Описание картины Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница». Картина шоколадница
"Шоколадница" — картина, легенда, логотип
«Шоколадница» — картина швейцарского художника Жана Этьена Лиотара, самая знаменитая работа автора. Написанная в середине XVIII века, она и по сей день притягивает взоры посетителей Дрезденской галереи, к коллекции которой относится.
Познакомимся с художником
Жан Этьен (1702—1789 гг.) - фигура нетривиальная. Он слыл "живописцем правды", но не потому, что стремился запечатлеть несправедливость мира или разоблачить власть имущих. Лиотар любил точное изображение того, что видел. Его работы часто близки к фотографии. Сегодня такой подход вряд ли кого удивит, но в то время в моде были полотна, передающие реальность в приукрашенном виде, полные блеска и обязательного обаяния. Лиотара можно назвать бунтовщиком, но со счастливой судьбой. Он был любим сильными мира сего и оставил потомкам великолепные портреты маршала Саксонского, папы Климента XII, императрицы Марии Терезии Австрийской. Изображение последней живо иллюстрирует нестандартный для XVIII века подход автора: королева написана не в окружении атрибутов власти или полной раздумий о судьбе Австрии, на портрете она больше похожа на мать, тревожащуюся за сыновей, и пышущую здоровьем женщину.
Жан Этьен был заядлым путешественником. Он посетил Молдавию и Румынию, не обделил вниманием Италию, Францию, Грецию, некоторое время жил в Турции и привез оттуда любовь к Востоку и многочисленные изображения нежных красавиц на фоне экзотических цветов. Как раз через некоторое время после возвращения художника из Константинополя появляется «Шоколадница» - картина, принесшая Лиотару всемирную славу.
Внимание к деталям
Композиция полотна довольно проста: в полный рост изображена девушка с подносом в руках. Это шоколадница. Автор картины так сумел запечатлеть молодую особу, что кажется, будто она вот-вот пойдет дальше мимо восторженных наблюдателей. Как же создается этот эффект? Все дело в деталях. Складки одежды, элементы чашки, наконец, отражение в стакане с водой — все делает изображение настолько реалистичным, что девушка кажется живой.
Каждый элемент тщательно проработан. Можно заметить, что передник служанки совсем свежий: даже складки еще не расправились, видимо, его совсем недавно надели. Художник уделил внимание прорисовке и кружева на чепчике, и растительного орнамента на чашечке. В создании иллюзии движения не последнюю роль играет и свободное пространство в направлении, куда идет шоколадница. Картина Лиотара именно этим и подкупает: реалистичностью и простотой, не лишенной нежности.
Свет и цвет
Теплота отношения художника к модели всегда так или иначе считывается зрителем. Здесь она передана при помощи цветовой палитры. Нежные, перетекающие друг в друга розовый, белый, золотистый, серебристо-серый светятся изнутри, как и сама юная шоколадница. Картина написана пастелью, передающей малейшие нюансы оттенков. Подобную технику живописи Лиотар предпочитал прочим и считался настоящим виртуозом пастели.
Автор сумел передать и внутренний свет героини. Она скромна, но в осанке и положении головы читается гордость и сознание собственной красоты. Простая служанка? Обычная шоколадница? Картина позволяет надеяться, что это не так.
Легенды о все покоряющей любви
Живописец совершенно точно рисовал девушку не из своего воображения. Несмотря на то что главный биограф Лиотара с этим не согласен, молва приписывает романтическое происхождение полотну.
Жан Этьен часто изображал красавиц, к числу которых относится и шоколадница. Автор картины, по одной из версий, был нанят князем Лихтенштейном (или же герцогом Дитрихштайном) для увековечивания образа своей будущей супруги. Девушку предположительно звали Анна или Шарлотта Бальдауф. В разных вариантах легенды она служила у императрицы или в небольшом кафе. Будущий муж заметил ее в тот момент, когда она несла чашку дивного и ароматного напитка королевской особе или же посетителям заведения. Благородный влюбленный, невзирая на протесты родни, сделал Анне предложение. Получив согласие, он обратился к художнику с просьбой запечатлеть любимую такой, какой она предстала перед ним впервые. Правда это или миф, теперь узнать довольно трудно. Однако совершенно точно известно, что последующая судьба картины была полна приключений и определенного романтизма.
Во славу кондитеров и на краю гибели
«Шоколадница» побывала в коллекции немецкого курфюрста и попала в Дрезденскую галерею. Там в конце XIX века ее заметил владелец компании Baker’s Chocolate. Залюбовавшись картиной и вдохновившись легендами, связанными с ней, он принял решение сделать ее логотипом компании. Шоколадницу Лиотара и по сей день можно встретить на упаковках лакомств, произведенных фирмой.
Во время Второй мировой войны ее вместе с другими шедеврами увезли из постоянно подвергающегося бомбардировкам города и спрятали в одной из крепостей. В заминированном подвале ее нашли советские солдаты и спасли от неминуемой гибели, возвратив обратно в галерею.
Картина «Шоколадница», фото и репродукции которой исчисляются уже тысячами, и сегодня находится в Дрездене. Написанная более двух столетий назад, она продолжает завораживать и вдохновлять.
Картина Шоколадница в Дрезденской галерее – пастель на пергаменте
Картина Шоколадница в Дрезденской галерее привлекает своей фотографической точностью, четкостью линий и минимализмом. Швейцарский живописец Жан Этьен Лиотар виртуозно работал в технике пастели и в венский период творчества 1743—1745 гг. создал свою лучшую работу. Венецианские живописцы отзывались о картине, как о вершине мастерства: «самый красивый пастель, что вы могли когда-либо видеть».
Портрет милой девушки, подающей горячий шоколад, создан на пергаменте – обработанной коже. Картина имеет средние размеры: 82,5 см х 52,5 см. И хотя в галерее Дрездена она расположена в ряду других полотен, неизменно привлекает внимание.
Как Шоколадница Лиотара оказалась в Германии
Замечательное произведение Ж.Э.Лиотара доставил саксонскому курфюрсту Августу III итальянский писатель и искусствовед Франческо Альгаротти.
Граф Альгаротти появился при саксонском дворе в 1742 году. Он провел экспертизу всех художественных произведений, которые составляли королевскую коллекцию, чем завоевал неоспоримый авторитет. Поскольку Август III был активным коллекционером художественных шедевров, в 1743 году по его поручению Альгаротти отправился в Италию, чтобы пополнить собрание достойными новинками от известных художников.
Около четырех лет искусствовед выполнял возложенную на него миссию и доставил в Дрезден 34 картины, среди которых была «Das Schokoladenmädchen» Лиотара.
Об авторе картины Шоколадница
Жан Этьен Лиотар – швейцарский художник. Почему же его лучшая картина «Прекрасная Шоколадница» написана в Вене, и в галерею саксонского курфюрста прибыла из Италии? А причина проста. Лиотар начинал свою творческую деятельность в Женеве, но в 32 года он отправился в длительное путешествие на юго-восток. Сначала это была Италия, Греция и Константинополь.
Потом художник оказался в Вене, где снискал расположение Марии Терезии и работал при дворе австрийской императрицы. Именно там он написал портрет юной особы, держащей поднос с угощением. Когда Лиотар вновь перебрался в Венецию, его интересы пересеклись с графом Альгаротти, который и приобрел картину для дрезденской коллекции.
Кто изображен на картине
До сих пор доподлинно не установлено, кто позировал художнику при создании портрета.
Есть несколько версий, предполагающих, что юная красавица могла служить при венском дворе. Возможно, что проживающий в это время в Вене художник изобразил милую девушку, которую не единожды видел за работой.
Некоторые исследователи склоняются к идее, что моделью Шоколадницы стала дочка венского кучера, работавшая горничной. Но не каждую служанку художники удостаивают портретом… За этим следует романтичная история о том, как служанку Анну увидел принц Дитрихштейн и влюбился в простую девушку. А когда она вышла за него замуж, обратился к Жану Лиотару с просьбой написать тот образ, который покорил принца.
Существует и другая оригинальная версия, по которой все тот же принц увидел очаровавшую его Анну, зайдя в кофейню на чашечку кофе…
Но, кто бы ни был прототипом, пастель удалась автору, и уже более двух столетий зрители любуются его шедевром.
Картинная галерея на карте Дрездена
Жан Этьен Лиотар, «Шоколадница»
Швейцарский художник Жан Этьен Лиотар, «Шоколадница» которого является жемчужиной собрания Дрезденской картинной галереи, за свою долгую и счастливую жизнь (1702-1789) создал около 400 работ. «Гольбейн пастели» (так называли Лиотара коллеги, признавая тем самым его безусловный талант) не писал плохих работ, однако шедевром мировой живописи стало именно названное в начале статьи полотно.
Фотографическая точность изображения
Что значит «Гольбейн пастели»? Работы величайшего немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего славятся портретным сходством и ювелирной выработкой рисунка. Но он писал маслом, а пастель прославил Лиотар. «Шоколадница» - самое известное полотно, выполненное в этой манере. Все картины швейцарского художника отличаются фотографической точностью, мельчайшей выработкой каждой детали. Один из искусствоведов сравнил Лиотара с древнегреческим художником Зевксисом, известным тем, что, желая доказать свое превосходство над мастером реализма Парразием, нарисовал такой виноград, на который тут же слетелись птицы, чтобы склевать его.
Совершенные и хрупкие
Таким же виртуозом был и Лиотар. «Шоколадница» относится, по мнению этого искусствоведа (М. Алпатов), к тем шедеврам, в которых присутствует чудесный обман зрения. Об этом произведении написано очень много, в том числе и потому, что выполнено оно в манере, встречающейся гораздо реже, чем акварель, гравюра, и тем более масляная живопись. Художники прибегали к пастели реже из-за ее хрупкости и подверженности разрушению при мельчайших неосторожных движениях, потому что связующих веществ в исходный материал - пасту (поэтому «пастель») - добавляли крайне мало. Отсюда и не устаревающая свежесть красок на полотнах, выполненных в этой манере (материалы, добавляемые в масляные краски, темнеют). А пастельные произведения осыпаются и разрушаются при транспортировке. Со временем авторы таких картин пришли к выводу, что лучше всего они сохраняются под стеклом, опирающимся на паспарту - картонную окантовку полотна, на котором работа выполнена. В этом случае стекло не прикасается к рисунку. Но эти хрупкие произведения отличаются завораживающим сиянием, бархатистостью и специфической мягкостью.
Свободный, вальяжный, загадочный…
В этой-то манере и писал Лиотар. «Шоколадница» - самое знаменитое и лучшее, по мнению многих специалистов, произведение, выполненное пастелью, хотя сам художник ничем не выделял его из всего созданного ранее. Талантливый и удачливый, он слыл мастером, рисующим царствующих особ и красавиц. Жан Этьен был обеспечен и мог позволить себе заниматься только любимыми делами - рисованием и путешествиями. Лиотар был абсолютно свободен и в жизни, несмотря на наличие пятерых детей, и в творчестве. Он был экстравагантен и загадочен, ему покровительствовали королевские дома Европы.
Загадочная модель
По одной из версий, красивая девушка, изображенная на картине, - Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря. Дворянское происхождение позволяло ей быть горничной при дворе императрицы Австрии Марии-Терезии. Там ее красоту и грацию заметил художник. По другой, более романтичной версии, князь Дитрихштейнах, посетив венскую кофейню, был пленен красотой официантки с первого взгляда. Он женился на ней, вопреки воле семьи, а на свадьбу подарил своей Золушке ее портрет в том наряде, в котором увидел Анну впервые. Подарок был царским, поскольку Лиотар был придворным художником, и работы его стоили очень дорого. Существуют и другие версии о позировавшей модели.
Очаровательная простота
Картина пленительна, она завораживает, несмотря на то что сюжет ее более чем прост. После вычурных полотен, скажем, того же Ватто, на которых изображались кокетливые дамы и кавалеры, одинокая фигура девушки, несущей поднос с горячим шоколадом вдоль белой стены, смотрелась неожиданно просто, естественно и чарующе. Полотно размером 82,5 х 52,5 выполнено на пергаменте пастелью, которой в совершенстве владел художник Лиотар. «Шоколадница», написанная в стиле рококо, поражает филигранной точностью предметов - фартук девушка только-только достала из комода, на нем видна малейшая складочка, сама подательница шоколада, кажется, дышит, а шоколад пахнет.
Наглядное пособие по физике
В шоколаднице прелестно все - маленькая ножка, спина прямая, но не напряженная, девушка не измождена худобой, но стройная. Замечательно выписан костюм, чудесно подобраны цвета. И ведь надо учитывать, что фоном служит только белая стена - никакого тебе бюстика или кадки с цветами. Но особый восторг у ценителей живописи с момента появления картины и до наших дней вызывает лакированный китайский поднос в руках у девушки, на котором стоит стакан с водой и чашки с шоколадом. Картина ценна еще и тем, что на ней впервые запечатлен знаменитый мейсенский фарфор, имеющий свою долгую и замечательную историю. Но стакан из богемского стекла, наполненный водой, выписан так, что, по свидетельству специалистов, ярко демонстрирует преломление света на границе двух прозрачных сред (закон Снеллиуса). Это одна из лучших похвал, которую заслужил Ж. Э. Лиотар. «Шоколадница» считается не портретом, а жанровой сценкой.
Старейшая торговая марка США
С момента написания судьба благоволит к этому произведению – оно очень растиражировано и невероятно популярно, в том числе и в наши дни. Этим похвастаться может не любое произведение XVIII века. В чем тут дело? С 1765 года полотно находится в картинной галере Дрездена, а спустя 120 лет ее увидел при посещении знаменитого музея хозяин старейшего американского концерна Bakers Chocolate, который занимался производством этого продукта. Генри Л. Пирс был очарован тем, что нарисовал Жан Лиотар. «Шоколадница» становится фирменным знаком компании. La Belle Chocolatiere («Прекрасная шоколадница») – логотип, утвержденный через два года, вошел в историю как первая и самая старая торговая марка в США и одна из старейших в мире.
Широкий и никем не превзойденный жест СССР
В Советском Союзе эта картина стала особенно популярной, когда в 1955 году Дрезденской галерее волей Н. С. Хрущева возвращались картины, полученные страной в виде военных трофеев.
Большинство отреставрированных лучшими советскими мастерами шедевров перед отправкой выставлялись со 2 мая по 20 августа, и люди со всех концов необъятной страны спешили попрощаться с картинами, среди которых было знаменитое полотно, которое создал Жан Этьен Лиотар, - «Шоколадница».
fb.ru
Жан-Этьен Лиотар Прекрасная шоколадница: Описание произведения
«Прекрасная шоколадница» (фр. – La Belle Chocolatière, нем. – Das Schokoladenmädchen) – портрет аккуратно одетой красавицы, изящно держащей поднос с чашкой горячего шоколада и стаканом воды, – одна из самых известных работ Жан-Этьена Лиотара и жемчужина Галереи старых мастеров в Дрездене. Картину считали шедевром ещё при жизни художника.Образ был создан между 1743-м и 1745 годами при дворе австрийской императрицы Марии Терезии. В то время швейцарский художник находился в Вене, где писал портреты правительницы и её супруга.
3 февраля 1745 года картину приобрёл у Лиотара в Венеции граф Франческо Альгаротти, который был арт-агентом двух монархов – прусского короля Фридриха II и польского короля Августа III Саксонца. Он писал своему другу, искусствоведу Пьеру-Жану Мариетту: «Я купил картину пастелью около трёх футов высотой, написанную знаменитым Лиотаром. На ней изображена молодая немецкая горничная в профиль, несущая поднос со стаканом воды и чашкой шоколада. Картина почти лишена теней, с бледным фоном и светом, который идёт из двух окон, отражённых в стакане. Она написана полутонами с незаметными переходами света и исполнена в совершенстве… и хотя это европейская картина, она может понравиться китайцам, которые, как вы знаете, являются заклятыми врагами теней. Что касается совершенства работы, то это Гольбейн в пастели».
Картина входит в коллекцию Галереи старых мастеров в Дрездене с 1855 года.
Кто был моделью для «Прекрасной шоколадницы», достоверно не установлено. Вероятнее всего, это одна из незамужних девушек при дворе, поразившая живописца своей красотой. В те дни было принято призывать ко двору юных прелестниц из семей «низшего» дворянства и делать их компаньонками для дам из «высшего» дворянства.
Очень часто утверждается, что Лиотару позировала Анна (Аннель или Наннель) Бальтауф – дочь обедневшего кавалера Мельхиора Бальтауфа, которую, возможно, пригласили ко двору в качестве такой наперсницы. Молодой князь фон Дитрихштейн, якобы, был поражён её красотой, влюбился и женился – приведя в смятение весь высший свет.
Эту легенду поддерживала американская шоколадная компания Walter Baker & Company, которая использовала «Прекрасную шоколадницу» Лиотара в качестве своего логотипа с 1883 года. В небольшом буклете с рецептами 1913 года было написано: «Неясно, было ли обязанностью Анны подавать шоколад или же она была светской красавицей, которая позировала в таком костюме. Но как бы то ни было, своей красотой она так поразила князя Дитрихштейна, что он женился на ней. Этот брак породил множество разговоров в австрийском обществе. Кастовые предрассудки в Вене всегда были очень сильны, а дочь простого дворянина не считалась подходящей партией для придворного…».
Более романтическая версия этой истории гласит, что молодой Дитрихштейн пришёл в венское кафе чтобы попробовать новомодный напиток – горячий шоколад. Там он и встретил Анну Бальтауф, которая обслуживала посетителей. Он мгновенно влюбился в девушку и следующие несколько недель приходил в заведение практически ежедневно. В конце концов, он женился на своей пассии, несмотря на сопротивление высшего дворянства. В качестве свадебного подарка он заказал Лиотару портрет невесты в той одежде, в которой встретил её впервые.
Несмотря на то, что начало истории «Прекрасной шоколадницы» больше похожа на сказку, её продолжение хорошо задокументировано. В 1881 году Генри Пирс – президент Walter Baker, ведущей компании США по производству какао и шоколада – приехал в Европу, чтобы познакомиться с методами производства какао. В дрезденской Королевской галерее он увидел картину Лиотара. Его впечатлил и сам портрет, и его романтическая история – и с тех пор «Прекрасная шоколадница» стала одной из первых зарегистрированных торговых марок в экономической истории. С 1880-х образ Анны Бальтауф был запечатлён и растиражирован на миллионах банок какао и рекламных буклетов.
Примерно в 1900 году «Прекрасная шоколадница» вдохновила художника Яна Мюссе (вероятнее всего, это был он) на создание образа «медсестры» для торговой марки Droste. В описании было сказано, что «иллюстрация указывает на полезный эффект шоколадного молока и неразрывно связана с названием Droste».
Во время Второй мировой войны немцы перевезли оригинальную картину в крепость Кёнигштайн. Хрупкому произведению удалось перенести холод и сырость. Пастель вернулась в Дрезден после того, как нацисты отступили под натиском советских войск.
Автор: Влад Маслов
artchive.ru
Шоколадница (картина) - это... Что такое Шоколадница (картина)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Шоколадница.«Шоколадница», «Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известная картина швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающая служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.
История
Легенда о создании этой картины такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн (Dietrichstein) зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время.
Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история золушки, была популяризирована в буклетах компании Baker).Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery»[1]. Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна[2]. В любом случае, личность модели точно не установлена.
Из письма
«Я купил знаменитого Лиотара пастель.Она исполнена в незаметных детрадацияхсвета и с превосходным рельефом.Переданная природа нисколько неизменена; будучи европейской работой,пастель исполнена в духе китайцев…заклятых врагов тени. Что же касаетсязаконченности работы, то можно сказатьв одном слове: это Гольбейн пастели.На ней изображена в профиль молодаянемецкая девушка-камеристка, котораянесёт поднос со стаканом воды ичашкой шоколада»[3].
Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию, где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти, занимавшемуся наполнением коллекции Августа III, короля Польши, и Фридриха II Прусского[4].
С 1765 года картина находится в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны картина была перевезена нацистами в крепость Кёнигштейн, где была найдена советскими войсками.
Описание
Сюжет произведения прост — девушка, одетая в белый накрахмаленный передник, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан воды. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый в Европе мейсенский фарфор). Девушка стоит на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Обращение взгляда модели вниз, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку, тем более, что официантка кажется не стоящей (позирующей в неподвижности), а идущей вперёд, подающей на стол. Колорит произведения гармоничен: помимо белого фартука, на модели надета белая косынка, серебристо-серая юбка, а также золотистый корсаж и розовый чепчик. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края подноса.
Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера картины ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, углублённых в свои повседеневные занятия. Уже современниками Лиотара картина воспринималась как шедевр[1].
Реклама фирмы Baker’s Chocolate, 1919 г. В левом нижнем углу — силуэт «Шоколадницы»В массовой культуре
Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, ЛондонПортрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate»[5] приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире[6]. Часто встречается вариант её использования в виде черно-белого силуэта. Ещё одна копия картины находится в доме-музее компании Бейкер, в Дорчестере, штат Массачусетс.
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Описание картины Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница»
В Дрезденской галерее каждая картина – шедевр, но есть одна, которая пленяет простотой и изысканностью одновременно. Это «Шоколадница» Жан-Этьена Лиотара, написанная в период с 1743 по 1745 года на пергаменте пастелью. Размер картины невелик, однако уже ни одну сотню лет она собирает вокруг себя почитателей, которые любуются прелестным изображением. Что же так привлекает в произведении?
Известно, что натурщицей выступила горничная при австрийском дворе императрицы Анна Бальдауф. Юная красавица пленила молодого принца Дитрихштейна, который женился на ней и заказал Лиотару ее портрет именно в той одежде, в которой увидел возлюбленную впервые.
Работа выполнена пастелью, восковыми мелками на основе натурального растительного воска. Материал очень пластичен, прекрасно ложится на бумагу, однако, чтобы им работать, необходимо обладать высочайшим мастерством.
Сюжет картины предельно прост. Перед нами в одежде горничной изображена молоденькая служанка, с подносом в руках. Нет лишних отвлекающих элементов, отсутствует какая-либо обстановка. Все внимание сосредоточено на прекрасном образе.
Фигура девушки грациозна: прямая спина, открытая шея, тонкая талия, плавные изгибы рук. Пленяет выразительное лицо: белоснежная кожа, правильный носик, припухлые губки, взгляд открыт и лучист, хотя немного опущен вниз. На голове розовый чепчик с кружевами, характерная для служанки одежда.
Но какое сочетание цветов! Песочно-золотистый корсаж, серебристо-серая юбка и белоснежный фартук прописаны столь изящно, что, кажется, можно услышать их шорох, если девушка оживет и сделает шаг. Поднос в руках без изысков, но зато на нем идеально прописанный стакан с водой и знаменитый мейсенский фарфор, в котором налит шоколад – яство королей.
«Шоколадница» Лиотара стал любимицей публики, она выделяется нежностью, искренностью, тонкими живописными нюансами.
opisanie-kartin.com
ШОКОЛАДНИЦЫ ЛИОТАРА | ARTотека еды
Швейцарский художник Жан Этьен Лиотар (1702 – 1789) вошел в историю живописи прежде всего как выдающийся портретист и мастер пастели. Покинув в 20 лет родную Женеву, Лиотар провел в непрерывных путешествиях в общей сложности 34 года, посетив практически все крупные города Европы. Ему позировали императоры и кардиналы, европейская знать и придворные красавицы. Недаром его называли “живописцем королей и красивых женщин”.
Жажда странствий привела его в Константинополь, где он прожил 5 лет. Восток произвел на художника неизгладимое впечатление, что сказалось на его жизни и творчестве. Вернувшись в Европу, Лиотар по восточной традиции продолжал носить длинную бороду, халат и тюрбан, за что получил прозвище “турок”. Но эксцентричность художника только прибавила ему популярности.
Любимой техникой живописца была пастель. Она позволяла передавать тончайшие переходы цвета, мягкость светотени, мельчайшую отделку деталей. Благодаря ее бархатистой поверхности и светлым тонам знатные заказчицы представали на портретах в более идеализированном и утонченном виде.
На ту пору высшее общество Европы охватила всеобщая шоколадомания. Чашечка горячего напитка стала признаком респектабельности, хорошего тона и высокого достатка, поскольку шоколад был очень дорогим удовольствием. Горячий шоколад подавали со стаканом воды, что помогало смягчить насыщенный и терпкий вкус напитка. Конечно же, Лиотар не мог пройти мимо этой повальной моды. На его картинах можно увидеть дам, пьющих горячий шоколад.
Самым знаменитым полотном Лиотара стала картина “Шоколадница”, написанная в 1745 году. Художник с блеском решил сложную живописную задачу – изобразил фигуру в белом фартуке на фоне белой стены. Благодаря тонким переходам светотени, гармоничным сочетанием тонов, точности рисунка и, наконец, образу самой юной красавицы портрет заслужил славу шедевра уже у современников.
“Шоколадница”, художник Жан Этьен Лиотар
Доподлинно не известно, кто позировал художнику. Существует несколько версий о личности модели. Самую романтическую связывают с именем Анны Бальтауф. Дочь обедневшего дворянина работала официанткой в одной из венских кондитерских. Здесь ее и увидел австрийский аристократ князь Дитрихштейн и влюбился без памяти. Преодолев сопротивление семьи, князь женился на юной красавице, а портрет стал его свадебным подарком невесте. Говорят, что новоиспеченная княгиня пригласила своих бывших подружек к себе домой и, невероятно гордясь своим удивительным возвышением, произнесла: “Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мне руку”.
Но скорее всего, на картине изображена камеристка императрицы Марии-Терезии, которую Лиотар попросил позировать для “Шоколадницы”. В обычаях того времени было брать молодых красивых девиц из мелкопоместного дворянства в качестве компаньонок для дам высшей знати. Вполне возможно, что одна из таких девушек впечатлила художника своей красотой и была изображена в образе прекрасной шоколадницы на ставшем знаменитым полотне.
Художник следовал великосветской моде, не только изображая шоколад. Так, впервые в европейском искусстве на картине “Шоколадница” можно увидеть мейсенский фарфор. Фарфоровая мануфактура в саксонском городе Майсен была основана в 1710 году. Ее изделия стали символом изысканной роскоши и безупречного стиля. Интересно, что при создании мейсенского фарфора используются около 10 000 оттенков красок, рецепты которых до сих пор хранятся в глубокой тайне.
На лакированном японском подносе (также модная деталь того времени) рядом с чашкой с шоколадом изображен стакан богемского стекла, в который налита вода. Обратите внимание, как с удивительной точностью Лиотар выписал преломление света в воде. Эта картина может служить наглядным пособием для демонстрации закона Снеллиуса, описывающего преломление света на границе двух прозрачных сред!
Вскоре после написания картина была приобретена Франческо Альгаротти, который занимался подбором живописи для немецких курфюстов. С 1765 года она находится в собрании живописи Дрезденской галереи. Именно там ее увидел в 1881 году Генри Л. Пирс, владелец крупной американской компании Baker’s Chocolate — старейшего производителя шоколада в Соединенных Штатах. Пирсу настолько понравилась картина, что он решил сделать ее изображение фирменным знаком своей компании. Копия “Шоколадницы” украсила его офис в Дорчестере, а спустя 2 года официально был принят логотип, получивший название La Belle Chocolatiere. До сих пор силуэт прекрасной шоколадницы можно увидеть на всех изделиях Baker’s Chocolate. Он вошел в историю как самый старый логотип в США и один из старейших в мире.
“Шоколадница” стала самой знаменитой картиной в наследии Лиотара, хотя сам художник никогда не предавал особого значения этой пастели. Свой богатый творческий опыт Жан-Этьен Лиотар суммировал в “Трактате о принципах и правилах живописи”, изданном в 1781 г.
В нем он написал:
“Живопись – зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная”
А горячий шоколад, так высоко ценимый знатью в XVIII веке, сейчас легко приготовить в домашних условиях. Для его приготовления можно использовать как черный, так и молочный шоколад без ароматизаторов (пористий лучше не брать). В горячий шоколад добавляют пряности (кардамон, имбирь, ваниль, любые виды перца, корицу и др.), сливки, молоко, воду, а также коньяк, ром или ликер.
Горячий шоколад по-венски
Ингредиенты:
Молочный шоколад 1 плитка (100г)Молоко 200млСахар 1 ст. ложкаЖелток одного яйцаКардамон, черный молотый перецВзбитые сливки
Нагрейте молоко нагреть на медленном огне, добавьте сахар и размешайте до его растворения. Добавьте щепотку молотого кардамона и перца. Положите в молоко кусочки шоколада и на медленном огне, постоянно помешивая, доведите шоколад до полного растворения. Снимите шоколад с огня, дайте немного остыть и добавьте яичный желток. Размешайте и на водяной бане доведите до загустения. Вылейте горячий шоколад в чашку и украсьте взбитыми сливками (можно готовыми) и тертым шоколадом.
Горячий шоколад с ликером Бейлис
Ингредиенты: 1 стакан молока50г черного шоколада2 ст. ложки Baileys Irish Cream
Подогрейте молоко на медленном огне. Добавьте кусочки шоколада и, активно помешивая, доведите его до растворения. Снимите с огня, добавьте ликер, как следует перемешайте. Вкус молочного шоколада наполнится нюансами карамели и сливок, характерными для ликера Бейлис.
Перелейте в чашку, украсив взбитыми сливками, тертым шоколадом, звездочкой бадьяна. Напиток можно подавать с палочкой корицы вместо ложечки.
Горячий шоколад с карамельным соусомКарамельный соус можно использовать не только с горячим шоколадом. Он отлично подходит для различных десертов, выпечки, блинов, даже просто с ломтиком хлеба. Он имеет густую консистенцию и похож на вареную сгущенку. Карамельный соус хранят в холодильнике 7–10 дней.
Для его приготовления необходимо взять 1 стакан сахара, высыпать его в небольшую емкость, выдавить несколько капель лимона и поставить на огонь. Для равномерного прогревания сахар необходимо помешивать. Когда он полностью расплавиться и потемнеет, дайте ему немного покипеть. Карамель должна приобрести темный янтарный цвет, но не перестарайтесь – сильно уваренная карамель будет горчить. Пока уваривается карамель, доведите до кипения 1 стакан жирных сливок 30–33%. Аккуратно влейте сливки в карамель. Соус сильно закипит и поднимется. Перемешайте карамельный соус до однородной массы и проварите около минуты. Густоту и насыщенность соуса можно варьировать по собственному вкусу количеством сливок.
Сам горячий шоколад готовится так же, как сказано в предыдущих рецептах. В 1 стакане горячего молока растворите 100г шоколада (количество шоколада можно менять по собственному вкусу), перелейте в чашку, украсив взбитыми сливками и карамельным соусом. Бон аппетит!
Горячие напитки на основе шоколада — вкусные, сытные, обжигающие и вдохновляющие. К тому же, у всех этих зимних напитков есть бесспорное преимущество: при их приготовлении можно экспериментировать, варьируя пропорции ингредиентов, выбирая те специи или добавки, которые вам душе.
Похожие статьиwww.art-eda.info