Алена Аскарова: жизнь состоит из приятных моментов. Аскарова алена картины


Ex libris: Арт-галерея "7:31"

IMAGINARIUM

           

Четвертая в этом учебном году   выставка в Арт-галерее лицея   получила свое название с легкой руки  десятиклассников. «Ничего подобно не было! Это же IMAGINARIUM!»- восхищенно выдохнули они. Челябинский художник Алена Аскарова, автор  экспозиции, о модной нынче игре представления не имела, но с радостью приняла название.  Ведь  по сути любая встреча с настоящим искусством, как и вся жизнь, – игра.  Игра в  ассоциации, в установление  связей - с миром, ближним и самим собой. Игра, формирующая умение жить.  

Алена Аскарова – художник, находящийся в самом расцвете  сил.  Ее бурная жизненная энергия  направлена на два главных дела -  воспитание трехлетнего сына и  создание картин.

Экспозицию в арт-галерее составили 23 картины. По утверждению детей, играющих в  IMAGINARIUM, работы Алены Аскаровой в игровой банк уже входят. Эмоционально напряженные, внутренне конфликтные, они  допускают возможность самых невероятных, диаметрально противоположных интерпретаций.

Работы Алены Аскаровой, как и произведения представленных ранее 28 профессиональных авторов, выстраиваются в единый текст с определенной  внутренней логикой. И здесь  свой «берег левый – берег правый», своя сердцевина. Эзотерические полотна с затейливо-сказочными, фантазийными сюжетами  разместились на одной стороне. На другой – картины с реалистической доминантой. На молодые, прекрасные лица с закрытыми глазами с противоположной стены  смотрят старики. Символические женские образы - и обыкновенные люди из толпы. Не типичное ли для романтического сознания столкновение мечты и действительности?  Между двумя стенами-берегами  картина, имеющая ключевое значение, в ней точка пересечения смыслов.  На полотне изображено могучее дерево. Конечно, предметный образ восходит к архетипическому образу древа жизни, это символ, объединяющий разные  смысловые берега экспозиции. Но очевидный  свет полотна открылся только через месяц жизни картины в галерее. Произошло это  благодаря ясному детскому взгляду.  Древо – фон. Это среда существования  ростка – перышка – листка - язычка пламени.   

Несмело поднимается его сияние из  переплетения корней, из сердечных глубин. И называется картина «Пробуждение». Ощущение себя как неповторимой малости и как части огромного временного потока,  восхищение чудом собственного явления в мир выражено на картине.   Пробуждение - уже  не сон и еще не явь. Еще не открытие, но уже порыв и прорыв. Мудрость как  основа бытия, воплощенная в образе могучего дерева, и младенчески трепетное, беззащитное  начало жизни, загорающаяся искра Божья  – две противоположности, два конца оси, на которой держится  художественный мир мастера. Вообще, мотив равновесия  определяет звучание многих произведений  художника.  На картине «Осеннее равноденствие» он представлен явно. В народном календаре день осеннего равноденствия особенный, он приоткрывает двери в вечность и дарит человеку возможность внутреннего пробуждения и обретения душевного равновесия. Дивный женский образ – воплощение красоты, осеннего довольства и природной полноты. Чуть покачнувшиеся от взмаха крыльев птички концы коромысла как знак зыбкой граница между теплом и холодом,  между бурлящей жизнью и зимним сном. В руках девушки фонарь с живым огнем. Только с этим негасимым теплом можно пройти через мрак и холод. К символистской живописи Густава Климта и к причудливым восточным арабескам  тяготеют картины «Колыбель» и «Дуа». Их янтарно – медовый колорит,  изысканное декорирование, орнаментальная пластика, сюжетное перетекание из  одного возраста – состояния в другое завораживают. Созерцание полотен сродни медитации. В прозрачно – золотой  капле дробится и множится прекрасный образ, символ женственности.  Музыкальная линия рук перерастает в дивную мелодию: лелеющие каплю жизни ладони переходят пределы частного пространства и обретают силу ангельских крыльев, дарящих внутреннее прозрение и защиту. Художник, кажется, ткет саму материю жизни. В странном, причудливом переплетении золотых светоносных нитей, в   ниспадающих потоках роскошных восточных тканей и  драгоценных ожерелий  проступают  женские лица – лики, одухотворенные созерцанием сокровищ собственной души.  Эта же мелодия звучит  в картинах «Жемчужница» и «Весенние цветы». 

Лицезрение себя у Алены Аскаровой не самолюбование. Это особое состояние, не имеющее ничего общего с нарциссизмом. Оно воспринимается художником как норма существования человека, особенно молодого. На всех эзотерических полотнах настойчиво повторяются детали: прекрасные лица изображаются с закрытыми глазами. В европейской традиции это  знак сна или даже  смерти. У Алены Аскаровой деталь приобретает мощный жизнеутверждающий смысл и становится символом самозарождающейся жизни, колоссальной внутренней концентрации, сосредоточенного взращивания своей жемчужины.

Принято считать, любое значительное произведение – это месседж, то есть послание, суть которого открывается посвященным. «Ты сам себе творец и созидатель», «Есть целый мир в душе твоей», «Я и садовник, я же и цветок» - поэтические послания великих. Созвучная с этими формула жизни одухотворяет  полотна Алены Аскаровой.  Без декларативности, назидательности она  создает свой месседж: ты сам отвечаешь за свою судьбу, искра Божья в тебе, остров сокровищ не в далях неведомых, ты сам и есть остров. Смотришь на картины и понимаешь, ты  драгоценный сосуд с мерцающим огнем, дудка Божья, раковина и жемчужина. В собственном пульсе начинаешь физически ощущать биение светлой, радостной, детской энергии,  которую  генерируют полотна.

С эзотерическими  контрастируют  картины с реалистической доминантой. На них изображены старики.  Они узнаваемы. Кажется, в пестрой восточной толпе подобные лица не редкость. О судьбе героев говорят названия портретов - «Дервиш» (нищий), «Чистильщик обуви». Если следовать стереотипам, легко выстроить ассоциативный ряд: «униженные и оскорбленные», «бедные люди», «малые мира сего». Они нуждаются в нашем участии, они вызывают сострадание, они побуждают к милосердию. Но картины о другом. Философия автора опровергает привычную логику. Противоречия между  бедностью и богатством, молодостью и  старостью художник как будто снимает. Лица стариков у Алены Аскаровой  далеки от физического совершенства, но абсолютно прекрасны.   Такое отношение к старости  характерно для восточной культуры. Закат жизни в интерпретации художника — это гимн настоящей красоте. Узловатые руки, испещренные морщинами лица, согбенные фигуры – все тонко прописанные детали, праздничный колорит  как будто эстетизируют старость и приближают нас к пониманию истинной природы красоты.   Она не в безупречно совершенной внешней форме. Это «огонь, мерцающий в сосуде», он и светит, и греет.  Его хватает на всех. Как притча воспринимается картина «Чистильщик обуви». Князь, царь, бог по выражению лица, по стати и сути, он вдохновенно начищает пыльные башмаки. У ног его, кажется, царство раскинулось. А это  всего лишь затейливо изукрашенная  подставка под нехитрые принадлежности. Золотисто сияющий колорит создает ощущение полноты  и богатства жизни. Простая и великая истина  отражена на полотне: нет маленьких людей и незначительных дел, все зависит от твоего отношения к себе, к делу  жизни, к миру; ты сам – источник блага.

Старики Алены Аскаровой – дарители по своей природе. Об этом картина «Собиратель звезд».  Удивляет ракурс изображения. Дивный танец-кружение голубей, звезд и человека видится с немыслимой высоты и   определяется  вдохновенным, каким-то дирижерским движением прекрасных  рук.  Старик не собиратель сокровищ, как герои эзотерических картин. Красоты так много в  мире, так щедро наполнилась светом душа старого человека, что не раздаривать обретенные ценности невозможно. Формула «жизнь есть дар», воплощенная в картинах о молодости,  приобретает у художника в картинах о старости  другой смысл: жизнь есть дарение.

И еще об одном портрете. Старая татарка в национальном костюме. Парадоксальное название «Бисер». И снова противоречие: оно касается уже способа изображения. Характерное лицо прописано реалистично.  А вот одежда - условно. Национальный орнамент, украшающий платок и платье татарки, неожиданно перетекает в фон, перестает восприниматься только как деталь одежды.  Плоскостное изображение орнамента становится  важным само по себе.  Математически выверенный ритм создает ощущение частного и общего времени. Жизнь человека, включенная в контекст национальной культуры, обретает черты универсума. Портрет – своеобразная модель жизни. На нить судьбы нанизывается микроскопический бисер, и сам человек-мастер застилает  неповторимым  и традиционным  узором простое полотно жизни.  Получается счастье. А простое лицо старой татарки становится воплощением истинной красоты. Особую теплоту картины чувствуешь, когда узнаешь, что это любимая бабушка Алены.

Свой философский сюжет имеют натюрморты. К постижению их смысла можно двигаться через рассматривание деталей. Тыквы, ветки рябины и калины, домотканая дорожка, керосиновая лампа – эти  предметы сами по себе намеренно простые, обыденные. Но какой роскошный колорит! Как великолепны золоченые рамы!  Как  торжественны музыкальные  названия -  «Осень догорает», «Прощальная симфония»! Какое ренессансное изобилие и изысканность во всем! Художник как будто открывает потаенный смысл в знакомом и привычном и творит свой вариант сказки о Золушке и обыкновенном чуде. 

Повод задуматься о взаимодействии содержания и формы дает натюрморт «Анютины глазки».  В картине нет композиционного  центра. Длинное полотно можно разделить  и сделать 2-3 чудных вертикальных натюрморта. Но изображение простеньких цветов сковано великолепной  рамой. На первый взгляд она кажется избыточно тяжелой и даже неуместной. Но вкусу художника нельзя не доверять. Трепетное движение жизни она намеренно задержала  и на явлении обыкновенном  поставила свою мету чудесного: «Смотри. Сокровища здесь, сейчас,  рядом, под ногами».

Смысловые потоки картин Алены Аскаровой  часто выходят за собственные берега. Так, в теплом, домашнем натюрморте с геранью на фоне кружевного окна естественно прорастает музыка стихотворения Пастернака «Снег идет…».  

Уже после завершения выставки открылся  еще один смысл  картины «Пробуждение».  Он оказался созвучным с пастернаковским «Гамлетом».  Полотно перевернули и на изнаночной стороне холста  прочитали мексиканскую пословицу:  «Они хотели нас похоронить, но они не знали, что мы семена». И  ровное философское течение взорвал мощный экзистенциальный  поток.  Бытие обращено в смерть, человек обречен. Но вопреки этому, он может подняться до обретения веры в замысел Творца, до  подвига жертвенной любви и противостояния судьбе. 

«Надо жить, надо любить, надо верить», - настойчиво  советовал толстовский герой Пьер Безухов своему другу Андрею. А тот мучился и сомневался. Но шел к обретению себя. Картины художника тоже побуждают к  восхождению через преодоление уныния. И убеждают: правда в красоте и радости.

Экспозиция стала поводом для хорошего диалога с художником, друг с другом и самим собой. Название одной из картин –  моностих «Смахни с души печальный сон». Пятиклассники превратили его в начало своих ямбов и гимнов «К радости».

И в IMAGINARIUM на галерейных уроках, конечно, сыграли. Вот какие ассоциации по поводу картин  возникли. «Песчинка», «Водопад времени», «Благостыня», «Маргарита в детстве», «Блаженные», «Пророк», «Дней связующая нить», «К радости», «Аллилуйя!», «Запредельность», «Дыхание цветка», «Расцвет», «Все и ничто», «Душа», «Я червь, я Бог», «Дыхание на стекле вечности», «Приют для терпящих крушение», «Снежность», «Благодарение», «Узоры судьбы», «Рождество», «Предназначение», «Благолепие», «Жизнестроительство», «Знамение», «Несказанный свет». Осталось  угадать картины, ставшие источником дивных ассоциаций, и наполниться силой их волшебной живой воды.  

Елена Баталова, куратор выставки 

exlibris.fml31.ru

Алена Аскарова: жизнь состоит из приятных моментов |

Выпускница Челябинского художественного училища Алена Аскарова вдохновение старается находить в каждом моменте жизни. Она убеждена: негативным эмоциям на холсте не место. Работы художницы известны и за пределами Южного Урала: ее сюжетные композиции были представлены в Москве во Всероссийском выставочном центре.

“Жизнь состоит только из приятных моментов. Задача художника – научиться их видеть”, – убеждена Алена Аскарова. Даже самые обыденные явления на холсте художницы превращаются в волшебные сюжеты. “Сегодня снег – здорово! Морозец – здорово! Такие простые вещи меня вдохновляют. Тот же гранат я начала писать просто потому, что без всяких философских размышлений – это очень хороший продукт. Когда ты ощущаешь вкус жизни через обычные вещи – это здорово очень! Красоту можно во всем увидеть, было бы желание”, – считает художница.

Позитивному отношению к жизни Алену еще в детстве научила бабушка – талантливая рукодельница и очень творческий человек. “Она могла, вышивая, петь, потом встать, сплясать чечетку и дальше вышивать. Мне сейчас этого цвета, этой энергии, жизнерадостности и не хватает”, – делится Алена Аскарова.

Зато картины Алены Аскаровой наполнены солнечными цветами и сочными оттенками. В сюжетных композициях – любимом жанре художницы – герои, словно жители далекой неизвестной страны. Но прежде, чем научиться создать волшебный мир, Алена прошла традиционный путь художника. Азы рисунка и композиции она постигала в Челябинском художественном училище. Татьяна Сусь, художница, отмечает: “Она очень нежный художник, очень музыкальный. Она с цветом обращается, как с музыкальным инструментом. Он у нее очень пластичен, красив”.

Татьяна Сусь – однокурсница Алены Аскаровой. Но по-настоящему художницы сдружились только после окончания учебы. Прошло уже несколько их совместных выставок. Мнения и оценки подруги для Алены Аскаровой очень важны. Особенно поддержка помогла на первом этапе самостоятельной работы. “Очень сложно было сориентироваться, как работать дальше. Рамки академические очень долго мешали, намерено приходилось их ломать, чтобы обрести какую-то степень свободы”, – говорит Алена Аскарова.

Сейчас степень творческой свободы Алены Аскаровой ограничена только малым пространством комнаты, которая стала мастерской художницы. Мольберт, подрамники для холстов, сами полотна разместились на нескольких квадратных метрах. Работать приходится в так называемых малых формах. Но Алена Аскарова нашла своего зрителя. Состоялось четыре персональные выставки художницы в Челябинске, трижды она становилась лауреатом премии “Арт-шоу”, работы Алены Аскаровой находятся и в частных собраниях зарубежных коллекционеров. “Когда ты находишь отклик у зрителя и понимаешь, что работал не зря и тебе удается что-то донести до зрителя – вот это награда. Для меня человек – наивысшая загадка в жизни, непознанный объект, который хочется познавать, поэтому я всегда радуюсь новым встречам, новым знакомствам”, – утверждает художница.

После каждой такой встречи появляются наброски новых картин, неизменно солнечных и радостных.

www.cheltv.ru

Челябинск | Алена Аскарова: жизнь состоит из приятных моментов - БезФормата.Ru

Выпускница Челябинского художественного училища Алена Аскарова вдохновение старается находить в каждом моменте жизни. Она убеждена: негативным эмоциям на холсте не место. Выпускница Челябинского художественного училища Алена Аскарова вдохновение старается находить в каждом моменте жизни. Она убеждена: негативным эмоциям на холсте не место. Работы художницы известны и за пределами Южного Урала: ее сюжетные композиции были представлены в Москве во Всероссийском выставочном центре.

"Жизнь состоит только из приятных моментов. Задача художника - научиться их видеть", - убеждена Алена Аскарова. Даже самые обыденные явления на холсте художницы превращаются в волшебные сюжеты. "Сегодня снег - здорово! Морозец - здорово! Такие простые вещи меня вдохновляют. Тот же гранат я начала писать просто потому, что без всяких философских размышлений - это очень хороший продукт. Когда ты ощущаешь вкус жизни через обычные вещи - это здорово очень! Красоту можно во всем увидеть, было бы желание", - считает художница.

Позитивному отношению к жизни Алену еще в детстве научила бабушка - талантливая рукодельница и очень творческий человек. "Она могла, вышивая, петь, потом встать, сплясать чечетку и дальше вышивать. Мне сейчас этого цвета, этой энергии, жизнерадостности и не хватает", - делится Алена Аскарова.

Зато картины Алены Аскаровой наполнены солнечными цветами и сочными оттенками. В сюжетных композициях - любимом жанре художницы - герои, словно жители далекой неизвестной страны. Но прежде, чем научиться создать волшебный мир, Алена прошла традиционный путь художника. Азы рисунка и композиции она постигала в Челябинском художественном училище. Татьяна Сусь, художница, отмечает: "Она очень нежный художник, очень музыкальный. Она с цветом обращается, как с музыкальным инструментом. Он у нее очень пластичен, красив".

Татьяна Сусь - однокурсница Алены Аскаровой. Но по-настоящему художницы сдружились только после окончания учебы. Прошло уже несколько их совместных выставок. Мнения и оценки подруги для Алены Аскаровой очень важны. Особенно поддержка помогла на первом этапе самостоятельной работы. "Очень сложно было сориентироваться, как работать дальше. Рамки академические очень долго мешали, намерено приходилось их ломать, чтобы обрести какую-то степень свободы", - говорит Алена Аскарова.

Сейчас степень творческой свободы Алены Аскаровой ограничена только малым пространством комнаты, которая стала мастерской художницы. Мольберт, подрамники для холстов, сами полотна разместились на нескольких квадратных метрах. Работать приходится в так называемых малых формах. Но Алена Аскарова нашла своего зрителя. Состоялось четыре персональные выставки художницы в Челябинске, трижды она становилась лауреатом премии "Арт-шоу", работы Алены Аскаровой находятся и в частных собраниях зарубежных коллекционеров. "Когда ты находишь отклик у зрителя и понимаешь, что работал не зря и тебе удается что-то донести до зрителя - вот это награда. Для меня человек - наивысшая загадка в жизни, непознанный объект, который хочется познавать, поэтому я всегда радуюсь новым встречам, новым знакомствам", - утверждает художница.

После каждой такой встречи появляются наброски новых картин, неизменно солнечных и радостных.

chelyabinsk.bezformata.ru

Челябинская художница Алена Аскарова - миасцам: "Не привыкайте к чудесам!" - Новости Миасса

В картинной галерее открылась экспозиция работ Алены Аскаровой. Челябинская художница привезла в Миасс почти 30 работ. 

Алена Аскарова — выпускница Челябинского художественного училища. С 1997 года — член международной творческой ассоциации «Инкор», с 2003 года состоит в молодежном объединении Союзах художников России. Участник различных выставок - от городских до международных.

В город в Золотой долине Алену Аскарову пригласила миасская художница Наталья Бронникова 

— Чем дольше живу, тем больше понимаю: мир на самом деле чудесен и загадочен, — призналась художница в беседе с собкором U24.RU. - Каждый день становится открытием: другое небо, другая погода. Буквально на днях выглянула в окно — и увидела зеленого дрозда. Он был вообще зеленый, как попугай. Или вот в луже купается сорока. И делает это с таким удовольствием! Впечатление, что она улыбается во весь рот. Хочется, чтобы люди не утратили этого состояния удивления, способности видеть чудесное в каждодневном, обыденном. Чтобы мы со временем не превращались в брюзжащих стариков, которые всем недовольны, которым мир кажется серым, скучным, мрачным…

По словам Алены Аскаровой, прежде она ни разу не была в Миассе. А потому очень волновалась: придут ли миасцы на выставку, как примут. И была приятно удивлена вниманием, доброжелательной неформальной атмосферой на открытии выставки в миасской галерее. В Миассе, по мнению художницы, публика благодарная, по-хорошему жадная до культурных событий.

Скрипач Алексей Бартенев украшает своим исполнительским мастерством практически каждую затею галерейщиков.

- У меня "плейлист" большой, - шутит он.

Хельга Борисова

u24.ru

Ex libris: мая 2017

IMAGINARIUM

           

Четвертая в этом учебном году   выставка в Арт-галерее лицея   получила свое название с легкой руки  десятиклассников. «Ничего подобно не было! Это же IMAGINARIUM!»- восхищенно выдохнули они. Челябинский художник Алена Аскарова, автор  экспозиции, о модной нынче игре представления не имела, но с радостью приняла название.  Ведь  по сути любая встреча с настоящим искусством, как и вся жизнь, – игра.  Игра в  ассоциации, в установление  связей - с миром, ближним и самим собой. Игра, формирующая умение жить.  

Алена Аскарова – художник, находящийся в самом расцвете  сил.  Ее бурная жизненная энергия  направлена на два главных дела -  воспитание трехлетнего сына и  создание картин.

Экспозицию в арт-галерее составили 23 картины. По утверждению детей, играющих в  IMAGINARIUM, работы Алены Аскаровой в игровой банк уже входят. Эмоционально напряженные, внутренне конфликтные, они  допускают возможность самых невероятных, диаметрально противоположных интерпретаций.

Работы Алены Аскаровой, как и произведения представленных ранее 28 профессиональных авторов, выстраиваются в единый текст с определенной  внутренней логикой. И здесь  свой «берег левый – берег правый», своя сердцевина. Эзотерические полотна с затейливо-сказочными, фантазийными сюжетами  разместились на одной стороне. На другой – картины с реалистической доминантой. На молодые, прекрасные лица с закрытыми глазами с противоположной стены  смотрят старики. Символические женские образы - и обыкновенные люди из толпы. Не типичное ли для романтического сознания столкновение мечты и действительности?  Между двумя стенами-берегами  картина, имеющая ключевое значение, в ней точка пересечения смыслов.  На полотне изображено могучее дерево. Конечно, предметный образ восходит к архетипическому образу древа жизни, это символ, объединяющий разные  смысловые берега экспозиции. Но очевидный  свет полотна открылся только через месяц жизни картины в галерее. Произошло это  благодаря ясному детскому взгляду.  Древо – фон. Это среда существования  ростка – перышка – листка - язычка пламени.   

Несмело поднимается его сияние из  переплетения корней, из сердечных глубин. И называется картина «Пробуждение». Ощущение себя как неповторимой малости и как части огромного временного потока,  восхищение чудом собственного явления в мир выражено на картине.   Пробуждение - уже  не сон и еще не явь. Еще не открытие, но уже порыв и прорыв. Мудрость как  основа бытия, воплощенная в образе могучего дерева, и младенчески трепетное, беззащитное  начало жизни, загорающаяся искра Божья  – две противоположности, два конца оси, на которой держится  художественный мир мастера. Вообще, мотив равновесия  определяет звучание многих произведений  художника.  На картине «Осеннее равноденствие» он представлен явно. В народном календаре день осеннего равноденствия особенный, он приоткрывает двери в вечность и дарит человеку возможность внутреннего пробуждения и обретения душевного равновесия. Дивный женский образ – воплощение красоты, осеннего довольства и природной полноты. Чуть покачнувшиеся от взмаха крыльев птички концы коромысла как знак зыбкой граница между теплом и холодом,  между бурлящей жизнью и зимним сном. В руках девушки фонарь с живым огнем. Только с этим негасимым теплом можно пройти через мрак и холод. К символистской живописи Густава Климта и к причудливым восточным арабескам  тяготеют картины «Колыбель» и «Дуа». Их янтарно – медовый колорит,  изысканное декорирование, орнаментальная пластика, сюжетное перетекание из  одного возраста – состояния в другое завораживают. Созерцание полотен сродни медитации. В прозрачно – золотой  капле дробится и множится прекрасный образ, символ женственности.  Музыкальная линия рук перерастает в дивную мелодию: лелеющие каплю жизни ладони переходят пределы частного пространства и обретают силу ангельских крыльев, дарящих внутреннее прозрение и защиту. Художник, кажется, ткет саму материю жизни. В странном, причудливом переплетении золотых светоносных нитей, в   ниспадающих потоках роскошных восточных тканей и  драгоценных ожерелий  проступают  женские лица – лики, одухотворенные созерцанием сокровищ собственной души.  Эта же мелодия звучит  в картинах «Жемчужница» и «Весенние цветы». 

Лицезрение себя у Алены Аскаровой не самолюбование. Это особое состояние, не имеющее ничего общего с нарциссизмом. Оно воспринимается художником как норма существования человека, особенно молодого. На всех эзотерических полотнах настойчиво повторяются детали: прекрасные лица изображаются с закрытыми глазами. В европейской традиции это  знак сна или даже  смерти. У Алены Аскаровой деталь приобретает мощный жизнеутверждающий смысл и становится символом самозарождающейся жизни, колоссальной внутренней концентрации, сосредоточенного взращивания своей жемчужины.

Принято считать, любое значительное произведение – это месседж, то есть послание, суть которого открывается посвященным. «Ты сам себе творец и созидатель», «Есть целый мир в душе твоей», «Я и садовник, я же и цветок» - поэтические послания великих. Созвучная с этими формула жизни одухотворяет  полотна Алены Аскаровой.  Без декларативности, назидательности она  создает свой месседж: ты сам отвечаешь за свою судьбу, искра Божья в тебе, остров сокровищ не в далях неведомых, ты сам и есть остров. Смотришь на картины и понимаешь, ты  драгоценный сосуд с мерцающим огнем, дудка Божья, раковина и жемчужина. В собственном пульсе начинаешь физически ощущать биение светлой, радостной, детской энергии,  которую  генерируют полотна.

С эзотерическими  контрастируют  картины с реалистической доминантой. На них изображены старики.  Они узнаваемы. Кажется, в пестрой восточной толпе подобные лица не редкость. О судьбе героев говорят названия портретов - «Дервиш» (нищий), «Чистильщик обуви». Если следовать стереотипам, легко выстроить ассоциативный ряд: «униженные и оскорбленные», «бедные люди», «малые мира сего». Они нуждаются в нашем участии, они вызывают сострадание, они побуждают к милосердию. Но картины о другом. Философия автора опровергает привычную логику. Противоречия между  бедностью и богатством, молодостью и  старостью художник как будто снимает. Лица стариков у Алены Аскаровой  далеки от физического совершенства, но абсолютно прекрасны.   Такое отношение к старости  характерно для восточной культуры. Закат жизни в интерпретации художника — это гимн настоящей красоте. Узловатые руки, испещренные морщинами лица, согбенные фигуры – все тонко прописанные детали, праздничный колорит  как будто эстетизируют старость и приближают нас к пониманию истинной природы красоты.   Она не в безупречно совершенной внешней форме. Это «огонь, мерцающий в сосуде», он и светит, и греет.  Его хватает на всех. Как притча воспринимается картина «Чистильщик обуви». Князь, царь, бог по выражению лица, по стати и сути, он вдохновенно начищает пыльные башмаки. У ног его, кажется, царство раскинулось. А это  всего лишь затейливо изукрашенная  подставка под нехитрые принадлежности. Золотисто сияющий колорит создает ощущение полноты  и богатства жизни. Простая и великая истина  отражена на полотне: нет маленьких людей и незначительных дел, все зависит от твоего отношения к себе, к делу  жизни, к миру; ты сам – источник блага.

Старики Алены Аскаровой – дарители по своей природе. Об этом картина «Собиратель звезд».  Удивляет ракурс изображения. Дивный танец-кружение голубей, звезд и человека видится с немыслимой высоты и   определяется  вдохновенным, каким-то дирижерским движением прекрасных  рук.  Старик не собиратель сокровищ, как герои эзотерических картин. Красоты так много в  мире, так щедро наполнилась светом душа старого человека, что не раздаривать обретенные ценности невозможно. Формула «жизнь есть дар», воплощенная в картинах о молодости,  приобретает у художника в картинах о старости  другой смысл: жизнь есть дарение.

И еще об одном портрете. Старая татарка в национальном костюме. Парадоксальное название «Бисер». И снова противоречие: оно касается уже способа изображения. Характерное лицо прописано реалистично.  А вот одежда - условно. Национальный орнамент, украшающий платок и платье татарки, неожиданно перетекает в фон, перестает восприниматься только как деталь одежды.  Плоскостное изображение орнамента становится  важным само по себе.  Математически выверенный ритм создает ощущение частного и общего времени. Жизнь человека, включенная в контекст национальной культуры, обретает черты универсума. Портрет – своеобразная модель жизни. На нить судьбы нанизывается микроскопический бисер, и сам человек-мастер застилает  неповторимым  и традиционным  узором простое полотно жизни.  Получается счастье. А простое лицо старой татарки становится воплощением истинной красоты. Особую теплоту картины чувствуешь, когда узнаешь, что это любимая бабушка Алены.

Свой философский сюжет имеют натюрморты. К постижению их смысла можно двигаться через рассматривание деталей. Тыквы, ветки рябины и калины, домотканая дорожка, керосиновая лампа – эти  предметы сами по себе намеренно простые, обыденные. Но какой роскошный колорит! Как великолепны золоченые рамы!  Как  торжественны музыкальные  названия -  «Осень догорает», «Прощальная симфония»! Какое ренессансное изобилие и изысканность во всем! Художник как будто открывает потаенный смысл в знакомом и привычном и творит свой вариант сказки о Золушке и обыкновенном чуде. 

Повод задуматься о взаимодействии содержания и формы дает натюрморт «Анютины глазки».  В картине нет композиционного  центра. Длинное полотно можно разделить  и сделать 2-3 чудных вертикальных натюрморта. Но изображение простеньких цветов сковано великолепной  рамой. На первый взгляд она кажется избыточно тяжелой и даже неуместной. Но вкусу художника нельзя не доверять. Трепетное движение жизни она намеренно задержала  и на явлении обыкновенном  поставила свою мету чудесного: «Смотри. Сокровища здесь, сейчас,  рядом, под ногами».

Смысловые потоки картин Алены Аскаровой  часто выходят за собственные берега. Так, в теплом, домашнем натюрморте с геранью на фоне кружевного окна естественно прорастает музыка стихотворения Пастернака «Снег идет…».  

Уже после завершения выставки открылся  еще один смысл  картины «Пробуждение».  Он оказался созвучным с пастернаковским «Гамлетом».  Полотно перевернули и на изнаночной стороне холста  прочитали мексиканскую пословицу:  «Они хотели нас похоронить, но они не знали, что мы семена». И  ровное философское течение взорвал мощный экзистенциальный  поток.  Бытие обращено в смерть, человек обречен. Но вопреки этому, он может подняться до обретения веры в замысел Творца, до  подвига жертвенной любви и противостояния судьбе. 

«Надо жить, надо любить, надо верить», - настойчиво  советовал толстовский герой Пьер Безухов своему другу Андрею. А тот мучился и сомневался. Но шел к обретению себя. Картины художника тоже побуждают к  восхождению через преодоление уныния. И убеждают: правда в красоте и радости.

Экспозиция стала поводом для хорошего диалога с художником, друг с другом и самим собой. Название одной из картин –  моностих «Смахни с души печальный сон». Пятиклассники превратили его в начало своих ямбов и гимнов «К радости».

И в IMAGINARIUM на галерейных уроках, конечно, сыграли. Вот какие ассоциации по поводу картин  возникли. «Песчинка», «Водопад времени», «Благостыня», «Маргарита в детстве», «Блаженные», «Пророк», «Дней связующая нить», «К радости», «Аллилуйя!», «Запредельность», «Дыхание цветка», «Расцвет», «Все и ничто», «Душа», «Я червь, я Бог», «Дыхание на стекле вечности», «Приют для терпящих крушение», «Снежность», «Благодарение», «Узоры судьбы», «Рождество», «Предназначение», «Благолепие», «Жизнестроительство», «Знамение», «Несказанный свет». Осталось  угадать картины, ставшие источником дивных ассоциаций, и наполниться силой их волшебной живой воды.  

Елена Баталова, куратор выставки 

exlibris.fml31.ru

Челябинск | Наталья Бронникова и Алёна Аскарова представляют - БезФормата.Ru

С 19 февраля по 5 марта в выставочном зале Союза художников России проходит выставка "Таинственное чудо"

Выставка «Таинственное чудо» объединила не только двух ярких самобытных авторов. Непостижимым, чудесным, наверное, образом изобразительное искусство принесло в экспозицию музыку, поэзию, танец, лирическое повествование… Особенная творческая энергетика знакома зрителям ещё по прежним выставкам этих авторов.

Сегодня художники Наталья Бронникова и Алёна Аскарова показывают работы, написанные за последние 4 года. Интересно видеть, как творчество Алёны Аскаровой наполняется новым качеством. Это хорошая, богатая, осмысленная живопись. Экзотические сюжеты и декоративность правдивы логикой образов. Эффект контрастов света и тени, движения и статики позволяют расставить акценты, освободиться от случайного. Всё подчиняется ритму, единому глубокому смыслу.

Знакомый почерк Натальи Бронниковой становится всё более утончённым. Хрупкость образов и линий, изысканнейший цвет отличают и графику, и живопись. «Таинственное чудо» происходит в обыденном мире – и мир преображается. После общения с творчеством этого художника невольно ожидаешь, что вот-вот мелькнут в уличной суете ангельские крылья и станут явью полёты во сне.  Яркий колорит живописных холстов по-весеннему прозрачен и чист. Это мир, увиденный глазами ребёнка, и в творчестве Натальи Бронниковой по-прежнему много «детских» сюжетов. 

В дуэте высвечиваются особенности каждого автора. Восточная тема традиционно присутствует в творчестве Алёны Аскаровой – в работах последних лет оно стало ярче, обогатилось новыми сюжетами. В пластике, колорите, символике содержится глубокий культурный подтекст, обещая дальнейшее развитие темы. Словно в контрасте с Аленой Аскаровой, одухотворенный мир Натальи Бронниковой слегка европейский. Уютные городские улочки, кафе, почти средневековые жанровые сценки - обрамление лирических сюжетов очень характерно. «Пражская» серия и венецианские мотивы графики ещё более подчёркивают это. Образы живописи Алёны Аскаровой, при всей их внешней эффектности, всё более тяготеют к углублённому созерцанию.

Графика Натальи Бронниковой – открытое, акварельно-прозрачное лирическое повествование. И при этом неожиданные и неслучайные сближения в сюжетах, пластике, колорите. Вполне уютно чувствует себя «Маленькая цветочница» Натальи Бронниковой среди натюрмортов Алёны Аскаровой; «Чистильщик обуви» на восточной улочке и Собирательницы устриц» с европейского побережья говорят на одном языке. Тема материнства естественна и прекрасна в женском творчестве, она присутствует и на этой выставке.

Тайна  зарождения новой жизни и детское открытие нового мира связаны между собой. Пожалуй, самое главное объединяющее начало в творчестве двух художников – доверие чуду. Так, дополняя и оттеняя друг друга, звучат два лирических голоса на этой выставке. Именно здесь появилась возможность увидеть, какой большой путь прошли авторы.

Творчество этих двух художников - зрелое, яркое, самобытное искусство обещающее очень много открытий и чудес впереди.

Марья Аникина для chelindustry.ru

chelyabinsk.bezformata.ru

«Не привыкайте к чудесам!» Челябинская художница покажет миасцам свои работы | Новости Миасса

В ближайшую пятницу в «Картинной галерее» пройдет открытие выставки живописи известной челябинской художницы Алёны Аскаровой «Не привыкайте к чудесам!»

«Не привыкайте к чудесам!» Челябинская художница покажет миасцам свои работы

В Миассе открывается выставка работ художницы Алены Аскаровой. Фото: Картинная галерея.

Искусствовед Мария Аникина называет картины Алёны Аскаровой богатой, осмысленной живописью. Экзотические сюжеты и декоративность правдивы логикой образов.

«Эффект контрастов света и тени, движения и статики позволяют расставить акценты, освободиться от случайного. Всё подчиняется ритму, единому глубокому смыслу. Восточная тема традиционно присутствует в творчестве Алёны Аскаровой — в работах последних лет оно стало ярче, обогатилось новыми сюжетами. В пластике, колорите, символике содержится глубокий культурный подтекст, обещая дальнейшее развитие темы. Образы живописи Алёны Аскаровой, при всей их внешней эффектности, всё более тяготеют к углублённому созерцанию», — искусствовед Марья Аникина.

ДЛЯ СПРАВКИ:Алена Аскарова родилась в Челябинске. В 1991 году окончила Челябинское художественное училище. С 1997 года — член международной творческой ассоциации «Инкор», с 2003 года состоит в молодежном объединении Союза художников России. Участник творческой группы «Многолетники». За эти годы организовала четыре персональные выставки, приняла участие в десятках областных и всероссийских вернисажей.

Открытие выставки запланировано на ближайшую пятницу, 3 апреля, в 17.30. Работать вернисаж будет весь апрель. Подробнее о выставке — в специальной группе «ВКонтакте».

Адрес: «Картинная галерея», проспект Макеева, 25а (ТЦ «Восток»), 3 этаж.

1 апреля 2015, 09:21 Автор: U74.Ru - Миасс Для печати

Нашли ошибку?Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

u74.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта