Огюст Роден: биография и лучшие работы. Картины роден
Огюст Роден и Камилла Клодель
artchive.ru
Огюст Роден: биография и лучшие работы
Его парадоксально целомудренный «Поцелуй» или внушающего восхищение гиганта – «Мыслителя» без труда узнают даже те, кто искусством не интересуется. Ведь это известнейшие работы основоположника скульптуры современности, француза Огюста Родена.
Биография Огюста Родена
Любил лишь рисование
На самом деле у него тройное имя (Франсуа Огюст Рене), но он предпочел, чтобы его называли средним именем. В семье парижанина, муниципального служащего Жана-Батиста и его второй жены Мари росло двое детей: старшая дочка, названная в честь матери, и сын, родившийся 12 ноября 1840-го года.
Сынишка не очень радовал родителей успехами в школе – ему быстро наскучили уроки, он признавал лишь рисование. Отец косо смотрел на это увлечение сына, но за брата очень просила Мари, и тот смилостивился – разрешил 14-летнему Огюсту выучиться на декоратора. А вот с дальнейшей учебой у будущего скульптора ничего не выходило – он трижды проваливал экзамены в Парижскую школу изящных искусств.
Вдохновленный Розой
Огюст не отчаивался – он работал над заказами и брал уроки у признанного мастера. Антуан Бари с энтузиазмом занимался с учеником, видя, что юноша очень талантлив. Когда Огюсту не было еще и 22-х лет, он чуть не попрощался с делом всей своей жизни: сестра умерла молодой, и это привело к сильной депрессии. Роден даже хотел уйти в монастырь, но его духовный наставник отговорил парня.
На жизнь он зарабатывал оформительством (на ту пору приходится несколько заказов на декорирование фойе столичных театров), а «для души» занимался ваянием.
Одной из его моделей стала скромная, но очень симпатичная швея Роза Бере. Они стали жить вместе, и в 1866-м году родился их сынишка, названный в честь отца, но носящий фамилию матери – Огюст Бере.
Работы тех лет демонстрируют привлекательность спутницы жизни скульптора – это «Девушка в шляпке с цветами», «Вакханка», «Миньон». Они будут вместе до конца дней, хотя мастер и окажется тем еще ловеласом.
Первая неудача
У Родена появилась мастерская, один из своих бюстов он рискнул отправить в Салон – это был «Человек со сломанным носом». Но коллеги решили, что натурщик был слишком безобразен.
После кратковременного пребывания в армии (его уволили из-за близорукости) Огюст отправился в Брюссель, где его ждало много заказов. Это был период сотрудничества с маститым Альбером Каррье-Беллёзом. Роден позволял ему продавать собственные миниатюрные скульптурки, которые Альбер выдавал за свои. Но однажды молодой мастер оставил на статуэтке подпись, и на этом дружба закончилась.
В 36 лет скульптор предпринял путешествие по Италии – он посетил многие древние города, в том числе, Рим и Флоренцию. Огюста интересовало искусство Ренессанса. А благодаря остановке в Реймсе он влюбился в готику – его просто потряс величественный собор, гордость этого города.
Лучшие работы Огюста Родена
Роденовские шедевры
Почти полтора года после возвращения ушло у Родена на создание одного из своих шедевров – «Бронзового века». Когда он принимался ваять, то явно был под впечатлением от работ Микеланджело. Моделью служил не натурщик, а обычный солдат, правда, замечательно сложенный.
А вот с другого простолюдина – крестьянина из Италии – Роден лепил «Шагающего» и «Иоанна Крестителя» (эта работа была отмечена третьей премией на Салоне, проходившем в 1880-м году, а впоследствии ее приобрели французские власти).
«Врата ада» задумывались как двери в новый музей (который так и не открыли). Вдохновением мастеру служили произведения Данте и Бодлера и скульптуры Микеланджело. Это было грандиозное сооружение высотой в 7 метров, состоящее из 186-ти композиций. Некоторые из них (например, «Поцелуй») стали самостоятельными произведениями искусства.
В «Поцелуе» запечатлены несчастные Франческа да Римини и влюбленный в нее брат мужа Паоло. Они даже не успели согрешить, но муж приревновал супругу и убил обоих. Приглядитесь к скульптуре – возлюбленные даже не прикасаются друг к другу губами.
Другой шедевр скульптора, известный всем и каждому, – «Мыслитель». Вначале Роден думал изобразить Данте, но потом ушел к обобщенному образу философа и поэта, чья физическая мощь подчеркивает интеллектуальную.
Еще одна прославленная композиция – «Граждане Кале» была муниципальным заказом и воскрешала героическую страницу истории этого города.
Несчастная любовь
В 43 года у Родена вспыхнул бурный роман с юной студенткой Камиллой Клодель. Он не бросил Розу, но 9 лет встречался с Камиллой, почти потерявшей рассудок от любви к мастеру. Она была его ученицей, натурщицей, помощницей. А когда отношения иссякли, Клодель пережила сильный нервный срыв. Она попала в психиатрическую больницу и провела там долгих 30 лет – до самой смерти.
Почти перед собственной кончиной Роден решил узаконить брак с Розой. Это случилось 19 января 1917-го года. Жена не прожила после «свадьбы» и месяца. Самого мэтра погубила пневмония – он угас за пять дней. Его не стало 17 ноября 1917-го. На могиле мастера воздвигли копию «Мыслителя». Он разрешал делать авторизованные копии своих шедевров – благодаря этому «Поцелуй» есть сразу в нескольких музеях – в том числе, в Эрмитаже.
Огюст Роден - основоположник современной скульптуры
Творчество Франсуа Огюста Рене Родена (François-Auguste-René Rodin) по праву считается одним из интереснейших и значительнейших явлений в истории мирового искусства.
Его могучий талант оказал заметное влияние на многие поколения скульпторов. Многие искусствоведы изучали его сложный творческий путь, полный смелых поисков и дерзаний. Будучи фанатичным поклонником живого тела, Роден досконально изучил человеческую анатомию.
Ему выпала честь внести свежую струю в искусство пластики, разрушив застывшие академические традиции. Роден считается одним из основоположников современной скульптуры.
Детство и молодость
Дата рождения великого скульптора Огюста Родена – 12 ноября 1840 года. Он происходит из семьи мелкого парижского служащего, где кроме него была ещё и старшая дочь Мари. Мать Огюста работала обычной горничной. С раннего детства он проявлял склонность к рисованию. Позже он вспоминал, что всё время рисовал «углём на оберточной бумаге или мелом на мостовой».
Его семья была весьма далека от искусства и поэтому, когда мальчик захотел учиться рисованию, то встретил яростное сопротивление со стороны отца. Юному Огюсту удалось настоять на своём, во многом благодаря поддержке старшей сестры, и он всё-таки поступил в бесплатную школу рисования (École Gratuite de Dessin), в которой проучился три года с 1854 по 1857 годы.
Его первый учитель Орас Лекок де Буободран применял методику рисования, направленную на развитие зрительной памяти художника – надо было запомнить модель, изучая её в течение нескольких минут, а затем по памяти воспроизвести её. Благодаря этим упражнениям Огюст научился быстро схватывать главное в натуре, моментально разглядеть самую суть образа, запоминая все детали.
Юный Роден любил ходить в Лувр и рисовать античные скульптуры. Он был частым гостем и в Ботаническом саду, где по совету известного скульптора-анималиста Антуана-Луи Бари, курсы которого он посещал в Музее естественной истории, любил часами рисовать животных. Постоянно посещая выставки импрессионистов, он подружился со многими из них. Всё это сыграло заметную роль в формировании его стиля.
После окончания бесплатной школы Огюст трижды безуспешно пытался продолжить обучение в Школе изящных искусств. и ему пришлось зарабатывать на жизнь, работая декоратором. Когда Огюсту исполнилось 21 год, ему пришлось взять на себя обеспечение всей семьи – отец уже не работал и получал мизерную пенсию.
Горячо любимая сестра Мари, на два года старше его, ушла в монастырь, где вскоре скоропостижно умерла. Её смерть настолько потрясла Огюста, что он прекратил заниматься скульптурой и вообще решил уйти в монастырь. Пьер Эймар, к которому он попал послушником, уговорил его вернуться к мирской жизни и продолжать развивать свой талант. Позже благодарный Огюст Роден обессмертил священника, создав его бюст в 1863 году.
После возвращения из монастыря Роден долгое время выполнял работу оформителя и помощника в мастерской Альбера Каррье-Беллёза. Большая часть его работ того периода не сохранилась или не подлежит идентификации, так как он тогда в основном не подписывал свои работы. Авторство значительной части работ, выполненных Роденом в то время, принадлежит Альберу Каррье-Беллёзу. До наших дней сохранилось здание театра Гобен в Париже, фасад которого оформлял великий Роден. Сейчас там располагается кинотеатр.
Когда ему было 24 года он взял к себе в натурщицы молодую симпатичную деревенскую девушку Розу Бёре, работавшую швеёй. Именно с Розы он создал свои бюсты «Девушка в шляпе с цветами» (1865-1870) и «Миньон» (1870). Она же позировала ему и для скульптуры «Вакханка», которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Несмотря на непростые взаимоотношения, Роза оставалась с Огюстом до конца его жизни и даже родила ему сына, которого назвала в его честь Огюстом. Но будучи рождённым не в браке, ребёнок получил фамилию матери.
В разделе французская кухня вы можете узнать как приготовить торт зебра и не только.
Узнайте как снять квартиру в Париже здесь.
10 способов приготовления Фуагра: http://tourtofrance.net/frantsuzskaya-kuhnya/retsepty/10-sposobov-kak-prigotovit-fuagra-retsepty.html
к содержанию ↑Годы становления
Вскоре после встречи с Розой, Роден приспособил под мастерскую конюшню, сняв её за 120 франков в год. От холода и сырости в этой «мастерской» погибло много творений великого мастера. Особенно жаль было Родену его скульптуру «Юность», про которую он как-то сказал, что он «никогда не создавал ничего лучше её».
Здесь же мастер сотворил бюст «Человек со сломанным носом», натурой для которого послужил местный житель, лицо которого поразило скульптора своей живостью и экспрессивной выразительностью. К сожалению, из-за холода в совсем не отапливаемом помещении конюшни это творение Родена треснуло. От бюста осталась только маска, которую Огюст дерзнул отправить в Парижский Салон. Некрасивое лицо, сплошь усеянное густой паутиной морщин и испещрённое шрамами, совсем не вписывалось в академические представления о человеческой красоте, и работа Родена была отвергнута.
К сожалению, от работ того периода сохранилось совсем немного: бюст отца Родена и маска «Человека со сломанным носом».
В 1870 году с началом франко-прусская войны Родена призвали в действующую армию, но из-за слабого зрения был практически сразу комиссован.
Его патрон Каррье-Беллёз пригласил Огюста с собой в Бельгию, куда он выехал выполнять заказ по оформлению здания брюссельской Биржи. Здесь Роден получил несколько частных заказов. После работы над заказом биржи, он создавал небольшие статуэтки, которые Каррье-Беллёз продавал под своим именем. Однажды, когда Роден попытался подписать работу своим именем и продать в обход патрону, тот узнал об этом и тут же уволил его.
Когда война закончилась Каррье-Беллёз оставил работу над заказом и вернулся на родину. Работа была не закончена и её передали известному бельгийскому скульптору Антуану-Жозефу ван Расбургу, который вновь пригласил Родена. Они изначально договорились продавать совместные работы каждый под своим именем. Ван Расбург – в Бельгии, а Роден – во Франции. Но поскольку большинство клиентов находились в Бельгии, скульптуры в основном продавались в Брюсселе. Есть вероятность того, что многие работы, подписанные Ван Расбургом, всё же принадлежат Родену, но доказательства не сохранились.
Тем не менее, Родену удалось неплохо зарабатывать в Бельгии, и он перевёз сюда Розу. Роден отлил своего «Человека со сломанным носом» в мраморе и вновь предложил его Парижскому Салону, который всё-таки принял работу.
Кроме здания биржи к самым замечательным работам бельгийского периода относятся Дворец Академии и фонтан в Антверпене.
Много и усердно трудясь здесь, Роден накопил достаточную сумму, чтобы в 1876 году совершить путешествие в Италию, о которой давно мечтал. Ему хотелось поближе познакомиться с работами великих итальянских скульпторов эпохи Возрождения. На Родена, как позднее он сам признавался, оказало огромное влияние творчество Микеланджело.
Именно под впечатлением работ величайшего мастера, вернувшись на родину через полтора года, Роден изваялл свою знаменитую скульптуру «Бронзовый век». Гипсовая скульптура впервые была выставлена в Бельгии в 1877 году, он назвал её «Побеждённый». В руке солдата было копьё. Через год скульптор предложил скульптуру Парижскому Салону, предварительно слегка подправив её. Скульптура была представлена уже без копья и по идее автора должна была символизировать пробуждение человечества.
Выставленная в Салоне скульптура вызвала настоящую бурю возмущения критиков, его обвинили в том, что он использовал муляж, и что это не что иное, как слепок с натурщика. На защиту Родена встала целая группа художников, которые обратились за помощью к министру изящных искусств, и только его вмешательство положило конец злобным нападкам.
Финансовое положение Огюста всё ещё было неустойчивым и ему приходилось ради заработка выполнять заказы фарфорового завода в Севре, где с 1875 года директором был назначен Каррье-Беллёз. И хотя Родену хотелось работать над монументальными произведениями, всё же эта работа приносила стабильный заработок, и в знак благодарности Роден подарил Каррье-Беллёзу его бюст. Сотрудничество с заводом продолжалось до 1882 года.
Когда в 1879 году был объявлен конкурс на лучший памятник солдатам, погибшим во франко-прусской войне, защищая Париж, Роден представил композицию «Призыв к оружию», выполненную в аллегорической форме крылатую женскую фигуру. Но жюри не оценило работу мастера, и она даже не вошла в список претендентов конкурса. Уже после смерти Родена скульптура была отлита в бронзе и установлена в Вердене, как символ противоборства народа Франции против германских агрессоров.
Роден безуспешно принимал участие во многих других конкурсах на изготовление памятников известным французским деятелям. Удалось ему получить заказ только на памятник французскому философу Жану Лерону д’Аламберу, установленный в парижской ратуше.
Первое официальное признание во Франции Роден получи уже в сорок лет, когда по рекомендации премьер-министра Гамбетте, министерство изящных искусств приобрело его «Иоанна Крестителя».
к содержанию ↑Личная жизнь
На протяжении всей жизни Родена сопровождала преданная уме Роза Бёре, с которой у него был совместный сын.
В 1885 году он встретил девятнадцатилетнюю дочь писателя Поля Клоделя Камиллу, мечтавшую о карьере скульптора, которая вскоре стала его помощницей и моделью. Несмотря то, что он всё ещё жил с Розой и значительную разницу в возрасте, Камилла стала его возлюбленной. Их отношения продолжались вплоть до 1898 года, когда она, не захотев смириться с ролью «протеже Родена», ушла от него. За годы совместной работы с Камиллой Роден создал многочисленные работы, среди которых особенно выделяется «Поцелуй».
В старости скульптор менял одну за другой любовниц, среди которых была британская художница Гвен Джон. Многие его романы были непродолжительными, за исключением связи с маркизой де Шуазель, которая длилась почти восемь лет.
Последние годы Роден провёл в окружении многочисленных любовниц, занимавшихся расхищением его коллекций.
Со своей постоянной спутницей Розой Бёре Роден оформил законный брак в 1916 году, за год до своей смерти. Меньше, чем через месяц после свадьбы Роза.
Рецепты приготовления пирожного Макарони. История пирожного Макарони и пять видов его начинки.
Узнайте как оформить визу во Францию самостоятельно по ссылке.
к содержанию ↑Основные работы французского скульптора Огюста Родена
В 1880 году правительство поручило Родену оформить центральный вход в строящийся Музей декоративного искусства в Париже. Над этой работой мастер работал почти до конца жизни, назвав её «Вратами ада», которые стали величайшим творением Родена.
В процессе работы над семиметровыми «Вратами ада» он создал множество композиций (более 180 различных фигур), некоторые из которых впоследствии стали самостоятельными произведениями. Это «Мимолётная ночь», упоминавшийся выше «Поцелуй», «Адам» и «Ева». Самая знаменитая скульптура Огюста Родена – «Мыслитель» также создавалось для этой композиции. Первоначально он задумывался как портрет автора «Божественной комедии» Данте, которая вдохновила Родена на создание портала «Врата ада».
Практически одновременно с «Вратами ада» Родену заказали памятник, увековечивающий подвиг жителей Кале во время Столетней войны 1347 года, когда шестеро уважаемых граждан Кале ради спасения всего города согласились пойти а смерть. Над скульптурой «Граждане Кале» Роден работал с 1884 по 1888 годы. В своём необычайно реалистичном памятнике Родену удалось тонко раскрыть чувства и переживания каждого персонажа композиции.
Однако мэрии Кале, которая и была заказчиком скульптуры, его работа показалась несколько необычной, и она отказалась от неё. Работа была отлита в бронзе только спустя семь лет и установлена в Кале. До этого она выставлялась на выставке 1889 года и сразу стала знаменитой.
к содержанию ↑Последние годы скульптора
В 1895 году Роден купил себе поместье в Мёдоне под Парижем. Здесь он устроил свою мастерскую, куда сначала привёз значительную часть своих работ. Достаточное устойчивое финансовое положение скульптора позволило ему заняться коллекционированием художественных предметов.
Признанный величайшим скульптором Роден получил на Всемирной выставке 1890 года целый павильон, где были выставлены 136 его творений и 14 незаконченных работ. Здесь впервые были выставлены «Врата ада». Во время этой выставки многие музеи мира приобрели его работы. Скульптору удалось заработать на этом значительную сумму – приблизительно 200 000 франков.
Его зрелые работы включают превосходные рисунки и графику, которые позднее были выпущены в 125-ном альбоме.
В 1890-х годах Роден выполнял огромное количество частных заказов от влиятельных людей.
В 1916 году великий скульптор составил завещание, по которому всё его наследие передавалось в дар государству. В ноябре 1917 года после непродолжительной болезни Роден умер от воспаления лёгких. Похоронен Огюст Роден в своём поместье Вилла Брийан в Мёдоне, на надгробии установлен «Мыслитель».
Фильм о творчестве Родена (1840-1917)
tourtofrance.net
Роден - поэт бронзы и камня (часть I)
«Для художника все прекрасно, потому что в каждом существе, в каждой вещи проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму. И эта правда есть сама красота. Благоговейно изучайте ее, и в этих поисках вы непременно найдете ее, обретете истину», - писал Огюст Роден в своем Завещании.
Великий мастер эпохи стиля Модерн - яркий и наиболее талантливый скульптор этого направления в искусстве рубежа 19 и 20 веков. Его работы стали образцом для многих художников, а умение передать энергетику живого тела, его пластику и сложные линии, стали образцом для последующих поколений мастеров.Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917). Великий французский скульптор Огюст Роден во многих своих работах был близок к импрессионистам и художникам стиля модерн в стремлении передать мгновение в выражении лица или в позе человека; в переосмыслении классического академического подхода и стиля в скульптуре. Почти все его произведения вызывали интерес и неоднозначную реакцию публики, как, например, "Бронзовый век". Именно поиск едва уловимого, изменчивого, стремление воплотить в столь "вечном" искусстве, как скульптура, всю трепетность жизни, а также новаторский характер моделировки часто вызывали негативную оценку у зрителя. Одним из самых выразительных произведений стал памятник "Граждане города Кале". Это реалистическая монументальная скульптура, в которой Роден сумел воплотить героические образы людей, абсолютно разных, но объединенных общей судьбой. Он много работал также в жанре портрета. Портреты Родена разнообразны по характеристике, в них всегда подчеркнута главная, по мнению скульптора, черта модели: изящество и артистизм Далу, ироничность Рошфора, темперамент, вдохновенность Гюго. Интересовали скульптора и лирические, интимные сюжеты. Его работа "Вечная весна" - одно из самых проникновенных и знаменитых произведений в мировом искусстве на этот сюжет. Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. Другие известные произведения: Поцелуй, 1886; Упавшая кариатида, 1882; Ева 1881; Данаида, 1885; Па-де-де, 1908; Статуя Бальзака, 1897. БИОГРАФИЯ - Роден Огюст (1870 - 1917) Неподалеку от площади Инвалидов на левом берегу Сены в бывшем дворце Биронов находится музей Родена, один из самых своеобразных в Париже.
Дом №77 на рю де Варенн - старый особняк в глубине тенистого сада. Над ним гордо возвышается купол собора Инвалидов, памятника военному могуществу Франции короля-солнца, ставшего усыпальницей Наполеона.
Известен этот дом как отель Бирона. По имени маршала владевшего им в середине XVII столетия. Ныне здесь один из самых известных музеев Франции. Четвертый по популярности. В ней он уступает лишь Лувру, Версалю и Орсэ. Это Музей великого скульптора Франции Огюста Родена.
Отель Бирон был выстроен между 1727 и 1737 годом для парикмахера Авраама Пейренка де Мораса, разбогатевшего на спекуляциях ассигнациями. Процесс возведения здания контролировал королевский архитектор Жан Обер.
После того, как маршал Бирон умер, особняк переходил из рук в руки до тех пор, пока его не продали трем монахиням из Общества святого сердца Иисуса, которые открыли тут школу-интернат для девочек. В это время в саду был разбит огород и выгорожено место под пастбище, а особняк серьезно пострадал. Монахини, стремившиеся к аскетичной обстановке, изъяли из дома все излишества и украшения. Элементы первоначального декора музей сумел выкупить уже только после Второй мировой войны. Община была выселена из отеля Бирон в 1904 году.
В ожидании покупателя комнаты в доме сдавались разным людям. Тут успели пожить Жан Кокто, Анри Матисс, Айседора Дункан. Это продолжалось до тех пор, пока в 1908 году Огюст Роден не арендовал четыре комнаты под свою студию.
Еще спустя три года строение перешло в собственность французского правительства, скульптор занял все здание и задумал преподнести все собрание своих работ в гипсе, мраморе и бронзе в дар государству, с условием, чтобы они осталось в особняке Бирона и после его смерти составили коллекцию музея Родена.
Вход в музей с улицы Варенн. За высокой стеной - густой, разросшийся сад. Посетителя все время не покидает чувство, что старый мастер находится где-то поблизости, тем более что на каждом шагу встречаются его творения.Слева от главной дорожки скульптурная композиция "Врата ада" (1880-1917), навеянная "Божественной комедией" Данте.Роден Огюст (1840—1917) Врата ада . 1880—1917
Роден называл ее своим "Ноевым ковчегом".Детали Скульптуры "Врата ада"
В 1880 году Роден впервые получил заказ от государства — заказ на скульптурный портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата Ада", в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастераСемиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе.Действительно, "Врата ада" являлись для скульптора своего рода источником новых и новых сюжетов: Уголино над телами детей, влюбленные Паоло и Франческа, Адам и Ева, "Мыслитель", "Три тени"... Каждая из этих групп и фигур зажила под рукой ваятеля самостоятельной жизнью, а ансамбль продолжал волновать Родена до конца его дней.Роден Огюст (1840—1917) Уголино . 1882
Роден Огюст (1840—1917) Мыслитель . 1904
Роден работал над «Мыслителем» в 1880—1882 годах.Первоначально скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии».Прототипом стал создатель картин ада - Данте. Однако позже скульптор изменил образ Данте. Он наделил его физической мощью, при этом придав своему герою аллегоричности, не имеющим реальных прототипов.
Моделью для скульптуры послужил французский боксёр по имени Жан Бо, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей.Впервые взору публики «Мыслитель» был представлен в 1888 году. В 1902 году Роден увеличил скульптуру до 181 см и отлил её в бронзе. В 1904 году обновленный «Мыслитель» был выставлен в парижском Салоне, а в 1906 году установлен в Пантеоне. В 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон в Париже, где находится по настоящее время. Когда скульптор впервые вылепил сгорбленную фигуру для "Врат Ада".Почти 30 лет мастер работал над порталом для Музея декоративного искусства. И три десятилетия большинство произведений Родена были связаны с ним. Они обретали независимость, меняли названия. Рок, фатум преследуют его героев. Борьба окончится трагедией. Однако, если подойти к вратам, стоящим в саду особняка на рю де Варен, они сразу будут узнаны в фантасмагории фигур Ада Данте. Роден Огюст (1840—1917)"Три тени".
Еще детали от "Врата ада"
К эпизодам из "Божественной комедии" прибавлялись образы, созданные собственной фантазией. Задача передать "адский вихрь", который, "отдыха не зная, мчит сонмы душ среди окрестной мглы", оказалась трудно разрешимой пластически. Фигуры вырывались из архитектурных рамок, теряли объемность и трехмерность, ансамбль распадался на отдельные куски. В этих трудностях нельзя не видеть выражения кризиса монументальной скульптуры на рубеже XIX-XX столетий. Роден мучительно бился над "Вратами", и будь он жив, он наверняка продолжал бы работу.
Неподалеку от "Врат ада" на песчаной площадке стоят "Граждане Кале" (1884-1886) - одно из лучших произведений Родена.Роден Огюст (1840—1917) Граждане Кале.1884-1888гг.
Если во "Вратах ада" господствовали тоска, страдание, то "Граждане Кале" утверждают величие и силу человеческого духа. Шесть почетных жителей города Кале идут на смерть ради спасения сограждан. Старинные хроники сохранили их имена, а скульптор наделил каждого индивидуальным характером.
Один из смертников не в силах освободиться от мучающего его вопроса: нужна ли жертва? Вот второй-старик, опустивший голову, с трудом передвигает ноги. Его поступок глубоко осознан, продуман. А рядом совсем иной человек. В отчаянии он заламывает руку.
Особенно величаво, как бы завершая всю гамму психологических характеристик, решен образ Жана д'Эр. Это настоящий герой, самоотверженный, решительный и в то же время исполненный горечи и негодования. Он скорбит за свою страну и идет на смерть, понимая, что приносимая им жертва не бессмысленна, а необходима.
Не случайно именно в его сильных руках ключ от города. По замыслу скульптора группа должна была стоять на одном уровне с прохожими, без всякого постамента. Такая композиция открывала новые, дополнительные возможности.
В самом деле, когда подходишь к героям Родена, как-то невольно "берешь с них мерку", сопоставляешь себя с ними не только физически (по росту), но и морально, нравственно. Сила духа, стойкость, раздумье, выраженные в этих образах, настолько всеобъемлющи, что заставляют спросить себя: "а способен ли я на такое?" Чувства и мысли Родена - это чувства и мысли с большой буквы. Они не оставляют равнодушных.
(продолжение следует)
http://www.liveinternet.ru/users/valniko77/
edwardjournal.livejournal.com
Выставка произведений Родена в Петербурге (часть 4). Рисунки Родена
И, наконец, четвертая (заключительная) часть рассказа о выставке произведений Родена в Петербурге, которая посвящена представленным здесь рисункам Родена из альбома Гупиль, изданного в 1897 году.
То, что Роден рисовал всю свою жизнь - факт достаточно известный. Перечитав кое-что о Родене, я нашла одно его очень интересное признание, которое записал его друг Поль Гзель в знаменитых "Беседах об искусстве". В главе, посвященной Лувру Роден говорит: "Сколько раз заходил я сюда в былые времена пятнадцатилетним мальчиком. Сначала я страстно хотел быть живописцем. Краска меня притягивала. Я часто бежал в верхний этаж любоваться Тицианами и Рембрандатами. Но увы! У меня не хватало денег на покупку холстов и красок. А для копии с антиков (античной скульптуры - Н.Ж.) достаточно было бумаги и карандашей. По неволе пришлось работать только в нижних залах, и вскоре меня так захватила страсть к скульптуре, что я позабыл все другое." Вот какие интересные бывают парадоксы. Хватало бы тогда денег для занитий живописью - Роден стал бы художником. Наверное, даже очень хорошим. Но он стал великим скульптором. И тем не менее, его рисунки составляют очень большую часть его творческого наследия. Представленный здесь альбом - хорошее тому подтверждение.
Вот что нам сообщают устроители выставки: Неправильно было бы думать, что рисунки, которые Роден создавал в больших количествах на протяжении всей жизни, были только этюдами для скульптур. Роден страстно любил рисовать и придавал графике не меньшее значение, чем скульптурам. В его мастерских можно найти множество папок с рисунками, с которыми Роден не расставался, а делал с них репродукции для разных выставок при помощи техники фотогравюры, появившейся в 1872 году.
Рисунки Родена, количество которых согласно описи составляет 7746, превосходно дополняют его скульптурные произведения - они являются отражением мысли великого художника.
В 1897 году друг Родена, промышленник и меценат Морис Фенай, поручил издательскому дому "Гупиль" в Бордо выпустить альбом наиболее репрезентативных рисунков Родена. Скульптора увлекла эта идея, и он предоставил издательству более 1500 рисунков, 142 из которых были отобраны и вошли в уникальный в своем роде альбом издательства "Гупиль".
Альбом, изданный тиражем 125 пронумерованных экземпляров, содержит 142 рисунка на 129 листах. Вступление написал Октав Мирбо...
Прошло уже более ста лет после издания альбома. Большинство листов из альбома разошлись по всему свету, пополнив частные коллекции поклонников Родена.
В Музее Родена в Париже находится полная коллекция рисунков, однако они выставляются частями; еще один экземпляр альбома хранится в Музее издательства "Гупиль" в Бордо.
В таком большом количестве рисунки Родена "вживую" я вижу впервые. Для меня это вроде как новое открытие Родена. За это отдельное большое спасибо устроителям выставки. Как впрочем и вообще за всю выставку.
Вот на этой благодарственной ноте я и закончу свой рассказ о выставке произведений Родена, которая проходила в Петербурге в Петропавловской крепости в июне-августе 2012 года.
Предыдущие части:Часть 1. Скульптура, представленная в павильоне "Атриум" Комендантского домаЧасть 2. Памятник "Граждане города Кале"Часть 3. Памятник Бальзаку
nathalie-zh.livejournal.com
Несколько слов об Огюсте Родене.
Не так давно я побывала на выставке Родена, которая проходит сейчас в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости. Но, прежде чем начать рассказ о выставке, мне хочется рассказать о самом Родене, путь которого к славе и мировому признанию был очень долог и труден. (Под катом много фотографий с работами Родена разных периодов его творчества)Огюст Роден. 1893
Огюст Роден родился в Париже 12 ноября 1840 года в семье мелкого служащего. Рисовать он начал в 9 лет, а в 14 поступил в "Школу рисования и математики", или как ее еще называли - "Малую школу", позднее переименованую в "Школу декоративных искусств".Здесь Родену очень повезло, поскольку его учителем был Лекок де Буабодран - один из лучших художественных педагогов XIX века. Под его руководствм молодой Роден учится рисовать по памяти, делает копии работ известных французских художников XVIII века, а так же копии античных скульптур из Лувра. Вдобавок к этому он посещает курсы рисунка с натуры в школе мануфактуры Гобеленов и ходит на курсы литературы и истории в Коллеж де Франс. Он очень много читает. Среди его любимых авторов - Гомер, Данте, Вергилий, Виктор Гюго, Альфред Мюссе.
Что бы материально помогать семье он работает в мастерских различных декораторов, выполняя для них моделировку и гипсовую лепнину.
К 17-ти годам его желание быть скульптором укрепилось окончательно и в 1857 году он сдает вступительные экзамены в Школу изящных искусств ("Большую школу") на отделение скульптуры, но даже с третьей попытки не поступает туда.
Эти неудачи очень сильно огорчают его, но он не перестает заниматься любимым делом. И постоянная погруженность в работу дает свои плоды. В 1860 году в возрасте 20-ти лет Огюст Роден создает свое первое самостоятельное произведение - бюст отца.
Однако, в 1862 году умирает родная сестра Родена, к которой он был очень сильно привязан. Её смерть так сильно потрясла его, что он поступает послушником в монастырь Ордена Святого Причастия. Скорее всего, это был определяющий момент в жизни молодого Родена. Не известно как сложилась бы его дальнейшая судьба, но настоятель монастыря отец Эймар горячо поддержила Родена в его стремлении стать скульптором в этот тяжелый для него период жизни. Роден создает его скульптурный портрет и покидает стены монастыря в 1864 году.Он снимает помещение, оборудует там свою собственную студию и начинает работать с новыми силами. И, конечно, не перестает учиться. Прекрасно осознавая, насколько важно для скульптора знание строения человеческого тела, он посещает специальные курсы в Музее естествознания и курсы анатомии в медицинском институте.В том же 1864 году знакомится с Розой Бере, которая впоследствии стала его моделью, спутницей жизни и, незадолго до ее кончины, женой. Вдохновленный, он делает ее портреты, самые известные из которых "Молодая девушка с цветами в шляпке" (1865) и "Миньон" (1869)
В том же 1864 году он впервые предпринимает попытку участия в Салоне, представив на суд жюри маску "Человека со сломанным носом", но терпит неудачу. Работая над декоративным оформлением Театра Гобеленов, Роден знакомится с очень известным и авторитетным скульптором А.Каррье-Беллёзом, поступает к нему в ассистенты и работает у него в этом качестве с небольшими перерывами вплоть до 1877 года в Париже и Брюсселе, выполняя для него многочисленные декоративные работы.
Работа у Каррье-Беллёза обеспечивает Родену и его семье (у него уже растет сын) более-менее сносное существование, он не бросает собственных творческих поисков и в 1875 году отправляет для участия в Салоне бюст "Человека со сломанным носом". На этот раз работа была принята и это уже само по себе было большим шагом вперед, даже не смотря на то, что ни скульптура, ни ее автор не были отмечены ни жюри Салона, ни критиками.
"Человек со сломанным носом". 1875
Понастоящему громко имя Родена впервые прозвучало в 1877 году (ему уже 37 лет), когда он предоставил для Салона свою скульптуру "Бронзовый век". Роден работал над ней в течении последних полутора лет, находясь под сильнейшим впечатлением от Микеланджело - великого скульптора эпохи Возрождения, с работами которого он имел возможность детально познакомиться во время своей поездки по Италии.Бронзовый век. 1876
Вокруг "Бронзового века" разразился настоящий скандал. Скульптура выглядела настолько реалистично, что Родена обвинили в том, что он просто сделал слепок с живого человека. Однако, ряд известных скульпоров выступили в зищиту Родена и он был оправдан.Находясь под тягостным впечатлением от поражения Франции во франко-прусской войне 1870-71 годов, Роден создает две скульптуры на военную тематику. Это "Призыв к оружию" (1877) и "Беллона" (1878). "Призыв к оружию" принимает участие в конкурсе проектов монумента в память об этой войне, но остается никак не отмеченной, несмотря на всю силу и трагизм, переданные скульптором.
"Беллона" - древнеримская богиня войны, выполненная Роденом сначала в терракоте, принимала участие в конкурсе по декоративному искусству, но опять же не привлекла к себе никакого внимания.
В 1880 году Роден представляет на суд Салона "Проповедующего Иоанна Крестителя" в гипсе и "Бронзовый век" в бронзе. Последний получает-таки положительный отзыв и его покупает государство."Проповедующий Иоанн Креститель".
В том же 1880 году Роден получает государственный заказ на выполнение монументальных ворот для проектируемого Музея декоративного искусства в Париже. Так началась его работа над "Вратами ада", которая продолжалась всю его жизнь, но так и не была закончена. Однако, многие известнейшие произведения Родена, создавались им первоначально лишь как фрагменты "Врат ада" и уже потом получили самостоятельную жизнь. (Более подробно об этом - в рассказе о выставке).В жизни Родена начался новый этап. Период с 1880 по 1890 можно назвать расцветом творчества великого скульптора. В это время он создает огромное количество памятников, бюстов, скульптурных портретов и композиций. Все, что накопилось в нем за 40 лет жизни вырвалось наружу. При этом Родену было не важно, работает ли он по государственному, частному заказу или по велению своего сердца, что тоже бывало не редко, он постоянно ищет новые формы, новые возможности для передачи в скульптуре человеческой сущности, характеров, выражения чувств и эмоций.Вот еще лишь небольшой ряд работ, созданных Роденом в этот очень плодотворный для него период.
"Прекрасная Омиер" (1885)
"Последний призыв" 1889 (Другие названия - "Блудный сын", "Молитва")
"Уголино" 1882
"Данаида" 1885
Бюст мадам Викуна 1884
Бюст Каррье-Беллёза. 1882
"Адам и Ева, изгнанные из Рая". 1887
В этом же ряду и "Мыслитель", "Поцелуй", "Вечная весна", "Вечный Идол", но об этих и многих других произведениях речь пойдет дальше, в рассказе о выставке.
В 1883 году Роден знакомится с Камиллой Клодель, которая впоследствии на протяжении пятнидцати лет будет его ученицей, любовницей, сотрудницей, моделью. В это время он создаст ряд ее скульптурных портретов. Вот два из них
Портрет Камиллы Клодель. 1884
"Мысль" 1886
Однако, его новаторские подходы зачастую не находят понимание даже у тех, с кем он находился в достаточно хороших отношениях. Например, писателю Виктору Гюго, скульптору Далу и художнику Пюви де Шаванну не понравились их портреты, выполненые Роденом.
Бюст скульптора Далу. 1883
Бюст Виктора Гюго. 1885
Бюст Пюви де Шаванна. 1892
А что уж говорить о недругах и завистниках Родена, которых у него было предостаточно. И в прессе периодически разворачивались направленые против него кампании. Конечно, душевных сил скульптору это не прибавляло, но он продолжал идти по уже выбранному пути.В этом смысле очень показательны истории его, пожалуй, самымых известных памятников - "Граждане города Кале" (1889) и "Бальзак" (1897), которые были приняты в штыки.
Но если первый все-таки был установлен в Кале в 1895, еще при жизни Родена, то памятник Бальзаку вообще не был принят заказчиком. Этот памятник был установлен в Париже лишь в 1939 году, т.е. через 42 года после создания и через 22 года после смерти автора.(И о памятнике гражданам Кале, и о памятнике Бальзаку будут отдельные рассказы.)
С другой стороны, у Родена было очень много друзей, искренних поклонников и почитателей, которых год от года становилось всё больше. У него появились ученики, которые в последствии сами стали известными скульпторами. Помимо упомянутой уже Камиллы Клодель это были - Константин Бранкузи, Эжен Бурдель, Шарль Деспио, Анна Голубкина и другие. Некоторое время у него работал и Аристид Майоль.
Роден становится авторитетом в области скульптуры. В 1889 году он избирается членом жюри Салона и членом жюри Всемирной выставки. И тот факт, что на Всемирной выставке 36 скульптур Родена демонстрируются вместе с работами Моне, еще больше повышает престиж скульптора.
В следующее десятилетие 1890-1900 несмотря на все еще активное сопротивление представителей Академической школы, Роден получает официальное признание. Он становится понастоящему известным и востребованным скульптором, получает много заказов.
Вот некоторые работы этого времени...
"Ветер". 1890
"Шторм"
"Угрожающая рука и фигура молящего". 1891
Портрет Анри Рошфора. 1897
"Бодлер". 1898
Еще один бюст Виктора Гюго. 1898
В 1895 году Роден покупает виллу Брийан в предместье Парижа - в Медоне, где он проведет практически всю оставшуюся жизнь.
В издательстве Гупиль в 1897 вышел в свет первый альбом рисунков Родена, в который вошли его иллюстации к "Цветам зла" Бодлера, "Божественной комедии " Данте, его эскизы и зарисовки. В ряде стран Европы проходят его персональные выставки.
В этот период начинают выходить и первые книги о его творчестве, и в очень большом количестве статьи, в том числе и негативного содержания. Особенно яростная полемика развернулась в прессе по поводу роденовского "Бальзака", которому скульптор отдал практически 10 лет своей жизни и которого в 1898 году Общество литераторов отвергло в категорической форме, передав заказ другому скульптору. Он очень тяжело переживал эту историю.
Ну а в 1900 году к Родену приходит международное признание. Во время Всемирной выставки в Париже скульптор представил более 150 своих работ в специально отстроенном для этого павильоне. Экспозиция пользуется громадным успехом, иностранные музеи и частные коллекционеры, заказывают ему скульптуры. Но вот памятник президенту Аргентины Диего Сармиенто, установленный в Буэнос-Айросе снова вызывает негодование прессы и широкой общественности.
Последние годы жизни Родена проходят в ореоле славы первого скульптора мира и то, что его творчество оказало самое серьезное влияние на европейское искусство конца 19-начала 20 века, признавалось теперь всеми безоговорочно, даже его недругами. Его выставки проходят не только в Европе, но и в Америке. Почетные титулы и регалии сыпятся на него как из рога изобилия. В 1903 году ему присваивается звание командора Почетного легиона; его избирают президентом Международного общества художников, скульпторов и гравёров; в 1907 году он становится Почетным доктором Оксфордского университета. Об уровне почитания, которым Роден пользуется в Европе, говорят хотя бы те факты, что в 1908 году его дом и мастеркую в Медоне лично посетил король Англии Эдуард VII, а в 1912 году во время визита Родена в Рим, был иллюминирован Капитолий.
В 1903 году Роден знакомится с Рильке, который напишет одно из самых известных у нас произведений о творчестве Родена и который в течении нескольких лет будет его секретарем и биографом.
Из-за подорванного здоровья Роден уже не может работать с крупными проектами. Теперь он занимается в основном небольшими скульптурами, скульптурными портретами, контролирует работу своих ассистентов и очень много рисует.
Некоторые из работ этого периода: "Поэт и муза" 1905
"Купидон и Психея" 1905
"Ромео и Джульетта" 1905
"Портрет Варвары Елисеевой" 1908
Портрет японской танцовщицы Ханако 1908
"Моцарт" 1910
Бюст Клемансо 1911
В 1908 году Роден арендует часть комнат в особняке Бирон, а в 1911 году и весь особняк. Скульптор располагает в этом здании не только многие из своих произведений, а так же свою богатейшую коллекцию произведений искусства, собранную им за долгие годы. Идея создать в этом особняке музей Родена родилась почти что сама собой. С таким предложением ряд общественных и политических деятелей обратились в правительство в том же 1911 году. Однако потребовалось пять лет, что бы это решение было принято окончательно на государственном уровне. И в 1916 году Роден передает в дар государству все свои произведения. Но до открытия музея Роден не дожил. Он умер 17 ноября 1917 года и был похоронен в Медоне рядом со своей женой Розой Бере.
Вот вкратце биография Огюста Родена.
Далее последует мой фоторассказ о выставке работ Родена в Петропавловской крепости, который я разделю на четыре части:о скульптурах с выставки в Атриумео памятнике "Граждане Кале"о памятнике Бальзакуо рисунках Родена
P.S. Здесь я постаралась так подобрать иллюстрации, что бы они не повторялись в последующих частях...
nathalie-zh.livejournal.com
Роден Огюст (Rodin, Auguste) (1840-1917)
Роден, Огюст (Rodin, Auguste) (1840–1917), французский скульптор. Родился в Париже 12 ноября 1840. С 1854 учился в Школе рисования и математики, а затем у Антуана Бари. После того как Роден получил отказ в праве выставить свою первую работу, Человек со сломанным носом, на парижском Салоне 1864 и не был принят в Школу изящных искусств, он в 1864–1870 работал в мастерской Альбера Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре. Из-за безработицы, последовавшей за окончанием франко-прусской войны (в которой Роден успел принять участие), он отправился в Брюссель и там до 1877 оформил монументально-декоративной скульптурой несколько знаний. В Бельгии он продолжил самообразование, в основном в области средневекового искусства и творчества Рубенса.В 1875 поездка в Италию и знакомство с произведениями Микеланджело вдохновили Родена на создание статуи Бронзовый век. Когда она была выставлена в 1877, ее назвали Побежденный; в этом названии нашло отражение настроение разочарования, господствовавшее среди французской молодежи после поражения в войне. Признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй – Иоанн Креститель (1878) и Шагающий (1877), а также тот факт, что французское правительство поручило ему создание скульптурного портала; работе над Вратами ада он посвятил всю оставшуюся жизнь. Черпая вдохновение в произведениях Данте и Шарля Бодлера, в образах порталов готических соборов, а также в творчестве флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти, он приступил к созданию Врат в 1880, но не успел закончить работу. Это произведение стало водоразделом в творчестве мастера. Такие работы, как Мыслитель (1888), Ева, Мимолетная любовь (1886), Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), Поцелуй (1886), Уголино и многие другие, были этюдами к Вратам ада. Одновременно Роден исполнил целый ряд крупных произведений. В 1884 он начал работу над скульптурной группой Граждане Кале, в 1886 – над проектом памятника Виктору Гюго, а в 1893 – над набросками для статуи Оноре Бальзака. В 1898 общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось от его услуг. Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Публика не увидела в представленном Роденом пластическом этюде портретного сходства с писателем. Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена; в последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди них портреты Дж.Б.Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж.Клемансо (1911)). К началу 20 в. слава скульптора распространилась по всему миру, и французское правительство предоставило ему целый павильон на Всемирной выставке 1900. Роден завещал свои произведения французскому народу, и сейчас они хранятся в его музее в Париже, в здании, принадлежавшем самому скульптору.
Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру 19 в. В его работах движения человеческого тела становятся средством передачи безгранично широкого спектра эмоций, а естественные и свободные положения фигур, неизвестные скульптуре более раннего времени, отражают богатство внутренней жизни человека. Величайшее из произведений Родена, Врата Ада, отвечает духовным исканиям эпохи, когда прежняя система моральных ценностей оказалась разрушенной. Интерес Родена к психологической и эмоциональной жизни человека отличал его от импрессионистов. Однако он симпатизировал их бунтарству, а эскизность, намеренная неоконченность произведений, созданных после середины 1880-х годов, позволяют говорить о нем как об одном из первых мастеров, применивших импрессионистическую технику в скульптуре. Роден придавал бльшую подвижность и одухотворенность скульптурной форме при помощи сильной пластической моделировки и драматической светотени. В своих работах ему удалось передать связь между внутренним миром человека и его внешним обликом; этот аспект роденовской пластики оказался очень важным для формирования творческой концепции произведений Джейкоба Эпстейна, созданных в 1930-е годы. Яркие драматические жесты статуй Родена использовал в своей скульптуре Жак Липшиц.Умер Роден в своем доме в Медоне 17 ноября 1917.nikole-t.livejournal.com