Картины Владимира Любарова: Еврейское счастье. Любаров картины


Сайт художника Владимира Любарова  : :  Анимация

Мультфильм Рустама Корнаушкина "Компания"

Хотя Рустам Корнаушкин еще совсем молод и только заканчивает ВГИК, его фильм "Компания" уже удостоился множества призов. Среди них: "Золотой Жан-Люк" - приз Международного фестиваля авторского кино, диплом "За ироничный взгляд на жестокую правду жизни" Открытого российского фестиваля анимационного кино, а также Приз зрительских симпатий Анимационного фестиваля, состоявшегося в 2017 году в Китае. Художник Любаров, слегка помогший Рустаму своими персонажами, поздравляет начинающего мастера и желает ему дальнейших творческих успехов! Мы, любаровцы, к этому поздравлению искреннейшим образом присоединяемся.

А вот что написал художнику Любарову сам Рустам:"Уважаемый Владимир Семенович! Я хотел вам сказать большое спасибо за предоставленную возможность сделать фильм по вашим восхитительным картинам. Многих моих знакомых удивило, что такие интересные и гротескные персонажи созданы одним человеком! Желаю вам здоровья, долгих лет и чтобы ваше творчество бесконечно вдохновляло и восхищало людей"

Смотрим!

Мультфильм "Препарасьон"

Мультфильм "Препарасьон" был создан по мотивам картин В. Любарова заключенными Пермской женской колонии.

Вот этими самыми дамами:

Летом 2012 года они написали художнику Любарову вот такое письмо:

Руководил студией «Imago» художник-аниматор Владимир Лазаренко-Маневич.

О том, как стартовал этот благотворительный проект и чем он завершился, В. Лазаренко-Маневич рассказал Майе Пешковой, обозревателю радиостанции "Эхо Москвы". читать интервью >>

www.lubarov.ru

Сайт художника Владимира Любарова  : :  Вдохновленные Любаровым

Работы Лилии Зюриной "Балерина" и "Купальщица" мы обнаружили на сайте "Город мастеров". Попросили ее сказать несколько слов о себе. И вот что Лилия нам написала: "Я - офисный работник, никоим образом не связанный с творчеством. Дети выросли, появилось немного времени для увлечений. Очень люблю технику папье-маше. Когда увидела картины Владимира, загорелась оживить его героинь. Свои работы я раздариваю друзьям. Самое интересное, что люди в этих персонажах видят самих себя и при этом очень радуются. Владимир Семенович! Надеюсь, что я еще не раз обращусь к Вашим картинам и сворую Ваших персонажей. Уж больно сильно они мне импонируют! Себя я не рекламирую, поскольку делаю свои работы исключительно ради удовольствия. Большое спасибо за душевное теплое творчество, влюблена в Ваш труд!" Художнику Любарову балерина с купальщицей очень понравились, и он сам благодарен Лилии за "соавторство".

Фото присланы на сайт Ириной Рудаковой. Владелец этой прекрасной машины нам неизвестен.

Куклы Ольги Андриановой по мотивам картин художника Любарова

Ольга Андрианова всю свою взрослую жизнь связала с куклами. Ради них она бросила любимую архитектуру, будучи уже состоявшимся профессионалом. Но нисколько об этом не жалеет: ее куклы приносят людям не меньше радости, чем дома или стадионы. Они поселяются в домах и согревают их теплом своей создательницы. Тряпичные Толстой, Гоголь, Пушкин, Жанна д'Арк, Гамлет, Дон Кихот. Моцарт, лешие, русалки, бабки-ежки разбрелись по Америке, Израилю, Румынии, Индии, Австрии, России и другим странам. От сделанных 242 кукол у нее не осталось ни одной.

Мне очень нравятся Ваши работы. Я вышила крестом картину "Мцыри с арбузом" и теперь она поднимает настроение моей семье и всем нашим гостям, потому что, глядя на нее, просто невозможно не улыбнуться! Спасибо за Ваш труд!

Вышиваю я сравнительно недавно. Вышивка крестом - это довольно большой объем работы, выполнить который можно только в том случае, если вкладываешь в нее душу. В Вашу картину я просто влюбилась и решила во что бы то ни стало ее вышить. Работала я над ней четыре месяца, но каждый из 26600 ее крестиков был вышит с огромным удовольствием, любовью и, конечно же, с душой. Поэтому картина «Мцыри с арбузом» стала для моего дома настоящим оберегом.

Здравствуйте, уважаемый Владимир Семенович!

Мы уже много лет интересуемся Вашим творчеством. Нам очень нравятся Ваши картины. Ваше искусство несет позитивный заряд, сея разумное, доброе, вечное.

Когда у нас появилось увлечение лепить картины из пластилина, мы взяли на себя смелость воспроизвести Ваши работы. Просим не судить строго.

Хотела пополнить раздел "Вдохновленные Любаровым" своей работой в стиле декупаж. Работа сделана в подарок и уедет в Израиль. Спасибо Вам за Ваше трогательное отношение к миру!

Очень рада, что познакомилась с вашим творчеством! Есть в нём что-то глубинное, что чутко отзывается на эмоции, "зашифрованные" в ваших картинах, в вашем удивительном мире людей и ангелов, реальности и над-реальности! По одной из картин ("Ангел-хранитель") у меня написалось стихотворение.

В качестве отклика на Ваши «картинки» у меня возникло несколько коротких стихотворений, которыми хотелось бы с Вами поделиться.

ЛЮБАРОВСКИЕ ХРОНИКИ

АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

Пантелей достал харчей –

И домой скорее.

Ангелочек на плече

Спит у Пантелея.

Словно птенчик-воробей,

Крылышки сложил он.

– Осторожней, Пантелей!

– Не ори ты, Жилин!

Вот разбудишь ангелка,

Оторву те бошку.

Не слепой еще пока,

Только хром немножко.

– Ангел твой тебя хранит

От тоски-печали?

– Тише, тише, пусть поспит.

Пусть поспит вначале,

А потом я накормлю

Ангелка картохой,

Дам конфет и киселю –

Он еще ведь кроха.

И ловчей всех циркачей

Пантелей ступает.

Ангелочек – на плече,

Он во сне зевает.

ЛУНАТИКИ

Тетка Марфа, дед Евсей –

Голые на крыше.

Месяц, сказывают все,

К ним неровно дышит.

Любку Длинную с косой

Месяц тоже любит:

Шлет свой свет он ей, босой,

Серебром голубя.

А Светланке (грудь висит,

Как коровье вымя)

Он (вот, шельма, мозговит!)

Дал в подарок имя.

И Кондрат не спит всю ночь,

И Егор-лунатик,

Месяц им открыть не прочь

Тайны звездной знати,

Все законы бытия

И судьбы задумки.

Месяц – Бог им и судья

И почтарь без сумки.

В этом городке чудном

Месяц многих знает,

Потому, хоть худ он, но

Ярко так сияет.

ЛЮСЯ ПОМЫЛА ГОЛОВУ

Люся голову помыла,

Приготовилась к любви.

Красота, конечно, сила,

Ты ее за хвост лови.

И белее, чем белила,

Белизна ее трусов.

Красота, конечно, сила –

Фотки вместо образов.

Шея пахнет банным мылом,

Тело – сдобным калачом.

Красота, конечно, сила,

Архимедово плечо.

Грудь из лифчика, как шило

Тупоносое, торчит.

Красота, конечно, сила,

Только муж, скотина, спит.

Люся голову помыла,

Чтоб Макар шибчей ласкал.

Красота, конечно, сила,

Так буди же дурака.

ПОТОП

– Что, брат, потопа не видал?

А нам нет веселей забавы.

Вот я вчера русалочку поймал,

Уж мы с ней ой-ой-ой на славу.

Чего заладил, мол, потоп, потоп?

Воды набралось по колено?

Газетку лучше подстелил бы, чтоб

Культурненько… Какого хрена

Таращишься, как жареный карась?

Давай тебе подбавлю в пиво

Три булька беленькой. Потоп, Михась,

Фигня. Поверь, в нем нету дива.

Возьми колбаски, это сервелат,

Тут вобла, тут бычки в томате.

Ну что тебе не хорошо? А, брат?

Все лучше, чем с женою в хате.

Эх, красота! Смотри, как гармонист

Наяривает, падла, ловко.

Как, гад, выводит! Ишь ты! Ну артист!

Ты знаешь, кто это? Наш Вовка!

Любаровский… конечно.. местный он,

Мы пацанами дрались часто.

Он наглый был, как тот Наполеон,

И вечно грязный и вихрастый.

А где ж мой закусон? Он тут лежал…

Ну вот те на! Не то чтоб жалко,

Обидно просто. Прямо, брат, скандал.

– Должно быть стырила русалка.

ЧЕРНЫЙ КОТ

Баба спит, ей снова снится море…

Пальмы, попугай и пароход.

На огромном красном помидоре

Нежится ленивый черный кот,

Маленький, как муравей, как мошка,

Но пушистый и глазастый, черт.

Тихо. Баба спит. А за окошком

Снег все превратил в сметанный торт.

Крыши изб и маковки церквушки

Тянутся к серебряной луне.

Пусто-пусто, в целой деревушке

Никого, лишь только снег да снег.

Черный кот разгуливает важно

От печи к столу и вновь назад.

По ночам он более вальяжный,

Чем при свете дня – так говорят.

Баба спит. Ей хорошо. Ей снится

Белый пароход и попугай.

То ли Тенерифе, то ли Ницца –

В общем, самый настоящий рай.

На дворе сугробы выше носа,

Дым стоит столбом, ни ветерка.

Бабе снится кофточка с начесом,

Море… много моря и закат.

Кот идет меж изб слоновьим шагом,

Черный кот, гигантский черный кот.

Баба спит, вдоль вывески хозмага

Как невесту, кот ее везет.

Спросите куда? Конечно, к морю,

К пальмам, к их зеленым веерам.

Жаром страсти с южным солнцем споря,

Ждет ее там кочегар Харлам.

ЕДОКИ БАНАНОВ

Зима. Любаров. 6 часов. Темно.

На остановке сгрудился народ.

Кто мысленно уже давно в пивной,

А кто на кухне, смотрит мужу в рот.

Кто думает про братский Гондурас,

А кто – про Новый Год и Рождество.

Кто философствует, прищурив глаз,

Кто вспоминает друга своего,

Вчера покинувшего этот свет,

А кто, зевая, грезит про уют.

Кто токарь, кто пропойца, кто брюнет,

Но все с бананами, и все жуют.

ЛЮБАРОВ

Любаров – город перцев,

Летающих, как птицы,

Кружащихся, как сердце,

Готовое влюбиться.

Любаров – город ветра,

Что поднимает шляпы

Из драпа и из фетра

Над миром косолапым.

Любаров – город хлябей,

В которых время тонет.

Здесь нет, друзья, жулябий,

Никто здесь не фасонит,

Зато полно русалок

И ангелков крылатых,

Качелей и скакалок

И пиджаков в заплатах.

Любаров – город спорта

И поварих в балетках –

Коль музыка, так форте,

Коль баба, так атлетка.

Любаров – город мудрых

Философов, поэтов –

Здесь красота без пудры

И чувства без корсетов.

Здесь мы решили поместить несколько картинок художников, которые очень сильно вдохновились творчеством Любарова. Фамилий их не указываем. Вообще-то таких «вдохновленных» немало. По свидетельствам очевидцев, встречаются они и на Украине, и в Америке, и в Израиле. Особенно нам нравится украинский художник Уткин, который, буквально копируя Любарова, ставит под картиной свою честную фамилию. Арбатских умельцев мы обходим молчанием, мы не раз смотрели в их правдивые глаза, но работа по изготовлению любаровских копий на Арбате по-прежнему кипит. Конечно, в нашей прекрасной стране принято вольно обращаться с авторским правом, но все-таки поимейте совесть, господа!..

Прилагаемые ниже произведения сам Любаров плагиатом не считает, поскольку вдохновленные им художники потрудились переиначить его картинки на свой лад.

Прогуливаясь недавно по Новому Арбату, обнаружил Владимир Любаров на лотках и стендах, щедро заставленных произведениями «народного творчества», и немалое количество картинок Владимира Любарова. Все эти картинки были снабжены его «собственноручной» подписью. А некоторые из них – так даже сразу тремя: под картинкой, на паспарту и на обороте. Чтоб уж наверняка. И никто бы не сомневался.

Честно говоря, больше всего расстроил художника Любарова не сам факт торговли подделками на Новом Арбате, а качество этих изделий. Не напрягаются ребята. Отпечатаны арбатские «клюквы» на ксероксе, потом от руки раскрашены. Там, где арбатским умельцам не нравится цвет, они его смело меняют. Совершенствуют, так сказать. А где уж совсем отрываются – так это в названиях картинок. Сочиняют свои – и мы, дескать, не лыком шиты.

www.lubarov.ru

Художник недели: Владимир Любаров

Впервые на AI Аукционе выставлена картина одного из самых известных среди ныне живущих и всенародно любимого художника. Это тот самый Любаров, который создал удивительную «страну Перемилово» и заселил ее особым народом

Коллекционеру, впервые купившему работу Владимира Любарова, можно во всех смыслах позавидовать. Ему не придется мучительно продираться через информационные дебри и по крупицам собирать информацию о своем новом художнике. Любаров давно уже очень известный и успешный человек, про которого много написано. На его выставках (а в 2008 году у него была даже персоналка в Третьяковке) можно встретить Наталью Нестерову, Татьяну Назаренко, писателя Войновича, Андрея Макаревича, Клару Новикову, хоккеиста Вячеслава Фетисова и даже тренера Леонида Слуцкого (Любаров — болельщик ЦСКА с 60-летним стажем). Про Любарова снято несколько документальных фильмов, написаны десятки статей. А еще изданы книги, каталоги, да и сам он является автором нескольких книг. Фактически Любаров сегодня известен настолько, что ему не только подражают, но и подделывают его работы при жизни. Что, по сути, можно оценивать как верный признак всенародного признания.

Самому Любарову к успеху не привыкать. Еще в 25-летнем возрасте молодой художник после школы при «Суриковке», армии и московского Полиграфического института был принят на работу в сферу книжной иллюстрации. Это было одно из редких направлений, которое в СССР избежало драконовского тотального контроля со стороны идеологических властей. Мало того что иллюстрация помогала художникам очень хорошо зарабатывать, так еще и позволяла сохранять относительную независимость творчества. С конца 1969-го и до 1990 года Любаров оформил более 100 книг, включая своих любимых фантастов — от Станислава Лема до братьев Стругацких, с которыми он дружил и впоследствии даже работал вместе. Несколько лет Любаров проработал в издательстве «Реклама», но одним из самых значительных эпизодов его биографии стала работа главным художником журнала «Химия и жизнь». Это издание парадоксальным образом стало важным источником информации о полузапретной культуре и творческим оазисом для художников, не встроенных в систему соцреализма. В 2010 году устроители выставки «Химия и жизнь. ИЗОверсия» так вспоминали о роли журнала в советское время: «Одновременно сообщения о достижениях западной научной мысли искусно “маскировались” обзорами проблем отечественного народного хозяйства, а интересный дебют в журнале В. Пелевина был омрачен неудавшейся (из-за бдительного партийного контроля) попыткой редакции опубликовать под видом медицинского очерка в рубрике “Болезни и лекарства” рассказы М. Булгакова “Морфий” и “Звездная сыпь”. Практические курсы английского, французского, немецкого для химиков органично соседствовали в “Химии и жизни” с фантастикой Р. Брэдбери, С. Лема, К. Булычева, а та, в свою очередь, перемежалась всевозможными экскурсами в историю искусства, начиная с первобытных пещерных росписей и заканчивая сюрреалистическими откровениями С. Дали и Р. Магритта. Короче говоря, в журнале можно было и обнаружить рецепт выращивания на грядке готовой закуси в виде малосольных огурцов, и полюбоваться безмятежно спящей обнаженной “Венерой” Джорджоне». Иллюстрацией для «Химии и жизни», кроме самого Любарова, занимались такие известные художники, как Юрий Купер и Дмитрий Лион.

После перестройки в 1988 году Любаров вместе со Стругацкими организовал «Текст» — первое независимое частное издательство, которое жадно занялось выпуском фантастики и других жанров, которые зажимались при Советской власти. Три года он был плотно погружен в оформительскую работу. И так продолжалось до 1991 года, когда произошло главное поворотное событие в жизни художника — Перемилово.

Как и почему?

У Любарова есть любимая хасидская притча, которую он рассказывает от лица цадика Зуси. Дескать, однажды ученики спросили мудрого Зусю: «Ты уже старый, скоро умрешь, что ты скажешь Богу?». И Зуся ответил: «Когда я приду на небеса, там не спросят меня: Почему ты не стал Моисеем?». Вместо этого меня спросят: «Почему ты не был Зусей? Почему ты не стал тем, кем мог стать только ты?».

В общем, как-то так.

Сам художник свой мировоззренческий поворот описывает так: «В конце восьмидесятых годов прошлого века рядом с моей фамилией стали писать “известный, мол, книжный художник-график”. И зарабатывал я по тем, советским, временам весьма прилично, имел кооперативную квартиру и раздолбанный “москвич”. Но тут мне что-то стукнуло. Вдруг надоело делать картинки к чужим сочинениям, обрыдла столичная беготня и я, разом собравшись, уехал в Богом забытую деревеньку Перемилово на самой границе Владимирской и Ярославской областей. Таким образом, моя добрейшая колли Перичка стала пограничной собакой, а я — деревенским художником с интеллигентско-городским прошлым».

Сегодня Перемилово и Любаров почти синонимы. Художник населил реальное полуразрушенное село романтическими персонажами — русскими мужиками и бабами со своими сильными сторонами и своими слабостями, то в погоне за счастьем, то в печали. Но чаще в радости. Картины перемиловского цикла словно воплощение знаменитых строк Иосифа Бродского, написанных в 1964 году:

В деревне Бог живет не по углам,как думают насмешники, а всюду.Он освящает кровлю и посудуи честно двери делит пополам.

В деревне он в избытке. В чугунеон варит по субботам чечевицу,приплясывает сонно на огне,подмигивает мне, как очевидцу.

Перемиловские хасиды — другой особо ценимый коллекционерами цикл Владимира Любарова — это, конечно, вымысел, метафора, художественный прием. В реальности нет во владимирском селе никаких хасидов. Хасиды «пришли» в Перемилово после поездки Любарова в Голландию. Сам художник рассказывал о своем откровении так: «…однажды меня пригласили в Европу, в город Антверпен. Людей посмотреть да себя показать. Для начала приехавшего из России “деревенского” художника изрядно напоили и отвезли бесчувственное тело в гостиницу. Утром проснулся, голова болит, будто пил у себя в деревне с соседом Николаем. Вышел прогуляться на свежий воздух, вдруг вижу: идет навстречу человек с черной бородой, в черном пальто и в черной же шляпе, за ним второй такой, потом третий… И все они похожи друг на друга как капли воды. Надо, думаю, подлечиться, зашел в магазинчик, а там за прилавком стоит человек — в черной шляпе, с черной бородой, но уже без пальто. И тут только я понял, что попал в еврейский квартал — не зря же я столько книг проиллюстрировал! А вернувшись в Россию, я, естественно, нарисовал много-много евреев, и все они у меня получились евреями исключительно русскими. К тому же я поселил их в свою живописную деревню Перемилово, чтобы и им, как и мне, выпало немножечко счастья».

Надо отметить, что к своему положению любимца публики Любаров относится без снобизма и со здоровой самоиронией. Свои картины он предпочитает называть «картинками», большую часть года уединенно живет в деревне в 160 км от Москвы, много работает, но после месяцев «одичания» в своем Перемилово с удовольствием встречается с поклонниками в Москве.

А поклонников много. И просто почитателей, и коллекционеров. Владельцы важных собраний по-прежнему охотятся за работами магистральных тем Любарова, отдавая предпочтение картинам 1990-х годов, особенно первого перемиловского цикла (до 1995 г.). Рынок произведений Любарова сегодня практически полностью является дилерским и галерейным. На аукционах его живопись появлялась всего три раза, правда давно — два-три года назад, в 2014–2015 гг. Все картины, размером до метра, были проданы в диапазоне $4 000–$6 000. И все это были вещи отменные, но уже начала 2000-х годов.

Получается, что «Ниже уровня моря», представленная на AI Аукционе — это первый случай, когда на торгах появляется картина Владимира Любарова 1990-х годов. Кстати, вещь опубликованная: она воспроизведена в цвете на 91-й странице каталога «Владимир Любаров : Из серий: Деревня Перемилово, город Щипок, Амстердам», изданного в 1999 году.

На этом бы впору и закончить. Но раз назвались Артинвестментом, то еще пару слов про тот самый «инвестмент», точнее, про факторы, определяющие инвестиционный потенциал творчества Владимира Любарова. Что работает в плюс? Ну, во-первых, самобытный, безошибочно узнаваемый стиль. Как метко заметила одна ценительница творчества, «Любаров не фамилия, а жанр». Жанр этот с переменным успехом пытались и пытаются назвать как-то академично. К выставке в ГТГ появились сочетания «интеллектуальный наив», «постмодернистский лубок», сравнения с романтикой Шагала и Таможенника Руссо. Мне лично видятся пересечения с толстушками Фернандо Ботеро, но это больше стилистически. Куда важнее, что система образов найдена настолько точно, что быстро «ушла в народ» — в календари, в подражания, в поделки и подделки. Второй плюс — творчество Любарова хорошо описано, есть каталоги, публикации. В частности, у Любарова — один из лучших, если не лучший по информативности сайт среди ныне живущих русских художников, где собрано материалов — не перечитать. Третий плюс — сложившийся и расширяющийся круг коллекционеров, есть все необходимые движущие силы. И наконец, важнейший позитивный фактор — большое количество высококлассных работ, той самой «крови», необходимой для функционирования рынка. Предположу, что на руках и в музеях находится более 1000 картин Любарова. Он много работает. Известно, что его первый перемиловский цикл, созданный в 1991–1995 годах, насчитывал около 300 произведений. А это было только начало. Вопреки распространенному мнению большое количество хороших работ на рынке — это не минус, а плюс. Здоровому рынку нужен представительный материал для оборота и широкая база покупателей. Это дает дополнительную мотивацию движущих сил и способствует продвижению творчества художника на арт-рынке. Ну и наконец, еще один важнейший плюс. При всей своей известности работы Любарова не являются неприступными по цене. Хорошие вещи можно найти в ценовом диапазоне 250 000–350 000 рублей. Минусы? Пожалуй, есть один: у Любарова пока еще не сильно развит рынок вторичных продаж, мало аукционных результатов. Впрочем, это дело наживное. И прямо сейчас мы как раз вносим свой вклад в аукционную историю художника.

Владимир Богданов, AI

artinvestment.ru

Сайт художника Владимира Любарова  : :  новости

Владимир Любаров Страна Перемилово Персональная выставка в Русском музее 18 апреля - 18 июня 20018г.

 

Шабашники

 

Владимир Любаров. Страна Перемилово

Живопись масляными красками отечественного производства

Русский музей, Михайловский замок, Санкт-Петербург

18 апреля – 18 июня 2018 г.

 

На персональной выставке Владимира Любарова будет представлено около 70 картин из нескольких живописных серий, над которыми художник, переехав из Москвы в деревню Перемилово Владимирской области, работает с начала 1990-х годов. В прошлом известный книжный график, главный художник журнала «Химия и жизнь» и издательства «Текст», Любаров ныне – живописец российской глубинки и ее обитателей. Его картины из народной жизни могли бы стать пособием для изучения национального характера. По их мотивам написаны современные сказки, осуществлены театральные постановки, сняты анимационные фильмы. Мир образов Владимира Любарова – реальный и фантастический одновременно. Этот мир, рожденный творческим воображением художника, полон узнаваемых деталей и вместе с тем, как и в лучших традициях русского лубка, изрядно «поперчён» гротесковым юмором. В живописи Любарова тонкий психологизм и внимание к деталям своеобразно сочетаются с простодушной выразительностью наивного искусства и мастерством профессионала высокой пробы.

 

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2.

Время работы: пн, вт, пт, сб, вс 10:00 – 18:00; чт 13:00 – 21.00.

Выходной: вторник

Телефоны: +7 (812)347-87-21; +7(812)595-42-48

Стоимость: 350 руб., школьники, студенты и пенсионеры – 170 руб.,

до 16 лет – вход бесплатный

 

Владимир Любаров. Страна Перемилово

Живопись масляными красками отечественного производства

Русский музей. Михайловский замок. Санкт-Петербург

18 апреля – 18 июня 2018г.

 

Владимир Любаров родился в Москве в 1944 году. Закончил Московскую художественную школу при институте им. Сурикова и Московский полиграфический институт, где его преподавателями были замечательные художники книги Андрей Гончаров и Май Митурич-Хлебников.

В 70-80-е годы Владимир Любаров получил известность прежде всего как книжный график, проиллюстрировавший более ста книг (среди авторов которых Вольтер, Распе, Лем, Гоголь, Стругацкие). Более десяти лет он работал главным художником журнала «Химия и жизнь», а в начале перестройки с группой писателей (Аркадием и Борисом Стругацкими, Киром Булычевым и др.) организовал «Текст» – первое частное издательство в России.

В 1991 году Любаров резко изменил свою жизнь. Отказавшись от амплуа преуспевающего столичного художника, он купил дом в полузаброшенной деревне Перемилово на краю Владимирской области, и попробовал зажить простой крестьянской жизнью. Что удалось лишь отчасти, поскольку в деревне он занялся живописью и стал изображать своих новых земляков. Неожиданно для автора его «картинки из русской жизни» имели успех на Западе, и вскоре последовали выставки работ Любарова в Бельгии, Германии, Франции и Швейцарии. На основе его «деревенской» серии в Великобритании была издана книга «Русские пословицы», через год ее переиздали в США и других западно-европейских странах.

Вскоре интерес к живописи Любарова появился и в России. С начала нулевых персональные выставки художника регулярно проводятся в российских музеях, выставочных залах и галереях. Большинство его экспозиций носит тематический характер («Деревня Перемилово», «Город Щипок», «Наводнение», «Едоки», «ФизкультПривет!», «Дом культуры», «Кудыкина Гора», «Импортозамещение»). А в 2008-м году состоялась большая ретроспективная выставка Любарова в Государственной Третьяковской галерее.

В последние годы вышло несколько авторских книг Любарова, где он выступает и как художник, и как создатель ироничных автобиографических рассказов («Рассказы. Картинки», «Праздник без повода», «Цимес мит компот»).

Источник вдохновения художника – неспешная жизнь российской глубинки. Реалии, хорошо знакомые с детства: бабы с авоськами, мужики с пол-литрами, кривые заборы, килька в томате. Тщательно, остроумно и любовно выписывая все это, Любаров вместе с тем стремится разглядеть то, что находится за обшарпанным провинциальным фасадом – саму жизнь, то трогательную, то смешную, то жутковатую, непонятую и непонимаемую жителями гигантских мегаполисов.

«Эти работы родились из моих наблюдений, фантазий и размышлений о жизни людей на небольшом клочке пространства провинциальной России, – говорит сам художник. – При желании можно определить и условно-географические границы «Страны Перемилово» – 40 км вправо и 40 км влево от деревни Перемилово, от городка Переславль-Залесский до городка Юрьев-Польской. И вместе с тем, в моем представлении, это образ России, живущей по законам «русского чуда» в своем особом времени, соединяющем прошлое и настоящее. Как и в народной лубочной культуре, последователем которой я себя считаю, правда здесь перемешана с вымыслом, ирония с грустью, фантазия с реальностью».

 

На выставке «Страна Перемилово» в Русском музее представлено около 70 работ из главных живописных серий художника: «Деревня Перемилово», «Город Щипок», «Наводнение», «ФизкультПривет!».

Анонс выставки

пресс-релиз

 

Новый альбом! К выставке в Русском музее издан альбом большого формата на 276 страницах. В альбоме - более 200 иллюстраций, многие из них публикуются впервые. Приобрести альбом можно на нашем сайте (с автографом художника), в книжном магазине "Москва" (без автографа), а также в Русском музее во время проведения выставки с 18 апреля по 18 июня с.г.

 

Обложка альбома

 

СоцАртРеклама

Берегите Природу, мать вашу!

 

Сегодня все российские дороги отличает особый «мусорный тренд». Кто ездит – тот знает. Может, и сам мусорит. И автомобили красивые, и люди понаряднее стали. А вдоль дороги – пакеты, пакетики, а то и просто мерзкие свалки – пусть, дескать, за мной кто-нибудь другой убирает.

Но не всем пока еще в наши дни плевать на родные просторы. Растет число тех, кто все-таки хочет навести вокруг порядок. Кто понимает, что Природа – это вообще-то Божье творенье, и пакостить ее никому не позволено.

Долго думал Владимир Любаров, как он, художник-одиночка, далекий от того чтобы учить кого-то жить и от разного рода митингового кипения, может внести свою лепту в дело очищения природы. И нашел в своем боевом арсенале то, что всегда «стреляло», – собственное искусство и юмор.

Для дорог Ярославской и Владимирской областей, на границе которых находится его деревня Перемилово, он придумал проект в духе социальной арт-рекламы. Для заполнения билбордов вдоль дорог, все равно пустующих из-за кризиса, Любаров предлагает использовать свои картины с афористичными высказываниями в адрес несознательных граждан.

Летом 2017 года СоцАрт-реклама Владимира Любарова прошла апробацию на выставке в Манеже в рамках фестиваля искусств «Вера». Народ на плакаты смотрел, смеялся, фотографировал. Что дальше?..

«Осаротос ойкос» по-перемиловски

 

Художник Владимир Любаров часто рисует мусор. Мусору – огрызкам, бумажкам, окуркам – вольготно на улочках деревни Перемилово, которую он пишет вот уже четверть века. Мусор перекатывается ветром в проходных двориках Щипка – города детства, созданного воображением художника и названного так в честь улицы в Замоскворечье, где он родился. Хватает мусора и у подножия Кудыкиной горы, обнаруженной художником в окрестностях деревни Перемилово. Нашел он эту гору или опять же выдумал – никто не знает, но сам Любаров уверяет, что на этой горе каждый может получить ответ на свой самый главный вопрос. Короче, казалось бы, имеет смысл мусор под горой убирать, – поднатужиться и устроить субботничек. А иначе ведь ответ «Оттуда» может прийти неверным: как ни крути, мусор создает – и снаружи и внутри – помехи в эфире.

Но нет. Персонажи Любарова по поводу мусора не «парятся», они его как будто не замечают. Да и зачем убирать? ¬– Мусор на картинах Любарова, подстать его героям, даже обаятелен. Все эти куриные косточки, рыбьи скелетики, огрызки и бумажки выписаны художником с такой же добродушной иронией, что и оборочки на «кобеднишних» платьях его толстеньких девушек, идущих на танцы; что и новенькие зеленые побеги, лезущие из прошлогоднего чеснока; что и чешуйки у рыбки, которую переворачивает на сковородке неведомо чья рука. Мусор – это часть мира, созданного художником. Он, мусор, на любаровских картинах сам себе персонаж и сам на себе настаивает. Да и вымети дочиста улицы Щипка, отдери шваброй с каким-нибудь мистером-проппером пол в плановом отделе под ногами подвыпивших танцоров, отдрай дощатую сцену, на которой кряжистый Принц из последних сил удерживает увесистую Лебедь, – и любаровский мир поскучнеет, надуется как ребенок, скажет: «Да ну вас! Я вам не Рублевка какая! Что, уже и помусорить нельзя?!..».

Мусор на картинах Любарова – это часть живой жизни его героев, нечто вроде своеобразного свидетельства полноты и разнообразия их мира. Дескать, мы можем позволить себе жить как хотим. – Перемиловский стиль! Современный «асаротос ойкос» – «неубранный дом» с древнегреческого, весьма популярный в античности тип мозаичной декорации. Первый ее образец, то ли в шутку – то ли всерьез, из мельчайших тессер мрамора и полудрагоценных камней создал мозаичник Сос во дворце пергамских царей. Это был пол с объедками, разбросанными по нему после роскошного обеда. Рыбьи скелеты, куриные кости, раковины, орехи, остатки виноградных гроздей и мышонок, подбирающийся к этому «великолепию», были выложены столь искусно, что создавали иллюзию реальности. При этом мусор, послуживший узором для пола и давший начало новой моде, воспринимался современниками вовсе не насмешкой над неряшливостью богатеев, а, напротив, символом достатка людей, проживавших в этом пространстве.

Но культура «асаротос ойкос» – это оксюморон, искусство несовместимого. Древние греки, а вслед за ними и римляне, с невероятным тщанием отмывали свои мозаичные полы, чтобы ярче становился рисунок и чтобы они в полной мере могли любоваться «эстетичным мусором» в своих домах. Но никак не мусором реальным.

Любаров не одергивает своих персонажей как детей малых: «Не бросай!», «Не мусори!»… – Живите как живется, играйте как играется... Позволяя своим героям разбрасывать мусор вокруг себя, Любаров, как и древние, в своей живописи останавливает мгновенье. Но в своей собственной жизни идет дальше.

Рисовать «неприбранный дом» – вовсе не означает, что в неприбранном доме следует жить. В реальности мусор имеет обыкновение возникать и накапливаться. И не только в окружающем пространстве, но и в человеческой душе.

Потому как одно дело – эстетический «мусор», и совсем другое – жить среди реального мусора, иной раз даже с опасностью для жизни.

Вот уже четверть века ездит Владимир Любаров в свою реальную деревню Перемилово. Сперва по Ярославке, а дальше по некогда красивейшей дороге местного значения, пролегающей от древнего города Переславля-Залесского до древнего города Юрьева-Польского. Малое Золотое кольцо. И в последние годы стал замечать художник одну странность, до крайности его расстраивающую: растут теперь вдоль той заповедной дороги не грибы, как в прежде, а мусорные пакеты. Или просто поганые мусорные кучи среди прекраснейших берез.

Между тем, под закат советских лет, когда Любаров переехал из столицы жить в деревню Перемилово, мусора вдоль дорог не было. И в «лихие девяностые» – тоже не было. Пьяненькие граждане вдоль дорог иной раз лежали, истинная правда. Но потом на свежем воздухе они протрезвлялись и убирались восвояси, примяв под собою лишь травку, даже пустых бутылок не оставляли – их можно было сдать в «Стеклотару». Возле магазина в соседней Симе в огромных очередях за продовольствием народ, да, буянил, но зловонных мусорных куч поблизости Любаров не запомнил. Ржавые мусорные баки были, вокруг них тусовались галки и сороки, некоторые из них потом переселились на картины Любарова… А сейчас в соседней деревне – супермаркет, и возле него тоже имеется мусорный контейнер, но он заперт на ключ. Стоит как корабль на приколе. В супермаркете говорят: «Это наш частный мусорный ящик, вы сюда свой мусор не кидайте!..».

Пьяненькие вдоль дорог теперь тоже не лежат, почему-то повывелись. Увидел Любаров недавно одного такого – отдыхавшего на пороге сельпо у железнодорожного переезда, так чуть не всплакнул от ностальгии… Да и на самой дороге нынче сплошь иномарки, а раньше по ней проезжал один рыдван в час. Двадцать лет назад Любаров на своем «Москвиче» слыл зажиточным человеком, а теперь отечественный автопром сам под иностранный маскируется.

И автомобили красивые, и люди понаряднее стали. А вдоль дороги – мусор. Пакеты, пакетики, а то и просто мерзкие свалки. – Кто-то (сначала один, затем второй, третий…) вышел из машины, воровато оглянулся по сторонам и вывалил свою дрянь на обочину. При том что свой садовый участок, вероятно, до этого газонокосилкой побрил и вплоть до последней соринки вычистил.

Растет все-таки благосостояние трудящихся, как бы ни причитала статистика. А вместе с ним и утробное желание показать окружающим: я – небедный, могу себе позволить, пусть за мной кто-нибудь другой убирает. Впрочем, некоторые и вообще ни до какой философии не опускаются, просто швыряют мусор из окна автомобиля, на скорости, – и с импортными бутылками, окурками и огрызками выкидывается на обочину наша бытовая культура, и так не первая раскрасавица. Историки рассказывают: в Средние века состоятельные граждане аналогичным образом кичились гнилыми зубами, потому что могли себе позволить есть сахар. Может, так сегодня своим мусором кичатся?

Подобный «мусорный тренд» отличает сегодня все российские дороги. Кто ездит – тот знает. А может, и сам мусорит.

Не пылит дорога, не дрожат листы, подожди немного, зарастешь и ты…

Но справедливости ради отметим: не всем пока еще в наши дни плевать на родные просторы.

Растет число тех, кто все-таки хочет навести вокруг порядок. Кто понимает, что Природа – это вообще-то Божье творенье, и пакостить ее никому не позволено.

Пока одни граждане ругаются под телевизор лежа на диване, другие – особо сознательные – едут в свой отпуск на озеро Байкал. Очищать от мусора его берега. Многие устраивают субботники в парках по соседству. Убирают их по зову души.

А вдоль дорог, наряду с невнятными муниципальными плакатами, призывающими беречь от самих себя лес и водоемы, на обочине рядом с мусорными кучами вырастают народные плакаты, часто написанные от руки, иногда с неумелыми рисунками, но всегда искренние. Одни из них «мусорщиков» срамят: «Бросил сюда мусор – не забудь хрюкнуть!». Другие – проклинают: «Семь лет несчастий тому, кто бросил сюда мусор!». Третьи пытаются задеть «мусорщиков» за живое: «Тут свалка для дебилов». Некоторые пугают апокалипсическими прогнозами: «На мусоре не вырастет лес для ваших внуков!»

Действует ли это всё на мусорящих? – Бог весть. Но недаром, наверное, бродит по интернету то ли анекдот, то ли быль: бросает мужик мусор под плакатом «Не забудь хрюкнуть!» Ему показывают на плакат: не видишь, что ли? «Так я же хрюкнул!» – говорит мужик, садится в машину и уезжает…

Долго думал Владимир Любаров, как он, художник-одиночка, далекий от того чтобы учить кого-то жить и от разного рода митингового кипения, может внести свою лепту в дело очищения природы. И нашел в своем боевом арсенале то, что всегда «стреляло», – собственное искусство и юмор.

Подобно тому как в начале ХХ века в жанре плаката работали большие художники – Врубель, Коровин, Васнецов, Серов, Лавинский, Дейнека и др. – так и Любаров придумал для дорог Ярославской и Владимирской областей, на границе которых находится его деревня Перемилово, проект в духе социальной арт-рекламы. Для заполнения билбордов вдоль дорог, все равно пустующих из-за кризиса, Любаров предлагает использовать свои картины с афористичными высказываниями в адрес несознательных граждан.

– Мы привыкли к тому, что с рекламных щитов к нам обращаются не как к людям, а как к потребителям: Купите это! Заплатите за то! – рассказывает художник. – Встречается на дорогах и социальная реклама. Но она, как правило, обезличена и формальна: берегите лес – наше общее богатство! А раз обращение безадресное – то оно и не действует.

Я же со своих плакатов обращаюсь к людям как к своим зрителям на выставке, которую они приходят посмотреть. Обращаюсь от своей души – к их душам. Говорю безо всякой назидательности, не как учитель, а как человек, который делит с ними одну дорогу, одну Природу. Я – один из тех, кто едет с ними по этой дороге. Поэтому и разговариваю с ними как брат. Обращаюсь к братьям, а не к покупателям и не к потребителям. Прошу их: берегите своего Ангела!

Если в моих плакатах есть немного шершавый юмор («Берегите природу – мать вашу!), проезжающий мимо водитель улыбнется, а улыбающийся человек – это уже не безнадежный человек. С помощью своих картинок я прошу людей стать добрее, веселее, умнее, интеллигентнее…

Кое-кто меня спрашивает, не жалко ли мне использовать свои картины в качестве плакатов? – Не жалко. Думаю, что некоторые художники от подобного подхода с возмущением бы отказались, такие относятся к своему творчеству как к святыне. Я же на многое в жизни смотрю с некоторой долей иронии, на себя в том числе. Мои зрители говорят, что после посещения моих выставок у них улучшается настроение. Глядя на мои картины, они улыбаются, часто смеются. Вот и тут пусть смеются, и пусть у них от этого смеха внутри что-то доброе останется. Впечатление от увиденного всегда оседает где-то в закоулках памяти человека. Где-то на подкорке да и запишется, что стыдно быть плохим, стыдно врать, предавать, мусорить. И если хоть пять процентов из тех, кто обратит внимание на такой плакат, перестанут мусорить, это будет моя большая личная победа. Если, прежде чем выкинуть банановую кожуру из окна машины, человек вспомнит про Ангела и кожуру не выбросит, я буду счастлив. Ведь своим Ангелом я пытаюсь сказать: у тебя бессмертная душа, зачем ты мусоришь? Бросая мусор в Природу, ты бросаешь его в себя. А мусор – это не просто мусор. Это мусор в твоей собственной жизни, это мусор в твоих отношениях с другими людьми. Человек ведь часть Природы, и если он намусорил на красивой дороге, выкинул в чистое место свою грязь, можно на это посмотреть и так, что он сам себе в душу плюнул. И кинул свою грязь в тех, кто поедет по той же дороге после него…

СоцАрт-реклама Владимира Любарова прошла апробацию в начале июня 2017 года на выставке в Манеже в рамках фестиваля искусств «Вера». Народ на плакаты смотрел, смеялся, фотографировал. Были даже попытки украсть плакатики.

Ознакомились с плакатами Любарова и депутаты района, на территории которого находится деревня Перемилово. Хорошее дело, сказали, и обещали подумать. Думают.

Искусство «асаротос ойкос» располагает к раздумьям. Хотелось бы, чтобы эти раздумья побуждали действовать.

Подробнее

 

Новая встреча с художником!

Большую часть зимы художник Любаров живет в деревне Перемилово. Там он немножко дичает, так как общается только со своими собаками Дусей и Марусей и котом Чубайсом. Поэтому, приезжая в Москву, он любит встречаться с друзьями – в том числе со своими зрителями и читателями. На этот раз встреча состоится в Центральном Доме Книги на Новом Арбате, 21 декабря 2016 года в 16.00. Художник Любаров подпишет всем желающим книжки и календари, расскажет про Дусю и Марусю, а также про то, какие новые картинки рисует и какие новые книжки пишет долгими зимними вечерами. Вход и выход свободный!

 

 

Встреча с художником!

1 декабря 2016 года в 18.00 в кафе Еврейского центра на Большой Никитской, 47 состоится встреча с Владимиром Любаровым. Художник расскажет о том, как дошел до жизни такой, и ответит на ваши вопросы. А также подпишет книжки и календари.

 

 

Друзья! Художник Любаров приглашает всех, кому не чуждо понятие "еврейское счастье", на свою выставку в Еврейском культурном центре на Большой Никитской.

На выставке можно будет посмотреть его новые картины из одноименной серии, приобрести календарь на новый 5777 год, а также – у кого еще нет – книжку "Цимес мит компот". Откроется выставка в дни празднования еврейского Нового года! А закроется – 31 декабря, то есть в самый канун 2017 года, наступление которого художник Любаров тоже непременно будет праздновать, равно как и наш Старый Новый год, и восточный Год Красного Петуха. Поскольку искренне верит, что по любым календарям новый год обернется для всех нас сплошным цимесом.

Выставка работает с 5 октября 2016 года по адресу: Большая Никитская ул., 47/2, часы работы: с 10.00 до 18.00

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР

10 декабря 2015 года в 19.00 художника Любарова можно будет увидеть живьем в малом концертном зале Театральной галереи на Малой Ордынке, 9. Здесь же желающие смогут получить у него автограф, пожать ему руку, а также высказать накопившиеся претензии и пожелания. Художник расскажет о своем нелегком творческом пути и ответит на вопросы всех присутствующих. Приходите!

 

www.lubarov.ru

Сайт художника Владимира Любарова  : :  Факты о художнике: биография

Биография

Владимир Семенович Любаров родился 4 сентября 1944 года в Москве.

Бабушка по линии отца до революции содержала трактир в Харькове, а дед был заядлым картежником. Родители, скромные советские служащие, незадолго до рождения сына переехали в Москву и поселились в коммунальной квартире на улице Щипок, в Замоскворечье.

В детстве Вова Любаров рисовал сражения, в которых советские солдаты всегда побеждали фашистов.

1955-1962 Учеба в Московской средней художественной школе при институте им. Сурикова, где готовили будущих художников-реалистов. Несмотря на то, что этот реализм назывался социалистическим, Любаров получил неплохое образование, изучил анатомию, перспективу, познакомился с классическим искусством.
1962 Работал маляром на автобазе. Свою карьеру преуспевающего столичного художника Владимир Любаров начал с должности маляра на авторемонтной базе. За плакат с буквами в человеческий рост: «На территории автобазы курить строго запрещается!» - получил первое признание. «Наконец-то нам прислали настоящего художника!» - сказал тамошний директор.
1963-1969 Поступил в Московский полиграфический институт на факультет художественного оформления печатной продукции, где преподавал известный русский художник Андрей Гончаров. Выбор профессии объяснялся не только любовью к книге. Книжная графика была небольшим оазисом в море советской культуры, куда редко заглядывала партийная цензура, что позволяло чувствовать себя относительно независимо.
1969-1990 Проиллюстрировал и оформил более 100 книг, среди авторов которых: Эрих Распе, Э.Т.А. Гофман, Вольтер, Жюль Верн, Эдгар По, Станислав Лем, Николай Гоголь, Аркадий и Борис Стругацкие.
1973-1984 Работал в журнале «Химия и жизнь», который сыграл особую роль в его биографии. Теперь его называют легендарным – и не только за смелость идей и суждений, высказываемых в подцензурные социалистические годы, но и за изысканный дизайн – явление по тем временам и вовсе революционное. Сменив на посту главного художника проживающего ныне в Америке Семена Верховского, Любаров привлек к работе в журнале самобытных художников, ставших впоследствии цветом и гордостью российского изобразительного искусства, – Дмитрия Лиона, Гарифа Басырова, Юрия Ващенко, Михаила Златковского, Сергея Тюнина…
1988 Вместе с Аркадием Стругацким и группой писателей организовал издательство «Текст» — первое в России частное издательство, где в качестве главного художника издал и оформил все то, чего недоиздал и недооформил в советские годы.
1991 Резко изменил свою жизнь, переехал в деревню Перемилово Владимирской области. Начал заниматься станковой графикой, а затем и живописью.
1993 Издательство Appletree Press (Великобритания) выпустило книгу «Русские пословицы» с иллюстрациями Любарова. Через год эта книга была переиздана в США, а затем и во многих странах мира.
1994 Первая персональная выставка деревенских работ Владимира Любарова в Брюсселе.
1995 Создан первый цикл основной серии Любарова «Деревня Перемилово». Это мир российской глубинки, в котором соседствуют фольклор и современность, ирония и гротеск, фантастика и реальность. Цикл включает в себя около 300 графических и живописных работ.
1997 Серия «Амстердам».
1998 Серия «Город Щипок».
1998-2004 Серия «Еврейское счастье».
2005 Серия «Наводнение».
2007 Серия «ФизкультПривет!»
2008 Серия «Овощи и вещи»
2009-2010 Серия «Едоки»
2011 Серия «Буза в деревне Перемилово»
2012 Серия «Дом культуры»
1996-2012 Персональные и коллективные выставки в России, Германии, Швейцарии, Франции, Люксембурге.

Владимир Любаров более 30 лет женат третьим браком. Жена – Екатерина Любарова, переводчик, писатель, журналист. Имеет двоих детей – сына Антона (1972) и дочь Полину (1982) – и троих внуков.

www.lubarov.ru

Картины Владимира Любарова: Еврейское счастье

Прекрасные полотна, посвященные евреям, живущим на территории СНГ.Картины Владимира Любарова: Еврейское счастье

Художник Владимир Любаров рисует простых людей, живущих незатейливой жизнью. Одна из серий работ мастера имеет название «Еврейское счастье» и посвящена всем евреям России и Украины. Очень душевные картины!

Картины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастьеКартины Владимира Любарова: Еврейское счастье

mir-prekpasen.ru

В чем феномен картин В.Любарова? | Заметки

Занявшись живописью, он начал изображать своих новых земляков, создал свой неповторимый мир, полный грудастых баб, подгулявших мужичков, летающих евреев, кричащих рыб и вороватых котов. Любаров рисует не знакомые с детства лица, а портреты человеческих душ, деревенское наводнение для него — не разрушительное явление природы, а состояние русской души, не случайно его работы так любят на Западе.

За годы, прошедшие с тех пор как столичный график Любаров заделался деревенским «бытописателем», его живописная страна разрослась и вширь, и вглубь, и ввысь — аж до самых небес, где прячутся от своих земных подопечных усталые ангелы. Как-то неожиданно даже для самого себя создатель деревеньки Перемилово — с ее пьяненькими мужичками на завалинках, задиристыми петухами и грудастыми русалками (серия «Деревня Перемилово») — вышел прогуляться за околицу и скоро очутился в городке. Городок как городок, в России таких тысячи, — с покосившимися церквушками, обшарпанным вокзалом и теми же пьяненькими мужичками, потихоньку от жен бегающими в местный Дворец культуры поглазеть на пышных балерин (серия «Город Щипок»).

Бедность земли и богатство человеческой души, скудость возможностей и могучий внутренний напор эмоций… Похоже, именно в умении художественными средствами отразить гармоничное воссоединение, казалось бы, несоединимого и состоит феномен живописи Любарова.

С конца 1990-х годов Любаров неожиданно начинает серию «Еврейское счастье», посвященную бабушке Соне. Пейсы евреев, рыба фиш, выпивка на Пурим, Яша, готовящий к субботе халу, раввин, кошерная курочка, Адам и Ева, лежащие в обнимку на фоне речки на среднерусской возвышенности, — это еще один особый и замкнутый мир художника Владимира Любарова.

Владимир Любаров родился 4 сентября 1944 года в Москве. Иллюстрировал и оформил более 100 книг, среди авторов которых: Распе, Гофман, Вольтер, Жюль Верн, Эдгар По, Лем, Гоголь, Стругацкие.

С 1973 по 1984 гг. работал главным художником журнала «Химия и жизнь», с 1985 г. — член Союза художников России.

В 1992 г. резко изменил свою жизнь, переехал в деревню и занялся живописью. В результате появилась серия «Деревня Перемилово», показанная на выставках в Москве, Брюсселе, Страсбурге, Берлине, Люксембурге. В 1993 г. вышла книга «Русские пословицы», иллюстрированная работами Любарова (издательство Appletree, Великобритания). Через год эта книга была переиздана в США и в большинстве стран Западной Европы. Работы Владимира Любарова находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, а также в музеях и частных коллекциях России, Бельгии, Голландии, Великобритании, США, Франции, Австрии, Германии, Израиля, Швейцарии, Новой Зеландии.

 — Владимир Семенович, расскажите, как преуспевающий столичный художник становится деревенским бытописателем? — Вы знаете, осточертело все! И я потрясающее нашел место: на косогоре, внизу река, совершенно нетронутая природа. И какая-то ужасно добрая деревня. Я таких людей доброжелательных, искренних не видел никогда в жизни. Рай, оказывается, достижим. После переезда в деревню — с шага совершенно иррационального для меня — в моей жизни изменилось все. — Почему перемиловские женщины такие большие? — Если говорить серьезно, то если из Перемилова и всех соседних деревень вынуть женщину, все, конец, деревня тут же умрет. Потому что на женщине держится русская деревня. Мужик пьет, мужик гуляет, серьезно о семье не думает. А еще я тут использовал прием художников-примитивистов: у них часто одна фигура большая, а вокруг маленькие. Художники лубка рисовали прекрасно, без всяких знаний перспективы и анатомии. Они более значительного человека делали больше, менее значительный человек был меньше, таким образом подчеркивали свое отношение. А я женщину деревенскую уважаю больше и больше ценю. В этом есть и реальная правда, потому что мужик измельчал не только нравственно, но и физически.(Разговор приведен по статье «Село Перемилово и его обитатели«.)Следуя традициям русского лубка, Любаров создает свой мир. Источник его вдохновения — жизнь российской глубинки. Бабы с авоськами, мужики с пол-литрами, кривенькие избы и заборы, килька в томате, семейные, уличные и любовные сцены, незамысловатая эротика, обладающая в то же время эпическим размахом и мощью. Могучие обнаженные тела купальщиков и купальщиц. Это жизнь, то трогательная и смешная, то инфернально-жутковатая, и весь волшебный мир Любарова чем-то напоминает столь же волшебный и мистический мир шагаловского Витебска. И еврейская тема, думается, вовсе неспроста появляется у художника.

Живопись Любарова с трудом укладывается в рамки какого-либо течения или направления: то, что он создает, одни называют «постмодернистским лубком», другие — «интеллектуальным наивом». Сам же художник утверждает, что он рисует просто картинки, на которых люди живут своей незатейливой жизнью где-то на границе Владимирской и Ярославской областей, по соседству с полузаброшенной деревней Перемилово.

По первичным художественным признакам Любарова можно назвать примитивистом. Но повесьте любую его картину на стену (за неимением денег на дорогую живопись можно ограничиться календарем с репродукциями его произведений или вырезать большую иллюстрацию), и через недолгое время у вас в доме заведутся друзья. Тихие, любимые, чудаковатые, неназойливые люди, которых вы будете разглядывать. Сначала исподволь, вскользь и случайно, потом все чаще и задумываясь, находя все новые милые сердцу детали и неожиданные откровения.

shkolazhizni.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта