Ошибана: мастер-класс для начинающих. Картина из цветов. Ошибана картины


Ошибана: мастер-класс | Домашний способ

ошибанаСколько разных старинных видов рукоделия оживает сегодня в наше время — и батик, и валяние из шерсти, и макраме — занимайся чем душа пожелает!

Ошибана — одно из таких рукоделий. Прошу не путать с созвучной ей икебаной, хотя к флористике это искусство имеет самое прямое отношение. Так называется умение составлять из прессованных растений различные панно и картины.

Зародилась ошибана в Японии, а занимались ей в то время преимущественно мужчины.

Ну, а нам оно наверняка напомнить гербаризацию растений, которой, кажется, занимался в детстве каждый из нас. Помните, как складывали потом из засушенных цветов, листиков и веточек коллажи? Вот! А оказывается,  это была древне-японская ошибана :)

Сегодня это искусство вновь набирает обороты. Появляются прекрасные мастера прессованной флористики, которые делают почти шедевры из «мусора» под ногами! Например:

ошибана

ошибана

ошибана

ошибана мастер-класс

ошибана мастер-класс

ошибана мастер-класс

ошибана мастер-классНу, и напоследок небольшой мастер-класс по ошибане.

  1. Делать картину лучше на плотном картоне, однако, перед началом работы его необходимо обклеить с обеих сторон ватманом во избежание   перегибов при высыхании клея.
  2. Мягким простым карандашом легко наносим контуры будущего рисунка. В последствии замысел может немного измениться, поэтому яркие штрихи оставлять нежелательно.
  3. Если сюжет простой (например, ваза на столе) — можно сделать необычный фон. Для этого пригодятся самые различные листочки и сухоцветы. Если же вы придумали достаточно сложный рисунок, пусть фон будет простым, монохромным, сделанным из какого-нибудь одного вида растения.
  4. Задача в ошибане такова: не делать стыки растений явными, удачно и гармонично сочетать их на полотне, рождая порой почти акварельные переходы.
  5. Природа обязательно поможет вам сделать неповторимым каждый сантиметр вашего произведения — ведь даже в фоне нет ни одного одинакового растения!
  6. Используйте пух тополя или вербы, чтобы придать сюжетам объем. Можно использовать кору, бересту, стебли растений, солому и т.д.
  7. Аккуратно все посадить на клей. Перед этим долго подбирать коллаж по цветовой гамме и форме. Мастера уверяют, что это сродни медитации :)
  8. Дать высохнуть работе. Отдать в багетную мастерскую, украсить паспарту и красивой рамой.
  9. Шедевр готов!

← Полезные и вкусные свойства творога Отопление дома тепловым насосом →

Вам также может быть интересно:

dometod.ru

Ошибана

Составляя картины из засушенных растительных материалов, вы можете постичь гармонию мира, научиться мудрости, достичь душевного равновесия, обрести глубокую уверенность в себе и научиться концентрировать внимание.

Ошибана – это поистине уникальное искусство зародилось в Японии более чем шестисот лет назад, и долгое время считалось исключительно мужским занятием. Самураи, которые постигали путь воина, осваивали ошибану, которая требовала концентрации внимания. Этим искусством они должны были овладеть на данном пути, не хуже, чем умением владеть мечом и правильно писать иероглифы. Мастер, во время создания картины из сухоцветов, находился в сатори (состоянии тотального присутствия) и впоследствии данная картина служила в роли проводника, являясь ключом для всех желающих пережить это состояние. Позднее, уже в 19 веке, данное искусство стало модным в странах Европы и США. И заниматься им стали в основном женщины.

 

Подготовка материала

Создавая картину, автор пользуется природными растительными материалами. Для Ошибаны не нужны значительные материальные затраты. Чтобы начать заниматься таким искусством требуется отправиться в лес или в парк, где природа щедро поделится с вами золотой соломкой, засушенным цветком, травинкой, листиком, тополиным пухом, корой деревьев, мхом, высушенной шкуркой лимона, бронзовой шелухой лука и перламутровой кожуркой чеснока, листьями початков кукурузы – все это для художника Ошибаны является «красками» и «кисточками». Насобирав такой богатый материал, вы можете продолжать свой творческий поиск и выразить себя как угодно.

Ошибана

Чтобы растения приобрели вторую жизнь, а их яркие краски не уступали живым цветам, следует знать, как правильно собирать и сушить растения. Материал собирают в сухую погоду и без промедления приступают к сушке. Сушка обычным способом заключается в том, что материал кладется между страницами книг и прижимается грузом, но лучше будет, если Вы приобретете специальный цветочный пресс. Через сутки следует проверить материал на сухость, лепестки не должны ломаться, тянуться, скручиваться и потом переложить материал на хранение в боксы или модули. Делать это надо аккуратно, стараясь сохранить цвет, форму и фактуру. Такие картины очень капризны. У японцев разработана специальная методика, чтобы предохранять их от порчи. Они откачивают воздух, создавая вакуум, после этого работа перестает выгорать и темнеть.

Создание картины

 

Когда материал готов, можно начинать создавать картину, наклеивая его на основу. Материал для Ошибаны, с которым приходиться работать художникам, требует обладания ювелирным мастерством и особую аккуратность. Это довольно нетрадиционное хобби, но очень увлекательное и познавательное. Здесь надо знать о свойствах растений и сколько угодно фантазировать, показывая свой изысканный вкус. Флористы делают орнаменты, пейзажи, натюрморты, сюжетные картины и даже портреты.

Приступая к созданию своего шедевра, следует положить на стол специальный коврик с разметкой, что позволит быстро выбирать нужный размер.

Вместо коврика с разметкой можно взять клетчатую ткань

Также для работы Вам потребуется несколько различных ножей и фигурные шаблоны лекало, благодаря использованию которых Вам будет легче создать картину.

Ошибана

Выполнить простую аппликацию из целых форм растения можно без эскиза. Но, выполняя картину, на которой присутствует сложный сюжет, следует сначала сделать карандашом ее эскиз. Для этого подойдут детские раскраски или любые иллюстрации.

Для «раскрашивания» растительными заготовками, надо сначала разложить фон и все крупные объекты. Начинают укладывать растения от края к центру, верхнюю часть заготовки прикрывают нижней частью следующей.

Ошибана

По окончании работы композицию надо прикрыть и через некоторое время, если не требуется обработка закрепить все детали клеем. И после этого начинаем выкладывать мелкие детали, укладывая их на картину при помощи пинцета. Готовую работу надо положить под пресс.

Ошибана Самое дорогое в данном деле – это рамки, в которых хранятся работы.

Такие флористические картины являются экологически чистым искусством.

Ошибана

В Советском Союзе начало гербаризации растений было положено мастером Мамонтовой. С того времени искусство Ошибана стало медленно, но уверенно набирать обороты и в нашей стране.Это искусство привлекает не только своей нетрадиционностью, но и тем, что зная свойства растений, здесь можно фантазировать сколько угодно, проявляя свой изысканный вкус.

arhlive.ru

мастер-класс для начинающих. Картина из цветов

Искусство и развлечения 30 октября 2017

Ошибана — это нечто среднее между живописью, флористикой и рукоделием. Если быть точным, то это такой вид японского искусства, при котором делают картины из засушенных растений и цветов. По-другому это называется прессованной флористикой или живописью цветами. В наши дни ошибаной часто занимаются разные люди. Это интересно как детям, так и взрослым. Действительно, как может не впечатлить красота таких картин?ошибана мастер класс для начинающих

Рассмотрим ниже в статье мастер-класс для начинающих по ошибане.

История

Это японское искусство возникло примерно 6 веков назад в Японии. Существует теория, что занимались им исключительно самураи, а не женщины или дети, как в наши дни. Это придавало им уверенности в своих силах, бодрость, гармонию и душевное благополучие. картина из цветов

Примерно такие же чувства можно постичь, занимаясь ошибаной и в наши дни.

Что потребуется для ошибаны?

Искусство потребует самых базовых умений от любого человека. Каждый начинающий сможет делать красивые аппликации из цветов и листьев. Поэтому ошибана своей простотой полюбилась многим, но следует знать, что для этого потребуется:

  • Прессованные растения. Для это нужно вспомнить другое любимое искусство нашего детства — гербарий, когда растения кладутся в книгу, а там они засушиваются и приобретают плоскую форму. Любые листики, цветочки, кора и стебли подойдут. Стоит помнить, что зачастую сухоцветы в готовом виде продают в специализированных магазинах для хобби.

искусство ошибана

  • Картон или очень плотная бумага нужны, чтобы закреплять растения на них. Желательна именно твёрдая форма, потому что мягкая не выдержит собственного веса работы и клея.
  • Клей ПВА, чтобы фиксировать аппликации на картон.
  • Ножницы и канцелярские ножи необходимы всегда, чтобы соединять формы в единое целое на картине, не оставляя просветов и несовпадений (иногда воображение будет требовать самых разнообразных форм).
  • Реже будут требоваться краски и кисти, чтобы нарисовать задумку, а потом дополнить её цветами. Также некоторые детали настолько маленькие, что их обычно прорисовывают. Карандашом ещё набрасывают общий вид картины.
  • Палочки для клея.

Видео по теме

Какие растения подойдут?

Перейдём непосредственно к мастер-классу для начинающих по ошибане. Самое важное для картины из цветов — это соблюдать условие, чтобы растения были сухими.

Как уже говорилось, для этого берутся цветочки прямо с лужаек или полей, высушиваются, если на них есть влага или капельки росы, а потом делается своего рода гербарий. Известно, что срок высыхания любого растения — минимум 2–3 три дня. Совсем немного, поэтому летом можно полностью отдаться искусству.

Известно, что многие люди сверху накладывают стекло или любой другой герметичный прозрачный материал, а из картины выкачивается воздух. Таким образом, вакуум продлевает жизнь творению. При правильном подходе к работе такая работа может держаться десятилетиями, радуя собой всех людей.

Растения для техники ошибаны подойдут любые. Это могут быть хвойные иголки, кора деревьев, семена, пух, листочки, стебли, листья, корешки и все прочее.техника ошибана

Стоит помнить, что сухоцветы со временем часто меняют цвет (становятся более блёклыми). По стойкости своего окраса все растения делят на несколько групп. К самым стойким относятся астры, мать-и-мачеха, георгины, васильки, пионы, маргаритки. А вот бархатцы, жасмин, розы и ромашки держат свой цвет чуть меньше по времени — в районе 10 лет. Самыми быстровыцветающими считаются анютины глазки, тигровые лилии, лютики.

Шаг первый: замысел

Перейдём к мастер-классу по ошибане для начинающих. Техника выполнения невероятно проста. В первую очередь берём картон, а на нём делаем наброски нашей будущей задумки. Если не придумали, то есть неплохая возможность взглянуть на имеющийся инвентарь разных оттенков, и идея сама придёт к вам.

Обычно пользуются популярностью композиции, которые изображают сюжеты с цветами, полями, лесами и другими видами пейзажей. И ведь действительно очень легко и в то же время невероятно красиво получается, если из засушенного гербария собирается картина из цветов. Такая поделка более простая, поэтому может и вовсе не требовать эскиза.

Также можно попробовать делать красивые платья на девушках или красочных птиц. Лепестки со своей лёгкой хрупкостью отлично передадут вид струящихся тканей или перьев.японское искусство

Как уже говорилось, лучше всего использовать плотный картон, но даже он склонен к сморщиванию от клея. Поэтому следует по бокам обклеить картинку специальным бумажным скотчем.

Шаг второй: подготовка

Когда вы уже придумали сюжет и сделали наброски, то дальше следует начать заниматься вырезанием формы у растений. Это очень ответственный этап, так как вам нужно рассмотреть, какие цвета растений лучше между собой сочетаются, а какие — более тонко передают оттенки вашей задумки.

Не стоит перегружать картину всем и сразу, стараясь использовать как можно больше цветов. Если у вас нагруженный передний план, то фон следует сделать более нейтральным. А если же все изображение требует деталей, то можно попробовать осуществить задумку. Японское искусство удобно тем, что для любого предмета найдётся идеально подходящее для него растение. Например, деревья можно делать из коры, небо или воду — из бересты или голубых цветков, а из листьев деревьев — поля. Подбирая разные оттенки одного цвета, можно добиться плавных переходов. Все как в реальной живописи!

ошибана мастер класс для начинающих

Из засушенных заготовок следует собрать картину. Ошибана как искусство хороша тем, что всегда есть возможность что-то додумать, убрать, поменять, а потом уже только приклеивать с концами.

Шаг третий: приклеивание

Теперь, когда все заготовки знают своё место и эскиз готов, можно приступить к приклеиванию. Будьте аккуратны! Если предыдущие этапы требовали в большей степени работы вашего воображения, то теперь нужно максимально вложиться в терпение и аккуратность.

Наносите клей специальными палочками (подойдут любые), чтобы равномерно распределить вещество, а также случайно не переборщить с количеством, чтобы не допустить намокания заготовки. И аккуратно приклеивайте шаг за шагом каждую деталь.

ошибана картины

Когда картина будет готова, нужно дать клею высохнуть. После всего можно поместить творение в рамку под стекло, чтобы дольше хранилось, и повесить на стену или подарить близким. Это ведь не только приятное для глаз творчество, но и неплохая идея для подарка.

Вместо заключения

Мастер-класс для начинающих по ошибане показывает, что работа очень проста в исполнении, зато как прекрасен и сам процесс, и результат! Это искусство флористики (живописи цветами) очень старое, но особую популярность оно получило в наши дни. Это отличный способ развить в себе чувство вкуса, раскрыть творческий потенциал. Даже детям будет интересно и полезно, потому что ошибана развивает моторику.

Остаётся лишь дождаться тёплых дней, собрать побольше растений, сделать гербарии и начать творить.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Интересный мастер-класс для начинающих рукодельниц. Нежные цветы - колокольчики из бисераХобби Интересный мастер-класс для начинающих рукодельниц. Нежные цветы - колокольчики из бисера

Красивые, яркие и в то же время очень нежные колокольчики из бисера могут стать великолепным подарком для девушки на любой праздник.

Мастер-класс для начинающих: валяние из шерсти, одежда. Подробная инструкция, рекомендацииХобби Мастер-класс для начинающих: валяние из шерсти, одежда. Подробная инструкция, рекомендации

Старинные ремесла всегда были интересны любителям творчества, благодаря неповторимости изделий, созданных руками, такие вещи всегда были востребованы. Валяние шерсти, одежда, её эксклюзивность в наши дни представляет ...

Яйца из бисера: мастер-класс для начинающих. Плетение из бисераХобби Яйца из бисера: мастер-класс для начинающих. Плетение из бисера

Традиция украшать на Пасху яйца возникла давным-давно, а в наше время появляются все более и более интересные для этого способы. Но ведь делать красивые вещицы необязательно только по праздникам. Хотите научиться плес...

Мастер-класс для начинающих: яблоня из бисераХобби Мастер-класс для начинающих: яблоня из бисера

Красивые декоративные деревья, выполненные из бисера, пользуются большим спросом. Эти художественные композиции играют роль удивительных интерьерных украшений. Они облагораживают любое жилище, а также, по народному по...

Как сделать цветы из салфетки (бумажной и вискозной). Мастер-классы для начинающихХобби Как сделать цветы из салфетки (бумажной и вискозной). Мастер-классы для начинающих

Поделки из подручных средств - именно это направление в мире рукоделия сегодня стало очень актуальным. Из самых простых и доступных материалов (бумаги, ткани, деревянных шпажек, пластиковой тары) мастера и мастерицы н...

Делаем своими руками цветы из конфет и гофрированной бумаги. Мастер-классы для начинающихХобби Делаем своими руками цветы из конфет и гофрированной бумаги. Мастер-классы для начинающих

Сегодня актуальным подарком является букет из конфет. Его можно презентовать практически на любой праздник или просто так. И не обязательно заказывать его у мастеров. Цветы из конфет и гофрированной бумаги каждому из ...

Как создать цветы из бисера: мастер-класс для начинающихХобби Как создать цветы из бисера: мастер-класс для начинающих

Создать своими руками неувядающие и красивые цветы несложно. Они станут достойн...

Корона из мастики: мастер-класс для начинающих кондитеровЕда и напитки Корона из мастики: мастер-класс для начинающих кондитеров

Не беда, если вы никогда ранее не были знакомы с кондитерским искусством и не слыхали, что представляет собой корона из мастики. Мастер-класс для начинающих позволит превратить самый неприметный торт в произведение ис...

Выкройки куклы из фоамирана: мастер-классы для начинающихХобби Выкройки куклы из фоамирана: мастер-классы для начинающих

Фоамиран знаком многим как материал для искусственной флористики, но мы поговорим о другом его применении. Некоторые рукодельницы используют его для изготовления интерьерных игрушек. В этой статье вы узнаете: какой то...

Пион из бисера: фото, схема плетения, мастер-класс для начинающихХобби Пион из бисера: фото, схема плетения, мастер-класс для начинающих

Для начинающих специалистов предоставленный мастер-класс может оказаться как началом творческого пути, так и просто интересным занятием. Живые букеты цветов очень красивы, но будучи срезанными, они недолговечны. Совер...

monateka.com

Ошибана - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Найдено 26 тем с этим ключевым словом
Сортировать по: 

Дате

   

Популярности

Летом часто не хватает рук и времени, чтобы качественно высушить любимые цветы. Что можно сушить зимой, кроме растений из букетов? Конечно же комнатные экзотические красивоцветущие и декоративнолиственные растения, цветочную рассаду и зелень из супермаркета! Добавив немного света зелёным друзьям при ...

  МЕТОДИКА ПОЛЕВЫХ БОТАНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В. В. АЛЕХИН и Д. П. СЫРЕЙЩИКОВ "СЕВЕРНЫЙ ПЕЧАТНИК" ВОЛОГДА 1926 Имеется не мало различных способов сушки растений, но мы остановимся здесь лишь на наиболее простых и надежных. Если экскурсия длится не один день, то тогда уже во время экскурсии ...

МЕТОДИКА ПОЛЕВЫХ БОТАНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В. В. АЛЕХИН и Д. П. СЫРЕЙЩИКОВ "СЕВЕРНЫЙ ПЕЧАТНИК", ВОЛОГДА, 1926г. 1. Методика флористических исследований. Часть 1. Главной целью флористических исследований является, как уже указано выше, ознакомление с флорой, т.-е. с совокупностью растений ...

КАК СУШИТЬ РАСТЕНИЯ для гербариев и других коллекций   В помощь любителю-естествоведу. Выпуск 2-ой Никифоров Сергей Иванович   ПЕТЕРБУРГ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО 1922 Р. В. Ц. Петроград. Печ. 5.000 экз. 26-ая Государственная типография, Петербург, Измайловский пр., 29   Последние числа марта... ...

Искусство ошибана, дословно «засушенные цветы», а по-современному «прессованная флористика», имеет дело с хрупким, эфимерным материалом. Сохранить подобную субстанцию в целости и при этом сделать предмет утилитарным поможет горячее ламинирование. Выбор пакетной матовой плёнки для горячего ...

Гербарий, плоско высушенный почти традиционным способом. Отличие лишь в том, что вместо бесплатного бумажного материала - газет, использую одноразовые бумажные полотенца, беззольную фильтровальную бумагу, ватные диски для ухода за кожей, крафт бумагу, гофрокартон и недавно успешно опробовала фетр. ...

31.05.2017 19:42  |  KIVIAN

Дорогие друзья! У нас приятная новость: три картины-ошибаны КИВИАНа принимали участие в ежегодной цветочной выставке Flower Show, проходившей на Гибралтаре 17-18 мая. Картины «Ирисы» и «Орхидея» заняли 1 и 2 места в номинации «Вечная красота» (Everlasting Beauty). Теперь мы готовимся к выставке- ...

18.05.2017 01:03  |  KIVIAN

Здравствуйте, дорогие наши подписчики и заглянувшие в магазинчик посетители! Хотим поделиться с вами радостной новостью: Урр-р-ра!!!  Нас пригласили для проведения мастер-класса ошибаны в «Умном доме» на НТВ! И снова благодаря «Ярмарке Мастеров»! Спасибо-спасибо-спасибо грандиозной креативной ...

Итак,  в предыдущем мастер-классе мы сделали картонную заготовку вазы для «Незабудки». Теперь нам предстоит самое сложное. «Раскрасить» вазу листиками. I.  Для нашей вазы я выбрала лепестки мальвы четырех оттенков: Рис. 1 Обычно я выбираю для ваз прозрачный и полупрозрачный материал: ...

Судя по вашим отзывам, и количеству добавлений в "копилочку" моего  мастер-класса по основам прессованной флористики, многие ждут продолжения. Поэтому сегодня мы возьмемся за изготовление вазы в этой же технике. Ваза будет для картины "Незабудки".  Размер картины — (20 х 30) ...

www.livemaster.ru

мастер класс изготовления пейзажей и картинок и фото

Ошибана - это прессованная флористика или, другими словами, живопись растениями. Суть этого искусства состоит в сборе и засушивании под прессом цветов, трав, листьев, коры, наклеивании их на основу. Данная техника способна не только заинтересовать детей и взрослых, но и стать увлечением на всю жизнь.

Создание картины из цветов и листьев

Итак, в путь!

Материалы и инструменты:

  • плотный картон для основы;
  • ножницы;
  • пинцет;
  • карандаш;
  • клей ПВА;
  • кисти;
  • тонкие палочки для клея;
  • рамка со стеклом для оформления картины;
  • засушенные под прессом растения (обертки кукурузных початков, листья деревьев, веточки полыни и березы, лепестки роз, береста).

1) На плотном картоне выполнить карандашом набросок легкими штрихами. Наметить контуры изображения, уделив внимание линиям горизонта и переднего плана.

2) Разместить гармонично деревья, соразмерив их положение в пространстве. Так как на переднем плане не видны кроны деревьев, стоит основное внимание сосредоточить на их стволах.

3) Используя обертки кукурузных початков, изобразить небо. Для этого обильно промазать клеем внутреннюю сторону листа и приклеить к основанию, где был намечен контур. Сочетать белый и бежевый цвет, создавая плавные переходы, чтобы добиться эффекта размытых облаков. Работу необходимо положить на некоторое время под пресс, чтобы материал более тщательно приклеился.  

4) Из бересты наложить слой, изображающий поверхность воды. При подготовке бересты для работы расслоить ее на верхние и нижние слои и рассортировать по цвету. Подобрать разнообразные оттенки бересты: серого, оранжево-желтого и коричневого цвета.

5) При помощи обратной стороны листа серебристого тополя можно сделать дальний берег. Так как цвет может указывать на время суток, а на картине нужно изобразить утро, дальний план делается размытым и туманным. Здесь подойдет белая сторона листа тополя. Для придания рельефа используются ножницы.

6) Набор листов осеннего клена, тополя, лопуха поможет создать эффект плавных переходов. 

7) Для дальнего плана используются листья темного тополя, винограда, сирени, для ближнего – листья осеннего клена, лопуха, желтые лепестки роз. Хвойный лес, расположенный на дальнем берегу, изобразить с использованием веточек полыни.

8) Для детального вида природы на левом берегу наметить место расположения берез. Внешний слой бересты подойдет для очертания коры берез. Более темные кусочки бересты используются для теневой стороны стволов. Из листьев розы получится кустарник, находящийся на дальнем плане берега.

9) Из лопуха сделать листья берез, для контрастности кустарника наложить веточки светлой полыни.

10) Для работы над поверхностью воды следует учитывать, что темные краски, отражаясь в воде, выглядят светлыми, а светлые наоборот. Для создания ряби воды подходит рваная береста, для придания эффекта волнистых отражений, рваные края у растений поскоблить ножницами. Чтобы получить туманную даль, на островках расположить растения из полыни более светлых оттенков.

11) Готовую картину вставить в рамку под стекло.

Какие еще картины можно сделать таким же способом, показано ниже на фото:

Пейзажи:

Картинки:

Как показывает практика, искусство ошибана - прессованная флористика является очень интересным и увлекательным занятием. Огромные возможности для творчества открывает использование природных материалов.

Например, эта картина выполнена из бересты, лилейника, кожуры банана, калины и ваточника.

         

В данном рукоделии тесно взаимосвязаны такие понятия, как флористика, гербарий, аппликация, таким образом, можно отметить, что ошибана – это живопись цветами.

Чтобы получилась ошибана своими руками, не нужно быть художником, достаточно желания, иметь вкус и дружить с природой. С помощью этого метода получаются потрясающие пейзажи, натюрморты, портреты.

Интересно знать:

Разобравшись, что такое ошибана, интересует еще один момент – ее история возникновения. Оказывается, такая технология появилась боле шестисот лет назад в Японии. А позже распространилась в странах Европы и США. На сегодняшний день искусство флористики широко применяется как в Японии, так и у нас в стране.

Видео подборка по теме статьи

webdiana.ru

Ошибана как "дзэнское" искусство (продолжение)

Но вернемся к самураям начала 13 века, когда дзэн пришел в Японию. Как уже говорилось, он хорошо наложился на синтоистские представления о том, что достаточно пережить явление, но не нужно пытаться понять его и выразить в словах. Как вы уже поняли, это была смесь изначально верных представлений о мире с искаженными, привнесенными из Китая и Азии. Говорят, что одной из основных причин, привлекавших самураев к учению дзэн, была его простота. Здесь не нужно было постигать всю мудрость из канонических буддистских текстов, которые описывали просветление Будды, и вести отшельническую жизнь для того, чтобы достичь нирваны – высшей цели существования в буддийском миропонимании. По буддийским канонам материальный мир (сансара) – это иллюзорный мир. Существование продолжается вечно (это цепь перерождений), если только человек не достигает окончательной цели — нирваны, когда душа после смерти сливается с неким абсолютом и перестает воплощаться в тела. Другими словами, освобождается из цикла перерождений, принимает состояние за пределами страданий, когда исчезает их причина – желание. Состояние свободы от своего «я», т.е. самоотрицание, дает возможность познать мир в том виде, в каком он действительно существует. То есть, только нирвана – это реальный мир. Считалось, что нирваны могли достичь только монахи, полностью порвавшие с мирской жизнью и посвятившие себя изучению сложной метафизики основной буддистской доктрины.  Буддийский храм Бёдоин . Дзэн же пренебрегает знанием и утверждает, что истина невыразима в словах и ее можно достичь лишь путем внутреннего скачка, освободив сознание от обычных путей, которыми движется мысль, да и от мысли вообще. Он делает упор только на собственный опыт человека. Любой человек может достигнуть нирваны, той самой истины, просветления, минуя череду перерождений, сразу посредством медитативной практики, через состояние сатори (кэнсё). Ни опыт Будды – Великого учителя, ни поучения конкретного наставника сами по себе ничем не помогут. Искать путь к внезапному озарению человек должен сам. Слова «я не знаю» - лейтмотив погружения в дзэн.«Поймай момент настоящего и не беспокойся о догмах и теории»,- говорил дзэнский монах Риндзай. «Всё, что нужно,- со слов Риндзая,- это вести обычную жизнь со всеми её нуждами: одеваться, когда холодно, есть, когда голодно, ложиться спать, когда устаёшь, но только при этом полностью сосредотачивать своё сознание на каждом действии – и тогда всякое место, где бы вы ни оказались, окажется местом озарения». Все наверное слышали о кодексе самурайской чести - Бусидо (Путь воина) – своде правил, который передавался из поколения в поколения (теперь-то мы знаем, что он тоже айнского происхождения). Он требовал от самураев самообладания, хладнокровия, воли, то есть качеств, столь необходимых для воина-профессионала, а также быть готовым в любой момент к смерти, что достигалось как раз посредством дзэн-медитаций. Благодаря наставлениям дзэн-буддизма самураи вырастали в дисциплинированных, хорошо обученных и опытных воинов. И это было больше, чем просто рост мастерства в боевых искусствах, но прежде всего рост духа, путь к просветлению и гармонии с миром. Главным оружием самурая был его дух, а меч был продолжением духа.

Так вот, одно из правил Бусидо гласит: «Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии. Особую роль начал играть дзен в самурайской Японии с XVII в. К этому времени все великие сражения остались позади, и полем деятельности самураев стали изящные искусства.Так как дзэн утверждал, что земное бытие (сансара) неотличимо от нирваны, и для обретения истины и озарения отнюдь не следует порывать все связи с жизнью, то самурайская культура начинает не просто восхищаться ускользающим очарованием этого мира, но и видеть в нем эстетический идеал жизни вообще. 

Поль Дьер. Гора Фуджи  Вот к этому времени, я думаю, и относится период расцвета ошибаны как одного из видов дзэнского искусства. Жаль, что у нас нет возможности полюбоваться теми картинами из растений, которые были сделаны самураями. Было бы интересно… В соответствии с дзэнским пониманием (гармония с миром, персональный опыт постижения истинной природы), искусство должно быть погружено в жизнь, пронизывать ее, а жизнь повседневная сама при этом должна стать искусством. Убеждение в том, что в природе всё уже есть, заставляет и процесс созидания (стихов, сада, танца) трактовать как выявление, открытие того, что уже есть, но пока скрыто от глаз."Чувствовать прекрасное – значит следовать природе, быть другом четырёх времён года. Всё, что видишь, - цветок, всё, о чём думаешь, - луна. Для кого вещи не цветок, тот дикарь. У кого в сердце нет цветка, тот зверь. Изгони дикаря, одолей зверя, следуй Вселенной – и вернёшься в неё",- говорит японский поэт Басё.У японцев стирается грань между реальной повседневной жизнью и искусством. Японец делает искусством разделку рыбы, каллиграфию и военное дело. Вспомним также традиции любования луной («цукими»), цветущей сакурой («ханами»), сливой («умэ мацури») и т.п.Главное – создать образ в своей душе. Художник и мир – едины. И художник (поэт, музыкант) никогда не стремится к субъективному самовыражению в западном смысле. Напротив, он стремится, передавая уникальность самого предмета, к безличности собственного выражения («я не знаю»), к состоянию сознания, свободного от «я» и потому не искажающего истинную сущность. Такое состояние сознания достигалось при помощи медитативных приемов отработки дыхания, концентрации внимания, перевода действий с уровня сознательно принимаемых решений на уровень мгновенной спонтанной и естественной

Kate Chu. Orсhids

Вот, взять к примеру, японские трехстишья – хайку (хокку):

Лепестки ворожат -Мельтешит и мерцает храмСквозь ветви сакуры.(Бусон)

или

Один за другимОпадают лепестки махровой сакуры,Порхая на ветру.(Сики)

Здесь есть взгляд, но нет того, кто смотрит. Дистанцируясь от своего «я», заполняя свое сознание каким-то образом или мыслью, медитируя, автор переживает свой собственный опыт постижения истинной природы – сатори, озарение, - и рождает три коротеньких строчки, которые рисуют нам целую картину, образ, мысль. Он не развертывает перед читателем всей панорамы возможных ассоциаций, возникающих в связи с данным предметом или явлением. Он только будит мысль, дает ей определенное направление. 

Так же творил и художник ошибаны, создавая из засушенных растений свой образ. И его образ, обращаясь к образам сознания зрителя, человека, воспринимающего искусство, позволял тому вслед за автором пережить озарение – внезапно услышать шум водопада, почувствовать запах цветущей глицинии, увидеть спелые плоды хурмы среди ветвей дерева, ощутить сырость утреннего тумана в горах. 

(авторы мне неизвестны)

 В отношении материала художник также не стремился к тому, чтобы своей волей преобразовать, изменить его исходные свойства. Напротив, он стремился сохранить его особенности, стараясь выявить присущую тому природную красоту. Так же, как и в случае с хайку, художник имеет своей целью не проявить себя, не дать свое видение, а увидеть истинное, внутреннее и представить его как оно есть. Отсюда присущее японской ошибане внимание к единичному, неповторимому, лаконичность, неприхотливая простота и приближение изображаемого – крупный план, втягивающий нас в переживание. А простота призывает к легкой незавершенности, некоему нарочито допускаемому несовершенству, что должно восприниматься как нежелание человека приукрашивать естественность самих вещей. Думаю, что классическая ошибана должна выглядеть примерно так:

(автора не знаю)

Эта работа – приз Gran-pri на японской выставке ошибаны в Йокогаме, 2009г.(фото из каталога)

  

Hiroyama Emiko (Japan)

   

Nishii Maki (Japan)

  

Yamada Yoko (Japan)

Особая вписанность в мир, особый настрой мировосприятия, гармония с миром – все эти черты дзэна несла в себе ошибана как часть системы японских искусств. 

Подводя итог, хочу сказать, что живопись растениями, которая мне так нравится и которую Юрков Александр Николаевич так метко назвал «флорийской мозаикой», имеет очень мало общего с искусством, когда-то возникшем в самурайской Японии. Вернее, общее только одно – это тот материал, который мы используем – засушенные под прессом части растений. Для сравнения – на картинах наших мастеров кусочки растений, особенно мелкие, выглядят как мазки краски. Вот, например, картина "Парус" Татьяны Мазаевой из Литвы, которая не перестает удивлять нас своими работами: Но сейчас и современный японский pressed plant art, а также творчество художников из Кореи и Тайваня, уже вплотную приблизились к западной живописи, хотя и отличаются каким-то неповторимым восточным духом, да и листики-цветочки они предпочитают использовать в целом виде.Ну что ж, мир не стоит на месте, и это наверное хорошо!

(автор неизвестен)

Kaneko Masako

(Japan)

(Japan)

Utiyama Mieko

(Japan)

sesame-myblog.blogspot.com

Ошибана, или живопись цветами от Любови Сильченковой

Когда знакомишься с новым видом искусства, то обязательно погружаешься в интересный и захватывающий мир красоты, который украшает и разнообразит твою жизнь. Так я неожиданно познакомилась с ошибаной («оши» – засушенный, «бана» – цветок), одним из древнейших направлений во флористике, которому уже более шести веков.

Ошибана (или осибана) – древнее искусство живописи, в которой вместо красок используются прессованные цветы. Это целая философия создания изображений из засушенных растений или их фрагментов, при котором каждый природный элемент имеет глубокий подтекст.

«Друзья», 2012 г., работа выполнена без красок, исключительно из листьев растений, Призер «The 12 Annual International Pressed Flower Art Competition» Южная Корея

Шесть столетий назад к искусству ошибана в Японии допускались лишь мужчины, причем это были воины-самураи. Женщины получили эту привилегию лишь спустя 300 лет.

Этот вид флористики получил широкое распространение в Великобритании и других европейских странах в Викторианскую эпоху. Последние 30 лет интерес к ошибане продолжает нарастать в разных странах.

Ошибана настолько захватила мое воображение своей невероятной красотой, что я несколько вечеров знакомилась с лучшими мастерами-флористами из разных стран — России и Японии, Англии и Литвы, Украины и Германии. Их работы настолько впечатляющие и самобытные, что я собираюсь сделать несколько историй об этом искусстве.

А начать я решила с рассказа о творчестве Любови Сильченковой — художнике-флористе из

Киева (Украина, 44 года), которая с раннего детства рисовала красками и карандашами, а в выпускных классах школы прошла учебно-производственную практику, где ее обучали профессии  художника-оформителя.

Суровые реалии жизни заставили Любовь закончить университет и получить профессию экономиста. 

Прессованной флористикой она занимается с 2008 года.

«Кукушка», 2012 г, Из листьев подсолнуха, осины, лещины, тополя серебритого и др. Призер международного конкурса «Exhibition of creation» в Японии.

Началось это главное увлечение ее жизни случайно, после просмотра мастер-класса по ошибане по телевизору. Любовь стала сушить все, что попадалось под руку — листья, цветы, травы. Потом нашла форум по флористике в интернете и долго изучала собранную там информацию.

Поразительно, но всего через год после начала работы над этим кропотливым искусством, в 2009 году, Любовь стала призером международного конкурса «Exhibition of Creation» в Японии,  на  родине ошибаны.

«Тиграня» 2010 г., Материалы: листья лещины, ваточник, береста, осина, тополь серебристый, шкурка банана, камыш, спатифиллум

Со временем Любовь стала постоянным участником множества международных и городских выставок. Про нее печатают статьи в газетах и каталогах. Она – желанный гость различных телепрограмм.

«Лотос», 2010 г, Из листев клена, ежевики, ивы, девичьего винограда, лещины, лепестки розы, дельфиниума, шкурка банана, физалис, ирис

На выставках люди иногда не верят, что все картины Любови Сильченковой сделаны из обычных, высушенных под прессом листьев и цветов, без использования карандашей и красок – настолько кропотливо и реалистично сделаны эти картины.

«Рыжий проказник» 2013 г., Из листьев лещины, тополя серебристого, абрикоса, ивы, клена, магнолии, физалиса, лепестков дельфиниума и др.. Приз за совершенство Prize for excellence, The 7 World Pressed Flower Craft Exhibition, Южная Корея

Раньше в Японии составлением цветочных композиций занимались воины-самураи, считалось, что это занятие развивает у них концентрацию внимания, требует точности движений и осторожности.

«Морской пейзаж» 2015 г, Флористическая копия картины М. Сатарова, Из листьев сумаха, клена, малины, тополя серебристого, осины, калины, явора, груши и др.

Приступая к работе над ошибаной, самурай должен был настроиться на особый лад внутренней гармонии и вслушаться в звучание своего сердца, перекликающегося с ритмом Вселенной. Ошибана была обязательным элементом пути самурая наравне с искусством каллиграфии, искусным владением мечом и стихотворным слогом.

«Выдубицкий монастырь» 2011 г, Листья тополя серебристого, осины, клена, береста

Предельная сосредоточенность была непременным условием того, что получившийся рисунок не будет жалким воспроизведением реальности и в нем будет своя душа. При этом самурай постигал взаимосвязь всего существующего в природе: как из цветка создать фигуру животного, птицы или человека, как хрупкая веточка превращается в целое дерево и как обычные листья трансформируются в могучие горные хребты в ходе создания ошибаны.

«Аляска» 2009 г, Работа заняла 1 место в международном конкурсе «Flower Show 2010» в США

При создании композиции в технике ошибана флорист сочетает фактуры высушенных под прессом цветов и листьев, семена, корешки и кору деревьев, пух растений или хвою. При создании композиции художник учитывает, что разные растения имеют разную стойкость цвета и со временем цветовые сочетания  на картине меняются.

«Краски осени» 2010 г.Листья тополя серебристого, осины, шелковицы, ежевики, ивы, кукурузы, лещины, шкурка банана

Любовь Сильченкова признается, что никогда не делает повторы картин и не работает «на заказ». Сюжет будущей картины долго продумывается, подбираются необходимые растительные материалы. Приступает к работе художница только после того, как сюжет полностью захватывает ее воображение и вкладывает в работу всю душу. Ей даже трудно расстаться с готовым изделием сразу, настолько Любовь трепетно относится к своим картинам.

Приведу несколько интересных исторических фактов об ошибане, о которых рассказывает  Любовь Сильченкова на своем удивительно красивом сайте.

«Осенний вечер», 2012 г., Листья осины, тополя, ивы, клена, лещины, подсолнуха, шелковицы, абрикоса и др.

«Засушенные плоские растения встречаются уже в культурах древней Иудеи и Египта, в V-III веках до нашей эры. «National Geographic» отметил, что археологи раскопали засушенные плоские лавровые листья и гирлянды в гробнице матери Тутанхамона.

«Осенний натюрморт», 2010 г., Листья магнолии, банана, тюльпанного дерева, явора девичьего винограда, калины, ириса, ивы и др.

Хорошо сохранившиеся образцы гербария XVI века можно и сегодня увидеть например, в парижском Ботаническом музее.

Наиболее популярными в Англии композиции из сухоцветов стали в Викторианскую эпоху (период правления королевы Виктории, 1837—1901). В гостиных висели художественные гербарии в овальных рамках,  дамы создавали композиции сочетая прессованные цветы с лентами. Из Англии мода пришла в Европу. Салоны Германии, Франции наполнились декоративными картинками из засушенных цветов.

«Карпаты», 2013 г.,Листья тополя серебристого, магнолии, подсолнуха, ирисов, малины, шелковицы, боярышника и др.

Упоминания о сухих плоских цветах появляются в различных отчетах на протяжении всей истории.

Создание композиций из засушенных цветов как вид традиционного искусства существует многие сотни лет в Японии. Оно получило там название ошибана, что в переводе и означает прессованные цветы . Первоначально ошибана служила суровым воинам-самураям. Они складывали картины из хрупких сухих цветов и растений, что требовало необычайной осторожности, точности движений и понимания гармони всех составных элементов картины. Такая картина давала возможность сосредоточиться и проникнуть во внутренний мир самурая. Интересно, что в Японии раньше цветочными композициями занимались только мужчины и лишь последние триста лет к этому виду искусства стали приобщаться и женщины.

В Китае и сопредельных ему странах, Тайланде, Корее и других, занятие прессованными цветами издревле было отдельным, очень почитаемым ремеслом. 

По мотивам Г.Янулевича «Бережок»

За столетия интерес к этому ремеслу распространился от Японии в Викторианскую Англию затем, через Европу, к Соединенным Штатам.

«Бабушкина хата», 2013 г, Тополь серебристый, осина, боярышник, Ирис, магнолия, виноград, малина. Первое место на конкурсе «Еру 8th World Pressed Flower Craft Exhibition» Южная Корея.

Сегодня, ошибана предлагает нам даже больше чем простое сохранение красоты и изящества живущих цветов. Работая с прессованными цветами, мы напоминаем себе о тесной связи с природой. С творческим подходом к использованию материалов, листья становятся деревьями, а лепестки формируют горы.»

 

Примечание. Все права на изображения принадлежат их автору.

 

Ошибана, или живопись цветами от Любови Сильченковой

5 (100%) 5 votes

tailytales.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта