Удивительная жизнь Абылхана Кастеева. Кастеева картины
Удивительная жизнь Абылхана Кастеева
Имя Абылхана Кастеева хорошо известно даже далеким от искусства людям. Он оставил яркий след в истории казахстанского изобразительного искусства, заложив основы для будущих поколений. Но много ли мы знаем о биографии отца казахской живописи? Между тем она была наполнена яркими событиями и приключениями. О них нам рассказала его дочь Гульдария Абылхановна Кастеева.
– Мой отец родился в 1904 году в селе Шижин Панфиловского района Талдыкурганской (ныне Алматинской) области. В три года он остался без отца. Семья была очень большая, и он рано начал работать, чтобы помочь своей матери и младшим детям. Много батрачил, пас овец, был землекопом, чернорабочим. В это же время он стал интересоваться природой. Он видел красоту в обыденных вещах вроде кореньев, камней, обломков кости. Отец начал делать поделки – вырезал фигурки из дерева, делал сережки, кольца. Все девушки в селе каждый вечер ждали его возвращения с пастбища, чтобы попросить сделать для них что-нибудь. Однажды ему влетело за это увлечение. Он стал вырезать фигуры людей, что запрещено по мусульманским законам. Более того, он сделал фигурку аульного муллы! Тот, узнав об этом, всыпал папе по первое число.
– Когда семья переехала в Жаркент, папа устроился работать дворником у одного бая. Там его заметила фотограф Саламатова. Она изучила работы отца, сфотографировала их и без его ведома отправила снимки в тогдашнюю столицу – Кзыл-Орду. Там решили, что паренька надо бы отправить на обучение, но у отца не было денег на учебу.
– Первым официальным рабочим местом отца стала стройка одного из участков Турксиба. Вместе с друзьями по селу он устроился туда чернорабочим. Однажды во время отдыха папа нарисовал на скале портрет Ленина. Кто-то из начальства увидел портрет и попросил показать его автора. Чтобы талант не пропадал даром, отца решили отослать на учебу в Алма-Ату. Провели комиссию, и кто-то засомневался в его происхождении, подозревали, что он может быть родом из байской семьи. Отправили запрос, и пришло подтверждение, что Абылхан Кастеев рожден в семье бедняка.
Семья Кастеева: брат Нургазы (1-й ряд), брат Манап (2-й ряд).
Кастеев с юного возраста стремился к знаниям. Он самостоятельно научился писать и читать в арабской, а затем и латинской графике. Когда он приехал в Алма-Ату и поступил в школу, то был значительно старше других учеников. 25-летний парень стыдился этого, но продолжал учиться.
– Директор видел, что больше других предметов отца интересует изобразительное искусство. Он порекомендовал его Николаю Хлудову, преподававшему молодым художникам. Хлудов принял его в свою студию, и вечером папа посещал занятия самого выдающегося живописца Семиречья того времени. Хлудов быстро заметил способности отца. Он очень удивился, что обычный аульный паренек может быть столь талантлив, – продолжает Гульдария Абылхановна.
В Москве. 1930-й год.
Пройдя обучение у Хлудова, Абылхан Кастеев решил продолжить свой творческий путь и вместе с другом, художником Аубакиром Исмаиловым, они поехали поступать в художественное училище в Москве. Там казахстанские художники столкнулись с финансовыми трудностями.
– У Абылхана Кастеевича и его друга не было денег на учебу и жизнь в столице. Представители казахской диаспоры решили помочь им и попросили директора Художественной студии им. Н.К. Крупской Анну Фурманову, чтобы она разрешила отцу посещать занятия по творческим предметам. Жена известного революционера и писателя, несколько лет прожившая в Казахстане, согласилась, но с условием, что казахи будут финансово помогать своему товарищу. В свободное от занятий время отец посещал московские музеи, галереи, выставки советских и зарубежных художников. Он написал несколько работ и предложил их на продажу в Музей Востока. Там с удовольствием приняли картины и спросили, сколько папа хочет выручить за свои работы. Он назвал настолько малую цену, что они заплатили вдвое больше. Отец вернулся в общежитие и раздал все долги.
Соотечественники Кастеева, обучавшиеся в различных вузах Советского Союза.
Кастеев с женой Сакыш.
Молодые годы Абылхана Кастеева была наполнены удивительными историями и приключениями, которые оказали большое влияние на его дальнейшую жизнь. Дочь художника вспоминает одно из них, чуть не закончившееся для Кастеева гибелью на чужбине:
– В Москве отец сильно заболел, и ему пришлось вернуться в родину. Подлечившись, он решил немного заработать. Многие сельчане тогда предпринимали рискованные поездки через границу – в Китай, чтобы привезти товары на местный рынок и закупить там зерно. В одну из таких экспедиций вместе с друзьями отправился папа. Наши пограничники, зная о бедственном положении жителей аулов, свободно пропускали их, но китайцы не были столь благосклонны. Отца и его друзей задержали как контрабандистов китайские жандармы и отправили в тюрьму, где заставляли работать днем и ночью, мало кормили. Папа совсем слег, серьезно заболел. Ему удалось бежать, но идти было некуда. Отца спас один старичок, торговавший на рынке дынями и арбузами. Он откормил папу фруктами и стал приводить на рынок в надежде, что туда явятся родственники. Так и случилось, и отца переправили через границу. Когда он вернулся домой, мама не узнала его – на пороге стоял сгорбленный старичок. Она поклонилась ему в знак уважения. Когда Абылхан Кастеевич сказал ей, что он ее муж, мама расплакалась.
1-й ряд, слева направо: дядя Масим (отчим), мать Калипан Шыгинбаева, жена Сакыш с сыном Абильтаем. 2-й ряд: сводный брат Нургазы, Абылхан Кастеев.
История знакомства Абылхана Кастеева со своей женой также достаточно интересна. Первоначально художник был засватан за другую девушку, но та отказалась от брака, потому что художник был беден. После возвращения из Москвы Кастеев зашел к ней, чтобы показаться в своем новом наряде. Новая невеста Кастеева – Сакыш – была младше его на десять лет. По казахским обычаям она сначала просто пришла жить в семью жениха, привыкая к их быту. Уже позже Сакыш познакомилась со своим мужем. Несмотря на это, по воспоминаниям дочери художника, Кастеев со своей супругой любили друг друга и прожили счастливую жизнь. В семье были очень теплые отношения и никогда не возникало скандалов.
– Мама всегда говорила, что если бы она не уехала из колхоза за мужем в Алма-Ату, то, возможно, стала бы Героем Труда. Ее не хотели отпускать, потому что она была очень хорошей работницей. Но она решила посвятить себя семье. Без нее отец, наверное, не смог бы спокойно работать, ведь она взяла на себя все хозяйство. Ухаживала за гостями папы. Отец за всю жизнь не сказал ей плохого слова. Он был очень добрым человеком.
Кастеев с супругой и первым сыном Абильтаем.
В середине 30-х годов начинается расцвет творчества Кастеева. Он пишет свои знаменитые работы, такие как первоначальный вариант картины "Турксиб", портрет молодого Абая, бытовые сцены из жизни казахского народа. Кастеев переезжает в Алма-Ату. У него рождается первенец. В 1937-м Абылхана Кастеевича принимают в Союз художников СССР.
Кастеев пишет портрет Абая в молодости.
Кастеев пишет портрет Амангельды Иманова.
О работе над одной из самых известных картин этого периода рассказывает дочь мэтра:
– Отец долго готовился к написанию портрета Амангельды Иманова. Он уже затрагивал тему восстания 1916 года в нескольких своих работах. Он совершил командировку в Тургайскую область. Пообщался с родственниками Амангельды Иманова и сарбазами. Фотографий батыра не сохранилось, и отцу пришлось восстанавливать его образ по словесным описаниям. В набросках он детально прорисовывал его руки, голову. В итоге, когда папа закончил картину и ее представили комиссии, в которую входили люди, знавшие руководителя восстания лично, то они поразились сходству портрета с Имановым.
Плакат, призывающий к сбору вещей для фронта.
В годы войны Кастеев хотел отправиться на фронт, но на него пришла бронь. Он работал над плакатами на военную тематику. Художник общался со множеством культурных деятелей со всего Союза, приехавших в Алма-Ату в эвакуацию.
Кастеев у саманного дома, который он снимал, когда переехал в Алма-Ату.
Из-за своей природной скромности до конца 40-х годов художник не имел своего жилья. Затем большая семья художника въехала в квартирку, в которой до этого жил Мухтар Ауэзов. Места было мало, и Кастеев даже не мог выделить пространство для мастерской. В 50-х годах в Казахстан приехала иностранная группа документалистов, пожелавшая посетить квартиру художника. Специально для съемок в квартиру была привезена мебель, ковры. После съемок все было вывезено. В конце 50-х годов по личному распоряжению председателя Совета министров КазССР Кунаева началось строительство дома для художника и его семьи.
– От улицы Бекхожина был проложен небольшой переулок, вдоль которого построили несколько домов. По проекту дом отца должен был быть кирпичным, но прораб воровал и в итоге построил нам каркасно-камышитовый дом, а себе – кирпичный. Но этот дом позволил нам жить без стеснения, и у отца появилась мастерская. А прораб потом понес заслуженное наказание.
Кастеев с друзьями в своем доме. Слева направо: скульптор Х. Наурызбаев, художники С. Романов, У. Ажиев.
В доме Кастеева гостили его друзья – выдающиеся деятели искусства: скульптор Хакимжан Наурызбаев (автор памятника Абаю), художники Сахи Романов, Аубакир Исмаилов, Жанатай Шарденов, Молдахмет Кенбаев. Они собирались в теплой компании во дворе художника.
– Особенно они любили угощаться дунганской лапшой, которую готовила моя мама, – вспоминает Гульдария Абылхановна.
К Кастееву заходили и представители делегаций художников из ближнего и дальнего зарубежья. Однажды в гостях у казахстанского живописца побывал даже известный американский художник Рокуэлл Кент. Несмотря на то, что сам он был социалистом, американец очень удивился скромности быта Абылхана Кастеева.
Вместе с друзьями Кастеев часто выезжал на природу – в близкие и отдаленные села, чтобы творить на пленэре.
История казахского народа, его быт, а также красота природы Казахстана были основными темами работ художника. Он запечатлел уникальные, а иногда и забытые традиции сельчан; создал портреты таких исторических личностей, как Абай, Амангельды Иманов, Кенесары Касымов, Чокан Валиханов, Биржан-сал.
– Отец вырос на селе и по-особенному чувствовал свою близость с народом. Стада овец, лошади, бескрайние степи – все это наполняло его сердце радостью. Историей Абылхан Кастеевич также интересовался с детства.
Записи Кастеева с ценами на его картины.
Основную часть заказов художник выполнял для различных домов культуры при фабриках, заводах, совхозах и колхозах. Они поступали в фонд Союза художников, который заключал договор с исполнителем заказов. Труд художника оплачивался достаточно щедро. Если судить по некоторым документам, за акварельные работы Кастеев получал в среднем от 200 до 300 рублей, а за большие картины маслом гонорар мог доходить до двух-трех тысяч рублей. Естественно, что на такую работу уходило много времени.
Открытие выставки А. Кастеева в галерее им. Т. Шевченко в честь его 60-летия.
Кастеев был частым гостем и участником различных выставок, мероприятий и декад казахского искусства, проходивших во многих городах Союза. У него прошло две персональные выставки: одна в Москве, другая в Казахстане.
Художник имел достаточно неплохие отношения с представителями власти. Нельзя сказать, что он дружил с кем-то из высшего руководства республики, но в то же время по работе ему часто приходилось общаться с ними.
Обсуждение дипломных работ выпускников Казахского государственного театрально-художественного училища.
Помимо творчества Кастеев вел преподавательскую и общественную деятельность. Он дважды (в 1955 и 1959 гг.) избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР от Сайрамского района Южно-Казахстанской области. Абылхан Кастеевич много сделал для строительства в селах школ, больниц, детских садов. Решал проблемы благоустройства регионов. Всегда старался помочь тем, кто нуждался в нем. Несколько раз Кастееву даже удалось удовлетворить просьбы о помиловании несправедливо осужденных.
Поздний период творчества прошел для художника достаточно плодотворно. Они имел множество заказов. Абылхан Кастеев запечатлел окончание строительства катка "Медео", Капчагайской ГЭС, Соколовско-Сарбайского предприятия. Написал пейзажи абайских мест.
– В тот же период у него и ряда его коллег возник конфликт с молодыми художниками, отучившимися в Москве и Ленинграде. Они были достаточно надменны к старшим собратьям, не имевшим высшего художественного образования. Отец очень жестко поговорил с ними, и конфликт был улажен.
Заслуженный учитель Загира Нусупбекова со своим портретом.
Достаточно часто героями полотен Кастеева становились не легендарные деятели, а простые люди: учителя, рабочие, передовики производства и Герои Труда.
Любимая собака Кастеева – Барсик.
В конце жизни Абылхан Кастеевич перенес несколько инфарктов. Художник умер 2 ноября 1973 года, оставив после себя большое наследие. Последняя работа Кастеева – портрет известного просовода Шыганака Берсиева – так и осталась незаконченной.
Открытие памятника Кастееву на его родине.
Открытие мемориального зала А. Кастеева в Музее искусств.
В 1976 году в Государственном музее искусств Казахской ССР был открыт мемориальный зал Абылхана Кастеева. В 1983-м музею было присвоено его имя.
Кастеев на отдыхе с семьей в Парке культуры и отдыха.
Кастеев с семьей.
У Кастеева было девять детей. Многие из них пошли по стопам отца или выбрали для себя творческие профессии. Старший сын Абильтай Кастеев окончил ВГИК, стал оператором и участвовал в съемках таких картин, как "Там, где цветут эдельвейсы", "Песнь о Маншук", "Тайны мадам Вонг".
С сыном Нуртаем.
А. Кастеев с сыном Нуртасом.
С женой и дочкой Гульназией.
С внуком Жонгаром.
Второй сын, Нуртай Кастеев, учился в художественном училище. Он был очень талантлив и его работы были похожи на картины отца и ценились не меньше. Кроме того, он играл на домбре, мандолине, писал стихи. Но он так и не успел до конца раскрыть свои таланты. Нуртай скончался в 16-летнем возрасте, у него был порок сердца. Третий сын Кастеева, Нуртас, также стал художником, преподавал в школах, работал на телевидении, рисовал афиши для цирка. Нуртлеу Кастеев стал художником-форматором. Нурхат – художником-монументалистом. Одна из дочерей, Гульназия, окончила Строгановку и преподает в Академии искусств. Внуки художника также продолжили дело своего деда.
Дочь художника Гульдария Абылхановна Кастеева.
В январе этого года, к 110-летию со дня рождения художника, в Алматы открылся его дом-музей. В нем сохранилось множество личных вещей Кастеева, которые могут рассказать о его жизни и мироощущении.
В жилой комнате стоит много предметов, связанных с бытом художника. Огромный сундук с вещами, старый самовар, доставшийся как приданое, ковры.
В поездки Кастеев всегда брал с собой несколько необходимых ему вещей. Портативный утюжок помогал ему привести вещи в порядок, записные книжки – не забыть важные вещи, а фотоаппарат – запечатлеть то, что не удавалось нарисовать на месте.
В мастерской художника до сих пор чувствуется атмосфера творчества. Мольберты, рабочие столы, стулья, кисти, кровать – все здесь расставлено так, как Кастееву было удобно для работы.
– Отец всегда рисовал стоя. Он клал эскиз на стол, полотно на мольберте разворачивал к свету и часами писал свои картины. Он мог проснуться утром и работать до позднего вечера. Прерываясь, он отдыхал на кровати, слушал радио, а затем снова подходил к холсту.
Большую часть предметов, необходимых для работы, художник мастерил сам. Он изготовил этюдник, с которым выезжал на природу, мольберт. Нижнюю часть артиллерийского снаряда он приспособил под баночку для кистей.
На полках можно увидеть вещи, изготовленные Кастеевым и его сыновьями, а также подаренные друзьями. Ниже выставлена небольшая часть книг из личной библиотеки художника.
При музее работает небольшая реставрационная мастерская. Ею заведует опытнейший реставратор Сара Тлеукуловна Досходжаева, которая в данный момент занимается восстановлением картин Кастеева.
– Картины порой попадают ко мне на стол в ужасном состоянии. На них можно найти множество пятен, порванные края, даже следы мышиных экскрементов. Сначала я провожу механическую очистку – удаляю все, что возможно. Затем промываю картину в воде и наношу химические реагенты. Затем смываю их дистиллированной водой и кладу картину под пресс. Там она находится несколько дней. После этого нужно кропотливо восстанавливать утраченные участки картины – проводить тонировку. Нужно подобрать карандаш той же толщины или краски такого же оттенка. Если есть порванные участки, нужно найти бумагу той же толщины и текстуры, что и полотно, – говорит Сара Тлеукуловна.
Перед восстановлением все картины фотографируются, чтобы затем сравнить, что было и как стало.
– У меня на столе сейчас лежит несколько чудесных акварелей Кастеева, созданных им во время поездки в Волгоград и другие города России. К сожалению, после выставки их прислали в сильно потрепанном состоянии, – продолжает реставратор.
В данный момент в музее нет оригинальных картин художника. Большая часть коллекции мастера хранится в Музее искусств им. Кастеева. Родственники художника надеются, что со временем на стенах дома-музея появятся уникальные работы мэтра, хранящиеся в личной коллекции его семьи. Тогда он сможет претендовать на звание одного из главных хранилищ наследия Абылхана Кастеева.
За помощь в создании репортажа благодарим дочь Абылхана Кастеева Гульдарию Абылхановну Кастееву, а также сотрудников дома-музея Абылхана Кастеева.
Дом-музей Абылхана Кастеева находится по адресу: ул. Бекхожина, 6А, тел. 291-89-08
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
www.voxpopuli.kz
Художник Кастеев, картина На джайляу
лот 56Кастеев А. | |
На джайляу | |
1957 г. | |
Бумага, акварель | |
21,5х32,5 | |
В.Силаева, ГТГ, Москва | |
Эстимейт $ 9000-12000
Работы этого автора
Работы в ценовом диапазоне
-
лот 77
Кастеев А.
Иллюстрация к народной поэме Кыз-Жибек
Бумага, акварель
3500 - 5000 $
-
лот 71
Кастеев А.
Горное озеро Иссык
Бумага на картоне, акварель
8000 – 12000 $
-
лот 77
Кастеев А.
Солнечное затмение
Бумага, акварель
14000 - 17000 $
-
лот 76
Кастеев А.
Кокпар
Бумага, акварель
15000 - 20000 $
-
лот 49
Кастеев А.
Овцеводческая ферма
Бумага, акварель
7000 - 10000 $
-
лот 50
Кастеев А.
Зимний пейзаж
Бумага, акварель
10000 - 15000 $
-
лот 66
Кастеев А.
Юрта в степи
Бумага, акварель
12000 - 15000 $
-
лот 64
Кастеев А.
На сенокосе
Бумага, акварель
9000 - 12000 $
-
лот 43
Кастеев А.
Зернохранилище
Бумага, акварель
9000 - 12000 $
-
лот 42
Кастеев А.
Механизаторы
Бумага, акварель
12000 - 15000 $
-
лот 54
Кастеев А.
Животноводческая ферма
Бумага, акварель
7000 - 10000 $
-
лот 56
Кастеев А.
На джайляу
Бумага, акварель
9000-12000 $
-
лот 9
Кастеев А.
"Юрта"
Бумага, акварель
10000 - 12000 $
-
лот 6
Кастеев А.
"В горах"
Бумага, акварель.
17000-20000 $
-
лот 14
Кастеев А.
«Откровенный разговор»
Бумага, акварель
25000-30000 $
-
лот 79
Кастеев А.
«Быржан сал»
Бумага, акварель
12000 - 15000 $
-
лот 41
Кастеев А.
«Погранзастава»
Бумага, акварель
15000 - 20000 $
-
лот 30
Кастеев А.
«Всадница среди гор»
бумага, акварель
15000 - 17000 $
-
лот 34
Кастеев А.
«Акан Серы»
Бумага, акварель
19000 - 23000 $
-
лот 50
Кастеев А.
«На реке Или»
Холст, масло
37000 - 45000 $
-
лот 43
Кастеев А.
«Старый дворик»
Бумага, акварель
9500 - 12000 $
-
лот 35
Кастеев А.
«Встреча Алиби Джангильдина с Лениным»
Бумага, акварель
15000 - 18000 $
-
лот 28
Кастеев А.
«В предгорьях Алматы»
Бумага, акварель
8000 - 10000 $
-
лот 102
Неизвестный художник / Западноевропейская школа
"Похищение любимой невесты"
Холст, на дереве, масло.
Первая треть ХХ в.
9000-12000 $
-
лот 47
Ходжиков Х.
«Перед грозой»
Бумага, акварель
9000-12000 $
bonart.kz
Абылхан Кастеевич Кастеев - Биография художника, известные произведения, выставки
(1904−1973) Народный художник, лауреат Государственной премии Казахской ССР им. Ч.Валиханова. Родился в селе Чижин Панфиловского района Талды-Курганской области (ныне Алматинской области). Учился в художественной студии Н. Хлудова в г. Верном (Алматы). Имя Абылхана Кастеева дорого каждому гражданину Казахстана. Его именем названы лучший художественный музей страны, школы и улицы казахстанских городов. Природа наделила Кастеева талантом и духовной независимостью. Самым мощным стимулом его творчества была любовь к родине, людям и искусству, для которого он был рожден и которому был предан всю свою жизнь. Самые ранние детские впечатления будущего художника были связаны с природой. Он начал работать с восьми лет после смерти отца, нанявшись пастухом к богатому соседу. Почти все время проводя на пастбищах, он внимательно наблюдал окружающее, «беседовал с природой, ставшей его первым учителем». Он начал рисовать на камнях, бересте, позже — бумаге, изображая все, что видел вокруг себя. Старикам, осуждавшим «греховные занятия», отвечал: «Мои рисунки, рассказывающие о жизни, не тоже ли самое, что пение акына, так почитаемого всем народом…» В 1929 году Кастеев приехал в Алма-Ату, и по чьей-то рекомендации обратился в студию Н. Г. Хлудова. Уроки природы и творческие занятия у Хлудова помогли развиться его дару, выработать свой стиль и собственное видение жизни. Искусство Кастеева — это своеобразное изобразительное «терме», живописное повествование о течении жизни, исходящее из сердца ее соучастника и творца. «Колхозная ферма», «Доение кобылиц», «Первый поезд Турксиба», пейзажи джайляу — звенья одной цепи, нанизанные временем в судьбе человека. Абылхан Кастеев плодотворно и напряженно работал до самого ухода из жизни. Создал серию произведений: «Земля и люди Республики», «Стройки пятилетки», «Богатства Казахстана». Это был его вклад в культуру Казахстана. В 1930 году им создана картина «В школу», а в 1945 — «Юный Абай». Творчество Кастеева неотделимо от Казахстана, оно пронизано любовью к родной земле.
artchive.ru
Музей Кастеева: выставка С.Нарынова картины И.Шишкина. Галерея «24 июня»
Вчера вечером я решила незатейливо прогуляться в две галереи. Ничего не писать, ничего не публиковать, а просто посмотреть выставки. Ну, могу же я иногда побывать на культурном мероприятии так, чтобы об этом никто не знал? Но, как выяснилось, не могу. И даже отсутствие подруги и фотографа Лены меня не спасло. В музее им. Кастеева я встретила художника Виктора Баландина, чьим творчеством восхищаюсь, а у него с собой был фотоаппарат. Вместе с ним и Валерой Картуном в тот вечер мы побывали еще и во второй галерее, «24 июня», в итоге я просто обязана об этом рассказать.
В музее им.Кастеева на этот раз меня ждали два арт-объекта: открытие выставки Сакена Нарынова и зал с картинами Ивана Шишкина. С Сакеном Нарыновым мы познакомились давным-давно, когда я еще работала в Национальном Плане Действий по охране окружающей среды. Я даже помню, что он мне подарил фотографию своей скульптуры - дракона, пожирающего свой хвост. На нынешней выставке я сразу нашла уже знакомого мне дракона,
а еще нас ждало много разных интересных и необычных работ.
Сакен Нарынов -художник, архитектор, скульптор и философ. Его произведения - одновременно эстетические объекты и сложные технические изобретения.
"Каждое его произведение – реализованный в пластической форме концепт, идея, порой целое философское учение.
Ключом к пониманию структуры авторских объектов Сакена Нарынова является топология, которая изучает свойства тел и поверхностей, остающихся неизменными при деформациях – растяжениях, сжатиях, изгибах. Посвятив значительную часть творческой и профессиональной деятельности этому разделу математики, автор постигает природу пространства.
yvision.kz
Новая жизнь традиций (о живописи первого казахского художника А.Кастеева) | San'at
Sanat • 01/07/2006 • Выпуск №3-4 • 2711
Творчество казахского художника Абылхана Кастеева, его жизнь и вклад в развитие культуры уже давно стали предметом пристального рассмотрения как казахстанских, так и зарубежных исследователей. Он оставил в наследие свыше 2000 картин, акварелей и рисунков, которые представляют своеобразную летопись Казахстана ХХ в.
Начальный период творчества А. Кастеева относится к концу 1920-х – 1930-м гг. ХХ в. Именно в этот период в Казахстане происходит сложение европейских видов изобразительного искусства, ставшее важным фактором, характеризующим культурные процессы эпохи. Дело в том, что формирование профессиональной художественной традиции в предшествующие эпохи, особенно в эпоху средневековья, было связано исключительно с культурой городов, каковыми в среднеазиатском регионе в тот период были Бухара, Самарканд, Коканд, Хива, Ташкент и др. В Казахстане, в силу преобладания кочевого и полукочевого образа жизни, традиции урбанистической культуры, профессиональные формы деятельности не имели своего развития, и в этом проявляется одна из специфических черт местного искусства, сказавшаяся на характере и темпах адаптации его к новым формам. Говоря о профессиональных и народных формах, ни в коем случае не имеется в виду их качественный уровень, поскольку лучшие памятники как городского, так и кочевнического искусства, отличаются высоким уровнем исполнения. Художественный уровень казахского искусства, имевшего исключительно народные формы, не уступал уровню “городского” искусства соседних регионов.
Специфика адаптации новых форм искусства в Казахстане связана с относительно поздним, по сравнению с другими республиками, вхождением в систему новых художественных ориентиров, с отсутствием здесь широкого круга русских и других приезжих художников, которые могли бы активно развивать европейские виды искусства.. В приобщении к изобразительному искусству А. Кастеева большую роль сыграл русский художник Н. Хлудов. Обращает на себя внимание и разновекторная направленность исканий А. Кастеева, проявившаяся с первых шагов его творчества. Художник работает как маслом, так и акварелью, не замыкается в рамках определенной темы или жанра, пробуя свои силы в портрете, пейзаже, бытовых, батальных сценах. Но к какому бы жанру он ни обращался, в основе его работ всегда сохраняется сама среда, которая характеризует развитие казахского общества в первые десятилетия ХХ в. – сцены кочевий, степные поселки, горные пастбища, жители аулов.
Традиции народной культуры, ее прикладное искусство и музыкальное наследие, эпос и предания – все то, что составляет неотъемлемую часть мира полотен А. Кастеева, также нашло свое отражение в его творчестве. Богатство цвета и ритм узоров войлочных ковров находят свое продолжение в ряде работ декоративного плана (“Внутренний вид юрты”, 1929 и 1934, “Две казашки”, 1935). Напевы родной земли словно слышатся в раздольных пейзажах, а эпические герои оживают в ряде портретных образов исторического плана (“Батыр”, 1935).
Обращение к жанру портрета стало для А. Кастеева реакцией на события времени, провозгласившего ценность личности, человека, активно входящего в новый мир. Художник не останавливается на умении передавать портретное сходство человека и все пристальнее сосредоточивает внимание на психологической стороне работ. Такие черты таланта А. Кастеева, как подкупающая искренность, трогательная наивность и, вместе с тем, строгость, отражены в его “Автопортрете” (1931) – молодой человек в надвинутой на лоб шапке-ушанке, в наглухо застегнутой на все пуговицы верхней одежде. В этой собранности формы, строгости образа чувствуется характер художника – цельный и целеустремленный, и вместе с тем – закрытый, несколько замкнутый в мире своих мыслей; и лишь болтающиеся завязки от шапки вносят в изображение элемент творческого беспорядка. Каждая черта лица дает возможность говорить о характере портретируемого – плотно сдвинутые губы характеризуют А. Кастеева как человека немногословного и скромного, горизонтальные морщины на лбу говорят о его склонности к постоянным размышлениям, о философском складе ума, а сдвинутые домиком брови выдают в нем натуру ранимую, по-детски непосредственную и бесхитростную. Таким и был А. Кастеев, по воспоминаниям современников.
Большое место в творчестве А. Кастеева занимают портреты таких известных исторических личностей, как Абай, Амангельды Иманов, Чокан Валиханов, Токаш Бокин, народные акыны Джамбул, Биржан-сал, Кенен Азербаев, народный мастер Сарсенбин и др. Работы этого жанра характеризуют гражданскую позицию художника, который основными героями своих полотен видит национальных деятелей, внесших неоценимый вклад в развитие культуры Казахстана.
Генетическая память художника, отбирающая при создании образов нового искусства наиболее близкие, понятные ему темы, особенно ярко проявилась в пейзажах. Предпочтение, отданное этому жанру, не случайно: вся жизнь казаха – скотовода и кочевника, была тесно связана с природой.
Пейзажи А. Кастеева зачастую сравнивают с брейгелевскими – оба художника большое внимание уделяют панорамному решению пространства. На наш взгляд, созвучие с работами П. Брейгеля проявляется в первую очередь в умении сопоставить общее с частным. Но если голландский мастер строит свои коллизии на контрасте, на противопоставлении явлений (например, благостность мира и трагедию в полотне “Падение Икара”), то для А. Кастеева общее и частное всегда находятся в состоянии нерушимой гармонии. Такое понимание мира типично для восприятия жителей степи, и именно поэтому мы можем говорить о специфически этнических чертах его картин.
Пейзажи в творчестве А. Кастеева можно разделить на три группы – горный, степной и жанровый. Художник всегда сохраняет широкую панораму охвата, позволяющую добиваться масштабного, эпического звучания полотна (“В горах Казахстана”, 1951; “Горное пастбище экспериментальной базы”, 1951, “Экспериментальная база”, 1951, “Озеро Иссык”, 1953 и др.). Его любовь к горным пейзажам неслучайна – в них сквозит уходящее в глубь веков представление о горе как о мировом столпе, незыблемой вертикали мироздания. В традиционной тюркской мифологии горы были одной из ипостасей мирового древа, древнейшего символа мироздания; горы – символ вечности и устойчивости бытия, символ родины, ее природы.
К лучшим полотнам “горного” цикла относится “Дом отдыха в горах” (1937), где с одинаковой убедительностью переданы заснеженные и поросшие лесами склоны, решена проблема нескольких планов изображения, помогающих достичь убедительности в передаче пространства. Эта работа звучит свежо и необычно в контексте времени. На фоне столь близкой сердцу художника зеленой долины, завершающейся изображением покрытых лесами гор, изображены новые многоэтажные корпуса дома отдыха – явление, исключительно новационное для той эпохи. В этом, казалось бы, бессюжетном полотне, по сути, обычном пейзаже, нашли свое отражение очень важные приметы времени с их декларациями о труде и отдыхе, заботе о человеке, верой в будущее.
Верный приверженец натуры, А. Кастеев никогда не экспериментирует с пространством; он сохраняет низкую, на уровне человеческого роста, точку зрения в сочетании с высокой, на уровне птичьего полета, в результате чего добивается своеобразного эффекта “присутствия в кадре”. Такой способ передачи пространства позволяет выразить как подробности первого плана (кустарники, трава, каменистая почва), так и масштабную панораму дальнего вида, которая расширяется прямо на глазах, словно совмещая в себе микро- и макрокосм. Как отмечает Р. Копбосинова, “А. Кастеев обладал умением точно установить соотношения высоты линии горизонта и масштаба фигур, чтобы определить значимость Человека в пространстве пейзажа, или, наоборот, выделить выразительность “развивающихся” далей” (1, с. 15). Даже если горы не являются основным объектом изображения, они зачастую присутствуют на заднем плане как обязательный элемент.
Ничто, пожалуй, так полно не характеризует творчество А. Кастеева, как степные пейзажи. Они по-своему уникальны, в первую очередь в силу их незамысловатости, даже крайней простоты изобразительных средств. Степь, низкая, или, наоборот, высокая линия горизонта, но чаще – равнозначность неба и земли, нависающее над землей желтоватое хмурое небо, скудная растительность, беспредельность охваченного взглядом пространства – таковы работы “Родина Абая Чингизтау” (1947), “Колхозные дома” (1947), “Районный центр Айнал” (1948), “Колхоз Сары-Шоки” (1948), “Летнее пастбище Чалкуде” (1956), “Озеро Сарыколь” (1956), “И здесь вырастим хлеб” (1956). Может быть, они покажутся на первый взгляд не столь эстетически выразительными, не живописными, однако именно в этой скупости красок и форм, в этой простоте рисунка и сюжета, строгой, документальной точности А. Кастеев видел правду живописи, от которой он не позволял себе отступать. Не случайным кажется также тот факт, что А. Кастеев обращается к степному пейзажу лишь в послевоенные годы, когда он уже обрел навыки профессионального мастерства. Действительно, надо обладать немалым талантом живописца, чтобы выразить всю силу своего таланта в столь скупых формах и средствах, которые предлагает степной пейзаж Казахстана. Разработанная им “степная” тематика стала определяющим “лицом” живописи Казахстана ХХ в.
Как и в случае с пейзажами горными, появление степных пейзажей с их лаконичным художественным языком вызвано не только стремлением передать личностное восприятие родной природы, быть ближе к натуре, но и глубинными, генетически обусловленными, подсознательными импульсами. Дело в том, что изображение Неба и Земли, важнейших понятий в жизни кочевника, лежит в основе казахского орнаментального искусства. Орнаменты казахских войлочных ковров на протяжении веков, вплоть до наших дней, имели традиционный негативно-позитивный способ формообразования, при котором фон был равен узору, и, соответственно, узор – фону. Этот прием возник как стремление выразить мировоззренческие представления степняков, для которых мир состоял из двух равновеликих понятий – Земли и Неба. Этим понятиям поклонялись, их обожествляли – Небо было олицетворением главного божества – Тенгри, а Земля почиталась как богиня-мать Умай. Именно эти понятия и нашли отражение в узорах войлочных ковров, которые наделялись благопожелательным, оберегающим значением. Эти понятия – равнозначность Земли и Неба – на генетическом уровне нашли своеобразное отражение и в пейзажной живописи А. Кастеева, что дает основание утверждать о преемственности вековых традиций в его творчестве.
Большое значение придавал Кастеев жанровым пейзажам, ставшим одной из отличительных особенностей казахской живописи в целом. На первый взгляд, полотна этого круга по их содержанию можно отнести к бытовому жанру, однако специфика образа жизни казахов, проходящая в основном на природе, на открытом воздухе, предопределила сочетание жанровых сцен и пейзажа, и, соответственно, появление жанрового пейзажа. А. Кастеев первым предлагает такое сочетание, которое станет излюбленным приемом для его последователей.
Следует отметить, что процесс слияния жанров был присущ не только казахской живописи, но и в целом живописи среднеазиатского региона, однако и здесь наблюдаются свои особенности.
Работы конца 30-х гг., такие, как “Колхозный той”, “Колхозная молочная ферма”, “Доение кобылиц”, отличаются точным знанием народного быта; вместе с тем они полны проникновенного лиризма в сочетании с эпической мощью передачи гармоничного слияния природы и человека, ощущающего себя ее частью. Из простой бытовой зарисовки они превращаются в поэтическую оду бытия, полную символических истолкований; “в сюжетной структуре этих картин видится фольклорное начало, органически присущее художнику” (2, с. 56).
Послевоенные работы – “Ковровщицы на джайлау” (1950), “Красная юрта” (1957), “Последние известия” (1963), “Автолавка на пастбище” (1963) также строятся на равноценном сочетании сюжетного и пейзажного начал. В них нет надуманности или фантазии художника, есть только искреннее желание показать жизнь степи такой, как она есть. Этот подход вполне закономерен на первых этапах становления нового вида искусства – запечатлеть действительность в ее непосредственном бытии. Вместе с тем художник отбирает сюжеты, которые дают ему возможность передать трепетное отношение к тем изменениям, которые происходили в степи. Его жанровые полотна стали “совокупным портретом нации, в котором выражены идеализм традиционного сознания казахов, приоритеты коллективных, родовых установок, восприятие человеческого рода как живого продолжения природы” (1, с. 17).
Изображение быта на фоне природы столь же естественно для казахского художника, как сама жизнь. Появление такого рода жанра неслучайно – в нем нашли свое выражение мировоззренческие представления народа, отражающие идею гармоничного сосуществования человека и природы, идею патриархального быта, устойчивости и незыблемости родоплеменных отношений. Полотна этого круга можно рассматривать и как важный этнографический материал, поскольку для художника всегда было важно сохранить достоверность фактов и близость к натуре.
Этапной работой в творчестве А. Кастеева является портрет Ч. Валиханова (1951), к образу которого он обращался не раз (известен также портрет 1952 г., носящий более камерный характер). Здесь напрашиваются аналогии с работой “Юрта” (1934), позволяющие выявить как динамику развития стиля, так и сложившиеся отличительные черты живописи А. Кастеева.
Прекрасные, полные глубокого психологического “ясновидения” портреты таких сынов казахского народа, как Амангельды и Алиби Джангильдин, Джамбул и Кенесары Касымов, покоряют прежде всего мужественной сдержанностью, силой реалистического письма.
В картинах послевоенных лет нашла свое отражение целая эпоха, проникнутая настроением победы, верой в светлое завтра, неиссякаемым оптимизмом, вполне оправданной пафосностью. А. Кастеев мастерски владеет искусством детали, привлекая на первый взгляд незначительные элементы для полноты раскрытия темы, связанной с новыми реалиями жизни, причем в каждом случае это делается очень деликатно, без социально ангажированного акцента.
Интересно совмещение традиционных и новых примет быта в полотне “Последние известия” (1963). Обычная казахская семья расположилась на обед на расстеленных войлочных коврах близ юрты, пожилая женщина в правой части картины разливает кумыс – перед нами сцена, которая могла бы происходить и в прошлом, и в позапрошлом веке. И здесь важное значение приобретают детали, относящиеся к современности, новому быту: это журналы и газеты, как бы невзначай разбросанные на переднем плане картины, радио с антенной, неслучайна, наверное, и размещенная прямо по центру композиции современная одежда мужчин – сапоги, кепки, пиджаки, и, наконец, еще одна деталь – светловолосый мужчина в левой части композиции, – гость, прибывший на джайлау. С помощью этих ненавязчивых деталей А. Кастеев смог дать емкую и точную характеристику целой эпохи, когда приметы нового времени все активнее проникают в быт скотовода.
В этом плане значительный интерес представляет также работа “Долина Таласа” (1970). Это полотно горизонтально вытянутого формата, что позволяет наиболее выразительно преподнести основную тему – безбрежность степных просторов. Во всех работах художника прослеживается его удивительная способность выстроить сюжет, совмещающий в себе понятия, наиболее ценные для носителя традиционной культуры, и новые приметы времени, с которыми связывалось будущее народа.
Роль А. Кастеева в становлении национального искусства Казахстана уникальна. Благодаря таланту, глубинной связи с родной культурой он интуитивно сумел “соединить социальные, культурные, эстетические координаты разных исторических эпох” (2, с. 79). Ценность его работ заключается также в искренности и чистоте чувств, которые он смог сохранить на протяжении всей своей творческой жизни. “Абылхан Кастеев пленяет нас тем, – отмечает Г. Сарыкулова, – что он одержим и чист, как горный родник, его наивность прекрасна своей первозданностью, полной откровенностью” (3, с. 20).
С радостным чувством первооткрывателя Кастеев стремился запечатлеть мир во всех его проявлениях. В этом – неоценимая заслуга великого мастера Абылхана Кастеева.
Литература:
- Художник и эпоха. А.Кастеев и изобразительное искусство Центральной Азии XIX – XX вв. // Сборник докладов. Алматы, 2004.
- Ахмедова Н.Р. Традиции, самобытность, диалог. Ташкент, 2004.
- Абылхан Кастеев. Альбом/ Составитель Б. Барманкулова. Алма-Ата, 1986.
Айдар Ниязов
sanat.orexca.com
О состоянии современного художественного процесса в изобразительном искусстве...
Эк меня занесло. Сюда просится «Та-да-да-да!»
Задуматься о судьбах изобразительного искусства в Казахстане заставила ныне идущая выставка в музее Кастеева, посвященная 550-летию Казахского ханства. Директор музея Гульмира Шалабаева выставила в фейсбуке фотографии с вернисажа. Я, досуг имея, возбудилась на картины художника Талгата Тлеужанова, написав, что все липа, вторично, подражательно, красивенько, иллюстрация на конфетные фантики. Ну и огребла от художников и их друзей-художников: «...это возмутительно…!», - писали мне художники, - «…вы не посещали выставку, и не видели эти произведения вживую. И говорить, что это копия, не имея знания искусствоведа или специалиста изобразительного искусства доказательств, это полный абсурд, просто смешно!». «У Талгата есть настоящие шедевры. Возможно только наличие таких художников, как Талгат и оправдывает существование нашего государства».
Гульмира Шалабаева ответила, что в фондах музея мало работ на историческую тему, которые могли бы раскрыть тематику выставки. С 90х годов начался бурный период поиска национальной самоидентичности, художники писали много картин на историческую тему. Но тогда у музея не было возможности вести закупы, поэтому ощущается провал. На выставке представлены разные художники, и тем ярче видно состояние современного художественного процесса в изобразительном искусстве сегодня. Она права, выставку проводить надо? Надо! Сейчас в Казахстане отрапортовали о более 200 проведенных культурных и научных мероприятий, связанных с этим юбилеем (на очереди еще 500!). А заодно надо нам показать уровень художественного процесса.
В Казахстане художественный процесс разделен на две части, в одной бурлят поиски и эксперименты уже второй век «современного» искусства. Все как полагается: утюги и телевизоры подвешены, ржавые металлические конструкции хаотично смяты, картины дико подмалеваны и глизерованы содержимым мусорного ведра, открыта новая форма живописи пластиковыми пакетами! Тут за нашу страну беспокоится нечего, ноздря в ноздрю идет с мировым художественным процессом.
Другая часть, связанная с классической и традиционной живописью, столь ценимой и любимой мной, как-то выпала из моего внимания. Посмотрела я на ванильные небеса в картине Талгата Тлеужанова, и подумала, а вдруг и прям гений, разве можно судить о художнике по фотографии, сделанной телефоном? И поскакала прямым ходом на выставку.
По стенам висят картины и графика разных художников, есть хорошие и достойные музея, в массе же экспозиция оставляет странное впечатление, как будто прошелся по «Арбату», где выставлены наивные непритязательные картины самых диких расцветок и мещанской тематики. Картины Тлеужанова экспонированы в самом центре, это кульминация выставки. Я в комментариях имела в виду подражательность, как неоригинальное и нетворческое следование традициям, имела в виду подражание манере художников, работавших в сказочно-былинном жанре - Васнецову, Нестерову,
yvision.kz
Нурлан Смагулов подарил картину Энди Уорхола музею Кастеева • HOMMES KAZAKHSTAN
В этом году компания Нурлана Смагулова Astana Motors отмечает 25-летний юбилей. В рамках этого события Astana Motors сделала подарок жителям и гостям Алматы - бесплатный вход в музей имени Кастеева в течение всего октября.
Нурлан Смагулов - один из самых известных коллекционеров арт-объектов в Казахстане. В знак своего уважения к музею Кастеева Нурлан Смагулов сегодня, 3 октября, подарил в коллекцию фонда изобразительного искусства картину американского поп-арт-художника Энди Уорхола "Джеки". Эта картина была приобретена им в мае 2014 года на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке, а теперь культовое произведение станет достоянием музея имени Кастеева, где его смогут увидеть все посетители.
"Нурлан Эркебуланович – удивительно разносторонний и щедрый человек, понимающий и любящий искусство, меценат, который продвигает культуру Казахстана. Мы все часто бываем в Mega Alma-Ata, и можем увидеть там произведения казахстанского и мирового искусства. Господин Смагулов придерживается следующей позиции - делиться тем, что ему интересно, со всеми нами. Нурлан Эркебуланович не раз проводил выставки своих коллекций у нас в музее, поэтому можно сказать, что он, как коллекционер, выполняет ту же миссию, что и музеи - пропагандирует искусство. Сегодня мы сегодня стали свидетелями передачи в дар уникальной картины - это работа известного американского художника, представителя поп-арт Энди Уорхола, "Джеки Кеннеди". Его произведения искусства популярны во всем мире, их можно увидеть на различных арт-площадках, и, кроме того, картины Энди Уорхола широко тиражируются. Однако до этого момента ни одной картины этого автора не было у нас в музее. Теперь, благодаря Нурлану Эркебулановичу, мы сможем знакомит алматинцев и гостей города с этой уникальной работой. К тому же, я считаю, что это очень интересная идея - отметить 25-летний юбилей своей компании таким жестом, как открытие входа в музей для всех жителей города", - сказала Гульмира Шалабаева, директор Государственного Музея искусств имени Кастеева.
Гульмира Шалабаева
В свою очередь, Нурлан Смагулов выступил с небольшой речью:
"Я родился и вырос в этом городе. В детстве музей Кастеева казался мне огромным храмом искусства, здесь я проводил школьные и студенческие годы, и сейчас провожу еще больше времени. Я приезжаю сюда с семьей, с детьми, часто приезжаю один и хожу по этим залам. Поэтому мне очень приятно, что наша компания Astana Motors в честь 25-летия, первого юбилея по нашим меркам, сделала месяц бесплатного посещения в музее Кастеева для всех горожан и гостей Алматы. С первого октября любой желающий может прийти сюда, и познакомиться с предметами искусства - прекрасными, великими, настоящими, соприкоснуться с тем, чем богат Казахстан. В этом месяце здесь будет проходить ряд выставок, вход на которые также будет бесплатным. Я выставлял здесь собственную коллекцию, и очень горжусь этим. Сегодня мы хотели бы преподнести музею подарок от нашей компании - работу известного американского художника, основателя поп-арта, Энди Уорхола. Работа удивительная, и называется она очень просто – "Джеки". Эта картина посвящена Жаклин Кеннеди, на заднем фоне вы увидите ее супруга Джона Кеннеди. Энди Уорхол – один из любимых художников нашей семьи, мы подарили его произведение Campbell's Soup Can (Tomato) Национальному музею Республики Казахстан в Астане, и хотим продолжить эту традицию. Вместе с картиной мы передаем сертификат, подтверждающий подлинность картины 1966 года, которая была приобретена в Нью-Йорке, на аукционе Sotheby's".
Алишер Еликбаев, Ержан Рашев, Нурлан Смагулов, Бейбит Алибеков
Сауле Сергазинова, Нурлан Смагулов, Мадина Еликбаева
В кратком интервью для Hommes.kz Нурлан Смагулов рассказал, почему он выбрал в подарок Музею Кастеева именно картину Энди Уорхола, и какие мероприятия будут проводиться в рамках юбилея Astana Motors.
Нурлан Эркебуланович, почему вы выбрали именно эту картину в качестве подарка из своей коллекции?
Мне приятно подарить музею имени Кастеева именно Энди Уорхола – эта работа, созданная в 1966 году, ей 51 год, и она очень современная. Энди Уорхол - основатель поп-арта, культовый художник, который в корне поменял представление людей об изобразительном искусстве, он стал неким революционером в американской и мировой живописи. Картина, как я уже сказал в своем выступлении, была куплена в 2014 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке, мне пришлось побороться за эту работу, и вот сегодня она находится в Казахстане. Я подумал, что было бы классно, если бы она находилась не дома, не в офисе, а здесь, в музее Кастеева.
Вы неоднократно говорили о том, что поддерживаете казахстанское искусство. Кого из художников вы могли бы отметить, чьими произведениями в своей коллекции гордитесь?
В моей коллекции более тысячи работ - есть и западное искусство, и импрессионизм, и пост-импрессионизм, но в основном это казахстанская скульптура и живопись. Мои любимые казахстанские художники - Жанатай Шарденов, Павел Зальцман, Евгений Сидоркин. Из скульпторов - Рысбек Ахметов, Эдуард Казарян. Наши коллекции - это отображение всей хронологии казахстанского искусства. Мы не скрываем работы, которые у нас есть, выставляем их в музеях, выпускаем каталоги, альбомы. Хоть моя коллекция частная, я смотрю на нее намного шире, и считаю, что в будущем она может стать публичным достоянием Казахстана.
Как автомобильный бизнес и искусство связаны для вас?
Вообще, девиз Astana Motors - "Мы верим в искусство Казахстана!". Но все-таки, любовь к искусству - это, наверное, мое личное восприятие мира. Мы работаем в жестком потребительском секторе, являемся лидерами автобизнеса Казахстана, строим торговые центры. Но везде, где бы мы ни работали, считаем, что искусство – самое большое достижение нашей страны. Все наши автоцентр украшают скульптуры, гобелены, живопись, графика, многие предметы искусства можно увидеть и в торговых центрах Mega, и в наших автоцентрах. Но для меня это хобби. У меня два хобби – изобразительное искусство и спорт. Обоим этим увлечениям я уделяю очень много времени, мне это очень нравится. Я являюсь членом попечительского совета музея Кастеева, и то, что мы сделали месяц свободного посещения – это некая дань нашему городу, чтобы музей стал ближе жителям Алматы. На самом деле, открытие дверей музея для граждан - это хорошая традиция, существующая во всем мире, и мы продолжаем ее в честь 25-летия компании Astana Motors.
Какие еще мероприятия вы планируете запустить в рамках 25-летия компании?
В честь своего 25-летнего юбилея, компания "Астана Моторс" в течение всего года проводит ряд социальных и благотворительных мероприятий. На протяжении многих лет компания реализует ряд программ социального инвестирования, оказывая помощь в развитии культуры, искусства, образования и спорта. Из ближайших событий - 15 октября мы проводим в ГАТОБе балет "Бахчисарайский фонтан", посещение которого также будет бесплатным для сотрудников и клиентов компании. Также мы будем проводить балет Баланчина в "Астана Балет". Если затрагивать тему благотворительных акций, то в этом году мы подарили различным детским учреждениям несколько микроавтобусов.
hommes.kz