Описание картины «Над городом» М.Шагала. Картина шагала
Картина «Над городом» М.Шагала. Описание картины 1918г, Третьяковская галерея
Картины авангардиста М. Шагала уходят на аукционах за баснословные деньги, становятся предметами кражи во многих экшенах, а критики до сих пор не знают, ругать или хвалить автора за его над гротескную манеру изображения.
До Первой мировой войны художник учился в Париже, находился в самом сердце его богемной жизни, был своим в кругах поэтов-символистов. Отсюда его излюбленный прием письма – визуализация еврейских поговорок и образов идиш-фольклора.
Картина «Над городом», написанная с 1914 по 1918 года – самая странная из произведений Третьяковской галереи. Полотно вызывает множество вопросов, порой детских.
Самый первый из них – «Кто это и почему они летят?», поскольку благодаря именно Шагалу фразеологизмы «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели конкретику.
Изображенная на картине пара – это сам художник и его невеста Белла Розенфельд, которые встретились после долгой разлуки. Им хорошо вдвоем и они летят на крыльях счастья над Витебском, родным городом авангардиста. Мужчина придерживает женщину за грудь – довольно интимный жест любовников, которые сбежали из спящего города рано поутру. Они видят игрушечные домики и амбарчики, еще покрытые туманной дымкой, которая словно переносят в сказку. Тут смешалось все – мечта, вдохновение, реальность и сон, детские желания и взрослая уверенность в своих силах.
Некий раблевский гротеск придает картине человек под забором со спущенными штанами. Он думает, что спрятался ото всех и никто его не видит. Козел, мирно жующий травку во дворе, кажется вместе с «подзаборным» мужичком неуместным в сказочности картины. На самом деле – это та самая проза жизни, которая чужда истинным влюбленным.
Образы и объекты на холсте не детализированы. Схематичны, словно нарисованные рукой ребенка, дома, условны очертания забора, слишком уж графично лицо Беллы и самого Шагала… Это своеобразный сон наяву – мир, где нет преград для желаний, а время настолько ценно, что не тратиться впустую.
Многие из тех, кто увидел картину, скажут, что в ней нет замысла, и вспомнят пошловатую песню группы «Ленинград» «Люди не летают», но не останутся равнодушными к произведению Шагала. И они отчасти будут правы.
Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики – вот основные принципы творчества художника. Он изображает не людей, а скорее, их души.
Фигуры летящих в небе мужчины и женщины занимают передний план картины. На заднем фоне полотна – собор, символ единения душ влюбленных. Средний план произведения – это Витебск, с горящими окнами, бесстыжим мужичком и невесть откуда взявшимся козлом. Город означает земную, обыденную и монотонную жизнь. Находящиеся над городом люди выше банальностей и условностей.
Сам полет настолько непринужденный, что напоминает скорее неспешный променад по утреннему парку, чем что-то, не укладывающееся в рамки логики. Летать для Шагала – такое же обычное состояние, как и все остальные.
Уделено внимание, прежде всего, образу Беллы – кружева нарядного платья, изящные туфельки и влюбленные глаза. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Ее жених, как настоящий мужчина, уверенно держит Беллу и ни за что не даст девушке упасть, хоть его поза и довольно свободна.
Символизм художника проявляется не только в изображении города и неземного чувства, а и в деталях. У юноши и девушки – по одной руке. Совместный полет сделал их единым целым: ему вполне хватает одной конечности, чтобы крепко держать любимую, которая справляется с равновесием. Маленький городок и большие фигуры летящих – прием, рассчитанный на то, чтобы зрители увидели истинную любовь, а не прозу жизни.
Пресловутый козел зеленого цвета словно отражает сказочность полотна. В начале 20 века Витебск был небольшим поселением, на улицах которого вполне мирно паслись козы. Однако вероятность встретить зеленого козла равнялась вероятности встречи с парящей в небе молодой парой.
Взгляд молодых людей так же довольно символичен: Белла смотрит на зрителя, но ее взор настолько неуловимый, что напоминает улыбку Джоконды. Лицо Шагала отвернуто в сторону, он как будто прощается с городом, зная, что многие годы будет жить во Франции. Молодые люди думают каждый о своем на этой неспешной и размеренной прогулке.
Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд, имеет некий диссонанс. Оттенки, кажется, между собой не связаны, они представляют причудливую мозаику акварели и масла. В верхней части картины – золотисто-сизый дымок, словно нанесенный влажной кистью на мокрую бумагу. Насыщенные зеленые и синие цвета одежды влюбленных, зеленые деревья, зеленый козел, желтый дом и желтые окна передают полноту впечатлений истинного чувства. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.
Вся многогранность творчества Шагала раскрывается именно в этой картине: тут и кубические формы домов, и футуристические большие фигуры, и по-французски наивная любовь.
М. Шагал вошел в историю искусства, как живописец, которого никак не могут «поделить» Россия и Франция, но прежде всего его знают как «мифотворца». Любовь к Белле Розенфельд – самый главный и неоспоримый шагаловский архетип – он советовался с ней по поводу каждой картины, а их брак был не просто официальным союзом, а единением двух душ, сердцевиной всего сущего.
Разгадать загадку картины «Над городом» М. Шагала невозможно. Да и зачем разгадывать, насколько необъяснимо и в то же время просто такое чувство, как настоящая любовь?
Картины авангардиста М. Шагала уходят на аукционах за баснословные деньги, становятся предметами кражи во многих экшенах, а критики до сих пор не знают, ругать или хвалить автора за его над гротескную манеру изображения.
До Первой мировой войны художник учился в Париже, находился в самом сердце его богемной жизни, был своим в кругах поэтов-символистов. Отсюда его излюбленный прием письма – визуализация еврейских поговорок и образов идиш-фольклора.
Картина «Над городом», написанная с 1914 по 1918 года – самая странная из произведений Третьяковской галереи. Полотно вызывает множество вопросов, порой детских.
Самый первый из них – «Кто это и почему они летят?», поскольку благодаря именно Шагалу фразеологизмы «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели конкретику.
Изображенная на картине пара – это сам художник и его невеста Белла Розенфельд, которые встретились после долгой разлуки. Им хорошо вдвоем и они летят на крыльях счастья над Витебском, родным городом авангардиста. Мужчина придерживает женщину за грудь – довольно интимный жест любовников, которые сбежали из спящего города рано поутру. Они видят игрушечные домики и амбарчики, еще покрытые туманной дымкой, которая словно переносят в сказку. Тут смешалось все – мечта, вдохновение, реальность и сон, детские желания и взрослая уверенность в своих силах.
Некий раблевский гротеск придает картине человек под забором со спущенными штанами. Он думает, что спрятался ото всех и никто его не видит. Козел, мирно жующий травку во дворе, кажется вместе с «подзаборным» мужичком неуместным в сказочности картины. На самом деле – это та самая проза жизни, которая чужда истинным влюбленным.
Образы и объекты на холсте не детализированы. Схематичны, словно нарисованные рукой ребенка, дома, условны очертания забора, слишком уж графично лицо Беллы и самого Шагала… Это своеобразный сон наяву – мир, где нет преград для желаний, а время настолько ценно, что не тратиться впустую.
Многие из тех, кто увидел картину, скажут, что в ней нет замысла, и вспомнят пошловатую песню группы «Ленинград» «Люди не летают», но не останутся равнодушными к произведению Шагала. И они отчасти будут правы.
Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики – вот основные принципы творчества художника. Он изображает не людей, а скорее, их души.
Фигуры летящих в небе мужчины и женщины занимают передний план картины. На заднем фоне полотна – собор, символ единения душ влюбленных. Средний план произведения – это Витебск, с горящими окнами, бесстыжим мужичком и невесть откуда взявшимся козлом. Город означает земную, обыденную и монотонную жизнь. Находящиеся над городом люди выше банальностей и условностей.
Сам полет настолько непринужденный, что напоминает скорее неспешный променад по утреннему парку, чем что-то, не укладывающееся в рамки логики. Летать для Шагала – такое же обычное состояние, как и все остальные.
Уделено внимание, прежде всего, образу Беллы – кружева нарядного платья, изящные туфельки и влюбленные глаза. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Ее жених, как настоящий мужчина, уверенно держит Беллу и ни за что не даст девушке упасть, хоть его поза и довольно свободна.
Символизм художника проявляется не только в изображении города и неземного чувства, а и в деталях. У юноши и девушки – по одной руке. Совместный полет сделал их единым целым: ему вполне хватает одной конечности, чтобы крепко держать любимую, которая справляется с равновесием. Маленький городок и большие фигуры летящих – прием, рассчитанный на то, чтобы зрители увидели истинную любовь, а не прозу жизни.
Пресловутый козел зеленого цвета словно отражает сказочность полотна. В начале 20 века Витебск был небольшим поселением, на улицах которого вполне мирно паслись козы. Однако вероятность встретить зеленого козла равнялась вероятности встречи с парящей в небе молодой парой.
Взгляд молодых людей так же довольно символичен: Белла смотрит на зрителя, но ее взор настолько неуловимый, что напоминает улыбку Джоконды. Лицо Шагала отвернуто в сторону, он как будто прощается с городом, зная, что многие годы будет жить во Франции. Молодые люди думают каждый о своем на этой неспешной и размеренной прогулке.
Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд, имеет некий диссонанс. Оттенки, кажется, между собой не связаны, они представляют причудливую мозаику акварели и масла. В верхней части картины – золотисто-сизый дымок, словно нанесенный влажной кистью на мокрую бумагу. Насыщенные зеленые и синие цвета одежды влюбленных, зеленые деревья, зеленый козел, желтый дом и желтые окна передают полноту впечатлений истинного чувства. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.
Вся многогранность творчества Шагала раскрывается именно в этой картине: тут и кубические формы домов, и футуристические большие фигуры, и по-французски наивная любовь.
М. Шагал вошел в историю искусства, как живописец, которого никак не могут «поделить» Россия и Франция, но прежде всего его знают как «мифотворца». Любовь к Белле Розенфельд – самый главный и неоспоримый шагаловский архетип – он советовался с ней по поводу каждой картины, а их брак был не просто официальным союзом, а единением двух душ, сердцевиной всего сущего.
Разгадать загадку картины «Над городом» М. Шагала невозможно. Да и зачем разгадывать, насколько необъяснимо и в то же время просто такое чувство, как настоящая любовь?
5sec.info
Марк Шагал
Марк Шагал (1887 – 1985)
Портрет молодого Шагала кисти его учителя Ю. М. Пэна (1914)
Александр Бенуа о выставке Шагала.
Ну что же? Должен сознаться — c'est captivant. [Это чарующе (франц.).] Ничего не поделаешь. Это то искусство, которое как раз мне должно претить в чрезвычайной степени. Это то, что во всех других сферах жизни я ненавижу (я еще не разучился ненавидеть), с чем я, несмотря на всю свою душевную усталость, еще не могу примириться — и все же это пленит, я бы даже сказал — чарует, если держаться точного смысла этого слова. В искусстве Шагала заложены какие-то тайные чары, какое-то волшебство, которое, как гашиш, действует не только помимо сознания, но и наперекор ему <...>
Шагал удостоился премии Карнеги. Это уже своего рода мировая consecration. [Признание (франц.).] Но и до того он вот уже десятки лет принадлежит к тем художникам, имена которых получили всесветную известность, про которых критики не пишут иначе, как пользуясь готовыми штампованными формулами, а это является выражением величайшего почитания. Шагал - настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Он действительно подошел к эпохе, он шевелит в людях такие чувства, которые почему-то тянет испытывать. Можно еще найти в этом искусстве элементы бесовского наваждения или действия сил нечистых, однако об этом говорить не позволяется, а если разрешается, то не иначе как в ироническом тоне, или как о некоей “аллегории”. Несомненно, есть что-то общее между творчеством Шагала и творчеством всяких художников — демониаков средневековья, часть которых упражнялась в “украшении” священнейших соборов всякой скульптурной чертовщиной, другая окружала миниатюры молитвенников самыми безрассудными и столь ехидными гримасами. Той же чертовщиной увлекались такие великие мастера живописи, как Босх или старший Брейгель, как Шонгауэр и как Грюневальд, — и со всеми ими у Шагала есть, по крайней мере, то общее, что он всецело подчиняется произволу своей фантазии; что он пишет то, что в голову взбредет; что он вообще во власти чего-то такого, что не поддается какому-либо разумному определению. Однако просто от вздора и шалости и от бредового творчества сумасшедших творения Шагала отличаются именно своими подлинными чарами.
Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство), и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение; не снобичен ли Шагал; не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение? Такие вопросы могли вполне естественно закрасться в душу, так как репертуар Шагала все такой же ограниченный, и он только и делает, что повторяет одни и те же темы.
Так и на данной выставке мы снова увидели все тех же летающих бородатых иудеев, возлежащих на диване любовников, белых невест, акробатов, нежных эфебов с букетами, порхающих ангелочков, согбенных жалких скрипачей, и все это вперемежку с какими-то музицирующими козлами, с гигантскими курицами, с телятами и апокалиптическими конями. Да и в смысле фона это опять то же черное небо с разноцветными ореолами светила, те же домишки грязной дыры из ужасного захолустья, тот же талый снег, или же рамы окон, зеленеющие кусты, стенные часы, семисвечники, торы. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов, и меняется формат картины. Видно, без иных из этих обязательных деталей художник просто не может обойтись, и они нет-нет да и пролезут в его композицию, которая ему кажется незаконченной, пока именно какой-либо такой козел-скрипач или крылатый вестник не нашли себе места.
Я шел на выставку без большой охоты, в предвидении именно этих повторений, успевших за годы моего знакомства с творчеством Шагала сильно приесться. Но вот эта новая демонстрация “упражнения с ограниченным количеством реквизитов” не только меня не огорчила, но она пленила меня, а, главное, не получилось от этого сеанса впечатления трюкажа или хотя бы до полного бесчувствия зазубренного фокуса. В каждой картине, в каждом рисунке Шагала все же имеется своя жизнь, а, следовательно, свой raison d'etre. Каким-то образом все это, даже самое знакомое, трогает; не является и сожаление вроде того, что “вот такой замечательный талант, а так себя разменивает, так себя ограничивает”. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Но когда он берется за кисти и краски, на него что-то накатывается, и он делает то, что ему велит распоряжающееся им божество — так что выходит, что вина божества, если получается все одно и то же.
Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Самое прельстительное и, безусловно, прельстительное в Шагале, это — краски, и не только их сочетание, но самые колеры, каждый колер, взятый сам по себе. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Нет в них ни стройной мелодичности, ни налаженной гармонии, нет и какой-либо задачи, проведения какой-либо идеи. Все возникает как попало, и невозможно найти в этой сплошной импровизации каких-либо намерений и законов. Вдохновения — хоть отбавляй, но вдохновение это того порядка, к которому художники, вполне владеющие своим творчеством, относятся несколько свысока. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им? Тешимся же мы рисунками детей или любителей, наслаждаемся же мы часто беспомощными изделиями народного творчества — всем тем, в чем действует непосредственный инстинкт и в чем отсутствует регулирующее сознание. Мало того, этим наслаждаться даже полезно, это действует освежающе, это дает новые импульсы. Но аполлоническое начало начинается лишь с того момента, когда инстинкт уступает место воле, знанию, известной системе идей и, наконец, воздействию целой традиционной культуры.
Это все и почиталось до начала XX века настоящим искусством; с историей этого искусства знакомят нас музеи, и из-за такого искусства эти музеи приобрели в современной жизни значение бесценных хранилищ, чуть ли не храмов. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Но странное впечатление будут производить в этих же музеях картины Шагала и других художников, рожденные нашей растерянной, не знающей, a quel saint se vouer [Какому святому поклониться (франц.).] эпохой. Выражать свою эпоху они, разумеется, будут и будут даже делать это лучше, нежели всякие картины более разумного и трезвого характера, или же такие картины, которые выдают большую вышколенность. Однако я сомневаюсь, что будущие поколения преисполнятся уважения к нашей эпохе после такого ознакомления с ней, и станут на нас оглядываться так, как мы оглядываемся на разные пройденные фазисы человеческого прошлого — с нежностью, с умилением, а то и завистью. Люди благочестивые среди этих будущих (сколь загадочных!) поколений, вычитывая душу нашего времени из этих типичнейших для него произведений (из живописи Шагала, среди многого другого), скорее почтут за счастье, что подобный кошмар рассеялся, и обратятся к небесам с мольбой, чтобы он не повторялся.
Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. Если она не менее кошмарна, нежели прочие, если она и очень характерна для Шагала, если и в ней доминирует импровизационное начало, то все же она, как мне кажется, серьезнее всего прочего, она, несомненно, выстрадана, и чувствуется, что, создавая ее, художник, вместо того, чтобы прибегать к привычному творческому возбуждению, имеющему общее с кисловато-сладостной дремотой, был чем-то разбужен, не на шутку напуган и возмущен. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. <…> Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Почему именно бледный труп пригвожденного к кресту Христа перерезает в белом сиянии наискось мрак, разлитый по картине?! Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Однако в целом это “видение” поражает и подчиняет внимание. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды? Или перед нами искупительная жертва? Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед? Считали же иные что все беды, обрушившиеся на человечество за долгие века христианской эры, — прямые плоды того учения, которое, проповедуя милость и любовь, на реальном опыте повлекло за собой более жестокие и злобные последствия, нежели все, ему предшествовавшее.
Как решить задачу, я не знаю. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. В картине “Христос” представлено нечто в высшей степени трагическое и такое, что вполне соответствует мерзости переживаемой эпохи. Это — документ души нашего времени. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос! Быть может, эта картина означает и поворот в самом творчестве Шагала, желание его отойти от прежних “соблазнительных потех”, и в таком случае можно ожидать от него в дальнейшем других подобных же откровений. Шагал — художник подлинный, и то, что он со всей искренностью еще скажет, будет всегда значительно и интересно.
1940 г.
Автопортрет с кистями
Девочка на софе. 1907
Дом в Лиозне. 1908
Мясник. 1910
Портрет сестры художника (Анюта). 1910
Невеста с веером. 1911
Я и деревня. 1911
Еврейская свадьба
Поэт Мазин. 1911 - 1912
Солдаты. 1912
Торговец скотом. 1912
Старый еврей. 1912
Понюшка табака. 1912
Солдат пьет. 1911 - 1912
Еврей за молитвой.1912 - 1913
Автопортрет с семью пальцами. 1913
Скрипач. 1912 - 1913
Парикмахерская.(Дядя Зусман). 1914
Синие любовники. 1914
Часы. 1914
Давид. 1914
Давид в профиль. 1914
Еврей в зеленом. 1914
Продавец газет. 1914
Лежащая обнаженная. 1914
На носилках. Раненый солдат. 1914
Портрет сестры Марьясинки. 1914
Автопортрет. 1914
Молящийся еврей. Раввин Витебска. 1914
Зеленые любовники. 1915
Красный еврей. 1915
Солдаты с хлебом. 1915
День рождения. 1915
Окно в деревне. 1915
Война. 1915
Любовники в розовом. 1916
Клубника. Белла и Ида за столом. 1916
Белла с белым воротничком. 1917
Серые любовники. 1917
Художник на луне. 1917
Окно в сад.
Интерьер с цветами. 1918
Над городом. 1918
Автопортрет с музой. Сон. 1918
Прогулка. 1918
Свадьба. 1918
Вечный жид. 1925
Три акробата. 1926
Лев состарился. 1927
Петух. 1929
Женщина и розы. 1929
Аврам плачет о Саре. 1931
Иосиф, пастух. 1931
Моисей распространяет смерть меж египтянами. 1931
Ной получает повеление построить ковчег. 1931
Ной выпускает голубя в окно ковчега. 1931
Одиночество. 1933
Белое распятие. 1938
Весна. 1938
Сон в летнюю ночь. 1939
Ночью. 1943
Слушая петуха. 1944
Дом с зеленым глазом. 1944
Корова с зонтиком. 1946
Букет и летящие любовники.
Синий скрипач. 1947
Любовники у моста. 1948
Древо жизни .1948
Ночь. 1953
Портрет Вавы
Автопортрет с палитрой. 1955
Скотный двор. 1962
Вирсавия. 1962 - 1963
Любовники в небе Ниццы. 1964
Лунария. 1967
Цирк с желтым клоуном. 1967
Гладиолусы. 1967
Волшебная флейта. 1967
Накрытый стол с видом на Сен-Поль де Ванс. 1968
Цирк в деревне. 1969
Перед картиной. 1968 - 1971
Цветной клоун. 1974
Новобрачные на фоне Парижа. 1980
Воспоминания художника. 1981
Букет цветов. 1982
art.mirtesen.ru
Художник-авангардист Марк Шагал. Биография | Справка | Вопрос-Ответ
7 июля 1887 года в Витебске в границах осёдлости, которые были определены ещё Екатериной II для компактного проживания евреев, родился Марк Шагал. Искусствоведы, занимающиеся творчеством Шагала, называют его авангардистом — за свою долгую жизнь художник отразил в своих работах большое количество разнообразных течений. Помимо графики и живописи, он занимался сценографией и писал стихи.
Марк Шагал, 1967 г. Фото: Public DomainДосье
Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал) родился 7 июля 1887 года в городе Витебске. Настоящая фамилия семьи — Сегал. По воспоминаниям Марка Шагала, её изменил на «Шагал» отец художника.
Отец художника Хацкель (Захар) Мордух Шагал работал грузчиком в лавке купца-селёдочника. Мать Марка Фейга Ита Чернина была дочерью мясника из Лиозно. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Марк был старшим из десяти детей.
Образование
В 1900–1905 годах он учился в витебском первом четырёхклассном городском ремесленном училище.
Портрет молодого Марка Шагала кисти его учителя Пэна (1914). Фото: Public DomainВ 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна.
В 1907 году с 27 рублями в кармане он отправился в Петербург поступать в Рисовальную школу «Общества поощрения художеств», которую возглавлял Николай Рерих. Работы Шагала настолько поразили приёмную комиссию, что юношу взяли сразу на третий курс без экзаменов.
В 1910 году подающего большие надежды художника берёт под своё покровительство депутат Государственной думы Максим Винавер, обеспечивая Шагала стипендией и возможностью уехать в Париж для продолжения обучения.
Творческая деятельность
В 1911 году в Париже художник работает над холстами, посещает выставки и экспозиции Ван Гога, Сезанна, Гогена, Курбе. На второй год открывает мастерскую в знаменитом прибежище бедных иностранных художников под названием «Ла Рюш».
В 1914 году принимает участие в выставке в Берлине, работы Марка Шагала начинают пользоваться популярностью и признанием критиков. В этот период он создал свои лучшие полотна «Посвящается Аполлинеру» (1911–12), «Скрипач» (1912) и «Париж из окна» (1913).
После берлинской выставки Шагал вернулся в Витебск. В этот период появились такие картины, как «Молящийся еврей» (или «Раввин Витебска»; 1914) и «Еврей в зеленом» (1914).
В 1915 году уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет.
В 1916 году Шагал вступил в Еврейское общество поощрения художеств.
В 1918 году был назначен комиссаром по искусству Витебской губернии, а затем основал художественную школу и руководил ей.
В 1919 году открыл Витебское художественное училище.
Из-за разногласий с супрематистами, в частности с Казимиром Малевичем, переехал в 1920 году в Москву. Работал в Московском Еврейском камерном театре под руководством Алексея Грановского. Принимал участие в художественном оформлении театра: рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации.
В 1921 году работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
В 1922 году вместе с семьёй уехал сначала в Литву, а затем в Германию.
В 1923 году по приглашению известного торговца произведениями искусства Амбруаза Воллара семья переехала в Париж.
В 1937 году Шагал получил французское гражданство.
В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приехала в Нью-Йорк.
В 1947 году вернулся во Францию.
В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву. Его картины были выставлены в Третьяковской галерее. После выставки художник подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина свои работы.
В 1977–1978 работы художника были выставлены в Лувре в честь его 90-летия.
28 марта 1985 года скончался в во французском Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище.
Известные работы
С 1960-х годов Шагал увлёкся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.
В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года».
Часть плафона Оперы Гарнье, расписанного Марком Шагалом. Фото: Commons.wikimedia.org/ CC-BY-SA/Joe deSousaАвтор витражного панно «Окно мира» в вестибюле здания Генеральной Ассамблеи ООН. Витраж посвящён памяти Дага Хаммаршёльда, занимавшего пост Генерального секретаря ООН с 1953 по 1961 год и погибшего в авиакатастрофе во время очередной миссии мира.
Картины:
Старуха с клубком (1906)
Девочка на софе (1907)
Окно. Витебск (1908)
Сидящая обнажённая рыжая женщина (1908)
Семья или материнство (1909 год)
Русская свадьба (1909 год)
Зелёный еврей (1914)
Автопортрет (1914)
Молящийся еврей (Раввин Витебска) (1914)
Марк Шагал, автопортрет. 1914 г. Фото: Public DomainПраздник (Раввин с лимоном) (1914)
Портрет брата Давида с мандолиной (1914)
Старый Витебск (1914)
Автопортрет с мольбертом (1914)
Часы (1914)
Зелёные любовники (1914)
Синие любовники (1914)
Цирюльня (Дядя Зусман) (1914)
Портрет сестры Марясинки (1914)
Продавец газет (1914)
Еврейская свадьба (1910)
Корова с зонтиком (1946)
Мадонна и сани (1947)
Влюблённые у моста (1948)
Часы с голубым крылом (1949)
Ночь (1953 год)
Набережная Берси (1953)
Мосты над Сеной (1954)
Марсово поле (1954)
Деревенский двор (1962)
Портрет Вавы (1966)
Наездница на красной лошади (1966)
Коровы над Витебском (1966)
«Над городом», Марк Шагал, 1918 год. Фото: Public Domain/Лунник (1967)
Синее лицо (1967)
Завет Одиссея. Фрагмент (1910)
Большой цирк (1968 год)
Пасха (1968 год)
Волшебник (1968)
Солнце Пороса (1968)
Семья рыбака (1968)
Игроки (1968)
Художник и его жена (1969)
Влюблённые над Сен-Полом (1971)
Деревня (1975)
Лестница Иакова (1973)
Цветной клоун (1974)
Песня песен (1974)
Синяя деревня (1975)
Святое семейство (1975)
Древо Иессея (1975)
Падение Икара (1975)
Художник и его невеста (1980)
Новобрачные на фоне Парижа (1980)
Воспоминание художника (1981)
Автопортрет с букетом (1981)
Художник на фестивале (1982)
Художник над Витебском (1982)
Новобрачные на фоне Эйфелевой башни (1983)
Букет цветов (1982)
Пара на красном фоне (1983)
Большой цирк (1984)
Награды
В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона.
Семейное положение
Был трижды женат.
Первая жена — Белла Розенфельд, дочь витебского ювелира. С ней Шагал вступил в брак в 1915 году. В 1916 году у них родилась дочь Ида, которая стала биографом и исследователем творчества художника.
Вторая жена — Вирджиния Макнилл-Хаггард, дочь бывшего британского консула в США. От этого брака у них родился сын Дэвид. В 1950 году после переезда во Францию Вирджиния, забрав сына, сбежала от Шагала с любовником.
Третья жена — Валентина Бродская, «Вава», владелица лондонского салона моды и дочь известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского.
Всю жизнь музой Шагала оставалась Белла, которая умерла от сепсиса в США в 1944 году. Но, несмотря на это, художник всегда говорил о ней, как о живой.
www.aif.ru
Именной указатель • Artist Index • • • • • • • russian version • • • • • • • Айвазовский, Иван Бенуа, Александр Бенуа, Альберт Богаевский, Константин Борисов-Мусатов, Виктор Брюллов, Карл Васильев, Константин Васильев, Федор Васнецов, Виктор Венецианов, Алексей Верещагин, Василий Врубель, Михаил Высоцкий, Олег Ге, Николай Глазунов, Илья Грабарь, Игорь Григорьев, Борис Иваненко, Михаил Иванов, Александр Кандинский, Василий Кипренский, Орест Клодт, Михаил К. Клодт, Михаил П. Коровин, Константин Крамской, Иван Клевер, Юлий Куинджи, Архип Кустанович, Дмитрий Кустодиев, Борис Левитан, Исаак Маковский, Константин Малевич, Казимир Маранов, Александр Мясоедов, Григорий Нестеров, Михаил Перов, Василий Поленов, Василий Репин, Илья Рерих, Николай Рерих, Святослав Рублев, Андрей Русская икона Рылов, Аркадий Саврасов, Алексей Сафронов, Никас Серов, Валентин Смирнов-Русецкий,Борис Суриков, Василий Тропинин, Василий Филонов, Павел Черноволенко, Виктор Шагал, Марк Шилов, Александр Шишкин, Иван Ярошенко, Николай • • • • • • • english version • • • • • • • Aivazovsky, Ivan Benois, Albert Benois, Alexander Bogaevsky, Konstantin Borisov-Musatov, Victor Brulloff, Karl Chagall, Marc Chernovolenko, Victor Clodt, Mikhail K. Clodt, Mikhail P. Filonov, Pavel Gay, Nikolay Glazunov, Ilya Grabar, Igor Grigoriev, Boris Ivanenko, Mikhail Ivanov, Alexander Kandinsky, Wassily Kiprensky, Orest Klever, Julius Korovin, Konstantin Kramskoy, Ivan Kuindzhi, Arkhip Kustanovich, Dmitry Kustodiev, Boris Levitan, Isaac Makovsky, Konstantin Malevich, Kazimir Мaranov, Alexander Myasoyedov, Grigory Nesterov, Mikhail Perov, Vasily Petrov-Vodkin, Kuzma Polenov, Vasiliy Repin, Ilya Roerich, Nicholas Roerich, Svetoslav Rublev, Andrei Russian icon Rylov, Arkady Safronov, Nikas Savrasov, Alexey Serov, Valentin Shilov, Alexander Shishkin, Ivan Smirnov-Rusetsky, Boris Surikov, Vasily Tropinin, Vasily Vasilyev, Feodor Vasilyev, Konstantín Vasnetsov, Victor Venetsianov, Alexey Vereshchagin, Vasily Vrubel, Mikhail Vysotski, Oleg Yaroshenko, Nikolay |
www.tanais.info
Марк Захарович Шагал Над городом: Описание произведения
«Над городом» - одна из самых знаменитых картин Марка Шагала. На ней художник изобразил всё, что у него было важного в жизни на тот момент: самого себя, любимую жену Беллу и Витебск. Отбросив земное притяжение, счастливые влюбленные летят над городом, обнявшись. Под ними расчерченный и опоясанный бесконечными заборами Витбеск – в этом же году Шагал в недолгий период очарования новой властью устроит на этих заборах уникальное граффити, разрисовав их к годовщине Октябрьской революции.Люди часто летают на картинах Шагала. Особенно ему нравилось отправлять в полет влюбленных. В таких случаях мы видим буквальное воплощение метафоры «летать от счастья».
В книге воспоминаний Беллы Шагал «Горящие огни» есть описание того, как Марк Шагал отправляет их двоих в полет: «Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Втягиваешь меня в водоворот красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой».
Однако летают у Шагала не только от счастья. Полет на его картинах – это даже не преодоление земного притяжения, а простое и естественное состояние человека. Идет ли речь о счастливых влюбленных, цирковых акробатах, обнаженной женщине или еврее, пролетающем над Витебском. Такова особенность картин Шагала – в них безудержен полет фантазии, но при этом фантастическое абсолютно реально и достоверно.
Особый эффект картины «Над городом» создается трогательным сочетанием бытовых моментов и выхода за пределы быта. Пикантная деталь – присмотритесь к нижнему левому углу. Что происходит под витебским забором? Совершенно верно, кто-то, стянув штаны, справляет нужду. Вот так сюрприз, одна из самых романтичных картин Шагала! В том и романтизм его, в том и прелесть, что всё – едино. И полет, и голый зад, и изящный наряд Беллы, которая ведь тоже представлена отнюдь не как абстрактная идея прекрасной возвышенной дамы. Если фигура самого художника кубизирована, то Белла написала мягкими округлыми линиями. Она более чем реальна – кружевные оборки на платье, в подробностях тщательно прорисованные туфельки… Впоследствии искусствоведы не раз удивятся тому, как можно было создать бесконечную симфонию любви, посвятив ее реальной женщине, с которой живешь рядом многие годы. Вероятно, для этого нужен тот особый взгляд, позволяющий видеть в любимой одновременно и в деталях кружевную оборку платья и полет ее души.
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
15 знаменитых картин Марка Шагала
Один из лидеров мирового художественного авангарда XX века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством.
Художник прожил довольно насыщенную жизнь, помимо России работая во Франции и США. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона, в этом же году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к его 90-летию. Вопреки всем правилам, в музее были выставлены работы ещё здравствующего автора.
"Вечёрка" предлагает вашему вниманию подборку знаменитых картин художника, принесших ему мировую славу и признание.
"Я и деревня" (1911) Нью-Йорк, США, Музей современного искусства
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Посвящение моей невесте (Моей суженой)" (1911) Филадельфия, США, Художественный музей Филадельфии
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Памяти Аполлинера" (1911) Эйндховен, Нидерланды, Стеделийк ван Аббе-музеум
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Голгофа" (1912) Нью-Йорк, США, Музей современного искусства
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Вид Парижа из окна" (1913) Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"День рождения" (1915) Нью-Йорк, Музей современного искусства
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Сегодня твой день рождения! Стой, не двигайся... Я все еще держала цветы... Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке... Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь... И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас (Белла Шагал, "Горящие огни")".
"Над городом" (1917)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Синий домик" (1917)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Прогулка" (1918) Санкт-Петербург, Русский Музей
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Одиночество" (1933)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Белое распятие" (1938)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Нельзя без боли и слез смотреть на Христа, которого Шагал поместил в центре картины погромов. Фигура распятого, изображенная на фоне цвета слоновой кости, простирается над подвергающимся разрушениям миром. У его ног горит семисвечный светильник. В небе горестно причитают евреи. Безысходная нищета. Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива (Раиса Мартинен, "Шагал, или Чарующая буря", 1948)".
"Свадебные огни" (1945)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Исход" (1952)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Мосты через Сену" (1954)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
"Война" (1964 – 1966)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
vm.ru
Художник Марк Захарович Шагал. Биография. Картины
Марк Шагал (Мойша Сегал) родился в белорусском Витебске неподалеку от литовской границы, седьмого июля 1887 года, в семье евреев-хасидов, говоривших на идиш. Его отец Захар был грузчик у торговца селедкой, мать Фейга-Ита заведовала небольшой бакалейной лавкой. Он был старшим из 9 детей. Знаменитый предок – Хаим Бен Исаак Сегал – веком раньше расписал фресками одну из самых красивых синагог в Могилеве.
В императорской России детям евреев было запрещено учиться в светских школах, но благодаря взятке, врученной матерью, Марк в 13 лет поступил в гимназию.
В 1906 году в возрасте 19 лет он 2 месяца посещал школу живописи, которую художник Иегуда Пэн открыл у себя дома в центре Витебска. Пэн был выпускником Академии Художеств и оставил глубокий след в душе Марка. Одновременно Шагал работал ретушером у фотографа.
В 1907 году Марк отправился в Петербург, имея 27 рублей в кармане. Меценат адвокат Гольдберг оформил его к себе лакеем, чтобы тот мог остаться в Петербурге и учиться в Школе Императорского общества поощрения художеств. Николай Рерих – директор Школы – поддерживал художника, в частности, добился для него отсрочки от армии, выделил стипендию. Также Шагал учился в частной художественной школе Зайденберга, в школе Званцевой, директор которой Лев Бакст побудил Шагала ехать в Париж. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. Отныне он – Марк Шагал.
Не следуя привычным для живописи традициям и правилам, Шагал всегда держался обособленно, не примыкая к каким-либо группировкам и объединениям. Весной 1910 года Шагал впервые выставил свои произведения в помещении редакции журнала авангарда «Аполлон», демонстрируя, что идет путем новаторства. Художник Репин расценивал это событие как скандальное.
Личная жизнь Шагала начала развиваться рано, параллельно с его творческими успехами. В 1909 году Марк влюбился в Беллу, дочь ювелиров из Витебска. По возвращении из Парижа в 1915 году он женится на ней, вскоре родилась дочь Ида. На протяжении 30 лет Белла оставалась его женой и музой. Когда в 1944 году она умерла, художник был безутешен и на полгода вообще оставил живопись.
Во время Первой мировой войны Шагал, женившись, жил то в Витебске, то в Петербурге. Только в 1922 году ему удалось вместе с семьей выехать в Литву, где проходила его выставка, а оттуда эмигрировать в Берлин. В 30-е годы ХХ века Шагал жил во Франции, много путешествовал. Правительство Народного фронта предоставило ему французское гражданство. Однако в 1941 году под угрозой нацизма он вместе с семьей эмигрировал в США. В Америке Шагал почти не мог работать.
Однако встреча с Вирджинией Хаггард в 1947 году принесла в его жизнь новый смысл – любовь – и сына Давида. Отношения довольно быстро сошли на нет. Но в 1952 году Шагал встретил свою «вторую музу» – Ваву, полное имя – Валентина Бродская, которая прожила с ним до самой его смерти во Франции на собственной вилле 28 марта 1985 года.
Марк Шагал. Картины
www.avangardism.ru