Андрей Шишкин современный русский художник. Энергетика картин шишкина


О положительной энергетики картин

– Несколько лет в комнате на стене у нас висели в рамочках фотографии родителей, бабушек и дедушек. После ремонта мы решили их на стене не размещать – уж очень красивые обои наклеили. А папа сказал, что фотографии мы убрали зря: они несут положительную энергетику. Расскажите об этом.Татьяна Алексеева, г. Тюмень

– Все, что находится в нашем доме, имеет большое значение для энергетики помещения. Например, в последнее время стало модным на стены вместо ковров вешать картины. Они должны быть добрыми. Если у вас на стене бушующее море, скажем, «Девятый вал» Айвазовского или картины с изображением военных действий, едва ли у вас будет хорошее здоровье.

Тюменский художник Николай Иванович Сидоров, с которым дружу много лет, рассказал мне такую историю из своей жизни. Одна заказчица попросила его нарисовать (воспроизвести) картину Шишкина «Утро в сосновом лесу». Заказ художник выполнил. Женщина повесила картину в спальне. А через месяц при встрече пожаловалась, что утром стала вставать с болью в голове. Николай Иванович посоветовал ей убрать картину из спальни. Головные боли прекратились!

Он объяснил, что эта картина несет отрицательную энергию. Ведь на переднем плане здесь сломанная сосна, по которой ползет медведь. А сломанное дерево – это сломанная судьба. Раньше в виде сломанных деревьев ставили памятники на могилах. К тому же  в картину, очевидно, перешла энергия ссоры Шишкина с Савицким, который рисовал медведей. Шишкин убрал с картины имя коллеги. Отрицательная энергия ссоры двух художников на полотне сохранилась.

Теперь о фотографиях. Каждая фотография тоже имеет свое биополе. Особенно важны снимки, связанные с вашим родом. Лично у меня на стене висят портреты бабушки, дедушки, мамы, папы. Они очень меня любили. Помню, в спальне моего дедушки – портного по профессии, тоже висели фото предков и детей. Не зря говорят: «Предки – наши корни». В каждом человеке живет память предков, создавших нас как индивидуальность.

Желательно знать, в какое время они жили, чем занимались, какое было у них здоровье, и найти параллели со своей жизнью.

Любящие нас предки – это наши ангелы-хранители. Они помогают нам в трудную минуту. Культ почитания предков, общение с ними – это наш долг. Он был развит у всех народов. Мы же часто об этом забываем. Их души рядом с нами, только в параллельном пространстве. Так говорит академик Михаил Перепелицин в своей книге «Философский камень».

Забывая опыт предков, мы теряем много полезного в знании своего генеалогического древа, не можем объяснить свое физическое и душевное здоровье. А ведь по словам классика, без прошлого нет настоящего.

К сожалению, не только по нашей вине произошло забвение предков. В годы советской власти нас заставляли забыть свою историю. Зачастую простая фотография могла навредить человеку. Например, мой папа Нестор Владимирович Сурин хранил некоторые свои фото в обшивке мягких стульев. На фото он в военной форме Первой мировой войны с орденом святого князя Владимира. Имеющим такую награду присваивался титул дворянина. Папа никому об этом не говорил, иначе бы попал в ГУЛАГ, а мне бы не позволили учиться. Его молчание спасло мне жизнь. Ведь в пример нам ставили Павлика Морозова, предавшего отца. Сейчас портрет моего папы висит у меня на стене в гостиной. И наблюдая за поведением моего сына Станислава и внука Левы, я нахожу, как многие качества передались им от моего отца: доброта, обязательность, скромность, желание помогать людям.

Лидия СУРИНА, почетный гражданин г. Тюмени

tumentoday.ru

Почему "рисовать как Шишкин и Айвазовский" сегодня -- плохо?: shakko_kitsune

Уважаемый читатель спрашивает:вы как-то упомянули, что писать картины, как Шишкин и Айвазовский сегодня -- это плохо. Почему??!!! Они же хорошие художники, и картины красивые!!

Отвечаю: да, действительно, это так. Сегодня, в XXI веке, писать столь же хорошо, как эти художники, делать такие же реалистические пейзажи, какие были у них -- это "плохо", недостаточно для того, чтобы являться "настоящим художником", а не ремесленником-живописцем. И в ХХ веке уже аналогично было.  Объясняю, почему.

1. Потому что всякий овощ в свое время

Я уже немножко касалась этой темы раньше. Теперь подробней: изобразительное искусство существует в рамках Времени, оно развивается, меняется, а не существует абстрактно в космосе как одинокая комета.Каждое произведение искусства оценивается не только благодаря своей "красоте", но и согласно своему месту в реке времени, среди современников. Поэтому оригинальная Венера Милосская стоит в Лувре, а ее идентичные копии продаются на aliexpress. Писать "так же, как Шишкин и Айвазовский" было хорошо (и распространено) в XIX веке, в нашем же времени это устарело, недостаточно.Во многом потому, что Шишкин и Айвазовский УЖЕ есть. Новый художник должен быть другим. Ниша уже заполнена, кому нужны Ш&А -- идут за ними в музей.

Знаете, есть такие трибьют-музыкальные коллективы с названиями типа Scopyons, Brit Floyd, Dread Zeppelin. Они гастролируют по странам с репертуаром своих предтеч, иногда чуть модернизированным. Музыканты в них могут иметь голоса лучше, чем прототипы, виртуозней играть на гитаре, и разумеется, они моложе их и здоровее. Однако хоть какое-то значение для музыкальной картины мира их члены приобретут, только если вылезут из чужого грима и костюмов, найдут "свое лицо", начнут делать свою собственную музыку.

Эпигонство -- это плохо, копипаста -- это плохо (даже когда речь идет о масляной живописи).

Современная картина с сайта krymval.ru (худ. Д. Смаковский).Это работа для квартиры, за доступные деньги. Но не более того.6590a61ebf8edc4db4a37bec873787c7.jpg

Так мы подходим ко второму выводу:

2. Потому что художник должен иметь индивидуальность, свое собственное лицо, стиль, быть узнаваемым

-- Но Шишкин & Айвазовский такие хорошие, реалистичные художники, что научиться писать точно, как они, будет очень сложно, достаточно и великолепно!

Нет. Если сейчас, в XXI веке художник научится писать даже абсолютно "точно, как они", толк для него в этом будет только в успешной карьере автора фальшивых картин и обманщика коллекционеров (прикольная карьера, я бы кстати попробовала).Это великолепно, если человек научится писать столь же реалистично, но он должен быть другим, должен найти свой путь, свою манеру.

И это было справедливо абсолютно для любого века.

Вот был такой живописец в XVI веке.Он очень любил Босха.Ходил в молодости и бормотал под нос: "хочу научиться рисовать так же хорошо, как Босх!".

Научился.

Если бы он на этом остановился, его бы так и запомнили (и то -- только редкие специалисты), как "художника юзернейм круга Босха". А если бы фамилия потерялась, то он бы вообще остался как "неизвестный продолжатель Босха".

Но он не остановился.

И поэтому его помнят очень многие, ведь это, ясно дело, Брейгель.

Или вот история.Жил на Крите такой православный иконописец.Он очень хотел писать так же хорошо, как, скажем, Андрей Рублев (на самом деле на Крите были свои "рублевы" - Михаил Дамаскин, Эммануил Тзанес  и т.п., но так наглядней).Старался, учился, тренировался.

Писал вот такое.

Но на этом не остановился, и продолжил искать себя.Кем он в итоге стал, можете узнать, посмотрев 1 картинку под спойлером, но лучше прочтите у меня всю историю по ссылке.

[картинка-спойлер]

Это, как вы понимаете, Эль Греко.

Научиться писать так же, как Ш&А -- это очень хорошая школа для современного живописца (если ему хочется проходить эту школу; однако ему необязательно так упарываться, если душа не лежит). Поскольку мы живем в наше время, а не в XIX-XX веках, художник ныне должен сделать следующий шаг.

-- Но ведь проблема в том, что эти "современные художники" в поисках этого самого следующего шага и самобытности забрели так далеко, что растеряли всю красоту и реализм! Лучше бы остались на прежней ступени развития и выучили ее как следует!

Нет, такой реализм уже не нужен.

3. Потому что изобрели фотоаппарат.

Изобретение фотографии привело к тому, если коротко и упрощенно, что такой тщательный реализм перестал интересовать художников в качестве художественной задачи. Одно дело чтобы написать картину -- убиваться год, и превзойти тебя может только тот, кто будет убиваться два года. Если же превзойти тебя можно за один клик, за одну секунду, согласитесь, как-то обидно.

Ну и другие технологии все больше и больше способствуют разочарованию: сегодня можно Ш&А в родном размере себе на холсте распечатать, покрыть пастой, имитирующей мазки, и наслаждаться. Естественно, мастерам, у которых есть азарт и гонор, не хочется конкурировать с принтером.

(Поскольку все это началось в 1900-х, полное объяснение по этому пункту, конечно, сложнее).

Еще такой реализм и красота не нужны

4. Потому что в ХХ-XXI веке изобразительному искусству уже позволено не быть "красивым" и "реалистичным"и это делает Ш&А старомодными классикой.

И злиться-ругаться по этому поводу совершенно не нужно (а язвенникам так вообще вредно).

Когда вы приходите в книжный магазин, вы четко знаете, что в нем есть книги "чтобы было интересно" и "чтобы подумать".Интересно -- это Акунин, Дж. Мартин, "Три мушкетера", Устинова, Толкиен и так далее.Чтобы подумать: комментарии филологов к Толкиену, "Фрактальная семиотика", Киньяр, Бродский, "Проектирование армирования железобетона" и Джойс.

Адекватный человек не будет предъявлять к книгам первой категории претензии, что "они тупые".Или к книгам второй, что они не увлекательные "и без картинок" (с).Жанры опять-таки разные, цели, время создания... Ругать Пелевина за то, что он не пишет, как Лев Толстой, или оскорблять "Вишневый сад" за то, что там нет хэппи-энда, а романы Джейн Остин -- то это не "50 оттенков серого"  -- сами понимаете, детский сад.

То же самое с изобразительным искусством.

Оно тоже есть двух видов:

  • "чтобы было красиво" ("я бы у себя дома повесил")
  • и "чтобы подумать".
А это отвратительное мясо, между прочим,не Хаим Сутин 1920-х годов, а Рембрандт 1650-х...

Поэтому, когда вы в следующий раз увидите картину, которая вызывает у вас негативное чувство отсутствием красоты и реализма, не надо на нее ругаться; или писать мне здесь злобный комментарий, или личное сообщение (в личку!!! в личку мне особенно не надо писать!! Мне реально пофиг на ваше отношение к "Черному квадрату", он мне не родня!).

Лучше просто прикиньте, к какой категории она относится, не ко второй ли? Наверняка ко второй. Тем более, что в ХХ веке художники нарочно стали лишать свои произведения красоты и реализма, чтобы эти качества не отвлекали от того, чтоб картина заставляла думать (или испытывать чистые беспредметные эмоции).

Э. Мунк. "Крик". 1893

Даже Глазунов, посмотрите (и можете поанализировать), в первую половину жизни делал "чтоб красиво", а под конец ему намного важнее стало "чтоб подумать" зритель мог. Вася Ложкин делает так "некрасиво", что некоторым физически неприятно на него смотреть. Логично, что это "чтобы подумать" не понятно с первого взгляда и нравится не всем.

В общем, изобразительное искусство в ХХ-XXI веках находится вот на такой стадии своего развития, когда "чтобы подумать" стало более важным фактором, чем "красиво". Отчасти это аллергия на то могущество, которое "красиво" и даже "красивенько" забрали в предшествующий период. Никуда не деться, стадия эволюции сейчас именно такая; когда эта кривая пойдет вверх -- неизвестно. Не при нашей жизни, по-любому, увы.

***

Эти две категории "красиво" и "подумать" иногда накладываются, а иногда нет.

Нередко, если они накладываются, получается аллегория.

Илья Глазунов. Лошадь. 1962И. Глазунов. Лошадь. 1962.JPG

Или сюрреализм.

Кстати, прием аллегории -- хороший вариант нахождения своеобразия для нынешних художников-реалистов.(Натюрморт, например, если добавлять в него определенные предметы, становится очень многозначным).

Как бы фаберже "Манифест 1905 года". Почитайте список драгоценных камней и металлов,которые пошли на изготовление и восхититесь.712206.jpg

Возвращаясь к Шишкину и Айвазовскому. Они -- пейзажисты, то есть работали в самом "красивом", приятном для глаз, спокойном, всегда покупаемом для собственной квартиры жанре.Кривая развития изобразительного искусства сделала их пейзажи стандартом, эталоном.Но прошло уже полтора с лишним века, выше Ш&А уже не прыгнешь, надо делать по-другому, выразить свою (!) индивидуальность (иначе не что в историю искусства не войдешь, но и клиенты "в лицо" твои труды узнавать не будут, с легкостью заменяя тебя другими с Арбата).

Картина с сайта krymval.ru. (Худ. А. Щербаков)bfc01c117b2c87cf03b69fce66363e3e.jpgНужно искать свою фишку -- в сюжетах ли, стиле, манере письма. Чтобы картина передавала характер автора, его эмоции, душу, чтобы цепляла и отличалась от других. Искать и не сдаваться.И на "Ярмарке мастеров" популярней ювелиры с собственным стилем, а не те, кто гонит штамповку.

Собственно, я уверена, что такие талантливые художники, как Ш&А, переместись оне в наши дни на машине времени и оглядемшись вокруг, тоже придумали бы что-нибудь свое, новое, необычное. Ибо в их времена, скажем, дамы кринолины носили, и никто не скажет, что это не красиво; но сегодня ж в этом каждый день не походишь.

***

Как пейзаж можно сделать "по другому", по своему?Например, используя метод "чтобы подумать".С таким жанром, как пейзаж, который по дефолту всегда красив (природа ж) это достаточно сложно.

Вот интересный пример решения проблемы, правда, тут уже урбанистический пейзаж.

Художник Павел Отдельнов, наши дни.

Пейзаж с желтым забором. 2016Еще его картиныGorodckoy-peyzazh_B.jpg

900x900_ryini-2-2015-hm-100h260.jpg

900x900_ograzhdeniya-2013-hm-180h300.jpg

900x900_img_5216.jpg

otdelnov06-1024x816.jpg

900x900_highway.jpg

2_avtoservis_2013_h_m_200h350_auto_450_jpg.jpg

900x900_20130530-img_7275.jpg

900x900_ryini-perehod.jpg

http://otdelnov.com/ru https://www.facebook.com/otdelno

Ну а Айвазовский с Шишкиным, безусловно, боги, никуда не деться.

ЕЩЕ РАЗЕсли вам нравятся Шишкин с Айвазовским, и не нравятся все, кто был после, в ХХ веке, это нормально.Просто вы любитель классики.Если Шишкин и Айвазовский вам кажутся скучными, это тоже нормально.Значит, вы сторонник рок-н-ролла.

Вообще, если вам нравятся одни художники, а другие не нравятся, и вы их не понимаете -- это тоже нормально.Мир огромен и очень разнообразен, невозможно понимать всеНевозможно, чтобы все угодили всем. Невозможно любить ВСЮ музыку и ВСЕ кухни мира.Просто -- не надо никого оскорблять. Даже в интернетиках.

Каких художников-пейзажистов 20-21 века вы знаете? Кто вам нравится?

***

Вопросы про искусство для рубрики можно задавать в комментариях (даже самые дурацкие, на них отвечать особенно интересно).

ПРАВИЛА БЛОГА: нельзя материться, ругать любые национальности, оскорблять комментаторов и меня.А также нельзя обзывать нехорошими словами картины и художников (да, вот такое непривычное правило пришлось ввести).Отдельно прошу не употреблять слово "быдло", оно меня утомило.

Напоминаю про существование моих видеоуроков-артликбезов, вот, например, вчерашний.

shakko-kitsune.livejournal.com

У картин Шишкина не скисает молоко

Написал: Татьяна Мамаева

2012-09-19 08:56:24

В Государственном музее изобразительных искусств РТ открылась выставка работ Ивана Шишкина, «царя леса», как его иногда называют. Более тридцати работ в экспозиции – собственность музея ИЗО РТ, девять полотен приехало из Третьяковки, девятнадцать – из Русского музея. Иметь в своем собрании работы Шишкина – хороший тон для музеев.

КАК КОНФЕТЫ ХУДОЖНИКУ ПОВРЕДИЛИ 

«Ну что такое Шишкин с его «Тремя медведями?» Отстой!» - так обычно небрежно отзываются об Иване Ивановиче сторонники авангарда, ошибочно именуя его «Утро в сосновом лесу» «Тремя медведями».

Действительно, растиражированное до невозможности «Утро», чья репродукция стала фантиком вообще-то вкусных конфет, сослужило дурную службу художнику. Потому что, пожалуй, нет в искусстве вещи более опасной и отталкивающей зрителя, чем навязывание того или иного образа.

Кстати, так произошло в Австрии с Моцартом, где о великом композиторе напоминает все - от конфет до дешевого (7,5 евро) одеколона. Где уж тут думать о музыке, когда приезжаешь, скажем, в Зальцбург, и видишь эти конфеты и эти флаконы на каждом шагу. А еще футболки, магнитики, значки, тарелочки и много-много чего другого. Так, похоже, получилось и с Шишкиным. И это – обратная сторона популярности и любви народной.

Кстати, по поводу «Утра в сосновом лесу» существуют две версии. Первая – сюжет плотна подсказал Шишкину его  коллега художник Константин Савицкий. Вторая – Шишкин решил повторить успех своей же популярной картины «Туман в сосновом лесу» и добавил в качестве антуража жанровую сценку с медведями. Впрочем, мало кто сейчас помнит «Туман в сосновом лесу», а вот «Утро» знают даже те, кто совсем не интересуется живописью.

ВОДОПРОВОД В ЕЛАБУГЕ – ЭТО ТОЖЕ ШИШКИНЫ

Еще одна несправедливость – мало кто сейчас знает, что Иван Иванович имеет прямое отношение к Казани. Родился он, правда, в Елабуге, которая тогда находилась на территории Вятской губернии, но в Казани учился в гимназии целых пять лет.

Что до его отца, то елабужане до сих пор вспоминают его с благодарностью. Будучи городским головой, он много что сделал для городка на Каме. Например, первый в городе водопровод. А вообще Шишкин-старший был не только купцом, но и инженером, археологом, краеведом, написал «Историю города Елабуги». Эта пытливость и желание сотворить что-то хорошее, несомненно, передалась и сыну. И отец понял его странноватое для тех лет и для жителя глухой провинции желание стать художником. Понял и поддержал сына.

К счастью, дом Шишкиных в Елабуге сохранился, и в нем находится один из самых светлых, теплых и уютных российских музеев – с обстановкой того времени, с картинами и портретами обитателей особняка  на стенах, с видом на Каму. Туда приходишь не как в музей, а как в гости к лучшему российскому пейзажисту. А леса под Елабугой – их в большинстве случаев Шишкин увековечил на своих полотнах. Может быть, и стал он пейзажистом, потому что жил  в этом лесном краю, где сосны так высоки, что иногда невозможно, запрокинув голову, увидеть их верхушки? Даже в зрелом возрасте, уже будучи маститым художником, Шишкин не мог скрыть свой детский безудержный восторг от красоты и могущества природы, и это восхищение – лейтмотив его полотен.

У Шишкина была безупречная академическая школа. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств. Как пенсионер Академии жил три года в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера.

Иван Шишкин жил преимущественно в Петербурге, часто путешествовал по окрестностям северной столицы и ездил на Валаам. Но особое значение для него имели натурные впечатления, полученные в родных елабужских местах, сюда он нередко наезжал и традиционно ходил на натуру.

ЧЕЛОВЕК-ШКОЛА

Иван Крамской назвал Шишкина « человеком-школой» и «верстовым столбом в развитии русского пейзажа». С этим трудно поспорить, потому что профессиональная школа пейзажа в России началась именно с Ивана Ивановича.

Пейзажи Шишкина – это гимн зачастую неброской природе, которую он ставит на недосягаемую высоту. Филигранно выписанные свет и тень, прорисовка мельчайших деталей, фанстастическое мастерство, - все это послужило справедливой причиной считать Ивана Шишкина самым сильным из российских пейзажистов.

Классика никогда не устаревает, выходят из моды те или иные «измы», поэтому на ведущих мировых аукционах картины Ивана Шишкина - в числе лидеров продаж. А недавно биоэнергетики провели любопытный эксперимент: они ставили чашки со свежим молоком у полотен разных авторов.

У «Черного квадрата» молоко скисло почти сразу же. У полотен импрессионистов простояло несколько часов. Молоко в чашке у картин Ивана Шишкина было свежим дольше всех. Очевидно, помогла позитивная энергетика, заложенная художником.

Он воообще был очень позитивным человеком, больше всего любил природу, лес, поля и жил в гармонии с окружающим миром. Эта гармония и царит на его полотнах. Умер Шишкин легко – не болел, просто однажды упал с кистью в руках у мольберта – и все. Картина «Лесное царство» так и осталась недописанной.

Выставка в музее ИЗО, посвященная 180-летию со дня рождения, будет работать до середины ноября. «Царь леса» ждет нас в своих владениях.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

www.business-gazeta.ru

Загадка картин Ивана Шишкина - Каждому по вере его!

Немногие знают, что в 80-х годах прошлого века советские биологи провели с картинами И.И. Шишкина удивительный эксперимент и выяснили, что…Получилось это случайно. Молодые биологи, работая в лаборатории, по­ставили стакан свежего молока перед репродукцией знаменитой картины Шишкина «Корабельная роща». Поставили – и забыли о нем. На второй день попробовали и удивились – молоко не прокисло!Тогда ученые решили провести эксперимент.[more]

Собрали в небольшом зале несколько репродукций известных во всем мире художников и перед каждой поставили по стакану молока. И стали ждать. Результат согласно биохимическому анализу оказался таким: быстрее всего молоко скисало перед картинами абстракционистов и сюрреалистов: Дали, Кандинского, Пикассо, в особенности перед знаменитым «Черным квадратом» Малевича. Скисало быстро, за считанные часы. Средний, или «нулевой» результат показали картины Левитана, Айвазовского (он часто писал по памяти). Лучший результат показали, в частности, две картины Шишкина — «Ручей в лесу» и «Корабельная роща», которые автор писал в лесу, с натуры.

Вывод ученых был таков: картины излучают особого вида неизвестную пока энергию, которая и влияла на молоко. Если эта энергия была позитивная, то молоко не скисало. Разумеется, что такую же энергию картины передают и людям. Именно с этим связаны те приятные эмоции, которые мы испытываем в музеях и картинных галереях, любуясь полотнами великих мастеров. Особенно тех, чье творче­ство воспевает красоты природы, пронизано радостью жизни и позитивными ощущениям.

Именно таким художником и был Шишкин, которого называли певцом русского леса. Более русского художника даже внешне трудно было представить: высокого роста, богатырского сложения, стройный и красивый, с широкой бородой, он напоминал типичного крестьянина из средней полосы России. Радостный, добрый богатырь, он всю жизнь трудился не покладая рук, простаивал у мольберта от рассвета до поздней ночи. Он горячо любил русскую природу, а за границей томился. Когда в 1893 году «Петербургская газета» предложила ему анкету, то на вопрос: «Каков ваш девиз?» он ответил: «Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!»

«Пропали Шишкины!»

Родился Иван Иванович Шишкин в 1832 году в провинциальной Елабуге в семье небогатого купца. Отец отдал его в казанскую гимназию, и конечно, в семье надеялись, что он тоже «пойдет по торговой части» или, на худой конец, станет чиновником. Однако когда Шишкин ее бросил, чтобы учиться рисовать, то его мать в отчаянии воскликнула: «Пропали Шишкины! Никогда еще в нашем роду не было художников!»

В 1852 году упрямый юноша поступил в Московское училище живописи и ваяния, а потом перешел в Петербургскую Академию художеств. Он сразу выделился своими блестящими талантами среди других учеников, не раз награждался медалями.

В 1860 году он получил Большую золотую медаль и право на заграничную командировку.

Однако на «родину художников», в Италию он не поехал, а отправился в Германию и Швейцарию, где провел три года. Его привлекали не море и горы, а лес, лесные пейзажи, изображения которых и принесли Шишкину мировую славу.

Лесной царь

Сегодня, кроме специалистов, немногие знают, что Шишкин был еще и превосходный рисовальщик пером и изумительный «аквафортист», т.е. создатель гравюр при помощи крепкой водки. Именно за это его больше всего ценили за границей. В Германии публика охала и ахала, видя его превосходные рисунки. Однако за границей русскому богатырю не понравилось («Отчего я не на родине, которую так люблю!» – с тоской писал он друзьям), и художник вернулся в Петербург досрочно, не дожидаясь окончания командировки.

Он упорно работает, ездит на Валаам, в другие места и один за другим создает непревзойденные шедевры: «Рубка леса», «В лесной глуши», «Сосновый бор», «Рожь», «Среди долины ровныя» и другие. Вместе с Крам­ским, Перовым, Саврасовым и другими художниками он создает Товарищество передвижных художественных выставок, которое широко пропагандирует русское национальное искусство.

«Всю жизнь Шишкин изучал русский, преимущественно северный лес, русскую чащу, русскую глушь… Это его царство, и тут он не имеет соперников» – писал о художнике знаменитый в то время критик Стасов.

«Лесной царь» – так ласково называли Шишкина его друзья и поклонники. За день он исхаживал десятки километров по лесам и болотам в поисках яркой, впечатляющей натуры. Однажды встретил в лесу заплутавшего и выбившегося из сил пожилого крестьянина. Он взвалил старика на плечи и нес его несколько часов, пока не вышел на окраину леса. Идя в лес на этюды, Шишкин брал с собой большую сумку с едой. Но не для себя, а для птиц и животных. Он не боялся ни медведей, ни волков. И они не боялись его.

Любопытно, что свою самую знаменитую картину «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал не один. Медведей, как извест­но, ему нарисовал художник Савицкий. Под полотном сначала так и стояли две подписи. Однако Третьяков, купивший картину для своей галереи, имя Савицкого стер, полагая, что у замечательного полотна только один автор.

http://nashaplaneta.su/news/zagadka_kartin_ivana_shishkina/2016-05-29-19729

vas2010.livejournal.com

И. Шишкин и его современники. Проблемы экспертизы

Творчество такого крупного мастера, как И.И.Шишкин не могло не оказать влияния на его современников, в чем легко убедиться, просматривая старые каталоги и журналы. Например, в 1890-е годы у Шишкина появилась серия работ, изображающих верхушки сосен на фоне неба (собрания Государственной Третьяковской галереи, Севастопольского музея, Вятского областного художественного музея и др.). В журнале «Севр» за 1897 год опубликована близкая по композиции к этой серии картина Б.Ледера «Сосна». В «Альбоме академической выставки» за 1889 год (сост. Ф.И.Булгаков) представлена картина Шишкина «Тропинка в лесу» из собрания Тверской картинной галереи. Работами а la’ Шишкин можно назвать картины В.Казанцева «Лес» («Север», 1890г.), И.М.Проскурина «Березы у берега моря» («Нива», 1902г.), Л.Вильройдера «Распутица» («Север», 1890г.), Л.Мунта «Лесной ручей» («Север», 1893г.).

Художники С.Федоров и П.Цигус писали свои работы то в духе И.Шишкина, то в духе Ю.Клевера. Их картины известны по старым открыткам и по журналам «Нива» и «Родина».

Проводя экспертизу произведений, претендующих на авторство И.И.Шишкина, исследователи часто обнаруживают, что работы учеников или просто современников вольно или невольно выдаются за произведения И.И.Шишкина. Анализ техники живописи его современников и сопоставление результатов с данными о технике живописи самого И.Шишкина дают возможность выделить подлинные произведения И.Шишкина.

Для изучения техники живописи русских художников второй половины ХIХ века привлекаются общеизвестные методы исследования. Решение вопроса подлинности той или иной картины в настоящее время невозможно без микроскопического, рентгенографического исследований, без анализа особенностей фактуропостроения и изучения картины в ИК-диапазоне.

Многие мастера второй половины ХIХ века  начинают работу над картиной с нанесения на грунт подготовительного рисунка. Выявленный при исследовании картины в ИК-диапазоне излучения, этот рисунок часто дает яркую характеристику индивидуального почерка художника. Исследованные нами произведения позволяют говорить об особенностях подготовительного рисунка Айвазовского, Шишкина, Джогина, Поленова, Левитана, Владимира, Константина и Александра Маковских. А вот для Саврасова и Лагорио подготовительный рисунок не играет существенной роли.

При исследовании картин второй половины ХIХ века в УФ-диапазоне излучения довольно часто обнаруживается специфическое свечение краски типа роз-доре. Однако, этот факт вряд ли может быть использован при решении вопроса об авторстве, так как эта краска встречается в работах самых разных художников: Айвазовского, В.Маковского, К.Маковского, А.Саврасова и многих других мастеров. Что же касается химического анализа грунта и красочного слоя, то использование фабричных материалов с одной стороны и относительно небольшой хронологический отрезок (вторая половина ХIХ века) с другой – не позволяют использовать его для решения вопроса об авторстве. Так, 2-х слойные фабричные грунты, имеющие верхний слой – белый, а нижний – коричневый (наполнитель и связующее – варьируются вне зависимости от времени и автора) широко использовались как в середине ХIХ века, так и в 1880-е годы, как Перовым, так и Айвазовским, Каменевым, Саврасовым и многими другими художниками.

Техника живописи И.И.Шишкина изучена довольно подробно. Все научные лаборатории, занимающиеся экспертизой живописных произведений, располагают сведениями об особенностях живописного почерка художника. Имеется и литература на эту тему. В книге А.Н.Лужецкой «Техника масляной живописи русских мастеров с ХVIII до начала ХХ века» содержатся сведения о технике живописи И.Шишкина, полученные в результате визуального анализа картин художника. Новый шаг в изучении техники живописи художника сделан в статье О.В.Голубевой и С.В.Римской-Корсаковой «Исследование картин И.И.Шишкина из собрания Русского музея». Привлеченные автором технико-технологические методы исследования картин позволили ярче выделить индивидуальные особенности художника и заложили основу для систематического исследования техники живописи И.Шишкина.

В отделе научной экспертизы ВХНРЦ многие годы проводятся технико-технологические исследования подлинных произведений И.Шишкина из музейных и частных собраний.

Накопленный материал позволяет сделать определенные выводы об особенностях приемов работы художника. В статье О.В.Голубевой и С.В.Римской-Корсаковой отмечена важная роль подготовительного рисунка в картинах Шишкина. Результаты наших исследований также говорят о решающем значении наличия подготовительного рисунка при установлении подлинности той или иной работы, приписываемой этому мастеру. И это не случайно. Многие исследователи отмечают довлеющую роль Шишкина-рисовальщика над Шишкиным-живописцем. Всем хорошо известно мастерство Шишкина-графика и то, какое значение придавал Шишкин рисунку при работе над картиной. Шишкин писал: «Прежде чем начать писать картину… холст нужно сначала покрыть углем… Рисовать углем, снимать полутона растушкой, а света мякишем черного хлеба… Проделавши это, переходите уже почти готовым к задуманной картине.   Делайте тщательный контур с эскиза и потом обведите его чернилами, черным, лучше тушью, довольно грубой чертой». Рисунок под живопись у Шишкина более лаконичный, чем в самостоятельных графических работах, однако, сохраняет неповторимое движение руки мастера при изображении очертаний крон деревьев, изгибов тропинок, отражения деревьев в воде.

Построение красочного слоя художник ведет традиционно: от полупрозрачного подмалевка к кроющим слоям повторных прописок. Об отношении художника к фактуропостроению можно судить по некоторым его высказываниям: «Начните писать и увидите,  что кисть играет большую роль, каждый предмет требует своего, так сказать, инструмента, для дерева одна кисть, для воды и воздуха нужна более грубая и растрепанная кисть, для воды мягкие и т.д.». «Для художников посредственных одна приятная, условная манера кажется лучше, чем бесконечное разнообразное подражание природу». Собранная в отделе научной экспертизы коллекция макрофотографий фактуры подлинных произведений Шишкина может служить наглядной иллюстрацией к этим словам.

Холсты и грунты художник использовал фабричные. В исследованных нами картинах преобладают плотные мелкозернистые холсты полотняного плетения. В 1890-е годы появляется серия работ на холстах диагонального переплетения, хотя для картин 1863 годы «Буковый лес в Швейцарии»  (собрании ГРМ) тоже использован диагональный холст. В целом, говорить о какой-то закономерности не приходится.

Важную роль при решении вопроса об авторстве играет рентгенографическое исследование. Рентгенограммы с картин Шишкина периода расцвета отличаются четкостью светотеневого изображения, мягкостью переходов от теней к светам и хорошо читаемым мазкам. Рентгенограммы с картин раннего периода не имеют такой четкости изображения. Для них характерно преобладание тени, форма предметов определяется только мелкими интенсивными акцентами cветов. Еще ярче выступает индивидуальность мастера при сопоставлении с работами его современников и учеников. Для сравнения были привлечены произведения И.Вельца, С.Федорова, Г.Гуркина и О.Лагоды-Шишкиной. Из экспертной практики, мы знаем, что работы этих художников нередко выдаются за произведения И.Шишкина. В результате проведенных исследований установлено, что работы современников по технико-технологическим параметрам резче отличаются от подлинных работ Шишкина, чем работы его учеников.

Поступившая на экспертизу в отдел научной экспертизы ВХНРЦ картина «У реки» из собрания Херсонского художественного музея имела в левом нижнем углу подпись и  дату : «И.Шишкинъ 1872». На обороте холста была надпись: «И.Шишкин. Пейзаж». Микроскопическое изучение подписи, даты и надписи установило, что подпись и дата –фальшивые, а надпись – позднего происхождения.

Проведенное комплексное стилистическое и технико-технологическое исследование картины «У реки» отклонило авторство И.И.Шишкина и установило настоящее имя художника, написавшего ее, младшего современника И.Шишкина – Ивана Августовича Вельца (1866-1926), пейзажиста, живущего в Петербурге и участвовавшего на различных выставках с 1887 года. В настоящее время картины И.А.Вельца довольно часто поступают на экспертизу. Большинство из них сомнений в подлинности не вызывает. Постоянное исследование работ этого художника позволило составить представление об особенностях его живописного почерка, а также определить основные отличия его работ от шишкинских. Исследуемая картина «У реки» написана на среднезернистом холсте диагонального плетения. Если для Шишкина диагональный холст – это редкость, то для И.А.Вельца – это типичнейший знак. Большинство изученных нами работ И.А.Вельца имеют аналогичный холст. Грунтовка холста фабричная, самая заурядная для конца ХIХ века. Отсутствие характерного для Шишкина подготовительного рисунка вызывало первые сомнения в его авторстве. Дальнейшие исследования только подтвердили эти сомнения.

Фактуропостроение шишкинских картин отличается разнообразностью мазка, сложностью и точностью разработки деталей, стремлением подчинить форму мазка фактуре изображаемых предметов. Такой точности в передаче особенностей формы мелких деталей не достиг ни один из современников Шишкина.

Сопоставляя фактуропостроение картины «У реки» с работой И.Шишкина «На песчаном грунте. Мери-Хови» 1890г. можно отметить некоторую перекличку в передаче освещенной части невысоких трав неровным слоем краски, образующей мелкие острые валики, пятнышки. Однако если у Шишкина этим приемом не исчерпывается работа над этюдом, то у Вельца это становится основой фактурного решения картины в целом. Для его картины характерно чередование тонких плоских участков краски и подобной неровной, рельефной поверхности в изображении земли, трав, крон деревьев. И, наконец, обнаруженная в каталоге Академической выставки за 1892 год публикация экспертируемой картины окончательно сняла проблему авторства И.Шишкина и вернула картине ее прежнее название «У монастыря «Святые горы» Харьковской губернии», а также имя ее истинного исполнителя – И.А.Вельца.

Колористическое и композиционное решение многих работ художника Семена Федорова 91867-1910) свидетельствует о влиянии творчества И.Шишкина, а некоторые из них со временем получили фальшивую подпись: «И.Шишкинъ». Нельзя сказать, что в данном случае перед экспертом возникают значительные проблемы. Произведения С.Федорова отличаются от подлинных работ И.Шишкина, прежде всего уровнем исполнения. Колористическое и живописно-пластическое решение его работ значительно уступает по мастерству произведениям И.Шишкина, что отразилось на технико-технологических характеристиках картин.

Фактурные решения его картин отличаются однообразием и простотой. Из картины в картину прослеживаются одни и те же приемы изображения земли, деревьев и трав. В его работах отсутствует чувство фактуры изображаемых предметов. Художник работает пятном краски, слабо передающим форму деталей. Если у Шишкина по форме мазка можно определить породу изображаемого дерева, то для С.Федорова это совершенно безразлично.

Рентгенограммы произведений С.Федорова отличаются от рентгенограмм подлинных работ И.Шишкина слабой читаемостью, вялостью изображения.

И, конечно, очень важный момент – в отличие от работ Шишкина при исследовании картин Федорова в ИК-диапазоне изучения и с помощью микроскопа подготовительный рисунок не выявляется. Возможно, он выполнялся кистью, краской того же типа, что и подмалевок и полностью с ней сливается.

Подводя итог, можно сказать, что произведения современников И.Шишкина вольно или невольно утративших свое имя, отличаются от подлинных работ этого крупного мастера: характером подготовительного рисунка, особенностями фактуропостроения, рентгенографической картиной.

По-другому обстоит дело с произведениями учеников И.И.Шишкина. Во второй половине своей жизни художник был окружен многочисленными учениками. В 1878 году у него занимаются О.А.Ладога и А.Н.Шильдер. В 1880г. начинает заниматься Н.Н.Хохряков. В конце 1880-х годов дочь сестры Шишкина А.Т.Комарова училась у него и в АХ. В 1894-1895гг. И.Шишкин преподает в пейзажной мастерской Высшего художественного училища при АХ. В 1897г. художник начинает заниматься с Г.Гуркиным. Степень влияния Шишкина на своих учеников различна. О методе его преподавания известно из литературы. Основой метода было сочетание работы с натуры с копированием образцов. Для копирования предоставлялись работы Шишкина и фотографии видов природы. Шишкин требовал начинать картину с подготовительного рисунка углем либо тушью, либо чернилами.

Григорий Иванович Гуркин (1872-1937) начал свое обучение в иконописных мастерских, а затем с 1897г. занимался у И.Шишкина и учился в Академии художеств. Известно, что ранние этюды Григория Ивановича Гуркина иногда выдаются за работы И.И.Шишкина.

Технико-технологическое исследование картины Г.И.Гуркина «Лес» 1909г. позволяет сравнить литературные данные о шишкинском методе преподавания с реальной практикой. Исследуемая работа соединяет в себе влияние живописи И.Шишкина и элементы декоративного начала, получившие дальнейшее развитие в творчестве Гуркина. Композиционное решение картины перекликается с шишкинскими работами позднего периода (например, «Хвойный лес. Солнечный день»), 1895г., ГТГ). Из картины в картину прослеживаются одни и те же приемы работы.

При исследовании картины в ИК-диапазоне излучения подготовительный рисунок не обнаружен. Однако микроскопическое исследование картины выявляет его. Рисунок выполнен сходно с шишкинским: широкими линиями жирным карандашом типа итальянского, либо углем.

Анализ фактуропостроения картины Г.Гуркина «Лес» выявляет большее, чем у Шишкина, однообразие приемов работы. Гуркин не стремится к точности в передаче материальности предметов. Особенно хорошо это видно при  сравнении изображения сосен у Шишкина и у Гуркина. У последнего отсутствует характерная ясная четкость и точность в разработке формы, свойственная Шишкину. Контуры стволов нечеткие, расплывчатые, особенности хвойной кроны не выявляются. Художник только проработал объем кроны плоским округлым мазком.

Творчество Ольги Антоновны Лагоды-Шишкиной (1850-1881) заключено в короткий временной отрезок – это время ее ученичества в Академии художеств и у И.Шишкина.

Живописных работ О.А.Лагоды-Шишкиной известно немного. Две работы в ГРМ и две – в ГТГ. Изучая картину «Девочка в траве» 1880г. из собрания ГТГ можно отметить сходство не только живописно-пластического и композиционного решения, но и приемов построения красочного слоя. Картина «Девочка в траве» написана на редко встречающемся у Шишкина диагональном холсте. Подготовительный рисунок выполнен тем же материалом, что и в работах Шишкина – такие же широкие линии черным жирным карандашом типа итальянского. Характер самих линий подготовительного рисунка иной, чем у Шишкина. У Лагоды он более лаконичный: намечен только склон и фигура ребенка в траве. Шишкин же обязательно нарисовал бы очертания деревьев, дал бы несколько линий, передающих неровность земли. Дальнейшая работа, как и у Шишкина, ведется по академической системе от подмалевка в темно-коричневых тонах к повторным прописям. По фактурному решению картина мало отличимая от работ Шишкина – можно отметить тот же интерес к тщательной разработке особенностей отдельных деталей – стебельков, листьев, цветов.

Рентгенографическое исследование всех названных работ и сопоставление их с рентгенограммами картин Шишкина дает нам следующее: рентгенограммы произведений И.Вельца, С.Федорова, И.Гуркина отличаются от шишкинских вялостью, расплывчатостью очертаний стволов и веток деревьев. Мазки сливаются в неопределенные уплотнения, располагаются довольно хаотично относительно изображаемой формы. В то же время рентгенограммы с произведений И.Шишкина конца ХIХ века тональной сложностью светотеневой картины изображения напоминают черно-белые фотографии – настолько четкое получается изображение. Хорошо прослеживается мазок, моделирующий форму. Рентгенограммы с картины О.Лагоды-Шишкиной трудно отличить от рентгенограмм с картин И.Шишкина. Такое сходство в приемах работы можно объяснить тем, что творчество художницы находилось в процессе формирования, и индивидуальность Шишкина оказалась значительно мощнее.

В работе принимали участие: рентгенолог Беляева И.Ю., фотографы Дьякова Т.А., Воронов В.А., Хлостов И.;старший научный сотрудник Кугучева Е.В. (съемки в ИК-диапазоне излучения).Н. С. ИгнатоваВсероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря, Москва

art-lab.com.ua

Загадка картин Ивана Шишкина

 Корабельная роща

Немногие знают, что в 80-х годах прошлого века советские биологи провели с картинами И.И. Шишкина удивительный эксперимент и выяснили, что…

Получилось это случайно. Молодые биологи, работая в лаборатории, поставили стакан свежего молока перед репродукцией знаменитой картины Шишкина «Корабельная роща». Поставили – и забыли о нем. На второй день попробовали и удивились – молоко не прокисло!

Тогда ученые решили провести эксперимент.

Собрали в небольшом зале несколько репродукций известных во всем мире художников и перед каждой поставили по стакану молока. И стали ждать. Результат согласно биохимическому анализу оказался таким: быстрее всего молоко скисало перед картинами абстракционистов и сюрреалистов: Дали, Кандинского, Пикассо, в особенности перед знаменитым «Черным квадратом» Малевича. Скисало быстро, за считанные часы. Средний, или «нулевой» результат показали картины Левитана, Айвазовского (он часто писал по памяти). Лучший результат показали, в частности, две картины Шишкина — «Ручей в лесу» и «Корабельная роща», которые автор писал в лесу, с натуры.

Вывод ученых был таков: картины излучают особого вида неизвестную пока энергию, которая и влияла на молоко. Если эта энергия была позитивная, то молоко не скисало. Разумеется, что такую же энергию картины передают и людям. Именно с этим связаны те приятные эмоции, которые мы испытываем в музеях и картинных галереях, любуясь полотнами великих мастеров. Особенно тех, чье творчество воспевает красоты природы, пронизано радостью жизни и позитивными ощущениям.

Именно таким художником и был Шишкин, которого называли певцом русского леса. Более русского художника даже внешне трудно было представить: высокого роста, богатырского сложения, стройный и красивый, с широкой бородой, он напоминал типичного крестьянина из средней полосы России. Радостный, добрый богатырь, он всю жизнь трудился не покладая рук, простаивал у мольберта от рассвета до поздней ночи. Он горячо любил русскую природу, а за границей томился. Когда в 1893 году «Петербургская газета» предложила ему анкету, то на вопрос: «Каков ваш девиз?» он ответил: «Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!»

Художник Шишкин

 

 

Источник >

 

 

nastroeniya.ru

Андрей Шишкин современный русский художник

Невероятные картины русского художника Андрея Шишкина (родился в 1960 году в Москве). Восхитительная коллекция картин профессионального русского художника.  Андрей Шишкин пишет свои произведения в самых разных жанрах. В его творчестве можно найти необычайные по красоте и качеству передачи портреты, которые можно сравнить с портретами авторства великих художников прошлого. В его искусстве есть место и пейзажу и традиционной славянской живописи. Стилистикой исполнения данных работ является реалистичная академическая живопись. В рамках данной традиции он находит совершенно необыкновенные углы соприкосновения прекрасного искусства со своим зрителем. Каждый здесь может найти что-то для себя, а с учётом того, что выполнены все работы очень красиво и профессионально, наслаждаться картинами Андрея Шишкина  — есть необыкновенное удовольствие.

Без всяких преувеличений, можно смело сказать, что Андрей Шишкин — один из самых ярких художников современной русской живописи. Можно предположить, что его имя останется в истории русского искусства, и думаю, нам всем бы хотелось, чтобы именно так и произошло. Его картины не просто очень красиво и талантливо написаны, но и содержат в себе некую символическую магию. Эти картины могут позволить нам увидеть в себе нечто такое, что способно самоотверженно любить нашу Родину, что способно любить прекрасное искусство и никогда не уставать удивляться человеческому гению.

Его Русь очень глубока и поэтична. Тот русский дух, который время о времени, несмотря ни на какие современные веяния, даёт о себе знать, в его искусстве виден особенно ярко. Его можно увидеть, почувствовать и даже потрогать, настолько он густой и плотный. Совместив в одно целое психологический портрет и богатое, прекрасное прошлое нашей страны, он создал коллекцию таких картин, которые достойны заслуживать вашего самого пристального внимания.

Арт-Люкс — это багетная мастерская на ленинском проспекте, где вы сможете найти всё для своего творчества или для оформления предмета искусства в красивую раму. Вы можете воспользоваться услугами данной мастерской для того, чтобы красиво оформить живопись, фотографии, вышивки, гобелены и многое другое.

Былина

 

В глуши лесной

 

Викинг

 

Владимир Храбрый

 

Волхв

 

Девана (древнеславянская Богиня охоты)

 

Евпатий Коловрат

 

Ёжики

 

Заклинание

 

Колыбельная

 

Краса девица

 

Наречение именем

 

Птица вещая

 

Разбойник

 

Родник

 

Рябиновый венок

 

Сокольничий

 

Старая мельница

 

Странник

 

Травник

 

Хозяйка Медной горы

 

Цыганка

 

Читающий старик

art-assorty.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта