И называли Казань "Красой Востока". Эдвард турнерелли картины


Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

3 июля в Государственнм музее изобразительных искусств Республики Татарстан открылась выставка "Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий собор", приуроченная к празднованию явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы (21 июля) и торжественной закладки памятного камня в основание возрождаемого собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря.

Казанский Богородицкий монастырь, с самого своего основания в 1579 году на месте обретения чудотворной иконы, был неотъемлемой частью городского пейзажа Казани, восхищая своей красотой жителей и гостей города. К сожалению, большая часть зданий монастыря не дошла до наших дней: древнейшие постройки были уничтожены временем, а более поздние храмы – рукой человека, во время погромов 1930-х годов. Только благодаря сохранившимся изображениям мы можем сегодня представить, как выглядел один из прекраснейших архитектурных памятников Казани.

В первой половине XIX века в России начинается расцвет искусства эстампа. В это время в Казани жили и творили русский живописец и график Василий Степанович Турин и английский путешественник Эдвард Турнерелли. В собрании Государственного музея изобразительных искусств в Казани хранятся литографии, на которых художники запечатлели собор, каким он представал взору в 30-е годы XIX века.

Василий Турин, учившийся в Петербургской Академии художеств, жил в Казани с 1802 по 1833 год, занимался религиозной живописью и преподаванием в Казанском Главном народном училище, а затем в собственной школе живописи и рисования. Он исполнил четыре альбома эстампов, два из которых были посвящены Казани. Наиболее известен поздний альбом из восьми литографий «Перспективные виды губернского города Казани, рисованные с натуры, литографированы и изданы В. Туриным», напечатанный в Москве в 1834 году. Впервые жители столицы, никогда не бывавшие в Казани и не имевшие о ней чёткого представления, могли познакомиться с её внешним обликом. Среди «перспективных видов» особенно примечателен «Монастырь Казанской Божией матери». Благодаря данному изображению мы имеем возможность увидеть внешний облик не существующих ныне зданий колокольни и соборного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Также можно видеть полукруглую ограду к надвратной церкви Святой Софии, которая теперь застроена новой стеной по прямой линии. По словам крупнейшего казанского искусствоведа Петра Максимилиановича Дульского, прежняя полукруглая ограда, красиво замыкавшая ротондой надвратный вход монастыря, имела несомненную связь с общим генеральным планом всех монастырских строений, концентрически располагаясь по отношению к корпусам келий, находившихся за холодным храмом и по своему плану также разместившихся по полукругу. Ряд этих красиво расположенных построек в то время представлял довольно стильную картину, о которой мы имеем возможность судить по литографии Турина.

Летом 1837 года в Казань приезжает молодой английский художник и писатель Эдвард Турнерелли. Отважному путешественнику Турнерелли Казань, как и многим европейцам в те времена, представлялась диким краем. Прожив в Казани четыре года, Эдвард Турнерелли был изумлён интеллектуальной атмосферой и самобытной культурой города, где шатры православных соборов соседствуют с минаретами татарских мечетей, а золочёные купола Богородицкого монастыря – с окружающими его деревянными постройками. Своё необыкновенное пребывание в Казани Турнерелли запечатлел в литературных воспоминаниях, а также в альбоме литографий, которые издал в Лондоне в 1839 году. В викторианской Англии жанр путевых заметок был очень популярен, и лондонская интеллигенция с интересом узнала о необычном Российском городе.

Прогуливаясь вместе с читателем по улицам Казани и осматривая городские достопримечательности, Турнерелли передаёт и услышанные им народные предания и исторические факты. Вот что он сообщает, к примеру, о Богородицком монастыре:

Этот женский монастырь, в ограде которого располагается большое количество храмов и часовен (главная среди них – церковь Казанской Богоматери), обязан своим происхождением чудесному событию.

Вскоре после того, как пожар 1579 года поглотил дом стрельца Данила Онучина, его десятилетняя дочь Матрёна видела вещий сон: явившаяся ей святая Богородица приказала искать своё изображение среди пепелища. Девочка пыталась сообщить о видении городским властям, но безуспешно. Тогда она решила сама отыскать икону, столь дивным образом объявленную. И нашла её, закопанную на том месте, где стояла в их доме печь. Гражданские и церковные власти поспешили доложить о случившемся чуде царю Ивану; некоторое время спустя архиепископ Иеремия получил повеление воздвигнуть церковь, где и хранить чудотворную икону. Рядом был основан женский монастырь Казанской Божьей Матери, первой послушницей которого стала Матрёна Онучина.

Маленькая церковь у входа в обитель выстроена одним из предков господина Мусина-Пушкина, попечителя Казанского университета; здесь же похоронена одна из монахинь, родом из семьи его превосходительства. [Э.Турнерелли "Казань и её жители", том 1, стр. 232-233]

«Вид на Казанский Кремль со стороны улицы Подлужной» (1950-е) Андрея Николаевича Раковича (1815-1866), младшего современника В. Турина и Э. Турнерелли, написан, скорее всего, с высокого склона парка  Родионовского института, где он преподавал наряду с Казанским университетом. Акварель передает панорамный вид Казани, на котором узнается и силуэт Богородицкого монастыря. Эта небольшая композиция, где тонкие, изысканные линии передают силуэты старинных зданий, а мягкие и чистые тона акварели придают работе завершенность и колористическое богатство, представляет Казань  местом, где гармонично соединялись природа с человеческой средой – историческими строениями и обыкновенными домами.

Так, благодаря старинным изображениям, мы можем перенестись во времени и представить себе собор, каким он был почти двести лет назад. Фотографическая точность литографий Турнерелли и Турина восстанавливает подробности ушедшей эпохи, а акварельная зарисовка Раковича передаёт её настроение.

 

Статья подготовлена на материале книг Ольги Вербиной "Живописное путешествие по старой Казани" и Эдварда Турнерелли "Казань и её жители"

rusmuseumvrm.ru

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Яркий след в истории Казани оставил художник, писатель и краевед Эдвард Турнерелли (1813 г.р.).

Он родился в Лондоне, а образование получил в известном привилегированном колледже Карлов в Ирландии. Далее его судьба связана с Россией — здесь он поступает учиться в Петербургский университет, где получает звание учителя английского и латинского языков.

В поисках работы 23-летний юноша (это был человек среднего роста, с карими глазами и русыми волосами) приехал в Россию и выдержал в Петербургском университете в ноябре 1836 года экзамен на право преподавания английского и латинского языков.

Турнерелли получил свидетельство частного учителя и "вид на жительство" в России. Министерство народного просвещения рекомендовало прибывшему англичанину отправиться в Казанский университет, поскольку там открылась вакансия лектора английского языка. Таким образом, летом 1837 года Турнерелли отбыл в губернский город Казань.

Еще до приезда сюда, Турнерелли сразу же заинтересовался местом своего назначения. Петербургские знакомые либо пожимали плечами, либо рассказывали невероятные слухи о диком восточном крае. Это подвигло будущего университетского лектора записывать и зарисовывать свои впечатления о Казани.

В результате, довольно скоро он составил альбом видовых рисунков города. Изданные в 1839 году в Лондоне, они были открытием не только для иностранцев, но и для многих россиян. Надо сказать, Турнерелли не был лишен тщеславия и собирался сделать в России карьеру и, если повезет, состояние.

Экземпляры литографий он, следуя российской традиции, преподнес наследнику престола Александру Николаевичу и министру народного просвещения графу С.С. Уварову. Получив в ответ от цесаревича благодарственное письмо и бриллиантовый перстень, Турнерелли просил ректорат университета отметить эти милости в его послужном списке.

Вскоре вышла следующая книга Э. П. Турнерелли, посвященная Казани - «Казань и ее обитатели». Вот некоторые строки из книги: «...Казань — настоящее Эльдорадо. Я не боюсь нисколько утверждать, что нет другого города на свете, где бы развлечения происходили чаще и где бы более старались превзойти самих себя в празднествах и удовольствиях... Костюмированные балы, общественные и семейные вечера, завтраки с танцами, пикники, обеды, прогулки в санях, концерты и спектакли чередуются с быстротой необычайной... Это приводит к тому... что танцуют с двух часов пополудни до двух или трех ночи. В общем, четырнадцать часов! Шампанское течет обильно при всех этих случаях. Каждый визитер обязан выпить не менее стакана за здоровье радушного хозяина, и так как эти жертвенные возлияния повторяются во всех домах, где появляешься, то нет ничего необычного, если в конце своих визитов будешь пьян или болен...».

Правдивое изображение праздного образа жизни, нравов и быта казанского чиновничества вызвало сильное недовольство. Вследствие чего, в сентябре 1844 года Турнерелли был уволен из Казанского университета и переведен в столичный кадетский корпус.

После недолгого пребывания в Петербурге он вернулся на родину в Англию, где вскоре выпустил вторую книгу - «Россия на границе с Азией», сыгравшую значительную роль в ознакомлении англичан с историей Волжского края России. Неизменным успехом пользовались на родине Турнерелли его публичные лекции по российской истории.

Подобное описание жизни города не удивительно - иностранцы в Казани были, в основном, немцы, искавшие лучшей доли в России. Тогда как настоящего британца было довольно сложно встретить, и молодой человек оказался окружен столь пристальным вниманием, навязчивым хлебосольством, что воспринял казанскую повседневность, как сплошной и безудержный праздник.

«Для тех, у кого счастье жизни состоит в пирах и празднествах, кто любит бывать на балах, наносить визиты или принимать гостей, наконец, для тех, у кого счастье связано с шумными удовольствиями, Казань - настоящее Эльдорадо. Не боюсь утверждать, что нет другого города в мире, где развлечения были бы так часты и где с таким чувством предаются тому, чтобы перещеголять друг друга в празднествах и удовольствиях». ...

«Другое увеселение, превратившееся уже в потребность, опустошающее ваш кошелек и одновременно убивающее время, - это игра в карты. Вы не можете даже представить, насколько карты проникли во все слои общества. Играют все: богатые и бедные, крупные чиновники и мелкие служащие, старые и молодые, мужчины, женщины и даже дети. Часто, в то время как хозяин занят партией в карты в салоне, лакеи играют в прихожей. Э.Турнерелли.

«Даже барышни, насколько им позволяет их возраст и пол, проявляют к карточной игре не меньше интереса, чем юноши. Зачастую после обеда эти очаровательные игруньи садятся за ломберные столы и играют до тех пор, пока не наступит пора переодеваться к балу. Особой популярностью у дам пользуется игра в преферанс, как не требующая большого размышления и искусства (того, к чему так не склонны, за редким исключением, казанские красавицы)».

Эдвард Турнерелли жил в Казани с 1837 по 1844 годы, то есть, в течение семи лет. Как исследователь, он наряду с изучением истории активно вел наблюдение за бытом казанцев, интересовался этнографией, собирал различные коллекции. К сожалению, книги его на русском языке не издавались, и единственным исключением стали главы о Булгарах из книги «Россия на границе с Азией», опубликованные в одном из приложений к журналу «Деятель» в начале ХХ века.

В литературном описании, как и в рисунках Турнерелли, Казань взята не панорамно, а «крупным планом». Она представлена видами нескольких главных улиц (Воскресенская, Грузинская, Проломная), примечательными по своей архитектуре строениями, оригинальными историческими местами (крепость, монастыри, церкви).

Материал подготовлен на основе книги: Эдвард Турнерелли, Казань и ее жители. "Казанское житье ХIХ-ХХ века". Елена Вишленкова, Светлана Малышева, Алла Сальникова.

rusmuseumvrm.ru

И называли Казань "Красой Востока", отзыв от туриста elenarossi на Туристер.Ру

«И называли Казань красой Востока» — это заголовок моей статьи о Казани, которая была опубликована еще в 1987 году. Тогда мы ходили по осеннему городу с моим хорошим знакомым, Ренатом Бикбулатовым, который хотя и был инженером-электронщиком, но по влечению души, как-то постепенно стал и великолепным краеведом.

Он рассказывал, я слушала, записывала.

Прошло время, Ренат издал уже множество книг, которые сегодня пользуются читательским интересом, а я перечитываю пожелтевшие страницы, написанные мною о Казани, и сравниваю собственные последние впечатления о майской Казани теперь уже прошлого года, с теми, далекими размышлениями и надеждами.

Конечно, город стал чище, краше, цивильнее. Особенно принарядился и обновился к Универсиаде.

Когда-то Казань возникла на равнине, поэтому ее распространение в пространстве продолжается и становится все стремительнее.

Город растет и вширь, и ввысь, хотя иногда где-то совсем рядом с центром города еще попадаются такие вот патриархальные островки.

Лично мне они дороги, так хранят дыхание города старого, знакомого и любимого.

Если уточнять, то город начинался даже не на равнине, а в низине. Казан — котел, что застраивался между двух рек — Казанкой и Волгой (Идэль)

Вот это место в центре Кремля — очень важное. Здесь решили законсервировать, сохранить археологические раскопки, которые начались к тысячелетию исторического города.

Это место уникально! Так случилось, что здесь, на самом высоком месте города, разрез почвы демонстрирует пласты, которым тысячу лет! Обычно такие пласты находятся глубоко под землей, а здесь — совсем рядом. Помню в 2000 году, когда была в Казани и стояла на этом месте, раскопки шли полным ходом. Посторонних не пускали, но мне, благодаря друзьям, позволили не только присутствовать, но и посчастливилось быть свидетельницей обретения захоронения человека, скорее всего, ребенка. На видео, которое у меня хранится, этот момент зафиксирован, а теперь фотографируя это место, которое стало уже музейным экспонатом, под стеклом, вспоминаю те незабываемые живые минуты.

— Возьми этот камешек с раскопок, — сказали мне тогда, этой земле 1000лет!

Конечно, каждый человек, ищет в городе, с которым связан прошлым, что-то свое, сокровенное.

Процитирую строки из своей прошлой публикации.

«Это бывшая улица Егорьевская, которая была названа так по церквушке, что стояла недалеко. Посетителями этой церквушки были в основном рабочие суконной мануфактуры, что была основана в 1714 году».

Район «Суконная слобода» или «Суконка» — хорошо был известен казанцам.

В мой майский приезд, я проезжала по этим местам и… ничего не узнала. Полная перепланировка и дорог, и улиц. Новые застройки, новый дух…

Снова вчитываюсь в пожелтевшую страницу старого текста.

«Идем дальше, и я узнаю, что на месте кинотеатра «Победа" был „Горлов кабак“, в котором Александр Сергеевич Пушкин записывал от одного из „суконщиков“ рассказ о пугачевском восстании, а театр кукол неожиданно преображается в Духосошественский собор, в котором пел юный Шаляпин, что жил неподалеку. Позднее, уже будучи великим певцом, Федор Иванович приезжал на родину и заказал сорок фотоснимков дорогих его сердцу мест».

Вот он — этот новый кукольный театр, построенный на месте старого, маленького и неказистого. Особенно он красив ночью — праздничные подсветки блестят переливаются, и кто теперь вспоминает то, прошлое! А жаль. Иногда огни большого города приглушают память.

Знаю, что моя бабушка была крестной матерью кого-то из семьи Шаляпиных. Теперь уже не узнать… Хотя, когда приезжаю в Казань иногда ищу следы прошлого и порою случаются такие необыкновенные встречи и события, о которых можно книгу написать.

Книгу написать… Наши туристерцы, живущие в Лондоне! Знаете ли вы, что сегодня намного ближе к истории Казани, чем я!

Был такой замечательный — англичанин, итальянского происхождения, Эдуард Турнерелли (Edward Turnerelli), который с 1837 по 1844 годы был жителем тогда губернского города Казани. Уже этот фрагмент биографии выдает в нем человека, склонного к аантюрным путешествиям. Он был прекрасный рисовальщик и оставил нам едва ли не первые зарисовки той Казани и Булгар (сплавился вниз по Волге на простом дощанике!) Кстати Большой минарет, что он зарисовал в Булгарах, в 1841 году обрушился, так что сегодня, остался в памяти, только благодаря зарисовке Турнерелли.

А еще, приехав 23-х лет от роду в Казань, Эдуард (или Эдвард) очень честно вел свой дневник и фиксировал в нем все-все, что происходило вокруг. В результате вышла книга «Казань и ее обитатели», которая не понравилась той местной элите как раз за правду.

Сегодня эта книга имеется на английском языке в библиотеке Лондона и если я хотела бы полететь в Лондон, то в первую очередь оттого, что хотела бы подержать в руках эту ценную книгу и почитать этого удивительного автора.

Так вот, у каждого своя история.

Друзья! Будете в Казани — не разменивайтесь на дешевые ширпотребовские сувениры — зайдите в книжный магазин и попробуйте купить собрание рисунков Э. Турнерелли — это будет достойный подарок из Казани и достойная память!

А еще интересно сравнивать — что было, что стало. Путешествие не только в пространстве, но особенно во времени всегда тревожит воображение.

Вот Воскресенская улица (бывшая Кремлевская, потом улица Ленина) в зарисовке Турнерелли.

А вот современная улица. Она простирается от Университета, до самого Кремля. Поскольку я жила на этой улице — снимала для себя более подробно.

Может быть, пока прогулкой по этой улице и ограничимся, иначе мой рассказ будет слишком длинным.

Давно нет Воскресенского собора, по имени которого была названа улица, зато улица Ленина, конечно же, знаменита своим университетом.

Одним из выдающихся деятелей этого замечательного, исторического учебного заведения был создатель неевклидовой геометрии, великий математик мирового масштаба, Николай Иванович Лобачевский, посвятивший этому учебному заведению сорок лет своей жизни, из которых девятнадцать — в качестве ректора.

В Казанском университете учились многие великие люди, ученые с мировыми именами:

А. М. Бутлеров, Е. К. Завойский, Ф. М. Флавицкий, А. Е. Арбузов, П. Ф. Лесгафт, В. М. Бехтерев, В. С. Груздев, А. В. Вишневский.

Граф Л. Н. Толстой, будучи студентом, приезжал на лекции в своем экипаже — так ему было удобнее. Тот, кто попроще, приходили на занятия пешком, среди них было немало и других будущих замечательных писателей: С. Т. Аксаков, П. И. Мельников-Печерский. В. В. Хлебников.

Учился в университете будущий композитор, общественный деятель, организатор знаменитого сообщества музыкантов «Могучая кучка» — М. А. Балакирев.

В советское время университет был знаменит тем, что в нем учились братья Ульяновы. Это, конечно же, важный исторический факт, но в биографии учебного заведения все же не самый главный, как это долгое время преподносилось.

Напротив Университета стоит памятник молодому Ленину, который несомненно демонстрирует пламенный порыв к знанию — хороший пример для студенчества.

Молодые люди любят это место, называют его «сковородкой» — так как здесь приятно греться на солнышке, особенно когда пропускаются лекции.

(Кто не пропускал — пусть бросит в меня камень!)

В наше время есть проблемы более серьезные, нежели пропуск занятий. Вот Эйнштейн, загадочно улыбаясь предлагает что-то не очень законное…

Есть спрос (все же рядом с Университетом) — есть и предложения. Такова наша жизнь.

Это двор старого здания Университета. Чуть виднеется знаменитая библиотека, а за ней новый корпус. Три «среза времени».

Иду по знакомой улице. Вспоминаю свое.

Вон там, вдали виднеется Кремль.

Давно-давно, когда еще города не были «одеты» подстветками, казанский СКБ «Прометей» был «впереди планеты всей. Какие виртуальные шоу устраивались! А башня с каждым ударом часов вспыхивала малиновым светом. Было очень красиво. Потом малиновый звон перестал на какое-то время радовать горожан. Помню встретила знакомого на улице Ленина, он шел торопливо, прижимая к себе какой-то сверток.

— Это что? — Поинтересовалась я тогда.

— Да вот «малиновый звон» несу из починки.

Как жаль, что теперь этого маленького чуда больше нет, хотя вечерняя Казань очень красива и играет огнями. впечатляя, как истиная Краса Востока.

Улица Ленина совсем недлинная. Несколько раз в день по ней проезжает туристический автобус, но я так и не добилась от жителей Казани — где же находится его конечная остановка.

— Он редко ходит — Объясняли мне. Вы лучше сами идите… И дальше начинались импровизации людей, которые, конечно же любят свой город и хотят показать его с самой лучшей стороны.

Я улыбалась, благодарила и шла к Кремлю.

Был жаркий майский день. Туристов было немного. Было славно бродить по знакомым местам.

А май пел свою песню радости и надежды!

www.tourister.ru

1994 год. Репродукция гравюры Турнерелли, Кремль, вход в крепость (Казань)

 

Старая репродукция, отпечатанная

в Казани в 1994 году с гравюры

Эдуарда Турнерелли 1839 года.

Возраст более 20 лет.

 

Россия, Татарстан, Казань

 

 

Вход в крепость

 

 

 

   Казань (тат. Казан, Qazan) - город в Российской Федерации, столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волги, при впадении в неё реки Казанки. Один из крупнейших религиозных, экономических, политических, научных, образовательных, культурных и спортивных центров России. Казанский кремль входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город имеет зарегистрированный бренд «третья столица России». В 2005 году было отпраздновано тысячелетие Казани. Казань расположена на левом берегу реки Волги, при впадении в неё реки Казанки, в 820 км к востоку от Москвы. Благодаря выгодному географическому расположению, Казань издавна была торговым посредником между Востоком и Западом. Согласно официальной версии, принятой в настоящее время, город был основан более 1000 лет назад. Казань была основана как пограничная крепость на севере Волжской Булгарии. В XIII-XIV веках Казань переживает рост, становится важным торговым и политическим центром в составе Золотой Орды. В 1438 году булгарская крепость была захвачена золотоордынским ханом Улу-Мухамеддом, город стал столицей Казанского ханства. Развивалось производство кожаных, гончарных изделий, оружия. Казань имела торговые связи с Москвой, Крымом, Турцией и другими регионами. Череда войн с Московским княжеством сначала вынудила Москву платить дань Казанскому ханству, а в итоге привела к взятию Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, с последующим разрушением большей части города и переселением татар на болотистые берега озера Кабан, заложив основу Старо-татарской слободы Казани. После окончательного подавления восстаний в Казанском крае у города началась новая эпоха в истории - в составе Российского государства. В 1556 году началось строительство нового, белокаменного Кремля, в опустевший город (татарам было запрещено селиться ближе 30 вёрст от города) вселили 7 тысяч русских, которых по приказу Ивана Грозного переселяли целыми слободами из разных русских городов, а казанские татары были выселены за стену деревянного посада Казани, за проток Булак, положив, таким образом, начало уникальной территории старой Казани - Старо-Татарской слободе. На рубеже XVI и XVII столетий в Казани была основана одна из первых в России типографий. В XVII веке в городе наблюдался экономический рост, были заложены ремесленные слободы, появились первые мануфактуры. В 1708 году Казань стала столицей крупной Казанской губернии. С 60-х годов XVIII века застройка города принимает упорядоченный характер, появились деревянные мостовые, мосты через Булак и Казанку. Всего в Казани к концу XVIII века проживало около 22 тысяч человек, а с пригородными слободами - более 40 тысяч, и из них только около десяти процентов - татары. Город стал образовательным и культурным центром Поволжья: в 1758 году в Казани открылась первая в России провинциальная гимназия, в 1771 году - первые медресе, в 1791 году появился постоянный театр. Важным событием стало учреждение в 1804 году Казанского университета - третьего в России - закрепившего за городом статус крупного научного центра. Во второй половине XIX века произошли существенные изменения в инфраструктуре Казани: появились газовое (1874) и электрическое (1897) освещение, конка (1875) и электрический трамвай (1899), телеграф (1859) и телефон (1881). (По материалам Википедии)

 

 

Размер рамы: ~ 42.6 х 38.1 см.

Размер листа: ~ 29,1 х 21,5 см.

Плотная  бумага с тиснением на лицевой

стороне "под ткань". Чистая обратная сторона.

Современное обрамление в багет из натурального

дерева, паспарту с v-канавкой, задник, стекло,

подвес-трос.

 

 

Репродукция 1994 года с издания Э.Турнерелли

"Собрание видов города Казани, рисованных с натуры",

Лондон, 1839.

 

 

 

 

 

Entrance to the fortress Kazan

 

 

Edward P.Turnerelli

Views of Kazan, Drawn from nature

London, 1839

 

 

Редактор Завдат Миннуллин

Художник Шамиль Насыров

Казань, ул. Г. Тукая, 74, 1994

 

 

 

ДЛЯ ПОЛНОЭКРАННОГО ПРОСМОТРА НАЖМИТЕ НА ФОТО

oldgravura.ru

Турнерелли, Эдвард - Воскресенская улица = [Изоматериал] : [эстамп]

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Турнерелли, Эдвард - Внешняя стена крепости = [Изоматериал] : [эстамп]

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Турнерелли, Эдвард - Петро-Павловский собор = [Изоматериал] : [эстамп]

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта