Валерий Барухович Ханукаев, президент Фонда Гаянэ Хачатурян.

blog01

- Вам бы, Лилит, ещё сантиметров двадцать роста. Ничего, если я с вами на «ты» буду? Я сейчас сам тебе все картины покажу. Так, как я, никто о них не расскажет.

Последнее предложение оказалось чистой правдой, как, впрочем, и предыдущие. Все знают моё любимое словечко? Ага, «неистово». Так вот, Валерий Ханукаев был неистов. Воплощённая в человека энергия – энергия восторга Гаянэ Хачатурян.

- Я хочу, чтоб мы с тобой рассказали о Гаянэ так, чтобы простые цыгане всё поняли. Весь её гений, - объявил Валерий Барухович.

Словно на зов его энергии, стали подтягиваться откуда-то люди и в итоге кроме меня рассказ слушали ещё пять или шесть человек. Правда, не цыгане.

blog02

- Гаянэ Хачатурян родилась в Тифлисе, в 1942 году, в потрясающий день – девятого мая. Её мать – родом из Агулиса, города в Азербайджане, который сейчас, к сожалению, разрушен. Она была из богатой аристократической семьи с потрясающими культурными традициями. А отец Гаянэ был ремесленник, подмастерье из кузнеца. Изготавливал ажурные металлические ограды. В Тифлисе они тогда были в большой моде, весь Тифлис был в металлическом кружеве, он был весь воздушный. Вообще Тифлис был центром Кавказа. Наместник царя по Кавказу находился именно в Тифлисе.

Умерла Гаянэ там же, не изменила городу, который так любила.

blog03

- Она была армянка, но жила в Грузии. Что это значит? Что ей трудно пришлось.Грузинам хватало своих художников… [Валерий сыплет именами, которые я не успеваю даже записать в блокнот] А Армении Гаянэ была неинтересна, потому что творила в Грузии и не собиралась переезжать в Армению. Вообще, создалось такое поле феноменального присутствия в тифлисской школе живописи большого количества художников армянского происхождения. Тифлисская школа, но армяне.

blog04

- Эта картина называется «Красное зеркало и птицы». Она предвосхитила 3D-фильмы, она глубины невероятной. Глубина за глубиной. Смотри, на первом плане – мандолина. Вот красное зеркало, вот отражение птицы. А птицу ты видишь?

- Да.

- Думаешь, да?

- Да. Жёлтая с красным крылом.

- Смотри!

Валерий Барухович буквально хватает картину со стены и стремительно переворачивает набок:

- Вот птица! Чёрная птица, видишь?

Перевернув обратно, он показывает мне глубину за глубиной:

- Вот там, за зеркалом, женщина, женский образ в жёлтом парике. А там, за ней, город, видишь? А вот с другой стороны мужчина, а над ним, смотри, что над ним?

- НЛО? Инопланетяне?

- Лилит! Это ангелы! И свеча!

blog05

- Я обычно не очень люблю журналистов. Они задают часто такие дурацкие вопросы: какая картина самая дорогая. А ценность картины не в её цене. Нельзя такое спрашивать про картины.

Вообще коллекционер не должен думать о коммерции. А сейчас стало очень много коммерции в коллекционировании. Гаянэ сказала мне как-то: вы не коллекционер, Валерий Барухович. Вы – собиратель моего таланта.

blog16

- Я различаю художников и художников от Бога. Художник, когда подходит к холсту, знает, что и где будет нарисовано. Вот тут – дома, тут – деревья, тут – люди. Художник от Бога – импровизирует. Его живопись – тайна, которая рождается на расстоянии от палитры, от сердца – до холста. Там, где нет этой тайны – там художник просто художник, и всё.

Тайна в искусстве – это очень важно. Это как в любви. Вот мужчина идёт на свидание к женщине, а она встречает его в шляпке, в водолазке, в сапожках. Она вся – тайна, и это прекрасно, это – фантастика. Или он приходит, а она сразу голая. И никакой тайны, никакого интереса.

blog07

- Стася, сними Лилит на фоне этой картины. Они по цвету друг другу подходят.

blog08

- Это – ранний период Гаянэ Хачатурян. В нём есть влияние Нико Пиросмани. Он рисовал наивное искусство. Вот есть такое слово – примитивизм. Я его не люблю. Примитивизм – это когда мужчина едет с женщиной в машине и ему настолько не о чем с ней поговорить, что он включает музыку. А наивность, наивное искусство, наивный рисунок – это другое. Дети рисуют наивно, а не примитивно. Древние люди рисовали на скалах наивно. Нико Пиросмани не был примитивным. Он был наивным. Он сначала ходил по духанам и рисовал вывески, и его за это кормили.

Но Гаянэ ему не подражает. У неё своё. Она перешагнула наивное искусство и ушла в магический реализм. Это нечто между сюрреализмом и фэнтези-артом, если так понятнее.

Только посмотри на эту картину. Вот эта женщина с шарманкой… её образ навеян шарманщиками, которые ходили по Тифлису. У них был попугай и специальная коробочка с бумажками. Это были письма с предсказаниями будущего. К шарманщику сбегались девушки, давали монетки, и попугай вытягивал им эти письма. На всех были только хорошие предсказания, разные, но только хорошие. У этой женщины в шарманке, смотри, какое-то театральное действие внутри. А на шарманке – маленький танцор. А вместо попугая птица. Смотри, такая большая птица, так встала за ней, что её крылья – как будто крылья этой женщины, только голова птицы выдаёт её. Шарманщица готова лететь. А вот у этой девушки – дека скрипки. Но без грифа. Гаянэ в детстве очень хотела скрипку, но ей не купили; поэтому здесь не вся скрипка. Только мечта о ней.

Вообще свои картины Гаянэ писала по много лет. По десять. За всю жизнь она создала только где-то триста работ. Она их писала, потом убирала, до нового вдохновения для этого холста, потом доставала и дальше писала. Посмотри, эту картину она начала рисовать в том возрасте, в котором ты замуж вышла – в семнадцать – и десять лет рисовала. Посмотри, какой цвет! Я больше нигде не видел такого цвета.

А вот, посмотри, у шарманщицы на голове что-то вроде антеннок с шариками. Она хочет улететь – в космос. Тогда космос очень волновал людей. Сейчас всем всё равно, там летает много чего по орбите. А тогда каждый запуск спутника был событием.

А вот смотри, какая луна. У Гаянэ она своя. Она… - Валерий Барухович бросается к выключателю и приглушает свет. Происходит что-то невероятное. Жидко изогнутая, извилистая, бледная луна вдруг словно выступает вперёд, повисает чуть-чуть перед нарисованным небом, перед картиной. – Ты видишь?

- Ой, мамочки!

blog09

- Эта картина называется «Чёрный барс». Вот он, в центре, видишь? Посмотри, на этой картине много женских образов. Вот женщина, вот, вот… Они все сидят и смотрят на барса. А ты посмотри на них. У них нет тени. Только у барса есть. Только он по-настоящему важен. Потому что он зверь. А мы, люди, мы живём без тени…

А посмотри, как на этой картине сделаны цветовые слои, смотри. Как… как будто много цыганских юбок друг из-под друга глядят.

blog10

- У Гаянэ не было специального художественного образования. По счастью. Она посещала один год курсы при художественном училище, и больше ничего. Её не успели испортить. Многие великие художники были без образования. Андре Руссо Таможенник. Фрида Кало. Они рисовали из души.

Вообще есть такие художники, которых необязательно называть по фамилии. Достаточно имени. Фрида. Марк. Гаянэ.

blog11

- Однажды я принёс графические работы Гаянэ показать художникам, академическим, маститым. Они все старые, все уважаемые. Стали смотреть. «Ну, всё некрасиво. Симметрии нет. Рука не так написана. Академии нет!» А потом смотрят так, - Валерий Барухович берёт на отлёт белый лист и всматривается в него; не знаю, что он там видит, но лицо его озаряется восторгом. – «А так смотришь – шедевр!»

blog12

- «Зеркальная цветочница» - эмблема юбилея Гаянэ. Мы начали юбилейную выставку в Ростове-на-Дону, на родине Мартироса Сарьяна, который был среди первых, открывших гений Гаянэ. Он пытался организовывать ей выставки, но не получалось. Хотел сделать чердачную выставку в Ереване – КГБ запретило. Мы начали с Ростова-на-Дону в знак уважения к этому человеку. Показывали работы Гаянэ в Государственной картинной галерее Ростова-на-Дону и в Музее этнографии, в отделении русско-армянской дружбы. Нам очень помог глава армянской общины города Арутюн Сурмалян.

blog13

- Вот эта картина – это «белый период» Гаянэ, видишь, какие светлые, спокойные краски? И ещё вот – прямые линии. На других работах Гаянэ прямых линий нет. Это – реквием для влюблённых. Это… вот в Азербайджане и Иране есть Лейли и Меджнун, в Европе – Ромео и Джульетта, а у русских?

- Маша и Дубровский?

- Ну да. Вот, видишь, влюблённые. И вот. А все остальные – наблюдатели. Одни просто смотрят: вот, вот, вот сразу несколько. А вот – как будто в суфлёрной будке сидит.

А вот, смотри на этот женский образ: женщина стоит на кошке. Посмотри на кошку. Она живёт не как мы, она живёт в двух плоскостях сразу. У неё передние ноги на земле, а задние – на стене. И для неё это нормально.

blog14

- Эта картина, «Натюрморт» – гимн женщине. Гаянэ говорила – самое великое, что создал Господь, это женщина. На этой картине – женщина, только женщина во всех её ипостасях. Вот она заботится: расчёсывает волосы другой женщине, это Любовь. Вот она летит, с храмом, это – Вера. Вот она провожает мужчину на фронт, она будет его ждать, это – Надежда. Вот, смотри, она готова голову сложить. И всё это происходит на большой женщине-кентавре, такой вот женский образ. У неё на спине – скатерть с яствами. Она – женщина, она – кормит.

blog15

- Вот эта картина называется «Актёр, бабочка и шёпот». Я про неё рассказывать не буду, ты на неё сама посмотри. Видишь?

Да. На картине мужчина, мужское лицо, нарисованное шёпотом. Это удивительно, но это так.

Ещё одна удивительная вещь: на других картинах Гаянэ Хачатурян обычно женские образы, а не мужские. Мужское лицо или фигура обычно где-то далеко, маленькие.

blog06

- «Городская прялка». На этой картине Гаянэ собрала образы со своих других картин. Вот они, смотри, все собраны. И не только со своих – вон летящая пара, влюблённые, откуда? Правильно, Шагал. Вон Дон Кихот и Санчо Панса. Эта картина была подарена Роману Валерьевичу Ханукаеву, когда он закончил цирковое училище. Романа с нами уже нет, а картина – вот.

blog17

- Но самый гвоздь, особое блюдо нашей выставки – интерактивная проекция картины. Вот этой. Я сейчас демонстрировать не буду, но это – такая комбинация трёх искусств, видео, живописи и балета. Проекция реагирует на то, как ты двигаешься относительно её; подходишь ближе – она укрупняет тот участок картины, к которому ты приближаешься, давая возможность рассмотреть в деталях. Идёшь вдоль проекции – и она движет «холст» навстречу твоему движению. Можно будет двадцать пятого числа посмотреть.

Я не стала говорить Валерию Баруховичу, но в ожидании его прихода мы со Златкой успели поприсутствовать на отладке и тесте этой интерактивной проекции. Действительно потрясающе, только с непривычки немного головокружительно. Злата так бегала, что проекцию трижды заедало, и над ней принимались колдовать Стасины товарищи, пока, наконец, не отладили до полного совершенства.

Злата даже думала написать о ней репортаж в блоге. У неё с собой была тетрадь, и Златка начала там черновик репортажа: ДВИЖУЩЕЙСЯ КАРТИНА. К сожалению, это всё, на что пока хватило юного репортёра :)

gipsylilya.livejournal.com

Выставка Гаянэ Хачатурян

В галерее «Дом Нащокина» открыта выставка, посвященная памяти одной из самых талантливых и загадочных художниц нашего времени Гаянэ Хачатурян

В галерее «Дом Нащокина» открыта выставка, посвященная памяти одной из самых талантливых и загадочных художниц нашего времени. Личность и творчество Гаянэ Хачатурян, безвременно ушедшей от нас весной этого года, приводят в восхищение и чаруют. Ее картины входят в собрания галерей и музеев по всему миру. Живопись Гаянэ — это и внутренний мир художницы, и преломленные через призму собственного видения мифология и история, и генетическая память... На выставке представлены работы из частных собраний.

«Раздался щелчок, и после длинного тире выскочила вторая цифра. Вторая и последняя — год смерти 2009. А между двумя цифрами — отпечаток вечности. Мимолетность, живое движение, перелив оттенка и жеста уловлены острием грифеля, пера, кончиком кисти».

Людмила Улицкая

С первых своих шагов в искусстве художница заявила о себе столь оригинальными и совершенными работами, что можно говорить об особом даре. Ее с самого начала поддержали корифеи тифлисской школы, выдающийся колорист Александр Бажбеук-Меликов и создательница живописного облика старого Тбилиси Елена Ахвледиани. Высокую оценку творчества Гаянэ (художнице было тогда 20 лет) дал Мартирос Сарьян: «Искусство — голос природы, который передается через человека. Насколько человек будет жить в согласии с самим собой, настолько его искусство будет убедительным и чувственным. Благодаря этому качеству полотна Гаянэ Хачатурян пленяют зрителей, передавая нам ее индивидуальный внутренний поэтический мир».

Сергей Параджанов, один из самых близких друзей Гаянэ, считал ее самой гениальной художницей последней четверти ХХ века. Среди ее друзей и поклонников — Мераб Мамардашвили, Тонино Гуэрра, Владимир Спиваков, Алла Демидова, Франсуаза Саган, Ив Сен-Лоран, Михаил Туманишвили, Отар Иоселиани, Гия Канчели, Евгений Примаков...

Гениальные люди обладают способностью выделять себе подобных из общей массы. Картины Гаянэ имеются в коллекциях всех вышеназванных личностей.

В нее буквально влюбился Андрей Тарковский, который неоднократно приезжал к Гаянэ, чтобы побеседовать и насладиться ее живописью. Каждый раз Гаянэ дарила ему несколько своих работ.

К ней в Тбилиси совершали паломничество поэты, писатели, художники, актеры, общественные деятели. Сам папа Иоанн-Павел II посетил ее мастерскую во время своего визита в Тбилиси.

Картины Гаянэ не просто красивы. Они настолько необычны, что при первом же знакомстве с ними завораживают.

Йоко Оно, посетив дом Стаса Намина, была в восторге от работ Гаянэ. «Неужели в России есть такие художники!» — воскликнула она. Йоко Оно так заинтересовалась творчеством Гаянэ, что прислала своих операторов, чтобы они отсняли для нее картины.

Тонино Гуэрра, восхищенный творчеством Гаянэ, снял о ней фильм. Одну из работ подарил Федерико Феллини. Это была любимая картина в коллекции великого режиссера...

Гаянэ — интереснейшая личность. Круг ее увлечений был необычайно обширен: от древнекитайской поэзии и Лукиана — до Монтеня, Кафки, Эдгара По, от Монтеверди, Люлли и Баха — до джаза и музыки Нино Рота и Ллойда Вебера, от Чарли Чаплина — до Феллини и Тарковского.

«Вся Гаянэ — здесь. Потому что в жизни ее не было ничего, что не воплотилось бы столь причудливым и ненадежным способом, что не отразилось бы на холсте и на бумаге. Мало кому удается с такой полнотой реализоваться. Глядите — все здесь, на ее картинах».

Людмила Улицкая

Выставка в галерее «Дом Нащокина» (Воротниковский пер., 12) открыта до 22 ноября 2009 года ежедневно с 12.00 до 21.00.

Источник: domnaschokina.ru

P. S. Фоторепортаж с выставки в галерее «Дом Нащокина» можно посмотреть на форуме ARTinvestment.RU.

artinvestment.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта