Батальный жанр живописи. Баталисты картины


В.В. Верещагин. Из книги «Русские художники-баталисты ХVIII-XIX веков», страница 2 :: Артпоиск

В.В. Верещагин. Из книги «Русские художники-баталисты ХVIII-XIX веков».

В ранние свои годы много рисовал, но мало писал маслом. Его первые работы, выполненные на Кавказе в середине 60-х годов, носили этнографически-жанровый характер с оттенком критики пережитков средневековья. Во время пребывания летом 1866 года в России, на реке Шексне, им была задумана, ранее , картина «Бурлаки» и сделаны для нее этюды и небольшой эскиз. Батальными сюжетами он тогда не занимался.

Впервые он нашел свое истинное призвание, попав, почти случайно, в 1867 — 1868 годах в Среднюю Азию — формально в качестве прапорщика при штабе генерала Кауфмана (назначенного генерал-губернатором вновь присоединенных к России областей), а в сущности — в качестве художника. Верещагин выговорил себе даже право носить гражданскую одежду для более свободного наблюдения нравов и писания этюдов. С жадностью изучая малоисследованный своеобразный край, художник оказался не только очевидцем, но и активным участником боевых действий в войне с Бухарским ханством. Он проявил незаурядную храбрость во время восьмидневной обороны Самаркандской крепости против превосходящих сил противника и получил георгиевский крест — единственный знак отличия, принятый им за всю его жизнь и всегда носимый на груди.

Посетив еще раз Среднюю Азию в 1869 —1870 годах и побывав на этот раз в ее восточной части, на границе с китайскими владениями, уехал в Мюнхен, где в мастерской скончавшегося друга, художника Горшельта, в 1871—1873 годах им была создана большая туркестанская серия, сразу принесшая художнику громкую известность и в России и в Западной Европе. Поехав в Среднюю Азию начинающим жанристом, он вернулся оттуда оригинальным и смелым баталистом-новатором.

Туркестанская серия включала в себя ряд батальных и жанровых картин и большое количество законченных этюдов жанрово-этнографического, архитектурного и пейзажного характера. Ее батальная часть состояла из трех картин, связанных с обороной Самаркандской крепости («», «» и «»), двух картин на иные сюжеты Туркестанской войны («», «») и героической поэмы «Варвары» — сюжетно-повествовательной драматической сюиты из семи картин («», «», «», «», «», «Благодарят Аллаха» и «»). Кроме того, нужно особо выделить две первые небольшие батальные картины , написанные в 1868 году в Париже, после первой поездки в Среднюю Азию, и представляющие собой как бы «пробу кисти» художника в батальной живописи: «» и «», показанные в Петербурге на первой туркестанской выставке 1869 года; все же остальные картины появились перед русской публикой на большой выставке туркестанских работ в 1874 году.

Уже в первых батальных картинах молодого , несмотря на сухость и темноту их живописи, чувствовалось что-то новое, непривычное. На первой из них изображены два бухарских воина, рассматривающих на поле боя отрубленную голову русского солдата, которую один из них держит в поднятой руке. На второй показан русский солдат у крепостной стены, закуривающий трубку после боя, стоя у груды тел убитых врагов. противопоставляет варварство воспитанных в вековой темноте и религиозном фанатизме жителей феодальной Бухары и спокойное простодушие миролюбивого русского крестьянина в солдатской одежде, отдыхающего после тяжелой  боевой  работы. Сюжеты этих первых батальных опытов Верещагина предвосхищают содержание будущих больших его полотен: «» и «». Суровая правда войны, наблюденная художником и отраженная в небольших полотнах, произвела сильное впечатление на русскую публику.

Картина «Смертельно раненный» (1873) может быть причислена к лучшим, наиболее сильным и оригинальным произведениям Верещагина. Все баталисты изображали раненых, как неизбежный аксессуар многофигурной батальной картины, но никто до не делал раненого солдата главным действующим лицом почти однофигурной картины.

Кроме бегущего с прижатыми к груди руками смертельно раненного солдата, на ней показаны лишь два лежащих на втором и третьем плане мертвых тела да силуэт стоящего спиной солдата вдали, у крепостной стены. Все баталисты изображали лежащих, сидящих или падающих раненых, но никому и в голову не приходило изобразить смертельно раненного бессмысленно бегущим по кругу, чтобы хоть ненадолго продлить ощущение движения, усилия, жизни. Чтобы написать такого раненого, надо было увидеть его и быть потрясенным тем, что увидел.

воспроизвел в этой картине одно из своих первых военных впечатлений в дни обороны Самаркандской крепости, описанное им в книге «На войне в Азии и Европе»: «... Он выпустил из рук ружье, схватился за грудь и побежал по площадке вкруговую, крича: «Ой, братцы, убили, ой, убили! Ой, смерть моя пришла!..» «Ты ляг!» — говорит ему товарищ, но бедняк ничего уже не слышал, он описал еще круг, пошатнулся, упал навзничь и умер...» Это — один из тех смертельно раненных, которые падают на войне сотнями и тысячами и о которых после вспоминает только семья, лишившаяся кормильца.

Светлая тональная красочная гамма и мастерская передача воздушной перспективы говорят о поразительных успехах, сделанных художником в овладении за короткий срок техникой масляной живописи.

В основу картин «» и «» также легли личные впечатления художника от его участия в обороне Самаркандской крепости против превосходящих сил неприятеля. Уместно привести исторические сведения об этой обороне и обстоятельствах, ее сопровождавших.

artpoisk.info

Батальный жанр живописи. Война в живописи

Похожие главы из других работ:

Бытовой жанр в европейской живописи Нового времени как репрезентация повседневности

1.2 Бытовой жанр как особый вид живописи

Бытовой жанр, один из многочисленных жанров изобразительного искусства, который изображает повседневную частную и общественную жизнь. Обычно художник изображал эпоху которая ему современна...

Выполнение живописной работы "Автопортрет"

1.2 ПОРТРЕТНЫЙ ЖАНР В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ

В русском искусстве рубежа двух веков, как и в более ранний период, портрет занимает важное место. Значительность и многообразие произведений, созданных в этом жанре...

Групповой портрет современника

ГЛАВА I. ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ КАК ЖАНР ЖИВОПИСИ

...

Жанры и их виды в театральном творчестве

Жанр пьесы и жанр спектакля

Среди особенностей любой пьесы существенное место занимает ее жанровая природа. Жанр пьесы должен найти свое отражение в жанре спектакля и, прежде всего, в манере актерской игры...

Натюрморт как жанр живописи

2.1 Натюрморт как жанр живописи

Натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией живописи, поскольку он является и составной частью и пробным камнем станкового искусства. В нем максимально раскрываются пластические и колористические возможности живописца...

Портрет

1. Портрет как жанр в живописи

Портрет - (франц. portrait, от устар. portraire - изображать), изображение (образ) какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики...

Постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"

1. Жанр пьесы, жанр спектакля

Всякое произведение тем или иным способом отражает жизнь. Способ этого отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе, и есть жанр. Задача заключается в том...

Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение

3.8 Бытовой жанр

Бытовой жанр в русском искусстве второй половины XVIII века, так называемый «исторический домашний род», будучи вторым в системе жанров, тем не менее не получил развития в стенах Академии художеств в годы расцвета классицизма. В итоге все...

Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение

3.9 Пейзажный жанр

В последней четверти XVIII века приобрел самостоятельность пейзажный жанр. В 1776 году С.Ф. Щедрин стал первым профессором и руководителем пейзажного класса. Характер его пейзажей лирический, поэтичный...

Создание декоративного панно для живописных постановок

вывить применение декоративной живописи и опыт художников прошлых времен в обучении декоративной живописи;

изучить стилизацию декоративной композиции; выявить основные этапы работы; разработать рекомендации для использования декоративной живописи в создании панно. Новизна и практическая значимость работы...

Создание декоративного панно для живописных постановок

1.2 Применение декоративной живописи и опыт художников прошлых времен в обучении декоративной живописи

Стремление к творческому развитию личности впервые обнаруживается в европейской духовной традиции эпохи эллинизма. В этот период творчество и профессиональное ремесло рассматривались как тождественные по своей природе виды деятельности...

Сценарий массового праздника "Нам есть чем гордиться!"

* Жанр

Театрализованный концерт...

Сценическая постановка пьесы Оскара Уайльда "Саломея"

3.1 Жанр пьесы, жанр спектакля

Всякое произведение тем или иным способом отражает жизнь. Способ этого отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе, и есть жанр. Задача заключается в том...

Творческий путь В.М. Васнецова

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА КАК ЖАНР ЖИВОПИСИ

...

Творчество Аверкампа

2.3 Жанр

Скромная, неяркая по краскам природа, своеобразная жизнь людей -- такой, предстает перед нами Голландия, в картинах Аверкампа. Он писал их в небольших, камерных размерах для уютных интерьеров горожан...

cult.bobrodobro.ru

Батальный жанр — Википедия РУ

Битва на реке Воже. Вторая половина XVI века.

Бата́льный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

Формирование батального жанра началось в XVI веке, однако изображения битв известны в искусстве с древнейших времен. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов. В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах, иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого).

К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке — со времени побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.

http-wikipediya.ru

Батальный жанр в живописи, Библиотека статей для художников

Батальный жанр (от франц. bataille – битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных и морских сражений, военных походов прошлого и современности. Такого рода изображения известны с древнейших времен (рельефы Древнего Востока, вазопись Древней Греции, рельефы на фронтонах и фризах античных храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, монументальные росписи Древней Индии, японская средневековая живопись и др.), в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы.

Как самостоятельный батальный жанр формируется в Италии эпохи Возрождения, в творчестве П. Уччелло, Пьеро делла Франческа; героическая обобщенность присуща батальным сценам Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Тинторетто. В 17 в. сближению батальной живописи с историческим жанром способствовали картины Д. Веласкеса, глубоко раскрывавшего исторический смысли этическую подоснову военных событий, и произведения П.П. Рубенса, захватывающие зрителя своими динамикой и драматизмом.

В батальном жанре формируются типы условно-аллегорической композиции с изображением полководца на фоне выигранной им битвы (Ш. Лебрен), небольшой картины с эффектными сценами кавалерийских стычек (Ф. Вауэрман), морских сражений (В. ван де Велде), видами армейских привалов и биваков, перекликающимися с произведениями бытового жанра (А. Ватто). В 1-й половине 19 в. на развитие батального жанра наложили отпечаток историзм и эмоциональный пафос романтизма; события эпохи наполеоновских войн и национально-освободительных движений в Европе запечатлены в живописи А. Гро, Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Верне во Франции, Ф. Гойи в Испании, П. Михаловского в Польше и др. Во 2-й половине 19 в. в военных сценах и батально-исторических полотнах А. фон Менцеля в Германии, А. Фаттори в Италии, У. Хомера в США и др. усиливаются пейзажные, жанровые, психологические начала, внимание к действиям и переживаниям рядовых участников военных действий.

Художники, работающие в батальном жанре, называются баталистами.

paintingart.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта