Черноволенко, Виктор Тихонович. Черноволенко художник картины


Виктор Черноволенко. Художник-космист. Живопись - лучшие картины | Биография, жизнь и творчество


Величие Космоса не оставляет места рассуждению, но поражает и возносит. Знание духа постигается знанием духа. (Живая Этика).       Виктор Черноволенко

        (13 марта 1900 года - 16 октября 1972 года)

      Краткая биография

Виктор Тихонович Черноволенко родился в Москве 28 февраля 1900 г. В 1918 г. окончил 1-е Московское реальное училище. В группу «Амаравелла» вошел в 1926 г. В 1929 г. вместе с Б. А. Смирновым-Русецким совершил поездку по Ладоге. Творческим результатом поездки стал цикл графических произведений «Север». В конце 1957 г. встречается с Ю. Н. Рерихом. Встреча эта оценивалась художником как поворотный этап в его творчестве. Об этом он писал впоследствии «Мне открылись такие горизонты на пути творчества, о которых я раньше и не мог даже мечтать». Основные персональные выставки: Институт атомной энергии им. Курчатова (1965), Мемориальный музей композитора А. Н. Скрябина (1966), редакция газеты «Комсомольская правда» (1972), 3-я конференция «Свет и музыка» (Казань, 1975), Научный центр АН СССР в Пущино (1978), редакция журнала «Декоративное искусство» (1981), Институт космических исследований (1983), Центральный Дом кино (1986). В 1984 году выставка произведений В. Т. Черноволенко состоялась в Будапеште, а в 1989 г. - в музее Ф. М. Достоевского в Ленинграде. 

Рождение туманности.

В Москве, в семье Черноволенко Тихона Константиновича и Натальи Владимировны, 13 марта 1900 года родился третий сын - Виктор; два старших - Адриан и Юрий - появились на свет в конце прошлого столетия. В мальчиках воспитывали доброту и уважение к старшим, прививали им интерес к русским сказкам, водили в театры и на концерты. На летних каникулах братья со своими сверстниками разыгрывали представления под водительством Адриана. Заготавливались красочные афиши и пригласительные билеты, шились костюмы Как знать, не тогда ли уже зародилась тяга к искусству у Юрия, который стал впоследствии драматическим актером, а в душе Виктора пробудилось неодолимое стремление к живописи. Его небольшая работа маслом "Любимый пейзаж" (1914 год) убедительно говорит в пользу этого предположения. В 1918 году Виктор заканчивает Первое реальное училище. Еще будучи в выпускном классе, он подряжается работать по вечерам статистом в частной Опере Зимина. Здесь, кстати, ему посчастливилось слушать великих наших певцов - Федора Шаляпина и Леонида Собинова. В ряды Красной армии Виктора призвали в 1919 году. Служил он в Сибири, но в конце следующего года заболел туберкулезом легких и после лечения был освобожден навсегда от военной службы. Возвратившись в Москву, Черноволенко нанимается на работу на завод "Каучук". Однако неизлечимый недуг вскоре вынуждает его уволиться.

Раздумье.

В 1923 году тяжело больного Виктора везут в Иркутск к известному тибетскому целителю. И случается чудо: тот возвращает к жизни молодого художника. Через полгода Виктор уже опять числится на "Каучуке", а в 1926 году переходит трудиться в типографию "Рабочей газеты".

Наступает 1935-й голодный год. Тяжелые материальные обстоятельства вынуждают Черноволенко уехать на Дальний Восток на два года. Виктор приехал на Дальний Восток, в Приморский край, где в отрогах Сихотэ-Алиньского хребта, в тридцати километрах от побережья Японского моря, находился горнорудный комбинат "Сихали". Там на руднике Тетюхэ он приступил к работе. В то время я жила и работала там же телеграфисткой. В наш далекий край телеграф приносил тревожные вести. Четкие знаки азбуки Морзе выстукивали на телеграфной ленте информацию о "поджоге рейхстага" и о многих других событиях, происходивших в Европе, предвещавших мировую трагедию. В местной газете "Сихотэ-Алиньский рабочий" регулярно печатали сообщения ТАСС.

Вся культурная деятельность поселка была сосредоточена в клубе. Проводились лекции, выступали самодеятельные хоровые и танцевальные группы, драматический кружок ставил спектакли, так же показывали киноленты тех лет. В клубе было пианино Однажды во время репетиции я услышала доносившуюся из зала изумительную музыку, и, сойдя со сцены в зал, остановилась, чтобы не мешать. Играл не знакомый мне человек. Прежде я никогда не слышала такой музыки.

Окончив играть, он обернулся в мою сторону и, пристально всматриваясь в мое лицо, спросил "Вам понравилась музыка?" Поборов смущение и волнение, я вымолвила лишь одно слово: "Очень". Так произошло мое знакомство с Виктором Черноволенко, позвавшим меня в мир прекрасного. Виктор стал моей Судьбой, старшим наставником, добрым другом.

Как работник, Черноволенко обладал незаурядными деловыми качествами, пользовался большим доверием со стороны руководства комбината "Сихали". Ему поручали ответственные задания, и осенью 1933 года его командируют в Москву решать неотложные проблемы, которые требовали много сил, находчивости, ответственности и мужества. Потребовалось почти шесть месяцев напряженной работы, чтобы все сдвинуть с мертвой точки: пробить брешь в плотине бюрократических Главков и добиться со стороны должностных лиц понимания задач и нужд комбината.

В ноябре 1934 года я вышла замуж за Виктора. В конце года по окончании договора Виктор возвратился в Москву, а я смогла приехать только в феврале 1935 года.

Волшебное зеркало.

Здесь я начала работать и учиться в вечерней школе. По выходным дням Виктор и я стремились бывать в театрах, ходить в музеи или концерты. Так началась моя новая жизнь: приобщение к миру искусства и познавание красоты мира.

В июле 1935 года Виктор и я уезжаем на край света, в Якутию. Но пробыли мы там, к сожалению, недолго: из-за сурового климата болезнь легких сразу обострилась, и пришлось скороспешно возвращаться в столицу. Целых восемь месяцев пролежал он в туберкулезной больнице, пока не окреп. А когда окончательно пришел в себя - опять умчался на Дальний Восток, теперь уже без меня (я в ту пору готовилась к поступлению в институт). Вернулся он в конце тридцать седьмого года, и с той поры уже никогда из Москвы надолго не отлучался.

Время шло, неотвратимо надвигалась Вторая мировая война. Нашему поколению никогда не забыть ту все нарастающую тревогу неминуемой мировой беды. Когда в июне сорок первого на Советский Союз обрушились громады бомб, танков, орудий и войск, стало ясно: Армагеддон, начавшийся в Европе с конца тридцать первого года, через десять лет стал бушевать на всей планете.

Виктор Тихонович проработал на заводе всю войну, после трудился на других предприятиях Москвы, и в 1960-м вышел на пенсию. Этим кратким образом трудовой деятельности я завершу одну страницу его жизни.

Небезынтересно узнать, как рождается творческая личность, как человек ищет свой путь к избранной цели, которая составляет истинный смысл жизни, и как стремится осмыслить свое предназначение в мире. Любовь к литературе и искусству, вынесенная из детства, со временем выросла у Виктора Черноволенко во всепоглощающую страсть к обретению знаний.

Равновесие.

Он не мыслил свое существование без книг любимых поэтов, особенно Лермонтова, без посещения выставок известных художников, без любимой Третьяковки. В залах галереи он часами простаивал у полотен М.А. Врубеля и М.В. Нестерова. Через всю жизнь Виктор пронес особое благоговение к творчеству этих замечательных художников, столь близких ему по духу.

Как он сам вспоминал, его поражали и восхищали рисунки Врубеля к лермонтовскому "Демону", исполненные на больших листах черной акварелью. Захватывало не только богатство тональных переходов и красота орнамента, но и не передаваемая словами глубина понимания поэмы. Встреча с творчеством Врубеля открыла простую истину: художнику подвластно передать глубинный духовный мир.

В середине двадцатых годов, не имея специального художественного образования, Виктор делает робкие попытки испробовать свои силы в живописи и рисунке.

В 1926 году, во время посещения одной из выставок, он встретился с художниками П. П. Фатеевым, Б.А. Смирновым-Русецким, В.Н. Пшесецкой (Руной). Несколько позднее они познакомили Виктора с А.П. Сарданом и С.И. Шиголевым.

Виктору очень понравились его новые знакомые, и они подружились. Доверительные отношения были основаны на глубоком интересе к искусству, к идеям К. Э. Циолковского о Космосе, к философии Востока. Общее тяготение ко всем новым веяниям в искусстве и личные симпатии создавали особую атмосферу в их взаимоотношениях. Так сложилась творческая группа, которую сами художники назвали "Амаравелла".

Интересно вспомнить, что название группы родилось в 1927 году. За год до этого в Москве побывал Николай Константинович Рерих и встречался с одним из членов группы - Б.А. Смирновым-Русецким, от которого и узнал о существовании группы молодых художников. Знаменитый мастер предложил организовать в США выставку работ космистов, почти не известных в России. Вот тогда сами космисты и придумали для своей группы имя: "Амаравелла". Вслед за тем руководитель группы, художник П.П. Фатеев, предложил составить манифест "Амаравеллы".

Сейчас из составителей манифеста никого нет в живых.

"Манифест группы художников-космистов "Амаравелла". 1927 год. 1. Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. 2. Научить этому нельзя. 3. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника. 4. Нагие творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира. 5. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенный, не претендуя на самодовлеющее значение. 6. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания - тогда их мысль будет достигнута".

Пробуждайся! Спящий!

Став членом группы "Амаравелла", Виктор понимает, что ему предстоит большая работа над совершенствованием своей техники. Он начинает много и серьезно работать над рисунком и одновременно пишет маслом. Друзья помогают советом и вдохновляют на серьезные поиски. К 1927 году относятся его примечательная картина "В глубинах Вселенной. Свет угасшей звезды" и несколько других, которые, к сожалению, не сохранились, как и карандашные рисунки. От 1928 года уцелела всего лишь одна работа маслом "Древний символ мудрости". Изображение ЧАШИ как символа проходит через многие работы Виктора Черноволенко - вплоть до последних. На многих рисунках символ этот доминирует. И это не случайно. Как известно, ЧАША - древнейший знак, символ накопления знаний, опыта человеческого духа во все времена пребывания человека на Земле.

К 1929 году относятся две картины: "Человек на просторах Космоса" и "Пробуждайся, спящий!" - и около десяти рисунков в карандаше. Из пяти работ маслом за 1930 год особенно впечатляет большое полотно: "Куда идешь, человечество?" Здесь много намеков и знаков, над которыми стоит задуматься. Космически - это пора смены: эпоха Рыб начинает вытесняться эпохой Водолея. Думаю, внимательный читатель и зритель "услышит речь этих картин"...

продолжение>>> Главная сайта         Главная         Карта сайта         English         На страницу "Три шедевра" 

  Именной указатель • Artist Index   • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay



РЕКОМЕНДУЕМ:
 Шедевры русской живописи Русь. 1937.
 Шедевры русской живописи Пусть звонят все колокола космоса.
 Шедевры русской живописи Непобедимый дух.
Лучистые мысли.


www.tanais.info

Victor Chernovolenko. The space writer. Painting - the best pictures | Biography, creativity

  Именной указатель • Artist Index   • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay

www.tanais.info

Виктор Черноволенко - художник - биография, фото, видео

В 1923 году тяжело больного Виктора везут в Иркутск к известному тибетскому целителю. И случается чудо: тот возвращает к жизни молодого художника. Через полгода Виктор уже опять числится на "Каучуке", а в 1926 году переходит трудиться в типографию "Рабочей газеты".

Наступает 1935-й голодный год. Тяжелые материальные обстоятельства вынуждают Черноволенко уехать на Дальний Восток на два года. Виктор приехал на Дальний Восток, в Приморский край, где в отрогах Сихотэ-Алиньского хребта, в тридцати километрах от побережья Японского моря, находился горнорудный комбинат "Сихали". Там на руднике Тетюхэ он приступил к работе. В то время я жила и работала там же телеграфисткой. В наш далекий край телеграф приносил тревожные вести. Четкие знаки азбуки Морзе выстукивали на телеграфной ленте информацию о "поджоге рейхстага" и о многих других событиях, происходивших в Европе, предвещавших мировую трагедию. В местной газете "Сихотэ-Алиньский рабочий" регулярно печатали сообщения ТАСС.

Вся культурная деятельность поселка была сосредоточена в клубе. Проводились лекции, выступали самодеятельные хоровые и танцевальные группы, драматический кружок ставил спектакли, так же показывали киноленты тех лет. В клубе было пианино Однажды во время репетиции я услышала доносившуюся из зала изумительную музыку, и, сойдя со сцены в зал, остановилась, чтобы не мешать. Играл не знакомый мне человек. Прежде я никогда не слышала такой музыки.

Окончив играть, он обернулся в мою сторону и, пристально всматриваясь в мое лицо, спросил "Вам понравилась музыка?" Поборов смущение и волнение, я вымолвила лишь одно слово: "Очень". Так произошло мое знакомство с Виктором Черноволенко, позвавшим меня в мир прекрасного. Виктор стал моей Судьбой, старшим наставником, добрым другом.

Как работник, Черноволенко обладал незаурядными деловыми качествами, пользовался большим доверием со стороны руководства комбината "Сихали". Ему поручали ответственные задания, и осенью 1933 года его командируют в Москву решать неотложные проблемы, которые требовали много сил, находчивости, ответственности и мужества. Потребовалось почти шесть месяцев напряженной работы, чтобы все сдвинуть с мертвой точки: пробить брешь в плотине бюрократических Главков и добиться со стороны должностных лиц понимания задач и нужд комбината.

В ноябре 1934 года я вышла замуж за Виктора. В конце года по окончании договора Виктор возвратился в Москву, а я смогла приехать только в феврале 1935 года.

Здесь я начала работать и учиться в вечерней школе. По выходным дням Виктор и я стремились бывать в театрах, ходить в музеи или концерты. Так началась моя новая жизнь: приобщение к миру искусства и познавание красоты мира.

В июле 1935 года Виктор и я уезжаем на край света, в Якутию. Но пробыли мы там, к сожалению, недолго: из-за сурового климата болезнь легких сразу обострилась, и пришлось скороспешно возвращаться в столицу. Целых восемь месяцев пролежал он в туберкулезной больнице, пока не окреп. А когда окончательно пришел в себя - опять умчался на Дальний Восток, теперь уже без меня (я в ту пору готовилась к поступлению в институт). Вернулся он в конце тридцать седьмого года, и с той поры уже никогда из Москвы надолго не отлучался.

Время шло, неотвратимо надвигалась Вторая мировая война. Нашему поколению никогда не забыть ту все нарастающую тревогу неминуемой мировой беды. Когда в июне сорок первого на Советский Союз обрушились громады бомб, танков, орудий и войск, стало ясно: Армагеддон, начавшийся в Европе с конца тридцать первого года, через десять лет стал бушевать на всей планете.

Виктор Тихонович проработал на заводе всю войну, после трудился на других предприятиях Москвы, и в 1960-м вышел на пенсию. Этим кратким образом трудовой деятельности я завершу одну страницу его жизни.

Небезынтересно узнать, как рождается творческая личность, как человек ищет свой путь к избранной цели, которая составляет истинный смысл жизни, и как стремится осмыслить свое предназначение в мире. Любовь к литературе и искусству, вынесенная из детства, со временем выросла у Виктора Черноволенко во всепоглощающую страсть к обретению знаний.

Он не мыслил свое существование без книг любимых поэтов, особенно Лермонтова, без посещения выставок известных художников, без любимой Третьяковки. В залах галереи он часами простаивал у полотен М. А. Врубеля и М. В. Нестерова. Через всю жизнь Виктор пронес особое благоговение к творчеству этих замечательных художников, столь близких ему по духу.

Как он сам вспоминал, его поражали и восхищали рисунки Врубеля к лермонтовскому "Демону", исполненные на больших листах черной акварелью. Захватывало не только богатство тональных переходов и красота орнамента, но и не передаваемая словами глубина понимания поэмы. Встреча с творчеством Врубеля открыла простую истину: художнику подвластно передать глубинный духовный мир.

В середине двадцатых годов, не имея специального художественного образования, Виктор делает робкие попытки испробовать свои силы в живописи и рисунке.

В 1926 году, во время посещения одной из выставок, он встретился с художниками П. П. Фатеевым, Б. А. Смирновым-Русецким, В. Н. Пшесецкой (Руной). Несколько позднее они познакомили Виктора с А. П. Сарданом и С. И. Шиголевым.

Виктору очень понравились его новые знакомые, и они подружились. Доверительные отношения были основаны на глубоком интересе к искусству, к идеям К. Э. Циолковского о Космосе, к философии Востока. Общее тяготение ко всем новым веяниям в искусстве и личные симпатии создавали особую атмосферу в их взаимоотношениях. Так сложилась творческая группа, которую сами художники назвали "Амаравелла".

Интересно вспомнить, что название группы родилось в 1927 году. За год до этого в Москве побывал Николай Константинович Рерих и встречался с одним из членов группы - Б. А. Смирновым-Русецким, от которого и узнал о существовании группы молодых художников. Знаменитый мастер предложил организовать в США выставку работ космистов, почти не известных в России. Вот тогда сами космисты и придумали для своей группы имя: "Амаравелла". Вслед за тем руководитель группы, художник П. П. Фатеев, предложил составить манифест "Амаравеллы".

Скоро манифесту исполнится семьдесят лет, из его составителей никого уже нет в живых. Я, как знавшая всех лично, кроме Руны, хочу познакомить читателя с этим документом.

"Манифест группы художников-космистов "Амаравелла". 1927 год

1. Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь.

2. Научить этому нельзя.

3. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника.

4. Нагие творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.

5. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенный, не претендуя на самодовлеющее значение.

6. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания - тогда их мысль будет достигнута".

Став членом группы "Амаравелла", Виктор понимает, что ему предстоит большая работа над совершенствованием своей техники. Он начинает много и серьезно работать над рисунком и одновременно пишет маслом. Друзья помогают советом и вдохновляют на серьезные поиски. К 1927 году относятся его примечательная картина "В глубинах Вселенной. Свет угасшей звезды" и несколько других, которые, к сожалению, не сохранились, как и карандашные рисунки. От 1928 года уцелела всего лишь одна работа маслом "Древний символ мудрости". Изображение ЧАШИ как символа проходит через многие работы Виктора Черноволенко - вплоть до последних. На многих рисунках символ этот доминирует. И это не случайно. Как известно, ЧАША - древнейший знак, символ накопления знаний, опыта человеческого духа во все времена пребывания человека на Земле.

К 1929 году относятся две картины: "Человек на просторах Космоса" и "Пробуждайся, спящий!" - и около десяти рисунков в карандаше. Из пяти работ маслом за 1930 год особенно впечатляет большое полотно: "Куда идешь, человечество?" Здесь много намеков и знаков, над которыми стоит задуматься. Космически - это пора смены: эпоха Рыб начинает вытесняться эпохой Водолея. Думаю, внимательный читатель и зритель "услышит речь этих картин"...

Прежде чем продолжить рассказ о творческом становлении художника, я скажу о дальнейшей судьбе "Амаравеллы". Известно, что последняя выставка художников-космистов состоялась в 1929 году. Затем начались аресты, и первой угодила в лапы охранки В. Н. Пшесецкая, потом А. П. Сардан. В 1942 году С. И. Шиголев был репрессирован, и до сих пор о нем ничего не известно. Б. А. Смирнов-Русецкий был арестован сразу же после начала войны. Как группа "Амаравелла" перестала существовать, но все те, кто остался жив, в каких бы условиях они ни находились, не отступили и в меру сил своих продолжали творить, иначе и не могло быть: творчество для художника - жизнь.

Со временем у Виктора Черноволенко появилось сильное желание музицировать на фортепьяно. И как позднее оказалось, эта потребность в музыке стала неотъемлемой частью его творчества. Не зная нот, художник мог импровизировать на рояле в совершенстве, правда, нужно сказать, он обладал феноменальным музыкальным слухом с самого рождения. Те, кто слушал его импровизации, забывали обо всем: звуки уносили в миры, полные гармонии и красоты. Шли годы, но художник не отступал, и как только представлялась возможность, брался за карандаш или за кисть, или садился за рояль.

Как стало ясно позднее, музыкальные импровизации были в высшей степени созвучны его картинам. Нет, это не звуковые иллюстрации, они абсолютно отдельны, как бы параллельны, как бы дополняют изображенное, они - "голос" картины. Звуковые и цветовые ряды являют собой гармоническое целое.

Музыка многих композиторов близка была художнику по духу. Рахманинов, Мусоргский, Римский-Корсаков, Григ, Чайковский - все они значились среди любимых и почитались, но Вагнер, и, в самой высокой степени, Скрябин, были Вершиной. Виктор считал творчество Александра Скрябина высочайшим достижением человеческого гения. "Симфонические произведения Скрябина полны необычных сочетаний звуков, - говорил художник, - они уносят нас к звездам, к свету и рождают в душе ощущение причастности человека ко вей Вселенной". Виктор в детстве и сам пережил это необыкновенное ощущение. Его мать играла немного на рояле и очень любила посещать симфонические концерты - вместе с сыновьями. Однажды они были на концерте Скрябина, где дирижировал сам великий композитор. В какой-то момент мальчик почувствовал, что удивительные звуки уносят его куда-то ввысь, беспредельность, и он несется за ними, растворившись, сам как бы превратившись в звук. Это случилось с ним в 1912 году...

В альбоме "Почитание света" представлены только четыре работы с 1931 по 1937 год, сюда не вошли рисунки карандашом. Когда сопоставляешь некоторые картины, как раннего периода, так и более позднего времени, часто бросается в глаза одна особенность: на полотнах как бы проявляется духовный и творческий путь художника, и в этом убеждают нас три картины раннего периода: "ПРОБУЖДАЙСЯ, СПЯЩИЙ!" (1929), "УСТРЕМЛЕНИЕ" (1930). "ВЕЩИЙ СОН" (1935). А сейчас предоставим слово Виктору Черноволенко и послушаем, что художник сам говорит о созидании своих произведений.

"...Когда я работаю над картиной, мне совершенно необходимо, чтобы я был в одиночестве, чтобы никто не мешал мне своим присутствием. Начав работать, я не могу ни на минуту оторваться или отвлечься. Если меня прерывают, происходит как бы обрыв потока линий, форм, цветовой гаммы. Происходит разрушение того, что уже было создано... Уходят линии куда-то, распадаются формы, и мне нужны уже другие: те неповторимы и ушли безвозвратно.

Меняется композиция... нужно все творить сначала. Работаю я только при дневном свете, никогда не смешиваю краски. Во мне постоянно живет неиссякаемое желание работать. Причем, никогда не делаю никаких карандашных зарисовок, заранее у меня нет никаких замыслов или плана будущей работы. Все начинается как бы само собой, все начинается с интуиции. Перед началом работы всегда ощущаю радостное чувство ожидания предстоящей встречи с неизвестным прекрасным; возникнут линии, формы, цвет. Картина рождается как импровизация. И когда я каким-то своим нутром приму все линии, формы, цвета, ритмы, - все, что вышло из-под кисти, только тогда считаю, что работа закончена...

Живописные работы связаны с музыкальными импровизациями. Многие утверждают, что музыка им помогает "разобраться" в картинах. Моя мечта - познакомить всех с тем, что я делаю. Мечтаю, чтобы нас окружала КРАСОТА. КРАСОТА приносит радостное, возвышенное настроение и устремляет нас к добру и милосердию. И, когда я вижу, что мое творчество приносит радость, безмерно счастлив. Это воодушевляет и придает силы работать. Люблю Красоту, люблю, когда люди радуются, когда живут мирно, и очень хочу, чтобы было единение в Красоте. Мне кажется, что во всяком благородном творчестве можно найти единение... Мне хочется, чтобы не было никаких войн, чтобы люди жили в красивых городах, гуляли в прекрасных садах. Красота влияет на людей, на их развитие, мораль, на взаимоотношения друг с другом"...

В альбоме представлены три акварели, посвященные трем Рерихам: "Торжество" (1966) - Елене Рерих; "Святыня" (1964) - Николаю Рериху; "Сокровище" (1966) - Юрию Рериху.

О встрече с Юрием Николаевичем Рерихом Виктор Тихонович вспоминает как о знаменательном событии в своей жизни.

"В 1958 году я встретился с Юрием Николаевичем Рерихом, который приехал в Москву в августе 1957 года. Встреча с ним стала исключительной вехой в моей жизни. Общаясь с Юрием Николаевичем, энциклопедистом, человеком большой культуры - и вместе с тем таким скромным и обаятельным, мы чувствовали себя в его присутствии хорошо и непринужденно. Я, не имея специального художественного или музыкального образования, всегда ощущал какое-то чувство неполноценности, когда мне приходилось показывать свои картины или играть для тех, кого считал намного компетентнее меня. Но с ним все было иначе. Он видел не раз мои художественные произведения и слушал мои музыкальные импровизации. Ему все нравилось. Он мне как-то сказал: "Ваше видение мира отличается от многих, которых я знаю, ваша музыка не похожа на музыку других - это говорит о том, что вам доступно то, что недоступно другим. Это - дар, и принимайте его с благодарностью".

"Я очень дорожил его мнением. Своим отношением к моему творчеству Юрий Николаевич поддержал меня и вселил уверенность: то, что я делаю, нужно людям. После этого я с большей радостью работал с большим подъемом в душе".

Когда пришел срок выхода на пенсию Виктора Тихоновича, мы решили, что он полностью начнет, наконец, заниматься творческой работой. Судьба ему даровала еще двенадцать лет жизни, и он за это время создал свыше 250 акварелей и около двадцати работ маслом.

С того времени в его творческом становлении начался новый период. Художник говорил об этом так: "Выйдя на пенсию и начав заниматься тем, к чему всю жизнь стремилась моя душа, я обрел ощущение чего-то совершенно нового в окружающем мире. Мне стало абсолютно ясно, что хотя жизнь повела меня вначале иным путем, мне предстояло пройти по нему, чтобы обрести опыт и познать многое.

За это я благодарю судьбу. Вероятно, не испытав всего, что я должен был испытать, не смог бы постичь то, что мне открылось. Теперь я вижу и воспринимаю окружающий меня мир как необозримо-огромное творение искусства, творение, которое неостановимо и непрерывно развертывается перед взором Человека.

Раньше у меня появлялись отдельные картины, а теперь мне хочется создать циклы или сюиты, триптихи, например, цикл "Неведомый мир", "Мир озера", триптих "Звезды" и т. д. И, мне кажется, когда я работаю над картиной, мне удается запечатлеть только одно мгновение из этой непрерывно развертывающейся ПАНОРАМЫ ВСЕЛЕНСКОЙ КРАСОТЫ..."

С 1971 года состояние здоровья Виктора Тихоновича стало заметно ухудшаться, но он по мере сил продолжал творить. Интересно отметить теперь ретроспективно, каким удивительным образом выстраиваются знаки в акварелях двух последних лет его жизни, знаки, напоминающие, что он скоро оставит наш мир. Речь идет о картинах: "Птица судьбы", "Зов", "Ступени", "Неопалимый цветок", "Видение", "Последний аккорд", "Реквием".

Последняя акварель написана за неделю до рокового дня. Незадолго до кончины Виктору Тихоновичу предложили дать работы на выставку в редакцию газеты "Комсомольская правда". Но этому не суждено было осуществиться: 16 октября 1972 года в семь часов тридцать минут утра Виктор Тихонович Черноволенко скончался от кровоизлияния в мозг. Прах его захоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

"Можно восстановить дни и труды, но внутренняя жизнь, жизнь его души ушла безвозвратно". Слова эти были сказаны по поводу кончины А. Скрябина. Привожу их с тем, чтобы отметить еще одну грань творчества Виктора Черноволенко. Он никогда сам не раскрывал содержания своих работ, и на традиционный вопрос: "Что вы хотели сказать этим, или что изображено на картине?" - художник отвечал вопросом: "А что вы сами увидели здесь?". Он не навязывал зрителю своего видения мира, отраженного в работах, прежде всего потому, что они несут в себе много такого, что пока трудно "расшифровать" и объяснить. Нам еще предстоит научиться видеть и "слышать" эти картины-импровизации: они слишком многомерны и полифоничны... По-видимому, не случайно художник не любил их подписывать и давать им названия, поскольку они "бессюжетны", а название может высветить лишь одну грань и, быть может, не самую главную. Он предпочитал работы последнего периода объединять в сюиты и циклы, внутри которых картины образуют как бы континуум - непрерывный и развертывающийся поток цветовой палитры и гаммы звучания. Космос в картинах Виктора Черноволенко не только эстетическая категория, это прежде всего категория нравственная. Для художника Космос - символ духовной чистоты и надежды в бесконечной цепи миров. Юрий Линник - поэт и философ - так говорит о художнике:

"Мир Черноволенко глубоко созвучен духу нашего космического времени. Интуиция Мастера проникла в дальнюю Вселенную - туда, куда еще не скоро долетят наши космические корабли. Но это совершится непременно! Полотна художника убеждают нас в том, что человеческой мысли доступны самые глубинные пласты бытия. Космос Черноволенко захватывает своей сказочностью. Многие его картины - это космическая лирика: в них выражена с подлинной задушевностью, человеческой теплотой мечта о дальних мирах. Это добрый Космос. В нем торжествуют начала Гармонии и Красоты".

biozvezd.ru

С.М. Зорин: «Картины Черноволенко никак не могут принадлежать МЦР, а только музею Рериха»

Открытое письмо С.М.Зорина[1]

О судьбе картин Виктора Тихоновича Черноволенко

 

Хочу сообщить важные сведения о 101 картине В.Т. Черноволенко,[2] которые передала в музей Рериха его вдова М.Ф. Дроздова-Черноволенко. Я имею к этому событию самое прямое отношение и просто обязан прояснить ситуацию. Мы дружили более тридцати лет и Марья Филипповна мне абсолютно доверяла. Марья Филипповна категорически не хотела давать в МЦР ни одной картины. «Есть у них три штуки, посвященные Рерихам, и достаточно», - говорила она. Наш разговор происходил незадолго до ухода Марьи Филипповны с этого плана. Я видел ее состояние, и оно внушало мне большие опасения. Невероятная слабость, бледность, фиолетовые губы, дрожащий голос.

Фото. Л.М. Богданова, Л.В. Дорошкевич, Ю.Н. Рерих,

М.Ф. Дроздова-Черноволенко, С.Н. Рерих, И.М. Богданова,

В.Т. Черноволенко. Москва, май 1960 г. (Источник фото[3])

Она жила в коммунальной квартире с очень сомнительным соседом. Понимал, что в случае смерти Марьи Филипповны все 250 картин могут просто исчезнуть. Времени на то, чтобы долго обдумывать и решать, что и как делать с картинами, просто нет. Я тогда еще работал в МЦР директором изобретенного мной Оптического театра. С.Н.Рерих высоко оценил Оптический театр еще а 1974 году и назвал его ОКНОМ В ТОНКИЙ МИР. Он же в 1989 году предложил мне ввести Оптический театр в состав создаваемого им уникального культурного центра с музеем Рериха – Советского фонда Рерихов.

Я, естественно, согласился, хотя впереди были огромные трудности, ибо СФР достались руины усадьбы Лопухиных. Правящую троицу МЦР Марья Филипповна хорошо знала и им категорически не доверяла. Я сказал Марье Филипповне, что гениальные картины её мужа нужно непременно сохранить для будущего, для России, для мира. «Поймите, дорогая Марья Филипповна, - говорил я, - время идет вперед и вскоре ни меня, ни вас, ни Шапошниковой с ее помощничками не будет на этом свете. Это жестокая правда жизни. А музей Рериха будет идти в будущее при любом раскладе. Вы же картины подарите не МЦР и не этой троице, а музею Рериха. Вот и пусть идут в будущее картины двух великих мастеров (я ценю творчество Черноволенко не менее, чем творчество Рерихов). Надеюсь, что вскоре исчезнут эти горе-приватизаторы наследия Рерихов и всё встанет на свои места».

В МЦР, кстати, в то же время работала главным хранителем Галина Васильевна Дарузе... Понимая, что мои слова нужно подкрепить, я стал уговаривать Марью Филипповну принять у себя Дарузе, говоря, что она порядочный человек и большой специалист в музейном деле. И это была чистая правда. Марья Филипповна, доверяя мне, согласилась, и Дарузе обстоятельно с ней поговорила, заверив, что сделает всё, что в её силах, чтобы сохранить столь замечательные картины. Марья Филипповна решилась и сказала: «так как в МЦР работают и Зорин, и Дарузе, я за будущее картин спокойна», - и согласилась, чтобы ВСЕ 250 картин Черноволенко вывезли из её коммуналки в хранилище МЦР и там уже с помощью Дарузе скомплектовать картины для разных музеев, оставив в музее Рериха то, что отберет Л.В.Шапошникова.

Фото. Вечер памяти В.Т. Черноволенко.  Вдова художника

М.Ф. Дроздова на фоне  картин мужа.

Музей ИЗО РК. 4 ноября 1989 года. (Источник[4]).

Шапошникова отобрала 101 картину – самое лучшее из творчества этого уникального художника-космиста. Остальные картины были отданы разным музеям. Сколько, каких и куда, - знает Г.В. Дарузе. Не забыла М.Ф и своих старых друзей, подарив им около 10 картин. Чете Зориных она подарила картину СЕМЬ СТУПЕНЕЙ, надписав собственной рукой, кому она ее дарит. Алексею Грозе подарила СВЯТУЮ РУСЬ для Светлояра – сердца Руси… После смерти М.Ф. Дроздовой-Черноволенко меня вскоре правящая бал троица за критику ее работы изгнала из МЦР, а вослед за мной и Дарузе, у которой Стеценко в хранилище потребовал завернуть ему пару картин Черновленко для его дома. Дарузе опешила от такого наглого наезда и сначала подумала, что он шутит. Но он напирал, и Галина Васильевна в сердцах послала этого наглеца подальше. Конечно, изгнали и ее.

Таким образом, защита, на которую так надеялась М.Ф., была из МЦР удалена, и уже никто не мог помешать Стеценко поступать так, как позволяла ему его совесть. По моим многолетним наблюдениям этот военный в отставке - человек недалекий, не имеющий НИКАКОГО отношения к Культуре вообще. Но Шапошникова подбирала себе помощников по известному только ей критерию. Зато вместе эта троица изгнала из МЦР много светлых и порядочных людей, доведя некоторых до инфаркта. Итак, по воле М.Ф. Дроздовой-Черноволенко картины ее мужа НИКАК НЕ МОГУТ ПРИНАДЛЕЖАТЬ МЦР, а только музею Рериха.

 

С.М.Зорин - изобретатель Оптического театра.

14 сентября 2017 г.

[2] Виктор Тихонович Черноволенко (13 марта 1900, Москва — 16 октября 1972, там же) — русский художник-космист, член группы художников «Амаравелла». В 1926 г. в Москве В.Т.Черноволенко встречался вместе с коллегами с  Н.К.Рерихом , который познакомившись с их работами, предложил этой группе художников принять  участие в предстоящей в 1927 г. Всемирной выставке современного искусства в Нью-Йорке. Художники приняли приглашение и по условиям участия им пришлось представить концепцию искусства, эмблему и название группы. Так появляется на свет название группы, из шести художников, «Амаравелла». Подробнее о В.Т.Черноволенко  на Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Черноволенко,_Виктор_Тихонович   

С картинами В.Т.Черноволенко  можно познакомиться здесь: http://nowimir.ru/DATA/060010_1.htm 

lebendige-ethik.net

Черноволенко, Виктор Тихонович — википедия фото

Родился 13 марта 1900 года в Москве в семье работника страховой компании Черноволенко Тихона Константиновича и домохозяйки Черноволенко Натальи Владимировны. Старшие братья — Адриан и заслуженный артист РСФСР Георгий (Юрий) Тихонович Черноволенко.

В 1918 году окончил 1-е Московское реальное училище, а до этого начиная с 1916 года работал статистом в оперном театре С. И. Зимина, где часто видел выступления Фёдора Шаляпина и Леонида Собинова.[3]

Служба в Красной Армии

В 1919 году Виктор Черноволенко пытается поступить в Коммерческий институт, но его призывают в Красную Армию.

«Меня, в частности, спросили, кем я хочу быть в рядах Красной Армии. Я ответил: хочу попасть на кавалерийские курсы. Но на кавалерийские курсы я не попал — меня направили на пулеметные курсы комсостава в городе Вольске, которые я окончил в 1919 году. А в 1920 году был направлен в отдельный запасной лыжный батальон в Сибирь, где меня назначили помощником начальника пулемётной команды запасного лыжного батальона. Мой статус звучал очень смешно в сокращённом варианте: „помначпулемком от заплыжбата“.»[3]

В Омске был сформирован батальон откуда Виктора отправили в Томск для охраны обозов с зерном. Там после налёта грабителей получил повреждение лёгкого, что привело, в конечном итоге, к туберкулёзу. Затем был помещён в Томский военный госпиталь, а после освобождён от военной службы.

Начало творчества и «Амаравелла»

Возвратившись в Москву Виктор Черноволенко устраивается работать на завод «Каучук» агентом снабжения. А в свободное от работы время посещает Третьяковскую галерею где подолгу простаивал у полотен М. Нестерова и М. Врубеля. И в 1926 году во время посещения музея познакомился с молодым художником Борисом Смирновым-Русецким, который являлся членом небольшого творческого объединения «Квадрига», куда входили ещё три художника — П. П. Фатеев (руководитель), В. Н. Пшесецкая, А. П. Сардан. К тому времени это объединение существовало три года и все его члены радушно приняли Виктора Черноволенко, который уже давно лелеял мечту когда-нибудь стать художником. Новые друзья были готовы ему помочь, поделиться своим опытом и дать совет. Вскоре к их группе присоединился ещё один молодой, но опытный художник С. И. Шиголев. Творческой философией группы стали идеи представителей русского космизма — Н. Ф. Фёдорова, В. И. Вернадского и А. Л. Чижевского.[4]

В 1926 г. художники встречаются с Н. К. Рерихом в Москве, который познакомившись с их работами, предлагает принять участие в предстоящей в 1927 г. Всемирной выставке современного искусства в Нью-Йорке. Художники приняли приглашение и по условиям участия им пришлось представить концепцию искусства, эмблему и название группы. Так появляется на свет название группы, из шести художников, «Амаравелла».[4] В группе у Виктора Черноволенко рождаются произведения: В глубинах Вселенной (1927), Древний символ мудрости (1928), Человек на просторах космоса (1929), Пробуждайся, спящий! (1929), Куда идёшь, человечество? (1930), Устремлённость (1930), Мгновение (1930).[5]

«Амаравелла» просуществовала до 1930 года, когда по материальным причинам часть группы была вынуждена искать дополнительный заработок и ушла в другие сферы деятельности.

Дальний Восток и комбинат «Сихали»

В 1932 году Виктор Черноволенко приезжает на Дальний Восток в посёлок Тетюхе (ныне Дальнегорск) Приморского края. Там он устроился работать на «Сихотэ-Алинский полиметаллический комбинат Главцветметзолото» (сокращённо «Сихали»). Здесь он знакомится со своей будущей женой Марией Филипповной Дроздовой, которая работала в посёлке телеграфисткой. После года работы на комбинате, Черноволенко отправляют в командировку в Москву и Севастополь, чтобы решать неотложные проблемы комбината. В Севастополе ему приходится контролировать строительство судна «Серго Орджоникидзе» для комбината «Сихали». Заметки В. Т. Черноволенко о ходе строительства судна печатает газета «Сихотэ-Алиньский рабочий».[6] Возвратившись в посёлок Тетюхе после командировки, в ноябре 1934 года Виктор Черноволенко женится на М. Ф. Дроздовой.

Возвращение в Москву

В конце 1934 года истекает срок договора работы на комбинате «Сихали» и В. Т. Черноволенко возвращается в Москву на завод, где работал ещё до отъезда на Дальний Восток. В феврале 1935 года к нему приезжает его жена Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко и устраивается работать на телеграф по специальности. В Москве Черноволенко продолжает свой творческий путь и встречается с друзьями по «Амаравелле». В конце 1937 года он снова отправляется работать на комбинат «Сихали» и возвращается в 1938 году.

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны В. Т. Черноволенко работал на военном заводе.

Знакомство с Ю. Н. Рерихом

В 1958 году Виктора Тихоновича знакомят с востоковедом и путешественником Юрием Николаевичем Рерихом, который привёз в Москву завещанные России картины Николая Константиновича Рериха.

«Встреча с Юрием Николаевичем стала для меня исключительной вехой в жизни. Он видел мои работы и слушал мои музыкальные импровизации. Ему всё нравилось. Я очень дорожил его мнением. Юрий Николаевич был для меня, да и не только для меня, но и для других, с кем он был знаком, очень большим авторитетом. Своим отношением к моему творчеству он поддержал меня и вселил уверенность: то, что я делаю, нужно людям. Я начал работать с большой радостью, с большим подъёмом в душе.»[3]

Уход на пенсию. Второе дыхание

В 1960 году Виктор Тихонович Черноволенко уходит на пенсию и теперь он полностью может отдать себя творчеству. Выставки картин Черноволенко проходили в залах многих институтов, в Государственном мемориальном музее А. Н. Скрябина, в некоторых редакциях газет и журналов. В период с 1960 года до своей смерти в 1972 году им было создано более 250 акварелей и 20 живописных картин.[7]

Смерть

30 сентября 1972 года у В. Т. Черноволенко произошло кровоизлияние в мозг. 16 октября в 07:30 он умирает. Его похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище.

org-wikipediya.ru

Черноволенко, Виктор Тихонович — WiKi

Родился 13 марта 1900 года в Москве в семье работника страховой компании Черноволенко Тихона Константиновича и домохозяйки Черноволенко Натальи Владимировны. Старшие братья — Адриан и заслуженный артист РСФСР Георгий (Юрий) Тихонович Черноволенко.

В 1918 году окончил 1-е Московское реальное училище, а до этого начиная с 1916 года работал статистом в оперном театре С. И. Зимина, где часто видел выступления Фёдора Шаляпина и Леонида Собинова.[3]

Служба в Красной Армии

В 1919 году Виктор Черноволенко пытается поступить в Коммерческий институт, но его призывают в Красную Армию.

«Меня, в частности, спросили, кем я хочу быть в рядах Красной Армии. Я ответил: хочу попасть на кавалерийские курсы. Но на кавалерийские курсы я не попал — меня направили на пулеметные курсы комсостава в городе Вольске, которые я окончил в 1919 году. А в 1920 году был направлен в отдельный запасной лыжный батальон в Сибирь, где меня назначили помощником начальника пулемётной команды запасного лыжного батальона. Мой статус звучал очень смешно в сокращённом варианте: „помначпулемком от заплыжбата“.»[3]

В Омске был сформирован батальон откуда Виктора отправили в Томск для охраны обозов с зерном. Там после налёта грабителей получил повреждение лёгкого, что привело, в конечном итоге, к туберкулёзу. Затем был помещён в Томский военный госпиталь, а после освобождён от военной службы.

Начало творчества и «Амаравелла»

Возвратившись в Москву Виктор Черноволенко устраивается работать на завод «Каучук» агентом снабжения. А в свободное от работы время посещает Третьяковскую галерею где подолгу простаивал у полотен М. Нестерова и М. Врубеля. И в 1926 году во время посещения музея познакомился с молодым художником Борисом Смирновым-Русецким, который являлся членом небольшого творческого объединения «Квадрига», куда входили ещё три художника — П. П. Фатеев (руководитель), В. Н. Пшесецкая, А. П. Сардан. К тому времени это объединение существовало три года и все его члены радушно приняли Виктора Черноволенко, который уже давно лелеял мечту когда-нибудь стать художником. Новые друзья были готовы ему помочь, поделиться своим опытом и дать совет. Вскоре к их группе присоединился ещё один молодой, но опытный художник С. И. Шиголев. Творческой философией группы стали идеи представителей русского космизма — Н. Ф. Фёдорова, В. И. Вернадского и А. Л. Чижевского.[4]

В 1926 г. художники встречаются с Н. К. Рерихом в Москве, который познакомившись с их работами, предлагает принять участие в предстоящей в 1927 г. Всемирной выставке современного искусства в Нью-Йорке. Художники приняли приглашение и по условиям участия им пришлось представить концепцию искусства, эмблему и название группы. Так появляется на свет название группы, из шести художников, «Амаравелла».[4] В группе у Виктора Черноволенко рождаются произведения: В глубинах Вселенной (1927), Древний символ мудрости (1928), Человек на просторах космоса (1929), Пробуждайся, спящий! (1929), Куда идёшь, человечество? (1930), Устремлённость (1930), Мгновение (1930).[5]

«Амаравелла» просуществовала до 1930 года, когда по материальным причинам часть группы была вынуждена искать дополнительный заработок и ушла в другие сферы деятельности.

Дальний Восток и комбинат «Сихали»

В 1932 году Виктор Черноволенко приезжает на Дальний Восток в посёлок Тетюхе (ныне Дальнегорск) Приморского края. Там он устроился работать на «Сихотэ-Алинский полиметаллический комбинат Главцветметзолото» (сокращённо «Сихали»). Здесь он знакомится со своей будущей женой Марией Филипповной Дроздовой, которая работала в посёлке телеграфисткой. После года работы на комбинате, Черноволенко отправляют в командировку в Москву и Севастополь, чтобы решать неотложные проблемы комбината. В Севастополе ему приходится контролировать строительство судна «Серго Орджоникидзе» для комбината «Сихали». Заметки В. Т. Черноволенко о ходе строительства судна печатает газета «Сихотэ-Алиньский рабочий».[6] Возвратившись в посёлок Тетюхе после командировки, в ноябре 1934 года Виктор Черноволенко женится на М. Ф. Дроздовой.

Возвращение в Москву

В конце 1934 года истекает срок договора работы на комбинате «Сихали» и В. Т. Черноволенко возвращается в Москву на завод, где работал ещё до отъезда на Дальний Восток. В феврале 1935 года к нему приезжает его жена Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко и устраивается работать на телеграф по специальности. В Москве Черноволенко продолжает свой творческий путь и встречается с друзьями по «Амаравелле». В конце 1937 года он снова отправляется работать на комбинат «Сихали» и возвращается в 1938 году.

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны В. Т. Черноволенко работал на военном заводе.

Знакомство с Ю. Н. Рерихом

В 1958 году Виктора Тихоновича знакомят с востоковедом и путешественником Юрием Николаевичем Рерихом, который привёз в Москву завещанные России картины Николая Константиновича Рериха.

«Встреча с Юрием Николаевичем стала для меня исключительной вехой в жизни. Он видел мои работы и слушал мои музыкальные импровизации. Ему всё нравилось. Я очень дорожил его мнением. Юрий Николаевич был для меня, да и не только для меня, но и для других, с кем он был знаком, очень большим авторитетом. Своим отношением к моему творчеству он поддержал меня и вселил уверенность: то, что я делаю, нужно людям. Я начал работать с большой радостью, с большим подъёмом в душе.»[3]

Уход на пенсию. Второе дыхание

В 1960 году Виктор Тихонович Черноволенко уходит на пенсию и теперь он полностью может отдать себя творчеству. Выставки картин Черноволенко проходили в залах многих институтов, в Государственном мемориальном музее А. Н. Скрябина, в некоторых редакциях газет и журналов. В период с 1960 года до своей смерти в 1972 году им было создано более 250 акварелей и 20 живописных картин.[7]

Смерть

30 сентября 1972 года у В. Т. Черноволенко произошло кровоизлияние в мозг. 16 октября в 07:30 он умирает. Его похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище.

ru-wiki.org

Черноволенко, Виктор Тихонович - это... Что такое Черноволенко, Виктор Тихонович?

Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Гражданство: Жанр:
Черноволенко, Виктор Тихонович
В.Т. Черноволенко в Мемориальной квартире Ю.Н. Рериха. Москва, 1964 г.

13 марта 1900(1900-03-13)

Москва

16 октября 1972(1972-10-16) (72 года)

Москва

 Российская империя, СССР

космизм

Виктор Тихонович Черноволенко (13 марта 1900 г., Москва — 16 октября 1972 г., Москва) — русский художник-космист[1], член группы художников «Амаравелла»[2].

Биография

Родился 13 марта 1900 года в Москве в семье работника страховой компании Черноволенко Тихона Константиновича и домохозяйки Черноволенко Натальи Владимировны. Старшие братья - Адриан и заслуженный артист РСФСР Георгий (Юрий) Тихонович Черноволенко.

В 1918 году окончил 1-е Московское реальное училище, а до этого начиная с 1916 года работал статистом в оперном театре С.И. Зимина, где часто видел выступления Фёдора Шаляпина и Леонида Собинова.[3]

Служба в Красной Армии

В 1919 году Виктор Черноволенко пытается поступить в Коммерческий институт, но его призывают в Красную Армию.

«Меня, в частности, спросили, кем я хочу быть в рядах Красной Армии. Я ответил: хочу попасть на кавалерийские курсы. Но на кавалерийские курсы я не попал — меня направили на пулеметные курсы комсостава в городе Вольске, которые я окончил в 1919 году. А в 1920 году был направлен в отдельный запасной лыжный батальон в Сибирь, где меня назначили помощником начальника пулемётной команды запасного лыжного батальона. Мой статус звучал очень смешно в сокращённом варианте: «помначпулемком от заплыжбата».»[3]

В Омске был сформирован батальон откуда Виктора отправили в Томск для охраны обозов с зерном. Там после налёта грабителей получил повреждение лёгкого, что привело, в конечном итоге, к туберкулёзу. Затем был помещён в Томский военный госпиталь, а после освобождён от военной службы.

Начало творчества и «Амаравелла»

Возвратившись в Москву Виктор Черноволенко устраивается работать на завод «Каучук» агентом снабжения. А в свободное от работы время посещает Третьяковскую галерею где подолгу простаивал у полотен М. Нестерова и М. Врубеля. И в 1926 году во время посещения музея познакомился с молодым художником Борисом Смирновым-Русецким, который являлся членом небольшого творческого объединения «Квадрига», куда входили ещё три художника - П.П. Фатеев (руководитель), В.Н. Пшесецкая, А.П. Сардан. К тому времени это объединение существовало три года и все его члены радушно приняли Виктора Черноволенко, который уже давно лелеял мечту когда-нибудь стать художником. Новые друзья были готовы ему помочь, поделиться своим опытом и дать совет. Вскоре к их группе присоединился ещё один молодой, но опытный художник С.И. Шиголев. Творческой философией группы стали идеи представителей русского космизма - Н.Ф. Фёдорова, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского.[4]

В 1926 г. художники встречаются с Н.К.Рерихом в Москве, который познакомившись с их работами, предлагает принять участие в предстоящей в 1927 г. Всемирной выставке современного искусства в Нью-Йорке. Художники приняли приглашение и по условиям участия им пришлось представить концепцию искусства, эмблему и название группы. Так появляется на свет название группы, из шести художников, «Амаравелла». [4] В группе у Виктора Черноволенко рождаются произведения: В глубинах Вселенной (1927), Древний символ мудрости (1928), Человек на просторах космоса (1929), Пробуждайся, спящий! (1929), Куда идёшь, человечество? (1930), Устремлённость (1930), Мгновение (1930).[5]

«Амаравелла» просуществовала до 1930 года, когда по материальным причинам часть группы была вынуждена искать дополнительный заработок и ушла в другие сферы деятельности.

Дальний Восток и комбинат «Сихали»

В 1932 году Виктор Черноволенко приезжает на Дальний Восток в посёлок Тетюхе (ныне г.Дальнегорск) Приморского края. Там он устроился работать на «Сихотэ-Алинский полиметаллический комбинат Главцветметзолото» (сокращённо «Сихали»). Здесь он знакомится со своей будущей женой Марией Филипповной Дроздовой, которая работала в посёлке телеграфисткой. После года работы на комбинате, Черноволенко отправляют в командировку в Москву и Севастополь, чтобы решать неотложные проблемы комбината. В Севастополе ему приходиться контролировать строительство судна «Серго Орджоникидзе» для комбината «Сихали». Заметки В.Т. Черноволенко о ходе строительства судна печатает газета «Сихотэ-Алиньский рабочий».[6] Возвративщись в посёлок Тетюхе после командировки, в ноябре 1934 года Виктор Черноволенко женится на М.Ф. Дроздовой.

Возвращение в Москву

В конце 1934 года истекает срок договора работы на комбинате «Сихали» и В.Т. Черноволенко возвращается в Москву на завод, где работал ещё до отъезда на Дальний Восток. В феврале 1935 года к нему приезжает его жена Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко и устраивается работать на телеграф по специальности. В Москве Черноволенко продолжает свой творческий путь и встречается с друзьями по «Амаравелле». В конце 1937 года он снова отправляется работать на комбинат «Сихали» и возвращается в 1938 году.

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны В.Т. Черноволенко работал на военном заводе.

Знакомство с Ю.Н. Рерихом

В 1958 году Виктора Тихоновича знакомят с востоковедом и путешественником Юрием Николаевичем Рерихом, который привёз в Москву завещанные России картины Николая Константиновича Рериха.

«Встреча с Юрием Николаевичем стала для меня исключительной вехой в жизни. Он видел мои работы и слушал мои музыкальные импровизации. Ему всё нравилось. Я очень дорожил его мнением. Юрий Николаевич был для меня, да и не только для меня, но и для других, с кем он был знаком, очень большим авторитетом. Своим отношением к моему творчеству он поддержал меня и вселил уверенность: то, что я делаю, нужно людям. Я начал работать с большой радостью, с большим подъемом в душе.»[3]

Уход на пенсию. Второе дыхание

В 1960 году Виктор Тихонович Черноволенко уходит на пенсию и теперь он полностью может отдать себя творчеству. Выставки картин Черноволенко проходили в залах многих институтов, в Государственном мемориальном музее А.Н. Скрябина, в некоторых редакциях газет и журналов. В период с 1960 года до своей смерти в 1972 году им было создано более 250 акварелей и 20 живописных картин.[7]

Смерть

30 сентября 1972 года у В.Т. Черноволенко произошло кровоизлияние в мозг. 16 октября 1972 го в 07:30 он умирает. Его похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище.

Фильмы о В.Т. Черноволенко

  • «Сотвори Мир», документальный фильм. Режиссёр В.В. Орехов. 1979 г.
  • «Амаравелла», видеофильм Санкт-Петербургской ТВ-студии. Режиссёры Е. Плугатарёва, Л. Тележко. 1997 г.

Интересные факты

  • В 1936 г. в издательстве «Молодая Гвардия» выходит книга М.С. Поляновского «Тропический рейс», в которой автор описывает своё путешествие из Черного моря на Дальний Восток на корабле «Серго Орджоникидзе».[8] Корабль «Серго Орджоникидзе» был построен под руководством Виктора Тихоновича Черноволенко.

Ссылки

Примечание

dic.academic.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта