Чуйков, Семён Афанасьевич. Чуйков семен картины


Певец солнечного Кыргызстана » ВРЕМЯ.КГ

194.67.209.252

Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

Художник, чьи сто десять лет отмечаются в эти дни, руководил в 1934 году организацией Союза художников республики. Он же стал ее первым председателем. А в 1935-м Семен Афанасьевич открыл картинную галерею (с 1944 года – Музей изобразительных искусств) и изобразительную студию, ставшую в 1939-м художественным училищем.

В эти же годы по его инициативе прошли первые республиканские выставки, которые имели огромное значение в пропаганде изобразительного искусства и приобщения к нему кыргызской молодежи.

В 1927-м в Москве прошла экспозиция «Искусство народов СССР», в которой Семен Афанасьевич представлял нашу страну. Это было первое участие Киргизии во Всесоюзном смотре и первое выступление художника на большой выставке. А в 1939 году в Москве открылся первый персональный вернисаж, свидетельствовавший о его творческом взлете.

Впоследствии Чуйков создал серию значительных портретных произведений, вошедших в цикл «Киргизская колхозная сюита» и ставших кульминацией его поисков как художника, умеющего раскрыть внутренний мир человека. До него никто не показывал Киргизию так всеобъемлюще, с необыкновенной поэтической проникновенностью. А в 1948 году он завершил цикл созданием картины «Дочь Советской Киргизии», принесшей автору мировую славу. 50-е прошлого века он посвятил второй не менее значимой серии произведений «У нас в Киргизии», которая насчитывает более ста картин и этюдов.Огромное внимание привлекает его индийская тема. «Индийские полотна Чуйкова, – писал народный художник СССР Игорь Грабарь, – встряхнули всю нашу художественную общественность, вписав новую блестящую страницу в советское искусство». В 1968 году в Москве и Ленинграде состоялась его большая персональная выставка, ставшая итогом многолетней творческой работы, где было представлено более трехсот работ. Его картины экспонировались в 34 лучших музеях СССР, многие из них находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, крупнейших картинных галереях многих стран, в том числе в Дрезденской.

Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

Начиная с ранней юности, когда Чуйков стал серьезно заниматься живописью, и до последних дней своей жизни он всю свою безграничную любовь, талант, профессиональный опыт отдал воспеванию солнечного Кыргызстана и его гордого трудолюбивого народа. Он не мыслил себя и свое искусство без края, где жил и творил.Когда-то моя и Семена Афанасьевича семьи жили рядом. У нас были невероятно добрососедские отношения. Особенно он был близок с моими детьми, часто писал с них портретные этюды. Моя дочь позировала ему для картин «Школьница Каниза», «Киргизская красавица», «Девушка-чабан». А сыновья – Медет, Кубат и Тургунбек - остались в детских портретах на картинах «Купание», «Живая вода», «Ребята нашего микрорайона». Он делал множество этюдов и дарил их своим героям: «Канизе на добрую память», «Мише на добрую память». Уже упомянутый портрет «Школьница Каниза», а также портреты моих сыновей экспонировались на выставках в Москве, Дели, Париже, Мадрасе, Ленинграде и, конечно же, во Фрунзе. «Школьница Каниза» украшала многие журналы, альбомы, буклеты тех лет, которые печатались в Москве для гостей столицы на многих языках мира. За полотно «Ребята нашего микрорайона» и портрет Чингиза Айтматова художник удостоен Золотой медали Академии художеств СССР в 1980 году. Я спрашивал, почему он пишет именно моих детей, на что Семен Афанасьевич отвечал, что они выдержанные, могут долго позировать, да и лица у них характерные, типично киргизские.Как сам Чуйков, так и его жена Евгения Алексеевна Малеина, художник очень большого дарования, отличались необычайной простотой, скромностью, душевностью. По-соседски мы часто встречались, вели беседы об истории и культуре. Тогда я узнал, что еще в детстве он прочел почти всех русских классиков. Но и сам много писал. Еще в 20-е годы прошлого века вышли в свет его первые повести, а потом и документальные произведения, такие, как «Заметки художника», «Итальянский дневник», «Образы Индии» и другие. Очень любил поэзию и сам сочинял стихи. Больше всего любил Лермонтова: читая стихотворения русского поэта о Кавказе, представлял киргизские горы, чабанов, всадников, айылы, а когда бродил по ущельям Заилийского и Кыргызского хребтов, во всем видел образы лермонтовской поэзии.

Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

Семен Афанасьевич был прекрасным рассказчиком и часто вспоминал, как еще в детстве с ватагой босоногих ребятишек поднимался на высокие горные пастбища-джайлоо, играл с киргизскими мальчишками-подпасками (койчу), которые учили его кыргызскому языку, не раз ночевал в юртах. Горы уже тогда манили его. «Меня тянуло ко всему киргизскому, как алкоголика к водке, – писал он. – Даже запах юрты приводил меня в восторг, и я чуял его за версту. Во время походов в горы к киргизам я испытывал подлинное счастье. Вот первопричина и первоисточник всего моего творчества!». Символично, что более чем вековой юбилей выдающегося художника–горца совпал с Международным годом гор, отмечаемым во всем мире по решению ООН, принятому по инициативе родного для Чуйкова Кыргызстана.

Кыргызский живописец всегда с уважением называл имена русских художников: Репина, Серова, Левитана, Васнецова и многих других, чьи произведения оказали на него огромное влияние. Особо выделял Александра Иванова, родоначальника русского реализма, называл его титаном, сродни гениям эпохи Возрождения, творческое наследие которого оказало на Чуйкова огромное влияние. Он часто говорил о том, что будто бы Иванов незримо присутствует и строгими глазами следит за его работой. Именно у него учился Семен Афанасьевич, соизмеряя свои образы с созданиями замечательного исторического живописца, написавшего в Италии картины «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», «Явление Христа Марии Магдалине» и еще сотни бессмертных шедевров. Чуйков много раз бывал в Италии, всегда посещал места, связанные с жизнью и творчеством Александра Иванова, прожившего там 28 лет. «Иванов до сих пор не оценен по достоинству, хотя после его смерти прошло более ста лет и открытия его стали достоянием всего мира», – говорил Чуйков. Проявляя завидное упорство, он отыскал мастерскую Иванова в Риме, и лишь в 1970 году ему удалось установить мемориальную доску на здании, где работал русский художник.

Увлеченно говорил Семен Афанасьевич о небольшом участке вблизи Ватикана, который когда-то приобрели русские художники, но затем забросили, а мэрия Рима до сих пор не трогает этот «русский клочок». Со смехом рассказывал, что неоднократно пытался поднять вопрос об освоении этого участка, но тогдашняя идеология помешала благим намерениям.Чуйков с чувством исполненного долга отмечал, что его совместный с художником Образцовым труд по подготовке молодых художественных кадров из числа талантливой киргизской молодежи увенчался успехом.«Мы прекрасно понимали, – говорил он, – что на наших плечах лежит обязанность воспитывать национальные кадры художников, без этого не может развиваться художественная жизнь республики, о которой мы мечтали, но мы должны не только мечтать, но и действовать». С этой целью создавали в различных местах изостудии и изокружки для кыргызской молодежи. В результате уже на первой республиканской выставке в 1934 году, кроме корифеев В. Образцова, С. Чуйкова, А. Игнатьева, впервые участвовали шесть молодых художников, ставших впоследствии легендами кыргызского изобразительного искусства: Айтиев, Акылбеков, Айдаркулов, Жоломанов, Садаев и Соронбаев.

Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

«Все внимание и силы, – писал он, – я отдал воспеванию колхозной Киргизии и ни на что другое не отвлекался. Только поэтому у меня стало что-то получаться. Меня называли «однолюбом» и вовсе за это не порицали, а, наоборот, видели в этом моем свойстве залог успеха… Киргизия, которую я изображаю, для меня не является экзотикой – здесь я родился и вырос».Он до конца жизни оставался верен своей главной теме – Киргизии, чем снискал уважение кыргызского народа. «Семен Чуйков – кыргыздын баласы», – так с большим почтением сказал однажды о нем республиканский староста Торобай Кулатов.Он, где бы ни находился, всегда интересовался родным краем. Зная это, я и мои дети регулярно посылали ему в Москву письма и бандероли с книгами, брошюрами, газетами. В одном из хранящихся у меня писем он писал: «Дорогие ребята Каниза, Медет, Кубат и Тургунбек! Посылаем вам свой привет из Рима, где мы с Евгенией Алексеевной уже месяц. Скоро возвратимся в Москву и будем снова мечтать о своей Киргизии. До встречи во Фрунзе. Пишите, как поживаете. Сердечный привет маме и папе. Рим 23.11.70.»В сентябре 1978 года Семен Афанасьевич приехал во Фрунзе с Евгенией Алексеевной. Были они у нас в гостях, пришли уже выросшие дети – герои его полотен. Долго сидели, разговаривали. Чуйков был весел, много шутил, говорил о своих планах. О том, что торопится завершить начатые полотна, участниками которых были мои дети. Видно было, как тоскует он по своей земле, жаловался на обострение сердечной болезни. Тогда мы виделись в последний раз…

Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

Чуйков – крупнейший мастер, равно представляющий искусство родной Киргизии и великой России. Он награжден высшими наградами Советского Союза и многих стран, удостоен высших званий Кыргызстана. Яркие и талантливые произведения Семена Чуйкова вошли в Золотой фонд искусства республики – это волнующий гимн людям и природе родной земли. В памяти народной он останется сыном кыргызского народа, певцом солнечного Кыргызстана, настоящим и убежденным патриотом и интернационалистом.

СПРАВОЧНО: Мемориальный Дом-музей Семена Афанасьевича Чуйкова –действительного члена Академии Художеств СССР, народного художника СССР, лауреата Государственных премий СССР, премии имени Токтогула и международной премии имени Дж.Неру был создан 25 августа 1987 года, в канун 85-летнего юбилея художника.

Музей – бывшая мастерская художника, где он жил и работал с 1949-79гг.. С именем Чуйкова, организатора Союза Художников Кыргызстана, воспитателя первых национальных художественных кадров связано становление кыргызской профессиональной живописи. При его содействии создана первая картинная галерея, организованы первые выставки кыргызских художников. Основная тема творчества художника – Кыргызстан. Он был влюблен в его бескрайние степи и могучие горы, в его народ. Истоки этой привязанности следует искать в самой биографии художника.

Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

Семен Афанасьевич Чуйков родился 30 октября 1902 года в Пишпеке. Родители его были русские выходцы из крестьян. Детство его было тяжелым, он жил в обстановке крайней нужды. Предоставленный самому себе, часто исчезал из дома на целые дни, иногда отправлялся с киргизскими мальчишками к чабанам в горы, где в прокопченных бедняцких юртах с восторгом слушал кыргызские народные песни. Чувство красоты зарождалось в нем под влиянием окружающей его природы: привольных степей, величественных горных пейзажей, шума быстрой горной речки. В десять лет Чуйков впервые приобщается к искусству под руководством художника Н.Г.Хлудова, преподававшего рисование в начальной школе. В 1920 году Чуйков поступил в Туркестанскую художественную школу в Ташкенте, где он впервые знакомится с культурой большого города, с его художественным музеем, оперным театром, консерваторией. В художественной школе он приобретает друзей на всю жизнь, сближается с М.В.Куприяновым, с Е.А.Малевиной, которая вскоре становится его женой. В 1927 году Чуйков впервые участвует во всесоюзной художественной выставке «Искусство народов СССР» как художник Кыргызстана. 30-ые годы – время большой организаторской деятельности Чуйкова. Он создает художественный музей, для которого удается получить десятки произведений известных русских и советских художников. В 1934 году при активном содействии Чуйкова был организован Союз художников Кыргызстана. В 1935 году открывается первая студия, на основе которой в 1939 году образовано художественное училище, носящее сейчас имя Чуйкова… Расцвет Чуйкова приходится на послевоенный период. Широкую известность получает такие его картины как: «Утро» (1947), «Полдень» (1947), «Вечер» (1948), «Дочь Советской Киргизии» (1948). Экспозиция музея составляет обширный материал, охватывающий 60-летний период творческого пути художника и развития кыргызского изобразительного искусства. Среди экспонатов – картины, этюды, фотографии, документы, письма, личные вещи, переданные родными. Основной зал экспозиции – мастерская художника. В центре – рабочий уголок: самодельный столик, на котором лежат палитра, краски, кисти. На мольберте его первый эскиз к картине «Дочь Советской Киргизии», выполненный углем. На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе две картины Чуйкова – «Дочь Советской Киргизии» и «Дочь Чабана» - были удостоены Золотой медали.

Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

Чуйков уделял большое внимание воспитанию кадров, добивался открытия художественного училища, помогал студентам, учившимся в Москве, Ленинграде. Это были такие, ставшими позднее известными, художники как, Г.Айтиев, С.Акылбеков, Д.Кожахметов, А.Усубалиев, С.Чокморов. На стенах музея картины, этюды: «Мальчик с кукурузой» (1941), «Девочка в платке» (1946), «Купающиеся мальчики» (1946), «Окраина Бухары» (1961), «Акын среди бедноты» (1940), «Полевые цветы» (1961). Эти работы художника отмеченные высоким полетом чувств, чистоты и гармонии, утверждают идею человеческого достоинства.

В 50-ые, 60-ые годы Чуйков много путешествует: Индия, Италия, Франция, Греция, Болгария. Он привозит из этих поездок на родину богатый материал в виде разнообразных этюдов, карандашных набросков, в своей художественной памяти он привозит целостное, живое ощущение самобытной правды жизни.

Интересна индийская серия Чуйкова, являющаяся органичным продолжением кыргызской темы. Удивительно правдиво он передает жизнь простых людей, создавая представление о характере народа. Через картины Чуйкова мы постигаем зрительно чувствительный облик мира, потребность людей в счастье, гармоничном бытии, свете, радости.

За серию картин «Из жизни народа Индии» в 1967 году Чуйков первым из советских художников был удостоен премии Дж.Неру. В музее представлены две работы из этой серии: «Ожидание», «Новобрачные из касты неприкасаемых» (1978). В них художник сумел передать внутренний мир героев. В 1963 году Чуйков совершает увлекательное путешествие в Италию. Он пишет Альбано, Аппиеву дорогу, напоминающие природу Кыргызстана. В 1966 году художник выпускает в свет свой «Итальянский дневник», полный интересных наблюдений, живых зарисовок.

Наследие Семена Афанасьевича Чуйкова огромно, его произведения вошли в золотой фонд многих крупнейших музеев: Третьяковской Галереи, Музея Искусств Народов Востока, Музей Изобразительных Искусств Кыргызстана, в музеях Индии, в Дрезденской галерее и в других зарубежных собраниях.. Из многочисленных записей посетителей музея ясно видно чувство уважения и интереса к подлинно народному художнику…

Семен Афанасьевич Чуйков: Певец солнечного Кыргызстана

Текст: Токтосун ИЯЗАЛИЕВ, заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики. СК

Поделиться:

www.time.kg

По картинам художника Чуйкова в Китае учат разведчиков

Почему? Это вы поймёте, прочитав статью.

В 1902 году в Пишпеке у писаря местного лазарета Афанасия Чуйкова родился сын Семён. Через какое-то время семья Чуйковых переехала в город Верный (ныне — Алматы). Там Семён Чуйков окончил церковно-приходскую школу, потом — художественное училище. В 1934 году по инициативе Чуйкова во Фрунзе открылась картинная галерея (сейчас — Национальный музей изобразительных искусств). При участии Чуйкова также был создан Союз художников Киргизской ССР.

Что ещё мы знаем о Семёне Афанасьевиче Чуйкове? Учениками живописца считали себя известные кыргызские художники Гапар Айтиев и Суйменкул Чокморов. Чуйков также много путешествовал по миру, написал три книги путевых заметок: «Образы Индии», «Заметки художника» и «Итальянский дневник». Ну и, безусловно, большинство кыргызстанцев знают главную работу Семёна Чуйкова — полотно «Дочь Советской Киргизии», написанное 70 лет назад, в 1948 году.

Семён Чуйков за работой.

волшебная сила искусства

«Однажды, — пишут биографы Чуйкова, — отец маленького Семёна сказал, что они вдвоём идут на спектакль. Мальчик помнит длинную прокуренную и душную казарму, забитые солдатами ряды в ожидании прихода начальства. Вдруг его взгляд остановился на бархате летней ночи, скрывающей тополя, светлую дорогу, ведущую к реке, и белые украинские хатки, освещённые луной. Семён побежал к сцене, чем вызвал смех публики и недовольство отца. Каково же было его удивление, когда, подбежав, он увидел мешковину, изрисованную солдатом-самоучкой. Занавес снова по волшебству превратился в ночь, спектакль больше не интересовал его. Куиндживская «Украинская ночь» в бархатных тёмно-синих тонах — первое художническое потрясение Семёна Чуйкова. На этом занавесе всё было как «взаправду», всё, как ночью в Пишпеке: и светящаяся во тьме дорога, и белые стены под камышовыми крышами. Это было волшебно!»

И снова те же биографы: «Второе открытие Семён сделал, когда учился в школе. Он увидел в тетради своего одноклассника Саши Толоконникова тополя, гнущиеся под силой ветра, небо, песчаный берег и облака. Он не мог поверить, что это было нарисовано, что автором рисунка был его друг. «Неужели это можно просто нарисовать?!» — не верил ошарашенный Чуйков. «Значит, и я могу! — бесконечно радовался мальчишка. — Могу рисовать всё, что вижу!»

Но мало кто знает, что первоначально Семён Чуйков вовсе не собирался быть профессиональным художником. Свой путь он начинал как литератор — его первые повести вышли в свет ещё в начале 1920-х годов. Чуйков тогда был известен и как очеркист, а картины писал просто для души. Но всё же живопись одержала над ним, как сказали бы военные, тактическую победу: в 1924 году Чуйков поступил во ВХУТЕМАС — Высшие художественно-технические мастерские в Москве. Педагогом Чуйкова был известный художник Роберт Фальк. К слову, в год поступления Чуйкова в это учебное заведение в его стенах объединились Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов для работы над стенгазетой этого вуза. Их коллективный творческий псевдоним потом узнал весь мир — Кукрыниксы.

В 1930 году Чуйков окончил ВХУТЕМАС, который к тому времени уже четыре года назывался Высшим художественно-техническим институтом (ВХУТЕИН), и с тех пор мы больше знаем Чуйкова как художника. Впрочем, писать очерки он не забросил — умение публициста пригодилось художнику позже, когда он писал статьи в газеты, а также путевые заметки об Индии и Италии.

В Советскую Киргизию — на родину — Семён Чуйков вернулся в 1933 году. Художника здесь уже знали — ещё во время учёбы в 1927 году он представлял своими работами Киргизскую АССР на экспозиции «Искусство народов СССР» в Москве. Для изобразительного искусства республики это был дебют во всесоюзном масштабе, а для самого Чуйкова — первая большая выставка. Потом, как уже говорилось, последовало создание картинной галереи и Союза художников Киргизской ССР.

Правда, инициатором образования союза был вовсе не Чуйков, а другой художник — Владимир Образцов, умерший в 1934 году. Но Чуйков и Образцов являлись единомышленниками. «Мы прекрасно понимали, — вспоминал позднее Чуйков, — что на наших плечах лежит обязанность воспитывать национальные кадры художников, без этого не может развиваться художественная жизнь республики, о которой мы мечтали. Но мы должны не только мечтать, но и действовать».

В 1939 году Семён Чуйков начал работу над своим знаменитым триптихом «Киргизская колхозная сюита». Эта работа продолжалась 9 лет. В её разгар в 1943 году в статье для газеты «Советская Киргизия» Чуйков писал: «Можно ли не увлечься такой благородной и почётной задачей — воспеть Киргизию, страну Манаса, страну, которая воюет, как Шопоков и Тулебердиев, которая трудится, как Кайназарова и Алимов, которая поёт, как Муса и Атай? Можно ли без волнения созерцать ни с чем не сравнимые величественные хребты Тянь-Шаня или эпические лучезарные долины Киргизии?» Тогда эти имена знала вся республика. Сегодняшним читателям стоит напомнить, кого имел в виду Чуйков.

Речь шла о герое-панфиловце Дуйшенкуле Шопокове и о закрывшем в 1942 году грудью амбразуру фашистского дота Чолпонбае Тулебердиеве, о знатной свекловичнице Зууркан Кайназаровой и хлопкоробе Сали Алимове, об акынах Атае Огонбаеве и Мусе Баетове.

На выставке последнего выпуска факультета живописи ВХУТЕИН, 1930 год. Шестой справа в верхнем ряду — Семён Чуйков.

Автопортрет С.А. Чуйкова, 1945 год.

Сколько было «дочерей»?

В 1948 году триптих «Киргизская колхозная сюита» был закончен. Самая известная теперь «Дочь Советской Киргизии» — его заключительная часть. Мало кто знает, что персонаж этой картины Чуйков писал с трёх разных натурщиц. К примеру, моделью, с которой художник писал лицо девочки, была школьница из села Орто-Сай Айымжамал Огобаева. Рассказывают, что Чуйков неоднократно предлагал родителям девочки отправить её учиться в Москву, однако те не пустили. Потом Айымжамал Огобаева вышла замуж, родила и воспитала четырёх детей и умерла в возрасте 70 лет.

В 1949 году Чуйков за весь триптих получил Сталинскую премию II степени, а «Дочь Советской Киргизии» попала в Государственную Третьяковскую галерею, где экспонируется и по сей день. В доме-музее Семёна Чуйкова в Бишкеке — авторская копия картины, которую художник написал в 1950 году специально для местного Музея изобразительных искусств.

Слово критикам:

«Чуйков не наделяет свою героиню внешними приметами взволнованности, романтической приподнятости. Зритель не увидит здесь эффектных жестов. Напротив, художник строит образ на сдержанности, строгой простоте, внутренней сосредоточенности. Киргизские девочки нередко поражают утончённой восточной красотой. Но и здесь художник не поддаётся искушению восхитить, привлечь зрителя природной красотой черт лица.

Круглое, скуластенькое, с глубоко посаженными глазами лицо героини — самое обыкновенное, каких тысячи встретишь в аулах и кочевьях киргизского края. Но в этом лице явственно ощутима работа мысли, но плотно сжатые, неулыбчивые губы, твёрдый, прямой взгляд выдают характер целеустремлённый и цельный. Гладко зачёсанные волосы открывают высокий чистый лоб. Такое спокойное достоинство может нести в себе только человек, который обрёл право свободно выбирать дорогу своей жизни».

Собственно говоря, эта картина прославила на весь мир не только художника, но и всю Киргизскую ССР. На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе две картины Чуйкова — «Дочь Советской Киргизии» и «Дочь чабана» — получили золотые медали. Уже много позже — в январе 1965 года — немецкая газета «Зэхсише цайтунг» писала: «Чуйков исключительно живописец… он живо передаёт красоту своей родины, чувства и мысли изображаемых людей… Его люди полны покоя, их обаяние непосредственности так верно схвачено и воспроизведено, что, например, картина «Дочь Советской Киргизии» стала олицетворением советской молодёжи и её жизнеутверждения». В 1974 году в серии «Советская живопись» в СССР выпустили почтовую марку с репродукцией «Дочери Советской Киргизии».

Снова о картине вспомнили 12 лет назад. Тогда российская пресса решила, что обнародовала сенсацию, однако на поверку вышло, что никакой сенсации не предвидится. Что же тогда произошло?

В декабре 2006 года авторитетная российская газета «Коммерсантъ» написала, что на выставке «Полвека советского искусства» в Москве, которая по совместительству была ещё и аукционом, выставили на торги… картину «Дочь Советской Киргизии». До начала торгов цена на картину была установлена в 16-20 тысяч долларов. Но после долгого торга цена поднялась до 85 тысяч долларов. Покупатель картины, что любопытно, с аукционистом общался по телефону. Кто он, откуда — так и осталось тайной.

Так вот, картина, проданная на аукционе, вовсе не была той «Дочерью Советской Киргизии», которую мы знаем. Хотя в каталоге она числилась под этим названием.

Кроме той «Дочери» (которая на самом деле не «Дочь»), на московских аукционах было продано ещё 19 картин Чуйкова. Последний аукцион прошёл 22 мая этого года. Там была продана картина Чуйкова «Девушка из Джайпура», написанная им в 1970-х годах. За сколько — неизвестно, но стартовая цена была 10-15 тысяч долларов. Откуда взялись эти картины, как попали на аукцион — тоже тайна. Возможно, они — из коллекции сына Чуйкова Ивана, он тоже художник, живёт и работает в Германии. А возможно, за появлением этих картин на торгах кроется криминальная история…

Легендарная картина «Дочь Советской Киргизии» была написана в 1948 году. Эта картина прославила Киргизскую ССР на весь мир.

А это — картина, проданная за 85 тысяч долларов на аукционе в Москве в 2006 году, тоже под названием «Дочь Советской Киргизии». Принадлежит она тоже перу Чуйкова, но, как видим, с настоящей «Дочерью» у неё нет даже отдалённого сходства.

Картина Чуйкова «Девушка из Джайпура». Продана на аукционе 22 мая 2018 года при стартовой цене 10-15 тысяч долларов.

«Кыргызский парень» Семён Чуйков

Но вернёмся к самому живописцу. В 1951 году Семён Чуйков получил Сталинскую премию III степени за картины «На мирных полях моей Родины», «У подножья Тянь-Шаня» и «Утро в совхозе». Потом Чуйков напишет ещё много картин, но в истории он останется автором одной «Дочери Советской Киргизии». Для любого мастера холста и кисти быть художником одной картины так же унизительно, как для писателя быть автором одной книги, а для артиста — актёром одной роли. Впрочем, сам Семён Чуйков говорил: «Всё внимание и силы я отдал воспеванию колхозной Киргизии и ни на что другое не отвлекался. Только поэтому у меня стало что-то получаться. Меня называли однолюбом и вовсе за это не порицали, а, наоборот, видели в этом моём свойстве залог успеха… Киргизия, которую я изображаю, для меня не является экзотикой — здесь я родился и вырос».

В 1972 году Чуйков получил от Верховного Совета СССР орден Ленина, а от родной республики — Государственную премию Киргизской ССР имени Токтогула Сатылганова. Эту премию, к слову, он получил на 5 лет позже своего ученика Гапара Айтиева. Всего же у Чуйкова было по два ордена «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени, а также медаль «За трудовое отличие» и болгарский орден Кирилла и Мефодия I степени. В 1967 году он первым из советских художников получил индийскую премию имени Джавахарлала Неру — за цикл картин, которые Чуйков написал во время путешествия по Индии.

Умер живописец в Москве в 1980 году. Ныне в Бишкеке есть улица Чуйкова. Имя живописца носит и Бишкекский художественный колледж. И его никак нельзя считать художником одной картины. Работы Чуйкова сейчас находятся в музеях России, Италии и Индии, и посетители мимо них никогда не проходят. В конце 1970-х годов председатель Президиума Верховного Совета Киргизской ССР Торобай Кулатов сказал о Чуйкове: «Семён Чуйков — кыргыздын баласы» («Семён Чуйков — кыргызский парень»).

В 2014 году три бишкекских художника из арт-группы DOXA — Дмитрий Петровский, Сергей Келлер и Евгений Макшаков — осовременили картину «Дочь Советской Киргизии» и украсили её изображением торец бишкекской школы №12. Новая «Дочь» изображена там на фоне современного Бишкека в наушниках и с IPad в руке. Сергей Келлер на презентации картины рассказал: «Дочь Советской Киргизии» — это замечательный образ. Мы взяли и переделали его немного на современный лад. Изначально изобразили композицию на холсте, мысль воплотить её на плоскости четырёхэтажной стены появилась позже. Самым сложным было перенести эскиз с бумаги на стену с соблюдением всех пропорций».

Стрит-арт (так называется подобный стиль живописи) — это вопрос вкуса, однако замечено, что после появления на стене школы №12 осовремененной «Дочери Советской Киргизии» произошёл всплеск интереса к творчеству Чуйкова у молодёжи. Тогдашняя директор школы Елена Мундузбаева по этому поводу сказала: «Мы очень благодарны группе художников. Современная интерпретация очень нравится школьникам. То, что девушка тянется к знаниям через другие источники, — это очень интересно. У нас есть архитектурный кружок, и наши ученики, видя работы художников, тоже учатся реализовывать свои идеи через уличное искусство. Такой опыт, я считаю, очень интересен и полезен для нашей страны».

В 2014 году художники из арт-группы DOXA осовременили картину «Дочь Советской Киргизии» и украсили её изображением торец бишкекской школы №12. Новая «Дочь» изображена на фоне современного Бишкека в наушниках и с IPad в руке. На фото справа: у велосипеда — Сергей Келлер, сидят на строительных лесах Дмитрий Петровский и Евгений Макшаков.

Историки спецслужб рассказывают, что картины Семёна Чуйкова обязательны для изучения при подготовке спецагентов разведывательных органов… Китая. На занятиях по ознакомлению со странами бывшего СССР будущие китайские разведчики подвергают работы Чуйкова всестороннему анализу наряду с политикой и экономикой каждого государства постсоветского пространства. Почему? Китайцы считают, что особенности кыргызского национального характера на картинах Чуйкова показаны лучше всего.

Таким образом, очевидно, что творчество Семёна Афанасьевича Чуйкова никогда не будет забыто не только в мире, но и — что самое главное — в Кыргызстане, на родине живописца. И это, при в целом отвратительном отношении к исторической памяти в республике, — очень большой плюс нашим современникам.

Дмитрий ОРЛОВ

delo.kg

Чуйков Семён Афанасьевич Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Чуйков. Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Страна Жанр Учёба Награды Звания Премии
Семён Афанасьевич Чуйков
Семён Чуйков. Автопортрет. 1945.
30 октября (12 ноября) 1902
Пишпек,Семиреченская область,Российская империя
18 мая 1980(1980-05-18) (77 лет)
  • Москва, РСФСР, СССР
  •  Российская империя
  •  РСФСР
  •  СССР
сюжетный, пейзаж
Вхутемас

Семён Афанасьевич Чуйко́в (1902 — 1980) — советский живописец. Народный художник СССР (1963). Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Награды и премии
  • 3 Работы находятся в собраниях
  • 4 Книги С.А. Чуйкова
  • 5 Галерея
  • 6 Семья
  • 7 Примечания
  • 8 Источники
  • 9 Ссылки

Биография

С. А. Чуйков родился в 17 (30) октября 1902 год в Пишпеке (ныне Бишкек, Киргизия). Отец служил военным писарем. С. Чуйков начинал как литератор-очеркист. В 1924 — 1930 годах учился во ВХУТЕМАСе (мастерская Р.Р. Фалька). Жанровые картины и пейзажи, посвящённые людям и природе Киргизии, Индии (триптих «О простых людях Индии», 1957—1960).

Действительный член АХ СССР (1958).

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И.В. Сталина[1].

С. А. Чуйков умер в Москве 18 мая 1980 года.

Награды и премии

Почтовая марка СССР, 1974 год: «Дочь Советской Киргизии»
  • Сталинская премия II степени (1949) — за серию картин «Киргизская колхозная сюита»
  • Сталинская премия III степени (1951) — за картины «На мирных полях моей Родины», «У подножья Тянь-Шаня», «Утро в совхозе»
  • орден Ленина (06.11.1972)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (01.11.1958)
  • два ордена «Знак Почёта» (07.06.1939)
  • медаль «За трудовое отличие» (11.10.1964)
  • другие медали
  • орден Кирилла и Мефодия I степени
  • Государственная премия Киргизской ССР имени Токтогула Сатылганова (1972) — за цикл картин «У нас в Киргизской ССР».

Работы находятся в собраниях

  • Государственная Третьяковская галерея, Москва («Дочь Советской Киргизии»).
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
  • Красноярский государственный художественный музей им. В.И. Сурикова, Красноярск
  • Кыргызский национальный музей изобразительного искусства имени Г.А. Айтиева, Бишкек.

Книги С.А. Чуйкова

  • Образы Индии (1956)
  • Заметки художника (1962)
  • Итальянский дневник (1966)

Галерея

С. Чуйков. «Венецианский этюд». 1956 г.

С. Чуйков. "Горный пейзаж"

Семья

  • Чуйков, Иван Семёнович (1935) — сын, российский художник.

Примечания

  1. ↑ Письма деятелей науки и культуры против реабилитации Сталина

Источники

  • С. Чуйков. Из собрания государственной Третьяковской галереи. — М.: Изобразительное искусство, 1986.

Ссылки

  • С. А. Чуйков в энциклопедии «Кругосвет»
  • С. А. Чуйков на ARTYX.RU - Энциклопедия искусств
  • Леонид Борисович ДЯДЮЧЕНКО Семен Чуйков (документальная повесть)
Это заготовка статьи о художнике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

wikiredia.ru

Чуйков, Семён Афанасьевич - это... Что такое Чуйков, Семён Афанасьевич?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чуйков.

Семен Афанасьевич Чуйко́в (1902 — 1980) — советский живописец.

Народный художник СССР (1963). Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951).

Биография

С. А. Чуйков родился в 17 (30) октября 1902 года в Пишпеке (ныне Бишкек, Киргизия). Отец служил военным писарем. В 1924 — 1930 годах учился во Вхутемасе (мастерская Р.Р. Фалька). Жанровые картины и пейзажи, посвящённые людям и природе Киргизии, Индии (триптих «О простых людях Индии», 1957—1960).

Действительный член АХ СССР (1958).

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина[1].

С. А. Чуйков умер в Москве 18 мая 1980 года.

Награды и премии

Работы находятся в собраниях

  • ГТГ, Москва.
  • ГРМ, Санкт-Петербург.
  • Кыргызский национальный музей изобразительного искусства имени Г.А. Айтиева, Кыргызстан, Бишкек.
  • Красноярский государственный художественный музей им. В.И. Сурикова , Красноярск

Книги С.А. Чуйкова

  • Образы Индии (1956)
  • Заметки художника (1962)
  • Итальянский дневник (1966)

Галерея

С. Чуйков. «Венецианский этюд». 1956 г.

Семья

Ссылки

Источники

  • С. Чуйков. Из собрания государственной Третьяковской галереи. — М.: Изобразительное искусство, 1986.

Примечания

dic.academic.ru

Чуйков Семен Афанасьевич (1902 - 1980 ) "Рим.Трастевери"

25х20,5 см.Холст,наклеенный на картон,масло,подпись.1963 год,редкая работа на антикварном рынке России..На обратной стороне авторские надписи вверху: "Рим.Трастевери" 1963 год.," снизу : "Дорогой С...Б...,на добрую память,С.Чуйков 1969 год."(Из коллекции бывшей зав.отделом издательства " Советских художник",куплена у наследников).

Чуйков Семен Афанасьевич (30.10.1902 Пишпек (Фрунзе) — 18.05.1980 Москва )Семен Чуйков брал уроки живописи у видного местного художника и педагога Н.Г.Хлудова (1918-1920).Учился в Ташкентской художественной школе в 1920–1921; затем – в Москве, в Высших художественно технических мастерских (Вхутемас), преобразованных в дальнейшем в Высший художественно-технический институт во (Вхутеин), в 1921–1929 у Р.Р.Фалька. Преподавал во Вхутеине, ленинградском Институте пролетарских изобразительных искусств (1929–1932), Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова (1947–1948). Народный художник СССР (1963). Действительный член АХ СССР (1958). Опираясь на традиции русского реалистического искусства, Чуйков разрабатывал тему Киргизии в жанровой и пейзажной живописи, изображая жизнь людей и природу края, а в 1950–1960-е годы, после путешествий в Индию,Италию,создавал прекрасные образы этих стран,редкие по колориту пейзажи. Произведения Чуйкова свойственны пластичная ясность, строгость и простота композиции, тонкая, эмоционально выразительная разработка цветовых отношений.

Поездка в Италию (1956г),Венеция,Неаполь.В Венеции он писал площадь Сан-Марко как раз с того места откуда её изобразил молодой Коро,работающий в Италии ещё в 20-30-х годах прошлого века. Поездка в Италию в 1963 году была длительной-она продолжалась два месяца. Чуйков имел время поездить по городам,осмотреться ,по наслаждаться Римом,наконец,записать свои впечатления в дневник." Итальянский дневник" -это новая вещь для русского художника.Вспомним,как писали свои письма домой великие "русские итальянцы" Сильвестор Щедрин и Александр Иванов. Рим всегда был желанным местом для русских живописцев-не только потому,что в Италии на каждом шагу замечательные памятники,но и потому,что там великолепная природа,которая может одарить пейзажиста интересными мотивами."Оливковые рощи близ Тиволи" х.к.м.28х70 см.ГРМ," Вечер в Римской Кампанье" х.к.м.28х70см.ГРМ," "На окраине Альбано к.м.25х34 см.". В Италии были написаны небольшие,прекрасные по колориту пейзажи-улочки Рима -"Полдень на Виа Чедре" ГРМ, "Рим.Трастевере" х.к.м.25х20,5см.частная коллекция","Аричча" х.к.масло.24х70 см.ГРМ, "Площадь в Трастевере" х.к.м.40х50 см.ГРМ, "Собор св.Петра" х.м.25х35 см.ГРМ. и др.Издал три книги путевых и мемуарных очерков: Образы Индии (1956), Заметки художника (1962), Итальянский дневник (1966).Художник Чуйков Семен Афанасьевич награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами "Знак Почета", медалями СССР и орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени.-------------------------ГРМ-Государственный Русский музей .

Цена 5000 у.е.

evgeni-1.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта