Весь Вермеер: 36 картин знаменитого нидерландского живописца. Вермеер картины
36 картин знаменитого нидерландского живописца
Полотна Яна Вермеера высоко оценили спустя многие годы после смерти мастера. В этом посте вы найдёте все известные картины художника. Большинство из них можно посмотреть и скачать в высоком разрешении.
При жизни Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский) снискал славу живописца и эксперта по искусству в родном Делфте и Гааге. Но умер он в 1675 году в долгах. Жене пришлось отказаться от наследства, чтобы расплатиться с кредиторами, и вскоре о художнике забыли. Но прошли годы, и Вермеер стал в один ряд с самыми знаменитыми мастерами голландской живописи – Рембрандтом и Ван Гогом.
Долгое время искусствоведы искали неизвестные работы Вермеера, владельцы которых не подозревали об их ценности. К примеру, знаменитейшую картину «Девушка с жемчужной серёжкой» в 1881 году приобрели на аукционе в Гааге всего за несколько гульденов. История создания этого притягательного полотна, известного также как «голландская Мона Лиза», легла в основу романа Трейси Шевалье, по которому в 2003 году режиссёр Питер Веббер снял одноимённый фильм.
Для картин Вермеера характерны умиротворённые бытовые сцены, чаще всего он изображал женщин среднего класса и их служанок за работой и на досуге.
Большинство голландских художников оставили сотни картин на рынке, – пишет Метрополитен-музей. – Вермеер же произвёл, пожалуй, около сорока пяти полотен, из которых сегодня известны тридцать шесть.
Много интересной информации о композиции, технике, истории и влиянии этих тридцати шести картин можно найти на англоязычном сайте Essential Vermeer 2.0. Мы же предлагаем насладиться просмотром всех известных шедевров Вермеера, собранных с разных ресурсов. Большинство изображений можно рассмотреть и скачать в высоком разрешении по ссылкам, указанным рядом с названиями картин.
«Девушка с жемчужной серёжкой» (Викисклад)
«Молочница» (Рейксмюсеум)
«Женщина, читающая письмо» (Рейксмюсеум)
«Любовное письмо» (Рейксмюсеум)
«Спящая девушка» (Метроплитен-музей)
«Молодая женщина с кувшином воды» (Метроплитен-музей)
«Женщина с лютней» (Метроплитен-музей)
«Портрет молодой девушки» (Метроплитен-музей)
«Аллегория веры» (Метроплитен-музей)
«Женщина в красной шляпе» (Национальная галерея искусства)
«Девушка с флейтой» (Национальная галерея искусства)
«Дама, пишущая письмо» (Национальная галерея искусства)
«Женщина, держащая весы» (Национальная галерея искусства)
«Гитаристка» (Национальная Галерея/Викисклад)
«Дама, стоящая у вирджиналя» (Национальная галерея)
«Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея)
«Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» (Национальная галерея Ирландии)
«Урок музыки» (Фонд королевской коллекции)
«Бокал вина» (Google Art Project/Викисклад)
«Женщина с жемчужным ожерельем» (Google Art Project/Викисклад)
«Аллегория живописи» Искусство Живопись (Google Art Project/Викисклад)
«Девушка, читающая письмо у открытого окна», (Google Art Project/Викисклад)
«Хозяйка и служанка» (The Frick/Викисклад)
«Прерванный урок музыки», (The Frick/Викисклад)
«Вид Дельфта» (Викисклад)
«Географ» (Викисклад)
«Диана со спутницами» (Викисклад)
«Сводница» (Викисклад)
«Девушка с бокалом вина» (Викисклад)
«Концерт» (Викисклад)
«Астроном» (Викисклад)
«Кружевница» (Викисклад)
«Девушка, сидящая за вирджиналем» (Викисклад)
Смотрите также:
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
Ян Вермеер. Делфтский сфинкс - Дневник живописи
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665 г. Маурицхейс, Гаага
В 2003 году на экраны вышел чудесный фильм “Девушка с жемчужной серёжкой”. Это трогательная история любви служанки (Скарлетт Йоханссон) и голландского художника Яна Вермеера (Кёлин Фёрт).
Сценарист смело добавляет в сюжет события, эмоции, не придерживаясь автобиографических сведений. Почему?
Да потому, что их просто нет!
Яна Вермеера называют «делфтским сфинксом». Так как историю его жизни мы досконально никогда не узнаем. И лишь картины позволяют почерпнуть хоть какие-то сведения.
Что известно о Вермеере
Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми, содержали постоялый двор, занимались продажей картин.
В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.
С Катариной они родили 15 детей. Даже для 17 века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4-6 детей. Так что Вермееры были исключением.
В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.
Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.
Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.
Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666-1667 гг. Музей истории искусств, Вена
Вот и все известные биографические данные о великом художнике.
Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.
Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце 19 века его знаменитая “Девушка с жемчужной серёжкой” была куплена за 2,5 гульдена (в наше время – это около 100 рублей)! Смехотворно мало.
Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более, чем 50х50 см).
Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в 20 веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с Рембрандтом, Гойей, Веласкесом. Почему же?
Что необыкновенного в Вермеере
В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры – зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.
Это называется бытовой жанр. В этом жанре работало немало художников в Голландии 17 века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.
Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Вот например, “Женщина с весами” Вермеера.
Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662-1663 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон
А это “Женщина с весами” другого голландского художника Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.
Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664 г. Старая национальная галерея, Берлин
В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.
У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхестественным правдоподобием.
Свет падает неравномерно. Из небольшого окна у потолка. Расставляя тонкие акценты. Насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать “бытовым” жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…
Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.
Герард Терборх. Письмо. 1660-1662 гг. Королевская коллекция, Лондон
Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.
А вот для сравнения “Девушка с письмом” Вермеера.
Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657 г. Галерея старых мастеров, Дрезден
И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.
Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний. И в отражении оконного стекла перед нами уже не молодая девица, а серая старуха.
Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.
Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657 г. Галерея старых мастеров, Дрезден
Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно. Разбиваясь на мелкие мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…
Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Возможно, он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.
Он не боялся использовать яркие краски. Порой применяя чистейший ультрамарин и краплак. Став примером в смелости цветовых решений для многих художников 19-20 веков.
Взять хотя бы его знаменитую “Молочницу”.
Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660 гг. Государственный музей, Амстердам
Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.
А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.
Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.
Девушка с жемчужной серёжкой
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665 г. Маурицхейс, Гаага
Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера. “Девушке с жемчужной серёжкой”.
Вермеер написал обыкновенную для тех времён “трони”. Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.
Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.
Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.
Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665 г. Художественно-исторический музей в Женеве
То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника. Который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера – это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.
Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того, чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.
В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.
Но учитывая нравы голландского общества 17 века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.
В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии. Которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.
Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.
Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая – непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.
Но Вермеер очевидно девочку любил. Не приукрасив ее, но и написав с особой нежностью. Подчеркнув озорство в ее глазах.
Вермеер обыкновенный. Камера-обскура
Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.
Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.
Особенно это заметно на картине “Девушка, пишущая письмо”. Ее лицо как будто покрыто дымкой. Скорее всего, оно просто не попало в фокус.
Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665 г. Национальная галерея Вашингтона
В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.
Пользуясь камерой-обскурой, теми же зеркалами и красками, что и Вермеер, он создал копию картины мастера, “Урок музыки”.
Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.
Тим Дженисон. Урок музыки. 2007 г.
После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95%, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое – тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А саму картину он писал 100 дней практически круглосуточно.
И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.
Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665 гг. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон
На мой взгляд, удалось. Но это не умоляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие художники. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника из 15 века Яна Ван Эйка.
Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434 г. Лондонская национальная галерея
Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.
Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной его картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.
О том, у кого Вермеер учился, читайте в статье «Щегол» Фабрициуса. Картина забытого гения».
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
Ян Вермер Делфтский (1632—1675)
Выдающийся голландский живописец, (настоящее имя - Иоаннес Вермеер ван Делфт) непревзойденный мастер камерного бытового жанра и пейзажей, впервые прuменивший метод живой вибрации света и воздуха.
Старшина гильдии живописцев Св. Луки (1662-1671 гг.).Небольшой голландский городок Делфт. ХVII век.Тихие улочки, вымощенные кирпичом, заботливо вымытые тротуары, ухоженнные дома, цеховые здания, соборы, узкие каналы вровень с мостовой и цветущие в них кувшинки.Но это не спящий, заколдованный город. Здесь производится знаменитый делфтский фаянс и прекрасные ковры, процветают ремесла и купечество. А для души горожане разводят певчих птиц, цветы, особенно заокеанские тюльпаны, и коллекционируют картины, благо цех Св. Луки их создает множество. Размеренная бюргерская жизнь течет упорядочен но и спокойно. Никаких загадок ... Хотя есть одна - «Делфтский сфинкс» Ян Вермер Делфтский, художник, своим творчеством проославивший родной город.'
Правда, оценили его искусство только в середине XIX в., когда французский критик Т. Торе-Бюрже «застыл» в гаагском музее, ошеломленный мерцающим голубоватым светом, исходившим от небольшого пейзажа «Вид Делфта». Покоренный картиной парижанин поставил перед собой непростую задачу - разыскать другие шедевры неизвестного мастера и увлек этой идеей таких ценителей искусства, как Т. Готье, братья Гонкур, М. Дюкан.
Многолетние поиски принесли странный результат: картин оказалось всего тридцать пять.
Шедеврами Вермера гордятся лучшие коллекции мировой живописи. А вот об их авторе, жившем в центре Европы, сведений до обидного мало.
О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом изАнтверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.
Образование
О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.
Семья и работа
20 апреля 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.
В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.
Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму Iза 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.
В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.
Последние годы жизни
К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.
В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря 1675 г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.
Художественный стиль
Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городскихпейзажей. Практически отсутствуют (несмотря на широкое распространение в то время) сюжеты на религиозные темы.
По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы
Картины Яна Вермеера
«Сводница» (1656). Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет.
«Девушка с жемчужной сережкой». 1665. 44,5 × 39 см. Холст, масло.
«Молодая женщина с кувшином воды» 1662. 45,7 × 40,6 см. Холст, масло.
«Молочница» 1658. 45,5 × 41 см. Холст, масло.
«Аллегория Католической Веры». 1670/1672. 114,3 × 88,9 см. Холст, масло.
«Аллегория живописи» 1665/1666. 120 × 100 см. Холст, масло.
«Христос в доме Марфы и Марии» 1654/1656. 158,5 × 141,5 см. Холст, масло.
«Концерт» 1663/1666. 72,5 × 64,7 см. Холст, масло.
«Диана со спутницами» 1653/1654. 97,8 × 104,6 см. Холст, масло.
«Прерванный урок музыки» 1658/1659. 39,37 × 44,45 см. Холст, масло.
«Девушка, читающая письмо у открытого окна» 1657/1659. 83 × 64,5 см. Холст, масло.
«Женщина в красной шляпе» 1665/1666. 23,2 × 18,1 см. Холст, масло.
«Девушка с бокалом вина» 1659/1660. 78 × 67 см. Холст, масло.
«Гитаристка» 1670/1672. 53 × 46,3 см. Холст, масло.
«Женщина с лютней» 1662/1663. 51,4 × 45,7 см. Холст, масло.
«Уличка» 1658. 54,3 × 44 см. Холст, масло.
«Женщина, держащая весы» 1664. 42,5 × 38 см. Холст, масло.
«Спящая девушка» 1656/1657. 87,6 × 76,5 см. Холст, масло.
«Дама, сидящая за вирджиналем» 1670/1672. 51,5 × 45,5 см. Холст, масло.
«Вид Дельфта» 1660/1661. 96,5 × 115,7 см. Холст, масло.
«Астроном» 1668. 55,1 × 45,5 см. Холст, масло.
«Офицер и смеющаяся девушка» | 1657 |
«Бокал вина» | 1658/1660 |
«Женщина, читающая письмо» | 1662/1663 |
«Женщина с жемчужным ожерельем» | 1662/1665 |
«Пишущая женщина» | 1665 |
«Хозяйка и служанка» | 1666/1667 |
Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» | 1670 |
"Святая Пракседа" 1655
art.mirtesen.ru
картины. Нидерландский художник-живописец Ян Вермеер
Художник Ян Вермеер является одним из знаменитых художников так называемого Золотого века голландского изобразительного искусства. Он считается непревзойденным мастером жанрового портрета и бытовой живописи. Его имя стоит наравне с Франсом Халсом и Рембрандтом. Поскольку местом рождения и смерти художника является один городок неподалеку от Гааги, в русской традиции искусствоведения его называют Ян Вермеер Дельфтский. В данной статье мы рассмотрим жизненный и творческий путь живописца.
Детство и юность
Точной даты рождения художника мы не знаем. Но крещен он был в последний день октября 1632 года в одной из приходских церквей Делфта. Вопреки всем представлениям о многодетных семьях того времени, отец Яна Вермеера имел, кроме сына, лишь дочь. Ей было на момент рождения брата двенадцать лет. О матери мастера, Дигне Балтес, нам почти ничего не известно. Янсон Рейнеер переехал из Антверпена в Амстердам в 1611 году и занимался ткачеством по шелку. Уже женившись, он мигрировал в Делфт и купил там постоялый двор. Мы не знаем причины, но он почему-то изменил фамилию и имя. Хозяин гостиницы «Мехелен» теперь звался Рейнер ван Вос. Он не забросил ткачество и записался в Гильдию Святого Луки – цех, который объединял всех работников искусства. В этот «профсоюз» на двадцать первом году жизни вступил и Вермеер Ян, картины которого через несколько лет потрясли мир.
Образование
Ясно одно: сын не пошел по стопам отца и не учился ткачеству по шелку. У кого же он брал уроки рисования? Ведь для того, чтобы стать членом гильдии Святого Луки, необходимо было заслужить титул мастера. А этому, в свою очередь, предшествовали как минимум шесть лет учебы и пребывания в статусе подмастерья. Запись о том, что Ян Вермеер Дельфтский стал членом гильдии, относится к концу декабря 1653 года. Значит, определился с профессией и начал обучение подросток на пятнадцатом году жизни. Кто был его учителем? Большинство искусствоведов сходятся во мнении, что им мог быть либо Леонарт Брамер, либо Герард тер Борх. Существует также версия, не нашедшая документальных подтверждений, что делать первые шаги в изобразительном искусстве Яну Вермееру помогал Карел Фабрициус, бывший ученик Рембранта. Безусловное влияние на молодого художника оказал Питер де Хоох. Вермеер наследовал его стиль жанровой живописи в своих полотнах. Но Хоох не мог быть учителем молодого гения, поскольку жил в Делфте лишь с 1652 года.
Личная жизнь
Еще будучи претендентом на должность свободного мастера в гильдии Святого Луки, Ян Вермеер женился. Его избранницей стала Катарина Болнес, дочь преуспевающего предпринимателя, владеющего фабрикой по обжигу кирпича недалеко от Делфта. На пути к браку влюбленных ждали препятствия, но отнюдь не материального характера. Дело в том, что Ян Вермеер был из протестантской семьи, а его невеста – из католической. Мать девушки, Мария Болнес, поначалу наотрез отказала претенденту на руку ее дочери. Понадобилось заступничество Брамера, тоже католика, чтобы сердце будущей тёщи смягчилось. Свадьба состоялась 20 апреля 1653 года. По договору, молодожены переехали в дом невесты. Но художник продолжал поддерживать свою мать, которая управляла гостиницей. У Яна Вермеера и Катарины Болнес родилось пятнадцать детей, но только одиннадцать пережило младенческий возраст. Художники того времени часто изображали на своих полотнах жен или возлюбленных. Не остался в стороне от этой тенденции и Вермеер Ян. Картины художника иногда изображают Катарину. Например, мы можем увидеть ее, беременную, на полотне «Женщина с весами».
Карьерный рост
Семья художника не была бедной. Первоначально прокормить многочисленное семейство помогала гостиница «Мехелен», располагавшаяся на главной рыночной площади Делфта. Художники Нидерландов обычно не бедствовали. Картины и предметы прикладного искусства были очень востребованы в голландском обществе. Мастера меньшего таланта сколачивали себе огромные состояния, рисуя по несколько полотен в месяц. Но Ян Вермеер не любил спешить. Он писал две картины в течение года. Такая медлительность ужасно раздражала его тещу, но не меценатов. Они готовы были платить за его полотна большие деньги. Главными почитателями творчества мастера были Хендрик ван Буйтен и Якоб Диссиус, пекарь и издатель Делфта. О том, что живопись Яна Вермеера ценилась современниками, свидетельствует тот факт, что художник дважды избирался деканом гильдии Святого Луки (в 1662-1663, а также 1670-1671 годах).
Последние годы жизни
Мастер жанровой живописи ценился и как искусствовед. С этим связана единственная в жизни Вермеера поездка за город. Он бы никогда не покидал Делфта, если бы Фридриху Вильгельму I, курфюрсту Бранденбуржскому, не предложили купить коллекцию римских и венецианских картин. Вот и поехал художник в качестве эксперта в Гаагу проверять подлинность полотен. Сохранился нотариальный акт, в котором указывается, что мастера Йорданс Якоб и Вермеер Ян картины сочли не подлинными и стоящими десятую часть от запрашиваемой цены. При таком фаворе художник окончил свои дни почти в нищете. В 1672 году началась голландско-французская война, которая продолжалась семь лет. Торговля предметами искусства замерла. Вермеер вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить многочисленное семейство. В 1675 году художник заболел и скоропостижно скончался. Все его наследство отошло кредиторам.
Вермеер Ян: творчество раннего периода
Молодой мастер долгое время находился под впечатлением итальянского барокко. Его ранние полотна отмечает монументальность и возвышенность образов. Художник обращается к религиозной тематике («Христос у Марии и ее сестры Марфы»). Свое влияние оказывает и голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох. Его стиль нашел продолжение и развитие в полотнах Вермеера. Самой значимой картиной данного периода можно назвать крупнофигурное полотно «У сводни». Есть мнение, что персонаж справа – автопортрет художника. Композиция полотна «У сводни» яркая, полная юного задора и чувственности. Тональный колорит смело сочетается со звучными пятнами чистого цвета. С конца 1650-х художник меняет манеру изображения. Он пишет небольшие полотна с одним или несколькими персонажами и уделяет внимание не столько сюжету, сколько общему настрою, атмосфере сцены. Вместе с тем он тщательно выписывает детали, продумывает освещение, которое преображает интерьер маленькой городской комнаты. Типичными для этого периода картинами являются «Девушка с письмом», «Молочница», «Кружевница».
Ян Вермеер: «Девушка с жемчужной сережкой»
Это самое известное полотно художника. Оно принадлежит Гаагскому музею, но его практически никогда нельзя застать на месте – так часто оно гастролирует по миру. А изображенную на картине девушку часто называют «Северной Моной Лизой». Мастер в этом полотне достиг пика своего гения. Молодая девушка – словно олицетворение нежной женственности. Все полотно проникнуто бесконечным лиризмом. Разворот головки с беззащитным взглядом, жемчужно-голубые цвета косынки на темном фоне как бы светятся. Кого же изобразил на картине Ян Вермеер? Девушка с жемчужной сережкой... Это могла быть Мария – старшая дочь художника. Но, как уверяют оппоненты этой точки зрения, первенец в семье появился в 1653 году. Следовательно, на момент написания картины (1665) Марии было всего двенадцать. Как бы ни была юна девушка на картине, она все же явно старше дочери художника.
Поздние полотна
Под конец 60-х годов семнадцатого века художник немного изменил свою манеру. Теперь у него появляются две излюбленные темы. Это кавалеры и дамы, которые ведут галантные беседы, смакуют вино либо музицируют в богато убранных комнатах. В качестве примера можно привести «Любовное письмо» и «Молодую женщину с гитарой». А вторая тема – люди, увлеченные своим трудом. Пытливый разум человека изображен в полотнах «Астроном», «Географ», «В мастерской художника». Труд и занятия женщин – еще одна тема, к которой обращается под конец своей короткой жизни Вермеер Ян. Картины «Кружевница», «Дама у спинета», «Женщина в голубом, читающая письмо» и «Девушка, примеряющая колье» - яркие образчики этого периода творчества художника.
fb.ru
Все известные картины Яна Вермеера
Полотна Яна Вермеера высоко оценили спустя многие годы после смерти мастера. В этом посте вы найдёте все известные картины художника. Большинство из них можно скачать в высоком разрешении.
При жизни Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский) снискал славу живописца и эксперта по искусству в родном Делфте и Гааге. Но умер он в 1675 году в долгах. Жене пришлось отказаться от наследства, чтобы расплатиться с кредиторами, и вскоре о художнике забыли. Но прошли годы, и Вермеер стал в один ряд с самыми знаменитыми мастерами голландской живописи – Рембрандтом и Ван Гогом.
Долгое время искусствоведы искали неизвестные работы Вермеера, владельцы которых не подозревали об их ценности. К примеру, знаменитейшую картину «Девушка с жемчужной серёжкой» в 1881 году приобрели на аукционе в Гааге всего за несколько гульденов. История создания этого притягательного полотна, известного также как «голландская Мона Лиза», легла в основу романа Трейси Шевалье, по которому в 2003 году режиссёр Питер Веббер снял одноимённый фильм.
Для картин Вермеера характерны умиротворённые бытовые сцены, чаще всего он изображал женщин среднего класса и их служанок за работой и на досуге.
Большинство голландских художников оставили сотни картин на рынке, – пишет Метрополитен-музей. – Вермеер же произвёл, пожалуй, около сорока пяти полотен, из которых сегодня известны тридцать шесть.
Много интересной информации о композиции, технике, истории и влиянии этих тридцати шести картин можно найти на англоязычном сайте Essential Vermeer 2.0.
Мы же предлагаем насладиться просмотром всех известных шедевров Вермеера, собранных с разных ресурсов. Большинство изображений можно рассмотреть и скачать в высоком разрешении по ссылкам, указанным рядом с названиями картин.
«Девушка с жемчужной серёжкой» (Викисклад)
«Маленькая улица» (Рейксмюсеум)
«Молочница» (Рейксмюсеум)
«Женщина, читающая письмо» (Рейксмюсеум)
«Любовное письмо» (Рейксмюсеум)
«Спящая девушка» (Метроплитен-музей)
«Молодая женщина с кувшином воды» (Метроплитен-музей)
«Женщина с лютней» (Метроплитен-музей)
«Портрет молодой девушки» (Метроплитен-музей)
«Аллегория веры» (Метроплитен-музей)
«Женщина в красной шляпе» (Национальная галерея искусства)
«Девушка с флейтой» (Национальная галерея искусства)
«Дама, пишущая письмо» (Национальная галерея искусства)
«Женщина, держащая весы» (Национальная галерея искусства)
«Гитаристка» (Национальная Галерея/Викисклад)
«Дама, сидящая за вирджиналем» (Национальная галерея)
«Дама, стоящая у вирджиналя» (Национальная галерея)
«Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея)
«Дама, пишущая письмо, со своей служанкой» (Национальная галерея Ирландии)
«Урок музыки» (Фонд королевской коллекции)
«Бокал вина» (Google Art Project/Викисклад)
«Женщина с жемчужным ожерельем» (Google Art Project/Викисклад)
«Офицер и смеющаяся девушка» (Google Art Project/Викисклад)
«Аллегория живописи» Искусство Живопись (Google Art Project/Викисклад)
«Девушка, читающая письмо у открытого окна», (Google Art Project/Викисклад)
«Хозяйка и служанка» (The Frick/Викисклад)
«Прерванный урок музыки», (The Frick/Викисклад)
«Вид Дельфта» (Викисклад)
«Географ» (Викисклад)
«Диана со спутницами» (Викисклад)
«Сводница» (Викисклад)
«Девушка с бокалом вина» (Викисклад)
«Концерт» (Викисклад)
«Астроном» (Викисклад)
«Кружевница» (Викисклад)
«Девушка, сидящая за вирджиналем» (Викисклад)
Смотрите также: «Рука Вермеера». Дело величайшего фальсификатора ХХ века
Из: cameralabswww.izbrannoe.com
Вермеер Ян Делфтский Картины биография Jan Vermeer van Delft
Вермеер Делфтский (Jan Vermeer van Delft) Ян (1632–1675), голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Дата рождения художника неизвестна, однако по сохранившейся записи о его крещении в Новой церкви Делфта (крещен 31 октября 1632) можно предположить, что будущий великий нидерландский художник родился в конце октября. Работал Вермеер в Делфте, как художник, вероятно, сложился под влиянием трагически погибшего при взрыве порохового склада талантливого мастера Карела Фабрициуса.
Существует версия, что молодой Вермеер мог обучаться у «итальяниста» Леонарта Бреймера, с которым его семья поддерживала достаточно близкие отношения. Достоверно известно, что 29 декабря 1653 года начинающего художника приняли свободным мастером в делфтскую гильдию Святого Луки, объединявшую живописцев всех жанров, мастеров стекольных и фаянсовых дел, ювелиров и торговцев картинами. Ранние картины Вермеера отмечены тягой к монументальности и возвышенности образов, и, кроме того, свидетельствуют о влиянии итальянского барокко (картины “Христос у Марфы и Марии”, Национальная галерея, Эдинбург; «Диана и нимфы», Маурицхейс, Гаага, 1653-1655).
В крупнофигурном полотне “У сводни”, ярко жизненной композиции, полной молодого задора и полнокровной чувственности, элементы тонального колорита смело сочетаются с крупными звучными пятнами чистого цвета. Безусловно сильное влияние на творчество Вермеера оказало искусство голландского мастера жанровой живописи Питера де Хооха, проживавшего в Делфте с 1652 по 1662 годы.
Стиль этого живописца в дальнейшем нашел развитие в картинах Вермеера. 20 апреля 1653 года Ян Вермеер женился на Катарине Болнес, дочери преуспевающего владельца кирпичной фабрики в окрестностях города Делфта. Кальвинистское вероисповедание художника первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес, однако впоследствии взаимоотношения значительно улучшились. Нет достоверных сведений, что Вермеер стал католиком, приняв вероисповедание своей жены Катарины, но известно, что своих детей художник воспитывал в религии их матери. Со второй половины 1650-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в залитом серебристым светом интерьере городского дома (“Девушка с письмом”, Картинная галерея, Дрезден; “Служанка с кувшином молока”, Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько сюжетно обоснованному действию, сколько общему лирическому настрою сцены, душевному состоянию персонажей. Тщательная, любовная выписанность деталей воссоздающая фактурное богатство предметного мира, тонкое использование естественного освещения, как бы преображающего интерьер, раскрывают поэзию повседневного домашнего бытия, органическое единство человека и окружающей его среды.
К лучшим картинам этого жанрового плана принадлежат “Дама и два кавалера” (Музей Антона Ульриха, Брауншвейг), “Офицер и веселая девушка” (Собрание Фрик, Нью-Йорк), “Девушка, примеряющая ожерелье” (Картинная галерея, Берлин-Далем), “Дама в голубом, читающая письмо” (Рейксмузеум, Амстердам), “Девушка с кувшином воды” (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Даже, казалось бы, чисто бытовой, совсем не галантный жанр (“Молочница”, Рейксмузеум, Амстердам; “Кружевница”, Музей Лувр) полон в полотнах Вермеера обаяния несказанной тайны, достигающей особой, аллегорической сложности в картине «Искусство живописи» (также «Мастерская художника» или «Аллегория живописи», Музей истории искусства, Вена).
Классическая ясность, естественность и живая выразительность композиции, легкая вибрация света и воздуха, светонасыщенность звучного цвета, богатая игра оттенков и скользящих рефлексов, красочность бликов одухотворяют мир людей и предметов, сообщают им внутреннюю значительность. В конце 1650-х годов Вермеер создал два шедевра пейзажной живописи: лирически проникновенную, тонкую по исполнению картину “Улочка” (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками “Вид города Делфта” (Маурицхёйс, Гаага). В 1660-е годы творчество Вермеера становится более созерцательным и изысканным, живопись – более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-желтых и голубовато-синих тонов (“Девушка с жемчужной сережкой”, Маурицхейс, Гаага).
В 1662-1663 и 1670-1671 годах Ян Вермеер занимал должность декана гильдии Святого Луки в Делфте и успешно руководил ее деятельностью. Должность декана гильдии живописцев и прочих мастеров, связанных с искусством, считалась очень почетной и это свидетельствует об авторитете Яна Вермеера в Делфте, как художника и знатока искусств. За полотна Яна Вермеера еще при жизни художника предлагали достаточно крупные суммы, хотя в основном делфтский живописец писал картины для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями Вермеера и почитателями его искусства были владелец типографской мастерской Якоб Диссиус, пекарь Хендрик ван Бейтен и богатый бюргер Питер ван Рюйвен.
В конце 1660-х годов художник стал часто изображать богато обставленные комнаты, в которых дамы и кавалеры музицируют, ведут галантные беседы (“Любовное письмо”, Рейксмузеум, Амстердам, и другие картины). Особым обаянием обладают созданные в этот период образы людей труда, искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества (“Кружевница” и “Астроном”, обе картины в музее Лувра, Париж; “Географ”, Штеделевский художественный институт, Франкфурт). Многие из жанровых сцен Вермеера суть обобщенные жанровые портреты. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственности как таковой, воплощениями души, как бы тоскующей на темном, ночном фоне в “Девушке с жемчужиной”, либо, напротив, пытливого разума — в поздних картинах “Географ” и “Астроном”.
Прерванный урок музыки,собрание Генри Фрика, 1671-1672В последние годы жизни Вермеера его финансовое положение сильно ухудшилось в связи с начавшейся в 1672 году франко-голландской войной. Спрос на картины резко упал, живописец вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить одиннадцать детей и других членов семьи. Тяжелое материальное положение, вероятно, ускорило приближение смерти. Неизвестно, что произошло, острое заболевание, или неизбежная депрессия в связи с постоянными финансовыми проблемами, которая подтачивала здоровье художника последние несколько лет, но похоронили Вермеера 15 декабря 1675 года в семейном склепе в Делфте. Ярко индивидуальное искусство Вермеера после его смерти не было оценено современниками и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в XIX веке, благодаря деятельности художественного критика и историка искусства Этьена Теофиля Торе, который «открыл» Вермеера для широкой публики в 1866 году.Творчество Яна Вермера Дельфтского →
При подготовке описаний ряда картин художника (“Астроном”, “Географ” и некоторых других) использована часть текстовых материалов сайта Ирины Епифановой, посвященного жизни и творчеству Яна Вермеера Делфтского на narod.ru. Выражаем автору сайта Ирине Епифановой свою благодарность.
Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.
smallbay.ru
Картины Яна Вермеера Дельфтского с названиями, творчество (живопись) голландского художника
Ян Вермеер Дельфтский (Jan Vermeer van Delft или Johannes Vermeer van Delft; 31 октября 1632, Дельфт — 15 декабря 1675, Дельфт) — культовый нидерландский художник-жанрист и портретист. Один из величайших мастеров живописи Золотого века Голландии.Особенности творчества Яна Вермеера. Репутация «сфинкса из Дельфта» опирается на относительно небольшое количество картин. Темы для большинства своих работ он брал из повседневной жизни: молодая женщина, поглощённая чтением письма в освещённой солнцем комнате; девушка в красной шляпе с выражением ожидания на лице; черепичные крыши и церковные шпили Дельфта под бескрайним небом. Во всём этом художник обнаруживал вечные ценности и эмоции, трансформируя реальность и размышляя о вечных аспектах состояния человека. В некоторых его произведениях есть символические элементы с явными аллегорическими коннотациями. Тщательно выстроенные и наполненные смыслом, картины Вермеера интригуют и очаровывают зрителей на протяжении веков.
Известные картины Яна Вермеера: «Девушка с жемчужной серёжкой», «Молочница», «Женщина, держащая весы», «Урок музыки», «Мастерская художника (Аллегория живописи)», «Вид Дельфта«
Загадочный ЯнисО культурной, социальной и политической ситуации в Дельфте XVII века известно много, а вот письменных свидетельств об одном из самых знаменитых художников города почти не сохранилось. Нет документов о его воспитании и ученичестве или деталей заказов, которые он получал. Большинство известных нам записей, где фигурирует Вермеер, относятся к его семье.
Своего второго ребёнка и первого сына Яна (Яниса) супруги Рейнир Янс и Дигна Балтенс крестили в Новой церкви (Ньиве керк) на главной площади Дельфта 31 октября 1632 года. Ткач Рейнир, изготовлявший тонкую атласную ткань под названием «caffa», был также членом городской Гильдии святого Луки как торговец произведениями искусства. Этим он занимался, по-видимому, на арендуемом постоялом дворе.
К 1641 году отец Вермеера стал достаточно преуспевающим, чтобы приобрести большой дом с постоялым двором «Мехелен» на Рыночной площади, где продолжил и куплю-продажу картин. Всё дело Ян унаследовал после смерти родителя в 1652 году. К тому времени 20-летний юноша уже избрал карьеру живописца, поскольку лишь год спустя, 29 декабря 1653-го, был зарегистрирован в Гильдии святого Луки в качестве мастера-художника.
Но имена учителей Вермеера, период ученичества (который должен был начаться в конце 1640 года), а также город или города, где оно проходило, остаются тайной. Никакие письменные источники не указывают, выезжал ли он за пределы Нидерландов — в Италию, Францию или Фландрию, — чтобы познакомиться с разными художественными традициями. Вероятность путешествий не исключена, но документы об этом, как и о многом другом, отсутствуют.
Тёща моя…Особого упоминания заслуживает тёща живописца Мария Тинс. Традиционное представление о том, что она сопротивлялась браку своей дочери Катарины Болнес с Вермеером в апреле 1653 года, кажутся не совсем верными. Судя по всему, с художником у неё были близкие отношения. До брака он обратился в католичество, почти наверняка следуя пожеланиям будущей родственницы.
Мария Тинс владела скромной коллекцией картин утрехтской школы, которую унаследовала от своих родителей. Одна из этих работ, «Сводня» Дирка ван Бабюрена, есть на заднем плане как минимум двух полотен Вермеера — «Концерт» и «Дама, сидящая за вирджиналем». Другая, «Милосердие римлянки» (или «Отцелюбие римлянки»), видна в правой части «Урока музыки». Что хотел сказать художник, включив их в контекст своих произведений, можно лишь предполагать.
Собрание Марии Тинс может объяснить характер ранних произведений Вермеера (1, 2, 3), которые далеки от стилистических традиций Дельфта. Видимо, в период становления живописца мало интересовало не особо динамичное художественное сообщество города. Помимо работ из коллекции тёщи он мог вдохновляться произведениями коллег из Амстердама, а также Италии и Фландрии. Возможно, Вермеер видел их во время ученических поездок или в галерее отца.
Мало информации и о взаимоотношениях мастера с другими художниками. Мы знаем, что главным свидетелем на свадьбе Вермеера был Леонард Брамер, а вторую подпись на брачном договоре поставил Герард Терборх. Но их последующие контакты не подтверждены. Затем Арнольд Бон назвал Вермеера преемником Карела Фабрициуса в живописи, но ничего не известно о точках соприкосновения между ними.
Нет и документов, связывающих Вермеера с Яном Стеном и Питером де Хохом, которые работали в Делфте в 1650-х. Наконец, никакие записи не указывают на то, что Вермеер когда-либо встречался с живописцами из других городов, например, Николасом Масом из Дордрехта, Францем ван Мирисом Старшим и Габриелем Метсю из Лейдена и Амстердама.
Богатство и банкротствоК 1660-м годам Вермеер завоевал репутацию серьёзного и новаторского художника. В 1662 — 1663 годах его избрали одним из руководителей Гильдии святого Луки. Тогда же французский путешественник Бальтазар де Монконис отметил, что его картины чрезмерно дороги. В 1664 году картины Вермеера упоминаются в Гааге — важный признак того, что интерес к его творчеству переместился за пределы родного города. В 1671 — 1672 годах художник снова был избран главой Гильдии святого Луки в Дельфте, а в мае 1672-го приглашён в Гаагу как эксперт по итальянским картинам. Последний факт, пожалуй, самый примечательный и наводящий на размышления из известных искусствоведам.
Несмотря на своё уважаемое положение в художественных кругах Дельфта, Вермеер стал жертвой экономической катастрофы после вторжения Франции в Нидерланды в 1672 году. Живописец умер три года спустя, оставив жену и десять несовершеннолетних детей с огромными долгами. Через пару лет его вдова жаловалась в ходатайстве: «…во время разрушительной и затяжной войны [Вермеер] не только не смог продать ни одно из своих произведений, но и в ущерб себе не расстался с картинами других мастеров, с которыми имел дело».
Самой Катарине Болнес пришлось отдать две работы мужа пекарю в счёт уплаты огромного долга в 600 гульденов. Судя по описаниям, сейчас эти полотна известны нам под названиями «Гитаристка» и «Дама, пишущая письмо, и её служанка». Но, вместе с тем, вдова и её мать отчаянно боролись против продажи «Аллегории живописи» на открытом аукционе в Гильдии святого Луки. К сожалению, их усилия не увенчались успехом. Примерно 130 лет спустя автором этой картины считали Питера де Хоха. Взаимоотношения Вермеера с этим художником стоит рассмотреть отдельно.
Вермеер — де ХохНесмотря на отсутствие документов о связи Яна Вермеера и Питера де Хоха, нет сомнений, что оба художника знали друг друга. Параллели между их работами конца 1650-х годов очевидны. Мало того, у них одновременно произошли изменения в стиле. Вермеер отказался от библейских и мифологических сцен в пользу жанра и городских пейзажей. А де Хох, который в родном Роттердаме специализировался на взаимоотношениях персонажей в казармах или тавернах, в Дельфте стал интересоваться интерьерами и внутренними дворами. Главными в его картинах стали солнечный свет и перспектива, а также изображение текстур.
Каждый художник по-своему продемонстрировал, насколько эффективно элементы архитектуры и фигуры из повседневной жизни могут соединяться для создания нового видения реальности.
Ни одна картина Вермеера того периода не датирована, а потому нельзя точно сказать, был ли «ведущий» и «ведомый» в паре Вермеер — де Хох или они пришли к своим стилям одновременно. После смерти обоих слава «сфинкса из Дельфта» угасла, и многие его работы приписывались де Хоху, который ценился выше. И хотя теперь Вермеер кажется нам более новаторским, стоит признать, что на протяжении всей своей карьеры он черпал вдохновение в работах коллег. Его собственная гениальность заключалась в способности превзойти эти источники, благодаря особому чувству композиции и умению придать особое настроение как историческим, так и жанровым полотнам.
Формула настроенияС самого начала карьеры Вермеер предпочитал передавать спокойные, задумчивые моменты, которые подчёркивают медитативную сторону жизни. Его техника в ранних религиозных и мифологических работах относительно свободна и смела. И хотя он усовершенствовал и усложнил её в более поздних жанровых сценах и городских пейзажах, навсегда сохранил способность внушить зрителю настроение, а не просто описывать форму и текстуру. Его «формула» включала три компонента: перспективу, цвет и свет.
Начав изображать сцены повседневной жизни, Вермеер использовал перспективу в качестве основного композиционного инструмента построения реалистичной обстановки. Например, в «Спящей девушке» перспектива создаёт иллюзию уходящего в глубину пространства. В то же время линия горизонта расположена довольно высоко, что вызывает у зрителя чувство меланхолии.
Художник прибегал и другим средствам для передачи подобия трёхмерной реальности. Например, часто размещал на переднем плане своих картин стул или стол, создавая барьер между персонажами и зрителем. В «Женщине с лютней» такой приём не только даёт ощущение глубины, но и усиливает атмосферу уединения, которая пронизывает сцену.
Поражает способность Вермеера передавать свет, проникающий сквозь виражное окно, как в «Молодой женщине с кувшином воды», а также изображать широкий спектр текстур — от полупрозрачного жемчуга до грубых черепиц на крышах Дельфта.
Не менее примечательна его тонкая чувствительность к цвету. Вермеер не только использовал лучшие доступные пигменты, придающие картинам светимость (например, натуральный ультрамарин и тот, что сейчас называется «жёлтый старых мастеров»). Он также понимал оптические характеристики цвета. Например, в «Женщине, держащей весы», художник тонко наложил синий слой на красновато-коричневый, тем самым добавив внутреннюю теплоту обычно холодному голубому тону.
Однако Вермеер не копировал реальность один в один. Он часто менял масштаб и форму объектов в угоду композиции. Так, огромная картина «Обретение Моисея» позади дамы, пишущей письмо, появляется и в «Астрономе», но в гораздо меньших масштабах. Меняет размер и настенная карта на полотнах «Дама в голубом, читающая письмо» и «Молодая женщина с кувшином воды».
Для достижения композиционного баланса художник даже искажал объекты. Так, в работе «Женщина, держащая весы» нижняя часть рамы «Страшного суда» заметно выше с левой стороны, чем за спиной героини. Вермеер манипулировал и светом, чтобы продлить момент, минимизируя переходные эффекты теней. В «Уроке музыки» и «Женщине, читающей письмо» он заливает светом стены, которые на деле должны частично находиться в тени.
Вермеер и камера-обскураВ камере-обскуре сфокусированные лучи света, проходя сквозь маленькое отверстие, создают перевёрнутое изображение на экране. Многие устройства представляли собой буквально затемнённые комнаты с единственным просветом. К середине XVIII века портативные приборы с линзами и фокусирующими трубками позволяли получать более или менее чёткие изображения объектов с разных расстояний.
Многим художникам камера-обскура открыла новые выразительные возможности. В период создания телескопа и микроскопа это оптическое устройство стало «привычно всем». Оно давало не только прекрасное изображение, но и понимание основных законов природы.
Интерес Вермеера к камере-обскуре и её роль в его рабочем процессе — чрезвычайно сложная тема. Устройство не оставляет физических следов, и доказать, что живописец использовал его можно лишь путём сопоставления оптических характеристик в работах. Наиболее очевидные из них — «Вид Дельфта», «Девушка в красной шляпе», «Кружевница» и та же «Аллегория живописи». Вероятно, он применял её для создания и других композиций.
Однако Вермеер постоянно модифицировал оптические эффекты в своих картинах, и это говорит о том, что он не слепо следовал камере. А, значит, остаются без ответа несколько интригующих вопросов. Например, закреплял ли художник с помощью обскуры свои стилистические находки или же эффекты оптического устройства поощряли его искать новые направления? Как Вермеер реагировал на обскуру на разных этапах своей карьеры? Похоже, для мастера, с одной стороны, это был инструмент для выявления оптических эффектов света и цвета в дополнение к законам перспективы. А, с другой, давал возможность выразить фундаментальные концепции, присущие его искусству.
Аллегория славы24 февраля 1676 года вдова Вермеера Катарина Болнес передала своей матери Марии Тинс права на «шедевр покойного мужа, изображавший «Аллегорию живописи»», чтобы работа не досталась кредиторам. Однако год спустя этот персональный манифест художника всё же был выставлен на торги. Невозможно выяснить, что происходило с полотном, пока в 1813 году оно не появилось в коллекции Иоганна Рудольфа, графа Чернина. Он купил картину за символическую сумму у изготовителя сёдел в Вене, не подозревая, что приобретает самую известную работу великого мастера из Дельфта. Аристократ думал, что это картина Питера де Хоха, чьи произведения тогда стоили намного больше. Лишь осенью 1860 года директор Берлинского музея Густав Вааген признал «Аллегорию живописи» подлинником Вермеера.
История этой картины отражает репутацию её автора: после смерти он короткое время был известен в XVII веке, находился на грани забвения в XVIII столетии и был вновь открыт в XIX. В XX веке Вермеер получил статус суперзвезды. Тем не менее, говорить о художнике, как о «недопонятом гении» в корне неверно. Его творчество ценилось постоянно, просто доказательства этого приходится собирать по крупицам.
Автор: Влад Маслов
artchive.ru