Эдгар Дега: жизнь и творчество художника. Дега картины


10 самых известных картин Эдгара Дега — Artrue

Знаковые работы известного импрессиониста Дега.

Хотя Эдгар Дега старался дистанцироваться от движения, работы его авторства считаются одними из основополагающих стиля импрессионизма, который, среди прочего, характеризуется точным изображением света, яркими цветами и откровенными позами героев. Большинство его работ написаны на тему танца. Художник как никто другой славился своим умением захвата движения. Вот 10 из его самых известных картин.

#10 Дамский магазин

Год создания: 1884–1890

Дамский магазин. Дега.Дамский магазин. Дега.

Миллинери являлась дизайнером и производителем головных уборов. На этой картине изображена женщина изучающая одну из шляп в магазине. Переход к заводскому производству превзошел ручную работу по многим параметрам, и эта картина — своеобразная дань художника к умирающей профессии, которую тот любил и уважал.

#9 Хлопковая контора в Новом Орлеане

Год создания: 1873

Хлопковая контора. Дега.Хлопковая контора. Дега.

«Хлопковая контора» ознаменовала поворотный момент в карьере художника, подарив ему признание и финансовую стабильность. На картине изображен бизнес дяди живописца — Мишеля Муссона, занимающегося хлопком в брокерском деле.

#8 Звезда

Год создания: 1878

Звезда. Дега.Звезда. Дега.

Дега известен работами, изображающими танцоров, в частности балерин. В то время как большинство из них сосредотачиваются на репетициях и подготовке к выступлению, эта работа показывает на сцене одинокую балерину. Позади неё темная фигура, вероятно, покровитель. На данный момент танцовщица купается в славе своего выступления. Именно в это время Дега начинает мастерски захватывать движение.

#7 Площадь Согласия

Год создания: 1875

Площадь согласия. Дега.Площадь согласия. Дега.

Площадь Согласия является одной из главных общественных площадей Парижа. Произведение изображает курение сигары виконта Людовика-Наполеона Лепика с дочерьми и собакой, пересекающими парижскую площадь. Персонаж слева — писатель Даниэль Галеви, друг Дега.

#6 Женщина, вытирающая себя после ванны

Год создания: 1895

Женщина, вытирающаяся после ванны. Дега.Женщина, вытирающаяся после ванны. Дега.

Произведение относится к известной серии работ, изображающих обнаженных женщин во время купания, расчесывания и т.д. в которой, зачастую, героини находятся в неудобных позах. Реакция на серию была неоднозначна и удостоилась как критики, так и похвалы. Некоторые критики обвиняли автора в женоненавистничестве, как видно, беспочвенно.

#5 Репетиция балета на сцене

Год создания: 1874

Репетиция на сцене. Дега.Репетиция на сцене. Дега.

К концу жизни Дега постоянно углублялся в любимую тему, изображая балерин на работе и репетициях. Он изобразил их в сотнях различных ракурсах и позах. Данная картина изображает одну из таких работ. Один из самых знаменитых шедевров интересен необычным контрастом в выражениях и жестах танцоров.

#4 Изнасилование

Год создания: 1868–1869

Интерьер. Дега.

Интерьер. Дега.

Так же известная  как «Похищение» и «Интерьер» — наиболее театральная композиция художника, изображающая человека и частично обнаженную женщину. Сюжет сцены остается загадкой. Анализ учеными литературных произведений того времени, из который, возможно, была почерпнута композиция, не дал результатов. Таинственности изображению придает мастерское использование света и тени.

#3 Портрет Беллелли

Год создания: 1858–1867

Портрет семьи Беллелли. Дега.Портрет семьи Беллелли. Дега.

Одна из ранних работ мастера изображает его тетю Лору с мужем Дженнаро, их дочь Джулию и Джованну. Лаура беременна и одета в черное, так как недавно умер её отец, который показан на портрете позади. Этот портрет интересен захватом напряженности и эмоциональным отдалением среди членов семьи.

#2 Танцевальный класс

Год создания: 1871–1874

Танцевальный класс. Дега.Танцевальный класс. Дега.

Эдгар был постоянным посетителем старой Парижской оперы и даже имел доступ к классам танца, так как был другом Жюлем Перро, известного балетмейстера. Художник наблюдал и фиксировал самые спонтанные и естественные движения танцоров. В этой амбициозной работе художник мастерски изображает смущение и движения балерин.

#1 Абсент

Год создания: 1876

Абсент. Дега.Абсент. Дега.

Самая известная картина Эдгара Дега — представление растущей социальной изоляции в Париже, на стадии бурного роста. Женщина тускло смотрит в окно, перед ней стоит бокал абсента. Рядом с ней сидит мужчина, похожий на алкоголика. Эта парочка сидит в известном парижском кофе «Новые Афины». Английские критики высказали мнение о том, что фигуры на картине шокирующие, неуклюжие и пропащие. В настоящее время работа известна своей уникальностью и по сей день оказывает влияние на других художников.

artrue.ru

Картины Дега, фото работ и все картины художника Эдгар Дега с названиями

Эдгар Дега, полное имя Илер-Жермен-Эдгар де Га (фр. Edgar Degas, 19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский художник-импрессионист, один из основателей движения, принимавший участие в 7 из 8 выставок импрессионистов.

Особенности творчества художника Эдгара Дега: смещенные композиции, обрезанные краем полотна фигуры, неожиданные предметы, перерезающие и заслоняющие главных героев, как будто невзначай схваченные, репортажные моменты. Эдгар Дега во всех любимых сюжетах искал и писал прежде всего движение: моющиеся женщины, жокеи перед стартом, разминающиеся, почесывающиеся и поправляющие прически балерины заняты своей жизнью и не подозревают, что за ними наблюдают.

Известные картины Эдгара Дега: «Голубые танцовщицы», «Танцевальный класс», «Ванная», «Гладильщицы», «Оркестр оперы», «Наездники перед стартом».

Эдгара Дега как будто вовсе не интересовали традиционные артистические цели — ни прославиться сегодня и продавать картины, ни войти в историю и занять несколько стен в величайших музеях мира.

Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. А пастель — это такие мелки, которые создают очень ненадежный и недолговечный слой на поверхности картона или холста, а при его фиксации цвета значительно тускнеют. И поэтому многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях. И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. Их и нашли-то уже после смерти художника, в подвале. В современных музеях хранятся бронзовые копии его восковых скульптурных этюдов — изображения лошадей и танцовщиц.

Заботиться о знаменитости и известности среди современников Дега тоже не стремился. На некоторых его картинах сейчас ставят дату написания, которая указывает на двадцатилетний срок создания, например. Друзья шутили, что заставить Дега закончить картину можно только отобрав ее. Он постоянно перерисовывал, дополнял свои работы новыми деталями, крал и выкупал уже проданные и подаренные полотна, добиваясь еще более точных движений, еще более естественных поз, еще большего… совершенства.

А когда цены на произведения Дега начали стремительно расти, он искренне расстраивался. Если его работы сейчас так дороги, то за какие же баснословные деньги ему придется покупать шедевры Делакруа и Энгра! Именно это была его настоящая валюта. Благо, Эдгар Дега был из тех немногих художников, которым можно было не заботиться о том, чтобы не умереть от голода над очередным эскизом. Он мог сосредоточиться на главном.

Если вдруг вас попросят назвать, кого из банкиров можно искренне похвалить, а вы вдруг никого сходу не вспомните, смело указывайте на Огюста де Га. Отец Эдгара это заслужил. Он не просто позволил своему сыну стать художником, он поддержал его в этом решении, несмотря на то, что сын был старшим и должен был унаследовать семейное дело.

Эдгар Дега, словно в благодарность, в раннем творчестве с искренним уважением следует отцовской рекомендации сосредоточиться на портретной живописи — именно этот жанр, по соображениям де Га-старшего, должен принести молодому художнику славу и деньги.

В ранних портретах Дега еще совсем мало от сложных техник и художественных приемов, по которым его узнают во всем мире. Он получил классическое художественное образование: школа изящных искусств, ученичество у известного в то время художника Луи Ламота, одержимость старыми мастерами, которых Эдгар копирует в Лувре и в итальянских музеях. Но уже сейчас, в конце 1850-х, в его портретах зарождается мятежная фотографическая случайность композиции, деталей, непредсказуемость движений, элементы, уходящие за пределы картины.

В 60-е годы происходит одно из самых важных событий в жизни Эдгара Дега — встреча с Эдуардом Мане. Именно потому, что Дега участвует в 7-ми из 8-ми выставок импрессионистов, его часто мешают в общий «впечатленческий» котел. На самом деле у него гораздо больше разного с коллегами, чем общего. Ну, к примеру, он ненавидел пленэр настолько, что готов был разогнать всех художников, выходящих «на большую дорогу», писал всегда в помещении, со всех сторон изучал темноту и резкий, искусственный свет рампы. В его картинах мало сиюминутного и случайного, они продуманы до мельчайших подробностей. Как вся его жизнь.Дега редко уезжал из Парижа, совершил всего два настоящих путешествия — в Италию и в Новый Орлеан к родственникам. Он прожил 25 лет в одном доме на улице Виктор-Массе и очень тяжело переживал, когда власти Парижа решили снести этот дом. Возможно, Дега интуитивно прятал глаза от солнечного света, берег их, предчувствуя надвигающуюся слепоту. Прояснила все война.

В 1870 году Дега идет добровольцем на франко-прусскую войну, страстно желая послужить родине. Но из пехотного полка его быстро переводят в артиллерийский как раз из-за обнаружившейся болезни глаз. Война не оправдала патриотических ожиданий художника, зато подарила ему много друзей и уверенность, что когда-нибудь он перестанет видеть. Совсем.

Балет был его настоящей страстью. Дега 20 лет подряд покупал абонемент в театр, и только через 15 лет директор Парижской оперы разрешил ему писать за кулисами и на репетициях. До этого художник приглашал танцовщиц к себе в мастерскую, причем иногда просто за ними наблюдал, не делая ни одного эскиза. Временами они, наверное, считали его сумасшедшим, как и те натурщицы, которых он просил просто ходить по мастерской и расчесываться.

На последней выставке импрессионистов в 1886 году Дега представляет уникальный цикл пастелей с купающимися, вытирающимися, расчесывающимися женщинами. К тому времени он стал признанным, дорогим, востребованным художником-перфекционистом, который всегда был недоволен своими «изделиями». Выдерживал над паром пастель и изобретал какие-то неведомые никому способы рисования, лично подбирал рамы к своим картинам, быстро закрашивал фигуру на готовой работе, когда ее готовы были купить за большие деньги…

Он десятки раз смял скульптуру «Четырнадцатилетняя танцовщица»: «Если бы мне дали полную шапку бриллиантов, то это не доставило бы мне той радости, которую я испытал, когда сломал ее ради удовольствия начать все сначала…» И это было главное.

Дега прожил 83 года, в последние лет 10 уже ничего не писал и практически ничего не видел. Он ежедневно гулял по Парижу и каждый раз возвращался к пустому месту, где раньше стоял его дом.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

Эдгар Дега: галерея картин, биография художника

Эдгар Дега (1834-1917)

Эдгар Дега

Будущий художник родился в семье парижского банкира, художественное образование получил в Школе изящных ис­кусств, в классе ученика Энгра—Ламотта.

Энгр был кумиром молодого Дега, его пленяли и энгровское несравненное владе­ние линией, и парадоксально сочетавшаяся с «классицизмом» острота вйдения действительности, проникающая зоркость взгляда. В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на «исторические» — в традиционно-академическом понимании—темы («Спартанские девушки вызывают на со­ревнование юношей», «Семирамида закладывает город» и др.). Однако академическими в этих работах являлись лишь сами сюжеты: древние греки имели у Дега облик современных парижан, а живопись отличалась свежестью и внутренней свободой.

 

В 1860-е годы мастер создает серию замечательных портрет­ных образов, продолжающих традиции Энгра и одновременно неповторимо индивидуальных по стилю. В них уже ярко проявились такие характерные для Дега качества, как редкая правдивость в передаче модели, объективность, неотделимая от скрытой теплоты чувства, строгое благородство колорита, утонченность и энергия цветовой нюансировки. Энгровская гладкость письма сочеталась здесь с более современной живо­писной манерой, близкой Э. Мане. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в «Женщине с хризан­темами» (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой...

1860—1870-е годы — во многом переломные для француз­ской культуры XIX века. Стремление к современности художе­ственного языка, поиски новых средств выразительности про­низывали в это время поэзию Бодлера, романы Флобера, Золя и Гонкуров, живопись Мане, Ренуара, Моне, Писсарро и других молодых художников, вошедших вскоре в историю искусства под именем импрессионистов. Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения. Он посещает кафе Гербуа и «Новые Афины»—место постоянных встреч Мане и его друзей, принимает участие в большинстве выставок импрессионистов. Как для всех них, «быть современ­ным» означало для него прежде всего воплощать в искусстве непосредственные «впечатления» (отсюда название течения), а также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской жизни. Аристократически замкну­тый, язвительный, необычайно скрытный в личной жизни, Дега был одержим настоящей страстью к изучению окружа­ющей действительности. В отличие от других импрессиони­стов, он писал только фигурные композиции, но на смену ранним портретам теперь приходят жокеи на лошадях, скач­ки, сценки в кафе и кабаре, модистки, прачки, балерины и женщины «за туалетом». Во всех этих образах утверждалась новая, чисто современная красота, неотъемлемыми чертами которой были правдивость, непосредственность, демократизм и острота характерного. Пожалуй, лучше всего об этом сказал сам Дега в одном из сонетов, посвященном его излюбленным персонажам — балеринам:

... Пляшите, красотой не обольщая модной,Пленяйте мордочкой своей простонародной, Чаруйте грацией с бесстыдством пополам, Вы принесли в балет бульваров обаянье, Отвагу, новизну. Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье.

Цель своего творчества французский художник видел в воплощении правды жизни, которая была для него слишком значительной, чтобы нуждаться в приукрашивании. Но пости­жение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства. Дега подчеркивает эту условность живописного языка, контраст между «вульгарностью» натуры и утонченной гармонией и красотой колорита, рисунка, ритми­ческого узора. Он противопоставляет также бесстрастную объективность в обрисовке персонажей—и чувство, разлитое в самой живописи, несущей в себе и иронию художника, и его глубокую нежность к моделям.

«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое»,— писал Дега. Каждое его произведение — итог длительных наблюдений и такой же упорной работы по их претворению в законченный образ. В его творчестве не было ничего от экспромта, продуманность его композиций заставляла порой вспомнить Пуссена. Но в результате возникали образы, казав­шиеся олицетворением мгновенного и случайного. Во фран­цузском искусстве конца века Дега в этом отношении являлся диаметральной противоположностью Сезанну. Если у послед­него картина вмещала в себя всю непреложность миропорядка и выглядела завершенным в себе микрокосмом, то у Дега она всегда содержала лишь часть срезанного рамой потока жизни. Сами его образы были исполнены динамизма, воплощали убыстрившиеся ритмы современной художнику эпохи. Именно страсть к передаче движения—этой, по словам Ренуара, «болезни века» — определила сами сюжеты Дега: изображения пробега лошадей, репетиций и представлений балета, прачек, несущих белье, гладильщиц за работой, моющихся, одева­ющихся или причесывающихся женщин. Произведения фран­цузского мастера—настоящая энциклопедия человеческих поз и «моментов» движений. Но также — смелых ракурсов и всегда динамичных точек зрения, лишавших даже статичный мотив замкнутости и стабильности. В отличие от других импрессионистов, Дега никогда не включал в свои композиции изображения японских гравюр, но он, как никто другой, проник в свойственный этим гравюрам принцип динамичного вйдения мира. Его искусство перебрасывало мост и в буду­щее—к современной документальной фотографии и кино. Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а «скрытой камерой».

В своем стремлении постичь интимные тайны жизни Дега был одновременно трезвым наблюдателем и романтиком, умевшим «заворожить истину». (Романтичной была уже сама его устремленность к жизненным тайнам.) В его работах «поэзия и правда» всегда сосуществуют.

Особенно наглядно это в многочисленных балетных компози­циях, где закулисные «трудовые будни» театра соседствуют с волшебной феерией, происходящей на сцене. Грубоватые, плебейские танцовщицы становятся на наших глазах романти­ческими сильфидами; чудо искусства и поэзии рождается именно из прозы жизни...

В живописи импрессионистов Дега занимал особое место— прежде всего из-за той роли, которую играл в его творчестве рисунок и благодаря характерному для него сочетанию импрессионистического растворения красок в потоке света и пластической определенности формы. С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насы­щенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха. Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности. Исчезают аксессуары и иллюзионистичность пространства, линия и цвет становятся нераздельным целым. При этом именно цвету— свободной, горящей, переливающейся оттенками красочной стихии—принадлежит в позднем творчестве художника веду­щая роль. В колористических «симфониях» на темы танцов­щиц, созданных в конце столетия, Дега, оставаясь в целом в пределах импрессионистической фиксации отдельного мгнове­ния, уже делает решительный шаг в сторону более обобщенно­го видения XX века, кажется непосредственным предшествен­ником фов истов.

На протяжении почти всего творческого пути художник занимался также скульптурой: лепил из раскрашенного воска и глины статуэтки движущихся лошадей, балерин в позициях классического танца и женщин «за туалетом». После смерти Дега эти почти не известные широкому зрителю статуэтки были переведены в бронзу.) В начале нашего столетия из-за прогрессирующей болезни глаз скульптура стала единствен­ным видом творчества мастера. Конец его был трагичным: художник, поражавший современников зоркостью видения, умер почти полностью ослепшим.

Н. АПЧИНСКАЯ

Картины Дега

Женщина. вытирающая тело Деревня Корнер (1895-1898)

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Эдгар Дега – биография, фото, личная жизнь, картины

Эдгар Дега: биография

Перфекционист, доходящий в работах до обезоруживающей гармонии форм и цвета, Илер-Жермен-Эдгар де Га известен миру как яркий представитель импрессионистского движения. Ту невесомость и грацию, которую он являл миру посредством холста, в действительности невозможно заключить в рамки одного конкретного направления.

Детство и юность

Будущий художник родился 19 июля 1834 года в семье преуспевающего банкира. Отец Огюсто де Га являлся организатором неаполитанского торгового дома. Мать Селестина Мюссон была дочкой брокера хлопковой биржи.

Глава семейства содержал жену и детей, а Селестина, как хранительница домашнего очага, поддерживала уют и порядок в доме. Мать скоропостижно скончалась, когда мальчику не было и 13 лет.

Художник Эдгар ДегаХудожник Эдгар Дега

Эдгар рос способным ребенком: увлекся латынью и историей. Окончив в 1852 году лицей Людвига Великого, юноша поступает в Парижский университет на факультет права. Однако молодой человек понимает, что юриспруденция – это не его.

Огюсто хотел, чтобы старший сын получил образование и пошел по его стопам, унаследовав в дальнейшем семейный бизнес. Узнав о намерении сына бросить университет, он решает не довлеть над отпрыском, предоставляя Эдгару возможность выбора.

Получив благословение отца, в 1855 году молодой человек поступает в школу изящных искусств, где наставник Ламотт прививает юноше любовь к лидеру европейского академизма Ж.Д. Энгру.

Эдгар Дега в молодостиЭдгар Дега в молодости

Эдгару повезло родиться в семье аристократов. Парень никогда не испытывал трудностей, связанных с нехваткой денег. Пока другие начинающие художники боролись с голодом и с опаской смотрели в завтрашний день, юноша в 1856 году решает оставить учебу и на 2 года уезжает в Испанию.

Там молодой человек изучает главные культурные центры страны – Флоренцию, Неаполь, Рим, вдохновляется картинами мастеров эпохи Ренессанса.

Окрыленный юноша по возвращению в Париж открывает мастерскую, создавая ряд произведений на исторические сюжеты.

Автопортрет Эдгара ДегаАвтопортрет Эдгара Дега

Эдгар смело отказывается от идеализации античной жизни, показывая какой она могла быть в современной интерпретации. Несмотря на титанические усилия и огромное желание, в рамках своего творчества объединить античность и современность у Дега не вышло.

Знакомство с Эдуардом Мане, случившееся в 1862 году, перевернуло жизнь Дега с ног на голову. Художник стал завсегдатаем уютного кафе "Гербуа". Там амбициозные импрессионисты обсуждали концепции новых сюжетов в живописи и собственное видение действительности.

Эдуард МанеЭдуард Мане

Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Главная задача художника – показать внутренний мир героя, во взгляде, в движении руки, в повороте головы в полной мере суметь раскрыть личность. Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.

В дальнейшем эти воспоминания помогали передавать ритм городской жизни, создавая детализированные образы людей, мест и событий.

Портрет Эдгара ДегаПортрет Эдгара Дега

Материальное благосостояние позволяло Эдгару пребывать в вечных поисках себя. Живописец нарушал каноны, экспериментировал со светом, формой, издевался над композицией – в общем, делал все возможное и невозможное, чтобы новое видение создало эффект свежести работ.

В результате творческих скитаний творец сумел добиться точной выветренности композиционного строя полотен, в которых больше не было ничего случайного. Все элементы подчеркивали смысл сюжета.

Живопись

Балет был излюбленной темой мастера импрессионизма. Популярность балетных сцен, запечатленных Дега, легко объяснить: на своих полотнах художник мастерски показывает мир красоты и грации, не перегружая картины излишней сентиментальностью.

Тема балета фигурирует в творчестве многих художников. Для написания картин все как один пользовались услугами именитых натурщиц. Игра светотеней, специально подобранная для портрета поза – эти нюансы лишали полотна души. Дега первый осмелился показать труд работниц сцены без прикрас.

Картина Эдгара Дега «Голубые танцовщицы»Картина Эдгара Дега «Голубые танцовщицы»

Картина «Голубые танцовщицы» написана любимой художником пастелью. Четыре балерины в голубых балетных пачках в предвкушении выхода на сцену не находят себе места. Каждый день они отыгрывают роли и каждый день волнуются, как перед дебютом. Глядя на них, зритель невольно сопереживает героиням, чувствуя тот же мандраж. Асимметричность композиции и неравномерный обрез краев говорит об увлечении художника фотографией

Помимо балета, живописец увлекался лошадьми. Эти грациозные животные завоевали любовь творца, когда тот пребывал в Италии. Дега являлся поклонником традиционных римских скачек. Художника привлекала природная пластика лошадей, а профессиональные жесты наездников вызывали в художнике неподдельный восторг.

Картина Эдгара Дега «Джентльмены на скачках: перед стартом»Картина Эдгара Дега «Джентльмены на скачках: перед стартом»

Первая картина цикла «скачки» появляется на свет В 1860 году и носит название «Джентльмены на скачках: перед стартом». Это полотно является копией стиля и характера художника.

Нечеткие, расплывчатые всадники теряются на фоне плоского ландшафта. Дега переписывает эту работу спустя 20 лет. В поздней версии фоном стали бескрайние холмы и фабрики.

Произведение Эдгара Дега «Абсент», поднимая проблему алкоголизма, в полной мере отражает нравы парижской богемы того времени. Чувство одиночества лучше испытывать вдвоем. Потеря надежды – вот что объединяет этих далеких и в то же время близких людей. Блеклый колорит картины усиливает чувство ничтожности собственного бытия.

Картина Эдгара Дега «Абсент»Картина Эдгара Дега «Абсент»

Приукрашать действительность живописец не хотел, предоставляя зрителю возможность воочию увидеть те реалии, что его окружают.

Одной из основополагающих работ 19 века является «Площадь согласия». В какой-то момент у мастера не осталось денег и ему пришлось браться за работу любого плана. Мастер вынужден был изобразить семью виконта, а затем продать полотно ему. Это помогло художнику выручить сумму денег, необходимую для жизни. В собственности Л. Лепика картина находилось долгое время. О ее судьбе ничего не было известно до начала 20 века.

Картина Эдгара Дега «Площадь согласия»Картина Эдгара Дега «Площадь согласия»

Спустя время «Площадь согласия» была обнаружена в собрании именитого владельца картинной галереи П. Дюрана-Рюэля. Однако нижняя часть работы оказалась отрезана. Именно она содержала автограф художника. Отсутствие подписи усложнило определение автора. После долгих тщетных попыток сбыть шедевр, наконец, его приобрел немец О. Герстенберг.

Сюжет работы прозаичен. Несмотря на мнимое спокойствие бледность красок и плавность линий, мысль не лежит на поверхности. Дети и взрослые на картине смотрят в разные стороны. Налицо извечный конфликт отцов и детей. Отраженная разница во взглядах и мировоззрении поколений, словно в насмешку, получает название «Площадь согласия».

Картина Эдгара Дега «Гладильщицы»Картина Эдгара Дега «Гладильщицы»

Дега умел удивлять зрителя, заставив сопереживать герою, изображенному на полотне. «Гладильщицы» не стали исключением. Работница с бутылкой вина, изнемогающая от скуки и однообразия, стала символом труженицы начала ХХ века.

Сразу бросается в глаза изнеможённость второй женщины. Она не гладит – она валится с ног. У нее нет ни сил, ни желания даже на то, чтобы поднять голову. Ведь вокруг всё та же безысходность и груды белья. Маэстро импрессионизма позволяет людям увидеть Париж под другим углом.

«Прачки» суровы и реалистичны. Великий мастер с чувством глубокого гуманизма относился к человеку труда.

Картина Эдгара Дега «Танцевальный класс»Картина Эдгара Дега «Танцевальный класс»

В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем, и секунда бездействия, как смерть. Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма.

Личная жизнь

Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами. На полотнах колориста часто появлялись образы обнаженных женщин, но достоверно известно, что мэтр не имел близких отношений ни с одной из муз.

Автопортреты Эдгара Дега в шляпеАвтопортреты Эдгара Дега в шляпе

Любитель широкополых шляп с глазами, отражавшими печаль всего мира, предпочитал гордое одиночество шумным компаниям. Нелюдимый художник не переносил повышенного внимания к своей персоне.

Из-за столь отстраненного образа жизни и привычки вечно бормотать что-то себе под нос друзья и родные ласково называли его «медвежонком».

Скульптуры Эдгара ДегаСкульптуры Эдгара Дега

Являясь свободолюбивым человеком, живописец отрицательно относился к институту брака. По заявлениям биографов, меланхоличный перфекционист не нуждался в физической близости. Скульптор любил глазами и получал удовольствие путем созерцания женского тела.

Неоднократно позировавшая живописцу Сюзанна Валадон заявляла: Дега постоянно делал комплименты ее внешности, но физический контакт был невозможен. Гений импрессионизма считал, что женщина создана не для любви, а для вдохновения. Восхищение было исключительно духовным.

Сюзанна ВаладонСюзанна Валадон

Примечательно то, что даже после публикации серии работ «Сцены в закрытых домах», посвященной легкодоступным женщинам, никто и на долю секунды не усомнился в непорочности мэтра.

Единственно приемлемое состояние души творца – одиночество. Его он сознательно выбрал в качестве верного спутника жизни.

Смерть

Бесконечно печальными были последние годы жизни Дега. Незрячего гения, бесцельно слонявшегося по улицам Парижа, поглотил горестный пессимизм. Ему было неописуемо больно от того, что у него больше нет возможности созерцать жизнь, движение которой он запечатлевал своей волшебной кистью.

Живописец скончался в Париже 26 сентября 1917 года.

Памятник на могиле Эдгара ДегаПамятник на могиле Эдгара Дега

Попрощаться с товарищем пришли его приятели: Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.

Известно, что Дега на дух не переносил болтовни. Поэтому при жизни попросил Форена отказаться от траурной речи и закончить простой незамысловатой фразой:

«Он, также как и я, любил рисовать».

Произведения

  • «Этюд рук» (1860)
  • «Начало охоты» (1863-1865)
  • «Всадники на дороге» (1864-1868)
  • «Интерьер» (Насилие) (1868-1869)
  • «Побережье в Эббе» (1869-1870)
  • «Танцевальный класс» (1871-1874)
  • «Площадь Согласия» (1875)
  • «В кафе» (абсент) (1876)
  • «Женщина за туалетом» (1876-1877)
  • «Диего Мартелли» (1879)
  • «Оперная ложа» (1880)
  • «Лица преступников» (1881)
  • «Гладильщицы» (1884)
  • «В танцевальной студии» (1897)
  • «Голубые танцовщицы» (1899)
  • «Балерины за кулисами» (1900)

Фото

24smi.org

7 лучших картин художника Эдгара Дега

27 сентября 1917 года скончался знаменитый художник Эдгар Дега. Он считается одним из основных представителей импрессионизма, хотя у Дега всегда был независимый стиль. Его не привлекали пейзажи. Чаще всего он изображал людей в движении. Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. Вспомним лучшие работы художника.

«Семейство Беллели». На этом групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели, и двумя детьми. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. В это время она продолжала носить траур по своему отцу - его портрет висит позади Лауры. Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника.

Семейство Беллели

Семейство Беллели

«Хлопковая биржа в Новом Орлеане». Картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Дега сообщал своему другу об этом городе: «Один хлопок. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи; брат художника, Рене де Га, изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева. Дега мастерски вписал портреты персонажей в атмосферу деловой обстановки.

Хлопковая биржа в Новом Орлеане

Хлопковая биржа в Новом Орлеане

«Абсент». Одна из самых знаменитых работ Дега. На картине изображена пьяная, усталая пара, потягивающая свои напитки в парижском кафе «Нувель-Атен». В стакане у женщины налит абсент, легко узнаваемый по бледно-зеленому цвету. Моделями для картины стали актриса Элен Андре и художник Марселен Дебутен, друзья Дега. Их фигуры мастерски смещены от центра композиции. Люди словно выхвачены из реальной жизни. Надо сказать, что первоначально картина не была принята критиками.

Абсент

Абсент

«Мадемуазель Лала в цирке Фернандо». Артисты любого жанра всегда привлекали Дега, он восхищался их отвагой и мастерством. На картине изображена акробатка, висящая под куполом цирка на зажатом у нее в зубах канате. Ракурс выбран так, что мы видим акробатку глазами сидящего внизу зрителя. В том же году, когда Дега написал свою картину, мадемуазель Лала гастролировала в Лондоне, и газеты пестрили сообщениями, что эта акробатка «уже поразила весь Париж».

Мадемуазель Лала в цирке Фернандо

Мадемуазель Лала в цирке Фернандо

«Голубые танцовщицы». Дега любил изображать людей, особенно женщин, словно бы застигнутых врасплох за своими занятиями. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Танцовщиц он стремился запечатлеть не на сцене во всем блеске, а предпочитал показать их трудовые закулисные будни. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц; не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».

Голубые танцовщицы

Голубые танцовщицы

«Гладильщицы». Если импрессионисты считали важнейшим своим принципом писать картину с натуры, то к Дега это не относилось. Он любил повторять, что следует «наблюдать, не рисуя, а рисовать, не наблюдая». Он стремился показать жизнь во всем ее многообразии и бесконечном движении. В целом с импрессионистами Дега сближало желание отойти от академических шаблонов, обращение к темам современной жизни.

Гладильщицы

Гладильщицы

«Мытье». Образы женщин, принимающих ванну, расчесывающих волосы после мытья, как и образы танцовщиц, являются визитной карточкой Эдгара Дега. До него художники изображали обнаженную фигуру в застывшей позе. Между тем, Дега, по его собственному выражению, как будто подглядывал сцены купания из жизни.

Мытье

Мытье

www.samara.kp.ru

Танцовщицы Дега. История спасения одной картины

Танцовщицы Дега

Эдгар Дега. Танцовщицы занимаются у станка. 1877 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В музее Метрополитен в Нью-Йорке хранится замечательная по своей композиции картина Эдгара Дега. На ней – две танцовщицы. И лейка. Форма лейки схожа с позой одной из девушек. К чему бы это? И причём тут лейка?

На эти вопросы есть ответы. Но самым интересным является история самой картины. Оказывается, она могла бы и не дойти до наших дней. По крайней мере в таком виде.

Причём тут лейка

Дега слыл мезантропом. Если ему собеседник не нравился, он себя не сдерживал в едких высказываниях.

Лейка на картине очень характеризует натуру Дега. Она ведь пародирует позу одной из танцовщиц. Это насмешка над ней. Об этом художник через некоторое время пожалеет. Но об этом позже.

Кстати, лейка была обычным предметом для репетиционных залов танцовщиц. Ею поливали пол, чтобы пыль не поднималась, когда балерины танцевали.

Картины Эдгара Дега

Эдгар Дега. Фрагмент картины “Танцовщицы занимаются у станка”. 1877 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Как “Танцовщицы” Дега оказались на грани уничтожения

Этот шедевр не дошёл бы до нас, если бы не бдительность её первого владельца Анри Руара. Осталось бы нам любоваться лишь этюдами.

Эдгар Дега танцовщицы

Эдгар Дега. Этюд к картине “Танцовщицы занимаются у станка” (масло, бумага). 1876-1877 гг. Британский музей, Лондон

Анри Руар, промышленник и художник, был одним из самых страстных коллекционеров 19 века. В его коллекцию входило более 500 картин.

При выборе картин для своей коллекции он опирался исключительно на свой вкус. Нравится-не нравится. Он не поддавался модным течениям. Он не боялся покупать картины импрессионистов: Дега, Моне или Ренуара. Картины тех, кого публика их ещё не признавала.

В его коллекции было аж 5 работ Сезанна! Как мы знаем, при жизни художника его работы почти не покупали. У Руара даже было несколько картин Гогена. Его таитянские картины другие коллекционеры считали в то время “безобразными”. Не говоря уже о рядовых обывателях.

Те, кто бывал в доме Анри Руара, выходил оттуда ошеломлённым. Все стены особняка были увешаны  картинами. Полностью. То есть стен не было видно вообще. Порой даже рама одной картины заходила на раму другой.

Дега был частым гостем Анри Руара. Ведь он служил лейтенантом под командованием Руара во время Франко-Прусской войны. Также Дега выступил сватом для семьи своего друга. Он многое сделал, чтобы женить его сыновей на дочерях другого своего друга, Анри Лероля.

Анри Руар

Эдгар Дега. Анри Руар перед своей фабрикой. 1875 г. Музей искусств Карнеги, Питтсбург, США

Каждый раз, приходя в гости к Руару, Дега лицезрел свои же картины. И однажды попросил ничего не подозревающего друга дать ему на время одну из них. Очень ему хотелось внести в неё пару изменений. Изменения он внёс. Но они ему так не понравились, что в сердцах он уничтожил картину.

Чтобы восполнить потерю, Дега подарил Руару картину “Танцовщицы занимаются у станка”. Самое интересное, что Дега через какое-то время и её порывался изменить! Его шутка с лейкой ему стала претить. Он просил Руара дать ему картину, чтобы её закрасить. На этот раз коллекционер проявил твердость и отказал художнику.

Исторический аукцион и шокирующая цена на Танцовщиц Дега

К сожалению, коллекция Руара не дошла до наших дней. После его смерти в 1912 году наследники решили её распродать с аукциона. Шедевры разлетелись по всему миру.

Аукцион был сенсационным. Картины коллекции оказались необычайно востребованны. Когда цена доходила до сотни тысяч долларов за одну картину, по залу аукциона пробегала волна удивленных возгласов.

“Танцовщиц” приобрёл известный американский коллекционер Хэвемайер. Эта картина стала самой дорогой в его коллекции. Он заплатил за неё 97500 $!

На тот момент это была рекордная сумма, отданная за картину ещё живущего художника. Дега был на аукционе в качестве зрителя. Через какое-то время он так прокомментировал это событие. “Я почувствовал себя скаковой лошадью, которая выиграла Гран При. При этом я видел, как выигранный мной кубок торжественно вручается жокею”.

Да, эта картина никакого дохода ему не принесла. Хотя очевидно, что художнику была лестна такая оценка его творчества. Пусть и в долларовом эквиваленте.

Тот аукцион стал поистине историческим. Ведь за один день широкая общественность узнала, сколько могут стоить картины импрессионистов и их последователей.

Немало картин было куплено государственными музеями. Статус многих ещё вчера отвергнутых художников взлетел до небес. Гоген, Сезанн, Дега и многие другие с тех пор стали стоить дорого. Очень дорого.

PS. Дега создал немало полотен с танцовщицами. Читайте об одних из самых известных в статье “Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине”.

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Эдгар Дега: жизнь и творчество художника

Эдгар Дега (фр. Edgar Degas; 19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.

Содержание

Биография Эдгара Дега

Творчество Дега

Интересные факты из жизни художника

Картины Эдгара Дега

Библиография

Биография Эдгара Дега

Дега родился в семье богатого банкира, увлекавшегося искусством.

В 1853 году Дега начинает изучать право, одновременно берет уроки живописи в мастерской Барриаса. С 1855 года он регулярно посещает Школу изящных искусств, где работает в мастерской Ламотта, ученика Энгра.

Начиная с 1854 года в течение пяти лет молодой живописец неоднократно ездил в Италию, где делал зарисовки с античной скульптуры, в Италии он познакомился с салонными французскими художниками Леоном Бонна и Густавом Моро.

Творчество Дега

Первыми работами Дега были гравюры. Под влиянием салонных исторических живописцев и картин старых мастеров, увиденных Дега в Италии, в 60-е годы он начал писать картины на исторические сюжеты, темные по колориту и суховатые по форме.

С 1865 по 1870 год он регулярно выставлялся в салоне. Вскоре Дега познакомился с Эдуардом Мане и обратился к портретам, композиционная схема которых заимствована у Мане, а моделировка формы и острота характеристики выдают руку оригинального и талантливого художника.

Историческая тематика не удовлетворяет Дега, он ищет свои сюжеты и находит их в жизни современного Парижа, за кулисами театра, в прачечных, швейных мастерских, на скачках.

Острая наблюдательность и интерес к современности сблизили его с импрессионистами, первые впечатления от новаторских поисков которых он уже получил в мастерской Эдуарда Мане.

Подобно импрессионистам, он обогатил свою палитру яркими, чистыми красками, но к пейзажу — главному жанру импрессионистов — Дега остался равнодушным.

Основным средством выражения для него была человеческая фигура. Дега наблюдал и изучал человека в движении во всех подробностях, проводя много часов с блокнотом в руках на балетных репетициях, за театральными кулисами, на трибунах во время скачек. Он стремился зафиксировать движение, поймать на полотне, как в объектив фотокамеры, малейшие его нюансы, проникнуть в самую механику движения.

Дега изучал современные биологические исследования по механизму движения животных и человека, рассматривал только что появившиеся моментальные фотоснимки. Балет и скачки — вот те сферы, в которых все подчинено движению. Замечательные «Голубые танцовщицы» передают все богатство техники Дега.

Верховая прогулка Две тансовщицы Лошади на лугу

В отличие от других импрессионистов, строивших колорит картины на сопоставлении размытых цветовых пятен, Дега часто прибегал к помощи пастельных карандашей, нанося один за другим уверенные ломкие разноцветные штрихи поверх масляного подмалевка.

Композиция и рисунок — элементы живописного языка, с помощью которых Дега пытался преодолеть статику станковой картины. Он искал неожиданные ракурсы, изображая фигуры балерин во всевозможных поворотах, сбоку, со спины, снизу.

Расстановка в пределах одной картинной плоскости нескольких фигур в разных ракурсах, каждая из которых как бы застыла на определенном этапе поворота или шага, создавала иллюзию процесса движения. Иллюстрацией такого приема Дега являются как «Голубые танцовщицы», так и «Проездка скаковых лошадей». Созданию в станковой картине иллюзии движения способствуют также и строго продуманные срезы композиции рамой и крупные планы, как бы выводящие движение из картины за ее пределы.

Дега принимал участие почти во всех выставках импрессионистов, начиная с первой; наряду с Клодом Моне, Писсарро и Ренуаром он был активнейшим членом «Группы независимых художников». Однако он не разделял полностью взглядов импрессионистов и часто подвергался критике с их стороны.

В конце жизни, несмотря на прогрессирующую болезнь глаз, Дега продолжал писать в основном пастелью.

Интересные факты из жизни художника

Эдгар Дега был настолько очарован балетными танцовщицами, что создал более 1500 работ с их участием.

«Меня называют живописцем танцовщиц», — писал Дега. — «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».

in-the-dance-studio

Как и Моне, Дега писал свои полотна почти вслепую: у художника в течение 20 лет прогрессировала дегенерация желтого пятна. В результате, работая над полотнами, он видел собственные картины совершенно не в том виде, в котором их видели окружающие. Один из французских критиков назвал поздние работы Дега «трагическим свидетельством борьбы художника со своим недугом».

Все картины Дега отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение. Казалось бы, Эдгар Дега увидел определенный образ совершенно случайно и наспех его изобразил. В этом и заключается парадокс. При взгляде на картину художника может показаться, что она замерла всего лишь на секунду, и скоро все детали на ней придут в движение. И так и должно быть. Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени.

Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его.

Дега был не только живописцем, но еще скульптором и, что еще более интересно, графиком. Свои монотипии Эдгар Дега мало кому показывал — только тем, кому особо доверял: коллекционерам Руару и Воллару, писателю Людовику Галеви, художникам Гогену и Тулуз Лотреку. Графика Дега — это мимолетные, иногда сделанные по памяти зарисовки повседневной жизни Парижа, а точнее Монмартра, конца XIX века

Недавно в Эрмитаже прошла выставка под названием «Фигура в движении», на которой были продемонстрированы скульптуры Дега. Интересно, что Дега никогда не мастерил из бронзы. Он делал свои скульптуры из воска, а также глины.

После его смерти у него в квартире нашли 150 статуэток из воска – почти все они были аналогичны его полотнам: балерины, моющиеся женщины, всадники на конях. Родственники художника отлили эти фигурки в бронзе.

Дега был очень не бедным человеком, но старость свою проводил в запущенной холостяцкой квартире, без друзей и поддержки. Похороны, как и завещал художник, были тихими и скромными.

Библиография

  • Зернов Б. А. Дега. М., Л.: Советский художник, 1965.
  • Эдгар Дега // Художественная галерея, 4/2004, DeAgostini.
  • Костеневич А. Г. Эдгар Дега. Площадь согласия. Заметки о картине. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2012. — 152 с., ил. — (Возрождённые шедевры). 1000 экз., ISBN 978-5-93572-474-0

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, impres-paint.ru, vk.com

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Эдгар Дега: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Эдгар Дега: жизнь и творчество художника

5 (100%) 2 голос(ов)

allpainters.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта