Картины Матисса, их названия и описание. Матисс картины
Картины Матисса, их названия и описание
Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Наибольшего успеха в поисках оригинального, своеобразного отражения действительности мастер достиг в период между 1910 и 1917 годами. Картины Матисса этого времени характеризуются яркими локальными цветами и передают праздничное восприятие жизни.
Творческая лаборатория живописца
В самом начале XX века А. Матисс просто копировал классические произведения и даже обычные открытки. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Вместе с ними он создает стиль, именуемый фовизм («дикий»).В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Мы дадим краткую характеристику последнему произведению.
«Натюрморт»
В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. На скатерти лазурного цвета с яркими синими узорами стоят белая ваза с яркими фруктами, большой коричневый кофейник и темно-зеленый графин.Художник с любовью относится к изображению предметов. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру.Какие произведения Матисса находятся в России
Многие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Это отчасти собрание Щукина, отчасти дар секретаря и менеджера художника Лидии Деректорской.Многие из них являются подлинными вершинами, на которые поднялся Матисс. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа.Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве.«Танец»: картина Матисса
Этот знаменитый огромный холст размером 2,6 х 3,9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Когда работа была создана (1910 г.), то С. Щукин поразился смелости художника и не решился выкупить панно. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает.Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, "Русские сезоны" Дягилева и, конечно, фарандола. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Больше ничего нет. Ни одной лишней детали. Все внимание приковано к пластике движений, к изгибам женских фигур, которые подчинены энергичным, буйным звукам музыки.Тела женщин не прорисованы, у них нет даже лиц. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями».
Алжир и творчество художника
Знакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Всего две недели он провел в оазисе Бискра и практически не мог рисовать из-за стоящей жары. Зато он вывез из страны коллекцию керамики и тканей, которые затем служили ему фоном для работы.Яркий свет натуры, яркая декоративная роспись, арабески повлияли на дальнейшее развитие его творчества. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г.), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца.Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина.«Красная комната», Эрмитаж
Плоское пространство комнаты заливает алый цвет. Очертания стола с трудом угадываются. Он является продолжением ковра на стене. Если бы не стоящая на нем посуда и сидящая на стуле женщина, черно-белая одежда которой контрастно выделяется, то было бы трудно найти в комнате стол. Помогает определиться в пространстве также окно. За ним находятся изумрудно-зеленые деревья, покрытые белыми цветами.Работы Матисса узнаваемы. Их не перепутаешь с произведениями других авторов, настолько они необычны, полны жизненной силы и декоративны. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи.www.obovsyom.ru
Эволюция цвета Анри Матисса. Часть 1
«Я нашел в живописи неограниченное поле деятельности, где я смог дать свободу моему беспокойному творчеству»© Анри Матисс, 25 мая 1852 года
Французский художник Анри Матисс (Henri Matisse) вошел в историю как признанный гений мировой живописи, во многом определивший развитие искусства XX века. В поисках своего художественного «я» он успел попробовать силы сразу в нескольких стилях и направлениях, перерос каждое из них и основал собственную школу живописи, получившую название «Фовизм» (франц. fauve — «дикий»).
Однако в отличие от коллег по цеху, сам Матисс не обнаруживал никакой «дикости», а был человеком скромным и умиротворенным. И если другие авангардисты в буквальном смысле слова вершили революцию, стремясь отразить на своих полотнах мятежный дух времени, Матисс искал «покоя и наслаждения», постоянно экспериментируя с красками и переосмысливая значение цвета.
«Я мечтаю об уравновешенном искусстве, полном чистоты и спокойствия, искусстве без суетных и беспокойных сюжетов,… которое могло быть дать отдых уму,… как удобное кресло дает отдых усталому человеку», — говорил Матисс.
Многие до сих пор удивляются, как человеку с таким безмятежным творческим кредо удалось стать одной из ключевых фигур в искусстве XX века. Как ни странно, подобные вопросы начали волновать Матисса далеко не сразу, ведь история великого художника начиналась далеко не с мира живописи.
Юному Анри — сыну преуспевающего торговца зерном — пророчили карьеру юриста, и, будучи послушным сыном, Матисс принялся изучать право в одной из престижных школ Парижа. Окончив учебу, он вернулся в родной город, где вскоре устроился на службу клерком у присяжного поверенного. Казалось, будущее юноши было уже решено, но тут в жизнь его вмешалась судьба, кардинально изменив все планы.
Матисс оказался на операционном столе. Приступ острого аппендицита надолго приковал молодого человека к постели, оставив его без каких-либо развлечений. Желая хоть как-то скрасить «больничные» будни сына, любящая мать подарила ему принадлежности для рисования, открыв перед юным Матиссом новый и неизведанный мир. Занятия живописью настолько увлекли юношу, что, вопреки воле отца, он решил навсегда оставить юриспруденцию и вернулся в столицу, чтобы стать художником.
Первый учитель Матисса, французский художник Гюстав Моро (Gustave Moreau) — символист до мозга костей и признанный мастер игры цвета — любил отправлять учеников в Лувр — копировать работы заслуженных мастеров, оттачивая приемы и техники классической живописи. «О цвете нужно мечтать», — повторял он своим подопечным, и Матисс, как никто другой, проникся этим высказыванием, превратив свою жизнь в поиски идеального способа передачи эмоций посредством цвета.
Уже позже Матисс писал:
«Я воспринимаю экспрессивную сторону цвета чисто интуитивно. Передавая осенний пейзаж, я не стану припоминать, какие оттенки цвета подходят к этому времени года, меня будут вдохновлять только ощущения осени… Я выбираю цвета не по какой-нибудь научной теории, но по чувству, наблюдению и опыту»
Интерес к цвету заметен уже в ранних работах Матисса. Как правило, это попытки молодого художника писать в духе признанных мастеров живописи. Одна из таких работ — натюрморт под названием «Бутылка схидама» (Nature Morte à la Bouteille de Schiedam): классическая композиция, темные и неоднородные оттенки, особое внимание к полутонам выдают сходство с полотнами Шардена. Между тем, богатство черного и серебристого цветов и широта мазков говорят о знакомстве Матисса с творчеством Мане.
За годы учебы Матисс последовательно прошел все этапы эволюции классического искусства, попробовал свои силы в каждом из них. Тем не менее, при всей значимости традиций прошлых эпох в формировании стиля художника, Матисс чувствовал, что все это не для него. Лувр казался ему огромной библиотекой, полной старых книг, что наводят на усталого студента сон и тоску. Матисс же жаждал чего-то нового, необычного, непохожего на то, что было создано до него.
«Мне казалось, что, вступив в Лувр, я потерял ощущение своей эпохи, и что картины, которые я писал под прямым влиянием старых мастеров, не выражают того, что я чувствую», — вспоминал художник.
Одним из важнейших этапов становления Матисса как художника стало его знакомство с работами импрессионистов, в частности с малоизвестным в то время творчеством Винсента ван Гога. Этим Матисс был обязан австралийскому художнику Джону Расселу (John Russell) — своему другу и наставнику, который впервые после Моро заставил Матисса всерьез задуматься о смысле и значении цвета в живописи.
«Расселл был моим учителем, он разъяснил мне теорию цвета», — признавался Матисс.
Импрессионизм и собственные эксперименты с цветовыми контрастами сильно повлияли на первые «самостоятельные» произведения художника. Таковы, к примеру, натюрморты «Посуда и фрукты» (Vaisselle et Fruits), «Фрукты и кофейник» (Fruits et Cafetière). Сюда также относятся и первые пейзажи Матисса — «Булонский лес» (Bois du Boulogne) и «Люксембургский сад» (Jardin du Luxembourg).
Через несколько лет Матисс оставил увлечение импрессионизмом и погрузился в исследования работ его последователей. В этот период у художника появилась семья, но, несмотря на стесненное финансовое положение, он продолжил поиски собственного стиля. Его картины практически не продавались, тем не менее, Матисс не прекращал экспериментов с цветом, анализируя значимость различных оттенков и их сочетаний.
«Очарование, легкость, свежесть — это все мимолетные ощущения… У художников-импрессионистов… тонкие ощущения были близкими друг другу, поэтому их полотна похожи одно на другое. Я предпочитаю, рискуя лишить пейзаж очарования, подчеркнуть в нем характерное и добиться большего постоянства», — писал Матисс спустя много лет.
Свою будущую жену Амели Парейр Матисс встретил на свадьбе друга. Амели была подружкой невесты, и их с Матиссом случайно посадили рядом. Девушка без памяти влюбилась в высокого бородача, бережно засушивая каждый букет фиалок, что он дарил ей при встречах. В тот период Матисса терзали сомнения и он никак не мог решить, стоит ли окончательно посвящать свою жизнь искусству. Амели же стала тем человеком, который поверил в художника, поверил по-настоящему, на долгое время став его верным другом и первой музой. И все же, несмотря на чувства Матисса к девушке, он уже тогда понимал, что никто и ничто не сможет пленить его сердце больше, чем живопись. Набравшись смелости, он признался:
«Мадемуазель, я нежно люблю Вас, но живопись я всегда буду любить больше»
Первая персональная выставка художника прошла без особого успеха, не вызвав должного отклика у критиков. Тогда Матисс решил уехать из столицы на юг Франции в компании пуантилиста Поля Синьяка (Paul Signac). Под впечатлением от его полотен Матисс начал работать в схожей технике точечных мазков, и, спустя некоторое время, из-под кисти вышел первый шедевр под названием «Роскошь, покой и наслаждение» (Luxe, Calme at Volupté).
Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. В отличие от своих коллег, отказавшихся от физического смешения красок в пользу раздельных мазков, Матисс снова сконцентрировался на цвете. Намеренно выбрав яркую гамму — красный, фиолетовый, оранжевый — художник отошел от реалистичной трактовки сюжета. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Однако именно за счет этой противоречивости — сочетания классических и новаторских форм — Матиссу впервые по-настоящему удалось показать зрителю собственное видение реальности.
Картина имела успех и была положительно встречена критиками. Тем не менее, очень скоро Матисс оставил и пуантилизм, поняв, что этот путь тоже не для него.
1905 год стал переломным в творчестве Матисса. После долгих поисков и экспериментов с цветом, художнику удалось максимально воплотить в жизнь свое «чувство природы». Вместе с группой единомышленников он принял участие в Осеннем салоне, представив на выставке две новых работы — «Открытое окно» (La Fenêtre Ouverte) и «Женщина в шляпе» (La Femme au Chapeau).
Картины, написанные с полным пренебрежением ко всем правилам, вызвали много шума, возмутив даже привычных к экзотике парижан. Критики окрестили их «горшком краски, брошенным в лицо общественности», а авторов и вовсе прозвали «фовистами» или «дикарями».
Несмотря на резкую критику и возмущение публики, «Женщина в шляпе» была приобретена известной писательницей и ценительницей искусства Гертрудой Стайн (Gertruda Stein). По рассказам одного из очевидцев, «посетители фыркали, глядя на картину, и даже пытались ее сорвать». Гертруда Стайн не могла понять, почему ей картина кажется совершенно естественной.
Так в живописи появилось новое направление, вошедшее в историю искусства под названием «фовизм». Матисс был признан лидером фовистов, в числе которых были и бывшие однокашники из класса Моро. Отказавшись от традиционных методов изображения предметов и построения картины, эти художники стали писать чистым открытым цветом, упрощая и схематизируя форму. Яркий, порой агрессивный колорит и высокая контрастность легли в основу построения композиции и стали главным приемом «выражения чувств» художников.
«Раздробление цвета привело к раздроблению формы, контура. Результат: вибрирующая поверхность… Я стал писать красочными плоскостями, стараясь достичь гармонии соотношением всех цветовых плоскостей», — вспоминал Матисс полвека спустя.
Эволюция цвета Анри Матисса. Часть 2
artifex.ru
Анри Матисс. Биография и картины. Художники импрессионисты
Анри Матисс (1869 – 1954 г.) Французский художник, лидер фовизма.
Творчество Анри Матисса представило совершенно новую неожиданную трактовку цвета – немыслимые сочетания оттенков и колеров, абсолютно чуждое, будто случайное их соединение на холсте, грубые крупные мазки…и, несмотря на всё это «безобразие» (с точки зрения художественной эстетики прошлых эпох) невероятная гармония законченного полотна с ярко выраженной тональностью, экспрессией и динамизмом. Если бы Матисса не было, его определенно стоило придумать.
Самый «дикий» среди фовистов, смелый, и, пожалуй, самый одарённый, начинал свой творческий путь с совсем другими кумирами, и это были импрессионисты. Поэтому неудивительно, что первые его работы относят к импрессионизму и постимпрессионизму.
Этому молодому адвокату было предначертано прожить совсем другую жизнь, подчинённую серьёзной профессии юриста. Между тем Матиссу было суждено перевернуть историю искусства, став олицетворением фовизма, в самом лучшем понимании этого течения.
Начав свой творческий путь с уроков рисунка, Матисс решительно отверг стезю, насаждаемую его родителями, чтобы придаться не столь обеспеченному, но такому любимому делу – живописи. Затем последовало обучение у разных мастеров, поступление в парижскую Академию художеств, посещение Школы изящных искусств и непрестанный поиск самого себя и своего места на небосклоне изобразительного искусства.
«Импрессионизм – газета души»
Это высказывание принадлежит Матиссу, для которого импрессионизм стал отправной точкой, стартом на пути формирования авторского стиля. Да и как было не увлечься Моне, Мане, Ренуаром и прочей «впечатлительной» братией, которые перевернули с ног на голову все устои живописи, вдохнув в полотна новую жизнь, движение и световоздушную прозрачность. Гонимые, осмеянные, они писали такими красками, какими хотели, и так как хотели, и, в конце концов, стали победителями, создав новое искусство!
Кумирами для Матисса были Ван Гог и особенно Поль Гоген, и действительно, как и в его ранних, так и в зрелых работах, представленных уже на выставке фовистов, ясно читается влияние знаменитого «гаитянина». Однако есть у Матисса и картины, напоминающие нам письмо Ренуара и Мане, такие как «Фрукты и кофейник» (1898) или же «Бель-Иль» (1896).
Не чужд был Матиссу и Сезанн с его характерной драпировкой и грубоватой трактовкой элементов, достаточно взглянуть на «Голубой горшок и лимон» (1899).
Начало 1900-х было ознаменовано для живописца большими переменами – круг его общения постепенно становится всё шире, а сам Матисс с головой погружается в искусство, знакомясь с новыми мастерами, в том числе и весьма одиозными. Таким для него явился Поль Гоген. Этот европеец, привыкший к комфорту и благам, вдруг, увлёкшись примитивным искусством, отправляется во французские колонии на острова, бросив жену и детей, чтобы обогатить своё письмо соответствующими сюжетами. Нестеснённый ничем, далёкий от предрассудков, и свободный от какой бы то ни было критики, Гоген ежемесячно отправляет морем свои работы, которые шокируют публику дикими цветовыми решениями и откровенными экспозициями.
Матисс с восхищением принимает искусство Гогена и перенимает у него и выразительность резких контрастов, и отказ от полутонов, и использование чётких контуров, и упрощение форм. Примерами таких работ могут служить «Натурщик» (1900), «Ваза с фруктами» (1901), «Блюда и фрукты» (1906).
В 1904 году известный меценат и коллекционер Амбруаз Воллар, открывший миру глаза на многих даровитых художников (в том числе и Пикассо), подготовил персональную выставку Анри Матисса, которая имела грандиозный успех.
Эта выставка очень вдохновила Матисса – он обрёл крылья, смелость и теперь с упоением предавался экспериментам с дивизионизмом, пуантилизмом, кубизмом, рисованием цветовыми пятнами, не обращая внимания на негодование публики. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т.д. А импрессионизм останется в его творческой библиографии как вдохновенный мостик, переправа, приведшая талантливого художника в большое искусство.
Экспрессионизм Матисса на сайте expressionists.ru. Описание картины Анри Матисса «Танец»
www.hudojnik-impressionist.ru
Картины Матисса, их названия и описание :: SYL.ru
Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Наибольшего успеха в поисках оригинального, своеобразного отражения действительности мастер достиг в период между 1910 и 1917 годами. Картины Матисса этого времени характеризуются яркими локальными цветами и передают праздничное восприятие жизни.
Творческая лаборатория живописца
В самом начале XX века А. Матисс просто копировал классические произведения и даже обычные открытки. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Вместе с ними он создает стиль, именуемый фовизм («дикий»).
В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Мы дадим краткую характеристику последнему произведению.
«Натюрморт»
В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. На скатерти лазурного цвета с яркими синими узорами стоят белая ваза с яркими фруктами, большой коричневый кофейник и темно-зеленый графин.
Художник с любовью относится к изображению предметов. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру.
Какие произведения Матисса находятся в России
Многие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Это отчасти собрание Щукина, отчасти дар секретаря и менеджера художника Лидии Деректорской.
Многие из них являются подлинными вершинами, на которые поднялся Матисс. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа.
Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве.
«Танец»: картина Матисса
Этот знаменитый огромный холст размером 2,6 х 3,9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Когда работа была создана (1910 г.), то С. Щукин поразился смелости художника и не решился выкупить панно. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает.
Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, "Русские сезоны" Дягилева и, конечно, фарандола. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Больше ничего нет. Ни одной лишней детали. Все внимание приковано к пластике движений, к изгибам женских фигур, которые подчинены энергичным, буйным звукам музыки.
Тела женщин не прорисованы, у них нет даже лиц. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями».
Алжир и творчество художника
Знакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Всего две недели он провел в оазисе Бискра и практически не мог рисовать из-за стоящей жары. Зато он вывез из страны коллекцию керамики и тканей, которые затем служили ему фоном для работы.
Яркий свет натуры, яркая декоративная роспись, арабески повлияли на дальнейшее развитие его творчества. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г.), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца.
Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина.
«Красная комната», Эрмитаж
Плоское пространство комнаты заливает алый цвет. Очертания стола с трудом угадываются. Он является продолжением ковра на стене. Если бы не стоящая на нем посуда и сидящая на стуле женщина, черно-белая одежда которой контрастно выделяется, то было бы трудно найти в комнате стол. Помогает определиться в пространстве также окно. За ним находятся изумрудно-зеленые деревья, покрытые белыми цветами.
Работы Матисса узнаваемы. Их не перепутаешь с произведениями других авторов, настолько они необычны, полны жизненной силы и декоративны. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи.
www.syl.ru
Фовизм Анри Матисса
Анри Матисс был лидером фовизма и одной из ключевых фигур искусства ХХ века. Художник прожил очень долгую жизнь. Он умер в 1954 году. Пикассо, узнав о кончине Матисса, воскликнул: «А как же я теперь буду работать?». Мастер имел ввиду, что его творческий путь был постоянным соперничеством с Матиссом, а со смертью Матисса он как бы терял стержень соперничества.
Рисовать Матисс начал довольно поздно. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Но будущий художник вскоре понял, что юриспруденция — не его дело, и уехал в Париж изучать искусство. Своим учителем он считал Гюства Моро, и, следуя совету учителя, изучал работы старых мастеров и даже копировал их в Лувре.
На этом этапе он пробовал писать «в духе», искал художественную близость с тем или иным направлением в искусстве. В коллекции ГМИИ хранится натюрморт, выполненный «в духе голландцев». В этой работе Матисс заставил стекло бутылки блестеть необыкновенным цветом. Эта ранняя работа весьма похожа по манере исполнения на стиль Эдуарда Мане. (Интересно, что хотя очень многие причисляют Мане к импрессионистам, он таковым не являлся. Специалисты всегда подчеркивают это, говоря: «Эдуард Мане и импрессионисты»).
Вернемся к раннему Матиссу. Тон его картины тёмный и неоднородный, отдельные цвета – серебристо перламутровые. В отличие от Сезанна, Матисс совсем иначе лепит форму и заботится о ней. Он уделяет больше внимания цвету и строит полотно по классическим канонам. Картина была написана в 1896 году, когда художнику было 39 лет.
В самом конце XIX века художник заинтересовался яркими красками, живыми цветовыми комбинациями и смелыми композиционными приёмами. К концу 1900-х годов он выработал новое понимание роли искусства в современном мире. Мастер верил, что задача современной живописи — создавать усталому, духовно истощённому зрителю гармоничное окружение, отвлекать его от забот и беспокойств современного мира и помогать расслабиться. Матисс ценил идеалы единения человека и природы, его привлекали сплав инстинкта и разума, присутствующего в архаичных культурах. Матисс добивался чистоты чувств, характерных для детского рисунка или примитивного искусства.«Статуэтка и вазы на восточном ковре. (Натюрморт венецианской красной)» 1908 В 1908, когда Матисс создал эту картину, в Париже проходила выставка Восточного и мусульманского искусства, которое запрещает изображать лица людей, а также и животных. В исламском искусстве допустимы только орнаменты и каллиграфические надписи. Матисс внимательно изучал восточные искусства и многое из них почерпнул для своего творчества.
В этом натюрморте Матисс отрицает все каноны живописи, использует очень яркие цвета.
Необходимо иметь ввиду, что чувство цвета дается человеку от природы, также, как голос или музыкальный слух. Оно либо есть, либо его нет, воспитать чувство цвета, также как и наработать голос – невозможно. Матисс обладал совершенным чувством цвета. Ему не надо было что-то изобретать, он всё точно знал. И в этом Матиссу можно доверять.
Ковёр на этой картине – реальный. Такой, какой был у Матисса в его доме. Он набросил этот ковёр на камин или комод, или другую мебель. Но мастер не дает здесь глубину пространства в соответствии с математическими законами, а выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Углы комнаты даёт другим цветом. С того момента, когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, как художника. На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок — интенсивных, почти пламенеющих.
Кажется, что предметы на ковре включены в орнамент покрытия, в арабеск, как элемент восточного узора. В эту композицию мастер также включил гипсовую модель своей скульптуры.
В 1910 году он создаёт полотно «Фрукты и бронза». Эта работа была написана для московского коллекционера, почитателя его таланта Сергея Щукина. Здесь, как и на предыдущих работах, светотень, перспектива, отражение отсутствуют. Матисс не использует светотеневую моделировку предметов, он обозначает их цветными пятнами и обводит контуром. Линия и цвет – вот главное в его творчестве. Формы предметов выполнены мазками разного цвета и все это находится на фоне синего ковра.
Испанка с бубном. Эта композиция — одни из самых ошеломляющих фовистских картин. Фигура танцовщицы нарисована очень динамичным цветным контуром и контрастирует с распределением светотени. Это по-новаторски необычно и «по-дикому» экспрессивно. Цвет фона — голубой. Чёрная блуза и красная юбка очень красиво смотрятся на голубом фоне. Это контрастные цвета, которыми художник создаёт глубину пространства .
Анри Матисс и Сергей Щукин. Самым первым «идеальным» покровителем Матисса, человеком, который принял все его идеи, был московский коллекционер Сергей Щукин. Картины Матисса украшали щукинский особняк и составляли единый ансамбль. Щукин безраздельно доверял Матиссу. Он доверил Матиссу оформить свой дом в том стиле, какой художник считает нужным и правильным. Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения. Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания. За весьма короткий период перед революцией 1917 года, Матисс написал целую серию картин для Щукина, которые в настоящее время составляют гордость коллекции музея Изобразительных искусств. Знаменитые панно «Музыка» и «Танец» — последняя работа находится в Зрмитаже — также были выполнены позаказу Щукина для его московского особняка. Щукин весьма щедро заплатил Матиссу. На эти деньги художник смог прожить более 7 лет ни о чём не заботясь. Революция 1917 года всё изменила. Щукин уехал в эмиграцию. Как-то, Сергей Щукин ехал на поезде в Ниццу. Матисс также был пассажиром в этом поезде и узнал, что его патрон едет тем же рейсом. Матисс везде искал Щукина, хотел поприветствовать и поговорить с меценатом, но нигде не смог его найти. Они не встретились, хотя ехали одним поездом. Всё дело было в том, что Матисс искал своего патрона в 1-м классе, а Щукин ехал в третьем.
В экспозиции следующего зала посетителя встеречают цветы, натюрморты – это любимые темы Матисса.
Цветы на медовом фоне. Ваза с пышным букетом цветов стоит на столе. Белая столешница на самом деле – просвечивающий незакрашенный белый холст. Чтобы всё это не сливалось с белой вазой, мастер прорисовывает ее контур. Медово- жёлтый фон полотна, необыкновенно красивый и теплый, охватывает букет цветов.
Сам Матисс отмечал, что современные люди – это усталые люди. В этом безумном мире нужно, используя искусство, его яркость, дать людям возможность отдохнуть. Пусть они отдохнут, глядя на подобные полотна – именно такой была цель Матисса.
Немаловажное значение Матисс придавал гармонии: «Я хочу нести людям отдохновение и радость». В своих картинах художник постоянно претворял свою жизненную программу.
«Корсиканский пейзаж. Оливы». 1898 год. Очень многие работы Матисса, находящиеся в ГМИИ, были подарены Лидией Николаевной Делекторской. В числе ее даров — палитры художника. В собрании ГМИИ немало ярлыков с ее именем — именем секретаря Анри Матисса. И хотя Делекторская могла бы презентовать собрание картин любому другому музею, она предпочитала Пушкинский. Возможно, в этом была заслуга Ирины Александровны Антоновой( директора ГМИИ), которая сумела понравиться Делекторской.
На корсиканском пейзаже – чисто импрессионистические черты. Но у Матисса гораздо плотнее мазок, и краски положены более интенсивно.
Палитры Матисса. Первая похожа на цветы.
Портрет Делекторской тоже хранится в музее, это небольшой набросок, под стеклом. Но черты лица имеют несомненное портретное сходство.
Два достаточно больших полотна в коллекции – это интерьеры мастерской художника, их в музее три, но застать их одновременно на экспозиции практически невозможно. На одном полотне изображён уголок мастерской, на другой – розовая мастерская с кусочком его картины «Танец». Матис во многих полотнах цитирует сам себя.
«Мастерская художника. (Розовая мастерская)». Это одна из матиссовских студий, с так называемым симфоническим интерьером, который воплощает на холсте гармонию цвета и композиции. Матисс включает в эту композицию свои картины на стенах ателье и бронзовую статуэтку.
На этой картине хорошо проследить, как создавалась эта композиция. Художник соединяет разные жанры (натюрморт и интерьер) одним арабесковым орнаментом. Перед ширмой — стул, на котором пустая ваза, без цветов. Затем — ширма, экран, на который брошена одежда. И вот складки на этой одежде кажутся стеблями цветов, они как бы начинаются от вазы и создают имитацию стоящих в ней цветов и в то же время эти складки формируют арабесковый орнамент.
Затем всё это органично перекликается с настоящими цветами и деревьями за окном. И это завершение темы арабеска. На этом полотне очень важную роль играет цвет. Никакой другой художник, кроме Матисса не имел такого чувства цвета. Существует музыкальный термин. О человеке, весьма одарённым музыкально говорят, что у него абсолютный слух. И если применить музыкальный термин к изобразительному искусству, то о Матиссе нужно сказать, что у него был абсолютный глаз. Эта «Розовая студия» была написана, когда Матисс вернулся из России. На деньги, заплаченные ему Щукиным, художник арендовал эту студию, где и написал картину, а студию он впоследствии выкупил.
«Уголок мастерской».
Матисс. «Уголок мастерской»Матисс очень любил синие драпировки. Как новая, цветочная мелодия. И дневной свет передаётся в красках. И в левом верхнем углу полотна видны те же розовые в полоску стены его мастерской, которые изображены в «Розовой мастерской».
«Марокканский Триптих». 1912-1913.
Перед тем, как Матисс приехал в Россию, он планировал посетить Италию, где хотел изучать работы Старых Мастеров. Но, увидев Русское искусство, понял, что он не найдёт ничего специфического в Италии и отправился в Марокко. (Иконы Матисс видел в собрании Остроухова и Благовещенском соборе Московского Кремля.)Этот триптих был заказан Матиссу Иваном Морозовым. И, сравнивая натюрморты, букеты и мастерские Матисса с этим триптихом, кажется, что это совсем другой художник.
Интересно, что рама этой картины была специально заказана и оплачена Морозовым. Весь триптих представляется как три разные времени дня или как философское восприятие Востока. 1 — Утро. И Матисс открывает окно в город. Мы видим собор святого Петра, крепость, двух осликов и араба, верхом на одном из них. Тень всё ещё окутывает город своей свежестью и прохладой. Через раскрытое окно Матисс показывает городской пейзаж, который, в свою очередь, вводится через натюрморт. Окно-натюрморт – городской пейзаж.
2 — День. Жизнь пряного Востока перемещается внутрь террас и всё выглядит как мираж. Девушка, изображенная в центре холста — дочь Зоры, работницы отеля «Вилла де Франс», которая очень часто позировала Матиссу. Некоторое время спустя её стали искать, но она исчезла, растворилась и о ней ничего не известно. Матисс очень любил её писать, неоднократно изображал ее на своих полотнах.
3 — Вечер. В городе нестерпимая жара и все ожидают ночную прохладу и сидящий перед входом араб растворяется, исчезает, как образ и видение. Контуры его фигуры становятся едва различимыми.
Вот это Матисс, который мог сделать всё, что он хотел в области цвета.
«Арумы, ирисы и мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти)» 1913. Картина входила в ансамбль Розовой гостиной в доме С.И.Щукина, для которой Матисс создал несколько работ одного формата, в том числе и «Красные рыбы». Этот букет в нашей экспозиции, написан холодными тонами. «Арумы…» — понимание полотна идёт от восточного иероглифа, по всему фону картины разбросаны завитушки – элементы восточного орнамента. Ваза прикрыта изумрудным листком цветка. До Матисса сочетание зелёного и синего не укладывалось в голове и такое сочетание цветов никогда не использовалось. А Матисс применил его и мы увидели, насколько это красиво и гармонично.
«Красные рыбы». Сочетание ярких, интенсивных цветов создают неподражаемый декоративный эффект. Свобода, и даже размашистость рисунка усиливает впечатление, что картина была написана «за один присест», «на одном дыхании»
Полотно трактуется чем-то средним между натюрмортом и пейзажем. Гениальное всегда очень просто, поэтому очень часто про творчество Матисса дилетанты говорят – «и я так нарисую». Да, нарисовать можно. Но дать такое сочетание цветов, предметов, предложить такую гармонию в полотне – вряд ли это удастся кому-то другому.
В полотне обыгрывается круглая форма. Это крышка стола, донышко аквариума, крышка аквариума, вода в аквариуме. И в эту серо-асфальтную и зелёную гамму художник вплетает красных рыбок, изображение которых удваивается в их отражении на поверхности. Эти рыбки притягивают к себе всё внимание, взгляд идёт по кругу и опять возвращается к ним.
В этом обзоре мы рассказали почти обо всех картинах, которые находятся на экспозиции музея Изобразительных Искусств им. Пушкина в Москве. Надо сказать, что в собрании С.И.Щукина их было значительно больше. Коллекция была поделена между Москвой и Ленинградом (как Санкт-Петербург тогда назвался) и много картин сейчас находятся в собрании Эрмитажа.
Матисс умер в 1954 году в возрасте 84 лет. Пабло Пикассо оценил его роль в современном искусстве коротко и просто: «Матисс всегда был единственным и неповторимым».ФОВИЗМ В ГМИИ им. Пушкина
kraeved1147.ru
Анри Матисс (1869-1954)Анри Матисс является одним из крупнейших представителей французской живописи XX века. Гуманистические идеалы, столь непопулярные в современном обществе, никогда не теряли для него своей ценности. Именно их пытался он утверждать, создавая свои солнечные полотна. «Я хочу,— писал он,— чтобы усталый надорванный, изнуренный человек перед моей живописью вкусил покой и отдых». На своем творческом пути Матисс испытал множество различных влияний. Его имя не раз ставили во главе новейших направлений в искусстве. Но рамки отдельных школ и группировок всегда оказывались слишком тесными для Матисса. В его живописи жила особая будоражащая энергия, он пытался возродить традиции великих эпох в монументально-декоративных росписях, его поиски были обращены к человеку. Матисс родился на севере Франции в городе Лe-Като в семье хлеботорговца. После окончания лицея он год провел на юридическом факультете. Потом, уже работая клерком, начал посещать художественную школу, «а в 1892 году поступил в Парижскую Академию. Первым учителем его был слащавый модный живописец Бугре, затем он перешел в мастерскую Гюстава Моро, где занимался в течение четырех лет. В те годы Матисс преклонялся перед старыми мастерами, после занятий копировал в Лувре картины классиков живописи и сам писал в «музейных тонах». Но скоро наступило разочарование в академическом искусстве. Примерно на десятилетие им полностью завладевает импрессионизм. Тогда-то и начались поиски чистого спектрального цвета, декоративных эффектов, звучности гаммы. Матисс сближается с главой неоимпрессионистов Полем Синьяком, работает в пуантиллистической технике. Его вещи начинают пользоваться успехом. В 1907 году он даже открывает собственную школу, но через три года его стали раздражать пишущие «под Матисса» ученики. Следующий этап в творчестве художника связан с фовизмом. Фовисты («дикие») оперировали сдвинутыми формами, произвольными пропорциями, резкими красочными сочетаниями, утверждая «свободное», не подчиненное натуре творчество. Матисса все это перестало удовлетворять довольно скоро. Вот только тяга «диких» к огромным полотнам, плоскостям стен, заполненным мощным декоративным ритмом, была взята им на вооружение. В 1911 году Матисс побывал в России. Огромное впечатление произвело на него древнерусское искусство. «Русские и не подозревают, какими сокровищами они владеют... художники должны ездить учиться в Россию: Италия в этой области дает меньше», — говорил он. Поиски, впечатления, идеи формировали собственный стиль Матисса, проникнутый глубочайшим чувством жизни, питаемый постоянным восторгом перед прекрасной и вечной (природой. О произведениях Матисса ваш зритель может судить по коллекциям московского Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и ленинградского Эрмитажа. Это, прежде всего, «Семейный портрет» (1908), «Испанка с бубном» (1909), «Красные рыбки» (1911), два живописных панно — «Танец» и «Музыка», ряд вещей, написанных во время поездки в Марокко в 1911—1912 годах («Марокканское кафе», «Зора на террасе», «Вход в Казба в Танжере», «Танжер из окна»). Сам художник называл эти картины «наиболее характерными из всех, которые находятся в музеях». В 1917 году Матисс переезжает в Ниццу, где обосновывается навсегда. В 20-х годах к нему приходит мировая известность. Он пишет в это время преимущественно гедонистические картины, воспевающие радости жизни (цикл «Одалиски»). В 1933 году Матисс приехал в Америку. Здесь для института Варнеса в Филадельфии он исполнил фреску «Танец», на примере которой можно судить о его стремлении к дальнейшему упрощению и синтезу форм. Матисс был блестящим мастером рисунка, меткость, композиционная острота, декоративная игра линий и пятен придают его графическим работам особую прелесть. Он занимался и скульптурой, а в последние годы жизни увлекся цветной аппликацией. Художник прожил долгую жизнь. На его глазах менялся мир, полный борьбы, катастроф, революций. И в этом мире он выбрал сторону баррикады. Матисс принимал участие во многих прогрессивных начинаниях. В годы оккупации фашистами Франции он был связан с движением Сопротивления. После войны стал членом Всемирного Совета мира. Человек и человечность — вот те идеалы, которым художник сохранял верность до конца своих дней. Картины МатиссаКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Анри Матисс: картины и творчество
Бывают в жизни моменты, когда великие живописцы открывают свою карьеру в искусстве совершенно нечаянно, так сказать, по воле судеб. Вот и знаменитый французский художник-фовист Анри Матисс, картины которого производят оригинальное художественное впечатление на многочисленных почитателей его творчества, начал рисовать совершенно случайно. Все произошло после банального приступа аппендицита, который упрятал молодого помощника адвоката Анри на операцию в больницу. А его мать, с детства прививавшая будущему гению живописи художественный вкус, подарила Матиссу коробку красок и кисти, чтобы он не заскучал в палате.
Начало пути
И вскоре Анри уже учится в Париже у художника Моро в Школе искусств. Там он знакомится с метром Синьяком и некоторыми начинающими художниками. А впоследствии Анри Матисс, картины которого, выставленные на Осеннем Салоне вместе с картинами Дерена, Вламинка, Марке, Руо, критики назвали «дикостью», становится одним из основателей нового художественного течения – фовизма (по-французски – это слово означает «дикий»). А поклонникам живописи начинает нравиться творчество художника.
Анри Матисс. Картины
Наверное, одной из наиболее известных картин художника является полотно «Танец». Ее существует две вариации. Первая – в Эрмитаже, вторая – в нью-йоркском Музее искусства. Оба полотна-подлинника нарисовал Анри Матисс. Картины вначале были не поняты и высмеяны критиками. Одна из них была заказана и нарисована для московского дома Щукина в 1910. Характерно, что холст выписан красной, синей, зеленой – всего тремя красками.
Художник Анри Матисс
Картины с названиями «Женщина в зеленой шляпе», «Окно», «Поднятое колено», «Итальянка», «Семейный портрет» и многие другие являются бесценным наследием художника. Так в картине «Красные рыбки» (1911) показан волшебный мир цветов и образов, который мгновенно передается зрителю. Кстати, живописец возвращался к данному образу неоднократно, и существует несколько вариаций работ.
fb.ru