Описание картины Павла Филонова «Лица». Картины филонова
Картины Павла Филонова » Выдающиеся художники
П. Филонов "Формула весны"
Есть художники, чьё творчество можно понять, исходя из их биографии или из особенностей художественного стиля, в котором они работали. Но не таков Филонов. Его работы сложны и не поддаются пониманию до тех пор, пока не поймёшь концепцию творчества и мироощущение этого человека.
У него была необыкновенная способность охватывать взглядом сразу всю Вселенную, но в то же время видеть каждую, самую мельчайшую, её составляющую. Правильно кто-то написал о его творчестве, что Филонов как будто смотрит на мир одновременно и через телескоп, и через микроскоп. Художник разработал свою собственную теорию, которую назвал аналитическим искусством
Теория П. Филонова
Принципы аналитического искусства ясно сформулированы П. Филоновым уже в статье «Канон и закон», которую он написал ещё в 1912 г. В чём же суть аналитического искусства и чем оно отличается от искусства, скажем, реалистического?
Во-первых, его метод отталкивается от кубизма, модернистского течения в живописи начала XX в. Кубизм использовал подчеркнуто геометризованные условные формы, чтобы «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Истоки кубизма находят в творчестве французского художника Поля Сезанна, затем развитого в творчестве Пабло Пикассо.
Но с 1912 г. в кубизме зарождаются новые ответвления: сезанновский, аналитический и синтетический кубизм.
Во-вторых, Филонов считал, что кубизм слишком ограничен рационализмом, поэтому его необходимо обогатить принципом «органического роста» художественной формы и «сделанности» картин по принципу «от частного к общему», где картина развивается из точки, подобно прорастающему зерну.
П. Филонов «Крестьянская семья» (1914). Русский музей
Школа «Мастеров Аналитического Искусства» (МАИ)
Школа Филонова (МАИ) была создана им в 1925 г. Официально её признали в 1927 г., но в 1928 г. закрыли. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. Официально МАИ существовала до весны 1932 г., но занятия в мастерской продолжались вплоть до самой смерти Филонова в 1941 г.
Это была одна из самых крупных школ русского авангарда. Из неё вышли многие известные художники: Е. Кибрик, А. Порет, П. Кондратьев и др.
В «Идеологии аналитического искусства» П. Филонов объясняет, чего он ожидает от своих студентов-художников, в том числе и от себя:«Живописная работа – это вид работы, сделанный с максимальной отдачей и аналитической сделанностью.Единственный профессиональный критерий оценки работы – её сделанность.В своей профессии художник должен любить всё «сделанное» и ненавидеть всё «не сделанное».В аналитическом мышлении процесс обучения становится составной частью созидательного процесса.Чем сильнее художник «работает» над своим интеллектом, тем сильнее воздействие, которое окажет оконченная работа на зрителя.Каждый мазок кисти, каждый контакт с картиной – это чёткая запись через материю и в материю физического процесса внутри художника и вся работа –это целая запись интеллекта художника, который её пишет.Искусство – это отражение через материю записи в материи борьбы за форму состояния высшего интеллекта человека.
Сила искусства – визави зрителя, это не только делает его лучшим, но и призывает его становиться лучшим.Обязанность художников-пролетариев не только создавать картины, которые отвечают сегодняшним требованиям, но также открывать путь интеллекту в обозримое будущее.Художник-пролетарий должен воздействовать на интеллект своих товарищей пролетариев не только на уровне того, что они могут понять на своей стадии развития.Работа над содержанием работы – это работа над формой и наоборот.Чем сильнее выражена форма, тем сильнее выражено содержание.Форма делается непрерывной линией. Каждая линия должна быть оконченной.Каждая мелочь должна быть сделана; каждая работа должна быть оконченной.Думайте упорно и точно над каждой частичкой работы, которую делаете. Каждую частичку делайте непрерывно и точно.Представьте непрерывно и точно в каждую частичку цвет, который нашли, так, чтобы он входил в эту частичку как тепло входит в тело или так, чтобы цвет был органично связан с формой».
П. Филонов «Те, кому нечего терять». Бумага. Русский музей
«Сделанные картины»
Это был первый манифест аналитического искусства, выпущенный в марте 1914 г. Филоновым и др., полное название которого «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“». Он провозглашал реабилитацию живописи – «сделанных картин и сделанных рисунков», где они противопоставляли себя концепции и методу К. Малевича и других художников русского авангарда.
П. Филонов писал: «Цель наша – работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке – это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. … Относительно живописи мы говорим, что боготворим её, введённую и въевшуюся в картину, и это мы первые открываем новую эру искусства – век сделанных картин и сделанных рисунков, и на нашу родину переносим центр тяжести искусства, на нашу родину, создавшую незабываемо дивные храмы, искусство кустарей и иконы».
В дальнейших своих работах Филонов развивал тезисы своего манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».
В 1918 г. в Петрограде состоялась Первая свободная выставка произведений художников всех направлений. Это была грандиозная выставка в Зимнем дворце. Виктор Шкловский (писатель, литературовед, критик) приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». Две работы: «Мать», 1916 г. и «Победитель города» – были подарены Филоновым государству.
П. Филонов «Мать». Акварель, тушь, перо, кисть, карандаш на бумаге. Русский музей
Художник не принимал идеологии Академии художеств и, пробыв там вольнослушателем 2 года, вышел из неё, надеясь создать свою концепцию творчества, целью которой было достижение систематического знания мира и его человеческого потенциала. Это можно назвать интеллектуальным принципом живописи.
Филонов считал, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые постигает «знающий глаз» интуитивно и знанием. Он представлял эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно.
Художник пытается зрительно воссоздать параллельный природе мир. Эта идея красивая, но вряд ли является реальной. Скорее, это утопия. На деле всё обернулось тем, что постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. Филонов пытается удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» (МАИ). Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора» Гоголя, иллюстрируют финский эпос «Калевала». Художник принципиально не выполняет работы на заказ, хотя живёт очень тяжело, даже голодает. В это время (20-30-е годы XX в.) он создаёт многие свои шедевры: «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные».
П. Филонов «Животные». Масло на картоне. Русский музей
Его картина «Бегство в Египет» относится к раннему периоду творчества, когда он более примыкал к символизму и тяготел к «вечным темам» бытия. Она изображает библейскую сцену бегства в Египет Иосифа и Девы Марии с младенцем Христом.
П. Филонов «Бегство в Египет». Масло на холсте. Частная коллекция
Направление в живописи, основанное П. Филоновым, продолжает оказывать заметное влияние на творческие изыскания многих художников и литераторов новейшего времени.
На выставке, посвящённой П. Филонову
Биография художника
Па́вел Никола́евич Фило́нов (1883-1941) - русский, советский художник (художник-исследователь – так он сам официально называл себя), поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель и теоретик аналитического искусства – направления живописи и графики первой половины XX в., оказавшего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов.
П. Филонов. Автопортрет
Родился в семье потомственного крестьянина в Москве, отец работал извозчиком, а мать прачкой. Рано лишился матери. Учился в городской приходской школе в Москве, которую окончил с отличием. В 1897 г. с семьёй переехал в Петербург, поступил в живописно-малярные мастерские, после их окончания работал «по малярно-живописному делу». Параллельно посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, с 1903 г. учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского.
В 1905-1907 гг. Филонов предпринимает путешествие по Волге, Кавказу и посещает Иерусалим.
В 1908 г. его принимают вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г.
С 1910 г. начинает участвовать в выставках и мероприятиях «Союза молодёжи» и начинает формировать свою художественную концепцию, о которой мы рассказали выше. В начале этого же года он сближается с поэтом В. Хлебниковым (основоположник русского футуризма, поэт и прозаик Серебряного века) – в их творчестве чувствуется явное духовное родство и взаимовлияние.
Участвовал в Первой мировой войне – был направлен на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии. Принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле.
Одна из его последних работ – «Лики».
П. Филонов «Лики». Масло на бумаге. Русский музей
Павел Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г. Похоронен на Серафимовском кладбище.
Работы Филонова были унаследованы его сёстрами, Марией и Евдокией Филоновыми. Евдокия Николаевна Глебова (Филонова) в 70-х годах XX в. передала своё собрание в дар Государственному Русскому музею.
П. Филонов «Портрет Евдокии Глебовой» (сестра художника). Акварель, карандаш на бумаге. Русский музей
www.palitra.co
Художник Павел Филонов. Картины и биография.
Самый потаенный и загадочный художник-авангардист России Павел Филонов родился в Москве 8 (21) января 1883 года в многодетной семье. Его родителями, по его собственному выражению, были «кучер и прачка». С ранних лет имел способности к рисованию, у него отмечалась природная острота зрения, желание точной передачи деталей, наблюдательность. Самый ранний сохранившийся рисунок Филонова – «Московский дворик» (1894) – был выполнен как «открытка на память», и по нему можно легко представить истинный облик «родового гнезда».
В 1894 году мать Павла умерла от чахотки, а заботы о братьях и сестрах легли на плечи старшей сестры Шуры, которая уже жил в Петербурге, будучи замужем за видным предпринимателем. Филонов сам освоил вышивание крестиком, при поддержке родственника окончил живописно-малярные мастерские, а также частные курсы Дмитриева-Кавказского. Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами.
Первый исследователь творчества Филонова В.Н. Аникиева указывала на явные его связи с Дюрером и Грюневальдом. Мог видеть оригиналы их картин во время путешествия в1912 г. по странам Западной Европы – Франции, Италии, Австрии и Германии.
В 1915 году художник опубликовал поэму «Пропевень о проросли мировой» на антивоенную тематику, к которой сделал собственные иллюстрации.
В 1916 году Филонова призвали в армию, к тому времени он был уже сложившимся художником. Он стал ощущать свою творческую силу и искал возможности расширить свои знания и свое мастерство. Встретил революцию 1917 года как долгожданное событие. Некоторое время руководил отделом в Гинхуке.
МАИ – Мастера Аналитического Искусства – общество учеников П. Филонова («школа Филонова») существовало в Ленинграде в 1925-1932 гг. Членами общества в разное время были Т. Глебова, Е. Кибрик, С. Закликовская и др. В своих работах они стремились воплотить принцип «сделанности» Филонова. В этой мастерской-студии, по воспоминаниям современников, «каждый начинал себя чувствовать художником ХХХ века, когда искусство и наука сольются».
Свой метод художник называл «аналитическим». В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне. Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений, их реакций, эманаций, бытия, генезиса, известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг.).
В 1931 году «Красная газета» назвала Филонова «помешанным врагом рабочего класса». После обвинения в «формализме» в 1936 году новый термин «филоновщина» стал символом непролетарского, упадочного искусства. После 1937 года жизнь Филонова стала ухудшаться: был выслан сын его жены, сама она тяжело заболела. Но даже ленинградская блокада не заставила его покинуть пост хранителя собственного искусства.
Голодавший в военные годы, Филонов умер в первые месяцы ленинградской блокады (в декабре 1941 года). Смерть его кажется символично. Она застала его во время дежурства на крыше дома, который он защищал от немецких налетов.
Некрологом художнику стал рисунок одного из учеников, изображающий мертвого учителя на фоне его метафизических и вполне реальных убийц – на фоне «Пира королей». Другим некрологом можно считать стихотворение поэта-футуриста А. Крученых, друга Филонова:
А рядомНочьюВ глухом переулкеПерепилен поперек,ЧетвертованВулкан погибших сокровищ,Великий художник,Очевидец незримого,Смутьян холстаПавел Филонов.Был он первым творцом в Ленинграде.Но худобаС голодухи,Погиб во время блокады,Не имея в запасе ни жира, ни денег.Картин в его мастерскойБурлила тыща.Но провелиКроваво-бурыеЛихачиДорогу крутую,И теперь там толькоВетер посмертныйСвищетКартины художника Павла Филонова:
www.avangardism.ru
Описание картины Павла Филонова «Лица»
1940; масло, картон; 65×55; Русский музей.
Представитель жанра "аналитический реализм" Павел Николаевич Филонов относится к художникам-самоучкам. Выходец из простой семьи, он получил профессиональное образование став маляром, но желание писать картины пробудилось в нем еще в ранней юности. У Филонова было необычайное чувство пропорций, что отмечали его учителя из Московской Художественной Академии, куда он был принят вольным слушателем. Однако, проучившись два года, Филонов был вынужден покинуть стены Академии.
Его своеобразная экспрессивная манера письма слишком расходилась с тем, что считалось правильным и уместным среди художников простого советского народа. Авангардизм Филонова скорее следовал в своей манере школе французских мастеров жанра. Свое уникальное видение реальности он отстаивал бескомпромиссно, вопреки всем лишениям, которые ему приходилось терпеть.
Картина "Лица" относится к зрелым работам художника. Она входит в состав импровизированного "триптиха" – трех картин, написанных в 1940-ом году, все с одинаковым названием. Одна из работ, к сожалению, была утрачена.
На данном полотне выделяются пять фигур взрослых мужчин, двое из них, на переднем плане, изображены по пояс, ещё двое, на заднем плане картины, видны лишь по плечи, и только часть головы пятого, скрывающаяся за персонажами первого плана. Все фигуры обнажены, насколько может видеть зритель. Их лица набросаны острыми резкими штрихами, они явно несут следы тяжелой жизни. Выражения лиц персонажей напряженные, они внимательно вглядываются вдаль, словно стараясь заглянуть за раму картины куда-то в сторону.
Фигуры как будто "вплавились" в узорную мозаику, окружающую их со всех сторон. В цветных фрагментах наполняющего картину фона можно рассмотреть дома или элементы пейзажа, или осколки лиц – фантазия зрителя подсказывает своё видение. Как и на всех полотнах Филонова, здесь отображена внутренняя суть жизнь, взывающая к внимательному, вдумчивому изучению.
opisanie-kartin.com
Павел Филонов. Самый неразгаданный художник русского авангарда
Сразу скажу – писать о Филонове (1883-1941) непросто. Уж лучше бы, конечно, о нем вообще не писать, но молча обойти эту глыбу никак не удастся – слишком большая дыра получится в истории авангардизма. Даже на фоне чрезвычайно разнообразного и могучего русского авангарда Филонов умудрился выделиться и занять совершенно особое место. А дыры нам зачем? Так что деваться некуда.
Начнем мы, впрочем, с вещей простых – родился, вырос, помер-шмомер. Родители Филонова были крестьянами, но к моменту его рождения жили в Москве. Мать работала прачкой, отец – извозчиком. Профессиональное образование Филонов получал в Питере, куда переехала семья. Сначала это были малярно-живописные мастерские, потом – Общество поощрения художеств, еще позже – частная школа академика-графика Дмитриева-Кавказского.
Затем Филонов трижды пытался поступить в Академию, но принят был лишь вольнослушателем в школу при ней. Проучился там два года и был фактически изгнан – к тому времени он сошелся с питерскими авангардистами, тусовавшимися в группе «Союз молодежи», и манера его письма стала все меньше напоминать академическую. Как-то прямо в классе на этюдах Филонов написал сине-зеленого Аполлона и, вообще, по словам ректора школы Беклемишева, «работами своими развращал товарищей». В общем, Филонов из школы ушел и стал выставляться вместе с «союзниками», чем и занимался до I мировой войны.
В то время Филонов писал такие вот вещи:
Пир королей
Святое семейство
Уже тут, в этих начальных работах, видно, что Филонов сильно отстоит от генеральной линии, по которой шло развитие раннего русского авангарда – все-таки он в большей степени ориентировался на французский авангардизм – кубизм с фовизмом – и, в меньшей степени, на итальянский футуризм. Филонов же близок к немецкому экспрессионизму, причем, к его первоначальному, можно сказать, классическому варианту группы «Мост», что для тех времен в среде проживающих в России художников было нехарактерно. Близость эта, помимо чисто формальных штук, видна и в том, что Филонову тесно в рамках эмпирически постижимого, и в том, что его волнуют фундаментальные темы жизни и смерти, и в мрачной энергии и тяжеловесной символике «Королей». В «Святом семействе» - оно более позднее – виден уже будущий, знаменитый Филонов – в обилии мельчайших, тщательно проработанных деталей, в том числе – на дальних планах, за главными персонажами. К моменту написания этой работы Филонов уже сформулировал основные принципы своего аналитического метода: картина развивается как живой организм – от частного к общему, словно бы растет за счет деления клеток, каждая из которых обладает своей сложной организацией. «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом», - писал он. Филонов имел собственную терминологию, поэтому то, что я более общеупотребимо назвал клеткой, он определял как атом.
Цветы мирового расцвета
Богородица с младенцем (Мать)
Потом началась война, и Филонов принял в ней участие в качестве рядового. Вернувшись после революций, в которых он проявил себя активистом, в Петроград, Филонов забыл обо всем, кроме своего искусства. Он упорно разрабатывал свой метод и никак не участвовал в борьбе авангардистских группировок, что было модно до тех пор, пока в 1932 году их все не разогнала советская власть. Он занял уникальную в русском авангарде позицию. Он стал пророком, мессией, аскетом, учителем, изгоем и мучеником в одном лице.
Конечно, мессий, пророков, аскетов, и мучеников в русском авангарде хватало – достаточно вспомнить Малевича, Татлина, Хлебникова, Эля Лисицкого, Кандинского. Но они по разным причинам перестали ими быть максимум ко второй половине 20-х гг. Изгоями же стали все, кто к началу 30-х годов не перековался и не изменил своим принципам в пользу социалистического реализма. А вот учителей практически не было, т.к. не было учеников. Вместо них были последователи, которые, быстро обретя самостоятельность, выдумывали собственные концепции и сами обзаводились последователями. У Филонова же были самые настоящие ученики, которые смотрели ему в рот и самоотверженно шли за ним, а его «мастерская аналитического искусства (МАИ)» вообще напоминала секту. Кроме того, практически никто из видных русских авангардистов не смог совместить все эти амплуа в одном лице, по крайней мере – надолго. А Филонов – смог, и в их самых крайних проявлениях.
Но, помимо всего этого, Филонов был еще и ересиархом, если продолжать пользоваться соответствующей терминологией. Он создал свой, совершенно особый вариант авангардизма, который находился от всех прочих его вариантов гораздо дальше, чем они друг от друга. Филонов, например, осмелился нарушить один из важнейших авангардистских принципов – он никогда не отрицал классического искусства и не воевал с ним. В его работах, даже в последних, можно найти следы этого искусства – и хронологически близкого, вроде модерна и символизма, и гораздо более раннего, вроде Босха.
Филоновский проект можно описать как визионерский, универсалистский, натурфилософский и религиозный с уклоном в эсхатологию.
Формула весны
Его работы – это удивительное соединение животного и растительного, органического и неорганического, человеческого и нечеловеческого, мертвого и живого. Для него всех этих категорий не существует, Вселенная – едина, и процессы, протекающие в ней, в равной степени соединяют в себе все эти оппозиции, поскольку в ней их не существует. Поэтому элементы его работ одновременно и биоморфные, и кристаллические, и растущие, и разлагающиеся.
Он изображает не поверхность явлений, а их суть, их законы, структуру и процессы - то, что недоступно глазу обычного художника, но доступно «знающему», как он говорил, глазу художника-аналитика. Для Филонова такой подход был научным; он изображал процессы, которые протекают, допустим, под кожей человека – ток крови, пульсацию вен, работу мозга. Для этой научности Филонов перечитал кучу литературы, от Линнея и Дарвина до Маркса и Циолковского.
Головы
Живая голова*
Масштаб Филонова – это вся Вселенная, от атома до бесконечности, от прошлого до будущего. Поэтому его работы – это не классические композиции с вписанными в формат картины разными элементами, а фрагменты чего-то большего. Его работы предполагают, что за их пределами продолжается бесконечность, и они - лишь часть ее.
Формула петроградского пролетариата
Сам же Филонов как пантеистический Бог охватывает всю эту Вселенную своим взглядом и, одновременно, присутствует в каждой мельчайшей ее частице. Это ощущение рождается, с одной стороны, из-за глобальности замысла – он ведь выводит обобщающие формулы – и из-за скрупулезной проработанности каждого квадратного миллиметра холста. Филонов словно одновременно смотрит на мир и в телескоп, и в микроскоп. Он разбирает мир буквально до кварков, а потом собирает из них его снова. Грубо говоря, активно занимается и анализом, и синтезом в особо мелких/крупных масштабах.
Формула Вселенной
История человечества для Филонова – это лишь небольшая часть истории мира. Истории космоса, планет, жизни на них, геохимических и всех прочих процессов. И, опять же как Бог, он одновременно есть везде – в прошлом, будущем и, естественно, в настоящем.
Конечно, все это слабо вписывалось в сталинский - не менее масштабный - проект. Я еще об этом проекте напишу. Поэтому с начала 30-х гг., когда советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в Союз художников, дела у Филонова пошли совсем плохо. Его персональную выставку в Русском музее уже отменяли и раньше, в 29 году – уж очень он никуда не вписывался. А тут прекратились даже и редкие участия в сборняках и совсем уж редчайшие госпокупки его работ, за гроши, впрочем. А продавать Филонов готов был только своему, как он считал, родному коммунистическому государству – он себя называл коммунистом. Несколько раз он общался с западными коллекционерами, которые предлагали ему неслыханные для него бабки, и – отказывал им. Все, что он создал, должно было жить только в СССР**.
При этом Филонов бедствовал жутко. В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам – принципиально бесплатно. Его МАИ была, пожалуй, последним неофициальным художественным объединением в СССР при Сталине. Какое-то нищенское содержание, типа профсоюзного, он не смог получить, поскольку нужно было получать кучу бумаг, а у него, как он сказал, не было для этого времени – он все время фанатически работал. Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов, типа, не на что было лечить жену, он вспоминал свое первое образование – малярно-художественное, и брался за любую работу кистью. Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. Или брал оформленные на пасынка госзаказы типа этих:
Портрет И. В. Сталина
Тракторный цех
Но даже эти не компромиссы, а, с точки зрения Филонова, прямые предательства своего пути денег не приносили. Слишком это все отличалось от того, что готово было купить государство. Сталин какой-то не божественный, цех какой-то не вдохновляющий на труд. В общем, Филонов продолжал месяцами кушать суп из килограмма луковиц, разрезанных пополам, с морковкой и картошками (реальный рецепт, описанный его женой), разрабатывать свой аналитический метод и подпольно учить фанатов, которые съезжались к нему со всей страны.
Когда началась война, основной заботой Филонова было сохранение своих работ, хранившихся в мастерской на чердаке. Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Ленинград-то бомбили, в том числе - и зажигательными бомбами. В этой заботе о своем наследии не было ничего похожего на обычное беспокойство художника о сохранности своих картинок. Это было, скорее, стремление спасти некий корпус необходимых человечеству знаний, каких-то важных свидетельств об ином. Художническими амбициями в традиционном для авангардизма виде Филонов никогда не обладал, типа - это я первый придумал и сделал. Он, скорее, был в своих глазах ученым, который открыл объективные законы и описал неведомую реальность***. Короче, там, на крыше он и простудился. А через несколько дней умер от пневмонии. Блокада же шла вовсю, слабые все были.
Бонусы.
Лики
Одна из последних работ.
Бегство в Египет
Еще он писал вот такие странные картинки. Египтянин хороший. А то, что осел ничем не отличается от человека – как раз не странно.
* «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изображать людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Это сказал испанский монах Хосе де Сигуенса о Босхе. Но как подходит к Филонову, при всех его отличиях от Босха. ** Филонов все свои работы завещал Русскому музею. Музей работы на всякий случай принял, правда, все советские годы продержал их в запасниках. В любом случае, благодаря филоновской концепции бытования его работ мы имеем уникальную для нашего авангарда ситуацию – практически все творчество гонимого коммунистами художника сохранилось. *** В рамках этой концепции он считал, что его «вещи являются самым интересным моментом во всем мировом искусстве». А еще он говорил, что делает искусство, которому придут «поклонятся все народы человечества».
Автор: Вадим Кругликов
adindex.ru
Павел Филонов – Ярмарка Мастеров
Несколько лет назад я была в Питере и смогла побывать на выставке работ Павла Филонова в Русском музее.
Это было потрясение! Как была организована выставка! Это было темное не освещенное помещение, а стенды были выполнены из черного бархата. На них висели картины Филонова, подсвеченные точечными светильниками. И создавалось впечатление, что эти картины просто парят в воздухе. А самое главное - просто чувствовалась пульсация и вибрация, идущая от работ гениального русского художника. Я долго не могла выйти - меня просто загипнотизировала его живопись.
Потом подумала: ну наверняка эту выставку привезут в Москву. Но увы, этого не произошло.
И мне захотелось рассказать о его творчестве...
Святое семейство
Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Фамилия «Филонов» была закреплена за ними уже после 1880 года. Местом своего рождения Павел Николаевич считал Москву, где он жил до четырнадцати лет. После смерти отца семья бедствовала, и занятия танцами на сценах театров Корша и М. Лентовского приносили Павлу заработок с четырех лет. С 6 до 11 лет был танцором кордебалета московских театров, так же для заработка вышивал. Танцевальная выучка приучила Филонова с раннего возраста к самоограничению, требовательности к себе и высокой работоспособности, от природы он был наделен редкой остротой зрения и развитой интуицией.
В 18 лет окончил в Петербурге живописно-малярные мастерские, получив свидетельство на звание моляра-уборщика.По окончании обучения Филонов до 20 лет работал маляром-декоратором интерьеров в составе бригады Н.Н.Рубцова, находящейся во введении конторы двора принцев Ольденбургских, членов Императорской семьи. Пребывание на росписях дома в имении Рамонь под Воронежем, в образцово устроенном поместье, благотворно повлияло на мировосприятие будущего художника, приоткрыло ему общинный уклад жизни крестьянства, приблизило к пониманию органической основы жизни. Природа плодородных черноземных земель пробудила отклик в душе юноши, и в память о закатах в Рамоне появились его первые пейзажи маслом. Ремесленный характер исполнительских работ не мог долго утолять проснувшуюся потребность Филонова в творчестве.
В 1903–1908 он занимался в частной студии академика-гравера Л.Е.Дмитриева-Кавказского для подготовки к экзаменам в Академию художеств. За годы обучения он совершил путешествия на лодке по рекам Шексне и Волге, и проявил при этом сильный характер и недюжинную физическую силу, пройдя на веслах в одиночку часть пути от Рыбинска до Казани. Рисовал с натуры архитектуру старых русских городов и часто расплачивался за постой заказными портретами «по рублю за штуку».
В 1907-1909 дважды совершил паломническую поездку в Палестину с заездом на Афон, изучал христианские древности, писал копии икон; побывал на Кавказе и посетил православный монастырь в Новом Афоне, делал этнографические этюды. В 1908–1910 вольнослушателем обучался в Императорской Академии художеств. Академическая школа рисования и особенно уроки Г.Я.Ционглинского, его любовь к рисунку мастеров итальянского Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело – и высокая профессиональная оценка им искусства Гольбейна, оказали определяющее значение в становлении Филонова. С академических пор, при всех стадиальных стилевых изменениях, творческим кредо для Филонова всегда оставалось стремление к поразительной точности рисунка и умение придать значимость каждому прикосновению карандаша к листу бумаги.
В апреле 1910, вскоре после завершения выставки, последовало исключение из Академии. Проступок Филонова больше состоял в своеволии – в классе он позволил себе писать натурщиков не по академическим канонам, а как французский фовист – чистыми красками; так многие студенты экспериментировали лишь дома. В объяснительной записке ректору, Филонов впервые сформулировал свое понимание искусства. Он сумел убедить профессоров Академии в искренности своих творческих поисков и их заключение о том, что Филонов «своими работами развращает учеников» было отменено, его восстановили. Однако уже следующей осенью учеба в Академии окончательно потеряла для него внутренний смысл, и он покинул ее стены.
Бегство в Египет
Его работы – это удивительное соединение животного и растительного, органического и неорганического, человеческого и нечеловеческого, мертвого и живого.
Для него всех этих категорий не существует, Вселенная – едина, и процессы, протекающие в ней, в равной степени соединяют в себе все эти оппозиции, поскольку в ней их не существует. Поэтому элементы его работ одновременно и биоморфные, и кристаллические, и растущие, и разлагающиеся.
Человек во вселенной
Композиция
Он изображает не поверхность явлений, а их суть, их законы, структуру и процессы — то, что недоступно глазу обычного художника, но доступно «знающему», как он говорил, глазу художника-аналитика.
Для Филонова такой подход был научным; он изображал процессы, которые протекают, допустим, под кожей человека – ток крови, пульсацию вен, работу мозга. Для этой научности Филонов перечитал кучу литературы, от Линнея и Дарвина до Маркса и Циолковского.
Пир королей
История человечества для Филонова – это лишь небольшая часть истории мира. Истории космоса, планет, жизни на них, геохимических и всех прочих процессов. И, опять же как Бог, он одновременно есть везде – в прошлом, будущем и, естественно, в настоящем.
Одинадцать голов
Лица
Живая голова
Естественно, все это слабо вписывалось в сталинский, не менее масштабный, проект. Поэтому с начала 30-х гг., когда советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в Союз художников, дела у Филонова пошли совсем плохо.
Его персональную выставку в Русском музее уже отменяли и раньше, в 29 году – уж очень он никуда не вписывался. А тут прекратились даже и редкие участия в сборниках и совсем уж редчайшие госпокупки его работ, за гроши, впрочем. А продавать Филонов готов был только своему, как он считал, родному коммунистическому государству – он себя называл коммунистом. Несколько раз он общался с западными коллекционерами, которые предлагали ему неслыханные для него деньги, и – отказывал им. Все, что он создал, должно было жить только в СССР.При этом Филонов бедствовал жутко. В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам – принципиально бесплатно. Его МАИ была, пожалуй, последним неофициальным художественным объединением в СССР при Сталине. Какое-то нищенское содержание, типа профсоюзного, он не смог получить, поскольку нужно было получать кучу бумаг, а у него, как он сказал, не было для этого времени – он все время фанатически работал. Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов, типа, нужно было лечить жену, он вспоминал свое первое образование – малярно-художественное, и брался за любую работу кистью. Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества.
Рабочий в кепке
Колхозник
Когда началась война, основной заботой Филонова было сохранение своих работ, хранившихся в мастерской на чердаке. Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Ленинград бомбили, в том числе — и зажигательными бомбами. В этой заботе о своем наследии не было ничего похожего на обычное беспокойство художника о сохранности своих картинок. Это было, скорее, стремление спасти некий корпус необходимых человечеству знаний, каких-то важных свидетельств об ином. Художническими амбициями в традиционном для авангардизма виде Филонов никогда не обладал, типа — это я первый придумал и сделал. Он, скорее, был в своих глазах ученым, который открыл объективные законы и описал неведомую реальность.
Вот там, на крыше он и простудился. А через несколько дней умер от пневмонии. Шел 1941 год. Блокада шла вовсю.....
Симфония Шостаковича
Цветы мирового процветания
Формула вселенной
www.livemaster.ru
Павел Филонов: биография художника
Филонов Павел Николаевич - выдающийся русский живописец, график, поэт, теоретик искусства. Родился в бедной семье в Москве в 1883 году. С детства ему пришлось столкнуться с трудностями и лишениями. Рано осиротев, он зарабатывал себе на жизнь тем, что ретушировал фотографии, вышивал скатерти и салфетки, раскрашивал плакаты и упаковки для товаров. Талант к рисованию у мальчика проявился уже в возрасте трех-четырех лет.
В 1897 году он переехал в Петербург, где стал брать уроки живописи. В 1908 году в возрасте 25 лет Филонов поступил в Петербургскую академию художеств, однако в 1910 году был из неё отчислен, поскольку рискнул восстать против диктата профессоров академии, навязывавших своим ученикам классические стандарты. С того времени он пытался утвердиться как независимый художник, нетерпимый к общепринятым эстетическим традициям. По правде говоря, Павел Филонов выступал как против классического реализма, так и против авангарда начала века, а именно кубизма и футуризма. Негодуя по поводу геометрических и механических принципов такого искусства, он считал, что представители этих направлений интерпретируют природу слишком просто, акцентируя внимание только на двух её аспектах: цвете и форме.
Будучи фактически самоучкой, человеком значительных интеллектуальных способностей, художник никогда не продавал свои картины и ничего не писал на заказ. Частные уроки рисования Павел Филонов брал у Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского, гравера на меди, офортиста и рисовальщика, посещая его «Мастерскую для учащихся». В 1911 году художник отправляется в паломничество. В течение шести месяцев он путешествует пешком по России, Ближнему Востоку, Италии и Франции. Чтобы заплатить за еду и кров, он расписывал стены в тех домах, где находил приют.
Во время Первой мировой войны Павел Филонов воевал на румынском фронте. Безоговорочно принял Октябрьскую революцию, был избран председателем исполнительного совета Дунайского региона. Вернувшись в Петроград, он основал студию живописи, в которой создавали декорации к ряду театральных спектаклей, иллюстрации к финскому эпосу «Калевала».
Две работы, написанные в 1910 году, предвосхитили развитие аналитического метода художника. Это «Крестьянская семья» и «Головы», из-за которых Павел Филонов был отчислен из Академии. Современники их не поняли.
«Мировой расцвет» - название, данное художником собственной системе аналитического искусства, которое является результатом кубофутуристических экспериментов, предпринятых им в 1913-1915 годах. Характеризуется она очень детализованным и многогранным методом - картина создается от точки до общего образа («как прорастающее зерно») самой тонкой из кистей и острым карандашом на относительно плоской поверхности. Изображения имеют многократные точки зрения (как в кубизме), но основываются и на принципе симультанности, характерном для футуризма. Философия художника была изложена в труде «Цветы мирового расцвета» 1915 года. Затем он был пересмотрен и издан в виде «Декларации» в 1923 году, когда Филонов Павел Николаевич был назначен преподавателем в Петроградскую Академию художеств. «Идеология аналитического искусства» была издана в 1930 году.
Несмотря на то, что его невероятный талант был признан в 1920-х годах, художник позже не находит понимания у критики. Его экспозицию в Русском музее фактически запретили, а ученики и друзья покинули его. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова эмигрировали, Велимир Хлебников умер. Сам же он ничего не пытался сделать, чтобы найти какой-нибудь выход, поскольку был нетерпим к любым компромиссам. Отказался от участия в выставках в Париже, Дрездене, Венеции, США. Филонов хотел, чтобы его произведения вначале увидели на родине, мечтал о создании музея аналитического искусства. Три раза он отклонил предложение занять должность профессора в Академии художеств, мотивируя свое решение тем, что боялся несоответствия с занимаемой должностью. В 1930-х годах жизненная ситуация изменилась в худшую сторону. Но несмотря на бедственное положение, он продолжал творческие поиски. Однако голод и холод победили. 3 декабря 1941 года, в самом начале блокады Ленинграда, Павел Филонов был найден мертвым в своей квартире.
fb.ru
Семь малоизвестных работ Павла Филонова
Родился Павел Филонов8 января 1883 года родился «смутьян холста», «художник-исследователь» Павел Николаевич Филонов, теоретик, практик и педагог аналитического искусства. В цитируемой ниже статье, опубликованной «Вечерней Москвой», приведена подборка из семи его малоизвестных работ...
«Картины основателя школы аналитического изобразительного искусства, одного из самых пролетарских и революционных художников, мало выставлялись при жизни, да и после смерти в блокадном Ленинграде в 1941 году не допускались в отечественное выставочное пространство до 1988 года.В своих работах Филонов показывал одновременно историческое и космическое единство, проникая за "внешнюю оболочку" модели и отображая внутренний мир не психологически, а физиологически.
От кубизма он отказался, так же, как и от психологизма, его искусство было органическим. Главной своей целью художник ставил изображение природных процессов и их обобщение живописной формулой. Странный нищий художник брался обучить своему методу абсолютно любого человека.И никогда не просил денег за занятия. Свой метод письма он называл аналитическим: "Я хочу, чтобы художник смотрел оком знающим, а не оком видящим", - говорил он. Над своими картинами мастер работал по 18 часов в сутки.
В настоящее время конечное число полотен Филонова остаётся загадкой - свои многочисленные работы он никогда не подписывал. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку малоизвестных картин основателя и теоретика аналитического искусства.
"Тракторный цех" (1931-1932)Перед нами нетипичный пример работы Филонова. И не только потому, что трактор или машина — редкость на его картинах. "Тракторный цех" - чуть ли не единственный пример коммерчески успешной работы мастера.Время от времени Филонов пытался заработать на ниве писания плакатов. Однако почти всякий раз тепел фиаско. Ведь его плакаты получались слишком натуралистичными и "контрреволюционными". И лишь на "Тракторном цехе" он смог немного заработать: картина была напечатана в виде открытки.
"Крестьянская семья" (1914)На полотнах молодой Филонов радостно объединяет растения, птиц, людей и человеколиких животных. Художника интересует рождение, как всесильный природный процесс. И он идет в своем исследовании дальше — к рождению мысли, создавая серию картин "Головы"."Живая голова" (1923)Перед нами вскрытый череп, но при этом голова живая и зритель может видеть, как бурлит в ней рождающаяся мысль. "Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи в каждый атом цвет. Чтобы цвет въедался в атом, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом", - говорил художник ученикам."Формула весны" (1927-1929)На своих странных полотнах художник пытался найти живописную формулу природных процессов. Формула живого, органического мира, возможность изображения биологической универсальности рождения приводит Филонова к нефигуративной живописи. В "Формуле весны" изображены не конкретные объекты, а делящиеся клетки, ток древесных соков, запахи цветов и пение птиц."ГОЭЛРО" (1931)Филонов был уверен в том, что он творит революцию в искусстве, анализируя и синтезируя происходящее вокруг. На этом полотне мы видим Владимира Ленина, создающего ГОЭРЛО (Государственную комиссию по электрификации России — прим. "ВМ"). Вождь объединяет в себе прошлое в цилиндрах, настоящее (вздымающий руки пролетариат) и бледные, только проявляющиеся лики будущего."Композиция" (1938)Филонову не хватало денег на холст и он был вынужден писать "Композицию" маслом на бумаге. Картина состоит из множества людей - мысль о человеческой тесноте приходит сама собой. Здесь и рождение, и юность, и зрелость, и старость и смерть — всё связано в единое целое. Здесь настолько тесно, что никому больше не остается места. Кроме того, полотно можно рассматривать, перевернув его вверх тормашками или под любым углом."Лики" (1940)Всю жизнь Филонов писал головы. Эти последние работы, созданные незадолго до смерти, выглядят особенно современно. Кажется, что они написаны после изучения последних современных данных об устройстве человеческого мозга. Возникает впечатление, что природа, концентрируюсь и постоянно обновляясь в памяти человека, высвечивает эти лики из своего единства."Смутьян холста", - как назвал Филонова поэт Алексей Кручёных, никогда не продавал своих картин. Он был уверен в том, что его метод имеет революционное, всемирное значение и берег работы для будущего музея аналитического изобразительного искусства.
Однако мечтам художника не суждено было сбыться. Музей так и не был создан, а первую его выставку зрители увидели лишь в 1988 году. "Надо признать, что до сих пор, несмотря на всю оригинальность и нестандартность художника, о нём не знают. Почти никто. И почти ничего", - признаёт ведущий сотрудник Русского музея Алексей Курбановский». - Вечерняя Москва
rupo.ru