Джон Констебл: картины, биография. Констебль картины


Констебл, Джон. Все картины художника

Джон Констебл

Ещё с первых уроков живописи под руководством Джона Дансорна, художника-аматора из Ист Бергхолта, Констебл понимает, что в скором будущем окажется перед выбором. Можно так же, как отец, всю жизнь проработать на деревенской мельнице и обеспечить себе тем самым безбедное будущее, а можно отправиться в Лондон, поступить в Королевскую Академию и затем всю жизнь заниматься любимым делом – живописью… Констебл выбирает второй путь, хотя его очень не устраивает перспектива обучения. Однако другого выхода не было: в то время в Англии каждый, кто мечтает стать художником, должен в один прекрасный день переступить порог Академии.

В начале девятнадцатого века Королевская Академия имеет исключительную монополию на проведение, каких бы то ни было выставок в Англии. Чтобы иметь право публично представлять свои работы, английские художники должны не только пройти курс обучения в этом уважаемом заведении, но и завоевать признание у его профессоров. Констеблу это известно, и он вынужден отправиться в Лондон и начать там учебу в Академии. Конечно же, молодой Констебл, влюбленный в природу, предпочел бы остаться в родной деревне, подальше от суеты и шума лондонских улиц. Но ведь он решил стать художником. Каждый год Констебл выставляет свои работы на выставках Королевской Академии, но постоянно становится объектом жесткой критики. Молодой художник терпеливо выслушивает едкие замечания профессоров Академии, мечтая о том времени, когда он сам станет её членом и сможет не зависеть в своем творчестве ни от чьего мнения. Только в 1829 году, после пятикратного представления своей кандидатуры до этого и получив преимущество перед другим претендентом всего в один голос, Констебл становится, наконец, действительным членом Королевской Академии.

В этом же году, в день открытия выставки, на которой Констебл намеревался представить свою работу «Замок Хэдли», скульптор Шантрей предлагает ему покрыть поверхность полотна лаком – якобы это существенно улучшит впечатление от картины. Констебл соглашается, а увидев результат, приходит в ужас, и перед самым началом выставки спешно пытается снять слой лака, подбадриваемый веселым смехом «доброго» коллеги.

Если говорить объективно, манера Констебла имела массу недостатков. Художнику понадобятся годы, чтобы, в конце концов, освоить точный рисунок. Ему тяжело давалась перспектива, и акварели его долгое время оставляли желать лучшего… Тем не менее, художник хорошо знает слабые стороны своих работ и, надо отдать ему должное, много работает, оттачивая своё мастерство. Кроме этого, Констебла терзают сомнения: с одной стороны, он прекрасно понимает, что его репутация художника во многом зависит от отзывов критики, и старается понравиться ей, а с другой, он пишет пейзажи, которые не находят понимания практически ни у кого на родине. Первые похвальные отзывы придут из Франции. В 1824 году на парижском Салоне Констебла наградят Золотой медалью, и сам Эжен Делакруа признается своему английскому коллеге, что писал небо в картине «Сцена резни на Хиосе» именно под впечатлением от его работ.

Констебл пишет несколько работ по заказу богатых парижских коллекционеров и на этом прерывает общение с французскими почитателями своего творчества, потому что настойчивые предложения оставить Англию стали его утомлять, ведь единственное, о чем мечтает Констебл – это получить признание на родине.

gallerix.ru

Джон Констебл – биография и картины художника в жанре Романтизм – Art Challenge

Джон Констебл или Констэбль — английский художник-романтик. Наибольшую известность ему принесли пейзажи, в частности с видами окрестностей Саффолка, откуда художник был родом. Его картины прославили Дедхэм Вэйл, который называют Земля Констэбля (англ. Constable Country). Среди наиболее известных его работ Dedham Vale (1802) и The Hay Wain (1821). В настоящее время работы Констэбля высоко ценятся и весьма популярны у коллекционеров, однако при жизни художник не добился финансового успеха. Членом Королевской академии художеств он стал в 52 года. Констэблю удалось продать больше своих картин во Франции, нежели на родине в Англии.

Констэбль родился в небольшой деревушке Ист-Бергхоулт на берегу реки Стаур, в семье зажиточного мельника Голдинга и Энн Констэблей (отцовская мельница несколько раз появляется на его полотнах). Своё образование художник начал в интернате Лавенхема, а позднее был переведён в дневную школу в Дедхэме. В юности Констэбль много путешествовал по окрестностям, где делал зарисовки и этюды. По словам самого художника, эти сценки сделали его художником, за что он очень благодарен.

В 1799 году Констэбль поступил в Королевскую Академию художеств в Лондоне, но основную школу прошел, самостоятельно работая на натуре. По стилю ранние работы Констэбля мало отличались от его зрелых работ: тот же свет, цвета и мазки, которые во многом выдавали влияние на творчество Констэбля так называемых старых мастеров, особенно Клода Лоррена. Сюжеты картин Констэбля были взяты им из жизни и представляли собой бытовые сценки, что для его времен не было модным, поскольку в большей моде были романтические сюжеты с дикими пейзажами и руинами.

В феврале 1829 года его избрали членом Королевской академии художеств, а в 1831 году был назначен Инспектором Академии, где снискал большую популярность среди студентов. Констэбль стал читать лекции по истории пейзажной живописи. Эти лекции были весьма популярны у широкой публики. На одной из таких лекций в Королевском институте он сформулировал три правила: во-первых, пейзажная живопись столь же технична, сколь и поэтична; во-вторых, воображение не может в одиночку породить художественное мастерство, которое выдержало бы сравнение с действительностью; и в-третьих, ни один из великих художников не был самоучкой. В 1835 году он дал свою последнюю лекцию студентам Королевской академии, в которой он восхвалял Рафаэля, а Академию назвал колыбелью Британского искусства. Он умер 31 марта, по всей видимости от диспепсии. Джона Констэбля похоронили рядом с его любимой женой на городском кладбище Хампстеда.

Джон Констебл или Констэбль — английский художник-романтик. Наибольшую известность ему принесли пейзажи, в частности с видами окрестностей Саффолка, откуда художник был родом. Его картины прославили Дедхэм Вэйл, который называют Земля Констэбля (англ. Constable Country). Среди наиболее известных его работ Dedham Vale (1802) и The Hay Wain (1821). В настоящее время работы Констэбля высоко ценятся и весьма популярны у коллекционеров, однако при жизни художник не добился финансового успеха. Членом Королевской академии художеств он стал в 52 года. Констэблю удалось продать больше своих картин во Франции, нежели на родине в Англии.

Констэбль родился в небольшой деревушке Ист-Бергхоулт на берегу реки Стаур, в семье зажиточного мельника Голдинга и Энн Констэблей (отцовская мельница несколько раз появляется на его полотнах). Своё образование художник начал в интернате Лавенхема, а позднее был переведён в дневную школу в Дедхэме. В юности Констэбль много путешествовал по окрестностям, где делал зарисовки и этюды. По словам самого художника, эти сценки сделали его художником, за что он очень благодарен.

В 1799 году Констэбль поступил в Королевскую Академию художеств в Лондоне, но основную школу прошел, самостоятельно работая на натуре. По стилю ранние работы Констэбля мало отличались от его зрелых работ: тот же свет, цвета и мазки, которые во многом выдавали влияние на творчество Констэбля так называемых старых мастеров, особенно Клода Лоррена. Сюжеты картин Констэбля были взяты им из жизни и представляли собой бытовые сценки, что для его времен не было модным, поскольку в большей моде были романтические сюжеты с дикими пейзажами и руинами.

В феврале 1829 года его избрали членом Королевской академии художеств, а в 1831 году был назначен Инспектором Академии, где снискал большую популярность среди студентов. Констэбль стал читать лекции по истории пейзажной живописи. Эти лекции были весьма популярны у широкой публики. На одной из таких лекций в Королевском институте он сформулировал три правила: во-первых, пейзажная живопись столь же технична, сколь и поэтична; во-вторых, воображение не может в одиночку породить художественное мастерство, которое выдержало бы сравнение с действительностью; и в-третьих, ни один из великих художников не был самоучкой. В 1835 году он дал свою последнюю лекцию студентам Королевской академии, в которой он восхвалял Рафаэля, а Академию назвал колыбелью Британского искусства. Он умер 31 марта, по всей видимости от диспепсии. Джона Констэбля похоронили рядом с его любимой женой на городском кладбище Хампстеда.

Сохранить

artchallenge.ru

Джон Констебл: жизнь и творчество художника

Джон Консте́бл или Констэбль (англ. John Constable; 11 июня 1776, Ист-Бергхоулт, Саффолк — 31 марта 1837, Лондон) — английский художник-романтик.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Джона Констебла

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Английский живописец Джон Констебл родился в 1776 году. Отец Джона был зажиточным мельником, и после окончания школы юный художник какое-то время работал на мельнице, в свободное время, занимаясь рисованием. Довольно часто он путешествовал по живописным окрестностям и делал этюды и зарисовки.

В 1795 году отправился в Лондон и смог поступить в граверную мастерскую. Но это дело не принесло ему успеха, и Констебл вновь вернулся домой. Однако спустя 4 года ему улыбнулась настоящая удача – Джону удалось поступить в школу при Королевской академии искусств в Лондоне. Кроме того, он самостоятельно занимался изучением природы и произведений английских художников-пейзажистов 18 века.

Его первой работой, выставленной в 1802году в Королевской академии, была картина «Пейзаж».

Джон Констебл написал серию пейзажей, на которых изображал реку Стур, рисовал мельницы, стоящие на реке – «Дедхемская мельница». В своих картинах Констебл отходил от академических норм, его работы были независимыми, а трактовка рисования пейзажей – совершенно новой. Художник утверждал, что главное – наблюдать за природой. А лейтмотивом любого пейзажа он считал небо. Также Констебл любил изображать одни и те же пейзажи в разных погодных условиях, тонко передавая неповторимость и своеобразие каждого из них.

В 1816 году Констебл женился на подруге детства – Марии Бикнелл. Во время медового месяца на побережье Констебл совершенствует свою технику – начинает использовать более яркие цвета и динамичные мазки.

Лишь в 1819 году Констеблу удается продать первую картину, которая называлась «Белая лошадь». Свою картину «Телега для сена» художник выставляет на выставке в Академии в 1821г. Картина была замечена французским художником Теодором Жерико. Жерико даже пригласил Констебла в Париж, а сама картина была куплена дилером Джоном Эрроусмитом и отправлена во Францию. В 1824 году её выставили в Парижском салоне и была награждена золотой медалью.

Но в 1825 году Констебл поссорился с Эрроусмитом, из-за чего потерял рынок во Франции. Его тяготило слабое здоровье жены и накопившиеся долги.

В 1829 году Констебла избирают членом Королевской Академии, где он начинает читать лекции, пользующиеся большой популярностью. Умер художник в 1837 году и был похоронен рядом со своей женой на кладбище Хампстеда.

ТВОРЧЕСТВО

Стиль художника отличался рельефной фактурой. Констебл любил накладывать краску густыми мазками, никогда тщательно не выписывал детали.

Джон Констебл пробовал себя и в портретной живописи, рисуя портреты на заказ. Но он делал это исключительно, чтобы заработать на жизнь, поскольку написание портретов казалось ему скучным. Своим истинным призванием Констебл всегда считал пейзажи.

Джон Констебл считал, что настоящий мастер пейзажа должен быть смиренным учеником природы.

Противник академической живописи, он постигал световые и цветовые законы ее изображения и задолго до импрессионистов стремился выразить «первое впечатление» от увиденного пейзажа. Констебл не интересовался другими краями, не ездил в заграничные поездки, он рисовал свою «старую, зеленую Англию».

Перед тем как полностью завершить работу, Констэбль создавал большое количество предварительных натурных набросков, для того чтобы добиться наиболее подходящего композиционного соотношения. Эти зарисовки, с их свободным и энергичным мазком, были революционными в то время и представляли интерес для художников, учёных и широкой публики. Интересен тот факт, что, например, в эскизах к картинам «Прыгающая лошадь» и «Телега для сена» присутствует энергия и экспрессия, которых нет в завершённых вариантах. Вероятно, именно этюды маслом, более чем другое наследие творчества Констебла, в ретроспективе раскрывают в нём авангардного художника, который показал, что пейзажная живопись может развиваться в новом направлении.

Этюд для скачущей лошади 1824

Работы, созданные Констэблем в технике акварели, также опережали своё время. Одной из величайших акварельных картин считается «Стоунхендж» (1835), с её почти мистической атмосферой в свете двойной радуги. Картина была выставлена в 1836 году с небольшим авторским комментарием к заголовку:

«Таинственный памятник Стоунхендж, возвышающийся над голой, безграничной пустошью; памятник, которого мало коснулись события как прошлого, так и настоящего; памятник, который перенесёт вас через все исторические события в неизвестный, загадочный период».

Стоунхендж 1835

Наряду с натурными эскизами, Констэбль оставил большое количество зарисовок, которые были сделаны во время продолжительных наблюдений за игрой облаков, создающих неповторимые картины для пейзажиста. При этом Констэбль приближался к почти научной характеристике погодных условий. Точное изображение физических эффектов атмосферы иногда можно было проследить и в уже законченных картинах, например, в картине «Цепной пирс» (1827). Реалистичность изображаемого поразила критиков, которые замечали:

«Картины настолько точно передаёт атмосферу повышенной влажности, что хочется раскрыть зонт».

Сами эскизы стали первым опытом масляной живописи, созданной непосредственно на открытом воздухе. Чтобы передать эффекты света и движения, Констэбль использовал технику ломаных мазков, которые он наносил на более светлые участки картины едва заметным касанием, создавая впечатление мерцающего света, обволакивающего весь пейзаж. Одна из самых выразительных и мощных по силе воздействия картин Констэбля – «Изучение морского пейзажа во время дождя» (1824), написанная в Брайтоне. С помощью отрывистых мазков тёмного цвета Констэблю удалось передать момент неистовства ливня над морем. Внимание художника также привлекали световые эффекты, возникающие при появлении радуги, что мы можем наблюдать в картинах «Собор в Солсбери, вид с лугов» (1831) и «Дом в Ист-Бергхоулте (1833).

СОБОР В СОЛСБЕРИ

Собор в Солсбери изображен в просвете между деревьями, осенняя листва которых написана легкими, почти прозрачными мазками. Коровы, пьющие из озерца на переднем плане, вносят в картину пасторальный оттенок. Слева мастер поместил прогуливающуюся пару — епископа Солсбери Фишера с женой, которые, стоя под сенью деревьев, рассматривают собор. Здание на фоне неба с летящими облаками выглядит особенно легким, наполненным солнцем и воздухом, а его вид в обрамлении деревьев еще больше притягивает взгляд.

Вид на собор в Солсбери из епископского сада 1823

В 1820-1830 гг. Констебл часто бывал в соборе Солсбери, делая эскиз за эскизом памятника XIII в., выбирая разные ракурсы и погодные условия. В 1822 г. епископ Фишер заказал художнику картину, но принял работу не слишком благосклонно из-за грозового неба. Констебл написал новую версию, и представленное здесь полотно является эскизом к ней. Колеблющийся серебристый свет, рассеянный в небе, ложится отблесками на окружающий пейзаж. Солнечные лучи освещают собор, создавая чудесную гармонию, в которой природа и рукотворное произведение человека кажутся единым целым.

Люди, изображенные на полотне слева, — епископ Джон Фишер с женой. Супруги помещены на том же месте, что и на полотне, не понравившемся Фишеру. В этой работе художник ненавязчиво сопоставляет природу и архитектуру, словно говоря: творение рук человеческих должно быть уравновешенным и выверенным во всех своих частях, только тогда оно будет эстетически привлекательным, а дерево, даже растрепанное, с сухими и обломанными ветками — все равно красиво.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

В 1828 году Мария родила Констеблу седьмого ребенка и скончалась от туберкулеза. Художник очень тяжело переживал ее смерть, всю оставшуюся жизнь носил траур и самостоятельно заботился обо всех семерых детях.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Кузнецова И. Джон Констебль. М.: Изогиз, 1962
  • Лесли Ч.-Р. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. М., 1964
  • Чегодаев А. Д. Джон Констебль. М., 1968
  • Джон Констебль. М.: Магма, 2005
  • Деснос Р. Небеса Констебля// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, paintingromanti.jimdo.com, muzei-mira.com

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Джон Констебл: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Джон Констебл: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Джон Констебл - Биография художника, известные произведения, выставки

Джон Констебл (John Constable, 11 июня 1776 года, Восточный Бергхольт, Саффолк, Англия — 31 марта 1837 года, Лондон) — крупный британский пейзажист эпохи романтизма. Знаменит изображениями английской глубинки, особенно — родной долины реки Стаур. Эта область ныне известна как Констебл-кантри (край Констебла).

Особенности творчества Джона Констебла. В тот период, когда ландшафт был доминирующим жанром в британском искусстве, Джон Констебл занимал уникальное место в плеяде пейзажистов. Обычно он выбирал не те места, которые были популярны у широкой публики или других художников, а изображал виды, с которыми чувствовал личную связь. Кроме того, он — единственный среди коллег, кто широко практиковал этюды маслом на пленэре.

В своих пейзажах, особенно позднего периода, Констебл на удивление точно передавал природные явления, например, мимолётные и яркие эффекты бурного неба. Его картины — это глубокая и длительная медитация на тему сельской жизни Британии в эпоху стремительных социально-экономических преобразований.

Известные картины Джона Констебла. «Телега для сена», «Уивенхо-Парк, Эссекс», «Вид на собор Солсбери с луга», «Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов», «Белая лошадь«

Мельник из провинции

«Я ассоциирую своё беззаботное детство со всем, что лежит на берегах Стаура; эти сцены сделали меня живописцем», — признался Джон Констебл в письме Джону Фишеру, епископу Солсберийскому. Будущий художник вырос на ферме своего отца, мельника и торговца кукурузой, и с детства делал любительские зарисовки сельских видов в родном графстве Саффолк. «Журчание воды под мельничным колесом, ивы, старые сгнившие доски, покрытые слизью сваи, кирпичная кладка — как я люблю все это», — писал он.

Впрочем, юноше изначально было уготовано заниматься не живописью, а мельничным делом. Хотя он и был вторым сыном у своих родителей, его старший брат оказался умственно неполноценным. А потому после короткого обучения в пансионе и окончания дневной школы молодой Джон был приставлен к семейному предприятию. Этим и объясняется его медленное творческое развитие: в Королевскую академию художеств самоучка из провинции поступил с неохотного одобрения отца уже в солидном возрасте — в 23 года. А управление отцовскими мельницами взял на себя его младший брат Аврам.

В то время наиболее подходящим предметом для студентов Академии считалась историческая живопись. Но Констебл с самого начала проявил особый интерес к ландшафту, а в период учёбы больше всего вдохновлялся работами Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Питера Пауля Рубенса, Аннибале Карраччи и Якоба ван Рёйсдала.

Немодная повседневность

В 1802 году Джон Констебл отказался от должности преподавателя рисования в только что образованном военном колледже. Его наставник Бенджамин Уэст посчитал, это концом карьеры художника. Но тот объяснил свою решимость стать профессиональным пейзажистом: «В течение последних двух лет я искал правду из вторых рук. Я не старался представить природу с тем полётом мысли, с которым намеревался, но, скорее, попытался сделать своё исполнение похожим на других… Величайшим пороком современности является бравура, стремление создать нечто далёкое от истины». В том же году молодой мастер впервые показал своё произведение в Королевской академии.

В первой половине десятилетия Констебл отдавал предпочтение акварели и графике, выполнив прекрасные работы в этих техниках (1, 2, 3). Но его обычные сюжеты — сцены повседневной жизни — были немодными в эпоху, которая романтизировала первозданную природу и живописные руины. А потому виды портов на юго-восточном побережье и Озёрного края (1, 2) остались без внимания публики на выставках в 1807-м и 1808 годах.

Сам же Констебл признался своему другу и биографу Чарльзу Лесли, что величие и отстранённость гор угнетают его дух. Тот позже написал: «Его натура была особенно социальной и не могла удовлетвориться пейзажем, каким бы грандиозным он ни был в человеческом представлении. Ему были необходимы деревни, церкви, фермерские дома и коттеджи».

Чтобы свести концы с концами, Констебл взялся за портретную живопись, но нашёл её скучной, несмотря на то, что создавал прекрасные образы (1, 2, 3). От случая к случаю он писал картины и на религиозную тематику (1, 2, 3), но, как выразился один арт-критик, «его состоятельность как религиозного художника не стоит переоценивать».

Всепобеждающая любовь

Во время очередного приезда в родной Восточный Бергхольт в 1809 году живописец влюбился в юную Марию Бикнелл, с которой познакомился девятью годами ранее. Однако дед девушки, местный пастор Дюран Радд, посчитал Констебла неподходящей партией для внучки. И даже пригрозил лишить её наследства, если она выйдет замуж за человека, стоящего ниже по социальной лестнице. Мария вынуждена была признать, что брак без гроша в кармане похоронит надежды Джона на художественную карьеру.

Влюблённые продолжали встречаться практически тайком следующие семь лет, пока сердце деда не смягчилось. Впрочем, он дал согласие на брак в основном потому, что Джон после смерти своих родителей унаследовал пятую часть их состояния.

Медовый месяц 40-летний Констебл и его 29-летняя жена провели на южном побережье. Там художник начал писать яркими цветами и смелыми мазками; тогда же в его творчестве начался заметный эмоциональный подъём.

Французский триумф

В 1817 году, с рождением первого из своих семи детей, чета Констеблов поселилась в Лондоне. Для поддержки семьи художнику было необходимо профессиональное признание. И оно пришло двумя годами позже, когда он выставил в Королевской академии свой первый крупный холст — «Белую лошадь». С него началась серия масштабных картин — «шестифутовых», как называл их сам живописец (ширина каждой составляет 6 футов или более 1,8 метра).

В 1821 году Констебл продемонстрировал свою «Телегу для сена» — ныне культовую для британцев. Однако тогда она была воспринята без энтузиазма: энергичные мазки художника критики посчитали небрежными. А вот француз Теодор Жерико, который в то время находился в Лондоне, по возвращении на родину расхвалил английского коллегу перед торговцем антиквариатом Джоном Арроусмитом. Тот купил сразу четыре картины Констебла, включая «Телегу», и не прогадал: на выставке в парижском Салоне 1824 года полотно завоевало золотую медаль. Мало того, Эжен Делакруа под впечатлением от «небрежного» мазка британца переписал фон своей «Резни на Хиосе».

При жизни Констебл продал всего 20 картин в Англии, а вот во Франции — свыше двадцати всего за несколько лет. Несмотря на это, он отказался от заграничного тура для продвижения своих работ. «Я лучше буду бедным человеком [в Англии], чем богатым — за границей», — пояснил он.

Ушедший Ангел

В январе 1828 года — вскоре после рождения седьмого ребёнка — в возрасте 41-го года умерла Мария Констебл, уже долгое время страдавшая чахоткой. Безутешный художник писал: «Ежечасно ощущаю потерю своего ушедшего Ангела — Бог знает, как будут расти мои дети… Для меня лицо Мира полностью изменилось». С тех пор, по свидетельству биографа Чарльза Лесли, он одевался только в чёрное и стал «жертвой меланхолии и тревожных мыслей». О детях же Констебл заботился до конца своих дней.

Ещё во время болезни Марии семья переехала в Хэмпстед — пригород Лондона. Там Констебл начал писать этюды неба, тщательно документируя хорошо узнаваемые метеорологические явления (1, 2, 3, 4). Эти наброски затем становились частью композиции полномасштабных холстов.

К 1824 году в его живописной манере появилась изобразительная фрагментация, с помощью которой художник стремился передать оптические эффекты. Наряду с использованием живых и ярких цветов это заставило многих ошибочно называть его предшественником импрессионизма.

Отчуждение и депрессия

В поздний период Констебл перестал писать определённые места — частично из-за того, что делал этюды в разных регионах: в Солсбери или на фешенебельном приморском курорте Брайтон, где Мария пыталась поправить здоровье. Но такое абстрагирование и отказ от изображения фермерского труда можно трактовать иначе. Экономическая депрессия после Наполеоновских войн привела сельское хозяйство в упадок. Вопреки этому консервативный Констебл решил воспевать отвлечённую «старую добрую Англию», не затронутую индустриальными и социальными изменениями.

Членом Королевской академии художеств живописец стал поздно — в 1829 году в возрасте 52-х лет — во многом из-за своего тяжёлого характера. Его письма 1830-х годов полны отчуждения и депрессии. Такие настроения, без сомнения, подпитывались критическими нападками, которые сыпались на него и Уильяма Тёрнера с середины 1820-х годов. Хотя эти мастера никогда не были близки и по-разному подходили к пейзажной живописи, оба выросли в традициях сэра Джошуа Рейнольдса. А это заслуживало пренебрежения в глазах нового поколения художников и критиков, которые формировали собственные ценности в быстро развивающемся промышленном обществе.

Тем не менее, Констебл продолжал работать. После смерти Марии осталось 20 тысяч фунтов, и он решил издать серию гравюр (меццо-тинто) на основе своих картин (1, 2, 3). Однако нерешительность и постоянные сомнения сослужили ему плохую службу. Работа над четырьмя десятками отпечатков затягивалась, один из них художник корректировал 13 раз. В результате, когда сборник под названием «Английский пейзаж» вышел в свет, он не заинтересовал необходимое количество подписчиков. Предприятие потерпело финансовый крах.

Ода прошлому

В 1836 году Джон Констебл представил в Королевской академии свою последнюю картину — «Кенотаф в память о сэре Джошуа Рейнольдсе на территории Колеортон-холла, Лестершир» (кенотаф — символическая могила, не содержащая останков). Работа была посвящена «отцу британского искусства», которого почитал живописец. Это полотно стало одой уходящему традиционному миру, в котором сформировались личностные и художественные ценности Констебла.

Сам он скончался в ночь на 31 марта 1837 года, видимо, от несварения желудка, и был похоронен рядом с Марией на кладбище Святого Иоанна-на-Хэмпстеде. В том же семейном склепе позже упокоились и два их сына — Джон Чарльз и Чарльз Голдинг Констеблы. В 1888 году дочь живописца Изабель подарила работы отца британской нации.

Некоторые из ныне живущих потомков Джона Констебла продолжают дело своего знаменитого прародителя. Так, 47-летняя художница и скульптор Саша Констебл живёт и работает в Камбодже. В 2003 году она выставила свои работы вместе с картинами отца — Ричарда Голдинга Констебла.

Наследие

Джон Констебл ещё при жизни завоевал репутацию уважаемого и значительного пейзажиста. Но в биографии, которую шесть лет спустя его смерти опубликовал Чарльз Лесли, он предстаёт ещё и как искренний и преданный делу художник, боровшийся с беззаконием и непониманием. На самом деле автор отредактировал его переписку, скрыв наименее привлекательные черты характера своего друга.

К началу XX века творчество Констебла было переоценено. В попытке найти британских предшественников импрессионизма, искусствоведы предали чрезмерное значение его эскизами маслом. В конце прошлого столетия эта область исследований была признана спорной на основании исторических фактов.

Также отдельные учёные пытаются трактовать пейзажи художника в контексте его эпохи и видят в них сложные произведения искусства, зачастую имеющие глубокий политический подтекст. Другие же предпочитают рассматривать их как квинтэссенцию подлинного английского стиля и образа жизни. Тот факт, что споры продолжаются, подтверждает жизнеспособность ландшафтов Джона Констебла.

Автор: Влад Маслов

artchive.ru

Джон Констебл | Artifex.ru

Художник Джон Констебл (John Constable) точно знал, что сказки об отце и трех его сыновьях могут оказаться былью. Джон был средним ребенком в зажиточной семье мукомола, и именно на него строгий отец возлагал большие надежды, наивно полагая, что юноша продолжит фамильное дело. Пожилой мельник не раз брал сына с собой на работу, чтобы учить его ремеслу. Но Джон втайне от отца сбегал на самый верх мельницы, находящейся на реке Стур, и долго рисовал там.

Отец отказывался принимать увлечение сына и отправил его в «ссылку» на самую дальнюю из своих мельниц, считая, что там мальчишка возьмется за ум. Но Джон настойчиво продолжал занятия живописью. Странная любовь сына к искусству приводила родителей в ужас, потому что в семье Констебл рисование не считалось достойной профессией.

 

Чтобы «выбить дурь» из головы сына, отец устроил юношу в хороший интернат, а после него - в прекрасную частную школу. И там Джон до 23 лет скрывал свой талант от окружающих, скромно повинуясь наказам отца.Джон не выставлял свое хобби напоказ. Он понимал, что из трех сыновей работать и содержать семью сможет только он, потому что старший брат был болен, а младший – слишком мал. Но в 1799 году обстоятельства коренным образом изменились, и Джону выпала уникальная возможность заняться тем, о чем так долго приходилось только мечтать. Старший брат не поправился, но подрос последний сын семьи Констебл. Отец вовремя понял, что в «рабочий класс» можно отправить его, а на среднего просто махнул рукой, выделил ему крохотную сумму и просил не рассчитывать на большее.

За три года до этого Джон брал уроки у известного в Лондоне художника Джона Томаса Смита, который помогал юноше в подготовке к поступлению в Королевскую Академию, куда Джон Констебл пришел уже после серьезного разговора с недовольным отцом. Все годы учебы он проявлял себя с исключительно хорошей стороны: был одним из самых прилежных студентов в Академии, не пропускал ни одного занятия, часами рассматривал картины в Национальной галерее, тщательно изучал анатомию и работал с натуры.

Отец выделил Джону совсем немного средств, вероятно, рассчитывая на то, что «блудный сын» вскоре вернется в отчий дом. Но талант помог художнику преодолеть финансовые трудности: он начал преподавать рисование в военном колледже, получал за работу достаточно большую плату и материальных проблем не испытывал.

Правда, педагогика тяготила художника, потому что обучение детей его совсем не привлекало и отнимало чересчур много времени. Желая двигаться вперед, подросший в профессиональном плане Джон Констебл покинул колледж, чем вызвал негодование и недовольство со стороны учителей. Наставники молодого человека считали, что его уход станет концом карьеры художника.

И действительно, рискованный шаг Джона стал для него трудным началом в новую профессию. К успеху художника приложила руку женщина. Мария Бикнелл была знакома Джону с детства, и через много лет она предстала перед ним как красивая, молодая женщина. Констебл и Бикнелл полюбили друг друга, но их чувство столкнулось со стеной непонимания со стороны родителей девушки. Их категорически не устраивало, что молодой человек был беден, а отец и мать Джона наотрез отказывались помогать влюбленным.

  

В те годы художник впервые показал свои картины широкой публике, но восторженных отзывов не последовало. Люди пришли, посмотрели, сделали умное выражение лица и с ним же покинули выставку. Надежды художника на признание и хорошие гонорары рухнули, поэтому он решил написать несколько заказных портретов за деньги, но без вдохновения.

Надеясь найти свою музу, Джон отправился в путешествие по Востоку с намерением написать несколько картин на тему природы. Точнее, такую надежду лелеяли его друзья, которые подкинули художнику мысль о поездке. Кстати, она оказалась бесплодной: природу восточных стран Джон рисовать не хотел, потому что уже отдал свое сердце живописным ландшафтам Англии. Однажды художник заявил, что лучше он будет беден на родине, чем богат за границей. Эти слова привели к разрыву отношений с друзьями и неудачам в коммерческих проектах.

Публика требовала от Джона картин, выполненных по традиционным канонам. Но художник позиционировал себя как независимого и самобытного мастера, восприятие природы которого не вписывалось в рамки академического искусства. В создании пейзажей Джон Констебл руководствовался не столько реальными видами, сколько собственными наблюдениями за природой. А затем запечатлевал то, что, по его мнению, больше никто не сможет заметить. Кроме этого, картины Джона отличались техникой создания рисунка.

Главной чертой его стилистики была рельефная фактура: краски он наносил густыми мазками и не выписывал мелкие детали. Кроме того, художник, использовал цвета, которые были максимально приближены к натуральным, природным тонам.

Творческий подъем для Джона начался после 1816 года, когда он заключил долгожданный брак с Марией, которая впоследствии подарила художнику семерых наследников. Констебл был невероятно счастлив и работал с удвоенной энергией. Через пару лет он занял должность директора Благотворительного общества поддержки начинающих художников, потому что никогда не забывал, с каким трудом сам достиг успеха. А еще через год на выставке в Королевской Академии художник презентовал картину «Белая лошадь», которая получила лестные отзывы многих критиков.

 

Живопись | Джон Констебл | Белая Лошадь, 1819Живопись | Джон Констебл | Телега для сена, 1821

После этого Джон упорно работал над серией полотен, среди которых самым известным стало «Телега для сена». Эта картина принесла художнику бешеную популярность, и вскоре ее приобрел перекупщик Джон Эрроусмит. Затем полотно было выставлено в парижском Салоне, где оно произвело настоящий фурор и принесло автору золотую медаль.

Вскоре друг за другом были написаны работы «Вид на собор в Солсбери из епископского сада» и динамичная картина «Скачущая Лошадь», которая поражала зрителей реалистичностью. Они вскоре были включены в программу курса французского искусства, который художник читал в Академии.

 

Живопись | Джон Констебл | Вид на Собор в Солсбери из Епископского Сада, 1823Живопись | Джон Констебл | Скачущая Лошадь, 1825

Джон вновь встал на путь педагогики, с которого однажды свернул. Но теперь каждый курс лекций уже известного художника сопровождался мастер-классом и дополнялся массой полезных творческих советов студентам.

Наконец, у Джона были и успех, и авторитет. Но его жизнь омрачали мысли о жене, которую художник неожиданно потерял. И хотя он уже не мог работать в полную силу, но все равно его картины оставались признанным эталоном гармонии, самобытности и эмоциональности.

artifex.ru

Констебл Джон (1776 - 1837)

Джон Констебл принадлежит к числу величайших представителей 18-19-го века. Все его творчество, целиком посвященное запечатлению пейзажей его родной Англии, может рассматриваться и как высокое достижение реалистического художественного видения, и как новый этап в осмыслении национального ландшафта.

Английская живопись, в отличии, например, от французской или голландской, не знала такого развития пейзажного жанра. Зато в Англии, как ни в какой другой стране, существовал особый культ природы.

В культуре каждого народа художественное познание природы раскрывается не только в живописи, но и в садово-парковом искусстве. И вот если Франция дала истории строгий, точно расчерченный, регулярный парк, являющийся продолжением и дополнением дворцовой архитектуры, если в Голландии сложился тип уютного, засаженного цветами камерного сада, то для Англии было характерно развитие свободных, как можно более естественных парков, которые называют "пейзажными". Понятие "английский парк" стало равнозначно слову "пейзажный", и по образцу Туманного Альбиона английские парки разбивались и в России.

Своеобразной чертой английского парка было то, что организованная садовниками часть парка естественно сливалась с окружающей природой, которой любовались и которой подражали в искусственных насаждениях.

Благоговейная любовь к природе, стремление служить ей своим искусством стали основой творчества Констебла. Он родился в Дедхемсоой долине, одном из красивейших мест юго-востока Англии. Отец его был мельником. Приобщил к искусству, заинтересовал им юного Джона местный художник-любитель, богатый землевладелец сэр Джордж Бомонт.

Хотя Констебл учился в Лондонской Академии художеств, основную школу он прошел, самостоятельно работая на натуре, делая наброски в альбоме и великолепные этюды. На многих этюдах Констебл проставлял год, месяц, число, время дня, направление ветра в тот момент, когда он изображал данное явление природы.

С самого начала Констебла не интересовало все занимательное в природе, нарочито привлекательное, декоративное, что любили изображать художники 18-го века. Он не выбирал в природе мотивов, которые соответствовали бы каким-то канонам красоты, а любил ее в целом. Часто в пейзажах Констебла можно было увидеть виды парков, любил он писать и сельские угодья с запрудами, мельницами, деревенскими домами. Констебл мыслил жизнь природы неотрывно от жизни человека. Люди в его картинах - сельские труженики, спокойные, неторопливые, они относятся к своему труду с той же моральной ответственностью, с какой сам художник подходил к своему творчеству.

Природу художник видел динамичной, живущей своей жизнью, к которой приспосабливается человек. Так, в картине "Мельничный поток", быстрое движение воды он изображал широкими мазками, клал их ритмично, крупными красочными пятнами. Для Констебла "Поток" был всего лишь этюдом, однако сейчас он воспринимается современниками как законченная картина.

В дальнейшем многие свои картины Констебл писал в двух вариантах: первый - эскиз, а второй- законченное произведение. Во втором варианте художник не изменял основному мотиву, но давал более точное изображение предметов и фигур.

Произведения Констебла с их новаторским реализмом и свободной живописью были не очень понятны его соотечественникам. Английские любители искусства были воспитаны на музейных коллекциях, поэтому им недоступен был сложный мир констебловских пейзажей.

Зато его высоко ценили жадные до всего нового французы. Во Франции того времени не было пейзажиста такого масштаба, как Констебл. Восхищение его работами выразил писатель Стендаль:"...Англия прислала нам в этом году великолепные пейзажи, принадлежащие Констеблу. Не знаю, можем ли мы им что-нибудь противопоставить. Правдивость сразу же поражает и увлекает в прелестных этих произведениях...в них нет ничего идеального, но прелестный его пейзаж с собакой слева передает природу как зеркало..."

Пейзажи Констебла стали поворотным пунктом в развитии всего этого жанра европейской живописи.

cvetamira.ru

Джон Констебл: картины, биография

Творчество Джона Констебла (1776-1837)

Джон Констебл

Автопортрет Джона Констебла

Констебл принадлежит к тем великим реформаторам живописи, чье творчество во всем его громадном значении было оценено гораздо позднее. Он не пользовался признанием современников, его искусство формировалось медленно и трудно, но когда оно созрело, его влияние изменило все направление западноевропейской живописи XIX века. Констебл открыл для живописи новую область — природу, данную во всей непосредственности живого восприятия.

Он первый стал писать пейзажи на открытом воздухе, передавая динамику природы, ее вечное движение, изменчивость. На своих этюдах он всегда указывал время — «бурный день, девять часов утра», «24 декабря, после полудня, между половиной второго и четырьмя» и т. д. Эффектам солнечного освещения он предпочитал скромный свет облачного дня. По выражению известного историка искусства Б. Р. Виппера, «начиная с Констебла из европейского пейзажа на долгие годы исчезает «хорошая погода». Одной из особенностей . искусства Констебла было то, что он писал эскизы в размер картины, а затем повторял их для выставок в более гладкой манере как уступку вкусам публики. Именно эти «эскизы» и составляют основное художественное наследие Констебла, предвосхищая достижения Коро и импрессионистов. Однако и законченные картины были столь необычны, что будучи выставлены в Париже произвели настоящий переворот в умах французских художников. Известно, что Делакруа, увидев пейзажи Констебла, переписал заново весь фон «Хиосской резни» за 14 дней до открытия выставки. Констебл родился в деревне в самом сердце Англии, и с английской деревней он связан, «как улитка со своей раковиной» (Л. Вентури). Его отец был богатым мельником, и изображение мельницы было первым опытом юного Констебла в живописи. От подобных тем он не отходил всю свою жизнь. Его пейзажи — это виды немногочисленных мест, хорошо ему знакомых: Дедем в Суффольке, Хемпстед близ Лондона долина реки Стур. Констебла интересует не разнообразие композиционных мотивов, а оттенки освещения и изменения воздушной среды, живость игры рефлексов, непрерывное взаимодействие элементов природы, вплоть до дуновения ветра и блеска росы на траве.

 

Каждая картина Констебла — это чудо искусства. Не только свежий, чистый колорит (Констебл первый изгнал из живописи коричневато-золотистый «музейный» тон), но и самая манера наложения краски, сама фактура живописи создают ощущение необычайной естественности открывающегося нашим глазам пейзажа. Динамичный, подвижный мазок Констебла как бы соответствует движению взгляда художника — его направлению, скорости. У Констебла нет ровно закрашенных плоскостей, и небо и земля состоят из тысячи оттенков — фиолетовых, желтых, серо-голубых, из контрастов плотных, темноватых тонов с сияющими и лучезарными. Он не боится вводить черный тон, чтобы подчеркнуть серебристое сияние воздушной колокольни готического собора «Собор в Солсбери», 1823), применяет яркое пятно чистой желтой краски для изображения цветущего луга («Повозка с сеном», 1821), воссоздает мерцание серого света пасмурного дня не только цветом, но и фактурой — естественное освещение скользит по неровностям полотна, создавая дополни­тельный эффект («Шлюз в Дедеме», «Прыжок лошади», 1825) Ощущение драматизма, тревожный трепет приближающейся бури, всю богатую внутреннюю жизнь природы художник передает чисто живописными средствами.

При всем этом в пейзажах Констебла нет субъективности видения: его пейзажи объективны в лучшем смысле этого слова. Художник не делает пейзаж носителем своего настроения — он открывает реально существующие внутренние богатства самой природы, В своих теоретических вы­сказываниях Констебл с недоверием относится к воображению, к изучению произведений великих художников и призывает к «чистому восприятию природы». Он писал: «То, что я пытаюсь передать в своих картинах — это свет, роса, легкий ветерок, цветение, свежесть; ничто из этого до сих пор не было передано на полотне ни одним живописцем». Жизнь Констебла небогата внешними событиями. Он никогда не знал нужды, но никогда не знал и особенного богатства. Стремление учиться живописи, правда, вызывало некоторые возражения его отца, но только потому, что первоначальные успехи молодого художника не были блестящими. Полюбив девушку более высокого социального положения, Констебл все же после многолетних волнений и страданий женился на ней и был счастлив в семейной жизни. В 1829 году он стал действи­тельным членом Академии худо­жеств. Картины его появлялись на выставках и некоторые даже продавались.

И тем не менее эта внешне благополучная жизнь была полна и глубоких душевных страданий и мелких уколов самолюбия. Крити­ка издевалась над его картинами, столь непохожими на то, что обычно выставлялось в салонах (один «остроумец» воскликнул перед картиной Констебла — «Где мои пальто и зонтик?!»), а при избрании в Академию ему дали понять, что это большая милость Единственным его успехом была выставка в парижском Салоне 1824 года. Во Франции сразу поняли величие и оригинальность этого необыкновенного художника.

До конца жизни Джон Констебл оставался непризнанным и про­должал мужественно идти трудным путем одиночки-первооткры­вателя.

«Мое скромное искусство можно обнаружить в любой тропинке... Думайте об этом, что хотите, но, во всяком случае, оно мое», — писал он.

Галерея картин Констебла

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта