Рождественские картины и зарисовки! Рождественские картины
Рождественские картины и зарисовки! | СЕМЬЯ и ВЕРА
Рождественские картины и зарисовки!
Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Рождественские святки – продолжаются! А посему мы должны быть в приподнятом настроении духа, чувствовать радость, и делиться ею со своими ближними 🙂
Для поднятия Рождественского настроения, предлагаем взглянуть на 17-ть зимних картин и зарисовок, посвященных январским праздникам!
(Для увеличения размера изображения, кликните левой кнопкой мышки по заинтересовавшей Вас картинке).
Рождество Христово в картинах
Рождественские открытки! Винтажные
Похожий материал:
« Предыдущая запись Следующая запись »
semyaivera.ru
Новый год и Рождество в живописи
До Нового года остались уже не дни, а считаные часы — пока стрелка приближается к полуночи, предлагаем вспомнить новогодние картины русских и зарубежных художников, в числе которых — большой любитель русской зимы Борис Кустодиев, классик рождественской живописи — американский художник и иллюстратор Норман Роквелл и Энди Уорхол, рисовавший в 50-60-е целые серии рождественских открыток для ювелирного дома Tiffany&Co. И куда уж без волшебной зимы Константина Юона и снегурочек Врубеля, Васнецова и Рериха. Но больше всех нас в этом году настраивает на праздничный лад шведский художник Карл Ларссон, в своих акварелях запечатлевший подготовку к Рождеству, его сказочную атмосферу и зимние развлечения.Борис Кустодиев. "Елочный базар", 1918
Истман Джонсон. Christmas Time (The Blodgett Family), 1864
Александр Семенов. "В Рождество", 1975
Виктор Васнецов. "Снегурочка", 1899
Константин Юон. "Волшебница-зима", 1912
Константин Трутовский. "Колядки в Малороссии", 1864
Йожеф Рипль-Ронаи. "Зимний вечер. Украшение елки"
Йожеф Рипль-Ронаи "Рождество", 1910
Эдуард Кортес "Площадь Сен-Мишель. Рождество"
Бабушка Мозес (Анна Мэри Мозес) "Рождество"
Рафаэль Кирхнер "Рождественские открытки"
Эдвард Мунк "Рождество в борделе", 1904
Михаил Врубель. "Снегурочка", 1890
Генри Мослер. "Рождественское утро", 1916
Джон Сарджент Нобль. "Сочельник" (Their Christmas Eve)
Сальвадор Дали
Энди Уорхол. Одна из рождественских открыток для Tiffany&Co, 1956-1962
Карл Ларссон. "Сочельник", 1904-1905
Карл Ларссон. "Керсти на санках"
Карл Ларссон. Now it´s chirstmas again
Норман Роквелл. "Санта Клаус", 1921
http://buro247.ru/culture/our-choice/13097.html
worldartdalia.blogspot.com
Рождество Христово в живописи | World of Art
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. Фрагмент. Волхвы видят звезду, возвещающую рождение нового царя Иудеев (Рождество Христово).ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА НА САМОМ ДЕЛЕ ВСПЫХНУЛА В СЕРЕДИНЕ XII ВЕКА. (АБСОЛЮТНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ДАТИРОВКА ЖИЗНИ ХРИСТА)Мы воспользуемся фундаментальной работой И. С .Шкловского "Сверхновые звезды и связанные с ними проблемы". В ней третья глава почти полностью посвящена "звезде 1054 года". Остатками этой вспышки является современная Крабовидная туманность в созвездии Тельца.Сразу скажем, что дата "1054 год" взята из старых хроник, в частности китайских и японских. Которым И. С. Шкловский полностью доверяет. Но мы не имеем оснований так поступать. Тем более, что привлекать подобные сомнительные сведения совсем не обязательно. Оказывается, данную вспышку сверхновой звезды можно ДАТИРОВАТЬ ЧИСТО АСТРОНОМИЧЕСКИ, причем с высокой точностью. Что и было сделано американскими астрономами в XX веке.Надежная астрономическая датировка Вифлеемской звезды такова: 1140 год плюс-минус 20-30 лет. То есть СЕРЕДИНА ДВЕНАДЦАТОГО ВЕКА.ДОБАВЛЕНИЕ О КОМЕТЕ ГАЛЛЕЯ. Сегодня известно, что период возвращения кометы Галлея составляет примерно 76 лет… Поскольку в предпоследний раз комета Галлея появилась в 1910 году, то легко подсчитать, что около 1910 - 760 = 1150 года комета Галлея также должна была появиться. Хорошо или плохо она была видна в тот год - мы не знаем. Но если она действительно возникла на небе столь же эффектно, как в XVII-XX веках (например, как в 1910 году), то в течение нескольких лет на небе могли наблюдаться два ярких явления - вспышка звезды около 1150 года и комета Галлея около 1150 года. Что, естественно, должно было еще более усилить впечатление людей. Впоследствии два явления могли путаться, объединяться. В Евангелиях сказано, что Вифлеемская звезда ДВИГАЛАСЬ, вела волхвов. Что напоминает поведение кометы: "И се, звезда, которую видели они на востоке, ШЛА ПЕРЕД НИМИ, КАК НАКОНЕЦ ПРИШЛА И ОСТАНОВИЛАСЬ над местом, где был Младенец" (Матфей 2:9). На рис.1.7 приведено одно из старинных изображений евангельской Вифлеемской звезды именно в виде "хвостатой звезды". Так ранее изображали кометы.Еще более откровенное изображение Вифлеемской звезды в виде кометы мы видим на картине Джотто "Поклонение волхвов"…
Джотто ди Бондоне.Поклонение волхвов.
Хвост у звезды вытянут влево вверх - значит художник, скорее всего, рисовал именно комету а не, скажем, звезду с лучом указывающим на младенца Христа.
Альбрехт Альтдорфер. Святая ночь (Рождество Христово).
Любопытно, что на средневековой картине "Рождество" Альбрехта Альтдорфера вверху слева изображены ДВА НЕБЕСНЫХ СВЕТИЛА, ознаменовавшие Рождество. Одно из них - огромная Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки. А чуть ниже - более вытянутое и клубящееся светило, внутри которого изображен небольшой ангел.Аналогичное изображение именно двух небесных "вспышек", возвестивших о рождении Христа, мы видим и на известном средневековом алтаре Паумгартнеров, созданном Альбрехтом Дюрером якобы в XVI веке.
Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнеров.1503.
Мы видим шаровую вспышку Вифлеемской звезды, а чуть ниже (как, кстати, и на картине Альтдорфера) - вытянутое клубящееся светило с ангелом внутри. На обоих приведенных картинах пара небесных светил изображена ярко-желтым, золотистым цветом, сразу бросающимся в глаза на более темном фоне остального пейзажа.Таким образом, подобные средневековые изображения доносят до нас, по-видимому, старинную традицию связывать с Рождеством как вспышку звезды, так и появившуюся в то время комету.Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Царь славян.* * *
Василий Шебуев. Рождество Христово.
Обратимся к "Лютеранскому Хронографу" XVII века, описывающему всемирную историю от сотворения мира до 1680 года. В нем говорится, в частности, о праздновании средневековых христианских "Юбилеев", которые справлялись в Ватикане в 1299-1550 годах. Юбилеи были установлены в память о Христе, поскольку праздновались в дни январских календ. Отмечалось Рождество Христово, близкое к январским календам, а не другой христианский праздник…Годы Юбилеев назначались римскими папами. Как сообщает "Лютеранский Хронограф", в 1390 году "Ювилей по веце Христове" был назначен папой Урбаном IV как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ Рождества Христова. Потом он стал десятилетним, а с 1450 года, по повелению папы Николая VI, - ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИМ.Проведем несложный, но весьма интересный расчет. Обратим внимание, что если Юбилей от Рождества Христова в 1390 году отмечался как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ (то есть кратный 30 годам), а в 1450 году - как ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ (кратный 50 годам), то путем простых вычислений мы приходим к полному перечню возможных - с точки зрения средневековых римских пап - годов Рождества Христова. А именно: 1300, 1150, 1000, 850, 700, 550, 400, 250, 100 годы н.э. и так далее с шагом 150 лет в прошлое (150 - это наименьшее общее кратное для чисел 30 и 50). Поразительно, что в получившемся списке дат нет того "нулевого" года н.э., куда историки помещают Рождество Христово сегодня. Получается, что римские папы, устраивавшие Юбилей, совсем не думали, будто Христос родился в начале н.э., как это заявили позднейшие хронологи XVI-XVII веков. Дата Рождества Христова была для пап XIV века, очевидно, какой-то совсем другой.Среди указанных дат, расположенных достаточно редко, мы видим дату, попадающую в точности в середину XII века. Это 1150 год. ЧТО ОПЯТЬ ИДЕАЛЬНО СОГЛАСУЕТСЯ С АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ДАТИРОВКОЙ ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДЫ 1140-М ГОДОМ ПЛЮС-МИНУС 10 ЛЕТ.Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Царь славян.* * *
Лоренцо Лотто. Рождество Христово.
Мастер из Мулена. Рождество Христово и кардинал Ролен.Пьеро делла Франческа. Рождество Христово.Рогир ван дер Вейден. Алтарь Бладлена (Миддельбургский алтарь). Рождество Христово.Федерико Бароччи. Рождество Христово.Ханс Бальдунг. Рождество Христово.Эль Греко. Рождество Христово. Эдвард Бёрн-Джонс. Поклонение волхвовMatthieu Le Nain. Поклонение пастухов
Гвидо Рени. Поклонение пастухов
Питер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов
Schnorr von Carolsfeld. Поклонение волхвов
Marten de Vos. Рождество
Андрей Рублёв. РождествоЭль Греко. Поклонение пастухов
worldartdalia.blogspot.com
Новый год и Рождество в живописи
Борис Кустодиев. «Ёлочный базар», 1918
В связи с праздниками предлагаем вспомнить новогодние картины русских и зарубежных художников, в числе которых — большой любитель русской зимы Борис Кустодиев, классик рождественской живописи — американский художник и иллюстратор Норман Роквелл и Энди Уорхол, рисовавший в 50-60-е целые серии рождественских открыток для ювелирного дома Tiffany&Co. И куда уж без волшебной зимы Константина Юона и снегурочек Врубеля, Васнецова и Рериха. Но больше всех нас в этом году настраивает на праздничный лад шведский художник Карл Ларссон, в своих акварелях запечатлевший подготовку к Рождеству, его сказочную атмосферу и зимние развлечения.
Норман Роквелл. Merry Christmas Grandma… We Came in Our New Plymouth, 1951
Истман Джонсон. Christmas Time (The Blodgett Family), 1864
Александр Семёнов. «В Рождество», 1975
Виктор Васнецов. «Снегурочка», 1899
Константин Юон. «Волшебница-зима», 1912
Константин Трутовский. «Колядки в Малороссии», 1864
Йожеф Рипль-Ронаи. «Зимний вечер. Украшение ёлки»
Йожеф Рипль-Ронаи «Рождество», 1910
Эдуард Кортес «Площадь Сен-Мишель. Рождество»
Бабушка Мозес (Анна Мэри Мозес) «Рождество»
Рафаэль Кирхнер «Рождественские открытки»
Эдвард Мунк «Рождество в борделе», 1904
Михаил Врубель. «Снегурочка», 1890
Генри Мослер. «Рождественское утро», 1916
Джон Сарджент Нобль. «Сочельник» (Their Christmas Eve)
Сальвадор Дали
Энди Уорхол. Одна из рождественских открыток для Tiffany&Co, 1956-1962
Карл Ларссон. «Сочельник», 1904-1905
Карл Ларссон. «Керсти на санках»
Карл Ларссон. Now it´s chirstmas again
Норман Роквелл. «Санта Клаус», 1921
Читайте также
izuminki.com
Рождество Христово в картинах | СЕМЬЯ и ВЕРА
Рождество Христово в картинах
Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!
В праздничные Рождественские дни предлагаем проникнутся чудесным духом той великой и таинственной ночи, когда в Вифлееме Иудейском, в пещере-хлеву Родился во плоти Богомладенец!
Мы разместили иконописные картины в хронологическом порядке, чтобы возможно было ощутить все моменты Рождества Христова и воспеть Ангельское славословие той дивной и святой ночи:
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!
Рождение Иисуса Христа
Икона Рождества Христова
Благая весть Ангела пастухам
Пастухи идут на поклонение
Поклонение пастухов
Рождество Христово. Художник С. Юрченко
Волхвы идут на поклонение
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Волхвы приносят дары
Поклонение Ангелов Роджемуся Богомладенцу
Рождество Христово. Художник Н. Василий
Рождественские вертепы
Три ржаных колоска. Святочная сказка
Похожий материал:
« Предыдущая запись Следующая запись »
semyaivera.ru
Тема Рождества Христова в иконописи и в светской живописи
Искусство иконописи - каноническое искусство
Андрей Рублев1370-1410 г.г. |
Давайте попробуем совершить вместе маленькое путешествие в мир красок и линий, с помощью которых старые мастера донесли до современного человека красоту и радость Рождества Христова.
Искусство первых христиан
Первые три века христианской истории (I-III века по Р.Х) отдельного праздника Рождества не существовало.
Он был соединен с праздником Крещения Господня под одним именем Богоявления — прихода Бога в мир людей. Только в IV веке, когда римский император Константин Великий разрешил христианам открыто исповедовать свою веру и христиане вышли из катакомб, праздник Рождества выделился в самостоятельное яркое событие годового богослужебного и календарного круга. Постепенно стала разрабатываться традиция написания сюжета Рождества Христова. Рождество Христово. Древнерусская икона XV века.Византийские и русские иконы Рождества ХристоваПервые христиане изображали Рождество Христово очень просто, как его обычно рисуют дети – ясли с Младенцем, склоненные над ними Богородица и праведный Иосиф, рядом вол и ослик. Иногда (гораздо реже) изображали пастухов и волхвов. Археологи находят именно такие изображения Рождества на древнеримских христианских саркофагах, на бутылочках для лампадного масла. С появлением первых икон (самые ранние известные иконы относятся к VI веку по Р.Х.) формируется иконография Рождества Христова, которая останется практически неизменной до XXI века.В иконописи существуют свои особые каноны изображения Священной истории. Иконописец не ставит себе задачу нарисовать иллюстрацию к рождественскому повествованию Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки. Рождество Христово рассматривается с точки зрения вечности, где все другое, не такое как на земле.
Поэтому, например, нет ничего удивительного в том, что в иконе Рождества изображены несколько событий, происшедших в разное время – явление звезды, само Рождество, явление ангелов пастухам, шествие волхвов. Если бы все это изображал светский художник, он, несомненно, предложил бы зрителям серию картин на тему Рождества, где последовательно все бы изобразил. Так, кстати, и произошло в эпоху Возрождения (XV-XVI века). А иконописец соединяет все в одной иконе, потому что в вечности нет «когда» и «потом», а есть только «днесь» то есть «сейчас и навсегда».
В человеческой истории, во времени Рождество Христово совершилось лишь однажды. Но для Церкви, которая каждый год снова и снова входит в пространство Рождества, это событие не является просто историческим фактом, разделяющим время на «до Рождества Христова» и «после». Это событие встречи Бога и человека, времени и Вечности. Это не «однажды», а «навсегда».
В пространстве иконы «радость велия» о рождении Спасителя мира, которую ангелы возвестили пастухам, тоже выглядит совсем иначе, чем радость в обычном, житейском смысле. Икона как бы предлагает другое понимание праздника – не богатый стол, не яркие одежды, не песни и пляски, а тишина, покой и благодарность. Тишина и покой фигур Матери и спеленутого Младенца, смирные овечки у ног пастухов, глядящих на небо. Это та радость, которая переживается внутри, сердцем.
Классическое византийское иконописное изображение Рождества Христова включает в себя три зрительных плана (яруса) – верх, «небо», центр, «соединение неба и земли», и низ, «землю».
Древнерусские иконы практически всегда следуют византийской традиции. Только в XVII веке появляются иконы, композиция которых очень напоминает западноевропейскую живопись. В иконах этого времени, кроме собственно сюжета Рождества, появляется и сюжет бегства в Египет, и избиение младенцев по приказу царя Ирода.
Джотто. Рождество Христово.
Небо, звезда, горы
Что и, главное, почему помещает мастер в каждом ярусе изображения?
Вверху иконы обычно изображено открытое небо и сияющая звезда. Луч звезды касается вершины горы, внутри которой находится пещера – «вертеп». Звезда и пещера – это своего рода конкретные иллюстрации евангельского рассказа о Рождестве, а вот открытое небо и вершина горы наполнены уже символическим смыслом. Часто можно встретить выражение: «Рождество — это небо на земле». Вполне возможно, что иконописец имеет в виду именно это, изображая отверстое небо.
С момента Рождества небо стало открытым для человека, он может, если захочет, двигаться к Богу. Потому что Христос, приняв образ человеческого младенца, пострадав и умерев на Кресте, а затем воскреснув, вылечил человека от греха. И путь на небо открыт. Только пройти его человек должен сам, карабкаясь вверх.
Вот и символический смысл горы становится понятен – горы изображены здесь не только как отображение реального гористого ландшафта Святой Земли, но и как образ движения человеческой души вверх, к Богу, через преодоление препятствий прежней, греховной жизни. Ангелы по сторонам горы тоже из небесного, горнего мира, где живет Бог. Причем небо имеется ввиду не как астрономическое, естественнонаучное понятие, не как то, что накрывает землю, а как то, что обозначает безграничность и чистоту.
Пещера, осел, вол, ясли
Внутри пещеры обычно рисуют лежащую на ложе Богородицу, которая изображена крупнее других участников события, и крохотного спеленутого Христа, вокруг головы Которого сияет крестчатый нимб (нимб с вписанным в него крестом – обязательный атрибут образа Спасителя, указывающий на Его крестные страдания).
Интересно, что Богородица обычно не смотрит на Младенца, а смотрит на нас. Это часто вызывает недоумение. Как это – Мать не смотрит на Сына? Но это делается совершенно сознательно, чтобы показать, что Младенец не принадлежит Матери, Он пришел в мир, чтобы спасать его.
Рядом с деревянными яслями обычно изображают вола и осла (иногда – коня и корову). Эта деталь не только намек на то, что Рождество совершилось в хлеву, но и иллюстрация к книге пророка Исайи, предсказавшего рождение Христа от Девы за много тысяч лет до самого события: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего…» (Ис.1,3). Кроме того, некоторые исследователи считают, что вол и осел – это образы двух миров – израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь.
Важно также обратить внимание на форму яслей, которая похожа на форму гроба — Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него.
Доменико Гирландайо. Рождество Христово.
Пастухи и волхвы
Часто по сторонам от Богородицы изображают пастухов и волхвов, их фигуры значительно меньше, чем фигура Богородицы. В лице простых неграмотных, но верующих пастухов и в лице языческих волхвов-мудрецов Господь явился всему миру. И теперь каждый человек может найти свою дорогу к Богу – и не слишком образованный, но добрый и честный человек, и современный интеллектуал, сердце которого частенько бывает заражено надменностью и высокомерием.
Праведный Иосиф
В нижнем ярусе иконы обычно изображают сидящего в задумчивости Иосифа с предстоящим ему пастухом, и двух женщин, омывающих новорожденного Младенца.
Сцену с пастухом обычно объясняют так — лукавый дух терзает сомнениями душу Иосифа: как же могло произойти Рождение? Но многие исследователи сходятся на том, что это, скорее, всего, пастух из апокрифических сказаний о Рождестве, к которому Иосиф обращался в поисках крова и огня для Младенца. Наиболее часто в иконописи и живописи используется апокриф «Протоевангелие Иакова», где рассказывается о детских годах Спасителя и детстве Божией Матери.
Омовение Младенца
Из «Протоевангелия Иакова» взята и сцена омовения Младенца, о которой ничего не говорится ни у Матфея, ни у Луки. С одной стороны — это чисто бытовая деталь, связанная с рождением ребенка. В древности и в Средние века принято было омывать новорожденного, впрочем, как и сейчас. Отсюда и купель, и кувшин с водой.
Но есть и второе объяснение этому. Апокриф привносит в повествование о Рождестве Бога чисто человеческие, житейские детали. В «Протоевангелии Иакова» рассказывается, как Иосиф оставил Богородицу в пещере одну и пошел искать повивальную бабку, которая помогла бы принять роды. Повитуха по имени Саломея усомнилась в том, что Дева может родить, и захотела убедиться в этом сама. Дальше по тексту произошло вот что:
«И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: «Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается, как в огне…» И тогда предстал перед нею Ангел Господень, и сказал ей «Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость». И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав: «Поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея…»
Можно попробовать предложить и еще одно простое толкование сцены омовения Младенца. В купели, изображенной на иконе, легко узнается купель, в которой обычно крестят в Церкви младенцев, приобщая их к жизни с Богом.
Западноевропейские художники Средневековья и Возрождения
Работы европейских художников Раннего (V–XIвв.) и Зрелого Средневековья (XI-XIII вв.) в принципе повторяют византийскую иконописную традицию. Добавляются лишь некоторые детали, которые не встретишь в византийских и древнерусских иконах.
Характерная особенность европейской христианской живописи – стремление не столько вдохновить человека на движение души вверх, к Богу, сколько «спустить» Бога с небес на землю, сделать Его доступным человеку, смешать Священную историю и житейскую человеческую историю, растворив одну в другой.
Перепись в Вифлееме
Одна из деталей события Рождества Христова, которых нет в иконописи, но есть в живописи – изображение переписи населения, с рассказа о которой начинается рождественская глава Евангелия от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…» (Лк. 2,1).
Замечательный мастер Северного Возрождения Питер Брейгель Старший (XVI век) посвятил этому сюжету знаменитую картину «Перепись в Вифлееме». Но глазам зрителя предстает не гористая Святая Земля, а заснеженные Нидерланды. Художник переносит евангельские события в современный ему мир. На Рождество на севере Европы всегда бывает снег, поэтому праведный Иосиф и Богородица бредут по снегу.
Питер Брейгель. Перепись в Вифлееме.
О том, что это Святое семейство (так принято было говорить в Европе XIV-XVII веков), можно догадаться, лишь разглядев осла, на котором сидит Дева Мария, и пилу на плече Иосифа – плотника. Огромные массы людей, среди которых затерялось скромное Святое семейство, изображают толпы народа, пришедшие на перепись. Но больше ничего не говорит нам о том, что скоро должно совершиться великое событие Рождества. Нидерландские крестьяне заняты своими хозяйственными делами, дети резвятся на льду .
Только рождественский венок, прибитый над дверью дома, и жареный поросенок намекают на праздник Рождества. Но это опять не евангельские детали, а реальность повседневной жизни Нидерландов эпохи Возрождения.
Пещера, дом, гостиница
Часто в европейских картинах на тему Рождества Христова можно увидеть вместо пещеры ветхий, почти разрушенный дом.
С одной стороны такой дом символизировал тот факт, что Христос родился в бедности и безвестности, а с другой стороны старый, ветхий дом обозначал Ветхий Завет, который с приходом в мир Христа заменялся заповедями Нового Завета.
Некоторые исследователи видят в этом изображении дома изображение гостиницы, такой, какая была распространена на Востоке. Это был караван-сарай, хижина с тремя стенами, четвертая сторона дома открыта на улицу. Здесь же, во дворе, отделенном несколькими ступеньками от дома, пасется скот. Все происходящее в таком доме видно взору постороннего человека.
Вполне возможно, что именно в одну из таких гостиниц не пустили переночевать Святое семейство. И, помещая подобный дом-гостиницу на своем полотне, европейские художники подчеркивают тем самым странничество Христа в этом мире и Его открытость всем и всему.
Рогир Ван дер Вейден. Поклонение волхвов.
Младенец Христос
На византийских и древнерусских иконах Христос Младенец изображен часто без возраста или наоборот, как маленький взрослый, чтобы подчеркнуть вечность Бога и Его взрослость по отношению к людям.
В европейской живописи распространено два типа изображения Младенца – либо хрупкое и худенькое тельце новорожденного с непропорциональными частями тела и большой головой, как это бывает с реальными новорожденными младенцами, либо в виде упитанного шестимесячного малыша, а то и годовалого ребенка. Может быть, эта конкретность, телесность в изображении Христа — тоже некоторая дань европейцев их желанию соединить Священную и житейскую, мирскую историю?
Рембрандт Харменс ван Рейн. Поклонение волхвов.
Вокруг головы Богомладенца на большинстве европейских картин нет крестчатого нимба, а на некоторых нет и простого нимба — символа святости.
Интересный ход нашел знаменитый голландский живописец XVII века Рембрандт Харменс Ван Рейн – он изображает глубокую темноту рождественской ночи и по контрасту с тьмой пишет яркое свечение лика Младенца. Свет исходит от Него Самого, а не от нимба, нарисованного над головой. Так Рембрандт с помощью яркой детали передает мысль о том, что Бог Сам – источник света, добра, любви, святости.
Ангелы, пастухи
Нередко западноевропейские художники изображали ангелов над младенцем не как духовных существ, а как имеющих тело веселых, счастливых музыкантов, только с крыльями на спине.
Мотив игры Младенцу Христу на флейте или на лютнях берет начало в народной традиции католической средневековой Европы играть на Рождество перед изображением Младенца Христа на дудочке. Интересно, что в нотах, которые держат в руках ангелы, записаны настоящие музыкальные пьесы, которые можно исполнить. Некоторые из них – даже для нескольких инструментов и голосов. Кроме того, ангелы европейских художников (например, в картине Робера Кампена) держат в руках ленты со словами рождественских песнопений.
Роббер Кампен. Рождество Христово.
Часто и пастухи бывают изображены с дудочками и волынками, что может быть связано не только с их пастушеским трудом, но также со средневековым обычаем играть для Младенца Христа на флейте.
Волхвы
Обычно европейские художники изображали трех волхвов по числу трех человеческих возрастов (юность, зрелость, старость), чтобы подчеркнуть, что в любом возрасте человек нуждается в Боге.
Христос Младенец играет с дарами, трогает одежду и волосы волхвов, а они протягивают к Нему руки. Бог устремляется к людям в ответ на их движение к Нему.
Уже в эпоху Зрелого Средневековья языческие маги-звездочеты превратились в трех царей, пришедших из трех стран Востока (чаще всего в числе этих стран называют Аравию, Персию и Эфиопию). У каждого царя свое имя – Каспар, Мельхиор, Балтазар. Каждый принес свой дар родившемуся Христу – золото (подчеркивая царское достоинство Христа), ладан (который употребляется в богослужении) и смирну (ею пропитывают на Востоке мертвое тело). Подарки волхвов символизировали двойную природу Христа – Божественное бессмертие и человеческую смертность.
В католической Европе до сих пор существует праздник Трех царей, особенно любимый немецкими и французскими детьми. В этот день (6 января) они получают подарки и щеголяют в золотых бумажных коронах, изображая волхвов-царей.
Джотто. Поклонение волхвов.
В эпоху Возрождения у волхвов появляется пышная свита – верблюды и кони, нагруженные дарами, многочисленные слуги, как, например, в картине «Поклонение волхвов» Джотто. Может быть, именно художники Возрождения привнесли в сознание европейца то понимание праздника Рождества, которое очень близко современному человеку — изобилие, даже роскошь всевозможных проявлений материального мира как главный атрибут торжества. Не здесь ли корни традиции богатой праздничной трапезы, блестящих нарядов, будущих пышных разукрашенных ёлок, балов и фейерверков?
Художники все больше увеличивали эту свиту, она часто заполняла все поле картины, так что Христос Младенец и Богородица оказывались едва заметными. Постепенно то же самое случилось и в обыденной жизни. Реальность Рождества, его абсолютное значение для человека европейской христианской цивилизации заслонилось суетой мегаполиса. И для многих дни Рождества сейчас — лишь повод посетить предпраздничную распродажу. Или просто длинные каникулы посреди зимы.
Художники Возрождения, открыв новые технические возможности масляной живописи, осваивали изображение реального мира во всех подробностях. В картинах на тему Рождества обнаруживаются не только кропотливо выписанные складки одежд по тогдашней моде богатых итальянских или голландских торговых городов, но и портретные черты конкретных людей – самих художников или их благодетелей.
Джентиле да Фабиано. Поклонение волхвов.
Но, может быть, дело не только в стремлении к реализму. Все-таки человек эпохи Возрождения еще не отвергал Христа, и в целом его жизнь протекала в русле христианской традиции, несмотря на то, что именно в XV-XVI веках зарождается европейский рационализм. Может быть, так мастера эпохи Возрождения выражали движение своей души, которая тоже хотела поклониться Христу вместе с волхвами?
Но пройдет всего двести-триста лет, и рационализм обернется обыкновенным атеизмом, который породит нашу постхристианскую эпоху, где вера и неверие стали личным делом отдельного человека. И все больше праздничная нарядная толпа заслоняет новорожденного Младенца…
________________________________________________________________________________
Тема Рождества Христова в живописи
«Рождество Христово»
1755
Из Троице-Петровского собора
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург.
Вишняков Иван Яковлевич
Илья Ефимович Репин
"Рождество Христово"
1890 г.
Нестеров Михаил
"Рождество Христово"
1890-1891 г.
Александр Иванов. Сон Иосифа. 1850-е гг.
Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Москва. Государственная Третьяковская галерея.
Рождество Христово
Боровиковский В.Л.
Холст, масло Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская область
Москвитин Филипп, Рождество Христово. 1996 г.
Рубенс Петер Пауль, "Поклонение волхвов", 1627-29г,
холст, масло, Лувр, Париж, Франция
Со звездой.Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.
Колядки в Малороссии.
Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864 г.
moment-beauty.blogspot.com
Рождественское чудо в картинах Надежды Стрелкиной » Женский Мир
1:5021:512
Рождественский ангел своими крылами –В морозных узорах – рисует картинки,Которые всем нам знакомы веками,В них память растает сиреневой льдинкой
И каплей звезды упадет на ладони,В себе Вифлеема огонь отражая,И, тихо звеня, мне прошепчет: «Ты вспомниКак все это было». Метель кружевная
Украсит мерцающей шалью деревьяИ вновь средь пушистых ветвей притаится.А ночь, всех созвездий одев ожерелье,Присядет со мной – что-то нынче не спится.
Плывут облака белоснежною ватой,Прозрачной и легкой – как ангелов перья.И где-то играют ночную сонату,И тиканье часиков слышно за дверью,
Которые нам отмеряют минутыОт мира, что ДО был и ПОСЛЕ рожденья.Еще далеко золотистое утро,Мерцает свеча и причудливо тени
Скользят по стене, как в языческой пляске,Огонь мотыльком алокрылым порхает,И треском своим мне поведает сказки,Прозрачные капли как слезы роняя,
О странствиях дальних и мудрых пророках,О рухнувших стенах и истовых битвах,О странных причудах коварного рока,И силе, что скрыта в напевных молитвах,
И память растает сиреневой льдинкой,И я вспомню все, даже прежнее имя...Рождественский ангел рисует картинки,Меня обнимая крылами своими...Светлана Климова
1:27201:9 2:514
2:524 3:1029
3:1039 4:1544
4:9 5:514
5:524 6:1029
6:1039 7:1544
7:9 8:514
8:524 9:1029
9:1039 10:1544
10:9 11:514
11:524 12:1029
12:1039 13:1544
13:9 14:514
14:524 15:1029
15:1039 16:1544
16:9 17:514
17:524 18:1029
18:1039 19:1544
19:9 20:514
20:524 21:1029
21:1039 22:1544
22:9
22:19
22:29 23:534
23:544
23:554
Сохранить
23:578jenskiymir.com