Тайная вечеря раскрыла главный порок человечества. Вечерняя трапеза картина
Икона Тайная Вечеря - толкование и смысл, в чем помогает, история
Особое внимание христиан всегда привлекали события последних земных дней Спасителя. Каждый из них специальным богослужением вспоминается в Церкви перед наступлением Пасхи. Особо торжественным днем является Страстная Пятница, а накануне, в Великий Четверг большинство православных стремится исповедаться и причаститься. Ведь Таинство Причастия установлено было именно в этот день. Это одно из событий, отраженных на иконе «Тайная вечеря».
Почему трапеза была тайной? Потому что Иисуса уже разыскивали, чтобы ложно обвинить и подвергнуть жестокой казни. Это была последняя совместная трапеза Христа с учениками, Он об этом прекрасно знал. Поэтому в этот вечер установил самое главное церковное таинство.
Краткое содержание
О чем повествует икона
События того вечера интересовали не только иконописцев, но и мастеров живописи. Всем известна фреска Да Винчи, по поводу нее ведутся споры до сих пор. Но церковная живопись имеет другие цели, она глубоко символична, даже цвета имеют определенное значение. О чем же должна говорить икона «Тайная вечеря» верующему?
- Сначала надо понять, почему трапеза именно вечерняя? Евреи отмечали Пасху — ветхозаветный праздник, исход их предков из Египта. Решающие события его произошли именно ночью. Заколов ягненка, надо было пометить двери кровью ягнят, чтобы их обошел гнев Господень, направленный на египтян. А сами евреи должны были оставаться в домах до утра. В ту ночь умерли в Египте все первенцы, а фараон сдался и отпустил рабов во главе с Моисеем.
В перспективе становится более понятным установление Христом нового обряда. Больше не нужны кровавые жертвы, ведь Агнцем теперь является Сын Божий. Поэтому икона «Тайная вечеря» означает начало новой эры для человечества, нового этапа в отношениях Бога со своим народом. Поэтому изображение той трапезы находится в каждом православном храме над входом в алтарь. И сегодня, как в ту ночь, в жертву приносится хлеб и вино, потому что кровь больше не проливается, она искуплена Христом.
События, произошедшие в Страстной четверг:
- Омовение ног ученикам.
- Установление Евхаристии.
- Моление о чаше (в Гефсиманском саду).
- Предательство Иуды.
- Взятие под стражу.
Богословское значение святого образа
Но не только это свершилось в тот вечер. Один из учеников оказывается потерян — он решает предать своих соратников, уже существует договоренность, измена оплачена. Число монет даже входит в пословицу. И здесь тоже речь идет не о конкретном человеке — предать Бога может любой, но не любой находит в себе силы для раскаяния. А Господь его ждет, до последнего вздоха. Значение для каждого участника «Тайной вечери» икона передает красками, расположением персонажей, жестами.
Фигура Иуды на некоторых образах выделяется особо — он тянется к центру стола, выдавая себя, как предателя. Его поза выглядит нелепо и даже вызывающе. Так иконописцы подчеркивают всю дерзость и глубину падения Иуды. Даже имя его стало нарицательным.
Место секретной трапезы евангелисты в деталях не описывают. Но вряд ли там были стулья и привычный нам широкий длинный стол. В те времена стульев не было даже у римлян, иудеи если и имели их, то в ограниченном количестве. Использовались они редко, в других случаях. Тогда во время еды лежали на лавках или прямо на полу, подстелив подушку.
Стол же на иконах символизирует совсем другое. Богословское значение иконы «Тайная вечеря» — напоминание о Евхаристии, которая тогда была совершена впервые. Поэтому стол — тут вовсе не обеденный, это прообраз Престола в алтаре. Конкретный момент превращается здесь в момент церковной истории, который сегодня повторяется в каждом храме. Участие в Евхаристии — главная цель христианской жизни, поскольку так происходит соединение с Богом.
Однако на иконах греческого происхождения, как и на русских, можно увидеть очень описательные изображения трапезы: здесь и большая чаша с мясом, рыба, куски хлеба, даже травы. Разной может быть сама форма стола, обстановка горницы. Но всегда фигура Христа выделяется — либо размером, либо одеждой, либо позой.
Место в квартире
Церковные правила оставляют довольно большую свободу для формирования домашнего иконостаса. Основными должны быть образы Христа и Богородицы, другие подбираются исключительно по воле верующего. Икону «Тайная вечеря» можно вешать над другими, как это делается в храме. Но это исключение — в других случаях так поступать не стоит.
Отличным местом будет кухня или столовая — молитва перед приемом пищи обязательна, хотя бы краткая («Господи, благослови!»). Но лучше прочесть «Отче наш». Уместно и достойно. Ничто не мешает разместить данный образ и в других комнатах, если в столовой нет места. Главное, чтобы он не соседствовал с мирскими картинами, фотографиями, вырезками из газет, прочими неуместными вещами.
- Иконы необходимо содержать в чистоте, протирать на них пыль, следить за сохранностью.
- Обветшалые, поврежденные образа не стоит выкидывать — их надо отнести в храм и отдать на сжигание. Либо самостоятельно сжечь в печи, если такая возможность имеется.
- Также следует поступать с остатками освященной еды, огарками церковных свечей, бумагой, в которую были завернуты иконы.
Смысл данного обычая в том, чтобы освященные предметы не попадали в обычный бытовой мусор.
О чем молиться иконе Святая Вечеря
Основным действующим лицом в композиции образа является, конечно, Христос. Он центр всего евангельского повествования. Поэтому любые молитвы Господу могут читаться перед иконой «Тайная вечеря», она помогает сосредоточиться во время утреннего и вечернего правила.
- Если образ в кухне, хозяйка должна помолиться перед тем, как начинать приготовление пищи. Освященная добрым словом еда будет полезной.
- Ежедневно вечером следует исповедовать Христу свои грехи, совершенные за день. Попросить прощения, поблагодарить за милость и терпение Господа, который не наказывает грешников так, как они того заслуживают.
- Перед причастием в храме, глядя на этот образ, следует с сердечным вниманием помолиться о том, чтобы достойно приступить к таинству.
- Можно перед иконой читать покаянный канон, акафисты Христу.
Молитвы необязательно должны быть продолжительными, важней регулярность. Прибавлять их количество следует постепенно. При этом наблюдать за тем, чтобы в сердце не появилась гордость («вот какой молитвенный подвиг совершил!»). Общение с Богом — святая обязанность каждого христианина.
История о художнике
Интересная притча связана с созданием фрески «Тайная вечеря». Когда художник уже составил композицию, оставалось лишь найти моделей, но эта часть оказалась очень трудной. Как среди людей отыскать кого-то, похожего на Христа? Но однажды Леонардо Да Винчи увидел прекрасного юношу, который пел псалмы в церковном хоре. Его лицо сияло добротой. Полдела было сделано.
Только поиски воплощения зла в лице Иуды оказались тщетными. Заказчик уже терял терпение, завершить работу надо было любой ценой. И вот в канаве мастер увидел бродягу. Сильное ожесточение, греховные страсти, злоба — все это так исказило лицо бедняги, что он постарел раньше времени. Бродягу притащили прямо в мастерскую. Немного протрезвев он заявил, что уже видел эту картину.
Оказалось, что всего несколько лет назад именно с него Леонардо писал Христа. Вот как быстро грех может уничтожить человека. Поучительная история, которая, тем не менее, не имеет ничего общего с православными иконами Иисуса. Их стиль весьма далек от европейской духовной живописи, хотя под ее влиянием возникло несколько образов Богородицы.
Разнообразие форм
В древней церкви существовали особые традиции в Великий Четверг.
- В этот день освящали миро, готовясь ко крещению, которое тогда проводилось по субботам и воскресеньям.
- Проводился чин омовения ног — этот урок смирения преподал Сам Христос.
- В византийских церквях также омывали престол, вспоминая, как апостолы готовили трапезу.
- Существовали особые чины покаяния, которые помогали верующим приготовиться к Пасхе.
- Некоторые церкви разрешали послабление поста в этот день.
В России существуют свои народные обряды, которые соблюдаются до сих пор.
- Четверг перед Пасхой называется «чистым» — в этот день надо было не только помыться, но и подготовиться к светлому празднику. Хозяйки пекут куличи, другую праздничную снедь, делают уборку в доме. В деревнях в этот день старались омыться водой из источника — считалось, что она смывает грехи.
Великая жертвенность
На иконе «Тайная вечеря» изображен поистине переломный момент в Евангельском повествовании. Скоро Учитель явит апостолам Божественную природу. А затем и многие из них примут такую же мучительную смерть. И хотя Церковь будет основана в день Пятидесятницы, здесь, в этой горнице, совершилась главная жертва — Господь сначала моет ноги ученикам, потом и тело свое отдает, и кровь, пусть пока в символическом виде, но скоро Он взойдет на Голгофу. Пусть же память об этом событии помогает терпеть трудности временной жизни.
Молитва иконе Тайная Вечеря
«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем»
Тропать Великого четверга
Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.
Псалом 50, покаянный
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Что нужно знать про икону тайная вечеря
Икона Тайная Вечеря — значение, история, в чем помогает was last modified: Июнь 9th, 2017 by Bogolub
Отличная статья 0
Загрузка...Похожие статьи
bogolub.info
Тайная вечеря раскрыла главный порок человечества :: Культура
На картинах, где изображена последняя трапеза Христа, из века в век растет количество еды. Эта тенденция указывает на стремительно прогрессирующую склонность людей к обжорству, считают ученые
После исследования картин с изображением Тайной вечери ученые пришли к необычному выводу. По их мнению, на полотнах отражена склонность людей к перееданию. Об этом пишет журнал International Journal of Obesity, краткий обзор которого опубликован на сайте Science now.По мнению исследователей, это является следствием стремления западного общества к постоянному увеличению количества потребляемой пищи. Пока не известно, выдвигали ли ученые другие гипотезы относительно столь необычного факта.
Это далеко не первое исследование на основе картин, изображающих последнюю трапезу Христа. Так, недавно были опубликованы результаты работы итальянской исследовательницы Сфорцы Галиции. Она заявила, что великий художник Леонардо да Винчи зашифровал в своей "Тайной вечере" дату конца света.
Согласно утверждению Галиции, математическая и астрологическая головоломка была найдена над изображением Христа. Да Винчи полагал, что Армагеддон начнется 21 марта 4006 г. всемирным наводнением, и закончится 1 ноября того же года, после чего для человечества наступит "новая эра". К такому выводу Сфорца Галиция пришла после кропотливого изучения манускриптов да Винчи в университете Калифорнии в Лос-Анджелесе и работы в архивах Ватикана.
Тайная вечеря - последняя вечерняя трапеза Христа с учениками накануне казни. По преданию, десять из присутствовавших в тот день на Тайной вечере апостолов позднее приняли мученическую смерть. Она была одним из излюбленных сюжетов художников эпохи Средневековья и Возрождения. Помимо работы да Винчи, картины на эту тему писали такие известные художники, как Тинторетто, Питер Рубенс, Никола Пусссен и многие другие.
utro.ru
ШАМПЕНЬ ФИЛИПП ДЕ Малая трапеза (Тайная вечеря)
Брюссель, 1602 — Париж, 1674
Холст, 80 х 149 см. Коллекция Людовика XVI; приобретена Лувром в 1777 г.
← Назад к списку картин Лувра
Это тоже надо видеть:
- БУАЛЬИ ЛУИ ЛЕОПОЛЬД Прибытие дилижанса, 1803Ла Бассэ (Север), 1761 — Париж, 1845 ...
- ДАВИД ЖАК ЛУИ Мадам ТрюденПариж, 1748 — Брюссель, 1825 Холст, 1...
- КАРДУЧО ВИСЕНТЕ Экстаз отца БиреллиХолст, 60 х 48 см. Приобретена в 1980 г....
- КОРРЕДЖО Обручение св. Екатерины в присутствии св. Себастьяна и с мученичеством ...Дерево, 105 х 102 см. Коллекция кардинал...
- МЕСОНЬЕ ЭРНЕСТ Баррикада, улица Мортеллери, июнь 1848 г., или Память о гражданск...Лион, 1815 — Париж, 1891 Холст, 29 х ...
- МОРОНИ ДЖОВАННИ БАТТИСТА Портрет священникаАльбино (близ Бергамо), 1520/25 — Бергам...
- ПЕРУДЖИНО Мадонна с младенцем в окружении ангелов, св. Розы и св. ЕкатериныЧитта делла Пьеве, ок. 1448 — Фонтиньяно...
- РЕМБРАНДТ Ангел, покидающий семейство Товия, 1637Лейден, 1606 — Амстердам, 1669 Дерево...
- РЕМБРАНДТ Святое семейство, 1640Лейден, 1606 — Амстердам, 1669 Дерево...
- ФОН КАЛЬКЕР ЙОХАН СТЕФАН, ПРОЗВАННЫЙ ДЖОВАННИ КАЛЬКАР Мельхиор фон Браувайлер, 1...Калькар (близ Клеве), 1499 — Неаполь, 15...
mylouvre.su
Вечерняя трапеза . Повседневная жизнь Европы в 1000 году
Вечерняя трапеза
После окончания вечерни наступало время вечерней трапезы, «цены»[138], в которую входили хлеб и сырые фрукты или облатки — «очень тонкие хлебцы, сделанные из муки, сжатой между железами».
Скудность этой «цены» может удивить при сравнении с относительным изобилием прандиума. Следует добавить, что режим из двух трапез соблюдался только вне периодов постов. Воздержание в пище предписывалось не только в течение 40 дней Великого поста, но также в течение приблизительно пяти месяцев, с сентябрьских ид (13 сентября) до Великого поста. Это был так называемый «монастырский пост» по уставу святого Бенедикта. Кроме этого, днями поста были среды и пятницы между Троицыным днем и 13 сентября. Точно известно, что монахи ели дважды в день в течение всей недели только в период от Пасхи до Троицына дня. Заметим, что, согласно предписаниям святого Бенедикта Анианского, посты прерывались только во время основных праздников: Рождества, Восьмого дня после Рождества, Крещения, Пасхи, Вознесения, Успения Богородицы, а также праздников нескольких особо почитаемых святых.
В дни поста была всего одна трапеза, которая происходила в Час девятый при «монастырском посте» и после вечерни, то есть во время «цены» при Великом посте.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
статьи о Турции, курсы турецкого языка
В 1463 г. на подаренном графом Вимеркати ордену доминиканцев участке земли прекрасный архитектор Джунифорте Солари (замеченный одновременно в строительстве Дуомо) выстроил церковь и монастырь Санта-Мария делле Грацие. Типичный ломбардский романский стиль, характерные для Солари круглые окна-иллюминаторы, с добавленной чуть позже вызванным из Рима Браманте многогранной Трибуной. (Последняя стоит отдельного разговора...) В монастыре, естественно, была трапезная, в которой по церковным канонам должна была висеть картина последней трапезы Христа. И заказала ее монастырская братия художнику Леонардо. Гениальный сын нотариуса из городка Винчи создал не просто картину. Не просто шедевр. Он совершил революцию в живописи. Всего одной фреской он закрыл целую эпоху, перевернул последнюю страницу живописи кватроченто. Он устроил Катастрофу...
После этой картины уже нельзя было писать с той грацией несовершенства, с тем еще чуть детским восприятием мира, который был характерен для художников предренессанса и ренессанса. После нее уже нельзя было заниматься «поисками перспективы». Она, эта сладостная перспектива, была найдена и представлена Леонардо так явно, что не признать ее существования было невозможно... Она была «запатентована» гением Леонардо на весь мир. Оставалось только подражать.
Так же, как найденное его тончайшей душой художника и раскрытое средствами живописи изображение на плоскости сложнейшего психологического движения души человеческой. И мысли. Сложнейший мир соединения в одной судьбе учителя и учеников, жертвы и карателя. Предательства и долга, судьбы и веры. Решимости и страха. Это было настоящее «таинство евхаристии»... И это была катастрофа живописи, ибо дальше начинался другой мир, рисовать который художники еще не умели...
Техника фрески - борьба за минуты. Время, отпущенное художнику для работы, - это время высыхания штукатурки. Такая скорость Леонардо не устраивала. Он хотел размышлять, творить, а не механически торопливо рисовать по заранее заготовленному картону и расчерченной сепией поверхности стены... И он совершает революцию. Он пишет темперой по двухслойной гипсовой пастели, нанесенной на стену. Время работы Леонардо над «Тайной вечерей» вошло в легенду. По разным источникам, он писал картину от трех до шести лет! (Официальной считаются даты 1494-1498). И ни настоятель монастыря, ни сам Лодовико иль Моро, описавший в письмах друзьям свое нетерпение увидеть результат, не смели его торопить... А Моро спешил, так как решил создать в церкви семейный пантеон. И, как оказалось впоследствии, времени у него было в обрез...
Иногда маэстро приходил рано утром и принимался неистово рисовать до изнеможения, иногда неделями не появлялся в трапезной, подбирая в городе типажи - прототипы для ликов апостолов -- и делая бесконечные наброски... Искал выразительные лица, менял композицию. Он творил, именно для этого ему нужна была новая техника, дававшая бесконечное время. Шестым чувством гения он знал, что пишет вечность... Остальное, господа, надо видеть, или нам придется превратить краткое эссе в искусствоведческий труд по анализу одной из самых великих картин человечества...
«Один из вас предаст меня»... Леонардо смог раскрыть трагедию не человека, но самого Бога, возлюбившего и прощающего... Здесь печаль, суд, прощение и вечность...
Здесь несовершенство и надежда... Любовь и вера... Здесь конец, но и начало... «Я есмь альфа и омега...» Не будет преувеличением сказать, что Леонардо написал первую в истории живописи психологическую картину. Написал гениально, разбив двенадцать апостолов на «тройки» и создав различную «режиссуру» для каждой их них. Даже сегодня, через 500 лет, это удается немногим... Леонардо рисует, если так можно сказать, светскую часть иудейского праздника Песах - «первого седера», который собрался отметить с учениками равви Иешуа... Он не касается второй части, чисто христианской - таинства евхаристии, - когда Иисус предложил ученикам вкусить свое тело и кровь... Но и
этого довольно! Именно с «Тайной вечери» в мировой живописи началась эпоха психологического портрета... С «Тайной вечери» началась слава Леонардо как величайшего художника. Уже тогда к ней ездили поклоняться... Уже тогда о ней писали друг другу. Вазари приехал из Флоренции специально, чтобы описать ее для своего литературного труда о художниках - первой попытки искусствоведения...
Остается добавить только, что все беды, свалившиеся на это чудо (кстати, запрограммированные самим Леонардо), не смогли его уничтожить. И не одинаков входящий и выходящий из трапезной человек, ибо даже пятнадцатиминутный сеанс (а именно столько времени проходит от открытия до закрытия специального «шлюза», через который проходят зрители) способен что-то изменить в нашем чувстве мира. Мира, включающего и людей, и идею Бога, и сам космос, который чувствовал и понимал Леонардо... Конечно, если только мы с вами сегодня способны к переживанию и чувствам, как человек того времени... «Радуйся, Равви...»
www.turkishfirst.ru
Свадебная трапеза. Вступающим в брак
Свадебная трапеза
После окончания Таинства Брака новобрачные возвращаются в свой дом, где их встречают родители жениха и невесты. По традиции, супругам преподносят хлеб-соль и благословляют иконами Господа Иисуса Христа и Богородицы на счастливую семейную жизнь. Новобрачные целуют руки родителей и входят в свой дом, чтобы поставить в передний угол иконы и зажечь перед ними лампаду. После этого начинается свадебная трапеза, на которуюсобираются родственники, друзья новобрачных и приглашенные гости. Что касается непосредственно поведения на свадебной трапезе, то по этому поводу Церковь дает некоторые рекомендации. Так, по 53-му правилу Лаодикийского собора: «Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты, и также гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам». Необходимо понимать, что свадебная трапеза – это христианская традиция, и на ней не подобает себя вести так, как обычно ведут себя люди на светских гуляньях. На свадебной трапезе должно радоваться за молодых, желать им всяческих успехов в совместной жизни, можно выпить за их счастливую семейную жизнь, но при всем при этом, необходимо соблюдать религиозное благочестие и умеренность. Свадебный пир должен быть лишен всякого невоздержания, разгула, неприличия в поступках и словах и т. п. Святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к одному из организаторов брачного пира, говорит следующее: «Видишь ли, с каким благочинием в древности совершались браки? Послушайте вы, пристрастившиеся к сатанинским забавам и с самого начала опозоривающие честность брака: были ли тогда свирели, были ли кимвалы, были ли пляски бесовские? Скажи мне: зачем ты тотчас вводишь в дом такой срам и созываешь лицедеев и плясунов? Чтобы этою безвременною роскошью и целомудрие девицы, оскорблять и юношу сделать бесстыднее? И без таких распалений трудно этому возрасту спокойно выдерживать бурю страстей» [25, с. 8]. Важно отметить, что далее святитель Иоанн Златоуст указывает на отличительную черту христианского брачного пира, – духовное веселье: именно на этом и следует сделать акцент участвующим в данном событии. В другом месте святитель Иоанн Златоуст пишет: «Умоляю вас… не следуйте принятым обычаям. Знаю, что многие, ссылаясь на эти обычаи, не хотят и слушать наших слов; несмотря на то, мы обязаны сказать, что полезно и что может избавить от будущих наказаний. Где столь великий вред для души, для чего тут указываешь ты мне на обычай? Вот и я предлагаю тебе обычай гораздо лучший, соблюдавшийся в древности, когда люди еще не имели таких понятий… о благочестии… Не будем же срамить самих себя, не будем нарушать досточтимости брака» [25, с. 9–10]. Святитель Иоанн Златоуст особенно выделяет значение брачного пира в деле дальнейшего устроения семейной жизни, отмечая, что, как будет проведен брачный пир, так и будут устраиваться житейские дела. В конце XIX столетия святая мученица, царица Александра Федоровна, писала: «День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь» [9, с. 2]. Здесь также можно выделить указание на то, что радость (в том числе и на свадебном пире) должна быть не бурной и безудержной, а глубокой и спокойной.
Есть и еще одна добрая традиция в праздновании браковенчания. Так, например, если венчающий пару священник является для них знакомым или духовником, и если он не занят на службе, то молодые могут пригласить на свадебную трапезу и его. В таком случае, празднование браковенчания станет еще более мирным и благопристойным.
Свадебная трапеза – это, конечно же, не часть Таинства Брака; однако с этим Таинством она имеет некое духовное единение, так как следует непосредственно за ним. Таким образом, Церковь и призывает новобрачных, а вместе с ними и всех христиан, отмечать данное событие торжественно, спокойно и благоразумно, не выходя за пределы христианского благочестия. Следует также помнить и о том, что Господь Иисус Христос незримо пребывает на всяком христианском брачном пире, как присутствовал Он на брачном пире в Кане Галилейской и как обещал Своим ученикам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
religion.wikireading.ru
Богомольцу в назидание
Как там у В. Заболоцкого: «Колотушка тук! Тук! Тук!..» А монастырская колотушка располагалась у нас почти прямо под окнами. Все подхватились, словно солдаты по сигналу «тревога», и так же быстро надели на себя лучшее из одежды. Я снова в черном. Недалеко от нашей комнаты, в конце коридора, находилась еще одна лестница, по ней мы спустились в монастырский дворик и даже обошли его изнутри по периметру. Пока никто на нас не обращал внимания, пофотографировались: за алтарем на фоне мраморных крестов, на ступенях кафоликона, на фоне большущих кувшинов с цветами, в пространстве между колоннами поддерживающими балкон-терассу. И вот народ потянулся в храм.
На Афоне я впервые увидел завесу, отделяющую притвор от трапезной, или основной части храма. В какой-то момент завеса открывается, в какой-то она прикрыта. Мне про это в семинарии ничего не рассказывали. Когда открывается или закрывается катапетасьма в Царских вратах, я знаю. Но вот такая завеса для меня была в диковинку. Всего дважды я видел эту завесу открытой. Вероятно, это были особо торжественные моменты богослужения. Я стал в стасидию через одну от игуменского места, куда указал канонарх. Вскоре появился и сам отец Парфений. Уже нескольких греческих игуменов мне довелось видеть. Такое ощущение, что это дети одного отца: все они определенно имели между собою сходство. Седовласые, большебородые, строгий взгляд черных глаз из-под мохнатых бровей.
Отец Игумен стал на свое место, и к нему потянулся народ, находящийся в храме, под благословение. Сам настоятель обители держал руку в имясловном сложении пальцев на уровне груди, а присутствующие в храме богомольцы, друг за дружкой подходили, низко кланялись и целовали неподвижную благословляющую десницу. Я некоторое время находился в нерешительности - подходить или не подходить – я иерей, а он не епископ. Не видя никого в подобном положении, чтобы подражать традиции, а не нарушать её, я все же решился подойти и поприветствовать начальника гостеприимной братии. «Шапка не упадет - подумал я, - это лучше, чем выглядеть в глазах здесь живущих и молящихся невеждой». Сотворив поясной поклон, я приложился к руке игумена. Свою руку он не одернул, внимательно посмотрел на меня, а я вернулся на «свое» место.
Началась и потекла вечерняя служба. Греческие богослужебные напевы имели трудновоспроизводимую для европейского уха гармонию. Мне иногда казалось, что те, кто поет за службой, делают это, как Бог на душу положит. Скорее всего, это не так. Певец из меня никудышный, и поэтому я не запомнил даже самой простой мелодии (а были ли простые?). Рассматривать нечего, в том смысле, что все я уже рассмотрел в других храмах и монастырях, а внутреннее устройство кафоликонов на Афоне похоже. Безусловно, в деталях есть много отличий, но в целом устроение храмов в некотором смысле «типовое». Потянул четки. Служба совершилась скоро, и все в определенном порядке пошли по кругу прикладываться к иконам. В этом порядке нашлось место и для меня. Несмотря на то, что иерейского креста у меня на груди не было (наперсный крест на Святой Горе – это привилегия настоятеля обители), братия монастырей всегда безошибочно определяли мой сан. И всегда находился тот, кто подсказывал, за кем я должен делать поклоны и подходить к иконам. Приложившись, народ потянулся к выходу. Выход из храма находится напротив дверей трапезной и соединен с ней двускатным изящным навесом. Вероятно, это сделано для того, чтобы и в дождь, не замочившись, следовать к приему пищи.
Снова регулировщик, и снова мне указано место за столом, у восточной стены. Оказавшись один за длинным накрытым столом, даже после молитвы, я не решался начинать ужинать, свеж еще был Ватопедский опыт… Но, видя, что никто не обращает на меня внимания и больше пересаживаться не придется, я начал кушать. Помидор, зеленые оливки, сыр, жареные овощи, хлеб и кувшин с холодной водой – незамысловатая трапеза. Натуральные продукты, не приправленные ничем, – этого вполне достаточно, чтобы не было соблазна для чревоугодия и в то же время вполне сытно. Дома этого не будет, и поэтому я ел вдумчиво, не торопясь, запоминая. Стол с Игуменом находился слева от меня и венчал помещение с южной стороны. За игуменским столом сидел знакомый мне иеродьякон Давид, служивший вечерню иеромонах и маститые, в возрасте за 60, иноки, которых я видел за богослужением певшими антифонно.
Покушав, все встали и, поблагодарив Бога, в определенном порядке пошли на выход. Игумен стоял по правую сторону от дверей и благословлял выходящих, а напротив него, согнувшись в глубоком поясном поклоне, стояли монахи, готовившие пищу. Многовековой размеренный и величественный порядок, в который вливаешься сразу.
Скажу прямо, я волновался и с нетерпением ожидал когда вынесут святыни (это совершается сразу после вечерней трапезы). Гуськом мы поднимались по мраморным ступеням Сретенского храма. Опять прикладывались к особо чтимым иконам обители, а в это время перед Царскими вратами был установлен застланный стол, на который высокий иеромонах в епитрахили (она делала его еще выше) выносил из алтаря благодатные ковчежцы и ларцы с духовными драгоценностями. Открывая эти сосуды, священник комментировал на английском языке, что в них находится. Там были: нога левая от стопы до колена св. Григория Богослова; часть от локтя с плотью св. Максима исповедника; голова св. Феодоры Александрийской; часть св. великомуч.Пантелеимона; частицы св. 40 мучеников; нога правая преподобномуч. Каллиника нового; часть св. Василия Великого. И венчал все это ларец с тремя золотыми пластинами даров Волхвов. Две тысячи лет они заботливо сохранялись. К их узорам прикасался Спаситель. Через мгновение и я, грешный раб Божий, прикоснусь своими нечистыми губами к ним! Этот внутренний трепет нельзя описать. Меня не ударило молнией и не отбросило прочь – Бог милостив и любвеобилен…
Сохраняя тишину в сердце, я вышел из кафоликона и побрел в комнату, чтобы взять блокнот и ручку. Важно было донести нерастраченными свои впечатления близким людям, вам.
Разговаривать не хотелось. В похожем состоянии пребывали и мои спутники. Интересное дело, я ведь говорун. А здесь молчание было подобно меду, им насыщаешься, получая и духовную радость, и физическое удовольствие.
Святой преподобный Силуан Афонский испытывал подвижников монашеского делания вопросом: «Как говорят совершенные?» И если люди недоумевали, отвечал, что совершенные говорят то, что им дается Духом Святым, а от себя не говорят ничего. У меня не так. Приходят люди со своими нуждами ко мне на приходе, и я говорю много, пытаясь утешать или «просвещать». И даже если бы во мне и зазвучал голос Духа Святого, то я Его, скорее всего, не услышал бы из-за многоглаголания. Есть внутреннее беспокойство о произносимом. Я подробно и ярко объясняю то, о чем есть у меня даже небольшие знания, но нет основательного спокойного ведения, которое не нуждается в многословии.
Беседуя на заре своей юности с одним талантливым художником, я с удивлением от него узнал, что он, чтобы быть понятым, обычно в своих «работах» не договаривает, не дописывает, приглашая того, кто смотрит на его картины, к сотворчеству. И в этом случае, как правило, люди трактуют его художественный замысел правильно. А вот стоит ему прописать всё до мелочей на холсте, и получается, как в детской игре «Испорченный телефон»: каждый слышит и видит что-то свое, но очень далекое от авторского замысла. И я никак не могу научиться молчанию. Из меня «прет», а должно «рождаться». На Афоне у меня получилось молчать, немножко, чуть-чуть, но этого было достаточно, чтобы, вкусив сладость этого состояния, представлять, к чему следует стремиться. Уроки Афона. Усвоить бы их.
Следующий раздел
www.palomnik.by