Еврейская тема в картинах Владимира Любарова. Еврейские картины


ЕВРЕЙСКАЯ ТЕМА У НЕЕВРЕЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ

"Во мне слились – перемешалисьпророки, веры и скрижали,тысячелетия в пути.Исходы, бегства, караваны,местечки, города и страны –нигде покоя не найти..." М.Этельзон, "Еврей"

Как-то попалась мне на глаза репродукция картины современного украинского художника Александра Шабанова "Ищу человека", с таким пронзительным, мягким и философским изображением задумчивого, недоумевающего и грустного еврея, что мне захотелось познакомиться с творчеством этого художника поближе.

580133

Мне казалось, что так передать суть народного характера может только представитель этого народа, но я нигде не нашла упоминания о том, что художник имеет какое-то отношение к еврейству. Тогда у меня возник интерес к тому, как нееврейские художники отражали еврейские характеры и жизнь еврейских общин в своих странах. Ведь в силу религиозной традиции мы не можем судить об этом до самого конца 19 века, когда появились первые еврейские художники, нарушившие религиозные запреты. ("Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…")Начиная с 15 века, с изгнания евреев из Испании, происходит постепенное распространение евреев по Европе, возникает интерес к их образу жизни. Евреи привлекали к себе внимание и многочисленных художников. Имеется сравнительно большое количество полотен, на которых запечатлены те или иные стороны жизни евреев. Несомненно, каждый из этих художников имел свое видение этого своеобразного и не совсем понятного ему мира. И сначала еврейский образ проник в живопись в качестве персонажей ветхозаветных и евангельских сюжетов, что понятно - христианство выросло из иудаизма, все персонажи Ветхого Завета и Евангелия были евреями. Многие художники никогда не видели евреев, не были знакомы с их бытом, традициями и внешностью, поэтому изображали на своих полотнах близких или знакомых им людей и допускали много фактологических ошибок. Доходило до смешного, как, например, на картине Веронезе, где ни лица, ни одежда, ни пейзаж не соответствуют образам библейской страны.

Paolo_Veronese_005

Художники даже не знали о таком важном для еврея обряде, как обрезание крайней плоти, что мы видим на многих картинах, например, на этой кисти Караваджо, где изображен младенец Христос.

caravaggio_23

Пожалуй, первые характерные еврейские лица появляются на полотнах Эль Греко, у которого была возможность видеть в Толедо единичных евреев, оставшихся от большой и процветавшей общины после жестоких лет инквизиции.

den_Petra_i_Pavla

Говорят (это только слухи), что его возлюбленная, донья Иеронима, была скрытой иудейкой, и ее черты можно узнать почти во всех женских образах на полотнах Эль Греко.

загруженное

Самое большое количество работ, посвященных еврейству, жизни еврейской общины Амстердама можно найти в творчестве Рембрандта. Кроме того он использовал живые модели и для написания картин на библейские темы, так как не только хорошо относился к евреям, но и жил с 1631 гола в Амстердаме в соседнем с еврейским квартале, почти рядом с синагогой. Ко времени его переезда из Лейдена в Амстердам там жило уже около 400 еврейских семей, выходцев из Испании и Португалии.

Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_Het_Joodse_bruidje

Рембрандт дружил со многими евреями, был знаком с их традициями и верой, даже на некоторых его картинах имеются надписи на иврите, например на этой (מְנֵא מְנֵא תְּקֵל וּפַרְסִין‎ - мене, мене, текел, упарсин - "исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень лёгким; разделено царство твое и дано персам")

Rembrandt-Belsazar

Особенно близкие дружеские отношения были у него с главой еврейской общины Менаше

16_Rembrangt-Rabbi

и Эфраимом Буэно, известным ученым и врачом, из разъехавшейся по все Европе уважаемой семьи Буэно, выходцев из Испании.

79ea1257664b628a52354061966595a3

После смерти Саскии, а потом и второй жены, и любимого сына Титуса, после потери материального достатка и наступления одинокой старости, лишенный заказов, Рембрандт еще больше сближается с евреями, тянется к ним, создает 15 портретов пожилых евреев, в которых сумел выразить свое тогдашнее настроение и тоску, свое чувство униженности и отверженности, которое так роднит его с евреями.

r220

Портреты старых евреев принадлежат к лучшим образцам портретного искусства, художник вложил в них свои привязанность и сочувствие к этому народу, уважение и любовь к нему.

Еще один голландский художник, Якоб ван Рейсдаль, прекрасный пейзажист, отличавшийся глубокой философичностью своих пейзажей, положил в основу своей картины "Еврейское кладбище" реально существовавшее на окраине Амстердама кладбище выходцев из Португалии с полуразрушенной молнией синагогой. Характерно, что при жизни художника эта картина называлась "Аллегория жизни человеческой".

ruisdael_03

Возможно, философское содержание картины навеяно Экклезиастом: "Как умирает тот, так умирает этот, и одно дыхание у всех. Все идет в место одно... и возвратится прах в землю, чем он был, а дух возвратится к Богу, который и дал его…"

Сильное влияние голландцев, особенно Рембрандта, проявилось в творчестве румынского художника Н.Григореску не только в манере, но и в портретах

images

и сюжетах, посвященных евреям и жизни еврейских местечек.

Николае Григореску-Еврей с гусем

Самая большая еврейская община жила в Польше, но жизнь евреев и еврейских местечек не интересовала польских художников, только у трех из них эта тема нашла некоторое отражение в творчестве у братьев Gierymski

Zydowka_z_cytrynami

и Петра Михаловского, по картинам которого можно составить представление о том, как выглядели польские евреи в начале 19 века.

pl_fo_michalowski_zydzi_mnk_3461396 (1)

Есть одна картина у Пабло Пикассо, написанная в "голубой" период и отражающая не только его собственное подавленное настроение и душевный кризис, переживаемый им тогда, но и сочувствие к еврейскому народу.

1421576397_goluboy-period-staryy-evrey-s-malchikom-1903-holst-maslo-moskva-gosudarstvennyy-muzey-izobrazitelnyh-iskusstv-im.-a.s.-pushkina

В России, как и на Западе, еврейские образы первоначально использовались для изображения в живописи библейских персонажей, ничем внешне не напоминая истинных евреев. Даже И.Крамской изобразил в образе Христа совсем не еврея, а по слухам - самого себя.

khristos_v_pustyne

Первым русским художником, стремившимся приблизиться к реальной исторической обстановке и отобразить истинный облик народа, носителя библейских мифов, был А.Иванов. Для этого он изучал и рисовал людей в еврейском квартале Рима, делая огромное количество эскизов для своей знаменитой картины "Явление Христа народу".

10_ivanov_yavlenie_messii_fr04

Это же можно сказать и о В.Поленове, который не только черпал вдохновение для библейских сюжетов в римском гетто, но и совершил путешествие по святым местам, делая множество эскизов и натурных работ.

image001

Наталья Гончарова, потомок жены А.С.Пушкина, художница-авангардистка, тоже не обошла стороной еврейскую тему.

1912

В описанных выше произведениях и в тех, что вошли в видеоклип, можно увидеть, что многих выдающихся художников-неевреев интересовали не только библейские сюжеты, не только их исторически и этнографически верное отображение, но и сами еврейские образы, особенности еврейских характеров и жизни еврейских гетто и местечек. И все же все эти художники, многие из которых были выдающимися, видели "еврейский мир" со стороны, его внешние приметы, их привлекала его непохожесть, загадочность, самобытность, но им трудно, почти невозможно проникнуть в его суть, до конца понять его особенности, осмыслить тот путь становления нации и ее расцвета, унижения, уничтожения и возрождения, те тысячелетия, которые пройдены и пережиты еврейским народом. Конечно, я упоминала только тех художников, которые изображали евреев и их жизнь реалистично, не предвзято, доброжелательно, без малейшего намека на антисемитизм. Карикатурные и, тем более, юдофобские произведения не являются предметом моего интереса.

А закончить я хочу тем, с чего начала, некоторыми образцами творчества интересного современного украинского художника-постмодерниста Александра Шабанова

chelovek-s-pticey_shabanov_aleksandr_1353592853

Он родился в 1957 году в г. Донецке (Украина). Закончил Художественную школу г. Донецка, занимался в изостудии, учился в Московском университете им Н Крупской. Участвовал в областных и республиканских выставках . Является учредителем творческого объединения художников "Пленер".

photo_176_4602992

Картины художника оригинальны и уникальны, пишутся маслом в направлении постмодерн, его работы уже давно занимают почётное место в коллекциях Украины, России, Польши, Англии, США, Канады, Австралии, Японии...

photo_125_7450622

Посмотрите, в этих лицах философская мудрость, вселенская грусть, детская радость, неизбывная печаль, самоирония и вековая тоска, смех сквозь слезы и надежда...

Как всегда, предлагаю вашему вниманию видеоклип, в котором вы можете увидеть около 65 картин в сопровождении клезмерской музыки.

Ссылки: http://arts.in.ua/artists/shabanov_art/http://shabanov-art.com/Портрет в творчестве Рембрандта. К. С. Егорова. - М. : Искусство, 1975.http://www.jewish-heritage.org/prep12.htmhttp://artmy.com.ua/article-evreyskaya-topic.shtmlhttp://www.stihi.ru/avtor/etelzon

vanatik05.livejournal.com

Евреи в мировой живописи - uglich_jj

1

"Это городские люди, которые веками жили в городах, из поколения в поколение, не то, что наши, пока обнюхаются…» (В.М.Молотов. Из беседы с писателем Феликсом Чуевым,1975 г.).

Это целый пласт мировой живописи, десятки, если не сотни картин разных авторов. Ниже - подборка наиболее ярких работ.

Начать, пожалуй, стоит с вот этой картины польского художника Войцеха Герсона:

Войцех Герсон. «Казимир Великий и евреи». 1874 г.На картине изображен исторический момент: 14 век, король Казимир Великий приглашает в Польшу евреев из Зап. Европы, где те подвергались гонениям.

96ced0fb53b35b714d9dc31ab14568ec0a9c1584

Евреи-беженцы рассказывают Казимиру об ужасах жизни в Западной Европе. Присутствующие внимательно слушают.

3

Казимир о чем-то советуется с духовенством. Скрепы не пострадают?

4

Ну тогда Окей. Вот так поляки спасли еврейский народ (суть картины).

Казимир Великий не только приютил евреев в 14 в., но и дал им большие льготы: права самоуправления, проживания в городах, ведения бизнеса по всей стране. Эти привилегии в более-менее неизменном виде сохранялись сотни лет. Вскоре в Польше возникнет крупнейшая в мире еврейская община, которая в 18 в. по наследству перейдет к России, а потом к СССР.

Казимир Великий - польский Петр I. Хотел развивать в Польше города (чтоб как в Европе), для чего и приглашал евреев. Но была и вторая причина - Эстерка (Эстер Малах). Это еврейка-любовница Казимира. Эстерка это такой полулегендарный персонаж польской истории по типу Роксоланы (Хюррем Султан) - украинки, которая в 16 в. вертела Османской империей через мужа-султана.

Владислав Лужкевич. «Казимир Великий у Эстерки». 1870 г.

5

По одной из легенд отец Эстерки (он был портным) был против её связи с королем-католиком.

Войцех Герсон. «Эстер Малах». 1872-73 гг.На картине отец пытается образумить дочку, ссылаясь на иудейские религиозные книги. «Ой, папа, ну шо вы гоните!», - как бы отвечает она.

6

Привилегии Казимира для еврейских общин были разительным контрастом на фоне Зап. Европы того времени. Допустим, в городе Страсбурге (где теперь заседает Европейский суд по правам человека, Совет Европы и т.д.), в 1349 г., как раз во времена Казимира, произошло событие под название юденбранд ("костер из евреев"). Последних обвинили в эпидемии чумы, согнали на окраину города и сожгли живьем в большом деревянном сарае (около 2000 человек). Это было 14 февраля 1349 г., в день Св. Валентина. После чего городской совет решил запретить евреям селиться в городе в течение ближайших 100 лет.

Я к тому, что понятие "европейские ценности" в те времена имело несколько иной смысл, как и формы празднования "Дня всех влюбленных".

Эжен Беир. "Резня евреев в Страсбурге в 1349 г.". 1894 г.На картине французского художника 19 в. изображен приступ толерантности в средневековой Европе. День Святого Валентина в разгаре.

7

Женщин и детей сжигают живьем:

8

Резня проходит в присутствии католического духовенства.

9

Появление последнего на "юденбранде" не случайно. За день до того епископ Страсбурга лично присутствовал в горсовете на совещании по еврейскому вопросу (резня не была спонтанной, её организовали местные власти). Совещание было посвящено вопросу, каким способом будем убивать евреев. В итоге было выбрано сожжение живьем. Епископ Страсбургский поддержал идею (святой отец задолжал много денег местным ростовщикам).

На фоне этого не удивительно, что западно-европейские (прежде всего немецкие) евреи стали активно переселяться в Польшу, где заняли прочные позиции во многих отраслях.

Антони Козакевич. "На рынке в галицком местечке". 2-я пол.19 в.Скорее всего, это скупка зерна "с колес" у производителей. У возов с товаром - польский крестьянин (в синей жилетке) и шляхтич (в рогатывке с пером). Они ведут переговоры с евреем, который что-то сверяет в записной книжечке.

11

Сергей Грибков. "В лавке". 1882 г.Еврейская лавка, которая торгует всем подряд. Девушке-покупательнице предлагают украшения. Справа от еврея - мешок с зерном (которое ранее купили в деревне с "колес"). На заднем плане видна бочка с половником и пустая стеклотара. То же зерно, но которое уже перегнали в водку.

11.1.jpg

Франц Рубо. "Сельские торговцы. Улица в Ярмолинцах в Подолии". 1897 г.Франц Алексеевич Рубо - знаменитый баталист 19 в. (Бородинская панорама на Кутузовском пр-те - это его). На этой его картине - местечко Ярмолинцы на юго-западе Украины. Опять евреи-торговцы, возы с товаром. Бросается в глаза нищета и непролазная грязь. Это важная деталь. Свой бизнес (гешефт) был у многих евреев. Но он был мелкий. По-настоящему разбогатеть удавалось очень немногим.

11.2.jpg

Изидор Кауфманн. "Секрет бизнеса". Кон.19- нач. 20 вв.Изидор Кауфманн - еврейский художник из Австро-Венгрии. Много путешествовал по Польше, Галиции, рисуя местных евреев. На картине - ирония. Два еврея обсуждают бизнес. Бедная обстановка, заплеванный пол. Судя по всему - старьевщики. Продают старые башмаки, шляпы и т.д Тот, который справа (с двумя зонтами) делится опытом, как удалось провернуть удачный гешефт. Третий ( в окне) подслушивает.

12

Два главных персонажа - великолепны.

13

Обладатель секрета удачного гешефта даже напоминает кого-то внешне.

14

Но кого - не могу вспомнить.

15

Я бы назвал эту картину: "Рождение системы "Платон". Можете предлагать свои варианты.

Изидор Кауфман. "Прибыль". Кон.19- нач. 20 вв.Еще одна прекрасная картина того же автора. Еврей-старьевщик любовно пересчитывает несколько монет - навар от своего гешефта.

16

Огюст Шарпентье. "Еврей-ростовщик". 1842 г.Этот парень на картине французского автора уже побогаче и монет у него побольше.

17

"В корчме". Литография 1842 г.Еще один типично еврейский бизнес в свое время. На литографии , по всей видимости - Украина, где еврейские питейные заведения (корчмы, шинки) были очень распространены.

18

А вот картина современного украинского художника Анатолия Козельского на ту же тему:

Анатолий Козельский. "Восток. Запад". 2006 г.Шинок, пьянка. Православный поп и католик охмуряют простого украинца. Еврей-трактирщик разливает. "Тому, который под столом тоже повторить?", - спрашивает он.

19

Кстати, шинкарем в конце 18 в. был и прадед Владимира Ильича Ленина - Моше Бланк из г. Староконстантинов (Волынь, Зап. Украина). Правда, как свидетельствуют архивы, Моше был вынужден уйти из бизнеса со скандалом, т.к. его уличили в продаже некачественной фруктовой водки. Такое жульничество было серьезным проступком и грозило проблемами всей еврейской общине Староконстантинова (водку гнали евреи, а пили её украинцы).

Как ни крути, а социальный лифт - великая вещь. Даже, если через несколько поколений.

20

Ну и еще немного про жуликов:

Александр Риццони. «Жиды-контрабандисты». 1860 г.Автор, Александр Антонович Риццони, был родом из Риги и часто рисовал прибалтийских евреев. На картине изображен какой-то шухер. Рыжий еврей (крайний справа) влетает в комнату («Менты!»), остальные спешно прячут товар под пол.

21

Как вариант картина могла бы называться: "Санкции ввели!!!" Кто будет в роли рыжего еврея, влетающего в Кремль, даже не знаю.

Впрочем, евреи занимались не только торговлей и шинкарством. Традиционно много было ремесленников. На рубеже 19-20 вв. в Белоруссии работал художник Иегуда Пэн (Юдель Моисеевич Пэн) из Витебска. Он был автором серии картин о профориентации евреев того времени.

Иегуда Пэн. "Варшавский часовщик, читающий газету". 1914 г.Выражение лица хорошее: "Шо за... брехню они пишут?!"

22

Иегуда Пэн. "Еврей-сапожник". 1925 г. Второе название этой картины "Еврей-комсомолец, читающий газету". Ну... 1925-й год на дворе, Юдель Моисеевич примкнул к соцреализму в то время. Кстати, газета уже на русском.

23

Ну и конечно легендарный портной.

Иегуда Пэн. "Старый портной". 1910-е.

24

Нью-Йорк, 7-я авеню. Памятник еврейскому портному. Автор: Юдит Веллер, 1984 г.

25

Это была действительно популярная профессия у евреев. Например, дедушка миллиардера Стива Балмера (Шломо Дворкин из Пинска) тоже был портным. Потом уехал в Детройт. Ужасы царского самодержавия, да. Шломо Дворкин из Пинска не мог поехать в Москву (черта оседлости), но мог - в Детройт.

Иегуда Пэн. "Письмо из Америки".1903 г.Мама, у меня все хорошо, работаю в мастерской у Шломо Дворкина.

26

В 1881-1914 гг. порядка 1,5 млн. евреев уехали из Российской империи в Америку. Главной причиной были погромы, которые периодически происходили в разных частях страны.

Джоэл Левитт. "Кишиневский погром". 1904 г.Джоэль Левитт- американский художник, эмигрант из Российской империи. На картине - сцена кишиневского погрома 1903 г. Еврейка с детьми в ужасе бежит от погромщиков.

27

Чувствуется, Джоэль Левитт очень любил Россию. И старался донести это до американской публики. Хоть погром и кишиневский, на переднем плане с любовью выписаны простые русские люди, растаскивающие еврейское имущество. Дебиловатая красна девица с тюком награбленного образует контраст с главной героиней картины.

28

Владимир Вучичевич-Сибирский. "Черносотенный погром в Томске". 1906 г.Автор - известный русский пейзажист начала 20 в., "певец сибирской природы". По случаю он стал свидетелем погрома в Томске, устроенного черносотенцами 20-22 октября 1905 г.

29

По воспоминаниям очевидцев, в октябре 1905 г. в Томске "для того, чтобы быть убитым, достаточно было обладать приличным костюмом и интеллигентной физиономией. Студенческая фуражка или лишь похожая на нее папаха и еврейский тип лица были вернейшими смертными приговорами".

Борьба с лицами не-пролетарской и еврейской наружности в Томске завершилась поджогом местного театра и здания Управления Сибирской железной дороги (на картине как раз оно и пылает в темноте). В чем была причина погрома, зачем сожгли театр и офис железной дороги? - Дело в том, что накануне люди в очках и фуражках в Томске бурно праздновали Манифест 17 октября 1905 г. Это когда царь под давлением революции ограничил свою власть и даровал кое-какие либеральные свободы. Это не всем понравлось, в т.ч. "профессиональным русским" того времени (черносотенцам).

Вместе с тем корни погромов в России (как и в Европе) были глубже, чем просто разгул городской гопоты. Тут сыграли роль и давние религиозные противоречия между христианством и иудаизмом.

Самуил Гирценберг. "Блуждающий еврей". 1899 г.Художник - польский еврей, жил в Кракове (австрийская часть Польши), потом в Лодзи (российская часть). В начале 20 в. эмигрировал в Палестину. На картине изображен вечно гонимый еврей - жертва христианского религиозного мракобесия.

30

Николай Пимоненко. "Жертва фанатизма". 1899 г.Встречное обвинение евреям в мракобесии. В основе картины был реальный случай, произошедший в г. Кременец на Зап.Украине. Местная девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться, для чего невесте требовалось принять крещение. За что её чуть не прибили в родной еврейской общине.

31

В каждой религии - свои священные тексты, но в иудаизме они имеют колоссальный объем. Каноническая версия Талмуда, изданная в г.Вильно в 1880-86 гг., состояла из 37 томов и около 6000 страниц. Это при том, что часть текстов не вошла в это издание по требованию цензуры (те, что касаются личности Иисуса Христа, которого иудеи считают самозванцем).

Второй отличительной особенностью иудаизма всегда было всеобщее начальное религиозное образование. Все дети мужского пола обязаны были ходить в специальные частные школы при общине (хедеры и т.п.), где изучали священные книги и древние языки, на которых они написаны. Кто не мог платить за школу – за тех платила община.

Мориц Даниэль Оппенгейм. Хедер. 1878 г.

Мориц Даниэль Оппенгейм. Хедер. 1878 г.

На картине немецкого художника М.Д. Оппенгейма хедер выглядит достаточно благостно. Однако на самом процесс обучения был весьма тяжелым для детей - многочасовые занятия, сложные запутанные тексты на мертвых языках, телесные наказания.

Хаим Нахман Бялик, национальный поэт Израиля, эмигрант из России, про свою учебу в хедере:

«Ребе обычно бил плеткой, кулаком, локтем, шпилькой жены, всем, что могло причинить боль. Его помощник, если я неправильно отвечал на его вопрос, обычно приближался ко мне с растопыренными пальцами, наклонялся ко мне и хватал за горло. Он смотрел на меня, как леопард, тигр или другой подобный зверь, и я замирал от страха. Я боялся, что он выколет мне глаза своими грязными ногтями, страх парализовал мой ум, так что я забывал все, что выучил накануне».

Да, сурово...Но зато на выходе получался «Народ Книги».

Эдуард Франкфорт. "Богословский спор". 1888 г.

Frankfort, Eduard. A Theological Debate, 1888

Проблема была в том, что богословский спор между иудаизмом и христианством затрагивал основы последнего - Иисуса Христа и все, что с ним связано.

Изидор Кауфман. "В лавке". Кон.19- нач. 20 вв.Шуточная картина Изидора Кауфмана на тему христианско-иудейских взаимоотношений. Зажиточный горожанин (христианин) зашел в лавку к еврею купить крест с распятием. Встал вопрос, почем продать Христа. Стороны торгуются о цене.

32

Однако не всегда оно было так весело.

Иероним Босх. «Христос, несущий свой крест» (1490 г.).Картина знаменитого голландца 15 в. по мотивам Нового Завета.

33

Христос несет свой крест к месту казни. Вокруг евреи с совершенно адскими рожами:

34

Враги Христовы беснуются.

35

Кругом враги, единственный приличный человек в толпе – св.Вероника. Простая еврейская женщина с платочком, которая пожалела Христа:

37

Помимо распятия евреев обвиняли также в распитии - крови христианских младенцев. Эта тема тоже нашла отражение в живописи.

Александр де Приво. «Ритуальное убийство». Нач.18 в.Это город Сандомир (юг Польши), фрагмент росписи католического собора Рождества Девы Марии. Автор - Александр де Приво, польский художник итальянского происхождения.

38

Суть картины: евреи заманивают маленьких детей какими-то подарками, потом хватают, выкачивают кровь, расчленяют, останки скармливают собакам.

39

Эти росписи 18 века до сих пор украшают собор в Сандомире. Кстати, подобное продолжали рисовать и в 19 веке.

Михай Мункачи. "Кровавый ритуал". 1882-97 гг.Мункачи это такой венгерский Репин, национальный художник. До 2012-13 гг. г. про эту его картину никто не знал, обнаружили случайно в частной коллекции. На картине - евреи режут христианскую девушку, а раввин собирает кровь в тазик.

40

Все участники ритуала - в экстазе.

41

Важный момент: резать надо аккуратно, чтоб не разбрызгать (мимо тазика).

42

Остался тайной заказчик Мункачи - кто первоначально купил у него эту картину. Искусствоведам удалось установить только, что это был кто-то из России. В 1917 г. картину переправили в Финляндию, а оттуда - в США. На некоторых западных сайтах (типа нео-нацистского stormfront.org) утверждается, что заказчиком был сам царь Александр III. Однако этому нет никаких доказательств (кроме того, что царь был известный антисемит). Учитывая, что в 1917 г. картину переправили в Америку, более вероятно, что она была где-то в частной коллекции.

Еврейским ответом на картины Босха, де Приво, Мункачи про христопродавцев-евреев можно считать вот эту работу английского художника Эммануэля Леви:

Эммануэль Леви. "Распятие". 1942 г.Суть картины: пока христиане оплакивают Христа, настоящими мучениками являются евреи, которых истребляют нацисты (картина написана в 1942 году).

43

Эммануэль Леви во время войны был в Англии, так что ему повезло. А вот французскому художнику Давиду Олеру - не очень. Он попал в Освенцим, где 2 года провел во вспомогательной команде (уборка трупов, чистка печей и т.д.). Олеру удалось выжить и после войны он нарисовал серию картин.

Давид Олер. "Газация". 2-я пол. 1940х гг.

44

Давид Олер. "В крематории", 1945 г.Освенцим, крематорий №3. Вспомогательная команда за работой. На заднем плане - электрический лифт для подъема трупов (газовые камеры находились в подвале здания).

45

Гитлеровский геноцид евреев произвел сильное впечатление на державы-победительницы. В 1947 г. они (в лице ООН) приняли решение о создании государства Израиль.

Сальвадор Дали. "Алия. Возрождение Израиля". 1968 г.Сальвадор Дали, который в 1930-е симпатизировал Гитлеру и Франко, после войны стал большим поклонником Израиля и "Алии" (переезда евреев на историческую родину).

46

Эволюция Дали в известном смысле отражает эволюцию общественного мнения христианской Европы во второй половине 20 века. Юденбранды, холокосты, распитие крови младенцев ушли в историю. Началось сближение и сотрудничество. Но некоторым, правда, сначала пришлось заплатить репарации.

Александр Риццони. "Еврей-скрипач". 1890-е.Риццони - это который автор "Жидов-контрабандистов". Философская картина: два оборванца, еврей-скрипач и христианин (справа, с крестом) культурно отдыхают. На столе штоф водки (наполовину пустой) и рыба на закусь. Еврей что-то пытается изобразить на скрипке, христианин мечтательно смотрит вдаль. Думаю, Александр Риццони нарисовал эту картину по мотивам "Скрипки Ротшильда" Чехова (кто не читал - прочитайте).

47

На этой оптимистической ноте предлагаю закончить. Всех благ, друзья!

uglich-jj.livejournal.com

500 картин о жизни еврейского народа.

Художник Елена Флёрова.

Серия работ "Из жизни

еврейского народа".

2-Елена Флёрова-сама1 (300x450, 81Kb)Елена Флёрова родилась в Москве 19 декабря 1943 года в семьехудожника-дизайнера Н.Н.Самурдуза и театрального режиссераи педагога Е.Н.Гонсовской-Флёровой.Окончила Художественную школу приМосковском государственном институте им.В.И.Сурикова (1963),Московский государственный институт им. В.И.Сурикова (1969).Удостоена серебряной медали академии художеств СССР в 1972 годуи серебряной медали ВДНХ СССР в 1973 году.Окончила аспирантуру Академии художеств СССРпо классу народного художника СССР академика Е.А.Кибрика.Работала в еврейской галерее г.Нью - Йорка (1991-2005).У неё появился духовный интерес к созданию картино жизни и традициях еврейского народа.Работы были удостоены многочисленных наград и премий,продавались в галереях и на аукционах, в том числе, на аукционе“Филипс”. Елена написала более пятисот работ о жизни еврейскогонарода.Картины приобретались людьми искусства, культуры,общественными и государственными деятелями, коллекционерами.Почитатели творчества Е.Флёровой из России, Италии, Швейцарии,Австралии, Израиля, Германии, Англии, Китая и других стран подостоинству оценивают художественный дар Елены Флёровой,приобретая в собственность её картины.Елена Флерова – единственная в мире женщина, которойбыло позволено войти во внутренний мужской зал синагоги. РешениеНью-Йоркского раввината – знак уважения художнику за серию работ,посвященных жизни еврейского народа, и уникальное признание женщины,внесшей вклад в еврейскую культуру.

 

Здесь вы можете посмотреть больше работ

Elena Flerova

subscribe.ru

Еврейская тема в картинах Владимира Любарова: vakin

Владимир Любаров – из «перпендикулярных» людей. В детстве не любил рисовать – стал художником. В советские годы, когда о существовании дизайна как искусства мало кто подозревал, оформил более ста книг.

«Еврейское счастье» – серия, над которой художник работает c 2000-го года. Среди крепкой российской зимы – с банькой, тоскою и водочкой, среди ладных и покосившихся избенок его новые герои соблюдают субботу, изучают Тору и Талмуд, едят кошерную пищу и думают о вечном.

Серия многослойна. Это и детские воспоминания художника, и пристальный интерес зрелого человека к философии и культуре древнейшего народа, и своеобразное прочтение классиков еврейской литературы – в первую очередь Шолом-Алейхема и Исаака Башевица Зингера. Как это всегда происходит у Любарова, серия исторична и современна, реальна и фантастична одновременно.

Еврейская тема в исполнении Любарова «есть нечто совершенно небывалое» и в то же время абсолютно интимно достоверное, как, впрочем, и сама жизнь.

Семья, 1998. Холст, масло, 70 х 100 смТашлих. 2014. Холст, масло, 70 х 70 см

Благословение Луны. 2013. Холст, масло, 60 х 70 см

Благословение коэнов. 2012. Холст, масло, 60 х 80 см

Первая шляпа. 2013. Холст, масло, 50 х 60 см

Беседа, 2003. Холст, масло, 70 х 70 см

Пока, пока, 2003. Холст, масло, 70 х 70 см

Адам и Ева, 2000. Холст, масло, 70 х 100 см

Праздник в шалаше, 2001. Холст, масло, 60 х 70 см

Суббота, 1998. Холст, масло, 60 х 100 см

За здоровье Мордехая, 2003. Холст, масло, 60 х 70 см

Танец, 2008. Холст, масло, 80 х 80 см

Будет? Не будет? 2009. Холст, масло, 80 х 70 см

Гефилте фиш, 2009. Холст, масло, 50 х 70 см

Толкователи Торы, 2012

Фруктовый салат. 2012. Холст, масло, 50 х 50 см

Большая рыба. 2013. Холст, масло, 70 х 60 см

Селедка для форшмака. 2014. Холст, масло, 50 х 50 см

Подарки на Пурим. 2014. Холст, масло, 60 х 80 см

Семен с петухом. 2013. Холст, масло, 70 х 60 см

Снежки на Ханкуку. Холст, масло, 60 х 80 см

Спор. 2013. Холст, масло, 50 х 60 см

Симхат Тора. 2014. Холст, масло, 60 х 60 см

Двери. 2013. Холст, масло, 80 х 80 см

Канун Иом Кипура. 2013. Холст, масло, 60 х 70 см

Ответный ход. 2013. Холст, масло, 60 х 70 см

Бессонница, 2002. Холст, масло, 80 х 70 см

Касриловские мудрецы, 2002. Холст, масло, 80 х 70 см

Я умею летать! 2003. Холст, масло, 80 х 70 см

Любовь, 2006. Холст, масло, 70 х 70 см

Песах, 2003. Холст, масло, 50 х 60 см

Праздник Пурим, 2002. Холст, масло, 80 х 80 см

Праздник в шалаше, 2001. Холст, масло, 60 х 70 см

Суд раввина, 1999. Холст, масло, 60 х 85 см

Цадики, 2000. Холст, масло, 50 х 70 см

Ветер, 1999. Холст, масло, 90 х 110 см

Источники - isralove.org и www.lubarov.ru

Кроме того, вот о замечательном художнике Владимира Любарова в моем посте.

vakin.livejournal.com

Евреи в мировой живописи - Ujew

"Это городские люди, которые веками жили в городах, из поколения в поколение, не то, что наши, пока обнюхаются…» (В.М.Молотов. Из беседы с писателем Феликсом Чуевым,1975 г.).

Это целый пласт мировой живописи, десятки, если не сотни картин разных авторов. Ниже -  подборка наиболее ярких работ.

Начать, пожалуй, стоит с вот этой картины польского художника Войцеха Герсона:

Войцех Герсон. «Казимир Великий и евреи». 1874 г.

На картине изображен исторический момент: 14 век, король Казимир Великий приглашает в Польшу евреев из Зап. Европы, где те подвергались гонениям.

http://2.firepic.org/2/images/2015-10/04/dq8n5uv6m6gy.jpg

Евреи-беженцы рассказывают Казимиру об ужасах жизни в Западной Европе. Присутствующие внимательно слушают.

http://5.firepic.org/5/images/2015-11/27/razqnuhtdn2m.png

Казимир о чем-то советуется с духовенством. Скрепы не пострадают?

http://5.firepic.org/5/images/2015-11/27/4d3rtvl15zid.png

Вот так поляки спасли еврейский народ (суть картины).

Казимир Великий не только приютил евреев в 14 в., но и дал им большие льготы: права самоуправления, проживания в городах, ведения бизнеса по всей стране.  Эти привилегии в более-менее неизменном виде сохранялись сотни лет. Вскоре в Польше возникнет крупнейшая в мире еврейская община, которая в 18 в. по наследству перейдет к России, а потом к СССР.

Казимир Великий - польский Петр I. Хотел развивать в Польше города (чтоб как в Европе), для чего и приглашал евреев. Но была и вторая причина - Эстерка (Эстер Малах). Это еврейка-любовница Казимира. Эстерка это такой полулегендарный персонаж польской истории по типу Роксоланы (Хюррем Султан) - украинки, которая в 16 в. вертела Османской империей через мужа-султана.

Владислав Лужкевич. «Казимир Великий у Эстерки». 1870 г.

http://2.firepic.org/2/images/2015-10/04/qno0on73vuzd.jpg

По одной из легенд отец Эстерки (он был портным) был против её связи с королем-католиком.

Войцех Герсон. «Эстер Малах». 1872-73 гг.

На картине отец пытается образумить дочку, ссылаясь на иудейские религиозные книги. «Ой, папа, ну шо вы гоните!», - как бы отвечает она.

http://2.firepic.org/2/images/2015-10/04/5ric2kj6slbn.jpg

Привилегии Казимира для еврейских общин были разительным контрастом на фоне Зап. Европы того времени. Допустим, в городе Страсбурге (где теперь заседает Европейский суд по правам человека, Совет Европы и т.д.), в 1349 г., как раз во времена Казимира, произошло событие под название юденбранд ("костер из евреев"). Последних обвинили в эпидемии чумы, согнали на окраину города и сожгли живьм в большом деревянном сарае (около 2000 человек). Это было 14 февраля 1349 г., в день Св. Валентина. После чего городской совет решил запретить евреям селиться в городе в течение ближайших 100 лет.

Эжен Беир. "Резня евреев в Страсбурге в 1349 г.". 1894 г.

На картине французского художника 19 в. изображен приступ толерантности в средневековой Европе.  День Святого Валентина в разгаре.

http://6.firepic.org/6/images/2015-10/07/2pomcp5y643p.jpg

Женщин и детей сжигают живьем:

http://2.firepic.org/2/images/2015-10/07/z6c1jpslo8ea.jpg

Резня проходит в присутствии католического духовенства.

http://6.firepic.org/6/images/2015-10/07/81nszeumjq3t.jpg

Появление последнего на "юденбранде" не случайно. За день до того епископ Страсбурга лично присутствовал в горсовете на совещании по еврейскому вопросу (резня не была спонтанной, её организовали местные власти). Совещание было посвящено вопросу, каким способом будем убивать евреев. В итоге было выбрано сожжение живьем. Епископ Страсбургский поддержал идею (святой отец задолжал много денег местным ростовщикам).

На фоне этого не удивительно, что западно-европейские (прежде всего немецкие) евреи стали активно переселяться в Польшу, где заняли прочные позиции во многих отраслях.

Антони Козакевич. "На рынке в галицком местечке". 2-я пол.19 в.

Скорее всего, это скупка зерна "с колес" у производителей. У возов с товаром - польский крестьянин (в синей жилетке) и шляхтич (в рогатывке с пером). Они ведут переговоры с евреем, который что-то сверяет в записной книжечке.

http://2.firepic.org/2/images/2015-10/07/kn4fv092shla.png

Сергей Грибков. "В лавке". 1882 г.

Еврейская лавка, которая торгует всем подряд.  Девушке-покупательнице предлагают украшения. Справа от еврея -  мешок с зерном. На заднем плане видна бочка с половником и пустая стеклотара. То же зерно, но которое уже перегнали в водку.

http://2.firepic.org/2/images/2015-10/07/vw726wjg68uy.jpg

Франц Рубо. "Сельские торговцы. Улица в Ярмолинцах в Подолии". 1897 г.

Франц Алексеевич Рубо - знаменитый баталист 19 в. (Бородинская панорама на Кутузовском пр-те - это его). На этой его картине - местечко Ярмолинцы на юго-западе Украины. Опять евреи-торговцы, возы с товаром. Бросается в глаза нищета и непролазная грязь. Это важная деталь. Свой бизнес (гешефт) был у многих евреев. Но он был мелкий. По-настоящему разбогатеть удавалось очень немногим.

http://2.firepic.org/2/images/2015-10/07/onkxv8mgd5ce.jpg

Изидор Кауфманн. "Секрет бизнеса". Кон.19- нач. 20 вв.

Изидор Кауфманн - еврейский художник из Австро-Венгрии. Много путешествовал по Польше, Галиции, рисуя местных евреев. На картине - ирония. Два еврея обсуждают бизнес. Бедная обстановка, заплеванный пол. Судя по всему - старьевщики. Продают старые башмаки, шляпы и т.д  Тот, который справа (с двумя зонтами) делится опытом, как удалось провернуть удачный гешефт. Третий (в окне) подслушивает.

http://2.firepic.org/2/images/2015-10/05/6geq79pu2swp.jpg

Два главных персонажа - великолепны.

http://2.firepic.org/2/images/2015-10/05/1bgu1ungt7ar.png

Изидор Кауфман. "Прибыль". Кон.19- нач. 20 вв.

Еще одна прекрасная картина того же автора. Еврей-старьевщик любовно пересчитывает несколько монет - навар от своего гешефта.

http://firepic.org/images/2015-11/28/h060tiux8o60.jpg

Огюст Шарпентье. "Еврей-ростовщик". 1842 г.

Этот парень на картине французского автора уже побогаче и монет у него побольше.

http://6.firepic.org/6/images/2015-11/28/ht48ymp3h803.jpg

"В корчме". Литография 1842 г.

Еще один типично еврейский бизнес в свое время. На литографии, по всей видимости -  Украина, где еврейские питейные заведения (корчмы, шинки) были очень распространены.

http://6.firepic.org/6/images/2015-11/28/jezuk2f565qd.jpg

А вот картина современного украинского художника Анатолия Козельского на ту же тему:

Анатолий Козельский. "Восток. Запад". 2006 г.

Шинок, пьянка. Православный поп и католик охмуряют простого украинца. Еврей-трактирщик разливает.  "Тому, который под столом тоже повторить?", - спрашивает он.

http://6.firepic.org/6/images/2015-11/28/wtgovejocrvs.jpg

Кстати, шинкарем в конце 18 в. был и прадед Владимира Ильича Ленина - Моше Бланк из г. Староконстантинов (Волынь, Зап. Украина). Правда, как свидетельствуют архивы, Моше был вынужден уйти из бизнеса со скандалом, т.к. его уличили в продаже некачественной фруктовой водки. Такое жульничество было серьезным проступком и грозило проблемами всей еврейской общине Староконстантинова (водку гнали евреи, а пили её украинцы).

Ну и еще немного про жуликов:

Александр Риццони. «Жиды-контрабандисты». 1860 г.

Автор, Александр Антонович Риццони, был родом из Риги и часто рисовал прибалтийских евреев. На картине изображен какой-то шухер. Рыжий еврей (крайний справа) влетает в комнату, остальные спешно прячут товар под пол.

http://6.firepic.org/6/images/2015-10/08/cyc6t2x7tsj8.jpg

Впрочем, евреи занимались не только торговлей и шинкарством. Традиционно много было ремесленников. На рубеже 19-20 вв. в Белоруссии работал художник Иегуда Пэн (Юдель Моисеевич Пэн) из Витебска. Он был автором серии картин о профориентации евреев того времени.

Иегуда Пэн. "Варшавский часовщик, читающий газету". 1914 г.

Выражение лица хорошее: "Шо за... брехню они пишут?!"

http://5.firepic.org/5/images/2015-11/27/p4dy7gsqdt6b.jpg

Иегуда Пэн. "Еврей-сапожник". 1925 г. 

Второе название этой картины "Еврей-комсомолец, читающий газету". Ну... 1925-й год на дворе,  Юдель Моисеевич примкнул к соцреализму в то время. Кстати, газета уже на русском.

http://5.firepic.org/5/images/2015-11/27/h8qbo4c4k1vs.jpg

Ну и конечно легендарный портной.

Иегуда Пэн. "Старый портной". 1910-е.

http://5.firepic.org/5/images/2015-11/27/mpygyjkib21a.jpg

Нью-Йорк, 7-я авеню. Памятник еврейскому портному. Автор: Юдит Веллер, 1984 г.

http://5.firepic.org/5/images/2015-11/27/9ibio3t9wvyv.jpg

Это была действительно популярная профессия у евреев. Например, дедушка миллиардера Стива Балмера (Шломо Дворкин из Пинска) тоже был портным. Потом уехал в Детройт.  Ужасы царского самодержавия, да. Шломо Дворкин из Пинска не мог поехать работать в Москву (черта оседлости), но мог - в Детройт. И поехал.

Иегуда Пэн. "Письмо из Америки".1903 г.

http://5.firepic.org/5/images/2015-11/27/4kvtsqbti5bz.jpg

В 1881-1914 гг. порядка 1,5 млн. евреев уехали из Российской империи в Америку.  Главной причиной были погромы, которые периодически происходили в разных частях страны.

Джоэл Левитт. "Кишиневский погром". 1904 г.

Джоэль Левитт- американский художник, эмигрант из Российской империи. На картине - сцена кишиневского погрома 1903 г. Еврейка с детьми в ужасе бежит от погромщиков.

http://2.firepic.org/2/images/2015-11/27/47d8nc89i3f1.jpg

Владимир Вучичевич-Сибирский. "Черносотенный погром в Томске". 1906 г.

Автор - известный русский пейзажист начала 20 в., "певец сибирской природы". По случаю он стал свидетелем погрома в Томске, устроенного черносотенцами 20-22 октября 1905 г.

http://2.firepic.org/2/images/2015-11/27/l6sjp8zkcwyq.jpg

По воспоминаниям очевидцев, в октябре 1905 г. в Томске "для того, чтобы быть убитым, достаточно было обладать приличным костюмом и интеллигентной физиономией. Студенческая фуражка или лишь похожая на нее папаха и еврейский тип лица были вернейшими смертными приговорами".

Борьба с лицами не-пролетарской и еврейской наружности в Томске завершилась поджогом местного театра и здания Управления Сибирской железной дороги (на картине как раз оно и пылает в темноте). В чем была причина погрома, зачем сожгли театр и офис железной дороги? - Дело в том, что накануне люди в очках и фуражках в Томске бурно праздновали Манифест 17 октября 1905 г. Это когда царь под давлением революции ограничил свою власть и даровал кое-какие либеральные свободы. Это не всем понравлось, в т.ч. "профессиональным русским" того времени (черносотенцам).

Вместе с тем корни погромов в России (как и в Европе) были глубже, чем просто разгул городской гопоты. Тут сыграли роль и давние религиозные противоречия между христианством и иудаизмом.

Самуил Гирценберг. "Блуждающий еврей". 1899 г.

Художник - польский еврей, жил в Кракове (австрийская часть Польши), потом в Лодзи (российская часть). В начале 20 в. эмигрировал в Палестину. На картине изображен вечно гонимый еврей - жертва христианского религиозного мракобесия.

http://firepic.org/images/2015-11/28/uzsg6gsd0zjz.jpg

Николай Пимоненко. "Жертва фанатизма". 1899 г.

Встречное обвинение евреям в мракобесии. В основе картины был реальный случай, произошедший в г. Кременец на Западной Украине. Местная девушка-еврейка полюбила украинца-кузнеца. Молодые решили пожениться, для чего невесте требовалось принять крещение. За что её чуть не прибили в родной еврейской общине.

http://6.firepic.org/6/images/2015-11/28/59bo541u9unf.jpg

Мориц Даниэль Оппенгейм. Хедер. 1878 г.

http://6.firepic.org/6/images/2015-11/29/7w36fd1s3wnl.jpg

На картине немецкого художника М.Д. Оппенгейма хедер (начальная школа) выглядит достаточно благостно. Однако на самом процесс обучения был весьма тяжелым для детей - многочасовые занятия, сложные запутанные тексты на мертвых языках, телесные наказания.

Хаим Нахман Бялик, национальный поэт Израиля, эмигрант из России, про свою учебу в хедере:

«Ребе обычно бил плеткой, кулаком, локтем, шпилькой жены, всем, что могло причинить боль. Его помощник, если я неправильно отвечал на его вопрос, обычно приближался ко мне с растопыренными пальцами, наклонялся ко мне и хватал за горло. Он смотрел на меня, как леопард, тигр или другой подобный зверь, и я замирал от страха. Я боялся, что он выколет мне глаза своими грязными ногтями, страх парализовал мой ум, так что я забывал все, что выучил накануне».

Эдуард Франкфорт. "Богословский спор". 1888 г.

http://6.firepic.org/6/images/2015-11/29/d719gzrltuj7.jpg

Проблема была в том, что богословский спор между иудаизмом и христианством затрагивал основы последнего - Иисуса Христа и все, что с ним связано.

Изидор Кауфман. "В лавке". Кон.19- нач. 20 вв.

Шуточная картина Изидора Кауфмана на тему христианско-иудейских взаимоотношений. Зажиточный горожанин (христианин) зашел в лавку к еврею купить крест с распятием. Встал вопрос, почем продать Христа. Стороны торгуются о цене.

http://6.firepic.org/6/images/2015-10/05/6v683o4q8vdh.jpg

Однако не всегда оно было так весело.

Иероним Босх. «Христос, несущий свой крест» (1490 г.).

Картина знаменитого голландца 15 в. по мотивам Нового Завета.

http://6.firepic.org/6/images/2015-10/05/1xjn79wqama9.jpg

Христос несет свой крест к месту казни. Вокруг евреи с совершенно адскими лицами:

http://6.firepic.org/6/images/2015-10/05/4zd4xisapr8k.jpg

Враги Христовы беснуются.

http://6.firepic.org/6/images/2015-10/05/6mvtnbu2t2xh.png

Кругом враги, единственный приличный человек в толпе – св.Вероника. Простая еврейская женщина с платочком, которая пожалела Христа:

http://6.firepic.org/6/images/2015-10/05/z4tj02e0j4ms.png

Помимо распятия евреев обвиняли также в распитии крови христианских младенцев. Эта тема тоже нашла отражение в живописи.

Александр де Приво. «Ритуальное убийство». Нач.18 в.

Это город Сандомир (юг Польши), фрагмент росписи католического собора Рождества Девы Марии. Автор - Александр де Приво, польский художник итальянского происхождения.

http://firepic.org/images/2015-10/05/nzj2uie96i3a.jpg

Суть картины: евреи заманивают маленьких детей какими-то подарками, потом хватают, выкачивают кровь, расчленяют, останки скармливают собакам.

http://firepic.org/images/2015-10/05/cakses03gh3b.jpg

Эти росписи 18 века до сих пор украшают собор в Сандомире.  Кстати, подобное продолжали рисовать и в 19 веке.

Михай Мункачи. "Кровавый ритуал". 1882-97 гг.

Мункачи это такой венгерский Репин, национальный художник. До 2012-13 гг. г. про эту его картину никто не знал, обнаружили случайно в частной коллекции. На картине - евреи режут христианскую девушку, а раввин собирает кровь в тазик.

http://firepic.org/images/2015-10/05/bdb0tkarp53t.jpg

Все участники ритуала - в экстазе.

http://2.firepic.org/2/images/2015-10/05/3xj3tfjvxvr8.jpg

Остался тайной заказчик Мункачи - кто первоначально купил у него эту картину.  Искусствоведам удалось установить только, что это был кто-то из России. В 1917 г.  картину переправили в Финляндию, а оттуда - в США. На некоторых западных сайтах (типа нео-нацистского stormfront.org) утверждается, что заказчиком был сам царь Александр III. Однако этому нет никаких доказательств (кроме того, что царь был известный антисемит). Учитывая, что в 1917 г. картину  переправили в Америку, более вероятно, что она была где-то в частной коллекции.

Еврейским ответом на картины Босха, де Приво, Мункачи про христопродавцев-евреев можно считать вот эту работу английского художника Эммануэля Леви:

Эммануэль Леви. "Распятие". 1942 г.

Суть картины: пока христиане оплакивают Христа, настоящими мучениками являются евреи, которых истребляют нацисты (картина написана в 1942 году).

http://2.firepic.org/2/images/2015-11/28/4o5jahq3skr7.jpg

Эммануэль Леви во время войны был в Англии, так что ему повезло. А вот французскому художнику Давиду Олеру - не очень. Он попал в Освенцим, где 2 года провел во вспомогательной команде (уборка трупов, чистка печей и т.д.). Олеру удалось выжить и после войны он нарисовал серию картин.

Давид Олер. "Газация". 2-я пол. 1940х гг.

http://2.firepic.org/2/images/2015-11/28/tyxid20os738.jpg

Давид Олер. "В крематории", 1945 г.

Освенцим, крематорий №3. Вспомогательная команда за работой. На заднем плане - электрический лифт для подъема трупов (газовые камеры находились в подвале здания).

http://6.firepic.org/6/images/2015-11/28/dbpfqouzgxjv.jpg

Сальвадор Дали. "Алия. Возрождение Израиля". 1968 г.

Сальвадор Дали, который в 1930-е симпатизировал Гитлеру и Франко, после войны стал большим поклонником Израиля и "Алии" (переезда евреев на историческую родину).

http://6.firepic.org/6/images/2015-11/28/3ncy1zjijr5r.jpg

Эволюция Дали в известном смысле отражает эволюцию общественного мнения христианской Европы во второй половине 20 века. Юденбранды, холокосты, распитие крови младенцев ушли в историю. Началось сближение и сотрудничество. Но некоторым, правда, сначала пришлось заплатить репарации.

Александр Риццони. "Еврей-скрипач". 1890-е.

Риццони - это который автор "Жидов-контрабандистов". Философская картина: два оборванца, еврей-скрипач и христианин (справа, с крестом) культурно отдыхают. На столе штоф водки (наполовину пустой) и рыба на закусь. Еврей что-то пытается изобразить на скрипке, христианин мечтательно смотрит вдаль. Думаю, Александр Риццони нарисовал эту картину по мотивам "Скрипки Ротшильда" Чехова (кто не читал - прочитайте).

http://2.firepic.org/2/images/2015-11/28/8hvmpntbjdxb.jpg

Автор пожелал остаться под псевдонимом uglich_jj

 

ujew.com.ua

Еврей с денежкой – к богатству

Благополучия всем в новом году! Материального – побольше! Я часто пишу о городских легендах и поверьях. Вот и сейчас, в канун Рождества, хочу рассказать о новой (но на самом деле старой) польской примете. Будто половодье, страну захлестнула мода на  изображение пожилого еврея, считающего деньги.

В это время люди запасаются таким картинами для своих домов. Картину нельзя дарить, то есть, можно, но тогда она теряет свою магическую силу.

Ее надо обязательно купить и причем, рассчитаться надо сразу – в кредит, отложенным платежом бессмысленно.

Купил картинку, принес домой, повесил – и сразу чувствуешь положительное влияние на свой кошелек. Причем, как это часто бывает, чем больше веришь – тем эффективнее воздействие. А оно, говорят, есть))))

Картина должна висеть на левой стене от входа в квартиру или офис.

Есть мнение, что в субботу картину следует сдвигать в сторону, чтобы она висела косо или вешать её «вверх ногами», чтобы «монеты скатывались или падали со стола еврея в жилище».

Акцентирование на субботу свидетельствует о косвенном влиянии Шаббата на польское национальное подсознание.

В это время художники завалены заказами, они с воодушевлением пишут мудрых евреев – лукавых, суровых, хитрых, старых очень и не очень – и все они считают монеты.

Моя подруга, чьи работы открывают подборку, говорит, что пока она писала эти картины, пока они сохли у нее на стене, объявилась парочка заказчиков, рассчитавшиеся за работы, сделанные чуть ли не год назад. Так что обаз еврея, Считающего деньги, хорошо воздействовал на ее финансы))).

(вики)

Эмаус в Кракове, очень старый праздник, впервые упоминался в 1596—1597 годах, традиционным элементом которого продажа стилизованных деревянных фигурок с изображением еврея.

И еще раз: благополучия всем вам!

tanjand.livejournal.com

"Еврейское счастье" - евреи на картинах художника Любарова

"Еврейское счастье" - евреи на картинах художника Любарова Владимира

«Еврейское счастье» — евреи на картинах художника Любарова Владимира

«Еврейское счастье» — серия картин российского художника Любарова Владимира. И сегодня хочется порадовать посетителей Еврофильма максимально полной подборкой картин серии «Еврейское счастье», найденных на просторах интернета.

Замечательного художника Любарова Владимира Семеновича у нас знают многие. И не только у нас. Особенно его знают заочно, ведь имена и фамилии некоторых «модных» художников у всех на слуху и на языке, а вот не столь многие видели их работы. В случае же с исполненными неподдельной жизни, искрометного юмора и открытой души картинами Владимира Семеновича, часто бывает как раз наоборот — картины эти многие видели, но просто не в курсе, кто же их автор. Вы наверняка видели его картины в качестве иллюстраций к современным русскоязычным изданиям произведений незабвенного Шолом-Алейхема, а также к книгам Людмилы Улицкой!

Так или иначе, наиболее широкой популярностью пользуются работы из его основного цикла «Деревня Перемилово». И как говорил сам Любаров Владимир Семенович, еврейскую тему он затронул… совершенно случайно. Сложно в это поверить (в особенности учитывая тот факт, что у Владимира Семеновича также имеются самые настоящие местечковые еврейские корни по линии отца), но таки факт — впервые с религиозными, ортодоксальными евреями талантливый художник столкнулся лишь в 1992 году, будучи приглашен на книжную ярмарку в Антверпен (по ссылке — интереснейшее интервью Владимира Любарова о своем творчестве). И там, общаясь на английском языке с представителями местной иудейской общины, художник наблюдал за их жизнью и бытом, и вдохновился написать картины по увиденному.

Конечно, серия «Еврейское счастье» получилась не за один день, и ее герои — евреи разных возрастов и социальных положений — вписались в деревню Перемилово очень органично. Возможно, именно потому, что веками жили в подобных поселениях, штетлах и местечках, и изображая их, художник нисколько не лукавил, не фантазировал и не придумывал ничего нового — всего лишь совершал некое путешествие в мир прошлых столетий, перенося созерцающих его работы в еврейские местечки.

На картинах автора изображенные герои общаются, смеются и танцуют, читают книги и газеты. Думаю, было бы интересно взглянуть хоть одним глазком на эти старые местечковые газеты, газеты прошлых лет. Студия подарков Золотая маска, что в Санкт-Петербурге, предлагает возможность купить поздравительную газету. Это реальные номера газет прошлых лет, советского периода и даже старше. Настоящие ретро-газеты в красивой позолоченной рамочке. Подарок ну очень приятный!

Что же, довольно мало кому нужных слов и описаний, заглянем же в прекрасный, уютный и очень добрый мир еврейского местечка, изображенного на картинах художника Любарова! (сайт художника — lubarov.ru)

Галерея картин из серии «Еврейское счастье» (автор — художник Любаров Владимир Семенович)

Мы в Facebook. Жмите:

Как скачать?

Tags: евреиискусствокартиныместечкосчастьехудожник

evrofilm.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта