Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина. Билибина картина


Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

6 июня почитатели творчества Александра Сергеевича Пушкина отмечали его день рождения. Сегодня мы хотели бы показать вам иллюстрации к сказкам писателя, выполненные замечательным русским художником Иваном Яковлевичем Билибиным. Конечно, кому-то это имя знакомо с детства. Тем более приятно будет взглянуть на рисунки, полюбившиеся когда-то.

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) выполнил иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Пёрышко Финиста-Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», к сказкам А. С. Пушкина — «Сказка о царе Салтане»(1904-1905), «Сказка о золотом петушке»(1906-1907), «Сказка о рыбаке и рыбке»(1939) и многим другим.

Художник разработал систему графических приёмов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Билибин стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчёркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.

Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина. Её Иван Яковлевич иллюстрировал первой. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трёх девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И всё-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезённых из Греции, Турции, Ирана, Италии.

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Эта сказка с её многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки.

Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И. Я. Билибина с натуры. Сцены приёма гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента.

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. БилибинаИллюстрация с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую «Большую волну» японского художника Кацусики Хокусая.

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. БилибинаКацусики Хокусай. Гравюра на дереве «Большая волна в Канагаве». 1823-1829.

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравёра. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твёрдость линии товарищи шутливо прозвали его «Иван-твёрдая рука».

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.

Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не чёрным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Дворец Додона. Эскиз декораций к первому акту оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1909 г.

Примечательно, что сегодня можно купить книги с иллюстрациями Ивана Билибина. К тому же это замечательный подарок и для детей, и для взрослых!

Читайте также

izuminki.com

Кустодиев Б. М. — Портрет И.Я. Билибина

Борис Михайлович Кустодиев – художник, который жил и работал в довольно непростое историческое время, когда одна эпоха сменяла другую, одни правила сменяли другие. Борис Михайлович Кустодиев – великий художник конца XIX-начала ХХ вв., художник-модернист, выдающийся мастер портрета. Все его портретные работы отражали не только внешнюю схожесть, но были живыми, яркими и неподдельно реалистичными, открыто выразительными.

В самом начале ХХ века, в 1901 году, Кустодиев создаёт портрет своего друга и соратника, художника-графика Ивана Яковлевича Билибина. «Портрет И.Я. Билибина» Кустодиев написал в двадцать три года в ранний период раскрытия своего творчества, становления основных живописных идей и отличных от других школ методов изображения. Картина в первую очередь затрагивает восприятие кажущимися простыми на первый взгляд приёмами композиции. Билибин сидит на стуле. Образ художника получился уверенным, открытым, выразительно монохромным, подобно графическому контрастному рисунку. Движения художника не скованы, а напротив, активны и расслаблены. Непринуждённая поза Билибина, как будто заявляет о художнике, как о сильном, несколько резком, развязном характере, живущем всей полнотой жизни, чувственным миром эмоций. Билибин Иван Яковлевич изображён с твёрдой прямой спиной, закинув ногу на ногу, что несёт определённые черты властной личности. Ко всему, взгляд карих глаз художника не только очень красив и выразителен, но и наполнен внутренней энергией вызова, решительности, готовыми перерасти в какое-либо колкое замечание или неоднозначное суждение. С точки зрения колорита, портрет получился довольно плотным, насыщенно тёмным, почти чёрно-белым, отсюда и эффект монохромности образа. Фон прописан динамичным, неплотным красочным слоем. Художник-график запечатлён изящно одетым, в ослепительно белой рубашке с пышным бантом на груди в иссиня-чёрном костюме с оживляющим чрезмерную графичность образа ярко-алым цветком на лацкане. Детально прописаны руки и лицо художника. Ивану Билибину характерны довольно крупные черты лица и твёрдые уверенные линии рук, раскрывающие в нём человека, живущего миром искусства. И действительно, был период в жизни графика Ивана Билибина, когда он непосредственно отстаивал идеи творчества, активно участвуя в объединении «Мир искусства». Эта активность, неусыпность, резкость его натуры проявилась и в самом портрете кисти Кустодиева. Открытый взгляд, ярко-освещённое чистое красивое лицо, уверенность движений и фигуры в целом открывают перед нами особого человека из мира искусства, из мира цветных, кажется, живущих только в сказках, образов и красок. Неслучайно Билибин создавал в своём творчестве иллюстрации к сказкам, делая этот нереальный, совершенно необычный мир вполне возможным, ещё более красивым, наполненным звуками и красками, чем мир настоящий, обыкновенно-будничный. Вот он перед нами – прекрасный творец мира сказки – Иван Яковлевич Билибин. Каким изобразил его Кустодиев – молодой, красивый, уверенный, неоднозначный, со множеством граней характер.

Смотрите также

painteropedia.ru

7 главных фактов из жизни "сказочного художника" Ивана Билибина

Иван Билибин – модернист и любитель старины, рекламщик и сказочник, автор революционного двуглавого орла и патриот своей страны. 7 главных фактов из жизни Ивана Яковлевича Билибина.

7 главных фактов из жизни "сказочного художника" Ивана Билибина

1. Художник-юрист

Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году. Но параллельно с этим он учился живописи в рисовальной школе Общества поощрения художников, потом в Мюнхене у художника А. Ашбе, а после, еще 6 лет, был учеником И.Е. Репина. В 1898 году Билибин видит «Богатырей» Васнецова на выставке молодых художников. После этого он уезжает в деревню, изучает русскую старину и находит свой неповторимый стиль, в котором будет работать до конца жизни. За отточенность этого стиля, энергичность работы и безукоризненную твердость линии художника коллеги называли его «Иваном-железной рукой».

2. Художник-сказочник

Русские народные сказки

Электронное издание книги «Русские народные сказки» с иллюстрациями Ивана Билибина.

Почти каждый русский человек знает иллюстрации Билибина по книгам сказок, которые ему читали на ночь в детстве. А между тем, этим иллюстрациям больше ста лет. С 1899 по 1902 Иван Билибин создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг. После в том же издательстве выходят сказки Пушкина о царе Салтане и о Золотом петушке и чуть менее известная былина «Вольга» с иллюстрациями Билибина.

Интересно, что известнейшая иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…» с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую «Большую волну» японского художника Кацусики Хокусая.

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка был похож на труд гравёра. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью.

Книжки Билибина похожи на расписные шкатулки. Именно этот художник впервые увидел детскую книгу как целостный художественно оформленный организм. Его книги похожи на старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы и все остальное.

Билибин -художник-рекламист

3. Художник-рекламист

Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится завод минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин. Кроме того, художник создавал афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых) и около 30-ти открыток для Общины святой Евгении. Позже Билибин рисовал открытки для русских издательств в Париже и Берлине.

Двухглавый орел Билибина. Рисунок Ивана Билибина.

Печать Временного правительства 1917 года

4. Двуглавый орел

Тот самый двуглавый орел, который используется сейчас на монетах «Банка России», принадлежит кисти знатока геральдики Билибина. Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства, и с 1992 года этот орёл вновь стал официальным русским символом. Птица выглядит сказочной, а не зловещей, ведь рисовал ее известный иллюстратор русских былин и сказок. Двуглавый орел изображен без царских регалий и с опущенными крыльями, по кругу сделана надпись «Российское Временное правительство» и характерный «лесной» билибинский орнамент. Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак».Билибин - театральный художник

5. Театральный художник

Первый опыт Билибина в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Следующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других. И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжает работать с театрами: готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, оформляет балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и оперы в Брно и Праге. Билибин широко использовал старую гравюру, лубок, народное искусство. Билибин был истинным знатоком старинных костюмов разных народов, он интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала национальный колорит народа.

6. Художник и церковь

Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма. А после 1925 г., когда художник переехал в Париж, он стал членом-основателем общества «Икона». Как иллюстратор он создал обложку устава и эскиз печати общества. Есть его след и в Праге – он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.

Иван Билибин. Художник и церковь.

Иван Билибин. Возвращение на Родину и смерть.7. Возвращение на Родину и смерть

Со временем Билибин примирился с советской властью. Он оформляет советское посольство в Париже, а после, в 1936 году, возвращается на теплоходе в родной Ленинград. К его профессиям добавляется преподавание: он преподает во Всероссийской Академии художеств — старейшем и крупнейшем в России художественном учебном заведении. В сентябре 1941 года, в возрасте 66 лет, художник отказался от предложения наркома просвещения эвакуироваться из осажденного Ленинграда в глубокий тыл. «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают», — написал он ответ. Под фашистскими обстрелами и бомбежками художник создает патриотические открытки для фронта, пишет статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда. Билибин умер от голода в первую же блокадную зиму и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Екатерина Оаро

Источник: 7 главных фактов из жизни «сказочного художника» Ивана Билибина© Русская Семерка russian7.ru

Рекомендуемые книги

animedia-company.cz

Билибин Иван Яковлевич - русский художник и иллюстратор. Что такое «билибинский стиль»?

Русский художник, иллюстратор Иван Яковлевич Билибин в своем творчестве всецело отдавал себя России, оставаясь в пределах её жизни, быта, чаяний, прошлого и настоящего. Он родился 4 августа 1876 года. Ивану Яковлевичу Билибину довелось жить в трудное, противоречивое время: «Красное воскресенье» 1905 года, Первая русская революция, Первая Мировая Война, Февральский переворот 1917 года с его несбывшимися надеждами, эмиграция, возвращение на родину и блокадный Ленинград.Но, не смотря ни на что, с его картин пред нами предстает незамутненная, сказочная, прекраснодушная Русь. Поражаешься, как в немногих линиях ему удалось выразить сокровенные образы русской были, так, что щемит и затрагивает самые потаенные струны души. Как точно исполнены фольклорные образы, как натуральны его богатыри, кикиморы, простолюдины и русалки.«Билибинский стиль» узнаваем безошибочно. Уже после выхода первых иллюстрированных им сказок,  его стиль становится популярным.Сам Иван Яковлевич постепенно совершенствовал свою манеру, гармонизировал цветовую гамму, уточнял линии, вырабатывал свой метод работы с акварелью.В то время живопись нового толка – большие холсты, смелость, быстрота исполнения, размашистость и пренебрежение точным рисунком - была в чести у молодых художников. Так что точеные рисунки и аккуратно крашеная живопись Билибина были ярко заметны и настойчиво не поддавались общему течению. «Пять квадратных сантиметров в день и ни одного миллиметра больше – предельная норма для добросовестного графика», - считал Иван Яковлевич.Билибин расчерчивал рисунок акварелью при помощи колонковой кисточки с косо срезанным концом.  Это был довольно трудоемкий процесс, который требовал волевой сосредоточенности и напряженного постоянства. Именно постоянство в характере Ивана Яковлевича помогало ему отрабатывать безупречную линию. Как гравер прорезает рисунок на медной доске, так Билибин держа кисть, вел свою линию на бумаге. Кроме контурной линии, очерчивающей цветовое пятно, свойственное стилю «модерн», наибольшее влияние на формирование билибинской манеры оказало народное искусство.Вышитый, резной, раскрашенный, рисованный орнамент ковром покрывает полотенца, скатерти, посуду, лавки, печи, столы, наличники окон, ворота.  Всегда праздник для глаза и души.Свои композиции Билибин богато насыщает орнаментом, который задает тон всей книге. В такой рамке и иллюстрации  должны быть не объемно-живописные, а орнаментальные. Однако иллюстрация всегда повествует о каком-либо событии, а в рамках орнамента это сделать не так просто. Ведь в орнаменте даже объемные элементы должны быть приведены к плоскости.В сущности, цель Билибина и заключалась в том, чтобы создать такой рисунок, в котором изобразительное и декоративно-орнаментальное слились бы воедино. В «билибинском стиле» выражается новый тип взаимоотношений плоскости и глубины.В каждом конкретном случае эту проблему сочетания плоскости и глубины Иван Яковлевич решает по-разному.

«Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры» Иллюстрация к сказке «Марья Моревна» 1901

«Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры»Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»1901 

Так, например, в иллюстрации «Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры» к сказке «Марья Моревна» он отказался от светотеневой трактовки объемов. Подчеркивая перспективу уходящими линиями пола и потолка, он залил все одним цветом, разбил объем на ряд плоскостей и «вставил» фигуры главных героев. Таким образом, Иван Яковлевич «приспособил» это изображение к плоскости листа.

 Иллюстрация к сказке

Иллюстрация к сказке "Белая уточка", 1902

 

Билибин находит еще один способ изображения, как бы «выворачивания», пространства на плоскости. Например, в иллюстрациях к сказке «Белая уточка», с первых же строк которой мы чувствуем печаль и некоторую задушевность: «Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.»Билибин изображает грусть расставания, звучащую в зачине, об обстоятельствах которой в самой сказке ничего не говорится.В бесконечное синее море уплывают ладьи князя. С высокой теремной башни молодая княгиня провожает печальным взглядом далекие корабли.Билибин предлагает нам не одну, а две точки зрения на изображение.  Княжну мы видим снизу, а в синюю даль моря вглядываемся почти с поднебесья.Наш взгляд, повинуясь плавной и крутой линии, скользит с высокой шатровой крыши терема, через гнутую кровлю крыльца, через золотисто-синие и зеленые купола, через вереницу уплывающих кораблей и снова взмывает вверх, где мы опять видим печальную княгиню. Таким образом, упругая и живая линия организует всю композицию, замыкая далекую глубину пространства на первоплановой плоскости листа. «Билибинский стиль» свидетельствует о рождении графики, как нового вида изобразительного искусства. Можно сказать, что в XIX веке  графика как самостоятельное художественное явление  ещё не «осознала себя». На рубеже XX века приемы гравюры и рисунка сошлись воедино, произошло становление рисунка нового типа, которое и определилось новым понятием – графика.Графика органично вошла в книгу, когда осознала свою неразрывность с полиграфией.«Первым профессионалом книги» называли Билибина современники. Можно сказать, что стиль художника в некоторой мере сформировался также под влиянием требований полиграфии.Билибинские контурные линии и залитые однотонным цветом плоскости почти точно воспроизводились при печати. Поэтому очень часто воспроизводимый в книге рисунок Билибина, не то чтобы проигрывал, а наоборот, выглядел более декоративным и эффектным.      Появление нового вида искусства приветствовали современники. Критик Сергей Лукомский вдохновлено пишет о нем: «На свете не перевелись еще добрые феи. Одна из них стала художницей от жалости к слишком трезвому человечеству, и с тех пор ее волшебная палочка превращает мир в графические сказки… Кроме шуток, графика – дар фей, особый язык, на котором дозволено сказать то, чего не скажешь ни на каком другом…Для Билибина фея-гарфика нарядилась в узорчатый сарафан, каким ещё не разучились щеголять наши деревенские красавицы Севера, и заговорила на языке былин и сказок».

Иллюстрации к  «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»7_20140414-041343_1.jpg10_20140414-041407_1.jpg9a.jpg8_20140414-041352_1.jpg

Иллюстрации к сказке  «Василиса Прекрасная»

0_cabfb_5522c48c_XXL.jpg0_cac02_cfdf86f_-1-XXXL.jpgv2.jpg---.jpgvasilisa-3.jpg

111.jpg

s.jpg

Иллюстрации к сказке «Царевна-Лягушка»

l.jpg

20.jpg

9888.jpg9889.jpg

4_20140414-040527_1.jpg

«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина

tsar-saltan3.jpgbochka-saltan.jpgtsar-saltan2.jpg

tsar-saltan.jpg

co-a.com

Фотоколлекция Ивана Билибина: kid_book_museum

Просматривала в Центральной городской библиотеке г.Омска фонд редкой книги и вдруг заметила, что в толстом томе "Народная словесность" (1908 года ) встречается много фотографий из народного быта, а под ними   часто мелькает подпись: "Из коллекции фотографий И.Я.Билибина". Надо сказать, что том входит в серьезный двухтомник "История русской литературы" (под редакцией приват-доцента Е.В.Аничкова), изданный товариществом И.Д.Сытина. В подготовке этого двухтомника принимали участие А.Блок, С.Городецкий, П.Щеголев и др.Решила подробнее узнать о фотоколлекции знаменитого художника и о том, как он стал фотографом. К счастью, источник оказался под рукой. Г.В.Голынец и С.В.Голынец в своей монографии "Иван Яковлевич Билибин" (М., 1972)  рассказывают, что коллекция начала создаваться во время поездок на русский Север:"Мечта о поездке в отдаленные районы русского Севера, сохранившие старинный уклад, возникла у Билибина в процессе работы над акварелями к народным сказкам. Но осуществить ее он смог только летом 1902 года. Вскоре после окончания серии иллюстраций к "Белой уточке" художник совершил путешествие  в Вологодскую губернию... На следующий год, получив задание Русского музея собрать коллекцию предметов художественного ремесла и сделать фотографии памятников деревянного зодчества, Билибин объехал Тотемский, Вельский и Сольвычегодский уезды Вологодской губернии и Шенкурский Архангельской".Художник воочию увидел, "как эти старинные срубленные церкви прилепились к берегам северных рек...

как расставлена деревянная утварь в просторной северной избе...

и как деревенские щеголихи наряжаются в свои старинные наряды". (И.Билибин. Из статьи "Остатки искусства в русской деревне").

 

Летом 1904 года И.Я.Билибин "отправился в Олонецкую губернию, где посетил уезды Повенецкий, Пудожский, Каргопольский и Петрозаводский с его знаменитыми Кижами.

Редакция "Мира искусства предоставила в распоряжение Билибина весь 11-й номер 1904 года, дав ему возможность опубликовать наиболее интересные материалы экспедиций, самостоятельно продумать композицию и оформление издания. График ограничил себя двумя черно-белыми рисунками: торжественным орнаментальным титулом и поэтичной пейзажной заставкой, сосредоточив внимание зрителя на фотографиях. Выполненные с большим техническим мастерством и художественным вкусом, они заняли основную часть журнала... Фотографируя церковь, Билибин выбирал ракурс, в котором ясно раскрывается архитектурный замысел. В то же время он сумел оригинально фрагментировать снимки, привлечь внимание к интересным деталям.Статья "Народное творчество Севера", помещенная в конце номера, написана в форме развернутых комментариев к снимкам. Но Билибин не ограничился характеристикой отдельных памятников. Проявив себя наблюдательным и пытливым исследователем, он классифицировал церкви по типу постройки, проследил эволюцию архитектурных форм и орнаментальных мотивов, взаимосвязи русского искусства со скандинавским и восточным". (Г. и С.Голынец).Самое главное, что Билибин выступал не просто как исследователь, он "адресовал свои статьи широкой читательской аудитории. Ярко и убедительно говорит он о том, что вандальски уничтожаемые произведения древнерусской архитектуры и народных ремесел являются не только археологическими и этнографическими памятниками, но и представляют непреходящие художественные ценности". Как современно звучит, не правда ли?Интереснее всего наблюдать, как северные впечатления отразились в художественном творчестве Билибина - открытках, зарисовках, иллюстрациях. По-моему, сравнение фотографий и рисунков сразу объясняет, что такое ВЗГЛЯД и РУКА ХУДОЖНИКА.

 

 

Осталось добавить, что привезенные Билибиным "из северных деревень сарафаны и душегреи, шитые золотом и серебром, расписанные ковши и прялки, резные ларцы и солоницы, набойки и вышивки легли в основу формировавшегося тогда этнографического отдела Русского музея, отдела, который в послереволюционные годы превратился в Музей этнографии народов СССР".Фотографии, выполненные Билибиным, вошли в важнейшие научные издания начала ХХ века: они были опубликованы в "Истории русского искусства" И.Грабаря, в "Русском деревянном творчестве" М.Красовского, в "Известиях императорской Археологической комиссии" и, как я уже сказала, в "Истории русской литературы" под редакцией Аничкова.

kid-book-museum.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта