Живописец Иоганн Генрих Фюссли. Фюсли картины
Фюсли Генрих Иоганн Картины биография Fussli Heinrich
Фюсли или иначе Фюссли, Фузели (Fussli, Fusely) Иоганн Генрих (Генри) (1741-1825), швейцарский и английский живописец, график, писатель, историк и теоретик искусства. Генрих Фюсли учился на теологическом факультете университета в Цюрихе; в 1765-1770 и с 1779 жил в Великобритании, в 1770-1778 годах работал в Италии, где сблизился с кружком философа и историка искусства Винкельмана, изучал произведения античного искусства, испытал влияние Микеланджело.









Знаменитый корифей английской живописи Джошуа Рейнолдс, с которым Фюсли вошел в личное знакомство, посоветовал ему бросить перо и приняться за карандаш и кисти. Послушав Рейнолдса, Фюсли в 1770 году отправился в Италию, сблизился в Риме с Иоганном Винкельманом и Антоном Менгсом, в течение многих лет усердно изучал античное искусство и творчество Микеланджело Буонарроти. Возвратившись в 1779 году в Лондон уже вполне готовым художником, Фюсли достаточно быстро завоевал признание английских художественных кругов и, как художник, стал известен с переиначенной фамилией "Фузели".
В 1788 году лондонская Королевская академия художеств приняла Фюсли в свои ряды. Громадные картины Фюсли, навеянные произведениями Шекспира, Данте, Гомера, литературой немецкого романтизма и воспевавшие титанические порывы человека и трагические коллизии его страстей, сочетают идеализацию образов в духе классицизма с безудержной мрачной фантастикой.



Картины художника наполнены изощренным гротеском, а иногда - и с острыми жизненными наблюдениями (девять картин для “Шекспировской галереи” Бойделла, 1786-1790, и 47 иллюстраций к “Потерянному Раю” Мильтона, 1790-1800). Фюсли писал также картины, где воплощал тёмные, иррациональные видения (“Ночной кошмар”, Штеделевский институт, 1782, Франкфурт-на-Майне), исполнял виртуозные по графической технике рисунки (иллюстрации к “Божественной комедии” Данте, 1777, “Илиаде” Гомера, 1795-1800, и другие произведения).






В 1799 году Фюсли был назначен профессором, а в 1804 году директором Академии художеств. С этого времени Фюсли посвятил себя почти исключительно литературным трудам, связанным с искусством, (переработка “Словаря живописцев” Пилькингтона, 1805—1810; издание труда “Пятьсот лекций о художниках”, 1820; перевод на английский язык книги Лафатера “Физиономика”). Как живописец, Фюсли в свое время нравился английской публике почти также, как и его современники, Рейнолдс и Уэст, хотя был слабее этих живописцев во многих отношениях.






Рисунок и вообще техническое исполнение картин Фюсли небрежны; желание поражать необычайным нередко приводило художника к странностям в композиции, к вычурной театральности поз и движений изображенных фигур, а в колорите к резкости и неестественности. Наиболее известные картины Фюсли: “Титания и Основа” (из произведения Шекспира “Сон в летнюю ночь”), “Ночной кошмар”, “Тесей, прощающийся с Ариадной при входе в Лабиринт”, “Смерть кардинала Бофора”, “Шествие теней в Элизиуме”, “Битва Тора со змеем Ермунгандом”, “Уголино в башне голода”.
smallbay.ru
два века кошмара и вожделения
В приемной великого психоаналитика и психиатра Зигмунда Фрейда висела репродукция картины «Ночной кошмар». Эту картину нарисовал Генрих Фюссли, швейцарский художник, натурализовавшийся в Англии. Фюссли считается одним из главных новаторов живописи рубежа XVIII-XIX веков, и ранним представителем зарождающегося романтизма в английском искусстве. В свое время Фюссли весьма импонировал английской публике и был достаточно известен, но многие ли знают о нем сегодня?
Генрих-Генри-Анри-Фюссли-Фюзели-итд-итп, портрет кисти Джеймса Норткота
Несложно догадаться, почему в учебниках и книгах по искусствоведению мы нечасто можем встретить упоминание о Фюссли или, тем более, развернутые статьи вместе с иллюстрациями работ. Если вы посмотрите картины и рисунки этого автора – сами все поймете. И дело вовсе не в том, что критики-искусствоведы считают Фюссли довольно слабым живописцем (техническая и композиционная небрежность, театральность поз и движений и т.д.).
«Безумная Кейт», 1806
Иоганн Генрих Фюссли (возможны варианты, например: Фюсли, Фузели, Фюзели) родился в Цюрихе в 1741 году. Его отец был профессиональным портретистом, однако маленького Генриха с детства готовили к духовной карьере, несмотря на то, что уже в 10 лет мальчик проявлял склонности к рисованию и изучению искусства. В Цюрихе он окончил теологический факультет, но в 1762 году Фюссли издал брошюру, направленную против смотрителя цюрихского магистрата, в результате чего вынужденно превратился в политического эмигранта. В возрасте 21 года он уезжает в Германию, затем ненадолго в Париж, где знакомится с Руссо (Фюссли анонимно издал «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо»), из Парижа едет в Лондон. Во время своих странствий по Германии Генрих переводит «Макбет» Шекспира и «Письма леди Монтэгю», благодаря чему знакомится с английским послом в Берлине и с его легкой руки принимает предложение отправиться в Англию.
«Леди Макбет. Дай мне кинжалы», 1810
В Великобритании он живёт с 1765 по 1770 годы. Поначалу Фюссли продолжает своё ремесло переводчика английских и немецких книг. В это же время Фюссли знакомится с Джошуа Рейнолдсом. Рейнолдс посоветовал Фюссли бросить занятия переводами и взяться за карандаш и кисти. В 1770 году в возрасте 27 лет Генрих едет в Италию, чтобы учиться мастерству живописи. В 1770-1778 годах Фюссли жил и обучался в Италии, где сблизился с кружком философа и историка искусства Винкельманом (Фюссли перевел на английский язык трактат Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков»), изучал произведения античного искусства (особое влияние на Генриха оказал Микеланджело).
«Одиссей пред Сциллой и Харибдой», 1794-1976
В 1779 году Фюссли вернулся в Великобританию уже в качестве художника. Получив признание в художественных кругах Англии, Фюссли становится известен под фамилией Фузели. Спустя 8 лет, в 1788 году он становится членом лондонской Королевской Академии художеств, в 1799 году – профессором, а в 1804 – Хранителем Академии (фактически ее директором). На этой должности Фюссли почти полностью посвятил себя литературным трудам, снова вернувшись к перьям и чернилам. Его стараниями была сделана переработка «Словаря живописцев» Пилькингтона, издан труд «Пятьсот лекций о художниках», переведена на английский язык книга Лафатера «Физиономика».
Фюссли затронул тему сновидений, кошмаров и эротических снов еще до научных изысканий Фрейда. Творчество этого швейцарского художника, несмотря на все характерные особенности эпохи, в которую оно было создано, смотрится ничуть не архаично. Самая знаменитая работа Фюссли, безусловно, – «Ночной кошмар», или, если быть точнее, серия из четырех картин. В этих известных работах, написанных маслом, Фюссли изобразил инкуба, восседающего на спящей женщине. Как известно, инкуб – демон, который является женщине ночью, во время сна, и совращает её (аналог для мужчин – суккуб). Эти «сексуальные» демоны, в которых люди в средние века действительно верили, фактически являются символом, соединяющим в себе подавленное желание и страх перед этим желанием: подавленное сексуальное влечение прорывается к нам во сне в качестве кошмара.
Кстати, близким другом Фюссли был Эразмус Дарвин – дед создателя теории естественного отбора, Чарльза. Эразмус Дарвин, сам бывший личностью разносторонней и оригинальной (основы эволюционной теории именно он поведал внуку), посвятил картине Фюссли несколько поэтических строф.
Датский художник Николай Абильдгаард использовал сюжет картин Фюссли «Ночной кошмар» и создал нечто вроде «ремейка»: собственную картину под тем же названием, где нарисовал инкуба, восседающего на двух женщинах (первая и вторая жёны художника).
В основе работ Фюссли лежит дух английской готики, рассказов о привидениях, а также мотивы шекспировской фантастики, которая в свою очередь также берет начало в английском фольклоре (Фюссли делал иллюстрации к пьесам Шекспира).
«Фальстаф в корзине для белья», 1792
Вдохновляла его и поэзия Мильтона, это прослеживается в полотнах «Сатана, изгоняющий Итуриэля», «Сон пастуха» и «Три ведьмы». Помимо английского влияния художник активно обрщался к греческой мифологии и германским эпосам.
«Сотворение Евы», иллюстрация к «Потерянному Раю» Мильтона, 1793
«Брунгильда рассматривает Гюнтера, которого она пленила», 1807
Всё творчество Фюссли пронизывает «фрейдистское» начало. Его рисунки и картины похожи на сны или фантазии. В них переплетаются причудливые фантастические существа, фигуры людей изображаются подчеркнуто гротескно и подчеркнуто телесно (влияние Микеланджело), и почти все работы носят эротический характер. Руке Фюссли принадлежит и большое количество сугубо порнографических рисунков. Жена художника уничтожила около сотни подобных творений из-за их пошлого содержания.
Портрет жены, Софии Роллинс
Однако Фюссли не только открыто изображал половые органы или половой акт, но и, выражаясь языком психоанализа, сублимировал эротические переживания в соответствующую символику: продолговатые предметы во многих картинах можно рассматривать как фаллические символы. Тематика сна сама по себе была очень востребована Фюссли. Помимо «Ночного кошмара» можно перечислить: «Леди Макбет, идущая во сне», «Сон пастуха», «Сон и Смерть, несущие тело Сарпедона», «Кримхильда, видящая в вещем сне мёртвого Зигфрида».
«Кошмар навещает лапландских ведьм», 1796
«Кримхильда, видящая в вещем сне мёртвого Зигфрида», 1805
«Сон и Смерть, несущие тело Сарпедона»,1803
Известно высказывание о Фюссли писателя Хораса Уолполла, автора готических романов. Он написал о художнике следующее: «Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, совершенно безумен». Возможно, в этом есть своя доля правды, несмотря на то, что у Фюссли был достаточно широкий круг друзей и знакомых, и, видимо, он был человеком общительным и не производил неприятного впечатления. Один из друзей Фюссли, Томас Коутс, правда, написал о нем: «Он не любил некоторых людей и при их появлении убегал в угол комнаты. Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью. Фюссли так хорошо знал все произведения Шекспира, что мог воспроизвести по случаю любое нужное место. Но его талант имел такого же рода искажения, как и его ум, и отражается во многих его картинах». Уильям Блейк, поэт и художник, с которым Фюссли также был знаком и который известен на сегодняшний день больше, нежели Фюссли, писал: «Один лишь человек, которого я знаю, / С которым я при встрече не зеваю. / Фюссли это, он еврей и турок в одночасье, / А это братьям-христианам не приносит счастья».
«Смерть Ахиллеса», 1780
Читайте также:
darkermagazine.ru
Живописец Иоганн Генрих Фюссли: vakin
Иога́нн Ге́нрих Фю́ссли, или Ге́нри Фю́зели (нем. Johann Heinrich Füssli, англ. Henry Fuseli, 7 февраля 1741, Цюрих — 16 апреля 1825, Лондон) — швейцарский и английский живописец, график, историк и теоретик искусства, автор знаменитой серии картин на тему кошмара.Иоганн Генрих Фюссли в беседе с Цюрихским историком и литератором Иоганном Якобом Бодмером, 1778-1781Служил пастором, затем учился живописи в Берлине, с 1764 работал в Англии, дружил с Уильямом Блейком.
Перевел на английский трактат Винкельмана «Размышления о живописи и скульптуре греков», анонимно издал книгу «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо» (1767). При несомненном интересе к классической древности и тяге к классицизму иллюстрировал Шекспира, Блейка. В его картинах («Кошмар», 1781; «Спящая и фурии», 1821), заметно пристрастие к мрачно-фантастическим сюжетам, заимствованным из литературы, фольклора и мифологии, гротескному изображению состояний страха и безумия, сверхъестественных существ (демонов, ведьм, призраков).
Фюзели считается одним из главных новаторов живописи рубежа XVIII-XIX веков, а его творчество, наряду с творчеством Уильяма Блейка, — ранним проявлением романтизма в английском искусстве.
Интересные факты
В приёмной Фрейда висела репродукция картины Фюзели «Кошмар».По словам Хораса Уолпола, Фюзели был «поразительно безумен, безумен как никогда, безумен целиком и полностью».Источник - ВикипедияОбманка, 1750
Художник в очках, изображающий глупца, 1757-1759
Афродита ведёт Париса к Менелаю, 1766-1770
Симплегма мужчины и двух женщин, 1770-1778
Наказание Воров, 1772
Портрет Марии Гесс, 1778-1779
Портрет Марты Гесс, 1778-79
Подмена, 1780
Парсифаль освобождает Белизану от волшебных пут Урмы, 1783
Клятва трёх конфедератов на горе Рютли, 1780
Ночной кошмар, 1781
Леди Макбет, 1784
Принц Артур и Волшебная Королева, 1788
Ночной кошмар, 1790-1791
Макбет и ведьмы, 1793-1794
Грешница, преследуемый смертью, 1794-1796
Дочь Пандореи, 1795
Сон в летнюю ночь, 1796
Визит ночной ведьмы, 1796
Медея и Ясон
Тишина, 1799-1801
Обнаженная и пианистка, 1800
Психостазия (Взвешивание Душ), 1800
Дама у туалетного столика, 1800-1806
Кримхильда видящая в вещем сне мёртвого Зигфрида, 1805
Кримхильда показывает Хагену голову Гюнтера, 1805
Кримхильда показывает пленному Гюнтеру Кольцо Нибелунгов, 1807
Кинжалы для леди Макбет, 1812
Дама с подобранной юбкой, перед зеркальным столиком, установленом на фаллических опорах, 1810-1820
Полностью fotki.com
vakin.livejournal.com
Генрих Фюссли, Анри Фюсли, Johann Heinrich Füssli, Henry Fuseli
Не спроста Зигмунд Фрейд повесил в своей приемной репродукцию виновника нашего материала — английского живописца швейцарского происхождения Генриха Фюссли. Картина «Ночной кошмар», копия которой и висела в приемной основателя психоанализа, является вершиной художественного наследия Фюссли, воплощая в себе концентрат его художественного стиля, в чем сходятся практически все искусствоведы. Но творческое наследие художника куда обширнее, да и сама его персона достаточно любопытна, так что предлагаем вам поближе познакомиться с работами художника и его биографией.Генрих Фюссли, портрет кисти Джеймса Норткота, 1778
Вообще, можно отметить, что художником Фюссли считается достаточно слабым, чему виной допускаемая им небрежность в композиции, отсутствие как такового пространства, излишняя театральность и прочее. Вместе с тем, это все можно назвать авторским стилем и больше внимания уделить содержанию, нежели форме. А чтобы проследить за формированием художественного стиля Фюссли и понять источники его вдохновения — необходимо обратиться к фактам из его биографии.Родился Генрих в Цюрихе, в 1741 году. Склонностью к живописи и интерес к ней он проявлял, будучи еще совсем юным, но отец, профессиональный портретист, не понаслышке был знаком со всеми тяготами этого ремесла и отдал сына на обучение в семинарию. Доучился Генрих до магистратуры теософского факультета в Цюрихе, но недовольство смотрителем магистрата реализовалось в форме брошюры, вызвавшей достаточно бурную реакцию. В результате Генрих был вынужден покинуть родные края.
Художнику шел 21-й год.
Фюссли беседует с Иоганном Якобом Бодмером, 1778–1781
Попутешествовав по Германии, пока еще будущий Хранитель лондонской Королевской Академии художеств попадает в Париж, где сближается с Жан-Жаком Руссо, изобретателем теории прямой демократии и видным мыслителем того времени. Будучи в то время более склонным к письму, нежели к живописи, а также обладая отличным образованием, Фюссель анонимно издает «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо». Кроме того, Генрих переводит на немецкий «Макбет» Шекспира и «Письма леди Монтэгю», благодаря чему заводит знакомство с британским послом в Берлине и принимает его предложение поехать в Англию.В Лондоне Генрих живет в течении 5 лет, работая переводчиком. Джошуа Рейнолдс, ставший к тому времени приятелем Фюссли, дал ему судьбоносный совет — оставить труд переводчика и попробовать себя в живописи. Идея пришлась Генриху по душе и он отправился в Италию, славящуюся своими школами живописи. Именно в Италии, где он на протяжении 8-ми лет жил, учился и работал, Фюссли познакомился с античным искусством и был им крайне восхищен. Равно как и работами живописцев эпохи Возрождения, в особенности — Микеланджело.
Сон королевы Екатерины, 1781
В 1779 году Генрих возвращается в Англию уже как художник. Он быстро завоевывает признание в художественных кругах. В течении последующих 25-ти лет Фузели, как знали его тогда в Лондоне, стал членом лондонской Королевской Академии художеств, получил профессорскую степень и, в итоге, возглавил Аккадемию. Именно на этот период выпадает активная творческая деятельность Фюссли как художника. После — он вновь вернулся к литературной деятельности. Что, в прочем, и не удивительно, учитывая, что вдохновение художник во многом черпал в сексуальности и даже рисовал откровенную порнографию, которую исправно сжигала его супруга, а к тому моменту он уже был на экваторе седьмого десятка.Но не сексуальностью единой. Увлечение живописью эпохи Возрождения и античные мотивы присутствовали во многих в его работах. Как и мистицизм, всевозможные знаки и символы — в то время в Англии, открывшей для себя Восток со всеми его премудростями и диковинками, уже входило в моду увлечение сверхъестественным, и Фюссли исправно подливал масла в этот огонь. Правда, на данном поприще куда больших успехов, равно как и признания, добился друг и коллега Генриха — Уильям Блейк. Этим двум господам приписывается чуть ли не главная роль в становлении романтизма в английской живописи.
Титания и Боттом, 1790, (по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»)
Но Фюссли определенно тяготел и к классицизму. Особую любовь он питал к произведениям Шекспира, которые в юности переводил, а освоив кисти — иллюстрировал. По воспоминаниям Томаса Коутса, Фюссли легко цитировал Шекспира на память.Кошмар навещает лапландских ведьм, 1796
Картины Генриха похожи на сновидения. Размытые очертания, неясный фон, нереальность происходящего. Но сумеречное и подсознательное граничит в его полотнах с рассудочным и театральным. В его полотнах, как уже отмечалось, место реально «осязаемого» пространства занимает неопределенный мрак, из которого появляются герои. Художник испытывал определенную любовь к удлиненным фигурам, запечатленным в неестественном движении или ракурсе, угловатым линиям контура, ярким перепадам света и тени, порождаемым освещением «сбоку», которое и делало пространственные границы размытыми.Литературность Фюссли выражалась в неожиданных аллегорических образах исполненных мрачного символизма, коим его картины иногда даже чересчур перегружены.
Титания, обнимающая Осла, 1793—1794, (по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»)
Несмотря на то, что сегодня Генри Фюзели (именно под таким именем запомнили его современники) не является популярным и активно тиражируемым художником, его вклад в становление европейского романтизма и символизма XIX века, а также влияние на личности многих других известных деятелей, ярчайшим из которых является Уильям Блейк — переоценить трудно. Равно как и то, что острый ум, богатая эрудиция и философские измышления современных художнику и античных мыслителей, привели Фюссли в дебри поисков ключей к пониманию подсознательного, проникновения в глубины сексуальности, размышления на тему сновидений и прочие психологические, по сути своей, изыскания, существенно опередившие и предвосхитившие фундаментальный научный (или псевдонаучный) анализ данных областей.Не зря Зигмунд Фрейд повесил в своей приемной репродукцию его картины. Ой не зря.
Ночной кошмар, 1781 (репродукция именно этой картины и висела в приемной у Фрейда)

Ночной кошмар, 1802

Фальстаф в корзине для белья, 1792

Битва Тора с Ёрмунгандом, 1790

Мечтания, 1793

Сон Белинды, 1790

Friar Puck

Christ Disappearing at Emmaus, 1792

Scene of Witches from The Masque of Queens, 1785

The Shepherd's Dream, 1793

Иллюстрация к пьесе Шекспира «Буря»

Одиссей между Сциллой и Харибдой, 1794-1796

Ночной кошмар
estetico.me
Кошмары Henry Fuseli - Обратная сторона полуночи
![]() |
Портрет Фюзели. Джеймс Норткот. |
"Shockingly mad, mad than ever, quite mad."(с) "Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, совершенно безумен." Горацио Уолпол, писатель и меценат.
Генри Фюзели (Фюссли) (1741-1825) родился в Цюрихе, жил в Германии, учился в Италии, работал и умер в Лондоне. Отец его был профессиональным художником-портретистом, но сына готовил к духовной карьере. С 10 лет Генри уже неплохо рисовал и достаточно хорошо разбирался в искусстве. В 1762 году вместе с Каспаром Лаватером (автором физиогномики) Фюссли издает брошюру, направленную против смотрителя цюрихского магистрата, и в результате вынужденно становится политическим эмигрантом. В 21 год он едет в Германию, затем ненадолго в Париж, где знакомится с Руссо, и далее в Лондон. В 27 лет отправляется учиться в Италию, чтобы стать художником. После восьми лет обучения в 1788 году становится членом Королевской Академии художеств, в 1804 - Хранителем Академии.
Фюсли, много ранее Фрейда, поднял в своем искусстве тему сновидения, кошмара и насилия. Вот эта репродукция картины Фюзели "Ночной кошмар" украшала приемную знаменитого психиатра.
Фюзели написал четыре варианта "Ночного кошмара". Один из них хранится в музее Гёте во Франкфурте-на-Майне, другой в Институте искусств в Детройте. Хотя картины написаны не по какому-то конкретному произведению, очевидно, что в их основе лежат истории о призраках и привидениях из английской литературы.
Фигура спящей, а возможно лежащей в обмороке женщины, удлинена и изогнута. Фюзели намеренно написал её именно так, чтобы показать тяжесть сидящего на ее груди инкуба — воплощения кошмаров и бессознательных страхов. Между штор видна голова слепой лошади, как отражение образов демонизма позднего французского романтизма.

The Incubus Leaving Two Sleeping Women. 1793. После ночного кошмара.Женщины приходит в себя после встречи с инфернальным любовником, вылетающим в окно на лошади.
По словам Хораса Уолпола, Фюзели был поразительно безумен, безумен как никогда, безумен целиком и полностью.
Близкий друг Фюзелли Томас Коутс так описывал его характер: "Он не любил некоторых людей и при их появлении убегал в угол комнаты. Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью. Фюсли так хорошо знал все произведения Шекспира, что мог воспроизвести по случаю любое нужное место. Но его талант имел такого же рода искажения, как и его ум, и отражается во многих его картинах".
Ученик Фюсли Бенджамин Хэйдон: "Я восхищался его воображением и наблюдал за его манерным творческим стилем. Он обладал всеми сторонами эфирного гения, но у него не хватало земной силы, чтобы выразить свои идеалы естественно. Он представлял гротескную смесь литературы, искусства, скептицизма, бестактности, невежества и доброты. Он разрушал слабые умы, которые принимали его остроумие за разум, бестактность – за воспитанность, богохульство – за мужественность, неверие – за силу ума".
Но самое веское слово о таланте художника сказала его жена. Она уничтожила более 100 его рисунков "за их непристойное содержание".

Границы художественных интересов Фюзели во многом определило влияние Шекспира. Эротические подтексты, завуалировано присутствующие в шекспировских пьесах, Фюсли переносит сначала в свои иллюстрации ("Макбет" и "Сон в летнюю ночь"), а затем на порнографические рисунки.

Леди Макбет с кинжалами.
Queen Katherine's Dream exhibited. 1781.Шекспировская сцена. Королева Katherine на смертном одре. Кэтрин Арагонская (1485-1536) жена Генриха VIII до его женитьбя на Анне Болейн.
Вряд ли Фюсли был безбожником, скорее он был деистом, как Руссо. Изображая в сценах к мильтоновскому раю некое Божество, он подчеркивал, что "лишь христиане могут признавать его Христом". Иллюстрация Фюсли к "Потерянному раю" Мильтона была выставлена в Королевской Академии в 1780 году и сделала его знаменитым.
"Ощущение огромной физической драмы передано живо и сильно. Следует воздать должное исполненности проекта, но рисунок во всех отношениях выполнен неправильно, все правила вопиюще нарушены, краски невыносимы и неестественны. Тем не менее, налицо все черты гениальности и изощренности воображения в изображении Сатаны и Ithuriel". (The London Courant, 3 May 1780)
"Что-то явно неладно с пропорциями конечностей Сатаны... Однако порясает!" (The St. James’s Chronicle, 9 May 1780).
Вряд ли Фюзели можно назвать и женоненавистником. Хотя женщины в его творчестве предстают безжалостными обольстительницами, возбужденными и доминирующими, со сценами женского насилия над мужским телом. Судя по множественным эротическим рисункам, его преследует тема кастрации. Повлияла ли на его эротические фантазии мадам Фюсли?... Говорят, в молодости Фюсли любил другую девушку, но не смог на ней жениться. Возможно, часть его личных переживаний перешла на полотна с эротическими кошмарами. Но даже если предположить наличие философских основ в его эротической графике, женщина для Фюссли – это пол, плоть и воплощение рока.
Визит ведьмы. 1796.
Безумная Кейт. 1807.
The Night-Hag Visiting Lapland Witches. 1796. The Metropolitan Museum of Art.
Titania and Bottom circa. 1790.
Титания и основа. Фрагменты.
Пробуждение Титании. Фрагменты.
Чем больше разглядываешь лица, тем становится страшнее. Такое ощущение, что смотришь прямо в Ад...
А где происходят вот эти сцены? Почему у девушки на шее ошейник? Почему у другой шляпка надета задом наперед? Эти картину часто сравнивают с романами де Сада, предполагая что это сцена из борделя, а девушка - только что принятая новая проститутка. Впрочем, одна из картин носит название "Дебютантка".
Дебютантка.
Two Courtesans with fantastic Hair-styles and Hats. 1796-1800
Эротические рисунки Фюсли не просто открыто изображают половые органы, но и воспроизводят соответствующую символику. Часто под фаллосы и вагины стилизованы элементы декора или отдельные элементы (одна из куртизанок, та что с пером, изображена с прической, композиционно выстроенной как образ вагины).
И вот такая эротика. БДСМ в первую брачную ночь... острые предметы в рруках... как-то жутковато...
Kriemhilde and Gunther. 1807.
"Brunhild Watching Gunther Suspended from the Ceiling on their Wedding Night"
Использовала материал отсюда В.Шестаков "Генри Фюзели: дневные мечты и ночные кошмары". 2002.Вот еще хорошая подборка его кошмаров.На пост меня подбила angelinprada. Еще про Фелисьна Ропса жди, дорогая) тоже чудовище еще то...
Tags: искусство
black-konstansa.livejournal.com
Картины недели. Кошмарные сны Генри Фюссли — Живой Журнал
- Main
- Ratings
- Disable ads
- Login
- CREATE BLOG Join
- English (en)
- English (en)
www.livejournal.com
«Ночной кошмар» Генри Фюзели - Цельнофантастическая оболочка
Генри Фюзели, или Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825) – швейцарский живописец, график, искусствовед. Большую часть жизни провел в Англии. Прежде всего известен серией картин «Ночной кошмар». Несомненно, на творчество художника оказала влияние готическая литература, расцвет которой пришелся на конец XVIII – начало XIX века.

Ночной кошмар, 1781
Сюжет «Кошмара» взволновал современников Фюзели. Таинственные символы, намеки, скрытый эротизм – такая картина долго не отпускает зрителя. Современные искусствоведы полагают, что Фюзели удалось показать проявление бессознательного, ведь не просто так репродукция «Ночного кошмара» висела в Венской квартире Фрейда. Любопытно, что Фюзели написал четыре варианта «Кошмара». Кроме того, с картин были сделаны гравюры.

Ночной кошмар, 1791
Впрочем, другие работы художника не менее интересны и загадочны.
Сюжеты картин Фюзели черпал из литературы и мифологии. Например, художник создал ряд работ по произведениям Шекспира. А если смотреть на творчество Фюзели в целом – для художника характерны фантастические сюжеты, изображение сверхъестественного и мрачная, готическая атмосфера.

Генри Фюзели. Леди Макбет, 1784

Сцена с ведьмой, около 1785

Сон пастуха (Мечтания), 1793

Визит ночной ведьмы (Лапландская ведьма), 1796

Тишина, между 1799 и 1801

Безумная Кейт, 1807

Ундина в доме рыбака, 1821
volynska.livejournal.com