Описание картины Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница». Картина шоколадница


"Шоколадница" — картина, легенда, логотип

«Шоколадница» — картина швейцарского художника Жана Этьена Лиотара, самая знаменитая работа автора. Написанная в середине XVIII века, она и по сей день притягивает взоры посетителей Дрезденской галереи, к коллекции которой относится.

Познакомимся с художником

шоколадница картина лиотара

Жан Этьен (1702—1789 гг.) - фигура нетривиальная. Он слыл "живописцем правды", но не потому, что стремился запечатлеть несправедливость мира или разоблачить власть имущих. Лиотар любил точное изображение того, что видел. Его работы часто близки к фотографии. Сегодня такой подход вряд ли кого удивит, но в то время в моде были полотна, передающие реальность в приукрашенном виде, полные блеска и обязательного обаяния. Лиотара можно назвать бунтовщиком, но со счастливой судьбой. Он был любим сильными мира сего и оставил потомкам великолепные портреты маршала Саксонского, папы Климента XII, императрицы Марии Терезии Австрийской. Изображение последней живо иллюстрирует нестандартный для XVIII века подход автора: королева написана не в окружении атрибутов власти или полной раздумий о судьбе Австрии, на портрете она больше похожа на мать, тревожащуюся за сыновей, и пышущую здоровьем женщину.

Жан Этьен был заядлым путешественником. Он посетил Молдавию и Румынию, не обделил вниманием Италию, Францию, Грецию, некоторое время жил в Турции и привез оттуда любовь к Востоку и многочисленные изображения нежных красавиц на фоне экзотических цветов. Как раз через некоторое время после возвращения художника из Константинополя появляется «Шоколадница» - картина, принесшая Лиотару всемирную славу.

Внимание к деталям

Композиция полотна довольно проста: в полный рост изображена девушка с подносом в руках. Это шоколадница. Автор картины так сумел запечатлеть молодую особу, что кажется, будто она вот-вот пойдет дальше мимо восторженных наблюдателей. Как же создается этот эффект? Все дело в деталях. Складки одежды, элементы чашки, наконец, отражение в стакане с водой — все делает изображение настолько реалистичным, что девушка кажется живой.шоколадница картина

Каждый элемент тщательно проработан. Можно заметить, что передник служанки совсем свежий: даже складки еще не расправились, видимо, его совсем недавно надели. Художник уделил внимание прорисовке и кружева на чепчике, и растительного орнамента на чашечке. В создании иллюзии движения не последнюю роль играет и свободное пространство в направлении, куда идет шоколадница. Картина Лиотара именно этим и подкупает: реалистичностью и простотой, не лишенной нежности.

Свет и цвет

Теплота отношения художника к модели всегда так или иначе считывается зрителем. Здесь она передана при помощи цветовой палитры. Нежные, перетекающие друг в друга розовый, белый, золотистый, серебристо-серый светятся изнутри, как и сама юная шоколадница. Картина написана пастелью, передающей малейшие нюансы оттенков. Подобную технику живописи Лиотар предпочитал прочим и считался настоящим виртуозом пастели.

Автор сумел передать и внутренний свет героини. Она скромна, но в осанке и положении головы читается гордость и сознание собственной красоты. Простая служанка? Обычная шоколадница? Картина позволяет надеяться, что это не так.

шоколадница автор картины

Легенды о все покоряющей любви

Живописец совершенно точно рисовал девушку не из своего воображения. Несмотря на то что главный биограф Лиотара с этим не согласен, молва приписывает романтическое происхождение полотну.

Жан Этьен часто изображал красавиц, к числу которых относится и шоколадница. Автор картины, по одной из версий, был нанят князем Лихтенштейном (или же герцогом Дитрихштайном) для увековечивания образа своей будущей супруги. Девушку предположительно звали Анна или Шарлотта Бальдауф. В разных вариантах легенды она служила у императрицы или в небольшом кафе. Будущий муж заметил ее в тот момент, когда она несла чашку дивного и ароматного напитка королевской особе или же посетителям заведения. Благородный влюбленный, невзирая на протесты родни, сделал Анне предложение. Получив согласие, он обратился к художнику с просьбой запечатлеть любимую такой, какой она предстала перед ним впервые. Правда это или миф, теперь узнать довольно трудно. Однако совершенно точно известно, что последующая судьба картины была полна приключений и определенного романтизма.

Во славу кондитеров и на краю гибели

«Шоколадница» побывала в коллекции немецкого курфюрста и попала в Дрезденскую галерею. Там в конце XIX века ее заметил владелец компании Baker’s Chocolate. Залюбовавшись картиной и вдохновившись легендами, связанными с ней, он принял решение сделать ее логотипом компании. Шоколадницу Лиотара и по сей день можно встретить на упаковках лакомств, произведенных фирмой.

Во время Второй мировой войны ее вместе с другими шедеврами увезли из постоянно подвергающегося бомбардировкам города и спрятали в одной из крепостей. В заминированном подвале ее нашли советские солдаты и спасли от неминуемой гибели, возвратив обратно в галерею.картина шоколадница фото

Картина «Шоколадница», фото и репродукции которой исчисляются уже тысячами, и сегодня находится в Дрездене. Написанная более двух столетий назад, она продолжает завораживать и вдохновлять.

fb.ru

Картина Шоколадница в Дрезденской галерее – пастель на пергаменте

Картина Шоколадница в Дрезденской галерее привлекает своей фотографической точностью, четкостью линий и минимализмом. Швейцарский живописец Жан Этьен Лиотар виртуозно работал в технике пастели и в венский период творчества 1743—1745 гг. создал свою лучшую работу. Венецианские живописцы отзывались о картине, как о вершине мастерства: «самый красивый пастель, что вы могли когда-либо видеть».

Картина Шоколадница

Портрет милой девушки, подающей горячий шоколад, создан на пергаменте – обработанной коже. Картина имеет средние размеры: 82,5 см х 52,5 см. И хотя в галерее Дрездена она расположена в ряду других полотен, неизменно привлекает внимание.

Как Шоколадница Лиотара оказалась в Германии

Замечательное произведение Ж.Э.Лиотара доставил саксонскому курфюрсту Августу III итальянский писатель и искусствовед Франческо Альгаротти.

Граф Альгаротти появился при саксонском дворе в 1742 году. Он провел экспертизу всех художественных произведений, которые составляли королевскую коллекцию, чем завоевал неоспоримый авторитет. Поскольку Август III был активным коллекционером художественных шедевров, в 1743 году по его поручению Альгаротти отправился в Италию, чтобы пополнить собрание достойными новинками от известных художников.

Около четырех лет искусствовед выполнял возложенную на него миссию и доставил в Дрезден 34 картины, среди которых была «Das Schokoladenmädchen» Лиотара.

Об авторе картины Шоколадница

Жан Этьен Лиотар – швейцарский художник. Почему же его лучшая картина «Прекрасная Шоколадница» написана в Вене, и в галерею саксонского курфюрста прибыла из Италии? А причина проста. Лиотар начинал свою творческую деятельность в Женеве, но в 32 года он отправился в длительное путешествие на юго-восток. Сначала это была Италия, Греция и Константинополь.

Потом художник оказался в Вене, где снискал расположение Марии Терезии и работал при дворе австрийской императрицы. Именно там он написал портрет юной особы, держащей поднос с угощением. Когда Лиотар вновь перебрался в Венецию, его интересы пересеклись с графом Альгаротти, который и приобрел картину для дрезденской коллекции.

Кто изображен на картине

До сих пор доподлинно не установлено, кто позировал художнику при создании портрета.

Юная шоколадница

Есть несколько версий, предполагающих, что юная красавица могла служить при венском дворе. Возможно, что проживающий в это время в Вене художник изобразил милую девушку, которую не единожды видел за работой.

Некоторые исследователи склоняются к идее, что моделью Шоколадницы стала дочка венского кучера, работавшая горничной. Но не каждую служанку художники удостаивают портретом… За этим следует романтичная история о том, как служанку Анну увидел принц Дитрихштейн и влюбился в простую девушку. А когда она вышла за него замуж, обратился к Жану Лиотару с просьбой написать тот образ, который покорил принца.

Существует и другая оригинальная версия, по которой все тот же принц увидел очаровавшую его Анну, зайдя в кофейню на чашечку кофе…

Но, кто бы ни был прототипом, пастель удалась автору, и уже более двух столетий зрители любуются его шедевром.

Картинная галерея на карте Дрездена

euro-provodnik.ru

Жан Этьен Лиотар, «Шоколадница»

Швейцарский художник Жан Этьен Лиотар, «Шоколадница» которого является жемчужиной собрания Дрезденской картинной галереи, за свою долгую и счастливую жизнь (1702-1789) создал около 400 работ. «Гольбейн пастели» (так называли Лиотара коллеги, признавая тем самым его безусловный талант) не писал плохих работ, однако шедевром мировой живописи стало именно названное в начале статьи полотно.

лиотар шоколадница

Фотографическая точность изображения

Что значит «Гольбейн пастели»? Работы величайшего немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего славятся портретным сходством и ювелирной выработкой рисунка. Но он писал маслом, а пастель прославил Лиотар. «Шоколадница» - самое известное полотно, выполненное в этой манере. Все картины швейцарского художника отличаются фотографической точностью, мельчайшей выработкой каждой детали. Один из искусствоведов сравнил Лиотара с древнегреческим художником Зевксисом, известным тем, что, желая доказать свое превосходство над мастером реализма Парразием, нарисовал такой виноград, на который тут же слетелись птицы, чтобы склевать его.

художник лиотар шоколадница

Совершенные и хрупкие

Таким же виртуозом был и Лиотар. «Шоколадница» относится, по мнению этого искусствоведа (М. Алпатов), к тем шедеврам, в которых присутствует чудесный обман зрения. Об этом произведении написано очень много, в том числе и потому, что выполнено оно в манере, встречающейся гораздо реже, чем акварель, гравюра, и тем более масляная живопись. Художники прибегали к пастели реже из-за ее хрупкости и подверженности разрушению при мельчайших неосторожных движениях, потому что связующих веществ в исходный материал - пасту (поэтому «пастель») - добавляли крайне мало. Отсюда и не устаревающая свежесть красок на полотнах, выполненных в этой манере (материалы, добавляемые в масляные краски, темнеют). А пастельные произведения осыпаются и разрушаются при транспортировке. Со временем авторы таких картин пришли к выводу, что лучше всего они сохраняются под стеклом, опирающимся на паспарту - картонную окантовку полотна, на котором работа выполнена. В этом случае стекло не прикасается к рисунку. Но эти хрупкие произведения отличаются завораживающим сиянием, бархатистостью и специфической мягкостью.

Свободный, вальяжный, загадочный…

В этой-то манере и писал Лиотар. «Шоколадница» - самое знаменитое и лучшее, по мнению многих специалистов, произведение, выполненное пастелью, хотя сам художник ничем не выделял его из всего созданного ранее. Талантливый и удачливый, он слыл мастером, рисующим царствующих особ и красавиц. Жан Этьен был обеспечен и мог позволить себе заниматься только любимыми делами - рисованием и путешествиями. Лиотар был абсолютно свободен и в жизни, несмотря на наличие пятерых детей, и в творчестве. Он был экстравагантен и загадочен, ему покровительствовали королевские дома Европы.

 ж э лиотар шоколадница

Загадочная модель

По одной из версий, красивая девушка, изображенная на картине, - Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря. Дворянское происхождение позволяло ей быть горничной при дворе императрицы Австрии Марии-Терезии. Там ее красоту и грацию заметил художник. По другой, более романтичной версии, князь Дитрихштейнах, посетив венскую кофейню, был пленен красотой официантки с первого взгляда. Он женился на ней, вопреки воле семьи, а на свадьбу подарил своей Золушке ее портрет в том наряде, в котором увидел Анну впервые. Подарок был царским, поскольку Лиотар был придворным художником, и работы его стоили очень дорого. Существуют и другие версии о позировавшей модели.

Очаровательная простота

Картина пленительна, она завораживает, несмотря на то что сюжет ее более чем прост. После вычурных полотен, скажем, того же Ватто, на которых изображались кокетливые дамы и кавалеры, одинокая фигура девушки, несущей поднос с горячим шоколадом вдоль белой стены, смотрелась неожиданно просто, естественно и чарующе. Полотно размером 82,5 х 52,5 выполнено на пергаменте пастелью, которой в совершенстве владел художник Лиотар. «Шоколадница», написанная в стиле рококо, поражает филигранной точностью предметов - фартук девушка только-только достала из комода, на нем видна малейшая складочка, сама подательница шоколада, кажется, дышит, а шоколад пахнет.

Наглядное пособие по физике

В шоколаднице прелестно все - маленькая ножка, спина прямая, но не напряженная, девушка не измождена худобой, но стройная. Замечательно выписан костюм, чудесно подобраны цвета. И ведь надо учитывать, что фоном служит только белая стена - никакого тебе бюстика или кадки с цветами. Но особый восторг у ценителей живописи с момента появления картины и до наших дней вызывает лакированный китайский поднос в руках у девушки, на котором стоит стакан с водой и чашки с шоколадом. Картина ценна еще и тем, что на ней впервые запечатлен знаменитый мейсенский фарфор, имеющий свою долгую и замечательную историю. Но стакан из богемского стекла, наполненный водой, выписан так, что, по свидетельству специалистов, ярко демонстрирует преломление света на границе двух прозрачных сред (закон Снеллиуса). Это одна из лучших похвал, которую заслужил Ж. Э. Лиотар. «Шоколадница» считается не портретом, а жанровой сценкой.

жан лиотар шоколадница

Старейшая торговая марка США

С момента написания судьба благоволит к этому произведению – оно очень растиражировано и невероятно популярно, в том числе и в наши дни. Этим похвастаться может не любое произведение XVIII века. В чем тут дело? С 1765 года полотно находится в картинной галере Дрездена, а спустя 120 лет ее увидел при посещении знаменитого музея хозяин старейшего американского концерна Bakers Chocolate, который занимался производством этого продукта. Генри Л. Пирс был очарован тем, что нарисовал Жан Лиотар. «Шоколадница» становится фирменным знаком компании. La Belle Chocolatiere («Прекрасная шоколадница») – логотип, утвержденный через два года, вошел в историю как первая и самая старая торговая марка в США и одна из старейших в мире.

Широкий и никем не превзойденный жест СССР

В Советском Союзе эта картина стала особенно популярной, когда в 1955 году Дрезденской галерее волей Н. С. Хрущева возвращались картины, полученные страной в виде военных трофеев.

жан этьен лиотар шоколадница

Большинство отреставрированных лучшими советскими мастерами шедевров перед отправкой выставлялись со 2 мая по 20 августа, и люди со всех концов необъятной страны спешили попрощаться с картинами, среди которых было знаменитое полотно, которое создал Жан Этьен Лиотар, - «Шоколадница».

fb.ru

Жан-Этьен Лиотар Прекрасная шоколадница: Описание произведения

«Прекрасная шоколадница» (фр. – La Belle Chocolatière, нем. – Das Schokoladenmädchen) – портрет аккуратно одетой красавицы, изящно держащей поднос с чашкой горячего шоколада и стаканом воды, – одна из самых известных работ Жан-Этьена Лиотара и жемчужина Галереи старых мастеров в Дрездене. Картину считали шедевром ещё при жизни художника.

Образ был создан между 1743-м и 1745 годами при дворе австрийской императрицы Марии Терезии. В то время швейцарский художник находился в Вене, где писал портреты правительницы и её супруга.

3 февраля 1745 года картину приобрёл у Лиотара в Венеции граф Франческо Альгаротти, который был арт-агентом двух монархов – прусского короля Фридриха II и польского короля Августа III Саксонца. Он писал своему другу, искусствоведу Пьеру-Жану Мариетту: «Я купил картину пастелью около трёх футов высотой, написанную знаменитым Лиотаром. На ней изображена молодая немецкая горничная в профиль, несущая поднос со стаканом воды и чашкой шоколада. Картина почти лишена теней, с бледным фоном и светом, который идёт из двух окон, отражённых в стакане. Она написана полутонами с незаметными переходами света и исполнена в совершенстве… и хотя это европейская картина, она может понравиться китайцам, которые, как вы знаете, являются заклятыми врагами теней. Что касается совершенства работы, то это Гольбейн в пастели».

Картина входит в коллекцию Галереи старых мастеров в Дрездене с 1855 года.

Кто был моделью для «Прекрасной шоколадницы», достоверно не установлено. Вероятнее всего, это одна из незамужних девушек при дворе, поразившая живописца своей красотой. В те дни было принято призывать ко двору юных прелестниц из семей «низшего» дворянства и делать их компаньонками для дам из «высшего» дворянства.

Очень часто утверждается, что Лиотару позировала Анна (Аннель или Наннель) Бальтауф – дочь обедневшего кавалера Мельхиора Бальтауфа, которую, возможно, пригласили ко двору в качестве такой наперсницы. Молодой князь фон Дитрихштейн, якобы, был поражён её красотой, влюбился и женился – приведя в смятение весь высший свет.

Эту легенду поддерживала американская шоколадная компания Walter Baker & Company, которая использовала «Прекрасную шоколадницу» Лиотара в качестве своего логотипа с 1883 года. В небольшом буклете с рецептами 1913 года было написано: «Неясно, было ли обязанностью Анны подавать шоколад или же она была светской красавицей, которая позировала в таком костюме. Но как бы то ни было, своей красотой она так поразила князя Дитрихштейна, что он женился на ней. Этот брак породил множество разговоров в австрийском обществе. Кастовые предрассудки в Вене всегда были очень сильны, а дочь простого дворянина не считалась подходящей партией для придворного…».

Более романтическая версия этой истории гласит, что молодой Дитрихштейн пришёл в венское кафе чтобы попробовать новомодный напиток – горячий шоколад. Там он и встретил Анну Бальтауф, которая обслуживала посетителей. Он мгновенно влюбился в девушку и следующие несколько недель приходил в заведение практически ежедневно. В конце концов, он женился на своей пассии, несмотря на сопротивление высшего дворянства. В качестве свадебного подарка он заказал Лиотару портрет невесты в той одежде, в которой встретил её впервые.

Несмотря на то, что начало истории «Прекрасной шоколадницы» больше похожа на сказку, её продолжение хорошо задокументировано. В 1881 году Генри Пирс – президент Walter Baker, ведущей компании США по производству какао и шоколада – приехал в Европу, чтобы познакомиться с методами производства какао. В дрезденской Королевской галерее он увидел картину Лиотара. Его впечатлил и сам портрет, и его романтическая история – и с тех пор «Прекрасная шоколадница» стала одной из первых зарегистрированных торговых марок в экономической истории. С 1880-х образ Анны Бальтауф был запечатлён и растиражирован на миллионах банок какао и рекламных буклетов.

Примерно в 1900 году «Прекрасная шоколадница» вдохновила художника Яна Мюссе (вероятнее всего, это был он) на создание образа «медсестры» для торговой марки Droste. В описании было сказано, что «иллюстрация указывает на полезный эффект шоколадного молока и неразрывно связана с названием Droste».

Во время Второй мировой войны немцы перевезли оригинальную картину в крепость Кёнигштайн. Хрупкому произведению удалось перенести холод и сырость. Пастель вернулась в Дрезден после того, как нацисты отступили под натиском советских войск.

Автор: Влад Маслов

artchive.ru

Шоколадница (картина) - это... Что такое Шоколадница (картина)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Шоколадница.

«Шоколадница», «Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известная картина швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающая служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.

История

Легенда о создании этой картины такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн (Dietrichstein) зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время.

Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история золушки, была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery»[1]. Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна[2]. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Из письма

«Я купил знаменитого Лиотара пастель.Она исполнена в незаметных детрадацияхсвета и с превосходным рельефом.Переданная природа нисколько неизменена; будучи европейской работой,пастель исполнена в духе китайцев…заклятых врагов тени. Что же касаетсязаконченности работы, то можно сказатьв одном слове: это Гольбейн пастели.На ней изображена в профиль молодаянемецкая девушка-камеристка, котораянесёт поднос со стаканом воды ичашкой шоколада»[3].

Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию, где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти, занимавшемуся наполнением коллекции Августа III, короля Польши, и Фридриха II Прусского[4].

С 1765 года картина находится в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны картина была перевезена нацистами в крепость Кёнигштейн, где была найдена советскими войсками.

Описание

Сюжет произведения прост — девушка, одетая в белый накрахмаленный передник, держит в руках поднос, на котором стоит фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан воды. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый в Европе мейсенский фарфор). Девушка стоит на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Обращение взгляда модели вниз, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку, тем более, что официантка кажется не стоящей (позирующей в неподвижности), а идущей вперёд, подающей на стол. Колорит произведения гармоничен: помимо белого фартука, на модели надета белая косынка, серебристо-серая юбка, а также золотистый корсаж и розовый чепчик. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края подноса.

Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера картины ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, углублённых в свои повседеневные занятия. Уже современниками Лиотара картина воспринималась как шедевр[1].

Реклама фирмы Baker’s Chocolate, 1919 г. В левом нижнем углу — силуэт «Шоколадницы»

В массовой культуре

Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate»[5] приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире[6]. Часто встречается вариант её использования в виде черно-белого силуэта. Ещё одна копия картины находится в доме-музее компании Бейкер, в Дорчестере, штат Массачусетс.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Описание картины Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница»

Описание картины Жана Этьена Лиотара «Шоколадница»

В Дрезденской галерее каждая картина – шедевр, но есть одна, которая пленяет простотой и изысканностью одновременно. Это «Шоколадница» Жан-Этьена Лиотара, написанная в период с 1743 по 1745 года на пергаменте пастелью. Размер картины невелик, однако уже ни одну сотню лет она собирает вокруг себя почитателей, которые любуются прелестным изображением. Что же так привлекает в произведении?

Известно, что натурщицей выступила горничная при австрийском дворе императрицы Анна Бальдауф. Юная красавица пленила молодого принца Дитрихштейна, который женился на ней и заказал Лиотару ее портрет именно в той одежде, в которой увидел возлюбленную впервые.

Работа выполнена пастелью, восковыми мелками на основе натурального растительного воска.  Материал очень пластичен, прекрасно ложится на бумагу, однако, чтобы им работать, необходимо обладать высочайшим мастерством.

Сюжет картины предельно прост. Перед нами в одежде горничной изображена молоденькая служанка, с подносом в руках. Нет лишних отвлекающих элементов, отсутствует какая-либо обстановка. Все внимание сосредоточено на прекрасном образе.

Фигура девушки грациозна: прямая спина, открытая шея, тонкая талия, плавные изгибы рук. Пленяет выразительное лицо: белоснежная кожа, правильный носик, припухлые губки, взгляд открыт и лучист, хотя немного опущен вниз. На голове розовый чепчик с кружевами, характерная для служанки одежда.

Но какое сочетание цветов! Песочно-золотистый корсаж, серебристо-серая юбка и белоснежный фартук прописаны столь изящно, что, кажется, можно услышать их шорох, если девушка оживет и сделает шаг. Поднос в руках без изысков, но зато на нем идеально прописанный стакан с водой и знаменитый мейсенский фарфор, в котором налит шоколад – яство королей.

«Шоколадница» Лиотара стал любимицей публики, она выделяется нежностью, искренностью, тонкими живописными нюансами.

opisanie-kartin.com

ШОКОЛАДНИЦЫ ЛИОТАРА | ARTотека еды

шоколадницы Лиотара 600 х 340
Швейцарский художник Жан Этьен Лиотар (1702 – 1789) вошел в историю живописи прежде всего как выдающийся портретист и мастер пастели. Покинув в 20 лет родную Женеву, Лиотар провел в непрерывных путешествиях в общей сложности 34 года, посетив практически все крупные города  Европы. Ему позировали императоры и кардиналы, европейская знать и придворные красавицы. Недаром его называли “живописцем королей и красивых женщин”.

Жаж­да стран­ствий при­ве­ла его в Кон­стан­ти­но­поль, где он про­жил 5 лет. Восток про­из­вел на худож­ни­ка неиз­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние, что ска­за­лось на его жиз­ни и твор­че­стве. Вер­нув­шись в Евро­пу, Лио­тар по восточ­ной тра­ди­ции про­дол­жал носить длин­ную боро­ду, халат и тюр­бан, за что полу­чил про­зви­ще “турок”. Но экс­цен­трич­ность худож­ни­ка толь­ко при­ба­ви­ла ему попу­ляр­но­сти.

Люби­мой тех­ни­кой живо­пис­ца была пастель. Она поз­во­ля­ла пере­да­вать тон­чай­шие пере­хо­ды цве­та, мяг­кость  све­то­те­ни, мель­чай­шую отдел­ку дета­лей. Бла­го­да­ря ее бар­ха­ти­стой поверх­но­сти и свет­лым тонам знат­ные заказ­чи­цы пред­ста­ва­ли на порт­ре­тах в более иде­а­ли­зи­ро­ван­ном и утон­чен­ном виде.

Лиотар Красавица за чтением 632 х 800 Портрет Марии-Жозефы Саксонской 630 х 800

На ту пору выс­шее обще­ство Евро­пы охва­ти­ла все­об­щая шоко­ла­до­ма­ния. Чашеч­ка горя­че­го напит­ка  ста­ла при­зна­ком респек­та­бель­но­сти,  хоро­ше­го тона и высо­ко­го достат­ка, посколь­ку шоко­лад был очень доро­гим удо­воль­стви­ем. Горя­чий шоко­лад пода­ва­ли со ста­ка­ном воды, что помо­га­ло  смяг­чить насы­щен­ный и терп­кий вкус напит­ка.  Конеч­но же, Лио­тар не мог прой­ти мимо этой поваль­ной моды. На его кар­ти­нах мож­но уви­деть дам, пью­щих горя­чий шоко­лад.

Лиотар Дама, наливающая шоколад 581 х 700 Ж.-Э. Лиотар Завтрак, 1753 546 х 670

 Самым зна­ме­ни­тым полот­ном Лио­та­ра ста­ла кар­ти­на “Шоко­лад­ни­ца”, напи­сан­ная в 1745 году. Худож­ник с блес­ком решил  слож­ную живо­пис­ную зада­чу – изоб­ра­зил фигу­ру в белом фар­ту­ке на фоне белой сте­ны. Бла­го­да­ря  тон­ким пере­хо­дам све­то­те­ни, гар­мо­нич­ным соче­та­ни­ем тонов, точ­но­сти рисун­ка и, нако­нец, обра­зу самой юной кра­са­ви­цы порт­рет заслу­жил сла­ву шедев­ра уже у совре­мен­ни­ков.

Жан Этьен Лиотар Шоколадница 594 х 960

“Шоко­лад­ни­ца”, худож­ник Жан Этьен Лио­тар

Допод­лин­но не извест­но, кто пози­ро­вал худож­ни­ку. Суще­ству­ет несколь­ко вер­сий о лич­но­сти моде­ли. Самую роман­ти­че­скую свя­зы­ва­ют с име­нем  Анны Баль­та­уф. Дочь обед­нев­ше­го дво­ря­ни­на рабо­та­ла офи­ци­ант­кой в одной из вен­ских кон­ди­тер­ских. Здесь ее и уви­дел австрий­ский ари­сто­крат князь Дит­рих­ш­тейн и влю­бил­ся без памя­ти. Пре­одо­лев сопро­тив­ле­ние семьи, князь женил­ся на юной кра­са­ви­це, а порт­рет стал его сва­деб­ным подар­ком неве­сте. Гово­рят, что ново­ис­пе­чен­ная кня­ги­ня при­гла­си­ла сво­их быв­ших подру­жек к себе домой и, неве­ро­ят­но гор­дясь сво­им уди­ви­тель­ным воз­вы­ше­ни­ем, про­из­нес­ла: “Теперь я ста­ла прин­цес­сой, и вы може­те поце­ло­вать мне руку”.

Но ско­рее все­го, на кар­тине изоб­ра­же­на каме­рист­ка импе­ра­три­цы Марии-Тере­зии, кото­рую Лио­тар попро­сил пози­ро­вать для “Шоко­лад­ни­цы”. В обы­ча­ях того вре­ме­ни было брать моло­дых кра­си­вых девиц из мел­ко­по­мест­но­го дво­рян­ства в каче­стве ком­па­ньо­нок для дам выс­шей зна­ти. Вполне воз­мож­но, что одна из таких деву­шек впе­чат­ли­ла худож­ни­ка сво­ей кра­со­той и была изоб­ра­же­на в обра­зе пре­крас­ной шоко­лад­ни­цы  на став­шем зна­ме­ни­тым полотне.

Худож­ник сле­до­вал вели­ко­свет­ской моде,  не толь­ко изоб­ра­жая шоко­лад. Так, впер­вые в евро­пей­ском искус­стве на кар­тине “Шоко­лад­ни­ца” мож­но уви­деть мей­сен­ский фар­фор.  Фар­фо­ро­вая ману­фак­ту­ра в сак­сон­ском горо­де Май­сен была осно­ва­на в 1710 году. Ее изде­лия ста­ли сим­во­лом  изыс­кан­ной рос­ко­ши и без­упреч­но­го сти­ля. Инте­рес­но, что при созда­нии мей­сен­ско­го фар­фо­ра исполь­зу­ют­ся око­ло 10 000 оттен­ков кра­сок, рецеп­ты кото­рых до сих пор хра­нят­ся в глу­бо­кой тайне.

Шоколадница(фрагмент) 650 х 389

На лаки­ро­ван­ном япон­ском под­но­се (так­же мод­ная деталь того вре­ме­ни) рядом с чаш­кой с шоко­ла­дом изоб­ра­жен  ста­кан богем­ско­го стек­ла, в кото­рый нали­та вода. Обра­ти­те вни­ма­ние, как с уди­ви­тель­ной точ­но­стью Лио­тар выпи­сал пре­лом­ле­ние све­та  в воде. Эта кар­ти­на может слу­жить нагляд­ным посо­би­ем для демон­стра­ции зако­на  Снел­ли­уса, опи­сы­ва­ю­ще­го пре­лом­ле­ние све­та  на гра­ни­це двух про­зрач­ных сред!

Вско­ре после напи­са­ния кар­ти­на была при­об­ре­те­на Фран­че­ско Аль­га­рот­ти, кото­рый зани­мал­ся под­бо­ром  живо­пи­си для немец­ких кур­фю­стов. С 1765 года она нахо­дит­ся в собра­нии живо­пи­си Дрез­ден­ской гале­реи. Имен­но там ее уви­дел в 1881 году Ген­ри Л. Пирс, вла­де­лец круп­ной  аме­ри­кан­ской ком­па­нии Baker’s Chocolate — ста­рей­ше­го про­из­во­ди­те­ля шоко­ла­да в Соеди­нен­ных Шта­тах. Пир­су настоль­ко понра­ви­лась кар­ти­на, что он решил сде­лать ее изоб­ра­же­ние фир­мен­ным зна­ком сво­ей ком­па­нии. Копия “Шоко­лад­ни­цы” укра­си­ла его офис в Дор­че­сте­ре, а спу­стя 2 года офи­ци­аль­но был при­нят  лого­тип, полу­чив­ший назва­ние  La Belle Chocolatiere.  До сих пор  силу­эт пре­крас­ной шоко­лад­ни­цы мож­но уви­деть на всех изде­ли­ях Baker’s Chocolate. Он вошел в исто­рию как самый ста­рый лого­тип в США и один из ста­рей­ших в мире.

Baker’s Chocolate 373 х 640  Baker’s Chocolate 530 х 530

“Шоко­лад­ни­ца” ста­ла самой зна­ме­ни­той кар­ти­ной в насле­дии Лио­та­ра, хотя сам худож­ник нико­гда не пре­да­вал осо­бо­го зна­че­ния этой пасте­ли. Свой бога­тый твор­че­ский опыт Жан-Этьен Лио­тар сум­ми­ро­вал в “Трак­та­те о прин­ци­пах и пра­ви­лах живо­пи­си”, издан­ном в 1781 г.

В нем он напи­сал:

“Живо­пись – зер­ка­ло все­го само­го пре­крас­но­го, что пред­ла­га­ет нам Все­лен­ная”

А горя­чий шоко­лад, так высо­ко цени­мый зна­тью в XVIII веке, сей­час лег­ко при­го­то­вить в домаш­них усло­ви­ях. Для его при­го­тов­ле­ния мож­но исполь­зо­вать как чер­ный, так и молоч­ный шоко­лад без аро­ма­ти­за­то­ров  (пори­стий луч­ше не брать). В горя­чий шоко­лад добав­ля­ют пря­но­сти (кар­да­мон, имбирь, ваниль, любые виды пер­ца, кори­цу и др.), слив­ки, моло­ко, воду, а так­же коньяк, ром или ликер.

Горя­чий шоко­лад по-вен­ски

горячий шоколад по-венски 650 х 584Ингре­ди­ен­ты:

Молоч­ный шоко­лад 1 плит­ка (100г)Моло­ко 200млСахар 1 ст. лож­каЖел­ток одно­го яйцаКар­да­мон, чер­ный моло­тый перецВзби­тые слив­ки

Нагрей­те моло­ко нагреть на мед­лен­ном огне, добавь­те сахар и раз­ме­шай­те до его рас­тво­ре­ния. Добавь­те щепот­ку моло­то­го кар­да­мо­на и пер­ца. Поло­жи­те в моло­ко кусоч­ки шоко­ла­да и на мед­лен­ном огне, посто­ян­но поме­ши­вая, дове­ди­те шоко­лад до пол­но­го рас­тво­ре­ния. Сни­ми­те шоко­лад с огня, дай­те немно­го остыть и добавь­те яич­ный жел­ток. Раз­ме­шай­те и на водя­ной бане дове­ди­те до загу­сте­ния. Вылей­те горя­чий шоко­лад в чаш­ку и укрась­те взби­ты­ми слив­ка­ми (мож­но гото­вы­ми) и тер­тым шоко­ла­дом.

Горя­чий шоко­лад с лике­ром Бей­лис

горячий шоколад с ликером Бейлис 650 х 678Ингре­ди­ен­ты: 1 ста­кан моло­ка50г чер­но­го шоко­ла­да2 ст. лож­ки Baileys Irish Cream

Подо­грей­те моло­ко на мед­лен­ном огне. Добавь­те кусоч­ки шоко­ла­да и, актив­но поме­ши­вая, дове­ди­те его до рас­тво­ре­ния. Сни­ми­те с огня, добавь­те ликер, как сле­ду­ет пере­ме­шай­те. Вкус молоч­но­го шоко­ла­да напол­нит­ся нюан­са­ми кара­ме­ли и сли­вок, харак­тер­ны­ми для лике­ра Бей­лис.

Пере­лей­те в чаш­ку, укра­сив взби­ты­ми слив­ка­ми, тер­тым шоко­ла­дом, звез­доч­кой бадья­на. Напи­ток мож­но пода­вать с палоч­кой кори­цы вме­сто ложеч­ки.

Горя­чий шоко­лад с кара­мель­ным соусомКара­мель­ный соус мож­но исполь­зо­вать не толь­ко с горя­чим шоко­ла­дом. Он отлич­но под­хо­дит для раз­лич­ных десер­тов, выпеч­ки, бли­нов, даже про­сто с лом­ти­ком хле­ба. Он име­ет густую кон­си­стен­цию и похож на варе­ную сгу­щен­ку. Кара­мель­ный соус хра­нят в холо­диль­ни­ке 7–10 дней.

карамельный соус 650 х 658  горячий шоколад с карамельным соусом 550 х 774

Для его при­го­тов­ле­ния необ­хо­ди­мо взять 1 ста­кан саха­ра, высы­пать его в неболь­шую емкость, выда­вить несколь­ко капель лимо­на и поста­вить на огонь. Для рав­но­мер­но­го про­гре­ва­ния сахар необ­хо­ди­мо поме­ши­вать. Когда он пол­но­стью рас­пла­вить­ся и потем­не­ет, дай­те ему немно­го поки­петь. Кара­мель долж­на при­об­ре­сти тем­ный янтар­ный цвет, но не пере­ста­рай­тесь – силь­но ува­рен­ная кара­мель будет гор­чить. Пока ува­ри­ва­ет­ся кара­мель, дове­ди­те до кипе­ния 1 ста­кан жир­ных сли­вок 30–33%. Акку­рат­но влей­те слив­ки в кара­мель. Соус силь­но заки­пит и под­ни­мет­ся.  Пере­ме­шай­те кара­мель­ный соус до одно­род­ной мас­сы и про­ва­ри­те око­ло мину­ты. Густо­ту и насы­щен­ность соуса мож­но варьи­ро­вать по соб­ствен­но­му вку­су коли­че­ством сли­вок.

Сам горя­чий шоко­лад гото­вит­ся так же, как ска­за­но в преды­ду­щих рецеп­тах. В 1 ста­кане горя­че­го моло­ка рас­тво­ри­те 100г шоко­ла­да (коли­че­ство шоко­ла­да мож­но менять по соб­ствен­но­му вку­су), пере­лей­те в чаш­ку, укра­сив взби­ты­ми слив­ка­ми и кара­мель­ным соусом. Бон аппе­тит!

Горя­чие напит­ки на осно­ве шоко­ла­да —  вкус­ные, сыт­ные, обжи­га­ю­щие и вдох­нов­ля­ю­щие. К тому же, у всех этих зим­них напит­ков есть бес­спор­ное пре­иму­ще­ство: при их при­го­тов­ле­нии мож­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, варьи­руя про­пор­ции ингре­ди­ен­тов, выби­рая те спе­ции или добав­ки, кото­рые вам душе.

Похо­жие ста­тьи

www.art-eda.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта