Медиевист разбирает картинки из паблика «Страдающее Средневековье». Картины средневековья мемы
Средневековье в смешных картинках
Большинство из нас считает средневековье чем-то таинственным и очень жестоким. Бесконечные войны, суровые казни, масштабные эпидемии, голод и подобные беды ассоциируются с этой эпохой. Однако давайте на минуту забудем обо всем вышеперечисленном и попытаемся взглянуть на средневековье с юмором.
fishki.net
популяризация и переосмысление старинных миниатюр: kibernetika
Может ли единорог прыгнуть в лоно девственницы? Какие чудеса скрывает средневековый бестиарий? Куда делось золото тамплиеров и о чем вопили миннезингеры? Да бог его знает! Но в уходящем году мы еще больше полюбили Босха и Брейгеля Мужицкого, а затем шагнули дальше, представив, как бы выглядели герои средневековых гравюр и фресок, если бы у них, например, были iPad-ы.Вы никогда не читали Критьена де Труа? Тогда рыцарь, вызволяющий сразу множество дев, которых мучают черти, и сражающийся с драконом не вызовет у вас ассоциаций с Ивейном. Не знаете, что ученым в средневековой Европе даже приписывали связь с нечистой силой? Тогда вы не догадаетесь, почему на почтенных старцев смотрят пугающие существа прямо из ямы, которая разверзлась в полу. Ничего себе поворот, да?
И сегодня мы получаем немало удовольствия, всматриваясь в красочные картинки Манесского Кодекса или манускриптов Фуке, хохоча над лучниками, чудищами, пирующими девами и влюбленными поэтами. Самые известные мастера средневековой книжной миниатюры – братья Лимбург – Поль, Жан и Эрман.
Им принадлежит прославленный шедевр иллюминированной книги «Роскошный часослов герцога Беррийского». К сожалению, их труд не завершен, так как по легенде они стали жертвами распространившейся в 1415 году в Европе чумы. Тем не менее, спасибо им за возможность посмеяться, и при этом чувствовать себя интеллектуалом, изучающим историю!
Наряду с мемом «Страдающее средневековье», одним из любимых и цитируемых является «Пацанская латынь», как бы продолжающий и раскрывающий тему.
kibernetika.livejournal.com
Ня, инквизиция | Colta.ru
Кто бы мог подумать, что по сайтам-агрегаторам рунета и русскоязычным пабликам в социальных сетях расползутся средневековые миниатюры. Вернее, сделанные из них макросы. Как правило, все эти веселые картинки происходят из одного источника — стремительно набирающего подписчиков в соцсети «ВКонтакте» паблика «Страдающее Средневековье». Хотя его, понятное дело, почти никогда не указывают: админы любят заимствовать друг у друга контент и даже метить похищенных сабинянок своими водяными знаками. Ведь после этого похищенное изображение как бы становится своим, родным. Подписчик же сразу нескольких пабликов регулярно подвергается атаке клонов в ленте новостей. Зачастую одинаковые картинки выкладываются в нескольких пабликах практически одновременно.
Опять же Навальный, большой любитель мемов, подписался на обновления.
Для поставщика оригинальных изображений такой интерес со стороны рыщущих в поисках свеженького контента — все равно признак успешности. Не поминают в соцсетях — упомянут в статьях о «самых занятных новых пабликах»; опять же Навальный, большой любитель мемов, подписался на обновления. Характерно, что с adme.ru статью про «Страдающее Средневековье» удалили после чьей-то жалобы на оскорбление религиозных чувств. Но и это стало дополнительным «черным пиаром» для «Страдающего Средневековья». Особенно чувствительных читателей паблик очень даже способен оскорбить, потому что глумится над многим. Тут вам и религиозная тематика в особенно богатом ассортименте, и гомосексуалы, и националисты. Список можно продолжать. Сравнений с наследием «Монти Пайтона» — которые наверняка раздражают создателей «Страдающего Средневековья» — паблику не избежать. И потому, что это схожий род цинизма и сатиры, позволявший «пайтонам» катать в колясках епископов и заставлять детей из семьи ирландца-католика хором исполнять «Every sperm is sacred» или распятого — напевать «Always look on the bright side of life». И потому, что «Монти Пайтон и Священный Грааль» остается одним из главных образцов сатирического медиевализма. Но главное — потому что визуальный стиль безумных роликов, создававшихся Терри Гиллиамом, использовал те самые средневековые миниатюры (а также картины Боттичелли, рисунки Блейка etc.) и обращался к сюжетам рисунков-маргиналий на полях рукописей. Схожую анимацию можно увидеть в цикле фильмов «Средневековые жизни Терри Джонса», где участник шоу «Монти Пайтон» и популярный историк аккуратно уничтожал связанные со средневековой жизнью стереотипы.
Впрочем, для того чтобы найти ближайших родственников «Страдающего Средневековья», не обязательно рассуждать о «Монти Пайтоне» или смеховой культуре Средневековья. За пределами рунета «средневековые» мемы и макросы давно стали общим местом. Есть тематические блоги, где фотошопят и анимируют средневековые миниатюры, — к примеру, Scorpion Dagger. Есть подборки на сайтах-агрегаторах вроде Buzzfeed. Есть группы в социальных сетях. Например, Discarding images с блогом на Tumblr; пабликом и группой, судя по всему, занимается медиевист из Польши. Другие примеры — более скромные по числу подписчиков Marginalia и Folia Magazine.
Судя по всему, админы «Страдающего Средневековья» активно заимствуют исходный материал из подобных сообществ (иногда можно проследить, как макрос появляется в паблике на следующий день после выкладывания оригинальной картинки в другой группе). Но вот способ подачи изображений сильно различается. Так, Discarding images ограничивается текстовым комментарием к выложенной картинке. А для «Страдающего Средневековья» это лишь одно из используемых средств. К чести «Страдающего Средневековья», паблик и не преподносит себя как что-то уникальное, например, дает ссылки на схожие по тематике англоязычные блоги. Да и о своей неожиданной популярности пишет не без сарказма, сопровождая это соответствующими иллюстрациями. Впрочем, в этой самоиронии явно есть доля кокетства, да и реализовывать майки с принтами она тоже не мешает. А между оригинальными макросами из миниатюр влезают корявые коллажи и заимствованные из интернета макросы, иногда почтенного возраста. «Страдающее Средневековье» не гнушается воспроизводить довольно древние, но популярные сетевые мемы — например, сделанные на давно существующем сайте Historic Tale Construction Kit, где можно клепать макросы, используя детали гобелена из Байё.
Это Юпитер оскопляет Сатурна в сцене из «Романа о Розе», а не просто один стремный бородатый чувак режет другому яйца.
Хотя большинство изображений — западноевропейские миниатюры, иногда не обходится и без древнерусских наручей или православных образов. Единства языка тоже нет — на макросах есть и русские, и английские подписи. Еще одно принципиальное отличие «Страдающего Средневековья» от сообществ вроде Discarding images — отсутствие указаний на происхождение изображений и настоящее их содержание. И, судя по регулярным просьбам в комментариях «А подскажите название оригинала плз», подписчикам бы это не помешало. Может быть, им не обязательно знать, что для этого макроса использована миниатюра из рукописи, хранящейся в Бодлеанской библиотеке (MS. Douce 195, fol. 76v). Но хорошо бы хоть сказать, что это Юпитер оскопляет Сатурна в сцене из «Романа о Розе», а не просто один стремный бородатый чувак режет другому яйца. Иначе макросы навсегда остаются в популярной категории «А что курил автор?!». В остальном используется весь арсенал полноценного паблика — «азбучные» макросы, игра слов, меняющая распространенные мемы («Карломан штоле?»), мотиваторы и advice-картинки, соотнесение с лицами известных персонажей (Венедиктова, Градского). Постоянно эксплуатируется тематика современных бытовых сюжетов — на миниатюрах зрителям удается разглядеть заснувшего в метро человека, «четких» гопников или футбольных болельщиков.
Очевидно, что админ (или админы) «Страдающего Средневековья» — медиевист. Это заметно даже не столько по некоторой манерности URL (не какой-нибудь там sufferingmiddleages, а souffrantmittelalter), сколько по тому, что среди макросов встречаются, мягко говоря, не слишком понятные обычным подписчикам. Один из админов паблика, собственно, не слишком стремится к средневековой анонимности. Это сотрудник Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований ВШЭ Константин Мефтахудинов. «Вышки» в паблике действительно много — фотографии Ф.Б. Успенского или М.А. Бойцова в сочетании с полными любви комментариями, анонсы мероприятий и рекламные посты. Если «Страдающее Средневековье» — не творческая самодеятельность, а согласованный метод продвижения, то можно только похвалить лабораторию медиевистических исследований за нетривиальный подход к работе в соцсетях.
Стоит сказать, что в соцсетях уже пытались создавать тематические паблики с мемами для гуманитариев. Например, «Филологическая дева» с немалым числом подписчиков или не менее популярный «Студент-историк». Но их закономерно захлестнула волна народного творчества, рекламы и ссылок на интересные публикации — да и однообразие advice-картинок быстро вгоняет в тоску. Хотя в «Страдающем Средневековье» тоже есть студенческая тематика, этот паблик гораздо ярче и разнообразнее. Вместе с характерным для имиджборда юмором и знанием интернет-мемов это и превращает его из сборника хохм для медиевистов в массовый паблик и интересный пример медиевализма. Во всяком случае, пока интересный — внезапная популярность часто губит хорошие паблики.
Понравился материал?помоги сайту!www.colta.ru
5 инди-пабликов с историческими мемами — FURFUR
Мы решили поделиться с читателями одними из немногих любимых исторических пабликов редакции «Вконтакте» — страниц с околоисторическим контентом, регулярное чтение которых не дает забывать наше прошлое
- 8 октября 2014 в 09:49
- 16856
Одной из самых спорных и обсуждаемых областей знаний является история. Наука эта, если верить мудрости веков, не имеет сослагательного наклонения, является философией в примерах, свидетелем прошлого, сокровищницей наших деяний, учительницей жизни, возбудителем энтузиазма и биографией великих людей.
Мы решили поделиться с читателями одними из немногих любимых исторических пабликов редакции «Вконтакте» — страниц с околоисторическим контентом, регулярное чтение которых не дает забывать наше многогранное прошлое.
Страдающее Средневековье
Перейти в сообщество
В этом сообществе в формате мемов можно прочесть все, что нужно знать о средневековье. Образовательные посты здесь попадаются крайне редко — в основном материал подается в формате смешных картинок, а традиционные интернет-шутки обыгрываются изображениями из документальных источников Средних веков. В каждом фото, публикуемом в сообществе, отчетливо прослеживается дублирующий название паблика посыл — раньше жить было хуже. К тому же авторы сообщества явно недолюбливают священников и волынщиков.
Страдающая Персия
Перейти в сообщество
Небольшое сообщество, посвященное арабской и персидской художественной миниатюре. Паблик еще совсем юный, однако с младых ногтей питает уважение к лошадям, львам и Аллаху — нужно ли что-то еще? Авторы проекта подбирают античные азиатские иллюстрации и репродукции фресок к различным культурным мемам вроде выступления Кончиты Вурст и селфимании, не забывая также об образовательном аспекте.
Прикольные мемфисы про политеизм
Перейти в сообщество
Увлечение россиян африканской культурой заслуживает особого внимания: паблик интерпретирует историю древнего Египта таким образом, чтобы она была понятна самым неискушенным читателям. Некоторые из фресок со стен древних пирамид администрация превращает в детективные комиксы, другие работы адаптирует под остросоциальные мотивы. В паблик за картинками, если верить местной администрации, заглядывают модераторы с «Пикабу» и других крупнейших групп «Вконтакте». Здесь, кстати, умудряются довольно органично шутить про Украину, находить культурные параллели с современностью и чтить историческое наследие.
Луганская инфернальная библиотека им. Горького
Перейти в сообщество
Сообщество библиофилов, посвященное обсуждению фрагментов средневековой литературы и живописи. Каждый из опубликованных постов сопровождается метким комментарием авторов проекта, которые, по всей видимости, питают некую слабость к изображению в средневековых произведениях улиток. Сообщество представляет культурную ценность как фотоальбом «Избранное» из европейских библиотек и музеев, а его администраторы с одинаковым усердием трудятся как для дизайнеров и художников, так и для книжных червей.
Студент-историк
Перейти в сообщество
Самый крупный сатирический паблик об истории «Вконтакте», где в каждой шутке присутствует вполне серьезный образовательный момент. Здесь периодически устраивают викторины-опросники, пишут сатирические истории и живо реагируют на политическую и социальную ситуации в СНГ созданием тематических мемов. С недавних пор сообщество учредило рубрики «Реальная няша» и «Тролль своего времени»: первая помогает участницам паблика девиртуализироваться, вторая — веселит и учит.
www.furfur.me
Медиевист разбирает картинки из паблика «Страдающее Средневековье» — FURFUR
Комментарии медиевистов
- 10 ноября 2014 в 14:40
- 14579
Примерно месяц назад мы писали об одном из наших любимых пабликов — «Страдающее Средневековье», в котором традиционные интернет-шутки обыгрываются изображениями из документальных источников Средних веков. Чтобы узнать, что в действительности изображено на той или иной картине, мы обратились к медиевистам — людям, профессионально изучающим историю европейского Средневековья.
Михаил Майзульс
РГГУ
«Баранка»
В руках у правого ангела на самом деле мельничный жернов, а вся сцена — фрагмент иллюстрации к 18-й главе Апокалипсиса, где описывается гибель Вавилона — града погибели: «Затем могучий ангел взял большой камень размером в мельничный жернов и бросил его в море, говоря: «Так будет брошена и великая столица Вавилон, и никто уже её не найдёт».
«Покрашу потолок в розовый»
Это одна из многочисленных в XIV–XV веках вариаций на тему «Триумфа смерти», которые на разный лад повторяли, что человек тленен, смерть безжалостна и поджидает нас за каждым поворотом. Здесь толпа вооружённых скелетов, которые символизируют непреодолимую силу смерти, внезапно атакует благородную даму, беспечно отправившуюся на охоту со спутниками.
«Эй, парень, ты из какой общины?»
На этой французской миниатюре XIII века изображён трёхглазый Антихрист и его трёхглазые спутники. Псевдо-Христос, ложный Мессия, сын Сатаны, которого ждали в конце времен, он, по-царски уперев руки в боки, сидит на радуге. Эта поза пародирует изображения Бога как повелителя мира, которого, в соответствии с описанием в одной из глав Апокалипсиса, представляли восседающим на радуге, словно на троне.
Елена Браун
РГГУ
«А не спеть ли мне песню...»
Нормой для Средневековья была куртуазная любовь — платонические ухаживания слуги (в данном случае придворного музыканта), обращённые к знатной даме, как правило — жене его сеньора. Очень часто куртуазная любовь заканчивалась обычным адюльтером. Если сеньор заставал менестреля со своей женой и он в этот момент не воспевал красоту прекрасной дамы, а занимался чем-нибудь другим и измена была очевидной, то тот убивал его на месте, что было его законным правом. Суд был необходим только в отсутствие прямых доказательств измены. А вот свою жену сеньор законным образом мог убить в любой момент — просто из подозрений.
«Генрих VIII»
У англичан есть считалочка для запоминания всех шести жён Генриха VIII:
Разлюбил, казнил, умерла,Разлюбил, казнил, пережила
Первую свою жену, Екатерину Арагонскую, после развода он отправил в изгнание. Ещё двух — Анну Болейн и Екатерину Говард — казнил. Любимая его жена, Джейн Сеймур, умерла при родах единственного сына Генриха VIII. Четвёртую, Анну Клевскую, спасло её уродство. Генрих выбрал её, увидев портрет (художник Ганс Гольбейн, видимо, очень польстил невесте), встретив же — ужасно разочаровался и не захотел жить с новой женой. Последняя, Екатерина Парр, вышла замуж за уже старого Генриха VIII, который, тем не менее, до последних дней оставался высокого мнения о себе как о мужчине, и в итоге пережила его.
www.furfur.me
Юмор средневековья
Средневековые картины и фрески сейчас многим кажутся очень необычными и странными, однако некоторые могут разглядеть в них юмор. Далее предлагаю вам неординарный юмор на основе предметов искусства средневековья.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
fishki.net
Старинные картины превратили в уморительные мемы
Свежий взгляд на средневековые картины.Свежая коллекция сетевого юмора, переосмысливающего иллюстрации из прошлого, придавая им современные значения, передает Хроника.инфо со ссылкой на Телеграф.
Читайте также: Фотошоп рулит: убойные фотки, которые развеселят любого
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
hronika.info