На холмах. Ирина Старженецкая и Анатолий Комелин. Старженецкая ирина картины
"Ирина Старженецкая. Цвет животворящий"
"Ирина Старженецкая. Цвет животворящий"Людмила ЦЫПЛАКОВА и Александр ЦЫПЛАКОВЖурнал "Диалог искусств"01.04.2010
«И вот благовестие, которое мы слышали от Негои возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».
Первое соборное послание Святого апостола Иоанна Богослова.Гл.1,5.
Живопись Ирины Старженецкой не признает классический тонально-колористический канон, сохраняя при этом то основное качество, которое преображает краску на холсте в подлинное искусство – в ней «жизнь жительствует». Это яркое исключение неопровержимо подтверждает «правило»: именно свет и цвет составляют само существо живописи. Рисунок в пластической системе Старженецкой имеет самый общий характер и часто погружен в цвет - иногда почти, иногда полностью, являясь основой композиции. Тем не менее, образ мира в ее картинах легко узнаваем, совершенно органичен и настолько убедителен, что не остается никаких сомнений в праве мастера свободно выбирать художественные средства для реализации своего замысла.
«Жизнь богаче воображения. Я ничего не способна придумать, втиснуть мир в свою идею, пока не увижу ЭТО наяву…»,(1) - такая бесхитростная простота творческой позиции при внимательном изучении оказывается сложнее любых концептуальных изысков, потому что видит Старженецкая совершенно иначе, чем большинство даже вполне искушенных в изобразительном искусстве людей. Она – живописец, человек беззаветно влюбленный в совершенную красоту цветового образа мира. Эта любовь - «сердечная», горячая, бескорыстная - пронизывает все существо художника, открывая в нем особые возможности восприятия: способность не только видеть все многообразие цвета, его градаций, тонов и оттенков, но и чувствовать их таинственную связь с душевной и духовной жизнью человека. Живописцами рождаются, но не всегда становятся, этот редкий дар как зерно евангельской притчи должен попасть на «добрую землю», что и произошло, к счастью, в судьбе Ирины Старженецкой. С точки зрения «укорененности» в искусстве ее жизнь может служить эталоном. С момента рождения в семье художников Александра Сегала и Тамары Старженецкой и до сегодняшнего дня она неразрывно связана с музыкальным театром. Рисовать она начала раньше, чем говорить, и ее детские рисунки вдохновлены работами мамы – замечательного театрального художника, известного в 50-е – 70-е годы постановками в Большом театре и во многих других театрах «по всему Советскому Союзу». С середины 60-х годов Старженецкая работает как художник-постановщик вместе с матерью, а затем самостоятельно. Родственная, почти «генетическая» связь с музыкой и театром обогатила живописный дар Ирины Старженецкой: в ее картинах драматическая напряженность действия является одной из основных характеристик, а цветовая гармония соотнесена с музыкальной, и живопись имеет сложное оркестровое звучание. Такая тонко настроенная на красоту система мировосприятия, конечно, сильно отличается от обычного зрения и позволяет «увидеть наяву» то, что скрыто за плотным занавесом повседневности.
Мы с большим интересом наблюдаем за творчеством Ирины Старженецкой с середины 70-х годов, когда на московских выставках впервые увидели очень красивые, сложные по цвету и пластике пейзажи, картины и портреты. Они сразу понравились своей пространственной глубиной и сосредоточенной созерцательностью. Вокруг шумели, эпатировали, декларировали и разоблачали, а Старженецкая внимательно, с любовью вглядывалась в природу («Крым. Тополевка», 1973 г.), людей («Шаховской с детьми», 1978 г., «Портрет В.Попкова», 1974 г., «Комелин», 1979 г.), людей в природе («Игра в городки», 1971г.).
Стало ясно, что она очень интересный и серьезный живописец. Особенно запомнились гурзуфские пейзажи с берегом и морем, в которых клубилась загадочная многоцветная субстанция, то сгущаясь до твердости камня, то переходя в бесконечную, зыбкую плоскость воды, то соединяя их пропитанным морской солью воздухом. Позднее Старженецкая напишет об этом периоде: «В середине 1970-х я совершила для себя открытие, что пространство холста – это не плоский прямоугольник, что его можно, нужно проломить. Просунуть внутрь руку, голову, уйти в небо, в горизонт, в реку. И вот это пространственное разрушение плоскости меня захватило».(2) Живопись владеет Старженецкой полностью, становясь всепоглощающей страстью, и этим фактом обусловлено все, что происходит в ее судьбе – встречи и отношения с людьми, события и путешествия, открытия и утраты – все начинается в живописи, обретает в ней свою истинную ценность и ею же завершается. В творчестве любого художника есть периоды становления, развития, иногда угасания, как в любом процессе, связанном с жизнью. У Ирины Старженецкой они определяются не проблемами ремесла или разработкой темы, а полным погружением в изучение еще неизведанных созидательных возможностей красок и холста. Сделанные в результате этой напряженной работы открытия глубоки и серьезны, они долго переживаются, оставаясь в ее творчестве навсегда.
За тридцать лет многое изменилось в живописи Старженецкой, но характер пространства остается тем же. Его связь с топографией или местом минимальна, в нем не действуют законы гравитации. Оно никогда не бывает замкнутым: иногда просто гостеприимно открыто для зрителя, но чаще проявляет мощную активность урагана – не успеешь осознать, что происходит, как уже летишь с восторгом и замиранием сердца над реками, полями, лесами за горизонт, в расплавленное золото небес («Вечер в Тарусе», 1981 г.).
Пространство в ее картинах самодостаточно, это фактор вечности – оно констатирует относительную и абсолютную конечность присутствия в мире объекта изображения: облако может уплыть и раствориться в воздухе, птица - улететь и погибнуть, человек - уйти и умереть, река - изменить русло и иссякнуть. Для Старженецкой важна непреходящая суть явлений, событий, предметов, людей, отношений - то, что неподвластно времени и участвует в бесконечном процессе жизни. Изначальная трагичность «скоромимоходящей красоты» всегда есть в ее творчестве именно потому, что внешняя, бренная красота оболочки в нем отсутствует.
Предельная обобщенность формы исключает объекты изображения из обстоятельств места и времени, и это бесконечно увеличивает их смысловую и эмоциональную емкость, поскольку при недостатке подробной визуальной информации у зрителя усиливается ассоциативное восприятие. Самое удивительное, что при архетипическом уровне изображения объекты в живописи Старженецкой никогда не становятся символами или знаками. Они обязательно сохраняют характерные жизненные черты и уверенно устраиваются в подвижных свето-цветовых границах своей формы: река течет, дерево растет, небо сияет, человек живет ( «Весна. Триптих» , 1989 г.).
Вообще, схематичность как принцип абсолютной завершенности, создания «общей готовой формулы» чужда не только ее творчеству, но и мировосприятию. Она очень любит жизнь, ей в голову не придет « поймать и приколоть» к холсту эту прекрасную «порхающую бабочку».
Движение парадоксально присутствует во всех работах Старженецкой в разной степени активности - от потенциальной возможности, до стремительного течения. Создается это впечатление очень просто – продуманно направленными движениями кисти в строго определенном ритме. Только повторить эту технику не сможет никто, потому что она абсолютно авторская, в ней нет «механизма», который можно усвоить и включить «конвейер». «Вообще, если хоть что-то получается, это большая тайна, - говорит Старженецкая. – потому, что и воля здесь не поможет, только желание и ожидание. Однако мастерство складывается из чего-то пройденного, из суммы ошибок; повернешь кисть не в ту сторону, и все фальшиво. А верным прикосновением можно сделать так много, что ни одним словом не передать… И весь смысл - в искании. Счастлив тот, кто занят своим делом, но избави Бог нас от самоуверенности и покоя». (3)
Живопись Ирины Старженецкой – это истинный «мимезис», священный танец искусства, в котором художник «вдохновенно подражая» Создателю становится им на время в творческом процессе, оживляя красотой и гармонией нашу «траченную грехом и тлением» реальность («Лето. Диптих Рыбак. Пора земляники». 1985 г.). Ее творчество сакрально по сути: она создает свой мир цветом и способна воспринимать цвет не только на визуальном и эмоциональном уровне, но и на какой-то немыслимой глубине его существования в энергии света. Свет в живописи Ирины Старженецкой обретает полноту своей божественной природы и действует как сила воплощающая, извлекающая из небытия все реалии нашего мира. «Свет – бесконечность, движение, постоянное изменение формы, свет – течение времени…Цвет животворящий… Цвет освященный светом. Свет творит форму», - эти открытия Старженецкой не вписываются в существующую понятийную систему позитивистского искусствознания ХХ века. Она не философ и не богослов, но имеет право говорить об этих сложнейших феноменах потому, что ее знание о них не умозрительно, его источником является личный созидательный опыт истинного художника, которому в творчестве отрываются законы божественной гармонии мироздания.
Двенадцать лет, с 1989 по 2001 год Ирина Старженецкая и скульптор Анатолий Комелин участвовали в украшении двух храмов - Воскресения Христова в Тарусе и Вознесения Господня (Малое Вознесение) на Большой Никитской улице в Москве. Эта работа была вкладом православных людей в возрождение Русской Православной церкви. К этому времени оба были известны и уважаемы в художественной среде как глубокие, самобытные мастера далекие от канонов классического искусства. Все с интересом ждали, как сложатся их отношения с гораздо более регламентированными канонами церковного искусства. Скандала не случилось. Иконы и росписи стен, созданные Ириной Старженецкой, каноничны и на первый взгляд не имеют ничего общего с ее живописью. На самом деле, степень авторской свободы внутри канона поражает и вызывает в памяти фрески Мирожского и Снетогорского монастырей во Пскове, выполненные в разное время в разной манере на высочайшем уровне изобразительного искусства. Такая свобода – свидетельство живой веры - дается только очень одаренным мастерам, и тогда канон являет свою созидательную сущность, превращаясь из строго свода правил в богатый художественный язык, способный выразить чувство любви к Господу, людям и всему миру. Особенно отчетливо именно такое понимание канона видно в тарусских росписях, сделанных Старженецкой от начала и до конца. Целостность пространственного решения создает удивительное впечатление непрерывности Евангельской истории - вновь и вновь в нашей жизни повторяются те события, которые происходили в Иудее более двух тысяч лет назад, мы их не просто видим - мы их переживаем вместе с художником. В своей книге «Запад солнца» Ирина Старженецкая пишет: «Работа в храме во многом определила и живопись на холсте, а также понимание мира как благодарственного псалма, праздника, чуда краткости момента в вечности».(4)
Глубина и серьезность мировосприятия не уводят Старженецкую в созерцательную отрешенность, напротив, у нее очень личное отношение к миру как щедрому дару, по-детски заинтересованное и активное. Все, что ее поражает и волнует, тут же становится любимым, «присваивается» и вовлекается в творческий процесс воплощения в искусстве. Надо видеть Ирину Старженецкую в такие моменты – истинная Афина Паллада – сопротивление невозможно: ее созидательная энергия так организует время, события и людей, что в результате на свет появляется нечто совсем необыкновенное – художественный проект в виде трех книг: «Омар Хайям. Рубаи» (2007 г.), «Библейские холмы» (2009 г.) и «Начало бытия» (2010 г.), настолько интересный, что достоин отдельного исследования.
Собственно, это «не совсем» книги – все они объединены в одном формате особым строем внутреннего пространства. Каллиграфия Анатолия Комелина и живописные листы Ирины Старженецкой не просто существуют рядом на развороте как текст и иллюстрация – они взаимообусловлены как драматургия и сценография, и представляют собой цельное, удивительно гармоничное произведение искусства.
Рукотворность письма выявляет архитектонику текста: ритм и движение мысли автора, рождение образов и ассоциаций, поиск точных слов – все открыто для понимания. Почерк Комелина, - откровенно личный, взволнованный, не заботящийся о «красивости», как в письме к другу или родному человеку, - снимает отчуждение автора от читателя: между ними возникает доверие, и они становятся близкими людьми. Такой уникальный контакт напрямую - сквозь время, вне контекста национальной культуры, вероисповедания и множества других частных подробностей человеческой жизни становится возможен благодаря чувствам, воплощенным в живописи Старженецкой. Ничто не вечно в нашем мире – меняется климат и с ним природа, цивилизации сменяют друг друга, умирают культуры и языки, и только чувства человеческие неизменны. Любовь и ненависть, радость и отчаяние, желание и страх всегда были, есть и будут в жизни каждого человека, сближая всех людей в роде человеческом. В этом необычном художественном проекте Ирины Старженецкой синергия живописи и поэзии Омара Хайяма, живописи и Библии открывает новый уровень восприятия текста – уровень сочувственного понимания, гораздо более глубокий и полный, чем привычное чтение книги с иллюстрациями.
Формально все ее работы в этом проекте – книжная графика (бумага, акварель, гуашь, темпера), поскольку изначально готовились для печати. Но, по сути – это живопись. Присущий ее станковой живописи драматизм, щедрость, даже избыточность цвета не только сохраняются в масштабе альбомной страницы, но даже усиливаются, компенсируя предельную лаконичность рисунка и композиции. Довольно часто, особенно в листах к поэзии Омара Хайяма, в живописи остается только цвет, настолько точный и эмоциональный, что вызывает синестезию с совершенно определенными чувствами, выраженными в поэтическом образе.
Поэзия Омара Хайяма оказывается не гедонистическим гимном наслаждениям, как о ней принято думать, а трагической историей человека страдающего от неверия, от невозможности общения с Богом. Он всю жизнь стремится к вере, мечется между восторгом и отчаянием, но она не приходит, как не приходит по желанию любовь. Отсутствие любви и веры обрекает поэта на самое мучительное и неизбывное одиночество, такое тяжелое, что сам Творец не выдержал его и создал человека «по образу и подобию Своему», чтобы тот смог понять и полюбить Его.
В книге «Начало бытия» Священная история, рассказанная в переводе протоиерея Леонида Грилихеса почти «детским», наивным, скупым, но предельно точным языком, воплощена в точно таких же по характеру живописных листах Ирины Старженецкой. Нет пафоса, но и сложного чувства нет - простота «библейская» и в ней выявляется понимание бытия, как истории отношений человека с Творцом, которая движется любовью Создателя к непутевому Адаму и его потомству. Из поколения в поколение Он воспитывал человека, «взращивал» в нем способность любить не только себя, но и своих близких – жену, детей, родителей, братьев, свою семью, родственников ближних и дальних, живых и умерших, всех, кто входит в «родословие» и через него в народ. Иногда Он терял терпение, как в истории с потопом, но никогда не терял надежды и спасал не только единственного любящего Его человека - праведника Ноя, но и всю его семью и «каждой твари по паре», чтобы род человеческий не прекратился. Подробные и обстоятельные «повести» о том, кто кого родил и сколько прожил - это свидетельство любви и уважения к предкам, благодарность за жизнь. Способность любить «развивается» очень медленно, проходят столетия прежде, чем человек понимает ее значение в своей жизни.
Любовь между мужчиной и женщиной в «Песне песней Соломона» расцветает чувством прекрасного – весь мир, во всей красоте божественного творения вовлекается в отношения между любящими. Живопись Старженецкой - родственная «природным» поэтическим метафорам текста, многоцветная и динамичная вызывает ассоциации с праздничным танцем. По всей видимости, эта удивительно красивая глава Библии сохранила часть брачного обряда, своеобразное театрализованное представление - историю любви жениха и невесты, которую молодежь «рассказывала» гостям. Брак стал радостным священнодействием, ибо в нем по благословению Господа рождается новая жизнь.
Совершенно другой строй живописи в «Книге Руфи» – она эмоционально сдержана, подчеркнуто повествовательна и следует только за событиями. История жизни двух простых женщин – Ноэмини и ее снохи Руфи, начинается с трагической гибели семьи: один за другим умирают все мужчины, молодые - не оставив потомства. Ноэминь из любви отпускает вдов своих сыновей к их родителям, чтобы они могли вновь выйти замуж и обрести радость материнства, но Руфь, вопреки воле свекрови остается с ней, потому что любит и жалеет ее как родную мать. На первом листе три женские фигурки, силуэтные, почти прозрачные на фоне теплых вечерних холмов, печально расходятся в разные стороны: две и одна. На следующем листе путь продолжают двое. И далее перед нами разворачивается скрытое будничными отношениями и событиями действие любви, которая меняет не только обстоятельства жизни и судьбы людей, но и ход мировой истории, ведь внук Ноэмини, сын Руфи и Вооза станет дедом царя Давида и предком Иисуса Христа.
Совсем небольшая «глава» под названием «Предваряя Евангелие. Воскресение» завершает книгу «Библейские холмы» историей рождения у престарелых святых Иоакима и Анны дочери Марии, любовь которой к Господу была столь чиста и сильна, что стало возможным рождение Сына Божия. Здесь Старженецкая следует канонам православной иконописи и не только потому, что эти каноны есть. Они позволяют ей сдержанно, но глубоко передать отчаяние бездетных супругов, их любовь и верность друг другу, их смирение и надежду на чудо, которое случается, когда все законы естества работают против него. Сине-голубой «богородичный» цвет властвует во всех сюжетах, цвет христианской надежды на спасение и воскресение в новом мире – «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильниках, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их…». (5)
Художественный проект Ирины Старженецкой, в котором так много и по-новому сказано о любви, как божественной энергии жизни, появился в наше время не случайно. Если оценивать состояние современной цивилизации с точки зрения духовного здоровья человека, то перспектива открывается апокалипсическая, поскольку, «по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь».(6) Кто знает, можно ли еще вернуться к спасительным ценностям искусства и религии или «точка возврата» уже пройдена человечеством?
Из истории известно, что выход из кризиса всегда начинается с возрождения идеалов красоты и гармонии. Ирина Старженецкая – художник Возрождения - по глубине миропонимания, эстетическим и этическим принципам творчества, богатству живописного дара и широте художественных интересов. Тем не менее, в ее творчестве все «отклонения» от станковой живописи – это путешествия живописца в сопредельные области искусства, они обогащают ее новыми впечатлениями, но она всегда с радостью возвращается домой, к холсту и краскам.
Понятно, что вопрос о «направленческой» принадлежности творчества Ирины Старженецкой совершенно праздный. Ей не грозит постмодернистский суицид самоустранения художника из искусства - ее «ничем не заставишь отказаться от живописи и собирать инсталляции».(7) Модернистский соблазн «быть к а к боги» и создавать нечто абсолютно новое, небывалое, - с точки зрения живописца очевидная нелепость: изобрести «новый», не существующий в природе цвет в принципе невозможно, как и отказаться от прекрасного образа мира, с любовью сотворенного Богом для человека.
Для Ирины Старженецкой искусство является средой обитания, а живопись – способом существования в ней, поэтому она уверенно может сказать: «Все средства, чтобы передать образ мира в живописи – мои средства».(8) Не существует для нее систем координат в искусстве, она «…как беззаконная комета в кругу расчисленном светил». Можно только порадоваться ее появлению и полюбоваться необычной красотой.
artprima.ru
Ирина Старженецкая | АРТ-РЕЛИЗ.РФ
О символизме цветов в изобразительном искусстве известно с древних времен.Египтяне считали лотос священным цветком, в античной Греции покровительницей цветов и садов считалась богиня любви — “фиалкоувенчанная” Афродита. Древние верили в одушевленность растений, полагая, что в каждом из них живет волшебное существо — дриада или нимфа.Цветы — прекраснейшие из созданий на земле, одна из самых популярных тем в искусстве.Экскурсию по выставке «Цветы» в ГЦМСИР специально для АРТ-релиз.РФ провела участник экспозиции художник Елена Гурвич.
ХудожникЕлена Гурвичучастник выставки«Цветы»в ГЦМСИР
Из пресс-релиза выставки:Цветы – символ весны, молодости, плодородия, воплощение богатства и разнообразия природы. Во все времена они вдохновляли поэтов и музыкантов, скульпторов, живописцев, в произведениях которых их хрупкая красота обретает бессмертие. Благодаря мастерам прикладного искусства, цветы искусной вышивкой распускаются на тканях и кружевах, отливаются в золоте и серебре.Красота цветка, волнующая творцов на протяжении многих веков и не потерявшая актуальности в современности, объединяет представленные на выставке живопись и графику из коллекции «Галереи «Т» и частных собраний, а также экспонаты из собрания Государственного центрального музея современной истории России.Гордость выставки – ее живописная и графическая составляющие. Экспозиция знакомит зрителя с творчеством таких ярких художников как Витория Афонская, Анна Бирштейн, Наталья Вигилянская, Елена Гурвич, Лариса Наумова, Вячеслав Павлов, Николай Пономарев, Наталья Пономарева, Лев Табенкин, Зинаида Толстая, Ирина Старженецкая, Тамара Старженецкая, Владимир Шишков.Посетители выставки также смогут увидеть уникальные образцы декоративно-прикладного искусства из отделов вещевых фондов ГЦМСИР: знаменитые жостовские подносы, лаковые шкатулки из Мстеры, филигрань из села Казаков Нижегородской области, фарфоровые и резные деревянные вазы, кружево, резную кость из села Ломоносово.
ХудожникВиктория Афонская«Тюльпаны»1992 г.95х80Из собранияГосударственного центрального музеясовременной истории Росии.Выставка«Цветы»
Афонская Виктория НиколаевнаОкончила МХУ памяти 1905 года, а также Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова. Постоянный экспонент и дипломант отечественных и зарубежных выставок, участник выставки 5-ти российских художников в ООН в 1995 года.Призер международной выставки «Золотая кисть – 2002 г.»Работы художницы находятся в коллекции Государственного центрального музея современной истории России, Государственной картинной галереи Сербии, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
ХудожникТамара Старженецкая«Пионы»1994 г.60х80Выставка«Цветы»
Старженецкая Тамара Георгиевна (1912 – 2002 гг..)Член Союза художников СССР.Окончила институт живописи, скультуры и архитектуры имени И.Е. Репина.Художник театра и кино. Художник – постановщик Государственного Большого театра СССР.Главный художник VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году.
ХудожникВигилянская Натальярод 1919 г.«Букет красных роз и лимоны», фрагментВыставка«Цветы»
Вигилянская Наталья ВалентиновнаЧлен Союза художников СССР.Окончила Художественный институт имени В.И. Сурикова, где училась у Александра Осьмеркина и Александра Дейнеки.Автор агитационных плакатов на различные темы, в том числе посвященные детям и школе.
ХудожникАнна Бирштейн«Натюрморт с цветами»холст, масло50х50
Бирштейн Анна Максовна.Член Союза художников РоссииюЧлен-корреспондент и лауреат Серебряной медали Российской Академии Художеств.Окончила Художественную школу при МГХИ имени В.И.Сурикова.Стажировалась в Париже в Cite des Arts.Работы художницы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Киевском музее Русского искусства, а также в Архангельском, Ижевском, Кемеровском музеях.
ХудожникИрина Старженецкая«Тюльпаны»холст, масло70х50Выставка«Цветы»
Старженецкая Ирина АлександровнаДействительный член Российской Академии художеств.Член Союза художников СССР.Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области искусства.Окончила Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова.Работы художницы находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственном Русском музее, музее Музыкальной культуры им.Глинки, художественном музее в США, а также частных собраниях в России, США, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании.
ХудожникНиколай Пономарев,(1918 — 1997 гг.)«Окно мастерской», фрагмент1960 г.46х53холст, маслоВыставка«Цветы»
Пономарев Николай Афанасьевич (1918-1997 гг..)Действительный член Академии художеств СССР, Народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР в области искусства.Почетный член Союза художников.Окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, многие годы преподавал в этом институте.Президент Академии художеств (1991 – 1997 гг.)Работы художника находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, а также многих других музейных собраниях.
ХудожникЛев Табенкин«Флора»холст, масло2005 г80х70 и 80х90
Лев ТабенкинЧлен Союза художников России.Окончил Московский полиграфический институт.Постоянный участник отечественных и зарубежных выставок.Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других отечественных и зарубежных музейных собраниях и частных коллекциях.
ХудожникЗинаида Толстая(1882—1959 гг..)«Возвращение с прогулки»1930 г.холст, масло82х57Выставка«Цветы»
Толстая Зинаида Александровна (1882 – 1959 гг.)Художник, актриса.Графиня, в эмиграции жила в Германии, Франции.С 1927 по 1951 год выставляла художественные работы в салоне Независимых, участвовала в Осеннем салоне 1930 г.В 1927 играла в Русском театре в Париже. Во время Второй мировой войны зарабатывала адана жизнь служащей на вокзале Монпарнас.После войны вступила в Союз советских патриотов (ССП), выступала на собраниях ССП с0020тением стихов, как художник постоянно участвовала в выставках.
ХудожникВладимир Шишков«Цветы будущего.Кентавр с золотыми яйцами»2014 г.холст, масло, акрил70х60Выставка«Цветы»
Шишков Владимир ЛеонидовиЧлен Союза художников СССР.Окончил Московский полиграфический институт. Участник многочисленных отечественных и зарубежных выставок.Работы художника находятся в фондах Государственного Русского музея, Ярославского художественного музея, Историко-художественном музее «Зарайский Кремль», а также во многих музейных собраниях и частных коллекциях.
ХудожникЕлена Гурвичу своих работна выставке«Цветы»
ХудожникЕлена Гурвич«Цветы»2015 г.холст, масло80х75
художинкЕлена Гурвич«Натюрморт с двумя букетами»2015 г.холст, масло80х70Выставка«Цветы»
СкульпторАлександр Рябичеви художник Елена Гурвична выставке«Цветы»
xn----7sbqier6abq.xn--p1ai
Старженецкая Ирина Александровна
(1943 род.)
Современный живописец. Родилась в 1943 г. на ст. Арысь Узбекской ССР (в эвакуации). В 1957-1962гг. училась в М С Х Ш. С 1966 года принимает участие во всесоюзных, зональных, республиканских и международных художественных выставках. В 1968г. окончила Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова - педагоги: А.М.Грицай, Д.Д.Жилинский, С.Н.Шильников. В 1969г. вступила в Союз художников СССР. В 1965-1985гг. помимо живописи занималась сценографией в музыкальных театрах страны. В 1989г. начала работать в области церковного искусства. В 2000г. удостоена Государственной премии РФ. В 2001г. стала членом-корреспондентом Российской академии художеств. В 2003г. награждена медалью Русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского. В 2004г. ей была присуждена золотая медаль Российской академии художеств. С 2007г. действительный член Российской академии художеств.
Произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее музыкальной культуры им Глинки, Государственном музее истории Москвы, в Московском музее современного искусства, Музее современного искусства Людвига в Кельне, Новой галерее в Ахене, Словацкой национальной галерее и в художественных музеях городов России в Вологде, Иваново, Омска, Томска, Ярославля, а также в частных коллекциях Великобритании, США, Италии, Испании, Франции, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Австрии, Германии, России и других стран.
1981 - выставка "23-х московских художников", ЦДХ, Москва 1982 - выставка "Автопортреты и портреты друзей", Венеция 1982 - "Аспект современного советского искусства", Галерея П.Людвига в Кельне и "Новой галерее" П.Людвига в Аахене 1984 - выставка в г. Познань, Польша 1986 - выставка "Дмитрий Шостакович и его время", Дуйсбург 1986 - выставка "Аспекты современного советского искусства” из коллекция Ирен и Петера Людвига, "Новая галерея", Аахен 1986 - выставка в Дуйсбурге 1987 - совместная выставка с А.Комелиным в Подольске 1987 - выставка в Дании 1987 - выставка произведений советских художников "Личный взгляд", Эдинбург, Лондон, Великобритания 1990 - художественная выставка 26-ти московских и петербургских художников, Москва, Санкт-Петербург 1991 - Международный аукцион в пользу жертв Чернобыля (по программе "ЮНЕСКО"), Франция, Италия 1990 - 1991 - художественные выставки "Вашингтон - Москва", Москва - Государственная Третьяковская галерея, Вашингтон - Библиотека Карнеги 1992 - совместная выставка с А.Комелиным в галерее "Вест-Арт", Осло, Норвегия 1992 - выставка изобразительного искусства в Любляне "Хлеб и слезы", Словакия 1994 - совместная выставка с А.Комелиным в Государственной Третьяковской галерее, (Москва 1994 - 1995 - "Русская коллекция. Конец XX века"-1, Галерея "M'APC", Москва 1997 - "Мир чувственных вещей в картинках", Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Галерея "M'APC", Москва.
Персональные выставки: 1988 – Серпуховской историко-художественный музей; 1989 – ЦДХ, Москва; 1991 – Тарусская картинная галерея; 1993 – галерея «Вест Арт», Осло, Норвегия; 1993 – Государственная Третьяковская галерея, Москва; 1994 – выставочный зал журнала «Наше наследие», Москва; 1994 – Калининградская художественная галерея; 1996 – галерея «Манеж», Москва; 1996 – Культурный центр «Феникс», Москва; 1998 – галерея «Манеж», Москва; 1998 – «Русская галерея», Таллинн, Эстония; 1999 – ЦДХ, Москва; 1999 – Центральный выставочный зал «Манеж», Москва; 2001 – Центральный выставочный зал «Манеж», Москва; 2001 – Тарусская картинная галерея; 2002 – галерея «Арт 21», Москва; 2002 – «Галерея Л.Закировой», Нидерланды; 2002 – галерея «Манеж», Москва; 2003 – Центр современного искусства «M'ARS», Москва; 2004 – Государственная Третьяковская галерея, Москва; 2004 – театр «Школа драматического искусства», Москва; 2005 – Музей истории города Обнинска; 2006 – Центр современного искусства «M'ARS», Москва; 2007 – «Новая галерея», Тамбов; 2007 – галерея «Винсент», Москва; 2008 – МГВЗ «Новый манеж», Москва; 2008 – «Двое в лодке», Российская академия художеств, Москва
kupitkartinu.ru
Художник Ирина Старженецкая рассказала, почему пять лет переписывала картину с тюльпаном
В галерее Камерного театра в минувшие выходные открылась выставка произведений именитой художницы Ирины Старженецкой. Её работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее современного искусства в Москве и других. В Воронеже выставка Старженецкой проходит впервые. Художница привезла свои избранные произведения.
На открытии Ирина Старженецкая рассказала, что работы для экспозиции подбирала сама, исходя из пространства галереи. На выставке можно увидеть абстракции, обобщенные изображения цветов, пейзажи. Первое, на что зритель обращает внимание в картинах, – цвет. Добиваясь нужного воздействия, Старженецкая порой по несколько лет переписывает картины, как например, «Неведомый цветок на синем кобальте» (2013-2017 годы создания).
— Я в течение пяти лет, с перерывами, конечно, переписывала этот тюльпан, мне хотелось достичь горения цвета, — рассказала Ирина Александровна. – Часто, начиная работу, я иду от сложного к большей простоте. Цвет в картине для меня очень важен. Но не только он, потому что есть много компонентов, из которых складывается работа.
Над созданием картины «Неведомый цветок на синем кобальте» художница работала пять лет
Ирина Старженецкая родилась в Москве. В 1960-х окончила МГАХИ им. Сурикова. Некоторое время она работала в музыкальных театрах, сейчас преподаёт сценографию в ГИТИСе. Художница признается, что когда живопись стала приносить доход, она ушла из театра, посвятив себя собственному творчеству.
— Моя мама была известным театральным художником, работала в Большом театре. Один друг сказал мне, чтобы я не шла в театр, иначе буду Старженецкой второй, — с улыбкой рассказывает Ирина Александровна. – Но, конечно, из театра я не по этой причине ушла. Я перфекционист, мне нужно, чтобы все скрупулезно до последней детали было подобрано. А я чаще всего работала над операми или балетами, где требуется много костюмов, деталей. Раньше спектакли были более классическими. Это сейчас «Пиковую даму» можно в современных костюмах сделать. Театру я отдавала много сил, но ещё меня интересовала живопись.
Большое влияние на искусство Старженецкой оказало её участие в росписи храмов в 80-х и 90-х. Художница рассказала, что у нее изменилось отношение к цвету, орнаменту. К духовной теме она подходила с разных сторон, занималась не только росписью, иконописью, но и в живописи создавала работы на духовные темы.
— Когда я столкнулась в церкви с орнаментом, я начала изучать его происхождение, — рассказала Ирина Старженецкая. – Мои цветы не носят орнаментальный характер, но они берут начало в нем. Лето я провожу обычно на даче в Тарусе. Дружу с семьей Паустовских. У Галины Арбузовой, дочери писателя, потрясающий сад. Все цветы на моих картинах – это тюльпаны из их сада.
Вдохновение художница черпает не только в цветах, но и путешествиях. Ирина Старженецкая говорит, что очень любит Ближний Восток, она ездила в Ливан, Сирию, Иорданию, Турцию.
— Ну что можно делать во Франции или в Англии? Там все упаковано! А Ближний Восток другой, там остался минимализм, нетронутый цивилизацией, — говорит Старженецкая. – Сейчас я делаю серию картин о Сирии.
Ирина Старженецкая – одна из немногих женщин-живописцев, завоевавших все возможные титулы и награды. Художница является лауреатом Государственной премии России в области искусства и действительным членом Российской академии художеств. Её работы Ирины помимо собраний известных музеев хранятся в частных коллекциях в Великобритании, США, Италии, Испании, Франции, Нидерландах, Норвегии, Польше, Португалии, Австрии, Германии, России.
Выставка «Ирина Старженецкая. Избранное» будет работать до 24 апреля. Галерея Камерного театра работает со вторника по воскресенье с 12.00 до 17.00. Вход свободный. После 17.00 вход по билетам на спектакли.
Ирина Старженецкая (фото пресс-служба Камерного театра)
umbra.media
"Живопись Ирины Старженецкой"
"Живопись Ирины Старженецкой"А. БОРИСОВГазета «Купеческая гавань»10.10.2007
Россия - страна непредсказуемая, парадоксальная и самобытная, и, несмотря на то, что она идет демократическим путем, у нее все равно своя дорога. Уставшие понимать ее умом стараются в нее верить. Как и завещал классик. Логика стихийно выстраивающейся повседневности утомляет упомянутой непредсказуемостью, и потому требует лирических отступлений, желательно в область отвлеченную и приятную. Имеются в виду не секс, деньги, власть. Имеется в виду культура.
В Художественной галерее при Российском посольстве открыта выставка живописи Ирины Старженецкой, художника из Москвы. У нее достойная биография. В 1968 году она окончила Московский государственный художественный институт им. В.Сурикова. Среди ее педагогов были блистательные представители советской реалистической школы живописи - А.М.Грицай и Д.Д.Жилинский. С 1966 года и по сегодняшний день Старженецкая активно участвует как в отечественных, так и в зарубежных выставках. Ее можно отнести к поколению "молодых живописцев 70-х годов" (см. альбом с одноименным названием, изданный в 1979 году издательством "Советский художник"), которое, скорее по причине исторической, чем культурной, подчеркнуло завершение эпохи социалистического реализма и распрощалось с Жилинским, Грицаем и другими достойными мастерами недавнего прошлого.
Живопись Ирины Старженецкой по-женски чувственна, колористически стихийна, не подчинена логике форм и сдержана лишь жесткими прямоугольниками обрамлений. Можно отметить, к примеру, цветовую достоверность картины "Апрель". Действительно, для глаза, утомленного затянувшимся зимним однообразием, апрель, в тонах, глубок и контрастен. Взгляд тонет в глубине бездонного, локально-синего неба. Колоритом же хороша и картина "В мае" с прореженным, бледно-зеленым туманом просыпающейся природы.
Нет ничего зазорного в том, что в современном искусстве мы углядываем черты, характерные для других областей нашего бытия, например для науки. Узкая специализация - явление достаточно распространенное. Для почитателей колористических изысков живопись Ирины Старженецкой должна быть близка, ибо она как узкий специалист безусловно мастер цвета. Узость специализации предполагает глубину постижения избранного направления. Этот крен творчески глубоко интеллектуален и чужд публике простонародной, каковой безусловное большинство. Может быть, оттого галереи, в большинстве своем представляющие творческие улеты самодостаточных личностей, свободны от посетителей. Слишком неисчерпаема и темна глубина постигаемых отдельных элементов расчлененного изобразительного искусства.
Ирина Старженецкая своим творчеством достойно представляет колористические движения современной русской живописи. Будем надеяться, что следующая экспозиция в галерее представит нам не менее блистательного мастера формы.
artprima.ru
Старженецкая, Ирина Александровна — WiKi
С 1966 года принимает участие в художественных выставках.
В 1968 году окончила Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова[1], где училась у А. М. Грицая, Д. Д. Жилинского и С. Н. Шильникова.
В 1969 году вступила в Союз художников СССР.
В 1962—1985 годах занимается сценографией, работает художником-постановщиком в театрах Москвы, Куйбышева, Саратова и других.
С 1989 года пишет иконы и расписывает храмы, в том числе храм Воскресения Христова в Тарусе и церковь Малое Воскресение в Москве.
В 2000 году удостоена Государственной премии РФ.
В 2001 году стала членом-корреспондентом Российской академии художеств[2].
В 2003 году награждена медалью преподобного Сергия Радонежского Русской православной церкви.
В 2004 году награждена золотой медалью Российской академии художеств[2].
С 2007 года действительный член Российской академии художеств[2].
Педагог кафедры режиссуры драмы в ГИТИС[3].
Произведения И. А. Старженецкой находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи[4], в Государственном Русском музее[5], в Московском музее современного искусства[6], в Государственном музее музыкальной культуры им Глинки[7], Государственном музее истории Москвы[8], Музее современного искусства Людвига в Кельне[9], Новой галерее в Ахене, Словацкой национальной галерее[10], в художественных музеях Вологды, Иваново, Омска, Томска, Ярославля, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
2015
– «Новая Галерея», Тамбов.
– Открытый клуб, Москва.
2014
– Музей архитектуры имени Щусева (МУАР), Москва.
2010
– Российская академия художеств, Москва.
2008
– МГВЗ «Новый манеж», Москва.
– Российская академия художеств, Москва.
2007
– «Новая галерея», Тамбов.
– Галерея «Винсент», Москва.
2006
– Центр современного искусства «M'ARS», Москва.
2005
– Музей истории города Обнинска.
2004
– Государственная Третьяковская галерея, Москва.
– Театр «Школа драматического искусства», Москва.
2003
– Центр современного искусства «M'ARS», Москва.
2002
– Галерея «Арт 21», Москва.
– «Галерея Л.Закировой», Нидерланды.
– Галерея «Манеж», Москва.
2001
– Центральный выставочный зал «Манеж», Москва.
– Тарусская картинная галерея.
1999
– ЦДХ, Москва.
– Центральный выставочный зал «Манеж», Москва.
1998
– галерея «Манеж», Москва.
– «Русская галерея», Таллинн, Эстония.
1996
– Галерея «Манеж», Москва.
– Культурный центр «Феникс», Москва.
1994
– выставочный зал журнала «Наше наследие», Москва.
– Калининградская художественная галерея.
1993
– Галерея «Вест Арт», Осло, Норвегия.
– Государственная Третьяковская галерея, Москва.
1991
– Тарусская картинная галерея.
1989
– ЦДХ, Москва.
1988
– Серпуховской историко-художественный музей.
ru-wiki.org
На холмах. Ирина Старженецкая и Анатолий Комелин.
Открыть доступДо 06.02.2015 в Музее Архитектуры имени Щусева, флигель «Руина».
В преддверии рождественских праздников Музей архитектуры открывает выставку двух художников – Ирины Старженецкой и Анатолия Комелина, посвященную представлению библейских сюжетов через архитектонику живописных, графических и скульптурных образов.
На холмах-сводах флигеля «Руина» установлены объекты Анатолия Комелина: это скульптурные композиции из досок, картона, жести и ткани. Минималистские инсталляции «Воскрешение Лазаря» (2013), «Преображение» (2013–2014), «Вознесение» (2014) воспроизводят библейские сюжеты в абстрактной манере, вскрывая пластические первоначала христианской образности.
Это «…скрижали, образные, пространственно-пластические метафоры, знаки-заповеди в камне и антропоморфические аллегории в дереве», – пишет о работах Комелина историк искусства Александр Рожин.
Живописные полиптихи и мозаики Ирины Старженецкой формируют периметр выставочного пространства. Циклы двух последних лет «Пророки», «Евангелисты», «Петр и Павел», «Предстоящие» (2013–2014) выводят канонические фигуры авторских «икон» в архитектурное пространство.
Христианские герои написаны Старженецкой с увеличением масштаба (выше человеческого роста) в скупой хроматической гамме и обобщенных силуэтах.
Такой «целенаправленный путь от явления к сути» (Дмитрий Сарабьянов) позволяет художнице передать общий настрой библейского повествования – возвышенный и строгий.
Отсылая к древнерусской резьбе по дереву, каменным рельефам владимирских и суздальских храмов, памятникам романской архитектуры и скульптуры, многофигурные объекты Анатолия Комелина балансируют между современным минимализмом и архаикой, открыв в XXI столетии пластические и композиционные вариации канонических сюжетов и традиционных техник и материалов.
Выставку завершают изображенные Анатолием Комелиным мелом по металлу сюжеты «Поклонения волхвов». Здесь же – мозаичная серия из природного камня Ирины Старженецкой, рассказывающая предание о семи отроках Эфесских – святых мучеников, проспавших два века в пещере во времена гонений на христиан.
Информация (на 29.12.2014):
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Адрес: улица Воздвиженка, дом.5/25. Ближайшие станции метро “Библиотека имени Ленина”, “Арбатская”, “Александровский сад” и “Боровицкая”.
Время работы: вторник – среда, пятница – воскресенье с 11:00 до 19:00, четверг – с 13:00 до 21:00, выходной день – понедельник.
Стоимость билетов – 100 рублей, для льготных категорий – 50 рублей.
cultobzor.ru