Живопись маленькой девочки Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Девочки картина
Картинки живопись маленькой девочки, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения живопись маленькой девочки
yekophotostudio
5472 x 3648
NatashaFedorova
7360 x 4912
NatashaFedorova
4912 x 7360
lanakhvorostova
3872 x 2592
Syda_Productions
5141 x 4087
AndreyBezuglov
6720 x 4480
Syda_Productions
5614 x 3743
ru.depositphotos.com
Потрясающие картины 6-летней девочки-аутиста / Я
Кажется, 6-летнюю британку Айрис Грейс и ее лучшую подругу кошку Тулу уже знает весь мир. Чтобы помочь развитию дочки, страдающей аутизмом, родители не только водили Айрис на занятия с логопедом, но и отдали ее в кружок рисования, где у нее обнаружился удивительный талант. Одну из картин юной художницы даже купила Анджелина Джоли! Теперь мама девочки собирается издать книгу о своей дочери и ее собственном мире. Мама девочки собирается издать книгу «Айрис Грейс», в ней не только будут представлены картины дочки, это будет еще и история о ней, об аутизме.Женщина хочет рассказать из личного опыта об аутизме, познакомить с ним общество
Несмотря на аутизм, Айрис открыла в себе талант. Ее исключительное внимание к деталям помогает ей писать потрясающие картины.
Айрис выражает себя через творчество и общение с лучшей подругой — кошкой Тулой.
Картины девочки всегда пользовались популярностью у коллекционеров, но никто подумать не мог, что одну из ее работ купит Анджелина Джоли!
Недавно семья впервые совершила заграничное путешествие, в Стокгольм. Это огромное достижение для Айрис.
Сейчас Айрис действительно наслаждается общением, чтением и домашним обучением.
Родители ничего не навязывают дочери, поэтому она счастлива
Айрис чувствует себя более спокойной, когда родители создают для нее такие игровые зоны в саду
Да и Тула всегда рядом...
даже во время велосипедных прогулок...
Аутизм открыл перед мамой девочки новое видение обучения
Ребенок может учиться где угодно, главное — комфортная обстановка
Свой опыт и описала мама в книге
Эта книга — заслуга Айрис и ее мамы
Книга должна показать людям, что у детей с аутизмом может быть блестящее будущее
Возможно, методы обучения Айрис не подойдут для всех, но к каждому ребенку-аутисту можно найти подход
Главное — прислушиваться к интересам своего ребенка
«Танец под гобой», Айрис Грейс
«Thula Mtwana», Айрис Грейс
«Танец под снежинками», Айрис Грейс
«Лисохвост луговой», Айрис Грейс
«Труба», Айрис Грейс
«Под морем», Айрис Грейс
ya-superpuper.com
произведения Репина, Кустодиева, Сорокина, Макарова и других.
Улыбки и хмурые брови. Праздное любопытство и серьезный взгляд. Девочки на картинах, как и в жизни, — такие разные, как и сама их жизнь. О чем могли бы пошептаться маленькие героини с портретов? Что рассказать о своей жизни друг другу? Прислушивалась Наталья Летникова.
Сидя на жердочке, словно стрекоза
Илья Репин. Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника. 1884. ГТГ
Верочка Репина. Илья Ефимович в родных Пенатах — на даче неподалеку от Санкт-Петербурга, часто любовался жизнерадостной девочкой, и этот портрет из серии «для себя». На картине забавная и шаловливая, задорная и непоседливая — «девица французской веселости», как называл художник дочку. Уже став барышней, Вера служила в Александринском театре, пожила в Пенатах и уехала в Хельсинки. Но это — в будущем, а в 1884 году так весело сидеть на солнышке и купаться в его лучах и в счастье.
Маленькая сеньорита под палящим солнцем
Евграф Сорокин. Нищая девочка-испанка. 1852. ГТГ
Нищая девочка-испанка. Робко протягивает ладошку в ожидании монеты от изысканной дамы. Блестящий атлас, черные кружева, белая перчатка. Яркая юбка, белая блуза, но почти босые ноги. Благополучие и обездоленность. От теплых красок не становится теплее, и даже красота южного города уходит на второй план. Евграф Сорокин увидел эту картину во время путешествия по Испании. Художник писал исторические и религиозные полотна, но большая печаль маленькой девочки так и просилась на холст.
Воплощение детской безмятежности
Иван Макаров. Портрет Варвары Львовой ребенком. 1867. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Словно репетиция к приему гостей. Только хозяйке едва исполнилось… три. И пока юная дама научилась принимать светский вид лишь благодаря кисти художника. Что поделать — дворянские корни. Положение обязывает. Осталась Варвара Львова, впоследствии Бобринская, в истории не только искусства. Помогала бедным, открывала воскресные школы, общества попечения о молодых девицах, жертвовала деньги на основание Дарвиновского музея. Но все это позже. А пока… «Когда же художник Иван Макаров отпустит погулять?» До светской жизни еще расти и расти.
Сама любознательность и любопытство
Борис Кустодиев. У окна. Портрет Ирины Кустодиевой. 1910. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
У окна — Ирина Кустодиева. Когда художник твой папа — и церемониться не стоит. Тем более папа сам как большой ребенок, верит, что красота способна спасти мир, и картины его — сплошной праздник. Первый карандашный портрет дочки Борис Кустодиев написал, когда ей было четыре… часа. И останавливаться не собирался. А девичья жизнь идет, и мир для девочки с косичками и бантами, конечно, за окном! Отброшена и забыта кукла, недосуг позировать часами. Один из тех редких портретов, когда чтобы понять характер, глаза видеть совсем необязательно.
Босоногие, веселые в ярких сарафанах и платках
Федот Сычков. Подружки. Дети. 1916. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи
Подружки. Сидя на плетне, да с подсолнухом. Деревенские девчонки, с которых хоть матрешек пиши. Картинка из сельской жизни вызывала улыбку не только в России. Сто лет назад картины Федора Сычкова охотно покупали в парижских салонах. Родился художник в Пензенской губернии, в крестьянской семье, был самоучкой и даже, отучившись в Петербурге, вернулся на родину. Чтобы писать девичьи улыбки, полевые цветы, сельские будни и праздники — на которых девочки заводят свой первый хоровод.
Дочь советской Киргизии
Семен Чуйков. Дочь советской Киргизии. 1948. ГТГ
Сельская девочка, ставшая лицом целой страны. Бескрайние степи, далекие горы, синее небо, целеустремленный взгляд. В красной косынке с книжками в руке — Аимжамал Огобаева. Обычное лицо, каких тысячи, простота и сдержанность. Художник Семен Чуйков родился и вырос в Киргизии. Бродил с самодельным фанерным ящиком с красками по горам и наблюдал кочевой народ с детства. Как закончил картину, предложил Аимжамал ехать учиться в Москву, но не пустила мать. «Дочь советской Киргизии» все же увидела мир — облетев весь свет на почтовой марке.
Девочка во время зарядки у открытого окна
Татьяна Яблонская. Утро. 1954. ГТГ
Утро. Жизнерадостный сюжет. Картина Татьяны Яблонской стала негласным гимном молодости. Репродукцию напечатал журнал «Огонек» и учебник «Родная речь». Школьники по «Утру» писали сочинения, а казахский мальчик Арсен Бейсембинов повесил репродукцию на стену и мечтал. Он мечтал учиться рисовать. В Художественно-промышленной академии познакомился с девочкой — Леной Яблонской, с той самой картины. Арсен и Лена поженились, и сочинение по картине прабабушки писали уже их дети — девочки.
www.culture.ru
Загадка картины «Девочка в шляпе»
Прочла очень интересную книгу И.С. Немиловой «Загадки старых картин». И решила поделиться с сообществом, перепечатав одну главу из книги.Увлекательное расследование замечательного искусствоведа и хранителя музея Эрмитаж Инны Сергеевны Немиловой (1922-1982).
" В 1919 году в Эрмитаж поступил пленительный портрет девочки в костюме второй половины 18 века. Она была изображена в рединготе с изящным воротником и большими пуговицами; милое, еще очень детское личико обрамляла громадная шляпа с лентой по тулье и букетом цветов. Портрет принадлежал к числу произведений высокого живописного качества. Но о его происхождении, авторе и имени девочки никаких данных не было. «Девочка в шляпе» поступила из Государственного музейного фонда и определялась как произведение английской школы. Эта атрибуция была нами отвергнута. Мы предположили, что портрет принадлежит кисти Жана-Луи Вуаля.
Вуаль – очень одарённый французский портретист, почти не известный у себя на родине. Лучшую пору своего творчества он провел в России, где написал большое количество произведений. Художник пришелся по вкусу определённым кругам русских любителей живописи. Его творчество было лирическим, интимным, с нотами задушевности, роднящими его с такими русскими мастерами, как Рокотов или Боровиковский. В его живописи не было французского блеска, но зато было нечто, делающее особенно привлекательными и запоминающимися его образы.«Девочка в шляпе» и по своему характеру, и по манере живописи относится к ряду его лучших и наиболее поэтичных творений. Портрет «сделал карьеру». Его знали не только в Эрмитаже. С него были выполнены репродукции и открытки, он фигурировал в альбомах эрмитажного собрания, неоднократно экспонировался на очень значительных выставках: в 1956 и 1965 гг. Картина была хорошо известна за рубежом.Тем удивительнее показалось нам увидеть двойника нашей «Девочки в шляпе», её точное повторении на репродукциях, иллюстрирующей каталог выставки французского искусства в Лондоне в 1968г. Со следующей аннотацией: «Художник Э. Виже-Лебрен, владелец картины князь Павел Югославский, размер 68.6 на 55.9. Ранее находилась в собрании Демидовых». Приводились и биографические данные изображённой: Елизавета Строганова, замужем за Николаем Демидовым. Портрет, вероятно, написан в Вене, во время Французской революции, когда отец Елизаветы был там русским послом.Никаких ссылок на существование аналогичной картины с другой атрибуцией не было. Это являлось фактом более чем удивительным, так как просвещённые составители лондонского каталога не могли не знать о существовании эрмитажного произведения.Отложив на время расследование этого вопроса, я принялась изучать аннотацию английского каталога. Приведённые о портрете данные не только противоречили нашим, но инее сходились между собой. Недоумение в первую очередь вызывала атрибуция, что произведение написано Элизабет Виже-Лебрен. У этой художницы портреты всегда или очень нарядны, или подчеркнуто, нарочито просты. В них много наигранности и жеманства, правда всегда тонко завуалированных. Та искренность и простота, которые подкупают в нашем портрете, недоступны блестящей придворной художнице. Среди образцов её яркого, но очень внешнего искусства всех периодов творчества трудно найти место «Девочке в шляпе».
Э. Виже-Лебрен. Портрет королевы Марии-Антуанетты
При атрибуции картины лондонского каталога в заблуждение, вероятно, мог ввести костюм девочки. Действительно, подобный можно увидеть на многих дамах, изображённых Виже-Лебрен. Но ведь это не значит ничего, кроме того, что мужского покроя редингот и широкополые шляпы были очень модны в 1780-х годах. Поскольку Вуаль плодотворно работал в те же годы, это никак не может противоречить его авторству.Наше мнение о том, что картина не может быть работой Виже-Лебрен, кроме стилистического анализа подтверждается и другими данными.Когда интересуешься каким-нибудь произведением определённого художника, необходимо бывает прочесть переписка этого художника, его дневники, если таковые имеются, мемуары современников, всю ту документацию, которую можно собрать вокруг личности. Подобные источники всегда дадут прямую или косвенную информацию. Поскольку Виже-Лебрен писала мемуары, то было ясно, что она не могла не отметить в них такое значительное событие, как заказ портрета, исходящий из строгановского дома, то есть одного из самых значительных и влиятельных в Петербурге в то время. Виже-Лебрен сделала именно то, что я от нее ожидала. Она весьма пространно сообщала, как писала портрет Елизаветы, но не Строгановой, а в замужестве Демидовой, не маленькой девочки в Вене, а в Петербурге уже блестящей дамы с репутацией светской львицы. Роскошь, окружающая Елизавету Демидову, произвела соответствующее впечатление на художницу, и она не жалея красок на её описание. Этот портрет художница занесла и в аккуратно составленный ею список своих произведений. Он вошёл а раздел петербургского периода и находился в собрании графини Соллогуб в Москве до 1905 года. Ни про какую девочку ни в одном из периодов творчества сведений в мемуарах нет.
Ж.-Б. Грёз. Портрет Е.А. Демидовой
Вызывают глубокое недоумение и биографические данные, приведенные в каталоге лондонской выставки: отец Елизаветы Александровны барон А. Н. Строганов, во время посольской деятельности которого в Вене якобы написан портрет, не только никогда не был послом в Австрии, но и никогда не бывал в Вене. Он умер в 1789 году, то есть еще до приезда Виже-Лебрен в Вену. Пост посла в тот период занимали князь Д.М. Голицын, а в 1792 году, в год приезда Виже-Лебрен А.К. Разумовский. Таким образом, аннотация к картине не выдерживает критики.Как хорошо, что мне пришло в голову проверить все приводимые сведения! Отвергнув положения из английского каталога, я вернулась к проблеме, кем же является Девочка в шляпе. Каталог даёт ей твердое имя Елизаветы Строгановой. Однако анализ всех данных заставляет сомневаться и в этом. Я провела ещё, так сказать, иконографическую экспертизу картины. Ведь могло оказаться, что художница не Виже-Лебрен, но девочка действительно Лиза Строганова. Однако при проверке и тут концы с концами не сошлись. Я разыскивала два опубликованных портрета Елизаветы Александровны Строгановой-Демидовой, один работы Ж.-Б. Грёза, другой Ритта. На обоих портретах изображена темноволосая и темноглазая женщина, с крупным хрящеватым носом и лицом, ничем не напоминающим нашу девочку в шляпе. Таким образом и эти данные из английского каталога я была вынуждена отвергнуть.
А. Ритт. Портрет Е.А. Демидовой
Что же позитивного я могла сказать о нашей картине? Ведь гораздо легче провести даже такую кропотливую, как я это сделала, проверку чужого текста и отбросить его как негодный, чем создать своё. И всё же, как мне кажется, удалось решить ряд вопросов.Прежде всего за портретом, безусловно, должна остаться старая атрибуция Вуалю. Портрет написан в его манере. Я постараюсь решить вопрос кого же изображает портрет. Для этого нужно установить кого писал Вуаль, кто входил в круг его заказчиков. Изучив материалы, я пришла к выводу, что кроме семьи Павла I , Вуаль много работал с семьей Строгановых. В этой семье в 80-90-х годах подрастала целая ватага молодёжи, дети двоюродных братьев Александра Николаевича и Александра Сергеевича Строгановых.
Жан-Луи Вуаль. Портрет Екатерины Александровны Нарышкиной (урождённой Строгановой)
Известно, что Павел Строганов и Григорий Строганов были отправлены учиться вместе за границу. Третьим в их компании был будущий знаменитый русский архитектор Воронихин, приходившийся незаконным сыном А.С. Строганову. У мальчиков были общие гувернёры французы, любящие родители заказывали их портреты тоже как-то оптом, причем одному и тому же художнику – Вуалю. Известны два его портрета Павла Строганова, столько же – Григория, портрет Екатерины Строгановой (сестры Григория) и дважды повторенный портрет молоденькой Софии Урусовой, совсем девочкой вышедшей замуж за Александра Строганова (младшего). Вся эта молодёжь, очень близкая друг другу по возрасту, характером и типом напоминающая семью Ростовых из «Войны и Мира». С двумя её представителями наша «Девочка в шляпе» имеет бесспорное сходство. С Григорием и Екатериной, близнецами, детьми Александра Николаевича. Парные портреты Вуаля изображают Григория и Екатерину в возрасти 14-16 лет. Они одеты в нарядные костюмы, парики, всё по моде тех лет. Лицо Екатерины на этом портрете разительно напоминает лицо «Девочки в шляпе». Только с одного портрета на нас смотрит девушка, судя по возрасту, уже невеста Ивана Нарышкина, женой которого она стала в 1787 году, а с другого – ещё совсем подросток. Интересно, что сходство нашей «Девочки в шляпе» с портретов Григория еще более разительно. Что не удивительно среди близнецов.
Жан-Луи Вуаль. Портрет Г.А. Строганова.
Оба портрета Екатерины отстоят друг от друга на 4-5 лет. Мерилом этого периода может служить только изменение во внешности девочки, так как моя попытка уточнить датировку по костюму к успеху не привела. Редингот с двойным воротником, по английской моде носили в России довольно долго, так же как и широкополые шляпы.Таким образом, вопрос , кем является «Девочка в шляпе» решен удовлетворительно. Удалось так же решить вопрос о происхождении картины. На подрамнике оказалась слабая карандашная надпись - адрес. Видимо, она была написана лицом, продавшим картину, для удобства её доставки покупателю. Никакой фамилии при адресе не было. Взяв дореволюционный справочник «Весь Петербург», я убедилась, что адрес принадлежал барону Д.Г. Гинзбургу, одному из известных любителей искусства. Обладавший большой коллекцией живописи.Но всё же одна проблема осталось неразрешённой. Ведь, если существуют две совершенно одинаковые картины, ясно, что одна – подлинник, вторая – авторское повторение или копия другого художника. По качеству нашей картины ясно, она - не копия. Но вот который экземпляр – наш или принадлежащий князю Югославскому – является основным, первым, который – повторением, решить, не виде второй картины, я не могу. Вуаля часто просили делать копии своих картин. Особенно часто это происходило в больших семьях, где портрет повторялся для родителей или для других родственников.
Жан-Луи Вуаль. Все таки портрет Екатерины Александровны Строгановой
Как будто все что касается нашей «Девочки в шляпе» рассказано. Но попытаюсь сформулировать свои предположения почему же английский каталог игнорировал нашу картину. С моей точки зрения налицо нежелание нарушать традиционное определенние картины. Чтобы читателю было ясно, придется разобраться в родословной князя Югославского. Его мать происходила из семьи Демидовых. Картина находилась в собрании, принадлежащем этому дому (собрание семейных портретов семьи Демидовых, вилла Пратолино, около Флоренции). Если вы помните, Елизавета Строганова, о которой пишет каталог, в замужестве – Демидова. Она была младшей сестрой той самой Екатерины, которую мы узнали в портрете «Девочка в шляпе». Ничего удивительного нет в том, что в собрании Елизаветы Демидовой был портрет старшей сестры. Со временем в собрании Демидовых забылось, кого из сестер Строгановых изображал детский портрет. Имя старшей сестры заступило имя младшей, как более близкое, как имя представительницы семьи Демидовых. Настоящие владельцы, вероятно, самым искреннем образом убеждены, что владеют портретом прабабки, а вовсе не её старшей сестры.Имя Виже-Лебрен возникло опять же из смутных семейных воспоминаний, что она писала портрет Елизаветы Александровны. Поскольку истинный портрет был в других руках, в далёкой России, то имя художницы механически перенесли на имеющийся портрет.Наши же английские коллеги шли по проторенному пути – не спорить с владельцем, дающем на выставку картину. "
P.S.: Если Вам понравилось, то всю книгу в формате pdf можно найти в сети.
bellezza-storia.livejournal.com
Картина «Девочка с персиками» В. Серова. Описание картины
В. Серов вырос в творческой среде, где процветал талант его композитора-отца А. Серова. К слову сказать, родитель и сам любил постоять за мольбертом, и мальчик имел возможность брать уроки живописи у самого И. Репина. Обстановка созидания и постоянное присутствие «звезд» искусства того времени в доме была привычна для будущего художника, так что о славе он и не мечтал, ведь привык к ней.
У отца были возможности и средства отправить сына для освоения тонкостей живописи в Париж, а позже – в Абрамцево. Там, в усадьбе мецената и промышленника Саввы Мамонтова росли вкуснейшие персики, играла дочка Вера и гостили такие художники как Поленов, Репин, Васнецов и Остроухов.
Картина «Девочка с персиками» появилась из-под кисти Серова, совершенно случайно, как и все уникальное. Верочка Мамонтова была любимицей не только своих родных, а и многочисленных представителей богемы, взятых под крыло ее отца. Это был живой, непоседливый и общительный ребенок, перед непосредственностью которого было трудно устоять. А вот к Серову уже тогда относились неоднозначно. Некоторые говорили, что его творчество – вовсе не творчество, а пиар Мамонтова, знакомого с его отцом, кое-кто утверждал, что слишком уж традиционны и реалистичны его полотна, но позже критики и искусствоведы заговорили о новаторском подходе, который отвергал рутинные законы живописи того времени.
Кто бы что ни думал, портрет Веры Мамонтовой Серов написал в 22 года. Он был всего на 10 лет старше героини своей картины, и все гостившие у Саввы люди просто удивлялись, как ему удавалось удерживать девчушку на месте. Работа была названа просто и лаконично – «В.М.» и стала открытием на выставке 1887 года, поразившем абсолютно всех. Публика наших дней до сих пор не может разобраться, кого же изобразил художник – пленительную женщину или рано повзрослевшую девочку, ведь этот портрет уже тогда начали считать импрессионистическим – слишком уж много в нем света и неосознанной полудетской свежести. Именно последний фактор уже более ста лет не отпускает от себя зрителей, именно наполненный чистым воздухом сад, непоседливость Веры привлекает к себе поклонников со всего мира.
Самое сложное в работе Серова было удержать Веру на одном месте. Он вспоминал, что работал над картиной очень долго, пытаясь выписать детали, но зрителю кажется, что на написана за несколько секунд. Розовая кофточка смуглой девушки с черным бантом, белая скатерть и случайно брошенные на стол персики создают ощущение сиюминутности происходящего. Вам, наверное, сразу же пришла на ум «Стрекоза» Репина, и это неслучайно – художник взял у мэтра только лучшее. Обстановка старинной усадьбы – часы, стулья, окна – кажутся не просто частью интерьера, а частью летнего дня за окном. Легкостью и свободой отличается нежный цвет розовой блузы Верочки – она кажется изготовленной из мельчайших паутинок. Скатерть на столе белая только на первый взгляд, ведь если вы присмотритесь повнимательней, то увидите переливы голубых, золотых, даже темных оттенков. Свет солнца за окном не только бодрит, а и наполняет комнату радостью, падает из окон и заполняет весь объем помещения. Его блики скользят по лицу девочки, отчего и возникают переливы перламутра на блузке и на скатерти.
Все полотно – это источник быта и пример воспитания дворянских детей тех времен. Скатерть завернули и аккуратно уложили наверх – так края не свисают со стула. Обычно так делали, если в семье был ребенок – ему сложно было схватиться ручками за скатерть и потянуть ее на себя. Такой отворот и заняли персики, нож и несколько кленовых листьев. Скорее всего, эти вещи раздобыла Вера: ножом можно разрезать фрукты, а кленовые листья вполне способны заменить тарелки. Персиков много – в доме всегда много людей, а угостить нужно всех. Последнее – правило хорошего тона, которое прививали девушкам из интеллигентных семей с молоком матери.
Лицо Веры нельзя назвать традиционно русским типажом. В ней переплелись необычные восточные, или даже цыганские черты с типичной манерой смотреть вперед, характерной для русских. Последнее неудивительно – мать девочки имела итальянские корни, а отец до последнего отличался истинно московской деловой хваткой. Тем не менее, Елизавета Мамонтова (мать Веры), не отличалась красотой, но дочка ее на картине – само обаяние и непосредственность. Глядя на ее всколоченные темные волосы и глаза, устремленные в сторону, можно сказать, что эта девочка – неформальный лидер среди детворы. Кажется, что она лишь на миг заскочила в столовую, чтобы дать возможность Серову сделать несколько набросков портрета и, схватив персики, умчаться во двор. Этот живой ребенок с горящими черными глазами, загорелый на абрамцевском солнце, кажется, утверждает саму жизнь.
Импрессионистические мотивы картины прослеживаются не только в воздушной чистоте пространства и мимолетности мгновения, а и в игре солнечного света, которая странным образом сочетается с продуманно завершенной композицией. Фигура Верочки удачно вписана в обстановку столовой, она кажется вполне естественной, а свет и воздух наполняют не только столовую, а и мир за окном.
Картина не оставляет равнодушной никого – ее колорит свеж, образ гармоничен, а художественные образы удивительно сочетаются с жизненной правдой. Среди приемов импрессионизма в живописи Серов использовал свободные вибрирующие мазки – так передавалась игра светотени.
«Девочка с персиками» вышла замуж, родила троих детей, ее брак казался удачным, а будущая жизнь – счастливой, но… За год до смерти матери Вера заболела пневмонией и умерла. Ей было всего 32. Оранжереи, где садовники Мамонтова выращивали вкуснейшие плоды в 1926 разобрали, а сама усадьба ушла с молотка. На развалинах строения, видевшего величайших творческих людей своей эпохи, начали строить светлое коммунистическое будущее. Протрет Веры Мамонтовой, написанный В. Серовым, тем не менее, продолжает петь гимн молодости и чистоте по сегодняшний день.
В. Серов вырос в творческой среде, где процветал талант его композитора-отца А. Серова. К слову сказать, родитель и сам любил постоять за мольбертом, и мальчик имел возможность брать уроки живописи у самого И. Репина. Обстановка созидания и постоянное присутствие «звезд» искусства того времени в доме была привычна для будущего художника, так что о славе он и не мечтал, ведь привык к ней.
У отца были возможности и средства отправить сына для освоения тонкостей живописи в Париж, а позже – в Абрамцево. Там, в усадьбе мецената и промышленника Саввы Мамонтова росли вкуснейшие персики, играла дочка Вера и гостили такие художники как Поленов, Репин, Васнецов и Остроухов.
Картина «Девочка с персиками» появилась из-под кисти Серова, совершенно случайно, как и все уникальное. Верочка Мамонтова была любимицей не только своих родных, а и многочисленных представителей богемы, взятых под крыло ее отца. Это был живой, непоседливый и общительный ребенок, перед непосредственностью которого было трудно устоять. А вот к Серову уже тогда относились неоднозначно. Некоторые говорили, что его творчество – вовсе не творчество, а пиар Мамонтова, знакомого с его отцом, кое-кто утверждал, что слишком уж традиционны и реалистичны его полотна, но позже критики и искусствоведы заговорили о новаторском подходе, который отвергал рутинные законы живописи того времени.
Кто бы что ни думал, портрет Веры Мамонтовой Серов написал в 22 года. Он был всего на 10 лет старше героини своей картины, и все гостившие у Саввы люди просто удивлялись, как ему удавалось удерживать девчушку на месте. Работа была названа просто и лаконично – «В.М.» и стала открытием на выставке 1887 года, поразившем абсолютно всех. Публика наших дней до сих пор не может разобраться, кого же изобразил художник – пленительную женщину или рано повзрослевшую девочку, ведь этот портрет уже тогда начали считать импрессионистическим – слишком уж много в нем света и неосознанной полудетской свежести. Именно последний фактор уже более ста лет не отпускает от себя зрителей, именно наполненный чистым воздухом сад, непоседливость Веры привлекает к себе поклонников со всего мира.
Самое сложное в работе Серова было удержать Веру на одном месте. Он вспоминал, что работал над картиной очень долго, пытаясь выписать детали, но зрителю кажется, что на написана за несколько секунд. Розовая кофточка смуглой девушки с черным бантом, белая скатерть и случайно брошенные на стол персики создают ощущение сиюминутности происходящего. Вам, наверное, сразу же пришла на ум «Стрекоза» Репина, и это неслучайно – художник взял у мэтра только лучшее. Обстановка старинной усадьбы – часы, стулья, окна – кажутся не просто частью интерьера, а частью летнего дня за окном. Легкостью и свободой отличается нежный цвет розовой блузы Верочки – она кажется изготовленной из мельчайших паутинок. Скатерть на столе белая только на первый взгляд, ведь если вы присмотритесь повнимательней, то увидите переливы голубых, золотых, даже темных оттенков. Свет солнца за окном не только бодрит, а и наполняет комнату радостью, падает из окон и заполняет весь объем помещения. Его блики скользят по лицу девочки, отчего и возникают переливы перламутра на блузке и на скатерти.
Все полотно – это источник быта и пример воспитания дворянских детей тех времен. Скатерть завернули и аккуратно уложили наверх – так края не свисают со стула. Обычно так делали, если в семье был ребенок – ему сложно было схватиться ручками за скатерть и потянуть ее на себя. Такой отворот и заняли персики, нож и несколько кленовых листьев. Скорее всего, эти вещи раздобыла Вера: ножом можно разрезать фрукты, а кленовые листья вполне способны заменить тарелки. Персиков много – в доме всегда много людей, а угостить нужно всех. Последнее – правило хорошего тона, которое прививали девушкам из интеллигентных семей с молоком матери.
Лицо Веры нельзя назвать традиционно русским типажом. В ней переплелись необычные восточные, или даже цыганские черты с типичной манерой смотреть вперед, характерной для русских. Последнее неудивительно – мать девочки имела итальянские корни, а отец до последнего отличался истинно московской деловой хваткой. Тем не менее, Елизавета Мамонтова (мать Веры), не отличалась красотой, но дочка ее на картине – само обаяние и непосредственность. Глядя на ее всколоченные темные волосы и глаза, устремленные в сторону, можно сказать, что эта девочка – неформальный лидер среди детворы. Кажется, что она лишь на миг заскочила в столовую, чтобы дать возможность Серову сделать несколько набросков портрета и, схватив персики, умчаться во двор. Этот живой ребенок с горящими черными глазами, загорелый на абрамцевском солнце, кажется, утверждает саму жизнь.
Импрессионистические мотивы картины прослеживаются не только в воздушной чистоте пространства и мимолетности мгновения, а и в игре солнечного света, которая странным образом сочетается с продуманно завершенной композицией. Фигура Верочки удачно вписана в обстановку столовой, она кажется вполне естественной, а свет и воздух наполняют не только столовую, а и мир за окном.
Картина не оставляет равнодушной никого – ее колорит свеж, образ гармоничен, а художественные образы удивительно сочетаются с жизненной правдой. Среди приемов импрессионизма в живописи Серов использовал свободные вибрирующие мазки – так передавалась игра светотени.
«Девочка с персиками» вышла замуж, родила троих детей, ее брак казался удачным, а будущая жизнь – счастливой, но… За год до смерти матери Вера заболела пневмонией и умерла. Ей было всего 32. Оранжереи, где садовники Мамонтова выращивали вкуснейшие плоды в 1926 разобрали, а сама усадьба ушла с молотка. На развалинах строения, видевшего величайших творческих людей своей эпохи, начали строить светлое коммунистическое будущее. Протрет Веры Мамонтовой, написанный В. Серовым, тем не менее, продолжает петь гимн молодости и чистоте по сегодняшний день.
5sec.info