Бальтюс: жизнь и творчество художника. Бальтюс картины
Шокирующий, знаменитый, гениальный Бальтюс. - Все интересное в искусстве и не только.
Он был, как осторожно пишут, одним из самых востребованных художников ХХ-го века, но, кажется, самым востребованным. Он говорил, что всю жизнь писал ангелов. Ангелы с его точки зрения – это девочки-подростки с пробуждающийся чувственностью, только-только начинающие распознавать свою человеческую, женскую сущность. И в результате он претендовал на религиозность своего творчества. По крайней мере, он так думал. Гротескность его стиля отнюдь не мешает тому нервному, чувствительному удару, который наносит его творчество впечатлительному и впечатленному зрителю.
Бальтус (Balthus), Бальтазар Клоссовский де Рола (1908, Париж — 2001, Россиньер, Швейцария) — французский художник — живописец, театральный художник.
Родился в художественной семье: отец Бальтуса, Эрик Клоссовский, — историк искусства, но так же — декоратор театра, живописец, и мать — художница Элизабет Доротея Спиро, которая позже станет музой австрийского поэта Р.М. Рильке.
В 1926 г. Бальтус сопровождает отца в рабочей поездке по Италии. Там Бальтус впервые видит фрески Пьеро делла Франческа в Ареццо и Мазаччо — во Флоренции. Он копирует эти фрески и становится фаном Пьеро делла Франческа. Влияние этого художника отчётливо прослеживается в творчестве Бальтуса.
Первые выставки Бальтуса были в Цюрихе, в конце 1920 г.г., но его настоящий дебют, как художника, состоялся уже в Париже, в 1934 г. Там были представлены работы, которые сделали Бальтуса знаменитым: "Улица", 1933 г. теперь картина находится в музее современного искусства, в Нью-Йорке — своеобразный гротеск, замешанный на эротике и перспективе "а ля делла Франческа"; "Туалет Кати", 1933 г. — ныне в музее современного искусства центра Помпиду, в Париже; "Окно".
В 1991 г. Бальтусу присуждена Императорская премия в Токио.
Бальтус умер 18 февраля 2001 г.
tanjand.livejournal.com
Бальтюс: жизнь и творчество художника
Бальтюс (настоящее имя Бальтазар Клоссовски де Рола; 29 февраля 1908, Париж — 18 февраля 2001, Россиньер, кантон Во) — французский художник.
Содержание
Биография Бальтюса
Творчество Бальтюса
Интересные факты
Картины Бальтюса
Библиография
Биография Бальтюса
Бальтазар Клоссовский родился в 1908 году в Париже, куда его родители приехали из Бреслау в Восточной Пруссии за пять лет до его рождения. Отец — Эрих Клоссовский, художник и искусствовед польского происхождения, знаток творчества Домье, был сыном рагнитского адвоката Леонарда Клоссовского. Мать — Элизабет Доротея Спиро, художница-еврейка, среди друзей известная как Баладина, была одним из тринадцати детей синагогального кантора, композитора литургической музыки Абрама-Бера Спиро, перебравшегося с женой Фаней Форм и старшими детьми из Кореличей Новогрудского уезда Минской губернии в Бреслау в 1873 году. В Бреслау Абрам-Бер Спиро был назначен главным кантором Синагоги белого аиста — одной из двух основных синагог города. Родителей познакомил брат Баладины и друг Эриха Клоссовского, художник Ойген Шпиро (Юджин Спиро), в ту пору муж Тиллы Дюрье.
Друзьями дома были Андре Жид, Пьер Боннар, Андре Дерен, Морис Дени. Во время Первой мировой войны семейство Клоссовских обосновалось в Берлине, где родители Бальтазара разошлись.
Творчество Бальтюса
В 1921 г. Рильке выпустил в свет созданную 12-летним Бальтюсом серию рисунков сбежавшей из дома кошки Мицу вместе с собственным предисловием.
В 1930-е гг. Бальтюс, вернувшись в Париж, примкнул к кружку сюрреалистов и сблизился с Кокто, Арто, Миро, Пикассо и Джакометти. Эпатажный холст «Урок гитары» в 1934 г. принес начинающему художнику известность в авангардистских кругах.
В работах тех лет неестественная застылость с почти фотографической точностью изображенных фигур придает даже бытовым сюжетам налет мистической зачарованности.
К началу 1940-х гг. художник окончательно отходит от принципов сюрреализма и создает ярко индивидуальную манеру, которую иногда сравнивают с «магическим реализмом» в литературе.
Начиная с 1940-х гг. внимание Бальтюса приковывает тема пробуждающейся женственности. Он вводит в свои полотна символические мотивы (зеркало, бабочка, кот) и фигуры девушек-подростков, «застигнутых» в домашней обстановке в непринужденно-соблазнительных позах. В те же годы он оформляет ряд спектаклей Арто («Ченчи», 1944) и Жана-Луи Барро («Состояние осады», 1948).
В 1961-77 гг. Бальтюс возглавляет представительство Французской академии на вилле Медичи в Риме, изучает и перерабатывает классические образцы вроде Пьеро делла Франчески и Караваджо, стремится придать своим полотнам фресковый колорит. Министр культуры Андре Мальро называл Бальтюса «нашим вторым послом в Италии».
В 1956 г. после масштабной выставки в нью-йоркском Музее современного искусства о Бальтюсе заговорили в США.
В последние сорок лет жизни художник увлекается дальневосточной культурой в целом и японским изобразительным искусством в частности. Он часто посещает страну восходящего солнца и находит там спутницу жизни.
В 1968-73 гг. создает ряд полотен на традиционный для XVII века сюжет игроков в карты. В 1983-84 гг. с размахом прошли ретроспективы творчества Бальтюса в парижском центре Жоржа Помпиду и в музее Метрополитен. В 1991 г.
Бальтюс был награжден Императорской премией. На тот момент он был единственным из живущих, чьё произведение находилось в постоянной экспозиции Лувра (было завещано музею самим Пикассо).
Бальтюс умер в 2001 г. на 93-м году жизни. На его похоронах присутствовал президент Ширак и пел Боно из группы U2.
Интересные факты
- Французская писательница китайского происхождения Шань Са была в 1994—1996 секретарем Бальтюса. Его жена Сэцуко приобщала её к японской культуре. За это время Шань Са написала свой первый роман на французском языке Врата Небесного Спокойствия (1997, Гонкуровская премия за первый роман).
- Бальтюс (под именем Балтус) упоминается в знаменитом романе Томаса Харриса «Ганнибал» (9-й абзац 54-й главы). Фантазия автора сделала его кузеном, т. е. двоюродным братом кровавого маньяка доктора Лектера.
- В 1996 г. канадский документалист Дэмиан Петтигрю выпустил фильм о художнике, «Бальтюс в зазеркалье»; он был удостоен нескольких престижных кинонаград. О художнике сняты ещё несколько документальных лент.
Библиография
- Антонен Арто. Выставка Бальтюса в галерее Пьер. Рене Шар. Жальце в бутоне// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2005, c.40-41, 175—176
- Алексей Мокроусов. Музыка молчания, или Время зеркал// Иностранная литература. 1999. № 12.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Бальтюс: картины художника
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Бальтюс: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
Магический реализм
The white skirt (Белая юбка)
Французский художник Бальтюс (граф Бальтазар Клоссовски: 1908-2001) – один из самых таинственных и мистических художников двадцатого века, чьи картины больше напоминают магический реализм с его сказочным миром, чем сюрреализм, к которому он примкнул лишь в начале своего творческого пути.
Не был он и модернистом, хотя после шокирующей публику картины «Урок гитары» (1934), его с шумом приняли в круг авангардистов. Картина действительно странная. В ней художник изобразил респектабельную учительницу музыки, избивающую девочку-подростка.
Подросток лежит на коленях у учительницы как труп Христа, юбка девочки задралась и обнажила ее плоть. В момент насилия она рвет блузку учительницы, обнажая ее правую грудь. Момент насилия повторится и в другой картине Бальтюса «Жертва» (1939-46), где на постели спит обнаженная девочка, а возле кровати в темноте лежит на полу уготованный для нее длинный нож, символизирующий ее убийство.
Урок гитары
Насилие и жестокость по отношению к невинному существу, по мнению Бальтюса, есть суть общества. Именно поэтому Антонен Арто доверяет ему сделать декорации к своему спектаклю Театра Жестокости «Ченчи», а потом художник проиллюстрирует роман «Грозовой перевал», тоже наполненный жестокостью и злом.
Бальтюс дружил со многими, входившими в круг сюрреалистов - Кокто, Батаем, Пикассо, Джакометти, а Антонен Арто был его близким другом, но все-таки Бальтюс всегда стоял особняком, а после войны уже никогда не возвращался к сюрреализму.
Художник был гением-одиночкой, сторонившимся публичности и не любивший раскрывать душу перед чужими людьми. Вся его жизнь прошла на обочине и не в последнюю очередь из-за ненависти к тем, кто пытался произвольно толковать его картины, а потому всерьез выставляться он начал только после шестидесяти лет.
Жертва
Приоткрыть завесу таинственности над своей жизнью Бальтюс решился в конце жизни, когда ему было уже почти девяносто. Тогда он написал книгу, в которой рассказал о своем детстве, родителях, отчиме (знаменитом Райнере Марии Рильке), о том, кто на него повлиял, о работе, его теории искусства и как она пересекается с историей, литературой и духовностью.
Бальтюс не имел профессионального художественного образования, его школой стал Лувр, где он копировал по совету Боннара и Дени великого Пуссена. Обучение продолжилось в Италии, куда его взял отец. Там начинающего художника покорили итальянские средневековые фрески Франчески, чья эстетика остановленного времени определила последующий индивидуальный стиль художника.
В полотнах Бальтюса время словно заморожено, движение жизни успокоено, жесты приостановлены, как в детской игре «Море волнуется раз…» на слове «Замри!» Чтобы понять его картины, необходимо обнаружить в них тайну, магию реальности, которую он открывает зрителю.
Улица
Художник работал всегда очень медленно, иногда проводя годы за работой над единственной картиной, делая к ней многочисленные наброски. Особенностью художника было и то, что он работал сериями, в чем явно прослеживается влияние Сезанна.
После войны живопись Бальтюса стала более плотной, изменилась тема его картин, но по-прежнему оставалась его приверженность построению магической реальности, что бы он ни писал: портреты, натюрморты или пейзажи. Строгий состав и неподвижность времени оставались неизменными. В них застывала тайна.
В сороковые и пятидесятые годы Бальтюса стала волновать тема таинственно-пробуждающейся женственности и как она зарождается в девочке-подростке. Такого интереса к детской подростковой эротике ни у кого нет, разве что у Эгона Шиле. В образах Бальтюса есть запрещенные сексуальные фантазии, просвечивающиеся сквозь благопристойность и невинность.
Комната, 1952-54 г.г.
Юная девочка, чистое существо – идеал красоты и невинности является объектом зависти и разрушения, потому что любая идеализация порождает насилие, желание уничтожить то, что человек хотел бы иметь, но оно для него недостижимо. Эту идею разрабатывали многие психоаналитики и философы того времени, в том числе и старший брат художника Пьер Клоссовски.
Но в юном существе пока все между – между невинностью и порочностью, между девочкой и женщиной, между детством и юностью. В серии картин о пробуждении женщины в подростке все символично: позы - соблазнительные, чувственные и эротичные;
бабочки, летящие на свет лампы, не понимая, чем для них обернется этот свет; кошки с их плавными мягкими движениями, готовые выпустить цепкими когтями, и зеркала, отражающие внимательный взгляд девочки на то, что в ней еще только зарождается.
Спящая девочка
Во всех картинах Бальтюса ощущается чувство надвигающейся катастрофы. Искусственное благополучие буржуазного общественного порядка, отраженное в статике пространства, заимствованное Бальтюсом из живописи эпохи Возрождения, находится под угрозой коллапса.
Это чувство возникает не только из-за угрозы насилия, но и потому, что все пространство словно разбито на отдельные части, не складывающиеся вместе. Все фигуры - плоские и кажется, словно они вот-вот перестанут повиноваться законам трехмерного пространства и выпадут из картины.
Этот момент потенциального неповиновения законам и выпадения из картины символизируется постоянным появлением кошки, особенно в картинах с эротической встречей. На кошку разрешается смотреть и даже ее трогать, но так же, как в прикосновении к кошке может отсутствовать насилие,
так верно и то, что кошка может сломать табу, не нарушая символического порядка. Так Бальтюс, король кошек и девочек, дает ключ к разгадке своих картин: «Кто знает тайну пола? Возможно, кошки, но они не говорят».
Девочка и кошка
Более пятнадцати лет, с 1961 по 1977 год, Бальтюс был директором виллы Медичи в Риме. В Италии он продолжает изучать фрески Франчески и картины Караваджо, испытывая сильное влияние классических образов. С конца шестидесятых годов художник начинает выставляться в музеях столицах Европы и Америки: Париже, Лондоне, Нью-Йорке…
В это время Бальтюс стал проявлять интерес к культуре Дальнего Востока, он неоднократно бывает в Японии, где встретился с будущей женой. Его интересует не только живопись, но и философия, литература и религия Востока. Появляется серия картин, вдохновленных этим увлечением.
Прекрасные дни.
О художнике писали многие: Арто, Камю, Бонфуа, Рильке, Элюар, его брат Пьер Клоссовски, Феллини и другие. Когда художник умер, в последний путь его провожал президент Жак Ширак. Магический реализм Бальтюса волнует и очаровывает, фигуры его девочек-подростков лиричны, нежны и подобны непорочным ангелам, что делает изображение художником детства и отрочества одним из самых сильных в мировой живописи.
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru
Шокирующий, знаменитый, гениальный Бальтюс.
tanjand — 09.10.2013 — ИскусствоОн был, как осторожно пишут, одним из самых востребованных художников ХХ-го века, но, кажется, самым востребованным. Он говорил, что всю жизнь писал ангелов. Ангелы с его точки зрения – это девочки-подростки с пробуждающийся чувственностью, только-только начинающие распознавать свою человеческую, женскую сущность. И в результате он претендовал на религиозность своего творчества. По крайней мере, он так думал. Гротескность его стиля отнюдь не мешает тому нервному, чувствительному удару, который наносит его творчество впечатлительному и впечатленному зрителю.
Бальтус (Balthus), Бальтазар Клоссовский де Рола (1908, Париж — 2001, Россиньер, Швейцария) — французский художник — живописец, театральный художник.
Родился в художественной семье: отец Бальтуса, Эрик Клоссовский, — историк искусства, но так же — декоратор театра, живописец, и мать — художница Элизабет Доротея Спиро, которая позже станет музой австрийского поэта Р.М. Рильке.
В 1926 г. Бальтус сопровождает отца в рабочей поездке по Италии. Там Бальтус впервые видит фрески Пьеро делла Франческа в Ареццо и Мазаччо — во Флоренции. Он копирует эти фрески и становится фаном Пьеро делла Франческа. Влияние этого художника отчётливо прослеживается в творчестве Бальтуса.
Первые выставки Бальтуса были в Цюрихе, в конце 1920 г.г., но его настоящий дебют, как художника, состоялся уже в Париже, в 1934 г. Там были представлены работы, которые сделали Бальтуса знаменитым: "Улица", 1933 г. теперь картина находится в музее современного искусства, в Нью-Йорке — своеобразный гротеск, замешанный на эротике и перспективе "а ля делла Франческа"; "Туалет Кати", 1933 г. — ныне в музее современного искусства центра Помпиду, в Париже; "Окно".
А это вызвавшая скандал картина "Урок гитары", 1934 г.,
В 1991 г. Бальтусу присуждена Императорская премия в Токио.
Бальтус умер 18 февраля 2001 г.
yablor.ru
Творчество Бальтюса
Направление, в котором работал Бальтюс, окрестили «магическим реализмом». Картины художника глубоко впечатляют зрителя своими сюжетами на грани гармонии и коллапса, застывшими в полотне персонажами. За интерес к девочкам-подросткам, едва открывающим в себе женственность, Бальтюса можно считать Набоковым в мире живописи.
Не имеющий профессионального художественного образования, Бальтюс (наст. имя — Бальтазар Клоссовский — прим. ред.) обрел всемирную известность благодаря неповторимой стилистике и порой скандальным сюжетам работ. Школой Бальтюса стал Лувр и размещенные там работы Сезанна. Художник всегда отличался скрытностью и нелюбовью к публичности. Об этом говорит хотя бы то, что выставляться он начал только после шестидесяти лет, и основной причиной тому — неприязнь к многочисленным самоуверенным, но неверным трактовкам его картин.
«Художник и модель», 1981
Еще одним источником вдохновения художника стали итальянские средневековые фрески и запечатленные на них сюжеты, которые прошли сквозь века. Так, картины Бальтюса завораживают своей застывшей динамикой. Время на них не столько останавливается, сколько делает паузу: герои замирают в своих незавершенных движениях, все еще куда-то устремленных. За счет этого картины кажутся живыми, несмотря на их искаженный объем, а порой и двухмерность. Все фигуры выглядят плоскими, несколько оторванными друг от друга, но от этого работа лишь еще больше впечатляет зрителя. Чтобы понять работы Бальтюса, необходимо уловить тайну и неповторимость того момента, который запечатлен.
«Улица», 1933
Особого внимания в работах Бальтюса заслуживает мимика персонажей. Именно посредством эмоции, застывшей на лице главного героя, художник передает зрителю основной посыл картины, ее общую атмосферу и сюжет. Глядя на персонажей, начинаешь невольно сопереживать, вглядываться, додумывать изображенное на холсте, полностью в него погружаясь. Именно этот эффект отражает силу резонанса, который вызывает у зрителя Бальтюс.
Слева — «The Fear of Ghosts», 1933; справа — «Lady Abdy», 1935
Скандальную популярность художнику принесла картина «Урок гитары», изображающая сцену насилия над юной девочкой. По мнению Бальтюса, жестокость по отношению к невинному существу отражает всю суть общества. Своей работой он вызывает череду бурных откликов со стороны критиков и большого количества зрителей. Скандал разнес имя художника по всему миру. «Урок гитары» стал одной из главных иллюстраций философии Бальтюса, что отражает зыбкость грани между невинностью и насилием, спокойствием и хаосом.
«Урок гитары»
Эскиз к работе, 1934
40-е и 50-е годы ознаменовались для Бальтюса волной интереса к женственности, но не полноценно сформированной, а той, что едва начала зарождаться в девочке-подростке и смутно понятна даже ей самой. В этом прослеживается параллель с набоковской «Лолитой». Сквозь невинность в картинах заметны черты сексуальности, пока еще не осознанные до конца и запрещенные обществом. Нередко на работах героиня смотрит в зеркало, как бы изучая саму себя, какой она была и какой сейчас становится.
«Прекрасные дни»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Неизвестные рисунки Захи ХадидЕще одна сторона известного дизайнера»
Бальтюс постарался обыграть идею мимолетности момента в этих картинах не только с точки зрения формы, но и с точки зрения содержания. В подростковом возрасте все пока еще неопределенно и зыбко. Зритель вместе с героинями картин оказывается на тонкой грани между невинностью и порочностью, детством и юностью, ролью девочки и женщины. Чтобы усилить этот диссонанс, Бальтюс изображает своих девочек-подростков с еще детскими лицами, нескладными фигурами, пока еще не округлившимися формами в откровенных, эротичных позах, частично или полностью обнаженными.
Просматривая работы художника, неоднократно можно увидеть одни и те же сюжеты в разных работах, написанных с перерывом в несколько лет. Сравнивая эти вариации, можно проследить динамику творческого роста Бальтюса, его профессиональное развитие. С тем, как шли годы, менялась позиция автора относительно реализма, техники живописи, основных приемов. Именно эти аспекты его творчества позволяют оценить сюжетно одинаковые, но по возрасту разные картины. ■
Вариации картины «Девочка и кошка»
Продолжая тему резонанса с публикой и известных фигур в искусстве XX века, предлагаем также прочестьстатью, посвященную Марине Абрамович и ее перформансам.
Источник фото: allpainters.ru
НАШЕ МНЕНИЕ:Картины Бальтюса — яркий пример тех работ, в которых важно в первую очередь то, что изображено, и лишь потом — как это сделано. Те, кому удалось окунуться в магический реализм этих сюжетов, надолго сохраняют в себе тот глубокий эмоциональный отпечаток, который оставляет художник.
- 2 376 просмотров
- комментариев
faqindecor.com
Биография художника, известные произведения, выставки
Бальтюс (Balthus; наст. имя Бальтазар Клоссовски де Рола, Balthasar Kłossowski de Rola; 29 февраля 1908, Париж — 18 февраля 2001, Россиньер, кантон Во) — французский художник польского происхождения, младший брат Пьера Клоссовски. В продолжение своего 80-летнего творческого пути Бальтюс обращался ко всем традиционным жанрам европейской живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровые сцены), насыщая их тревожно-эротической атмосферой и провокационным фрейдистским подтекстом.
Бальтазар Клоссовский родился в Париже. Отец — Эрих Клоссовский, художник, искусствовед, знаток творчества Домье; мать — Элизабет Доротея Спиро, художница-еврейка из Вроцлава, среди друзей известная как Баладина. Друзьями дома были Андре Жид, Пьер Боннар, Андре Дерен, Морис Дени. Во время Первой мировой войны семейство Клоссовских обосновалось в Берлине, где родители Бальтазара разошлись. В 1921 г. знакомый матери — Райнер Мария Рильке — выпустил в свет созданную 12-летним Бальтюсом серию рисунков сбежавшей из дома кошки Мицу вместе с собственным предисловием.
В 1930-е гг. Бальтюс, вернувшись в Париж, примкнул к кружку сюрреалистов и сблизился с Кокто, Арто, Миро, Пикассо и Джакометти. Эпатажный холст «Урок гитары» в 1934 г. принес начинающему художнику известность в авангардистских кругах. В работах тех лет неестественная застылость с почти фотографической точностью изображенных фигур придает даже бытовым сюжетам налет мистической зачарованности. К началу 1940-х гг. художник окончательно отходит от принципов сюрреализма и создает ярко индивидуальную манеру, которую иногда сравнивают с «магическим реализмом» в литературе.
Начиная с 1940-х гг. внимание Бальтюса приковывает тема пробуждающейся женственности. Он вводит в свои полотна символические мотивы (зеркало, бабочка, кот) и фигуры девушек-подростков, «застигнутых» в домашней обстановке в непринужденно-соблазнительных позах. В те же годы он оформляет ряд спектаклей Арто («Ченчи», 1944) и Жана-Луи Барро («Состояние осады», 1948). В 1961−77 гг. Бальтюс возглавляет представительство Французской академии на вилле Медичи в Риме, изучает и перерабатывает классические образцы вроде Пьеро делла Франчески и Караваджо, стремится придать своим полотнам фресковый колорит. Министр культуры Андре Мальро называл Бальтюса «нашим вторым послом в Италии».
В 1956 г. после масштабной выставки в нью-йоркском Музее современного искусства о Бальтюсе заговорили в США. В последние сорок лет жизни художник увлекается дальневосточной культурой в целом и японским изобразительным искусством в частности. Он часто посещает страну восходящего солнца и находит там спутницу жизни. В 1968−73 гг. создает ряд полотен на традиционный для XVII века сюжет игроков в карты. В 1983−84 гг. с размахом прошли ретроспективы творчества Бальтюса в парижском центре Жоржа Помпиду и в музее Метрополитен. В 1991 г. Бальтюс был награжден Императорской премией. На тот момент он был единственным из живущих, чьё произведение находилось в постоянной экспозиции Лувра (было завещано музею самим Пикассо).
В 1996 г. канадский документалист Дэмиан Петтигрю выпустил фильм о художнике, «Бальтюс в зазеркалье»; он был удостоен нескольких престижных кинонаград. О художнике сняты еще несколько документальных лент. Бальтюс умер в 2001 г. на 93-м году жизни. На его похоронах присутствовал президент Ширак и пел Боно из группы U2.
artchive.ru
Алеша Локис. Новости » Архив блога » Кошки и девочки (образы желания в творчестве Бальтюса)
Поводом для этой публикации послужил почти не замеченный у нас факт отмены выставки художника Бальтюса, открытие которой планировал в апреле Эссенский музей Фолькванг, — спасибо моему постоянному читателю и блогописцу искусствоЕду — он-таки заметил…Бальтус скандально известен картиной «Урок гитары» — в кругах ценителей живописи она в своё время произвела эффект, сопоставимый с Набоковской «Лолитой», опередив её на два десятилетия. Тем не менее — или как раз благодаря этому — творчество Бальтюса породило множество реминисценций, в основном фотографических. Возможно, отчасти по той причине, что автор живописного «Урока гитары» и сам баловался полароидом как инструментом фиксации натуры для будущей работы над живописными холстами. Ниже приведены примеры таких изображений, имеющих явную аллюзию на те или иные сюжеты маэстро Бальтюса.Итак, погрузимся в материал…
«Общественное мнение» запретило «образы желания»
Эссенский музей Фолькванг отменил выставку французско-польского художника Бальтюса из-за скандала, разгоревшегося в прессе. К показу готовилось около 2000 полароидных отпечатков, сделанных за последнее десятилетие жизни художника. Бальтюс начал фотографировать свою модель Анну в восьмилетнем возрасте, вплоть до ее шестнадцатилетия, для использования снимков в подготовке к написанию картин. Выставка «Бальтюс: последние снимки» должна была открыться в Германии в апреле текущего года. Было запланировано показать весь фотоархив Бальтюса, для этого организаторы заручились специальным разрешением вдовы и дочери художника, а также модели Анны. Отпечатки уже дважды были частично продемонстрированы зрителям: в галерее Гагосян на выставке «Бальтюс: последние уроки» (сентябрь — январь 2013/2014) и в Музее Метрополитан в Нью-Йорке на выставке «Бальтюс. Кошки и девочки — живопись и провокация» (сентябрь — январь 2013/2014).
Критики не смогли усмотреть в работах ничего противозаконного или оскорбительного, и обе выставки получили самые положительные отклики. Неожиданно перед открытием экспозиции в Эссене немецкая Die Zeit забила тревогу о недопустимости эксплуатации образов детской сексуальности. В критической статье «Образы желания» снимки были названы порнографическими из-за «возмутительности развратных поз» несовершеннолетней модели. Параллельно рассуждениям о «документации жадности педофила», стоимостью 20.000$ за фотографию, газета вспоминает о недавнем судебном решении для Грэма Овендена, английского художника, фотографа и писателя, обвиненного в педофилии и приговоренного к двум годам тюрьмы. После судебного решения Тэйт Модерн убрал фотографии его работ из своей он-лайн галереи. Отреагировав на градус общественного внимания, музей Фолькванг принимает решение вообще не открывать экспозицию. Официальное обоснование было сформулировано как «нежелание портить репутацию художника в связи с возможным законным закрытием экспозиции». Быть может, для немецкой публики еще не все потеряно: в скором времени в издательстве Steidl лимитированным тиражом готовится к выходу двухтомник всех полароидов авторства Бальтюса.
Бальтюс (Бальтазар Клоссовски де Рола), французско-польский художник, родился в 1908 г. в Париже и умер в 2001 г. в Швейцарии. В возрасте 13 лет он опубликовал книгу рисунков «Мицу: сорок образов», посвященную своему коту, с предисловием Райнера Марии Рильке, близкого друга семьи. Художник-самоучка, Бальтюс провел первую выставку в 1934 г. в галерее Pierre в Париже. В 1961 он становится директором Французской Академии в Риме. Последующие 16 лет реставрирует интерьеры и сады Виллы Медичи. Первая значительная выставка Бальтюса прошла в 1956 году в Музее современного искусства (MoMA). Также, среди прочего, он выставлялся в музе Тэйт (1968), на Венецианской биеннале (1980), в Музее современного искусства в Чикаго (1980), в Метрополитан музее в Киото (1984) и в Метрополитан музее в Нью-Йорке (2013). (Ксения Юркова)
P. S. Специально для читателей photographer.ru. Особого внимания заслуживают комментарии немецких граждан к вышеприведенной статье в Die Zeit. Это прекрасный пример не только тщательной, интеллектуальной и аргументированной проработки вопросов эстетики, этики и морали, но и изумительный, достойный подражания, образец демонстрации предельного уважения к оппонентам в дискуссии.бальтюс, выставка, цензура | Комментарии
Андрей Гринин
теперь немецкие мамаши и их дети будут уверены в том, что все художники — педофилыи то верно: Гоген в последние годы жизни на Маркизовых островах жил с девочкой, которой в пору их знакомства было 13 лет, старому Майолю позировала нагишом Дина Верни (15 лет) — ей он завещал все свое состояниепри желании можно вспомнить десятки, если не сотни подобных “историй”скандал — хлеб массмедиа, а педофилия это супер-скандалдолой искусство!
Я нашёл в прессе несколько свежих публикаций, касающихся творчества Бальтюса, а также книги его биографа Фокса Вебера, и для перевода воспользовался гуглом. Результат превзошёл самые смелые ожидания: редактировать этот перевод — только портить! Поэтому приведённые ниже тексты статей и рецензий сохранены в первозданно-девственном виде, непосредственно из-под гугла-переводчика.
В 1984 году, по случаю его ретроспектива в музее Метрополитен в Нью-Йорке, художник Бальтюс — или граф Balthazar Клоссовский де Рола, как он предпочитает, чтобы быть известным — выступил с заявлением протеста. Он был расстроен, он написал, по каталоге выставки в вопросе, пагубной текста, который содержал “огромное количество биографических материалов, большинство из них не имеет значения, нескромным, или не соответствует действительности.” Бальтюс пошли на заявляю, что “Это получение фактам” представляется мне в заблуждение и вредных экрана помещается между зрителем и картиной… Я очень не одобряют привычку кормления общественность с деталями и анекдотов о частной жизни художника вместе с подразумевая, что последний как-то объясняет его картины”.
По крайней мере, Николас Фокс Вебер, автор Бальтюс: Биография, не может быть обвинен в потакании своим предметом. В этой замечательной книге (слишком часто Примечательно, надо сказать, таким образом, что ее автор вряд ли предназначены) Фокс Вебер берет решительно судебно вид работы Balthus в. Он относится почти каждый из картин художника, как место преступления, материального доказательства бурлящей извращения Balthus в. Несмотря на отказ художника сотрудничать с попытками его биограф, чтобы получить у него в голове (или, возможно, из-за этого) его произведения считаются столько психической доказательств. Это подход, который не может быть более совершенно рассчитывается бесить художника.
Выставка является Гитарный Урок, 1934, пожалуй, самый незабываемо неприятно работа кисти художника в годы, когда его работа отраженных влияние сюрреализма. Трудолюбивый биограф отслеживает эту редко можно увидеть образ садо-мазохистской сексуальной встречи между учителем музыки и ее несчастной, но не оказывает сопротивления ученика к Нью-Йоркской будуаре Ставрос Niarchos — соответственно декадентской местом для совершенстве тлетворного фото, он чувствует. Он находит картину в спальне. “Рядом с щедрыми Людовика XIV кровати, на нежной маркетри таблице, стоял, на самом видном месте, двуспальная контейнер Подготовка H. Это было почти столь же большим как деликатной базе фарфоровой лампы рядом с ним. И в ногах кровати был видеомагнитофон по шкале обычно найденного в барах, упакованных любителей спорта. Я представил себе киноверсии гитара Урок, направленный мастером порнографии и в главной роли квалифицированных СИБАРИТА, проявляясь на нем”.
Его воображение, читатель может чувствовать себя, это ресурс, на котором Фокс Вебер обращает скорее слишком сильно. Расположившись в «частном камеры экзотического властителя», потягивая большой кофе со взбитыми сливками принес ему на серебряном подносе с помощью внимательного дворецкого, он успокаивается, чтобы длительного созерцания живописи. Вскоре после этого он благословил с тем, что он решает все выявление понимание. Садистские учитель музыки, играя с жестоко подвергается тело ее ученика, как музыканта тюнинг свой инструмент — это зло, мануальная монстра не что иное, как портрет самого Бальтюс в одежде. Сделав это первоначальный, поразительный прорыв, откровение следует за откровением. Ибо если Бальтюс является учитель, он также является уязвимым ребенком, нарушается еще одновременно вызвали. На другом уровне снова, картина воспринимается как подтверждающего доказательства “обратного эдипова комплекса” художника, психическое недомогание, который (согласно Fox Вебера) он разработал в молодости и которая ушла от него с пожизненной подавленной желание убить свою мать.
Как и многие из сенсационных психических совков, которые оживляют книгу Fox Вебера, ничего из этого не может составить нечто большее, чем непроверенная — и, учитывая полное молчание Balthus по всем вопросам, личностное и психологическое, поддаются проверке — гипотезу. Автор развлекает возможность того, что Balthus, возможно, написал картину как преднамеренное оскорбление к буржуазной и пуританских чувства, такие как свое — но явно предпочитает, тем не менее, чтобы рассматривать его как кусок сырого психологии, криком ид. Возможно, понятие, что это может быть сознательная попытка изобразить подсознательно опыт (достаточно обычным явлением предприятие, в сюрреалистической Париже) имеет мало обращение, биографу, потому что это делает картинку менее скандальной исповеди и больше произведение искусства.
Это, конечно, возможно, что там может быть доля правды в некоторых автора гениальных интерпретаций фотографий своего субъекта. Но Фокс Вебер не, вообще говоря, заранее свои теории таким образом, рассчитанное для внушает доверия. Лежа на Stavros Niarchos в кровать, CoffeeCup в руке, он оставляет нас с нытье подозрение, что он, не Бальтюс, действительно тот, на диване психиатра. “Замешательство вид это наполовину коме ребенок подчиняясь тирании чувствовал себя неприятную введения, а не счастливым выбора. Нарушение девушкой тесном в ближайшие годы моих собственных дочерей было отвратительным. Но последствия виртуозности Balthus никогда оставил мне места для побега.” Определение биографа интерпретировать и объяснить выглядит подозрительно, как попытку изгнать свою травму. В своем ошибочной образом, его книга отдает дань полномочий расчетливо загадочной, замешательство искусства Balthus в.
Раздосадованный привередливого отказа Balthus, чтобы обсудить свои мотивы, эротические или иным образом в живописи голых препубертантных девочек, Фокс Вебер принимает некоторые divertingly необычные методы расследования. В какой-то момент, тупик, как обычно в тишине своего предмета, он заходит так далеко, чтобы искать экспертное заключение в одной Линда Fairstein, начальник Секс преступлениям Манхэттена окружного прокурора, на творчестве Balthus в. Столкнувшись с фотографией художника Жертва, 1938, г-жа Fairstein услужливо полагает, что предметом “выглядит как жертва убийства секс” — интерпретация которой автор берет в качестве предлога для некоторых довольно предсказуемой спекуляции своего.
Долгое книги, Бальтюс: Биография удивительно тонкий на фактическом факт биографии. Ее автор дает впечатление от того, набросал всего достаточно материала, чтобы предоставить свои собственные, навязчивые психоаналитические delvings в работу Balthus в подобие доверия. Единственная часть жизни художника, чтобы быть привлечены к жизни с любой степенью убежденности является его молодость. Его мать, Baladine де Клоссовска, взял с поэтом Райнер Мария Рильке, который стал летучим вторым отцом для Balthus, поощряя его в захватывающий мысли, что он был вундеркиндом, но потом от него отказывается, умирая молодой, в таинственный болезнь теперь предполагают, лейкоз. Нестабильным и несчастливое детство Balthus, как говорят на Fox Вебера, не оставили его с рядом комплексов, главные из которых желание контролировать всех тех, кто пришел в его орбиту, в глубоко сидит необходимость унизить и унижают достоинство женщин, и нездоровый эротический одержимость девочки-подростки. Обосновывая доказательства этому можно найти в его картинах, и в этом заключается важное значение, неудовлетворительным округлость книги.
Для всех сложностях интерпретации, которая его подход порождает, понятие Fox Вебера самой живописи кажется удручающе простодушный. Он, кажется, считают все работы Balthus в искусства, как если бы они были выпалил конфессии сокровенных желаний и фантазий художника — и решив, довольно рано, только то, что эти желания и фантазии, он проводит большую часть остальной части его книги упорно расчесывать творчество Balthus для доказательств в поддержку своих теорий. Как плохой детектив, если он не может найти его, он будет посадить его. Balthus в 1938 портрет Хуана Миро и его дочь Долорес может показаться, менее подозрительными глазами, чем у Fox Вебера, довольно трогательной и симпатической изображением двух беженцев из гражданской войны в Испании. Изолированные и уязвимы, мы видим, отец цепляясь за его дочерью. В глазах каждого рисунка есть вакансия, а если есть что-то в них — память о некоторой жестокости, возможно, — что они не могут оторваться от. Но это, само собой разумеется, не то, что видит Фокс Вебер.
Для его глазах, картина кишит неприятными сексуальными выводов. Художник травестируется своего соперника, Миро, сделав его в образе извращенца и педофила, который Бальтюс знает себя, тайно, чтобы быть. Глаза рамой с вожделением, то он нажимает тело своего неохотно дочери к нему с смазывающей намерениях. Да не будет никаких сомнений по этому поводу, наш автор еще раз призывает экспертного свидетельству Секс преступлениям Manhattan окружного прокурора для подтверждения своих подозрений: “Линда Fairstein указал мне, что “Миро купирования что вот-вот будет его дочери закадычные”. Несмотря на то, что она всего лишь восемь ее грудь не сложилось, это не правило, как отец девочки, что возраст будет проводить ее. Кроме того, девушка не просто сидит на коленях, она прижимается к его внутренней части бедра “краеугольный камень Копс” (или это должно быть Замочная скважина Kops?) Уже треснутая им однажды.
Бальтюс не выйти из этой книги как особенно приятным человеком, и это достаточно ясно, что он жил далеко от примерной жизни. Фокс Вебер ловит его в ряде лжи — прувинг, например, то, что многие подозревали, что его самозваный титул графа полностью поддельным — но худшее из его преступлений оказаться немного больше, чем принуждение к спина ложь, само-превозносящее пряжи о его фоне, а непреходящая снобизм. Читая между строк, кажется, что этот хрупкий, но озорной старик, возможно, сыграл несколько жестокое игру с его биограф — приглашает его к себе в швейцарском доме в течение многих недель за один раз, что привело его на с обещанием личных откровений, только кормить его легкая диета из болеутоляющее, unilluminating анекдот, и отправить его Харинг прочь на любое количество ложных троп. Но как бы ненадежным Бальтюс сделан казаться, его биограф, конечно, не модель беспристрастного объективности, и как книга выходит на его попыток чтения каждое изображение в виде графического иллюстрации состояния своего субъекта ума стали казаться хуже, чем плохо задуман. Вскоре, похоже, он начинает видеть сексуальную угрозу и инсинуации везде, не только в искусстве. Интервью у одного из бывших натурщиков Balthus, в Мари-Пьер Колле, Фокс Вебер шокировал заметить, что она рассеянно почесывая зуд на груди. “По сей день”, заключает он, “я не знаю, если она пыталась соблазнить меня или если это было воспоминание о Бальтюс который был побудило ее ласкать ее собственную грудь передо мной.” Было бы интересно иметь ее отчет об их встрече.
Расстроенный, увернулся и блокировались сам Balthus, его биограф достает очевидное разочарование на его картинах с все возрастающей аналитикой насилия. Поскольку в книге удлиняет и сюжет утолщается, становится трудно сказать один читает ли биографии или автобиографии, таков степень, в которой все более раздражительным автор заставляет свои эмоции и историю на нас. Его проза, слабый и в лучшие времена, берет на себя почти бешеной качества самостоятельной оправдывая ярости. Вот он, например, на слегка зловещей и слегка Хогарта изображением Balthus подростков, играющих в карты, Карточная игра, из 1948-50: “Девушка самодовольно воображает себя сыграли победный карту, но мальчик может козырь ей еще с то, что он держит сложенные за спиной. Это фаллический свеча в центре композиции, ее свет Конус засовывая во тьму (прости меня, Balthus; смеяться и отрицать, как вы будете, но я не тот, кто придумал эту сцену, которая так явно изображает диск “окунуть фитиль”), символизирует цель”.
Существует, несомненно, больше, чем кажется на первый взгляд, к искусству Balthus, но само искусство остается непостижимой и в отсутствие подтверждения или отрицания от самого художника все толкования должны оставаться именно это. Фокс Вебер отнюдь не первый писатель, заподозрили (например), что живописания художника подростков выразить нездоровый сексуальный интерес к молодым девушкам. Но следует также сказать, что это не единственный способ, глядя на них. Джанет Хобхаус, например, в ее замечательной книге очерков об обнаженном в искусстве двадцатого века, Невеста Stripped Bare, посмотрев на фото как ряд отражений на темы невинности и опыта (интерпретации которых по крайней мере признает некоторую хитрость, некоторые сознание своих целях, художнику). В конце концов, тот факт, что загадка картинок Бальтюс упорствует — тот факт, что, несмотря на все его усилия, биограф может оказаться ни на йоту, что он подозревает, это то, что действительно бесит Fox Вебер. Его жалоба, наконец, не против Balthus, а против самого искусства, за то, что смелость оставаться открытым для различных мнений.
Бальтюс: Биография является спорадически развлекательный дополнение к канону биографии успешно саботировали их не желают, необщительный субъектов — книга в той же почтенной традиции как мелодраматической а так же фантастической Giacommetti Джеймса Господней, или безупречно невыявленный жизни Дейдра Bair в Сэмюэля Беккета (публикация которых было отмечено несколько лет назад, в литературном приложении Лондон Таймс, под заголовком “Выход, преследуемый в Баир”). Изложив написать отчет о жизни Balthus, г-н Фокс Вебер, а с мебелью необходимый материал для тематического исследования самого себя.
Balthus: Кошки и Девочки — Картины и провокации
Внутри Ирис митрополита и B. Джеральд Кантора галереи является perviest художественная выставка можно найти где угодно в Нью-Йорке: “Balthus: Кошки и Девочки — Картины и провокации”. Полотна для обозрения там изображают маленьких девочек, как современных секс котята в облике старых мастеров Венер. Перед Ян МакЭван ‘ы ядовитые литературные сюжеты, Дэвид Линч ‘готических кино фикций с, и Эрик Fischl ‘ы мастурбации портретов пригородном скуки, было французского происхождения польский художник Бальтюс, de Бальтазар Клоссовски: лиса в курятнике Западно обнаженной. Никогда формальный изобретатель, это ретроградная художник игнорируются авангардные амбиции стать ведущим антимодернистская модернизма, с изюминкой. Оригинальный телочек художник, Бальтюс посвятил карьеру одержимо изображением женского опущенные сексуальность. Сегодня нет никаких сомнений, что Balthus был педофилом. Предшественник оба Набокова Гумберт Гумберт (с которым он постоянно сравнению после публикации Лолиты в 1955 году) и в реальной жизни Полански, Бальтюс физически преступил батарею этических и правовых кодексов. Его картины, с другой стороны, стремится нет такого преступления, вместо, они продолжают очаровывать по раздвигают границы эротики, а также символически разрывая психосексуального барьеры скудно, отделяющие правильное от неправильного.
Как Макьюэн однажды написал по отношению к его собственной непростой горит: “Фантастика напряженность в первую очередь о сокрытии информации.”Урок один учится, когда внимательно читать Искупление, что становится вдвойне важно при сканировании изображение как Тереза Сновидения (1938). В живописи первой несовершеннолетний модели — тогда 12-летней девочки — Balthus в входит в не менее семи из полотен зрения — она показана лежащая в позе, которая является частью рассеян невиновен и часть прямой эксгибиционист. У ее ног, толстый полосатый кот кругов в миску молока (сексуальная метафора, если когда-либо был один). Перемещения вверх от диагонали, запряженной задние лапы животного, то можно обнаружить славу живописца: трусики выстрел достойны самых воспаленном болельщика фантазии. Между тем, Терезы окружение сдержан в палитре и состав — принять прекрасную фольгу буржуазного портрета. Несмотря на то, окрашены внутри убогой художника Парижской студии, Бальтюс срежиссированный не только многозначительность его сиделки, но и темную мебель и безделушки, которая превращает противную картину респектабельный во всем, кроме духа.
Хитрость Balthus, в по словам Роберта Хьюза , должен был напряженности “сосуществование поверхности спокойной и хищных желания». Эта стратегия удалось оппозицию развратных и традиционными элементами в каждой картины, и доказал выхода на режим художника, когда его либидо угрожал склонить чашу весов. Возьмите близнец полотнах Салон Я (1941-1943) и Салон II (1942). Снимки, аналогично размещением голые ноги девушек в изнасилованной и покорным позы — он растопыренными на диване, еще стоит на коленях на земле, чтение — их ходульные механизмы также предложить леса пожилой классицизма. Бальтюс сильно списаны из двух источников он любил, раннее формальности Ренессанс и Biedermier реализма, в Mitteleuropean предшествующей 19-го века до середины 20-го века в Америке Нормана Роквелла момент. Результаты были картины с колоритные пациентов, получавших старого времени суетливость. То, что он назвал “вечной” характер его искусства также оказалась его борода.
Если Бальтюс был ястреб, который смаковал живописи голубей, его меньше сексуализированные картины, как утки на миссии: Достойное на поверхности, они педали от безумно внизу. Это, конечно, настроение анимации ряд укротителя, но все еще мешая фотографии в Мет. Рассмотрим, в этом свете, брат и сестра (1936) и девочка в зеленый и красный (1944). В первый, пара неулыбчивыми детей проводит странную игру физического стеснения. Во второй, затем — 32-летний жена художника появляется как непроницаемым лицом, едва опушенные беспризорник-нож погрузился в буханку хлеба на столе перед ней резким напоминанием угрозы художник, видимо, чувствовал несовершеннолетний женская сексуальность провел над ним.Есть те, кто будет приручить Balthus, говоря, что предметом его картин нет, технически, детство сексуальности, но взрослый сдержанность. Но правда в том, что подавляющее большинство его работ изгоняет такие вдумчивые абстракции. Более насущные, чем неясным, фотографии Бальтюс говорят на непосредственно на гнилой части сердца. Подумайте о нем, как Уолтер Уайт в Breaking Bad. Оно бьется думать о нем как щетка-и-масла Майкла Джексона.
Из архива Бальтюса (1908-2001)
Моя любимая профессия есть любовь. У меня было 19 крупных истории любви в моей жизни. Я считаю, это не очень честно и в наше время, оставаться всю жизнь с тем же лицом. “Я родился в этом веке, но я принадлежу намного больше, чтобы 19-го века”(Бальтюс).
Бальтюс привилегированных подросток таинственная фигура в акте непристойности или невиновности двусмысленности в работе, который является одновременно требовательный и жажда абсолютные Друзья, как Арто или Камю. За что и предназначены наборы “The Plague в театре — еще праздновать неоднозначную красоту его картин: молодой и равнодушным, чтобы обнажить вуайеристский висит над их телами девушки действительно повторяющийся мотив в своей работе. Художник подчеркивает человеческую одиночество, отчеты молчания и отсутствия, которые связывают людей и вещи, о роспуске связи”.
И вот, полюбуйтесь: одна из презентаций Виктории Бекхэм, имеет очевидное сходство с картиной Бальтюса «Золотые годы»
Американский дебют Hisaji Hara
Использование среднего формата пленки и тщательно в камере методы, Hisaji Хара переосмысливает легендарные и провокационные картины высоко почитаемого в переносном смысле художника 20-го века, Бальтюс (1908-2001). В своем постановке картин, “Хара присваивает подростков предметы, показанные в полотнах Balthus”, уделяя особое внимание к деталям в позы и выражения. Установка, а также костюмы, однако, однозначно японский. Таким образом, художник отбирает из наводящий лексики оригиналов — Живопись одновременно юношеских и эротических — во время игры со строгим архитектурным формализма и Lolitaesque навязчивых идей, что якорь работу в японских культурных традиций. На вид теперь на Роуз галерее в Лос-Анджелесе, американского дебюта Hisaji Хара в “фотографическое изображение картинах Balthus”.
Навязчивая идея Бальтюса (Ана, Агата, Solène & Lucas Max Vadukul для Vanity Fair, Франция, июль 2013)
Очередная “Тереза на скамье”
Очередные “Девочки и кошки”
Очередной “Урок гитары”
И на закуску: Шато Мутон-Ротшильд, винтажная винная этикетка 1993 года с рисунком Бальтюса — образы желания пьянят воображение, согласитесь…
Метки: живопись, запретное, лолита, мораль, невинность, нимфетка, нимфетомания, педофилия, скандал, страсть, табу, фотография, эротика
Запись опубликована 25 марта 2014 в 16:50 и размещена в рубрике АРТ, Фото. Вы можете следить за дискуссией на эту тему, подписавшись на RSS 2.0 .
blog.alokis.com