Описание картины Бориса Кустодиева «Портрет Шаляпина». Шаляпин картина


Картина Кустодиева Портрет Шаляпина. 1921 г. Краткое описание

Еще со со студенческого возраста произведения Кустодиева частенько привлекали внимание современников не совсем обычным подходом художника к картинам. Он много работал но жизнь сложилась трагически: серьезные проблемы с позвоночником, а затем паралич ног.Великий мастер оказался в инвалидной коляске. Но это не сломило живописца, он умел наблюдать и обладал необычной зрительной памятью.

Не смотря на свое здоровье Кустодиев продолжает изображать Россию в разноцветье красок и нарядных узорах. Этот невероятные зимние пейзажи с разудалым праздничным гулянием и весельем русского народа, противопоставленные скучным будням.

Картина Кустодиева Портрет Шаляпина, была выполнена автором в 1921 г., и несомненно считается одной из самых наилучших работ художника. Знаменитого певца России живописец любил и уважал еще с юности. Шаляпин с взаимностью называл его полотна "замечательными шедеврами".

Певец довольно часто навещал своего друга, а когда они вспоминали родную матушку-Волгу, Шаляпин начинал какую-нибудь протяжную русскую старинную песню, то Кустодиев подпевал ему - и они пели в унисон. Оба любили эту великую русскую реку, которая дарила им вдохновение.

Певец позировал в маленькой комнатушке, а художник, находясь в инвалидном кресле, работал, глядя вверх, не видя всей картины, а лишь ее отдельные части. Талант и мастерство помогли Кустодиеву создать этот шедевр, хотя он так и не увидел портрета целиком. Вскоре Шаляпин покинул Россию и взял картину с собой.

По словам сына Кустодиева, смешно было наблюдать, как "позировал" белый мопс в «черных очках» Ройка. На высокий шкаф усаживали кота, дабы отвлечь эту милую собачку взглядом вверх, и певец старался сделать так, чтобы пес не сводил с него глаз.

Портрет Шаляпина. ЭскизВ композиции картины с Шаляпиным Кустодиев создает свою любимую композицию. Он укрупнено изображает первый план, а где-то там внизу большое пространство. Холмы все еще занесены снегом, но народ уже празднует встречу долгожданной весны.

Группы людей, мчащиеся по улице провинциального городка сани, лотки, множество ярмарочных балаганов. А над ними величественно возвышается фигура Федора Шаляпина в шапке и шубе нараспашку. Он словно оглядывает этот городок с высоты. Это незнакомый город, куда он только что прибыл на гастроли.

Внизу картины даже изображена афиша, возвещающая о таком большом событии для этого городка. Певец, прогуливается в этот праздничный день, он уверен, что эти люди также будут покорены его голосом и народными песнями.

Борис Михайлович со свойственным ему лукавством отмечает некоторую самовлюбленность уже седовласого певца, его желание щегольнуть. Дорогая шуба не застегнута, хотя на улице и легкий морозец. Зато все могут заметить, что не только воротник и богатая шапка сшиты из бобра, но и вся шуба на таком меху.

Придерживая полу своей шубы, певец отставил мизинец, выставляя напоказ великолепный перстень. Он обут в ботинки по последней моде из серой замши. Для зимней прогулки такая обувь явно не предназначена, поэтому певец опирается на трость из дорогого дерева.

На втором плане картины изображены дочери Шаляпина - Марина и Марфа и и его друг и секретарь И. Дворищин.

Великого русского певца изображали многие художники, но полотно Кустодиева, без сомнения занимает в этом списке первое место. Образ волжанина, который начинал свой путь на провинциальных ярмарках, выглядит на этом портрете словно олицетворение мощи и духа русского народа.

Отзывы о портрете Шаляпина, конечно быля самые, что ни на есть положительные, многие критики и современники выражали свое почтение мастеру, и все как один заявляли о этом произведении как о вершине творчества Кустодиева.

Свое восхищение выразил писатель и революционер Луначарский, Анатолий Васильевич, написав очередную статью по искусству. Он отметил, что картина прямо таки получилась сверх реалистичная, живая, сочные краски дополняют великолепное восприятие, сам характер Шаляпина передан в портрете довольно очень правдоподобно.

Сегодня Картина Кустодиева Портрет Шаляпина исполненная художником дважды, первая в 1921 году находится в Париже, вторая картина 1922 года красуется в Русском музее в Петербурге.

www.art-portrets.ru

Портрет Шаляпина (картина Кустодиева) — Циклопедия

Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году[1][2] в Петрограде — так назывался город в течение 18 [31] августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург.

Холст, масло.

Размеры: 296 x 394[3]

Местонахождение оригинала картины «Портрет Ф. И. Шаляпина»: Париж.

Портрет-повторение 1922 года: Государственный Русский музей. Санкт-Петербург[4][2]; 99 х 80.

Этот портрет считается вершиной творчества художника.

Первоначальное название картины — «Новый город»[4]. Но название не прижилось. А вот Большая Советская Энциклопедия дала другое название этому произведению: «Ф. И. Шаляпин на ярмарке»[5]. Еще одно название полотна: «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде»[3].

[править] Борис Кустодиев

Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен[2]. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника[4]. Хирургическое вмешательство не помогло, и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу[6]. И он рисовал, рисовал много. Он выработал свою манеру изображения мира, куда путь ему стал закрыт, — лубочно праздничную, яркую, пеструю, идущую от народной картинки[4]. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…»[7].

[править] История создания

В бывшем Мариинском театре в 1921 году готовилась к постановке опера «Вражья сила» А. Серова[8][9]. Правда, по другим источникам, спектакль ставился чуть раньше, а в 1919 году[10], в 1921 театр взялся за возобновление постановки оперы. Спектакль ставил сам Федор Иванович Шаляпин. Время для постановки было не самым лучшим: послереволюционная разруха привела к голоду и холоду, деньги ничего не стоили — не было товаров; но неотапливаемые театры пытались выживать — как и вся страна.

Декорации к постановке решили заказать художнику Борису Кустодиеву. Шаляпин любил этого художника и позже, в своей автобиографической книге «Маска и душа» посвятил ему такие слова: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной»[4][9].

Поскольку сам Борис Михайлович не мог ходить, Шаляпин отправился к нему договариваться о работе[8]. Была зима, и артист пришел к художнику в теплой бобровой шубе, которой с ним недавно расплатились за концерт вместо гонорара[1].

Художник обратил внимание на роскошную шубу Шаляпина. А дальше состоялся приблизительно такой разговор:

Кустодиев сказал: «Надо написать вас в этой шубе! Уж очень хороша и богата эта шуба!». А Федор Иванович ответил: «Конечно, шуба хорошая. Но, скорее всего, краденая». — «Как же так?» — «Ну ведь я сейчас концерты пою за хлеб, за соль. А сейчас мне предложили взять шубу. Скорее всего, сняли с какого-то богача. И я — буржуй-мерзавец — взял…». И певец подытожил лозунгом: «Грабь награбленное!». Кустодиев ответил: «Вот мы ее, Федор-Иванович, и увековечим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, и шубу свистнул!»[8][11].

Для увеличения кликнуть на каждое изображение.

[править] Работа над картиной

Так началась работа над картиной.

Шаляпин приходил к Кустодиеву в его петроградскую квартиру на сеансы позирования, во время которых пел. А художник, работая над картиной, тоже подпевал ему[4].

Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное»[4]. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог[9].

Большие сложности возникли еще с одним персонажем, запечатленным на картине — шаляпинской собакой, об этом потом рассказывал сын Бориса Кустодиева: «Любопытно было смотреть, как „позировала“ любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее»[4].

А попутно шла работа в театре над постановкой оперы, и Шаляпин сам на руках выносил Бориса Кустодиева, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр[9].

Картина была завершена в 1921 году, но целиком на нужном расстоянии автору так и не довелось увидеть ее[4].

Певцу его портрет понравился[9]. Готовое полотно Федор Иванович забрал с собой. А потом, уехав из России, увез.

«Портрет Шаляпина» написан в творческой стилистике Бориса Кустодиева — на фоне празднично-балаганной специфически русской городской зарисовки[4]: гуляет шумная веселая русская масленица[2]. Там, вдали, звучат гармошки и баяны, мчатся тройки с молодыми парнями и девчатами, шумит ярмарка, везде сладости — блины-пряники-пироги да льются вина…

И на этом фоне возвышается выдающийся русский певец в той самой шубе, покорившей сразу своим видом художника. Шуба распахнута, что позволяет показать цивильный — концертный — костюм артиста, явно контрастирующий с простонародьем фона. На ногах знаменитого певца — явно концертные туфли. На пальце — перстень. И в дополнение к созданному образу — модная в те годы трость. Его образ одновременно и вливается в народный лубочный стиль, как бы подчеркивая, что и он родом оттуда же, и вместе с тем, помещенный художником выше, символизирует величие — Шаляпин возвышается[4] над этим народным фоном, из которого вышел.

У его ног — любимая собака французский бульдог Ройка[2][4], с которой натерпелись при позировании.

В левом нижнем углу портрета Кустодиев изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца И. Г. Дворищина возле театральной афиши, извещающей о выступлении Ф. И. Шаляпина[4][2]. Именно из-за этой афиши картина сначала получила название «Новый город» — как бы выступление артиста в новом для него городе[4].

[править] Картина-повторение

В 1922 г. Кустодиев сделал уменьшенное повторение картины, оно хранится в Русском музее. Первое полотно — оригинал — Шаляпин увез с собой из России в эмиграцию[10].

  1. ↑ 1,01,1 Борис Кустодиев. «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1921 г.
  2. ↑ 2,02,12,22,32,42,5 Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Федора Шаляпина.
  3. ↑ 3,03,1 Шаляпин на ярмарке в Нижнем 1922
  4. ↑ 4,004,014,024,034,044,054,064,074,084,094,104,114,124,13 Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина»
  5. ↑ Иллюстрация «Кустодиев Б. М. „Ф. И. Шаляпин на ярмарке“» в Большой Советской Энциклопедии
  6. ↑ Кустодиев Боpис Михайлович
  7. ↑ Художник Кустодиев Борис Михайлович
  8. ↑ 8,08,18,2 Краденая шуба. Федор Шаляпин
  9. ↑ 9,09,19,29,39,4 Портрет Ф. И. Шаляпина
  10. ↑ 10,010,1 Б. М. Кустодиев
  11. ↑ В мемориальном музее Шаляпина впервые в Москве выставлена работа Кустодиева — портрет Шаляпина в бобровой шубе

cyclowiki.org

Картина «Портрет Шаляпина» Б. Кустодиева. Описание картины

Вы, конечно же, знаете о Борисе Кустодиеве как о художнике, который вывел жанр лубочных картин на новый уровень, а еще – как человека величайшей силы воли, рисовавшего даже в инвалидном кресле. Болезнь позвоночника постигла художника в 1911 году, и буквально через 5 лет он стал инвалидом. Просто поразительно, как в состоянии ежедневной боли этот человек мог творить и радоваться жизни, писать красочные и живые полотна.

У Кустодиева нет места народным страданиям или философским размышлениям – вы видите ясно-морозные зимы с веселым людом на санях, балаганы, карусели, красочные чаепития, трактиры, торговые ряды. Его Россия – это Россия бубенцов и маслениц, гуляний и пышнотелых купчих, купцов в роскошных шубах, лихих молодцев и воспоминаний детства. При одном лишь взгляде на кустодиевские произведения у каждого возникнет ассоциация с чем-то сочным и аппетитным, с крепким сладким чаем и сдобными булочками, с яркими женскими платками и торжеством жизни.

Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город». Странно, но название этого холста, появившегося в маленькой мастерской при свете плафонов, не прижилось – БСЭ говорит, что он зовется «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». Но, как бы ни называли эту картину, история ее появления сама по себе уникальна.

1921 год, зима. В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Причем, он сам же эту пьесу и поставил. Послевоенное время и разруха не внушали оптимизм, поэтому декорации к спектаклю решили заказать Кустодиеву, ведь артист испытывал наслаждение от картин художника, называя его человеком с необычайной силой духа.

Кустодиев был прикован к креслу, так что Шаляпин приходил к нему домой, а однажды явился в шикарной бобровой шубе, которую получил в качестве гонорара. Тогда художника осенило – нужно нарисовать гениального певца именно в ней!

Стилистика появившейся в результате сотрудничества двух волжанинов картины – традиционная для полотен Кустодиева: празднично-балаганная толпа на масленичной ярмарке. Мчатся тройки, жарятся блины, веселиться молодежь, разрываются гармошки и баяны, а над всей этой красочной толпой возвышается фигура Ф. Шаляпина. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест! – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. На ногах артиста концертные туфли из лакированной кожи, а весь его классический стиль дополнен модными в 20-е года аксессуарами: рубиновым перстнем и тростью. Певец стоит на пригорке – выходец из народа, гений оперы, разбивавший голосом граненый стакан возвышается над остальной массой.

На певца направлен взгляд его домашнего любимца – французского бульдога Ройки. Говорят, что он никак не хотел смотреть на хозяина, так что пришлось садить на шкаф кошку, и пес следил за ней неотрывно.

В левом нижнем углу картины прогуливаются дочери тенора – Марфа и Мария в компании с другом семьи И. Дворищиным. Там же виднеется театральная афиша, вещающая о скором концерте Ф. Шаляпина.

Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» - высота главного персонажа над остальным миром. Правда, она сидела и пила чай, а Шаляпин выделяется своей шубой и фигурой на фоне голубизны снега и деревьев, укрытых инеем. Певец озирается вокруг – Новгород для него город незнакомый, здесь будут гастроли, а вот его дочки с головой окунулись в народное гуляние. Если вы внимательно присмотритесь к выражению лица тенора, то увидите, что Новгород ему близок – по своей народной среде, по массовости масленичных гуляний, по быту россиян. Так что барин в роскошной шубе он только внешне, внутренне он тот же крестьянский мальчишка, который начал петь из-за побоев отца.

Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Она по-прежнему феерична и раскована, что делает ее действо похожим на Венецианский карнавал. Правда, люди тут не носят маски, они живые и гуляют с размахом на заснеженной площади, окруженной березами в нарядах из инея. Эти деревья – еще один объект на картине, который возвышается над миром, потому что он всегда символизировал русскую душу. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Кажется, что отдельно стоящая пестрая толпа, на фоне желтых домов и сиренево-красных флажков создает настоящий переливающийся калейдоскоп. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов.

Ярмарка на полотне Кустодиева – не только самостоятельное событие, она рассказывает еще и о биографии артиста, который когда-то пел на сельских ярмарках, а потом выступал на лучших сценах мира – в Италии и Метрополитен Опере. Шаляпин связан со своим народом – он хоть и осматривается по сторонам, но находится в своей стихии. Вы можете увидеть на холсте и современные нравы, и старинный роскошный декор, и ироничность барской шубы, и пафос рубинового перстня с тростью, и философские мотивы, и жизнерадостность лубочного жанра.

Шаляпин, правда, несколько мистифицирован художником, поскольку находится на вершине его концепции мира. Но если вы хоть раз услышите голос, то поймете, что «Портрет Шаляпина» - ни что иное, как памятник величайшему таланту.

Говорят, что в мир артистической среды Шаляпин попал совершенно случайно – заменил в опере «Галька» заболевшего певца. Через 9 лет произошла еще одна случайность – знакомство с Саввой Мамонтовым, который принял певца в свою частную труппу. Тем не менее, случайности никогда не случайны – еще при жизни тенор стал легендой, которую рисовали и Репин, и Серов, и Пастернак. Самая уникальная работа все же у Б. Кустодиева – в ней показан не только внешний вид гения, а и его душа.

Б. Кустодиев «Портрет Шаляпина»

Вы, конечно же, знаете о Борисе Кустодиеве как о художнике, который вывел жанр лубочных картин на новый уровень, а еще – как человека величайшей силы воли, рисовавшего даже в инвалидном кресле. Болезнь позвоночника постигла художника в 1911 году, и буквально через 5 лет он стал инвалидом. Просто поразительно, как в состоянии ежедневной боли этот человек мог творить и радоваться жизни, писать красочные и живые полотна.

У Кустодиева нет места народным страданиям или философским размышлениям – вы видите ясно-морозные зимы с веселым людом на санях, балаганы, карусели, красочные чаепития, трактиры, торговые ряды. Его Россия – это Россия бубенцов и маслениц, гуляний и пышнотелых купчих, купцов в роскошных шубах, лихих молодцев и воспоминаний детства. При одном лишь взгляде на кустодиевские произведения у каждого возникнет ассоциация с чем-то сочным и аппетитным, с крепким сладким чаем и сдобными булочками, с яркими женскими платками и торжеством жизни.

Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город». Странно, но название этого холста, появившегося в маленькой мастерской при свете плафонов, не прижилось – БСЭ говорит, что он зовется «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». Но, как бы ни называли эту картину, история ее появления сама по себе уникальна.

1921 год, зима. В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Причем, он сам же эту пьесу и поставил. Послевоенное время и разруха не внушали оптимизм, поэтому декорации к спектаклю решили заказать Кустодиеву, ведь артист испытывал наслаждение от картин художника, называя его человеком с необычайной силой духа.

Кустодиев был прикован к креслу, так что Шаляпин приходил к нему домой, а однажды явился в шикарной бобровой шубе, которую получил в качестве гонорара. Тогда художника осенило – нужно нарисовать гениального певца именно в ней!

Стилистика появившейся в результате сотрудничества двух волжанинов картины – традиционная для полотен Кустодиева: празднично-балаганная толпа на масленичной ярмарке. Мчатся тройки, жарятся блины, веселиться молодежь, разрываются гармошки и баяны, а над всей этой красочной толпой возвышается фигура Ф. Шаляпина. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест! – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. На ногах артиста концертные туфли из лакированной кожи, а весь его классический стиль дополнен модными в 20-е года аксессуарами: рубиновым перстнем и тростью. Певец стоит на пригорке – выходец из народа, гений оперы, разбивавший голосом граненый стакан возвышается над остальной массой.

На певца направлен взгляд его домашнего любимца – французского бульдога Ройки. Говорят, что он никак не хотел смотреть на хозяина, так что пришлось садить на шкаф кошку, и пес следил за ней неотрывно.

В левом нижнем углу картины прогуливаются дочери тенора – Марфа и Мария в компании с другом семьи И. Дворищиным. Там же виднеется театральная афиша, вещающая о скором концерте Ф. Шаляпина.

Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» - высота главного персонажа над остальным миром. Правда, она сидела и пила чай, а Шаляпин выделяется своей шубой и фигурой на фоне голубизны снега и деревьев, укрытых инеем. Певец озирается вокруг – Новгород для него город незнакомый, здесь будут гастроли, а вот его дочки с головой окунулись в народное гуляние. Если вы внимательно присмотритесь к выражению лица тенора, то увидите, что Новгород ему близок – по своей народной среде, по массовости масленичных гуляний, по быту россиян. Так что барин в роскошной шубе он только внешне, внутренне он тот же крестьянский мальчишка, который начал петь из-за побоев отца.

Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Она по-прежнему феерична и раскована, что делает ее действо похожим на Венецианский карнавал. Правда, люди тут не носят маски, они живые и гуляют с размахом на заснеженной площади, окруженной березами в нарядах из инея. Эти деревья – еще один объект на картине, который возвышается над миром, потому что он всегда символизировал русскую душу. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Кажется, что отдельно стоящая пестрая толпа, на фоне желтых домов и сиренево-красных флажков создает настоящий переливающийся калейдоскоп. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов.

Ярмарка на полотне Кустодиева – не только самостоятельное событие, она рассказывает еще и о биографии артиста, который когда-то пел на сельских ярмарках, а потом выступал на лучших сценах мира – в Италии и Метрополитен Опере. Шаляпин связан со своим народом – он хоть и осматривается по сторонам, но находится в своей стихии. Вы можете увидеть на холсте и современные нравы, и старинный роскошный декор, и ироничность барской шубы, и пафос рубинового перстня с тростью, и философские мотивы, и жизнерадостность лубочного жанра.

Шаляпин, правда, несколько мистифицирован художником, поскольку находится на вершине его концепции мира. Но если вы хоть раз услышите голос, то поймете, что «Портрет Шаляпина» - ни что иное, как памятник величайшему таланту.

Говорят, что в мир артистической среды Шаляпин попал совершенно случайно – заменил в опере «Галька» заболевшего певца. Через 9 лет произошла еще одна случайность – знакомство с Саввой Мамонтовым, который принял певца в свою частную труппу. Тем не менее, случайности никогда не случайны – еще при жизни тенор стал легендой, которую рисовали и Репин, и Серов, и Пастернак. Самая уникальная работа все же у Б. Кустодиева – в ней показан не только внешний вид гения, а и его душа.

5sec.info

Описание картины Бориса Кустодиева «Портрет Шаляпина»

Updated on 04.10.2014 By Admin

Описание картины Бориса Кустодиева «Портрет Шаляпина»

Несмотря на то, что знаменитый художник-портретист был тяжело болен, он не показывал, как художники – передвижники, все тяготы и лишения жизни народа. Наоборот зима для художника, это веселое катание на санях, балаганы, карусели, праздничные народные гуляния, яркость и красочность. Прямое противопоставление серой и скучной жизни. Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом.Это любимая композиция художника. Первый план картины укрупненный. Низ имеет большое пространство. Долгожданная весна уже не за горами. Народ вывалил на улицу для встречи весны. Но зима еще цепляется и не хочет уступать ей место. Это заметно по заснеженным сугробам.Видно, как группа людей весело катаются на санях. Везде стоят лотки и ярмарочные прилавки. И над всем этим весельем возвышается статная фигура Фёдора Ивановича Шаляпина в меховой шубе нараспашку. А рядом с ним стоит веселый мопс. Мастеру приходилось просить усаживать кошку на возвышение, чтобы мопс, глядя на нее мог «позировать» художнику.Певец как бы с высоты своего роста оглядывает незнакомый городок, где ему придется выступать. Афиша о его концерте внизу холма. Шаляпин гуляет по улицам городка в предвкушении, что все зрители оценят по достоинству его талант.Художник позволил себе долю лукавства и показал самовлюбленность известного певца. Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно. Видно, что его одежда сшита из бобрового меха. На мизинце у Шаляпина дорогой перстень. На нем одеты замшевые ботинки, сразу понятно, что не по погоде. И чтобы не поскользнуться и упасть на скользкой дороге, певцу приходиться облокачиваться на трость, выполненную из ценного дерева.На втором плане картины можно увидеть дочерей Фёдора Шаляпина: Марину и Марфу, и его друга и секретара Дворищина. Эту картину художник исполнил дважды в 1921г и 1922г.

Мальчик С Трубкой Пабло Пикассо

opisanie-kartin.com

Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс описание

Портрет Шаляпина

Красивый портрет. Сразу видно, что это человек искусства – певец именитый. Почему?

По его стати видно – спина прямая, плечи развернуты, ноги в какой-то почти балетной позиции. Голова чуть в сторону – профиль видно. Рука к сердцу, как будто прямо сейчас он поём какой-то трогательный романс. Забавно, что мизинец так отставлен манерно. Губы сжаты, точно «сейчас спою».

На этом мизинце такой перстень! Золотой с большим красным камнем. Не каждый человек станет носить кольцо на мизинце! Руки у Шаляпина красивые, пальцы достаточно тонкие, но не такие, как у пианиста. Руки, конечно, не рабочие, а ухоженные, красивые.

Ноги такие маленькие – удивительно для мужчины! Блестящая обувь – сияющая. Явно концертная – на каблуке и на тонкой подошве. А ещё дизайн такой артистичный – черное с каким-то зелёным. Сейчас смотрится, будто женские туфли с фисташковым носком! Но тогда это было нормально.    

Такой богатый тулуп на меху. Рукава меховые, воротник огромный. Цвет меха приятный – такой шоколадный. Кстати, цена зависит и от цвета меха. Это явно из дорогих. В общем, дорогое пальтишко. Может быть, подарок от поклонниц, хотя, наверняка, певец известный мог себе такое позволить.

А так на нём, наверное, фрак. Черный костюм, белая рубашка – как на школьной «линейке». И очень артистическая бабочка-галстук. Шапка хорошая – из того же меха. И ещё забавный шарф (певцу нужно всегда беречь горло). Разноцветный шарф: красный, зелёный, желто-синий.      

В правой руке трость – длинная, витая. Даже кисти не видно. Немного напоминает капитана Крюка.

У ног Шаляпина белоснежный мопс. Пёсик реально сливается с окружающим снегом. Смотрит пёс на хозяина.

Вокруг зима, какой-то праздник – народные гуляния. Все люди яркие, весёлые. Ярмарка, воздушные шарики, украшенные повозки. Ледяные горки даже есть. А ещё сцена, на которой какой-то Пьеро играет. И на «втором этаже» ряженые с хвостами и рогами. Там целая толпа зрителей. За спиной афиша концерта Шаляпина. Кстати, а Шаляпина никто вроде не замечает. Никто автограф не просит. Может быть, простые люди не понимают…

День явно морозный, солнечный, красивый. Наверное, это новогодние праздники.

Сочинение-описание

«Портрет Федора Шаляпина», принадлежащий кисти знаменитого художника, считается вершиной творчества Бориса Кустодиева. Известно, что Кустодиев еще с детства, с самых юных лет, относился с большой любовью и уважением к великому артисту. В то же время Федор Шаляпин высоко ценил талант мастера, а также признавал за ним прекрасные человеческие качества. 

Автор картины всеми силами старался придать максимально живые, наиболее реалистичные черты портрету гениального исполнителя. В то же время сам певец делал все возможное, чтобы упростить перед художником столь непростую задачу, подбадривая его во время сеансов.

В своем произведении Б.Кустодиев использует прием контраста переднего и заднего фонов. На втором плане изображено большое свободное пространство, где на снежных холмах разворачивается народное празднество: люди катаются на санках, толпятся у карусельных гор. На первом же плане во весь рост возвышается фигура Ф.И.Шаляпина. Его силуэт ярко контрастирует на фоне ослепительно белого снега, разбавленного отдельными участками пестрых красок, в сюжетном контексте изображающих ярмарку.

Фигура Шаляпина поистине величественна: высокий представительный мужчина в шапке и меховой шубе нараспашку. Композиция построена так, что артист будто возвышается над всем происходящим позади него: над гуляньем, «над горами». Как видно из сюжета картины, город, в котором сейчас находится герой, является для него новым и певец оборачивается, чтобы осмотреть округу и познакомиться с этим местом поближе. Интересно, что первоначальное название картина так и звучало: «Новый город».

Артист приехал сюда на гастроли, о чем говорит надпись на афише в самом низу полотна. В данный момент Шаляпин прогуливается по местным улочкам, и в тот же момент, оказывается, что город, по сути, не такой уж и чужой для него. Для него характерны облик и типичные черты русского быта, которые всегда были так близки великому артисту. Таким образом, Шаляпин, оглядываясь и осматриваясь по сторонам, задумывается о том, настолько близка и дорога для него жизнь простого русского народа.

Восхищаясь личностью Шаляпина, художник, однако, не лишает себя возможности выразить некоторую иронию относительно характера и привычек артиста. На картине видно, что Б.Кустодиев добродушно подшучивает над Шаляпиным, отмечая такие черты знаменитого баса как самовлюбленность и желание щегольнуть дорогим одеянием. И все-таки барство это показное и никак не умаляет широты огромной души великого артиста, в которой так явственно и так сильно выражалась творческая натура, столь характерная для русского нрава и русского народа в целом.

Описание настроения картины Портрет Шаляпина

Чувства картины Портрет Шаляпина

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Васнецова Северный край 5, 7 класс

    Картина «Северный край» была написана прекрасным художником-пейзажистом А.Васнецовым. Он мог удивительно четко изобразить прелесть русской природы. Примером этому служит его картина «Северный край».

  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке 4 класс

    Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была подарена всемирному искусству В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету все известной народной истории «Иван-царевич и Серый Волк». Рассматривая её, тотчас вспоминается детство, как ты сидишь перед телевизором

  • Сочинение по картине Кот ученый Мавриной

    Первое впечатление, которое я получила от увиденного кота – это заинтересованность. Картина достаточно яркая и веселая. В самом названии упомянуто, что животное ученое и, следовательно, художница изобразила его именно так

  • Перов

    Василий Перов (1833) – художник. «Перов» - прозвище, данное художнику учителем грамоты, т.к. раньше незаконнорожденным детям фамилию отца не давали. В детстве ребенок заболел оспой, из-за чего ослабло

  • Сочинение по картине Взятие снежного городка Сурикова

    Одна из самых добрых и легких картин Василия Сурикова была написана в его родном городе Красноярске и представлена в 1891году, которая сразу завоевала всемирную известность. Она была написана после тяжелого периода художника

sochinimka.ru

Портреты Фёдора Ивановича Шаляпина в русской живописи

В 1902 году писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам-«властителям формы» с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, создать ему «прекрасную долговечную статую». Слова писателя нашли отклик у современников Фёдора Ивановича, особенно у его друзей-художников. Ими сохранён в веках облик артиста и его сценические образы. Шаляпин общался cо многими мастерами русского искусства своего времени, и все они испытывали влияние шаляпинского творчества. Каждое выступление знаменитого баса являлось событием, рождало новые творческие замыслы у живописцев, скульпторов, графиков.

В работах художников Шаляпин предстает в самых разных образах и состояниях. На одних портретах он сумрачен, на других – озарён вдохновением или изображён в какой-нибудь роли, например, Бориса Годунова.

Кустодиев Б.Ф. Портрет Ф.И. Шаляпина2. 1921.jpgСоринСавелий Абрамович1878 - 1953 Портрет Ф.И. Шаляпина.. 1930-еХолст, масло. 93 x 76 смГосударственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва

Шаляпина рисовали и писали часто. Валентин Серов и Александр Головин, Леонид Пастернак и Николай Богданов- Бельский, Константин Коровин и Борис Кустодиев, Илья Репин и Исаак Бродский создали обширную галерею шаляпинских портретов.

Портрет артиста Ф.И.Шаляпина. 1905.jpg«Портрет Ф.И.Шаляпина»1905Холст, уголь, мел 235 x 133Государственная Третьяковская галереяМосква

Валентин Серов написал портрет Шаляпина углём на холсте. Певец изображен как артист – в концертном костюме, с актерской выправкой. В то время он был на вершине славы, хотя современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», «страдания» человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа».

Леонид Осипович Пастернак Портрет Шаляпина 30.12.1913Леонид Осипович Пастернак. Портрет Шаляпина 30.12.1913

Б.Д. Григорьев, "Портрет Ф.И. Шаляпина", 1918 г.Борис Григорьев, Портрет Ф.И. Шаляпина, 1918 г

Портрет Шаляпина Николай Богданов-БельскийНиколай Богданов-Бельский. Портрет Шаляпина.

Репин И.Е. Портрет Федора Шаляпина 1882Репин И.Е. Портрет Федора Шаляпина 1882

Прекрасным выражением понимания и восприятия художником Шаляпина явился "Портрет в светлом костюме", созданный в 1911г. во Франции в курортном городке Више, где друзья тогда отдыхали.Константину Коровину особенно удался этот портрет, где Шаляпин показан как бы продолжающим беседу в расслабленной позе. Летнее утро, настроение, должно быть, и у певца, и у портретирующего его художника превосходное, Шаляпин полон сил, уверен в себе, как человек, который многого достиг, но у которого впереди ещё долгая и успешная жизнь. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Пресса сразу объявила, что певец намерен привлечь Коровина к третейскому суду, так как портрет продан без его разрешения. Сам Шаляпин отвечал, что к Коровину дружеских отношений не утратил, но что ему действительно жаль, что портрет, который так удался, к нему не попал. Но ни о каком третейском суде он не помышляет.

Портрет Ф.И.Шаляпина. 1911.jpgПортрет Ф.И.Шаляпина. 1911

Шаляпин позировал для портрета на открытой террасе освещенной солнечными лучами, проникающими сквозь густую зеленую листву. Статный молодой, мужественный, он сидит у стола в невысоком кресле одетый в светлый костюм, белую рубашку со стоячим воротником, повязанным сиреневым шелковым бантом, на лице артиста счастливая улыбка. Он наслаждается бодрящей свежестью свежего погожего дня, струящимся светом и теплом солнца. Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дна. Ощущение праздничности подчеркнуто убранством стола, украшенного букетом роз, живописно сервированной вазой с фруктами, хрустальным графином, высокой бутылкой с золотистым ликером и бокалом, в котором, как рубин сверкает вино.

Головин Александр Яковлевич Портрет артиста Ф.И.Шаляпина в роли Олоферна1908Холст, темпера, пастель163,5 х 212Головин Александр Яковлевич Портрет артиста Ф.И.Шаляпина в роли Олоферна1908Холст, темпера, пастель163,5 х 212

Шаляпин изображен в гриме и костюме библейского царя Олоферна в опере А.Н.Серова "Юдифь". Сюжет заимствован из Ветхого Завета (Книга Юдифи, 13, 4–10): отважная израильтянка Юдифь, проникает в стан врагов и, соблазнив царя Олоферна, отрубает ему голову. Но не сам сюжет, очень популярный в мировой живописи, занимает Головина. Все внимание художника сосредоточено на создании образа великого певца в форме своеобразного театрализованного портрета. Мастер стремится передать артистическое перевоплощение Шаляпина в ужасного и грозного библейского царя. Головин обращается к языку ассирийских рельефов, пытаясь придать образу монументальность. Орнаментальными плоскими формами, характерными для стиля модерн, и охристыми красками он добивается в портрете эффекта древнего изображения, подобного фреске. Особенно выразителен величавый жест героя. Известно, что принимавший активное участие в первой постановке оперы сын композитора, художник В.А.Серов посоветовал Шаляпину взять в руку чашу.

Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова в одноименной опере М.П.Мусоргского. 1912Головин Александр Яковлевич.Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова в одноименной опере М.П.Мусоргского. 1912Холст, гуашь, темпера, клеевая краска, золото, серебрянная фольга. 211 x 139 смГосударственный Русский музей,Санкт-Петербург

Художник, известный как крупнейший мастер театрально-декорационного искусства, создал целый ряд своеобразных театральных портретов. Несколько раз он писал Федора Ивановича Шаляпина (1873–1938) – в ролях Мефистофеля, Демона, Фарлафа, Олоферна. Портрет в роли Бориса Годунова исполнен в период постановки В.Э. Мейерхольдом одноименной оперы М.П. Мусоргского в Мариинском театре (1912). Шаляпин предстает на фоне тяжелого занавеса в образе величественного и властного царя Бориса. Артист позировал сразу же после спектакля в гриме и костюме – коронационном царском наряде, который был выполнен по эскизам автора портрета. Виртуозно переданы блеск драгоценных камней, мерцание тяжелой золотой парчи, для чего художник приклеивал к живописной поверхности кусочки блестящей фольги. По свидетельству П.И. Нерадовского, портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова был заказан Головину специально для Русского музея товарищем управляющего музеем графом Д.И. Толстым.

Борис Кустодиев запечатлел мощную фигуру артиста в шапке и меховой шубе нараспашку, возвышающегося над праздничным гуляньем, с мопсом возле ног. Сам Шаляпин до смерти не расставался с этим портретом и ценил его выше других – «за широту, размах и русский дух». Подлинник кустодиевского «Портрета Ф.И. Шаляпина» находится в Париже.

Борис Михайлович КустодиевПортрет Ф.И.Шаляпина [1922]Борис Михайлович КустодиевПортрет Ф.И.Шаляпина [1922]Холст, масло. 99x80 см. Государственный Русский музей,Санкт-Петербург

Известно, что художник боготворил певца. И Шаляпин называл Кустодиева "бессмертным".Вот слова, сказанные певцом в его книге "Маска и душа" о художнике:

"Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи Пискулины, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы – вообще все его типические русские фигуры... сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски".

Шаляпин – волжанин. В юности судьба привела его однажды с семьей в Астрахань, на родину Кустодиева. Но не эти внешние признаки роднят великих русских творцов.Их сближает удивительная одаренность, мощь таланта и в то же время поражающая тонкость понимания русского уклада жизни во всех его проявлениях.Шаляпин отлично чувствовал глубину проникновенности кустодиевского таланта и широту его обобщенных образов.

"Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, – вспоминал Федор Иванович. – Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве... Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жили в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной”.

kolybanov.livejournal.com

Шаляпин и Кустодиев — два гения и один портрет / Культура / Лента.co

   Читать оригинал публикации на culture.ru   

Знакомство великого баса Федора Ивановича Шаляпина и выдающегося художника Бориса Михайловича Кустодиева состоялось в 1919 году. Тогда в Мариинском театре шла работа над оперой Александра Николаевича Серова «Вражья сила». Режиссером постановки и исполнителем одной из ролей был художественный руководитель театра Федор Шаляпин, а эскизы декораций и костюмов писал Борис Кустодиев.

К моменту встречи с Шаляпиным художник уже три года был прикован к инвалидному креслу. В 1916 году, когда Кустодиеву не было и сорока, после операции по удалению опухоли спинного мозга его ноги парализовало. «Мой мир теперь — это только моя комната... Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю... Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен», — писал Борис Михайлович в то время.

Во время работы над картиной художник и певец вспоминали Волгу, на которой оба родились, свое детство, говорили об искусстве. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». Бывало, друзья в мастерской вместе начинали петь, мысленно возвращаясь в родные края, и тогда у домашних выступали слезы. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве».

Интерактивная работа расскажет вам о том, с какими сложностями было сопряжено написание произведения. Также вы узнаете несколько интересных и даже забавных фактов о персонажах картины.

Федор Шаляпин изображен на картине во весь рост. Чтобы обездвиженный художник мог работать над таким большим по размеру полотном, к потолку в его мастерской был прикреплен блок с веревкой и грузом. С помощью веревки Борис Михайлович приближал и наклонял холст, чтобы можно было писать кистью, и удалял от себя для того, чтобы проверить написанное. Все это он проделывал самостоятельно, не имея возможности подняться с инвалидной коляски.

Бульдог Шаляпина

Любимый пес Федора Ивановича — черно-белый французский бульдог Ройка — изображен в правом углу картины в натуральную величину. Чтобы бульдог стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее. Бульдог Шаляпина был дрессированный: когда Федор Иванович говорил «Городовой!» — пес падал замертво.

Дочери Шаляпина

По просьбе Федора Шаляпина слева на заднем плане картины запечатлены его дочери — Марфа и Марина. Рядом с ними — друг и личный секретарь Шаляпина Исай Григорьевич Дворищин.

Афиша

Первоначальное название картины — «Новый город». По задумке автора знаменитый бас Федор Шаляпин прибывает на гастроли в незнакомый провинциальный городок. На дворе солнечное утро Масленицы, и стоящему на пригорке певцу открывается чудесный вид на праздничный город. Здесь вовсю разворачивается народное гулянье: ярмарка с разноцветными балаганами, карусели, катания на санях, скоморохи. Чуть поодаль внимательный зритель разглядит афишу с именем великого баса: в этом новом городке Федора Ивановича Шаляпина ценят, любят и ждут.

Церковь

«Церковь на моей картине — моя подпись», — говорил Борис Кустодиев в беседах с Всеволодом Владимировичем Воиновым, известным искусствоведом и прижизненным биографом художника.

Шуба Шаляпина

Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома», и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. У меня хотя и была тататка кенгуровая и шубы мне, пожалуй, брать не нужно было бы, но я заинтересовался. Пошел в магазин. Предложили мне выбрать. Экий я мерзавец — буржуй! Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Борис Кустодиев посмеялся вместе с Шаляпиным над этой историей, но от намерения запечатлеть певца именно в этом одеянии не отказался.

смотрите также

lenta.co


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта