Живопись Франции XVIII века в ГМИИ. Франции картины


Живопись Франции. Большая коллекция :: NoNaMe

Живопись Франции. Большая коллекция Огромный вклад живописцев Франции в сокровищницу мировой культуры и искусства трудно переоценить. Вашему вниманию очередная часть моей личной электронной коллекции шедевров мировой живописи посвящённая именно её т.с. "французской части" (: — около 22000 полотен от более чем 1000 признанных мастеров кисти...

----------------------<cut>----------------------

Начиная со времён Карла Великого, когда во Франции начало усиленно развививаться искусство миниатюры, достигшее высокого совершенства при Людовике ХI, продолжая Жаном Кузеном и Франсуа Клуэ — выдающимися художниками ХVI столетия и придворными живописцами ХVII такими как Пуссен, Лоррен, Вуэ.... и особо, я лично бы выделил, середину и конец XVII века — золотой эпохи долгого царствования Людовика XIV когда преобладали Лебрён и позднее Миньяр.В ХVIII столетии, а точнее его начале, стоит особо отметить самостоятельных и вдумчивых Жувене и Коломбеля и великолепных портретистов своего времени Ларжильера и Риго, а в середине братьев Ванлоо, изящных Ватто и Ланкре, жанрового Фавра, сентиментального Грёза и не уступающего в достоинстве голланским мастерам Шардена и конечно же несомненный период расцвета — конец XVIII и начало/середина XIX веков с их классиками Давидом, Гро, Жераром, Жироде-Триозоном, Энгром....романтиками Делакруа, Деларошем, Робером, Деканом, Изаби, Лами, Верне, Дюпре и др., а также реалистами-жанристами Кабанелем, Бодри, Бугеро, Моро, Лефевром, Рибо, Мессонье, Тиссо, Буланже, Леру, Жеромом, Курбе, Милле, Фромантена....В этой области искусства новейшие французские живописцы достигли великолепных результатов, так как овладели всеми нужными для того средствами. Никогда еще изучение и понимание нравов, обычаев, чувств и характеров людей недавнего и самого последнего времени не было так тонко, свободно и всесторонне, как теперь. Интересные и пикантные старинные и современные костюмы, особенности элегантного общества, проявления капризов моды, домашние мир и разлад, маленькие происшествия во время прогулок, в гостиницах и в кафе, веселое, комичное и типичное в быте разных стран — все это никто еще не изучал так основательно, никто не наблюдал так зорко, никто не изображал так живо и мастерски, как новейшие французские жанристы.Да, что там! Перечислять можно, чуть ли не до бесконечности!:( Вспомнив пейзажистов Добиньи, Тройона, Жака, Ксавье...мастеров натюрморта Филиппа Руссо и Фонтен-Латура и монументалиста Пюви де Шаванна, а также, абсолютно безусловно, конечно же импрессионистов! А особо Мане, Дега и Лепажа, чьи стремления привели к полному перевороту в трактовании света в современной живописи....Всех как вышеперечисленных так и не упомянутых здесь великих, без преувеличения, мастеров живописи, а также многих и многих других может и не столь известных, но, на мой скромный взгляд, не мение знаковых для мирового культурного наследия, художников я и постарался, в данной своей коллекции, представить... Перечислять всех в неё попавших здесь просто нет, на мой взгляд, ни какого смысла, да и реальной возможности ибо этот список представляет собой т.с. "рукопись" (: аж в 1067 имён! (для тех кому всё же очень хочется его увидеть я его таки сделал...(: ссылку можно увидеть ниже — в примечаниях). Правда куда более информативнее ИМХО будет скачать саму коллекцию (:....Скриншоты:

Живопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекция
Живопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекция
Живопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекция
Живопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияЖивопись Франции. Большая коллекцияОригинальное название: Живопись Франции. Большая коллекцияЖанр: Арт Формат: JPEGРазмеры изображений: от ~500x600 до ~10500x12500Разрешение: от 72 пикс/дюйм Глубина цвета: 24 битХудожников: 1067Полотен: 22016Качество: высокоеРазмер: 9,86 Gb (в том числе 3% на востановление)

Примечания: 1. Все работы представлены мной в наиболее высоком, из ныне доступного в электронном виде конкретно для данных полотен, качестве.2. Данная коллекция подготовленна мной по тому же принципу, что и все мои предыдущие, в частности как та же "Русская"... т.е. все полотна распределены по соответствующе авторизированным папкам и так же как и там в некоторые(в зависимости от моих знаний или доступности материала) из них вложены файлы с краткой информацией о художнике, а сами картины, где то приблизительно %-в на 85-90, представленны под своими непосредственными названиями. Разница лишь в "Дополнительных материалах" ... Здесь в их качестве выступает только небольшая папка "Шедевры Лувра". 3. Полный список художников вошедших в коллекцию.

И сама коллекция одним архивом::

Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы

Либо частями:

Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы

Все другие, из уже подготовленных мной, части моей личной электронной коллекции шедевров мировой живописи можно найти непосредственно в моём блоге. А именно: Русская живопись. Большая коллекцияЖивопись и графика Китая. Коллекция Японская гравюра. Коллекция. Часть IЯпонская гравюра. Коллекция. Часть I I Картины из архива Эрмитажа. Часть IКартины из архива Эрмитажа. Часть IIКартины из архива Эрмитажа. Дополнение,

а также Искусство агитации: Русский и советский плакат и Коллекция рисунков в стиле Pin-Up...

txapela.ru

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм

Привет всем входящим на usenkomaxim.ru

   Laurent Parcelier Прошел у нас в Хабаровске ледниковый период. Обставили город  традиционным декабрьским льдом. Три недели стахановского труда. Писать статьи было некогда. Потому за декабрь выложил всего две галереи.  Пришли два месяца компенсации…

     Для начала вновь полез в глубокие архивы своих давних подборок из сети. Нашел запылившуюся папку с надписью Laurent Parcelier, чей современный французский импрессионизм мне когда-то очень понравился и запомнился. По ощущениям, в них все-таки чего-то не хватает… чего-то живого…но по технике, манере,  эффектам воздуха и света очень даже отзвучал. Уж слишком люблю чистые яркие цвета. И у Laurent Parcelier нашел их в большом количестве. И при этом нет в них истерики, но только воздух и свет.

     Специально просмотрел пару сотен комментариев в разных галереях об этом художнике, и среди всеобщего восхищения нашел только два очень немногословных высказывания о том, что картины одинаковы.  Все остальные отзывы – полный восторг.

 Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина девятая

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина шестая

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина четырнадцатая

Биография Laurent Parcelier

     О художнике в сети информации мало. Laurent Parcelier родился 19 ноября 1962 года в Chmalieres, что во Франции.

     После периода познания прикладного искусства в Париже, с 1978 по 1980, Laurent дебютировал с комиксами в нескольких рассказах в  журнале «Triolo». Не смотря на талантливое востребованное рисование комиксов, позднее он выпустил ряд своих собственных альбомов, со своими вымышленными героями. Серия альбомов получила название «Le drole de monde», что в переводе звучит как «Странный мир». С тех пор он обрел достаточную известность, которая сделала его творческий путь очевидным.

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина тринадцатая

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина третья

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина четвертая

  Еще одним доказательством правильности выбора жизненного направления стала победа и получение главного приза в конкурсе уличной живописи. Здесь надо акцентировать на той интересной детали, что холст, кисти и краски для конкурсной работы художник у кого-то одолжил. К тому моменту он не касался кисти в течение нескольких лет.  Работа Laurent Parcelier привлекла зрителей на выставке Salon des Beaux Arts de Perigueux в1992 году. С той поры выставки художника последовали сплошной чередой, и с 1996 года художник посвятил себя только лишь живописи.

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина седьмая

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина пятнадцатая

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина пятая

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина первая

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина одинадцатая

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина десятая

     Многие искусствоведы и критики признали его мастерское умение захвата света подобным лучшим импрессионистам. Причем, свет, воздух, атмосферу картин он воплощает в присущем только ему стиле, с характерными узнаваемыми тонами и мазками.

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина двенадцатая

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина вторая

Laurent Parcelier. Современный французский импрессионизм. Картина восьмая

Другие материалы из этой категории:

usenkomaxim.ru

Живопись Франции XVIII века в ГМИИ

Продолжаем серию статей, посвящённых французскому искусству XVIII века из коллекции ГМИИ. В предыдущей записи мы рассказали о Жане-Батисте Грёзе.Одним из талантливейших учеников Грёза был Никола Бернар Леписье.В ГМИИ представлен его «Портрет семьи Леруа, слушающей чтение библии». То, что это семейный портрет у зрителей не возникает никаких сомнений – все члены семьи на одно лицо. Лишь у матери семейства черты лица отличаются, что неудивительно, ведь она из другого рода.  Изображёна очень обыденная сцена, как будто сама повседневная жизнь выступает на первый план. И никто из домочадцев не забыт – ни младенчик, ни даже кошка.

Никола Бернар Леписье «Портрет семьи Леруа, слушающей чтение библии»

Жан Лорен Монье. Парный портрет Муравьёвых «Портрет Е.Ф.Муравьёвой с сыном». Маленький мальчик на коленях у матери – будущий автор первой русской конституциии.

Живопись ФранцииЖан Лорен Монье «Портрет Е.Ф.Муравьёвой с сыном».

Одним из самых знаменитых представителем французской школы живописи был Жан Батист Симеон Шарден. Академики презирали этого художника,  считали, что он всё делал не так, как предписывали академические традиции. Он писал натюрморты, этот жанр считался в Академии самым презираемым.  В коллекции ГМИИ хранится не совсем  обычный натюрморт, а «Натюрморт с атрибутами искусств».

Живопись ФранцииЖан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств»

Но тем не менее, выбор предметов для натюрморта его не извиняет, считали в академии художеств. Шарден большое внимание уделял цвету и в истории искусств, вместе  с Веласкесом и Рубенсом, считается колористом.

Довольно популярна в то время была так называемая «обманка», живопись на холсте, хотя такой рисунок легко принять за рельеф. «Натюрморт, изображающий барельеф Бушардона «Осень». Шарден перерисовал два из четырёх рельефов скульптора Бушардона «Времена года». Такая техника называется «гризайль». Выполняется гризайль только серым цветом, где-то он кладётся гуще, где-то темнее и от этого картина выглядит, как барельеф.

Живопись ФранцииЖан Батист Симеон Шарден «Натюрморт, изображающий барельеф Бушардона «Осень»

Франсуа Гюбер Друэ младший. «Портрет князя Голицина». В начале 60-х годов князь возглавлял русское посольство в Париже.  Он был филантропом и художественным коллекционером.  Всё  свое состояние завещал на постройку больницы в Москве. Дмитрию Михайловичу Голицыну мы обязаны Эрмитажем,  а Москва — Голицынской больницей. В течении 20 лет он был послом России во Франции и Екатерина II дала ему задание покупать картины для её коллекции. Голицин работал с Дидро. Во Франции философа ненавидели и говорили, что если бы он мог, то вывез бы  из Франции всё и отдал бы в Санкт-Петербург для своей венценосной покровительницы. Дени Дидро знал, где что продавалось, знал он и вкусы императрицы, докладывал обо всём Голицыну. Русский посол быстренько проворачивал сделки, грузил бесценный груз на корабль «Ласточка», который через две недели швартовался в Кронштадте.

Франсуа Гюбер Друэ. «Портрет князя Голицина»

Собирая картинную галерею западного искусства для Екатерины II Голицин и сам заразился собирательством и параллельно  начал покупать картины и для себя. В Москве он построил больницу, которая до сих пор называется его именем (кроме советского времени). При больнице Голицын организовал свою картинную галерею, которая стала первой бесплатной народной галереей в городе. После 1812 года от неё осталось только восьмая часть.

В  коллекции музея есть парный портрет четы Голициных, правда,  эти два портрета выполнены разными художниками.

Екатерина Голицына была придворной дамой, но прожила недолго, это изображение – её посмертный портрет, писал его Луи Мишель Ванлоо. «Портрет княгини Е.Д.Голицыной».

Луи Мишель Ванлоо. “Портрет княгини Е.Д.Голицыной”

Интересно, что два разных художника правильно подобрали цветовую гамму парных портретов. Мужской написан холодными тонами, женский – тёплыми. На женском портрете изображение собачки, портрет любимого питомца. Екатерина Голицына происходила из семьи Кантемиров, перед замужеством приняла православие и была крещена Екатериной.

Творчество Гюбера Робера в некотором роде являются историческим документом, он был мастером архитектурного пейзажа. Но он никогда не копировал виды, во всех его полотнах присутствует нотка романтизма, пейзажам Робер придавал поэтическое чувство. Изображая руины церквей, фрагменты скульптуры, архитектурные памятники, он включал современную жизнь в быт города. В его работах есть и жизнь природы — он тонко улавливал игру света и одухотворял их, наделял движением.

Цветовая гамма Робера довольно сдержанная, почти монохромная. Он использует серовато-серебристые и золотисто-коричневые тона, иногда включает пятна киновари.

В нашем собрании  несколько его картин. «Руины с обелиском в глубине»,

Гюбер Робер «Руины с обелиском в глубине»

«Саркофаг»

Гюбер Робер «Саркофаг»

и «Разрушение церкви 1787 г.». Он любил сталкивать искусство разных стран и разных времён.  У картин Гюбера Робера необычный удлинённый формат. Римские арки, греческие статуи, Египет – и всё это обжито в его на его полотнах. Принадлежали картины Юсупову и были приобретены для овального зала имения Юсуповых в Архангельском.

«Разрушение церкви».

Гюбер Робер «Разрушение церкви»

Картина даёт историкам основание судить о вандализме во Франции после французской революции. Многие церкви были разнесены по камушку, в том числе и эта необычно красивая готическая часовня. При часовне было кладбище невинно убиенных младенцев, вандализму подверглось и оно, его тоже разрушили.

Но мастером, которой смог «перекинуть мостик» между искусством XVIII и XIX веков стал Луи Давид.  О нём и его учениках рассказ в отдельной статье.

kraeved1147.ru

Термины и понятия в искусстве — Французская живопись

Просмотров: 27988

Французская живопись, в изобразительном искусстве

Французская живопись, о кельтской живописи нам ровно ничего неизвестно, а от галльско-римского периода во Франции дошли до нас только кое-какие фрагменты мозаик. Равным образом и от живописи времен франконской монархии не сохранилось ничего, кроме миниатюр в тогдашних рукописях. Вообще, из всех отраслей искусства средневековой Франции, живопись — самая бедная количеством сохранившихся памятников. Первыми ее произведениями в этой стране, как и везде, были не станковые картины, а изображения, писанные на стенах, и миниатюры. Большинство средневековых церквей, теперь сплошь выбеленных, были в свое время покрыты по внутренним стенам обширными композициями, писанными a fresco или темперой; но из всех этих церквей, St. Savin в Пуату — едва ли не единственная, в которой еще существуют, хотя сильно поврежденные, грубо исполненные фрески XI и XII столетий. Что касается до миниатюр, то ими усердно занимались во Франции со времен Карла Великого, помещая их сперва в богослужебных книгах и молитвенниках, а потом и в других рукописях. Постепенно развиваясь, живопись миниатюр достигла высокого совершенства при Людовике XI в работах его придворного живописца Жана Фуке Турского и его школы, как можно убедиться в том, любуясь прелестными иллюстрациями молитвенников Анны Бретанской и короля Рене в парижской Национальной библиотеке. С XII или с XIII века возделывалась также живопись на стекле, замечательные образцы которой, относящиеся к этому времени и к XIV столетию, т. е. к цветущей поре готического стиля, представляют нам окна буржского, ле-манжского, шартрского, рейнского, руанского и турского соборов и парижской Sainte Chapelle. Это — составленные из небольших кусков стекла изображения сцен священной истории, легендарных событий или отдельных фигур, исполненные ограниченным числом не смешанных, но ярких и глубоких по тону красок, и напоминающие собою ковры. В конце средних веков была сильно распространена во Франции живопись огнеупорными красками на эмали, ограничивавшаяся, однако, копированием попавшихся под руку чужестранных картин и лишь редко решавшаяся воспроизводить свои собственные композиции. Особенно процветала она в Лиможе, в XVI столетии, после того, как Франциск I основал там большую фабрику эмалевых изделий и занимал своими заказами ее мастеров. По живописи в собственном смысле слова, стенной и станковой, художников было весьма мало даже в XVI столетии, а выдающихся между ними только двое — Жан Кузен и Франсуа Клуе. Недостаток в живописцах для украшения дворцов побуждал того же Франциска I приглашать к своему двору знаменитых итальянцев (Леонардо да Винчи, А. дель-Сарто, Приматиччо). Они положили первое основание самостоятельной французской живописной школе, которая, однако, и в XVII столетии продолжала идти по стопам итальянской. Придворный живописец Генриха IV Мартен Фремине, расписавший по королевскому повелению капеллу замка Фонтенбло, подделывался под стиль Микеланджело; Валантен старался походить на М.-А. да-Караваджо, Жак Бланшар изучил произведения Тициана, Симон Bye подражал светлой манере Г. Рени; Никола Пуссен и Клод Желе (К. Лоррен) образовались в Риме, где и провели большую часть своей жизни; образцом для Эсташа Лесюёра был Рафаэль. Учрежденная при Мазарини парижская академия сделалась центром художественной деятельности и исходным пунктом направления, которого она неуклонно держалась в течение всего долгого царствования Людовика XIV. Все отрасли искусства централизовались. Шарль Лебрён, назначенный первым живописцем двора и главным руководителем всех работ по украшению королевских построек, собрал вокруг себя целый штат художников разной специальности — живописцев, скульпторов, чеканщиков, лепщиков, слесарей, позолотчиков и т. д. Среди них находились люди с весьма оригинальным дарованием, но все были принуждены работать по рисункам и указаниям своего начальника. Лебрён, талант которого состоял главным образом в легкости, с какой давались ему сочинение и исполнение больших и сложных картин, без сомнения, был способен к диктаторской власти, столь долго находившейся в его руках; но его сухая и холодная манера не могла сообщить особенной привлекательности и блеска несчетным картинам, написанным под его наблюдением в Версале, Лувре, Трианоне, в Медоннском, Марлиском и Венсенских дворцах. После смерти Кольбера (1683), стали предпочитать Лебрёну Пьера Миньяра, свежий, приятный колорит которого сильно понравился при дворе. Миньяр украсил своей живописью мелкие покои в Версальском дворце и, после кончины Лебрёна, занял его пост. В конце XVII и в начале XVIII столетия, Ф. школа не имела строго определенного, однообразного характера. Л. де Лагир, Себ. Бурдон, Ш. де ла Фосс, Ноэль и Антуан Куапели, Жак-Батист и Мишель Корнели, Бон Булонь, Луи де Булонь, Ж.-Б. Сантерр и др. подражали кто Пуссену, кто Лебрёну или Миньяру. Однако, между царствованиями Людовика XIV и Людовика XV действовало несколько исторических живописцев, более вдумчивых и самостоятельных, чем их товарищи, каковы Жан Жувене, Никола Коломбель и Пьер Сюблейра, и немало слишком щеголеватых, но превосходных и для своего времени очень характеристичных портретистов, из которых достаточно будет указать на Клода Лефевра, Н. Ларжильера и Иасена Риго. В середине XVIII столетия славилось семейство Ванло, в особенности братья Жан-Батист и Шарль (Карл Ванло). Усвоив себе в Италии манеру П. Берреттини, они, нисколько не справляясь с натурой, гнались только за приятностью и блестящим эффектом, и их направление, удовлетворявшее вкусу времени, вскоре превратилось, в работах Наттье, Натуара, Буше и Фрагонара, в пристрастие к театральности, жеманству и слащавости. Рядом с выродившейся таким образом исторической отраслью живописи развились другие ее отрасли, перед тем мало занимавшие художников. Изящные картины Ватто и его последователей Ланкре и Патера, изображающие сцены из быта высших слоев общества, с костюмированными по театральному кавалерами и дамами, беседующими между собой, танцующими, развлекающихся музыкой и т. п. в роскошных парках или в красивых уголках сельской природы, возбуждали восторг в любителях искусства. В почете у этих последних были также жанристы А. де Фавре и Ж.-Б. Лепренс. Шарден, изображая сцены простонародного быта, кухни и предметы неодушевленной природы, создавал картины, не уступающие в достоинстве однородным с ними произведениям голландских мастеров. Депорт и Удри с большим успехом писали сцены охоты и фигуры животных. Лантара и Жозеф Берне высоко ценились, как пейзажисты и живописцы моря. В одно время с ними Грёз воспроизводил сцены семейной жизни среднего и мещанского сословий, с сентиментальностью и тенденциозностью, напоминающими умильные романы Дидро. Взгляды тогдашнего общества, под влиянием энциклопедистов, изменились, и главное, что стало занимать его, были серьезная история и вопросы лучшего устройства социальной жизни. Дух того времени отразился в работах Ж.-М. Вина и Ж.-Ф. Пейрона, явившихся подготовителями и предшественниками живописцев новой художественной эпохи, наступившей в конце ХVIII века. В эту эпоху, три направления идей, исходивших каждое из особого источника, давали материал и содержание для французской живописи и породили три школы. Первая, так называемая "классическая" школа существовала приблизительно с 1780 по 1860 гг. Основателем ее был Ж. Л. Давид, а продолжателями Гро, Герен, Жерар, Жироде-Триозон и Летьер; немного изменилась она при Энгре и окончилась с его последним учеником, И. Фландреном. Исходной ее точкой была природа, но рассматриваемая не просто, а сквозь призму античных и подражающих античным новейших мастеров. Классическая древность, больше римская, чем греческая, и итальянское Возрождение, особенно флорентийское и римское, были областью, в которой эта школа вращалась; библейская история, легенды героической эпохи и христианства были ее любимыми сюжетами. П. П. Прюдон, хотя и образовался не в классической школе, однако близок к ней в своих картинах, напоминающих грацию, игру светотени и законченность Корреджо. Само собой разумеется, что важнейшие произведения классиков относились к исторической живописи, как к главной с точки зрения академии и ею поощряемой. Другие отрасли живописи были культивируемы в школе весьма умеренно; из художников, занимавшихся этими отраслями, выдаются жанристы Шарль Верне и Т. Жерико, пейзажисты Тонне и Демарн, живописец животных Браскасса и живописцы цветов Редуте и Сен-Жан. Вторая школа, известная под названием "романтической", не пережила поколения, видевшего ее возникновение, а именно существовала всего с 1828 по 1858 гг. Выдвинули ее вперед англичанин Боннингтон, голландец Ари-Шеффер, Эжен Делакруа и Поль Деларош, но вместе с ними же она сошла со сцены. И для этой школы точкой отправления служила природа, но подчиненная всецело индивидуальному воззрению художника и потому отражающая в себе произвол его фантазии. В начале романтическая школа почерпала для себя сюжеты только из истории и быта средних веков, но потом стала обращаться за ними также и к жизни последних трех столетий, причем главной своей задачей считала соблюдение археологической точности в изображении малейших деталей. Пренебрегая академическим рисованием с натуры, романтики тем усерднее пустились изучать историю костюмов и превратили историческую живопись в пояснительное иллюстрирование повествований о былых временах и произведений старинных и новейших поэтов. Классицизм впадал в холодную красоту форм и в фарфоровую гладкость и бессилие прозрачных красок; романтизм страдал другими недостатками — поразительной странностью выбора сюжетов, пастозностью и небрежностью техники, которые привели его к падению. В противоположность историческому роду живописи, прочие ее отрасли достигли в романтической школе небывалой важности и надолго завоевали себе расположение публики. Леополь Робер, Декан, Камиль Рокплан, Эжен Изабе, Тони-Жоанно, Диаз, Эжен Лами и др. с большим успехом трудились по части исторического жанра, и некоторые из них превосходно писали также пейзажи, морские виды и картины с животными. Орас Верне, И. Белланже, Шарле и Раффе составили себе громкую известность изображением сражений и вообще военной жизни. Энергично исполненные, нередко весьма поэтичные пейзажи Каба, Т. Руссо, Марилья, Гюе и Жюля Дюпре оттесняют на второй план стилизованные и идеализированные произведения "исторических" пейзажистов, хотя в числе этих последних еще встречались такие таланты, как А. Десгоф, Алиньи, Виктор и Эдуард Бертены. Живопись морских и приморских видов удачно возделывали Гюден, Гарнере и Лепуатевен, а Браскасса и Сен-Жан приобрели доныне сохраняющуюся за ними известность — первый, как живописец животных, а второй, как мастер писать цветы. Третья, и самая новая, школа образовалась через соединение предшествовавших школ. Она стремится не улучшать, не идеализировать природу, а передавать ее в характеристических чертах такой, какова она в действительности. Классической древностью, равно как и средними веками и эпохой Возрождения, интересуется она очень мало; ее задача — изображать современность. Ее называют "натуралистической" и "реалистической" школой, и она долго и невозбранно господствовала в живописи XIX столетия. О стильной исторической живописи в прежнем смысле слова, конечно, не могло быть и помина. Хотя Кабанель, Бодри, Бенувиль, Эбар, Жалабер, Жоббе-Дюваль, Густав Моро, Бугро, Эмиль Леви, Жюль Лефевр, Рибо, Эннер, Жан-Поль Лоран, Поль-Жозеф Блан и др. могут называться в некотором отношении историческими живописцами, однако, значительное большинство их картин принадлежит к разряду жанров. В этой области искусства новейшие Ф. живописцы достигли великолепных результатов, так как овладели всеми нужными для того средствами. Никогда еще изучение и понимание нравов, обычаев, чувств и характеров людей недавнего и самого последнего времени не было так тонко, свободно и всесторонне, как теперь. Интересные и пикантные старинные и современные костюмы, особенности элегантного общества, проявления капризов моды, домашние мир и разлад, маленькие происшествия во время прогулок, в гостиницах и в кафе, веселое, комичное и типичное в быте разных стран — все это никто еще не изучал так основательно, никто не наблюдал так зорко, никто не изображал так живо и мастерски, как новейшие французские жанристы. По части маленьких, тонко исполненных картин исторически-бытового содержания не имел соперников себе знаменитый Мейссонье; к нему в большей или меньшей степени примыкают Фовле, Шаве, Плассан, Фишель, Жюль Вормс и многие др. Их кабинетные картинки переносят зрителей в XVII и XVIII столетия, но некоторые из группы подобных жанристов, как, например, Шарль Конт, Джемс Тиссо, Луи Лелуар и Адриен Моро, охотно обращались за сюжетами, кроме того, к истории средних веков и Возрождения и обрабатывали их оригинальным образом. Гюстав Буланже и Гектор Леру удачно соперничали с Жеромом в "античном жанре", введенном им во французское искусство и доныне возделываемом многими. Отраслью этого рода живописи надо считать "новопомпейский жанр", в котором особенно отличался Амон. В том же своеобразном роде работали Пику Изанбер и др. Тульмуш, Шаплен, Бонвен, Э. Фрер, Ж. Вибер, Берн-Белькур и Ф. Жирар заслуженно получили известность, как наблюдательные и изящные изобразители быта высшего и среднего классов горожан. Во главе живописцев деревенского быта и характерного жанра явились Жюль Бретон и Гюстав Брион, два необыкновенно талантливых, проникнутых теплым чувством рисовальщика, колориста и композитора. Кроме них, прекрасно воспроизводили жизнь поселян различных французских провинций Гюильмен, Ад. и Арм. Лелё, Гаффнер, П. Билле и др. Жанровые картины большого размера, а также большие пейзажи с животным стаффажем писали Гюстав Курбе и Франсуа Милле; их произведения доныне в большом почете у публики за ярко выраженную в них любовь к природе и к меньшой братии, хотя у первого из этих художников техническая сторона исполнения посредственна. А. М. де Невиль, Ж. Дюпре, Э. Детайль и Проте — замечательные живописцы военной жизни, имеющие мало общего с прежними холодными баталистами, представляющие в своих картинах сражений не манекены в солдатском костюме, а мыслящих и чувствующих людей и составляющие из них сцены, нередко полные потрясающего драматизма. Между жанристами, бравшими сюжеты для своих произведений из восточного быта, особенно выдаются Фромантен, Ш. Фрер, Бида, Пазини и Буно. Портретная живопись составляла предмет занятий многих художников, как сделавших ее своею специальностью, так и обращавшихся к ней по временам от исторического рода и от жанра; произведения их по большей части отличаются вкусом постановки фигур и виртуозностью кисти, но редко передают не одну только внешность изображенных лиц, а также и их внутреннюю жизнь и тонкие черты их характера. Особенно сильно и оригинально развилась в новейшей Франции пейзажная живопись. Совершенно бросив прежнее направление, стремившееся к приукрашиванию природы по правилам стильной живописности, она стала искать только верного копирования действительности и внешнего истолкования ее постоянного характера и случайных явлений. Франсе, Добиньи, Ксавье и Сезар де Коки, Эмиль Бретон, Камиль Бернье, Блен и др., трудясь в этом натуралистическом направлении, выказали каждый более или менее замечательный талант, и их картины, отличающиеся тонкой передачей воздушной перспективы, правдивостью общего и частностей, блеском красок и сочным письмом, по достоинству высоко ценятся любителями искусства. От этих художников значительно разнятся пейзажисты, идущие по стопам Коро и его последователей — Шентрейля, Декана и др., гнавшихся исключительно за схватыванием общего впечатления природы, жертвовавших для того обработкой частностей и позволявших себе упущения и переиначивания того, что наблюдено ими в действительности, и небрежность технического исполнения. Картины этих художников, получивших прозвание "импрессионистов", представляют собой скорее эскизы, чем оконченные произведения, что не мешает им пользоваться большим почетом в некоторой части публики. Живопись морских видов не занимала за последнее время такого видного места во Ф. искусстве, как прежде. Большие и маленькие пейзажи, в которых главную роль играют животные или, по крайней мере, животные составляют стаффаж, существенно важный для передачи эффектов освещения и для лучшего обозначения форм почвы и растительности, мастерски писали Тройон, Роза Боннер и Палицци. Шарль Жак прославился своими изображениями различных пород домашней птицы, овечьих стад и овчарен. Собаки и кошки имели верного изобразителя их нравов в лице Эжена Ланбера. Живопись так называемой "мертвой природы" — специальность Филиппа Руссо и Блеза Дегоффа — двух художников, совершенно противоположных по приемам работы, но одинаково искусных. Наконец, по живописи цветов и плодов следует указать, как на самых даровитых мастеров новейшего времени, на Шабаль-Дюссюржея, Фантен-Латура и Этьена Пти. Из перечисленных выше художников, одни уже сошли со сцены, другие продолжают свою деятельность; наряду с этими последними трудятся живописцы нового поколения, то разрабатывающие далее принципы своих предшественников, то стремящиеся к полной независимости от каких бы то ни было образцов, к выражению единственно своих личных эстетических взглядов. Вообще надо заметить, что современная нам Ф. живопись находится хотя и в блестящем, но не окончательно определившемся состоянии. Стремления импрессионистов, в особенности Мане, Бастьена Лепажа и Дега, привели к полному перевороту в трактовании света. Многим опостылело сосредоточенное освещение мастерских, и они пустились работать на открытом воздухе (пленэристы). Пювис де Шаванн, своими фресками в парижском Пантеоне и другими работами, указал новый путь к монументальной декоративной живописи. Круг задач удивительно расширился и, вместе с тем, крайне разнообразились приемы исполнения; но основной капитал современной нам Ф. живописи составляют сила в достижении задуманного художником впечатления и необычайная энергия в искании новых идеалов. Многочисленная парижская колония иностранных артистов — американцев, испанцев, шведов, норвежцев, немцев, поляков и пр. — усиливает многообразие направлений, из которых можно мимоходом упомянуть о возникших в последнее время мистицизме и символизме.

Родительская категория: История | Культура Категория: Термины | Понятия

www.art-drawing.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта