Живописец Иоганн Генрих Фюссли. Фюсли картины


Фюсли Генрих Иоганн Картины биография Fussli Heinrich

Фюсли или иначе Фюссли, Фузели (Fussli, Fusely) Иоганн Генрих (Генри) (1741-1825), швейцарский и английский живописец, график, писатель, историк и теоретик искусства. Генрих Фюсли учился на теологическом факультете университета в Цюрихе; в 1765-1770 и с 1779 жил в Великобритании, в 1770-1778 годах работал в Италии, где сблизился с кружком философа и историка искусства Винкельмана, изучал произведения античного искусства, испытал влияние Микеланджело.

Фюсли Царица эльфов Титания Царица эльфов Титания и Основас головой осла, 1794, Кунстхаус, Цюрих Фюсли Обнаженная и пианистка Обнаженная и пианистка,1800, Художественный музей, Базель Фюсли Ночной кошмар Ночной кошмар,1782, Штеделевский институт

Фюсли не завершил своего богословского образования, так как, ему пришлось бежать из Цюриха, в связи с публикацией сочинения, написанного им против одного бесчестного должностного лица. Фюсли скитался несколько лет по Германии, пока, благодаря своему переводу Шекспировского “Макбета” и “Писем леди Монтэгю”, не познакомился с английским посланником в Берлине и, по его приглашению, не отправился в 1765 году в Лондон. В Англии Фюсли сперва жил переводами английских и немецких книг, затем, наслушавшись академических речей художника Джошуа Рейнолдса, заинтересовался искусством.

Фузели Битва Тора со змеем Ермунгандом Тор в лодке с Хемиром,1789, Академия искусств, Лондон Фузели Визит ночной ведьмы Визит ночной ведьмы,1796, Метрополитен, Нью-Йорк Фузели Ночной ужас Ночной ужас,1781, Институт искусств, Детройт Фюсли Автопортрет Генрих Фюсли и Иоганн Якоб Бодмер,1778-1781, Кунстхаус, Цюрих Фюсли Освобождение
Освобождение от кошмарного сна,1793 Фюсли Дидона Дидона,1781

Знаменитый корифей английской живописи Джошуа Рейнолдс, с которым Фюсли вошел в личное знакомство, посоветовал ему бросить перо и приняться за карандаш и кисти. Послушав Рейнолдса, Фюсли в 1770 году отправился в Италию, сблизился в Риме с Иоганном Винкельманом и Антоном Менгсом, в течение многих лет усердно изучал античное искусство и творчество Микеланджело Буонарроти. Возвратившись в 1779 году в Лондон уже вполне готовым художником, Фюсли достаточно быстро завоевал признание английских художественных кругов и, как художник, стал известен с переиначенной фамилией "Фузели".

В 1788 году лондонская Королевская академия художеств приняла Фюсли в свои ряды. Громадные картины Фюсли, навеянные произведениями Шекспира, Данте, Гомера, литературой немецкого романтизма и воспевавшие титанические порывы человека и трагические коллизии его страстей, сочетают идеализацию образов в духе классицизма с безудержной мрачной фантастикой.

Фузели Грешница Грешница, гонимая смертью1796 Фузели Сотворение Евы Сотворение Евы1793 Фузели Сон Белинды Сон Белинды1790

Картины художника наполнены изощренным гротеском, а иногда - и с острыми жизненными наблюдениями (девять картин для “Шекспировской галереи” Бойделла, 1786-1790, и 47 иллюстраций к “Потерянному Раю” Мильтона, 1790-1800). Фюсли писал также картины, где воплощал тёмные, иррациональные видения (“Ночной кошмар”, Штеделевский институт, 1782, Франкфурт-на-Майне), исполнял виртуозные по графической технике рисунки (иллюстрации к “Божественной комедии” Данте, 1777, “Илиаде” Гомера, 1795-1800, и другие произведения).

Фузели Персиваль и Белисанда Персиваль спасает Белисанду1790-е Фузели Терезий Терезий предсказывает будущее1800 Фузели Сцена с ведьмами
Сцена с ведьмами1785 Фузели Теодор встречает призрак своего предка Теодор встречает призракГвидо Кавальканти, 1783 Фузели Титания и Основа Титания и Основа1790-е Фузели Ведьмы и Макбет Явление трех ведьм Макбету1790-е

В 1799 году Фюсли был назначен профессором, а в 1804 году директором Академии художеств. С этого времени Фюсли посвятил себя почти исключительно литературным трудам, связанным с искусством, (переработка “Словаря живописцев” Пилькингтона, 1805—1810; издание труда “Пятьсот лекций о художниках”, 1820; перевод на английский язык книги Лафатера “Физиономика”). Как живописец, Фюсли в свое время нравился английской публике почти также, как и его современники, Рейнолдс и Уэст, хотя был слабее этих живописцев во многих отношениях.

Мечтания Fussli Мечтания1793 Мария Гесс Fussli
Портрет Марии Гесс1779 Женщины Хастинга Fussli Женщины Хастинга1799 Безумная Кейт Fussli Безумная Кейт1807 Королева фей Fussli Королева фей Меб1815 Сатана Fussli Сатана и грешник1802

Рисунок и вообще техническое исполнение картин Фюсли небрежны; желание поражать необычайным нередко приводило художника к странностям в композиции, к вычурной театральности поз и движений изображенных фигур, а в колорите к резкости и неестественности. Наиболее известные картины Фюсли: “Титания и Основа” (из произведения Шекспира “Сон в летнюю ночь”), “Ночной кошмар”, “Тесей, прощающийся с Ариадной при входе в Лабиринт”, “Смерть кардинала Бофора”, “Шествие теней в Элизиуме”, “Битва Тора со змеем Ермунгандом”, “Уголино в башне голода”.

smallbay.ru

два века кошмара и вожделения

В приемной великого психоаналитика и психиатра Зигмунда Фрейда висела репродукция картины «Ночной кошмар». Эту картину нарисовал Генрих Фюссли, швейцарский художник, натурализовавшийся в Англии. Фюссли считается одним из главных новаторов живописи рубежа XVIII-XIX веков, и ранним представителем зарождающегося романтизма в английском искусстве. В свое время Фюссли весьма импонировал английской публике и был достаточно известен, но многие ли знают о нем сегодня?

Генрих-Генри-Анри-Фюссли-Фюзели-итд-итп, портрет кисти Джеймса Норткота

 

Несложно догадаться, почему в учебниках и книгах по искусствоведению мы нечасто можем встретить упоминание о Фюссли или, тем более, развернутые статьи вместе с иллюстрациями работ. Если вы посмотрите картины и рисунки этого автора – сами все поймете. И  дело вовсе не в том, что критики-искусствоведы считают Фюссли довольно слабым живописцем (техническая  и композиционная небрежность, театральность поз и движений и т.д.).

«Безумная Кейт», 1806

 

Иоганн Генрих Фюссли (возможны варианты, например: Фюсли, Фузели, Фюзели) родился в Цюрихе в 1741 году. Его отец был профессиональным портретистом, однако маленького Генриха с детства готовили к духовной карьере, несмотря на то, что уже в 10 лет мальчик проявлял склонности к рисованию и изучению искусства. В Цюрихе он окончил теологический факультет, но в 1762 году Фюссли издал брошюру, направленную против смотрителя цюрихского магистрата, в результате чего вынужденно превратился в политического эмигранта. В возрасте 21 года он уезжает в Германию, затем ненадолго в Париж, где знакомится с Руссо (Фюссли анонимно издал «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо»), из Парижа едет в Лондон. Во время своих странствий по Германии Генрих переводит «Макбет» Шекспира и «Письма леди Монтэгю», благодаря чему знакомится с английским послом в Берлине и с его легкой руки принимает предложение отправиться в Англию.

«Леди Макбет. Дай мне кинжалы», 1810

 

В Великобритании он живёт с 1765 по 1770 годы. Поначалу Фюссли продолжает своё ремесло переводчика английских и немецких книг. В это же время Фюссли знакомится с Джошуа Рейнолдсом. Рейнолдс посоветовал Фюссли бросить занятия переводами и взяться за карандаш и кисти. В 1770 году в возрасте 27 лет Генрих едет в Италию, чтобы учиться мастерству живописи. В 1770-1778 годах Фюссли жил и обучался в Италии, где сблизился с кружком философа и историка искусства Винкельманом (Фюссли перевел на английский язык трактат Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков»), изучал произведения античного искусства (особое влияние на Генриха оказал Микеланджело).

«Одиссей пред Сциллой и Харибдой», 1794-1976

 

В 1779 году Фюссли вернулся в Великобританию уже в качестве художника. Получив признание в художественных кругах Англии, Фюссли становится известен под фамилией Фузели. Спустя 8 лет, в 1788 году он становится членом лондонской Королевской Академии художеств, в 1799 году – профессором, а в 1804 – Хранителем Академии (фактически ее директором). На этой должности Фюссли почти полностью посвятил себя литературным трудам, снова вернувшись к перьям и чернилам. Его стараниями была сделана переработка «Словаря живописцев» Пилькингтона, издан труд «Пятьсот лекций о художниках», переведена на английский язык книга Лафатера «Физиономика».

Фюссли затронул тему сновидений, кошмаров и эротических снов еще до научных изысканий Фрейда. Творчество этого швейцарского художника, несмотря на все характерные особенности эпохи, в которую оно было создано, смотрится ничуть не архаично. Самая знаменитая работа Фюссли, безусловно, – «Ночной кошмар», или, если быть точнее, серия из четырех картин. В этих известных работах, написанных маслом, Фюссли изобразил инкуба, восседающего на спящей женщине. Как известно, инкуб – демон, который является женщине ночью, во время сна, и совращает её (аналог для мужчин – суккуб). Эти «сексуальные» демоны, в которых люди в средние века действительно верили, фактически являются символом, соединяющим в себе подавленное желание и страх перед этим желанием: подавленное сексуальное влечение прорывается к нам во сне в качестве кошмара.

Кстати, близким другом Фюссли был Эразмус Дарвин – дед создателя теории естественного отбора, Чарльза. Эразмус Дарвин, сам бывший личностью разносторонней и оригинальной (основы эволюционной теории именно он поведал внуку), посвятил картине Фюссли несколько поэтических строф.

Датский художник Николай Абильдгаард использовал сюжет  картин Фюссли «Ночной кошмар» и создал нечто вроде «ремейка»: собственную картину под тем же названием, где нарисовал инкуба, восседающего на двух женщинах (первая и вторая жёны художника).

В основе работ Фюссли лежит дух английской готики, рассказов о привидениях, а также мотивы шекспировской фантастики, которая в свою очередь также берет начало в английском фольклоре (Фюссли делал иллюстрации к пьесам Шекспира).

«Фальстаф в корзине для белья», 1792

 

Вдохновляла его и поэзия Мильтона, это прослеживается в полотнах «Сатана, изгоняющий Итуриэля», «Сон пастуха» и «Три ведьмы». Помимо английского влияния художник активно обрщался к греческой мифологии и германским эпосам.

«Сотворение Евы», иллюстрация к «Потерянному Раю» Мильтона, 1793

 

«Брунгильда рассматривает Гюнтера, которого она пленила», 1807

 

Всё творчество Фюссли пронизывает «фрейдистское» начало. Его рисунки и картины похожи на сны или фантазии. В них переплетаются причудливые фантастические существа, фигуры людей изображаются подчеркнуто гротескно и подчеркнуто телесно (влияние Микеланджело), и почти все работы носят эротический характер.  Руке Фюссли принадлежит и большое количество сугубо порнографических рисунков. Жена художника уничтожила около сотни подобных творений из-за их пошлого содержания.

Портрет жены, Софии Роллинс

 

 

Однако Фюссли не только открыто изображал половые органы или половой акт, но и, выражаясь языком психоанализа, сублимировал эротические переживания в соответствующую символику: продолговатые предметы во многих картинах можно рассматривать как фаллические символы. Тематика сна сама по себе была очень востребована Фюссли. Помимо «Ночного кошмара» можно перечислить: «Леди Макбет, идущая во сне»,  «Сон пастуха», «Сон и Смерть, несущие тело Сарпедона», «Кримхильда, видящая в вещем сне мёртвого Зигфрида».

«Кошмар навещает лапландских ведьм», 1796

 

«Кримхильда, видящая в вещем сне мёртвого Зигфрида», 1805

 

«Сон и Смерть, несущие тело Сарпедона»,1803

 

Известно высказывание о Фюссли писателя Хораса Уолполла, автора готических романов. Он написал о художнике следующее: «Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, совершенно безумен». Возможно, в этом есть своя доля правды, несмотря на то, что у Фюссли был достаточно широкий круг друзей и знакомых, и, видимо, он был человеком общительным и не производил неприятного впечатления. Один из друзей Фюссли, Томас Коутс, правда, написал о нем: «Он не любил некоторых людей и при их появлении убегал в угол комнаты. Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью. Фюссли так хорошо знал все произведения Шекспира, что мог воспроизвести по случаю любое нужное место. Но его талант имел такого же рода искажения, как и его ум, и отражается во многих его картинах». Уильям Блейк, поэт и художник, с которым Фюссли также был знаком и который известен на сегодняшний день больше, нежели Фюссли, писал: «Один лишь человек, которого я знаю, / С которым я при встрече не зеваю. / Фюссли это, он еврей и турок в одночасье, / А это братьям-христианам не приносит счастья».

«Смерть Ахиллеса», 1780

Читайте также:

darkermagazine.ru

Живописец Иоганн Генрих Фюссли: vakin

Иога́нн Ге́нрих Фю́ссли, или Ге́нри Фю́зели (нем. Johann Heinrich Füssli, англ. Henry Fuseli, 7 февраля 1741, Цюрих — 16 апреля 1825, Лондон) — швейцарский и английский живописец, график, историк и теоретик искусства, автор знаменитой серии картин на тему кошмара.

Иоганн Генрих Фюссли в беседе с Цюрихским историком и литератором Иоганном Якобом Бодмером, 1778-1781Служил пастором, затем учился живописи в Берлине, с 1764 работал в Англии, дружил с Уильямом Блейком.

Перевел на английский трактат Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков», анонимно издал книгу «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо» (1767). При несомненном интересе к классической древности и тяге к классицизму иллюстрировал Шекспира, Блейка. В его картинах («Кошмар», 1781; «Спящая и фурии», 1821), заметно пристрастие к мрачно-фантастическим сюжетам, заимствованным из литературы, фольклора и мифологии, гротескному изображению состояний страха и безумия, сверхъестественных существ (демонов, ведьм, призраков).

Фюзели считается одним из главных новаторов живописи рубежа XVIII-XIX веков, а его творчество, наряду с творчеством Уильяма Блейка, — ранним проявлением романтизма в английском искусстве.

Интересные факты

В приёмной Фрейда висела репродукция картины Фюзели «Кошмар».По словам Хораса Уолпола, Фюзели был «поразительно безумен, безумен как никогда, безумен целиком и полностью».Источник - Википедия

Обманка, 1750

Художник в очках, изображающий глупца, 1757-1759

Афродита ведёт Париса к Менелаю, 1766-1770

Симплегма мужчины и двух женщин, 1770-1778

Наказание Воров, 1772

Портрет Марии Гесс, 1778-1779

Портрет Марты Гесс, 1778-79

Подмена, 1780

Парсифаль освобождает Белизану от волшебных пут Урмы, 1783

Клятва трёх конфедератов на горе Рютли, 1780

Ночной кошмар, 1781

Леди Макбет, 1784

Принц Артур и Волшебная Королева, 1788

Ночной кошмар, 1790-1791

Макбет и ведьмы, 1793-1794

Грешница, преследуемый смертью, 1794-1796

Дочь Пандореи, 1795

Сон в летнюю ночь, 1796

Визит ночной ведьмы, 1796

Медея и Ясон

Тишина, 1799-1801

Обнаженная и пианистка, 1800

Психостазия (Взвешивание Душ), 1800

Дама у туалетного столика, 1800-1806

Кримхильда видящая в вещем сне мёртвого Зигфрида, 1805

Кримхильда показывает Хагену голову Гюнтера, 1805

Кримхильда показывает пленному Гюнтеру Кольцо Нибелунгов, 1807

Кинжалы для леди Макбет, 1812

Дама с подобранной юбкой, перед зеркальным столиком, установленом на фаллических опорах, 1810-1820

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

Генрих Фюссли, Анри Фюсли, Johann Heinrich Füssli, Henry Fuseli

Не спроста Зигмунд Фрейд повесил в своей приемной репродукцию виновника нашего материала — английского живописца швейцарского происхождения Генриха Фюссли. Картина «Ночной кошмар», копия которой и висела в приемной основателя психоанализа, является вершиной художественного наследия Фюссли, воплощая в себе концентрат его художественного стиля, в чем сходятся практически все искусствоведы. Но творческое наследие художника куда обширнее, да и сама его персона достаточно любопытна, так что предлагаем вам поближе познакомиться с работами художника и его биографией.

Генрих Фюссли, портрет кисти Джеймса Норткота, 1778

Вообще, можно отметить, что художником Фюссли считается достаточно слабым, чему виной допускаемая им небрежность в композиции, отсутствие как такового пространства, излишняя театральность и прочее. Вместе с тем, это все можно назвать авторским стилем и больше внимания уделить содержанию, нежели форме. А чтобы проследить за формированием художественного стиля Фюссли и понять источники его вдохновения — необходимо обратиться к фактам из его биографии.

Родился Генрих в Цюрихе, в 1741 году. Склонностью к живописи и интерес к ней он проявлял, будучи еще совсем юным, но отец, профессиональный портретист, не понаслышке был знаком со всеми тяготами этого ремесла и отдал сына на обучение в семинарию. Доучился Генрих до магистратуры теософского факультета в Цюрихе, но недовольство смотрителем магистрата реализовалось в форме брошюры, вызвавшей достаточно бурную реакцию. В результате Генрих был вынужден покинуть родные края.

Художнику шел 21-й год.

Фюссли беседует с Иоганном Якобом Бодмером, 1778–1781

Попутешествовав по Германии, пока еще будущий Хранитель лондонской Королевской Академии художеств попадает в Париж, где сближается с Жан-Жаком Руссо, изобретателем теории прямой демократии и видным мыслителем того времени. Будучи в то время более склонным к письму, нежели к живописи, а также обладая отличным образованием, Фюссель анонимно издает «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо». Кроме того, Генрих переводит на немецкий «Макбет» Шекспира и «Письма леди Монтэгю», благодаря чему заводит знакомство с британским послом в Берлине и принимает его предложение поехать в Англию.

В Лондоне Генрих живет в течении 5 лет, работая переводчиком. Джошуа Рейнолдс, ставший к тому времени приятелем Фюссли, дал ему судьбоносный совет — оставить труд переводчика и попробовать себя в живописи. Идея пришлась Генриху по душе и он отправился в Италию, славящуюся своими школами живописи. Именно в Италии, где он на протяжении 8-ми лет жил, учился и работал, Фюссли познакомился с античным искусством и был им крайне восхищен. Равно как и работами живописцев эпохи Возрождения, в особенности — Микеланджело.

Сон королевы Екатерины, 1781

В 1779 году Генрих возвращается в Англию уже как художник. Он быстро завоевывает признание в художественных кругах. В течении последующих 25-ти лет Фузели, как знали его тогда в Лондоне, стал членом лондонской Королевской Академии художеств, получил профессорскую степень и, в итоге, возглавил Аккадемию. Именно на этот период выпадает активная творческая деятельность Фюссли как художника. После — он вновь вернулся к литературной деятельности. Что, в прочем, и не удивительно, учитывая, что вдохновение художник во многом черпал в сексуальности и даже рисовал откровенную порнографию, которую исправно сжигала его супруга, а к тому моменту он уже был на экваторе седьмого десятка.

Но не сексуальностью единой. Увлечение живописью эпохи Возрождения и античные мотивы присутствовали во многих в его работах. Как и мистицизм, всевозможные знаки и символы — в то время в Англии, открывшей для себя Восток со всеми его премудростями и диковинками, уже входило в моду увлечение сверхъестественным, и Фюссли исправно подливал масла в этот огонь. Правда, на данном поприще куда больших успехов, равно как и признания, добился друг и коллега Генриха — Уильям Блейк. Этим двум господам приписывается чуть ли не главная роль в становлении романтизма в английской живописи.

Титания и Боттом, 1790, (по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»)

Но Фюссли определенно тяготел и к классицизму. Особую любовь он питал к произведениям Шекспира, которые в юности переводил, а освоив кисти — иллюстрировал. По воспоминаниям Томаса Коутса, Фюссли легко цитировал Шекспира на память.

Кошмар навещает лапландских ведьм, 1796

Картины Генриха похожи на сновидения. Размытые очертания, неясный фон, нереальность происходящего. Но сумеречное и подсознательное граничит в его полотнах с рассудочным и театральным. В его полотнах, как уже отмечалось, место реально «осязаемого» пространства занимает неопределенный мрак, из которого появляются герои. Художник испытывал определенную любовь к удлиненным фигурам, запечатленным в неестественном движении или ракурсе, угловатым линиям контура, ярким перепадам света и тени, порождаемым освещением «сбоку», которое и делало пространственные границы размытыми.

Литературность Фюссли выражалась в неожиданных аллегорических образах исполненных мрачного символизма, коим его картины иногда даже чересчур перегружены.

Титания, обнимающая Осла, 1793—1794, (по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»)

Несмотря на то, что сегодня Генри Фюзели (именно под таким именем запомнили его современники) не является популярным и активно тиражируемым художником, его вклад в становление европейского романтизма и символизма XIX века, а также влияние на личности многих других известных деятелей, ярчайшим из которых является Уильям Блейк — переоценить трудно. Равно как и то, что острый ум, богатая эрудиция и философские измышления современных художнику и античных мыслителей, привели Фюссли в дебри поисков ключей к пониманию подсознательного, проникновения в глубины сексуальности, размышления на тему сновидений и прочие психологические, по сути своей, изыскания, существенно опередившие и предвосхитившие фундаментальный научный (или псевдонаучный) анализ данных областей.

Не зря Зигмунд Фрейд повесил в своей приемной репродукцию его картины. Ой не зря.

Ночной кошмар, 1781 (репродукция именно этой картины и висела в приемной у Фрейда)  

Ночной кошмар, 1802  

Фальстаф в корзине для белья, 1792  

Битва Тора с Ёрмунгандом, 1790  

Мечтания, 1793   

Сон Белинды, 1790  

 Friar Puck   

Christ Disappearing at Emmaus, 1792  

Scene of Witches from The Masque of Queens, 1785  

The Shepherd's Dream, 1793  

Иллюстрация к пьесе Шекспира «Буря»  

Одиссей между Сциллой и Харибдой, 1794-1796  

Ночной кошмар

estetico.me

Кошмары Henry Fuseli - Обратная сторона полуночи

Портрет Фюзели. Джеймс Норткот.
Генри Фюзели (1741— 1825) (нем. Johann Heinrich Füssli, англ. Henry Fuseli) -швейцарский и английский живописец, график, историк и теоретик искусства, приведший пуританскую Королевскую Академию в полуобморочное состояние.

"Shockingly mad, mad than ever, quite mad."(с) "Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, совершенно безумен." Горацио Уолпол, писатель и меценат.

Генри Фюзели (Фюссли) (1741-1825) родился в Цюрихе, жил в Германии, учился в Италии, работал и умер в Лондоне. Отец его был профессиональным художником-портретистом, но сына готовил к духовной карьере. С 10 лет Генри уже неплохо рисовал и достаточно хорошо разбирался в искусстве. В 1762 году вместе с Каспаром Лаватером (автором физиогномики) Фюссли издает брошюру, направленную против смотрителя цюрихского магистрата, и в результате вынужденно становится политическим эмигрантом. В 21 год он едет в Германию, затем ненадолго в Париж, где знакомится с Руссо, и далее в Лондон. В 27 лет отправляется учиться в Италию, чтобы стать художником. После восьми лет обучения в 1788 году становится членом Королевской Академии художеств, в 1804 - Хранителем Академии.

Фюсли, много ранее Фрейда, поднял в своем искусстве тему сновидения, кошмара и насилия. Вот эта репродукция картины Фюзели "Ночной кошмар" украшала приемную знаменитого психиатра.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/56/John_Henry_Fuseli_-_The_Nightmare.JPG/741px-John_Henry_Fuseli_-_The_Nightmare.JPGThe Nightmare. Ночной кошмар.

Фюзели написал четыре варианта "Ночного кошмара". Один из них хранится в музее Гёте во Франкфурте-на-Майне, другой в Институте искусств в Детройте. Хотя картины написаны не по какому-то конкретному произведению, очевидно, что в их основе лежат истории о призраках и привидениях из английской литературы.

Фигура спящей, а возможно лежащей в обмороке женщины, удлинена и изогнута. Фюзели намеренно написал её именно так, чтобы показать тяжесть сидящего на ее груди инкуба — воплощения кошмаров и бессознательных страхов. Между штор видна голова слепой лошади, как отражение образов демонизма позднего французского романтизма.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/fussli04.jpgНочной кошмар.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/Release.jpgThe Incubus Leaving Two Sleeping Women. 1793. После ночного кошмара.Женщины приходит в себя после встречи с инфернальным любовником, вылетающим в окно на лошади.

По словам Хораса Уолпола, Фюзели был поразительно безумен, безумен как никогда, безумен целиком и полностью.

Близкий друг Фюзелли Томас Коутс так описывал его характер: "Он не любил некоторых людей и при их появлении убегал в угол комнаты. Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью. Фюсли так хорошо знал все произведения Шекспира, что мог воспроизвести по случаю любое нужное место. Но его талант имел такого же рода искажения, как и его ум, и отражается во многих его картинах".

Ученик Фюсли Бенджамин Хэйдон: "Я восхищался его воображением и наблюдал за его манерным творческим стилем. Он обладал всеми сторонами эфирного гения, но у него не хватало земной силы, чтобы выразить свои идеалы естественно. Он представлял гротескную смесь литературы, искусства, скептицизма, бестактности, невежества и доброты. Он разрушал слабые умы, которые принимали его остроумие за разум, бестактность – за воспитанность, богохульство – за мужественность, неверие – за силу ума".

Но самое веское слово о таланте художника сказала его жена. Она уничтожила более 100 его рисунков "за их непристойное содержание".

55.69 КБПортрет Мадам Фюссли. 1790. (c)

Границы художественных интересов Фюзели во многом определило влияние Шекспира. Эротические подтексты, завуалировано присутствующие в шекспировских пьесах, Фюсли переносит сначала в свои иллюстрации ("Макбет" и "Сон в летнюю ночь"), а затем на порнографические рисунки.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/LadyMacbeth.jpgЛеди Макбет.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/LadyMacbethwiththeDaggers.jpgЛеди Макбет с кинжалами.

http://2.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGqnIBFWI/AAAAAAAAHhg/1GteVhl5irU/s1600/queen+katherines+dream_large.jpgQueen Katherine's Dream exhibited. 1781.Шекспировская сцена. Королева Katherine на смертном одре. Кэтрин Арагонская (1485-1536) жена Генриха VIII до его женитьбя на Анне Болейн.

Вряд ли Фюсли был безбожником, скорее он был деистом, как Руссо. Изображая в сценах к мильтоновскому раю некое Божество, он подчеркивал, что "лишь христиане могут признавать его Христом". Иллюстрация Фюсли к "Потерянному раю" Мильтона была выставлена в Королевской Академии в 1780 году и сделала его знаменитым.

"Ощущение огромной физической драмы передано живо и сильно. Следует воздать должное исполненности проекта, но рисунок во всех отношениях выполнен неправильно, все правила вопиюще нарушены, краски невыносимы и неестественны. Тем не менее, налицо все черты гениальности и изощренности воображения в изображении Сатаны и Ithuriel". (The London Courant, 3 May 1780)

"Что-то явно неладно с пропорциями конечностей Сатаны... Однако порясает!" (The St. James’s Chronicle, 9 May 1780).

http://www.tate.org.uk/britain/exhibitions/gothicnightmares/images/infocus/satanspear_lg.jpgSatan Starting from the Touch of Ithuriel's Spear. 1779.

Вряд ли Фюзели можно назвать и женоненавистником. Хотя женщины в его творчестве предстают безжалостными обольстительницами, возбужденными и доминирующими, со сценами женского насилия над мужским телом. Судя по множественным эротическим рисункам, его преследует тема кастрации. Повлияла ли на его эротические фантазии мадам Фюсли?... Говорят, в молодости Фюсли любил другую девушку, но не смог на ней жениться. Возможно, часть его личных переживаний перешла на полотна с эротическими кошмарами. Но даже если предположить наличие философских основ в его эротической графике, женщина для Фюссли – это пол, плоть и воплощение рока.

http://i082.radikal.ru/1011/24/2b5c87a75b4d.jpg

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/TheNight-HagVisitingLaplandWitches.jpgВизит ведьмы. 1796.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/Mad_Kate.jpgБезумная Кейт. 1807.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/TitaniaAwakening.jpgThe Night-Hag Visiting Lapland Witches. 1796. The Metropolitan Museum of Art.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/TitaniaandBottom.jpgTitania and Bottom circa. 1790.

Титания и основа. Фрагменты.

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/bottom_beauty_lg.jpg

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/bottom_titania_lg.jpg

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/bottom_fairies_lg-1.jpg

Пробуждение Титании. Фрагменты.http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/awakening_evilfairies_lg.jpg

http://i265.photobucket.com/albums/ii226/meon8/awakening_goodfairies_lg.jpg

Чем больше разглядываешь лица, тем становится страшнее. Такое ощущение, что смотришь прямо в Ад...

А где происходят вот эти сцены? Почему у девушки на шее ошейник? Почему у другой шляпка надета задом наперед? Эти картину часто сравнивают с романами де Сада, предполагая что это сцена из борделя, а девушка - только что принятая новая проститутка. Впрочем, одна из картин носит название "Дебютантка".

http://3.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGPDMqUCI/AAAAAAAAHgQ/8O9xgnIrh5k/s1600/courtesanelaborateheaddress_large.jpg

http://lh4.ggpht.com/banshee206/SIoitfi_8GI/AAAAAAAAE5Y/C5y6myTnN60/s800/debutante.jpgДебютантка.

http://farm5.static.flickr.com/4147/4992039799_65b5501c33.jpgTwo Courtesans with fantastic Hair-styles and Hats. 1796-1800

Эротические рисунки Фюсли не просто открыто изображают половые органы, но и воспроизводят соответствующую символику. Часто под фаллосы и вагины стилизованы элементы декора или отдельные элементы (одна из куртизанок, та что с пером, изображена с прической, композиционно выстроенной как образ вагины).

И вот такая эротика. БДСМ в первую брачную ночь... острые предметы в рруках... как-то жутковато...

http://4.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGRCg8y1I/AAAAAAAAHgY/1id3nSsamjw/s1600/eroticscenemanthreewomen_large.jpg"Erotic Scene with a man and three women".

http://3.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGb4_GXlI/AAAAAAAAHhA/afr-AP8KnhU/s1600/hephaestus_large.jpg

http://2.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGUcxJXXI/AAAAAAAAHgo/FdqM3fQnZPg/s1600/Henry_Fuseli-464px-Johann_Heinrich_Fussli_047.jpgKriemhilde and Gunther. 1807.

http://4.bp.blogspot.com/_LIu5sx3882I/TNdGONEzoZI/AAAAAAAAHgM/kMAQDMu22Iw/s1600/brunhildguntherceiling_large.jpg"Brunhild Watching Gunther Suspended from the Ceiling on their Wedding Night"

http://lh4.ggpht.com/banshee206/SIoi7PwkITI/AAAAAAAAE5w/h8QcL4u3SZw/s800/womantorturingsmallman_large.jpg

Использовала материал отсюда В.Шестаков "Генри Фюзели: дневные мечты и ночные кошмары". 2002.Вот еще хорошая подборка его кошмаров.На пост меня подбила angelinprada. Еще про Фелисьна Ропса жди, дорогая) тоже чудовище еще то...

Tags: искусство

black-konstansa.livejournal.com

Картины недели. Кошмарные сны Генри Фюссли — Живой Журнал

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)

www.livejournal.com

«Ночной кошмар» Генри Фюзели - Цельнофантастическая оболочка

Генри Фюзели, или Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825) – швейцарский живописец, график, искусствовед. Большую часть жизни провел в Англии. Прежде всего известен серией картин «Ночной кошмар».  Несомненно,  на творчество художника оказала влияние готическая литература, расцвет которой пришелся на конец XVIII – начало XIX века.

Ночной кошмар

Ночной кошмар, 1781

Сюжет «Кошмара» взволновал современников Фюзели. Таинственные символы, намеки, скрытый эротизм – такая картина долго не отпускает зрителя. Современные искусствоведы полагают, что Фюзели удалось показать проявление бессознательного, ведь не просто так репродукция «Ночного кошмара» висела в Венской квартире Фрейда. Любопытно, что Фюзели написал четыре варианта «Кошмара». Кроме того, с картин были сделаны гравюры.

кошмар

Ночной кошмар, 1791

Впрочем, другие работы художника не менее интересны и загадочны.

Сюжеты картин Фюзели черпал из литературы и мифологии. Например, художник создал ряд работ по произведениям Шекспира. А если смотреть на творчество Фюзели в целом – для художника характерны фантастические сюжеты, изображение сверхъестественного и мрачная, готическая атмосфера.

леди Макбет

Генри Фюзели. Леди Макбет, 1784

ведьма

Сцена с ведьмой, около 1785

сон

Сон пастуха (Мечтания), 1793

ночная ведьма

Визит ночной ведьмы (Лапландская ведьма), 1796

Тишина

Тишина, между 1799 и 1801

безумная

Безумная Кейт, 1807

ундина

Ундина в доме рыбака, 1821

volynska.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта