Картина Хруцкого "Цветы и плоды". История создания. Картины хруцкого
«Малые жанры» Ивана Хруцкого | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
К 200-летию со дня рождения живописца
В 2010 году исполнилось 200 лет со дня рождения Ивана Фомича Хруцкого - белорусского и русского живописца первой половины XIX века, наиболее известного в отечественном искусстве мастера живописи «цветов и плодов». В декабре в Третьяковской галерее открылась юбилейная выставка произведений художника, на которой были представлены полотна из собраний Третьяковской галереи и Национального художественного музея Республики Беларусь. Выставка явилась одним из важнейших событий, завершающих Год культуры Республики Беларусь в Российской Федерации.
История отечественного искусства относит Ивана Фомича Хруцкого к так называемым «средним» художникам первой половиной XIX столетия1. Это определение, объединяющее довольно обширный круг живописцев, подразумевает не столько уровень их профессионального мастерства, сколько особенности творчества. Воспитанники выдающихся русских мастеров К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, М.Н. Воробьева, они работали, как правило, сразу в нескольких жанрах, считавшихся в Императорской Академии художеств «малыми»: писали портреты, пейзажи, натюрморты, интерьеры. Уступая по значению историческим полотнам, их произведения часто обладали далеко не средними живописными достоинствами. «Малые жанры» определили и творческую судьбу Хруцкого, создававшего портреты и пейзажи, но более всего известного благодаря полотнам с плодами и цветами.
В XIX столетии изображения даров природы практически вытеснили остальные разновидности натюрмортной живописи. По мнению одного из исследователей жанра, в европейском искусстве это было связано с развитием буржуазного общества, представители которого предпочитали аллегорическим и «ученым» постановкам менее замысловатые и более нарядные цветочные и застольно-кухонные композиции2. В русском искусстве первой половины XIX века декоративные «завтраки» и «плоды» сохранили свое значение прежде всего как академические постановки. В петербургской Академии художеств картины с «разного рода цветами и плодами с различными насекомыми» нередко задавались воспитанникам в качестве учебных программ. До наших дней дошли работы, исполненные В.А. Серебряковым, В.А. Голике, Ф.Г. Тороповым и другими художниками, учившимися в ИАХ в 1820—1840-е годы. Однако именно картины Хруцкого стали своеобразным эталоном жанра в отечественном искусстве той эпохи.
Иван Фомич Хруцкий родился 8 февраля (27 января) 1810 года в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии (ныне — территория Республики Беларусь) в дворянской семье. Его отец, греко-униатский священник Фома Иванович Хруцкий, вскоре после рождения сына был уволен со службы и перебрался с семьей под Полоцк. В Полоцке будущий художник получил образование в высшем училище Пиаров (католического монашеского ордена, занимавшегося обучением юношества). В литературе бытуют сведения, что в конце 1820-х Хруцкий приехал в Санкт-Петербург, где приступил к занятиям в Академии художеств3. Архивные документы свидетельствуют, что он посещал рисовальные классы ИАХ в середине 1830-х как вольноприходящий ученик4. Согласно академическим традициям, Хруцкий копировал полотна из собрания Императорского Эрмитажа. На выставке в Академии в 1833 году демонстрировались его копии с картин «Коровы» П. Поттера и «Портрет поляка» (портрет Яна Собесского) Рембрандта. Исполненные Хруцким копии с портрета Собесского, «Голландской свадьбы» Тенирса и пейзажа Калама продавались в 1884 году на аукционе Общества поощрения художеств5.
Будучи учеником, Хруцкий пробовал свои силы сразу в нескольких жанрах. В академическом отчете 1833 года упоминаются исполненные им «два оригинальных женских портрета с натуры». В 1836—1837 годах на выставке ОПХ экспонировались написанные Хруцким портреты, «плоды», два пейзажа6.
Кого из преподавателей Академии можно считать учителем Хруцкого? Одно время полагали, что им был портретист А.Г. Варнек. Нужно отметить, что поводом для этого послужила лишь надпись на обороте холста картины «Цветы и плоды» (1836, ГТГ), сделанная профессором Варнеком, дежурившим на экзамене7. Представив в 1836 году портреты, ландшафты и «плоды» для получения звания свободного художника, Хруцкий был удостоен его «во внимание к хорошим сведениям... в Ландшафтной живописи»8. Вполне вероятно, что одним из учителей Хруцкого являлся руководитель класса пейзажной и перспективной живописи М.Н.Воробьев. В 1838 году Иван Фомич был награжден малой золотой медалью «за картину плодов и цветов и портрет старухи»9, а год спустя представил академическому Совету «два портрета, шесть пейзажей с натуры на Елагином острове, пять натюрмортов»10. Выписка из журнала Совета гласит: «Художника Ивана Хруцкого как известного Академии отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей удостоить звания Академика...»11
После смерти отца в 1839 году молодой художник остался опекуном младших братьев и сестер. В 1840 году по разрешению ИАХ он «отправляется по собственным делам в Витебскую и другие губернии»12. Тем не менее до середины 1840-х большую часть времени мастер находился в Петербурге. По-видимому, в это время Хруцкий преподавал рисование в Институте горных инженеров, о чем упоминает учившийся там скульптор М.К.Клодт13. Период конца 1830-х — начала 1840-х годов стал временем расцвета творчества художника.
В настоящее время в музейных собраниях и частных коллекциях находится более 40 натюрмортов кисти Хруцкого. Наиболее ранние из них датируются первой половиной 1830-х («Виноград и фрукты»; «Фрукты», 1834, оба — НХМ РБ14). Уже упомянутая картина «Цветы и плоды» 1836 года демонстрирует содержание и композиционные приемы, ставшие характерными для живописца.
Из картины в картину мастер использует почти один и тот же набор предметов. Их перечисление превращается в своеобразное повествование о жизни небогатого горожанина или жителя небольшого сельского поместья второй трети XIX столетия. О летнем загородном приволье напоминают лубяные короба и плетеные корзины, наполненные лесными и садовыми ягодами, фруктами и овощами. Они соседствуют с вещами, олицетворяющими домашний уют: фаянсовым кувшином, медным шандалом с оплывшей свечой, шкатулкой, графином, мундштуком со вставленной в него сигарой.
В натюрмортах Хруцкого сохраняются воспринятые из европейских образцов традиции жанра, преломленные в соответствии с современными живописцу представлениями о содержании художественного образа. Помещенные в современный контекст мотивы практически лишены символического значения. Экзотические плоды — лимоны, виноград, персики — соседствуют с привычными для жителя средней полосы России яблоками, смородиной, вишней и земляникой, в букетах господствуют не розы и гвоздики, а садовые пионы (любопытно, что в европейском натюрморте эти цветы получили распространение лишь во второй половине XIX века). На первом плане картин Хруцкого нередко можно увидеть характерный элемент традиционного голландского «роскошного завтрака» — лимон с надрезанной спиралью кожицей, а рядом с ним грубоватые овощи.
Соединение повседневной реальности с классической гармонией картинных образов особенно выразительно в натюрмортах, где вместо нежных цветов и сочных фруктов «позируют» незатейливая кухонная утварь, овощи и грибы. Один из таких натюрмортов, исполненный в 1839 году («Натюрморт (Плоды)», НИИ РАХ15), возможно, входил в число произведений, за которые Иван Фомич был удостоен звания академика живописи. Медные монеты и кухонный нож на первом плане, напоминая о повседневных заботах, вместе с тем являются непременными атрибутами голландских «кухонь» и «рынков». Весьма примечателен в натюрмортах Хруцкого фаянсовый кувшин — своего рода «фирменный» знак его произведений конца 1830-х — начала 1840-х. Подобные кувшины изготавливались в первой половине XIX века на петербургской фабрике С.Я. Поскочина и были распространены в повседневном обиходе небогатых горожан. В картине «Цветы и плоды» 1839 года из собрания Третьяковской галереи этот обыденный предмет является центром торжественной композиции, построенной по классическим законам.
Вместе с тем полотна Хруцкого привлекали современников иллюзорным жизнеподобием, присущим живописной обманке, вызывая не только визуальные, но даже вкусовые ощущения. Любуясь картиной, один из современников ощущал себя посетителем фруктовой лавки, где живописец «так прекрасно, так обманчиво для глаз раскинул своею мастерскою кистью целые букеты, корзины цветов и плодов. Тут есть даже стаканы с водой для запивания фруктов, как делают люди хорошего тона, и есть ножи для разрезания фруктов, как делают люди, не умеющие их есть. Тут, по крайней мере, есть жизнь своего рода, жизнь растительная, одушевление аппетитное...»17. Действительно, любуясь произведениями мастера, можно почти ощутить физические свойства каждого из изображенных предметов: их плотность, тяжесть, мягкость, гладкость и т. д. Эффекты такого рода достигаются не только благодаря сглаженной манере письма, но и при помощи освещения, воспроизводящего естественный свет, льющийся на стол, где разложены предметы, из расположенного сбоку окна.
Практически утратив свойства аллегорического иносказания, произведения Хруцкого сохранили определенную содержательную неоднозначность. Одним из наиболее выразительных смысловых мотивов в работах художника стал театральный бинокль. Роль оптического прибора, способного увеличивать и уменьшать, можно истолковать как символическое посредничество между реальным миром человека и живописным миром вещей18.
Помимо натюрмортов, Хруцкий исполнял композиции, в которых соединены приметы нескольких жанров.
Две его картины, изображавшие детей, торгующих фруктами, в 1837 году были преподнесены президентом Академии А.Н. Олениным «на высочайшее воззрение» Николаю I. Император удостоил автора полотен золотых часов с цепочкой «в поощрение к достойнейшим трудам»19. В 1838 году в лотерее, проведенной комитетом Общества поощрения художников, были разыграны работы Хруцкого «Мальчик с бабочкой» и «Девушка с яблоками»20. В том же году живописец исполнил картину «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (НХМ РБ). Предположения, что изображения миловидных девушек, созданные Хруцким, являются портретными, на наш взгляд, вряд ли справедливы. Скорее это интерпретация академической программы, привлекавшей внимание многих современников мастера. Так, в упомянутой лотерее ОПХ разыгрывалась работа А.Г. Венецианова «Вакханка с фруктами на голове». Схожа с композициями Хруцкого картина «Девушка с фруктами» А.В. Тыранова (ГТГ). Картинный образ «фигуры с плодами» пришел в русское искусство из европейской живописи. В частности, натюрморты с фигурами являлись характерной приметой североитальянской школы XVII века. Можно упомянуть работу Винченцо Кампи «Продавщица фруктов» (галерея Брера, Милан), где на фоне пейзажа изображена девушка с персиками на коленях и кистью винограда в руке. Исследователь итальянской живописи В.Э. Маркова, анализируя это произведение, обращает особое внимание на аллегорический подтекст внешне жанровой сцены (кисть винограда в руке девушки выступает как атрибут невинности и чистоты)21. Воплощая аналогичный сюжет, Хруцкий вряд ли вкладывал в него подобный смысл, но явно стремился выйти за рамки жанра натюрморта22. Тем не менее «плоды и цветы» играют в «Портрете неизвестной» определяющую роль не только в композиционном, но и в образном отношении.
Свое представление о человеке и окружающем его мире Хруцкий выразил и в портретном жанре. В этой области его деятельность также оказалась весьма успешной. Моделями живописца стали священнослужители, чиновники, представители интеллигенции. В отчете Академии за 1840 год упомянуты исполненные художником с натуры портреты епископа Минского Антония, почетного вольного общника Академии художеств Е.С. Тарновского. Всего в 1840-х годах Хруцкий написал более 20 портретов разных лиц23. Лучшими из них, сочетающими выразительную индивидуальную и социальную характеристику моделей, являются портреты известного петербургского книгоиздателя И.И. Глазунова (1843, НХМ РБ) и виленского историка, публициста Н. Малиновского (1847, Национальный музей, Варшава). Общественная и личная значительность Глазунова подчеркнута скупостью композиционных средств, строгостью костюма, отсутствием аксессуаров. При этом в портрете ощущается определенный внутренний контакт между художником и героем. Гораздо более официально, с явными «парадными намерениями» представлен Малиновский. Демонстративное богатство обстановки и одежды контрастирует с его заурядной внешностью.
Ощущение предметного восприятия натуры, своего рода «натюрмортное» видение живописца, достигает наибольшей выразительности в произведениях второй половины 1840-х — 1850-х годов, особенно в женских портретах и так называемых семейных картинах. Человек в них — представитель не только определенной социальной среды, но и еще более обособленного частного мирка. Портретист уделяет пристальное внимание окружающей обстановке, деталям костюма, украшениям, которые становятся важной частью образной характеристики моделей.
Тема частного человека и семейных ценностей приобрели особое значение в творчестве Ивана Фомича после его женитьбы. В 1844 году он купил усадьбу Захарничи в Полоцкой губернии, а в 1845-м женился на Анне Ксаверьевне Бембновской. Сохранились исполненные живописцем парные изображения родителей жены, Ксаверия и Александры Бембновских (оба — 1845, Национальный музей, Варшава), портреты детей четы Хруцких («Портрет сына художника», 1855, «Портрет детей»; оба — Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки). С большим обаянием домашний уклад небогатой семьи передан в картинах с интерьерами усадебного дома в Захарничах («В комнатах (мальчики, рассматривающие альбом с картинками)», 1854, «В комнатах усадьбы художника И.Ф. Хруцкого Захарничи», 1855; обе — ГТГ, «В комнатах усадьбы художника. Дети перед мольбертом», НХМ РБ). Очевидно, что живописец создавал их для себя, стремясь не только увековечить родной очаг, но и передать ощущение счастливых дней, проведенных в кругу близких людей. В этих картинах он словно погружается в повседневную, хорошо знакомую среду. Пространство комнат, даже если изображена анфилада, — камерное, достаточно замкнутое. Каждый раз внимание зрителя обращено лишь на часть интерьера, один из уютных уголков с тщательно подобранными натюрмортами из предметов: комнатными растениями, картинами в резных рамах, пестрыми тканями, наброшенными на диваны и кресла. Вещи словно рассказывают о жизни обитателей дома, их радостях и заботах. Особую прелесть интерьерам придает присутствие в них детей.
Начиная с 1846 года, на протяжении ряда лет основным заказчиком Ивана Фомича стал архиепископ Литовский и Виленский (с 1852 года митрополит) Иосиф (в миру Иосиф Иосифович Семашко). Высоко ценя способности мастера, он активно использовал жанровый универсализм Хруцкого, в том числе опыт портретиста и пейзажиста. Властный заказчик нередко вмешивался в работу, определял сюжеты произведений и даже сам выбирал натурщиков.
По заказам Семашко художник писал образа для церквей. Нужно отметить, что эта сфера его деятельности еще недостаточно исследована. Опыт в церковной живописи Хруцкий приобрел, обучаясь в ИАХ. В 1837 году он создал образа св. Екатерины и св. Евангелиста Луки для хоругви и аналоя академической церкви, а в отчете за 1840 год упомянут образ св. Александра его кисти24. Известно, что для Семашко мастер писал иконы для пещерной церкви Трех мучеников в Вильно, церкви св. Иосифа Обручника в Тринополе.
Для резиденции митрополита Иосифа в Вильно и его загородного дома в Тринополе Хруцкий исполнял копии с гравированных картин прославленных западноевропейских мастеров. Семашко, по его собственным словам, предпочитал иметь «подражания знаменитейшим картинам»25. Вероятно, именно эти полотна можно увидеть в кабинете митрополита, который запечатлен на картине Хруцкого «Митрополит Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (ГРМ). Изобразив просторные, пышно обставленные апартаменты, художник сохранил в них ощущение теплоты и уюта. Он тщательно «описал» здесь каждый предмет, создав тем самым своеобразный портрет хозяина интерьера — человека образованного, педантичного, привыкшего к размеренному образу жизни. Для Семашко Хруцкий написал множество портретов и пейзажей.
Пейзажи в творчестве Хруцкого стоят особняком, поскольку манера исполнения большинства из них значительно отличается от привычного живописного «почерка» художника, характерного для его натюрмортов и портретов. Невольно возникает вопрос: все ли сохранившиеся виды принадлежат кисти Ивана Фомича? В этой связи уместно вспомнить о судьбе его младших братьев, учившихся в классе пейзажной живописи у профессора М.Н. Воробьева. Один из них упоминается в архивных источниках как Евстафий (или Евграф). Будучи вольноприходящим учеником, он посещал рисовальные классы в 1835 году одновременно с Иваном26. В 1842 году Евстафий Хруцкий был удостоен звания неклассного художника по пейзажной живописи27, а в 1847 и 1848 годах он упомянут в качестве ученика Воробьева, показавшего на академической выставке три пейзажа28.
Исключительно как пейзажист проявил себя в Академии и Андрей Хруцкий. В архиве ИАХ сохранились документы о присуждении ему звания художника, из которых следует, что родившийся 3 ноября 1829 года дворянин Андрей Хруцкий обучался с 1845 года «по классу живописи пейзажной под руководством профессора М.Н. Воробьева и удостоен был в 1849 году серебряной медали второго достоинства» за «пейзаж с натуры». В 1854-м Хруцкий-младший представил вид окрестностей Петербурга и был удостоен звания неклассного художника29. Несколько видов окрестностей Петербурга один из братьев Хруцких исполнил в 1852—1854 годах, то есть в то время, когда Иван Фомич уже не жил в столице30.
Среди сохранившихся произведений, приписываемых И.Ф. Хруцкому, есть виды Петербурга и окрестностей Вильно. Пластичность живописных форм и контрастное «натурное» освещение, присущие натюрмортам художника, сменяются в пейзажах плоскостностью в передаче пространства (его физическая глубина почти не ощутима), монотонным и сухим цветовым решением. Лишь один ландшафт выделяется из этого ряда. Это картина «К святому месту» (конец 1840-х, ГТГ), именуемая некогда «Вид на мостик и часовню, что на потоке Кедрском в Тринополе». Полотно принадлежало Иосифу Семашко, о чем свидетельствует надпись на обороте. Избрав низкую точку зрения, художник придал пейзажу «интерьерный» характер, подчеркнув уединенность места. Для передачи глубины пространства он использовал эффекты световоздушной перспективы. На картине изображена одна из станций так называемой Виленской Кальварии. Кальварии — паломнические маршруты, олицетворявшие крестный путь Иисуса Христа на Голгофу, — создавались в странах с католическим вероисповеданием и включали остановки или «станции», связанные с важнейшими моментами евангельского события. Кальвария близ Вильно, основанная в 1662 году, включала 35 станций, воспроизводивших топографию Иерусалима. Хруцкий изобразил часовню на мосту через ручей Болтупы в Тринополе. Речушка в этом месте олицетворяла поток Кедрон в Иерусалиме, через который Христа переводили в кандалах31.
С середины 1850-х, перестав работать для митрополита, Хруцкий окончательно поселился в Захарничах. До конца своих дней (а умер Иван Фомич в 1885 году) он оставался художником первой половины XIX века, отражавшим характерные особенности искусства того времени. Картины мастера, запечатлевшие яркие краски натуры и тихие радости семейной жизни, заняли достойное место в музейных собраниях, высоко ценятся коллекционерами и по-прежнему любимы зрителями.
- Кузнецов С.О. Живописец Иван Хруцкий. Проблема интерпретации творчества «среднего художника» XIX в. // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Вып. 4. Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. Л., 1990. С. 82-99 (далее - Кузнецов).
- Костеневич А.Г. Некоторые проблемы типологии западноевропейского натюрморта 1890-х годов // Вещь в искусстве: материалы научной конференции. 1984. Вып. XVII. М., 1986. С.143.
- Паньшина И.Н., Ресина Е.К. Иван Хруцкий.1810-1885: альбом-каталог. Минск, 1990. С. 6 (далее - Паньшина, Ресина).
- РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. II. Ед. хр. 2103. Л. 44.
- ОР РНБ. Ф. 708. Ед. хр. 673. Л. 174. Список картин для продажи с аукциона Общества поощрения художеств 15 апреля 1884 года.
- ОР РНБ. Ф. 708. Ед. хр. 673. Л. 32.
- Государственная Третьяковская галерея: каталог собрания. Т. 3. Живопись первой половины XIX века. М., 2005. (Серия «Живопись XVIII - XX веков»). С. 319.
- РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. II. Ед. хр. 2097. Л. 66-68.
- Сборник материалов для истории Императорской С .-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования / под ред. П.Н. Петрова. В 3 ч. СПб., 1864-1866. Ч. 1. С. 373 (далее - Сборник материалов).
- Паньшина, Ресина. С. 9.
- РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. II. Ед. хр. 2455. Л. 32.
- Паньшина, Ресина. С. 9.
- РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Ед. хр. 39-«К». Л. 42 об. Сведения любезно предоставлены Т.А. Резник.
- Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
- Научно-исследовательский институт Российской академии художеств, Санкт-Петербург.
- Андреев А. Картинные галереи Европы. СПб., 1871.С. 191.
- Кузнецов. С. 89.
- Кузнецов. С. 92.
- РГИА. Ф. 789. Оп. 20. Ед. хр. 9. Л. 1-3. 1837.
- Художественная газета. 1838. № 8. С. 246.
- Маркова В.Э. Итальянский натюрморт XVII века (к проблеме национального своеобразия) // Вещь в искусстве: материалы научной конференции. 1984. Вып. XVII. М., 1986. С. 101.
- Кузнецов. С. 85.
- ОР РНБ. Ф. 708. Ед. хр. 879. Л. 22.
- РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. II. Ед. хр. 2383. Л. 5 об. ОР РНБ. Ф. 708. Ед.хр.879. Л. 22
- Паньшина, Ресина. С. 11.
- РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. II. Ед. хр. 2103. Л. 44
- Сборник материалов. Ч. 2. С. 437.
- РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. II. Ед. хр. 2551. Л. 2; Ед. хр. 3331. Л. 14 об.
- РГИА. Ф. 789. Оп. 2. Ед. хр. 1. Ч. II. Л. 83-86; Сборник материалов. Ч. 3. С. 93,224.
- ОР РНБ. Ф. 708. Ед. хр. 673. Л. 27.
- См.: Володин В.А. К Святому месту Ивана Хруцкого // Мир музея. № (241) 9. 2007. С. 24-27.
Вернуться назад
Теги:
Иллюстрации
Цветы и плоды. 1839Фрагмент. Холст, масло. 65,9 × 88,8. ГТГ
Цветы и плоды. 1839Холст, масло. 65,9 × 88,8. ГТГ
К святому месту. Конец 1840-хХолст, масло. 40,7 × 50,5. ГТГ
Портрет неизвестной. 1843Холст, масло. 89,3 × 71,2. ГТГ
Старуха, вяжущая чулок. 1838Холст, масло. 55,5 × 43,3. ГТГ
Битая дичь, овощи и грибы. 1854Холст, масло. 54,2 × 71,7. НХМ РБ
Плоды и свеча. Конец 1830-х – начало 1840-хХолст, масло. 66,5 × 87,7. НХМ РБ
Портрет В. Лисовского. 1847Холст, масло. 45 × 35. НХМ РБ
Портрет А.М. Рубцовой. 1841 (?)Холст, масло. 66,8 × 58. НХМ РБ
Портрет неизвестной с цветами и фруктами. 1838Холст, масло. 80,2 × 112. НХМ РБ
Натюрморт. Цветы и фрукты. 1839Холст, масло. 49 × 66,4. НХМ РБ
В комнатах (мальчики, рассматривающие альбом с картинками). 1854Холст, масло. 50,5 × 40,5. ГТГ
В комнатах усадьбы художника И.Ф. Хруцкого Захарничи. 1855Холст, масло. 67 × 84. ГТГ
В комнатах усадьбы художника. Дети перед мольбертом. 1854–1855Холст, масло. 54,2 × 44. НХМ РБ
www.tg-m.ru
Картины Ивана Хруцкого(19 век) - От Природы к компьютеру
Иван Хруцкий — белорусский художник, живописец, Известен своими натюрмортами и групповыми портретами.
Ива́н (Ян) Фоми́ч (Томашевич) Хру́цкий (27 января 1810 — 13 января 1885) ...шляхтич герба Лелива. Среднее художественное образование Иван Хруцкий получил в Полоцком высшем пиарском училище. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Доу и одновременно занимался в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. Копировал в Эрмитаже. В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьёв, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни.
В 1839 году, после смерти отца, Иван Фомич уезжает из Санкт-Петербурга. В 1844 году он приобрёл имение Захарничи в Полоцком уезде (в 20 км от Полоцка), где по собственному проекту построил дом и заложил сад. С 1845 года И. Хруцкий постоянно жил там.
Умер Иван Фомич 13 января 1885 года; был похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D1%83%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87Фотографии в альбоме «Хруцкий, Иван Фомич»,
Художник Иван Хруцкий Художники, Хруцкий Иван, Искусство, картины, художник, творчество, художник Иван Хруцкий, Иван Хруцкий, живопись, картина
sergei-1956.livejournal.com
К 200-летию И.Ф. Хруцкого - Национальный художественный музей Республики Беларусь
В историю белорусской и русской живописи И.Ф. Хруцкий вошел, прежде всего, как мастер натюрморта, хотя за свою долгую творческую жизнь художник создал немало портретов, пейзажей, интерьеров, писал иконы.
Иван Хруцкий был тесно связан с Беларусью: родился в 1810 году в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии в семье униатского священника Фомы Хруцкого, учился в Полоцком высшем пиарском училище, которое окончил около 1827 года и где, вероятнее всего, получил первые профессиональные навыки. Возможно, уже в детские годы у И. Хруцкого проявился интерес к живописи, а возможно, это определилось в годы учебы в училище.
В Беларуси не было учебных заведений, где можно было получить высшее художественное профессиональное образование, и талантливая молодежь вынуждена была уезжать учиться в С.-Петербург, в Москву или в Европу.
Когда в 1827 году Иван Хруцкий приехал в С.-Петербург, он уже неплохо владел рисунком и поступил вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, а также начал брать уроки живописи у Джорджа Доу (1781–1829), английского живописца, работавшего в 1818–1828 годах в России.
Круг его знакомых в Петербурге нам почти неизвестен, но установлено, что билет на право копировать в Императорском Эрмитаже в 1830 году он получил «по рекомендации г-на академика Олешкевича»[1]. Практика копирования, как форма обучения, была широко распространена в России, в том числе и в Академии художеств. И.Ф. Хруцкий успешно копировал произведения европейских мастеров XVII–XVIII вв., осмысливая опыт европейского классического искусства, усваивая навыки, приемы письма, законы композиции.
Можно также предположить, что через своих товарищей по учебе в Академии художеств (например, А. Тыранова), молодой художник знакомится с методикой преподавания известного русского художника и педагога А.Г. Венецианова (1780–1847). С венециановской манерой живописи Хруцкого сближает такое же трепетно-внимательное отношение к окружающему предметному миру, изображаемому художником во всех мельчайших подробностях.
Очень многое в творчестве И.Ф. Хруцкого обусловлено учебой в Академии художеств. Гладкая, лессировочная манера письма, доминирующий локальный цвет, статичная фронтальная композиция в натюрмортах, в центре которой, как правило, пышный букет ярких, иллюзорно выписанных, садовых цветов. Композиционное и колористическое решение, живописная иллюзионистическая манера воспроизведения предметов в его натюрмортах идет, прежде всего, от академических «штудий цветов и плодов». В 1836 году Иван Хруцкий закончил учебу в Академии художеств, получив звание неклассного (свободного) художника и большую серебряную медаль за картину «Цветы и плоды» (ныне в ГТГ, вариант в НХМ РБ). В 1837 году художник был отмечен императором Николаем I часами на золотой цепочке «в поощрение к дальнейшим трудам». В 1838 за картины «Цветы и плоды» и «Старуха, вяжущая чулок» (обе в ГТГ) И.Ф. Хруцкого наградили малой золотой медалью Академии художеств.
Работы Ивана Хруцкого в 1830–1840-е годы экспонировались на выставках Академии художеств, разыгрывались в лотереи Петербургского Общества поощрения художников, пользовались большой популярностью у зрителя, привлекая ярким колоритом, праздничностью, репрезентативностью. Художник получал много заказов, отсюда такое обилие вариантов и повторений его натюрмортов. И. Хруцкий нашел свою тему в искусстве и был в первой половине XIX века в этой теме лучшим и наиболее востребованным. Он самый известный и самый “покупаемый” Мастер натюрморта XIX века в Российской империи.
Полотно И. Хруцкого 1839 года «Натюрморт с биноклем» было настолько популярно у современников, что художник неоднократно повторял его. На сегодня известно восемь повторений под разными названиями: «Плоды и свеча» (НХМ РБ), «Натюрморт с биноклем», «Натюрморт со свечой». Традиционный кувшин в центре холста сопровождают знакомые нам по другим полотнам плетеная из лозы корзинка с виноградом, лыковый короб с яблоками. Дымящаяся сигара и бинокль на переднем плане, зажженная свеча будто указывают на присутствие человека в околокартинном пространстве.
В выработке новых принципов живописи натюрмортов И. Хруцкий, безусловно, ориентировался и на определенные образцы европейской живописи XVII – XVIII веков, например, традиционный мотив голландских натюрмортов – полуочищенный лимон со срезанной цедрой, спиралью свисающей со столешницы, стакан, наполовину наполненный водой. Дар художника органично соединять впечатления от классических натюрмортов с новыми смысловыми акцентами наиболее ярко проявился в натюрмортах 1830-х годов – «Плоды и дыня», «Цветы и фрукты» (1839), «Розы и плоды». (1839).
Иван Хруцкий, который формировался как художник в традициях русского искусства первой половины XIX века, в то же время создавал новое для искусства прочтение натюрморта, трансформируя в нем навыки европейского натюрморта.
В 1839 году И. Хруцкий получил звание академика Императорской Академии художеств «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей»[2] и каждым новым произведением подтверждал уже сложившееся у любителей искусства отношение к нему как к высокопрофессиональному мастеру.
Тогда же он создает ряд женских портретов, отличающихся тонким сочетанием душевной теплоты и достоинства в трактовке образов. В этих портретах свое представление о женской красоте художник органично соединил с характерным для времени романтическим представлением идеала. Значительная роль в этих портретах отводилась натюрморту («Портрет неизвестной». Середина 1830-х).
«Портрет неизвестной с цветами и фруктами» 1838 года – почти парадное по композиции, настроению и колористическим акцентам полотно, в котором И.Ф. Хруцкий добивается картинной полноты и законченности. Именно эта картина стала визитной карточка не только коллекции художника в НХМ РБ, но и музея в целом.
Определенное влияние на творчество И. Хруцкого оказало искусство европейского бидермейера. В культуре эпохи бидермейера был востребован новый тип художника, сохраняющего связи с академическим искусством и отвечающего своим творчеством на запросы широкой публики.
Живописи бидермейера присущ интерес к миру ребенка. Этой теме отдал дань и художник Иван Хруцкий. В «Портрете девочки в голубом платье» середины 1840-х годов художник соблюдает каноны репрезентативного салонного портрета. Девочка изображена в полный рост, в нарядном платье, на фоне парка. Рядом собачка, неизменный спутник, чьё присутствие вносит оживление в композицию. Портрет «Мальчика в соломенной шляпе» (конец 1830 – начало 1840-х) отличается большей композиционной и колористической сдержанностью.
Одним из определяющих мотивов в творчестве мастеров бидермейера были семейные сцены и портреты в интерьере. В полотне Хруцкого «В комнатах усадьбы художника. Дети перед мольбертом» (1854–1855) в тщательном изображении деталей обстановки, подробностей быта, жизни, естественности изображенного пространства, органичного присутствия в нем детей ощущается искренняя любовь к семье, домашнему очагу.
В эти же годы – с конца 1830-х – художник востребован и как портретист. Ему заказывают свои портреты многие известные персоны Беларуси, России, Литвы. В 1838 году написан «Портрет Иосафата Булгака», униатского митрополита, жившего в это время в С.-Петербурге, в 1843 – один из лучших в наследии И. Хруцкого «Портрет И.И. Глазунова», крупнейшего петербургского книгоиздателя.
В 1839 году умер отец художника. На Ивана Хруцкого, как старшего сына, легла ответственность за судьбу матери, братьев и сестер. Он вынужден покинуть Петербург, где уже был широко известен и востребован, и уехать на родину, в Беларусь. В 1844 году И.Ф. Хруцкий приобрел имение Захарничи недалеко от Полоцка, построил дом, выбирая анфиладное расположение комнат, принятое в архитектуре первой половины XIX века, в 1845 женился на Анне Ксаверьевне Бембновской (1822 – 18…). С этого времени и до конца жизни он жил и творил на родине, за исключением десятилетия с 1846 по 1854–55 год, когда работал в Вильно по заказам архиепископа (с 1852 – митрополита) Иосифа Семашко. Известно, что в Вильно Хруцкий писал иконы для иконостасов Александро-Невского собора в Ковно (Каунасе), пещерной церкви трех мучеников в Вильно, церкви Св. Иосифа Обручника в Тринополе. Кроме того, он исполнял для И. Семашко копии с произведений европейских художников, пейзажи Вильно и окрестностей. По заказу архиепископа И. Хруцкий написал 32 портрета (все одного размера) лиц духовного звания, в их числе единственно сохранившийся на сегодняшний день, «Портрет Викентия Лисовского» (1847), иеромонаха, духовника И. Семашко, портрет самого архиепископа, а в 1854 году его же портрет в интерьере – «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (ныне в ГРМ).
В эти годы, живя в Вильно и Захарничах, он пишет портреты, пейзажи, натюрморты, интерьеры. В натюрморте 1954 года «Битая дичь, овощи и грибы», сохраняя традиционное композиционное решение, художник стремится к большей предметно-бытовой конкретности, меньшей помпезности; можно предполагать, что натюрморт написан с натуры.
О документальных свидетельствах и художественных произведениях, кроме «Автопортрета» 1884 года, хранящегося в ГРМ (С.-Петербург), и натюрморта «Цветы и фрукты» (1869) из художественного музея г. Вятки, созданных в последние годы жизни Ивана Хруцкого, нам неизвестно.
В 1985 году в НХМ РБ (тогда ГХМ БССР) была организована первая и пока единственная персональная выставка произведений И.Ф. Хруцкого из крупнейших музеев Беларуси, России, Литвы, Польши, Латвии, из частных собраний. Был опубликован альбом-каталог[3], ныне ставший библиографической редкостью, в который помимо статьи с новыми биографическими сведениями и анализом творчества, были включены практически все известные на тот момент произведения художника.
В 2009 году в Национальном художественном музее Республики Беларусь была открыта расширенная экспозиция произведений Ивана Хруцкого, самого крупного мастера натюрморта в живописи Беларуси и России ХІХ века. “Именно Иван Хруцкий отстоял честь натюрморта как жанра большого искусства, именно он сохранял живыми в русской художественной среде идеалы высокого натюрморта классических эпох” 4.
[1] Т.В. Алексеева. Художники школы Венецианова. – М., 1982. – С. 132.
Иосиф Иванович Олешкевич (1777–1830) – белорусский, литовский и русский живописец, портретист, академик ИАХ. Входил в ближайшее окружение А.С. Пушкина, А. Мицкевича.
3 Указатель к «Сборнику материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет существования» / Составитель А.Е. Юндолов. С.-Петербург, 1887. – С. 333.
[3] Іван Хруцкі. 1810 – 1885. Альбом - каталог / Аўтары – складальнікі І.М. Паньшына, А.К. Рэсіна. Мінск, 1990.
4Болотина И.С. Натюрморт в русской живописи XVIII–XIX веков. Автореферат дисс. … кандидата искусствоведения. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1971.
Плоды и дыня. Вторая пол. 1830-х.
Вариант-повторение картины «Цветы и плоды» 1836 г., находящейся в ГТГ, за которую художник получил серебряную медаль.
Холст, масло. 49 х 67. Справа по краю стола: И. Хруцкій
Пост. В 1955 г. из фондов ДХВП. Ранее собрание В.М. Мазова. ЖБ–5
Натюрморт. Цветы и фрукты. 1839.
Вариант-повторение картины под названием «Цветы и фрукты» находится в ГРМ.
Холст, масло. 49 x 66,4. Слева внизу: 1839 Хруцкій
Приобр. в 1964 г. у М.Д. Цирешкина. М. ЖБ–9
Плоды и свеча. Конец 1830 - нач. 1840-х.
Вариант-повторение картин 1839 г. «Натюрморт с биноклем» (Национальный музей. Варшава) и «Натюрморт со свечой» (собрание Л. Цуркиса. Л.) Картина неоднократно повторялась.
Холст, масло. 66,5 х 87,7. Справа внизу: И. Хруцкій
Приобр. в 1957 г. у О.К. Трескиной. М. ЖБ–11
Цветы и фрукты. 1840.
Вариант-повторение под названием «Фрукты» находится в ГРМ.
Холст, масло. 71,5 х 89. Слева на столешнице: И. Хруцкій 1840
Приобр. в 1968 г. у Ф.Е. Вишневского. М. ЖБ–13
Битая дичь, овощи и грибы. 1854.
Холст, масло. 54,2 х 71,7. Слева внизу: И. Хруцкій 1854.
На подрамнике надпись: собр. Хруцкой-Макеевской.
Приобр. в 1963 г. у Б.Н. Грибанова. М. Ранее собрание Е.И. Мацеевской. Л. ЖБ–21
Портрет неизвестной с цветами и фруктами. 1838.
Холст, масло. 80,2 х 112. Справа внизу: Хруцкій 1838
На обороте: надпись: Изъ собранія Стан. Ант. Бильвинъ ; наклейка с текстом:
Собств. Строгановой Кл. М.
Приобр. в 1960 г. у К.М. Чулановой. Л. Ранее собрание С.А. Бильвина. П. ЖБ–6
Портрет И. Булгака. 1838.
Холст, масло. 100,7 х 80. Справа внизу: M: Jan Chrucki 1838 Приобр. в 1957 г. у А.М. Шустера. Л. ЖБ–7
Портрет мальчика в соломенной шляпе. Конец 1830 – нач. 1840-х.
Холст, масло. 66 х 53. Слева внизу: И. Хруцкій Приобр. в 1957 г. у Ю.В. Невзорова. М. ЖБ–12
Портрет И. И. Глазунова. 1843.
Холст, масло. 83,8 х 67. Слева внизу: И. Хруцкій 1843
На обороте надпись: Глазуновъ Илья Ивановичъ род. 13 іюля 1876 г. + 20 фев. 1849. Репродуцированъ въ словар± Ровинскаго Томъ И й стр. 567.
Приобр. В 1954 г. у А.В. Гордона. М. ЖБ–16
Изображен Илья Иванович Глазунов (1786 – 1849), один из представителей крупнейшей торговой и издательской фирмы Глазуновых в Москве и Петербурге, просуществовавшей с 1782 до 1917 г.
Портрет В. Лисовского. 1847.
Холст, масло. 45 x 35. Слева внизу на рукаве: pinxit Joan Chrucki 1847
На обороте дублировочного холста надпись: На оригинальном холсте написано: Викентій Лисовскій писал Іванъ Хруцкій. 1847 годъ.
Приобр. в 1987 г. у А.П. Иванченко. Л. Ранее собрание Л.М. Розенфельда. Л. ЖБ–19
Изображен Викентий Лисовский, иеромонах, духовник архиепископа Иосифа Семашко. Жил в Троицком монастыре в Вильно.
Вернуться >>
www.artmuseum.by
Картина Хруцкого "Цветы и плоды". История создания
Белорусский и российский живописец Иван Фомич Хруцкий появился на свет двадцать седьмого января тысяча восемьсот десятого. Будущий художник получил среднее образование в Полоцком училище и в тысяча восемьсот двадцать седьмом приезжает в Петербург.
Спустя три года Иван Фомич начинает обучение в знаменитой Академии Художеств. Этот человек вошел в историю искусства своими великолепными натюрмортами. А одно из наиболее известных творений – это картина Хруцкого "Цветы и плоды".
Великолепный натюрморт, или Строгие каноны Академии
Казалось бы, что может быть невиннее, чем изображение щедрых даров земли и к тому же с таким вниманием и любовью к мельчайшим подробностям, декоративностью и одновременно натурализмом. Даже вездесущая муха, севшая на грушу, написана так, что только после неудачной попытки смахнуть ее с полотна, понимаешь, что это лишь живописный прием автора произведения.
Но в те времена, когда была создана картина Хруцкого "Цветы и плоды", обращение к натюрморту было тем более странным, что по утвердившейся в Академии строгой иерархии жанра описание цветов и фруктов считалось достойным лишь учеников. Тех, кто только начинал осваивать живопись. Или вообще для девиц-любительниц. Так как цветы – это приятнейшее для дамского пола украшение.
Картина Ивана Трофимовича Хруцкого "Цветы и плоды". Описание творчества художника
Именно в этом видел смысл натюрморта преподаватель академии и автор правил о рисовании цветов и фруктов художник Яков Иванович Басин. Но самое странное, что как раз эти натюрморты и принесли известность художнику Хруцкому.
Ни его портреты, где хорошенькие женщины представлены в идее современных флор и помон, ни картины, повествующие о тихих житейских радостях, а именно эти несколько архаичные по своей манере и лишенные логики по подбору предметов натюрморты. Чем объяснить неожиданную популярность еще недавно презренного жанра?
Глубокий смысл в создании великолепных произведений
Натюрморт предстает своеобразной игрой или курьезом. Главная его ценность заключалась в создании иллюзии реальности, в обмане зрителя. Отсюда и его название. Но стоит вспомнить, что в эпоху петровских времен кроме натюрморта-обманки вошел в моду и натюрморт-аллегория. Он языком символов раскрывал свой потаенный смысл.
Каждый предмет и растение, абсолютно все, что присутствовало на полотне, соответствовало какому-либо понятию. Розы и пионы говорили посвященному зрителю о быстротечности жизни. Виноград напоминал об искупительной крови Христа. Погасшая свеча заставляла задумываться о смерти. А что касается образа реалистично написанной мухи, то картина Хруцкого "Цветы и плоды" представляет ее, вероятно, лишь для сугубо практических целей. Видимо, считалось, что она отпугнет от произведения других насекомых.
Отношение зрителя к произведениям Ивана Фомича
Светский этикет восемнадцатого столетия подразумевал обязательное знание языка аллегорий. Остатки этих знаний, вероятно, дошли и до начала девятнадцатого века. И натюрморты Ивана Фомича привлекали одних своей декоративностью, других же влекли своей мыслью о суетности бытия, призывом к умеренности и заботам о своей бессмертной душе.
Так и картина Хруцкого "Цветы и плоды", история создания которой приходится на начало тридцатых годов, не может оставить равнодушным ни одного зрителя. Роскошный натюрморт с предметами, которые художник особенно любил. Фаянсовый кувшин, наполненный богатым сочетанием разнообразных цветов. Рядом простой лубяной туесок. На столе огромное количество самых разнообразных плодов. Персики и груши, тыква и лимон, виноград и яблоки. Изобилие, которое дарит сама матушка-природа.
Восторг людей разного поколения, вызванный шедевром
Многие люди, взорам которых предстает картина Ивана Трофимовича Хруцкого "Цветы и плоды", долго не могут забыть впечатление, полученное от этого произведения. Причем восторг этот присутствует у публики совершенно разного возраста. Кто-то серьезно рассматривает этот натюрморт, пытаясь постичь все его тайны, а кто-то просто умиляется сочетанию необычных красок.
Особенно дорого внимание школьников, которое вызывает картина Хруцкого "Цветы и плоды". Сочинение ребенка, приходящего в музей полюбоваться на это произведение, безумно ярко описывает этот шедевр со всеми его земными дарами из неведомых стран и собранных даже на собственных грядках. И порой именно это мнение гораздо дороже для любого автора, нежели критика известных деятелей культуры.
Значение натюрмортов Ивана Фомича для России
Картина Хруцкого "Цветы и плоды" приобрела огромное значение для искусства. В тысяча восемьсот тридцать восьмом году автор был даже удостоен золотой медали за свои творения. При помощи таких шедевров художник ввел натюрморт в круг признанных жанров, который открыл для России язык вещей, иносказаний. Иван Трофимович выразил мысль о необходимости нравственных ориентиров. Об утонченности души и уходе в личный мир высоких идеалов.
Но в тысяча восемьсот пятьдесят пятом году деятельность восхитительного художника Ивана Хруцкого резко обрывается. Человек, оставивший громадное творческое наследие во всех известных жанрах, находясь в самом зените славы, вдруг исчезает. Растворяется в полной безвестности.
Поселившись в поместье, он превращается в настоящего помещика, который активно занимается хозяйством и рисует преимущественно портреты своих любимых и близких. И, возможно, даже не узнал о том, что его знаменитый натюрморт приобрел для своей галереи сам Третьяков. А ведь это означало признание бесспорного художественного достоинства творения.
fb.ru
Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" и других работ художника
Искусство и развлечения 3 января 2015Художников много, но по-настоящему талантливых, мастерски владеющих своим ремеслом и вкладывающих душу в произведения можно пересчитать по пальцам. Тем ценнее их произведения.
Иван Фомич Хруцкий: краткая биография
Будущий художник был рожден в 1810 году 27 января. Место его рождения сегодня известно как Беларусь. Однако в те годы она входила в Российскую империю, поэтому его малая родина - Витебская губерния - была частью России. Родители относились к католической церкви, были очень набожны.
Сам художник с детства проявлял интерес к живописи, поэтому рано начал развивать способности в этом направлении. Он получил образование в ИАХ (Императорской академии художеств) и там же долгое время работал. В свое время имел доступ к картинам Эрмитажа с правом их копирования.
Основные стили живописи, в которых он работал, следующие:
- академическое направление;
- классицизм;
- барокко.
Как в России, так и в Польше Хруцкий известен как прекрасный живописец, специализирующийся в основном на красивых и сочных по краскам натюрмортах. Помимо них, он писал и пейзажи, и портреты, и другие картины. Однако широкую известность в художественных кругах ему принесли именно его прекрасные натюрмортные работы. "Цветы и плоды" ("Цветы и фрукты") - самая известная картина Хруцкого. Натюрморт вызывает массу обсуждений по всему миру до сих пор.
Картина "Цветы и плоды"
Была написана Иваном Фомичем в 1836 году. Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" сегодня находит выражение не только в устных высказываниях, но и в школьных сочинениях детей, описаниях в художественных статьях и так далее.
За данную картину художник получил очень хорошую и вполне заслуженную награду - большую серебряную медаль от Академического совета. Это подтвердило практически то общее впечатление немого восхищения, которое было вызвано у публики полотном.
Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды"
Картина изображает в центре полотна вазу с цветами. Шикарный букет красивых и очень милых полевых цветов: мелкие сиреневые и белые цветочки сочетаются с крупными розовыми и голубыми бутонами и раскрывшимися цветами. Пышность букету придают веточки ковыля и какие-то красивые широкие длинные листья полевых трав.
Общее впечатление от вазы с цветами радостное, хорошее. Картина вызывает ощущение свежести и приподнимает настроение.
Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" сможет сделать даже ребенок. Настолько она проста, доступна, но в тоже время глубока и емка на изображенные предметы. Помимо вазы с цветами, на картине четко прорисован стакан с водой. Совершенно прозрачная чистая вода, в которой плавает лимонная долька.
Корзина с цветным виноградом и плетеный ящик с сочными персиками, тыква и груши также выдвинуты на первый план в произведении. На заднем же фоне виднеется графин с водой.
Яркие акценты в картинах
Картина Хруцкого "Цветы и фрукты", написанная в 1838 году, практически полностью повторяет сюжет натюрморта "Цветы и плоды". На обеих картинах яркие акценты - ваза с цветами, сочные, будто настоящие, фрукты и ручной работы плетеные ящики под них.
Если описание "Цветы и плоды" сводится к таким ярким пятнам, как стакан с водой с долькой лимона и яркие синие и розовые бутоны цветов в вазе, то "Цветы и фрукты" отличается лишь одним. Фрукты несколько иные, а ваза под цветы совершенно прозрачная, и находится не в центре, а сбоку картины.
Но, несмотря на такую схожесть сюжета и содержания, обе картины заслуживают отдельных рецензий, отдельных обсуждений и описаний. Ведь и различия очевидны, и общее впечатление от картин разное.
Натуральность написания фруктов
Художник Хруцкий картины старался написать максимально естественно. И ему это, несомненно, удавалось. Глядя на сочные персики, крупные виноградины и блестящий соком лимон, сложно не ощутить их вкуса и не захотеть сию же минуту попробовать.
Работа живописца заслуживает отдельной похвалы за нативность, натуральность изображенных предметов. Вот лежит груша. Румяная с одного бока, будто только что сорванная с дерева, где с одной стороны она была прикрыта тенью листвы, а другой обращалась к солнцу. Рядом можно видеть вторую грушу, но уже разрезанную пополам. Она сочная, блестящая от сладкой влаги. Даже семена прорисованы настолько четко и точно, что в натуральности не остается сомнений.
Именно благодаря такой особенности великого художника, как естественность написания натюрмортов, он и сумел прославиться и стать очень знаменитым. Таких людей мало, ведь в XVIII-XIX веках немногие писали натюрморты, тем более такие качественные и прекрасные по исполнению и содержанию.
Описание картины Хруцкого "Цветы и плоды" можно свести и к моменту построения композиции для работы над картиной. Очевидно, что художником были продуманы все мельчайшие подробности расположения каждого предмета, поворот каждого фрукта и плода, положение всех предметов на поверхности стола.
Популярность произведения искусства
Насколько популярны натюрморты Ивана Фомича Хруцкого, судить не так уж и сложно. Ведь сегодня его работы "Цветы и фрукты", "Цветы и плоды" являются темами для сочинений школьников. Полотна находятся в Третьяковской галерее и пользуются неизменным вниманием и любовью публики.
В 1838 году Хруцкому была присуждена золотая медаль в области живописи за прекрасную работу "Цветы и плоды". До сих пор его натюрморты копируются и используются для украшений помещений, ресторанных и творческих залов. Любой желающий (а таких немало) может приобрести уменьшенную копию прекрасных работ художника. Но, естественно, натуральные полотна радуют глаз только на стенах знаменитой галереи.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Картина Хруцкого "Цветы и плоды". История созданияБелорусский и российский живописец Иван Фомич Хруцкий появился на свет двадцать седьмого января тысяча восемьсот десятого. Будущий художник получил среднее образование в Полоцком училище и в тысяча восемьсот двадцать ...
Искусство и развлечения Картина «Париж» и другие работы Константина КоровинаРодившись в Москве (1861 г.) и впервые посетив столицу Франции в 1887 году, К. А. Коровин навсегда полюбил этот праздничный город и искусство импрессионистов. Иногда создается ощущение, что перед глазами Константина А...
Искусство и развлечения Описание картины «Февральская лазурь» И. ГрабаряГоворят, что пейзаж – это портрет природы. И у хорошего художника он преисполнен динамизма, некой тайны, открывающейся зрителю лишь на интуитивно-чувственном уровне. Он наблюдает обыкновенную, даже непримечатель...
Хобби Как делать картины из кожи и других материалов?Интерьером комнат занимаются многие семьи, желая создать в своей квартире уютное гнездышко, вот только о каком уюте можно говорить, когда стены дома голые. Украсить их обоями недостаточно, поэтому еще с давних времен ...
Искусство и развлечения Густав Климт, «Даная». Описание картины, стиля и методов работы художникаГустав Климт (1862 – 1918) – австрийский художник. Он стал основоположником модерна в Австрии. Главный интерес для него представляло тело женщины, как одетой, так и обнаженной. Во всех его произведениях пр...
Искусство и развлечения Картина "Голубые танцовщицы" и другие произведения Эдгара ДегаЭдгар Дега является одним из выдающихся и всемирно известных импрессионистов Франции. Картина "Голубые танцовщицы" стала одним из самых значимых его произведений. Нет никого, кто бы стал оспаривать тот факт, что Дега ...
Искусство и развлечения Портрет Жуковского кисти Кипренского и других русских художниковРусская поэзия – явление чрезвычайно яркое, выразительное, многообразное. Формировали ее, определяя духовную направленность и эстетические критерии, Тредиаковский и Сумароков, Ломоносов и Державин. Они, так сказ...
Путешествия Описание, цены, фото, адрес и режим работы Московского зоопарка. Дельфинарий в Московском зоопарке«Живой музей на открытом воздухе» - именно так величал свое детище один из основателей старейшего в России зоопарка профессор Анатолий Богданов. В год открытия, в 1864-м, это был небольшой зоосад, где собр...
Карьера Профессия скульптор: описание, важные качества, плюсы и минусы работыСкульпторами называют художников, создающих скульптуры. Иными словами, они творят произведения искусства объемно-пространственных форм, которые можно осязать. Это трехмерные видимые фигуры, предназначенные для созерца...
Дом и семья Описания попугая волнистого и другихМногие люди держат дома разных питомцев. Часто встречается волнистый попугай. Описание для детей представляется подробным, с фотографиями, чтобы наглядно объяснить, что это за птица. Чтобы держать его дома, важно знат...
monateka.com
Картины, описание картин — Хруцкий, Иван Фомич (Трофимович)
Описани е картины Ивана Хруцкого: Натюрморт.Натюрморты Хруцкого действительно удивляют. Он старается придать своим работам достаточно сложную композицию. На его полотне причудливым образом собирается огромное количество овощей и фруктов.Нужно помнить, что художник придумывал картины. Он никогда не писал их с натуры. Именно поэтому у него полотно просто ломится от фруктов и овощей. Время созревания собранных в одном натюрморте фруктов разное, поэтому они попросту не могут лежать на одном столе. Это же можно сказать и о цветах.Его картины поистине сказочные. Большинство современников живописца хотели, чтобы у них дома были натюрморты этого талантливого живописца.Перед нами одна из таких необычных работ. Хруцкий выделяет букет цветов. Состоит он из пионов с крупными лепестками, роскошных роз, насыщенных ирисов, тюльпанов, колосьев и стеблей. Он занимает весь центр этого холста. Корзина с плодами и ягодами стоит справа от букета.Здесь же стоит обычный стакан, в который налита вода. Туда же опущен ломтик лимона. Данная деталь необходима для того, чтобы подчеркнуть плотность изделия из керамики.Зритель видит настоящее изобилие. Художник не жалеет сочных красок для того, чтобы максимально естественно изобразить фрукты, ягоды и цветы. Они настолько осязаемы, что кажется, достаточно протянуть руку и можно будет попробовать понравившийся плод.Фон на картине нарочито затемнен. Нужно это для того, чтобы подчеркнуть спелость ягод и фруктов и великолепие свежих цветов. Картина создает у зрителей радостное настроение. Она вся проникнута яркими красками, которые приятны для глаз.Живописец смог создать поистине впечатляющие натюрморты. Он – настоящий мастер, тонко чувствующий краски природы и умеющий подобрать идеальные тона для того, чтобы изобразить фрукты и цветы максимально естественно.www.art-drawing.ru
ХУДОЖНИК ИВАН ХРУЦКИЙ. ЦВЕТЫ И ПЛОДЫ ТВОРЧЕСТВА
Иван (Ян) Фомич (Томашевич) Хруцкий – всемирно известный живописец, мастер натюрморта и портретист, академик Петербургской Академии живописи.
Я «самовольно» назвал Ивана Фомича Хруцкого мастером портретной живописи – критики и искусствоведы, по всей вероятности, с моим мнением не согласятся, поскольку везде и всюду говорится (и пишется) о выдающемся авторе натюрмортов. И всё. А мне просто приглянулись портреты написанные Иваном Фомичом (с учетом времени написания этих картин и того, как в тот период писали портреты). Впрочем, это только моё мнение и судить, в конечном итоге, вам.
БИОГРАФИЯ ИВАНА ФОМИЧА ХРУЦКОГО
Иван Фомич родился в январе 1810 года в белорусской губернии, в семье греко-римского священника, шляхтича (дворянина) Фомы (Томаша) Хруцкого.
Автопортрет
Несколько лет Иван Хруцкий учился в Полоцком высшем пиарском училище, где получил среднее художественное образование, которого оказалось недостаточно для поступления в Петербургскую Академию живописи. В 1827 году Иван Фомич приехал в Петербург и два года брал уроки живописи у английского художника Дж. Доу, а одновременно посещал Императорскую Академию художеств, как вольнослушатель.
В 1830 году Ивана Хруцкого приняли в Академию, где учителями будущего художника стали выдающиеся мастера живописи К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, А.Г. Варнек, М.Н. Воробьев.
С 1830 года художник представляет на суд публики свои натюрморты, которые в те времена именовались «живопись цветов и фруктов». Сюжеты постоянно усложняются, в композиции появляются не только фрукты, цветы и ягоды.
В 1836 году за картину «Цветы и плоды» художник получает Большую серебряную медаль и звание свободного художника за представленные пейзажи.
В сентябре 1839 года Иван Хруцкий становится академиком живописи.
за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей.
Удивительно, но после получения академического звания художник прекращает писать эффектные натюрморты.
В конце 1839 года умирает отец художника, и Иван Хруцкий оставляет Петербург – в этот город он больше не вернется.
В Полоцком уезде художник покупает имение Захарничи, строит по собственному проекту дом и живет в имении практически безвыездно. Он не стал затворником, ездил в гости и принимал соседей, но из губернии уже не выезжал – ему хватало тем и вдохновения в своём доме.
Живя в Белорусской губернии художник не оставляет живописи, однако в его творчестве начинается другой период – он пишет иконы, портреты лиц духовного звание, пейзажи, копии с картин европейских мастеров (по заказу митрополита Иосифа Семашко), изображения интерьеров или картины «в комнатах».
Скончался Иван Фомич Хруцкий в январе 1885 года, похоронен в своём имении, в родовом склепе.
КАРТИНЫ ИВАНА ФОМИЧА ХРУЦКОГО
Вид на Елагином острове в Петербурге
Цветы и плоды
Портрет неизвестной с фруктами и цветами
Цветы и плоды
Плоды и свеча
Цветы и плоды
Плоды и дыня
pravoslavnaa.livejournal.com