Русский художник Ансельм Кифер. Кифер картины
Anselm Kiefer - Все интересное в искусстве и не только.
Хочу познакомить вас с художником, который производит сильное впечатление, которого стоит знать. В мире современного искусства он выдающаяся фигура. Один раз увидев его работы, вы сможете узнать их всегда. Неоэкспрессионизм в его работах настолько силен и выразителен, что не требует трактовки. Ансельм Кифер родился в Донауэшингене, в семье учителя. В 1965 г., после получения аттестата зрелости Кифер поступил во Фрайбургский университет, где изучал право и романистику, но уже через год перешел на факультет искусств. Он учился у Петера Дреера во Фрайбурге и Хорста Антеса в Карлсруэ, где сдал государственный экзамен. После этого его учителем был Йозеф Бойес.
Известность пришла к Киферу, когда в 1969 г. увидел свет цикл его фотографий «Оккупации», запечатлевших автора в различных уголках Франции, Италии и Швейцарии с рукой, вскинутой в гитлеровском приветствии. Лейтмотив творчества Кифера — разрушительное влияние прошлого на настоящее, критическая полемика с официальной германской историографией.
До сих пор его творчество вызывает широкие общественные дискуссии. Ансельм Кифер не просто взялся за тему нацизма, в ФРГ тогда практически табуированную, он вернул на пьедестал изваяния старых немецких богов, мистиков-романтиков, Вагнера и Ницше — тех, кого вульгарное историческое сознание обвиняло в случившейся катастрофе.
И если бы второй киферовской темой не стал холокост, сам художник вряд ли бы спасся от обвинений в симпатиях к нацизму. Кифер — филолог по образованию и книгочей по призванию. Во многих своих знаменитых инсталляциях он использовал книгу как объект. Самая известная из них — 32-тонная «Перепись населения» (1991) с огромными тяжелыми фолиантами из свинца. Эта свинцовая библиотека читается как зримое утверждение материальной вещественности книги.
В конце 1990-х гг. Кифер начал работать над циклом произведений, толчок к созданию которых дало его увлечение творчеством поэтов Пауля Целана и Ингеборга Бахмана. В 2007 г. эти произведения заняли центральное место в экспозиции Кифера «Звездопад» на выставке «Монумента» в парижском Гранд Пале.
текст
tanjand.livejournal.com
Ансельм Кифер | Artifex.ru
«Искусство — это сложно, это не развлечение», — такими словами заключил однажды интервью для The Guardian великий художник нашего времени Ансельм Кифер (Anselm Kiefer).
Экзистенциальные вопросы и неоэкспрессионизм красной линией проходят через творчество одного из главных немецких живописцев послевоенного европейского искусства. Не только художественными работами известен этот талантливый человек, но также скульптурами и инсталляциями. Необычный и довольно сложный, он получил всеобщее признание и стал в 1990 году лауреатом премии Вольфа. Его творческий путь был тесно связан с такими знаменитыми фигурами в мире искусства, как Йозеф Бойс и Георг Базелиц — первый был его учителем, а творчеством второго он искренне восхищался.
Ансельм родился 8 марта 1945 года в городе Донауэшинген, в Германии. Детство мальчика пришлось на послевоенный период, что сказалось на картинах будущего художника. Отец его был учителем живописи, и это настраивало сына на творчество с малых лет. После окончания школы юноша поступил в Университет Фрайбурга, где занимался изучением романских языков и законодательства. Но после трех семестров он начал посещать художественные академии Фрайбурга, Карлсруэ и Дюссельдорфа, чтобы брать там уроки живописи.
В 1969 году Ансельм получил диплом о высшем художественном образовании. С 1971 по 1991 годы он жил в городе Хорнбах, где создал студию в здании бывшего кирпичного завода. Именно там увидели свет все картины «немецкого периода», которые отличались антифашистской направленностью.
В конце 60-х — начале 70-х годов Ансельм создал серию фотографий, снятых в различных странах мира: Франции, Италии, Швейцарии. На них он в военной форме застыл в нацистском приветствии. Так художник призывал своих сограждан-немцев помнить и признавать потери Второй мировой войны. Намного позже некоторые из этих снимков Ансельм воссоздал на холсте. После этого цикла фотографий под общим названием «Оккупация» к автору пришла широкая известность.
Главными темами творчества Ансельма с тех лет и до сегодняшнего дня является ужасное прошлое, которое разрушающе влияет на настоящее, и жестокая борьба с немецкой историографией. Его работы до сих пор вызывает полемику между ценителями искусства благодаря теме холокоста.
По образованию Ансельм Кифер - филолог, поэтому книга занимает важное место в его знаменитых инсталляциях. Самая известная из них — «Перепись населения». Она весит 32 тонны и представляет собой тяжёлые свинцовые фолианты. Эта библиотека из свинца являет собой утверждение материальной вещественности книги.
В раннем творчестве Ансельм использовал стекло, дерево, солому, части растений и другие материалы, которые делали его произведения более хрупкими и давали зрителю практически тактильно ощутить картины. В тот же период он стал делать на них различные надписи, которые являлись неотъемлемой частью общей эстетики. Эта особенность прочно вошла в арсенал художественных приёмов автора.
В 70-х — 80-х годах в произведениях Ансельма начали появляться персонажи из немецкой мифологии и образы из древней истории. Большинство из них взяты из цикла опер Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Более 30-ти картин художника названы в честь произведений этого композитора.
В 1980-м году Ансельм Кифер и Георг Базелиц представили Германию на Венецианской биеннале.Вторая половина 80-х годов стала для Кифера временем для дальнейшего переосмысления истории Германии тех лет в связи с происходящими событиями. Также автор вернулся к написанию антифашистских работ.
Одним из произведений того периода стала картина «Густое облако» (1985). Эта работа выделяется своим депрессивным посылом. Кусок свинца с ржавчиной – вот что больше всего напоминает густое серое облако, которое нависло над таким же безжизненным серым миром. Так автор выразил протест против базирования тактических ракет НАТО на немецкой земле.
Этот период также породил новую тему для работ Ансельма — анализ роли Германии как цивилизации в развитии мировой культуры. Наряду с теологией его произведения вбирали в себя всё больше элементов скульптуры, оккультных практик и мистики. За свои художественные заслуги в 1990 году мастер был удостоен премии Вольфа.
С 1990-го по 2001 год Кифер путешествовал по Японии, Индии и Мексике, а в 1992 году он переехал в коммуну Баржак во Франции, где открыл новую студию в брошенной фабрике по производству шёлка.
В это время Ансельм создаёт множество скульптур, а основной темой его творчества становится космос. В 1999 году Кифер был удостоен новой высокой награды — Императорской премии Японии за прижизненные достижения.
В 2002 году для складов Pirelli художник создал серию скульптур, составленных из кубов с дверными проёмами, под названием «Башни». Они действительно очень похожи на эти архитектурные сооружения и чем-то напоминают знаменитую падающую Пизанскую башню, поскольку находятся немного под наклоном.
Помимо этого, он создал ряд работ, которые виртуозно сочетают в себе живопись, скульптуру и инсталляцию. Это своеобразный диалог между современностью и разрушительным прошлым.
В работе «Без названия (Книга созвездий)» (2004) Кифер делает отсылку к теориям математика и космолога XVI века Роберта Фладда, картам звёздного неба и произведениям знаменитого немецкого поэта Пауля Целана. На железных листах автор отмечает созвездия галактики.
Каждая звезда представляет собой жертву холокоста. Теорию Фладда о том, что каждая звезда связана с живым существом на планете, он применяет к судьбе Целана, который был евреем и потерял во время войны всю семью, а на одежде носил жёлтую звезду, отличительный знак своей многострадальной нации.
В 2006 году впервые прошла выставка Кифера «Велимир Хлебников» в Баржаке. Эту экспозицию признали огромной инсталляцией. В специальном помещении из гофрированной стали висят на двух стенах 30 больших картин (2×3 метра). Инсталляция стала отсылкой к теориям русского поэта-футуриста Велимира Хлебникова.
Их суть в том, что морские сражения влияют на ход мировой истории раз в 317 лет. Картины Ансельма иллюстрируют это предположение - на них изображены корабли, которые будто недавно покинули поле боя. Их корпуса сильно деформированы, а основная цветовая гамма полотен - грязно-рыжий цвет «изъеденного» временем металла, чёрный, белый и серый. Кроме того на картины нанесена грязь, глина и штукатурка, а также надписи на немецком языке.
В 2007 году триптих Ансельма вошёл в постоянную экспозицию Лувра. Он состоит из картины «Атанора» и двух скульптур — «Даная» и Hortus Conclusus.
В 2008 году Кифер переехал в Париж. Он перевёз свою студию в пригород столицы Франции и разместил её в здании бывшего универмага La Samaritaine. И в этом же году художник был удостоен очередной награды — Премии мира немецких книготорговцев (Der Friedenspreis des Deutschen Buchhandels).
С 30 мая по 3 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге в Николаевском зале Зимнего дворца проходит выставка «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову», которая была организована Государственным Эрмитажем совместно с галереей Тадеуса Ропака. Эта экспозиция посвящена великому русскому поэту.
На сегодняшний день известно, что Ансельм Кифер живет со своей семьёй в районе Марэ в Париже. И, кто знает, может быть скоро порадует любителей искусства своими новыми творениями.
artifex.ru
Ансельм Кифер - Биография художника, известные произведения, выставки
Ансельм Кифер (Anselm Kiefer, 8 марта 1945 г, Донауэшинген, Германия) — немецкий художник, скульптор, фотограф. Основные темы его произведений — история и мифология Германии, ее национальная самобытность, а также легенды Скандинавии; все это гуманист Кифер сопрягает с трагедией Холокоста и убийственной живучестью идей нацизма.Особенности творчества Ансельма Кифера: Большое влияние на Кифера оказали его соотечественники Йозеф Бойс и Георг Базелиц. Художник известен своими масштабными картинами и инсталляциями, в которых прослеживаются тенденции абстрактного экспрессионизма: от минимализма, абстракции и символизма до потрясающего разнообразия материалов и собственных технических приемов реализации задуманных произведений.
Известные работы Ансельма Кифера: «Герои немецкого духа», «Varus», «Падающие звезды», «Вербное воскресенье».
Пепел Второй мировой: рождение
Ранней весной 1945 года, в последние месяцы Второй мировой войны, в терпящей поражение фашистской Германии родился Ансельм Кифер. В самый день его рождения, 8 марта, дом семейства был разрушен — но все выжили, потому что были в больнице. Мальчик из семьи преподавателя живописи спас себя и близких самим фактом своего рождения. Пустынный ландшафт разрушенной войной страны, камни руин и битое стекло, сухие растения и солома, ржавые конструкции и мертвые деревья глубоко отпечатались в сознании Кифера на всю жизнь и стали материалами его первых скульптур. Возрождение из небытия, использование частей старого в строительстве нового, красота, спрятанная внутри продуктов распада — вот то, среди чего росли немецкие дети в стране, которая проиграла войну. Вот темы, которые стали главными в творчестве Кифера. И через много лет Кифер заметил: «Для кого-то руины — это конец, но если есть руины, то всегда можно начать сначала».Юность: учителя-мистики
После рождения сына семья Киферов в поисках безопасной жизни переехала из Донауэшингена в маленькое местечко Оттерсдорф. В 20 лет Ансельм закончил школьное обучение в Раштатте и в 1965 году поступил в университет Фрайбурга, сделав выбор в пользу изучения права и романистики. Его хватает ровно на год, после чего Кифер переводится на факультет искусств, где его учителем становится Петер Дреер — к тому времени уже известный художник и график, руководящий классом рисования в Государственной академии изобразительного искусства. Позже, в Карлсруэ, он занимается в классе Хорста Антеса — молодого, но уже известного художника-конструктивиста. После экзаменов в 1969 году Кифер продолжил обучение у Йозефа Бойса. Последний был не только одним из самых ярких теоретиков постмодернизма: Бойс был большим поклонником ясновидящего и оккультиста, основоположника антропософии и исследователя трудов Гете Рудольфа Штейнера. В своих инсталляциях и перфомансах (Бойс — активный участник движения «Флуксус») художник использовал такие необычные материалы, как мед, топленый жир и войлок.Любовь Бойса к созданию определенной творческой атмосферы и фантастическим объектам, украшавшим его мастерские, Кифер не только перенял, но и вывел на новый уровень. Индустриальные здания, заброшенные и отчасти разрушенные, — одним словом, руины — становятся колыбелями, в которых рождаются новые работы Кифера на протяжении всего его творческого пути.
Нацизм бессмертен? Серия «Оккупации»
1969-й год ознаменовался серией фоторабот Кифера «Оккупации», навеянных идеями Бойса: на снимках Кифер был запечатлен «зигующим» на фоне пейзажей Франции, Швейцарии и Италии. Свои скандальные автопортреты он трактовал как полемику между мирным настоящим и нацистским прошлым своей страны — и широкие общественные дискуссии, вызванные визуализацией нацистского приветствия в Германии, которая старалась откреститься от позорного поражения, были Киферу нипочем. Позднее художник превратил восемь фотографий «Оккупации» в цикл живописных работ «Героический символ». Как считает лондонский искусствовед Норман Розенталь, в своем искусстве Кифер «грандиозным образом объединяет все то ужасное и прекрасное, что имеется в его стране».Немецкий период: Хорнбах
Пока Йозеф Бойс создает свою студенческую политическую силу, главным требованием которой было самоуправление и свободное поступление в Академию Дюссельдорфа для всех, кто этого хотел, Кифер идет дальше по своему творческому пути и переезжает в город Хорнбах. Здесь он облюбовал бывший кирпичный завод, который превратил в студию, и где проработал двадцать лет. В 1971 году начинается Немецкий период в творчестве Кифера, его увлечение циклом опер Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Примерно в то же время на его картинах появляются надписи — имена людей, названия исторических мест или событий, по сей день остающиеся одним из «фирменных» приемов художника. Эти закодированные сигналы, личные киферовские скрижали, которыми художник стремится связать прошлое и настоящее.Отметая все старое, в том числе и воспоминания о «дегенеративном искусстве», в возрождающейся Европе возникает новая волна моды на экспрессионизм, на импульсивное самовыражение художников. На этом фоне формируется новое течение — Новые Дикие (Neue Wilde), которое объединило Георга Базелица, Ансельма Кифера, Герхарда Рихтера, Зигмара Польке. Этих — очень дорогих нынче — германских художников поддержали их коллеги-итальянцы — Франческо Клементе, Энцо Кукки и многие другие. Первой знаковой выставкой Новых Диких стала экспозиция «Новый дух в живописи», прошедшая в 1981 году в Лондоне, где участники выставляли свои работы наряду с произведениями Пабло Пикассо, Энди Уорхола и Дэвида Хокни. К этому периоду относится одна из самых скандальных работ Кифера под названием «Интерьер» (1981) — он изобразил рейсхканцелярию Гитлера после пожара. Тему Холокоста раскрывает полотно «Маргарита» (1981), аллегорическое изображение немки с пылающими косами — картина написана под впечатлением от стихотворения Пауля Целана «Фуга смерти» (1947, отрывок ниже в переводе Ольги Седаковой).
Черное молоко рассвета мы пьем тебя ночьюмы пьем тебя в полдень Смерть это немецкий учительмы пьем тебя вечерами и утром пьем и пьемСмерть это немецкий учитель глаза у него голубые
он целит свинцовая пуля тебя не упустит он целит отличноон на нас выпускает своих волкодавов он нам дарит могилу в воздушном пространствеон играет со змеями и размышляет Смерть это немецкий учитель
золотые косы твои Маргаритапепельные твои Суламифь.
Еще одна — «Суламифь» (1983): символ еврейской женщины, волосы которой превратились в пепел. «Искусство — трудно. Это не развлечение», — считает Кифер.
Свинцовая тяжесть истории: новый материал в творчестве Кифера
Продолжая поиск новых материалов для скульптурных работ, в 1985 году художник приобрел свинцовые листы с крыши Кельнского собора — по сути, исторические реликвии, покрывавшие величественную церковь, которая строилась несколько веков. Кифер в своих работах превратил эти листы в страницы книг — поистине алхимическое превращение свинца в золото современного искусства. Сам художник считает, что «этот материал единственный достаточно тяжел для того, чтобы выдержать вес человеческой истории».Одна из самых знаменитых композиций, в которых хранится дух Кельнского собора — «Первосвященница / Междуречье» (1985−1989). Две полки, помеченные как Тигр и Ефрат, на которых расставлено около двухсот книг из свинца — скрижали, запечатанные в вечности тяжелого металла — производят тягостное и в то же время основательное впечатление. Но есть в скульптуре и надежда — на то, что знания, накопленные человечеством, все же не дадут ему пропасть в горниле войн и страстей.После 1985 года Ансельм Кифер опять возвращается к критике нацизма, к своеобразному анализу роли Германии в общем контексте развития земной цивилизации. «Моя биография — это биография Германии», — говорит Кифер. Темы, над которыми работает художник, берут начало в оккультных движениях и мистических практиках, которые любили эксплуатировать нацисты. Но тут все зависит от точки зрения. Трагедия Холокоста то и дело звучит в работах Кифера нотами боли, нотами трагедии.
Уход из семьи и время путешествий. Баржак
Оставив в 1991 году свою студию в Хорнбахе, а заодно жену и детей, Кифер уезжает из Германии. Впереди его ждет свобода и экзотические страны: художник путешествует по Индии, Мексике, посещает Японию. Напитавшись впечатлениями, он возвращается в Европу и решает «бросить якорь» во Франции. Здесь, в коммуне Баржак, нашелся заброшенный завод по производству шелка, который стал новой творческой резиденцией Кифера.Произведения Кифера всегда характеризуются непоколебимой готовностью противостоять темному прошлому культуры его родины, ее нереализованному потенциалу. Скульптуры, картины, инсталляции часто выполняются в большом, конфронтационном масштабе, который также является средством выражения чувств и мыслей художника. В числе таких монументальных арт-объектов — знаменитые «Семь небесных дворцов» (2004), созданные к открытию галереи «Ангар Бикокка» на окраине Милана, принадлежащей всемирно известной компании Pirelli. Созданные из армированного бетона и грузовых контейнеров, похожие на старые гаражи, дворцовые руины носят имена, позаимствованные художником из древнееврейского трактата «Книга небесных дворцов» (Sefer Hechloth). Вес каждой «руины» около 90 тонн, а высота — от 14 до 18 метров.
Его живописные серии, посвященные поэтам, не менее монументальны. Их герои — Пауль Целан, немецкий поэт-сюрреалист, автор знаменитого стихотворения «Фуга смерти» о судьбе польских узников концлагерей, и Велимир Хлебников — отец русского футуризма, изобретатель языка будущего «заумь». Одна из главных тем серии работ, посвященных Хлебникову, — теория поэта о том, что разрушительные морские сражения влияют на ход истории раз в 317 лет. Кифер интерпретирует эту футуристическую находку Хлебникова на огромных полотнах: его подводные лодки и корабли, кажется, только вышли из боя, неся на себе следы попаданий противника. Ржавчина и техника палимпсеста, тусклые, но в то же время насыщенные цвета картин дополнены грязью и глиной — еще один «фирменный» прием художника.
Новые студии: заброшенный универмаг и бывшая АЭС
110 грузовиков — столько транспортных средств понадобилось Ансельму Киферу, чтобы перевезти свою студию из Баржака в пригород Парижа. В 2008 году его новым творческим пространством опять стало индустриальное здание — бывший универмаг La Samaritaine на трассе Периферик. Свинец стал «камнем преткновения» для местных жителей, охочих для цветных металлов: в 2008 году, перед самым переездом, из мастерской в Баржаке украли 7,5 тонн свинца, который был вскорости найден на местном пункте приема металлолома. А в 2016 году неизвестные похитили скульптуру, аналогичную упоминавшейся вышке работе «Первосвященница / Междуречье», из двора мастерской в Круаси-Бобур: 10 тонн свинца и 12 тонн мрамора канули в ночь.В 2011 году Кифер становится владельцем еще одной заброшенной территории: на этот раз ему пришлась по душе бывшая атомная электростанция Мюльхайм-Керлих на западе Германии, на территории которой он разместил не только студию, но и арт-объекты. Художник был очень настойчив в своем желании приобрести комплекс АЭС, и после многочисленных писем и обращений глава электроэнергетической компании RWE Юрген Гроссман был вынужден уступить.
Счастливый брак
Второй брак Ансельма Кифера оказался удачным: его спутницей жизни стала австрийка Рената Граф, известный фотограф, которая разделяет трепетное отношение своего мужа к руинам и сама не прочь запечатлеть пустынные места, от которых веет одиночеством. Рената также любит подписывать свои работы прямо поверх изображения: была фотография — стала композиция. Семейство вместе с двумя детьми живет в Париже, а для создания новых работ Кифер выбирает одну из двух студий — в пригороде французской столицы либо же отправляется в Германию. В конце концов, студии — не только место рождения новых шедевров, а еще и неплохие вложения в недвижимость.Ансельм Кифер в Лувре и в кино
Ансельм стал единственным из наших современников, чьи работы вошли в постоянную коллекцию Лувра при жизни художника, в 2007 году. Кифер творит и вдохновляет других: в 2014 году вышел художественный фильм «Ной» режиссера Даррена Аронофски — визуальные решения в фильме создавались под впечатлением от работ Ансельма Кифера. Да и судьба главного героя — Ноя — перекликается с основными творческими темами Кифера: по мнению Аронофски, Ной — «тёмный, сложный персонаж», который после пережитого потопа сталкивается с чувством «вины выжившего».Автор: Рита Лозинская
artchive.ru
Русский художник Ансельм Кифер | The Art Newspaper Russia — новости искусства
Открытие выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже
Фрагмент работы Ансельма Кифера в Эрмитаже
Открытие выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже
Работа Ансельма Кифера в Эрмитаже
Открытие выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже
Фрагмент работы Ансельма Кифера в Эрмитаже
«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов» — это первая в России большая и полноценная выставка мастера, завоевавшего всемирную славу в конце 1980-х годов. Благодаря Киферу и другим немецким неоэкспрессионистам в современное искусство, прервав господство чистого концептуализма, возвратилась живопись. Тридцать работ — итог девятилетних переговоров Эрмитажа и Ансельма Кифера. Первоначальный живописный цикл с таким названием был создан художником в 2004–2010 годах, демонстрировался в США и Британии, а одна из работ была продана на аукционе Phillips за $3,2 млн (при эстимейте $500–800 тыс.). Все картины, показываемые в Эрмитаже, написаны Кифером в 2016 году.
Экспозиционное решение выставки очень сдержанно и в то же время радикально. Самый большой зал Зимнего дворца — Николаевский, традиционно принимающий главные временные выставки, превращен почти что в галерейный «белый куб». Три примерно равных нейтральных объема принимают живопись Кифера, а пышный архитектурный декор спрятан под фальшстенами на всю высоту колонн, чьи капители стали едва заметны. Сверху над проемами, членящими экспозицию, художник от руки написал углем ее название. Пространство не смотрится клаустрофобическим, наоборот, в нем много воздуха, а роль окон (подтверждая известную реалистическую метафору) выполняют грандиозные холсты Кифера, висящие на стене, обращенной к Неве: «Дух над водою» размером 4х5,5 м и «Без названия» размером 5х7 м. В обеих этих работах композиционный центр занимает свинцовая книга. Эта живопись не просто трехмерна — иногда она становится почти иллюзорной. В перечислении техник и материалов на этикетках есть холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец и продукты электролиза, все работы свидетельствуют об энергичном творческом воздействии. При этом Кифер характеризует себя как «очень старомодного художника» и говорит: «Я делаю все сам».
Проведя в Петербурге почти неделю перед открытием, Кифер уехал, не дожидаясь вернисажа. По верному замечанию куратора выставки и руководителя отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрия Озеркова, сказав все своим искусством и сделав выставку, художник удаляется, никем не замеченный, через заднюю дверь, оставляя зрителя наедине с живописью.
Картины, показанные в Эрмитаже, можно с уверенностью отнести к пейзажному жанру. Во время публичного диалога между Ансельмом Кифером и Дмитрием Озерковым на сцене Эрмитажного театра 27 мая художник произнес: «Я посмотрел сейчас свою выставку и подумал: я же русский художник!»
www.theartnewspaper.ru
Ансельм Кифер - Рассказки и показки, догадки и напрямки
Я плохо разбираюсь в современном искусстве, поэтому это информационный пост для себя.Но, закрывать не буду.
Ансельм Кифер, крупнейший из художников послевоенной Германии, художник пост-авангардной формации, ученик Йозефа Бойса, один из наиболее знаменитых мастеров современности.
«Гений или провокатор?» – так гласил заголовок британской газеты «Times» в сентябре 2014 г. После того, как студент-художник Ансельм Кифер в 1969 г. написал восемь автопортретов, на которых он поднимал руку в гитлеровском приветствии, и о нем заговорили, этот вопрос возникал вновь и вновь. Сегодня, однако, мир искусства един в том, что Кифер является исключительным художником. Его работы демонстрировались на самых важных художественных выставках, на DOCUMENTA в Касселе и на Венецианской биеннале. Он вообще стал первым художником, получившим Премию мира германской книжной торговли, а также «нобелевскую премию в сфере искусства» – Praemium Imperiale, присуждаемую Japan Art Association.
Художественный подход к истории, религии, философии и мистике определяет все творчество Кифера. С помощью своих тогдашних автопортретов он хотел «отразить невообразимое в себе самом». Эта работа вызвала скандал и была отвергнута большинством профессоров. После этого Кифер продолжил свою учебу на художника у Йозефа Бойса в Дюссельдорфе, который нисколько не сомневался в его критическом самовосприятии. Однако полемика по поводу (германского) прошлого все же сохранилась. Появились монументальные исторические картины, порой на гигантских свинцовых пластинах, на материале, который его особенно очаровывал. «Моя биография – это биография Германии» – таким было часто цитируемое его высказывание.
Родившись в самый драматичный период XX века – весной 1945 года, Ансельм Кифер вырос в постгитлеровской Германии и вошел в искусство вместе с Георгом Базелицем, Зигмаром Польке и Герхардом Рихтером.После катастроф первой половины ХХ века эйфория Ренессанса закончилась. Чудная сказка о человеке, способном вершить прогресс себе на благо скончалась. Человек увидел, на что он способен и занавесил зеркало в своем доме черной тряпкой.
Кифер понял это состоянее совершенно. И дело даже не в вине за содеянное. Художник всегда первый из тех, кому становится невмоготу. Невмоготу смотреть в лицо Богу, ибо только в его лицо художник и смотрит. ''На весь безумный мир ответ один - отказ''.Религиозность Кифера не в том, чтобы найти нового, хорошего пастыря для потерянного человека. Нет, прививка от этой болезни сделана.
Попытки привести небеса в порядок были всегда. Греки тоже к этому стремились, поставив Громовержца во главе. Но бессмертные передрались из-за длинноногих нимф, а граждане свободных Афин стали путать мальчиков в гимнастических залах с богами. А вот безжалостная законченность непостижимого бога Авраама оказалась не под силу человечеству.Бог превратился в наблюдателя безжизненной земли Ансельма Кифера.Кифер - художник безжизненной земли. Вагнеровские идеи обернулись обезображенной своими же золотоволосыми дочерьми и сыновьями Motherland. Художник оказался посреди руин.
Ансельм Кифер художник безжалостный. К мифу-земле, из которой может прорасти что угодно, к мифу-лесу, темными стволами угрюмо обступающиму путника, к мифам-камням, иногда складывающимся в стену бункера. К мифу-идее, вязкой, завораживающей, гнетущей идее мессианства. Но в первую очередь Кифер беспощаден к самому себе. К своей любви к земле-мифу, к камню-мифу, к лесу-мифу.Ничего не принимающий и ни от чего не отрекаюшийся, Ансельм Кифер стоит на своей земле, обратив лицо к своему небу.
Кифер разминает комок черной, своей земли. Сверху земля подсохла и серой пылью осыпается на холст, смешиваясь с вязкой краской. В середине комка темно-коричневая, сырая плоть. Пальцы скользят по жирной поверхности, стараясь придать ей форму. Серо-розовая земля в клочьях сухой травы тянется до дощатого горизонта. Тяжелое, свинцовое небо в ржавых подтеках.
Главная болевая точка творчества Кифера — Холокост как воплощение германской катастрофы. Испытал воздействие философии каббалы, мистики и алхимии Роберта Фладда, других духовидцев. В 1990-2000-х годах создал серии работ, вдохновленных творчеством Пауля Целана, Ингеборг Бахман, Велимира Хлебникова. Выступает как театральный художник и художник книги.
Для полного погружения в творчество Кифера стоит отправиться и в миланский музей Hangar Bicocca, где представленные в его постоянной экспозиции скульптуры The Seven Heavenly Palaces не смогли бы попасть в Париж чисто по территориальным соображениям: бетонные башни, самая низкая из которых достигает 14 метров в высоту, увы, требуют куда большего пространства, чем может предоставить Центр Жоржа Помпиду).
Сергей Кусков о творчестве Ансельма Кифераhttp://art-critic-kuskov.com/kiefer.html
http://www.liveinternet.ru/users/vl866911/post245436205/
В 1992 г. Кифер переезжает во Францию и предписывает себе трехлетнюю творческую паузу, во время которой он путешествует и занимается литературным трудом. После этого его палитра становится более светлой. Он обращается к космическим темам и использует новые материалы. Сегодня его оценки со стороны международных художественных экспертов простираются от «археолога скорби» до «превосходного специалиста по преодолению прошлого». Лондонский искусствовед Норман Розенталь пишет, что в своем искусстве Кифер «грандиозным образом объединяет все то ужасное и прекрасное, что имеется в его стране».
Ансельм Кифер — и главный монументалист современного искусства, и не совсем чуждый французам человек: более десяти лет назад он поселился на юге Франции — в Баржаке. Там, на заброшенной фабрике шелковых тканей, располагается его мастерская: 35 гектаров пустырей, холмов, цехов, бункеров и мусорных свалок — из всего этого вырастают скульптуры, картины и книги художника
Работы находятся в собраниях:Лувр. Париж, Франция.Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма. Нью-Йорк, США.Art Institute of Chicago. Чикаго, США.Музей Гуггенхайма в Бильбао. Испания.
tat-pania.livejournal.com
Ансельм Кифер. Сколько стоят работы художника
Имя столь громкое, что цены априори кажутся баснословными: счет на многие миллионы. Это не совсем так. Многие из тех, кто имеет возможность сегодня собирать лучшие работы наших шестидесятников первого ряда, при желании могут замахнуться и на КифераС некоторыми важными оговорками. Но об этом потом.
А сначала о празднике в Питере. Знаменитый немецкий экспрессионист, интеллектуал, гуманист, художник влюбленный и тонко чувствующий литературу, создал новый проект специально для пространства Николаевского зала Эрмитажа. Специально настолько, что в студии Кифера была воссоздана планировка зала, чтобы точно спланировать экспозицию. Работ привезли много. Да что там — колоссальный объем. При этом Кифер пишет все сам. Помощники лишь помогают ему лишь с организационными и хозяйственными вопросами. Мировая звезда мало того что сделала проект под наш музей, так и еще и ключевое высказывание было выбрано на тему русского литературного авангарда. Выставка называется «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову». Наш «будетлянин», отец «зауми» — один из кумиров Кифера, который уже не первый раз посвящает ему выставку. Те коллекционеры, кто уже видел «Хлебникова», отмечают, что по уровню получилось нечто выдающееся. Из Питера вернулись под сильным впечатлением.
Накануне открытия вместе с самим мэтром в Петербург приехали с полсотни важных зарубежных коллекционеров. Это только начало. Потом их будет гораздо больше. Дело в том, что 72-летний Ансельм Кифер, по мнению знатоков, вместо того чтобы почивать на лаврах, взвинтил темп и достиг пика творческой формы. Примерно 2-3 года назад он радикально сменил манеру и вышел на уровень, который заставил восхититься даже видавших виды ценителей искусства. Дилер Кифера рассказывал, что на последние работы маэстро выстроилась очередь чуть ли не из сотен коллекционеров. Вроде бы за них просят уже многие миллионы (называют аж до $10 млн за отдельные вещи исполинских размеров). Но обращает внимание, что в силу большой разницы в классе сравнивать новые цены с работами прежних лет некорректно. С разумной поправкой на фактор дилера — да, можно это принять как объяснение. Проверить нельзя. Работ Кифера 2015–2017 годов на аукционном рынке действительно пока не встречалось.
Но зато картины более ранних периодов продавались в изобилии.
На их аукционные цены и будем ориентироваться.
Необходимо сразу отметить, что у работ Ансельма Кифера сложился большой и развитый вторичный рынок. В «Артпрайсе» зарегистрировано 493 аукционных эпизода по картинам, 91 по графике, а еще 42 раза продавались его объекты. Это только на аукционах. Без учета галерейных продаж, хотя Кифер давно уже один из самых ликвидных художников на внеаукционном рынке.
Вместе с тем вопреки распространенному мнению Кифер не входит в топ-10 самых дорогих ныне живущих художников. Входной билет в этот клуб стоит почти $20 млн. А у Кифера аукционный рекорд пока составляет $3 570 727. Столько отдали за почти трехметровый холст «Пусть цветет тысяча цветов!» (1999), проданный на Christie’s в феврале 2007 года. Рекорд не очень радостный. Эту работу Кифера на пике рынка купили с большой переплатой, поэтому через 7 лет перепродали там же, на Christie’s, значительно дешевле — за $1 916 785. Кроме этой, было еще несколько аукционных сделок в районе $2 млн. И это, по моему мнению, сейчас реальный потолок. Что это значит? Грубо говоря, аукционные рекорды Кифера сопоставимы с рекордами наших шестидесятников уровня Кабакова и Булатова. Даже ниже.
Неожиданно.
Но отставим в сторону рекорды. Зачем нам пыль в глаза? Давайте лучше посмотрим, сколько обычно стоит на первоклассных аукционах живопись Ансельма Кифера? Графику не рассматриваем, ее доля в структуре рыночного предложения очень мала, цены высоковаты и особого смысла покупать рисунки я не вижу.
Итак, самый выигрышный для абстракций Кифера размер — два на три метра — требует бюджета $800 000–2 000 000. Полутораметровая (по бОльшей стороне) живопись продавались в последние годы по ценам от $250 000. Есть варианты и дешевле. Так, согласно аукционной статистике, даже с бюджетом около $130 000 можно купить работу размером класса 60 × 80 — нормальное масло, эмаль, шеллак, фирменная смешанная техника Кифера, но (!) в основе будет не холст, а фотоколлаж. А это большой минус. Очевидно, что такой живописи потребуется стекло, и вообще есть риск того, что этот материал поведет себя в будущем непредсказуемо.
- Ансельм КИФЕР Узки суда, и ложе наше узко. 2002Фотобумага, масло, эмульсия, смешанная техника. 101,6 × 88,9Christie’s. 18.05.2017Оценка аукциона: $100 000–150 000Цена с учетом комиссии аукциона: $125 000Источник: christies.com
- Ансельм КИФЕР Твои золотистые волосы, МаргаретХолст, масло, солома, шеллакChristie’s. 17.05.2017Оценка аукциона: $800 000–1 000 000Цена продажи с комиссией аукциона: $1 027 500Источник: christies.com
Что получается? Получается, что по деньгам условная живопись Кифера меньше метра ($130 000) уже сопоставима с бюджетом на коллекционирование наших шестидесятников. Понятно, за эти деньги можно купить несколько масел русских нонконформистов. Но если коллекционеры наберутся терпения и пропустят два-три-четыре хода в плане покупок шестидесятников, то «сэкономленных» денег хватит даже на классика европейского поставангарда. Впрочем, этот тот случай, когда покупать лучше не «вместо», а «вместе». Немецкий шестидесятник в частном собрании вполне уживется с русскими.
Владимир Богданов, AI
Что еще почитать по теме на AI: «В Эрмитаже открывается выставка Ансельма Кифера» «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову» «Эрмитаж проведет первую в России выставку Ансельма Кифера»
artinvestment.ru
Картина Ансельма Кифера установила аукционный рекорд :: Впечатления :: РБК.Стиль
Картина Ансельма Кифера установила аукционный рекорд
Ансельм Кифер. «Набросок войны: битвы у моря»
© пресс-материалы аукционного дома Phillips
Автор Анастасия Новикова
28 июня 2016
Минувшим вечером на торгах Phillips в Лондоне был установлен ценовой рекорд на работы немецкого художника Ансельма Кифера. Его полотно, посвященное одному из основоположников футуризма — Велимиру Хлебникову, — ушло с молотка за £2,38 млн.
Ансельм Кифер — автор целой серии работ, посвященной русскому поэту-футуристу Велимиру Хлебникову. Одно из полотен, «Набросок войны: битвы у моря», 27 июня было продано на вечерних торгах аукционного дома Phillips. Изначально картина, создававшаяся на протяжении шести лет, с 2004 по 2010 год, оценивалась в £400–600 тыс. Но в итоге эстимейт был превышен в четыре раза. Полотно ушло с молотка за £2,38 млн, установив аукционный рекорд на произведения Ансельма Кифера. Ранее максимальная сумма, заплаченная его за работы, составляла £1,82 млн.
Кифера называют одним из крупнейших художников послевоенной Германии. Он родился в марте 1945 года под последние бомбежки Второй мировой войны. В 1969 году Кифер прославился провокационной инсталляцией в одной из галерей немецкого Карлсруэ, обращавшей внимание зрителей на живучесть нацизма. На фотографиях он отдавал нацистское приветствие на фоне символических достопримечательностей крупнейших городов Европы. С 1993 года художник живет и работает во Франции.
Минувшей зимой в парижском Центре Помпиду прошла первая за последние 30 лет французская ретроспектива Кифера. На ней собрали 160 работ художника, ключевой темой которых являются время и память.
style.rbc.ru