АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР «МЕЛАНХОЛИЯ». Дюрер меланхолия картина
Алхимия символов Альбрехта Дюрера. Загадки «Меланхолии»
Небольшая гравюра Альбрехта Дюрера под названием «Меланхолия» занимает особое место в истории живописи. После переоткрытия Дюрера в эпоху романтизма она стала одним из наиболее популярных изображений, использующихся в репродукциях и иллюстрациях. Не менее важно и то, что это очень сложное произведение, переполненное символами и аллегориями, значение которых не так легко расшифровать. И даже после расшифровки многих из них в гравюре остается какая-то загадка. Concepture предлагает свой разбор ключевых образов «Меланхолии».
Художник и его работа
Альбрехт Дюрер – один из величайших художников не только эпохи Возрождения, но и всего западного искусства. Его талант и ум шли рука об руку: почти всю жизнь он учился – как самостоятельно, так и у других мастеров. Он отлично владел ремеслом ювелира, резчика, гравера по дереву и меди, писал картины углем, акварелью, гуашью и маслом, работал с витражами и фортификационными проектами.
Помимо этого, Дюрер является первым художником-теоретиком Северной Европы, после него остались труды по математике, нумерологии и антропометрии, руководства для художников и подробные звездные и географические карты.
«Меланхолия» (Альбрехт Дюрер, 1514)
До наших дней дошли около четырех десятков картин и алтарей, а также сотни гравюр и рисунков, но ни одна его работа не обсуждается так часто, как «Меланхолия». Об этой гравюре опубликовано больше трудов, чем о какой-либо другой (например, исследование Петера-Клауса Шустера, целиком посвященное только ей, составляет два полновесных тома).
«Меланхолия» – небольшая гравюра на меди, сделанная Дюрером в 1514 году. Ее размер всего 23,9 на 18,8 см. В то же время это одна из самых сложных и богатых деталями гравюр, которую обычно относят к «Мастерским гравюрам» наряду с двумя другими – «Рыцарь, смерть и дьявол» (по соседству) и «Святой Иероним в келье» (ниже).
«Меланхолия» выделяется сложностью идеи и множеством аллегорических образов даже на фоне других работ мастера. Камнем преткновения являются как причины, по которым Дюрер обратился к теме меланхолии, так и сама надпись «MELENCOLIA I». Не меньшие споры вызывает и центральная фигура, сидящая на переднем плане: одни видят в ней крепкую женщину с крыльями, другие – ангела-хранителя, третьи – самого Дюрера.
Сбивает с толку и обилие образов, каждый из которых может быть прочитан по-разному. Все это в итоге оставляет неясным и послание данной картины. Ценил ли Дюрер меланхолию, осуждал или считал естественным явлением? Сегодня мы попробуем разобрать эти спорные моменты.
Загадка меланхолии
Вынесенная в заглавие меланхолия в период Ренессанса очень живо интересует мыслителей. Еще с Аристотеля сохраняется двойственность в понимании этого слова: с одной стороны, это тип темперамента, склонность характера, а с другой – болезнь, вызываемая разлитием черной желчи в организме. В Средние века меланхолия ассоциировалась с пороком безделья и даже со смертными грехами (уныние, лень).
Однако Дюрер, обращаясь к этой теме, пишет отнюдь не просто Аллегорию Меланхолии. Традиционно аллегории в живописи довольно просты и очевидны: например, смерть обозначается черепом, косой, клепсидрой или песочными часами. Мир гравюры «Меланхолия» сложен и в тоже время рассудочен, подчинен какой-то скрытой логике.
«Меланхолия» – это еще и единственная гравюра Дюрера, название которой изображено на ней самой. И если разделитель (похожий на знак параграфа) не вызывает особых вопросов, то идущий после него символ породил целую серию споров. Существует как минимум четыре версии о том, почему надпись такова.
Согласно первой версии, Дюрер задумал цикл гравюр о меланхолии, и, возможно, планировались или даже были созданы гравюры номер два, а может и три. Поэтому после слова «меланхолия» стоит римская цифра I. В конце концов сам художник часто не хранил свои рисунки, да и в то неспокойное время запросто могли быть утеряны оригинал и все копии. И все же несколько странно, что никаких сведений о других гравюрах на эту тему специалистами не найдено.
Дракон, держащий баннер с названием гравюры
По второй версии, Дюрер обратился к теме меланхолии в силу самопознания. В те времена считалось, что меланхолики склонны к размышлениям и медитациям, а Агриппа Неттесгеймский выделил сред них три типа. Эти типы различались по преобладавшей способности души: меланхолики воображения, меланхолики рассудка и меланхолики интуиции. Согласно этой типологии, меланхолики первого типа часто становятся художниками, ремесленниками, поэтами. К ним относил себя Дюрер, а потому и изобразил «меланхолию I (типа)».
Наиболее оригинальна третья версия, т. к. она строится на смене ракурса. Эрнесто Фресес предположил, что I – это не цифра, а буква или еще точнее, слово. «I» – это форма повелительного глагола «eo» (второе лицо единственного числа), что означает «уходи». Приступы меланхолии действительно могут изнурять своей тягучей продолжительностью, особенно людей, которым нужно работать. Так что на баннере, возможно, написано своего рода заклинание, призванное освободить от меланхолии.
Агриппа Неттесгеймский
Четвертая версия напротив полагает, что разгадка банальна – все дело в ошибке Дюрера. При создании гравюры рисунок делается с помощью резца в зеркальном отображении. С этим было бы сложно согласиться (все-таки Дюрер занимался гравировкой едва ли не с детства), однако на это указывает тот факт, что существует несколько копий оригинальной гравюры, в которых действительно видно, что мастер кое-что исправлял при изображении цифр. Так что некоторые считают, что I – это фрагмент буквы M, который успел нанести Дюрер, прежде чем понял, что неверно располагает надпись на баннере.
Персонажи гравюры
Одной из самых важных черт стиля Дюрера является обращенность к себе. Дюрер – первый художник, написавший автобиографию, и один из первых, кто на протяжении всей жизни писал свои автопортреты. Свой образ он вписывает и в сюжетные картины в роли человека из толпы. И в некотором смысле справедливо суждение о том, что и в других персонажах его работ часто присутствует что-то личное, автобиографическое. Однако в персонажах «Меланхолии» сложно увидеть ее автора.
Существо, находящееся на переднем плане скорее всего является олицетворением самой меланхолии, это ее дух или даже муза. Оно сидит на ступенях дома с циркулем в руках со взглядом, устремленным в никуда. Споры о половой принадлежности этого существа вряд ли закончатся, и все же, скорее всего, это именно Гений или Ангел-хранитель, крылатое существо, выступающее спутником и покровителем человека (особенно если это талантливый человек).
Дюреру было хорошо известно это состояние, он связывал меланхолический настрой с перенапряжением от работы. В одном из своих трактатов он напишет: «От постоянного упражнения разума расходуется самая тонкая и чистая часть крови и рождается меланхолический дух». Однако этого явно недостаточно, чтобы изобразить себя на гравюре, посвященной меланхолии.
К тому же данное произведение было предназначено эрцгерцогу Максимилиану, при дворе которого служил Дюрер. Максимилиан, по свидетельствам современников, очень сильно боялся приступов меланхолической апатии, поэтому гравюра должна была служить чем-то вроде средства, отводящего ее (на картине есть несколько символов защиты – об этом ниже).
Второй персонаж этой композиции – маленький мальчик с крыльями, или Путто. Путто является предвестником духов (обычно ангелов). Этот образ часто появляется в живописи Ренессанса и Барокко и восходит к античным фигурам амуров и купидонов (поэтому еще этот образ называют Аморетто). Ангелок что-то чертит или пишет стилусом на восковой доске, однако лицо его скорее скучающее, чем увлеченное.
Третий персонаж гравюры – борзая, свернувшаяся калачиком возле этих двух фигур. Собака в данном случае является еще одной отсылкой к теме меланхолии. В те времена считалось, что борзая не только своим нервным поведением символизирует меланхолию (также собака – один из символов Сатурна), но и в принципе является наиболее разумным животным после человека (поэтому ей свойственны «ментальные расстройства» – бешенство и меланхолия).
Магический квадрат
Дюрер – первый европейский художник, составивший и изобразивший магический квадрат. Согласно пифагорейской традиции, числа и их комбинации могли иметь силу воздействия на мир. Этот магический квадрат связан с силами и свойствами планеты Юпитер.
Третий персонаж гравюры – борзая
Традиционно такие квадраты использовались как обереги и талисманы на удачу, в других случаях их чертили или читали (особым способом) для исполнения желаний. В математическом отношении это довольно любопытная система, где сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали и даже угле будет всегда одна и та же – 34. В этих числах Дюрер зашифровал год написания картины (1514), дату смерти матери и, возможно, много чего еще.
Скорее всего, изображение магического квадрата несло как художественный, так и практический смысл. Практический состоял в той самой защите от меланхолии, в которой нуждался будущий обладатель гравюры. Названный «квадратом Юпитера», он всеми своими свойствами противоположен Сатурну и его влиянию. В художественном отношении это бесспорно указатель на таинственные знания.
На картине присутствуют и другие образы познания высших тайн (тигель алхимика, ключи, закрытая книга, лестница в небо). Как отмечает искусствовед Паола Дмитриевна Волкова, на гравюре Дюрера хорошо читается намек на три уровня познания: чувственное (связанное с ремеслом), интеллектуальное и интуитивно-мистическое.
Аллегории, символы, детали
Детальность, подробность и аллегоричность – самая узнаваемая черта стиля художника. Он буквально одержим попытками познать все то, что стремится изобразить. По примеру Альберти (итальянский теоретик живописи, способствовавший использованию прямой перспективы и измерений тела), он делит человеческое тело на части и ищет их соотношения. Но если у Альберти рост человека был поделен на 600 частей, то у Дюрера – на 1800.
Также он отказался от создания какого-либо «идеального» канона (как витрувианский человек Да Винчи). Он выделил 3 типа телосложения, а также разработал не менее 26 различных типов пропорций человека. Усидчивость и внимание великого мастера особенно хорошо видны на простых вещах: посмотрите, как он рисует растения, и вы все поймете (особенно если сами хоть раз пытались нарисовать траву или листву).
Однако «Меланхолия» – это не реалистическое произведение, поэтому в нем поражает не столько детальность изображения, сколько обилие значений, которые могут скрываться за изображенными предметами. Даже если взять только самые очевидные, то их будет около тридцати.
Как минимум явным дополнительным значением обладают следующие образы: (1) колокол с веревкой идущей за пределы картины, (2) мельничный жернов, (3) город-порт у моря, (4) ремесленные инструменты (пила, рубанок, гвозди, молоток, тигель, циркуль, клещи, линейка), (5) странной формы камень и идеально выструганный шар, (6) существо с баннером, (7) лестница, приставленная к дому, (8) венок на голове Гения, (9) песочные часы, (10) весы, (11) закрытая на замки книга, (12) кошели и ключи на поясе Гения (всего 7 ключей), (13) радуга и комета в небе, (14) странный предмет возле собаки, (15) стилус и восковая дощечка у Путто.
Часть этих предметов можно сгруппировать тематически (при этом часть предметов пересекается, т. к. может иметь два и более значений).
Ярче всего представлена серия предметов, символизирующих или отсылающих к Сатурну (покровитель меланхоликов): весы, камни, жернов и циркуль (все, что связано с земледелием римляне относили к Сатурну), возможно, кости (отчетливо видные у собаки) и холод (некоторые борзые часто дрожат как от холода), песочные часы, возможно, ключи (тайны и ограничения сперва относились к богу Янусу, но со временем перешли к символике Сатурна).
Идеально выструганный шар, ремесленные инструменты, кошель с деньгами
Вместе с этим на картине присутствуют вещи, намекающие на тему Юпитера (который считается «доброй фортуной» и противовесом угрюмости Сатурна): магический квадрат, кошель с деньгами, возможно, книга (Юпитер тесно связан с обучением и просвещением), радуга, порт (как знак путешествий и экспансии). В этом ракурсе все эти образы укладываются в идею создания не просто гравюры, но своего рода оберега.
Другая серия предметов напрямую связана с деятельностью – ремеслом или интеллектуальным трудом: плотницкий инструмент, вещи алхимика и проектировщика.
Эти предметы вместе с несколькими другими создают ощущение незаконченности. Брошенные инструменты, недостроенный дом, жернов без мельницы, непонятно для чего поставленная лестница, песочные часы, неправильной формы глыба и сама фигура Гения словно застыли в ожидании – в ожидании, когда зазвонит колокол и стряхнет наваждение бездействия.
Самый яркий образ в этой серии: мельничный жернов, который ничего не мелет. Жернова – один из символов космического циклического времени. Приставленный к стене, лишенный пары мельничный камень становится метафорой ощущения застывшего времени, свойственного меланхолическому припадку.
Третья серия предметов тесно пересекается со второй, но на этот раз отсылает уже к познанию, и прежде всего – к познанию высших материй, которые доступны меланхолику. Дюрер не считал меланхолию болезнью – скорее напротив, в тяжести, апатии и горечи меланхолии он видел плату за дар, которую требует с меланхолика его покровитель (Сатурн часто символизирует дисциплину, справедливую плату, тяжелый труд и воздаяние).
Как и многие деятели Возрождения, Дюрер верил в то, что алхимия и другие оккультные науки способны не только познать законы мироздания, но и повлиять на них. Магическое сознание строится на принципе «все связано со всем», поэтому один и тот же объект может нести разные смыслы: так, например, явление кометы может сулить одно народам и совсем другое отдельным людям. И весьма вероятно, что Дюрер, наблюдавший за звездами и планетами, пытался в них прочитать свою судьбу.
К объектам, отсылающим к познанию тайного, можно отнести книгу, закрытую на замки, ключи на поясе, циркуль и весы (которые могут означать не только измерения, но и сам принцип, по которому у всего должна быть мера и гармония), лестницу в небо, комету (которые считались своего рода сообщениями, предвестниками), камень странной формы, песочные часы, колокол (который неизвестно кем управляется).
Помимо этих групп, можно сделать еще несколько отдельных замечаний.
Весы, как известно, это астрологический знак, а потому их появление здесь не случайно. Во-первых, Весы считаются знаком экзальтации Сатурна, т. е. знаком, в котором планета проявляет себя максимально сильно и свободно. И во-вторых, ряд исследователей указывают, что в конце 1513 – начале 1514 гг. многие (в т. ч. и Дюрер) наблюдали движение кометы, которая двигалась в сторону Сатурна, как раз находившегося в то время в знаке Весов.
Некоторые споры вызывает и оскаленное крылатое существо с баннером. Многие искусствоведы называют его летучей мышью (видимо, за сходство головы с головой крысы). Однако, судя по изображению, Дюрер рисовал дракона. В своих представлениях он опирался на то, как его изображали на средневековых иллюстрациях (и там очень много схожих образов).
Пейзаж прибрежного города
Неясной остается и причина, по которой Дюрер изобразил пейзаж прибрежного города, а не привычные леса и горы Баварии или башни родного Нюрнберга. Возможно, художник решил создать контраст с нагруженной деталями частью гравюры, но, быть может, за изображением воды и города стоит сложная символика. Например, идея внутреннего путешествия или намек на то, что меланхолия в чем-то сродни безумию.
Море и безумие тесно связаны в сознании европейцев, начиная с позднего Средневековья. Об этом очень ярко пишет Мишель Фуко в своей «Истории безумия в классическую эпоху». Отталкиваясь от известного сюжета о корабле дураков, он пишет:
Безумец заперт на его борту, словно в тюрьме, побег из которой невозможен; он – всецело во власти реки с тысячью её рукавов, моря с тысячью его путей, их великой переменчивости, неподначальной ничему. <…> Неважно, ритуал ли отплытия с присущей ему системой значений находится у истоков этой связи помешательства и воды, которая прослеживается в сфере воображаемого западноевропейской культуры на протяжении всего ее существования, – или же, наоборот, именно их сближение вызывает из глубины веков этот ритуал и закрепляет его в сознании. Одно бесспорно: в восприятии европейца вода надолго связывается с безумием.
<…> челн души обречён оставаться во власти великого моря безумия, если не удастся ему бросить надежный якорь веры либо поднять свои духовные паруса, дабы веяние духа Божьего направило его в порт. В конце XVI в. Деланкр был убежден: именно море причиной тому, что всё племя мореплавателей служит дьяволу: неверная пашня, по которой, полагаясь лишь на звёзды, ведут борозду корабли; секреты, передающиеся из уст в уста; удалённость от женщин; наконец, самый вид этой бескрайней волнующейся равнины лишают человека веры в Бога и сколько-нибудь прочных связей с родиной; и тогда он вверяет себя дьяволу и безбрежному океану его происков.
Уже после Дюрера, в XVI-XVII веке, меланхолию станут связывать не только с холодом, но и с влажностью (по Гиппократу, она холодная и сухая). Так именно морским климатом будут объяснять склонность англичан к меланхолии.
Стоит обратить внимание и на венок Гения. Он составлен не из привычных растений (лавр, олива, дуб), а из водяных (что-то вроде водяного лютика и водяного кресса). Существует версия, что именно эти растения использовались как средство против опасного влияния Сатурна, т. е. от уныния, беспокойства, депрессии.
Вполне возможно, что другим защитным образом была глыба неправильной формы, занимающая весомое место в композиции. По одной из версий, Дюрер увидел однажды минерал подобной формы, добытый недалеко от Нюрнберга. Его поразило, что сама природы придала столь причудливую, почти рукотворную форму камню, именно поэтому он решил его изобразить. Вероятнее всего, это был плавиковый шпат (флюорит), этот минерал часто образует кубические, октаэдрические и более сложные формы кристаллов. Их до сих пор добывают в Южной Германии.
Стоит также отметить, что согласно представлениям литотерапии (лечения камнями), флюорит используется для снятия стресса, депрессии и достижения душевного равновесия. Из флюорита делали шары для предсказания будущего и амулеты для тех, кто «общается с тонкими мирами» (ученым, творческим людям, практикующим магам). Возможно, Дюрер слышал об этом, и потому разместил упоминание об этом камне на гравюре.
Среди образов можно выделить и два довольно явно отсылающих к христианской символике. Первый – это колокол, который служит не только голосом, созывающим христиан, но и выполняет магические функции (ободряет сердца, прогоняет злых духов, успокаивает бури). Кроме того, колокол в христианстве является символом музыки.
Если продолжить эту логику, то 7 ключей на поясе ангела – это указание на семь свободных искусств. И при желании мы найдем предмет, отсылающий к каждому из них: колокол (музыка), комета (астрономия), циркуль (геометрия), магический квадрат с цифрами (арифметика), книга (диалектика), восковая табличка и стилус (грамматика).
Единственным неочевидным свободным искусством оказывается риторика. Ее аллегорические изображения обычно делали акцент на свитке, позе говорящего, трубах, привлекающих внимание, пере и иногда клинке (рифмуя слово с оружием, как, например, на картине Джентилески). Однако можно предположить, что отсылкой к риторике служат песочные часы, которые часто использовались для обучения говорить ровно положенное время. Впрочем, связка из 7 ключей – пожалуй, более сложный символ, несущий и другие смыслы.
Вторым библейским символом является лестница. Лестница Иакова очень часто использовалась в искусстве Средних веков, поскольку соответствовала иерархичному мировоззрению эпохи. Помимо упоминания лестницы, соединяющей небо и землю во сне пророка Иакова, существует также апокрифический текст с таким названием (который запрещен у католиков). В каком-то смысле Дюрер вновь отсылает нас к идее уровней как в нашем познании, так и в самом мироздании.
Однако, как бы мы ни старались, значение многих образов остается неясным. Так, например, комета и радуга, одновременно находящиеся на небе. Возможно, они просто противопоставлены друг другу: кометы всегда считались предвестниками дурного, радуга – напротив, знак доброй воли богов (например, в истории о Всемирном потопе). Но может быть, что здесь зашифровано что-то большее, например, указание на шестой день творения мира (именно тогда создана радуга).
Для нас остаются загадкой книга и ее содержание, идеальный шар у ног или что пишет стилусом маленький ангел. Что ж, наличие загадок не только не портит впечатления от этой гравюры, но и подогревает интерес к ней, который не угасает вот уже 500 с лишним лет.
concepture.club
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР."МЕЛАНХОЛИЯ1" - The Art Story
КАТАЛОГАльбрехт Дюрер(1471-1528)|Меланхолия(1514)|Гравюра на меди | Кабинет музея искусств Карлсруэ
Изображена одиноко сидящая крылатая женская фигура в венке, которая олицетворяет творческий гений. На боку у нее связка ключей и кошелек, на коленях закрытая книга, в правой руке циркуль – символ геометрии Она в глубокой задумчивости смотрит вдаль. У ее ног спит собака, вокруг разбросаны строительные и измерительные инструменты, среди них – шар и многогранник, позади – жернов и лестница. На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I».
Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии. Венок из лютика и водяного кресса - лекарство. Окружающие предметы – атрибуты геометрии, измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Геометрия – одно из «7 свободных искусств». Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. Но почему: 1. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту?2. На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии?3. Что значит MELENCOLIA I?Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный . Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве», и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» - состояния, в котором творит гений. Гуманисты восславили и Сатурн. Но Сатурн, не только Кронос, - бог времени – он и бог земледелия, земли, покровитель каменотесов и плотников. Отсюда – инструменты. Как бог земли он ведал обмером участков, то есть , собственно геометрией. В нюрнбергском календаре 1515г.: «Из искусств Сатурн означает геометрию».MELENCOLIA I. В 1531г. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». По Агриппе есть три степени познания: I -искусство; II - наука; III - теология. Дюрер писал: « Что такое абсолютная красота я не знаю. Никто этого не знает, кроме Бога». И еще: «Ложь в нашем понятии и темнота в нашем разуме так укрепились, что даже идя ощупью, мы ошибаемся». «Меланхолия» Дюрера в депрессии, ибо высшая истина ей недоступна.Добавить ваши ...
В. Клеваев. «Лекции по истории искусства.Северное Возрождение.Альбрехт Дюрер».manon-gabrielle.livejournal.com
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР «МЕЛАНХОЛИЯ»: kovlam
Древние астрологи о Сатурне
Сидит крылатая женщина в задумчивости, её окружают предметы: измерительные, столярные инструменты. Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно). Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры. Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над?) окружающего мира. События, жизнь проходят без её участия. Песочные часы на стене усиливают это ощущение. И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю).
Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция! Для людей, живущих в те времена (1514 год), подобные иносказания были более-менее понятны. Что для нас эта гравюра? Если не вдаваться в толкования, имея перед глазами лишь изображение да название?
Многим, должно быть, известно это состояние мрачной тоскливой бездеятельности, при которой разум не отключён, он бодрствует, но нет сил и желания что-либо делать. Мне видится именно это. Да что говорить! Сколько раз я сама так сидела (задумавшись) среди книг, бумаг и прочих своих «инструментов» писательства, только, в отличие от картины, рядом дремала кошка, а не собака.
На гравюре Дюрера изображена именно такая меланхолия, не депрессивное состояние, когда кажется, что всё плохо,а состояние усталости, задумчивости, вызванное не ленью, но сложной задачей, ношей, уделом. Здесь подойдут слова английского писателя Клайва Баркера, на мой взгляд передающие самую суть гравюры:
«Меланхолия — это печаль, только сильнее. Это то, что мы чувствуем, думая о мире и о том, как мало мы понимаем, когда размышляем о неизбежном конце».
Дюрер создал «Меланхолию» в тяжёлое время: в тот год умерла его мать, разгорались войны и восстания, Европа стояла на пороге Реформации.
«Столько вопросов, но почему нет на них ответов!» — словно хочет воскликнуть Дюрер через изображение.
«Меланхолия» — последняя из серии трёх «мастерских гравюр» Дюрера. Первые две это «Иероним в келье» и «Рыцарь и смерть». Во всех трёх присутствует действующее лицо (рыцарь, Иероним, крылатая женщина) или, как считают искусствоведы, описано три разных состоянии души человека. А Станислав Зарницкий полагает будто на гравюрах описаны три состояния великого Мартина Лютера, идеи которого разделял живописец. Также из гравюры в гравюру кочуют часы, пёс и некоторые другие символы. Но «Меланхолия» ими просто перенасыщена.
Давайте пройдёмся по некоторым из них. Это интересно! Во-первых, многое на гравюре связано с планетой Сатурн — покровительницей меланхоликов.Сатурн, вообще, считался (может, и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей. Ну да, что хорошего в меланхолии?! За год до того, как создать гравюру, Дюрер занимался составлением астрономических карт, сам следил за движениями небесных светил. В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине.
Бог Сатурн, лист из средневековой книги (изображение увеличивается)
Разбросанные инструменты, циркуль в руках женщины связаны с земельными и измерительными работами (бог Сатурн — бог земли).
Свернувшаяся калачиком собака — символ меланхоликов, потому что собаки часто болели бешенством, а меланхолический человек, считалось, находился на грани безумия.
На стене выгравирован квадрат с цифрами — магический квадрат, где сумма чисел на каждой горизонтали, вертикали и диагонали и во многих других комбинациях равна 34. Возможно, Дюрер сам составил квадрат, или же взял за основу более ранний квадрат Корнелия Агриппы и видоизменил его, подобрав свои цифры. Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16.05), и можно найти много других. Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна.
В заключение, приведу четыре гипотезы о названии. На крыльях мыши написано:«Меланхолия I».
1. Дюрер планировал сделать несколько гравюр, изображающих меланхолию.
2. Согласно учению того времени, существует три вида меланхоликов. Первые — это те, у которых хорошо развита фантазия, творческие люди; у вторых преобладает разум — политики, чиновники; у третьих — интуиция — люди религии. Дюрер причислял себя к первой группе.
3. «I» — это вовсе не цифра, а латинская буква i, и вместе с меланхолией — это значит «Прочь, меланхолия».
4. Дюрер, создавая гравюру, ошибся: стал набирать букву «М» вместо «А» (гравюра на меди вырезалась с обратной стороны, следовательно, слово надо было начинать с последней буквы). Ошибку в гравюре он уже совершал, изображая цифры квадрата (лист с перевёрнутыми цифрами сохранился в собрании Отто Шефера). Но в названии переделать не получилось, и Дюрер решил так обыграть сложившуюся ситуацию: пронумеровал меланхолию MELENCOLIA I. Кстати, в своих записях он везде называет гравюру просто «Меланхолия».
kovlam.livejournal.com
Меланхолия (гравюра Дюрера) - это... Что такое Меланхолия (гравюра Дюрера)?
«Меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «Меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера, и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий.
Размеры оригинала гравюры 23,9 × 18,8 см.
Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I».
Детали изображения и символика
- На переднем плане гравюры — крылатый Гений, с пристальным взглядом, сидит, подперев левой рукой голову украшенную венком. На коленях застёгнутая книга, в правой руке циркуль. На поясе связка ключей и два кошелька.
- На мельничном жернове сидит Путто. Мальчик с крыльями, в искусстве барокко и ренессанса — символизирует предвестника земного или ангельского духа. Задумчиво пишет стилем на восковой дощечке.
- Вокруг центральной фигуры хаотично разбросаны: молоток, щипцы, гвозди, пила, рубанок, линейка и другие инструменты. В жаровне с пылающим огнём стоит плавильный тигель.
- У ног крылатой фигуры, свернувшись клубком, спит борзая собака.
- На стенах сооружения весы, часы (песочные и солнечные), колокол и высечен магический квадрат. К невидимой стене приставлена лестница, ведущая на верхний этаж.
- В небе радуга, а низко над горизонтом — лучистая комета, ярко освещающая портовый город. Оскаленное крылатое существо несёт баннер с названием гравюры.
- Сфера и многогранник (усеченный с двух углов параллелепипед — см. основную статью: Многогранник Дюрера). Боковыми гранями являются два правильных треугольника и шесть нерегулярных пятиугольников; двенадцать вершин принадлежат к двум разным типам.
- Дюрер составил первый в европейском искусстве магический квадрат, 4х4. Сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали, а также, что удивительно, в каждой четверти (даже в центральном квадрате) и даже сумма угловых чисел равна 34. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). В средних квадратах первого столбика внесены исправления — цифры деформированы…
Интерпретация
- Гравюра содержит очень много символов, часть из них связана с планетой Сатурн (планеты-покровительницы меланхоликов). Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. К первому относили людей с богатым воображением, это — художники, поэты, ремесленники. Ко второму людей, у которых рассудок преобладает над чувством: ученых, государственные деятелей. Третий тип — люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Так как Дюрер был художником, он относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I»[1].
- Нессельштраус так анализирует эту гравюру:
…перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем плане, в окружении разбросанных в беспорядке столярных и строительных инструментов, сидит, подперев рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Неподалеку на земле лежит деревянный шар, дальше виднеется большой каменный многогранник, из-за которого выглядывает плавильный тигель. Позади женщины взобравшийся на жернов угрюмый мальчуган с трудом выводит что-то на дощечке. Рядом свернулась в клубок тощая собака. Справа в глубине возвышается каменное здание, может быть, недостроенное, так как к нему прислонена деревянная лестница. На стенах здания висят песочные часы, весы и колокол и начертан магический квадрат. В небе, в лучах кометы, распростерла крылья огромная летучая мышь. На крыльях мыши надпись: «Меланхолия I» (…) Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность, зритель, однако, становится в тупик перед множеством рассеянных здесь намеков. Почему Меланхолия изображена крылатой, что означает ее бездеятельность, что за мальчик изображен позади, в чем значение магического квадрата, для чего разбросаны вокруг инструменты, в чем смысл цифры «I»?
— Ц.Г. Нессельштраус
В популярной культуре
В книге Дена Брауна «Утраченный символ» профессор Роберт Лэнгдон расшифровывает тайну масонской пирамиды с помощью магического квадрата, изображённого на заднем плане «Меланхолии». Однако в описании гравюры, которое приводится в книге, сказано, что «Меланхолия» выполнена не на меди, а на тиснённой бумаге.
Примечания
Ссылки
dik.academic.ru
Меланхолия (гравюра Дюрера) - это... Что такое Меланхолия (гравюра Дюрера)?
«Меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «Меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера, и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий.
Размеры оригинала гравюры 23,9 × 18,8 см.
Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I».
Детали изображения и символика
- На переднем плане гравюры — крылатый Гений, с пристальным взглядом, сидит, подперев левой рукой голову украшенную венком. На коленях застёгнутая книга, в правой руке циркуль. На поясе связка ключей и два кошелька.
- На мельничном жернове сидит Путто. Мальчик с крыльями, в искусстве барокко и ренессанса — символизирует предвестника земного или ангельского духа. Задумчиво пишет стилем на восковой дощечке.
- Вокруг центральной фигуры хаотично разбросаны: молоток, щипцы, гвозди, пила, рубанок, линейка и другие инструменты. В жаровне с пылающим огнём стоит плавильный тигель.
- У ног крылатой фигуры, свернувшись клубком, спит борзая собака.
- На стенах сооружения весы, часы (песочные и солнечные), колокол и высечен магический квадрат. К невидимой стене приставлена лестница, ведущая на верхний этаж.
- В небе радуга, а низко над горизонтом — лучистая комета, ярко освещающая портовый город. Оскаленное крылатое существо несёт баннер с названием гравюры.
- Сфера и многогранник (усеченный с двух углов параллелепипед — см. основную статью: Многогранник Дюрера). Боковыми гранями являются два правильных треугольника и шесть нерегулярных пятиугольников; двенадцать вершин принадлежат к двум разным типам.
- Дюрер составил первый в европейском искусстве магический квадрат, 4х4. Сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали, а также, что удивительно, в каждой четверти (даже в центральном квадрате) и даже сумма угловых чисел равна 34. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). В средних квадратах первого столбика внесены исправления — цифры деформированы…
Интерпретация
- Гравюра содержит очень много символов, часть из них связана с планетой Сатурн (планеты-покровительницы меланхоликов). Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. К первому относили людей с богатым воображением, это — художники, поэты, ремесленники. Ко второму людей, у которых рассудок преобладает над чувством: ученых, государственные деятелей. Третий тип — люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Так как Дюрер был художником, он относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I»[1].
- Нессельштраус так анализирует эту гравюру:
…перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем плане, в окружении разбросанных в беспорядке столярных и строительных инструментов, сидит, подперев рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Неподалеку на земле лежит деревянный шар, дальше виднеется большой каменный многогранник, из-за которого выглядывает плавильный тигель. Позади женщины взобравшийся на жернов угрюмый мальчуган с трудом выводит что-то на дощечке. Рядом свернулась в клубок тощая собака. Справа в глубине возвышается каменное здание, может быть, недостроенное, так как к нему прислонена деревянная лестница. На стенах здания висят песочные часы, весы и колокол и начертан магический квадрат. В небе, в лучах кометы, распростерла крылья огромная летучая мышь. На крыльях мыши надпись: «Меланхолия I» (…) Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность, зритель, однако, становится в тупик перед множеством рассеянных здесь намеков. Почему Меланхолия изображена крылатой, что означает ее бездеятельность, что за мальчик изображен позади, в чем значение магического квадрата, для чего разбросаны вокруг инструменты, в чем смысл цифры «I»?
— Ц.Г. Нессельштраус
В популярной культуре
В книге Дена Брауна «Утраченный символ» профессор Роберт Лэнгдон расшифровывает тайну масонской пирамиды с помощью магического квадрата, изображённого на заднем плане «Меланхолии». Однако в описании гравюры, которое приводится в книге, сказано, что «Меланхолия» выполнена не на меди, а на тиснённой бумаге.
Примечания
Ссылки
biograf.academic.ru
Меланхолия (гравюра Дюрера) - это... Что такое Меланхолия (гравюра Дюрера)?
«Меланхолия» — резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «Меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера, и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий.
Размеры оригинала гравюры 23,9 × 18,8 см.
Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I».
Детали изображения и символика
- На переднем плане гравюры — крылатый Гений, с пристальным взглядом, сидит, подперев левой рукой голову украшенную венком. На коленях застёгнутая книга, в правой руке циркуль. На поясе связка ключей и два кошелька.
- На мельничном жернове сидит Путто. Мальчик с крыльями, в искусстве барокко и ренессанса — символизирует предвестника земного или ангельского духа. Задумчиво пишет стилем на восковой дощечке.
- Вокруг центральной фигуры хаотично разбросаны: молоток, щипцы, гвозди, пила, рубанок, линейка и другие инструменты. В жаровне с пылающим огнём стоит плавильный тигель.
- У ног крылатой фигуры, свернувшись клубком, спит борзая собака.
- На стенах сооружения весы, часы (песочные и солнечные), колокол и высечен магический квадрат. К невидимой стене приставлена лестница, ведущая на верхний этаж.
- В небе радуга, а низко над горизонтом — лучистая комета, ярко освещающая портовый город. Оскаленное крылатое существо несёт баннер с названием гравюры.
- Сфера и многогранник (усеченный с двух углов параллелепипед — см. основную статью: Многогранник Дюрера). Боковыми гранями являются два правильных треугольника и шесть нерегулярных пятиугольников; двенадцать вершин принадлежат к двум разным типам.
- Дюрер составил первый в европейском искусстве магический квадрат, 4х4. Сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали, а также, что удивительно, в каждой четверти (даже в центральном квадрате) и даже сумма угловых чисел равна 34. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). В средних квадратах первого столбика внесены исправления — цифры деформированы…
Интерпретация
- Гравюра содержит очень много символов, часть из них связана с планетой Сатурн (планеты-покровительницы меланхоликов). Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. К первому относили людей с богатым воображением, это — художники, поэты, ремесленники. Ко второму людей, у которых рассудок преобладает над чувством: ученых, государственные деятелей. Третий тип — люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Так как Дюрер был художником, он относил себя к первому типу меланхоликов, о чем и гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I»[1].
- Нессельштраус так анализирует эту гравюру:
…перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем плане, в окружении разбросанных в беспорядке столярных и строительных инструментов, сидит, подперев рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Неподалеку на земле лежит деревянный шар, дальше виднеется большой каменный многогранник, из-за которого выглядывает плавильный тигель. Позади женщины взобравшийся на жернов угрюмый мальчуган с трудом выводит что-то на дощечке. Рядом свернулась в клубок тощая собака. Справа в глубине возвышается каменное здание, может быть, недостроенное, так как к нему прислонена деревянная лестница. На стенах здания висят песочные часы, весы и колокол и начертан магический квадрат. В небе, в лучах кометы, распростерла крылья огромная летучая мышь. На крыльях мыши надпись: «Меланхолия I» (…) Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность, зритель, однако, становится в тупик перед множеством рассеянных здесь намеков. Почему Меланхолия изображена крылатой, что означает ее бездеятельность, что за мальчик изображен позади, в чем значение магического квадрата, для чего разбросаны вокруг инструменты, в чем смысл цифры «I»?
— Ц.Г. Нессельштраус
В популярной культуре
В книге Дена Брауна «Утраченный символ» профессор Роберт Лэнгдон расшифровывает тайну масонской пирамиды с помощью магического квадрата, изображённого на заднем плане «Меланхолии». Однако в описании гравюры, которое приводится в книге, сказано, что «Меланхолия» выполнена не на меди, а на тиснённой бумаге.
Примечания
Ссылки
veter.academic.ru
Альбрехт Дюрер "Меланхолия" — реферат
- Анализ картины
Наиболее сложное, но и наиболее загадочное произведение из «Мастерских гравюр» – это «Меланхолия» (1514г.). Это одна из любимых работ самого Дюрера. Каждый предмет имеет здесь свой смысл, свое значение.
Название художник включил в саму гравюру. В ее глубине парит летучая мышь, держащая табличку с надписью «Меланхолия I». Изображен морской берег, безграничная даль воды, и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем плане, в окружении разбросанных столярных и строительных инструментов, сидит, подперев голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина. Взгляд ее устремлен вдаль, но при этом внутрь себя. На темном лице пугающе яркими кажутся белки глаз, и от этого взгляд обретает трагическое выражение. В позе женщины – душевный упадок, огромная усталость. Под рукой женщины – книга, застегнутая на застежку – ей не до чтения. Над ее головой песочные часы, соединенные с солнечными. Рядом – колокол. Часы и колокол у Дюрера всегда означали: «Помни о смерти».
Женщину окружают инструменты для измерения. Сколько надежд связывал Дюрер с вычислениями и измерениями! Но теперь женщина держит циркуль рассеянно и небрежно, а линейка брошена и валяется у ее ног. Она по-прежнему не в силах подняться по лестнице, ведущей к истинному просвещению. «Даже гению нелегко постичь Мистерии древности».
Таинственен огромный многогранник неправильной формы. Рядом каменное ядро: в астрологии и магии – символ планет, мира, Вселенной вообще. Тигель на горящей жаровне – непременный предмет в алхимических лабораториях. В правом верхнем углу Дюрер изобразил "дьявольский" или магический квадрат. Это первый подобный квадрат в Европе и самый совершенный в мире. Магический квадрат 4х4, изображённый на гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия I», считается самым ранним в европейском искусстве. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). Сумма чисел на любой горизонтали, вертикали и диагонали равна 34. Эта сумма также встречается во всех угловых квадратах 2х2, в центральном квадрате (10+11+6+7), в квадрате из угловых клеток (16+13+4+1), в квадратах, построенных «ходом коня» (2+8+9+15 и 3+5+12+14), в прямоугольниках, образованных парами средних клеток на противоположных сторонах (3+2+15+14 и 5+8+9+12). Большинство дополнительных симметрий связано с тем, что сумма любых двух центрально симметрично расположенных чисел равна 17.
Итак, атрибуты точных наук объединены с символами магии – видно, ни то, ни другое не избавило от меланхолической тоски. Разбросаны инструменты ремесел: и они не оправдали надежд. Привален к стене каменный жернов – символ мертвой тяжести, косной неподвижности. Привязанные к поясу ключи - символ власти, а кошель – богатства (атрибут меланхоликов, означающий также скупость). Летучая мышь связана с Меланхолией потому, что ее стихия – вечерний сумрак и ей сопутствуют одиночество и уныние, а собака потому, что из всех животных она одарена наиболее высоким интеллектом и вместе с тем наиболее других подвержена заболеванию бешенством, в чем усматривали родство со склонностью меланхоликов к психическим заболеваниям. Что же означает эта аллегория? Существует много ее толкований.
Прежде всего, Дюрер знал о сложившемся еще в Древней Греции учении о четырех темпераментах. Средневековая медицина приняла целиком эту теорию и приписывала каждому темпераменту свою планету: у меланхолика это был Сатурн – покровитель каменотесов, тех, кто занимался тяжелым физическим трудом, грязной работой. Самым худшим и опасным считался меланхолический темперамент. Такие люди злобны и трусливы, угрюмы и печальны, ленивы, скупы, коварны, им свойственны неуклюжее сложение, худоба, темный цвет лица. Им сильнее, чем людям других темпераментов, грозит самая страшная из болезней – безумие.
Но во второй половине 15 века в среде ученых и гуманистов возникло новое толкование меланхолического темперамента, идущее вразрез со средневековой традицией. Согласно ему, особая возбудимость, присущая меланхоликам, стимулирует развитие разума и остроту чувств. Еще Аристотель утверждал, что «все выдающиеся люди, отличившиеся в философии, в государственных делах, поэзии или изобразительном искусстве, - меланхолики…». Платон также рассуждал о «гениальном безумии». В эпоху Возрождения развитие интереса к личности, разуму и дарованиям воскресило эти теории. Теперь меланхолический темперамент, ранее вызывавший лишь страх и презрение, был окружен ореолом гениальности. Меланхолия вошла в моду, многие старались подражать меланхоликам, приписывая себе их качества. Многие отдавались под покровительство Сатурна, при этом стараясь оградить себя от его вредного влияния талисманами. Возможно, именно таким талисманом является «Магический квадрат», который был создан, как считали тогда, под влиянием Юпитера. Вспомнили также, что Сатурн еще и бог земли, символизирующий геометрию (в буквальном смысле «землемерие» - отсюда разбросанные инструменты). В сущности Дюрер представил свою Меланхолию в виде Геометрии (прототипом гравюры считают иллюстрацию энциклопедического словаря Грегори Рейша, изображающую Геометрию). Однако, объединив черты Геометрии и Меланхолии, Дюрер создал вместо абстрактной персонификации яркий образ владеющего всеми достижениями науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны Вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой.
Эта мысль также сочетается с толкованием цифры «I» в названии «Меланхолия I». Во времена Дюрера выделяли три ступени человеческого гения. Первая ступень – люди с богатым воображением: художники, поэты, ремесленники. На второй ступени стоят те, у кого рассудок преобладает над чувством: ученые, государственные деятели. Наконец, высшую, третью ступень занимают люди, у которых преобладает интуиция: теологи и пророки.
Художникам доступна лишь первая ступень - поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, называет свою гравюру MELENCOLIA I. Вот почему она погружена в угрюмое молчание. Она могуча и крылата, но невозможность познать высшую истину надломила ее силы. Сомнения и неудовлетворенность, выраженные в «Меланхолии», были свойственны и самому художнику в тот период. Эту гравюру называют духовным автопортретом Дюрера.
- Техника
В конце 15 века на смену первым контурным резцовым гравюрам пришли гравюры с пластическим решением. Так, крупнейший предшественник Дюрера в этой области Мартин Шонгауэр использовал в своих работах светотеневую лепку. Но, выявляя объемы, мастер не ставил проблемы света; его почти скульптурные фигуры, построенные на четком контуре, не были связаны с пространством.
Впервые проблему взаимоотношения предметов с пространством и размещения их в пространстве поставил и решил в гравюре на меди Дюрер. Он разработал сложнейшую систему штриховки, которая позволила ему ввести в гравюры свет и строить все изображение на тональных градациях. Так что весь путь развития резцовой гравюры шел в сторону приближения к живописности, трехмерности и пространственности. И творчество Дюрера было вершиной на этом пути. Дюрер первый поднял гравюру до уровня высокого искусства, к которому раньше относили только живопись и скульптуру. Его работы - своеобразные исследования по технике резцовой гравюры. Отсюда берет начало огромное разнообразие тех графических приемов, которые изобретает и которыми пользуется Дюрер.
Соединяя приемы гравирования грабштихелем и иглою, он довел технику до высокой степени совершенства, и мелкий серебристый тон его гравюры и тонкость работы затмили все, созданное в этом роде до его появления.
Художник свободно владеет резцом, применяя острый, угловатый и нервный штрих, с помощью которого создаются извилистые, напряженные контуры, пластически лепится форма, передаются свет и тени, строится пространство. Фактура этих гравюр с их тончайшими переходами серебристых тонов отличается удивительной красотой и разнообразием.
Не нарушая специфики резцовой гравюры, Дюрер извлекает из нее новые и невиданные эффекты. Это и глубокие, энергичные линии, оставленные сильным движением штихеля, и легкие округлые штриховки, свободно пересекающие друг друга, и мелкие угловатые насечки, нанесенные короткими ударами резца без всякого внутреннего порядка, и длинные, идеально прямые линии, регулярно заполняющие плоскость листа. То глубоко врезая линию, то делая ее совсем тонкой, иногда превращая в прерывистый пунктир, сгущая или разряжая штриховку, используя перекрещивающиеся штрихи, художник не только создает иллюзию форм и объемов, но и передает фактуру разных материалов: блестящий шелк ткани, шерсть животных, текстуру дерева, гладкую поверхность. С помощью коротких параллельных черточек он изображает игру света, солнечные блики, вибрирующие на поверхности. Все это богатство выразительных средств, находящееся на вооружении художника, дает ему практически абсолютную власть над реальностью.
- Музеи
Гравюра «Меланхолия» у художника была одной из самых любимых. Он любил дарить ее. Потому неудивительно, что эта работа сохранилась не в одном экземпляре и хранится в нескольких музеях. Два из них - Кунстхалле Карлсруэ и Национальная галерея искусства в Вашингтоне.
Кунстхалле Карлсруэ (нем. Staatliche Kunsthalle Karlsruhe) — государственный художественный музей в Карлсруэ, в котором представлены работы преимущественно немецких, французских и нидерландских мастеров последних семи столетий.
Здание картинной галереи было возведено в 1836—1846 гг. под руководством архитектора Генриха Хюбша и является одним из старейших музейных зданий Германии. Начало коллекции музея положил так называемый «Кабинет живописи» маркграфини Каролины-Луизы Гессен-Дармштадтской (1723—1783).
В постоянной экспозиции в основном здании демонстрируется около 800 полотен и скульптур. Коллекция славится работами немецких живописцев поздней готики и Ренессанса, нидерландских и французских мастеров XVII и XVIII вв., а также немецких художников и скульпторов XIX в. В музее также представлены работы немецкого художника Ганса Тома (1839—1924), служившего директором Кунстхалле.
В здании оранжереи находятся работы XX и XXI столетий, среди них полотна Мане, Коринта, Писсаро и др.
Национальная галерея искусства (англ. National Gallery of Art) — художественный музей в Вашингтоне (США). В галерее собрана одна из лучших коллекций искусства в мире. В экспозиции представлены произведения искусства европейских и американских мастеров: картины, скульптуры, рисунки, фотографии, графика, предметы декоративно-прикладного искусства.
Коллекция насчитывает около 1200 картин (особенно широко представлены полотна итальянских, французских и американских мастеров), одно из лучших в мире собраний живописи итальянского Возрождения, произведения голландского и испанского барокко. Правительством США галерее были переданы 20 тыс. рисунков и акварелей, изображающих историю американских ремёсел и народного искусства.
Галерея основана в 1937 году Конгрессом США на основе крупных частных коллекций Эндрю Уильяма Меллона (также выделил 10 млн долларов США на строительство здания), Лессинга Дж. Розенвальда, Сэмуэла Генри Кресса и более чем 2000 скульптур, картин, предметов декоративного искусства и фарфоровых изделий из коллекции Джозефа Уайденера, а также других коллекционеров.
Богатством и разнообразием своей коллекции Национальная галерея обязана, прежде всего, нескольким американским меценатам, которых принято называть сейчас отцами-основателями. На первом месте среди них стоит, конечно же, Эндрю Меллон, подаривший галерее сове собрание, содержавшее, в частности, полотна Боттичелли, Тициана, Рафаэля. С 1920-х годов финансист и коллекционер Эндрю Мэллон начал собирать коллекцию картин и скульптур ранних мастеров с намерением создать в стране национальную художественную галерею. Ядро коллекции составили проданные советской властью шедевры Эрмитажа. После его смерти Конгресс 24 марта 1937 года в совместном постановлении обеих палат принял коллекцию и денежные средства и одобрил создание галереи.
От другого коллекционера, Питера Уайденера, галерея получила в дар работы Ренуара и Мане. После смерти Уайденера его сын Джозеф передал Национальной галерее все собрание произведений искусства, оставшееся от отца. 393 работы итальянских живописцев и скульпторов подарили галерее братья Кресс. Одними из первых откликнулись они на призыв Меллона помочь новорожденному музею встать на ноги. И наконец, замечательную коллекцию, включающую в себя более 20 000 рисунков и гравюр, а также картины выдающихся мастеров XIX и XX веков пожертвовал галерее Честер Дейл.
student.zoomru.ru