Королевская роскошь стиля ампир (70 изысканных идей). Картины ампир
Стиль ампир - Фото Дизайн интерьера
Его величество «ампир великолепный»
Наверное, каждый стоящий у верховной власти правитель, стремится оставить как можно более заметный след в истории временем своего царствования. Вот и наполеоновская эпоха известна нам не только чередой завоевательных походов и сражений одноименного императора, но и моментом зарождения во Франции нового архитектурно-прикладного стиля под названием «ампир».
Само название раскрывает суть и назначение данного стиля. «Ампир» (от фр. empire style – «имперский стиль») возник во время правления императора Наполеона I (1804 –1815 гг.) и активно развивался в первой трети XIX века.
Свои корни «наполеоновский» стиль берет в «классицизме» с его строгими канонами, заимствованиями из античности и торжественно-парадной обстановкой, но значительно дополняет его специфическими нововведениями. В задачи нового стиля прежде всего входило показать величие и могущество империи Бонапарта. С этой целью вслед за «классицизмом» продолжается обращение к прошедшей проверку временем древней культуре, но упор преимущественно делается на искусство позднего Рима, в меньшей степени – древних Греции и Египта. Причем если в эпоху главенства классического стиля делались некоторые заимствования из древних культур, то «ампир» иногда грубо копирует те достижения былых цивилизаций, которые могут подчеркнуть мощь и военное превосходство государства. Стиль становится официальным и начинает искусственно «насаждаться» сверху. Желание правителя показать блеск и силу империи, влияние древних культур, делают его менее строгим и сдержанным, нежели классический, добавляя несколько агрессивного шика в деталях. Выражалось это в нетипичных ярких цветах мебели и аксессуаров, в дерзких цветовых контрастах и необычной форме мебели, в элементах военной тематики в интерьере.
Важными требованиями стиля становятся непременная целостность и четкая симметрия всех элементов обстановки, монументальность форм.
Материалы для стиля ампир
Материалы используются натуральные, дорогие: дерево ценных пород, камень, металлы, в том числе драгоценные, кожа и т. д.
Пол, как правило, паркетный, художественно оформленный из различных ценных пород дерева, либо мраморный с эффектом мозаики. В спальне и гостиной уместен ковер с коротким ворсом. Для усиления эффекта целостности и связности элементов обстановки половое покрытие обязательно сочетается по цвету с мебелью и другими предметами интерьера.
Обычное явление в рамках стиля – чисто-белый потолок или же несколько смягченный, например, цвета слоновой кости, кремовый, но обязательно светлый. По краям и вокруг люстры потолок может быть украшен лепниной в малом количестве. Типично использование карнизов.
Стены в стиле «ампир», как и пол, имеют не только функциональное, но и декоративное назначение. Неслучайно для их отделки выбирается богатый текстиль ярких цветов, например, шелк или парча либо создается имитация ткани. Стеновую поверхность можно окрасить насыщенными цветами, расписать фреской или в технике гризайль. Рекомендуемы рельефные украшения – фрагменты лепнины, медальоны и прочее. Плоскости стен должны быть большими, нерасчлененными.
Белый и золотой цвет в оформлении потолка и стен, пожалуй, лучшее сочетание, способное подчеркнуть роскошь убранства и создать простор даже в не очень большом помещении.
Мебель в «имперском» стиле ампир занимает особое место. Прежде всего, ее должно быть много. Это всевозможные комоды, барные стойки, столики разного назначения, тумбочки, длинные кушетки на античный манер, книжные шкафы и т. д. В общих чертах вся мебель массивная и тяжеловесная, с большими гладкими полированными поверхностями, обильно декорирована в античной тематике и была произведениями искусства лучших мастеров, но зачастую теряла в удобстве, по виду напоминая больше архитектурные объекты, и все из-за своих стилистических задач – показного величия и богатства. Например, нередко в дизайне стиля «ампир» можно было встретить тумбочки в виде постаментов, умывальные столики в форме треножников, стулья со спинкой, имитирующей лиру. Более того, архитектурные элементы, свойственные античности, –колонны, арки, консоли, фризы – непосредственно использовались в отделке мебели.
Характерно, что мягкой мебели отводилось достаточно скромное место. Та же, которая использовалась для сидения, была жесткой и неудобной.
Натуральные материалы для создания мебели – немаловажное требование стиля. Именно «ампир» вводит моду на мебель из дорогостоящего красного дерева; среди мягкой мебели популярностью пользовалась обивка из кожи, вытканного золотом шелка.
В качестве украшения использовались золочение, бронза, резьба. Опорные части столов, стульев, диванов изготавливались в виде гриффонов, химер, античных герм, сфинксов, лебедей, львиных лап. Передние ножки кресел по типу древнеримских нередко начинались сразу от подлокотников. Углы шкафов и комодов обрамлялись отдельно стоящими фигурами Ник (крылатых побед) либо венчались античными колоннами в бронзовой отделке. Вся мебель имеет замкнутые прямоугольные формы, в ее конструкции старались избегать выступов, на вид достаточно приземиста. Массовое распространение получили широкие кресла с низкими спинками, комоды.
Примечательно, что эпоха «ампира» вообще значительно разнообразила привычные для того времени виды мебели – появляются горки (наборы из шкафов, ящиков, полок), узкие серванты и витрины, сервировочные столы круглой формы (для размещения фарфоровой посуды). Благодаря военному образу жизни Наполеона, в обиход вводятся складные табуреты с Х-образными ножками, которые сейчас используются нами в походных условиях.
Предпочтение отдавали темным цветам мебели – венге, черный, темно-красное дерево, либо использовали черный лак. Отделка пестрила многоцветием и отличалась сочетанием разнообразных экзотических пород древесины. Например, нередко можно было встретить употребление фанеровки из красного дерева в контрасте со светлыми породами туи, палисандра; глянцевые мозаичные конструкции в виде деревянных пластин, яркоокрашенных в красный, зеленый, голубой цвета. На фоне темной поверхности мебели и отделки под «золото» общая картина мебели получалась достаточно экзотической, зато как нельзя лучше соответствовала цели произвести впечатление.
Цвета стиля ампир
Традиционно в интерьере использовались насыщенные цвета наполеоновского флага – красный, синий, белый, а также их производные – малиновый, алый, голубой и т. д. Возможные сочетания: белый с золотым, серебряным, пурпурным, зеленым. Сочные цвета и нарядные контрасты передают величие и процветание хозяина апартаментов.
Декор «ампира»
Используются античные архитектурные формы (колонны, пилястры, карнизы и т. п.) и орнаменты. Помимо уже освоенных «классицизмом» лаконичных гирлянд из цветов, дубовых ветвей, лавровых венков, пальметт, геометрического греческого орнамента появляются изображения военной тематики – шлемы, стрелы, мечи, ликторские связки, а также символика империи – пчела, орел, звезда и буква N в обрамлении венка.
Идеальная целостность пространства создавалась, в том числе, однотипными украшениями на разных предметах интерьера. Одинаковый золоченый орнамент на креслах и диване, на багете картин и зеркал… Конечно, воплощение стиля «ампир» было непростой задачей, но на то он и императорский стиль.
Общая стилистика интерьера оставляет впечатление некого иллюзорного мира. Пространство насыщено изображениями мифических животных, которые появляются на различных предметах обстановки вплоть до дверных ручек. Погружению в загадочную атмосферу способствует обилие зеркал, которые развешиваются даже в самых неожиданных местах – на дверных створках, над уровнем пола между мебельных ножек и обязательно в спальне. В центре будуара ставили зеркало, напоминающее арку размером с человеческий рост. Сами предметы интерьера, как актеры в спектакле, играют неизбитые роли – ценным аксессуарам придается вид дешевых безделушек, помещения маскируются. По виду картонная шкатулка при ближайшем рассмотрении оказывается мраморной, стеклянный флакон – яшмовым. В моде были спальни, оформленные в виде военного шатра. Стены могли быть обклеены панорамными обоями с изображениями фантастических пейзажей. Игра света поддерживалась отблеском свечей в хрустальных люстрах. Тяжелые портьеры, как занавес сцену, прикрывали созданный маскарад, не позволяя реальности разрушить королевство «зазеркалья».
Современный «ампир»
1. Подчеркнуть стиль помогут картины в духе XIX века (античной тематики, портреты, городские пейзажи).
2. Обязательным атрибутом должна быть массивная кровать с высоким изголовьем. Если высота потолков позволяет, лучше оформить подиум с использованием ниспадающего с потолка балдахина или же украсить ножки кровати львиными лапами.
3. Для имитации тканевой поверхности стен, свойственной стилю, удобно использовать виниловые обои с характерным мелким рисунком или в полоску.
4. Вместо паркета можно выстелить линолеум, имитирующий древесину, либо ковролин с объемным рисунком.
5. Большое пространство гостиной лучше разбить на зоны посредством колонн. Так будет соблюдено условие лучевой композиции, присущей стилю, когда предметы перетекают из одного в другой.
6. Соответствие стилю придаст шкаф-купе с резными дверцами и большим зеркалом; книжный шкаф с полками от потолка до пола; напольные часы, оформленные под старину; подставки под цветы в форме литой треноги; серванты с красивой посудой.
Заключение по стилю ампир
Таким образом, «ампир» можно назвать кульминацией классического стиля, когда былая строгость еще поддерживалась, но параллельно происходили трансформации в сторону придания пышности и великолепия обстановке. Ярче всего стиль проявился в убранстве резиденций императора Наполеона Бонапарта и его свиты и имел быстрое распространение в европейские монархические дворы и дома аристократии.
Не пропустите интересные новости в фотографиях:
12millionov.com
Стиль ампир в интерьере - создание дизайна и фото идеи
Стиль ампир в интерьере появился в эпоху правления императора Наполеона. Его главная задача заключалась в репрезентации власти, подчеркивании статуса и неограниченных возможностей. Еще одно название стиля – имперский или дворцовый. Ведь именно по канонам ампира выстроены интерьеры дворцов французских и российских императоров. Они величественны и монументальны, им присуща официальная парадность и строгость.
История стиля
Империя – так с французского переводят название стиля. Создавая свою империю, Бонапарт стремился объединить огромные территории и разные народы под своим началом. Связующим звеном должны были стать общие культурные традиции. Однако, строгость классицизма, господствующего в европейских столицах в конце XVIII века, не подходила для этой цели.
Поэтому в первые десятилетия XIX века складывается новый стиль в архитектуре, живописи, литературе и конечно, интерьерах помещений. Над созданием ампира потрудился французский живописец, возвеличивающий на своих полотнах императора и его свиту, Жак Луи Давид. Он восхваляет боевые подвиги правителя, изображая его верхом на горячем коне. Кроме того, он изготавливает красивую лакированную мебель, украшенную дорогой мозаикой и орнаментами, и преподносит Жозефине. Такой подход был весьма щедро оценен властью. Давиду начинают делать крупные заказы, он становится известным.
Под влиянием монументальных картин Жака Луи, развивается и архитектура. Для правителя перестраивают грандиозные дворцы, восхищающие своей красотой и помпезностью. Известными становятся имена архитекторов Пьера Фонтена и Шарля Персье, обновивших Тюильри и Лувр. По их эскизам изготавливали известные мебельные гарнитуры в стиле ампир.
Внутреннее убранство Лувра.
Дизайн интерьера в стиле ампир проник и в Россию. Влияние французской культуры было велико в начале XIX века. Именитые особы приглашали французских гувернеров, живописцев, архитекторов. Модно было не только одеваться на французский манер, но и выражать свои мысли с помощью иностранного языка. Для возведения дворцовых комплексов и соборов в Россию приглашали Анри де Монферрана, Карла Росси. В их исполнении ампир звучал мягче и пластичнее.
Интерьер Павловского дворца.
Особенности французского ампира
Французский ампир в интерьере превозносит Наполеона, поэтому ему присущи показная парадность и величие. Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. Потолки выглядят как произведения искусства. Они дополнены резьбой, лепниной, золочением. Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. На ее внешний вид оказывают влияние события военного похода в Египет и увлечение римскими традициями. Стулья с прямыми спинками украшают накладки с львиными головами, их ножки имеют форму львиных лап или римских колонн. Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир.
Французский ампир – это стиль залов для официальных приемов и торжественных мероприятий. Он призван восхищать и очаровывать, покорять с первого взгляда. Ампир больше подходит для оформления кабинетов, парадных залов, больших столовых и гостиных комнат. Реже с его помощью оформляют спальни.
Особенности русского ампира
Мода на все французское появилась еще при императоре Павле. Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено. Этот запрет сохранился и при Александре I. Однако во время его правления, в России начинают изготавливать мебель в стиле ампир. Для Александра I из Франции передают альбомы с эскизами лучших архитектурных построек, интерьеров, мебели. Мебель заказывают лучшим мастерам, которые изготавливают ее из красного дерева и карельской березы, украшают мозаикой и резьбой. Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной.
Мебель, изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал. Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом. Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный. Для дворцовых петербургских интерьеров заказывали мебель из красного дерева или палисандра с золоченными накладками, и великолепной мозаикой. Для обивки использовали шелк или бархат. Для московских интерьеров изготавливали мебель из дерева более простых пород – ясеня, ореха, липы. В качестве обивки подбирали ситец.
Основные черты стиля ампир
1. Большая площадь и грандиозность - главная черта стиля. Ампир – это исторический стиль, обозначающий интерьеры дворцов и резиденций императоров. Он придает помещениям величественный и торжественный вид. Сегодня его выбирают для оформления статусных номеров в гостиницах высшего класса, интерьеров загородных домов и вил, банкетных залов в ресторанах.
2. Использование центрической композиции. Принципы отделки поверхностей и расстановки мебели в большом помещении строятся чаще всего на лучевой или центрической композиции. Как правило, центр пола и потолка подчеркивается узором.
3. Предметы античности и воинской славы для украшения интерьера. По периметру зала для торжественных приемов или парадной гостиной расставляют скульптурные группы, фарфоровые вазы, бронзовые подсвечники.
4. Большие зеркала. Их использую для подчеркивания блеска золотых поверхностей и отражения великолепия обстановки. Зеркало обязательно должно быть большим, оформленным в массивную раму.
Роль цвета в создании интерьера
Для дизайна интерьера в стиле ампир главным цветом является золотой. Именно он призван подчеркнуть власть и статус дворцовой обстановки.
Блеск золота великолепно подчеркивают:
1. Белый цвет, создающий впечатление утонченности и нарядности. Такое сочетание характерно для украшения потолков и стен.
2. Красный, винный красный, подчеркивающий силу и высокопоставленность. Его чаще всего используют для текстильного оформления (красные ковровые дорожки, обивка диванов и стульев, шторы).
3. Благородный синий, излучающий холодную энергетику, использовали для оформления гостиных или будуаров. В ампире он менее значим по статусу, чем красный цвет. Соответственно, применялся для декора менее важных помещений.
Оформление стен
Стены в ампире – это не просто неприметный фон для картин и зеркал, это драгоценная огранка. Их украшали, как все поверхности, лепниной, золотыми узорами. Для отделки стен не используют обои, грубую каменную кладку или пластиковые панели. Эти материалы под запретом.
Чтобы оформить современное помещение в наполеоновском духе можно использовать такие методы:
- выкрасить стены матовой белой или светло-бежевой краской;
- зрительно разделить их на симметричные части при помощи накладных колонн, молдингов и лепных декоративных элементов;
- все объемные декоративные элементы подчеркнуть при помощи золотой краски;
- некоторые узкие простенки закрыть зеркальными панелями;
- повесить зеркала в больших рамах в нескольких местах;
- украсить стены семейными портретами в величественных позах и нарядах начала XIX столетия.
Потолок
Помещение в имперском стиле обязательно имеет высокие потолки. Это важное условие, на которое следует обращать внимание при создании дизайна современного интерьера в стиле ампир. Если загородная вилла имеет два этажа, а помещения отличаются высокими потолками, то их можно украсть по-царски. Для маленькой квартиры с низкими потолками такие приемы не подойдут.
Итак, основные черты потолка выражаются в следующем:
- они имеют прямую или куполообразную форму;
- выкрашены в белый цвет без глянца;
- украшены росписью в античном стиле, золотой лепниной, медальонами;
- чем больше площадь потолка, тем больше люстр на длинных подвесах его освещают.
Пол
Стиль ампир в интерьере многократно подчеркивается красотой и неповторимостью узоров на полах. Для отделки пола использовали натуральное дерево различных пород. Чаще всего пол выкладывали паркетной доской художественным способом. Для создания рисунка использовали паркетную доску из светлого и темного дерева. Рисунок обязательно симметричен, часто начинается не от угла, а из цента.
Полы в гостиной и спальне украшают дорогим ковром ручной работы. Как правило он имеет орнаментальный рисунок в сине-золотой, красно-золотой или бело-золотой гамме.
Мебель в стиле ампир
Мебель в стиле ампир тяготеет к официальной парадности. Ей чужды мелкие формы, женская изысканность и витиеватость.
Основные черты мебельных гарнитуров заключаются в следующем:
- Использование натуральных дорогих материалов для корпуса и обивки. Плавные линии, очерчивающие форму.
- Мебель для комнаты подбирают из дерева одной породы.
- Украшенная орнаментом поверхность, при этом основу орнамента составляют цветы и геометрические фигуры, часто с золотым покрытием.
- Копирование предметов мебели Античного Рима и Греции. Яркий пример – римское ложе, с одной стороны которого изголовье, а с другой – подлокотник.
Характерные для ампира предметы мебели:
1. Низкий круглый столик на одной опоре. Его делали из ценной породы дерева, украшали инкрустацией, резьбой и золотым орнаментом.
2. Шкаф-витрина с характерной отделкой и стеклянными полочками. С украшением из бронзовых накладных деталей, скульптурных деталей.
3. Большой обеденный парадный стол в окружении высоких стульев. Для обеденной группы часто использовалась сложная техника украшения поверхностей – меркетри (мозаика с использованием ценных пород), художественная резьба.
4. Эксклюзивные музыкальные инструменты, украшенные мозаикой.
Декор
В эпоху правления Бонапарта интерьеры украшали бронзовые группы: подсвечники, люстры, скульптуры и часы. Они отличались особым качеством чеканки, чередованием матовых и глянцевых поверхностей, симметрий и гармонией внешнего вида. Особое место интерьера в стиле ампир занимали фарфоровая посуда, портреты и зеркала в объемных позолоченных рамах.
Фото идеи - ампир в интерьере современных помещений
Видео: Особенности стиля ампир
Тематические материалы:
srbu.ru
Картины современных художников: Ампир стиль в живописи
Ампир (фр. Empire — империя) — стиль в изобразительном искусстве, завершивший развитие классицизма. Стиль опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы).Термином «ампир» первоначально определяли искусство Франции периода империи Наполеона I (1804—1815) в соответствии с существовавшей традицией именовать периоды художественного развития стили искусства по именам королей и формам правления. Французский классицизм эпохи наполеоновской империи, называемый ампиром, сохраняет общую ориентировку классицизма конца 18 века на образцы и формы классического искусства античности. Преимущественное внимание уделяется художественному наследству императорского Рима. В архитектуре заимствуются монументальные формы массивных портиков, триумфальных арок и мемориальных колонн, обширных колоннад, а также военные эмблемы в архитектурных деталях и орнаменте: ликторские связки, скрещенные мечи и копья воинские шлемы и т.п. Ампир через посредство многочисленных атрибутов и символов утверждал идею императорского величия.
Наполеоновский Ампир — стиль жесткий и холодный. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу -Ж. -Л. Давиду. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого — идеалы свободы римской республики.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом, и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В 1802 г. похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен, ранее, в 1786—1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806—1808). В 1806—1836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Шальгрена. Скульптор А. -Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны, другую статую, также работы Шодэ, император вез в обозе в Москву, чтобы установить ее в покоренном городе. Но примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи.
Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы. И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи». На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала нравам парижских Салонов, как бы заранее капитулируя перед узурпатором. Настолько был силен гипноз французской моды. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Эти отношения были прерваны войной. Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью — проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.
Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820—1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».
В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820—1830), наступивший после «английского стиля регентства», или «ридженси». Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830—1890-х гг. Другое, более редкое название Ампира — неоримский стиль. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852—1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение, и восходили к эпохе Меровингов
stiligivopis.blogspot.com
Стиль ампир в интерьере, обои и лепнина для гостиной ампир
Любую квартиру стиль ампир способен превратить в подлинные королевские апартаменты. Первоначально данный вид стиля появился во Франции в годы правления Бонапарта.
Гостевая комната в стиле ампир. Дизайнер смог из простой комнатушки небольших габаритов сделать эксклюзивную, роскошную гостиную.
Гостиная в доме большой французской семьи. Стиль ампир в гостевой комнате демонстрирует статус хозяев дома. Королевские, дорогие апартаменты интересны правильным сочетанием деталей. Лепнина на стенах, светильники, люстра и ламбрекены золотого цвета гармонично смотрятся в общей картине интерьера.
Стильная спальня ампир в нежных персиковых и нейтральных бежевых тонах. Примечательны художественные картины в злотых рамах и правильно подобранное в соответствии с требованиями стиля ампир освещение.
В этой статье читайте:
Главные принципы стиля
Стилю ампир присущи следующие существенные черты:
- отсутствие удобства и мягкости. Это отличает мебель квартиры, выполненной в этом стиле. Все должно быть строгим;
- украшенная позолотой и золотыми нитками светлая, бледная обивка. Порой могут использоваться предметы, которые обтянуты красным сукном, шелком, кожей;
- наличие массивных столов, с каменными столешницами круглой или овальной формы. У них одна опирающаяся нога, имеющая вид пьедестала либо колонны;
- в проемах окон и дверей висят тюлевые, шелковые или льняные занавески и шторы, которые по нижнему краю украшены декоративной лентой. Желательно выбирать светлый цвет материала;
- грамотное освещение квартиры подчеркнет богатство и шикарность. Это можно сделать, повесив люстры с большим количеством светильников и рожков, в которых соединены хрусталь и бронза. Тумбы и столы должны украшать большие лампы с яркими абажурами из текстиля.
В помещениях можно применять классические элементы и интерьерный ампир декор.
Шикарная гостиная в стиле ампир с камином из природного камня. Яркие темно-синие элементы оформления смотрятся контрастно на бледно-бежевом фоне, притягивая взгляд.
Благородный красный в оформлении интерьера для стильных людей, которые не бояться выделяться. Экспрессия, вычурность стиля свидетельствуют о высоком статусе хозяина жилища.
Спальная комната в стиле ампир. Сдержанное оформление интерьера делают помещение светлым, просторным и не загроможденным.
Обеденная комната в ампир стиле в большом загородном коттедже на юге Франции.
Основные черты
Обязательными условиями данного стиля является наличие:
- больших комнат;
- высоких потолков.
В противном случае огромные конструкции будут казаться нелепыми. Ампир годится для великолепных:
- гостиниц и отелей;
- загородных домов и коттеджей.
Хорошо смотрятся отдельные его элементы в гостиных и рабочих кабинетах обычных квартир. Мебель имеет своеобразный богатый ампир декор.
Шикарная кровать выполнена в лучших традициях стиля ампир. Массивные спинки кровати из резного дерева благородного золотого цвета выделяются на фоне остальных деталей интерьера.
Спальня в стиле ампир для молодой леди. Яркий коралловый цвет в сочетании с золотым узором делает дизайн по-настоящему эксклюзивным и стильным.
Большая гостиная в стиле ампир для людей, которые любят демонстрировать свою значимость, величественность и превосходство. Как показывает статистика, ампир подходит для тех, кто по жизни привык быть лидером, победителем.
Современный стиль данного направления
Ампир отлично вписывается как в просторные интерьеры, так и в дизайн современных квартир. При желании всегда можно попробовать создать комнату в стиле ампир в его минимальном виде. Для этого нужно купить 2-3 подходящих элемента мебели, подобающие обои, придать стенам рельефности с помощью современных строительных материалов — гипсокартонных листов.
Стиль ампир в интерьере, помимо рельефных форм, прекрасно дополнят:
- лепные карнизы;
- красочные плафоны;
- восхитительные шерстяные ковры.
Стиль ампир в интерьере подчеркнет наличие:
- изящных книжных стеллажей;
- фарфора;
- различных скульптур.
Центральная люстра создаст основное освещение, а подсветку предметов квартиры выполнят декоративные светильники на стенах. Если прибавить к этому живопись на стенах, огромные вазы с рисунками, проходящие обои, статуэтки, можно придать стилю античные черты. Небольшой сундучок неяркой расцветки, который украшен серебром либо позолотой, сможет оживить дизайн стиля ампир. Стены нужно украсить своеобразными рисунками, медальонами и картинами, это также составляет ампир декор.
Рабочий кабинет в стиле ампир. Идеальное решение для городских квартир. Массивная деревянная мебель с гладкими полированными поверхностями из темного дерева отлично сочетается со светлым паркетом.
Просторная спальная комната в стиле ампир с правильно подобранным освещением. Над кроватью нависает балдахин из дорогой, тяжелой ткани.
На стенах надо повесить светильники — факела либо бра с абажуром. По углам и вокруг хрустальной люстры обязательно должна быть лепнина.
Как в давние времена, так и сегодня самый популярный предмет мебели — это зеркало.
Другая отличительная черта ампир декор стиля — множество прямых линий и композиций орнамента.
Отделка аксессуаров и предметов мебели из:
- текстиля;
- камня;
- натурального дерева.
Величественная прихожая в стиле ампир.
Уникальный дизайнерский проект для городской квартиры в Москве. Отличный вариант для людей, которое любят играть на рояле или слушать, как кто-то играет.
Мелкие детали и материалы для стиля ампир
Дизайн стиля ампир требует особенного внимания к тому, из чего произведены украшения, мебель, обои. Наилучшим вариантом являются дорогостоящие породы деревьев. Совершенно недопустимы ДСП и МДФ. Им не присущи нужные качества, да и внешний вид не говорит о том, что эти материалы обладают ценностью.
Прекрасно смотрится в интерьере стиля ампир мебель, при изготовлении которой использовалось натуральное дерево. В ней, как правило, уже имеются элементы декора, которые свойственны данному стилю:
- карнизы;
- пилястры;
- колонны.
Этому стилю присуще характерное исполнение в виде лап птиц и животных ножек комодов, столов и стульев. Параметры мебели, которыми она должна обладать в этом случае, — замкнутые и резкие очертании, массивность предметов. Открытые ее части в изобилии покрываются золоченными бронзой украшениями, представленными в виде всевозможных в большом количестве узоров и завитков.
Нередко придают красоту витринам, комодам и столам великолепные статуэтки богов. Почетное место в интерьере ампир отводится различным предметам военной атрибутики.
Непременно нужно выделение первостепенного предмета интерьера, им может быть царственный камин, напольные антикварные часы либо массивный шкаф. Именно они будут главными в этом построении, по отношению к нему симметрично и будет размещаться остальная мебель. Отлично будет смотреться установленный в середине комнаты стол.
Классический паркетный пол в гостиной в стиле ампер. Интересны элегантные люстры, имитирующие свечение свечей.
Помпезная комната для гостей. Дизайнер в мелочах продумал интерьер в стиле ампер. Одна из стен украшена большим искусным панно с изображением пейзажа.
Большую роль играют обои, их дизайн. Они способны показать хороший вкус и подчеркнуть эксклюзивность интерьера. Появившемуся во Франции стилю ампир отлично подходят обои из текстиля. Данному стилю свойственно шикарное декорирование тканями.
Цветовая гамма обоев и общая расцветка желательна светлая, но часто используется контраст:
- красный, синий либо белый;
- пурпур и золото.
Неплохо, если при оформлении квартиры в стиле ампир обои будут исполнены в этих контрастных цветах. Применение дешевых материалов недопустимо. Отделку стен можно выполнять из:
- бархата;
- атласа;
- шелка.
Альтернативный материал — венецианская штукатурка или шелковые обои. Цветовая палитра полностью зависит от собственного желания. Единственное, что желательно соблюдать, так это то, что обои должны быть однотонными. Не рекомендуется использовать обои с красочными рисунками и живописными цветами.
Стиль ампир в оформлении жилых помещений показывает:
- преданность традициям;
- великолепие;
- торжественность.
Главенствующее место в этом стиле отдано роскоши, нередко в ущерб удобству и комфорту. Для создания в помещении стиля ампир лучше всего обратиться к опытным специалистам. Часто попытки самостоятельно решить этот вопрос приводят к неудачному результату, когда неверно расставлены предметы мебели и декора.
Эксклюзивный камин декорирован стилистической лепкой. Напыщенный холл в стиле ампир для истинного ценителя.
Громоздкая люстра со свечами переносит с гостей зала в прошлый век. Королевские хоромы с колонами и художественными картинами придают помещению еще большей напыщенности.
Особенности королевского стиля ампир. Видео
Изысканный ампир в интерьерах городских квартир и загородных коттеджей
luckydecor.ru
Стиль ампир в интерьере
Более величественный, чем классика, менее вычурный, чем барокко, традиционный и немного напыщенный – таков стиль, который стал отражением римского классического дизайна с элементами древнеегипетской культуры. При этом зародился он во Франции – во времена правления Наполеона Бонапарта. И ассоциируется стиль ампир с характером этого императора, стремящегося к славе римских правителей.
Сегодня редко кто использует такой дизайн в чистом виде, но его элементы могут присутствовать в оформлении благородных, торжественных и величественных помещений. Чаще всего его применяют в официальных учреждениях – зданиях, принадлежащих властным структурам, чтобы подчеркнуть их значение и величие. В таком стиле может быть оформлен кабинет генерального директора крупной корпорации или помещения фешенебельной гостиницы.
Немного истории
Зародился стиль ампир в начале XIX столетия, когда художник Жак Луи Давид, часто изображавший и восхвалявший императора Бонапарта, представил правителю мебель в его характере. Изделия так понравились Наполеону и его свите, что автор стал регулярно выполнять заказы на такую мебель.
Но «правил» величественный дизайн не очень долго – примерно с 1799 по 1814 год. До этого времени приоритетом аристократических интерьеров был французский неоклассицизм. Его чертами были античные мотивы, продвижение идей Просвещения, строгость и сдержанность. На смену же пришел довольно помпезный, чрезмерно напыщенный и величественный, но не такой вычурный, как барокко, ампир. Его недолговечность объясняется тем, что высшие круги общества вынуждены были использовать понравившиеся императору и его приближенным элементы интерьера, а после падения Наполеона популярность ампира пошла на спад. Хотя между вернувшимся в моду классицизмом и ампиром можно увидеть схожие черты.
Основной идеей стиля стало восхваление императорской власти и самого Наполеона. Много внимания уделяется военным действиям французской армии. При этом все искусство строго регламентируется властью. По заказу монарха возводятся и перестраиваются дворцы Мальмезон, Версаль, Лувр и Тюильри. Авторами выступили Пьер Фонтен и Шарль Персье. Они сделали императорские усадьбы помпезными и роскошными, чтобы выразить величие Священной Римской Империи, как того требовал Бонапарт.
Жак Луи Давид стал основоположником моды на ампир. В 1800 году он написал портрет мадам Рекамье, которую на свое усмотрение «одел» в римскую тунику. На картине она была изображена на кровати с типичным изогнутым изголовьем в императорском стиле. Рядом художник изобразил торшер в древнеримском стиле. Эту картину можно считать началом «царствования» нового стиля.
В 1812 году даже был выпущен справочник «Собрание эскизов для украшения интерьера», созданный Персье и Фонтеном. В книге было прописано использование самых разных народных мотивов всех времен, что провозгласило некоторую эклектичность ампира, но основой оставался величественный римский стиль.
Но стремление прославить величие римской империи доходило до смешного: Наполеон обязывал придворных ходить в римских туниках, и элита французского общества была вынуждена зимой мерзнуть в плохо обогреваемых дворцах.
Разновидности ампира в мире
Двигаясь в своих завоеваниях по континенту, Наполеон навязывал придуманный стиль везде. Конечно, он плохо приживался, ведь культурного обоснования ему не было, кроме величия императора. Но, что интересно, ампир прижился и даже стал востребованным в России: здесь – в стране, которая тоже расправляла крылья в качестве могущественного государства, − также воспевание императорской мощи стало актуальным, только на вершину превозносили, конечно, не Бонапарта, хотя какое-то время империи сосуществовали мирно, и французский монарх даже отправлял Александру I изображение «новостроек» Парижа. Такой стиль стал модным и в высших кругах русского аристократического общества. В итоге направления разделились.
«Русский ампир» проявил себя немного мягче, чем французский. Он был более классическим, чем обязан известному архитектору К. Росси. К тому же, российская интерпретация императорского стиля разделилась на столичное и провинциальное направление, чего не было нигде, даже в самой Франции. Впрочем, провинциальное направление дизайна все-таки больше напоминало классицизм из-за его сдержанности и пластичности.
Характерные черты стиля
С приходом стиля ампир интерьеры и предметы мебели становятся тяжеловесными. При этом сохраняется и даже в некоторой степени преувеличивается торжественность оформления. Здесь повсеместно используются ордерные системы, которые проявляются не только в обилии закономерно установленных колонн, но и в параллельных, симметричных, противопоставленных элементах и плоскостях.
Очертания преимущественно прямолинейные и массивные. Прослеживается четкая и понятная геометричность. Обязательным условием являются черты античной архитектуры. Но если классицизм использовал древнегреческие мотивы, то теперь более актуальными становятся древнеримские детали. Все чаще используется триумфальная арка как элемент конструкций и декора.
Есть и другие отличия, которые позволили отделить ампир от классицизма:
- Приглушенная и сдержанная палитра теряет свою актуальность. На смену ей приходят насыщенные, но, конечно, не пестрые решения.
- Ампир – более холодный и достаточно жесткий по характеру стиль. Это объясняется диктатурой Наполеона и его восхищение военными победами древних римлян.
- Императорское направление в оформлении интерьера не стремится вытеснить классические традиции, во многом их используя. Но при этом новый дизайн демонстрирует вырождение ценностей предыдущей эпохи.
- Ампир стал декорацией к развитию событий на политическом фронте, потеряв настоящую художественную ценность и отодвинув на второй план все ценности классицизма.
Примером типичной отделки стен служат обои с имитацией деревянной обшивки, придуманные декоратором Ж. Зюбером. Другой дизайнер того времени – Ж. Дюфур предложил другие обои – с картинами на темы римских мифов. В целом ампир не был лишен романтичности и восхищения древним эпосом. Но основа всего декора – это мотивы римских походов.
При всей эклектичности ампир никогда не использовал чрезмерное смешение стилей и мотивов, поэтому всегда нужно выбирать строгую композицию.
Цветовая палитра стиля ампир
Основой композиции становится красное дерево – роскошное и действительно богатое решение. В интерьере используется много бронзы, матово-черного и патинированного металла. Из бронзы изготавливаются светильники, вазы, часы, декор мебели.
Компаньонами в палитре помещения чаще всего выступают цвета императорского флага – красный, синий и белый. Эти оттенки используются в насыщенном, ярком виде. Часто именно они покрывают стены, используются в обивке мебели. Мягкие бархатные поверхности нередко выполняют в темном и насыщенном малиновом цвете.
Формы и линии
Напыщенность геометричного и достаточно симметричного стиля выражается во многих деталях:
- Контраст чистой стены без узоров комбинируется с узкими поясами орнаментов, присутствующих в деталях мебели, декоративных ваз и других элементов, которые необходимы для очерчивания конструктивных узлов.
- Орнамент строится на геометричных фигурах – ромбах, овалах, кругах. Но может быть и сюжетным – целой вереницей римской военной процессии. Хотя чаще применимы пчелы и звезды – типичный наполеоновский узор. Как правило, такие элементы присутствуют в виде золотой или серебряной вышивки на бархатном зеленом, шелковом малиновом или атласном синем фоне.
- В декоре нередко используются римские военные мотивы – щиты, скрещенные мечи. Аналогичным образом может быть использован фамильный герб. Он станет прекрасным украшением для настоящего родового гнезда.
- В отделке как поверхностей и конструкций, так и мебели используется богатый объемный рельеф. Это и пилястры, и лепнина, и статуэтки, фрески, имитация колонн.
- Формы мебели и деталей монументальны и торжественны, поэтому совершенно не применимы в тесных помещениях.
Материалы
Как и в классицизме, в интерьере в стиле ампир используются дорогие, роскошные, внешне очень богатые материалы. Но если в классическом оформлении это будут благородно сдержанные решения, то здесь в ярких синих или малиновых красках они смотрятся дорого до вульгарности. Особенно в сочетании с золотой, бронзовой, серебряной отделкой на фоне контраста такие оттенки подчеркивают богатство обстановки.
Так, в отделке и в деталях интерьера используются натуральные породы камня, массив дерева, хрусталь, настоящая бронза и серебро. Текстиль также необходим дорогой – бархат, шелк, хлопковый велюр, парча и др.
Напольные покрытия
Полы обычно покрывают деревом или камнем. Конечно, применима и керамическая плитка, но с имитацией камня, так как сама по себе она не относится к таким роскошным материалам, как мрамор или гранит. Из дерева изготавливают паркет, который будет наиболее уместным в данном стиле. Важно лишь выбрать дорогую породу древесины – с богатой и разнообразной фактурой.
Стены
Стены традиционно обивают текстильными полотнами – парчой или же шелком. Конечно, в современном интерьере это будут, скорее всего, обои с имитацией драпировки тканью. Если выбрать просто фактурные покрытия, они могут содержать объемный позолоченный рисунок – такой же витиеватый, но более вычурный, чем в классическом стиле.
Потолки
Потолки окрашивают в традиционный белый или молочный цвет. Среди современных решений уместен только матовый натяжной потолок или окрашенный гипсокартон. Но в обязательном порядке эту поверхность декорируют лепниной и барельефами. В особо просторных залах будут уместны и статуи Атлантов, поддерживающих потолок.
Мебель
Как уже говорилось, мебель обычно представлена изделиями из красного дерева. Применимы такие породы, как карельская береза, орех. Модели снабжают резьбой и объемными деталями – фигурами животных, мифических созданий, римских богов.
Декорирование интерьера
Декор можно смело назвать самой главной деталью в композиции в стиле ампир. Именно он призван выразить все величие, которое вкладывается в такой дизайн. Несмотря на напыщенность оформления, украшение помещений следует продумать тщательно. Композиционные возможности использования орнамента, описанные выше, могут сочетаться, но важно разместить их так, чтобы не создавалось ощущение навязчивого насаждения узоров и деталей. Величие и настоящая богатая роскошь не могут быть безвкусными. Конечно, в интерьере в стиле ампир аристократичность проявляется в демонстрации богатства, но помнить про чувство меры все-таки нужно всегда.
Среди деталей декора не только лепнина и барельефы, но и:
- мраморные вазы;
- шкатулки с инкрустацией из драгоценных металлов;
- зеркала в торжественных и ажурных рамах;
- фарфоровая посуда;
- массивные часы – как из дорогих пород дерева, так и из бронзы, камня;
- картины с изображением баталий, исторических событий;
- античные статуи;
- помпезные светильники – из хрусталя, бронзы, других металлов.
Тяжелые шторы тоже являются элементом декора. Как правило, их сочетают с коваными карнизами, легкими гардинами, варьируя обстановку и настроение. Занавеси украшают драпировками, бахромой, ламбрекенами, золотым шитьем.
В заключение
Такой стиль, конечно, сложно представить в обычной квартире, но и не в каждом частном доме он будет уместен. Оформление с таким торжественным дизайном выбирают для исключительных помещений, где есть место, чтобы развернуться с массивной мебелью, насыщенными оттенками, объемным декором, витиеватым орнаментом. При грамотном использовании ярких и величественных деталей обстановка получится достаточно благородной. Именно такая подойдет для реализации в кабинете руководителя высшего звена, конференц-зала, холла респектабельной гостиницы и, конечно, рабочего места президента страны.
Фотографии интерьера в стиле Ампир
archiq.ru
Стиль Ампир в интерьерах > 40 фото-идей дизайна комнат в стиле ампир
Содержание:
История возникновения и развития
Возник стиль ампир в интерьере в начале 19 века, сменив классицизм, в то время, когда императором стал Наполеон. Дословно с французского style Empire переводится – "имперский стиль". Он активно развивался в первую половину столетия, а во вторую – начал уступать эклектическим направлениям.
Эксперты считают, что имперский стиль был призван подчеркнуть статус государства и самого правителя. Ввиду своих особенностей, о которых мы расскажем далее, он пришелся по вкусу аристократам Франции и главам других стран.
Довольно быстро он распространился в Российской империи и был популярен до 40-х годов 19 века. Во время правления Александра І была мода на французский язык и культуру. Поэтому новое течение не осталось без внимания.
В России ампир разделился на московский и петербургский. Последний олицетворял все лучшие его проявления, в то время как в московском просматривались элементы классицизма.
Вновь возродился стиль в 30-х годах 20 века, просуществовав 20 лет. В то время он носил название – сталинский ампир и был более сдержанным.
Характеристики стиля ампир
Перечислим основные характеристики стиля ампир:
- Гармоничное сочетание интерьеров Древнего Египта (Новое царство) и античной эпохи.
- Большие по площади помещения с высокими потолками.
- Принципы центрической композиции – центр пола либо потолка подчеркивается с помощью декора.
- Мебель преимущественно из дерева красного или темных тонов с богатым резным декором.
- Тяжелая, массивная драпировка.
- Наличие изделий из бронзы, серебра, позолоты и патины.
- Колоны, пилястры.
- Витиеватый узор.
- Лепнина.
- Предметы, ассоциирующиеся с воинскими достижениями – доспехи, щиты, оружие.
- Скульптуры.
- Картины маслом в богатых рамах.
- Большие зеркала с массивными золочеными рамами.
Основные цвета
Главный цвет, подчеркивающий черты стиля ампир – золотой. Он идеально олицетворяет дворцовую обстановку.
Дополняют его следующие цвета:
- Белый. Создает ощущение легкости, воздушности. Золотым и белым цветом чаще всего отделывают потолок, стены и лестницы.
- Красный. Насыщенный красный цвет задействуется в качестве мягкой обивки, дорожек, штор.
- Синий. Используется в менее важных помещениях – предпокои, будуары.
- Бирюзовый. Дань современным тенденциям. Он уместный, прежде всего, в столовых и спальнях.
Ампир и барокко – есть ли разница
Даже неопытный в дизайне человек увидит много общего в барокко и ампире. Но есть ли разница?
Как уже было сказано выше, ампир возник во Франции в 19 веке. Барокко же зародилось в Италии, придя на смену ренессансу в 18 столетии. В переводе с итальянского baroque означает – напыщенность, причудливость. Стиль также противостоял классицизму, но уверенней.
В отличие от ампира, он более смелый, напыщенный, контрастный и динамичный. Если ампир демонстрирует воинские достижения, то барокко – отрешение от естественности, популярность маскарадных масок и балов.
Жив ли стиль сегодня?
Можно с уверенностью сказать, что дизайн в стиле ампир жив и имеет своих приверженцев.
Его выбирают амбициозные, уверенные в себе люди, которые ставят себе цели часто государственного масштаба. Ампир как нельзя лучше подчеркивает высокий статус и значимость человека в обществе.
Если несколько столетий назад в этом жанре выполняли дворцы, резиденции правителей, барские усадьбы, то сейчас сфера реализации расширилась. Ампир можно встретить в больших загородных домах, просторных квартирах с высокими потолками, банкетных и концертных залах, люксовых номерах в гостиницах.
Имперский стиль может нравиться кому угодно, но реализовать его под силу не каждому. Во-первых, ему нужна большая площадь, во-вторых, немалые финансовые траты, в том числе на антиквариат, в-третьих, без помощи профессионального дизайнера не обойтись.
Дизайнер поможет не только оформить обстановку по всем правилам, но и умело вписать современные, необходимые предметы быта, которые не были знакомы Наполеону, а некоторые из них – Сталину.
Оформляем жилище в стиле ампир
Рассмотрим варианты оформления дома или квартиры в стиле ампир.
Стены
Для комнаты в стиле ампир стены – не просто фон, а огранка изысканного содержания помещения.
- Каменная кладка не используется, обои – в редких случаях, например, с витиеватым узором, имитацией ткани.
- Поверхности окрашиваются белой или нежно-бежевой краской. Вместо нее можно использовать штукатурку.
- Далее их делят на симметрические части с помощью накладных молдингов, колон и лепнины.
- Выступающие элементы можно оставить белыми или покрыть позолотой.
Для спальни в стиле ампир используются цветные вкрапления нежных, ненасыщенных оттенков. Оптимальный цвет – бирюзовый. Он располагает к расслаблению и спокойному сну.
В качестве декора на стенах используют оружие (мечи, щиты, шпаги), а также картины маслом в массивных рамах – семейные портреты, изображения великих полководцев, императоров, реже – пейзажи.
Пол
- Напольное покрытие из лучших сортов древесины. Чаще всего укладывают паркетную доску художественным методом.
Такой пол предполагает узоры, созданные с помощью контрастов древесины. Орнамент начинается и сосредотачивается в центре помещения. Паркетная доска покрывается глянцевым лаком. Она торжественно блестит, отражая красоту и величественность стиля.
- Напольное покрытие делают и из мрамора тоже с узорами на греческий мотив.
В отличие от уязвимого к влаге и истиранию дерева, мрамор целесообразно укладывать в прихожей, кухне, ванной.
- Спальня включает в себя натуральный ковер с узорами и характерными для стиля расцветками.
- Гостиная в стиле ампир также может включать в себя ковер в диванной или обеденной зоне.
Потолок
Представляет собой произведение искусства с гризайлями, изысканной лепниной, патиной или позолотой.
- Основа потолка преимущественно белого цвета.
- Так как направлению свойственна центрическая композиция, вокруг люстры сосредотачивается основная масса лепных узоров, чаще всего в виде круга.
- По периметру потолка укладываются массивные молдинги.
Потолки должны быть высокими в большом помещении, тогда декор сможет максимально раскрыться.
Мебель
Воплощает роскошь и торжественность. Она изысканная и витиеватая.
- Основу составляет дерево.
- Мягкая часть мебели чаще всего – бархат или кожа.
- Ножки мебели с плавным изгибом. Они могут изображать лапы льва либо грифона.
- Плавные линии просматриваются и в декоре.
- Орнамент может быть выполнен в виде вьющихся растений и цветов.
Мебель в стиле ампир для каждого помещения подбирается одной породы. Довольно популярны консоли, банкеты с мягкой обивкой бархатом, кресла с массивными мягкими спинками, невысокие журнальные столики с массивными ножками, кровати с балдахинами, зеркала-псише, шкафы-витрины с полочками из стекла, большой обеденный стол со стульями с высокими спинками.
Центр помещения оставляют свободным. Мебель расставляется симметрически.
Освещение
Центром внимания служит главная люстра, кристально чистые частички которой переливаются под мерцанием множества ламп.
- Плафоны могут быть в форме свечей.
- Второстепенное освещение слегка приглушенное.
- Стены украшают бронзовые канделябры, пол – торшеры с массивными ножками.
Основа освещения богата декором в виде плавных изгибов, вьющихся растений, а также грифонов. Ее часто изготавливают из золоченой бронзы.
✽ ✽ ✽
Стиль ампир в интерьере квартиры максимально раскроется и обаяет своим величием, если жилище будет большой площади (70, 100 и более м кв.).
Реализовать его в хрущевке или в панельном доме будет неуместно и проблематично. Но даже если площадь квартиры позволяет, создавать стиль рекомендуется, заручившись поддержкой и помощью опытного дизайнера.
Смотрите более 700 фото классического дизайна домов, в том числе в стиле ампир в нашей галерее →
www.topdom.ru
Направления и стили в искусстве — Ампир
Просмотров: 35103Ампир, стиль в архитектуре и искусстве
Ампир (от франц. empire - империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.).Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменились стремлением к предельной лапидарности и монументальной выразительности. Наиболее ярким проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции 1789-1794. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтен, - повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др.), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома. Ампир получил распространение в европейских странах; в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси; стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров; Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин; все - в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве.
Лит.: А. И. Некрасов, Русский ампир, М., 1935; Bourgeois E., Le style Empire, ses origines et ses caractиres, P., 1930; Isermeyer Ch.-A., Empire, Mьnch., 1977.
Родительская категория: История | Культура Категория: Направления | Стилиwww.art-drawing.ru